Из книги «Явления и чудеса Святых Ангелов», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря
НЕВЕРОЯТНОЕ СПАСЕНИЕ
В 1963 году, в то историческое утро, когда турко-киприоты напали на запечатленный мученической кровью Кипр, в священный храм Мандамадоса, давно уже ставший местом всеобщего стечения паломником, вошел пономарь, чтобы зажечь лампаду перед иконой святого Архистратига Михаила. К чрезвычайному изумлению монаха, большая икона с изображением Архистратига отсутствовала. Эта неожиданная пропажа вызвала беспокойство среди благочестивого народа, и волнение не стихало целую неделю. Но спустя семь дней загадочно пропавшая икона также неожиданно появилась на своем обычном месте.
С тех пор прошло много времени. Одним зимним утром пономарь Мандамадоского храма услышал топот копыт. Выйдя на улицу, монах увидел молодого человека с ягненком на плечах. Он вошел в церковь и сразу же направился к иконе Архистратига Михаила, перед образом которого положил животное и зажег свечу. Затем он стал на колени, положил перед иконой несколько поклонов и стал нежно смотреть на нее полными слез глазами. Приложившись дрожащими губами к рельефному изображению Архангела, незнакомец повернулся к пономарю и взволнованным голосом сказал:
— Это мой спаситель. Он спас меня от турков.
— Расскажи мне, дитя мое, что с тобой произошло? — с интересом спросил пономарь, когда они вышли из храма.
— Я служил в армии, когда произошли последние столкновения с турками. — начал молодой человек. — В ночь на двенадцатое августа мы все были удивлены разразившимся огнем со стороны турок-киприотов. Мы непрестанно пребывали в боевой готовности, зная, насколько коварен наш враг. Их авиация не принесла нам урона, но огонь с кораблей поставил наши войска в затруднительное положение. Через несколько часов нам удалось взять ситуацию под контроль и перейти в контратаку. Солдаты устремились в бой, словно на их ногах были крылья. Мы обратили турков в беспорядочное бегство и начали преследование. Еще немного и мы бы столкнули неприятеля в море. Воодушевившись, мы бежали, не имея никакого прикрытия. Вдруг на расстоянии пяти метров я увидел бесформенный выступ. Резко остановившись, я различил едва зримый в сумерках рассвета пулеметный ствол. Орудие разворачивалось в моем направлении и, не находя места для укрытия, я упал лицом в землю. «Архангеле, спаси меня!» — промолвил я про себя и вспомнил своего отца, спасшегося чудотворным образом от неминуемой гибели на албанском фронте, дав обет принести в дар за спасение святому Архистратигу ягненка. «Архангеле, спаси меня!» — прошептал я снова, дав такой же обет. В тот же миг оглушительный грохот пулемета едва не лишил меня слуха. «Я погиб!» — подумал я, и в моей голове пронеслись родные лица…
Через некоторое время ко мне кто-то прикоснулся и поднял меня. Это были наши. «Что с тобой? Тебя ранило?» — донесся до меня приглушенный голос солдат. Я осмотрел себя и не нашел ни одной царапины. Тогда я вспомнил про пулемет. Взглянув на место, откуда выступал ствол орудия, я его не увидел. «Здесь, на этом месте, — крикнул я, — был турецкий пулемет!» Мы стали осматривать все вокруг, но ничего не нашли. На месте, где незадолго до этого возвышалось турецкое орудие, зияла огромная воронка, усыпанная множеством осколков. Видимо в критический для меня момент артиллерийский снаряд, выпущенный с нашего корабля, прямым попаданием превратил смертоносный пулемет в груду осколков, а небесная сила уберегла меня и от пулеметного огня, и от произошедшего рядом мощного взрыва.
Когда юноша завершил свой рассказ, пономарь растроганно сказал:
— Да, дитя мое, это, несомненно, был Архистратиг Михаил. Он спас тебя. Тогда, во время событий на Кипре, его икона на целую неделю исчезла из храма.
