Содержание
- Одержимость
- Одержимость нечистью, симптомы одержимости
- Одержимость бесами или психическое заболевание?
- Как не дать вселиться бесу
- Бесноватость в Библии
- Помощь одержимому
- Одержимость бесами сегодня…
- Почему бесы овладевают человеком?
- Признаки бесноватого человека
- Что делать, если человек одержим бесами?
- Как защититься от напасти бесовской?
- Одержимость vs психиатрия: 4 признака вмешательства «потусторонних сил»
- Демоническая одержимость: теологический и медицинский подход
Одержимость
Одержимость нечистью, симптомы одержимости
Что такое одержимость?
Под этим термином скрывается множество состояний. Одно из них — то, когда человек находится под сильным влиянием злых сил, духов, диавола. Другое — термин, который используется в психиатрии. Люди могут говорить об одержимости и в положительном ключе — «он одержим идеей помочь людям». И все же одержимость предполагает нездоровое увлечение или те моменты, когда человек не может контролировать себя. Одержимым требуется помощь и порой участие Церкви. О чем бы мы ни говорили, — о психическом заболевании или о духовном состоянии, православные христиане верят в то, что Всесильный Господь способен помочь человеку, который борется с одержимостью.
Еще Библия дает нам упоминания о том, что некоторые люди могут быть одержимы злыми духами. Поэтому христианам сомневаться в реальности существования одержимости не приходится.
В «Деяниях Апостолов» (19, 13-16) есть такой рассказ: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? — и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома». Перед Иисусом Христом бесы трепетали, и в Его земной жизни также были эпизоды исцеления одержимых.
Как узнать, что человек одержим?
Не существует определенных «симптомов» или признаков одержимости. В Библии упоминания одержимости относятся, скорее, к эпизодам, когда человека одолевали греховные мысли, с которыми он никак не мог справиться. Мы тоже часто употребляем в речи это слово, рассказывая о том, что человек «одержим ревностью» или «одержим злобой».
Если говорить об упоминании подобных состояний в Писании, речь обычно шла о подобии эпилептического припадка, потере дара речи или необычного поведения, хуления святых. Но, если Библия — богодухновенный текст, то к другим сообщениям об одержимости стоит относиться критически. Мало кто знает, что состояние «одержимости» упоминается и в психиатрии. Одержимость даже имеет код по МКБ. То, что одержимость чаще встречалась в литературе и свидетельствах древности, кстати, говорит о том, что психиатрия, как наука в медицине, тогда практически не существовала или была, скорее, карательной, чем направленной на помощь людям. Во времена инквизиции многие пострадали вследствие того, что одержимыми посчитали психически больных людей.
Отчитка бесноватых?
Одержимость бесами или психическое заболевание?
Как отличить одержимость от психического заболевания? Может быть, человек не одержим? Почему «отчитки» и сеансы экзорцизма помогают, если одержимость — следствие психического расстройства?
Пункт F44.3 «Транс и одержимость» описывает то, что многие могут принять за одержимость бесами. Тем не менее во многих случаях речь идет о тяжелом психическом расстройстве, которое требует помощи психиатра. Конечно, обращение к Церкви и исцеление по молитвам Господу случается, но, человек не может брать на себя ответственность и лишать близкого квалифицированной помощи, если по его мнению человек одержим. В случае, если вы подозреваете у кого-либо одержимость, покажите его психиатру. Раньше врачи называли одержимость «какоденомания». Люди, страдающие этим расстройством нередко, на самом деле, болели шизофренией. Из-за раздвоения личности они считали, что одна из их личностей — это демон. Подобными расстройствами часто страдают люди с нарциссическими наклонностями.
Известны случаи, когда люди имитировали одержимость, чтобы привлечь к себе внимание. Им также требовалось помощь психиатра. Сейчас бред одержимости встречается нечасто, потому что в обществе не принято, как в средние века, списывать любое состояние, в котором у человека наблюдается расстройство личности, на одержимость.
В случае, когда человеку с заболеванием «одержимость» помогали в Церкви врачи не раз говорили об «эффекте плацебо» и самовнушении.
Отчитки в православии
Православная Церковь, как правило, не проводит специальных обрядов для тех, кто страдает от одержимости. Это возможно по особому разрешению от правящего архиерея. В свою очередь, в католической Церкви существует обряд экзорцизма. Об этом существует немало художественных фильмов и литературы.
В православии «отчитка» — скорее, редкость. В Троице-Сергиевой Лавре отчитку проводит отец Герман (Чесноков). Отчитка — специальный чин, который читается с целью помочь людям, в отношении которых доказательная медицина бессильна. Верующие обращаются за помощью к Господу. Отчитка не стоит никаких денег, поэтому верующие могут обращаться за помощью. И, все же, в первую очередь следует исключить психические заболевания. Границы между патологией и вмешательством сверхъестественного провести в случае с одержимостью непросто. Делать это должен специалист. Если вы опасаетесь, что врач, не верующий в Бога, может пропустить состояние одержимости, то спешим вас утешить — многие психиатры — религиозные люди и одновременно с врачом можно обратиться за духовной помощью в Церковь.
Священник, который видит, что у человека симптомы эпилепсии, которые можно принять за одержимость, в первую очередь, направляет человека к эпилептологу, а не на отчитку.
Отчитки в протестантизме
Интересно, что традиционные протестанты (лютеране) не проводят никаких обрядов для людей, страдающих одержимостью. Праведная жизнь и молитвы — это то средство, которые протестанты предлагают одержимым злыми силами.