Эти слова потрясли молодого человека. Он нежно обнял взглядом икону святого Архангела, и его глаза наполнились слезами. Это было еще одно «спасибо» за чудотворное спасение.
ВМЕШАТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ
Одним из многочисленных чудес Архангела Михаила является исцеление отрока Василия Карастириса, на операции которого присутствовал сам Архистратиг.
Играя, Василий упал и серьезно поранил голову. Его привезли в больницу, где врачи поставили сокрушительный диагноз: слепота и полный паралич конечностей. Заведующий больницей пригласил родителей несчастного ребенка к себе в кабинет и сказал:
— Состояние мальчика тяжелое. Необходима срочная операция, но, буду откровенен, надежды на успех минимальные. Один-два процента, не более. Решение необходимо принять быстро, пока есть хоть какие-то шансы.
Мать почувствовала, что земля уходит под ее ногами. Отец спросил:
— Доктор, неужели нет никакого другого варианта?
— К сожалению, нет.
Не долго раздумывая, отец дал согласие на операцию. Когда мальчика подготавливали к операции, как он сам позже рассказал, заволакивавшая его глаза темнота рассеялась, и перед ним предстало светлое видение: он увидел храм с высокими сводами и фасадом, выложенным из красного камня. Из открытой двери храма исходил ослепляющий свет. Василий приблизился к двери и… что же он увидел! Прекрасный юноша, осененный ярким светом, протягивал к нему руки и звал:
— Иди сюда, Василий! Не бойся, ты выздоровеешь. Я буду править рукой врача, и операция пройдет успешно.
Ребенок приблизился к звавшему его юноше, пал на колени, обнял его за ноги и прислонил болевшую головку к его левой ноге. Юноша протянул руку и ласково погладил мальчика. Перед тем, как видение исчезло, отрок успел заметить в глубине храма темную икону с серебряными крыльями.
Операция прошла удачно. Зрение и подвижность конечностей возвратились. Это произошло восьмого ноября, в праздник Святых Небесных Сил Бесплотных. Успех операции врачи приписали чуду.
Прошли годы. Все это время семья Василия вела бесплодные поиски того, кто возвратил их сыну здоровье, пока одним прекрасным днем в одной из телевизионных передач Василий, потерявший уже всякую надежду, не узнал храм из своего видения. В качестве паломника он прибыл в Мандомадос и посетил храм святого Архистратига Михаила, преподнося ему искренние слезы благодарности за спасенную жизнь.
СИЛА ВЕРЫ
Иоанн Апикос, происходившй из лесбоского селения Мандамадос, покинул родину и эмигрировал в Германию, где вел мирную христианскую жизнь со своей женой Каллиопой.
В ноябре 1987 года в их семье случилась трагедия: у Каллиопы произошло обширное кровоизлияние в мозг. Она была перевезена в больницу, где в течение пяти дней не выходила из комы. Врачи пессимистично смотрели на ее выздоровление, ожидая с часу на час летального исхода. В семье царили боль и невыразимая печаль. Но неожиданно просиял луч надежды: они вспомнили о покровителе их родины Мандамадоса — святом Архистратиге Михаиле. Все члены семьи склонили колени перед домашним иконостасом и с надеждой подняли взор на икону Архангела. Их молитва исходила с болью, верой и слезами. После молитвы в умиротворенных сердцах затеплилась надежда. На семейной молитве отсутствовал лишь брат больной — Ираклий. Состоя в секте свидетелей Иеговы, он, едва все члены семьи стали на колени перед образом небесного Архистратига, бесшумно удалился.
Рано утром все отправились в больницу. Там их ожидал сюрприз. Находившаяся до вчерашнего дня в коме больная лежала с широко открытыми глазами.
— Куда вы девали икону Архангела, которая была у нас дома? — с трудом выговаривая слова и с беспокойством в голосе, спросила больная.
— Она на своем месте.