В христианстве не сформировалось единого отношения к одержимости, так как многие из тех, кто якобы ей страдал, на самом деле, были жертвами психического заболевания, притворялись, чтобы получить славу. Некоторые также считают, что Господь допускает одержимость не случайно. Когда люди видят необычные и сверхъестественные вещи, творимые через зло, они могут задуматься об обращении к Богу и о том, что реально не только тело, но и душа. Физическое и душевное состояние человек может напрямую зависеть от того, какую жизнь он ведет.
К сожалению, многочисленные примеры показывают, что праведная жизнь — не является гарантией как душевного, так и физического здоровья. Но, христиане не должны строить свою жизнь в ожидании награды на земле. Иисус Христос победил мир, поэтому мы ищем награды на Небесах.
Как не дать вселиться бесу
Существуют ли конкретные рекомендации о том, что делать, чтобы не вселился бес? Возможно ли, что одержимость — следствие неправедной жизни? Помогает ли от одержимости Причастие?
Не существует рекомендаций и алгоритмов, выполнив которые можно точно знать, что бес не вселится в человека. Церковь допускает и проводит освящение жилища, средства передвижения, но христианская вера не предполагает ритуалов или обрядов, которые надежно защищают от одержимости. Это не более, чем суеверие. Особенно осторожно следует относиться к предложениям спасти от одержимости на коммерческой основе. Многочисленные священники предлагающие амулеты и обереги от сглаза или злых духов не имеют никакого отношения Церкви. Бог дал нам свою благодать бесплатно.
Можно ли купить отчитку?
В Троице-Сергиевой Лавре всегда благодарны паломникам за посильное пожертвование, но «отчитка» не имеет определенной стоимости и нет чинов, которые за деньги изгоняют бесов из человека.
Согласно наставлениям отцов Церкви злому духу сложно войти туда, где пребывает Святой Дух. Люди становились открыты к злу, когда их души были одержимы грехом, дурными помыслами. Так Иуда предал Христа, одержимый жадностью. Конечно, не бывает безгрешных людей, но надо стараться, чтобы грех не завладел душой человека, не вытеснил присутствия в человеке Божественного начала. Ведь мы были созданы по образу и подобию Небесного Отца.
Если христианин живет церковной жизнью, исповедуется и Причащается, искренне хочет жить по Завету Христа, ему не следует опасаться того, что он станет страдать от одержимости. Не следует обращать внимание и на глупые суеверия, которые указывают на возможность сглаза, предостерегают от контакта с черными кошками и женщинами, которые несут пустые ведра. Злые духи бессильны перед Христом, на что прямо указывает Его победа над смертью и адом.
Бесноватость в Библии
Упоминалось ли одержимость бесами в Библии? Говорит ли Библия напрямую о том, что одержимость действительно существует и, какую опасность она представляет? Стоит ли верующим опасаться одержимости и, способны ли злые духи внушить свою волю целому народу?
В Библии встречаются упоминания о том, что злые силы ищут себе жертв. Апостол Павел говорит «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», при этом мы знаем, что Бог сильнее диавола и Иисус исцелял одержимых.
В книге Иова диавол действительно причинил вред человеку, но по допущению от Господа. Все, что делает Господь, Он совершает во благо человеку.
В Дан. 10:13 мы видим также свидетельства о том, что одержимость может распространяться не только на одного человека, но и на целый народ. Многие считают, что история нацизма в Германии может служить таким примером.
Помощь одержимому
Что же делать, если нам кажется, что человек одержим? Вызывать скорую психиатрическую помощь, молиться, обращаться к экзорцистам из других конфессий или искать старцев, которые проводят отчитки?
Если вы считаете, что у близкого человека есть признаки одержимости, в первую очередь покажите его врачу. Иногда люди начинают вести себя нетипично или агрессивно из-за психических заболеваний или органических поражений головного мозга. Это не отменяет возможности попросить молитвенную и духовную помощь в Церкви, так как Господь исцеляет человека от любых недугов, если это — именно то, что требуется для спасения души. Посоветуйтесь со своим духовником или со священником, которому вы доверяете.
Одержимость бесами сегодня…
Одержимость бесами сегодня…
Ответы журналисту газеты «Вечерняя Москва»
Дорогие! Предлагаю небольшое интервью, которое я дал на днях газете «Вечерняя Москва». В одном из ближайших номеров оно будет опубликовано.
Как проявляется одержимость?
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Привет вам из Петербурга и самые добрые пожелания. А теперь, к делу:
Одержимые люди на самом деле существуют. Вы помните, что несколько месяцев назад в Россию привозили большую святыню: Пояс Божией Матери. Я присутствовал в храме в тот день, когда Пояс привезли в Петербург. Бесчисленной чередой подходили люди и прикладывались к Поясу. Вдруг храм сотряс страшный вопль. Я находился в алтаре, достаточно далеко, но даже у меня побежали мурашки по коже и я выбежал посмотреть, что же происходит. А происходило вот что. Интеллигентная по виду и стильно одетая женщина вдруг, приблизившись к Поясу, упала и закричала диким, нечеловеческим голосом. Сразу вспоминаются рассказы Евангелий о том, как Христос проходил мимо групп людей или входил в какие-то собрания и люди начинали кричать: бес, находящийся в них, себя обнаруживал!
Скажите, друзья, а разве вы никогда не видели, как у вашего товарища или коллеги, когда вы заговариваете о вере, о Церкви, вдруг меняется лицо? И с современным и толерантным человеком, с которым и поболтать, и обсудить новости можно, и он всегда оказывается терпимым и широким в своих взглядах, при упоминании о христианской вере вдруг происходит что-то странное?
Кстати, для меня типичным примером такого беснования является Невзоров.
Порой, чтобы понять, что с человеком что-то не то, достаточно просто посмотреть ему в глаза… Это может быть современный и даже известный человек, может быть политик, бизнесмен или артист. Посмотрите в его глаза – и вы поежитесь. Там сверкает что-то демоническое.
Беснование – не средневековый миф, а реальность. Просто раньше, при простоте людей, это все проявлялось нецивилизованным образом: человека корежило, он орал непристойные вещи. Сегодня бес действует в соответствии с культурным уровнем людей. Человек может быть светским львом, но бесов в нем больше, чем в бесноватом, который кусается и бросается на людей…
Насколько распространено это явление?
Я бы сказал, что существуют разные формы беснования. Есть, если принять современный стиль определений, то, что я бы назвал «мягкой формой» и «серьезной формой» беснования. Мягкой формой беснования одержимы все люди, в которых есть непобежденные страсти. Поясню, что такое страсть. Это уродливо искаженное чувство, чувство, которое из-за наших грехов исказилось, стало ненормальным.
Например: прекрасно, когда мужчина любит женщину и испытывает к ней эротическое влечение. Но для того и существует брак, чтобы человек правильно и мудро реализовал свое чувство. А вот когда мужчина будет стремиться к удовлетворению одной стороны этого чувства, а именно сексуальной, и будет вновь и вновь с помощью разных женщин удовлетворять свое желание, – это страсть.
Нормально выпить рюмку, а то и пять с друзьями, в праздник. Но когда человек становится рабом этого желания – это страсть.
Страстью может быть не только блуд, но и ненависть, которую человек в себе культивирует, или, скажем, жадность, ну и, конечно, курение, обжорство и т.д.
Страсть – это уродство чувства. Это мука, преодолеть которую очень трудно. Так вот, святые отцы открыли потрясающую тайну наших страстей и нездоровых желаний. Оказывается, кроме наших собственных слабостей и потакательств, тут не обошлось и без влияния темных бесовских сил, подталкивающих нас вновь и вновь совершать грех. Бесы оккупируют душу грешника, потакающего страстям, и скоро такой человек становится игрушкой в их лапах.
Грустно, когда человек не желает изгонять бесов из своей души… Это все равно, что не лечить серьезную болезнь. Она будет постепенно подчинять себе и губить человека. Кто не видел этого проявления беснования у человека, одержимого какой-нибудь страстью? Самый известный пример – алкоголизм, наркомания. Обаятельный и добрый человек, одержимый страстью к вину, если его лишить «дозы», превращается в демона, который готов растоптать самое дорогое в его жизни.
И с этим ничего не поделать?
Конечно, поделать! Опыт священнического служения показывает: если человек, даже не имеющий сил сопротивляться какой-то страсти, ведет церковную жизнь, то искушения постепенно отступают. Многие люди говорят, что сами, без исповеди и Причастия, они не справились бы со своей страстью. Благодать Божия – изгоняет бесов.
Чем отличаются проявления одержимости от симптомов психической болезни?
Отличий таких немного, поэтому порой бесноватого можно принять за сумасшедшего, и наоборот. Но такие отличия есть. Бесноватый – это практически всегда человек недобрый, испытывающий отвращение к благочестию и святыне. В подавляющем большинстве случаев бесы вселяются в человека, который своими грехами приготовил для них жилище: собственную душу. Убийцы, насильники, блудники, кощунники, циники, оккультисты, сатанисты… это начало длинного списка людей, являющихся бесноватыми, в какой бы, как мы выражаемся, «форме» это ни протекало.
Но надо сказать, что многие люди, считающие себя бесноватыми, на самом деле не бесноватые, а просто находятся в состоянии какого-то психического расстройства.
Как этот «недуг» попадает в человека? В какой момент?
Это не недуг. Недуг – это то, что, попадает в нас помимо нашей воли. Здесь же человек приготовил душу своими сознательными действиями, если так можно выразиться, он шел к тому, чтобы стать бесноватым.
Бесы проникают в нас из-за наших грехов. Старайся жить христианской жизнью, исповедуйся и причащайся – и эта беда тебя не постигнет.
С кем это может случиться?
Я уже говорил, что беснование – это беда, которой подвергаются люди, не защищенные благодатью Божией, не ведущие христианской жизни. Хочешь быть свободен от этого? Веди церковную жизнь, старайся исполнять заповеди Божии – и ничего не бойся.
Зачем «зло» вселяется в человека?
Это не безличное зло. Существует некий вдохновитель и инициатор зла – сатана, диавол… Имен у этой сущности много, но по сути имя его одно: враг рода человеческого.
Когда-то это существо взбунтовалось против Бога. К сатане примкнули некоторые ангелы, так что получилось противобожественное царство: мир бесовский.
Эти сущности думают (а, может, уже и не думают, а просто злятся и подличают), что они смогут в вечности получить какую-то свою часть и какую-то свою, изолированную от Бога, жизнь. Конечно, это миф. Никакой жизни вне Бога в том мире, который наступит после преображения Вселенной, не будет.