Женщина немного успокоилась и с трудом продолжила:
— Вчера вечером Архистратиг посетил меня. Он стоял здесь, рядом со мной. Его глаза смотрели на меня с грустью и болью. «Хочу раскрыть свои крылья и покрыть ими вас, но мне трудно это сделать» — сказал Архангел. Побыв со мной какое-то время, Ангел исчез. Что происходит, Иоанн? Почему Архангел медлит исцелить меня?
Иоанн тут же догадался, что причиной этому являлся их брат сектант. Встретившись с ним вечером, Иоанн рассказал о видении Каллиопы и, заканчивая, подчеркнул:
— Ираклий, Архангел желает не только телесного исцеления твоей сестры, но и твоего духовного исцеления. Он хочет, чтобы ты вернулся в православную веру и спасся. Вместе с этим он желает, чтобы и ты помолился Богу о выздоровлении Калиопы.
В душе Ираклия началась жестокая борьба. Сектант боролся с православным христианским сознанием, союзником которого была безмерная любовь к сестре. Наконец он смирился перед силой Христа, склонил перед иконами колени, слезно помолился и возродился.
На следующее утро уже вся семья поспешила в больницу. И что же они увидели! Больная ждала их, стоя на ногах! Ее палата была полна врачей и медсестер. Все они были в недоумении.
— Ночью, — начала рассказывать родным, не скрывая радости, Каллиопа, — я услышала в тишине палаты сильные взмахи крыльев. К большому моему удивлению, я увидела Архангела Михаила. На этот раз его вид был радостным, и он улыбался.
— Ты выздоровеешь. — сказал он мне.
Подняв руку, Божий Ангел осенил меня крестным знамением, еще раз улыбнулся и исчез. Мне захотелось подняться. Я ощутила в себе силы и поняла, что смогу это сделать. Увидев, что я иду, лежавшая в моей палате больная бросилась ко мне и обняла меня. «Я все видела. — сказала она. — Я видела, как к твоей кровати приблизился высокий смуглый мужчина, одетый во все белое. Я видела, как он качал рукой, а потом неожиданно исчез… Сначала я подумала, что это был врач в белом халате, но приблизившийся к тебе был необычайно высокого роста, выше двух метров. Его ноги не ступали по земле. С его появлением в комнате разлилось чудное благоухание. Я испугалась и с головой накрылась одеялом».
— Только чудом ты исцелилась. — сказал лечащий врач Каллиопе.
Уже на следующий день Иоанн был на своей родине, в Мандамадосе. Он предстал перед иконой святого Архистратига Михаила, слезно благодаря небесного заступника за совершенное чудо.
Перевод с новогреческого
Дмитрия Гоцкалюка
Содержание
- «Проси у Господа драгоценного»: Рассказы о помощи святых в наше время
- Явления Господа и Богородицы святым угодникам Божиим
- Явления Христа святым: критерии истины
- Не всякому верь
- Достойное недостоинство
- Христос – рядом
- Где можно встретиться с Христом
- Явления Богородицы, ангелов и святых простым людям Соловецкого архипелага
- Явление святой Богородицы и пророчество о Соловецкой Голгофе
- Явление Иисуса Христа
- Явление иконы Богородицы Корсунской
- Явление святого Германа пресвитеру Григорию на Старой Тотьме
- Явление преподобного Иринарха и спасение им погибающих людей
- Явление Христа во плоти России и его уход в Соловках
- Явление святителя Николая геологам
- Явление Елеазара Анзерского и спасение им людей от гибели
- Почему ангелы покинули Соловки?
«Проси у Господа драгоценного»: Рассказы о помощи святых в наше время
«Проси у Господа драгоценного»: Рассказы о помощи святых в наше время
Московская художница Елена Евдокимова рассказала мне однажды о том, как она чуть не ослепла.
Зрение у неё ухудшалось так стремительно, что художница в ужасе понимала: она теряет профессию, погружаясь в мир тьмы.
Друзья Лены мобилизовали все связи и устроили её на операцию к знаменитому академику Святославу Фёдорову.
Операция была опять же образцово-показательной – на ней присутствовали американские врачи, ибо Фёдоров считался кудесником и лучшим специалистом в глазной хирургии.