Так вот: диавол, сам идущий к погибели, мечтает, чтобы и любимое создание Божие – человек, который призван к вечной жизни, – также погиб. Вы спросите: но если бесы знают о том, что их конец неминуем и он будет печальным, то почему же они все еще сопротивляются и так подличают? Я думаю, тут подойдет аналогия с врагом, который окружен и понимает, что он все равно проиграет, но продолжает агрессивно защищаться, чтобы хоть кого-то с собой на тот свет утащить.
Расскажите, пожалуйста, о примерах из Вашей практики.
Однажды в храм пришел один человек. Это был молодой парень, молдаванин, из молдавской деревни. Он по-русски не говорил, с ним был двоюродный брат, который переводил.
Этот молодой человек был в отчаянии. С его женой, молдаванкой из его же села, уже несколько дней творилось что-то невообразимое. Она на всех кидалась, порвала и спустила в унитаз иконки, изрыгала проклятия, была совершенно невменяемой. Потом эти приступы проходили, и она снова становилась обычной женщиной: доброй, спокойной.
Молодой человек рассказал, что жена его занималась колдовством, как и ее бабка. Сама женщина в детстве была крещена, но в храм не ходила, не молилась, воспитывалась без веры. И вот теперь такое…
Я попросил завтра привести эту женщину.
Они привели ее вечером, у меня как раз заканчивалось занятие взрослой воскресной школы, которое проводится в боковом приделе храма. Миловидная молодая женщина с интересом крутила головой, все рассматривала. Мы с учащимися прочитали после занятия молитву, и я к ней направился. Вдруг лицо этой женщины изменилось, она попятилась. Ее крепко держали. Я подошел совсем близко. Женщина съежилась, а когда я осенил ее крестом, дико завыла и бросилась на меня. Она ухватилась за мою рясу, выла и что-то кричала по-молдавски. Я положил ей руки на голову и молился. Постепенно, в течение полуминуты, женщина затихла и сползла вниз. Ее отцепили от меня – ряса была порвана. Женщина пришла в себя, встала, ничего не помня, и со страхом глядела на меня.
Я попросил привести ее завтра к Причастию. Ее привели в храм.
Причащаться подвели последней. Женщина упала и привычно завыла, не желая причащаться, но мы над ней помолились, и она немного успокоилась. После Причастия совсем успокоилась и просветлела лицом. Долго сидела в храме на скамейке, не желая уходить.
На следующий день эти люди уезжали домой, в Молдавию. Я наказал им ходить в храм и, конечно, всякое колдовство навсегда бросить. Рассказал, как сделать первые шаги по пути воцерковления. Это пример вот такого, особого, случая. Бес проявился в самой дикой, примитивной форме. Но и женщина была из глухой молдавской деревушки.
Но ежедневно я встречаюсь с людьми, которые одержимы бесами из-за своей греховной жизни. Но бесы эти так себя не проявляют. При общении это могут быть весьма симпатичные люди. Но коснись некоторых тем, разговоров о исправлении, исцелении жизни – и тут бесы себя проявляют, человека аж крутить начинает.
Как выгоняется этот недуг из человека?
Рецепт изгнания дал Христос. Он сказал, что род сей изгоняется только постом и молитвой. Нормальная церковная жизнь, исправление своей души, участие в Таинствах Исповеди и Причастия, молитва и посильные аскетические упражнения (например, пост) – и душа исцеляется.
Не нужно куда-то ездить, искать старцев… В каждом храме (а их в Русской Православной Церкви сейчас около 30 тысяч) совершается Божественная служба. И мы можем там исцелить душу и прогнать всех бесов.
Как можно вылечить человека, одержимого этим недугом? Чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы не попасть в «зону риска»?
«Зона риска» – это все люди, ведущие греховную жизнь. Помните, что человек, живущий в мире, либо находится с Богом, либо, если он не с Богом, становится лакомым кусочком для бесов. И они, будьте уверены, найдут ключ к этому человеку, подберутся к нему.
Поэтому самое правильное: не отлучать себя от Бога и от Церкви.
Когда корабль долго плывет, на его днище налипают ракушки, водоросли… На Церковь, плывущую курсом Спасения, тоже что-то налипает. Недостойные священнослужители, злобные верующие, сплетни о том, что кто-то что-то сказал или сделал… Друзья! Не обращайте на это внимания! Не дайте лукавому увлечь вас этими сплетнями и отлучить от Спасения и Жизни Вечной. Помните, что, по мысли святых отцов, «самая хитрая уловка диавола – всех убедить, что его нет».
Но есть Бог, есть Спасение и будущая вечная Жизнь! И есть тот, кто не хочет нас туда допустить… Имя ему: враг рода человеческого. Чеснокова Маша нравится это.
С тех пор как Денница (одно из имен дьявола) отпал от Бога, увлекши за собой третью часть ангелов, в духовном мире появились бесы и возглавляющий их дьявол.
Будучи по природе своей Божьими созданиями, предназначенными для исполнения его воли, падшие ангелы не обладают возможностью самостоятельного творения.
Фото: Flickr.com
Участь их (бесов) – разрушать, уничтожать и ненавидеть. Ничего большего, они делать не могут. Хотя возможность для этого у них есть. Господь милостив. Он всегда готов принять в своё лоно раскаявшихся демонов и самого дьявола. Но тот не хочет, в силу своего упрямства и эгоизма. Мало того, самое страшное, что идёт беспрерывный процесс падения. С каждым днём сатана всё больше и больше свирепеет, становится ещё хуже.
На кого, прежде всего демоны могут направлять «жало своё ядовитое»? Пребывая прежде в образе светлых созданий, а теперь превратившись в слуг сатаны, восставшего против самого Создателя, бесы всячески стремятся подчинить себе человека. Ведь не кто иной, как он является Венцом творения Господа, любимым и созданным для блаженства и любви.
Что может служить большим удовлетворением злобы чёрных сил, чем факт порабощения слабой души. Хотя бы на некоторое время. Демоны бешено ненавидят весь мир, друг друга, себя, всё живое. Спокойно существовать они не могут. Им необходимо постоянно кого-то «кусать», обрекать на гибель.
Почему бесы овладевают человеком?
Фото: .com
Вследствие грехопадения Адама и Евы, хитрым образом организованного сатаной, все мы стали искажены. Жить, в полном соответствии с Божьими заповедями нам не дано. Род людской страстям подвержен.
Самым страшным духовным недугом является гордыня. Именно то, что погубило прекрасного светоносного ангела Денницу, превратив его в жуткого дьявола. Сумел-таки через грех нечистый заразить человеческие души своим пороком.
Гордыня порождает страсти:
- Гордость.
- Тщеславие.
- Гнев.
- Уныние.
- Печаль.
- Блуд.
- Чревоугодие.
Это только основные пороки. Они могут принимать самые разнообразные уродливые формы, которым нет числа. Играя на этих гадких и мерзких чувствах, демоны овладевают людскими душами.
Пока человек борется со своими страстями, осознаёт их пагубность, делает что-то от него зависящее, душа его защищена. Никакие происки нечистой силы ему не страшны. Он находится под защитой Бога.
Когда же грех становится нормой жизни, и нет никаких побуждений к тому, чтобы от него избавиться, бес тут как тут. Обманом и хитростью затягивает коварный соблазнитель в омут порока несчастного, берёт в плен его бессмертную душу. Дело доходит до того, что падший человек полностью теряет своё «я» и отождествляет себя с вселившимся в него демоном.
Признаки бесноватого человека
Их немного, но именно по ним можно отличить страдающего от психически больного человека:
- Гримаса презрительного отвращения ко всему тому, что вызывает благоговейный трепет истинно верующего: Библия, крест, иконы, православные книги, освящённые предметы. Нежелание посещать храм и слушать наставления духовника.
- Неестественная речь – чужой голос. При обычных психических заболеваниях такого не наблюдается.
- Способность к предсказаниям, ясновидение. Демоны, будучи существами иного мира и имеющие гораздо больший, чем мы с вами, опыт, сообщают провидцу о событиях происходящих далеко от его местонахождения. Иногда, они способны хорошо прогнозировать грядущее. Но знать будущее, им не дано. Это удел лишь одного Бога.
- Мгновенное, не имеющее объективных причин, излечение. Нечистой силе ничего не стоит покинуть одержимого. Примеров того в православной практике – множество.
Что делать, если человек одержим бесами?
Фото: .com
При первых же признаках умопомешательства, необходимо срочно обратиться к врачу-специалисту. Несведущий человек не вправе выносить диагноз, и делать заключение о состоянии больного. Иногда бывает и так, что одержимый бесами всего лишь имитирует подобное состояние, желая показать свои беды и проблемы окружающим. Разобраться в этом достаточно сложно.
Если лечение не помогает, или явно наличествуют признаки бесноватости, о которых было сказано выше, то следует обратиться за советом к батюшке. Чудеса исцеления путём изгнания бесов случаются. Совершается они и путём благочестивой молитвы православных верующих, и благодаря умелым действиям священников. Классическая литература приводит множество примеров подобных благодеяний. Чего стоят только описания Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых».
Несмотря на то, что Иисус Христос, имеющий абсолютно неотвратимую власть в отношении силы нечистой, наделил апостолов множеством средств изгнания демонов, заниматься этим нужно с большой осторожностью и далеко не каждому. Дьявол бесконечно хитёр и коварен, он запросто может погубить несведущих доброхотов.
В православии обряд изгнания бесов – редкое исключение, проводимое по специальному разрешению правящего архиерея. Чин «отчитки» применяется в отношении тех, кому доказательная медицина помочь не в силах. Недаром за ней в Троице-Сергиеву Лавру к отцу Герману за ней прибывают со всех концов света.
Как защититься от напасти бесовской?
Все советы давным-давно даны, все методы и способы 2 тысячи лет как известны. Лукавить, то есть потакать «Лукавому» не стоит.
Верующему, находящемуся под защитой Бога, боятся бесов, не следует. Они бессильны в злобе своей и без воли Всевышнего сделать ничего не могут. Господь посылает нам испытания в самый нужный для души момент, дабы пройдя их, укрепить веру свою.
Одержимость vs психиатрия: 4 признака вмешательства «потусторонних сил»
Какие проблемы «странного поведения» невозможно объяснить и решить с помощью науки? (Источник фото: unsplash.com)
Экзорцизм является довольно распространенной практикой среди верующих. Подтверждением тому – многочисленные «специалисты» по изгнанию джиннов (бесов, демонов), исламские центры, поток клиентов к тем, кто обещает исцеление. Экзорцисты являются довольно востребованными «специалистами» среди тех, кто любит списывать любые странные симптомы или особенности поведения на одержимость джиннами.
Исторически экзорцизм использовался для лечения широкого спектра симптомов, которые, как выяснено сейчас, связаны на самом деле с психическими проблемами. Люди с шизофренией, личностными проблемами, бредом, галлюцинациями или тяжелой депрессией могли рассматриваться как клиенты экзорцистов. Потому что каждая подобная проблема становится причиной необычного поведения…
В культурах, где многие полагают, что определенное поведение может быть вызвано одержимостью демонами, проблемы психического здоровья могут объясняться соответственно убеждениям людей. Человек с шизофренией может, например, поверить, что он или она слышит голос джинна, шайтана или что он или она на самом деле и есть сатана.
Зачастую так происходит, если человек вырос в среде, где люди убеждены, что такое возможно. Даже в наше время, люди с психическими отклонениями могут стать «жертвами» экзорцизма. Например, люди, страдающие эпилепсией, в ходе которой возникают серьезные судороги, — их могут заподозрить в одержимости и водить на сеансы изгнания.
Люди с психологическими проблемами или даже особенностями — шизофрения, апатия, проблемы мотивации, проблемы в отношениях, посттравматическое расстройство, личностные расстройства, бессонница и проблемы здоровья – все может рассматриваться как симптом одержимости. Некоторые доходят до того, что нарушения и грехи пытаются оправдать одержимостью. Например, измены, нападения на других, преступления вроде краж и т.д.
Почему это тогда работает?
Дело в том, что дополнительным признаком одержимости могут признать то, что происходит во время сеанса – крики пациента, странности, изменение голоса и т.д. Подобное поведение, во-первых, может быть спровоцировано методами лечения.
Например, когда клиента бьют палкой, громко читают ему Коран или что-то громко говорят в ухо, когда его укладывают как куклу и заставляют чувствовать себя беззащитным. Человек может чувствовать себя уязвимым в таком положении, а если его к тому же бьют, оглушают чтением или провоцируют на неадекватное поведение, то не исключено, что именно таким ожидаемым способом он себя и поведет.
Когда человек оказывается в комнате, атмосфере и среди людей — среди всего, что ожидает от него неадекватного поведения, то не мудрено, что он, невольно вспоминая, как ведут себя обычно на сеансах «больные», будет вести себя соответственно. Подобные сеансы экзорцизма, когда человек кричит, бросается, выговаривается матом и ругательствами, может им неосознанно использоваться как способ выразить накопленный гнев и невыраженные чувства и боль. А боль есть у каждого…
Люди, подвергающиеся «лечению», могут входить в гипнотические трансы, в течение которых они могут быть намного более внушаемыми, что означает, что их поведение может позже измениться. Драматический ритуал экзорцизма также может быть катарсическим (очищающим) для некоторых глубоко религиозных людей и вызывать изменения в поведении или личности.
Это не значит, что все проблемы «странного поведения» можно объяснить и решить с помощью науки, будь то медицина, психология или психиатрия. Фактически нам действительно известны случаи, которые (пока) никак не объяснимы наукой и можно истолковать только вмешательством «потусторонних сил».
Среди подобных признаков:
— если человек знает подробности того, что он не изучал или особенности людей, которых он не знает
— если он «видит» происходящее за спиной или в другой комнате или в другой местности
— если он говорит на языках, которые никогда не изучал и не слышал
— если он «летает» по комнате или демонстрирует нечеловеческую силу и другие «паранормальные» проявления
Учитывая, что наука пока не дала свой ответ на вопрос одержимости, а в это время многие шарлатаны зарабатывают средства, калеча «одержимых» различными методами, прежде чем обратиться к экзорцистам, следует исключить другие причины нетипичного поведения: медицинские и психологические.
Потому что экзорцизм иногда становится формой жестокого обращения и причиной возникновения новых проблем. И некоторые эксперты по психическому здоровью не случайно обеспокоены тем, что «сеансами» могут заменять компетентное психиатрическое лечение для людей с проблемами психического здоровья.
Ася Гагиева
Демоническая одержимость: теологический и медицинский подход
В последние десятилетия в российском обществе наблюдается безумно небывалый дотоле интерес ко всему оккультному — магии, колдовству, экстрасенсорике, паранормальным явлениям, астрологии, уфологии1, нумерологии, хиромантии, эзотерике и т.п. Перечислять можно и дальше, ясно лишь одно: Дьявол распался на буквы и стал «Азбукой», чтобы сделать путь к себе увлекательным и как можно более заманчивым. Вполне понятно и не беспочвенно было беспокойство Святейшего Патриарха Алексия II, который в одном из телевизионных выступлений в 1991 году сказал: «Люди разучились различать духов»2. Плоды интереса к оккультным знаниям появились достаточно быстро и были очевидны — душевные болезни, психические расстройства, демоническая одержимость. Резонансно на эти явление отреагировала Русская Православная Церковь, где в последние два–три десятилетия, — как отмечает профессор МДА А. И. Осипов, — замечен взлет популярности практики экзорцизма3.
«В современной жизни, — по мнению русского психотерапевта Белорусова Сергея Анатольевича, — существует два основных направления работы с этим явлением — медицинское и теологическое. Медицинский подход рассматривает его как болезнь эпилепсию (психическую форму) и предлагает лечить человека. Теологический подход рассматривает его как одержимость нечистой силой и предлагает человека спасать путем ее «изгнания»4. Если обратиться к истории, то такое положение вопроса, оказывается, совсем не ново. В Средние века всякое «ненормальное» состояние человека рассматривалось как проявление одержимости. В XII в. медицина переживает период стагнации5, а потому излечением людей начинает заниматься Церковь, принимая на себя этиологическую6 роль. Развитое религиозное сознание на фоне слабо развитой медицины приравнивало любую болезнь к одержимости7. К примеру, такая распространенная болезнь, как истерия в разные периоды времени признавалась то психическим заболеванием, то демонической одержимостью. С эпохи Ренессанса медицина постепенно возвращает прежние позиции: все болезни, как духовные, так и телесные, стали вновь входить в сферу ее компетентности, так как являлись естественными изменениями организма.
Одержимость была «костью», за которую еще долго грызлись медицина и Церковь. Вернемся в настоящее время и попробуем оценить современную ситуацию: возможен ли медицинский подход к явлению одержимости? Одержимость часто соотносят и путают с такими заболеваниями психики, как шизофрения, эпилепсия и истерия. Происходит так потому, что симптомы психических заболеваний и одержимости очень похожи. Если говорить в общем, то болезнь — это особое состояние человека, воспринимаемое как несчастье. Болезни не существуют в отрыве от человеческого тела, они воплощены в нем, но каждый человек имеет свой «опыт страдающего», что, конечно же, влияет на то, как он манифестирует свои болезни и расстройства. В древности, к примеру, идея «вселения» или «овладевания» была единственным доступным понятием для объяснения психического расстройства. При разных психических расстройствах, например шизофрении, больной верит, что в него кто-то вселился8. Изменение в личности одержимого характерно также для каждой из форм психической патологии. В тоже время, это еще не значит, что в каждом душевнобольном человеке обитает дьявол и его надо изгонять. Многие православные священнослужители, к сожалению, попросту не имеют элементарного медицинского образования. Более того, среди них находятся те, кто, опираясь лишь на личный опыт и интуицию, искушается возможностью признать человека одержимым, и, что еще хуже, попытаться провести над ним чин экзорцизма. Об этом, в частности, в феврале 2010 года в Москве сказал глава ОВЦС Московского патриархата, митрополит Иларион (Алфеев) на пресс-конференции после заседания Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК) стран СНГ и Балтии: «Иногда священнослужители отправляют на «отчитку» (есть у нас такая как бы неофициальная процедура изгнания бесов, которую выполняют некоторые духовники в некоторых монастырях) людей, которые на самом деле нуждаются просто в лечении или консультации психолога». По его словам, в более серьезных случаях даже священнослужителю бывает трудно отличить «духовные феномены» от «психических отклонений»9.
Владыка Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: «Есть много видов душевных болезней, о которых никто не может сказать, что это одержимость бесовская, но, тем не менее, причины многих душевных болезней неизвестны ученейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства, но несомненно, что в числе буйно помешанных есть известная доля подлинно бесноватых»10. Подобных взглядов придерживается Дмитрий Александрович Авдеев — московский врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог. Он считает, что в Священном Писании бесноватые прямо и ясно отличаются от людей, одержимых душевными и телесными болезнями. Последние, как указано, развиваются от расстройства душевных сил, воображения, рассудка и т.п.11
Однако, то было Средневековье. В настоящее время наблюдается другая крайность (особенно это касается медицины) — любое ненормальное состояние обозначается как психическое заболевание. Наука считает одержимость не более чем болезнью — в психиатрии даже существует понятие «бред одержимости». Правомерно ли это? Накопленный опыт относительно состояния одержимости показывает, что она не подчиняется законам формальной логики, не тестируется категориями «истинно–ложно», а потому такое понятие как «бред одержимости» становится размытым, поскольку утрачивается один из важнейших компонентов общепринятого определения бреда — несоответствие субъективных убеждений объективной реальности. В этом явно ощущается кризис медицины в ее взглядах на отношение к болезни. Олег Чабан, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением пограничных состояний Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии говорит: «У нас в голове есть модель поведения: «Как себя вести при одержимости», прочитанная в книгах, газетах, увиденная в кино. Потому люди при экзорцизме кричат, как это и делают киногерои. При этом срабатывает «коллективное чувство»: сначала начинает кричать один человек, подхватывает второй, третий… Что касается бесов, которых видят священники, то это иллюзии и галлюцинации»12. Данное высказывание лишний раз подтверждает редуцированность мировоззрения современной медицины. И это несмотря на то, — пишет Дмитрий Викторович Михель в книге «Социальная антропология медицинских систем», — что в 1978 году Джордж Фостер и Барбара Андерсон предложили различать все медицинские системы на персоналистические и натуралистические. Согласно их мнению, первые из них опираются на представления о том, что причинами болезни могут быть сверхъестественные существа (божества), нечеловеческие существа (призраки, предки или злые духи) или люди (колдуны). Натуралистические же системы рассматривают болезнь как результат дисбаланса элементов тела13. Прошло более 30 лет с момента этого революционного призыва, но «поезд медицины» так и не сошел с рельсов натурализма, хотя тупик очевиден. В этой ситуации постановка диагноза «одержимость» для определения болезни, в рамках классической медицины, попросту невозможна. Объясним почему: во-первых, в современной медицине является общепризнанным то, что болезнь есть результат взаимодействия внешнего патогенного фактора и целостного организма14. Эта тавтология («масло масленое») свидетельство тех гносеологических потерь на пути развития медицины, о которых уже много лет сетуют в медицинском сообществе, несмотря на удивительные успехи на субклеточном уровне. Во-вторых, определение здоровья через оппозицию болезни и наоборот — определение болезни через оппозицию здоровью, онтологически неправомерно, потому что каждая из них развивается по своим собственным внутренним законам и человек может реализовывать себя как целостная личность. И, наконец, в-третьих, современная медицина феномены либо не фиксирует, либо с ними не работает. Причина, как видится нам в том, что медицина не может объяснить их природу, отчего ее мировоззрение, по сути своей, ущербно.
Итак, перед нами три источника и три составных части кризиса современной медицины: онтологическая пустота (относительно здоровья), редуцированность мировоззрения, ничтожность гносеологического инструментария. Сложно сказать, сможет ли медицина выйти из этого тупика. Возможно, что ей следовало бы сделать шаг исключительно в феноменологическую сторону, от болезни к страданию. Однако это уже другой вопрос.
И, все же, не так все плохо, когда есть люди, понимающие ущербность натуралистического мировоззрения медицины. Взаимоотношениям психиатрии и религии уделялось большое внимание в последних работах Дмитрия Евгеньевича Мелехова. Им установлен двоякий характер религиозного переживания. С одной стороны, оно может быть в случае патологии непосредственным отражением симптомов болезни, а с другой — проявлением здоровой личности, и тогда, даже при наличии болезни, вера в бога помогает человеку сопротивляться болезненному процессу, приспособиться к нему и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в его личность15.
Ценное замечание делает В.Э. Пашковский: «Явления одержимости наблюдаются и в настоящее время. Их распространению способствуют низкий образовательный уровень, культурная среда, принадлежность к определенным религиозным движениям. Верования в овладение или демоническое влияние не могут однозначно интерпретироваться только как бред или как суеверие. Скорее их следует отнести к патопластическим факторам16, играющим определенную роль в формировании клинической картины психического заболевания»17. Если принять во внимание это мнение, то, пожалуй, мы можем говорить не о границе между одержимостью и психическим расстройством, а об их взаимовлиянии друг на друга или, лучше сказать, взаимопричинности: в первом случае, нежелание или невозможность признать свое психическое расстройство приводит человека к вере в свою «одержимость»; во втором — вера в «одержимость» становится фактором, способствующим зарождению и развитию психического расстройства. Происходит непростой процесс своеобразного амальгамирования, т.е. слияния. Ритуал экзорцизма в этом случае становится «буфером» между двумя состояниями, потому что, не устраняя одно из них, формирует второе.
В заключение приведем слова известного уже нам врача–психиатра, Д.А. Авдеева: «Терапия психических расстройств должна соответствовать причинам их возникновения. Как указано в «Основах социальной концепции»: «В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами». «Можно, — пишет он же, — выделить две основные обязанности священника в отношении больных: 1) побудить больного к врачебному обследованию и, в случае необходимости, к систематическому лечению и 2) помочь больному в борьбе с болезнью, в критическом осознании и преодолении своих аномалий характера и поведения»18.
Резюмируя все выше сказанное, становится понятным необходимость овладения священнослужителем соответствующими знаниями и подготовкой в области психологии и психиатрии. Ведь, как бывает чаще всего, именно священник становится первым человеком, который сталкивается с проявлением тех или иных психических расстройств. А, значит, от него зависит и то, как будет осознавать себя христианин — «одержимым» или требующим психотерапевтической помощи, о необходимости которой, с любовью и вниманием, ему должен сообщить пастырь Христов. Список использованных источников и литературы.
Литература и источники
1 Уфология (от англ. ufology) — интерес к НЛО.
2 Некрасов А. А. Живые мысли / А. Некрасов. М., 2010. С. 324.
3 Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. С. 285.
4 Белорусов С. А. Психология и проблема бесоодержимости. / А. С. Белоусов // Журнал практического психолога. 2000. № 10/11. С. 29.
5 Стагнация (от лат. stagnatio) — неподвижность, застой.
6 Этиология — (от греч. aitia — причина и logos — учение) — наука о причинах болезни.
7 Игина Ю. Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла. С. 145.
8 Шизофрения — серьезное прогрессирующее психическое заболевание, приводящее к расщеплению и дезорганизации психических функций, их грубому искажению и нарушению, а также к эмоциональному уплощению, оскудению с неадекватностью поведения и снижению энергетического потенциала. (Бачерикова Н. Е. Клиническая Психиатрия. Киев, 1989. С. 509.)
11 Авдеев Д. А. Душевные болезни: православный взгляд. М., 2007. С. 56.
12 Одержимость // День. 2010. 24 апреля. С. 13.
13 Михель Д. В. Социальная антропология медицинских систем: медицинская антропология. Саратов, 2010. С. 16.
14 Организм в переводе означает целостный и, таким образом, наблюдается некая тавтология, говорящая о кризисе — «целостная целостность». (Пронин М. А. Здоровье как онтологическая проблема: докл. конф. / Институт человека РАН. М., 2002. С. 79.)
15 Мелехов Д. Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни. М., 1997. С. 34.
16 Патопластический фактор (пато + греч. plastike — формирование, созидание) — фактор, способствующий более легкому «уходу» индивида в шизофренический процесс. (Патопластический фактор. Режим доступа: http://www.psixiatriya.ru/patoplasticheskij-faktor.html, свободный. Проверено 03.06.2012.)
17 Пашковский В. Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. СПб., 2007. С. 50.
18 Авдеев Д. А. Душевные болезни: православный взгляд. М., 2007. С. 147.