Тем огорчительней был результат – зрение не восстановилось.
Нужна была повторная операция, и Елена поехала за благословением к архимандриту Иоанну (Крестьянкину). А старец благословил так:
– Какой врач ведёт приём, к тому и иди, и ложись на операцию в любой назначенный им день.
Приём в Фёдоровском центре вёл на этот раз совсем молодой хирург-офтальмолог.
– В какой день вам удобней лечь на операцию? – спросил он.
– В любой.
– Вот и хорошо. Запишу вас на четырнадцатое февраля.
После операции, сделанной четырнадцатого февраля молодым хирургом, зрение быстро и полностью восстановилось.
– Только позже я догадалась, – рассказывала Елена, – что четырнадцатое февраля – день памяти мученика Трифона, известного своей помощью людям со слабым зрением. Если бы вы знали, сколько чудотворений совершается по его молитвам! Обязательно побывайте в храме мученика Трифона. Это великий святой.
* * *
Выбраться в храм святого мученика Трифона Апамейского удалось не скоро. Приезжаем с подругой и удивляемся: храм расположен прямо посреди шумного московского шоссе и с двух сторон его огибают потоки машин. А почему так, мы узнали уже от прихожан храма.
Оказывается, раньше на этом месте был лес – Сокольники. А назывался лес Сокольниками потому, что здесь велась соколиная охота. Однажды на охоте у царя пропал его любимый сокол. И царь в гневе повелел казнить своего сокольничего боярина Трифона, если тот не отыщет царского сокола.
День и ночь искал боярин сокола в лесу, плакал, молился и особо взывал о помощи к своему небесному покровителю – святому мученику Трифону. Измучился боярин, устал и задремал, присев на пенёк. А в тонком сне ему явился святой мученик Трифон и указал на ель, где сидел на ветке пропавший сокол. Обрадовался боярин, отыскав сокола, и на месте явления святого мученика Трифона воздвиг храм в его честь. Для этого храма и была написана чудотворная ныне икона мученика Трифона, где на плече у святого сидит сокол.
У чудотворной иконы мученика Трифона исцеляются, говорят, многие. Во всяком случае, когда после службы прихожане потянулись прикладываться к чудотворной иконе, то и дело слышались разговоры о том, что Павел Петрович после молебна мученику Трифону перестал носить очки, а у Ванечки, ослепшего после аварии, стало восстанавливаться зрение.
– Мне лично святой Трифон помогает от беснования, – вмешалась в разговор женщина, убиравшая в храме. – У меня муж как выпьет, так начинает всё крушить. Сын ругается, чуть ли не в драку лезет, а я уговариваю его: «Давай лучше молиться мученику Трифону». Сын сначала не верил, а потом убедился: только начинаем читать акафист мученику Трифону, как муж утихает, прощения просит и, как зайчик, ложится спать. Так-то он хороший, а выпьет – беда.
– А мне мученик Трифон помог с работой, – тихо сказала молодая женщина, просившая не называть её имени.
Мы разговорились, и она рассказала свою историю. Она окончила сценарный факультет ВГИКа в разгар перестройки и обнаружила, что не может работать в современном коммерческом кино.
«Пипл теперь хавает только обнажёнку и кровавики про бандюганов», – убеждал её знакомый продюсер. Но она не могла пересилить брезгливость, как не могла считать русский народ тем самым «хавающим пиплом». Безуспешно попытавшись найти другую работу, поехала на совет к своему духовнику архимандриту Иоанну (Крестьянкину).
А старец благословил её петь на клиросе в храме мученика Трифона и молиться, уповая на помощь святого. И выпускница ВГИКа влюбилась в это особое молитвенное церковное пение.
– Я всегда жалею, – рассказывала она, – что литургия кончается так быстро, будто минута пролетела, а не два часа. Надо, оказывается, уходить из храма, а не хочется уходить.
Как-то навестил её однокурсник, работающий теперь в рекламе и разбогатевший на ней. Посидели за столом, вспоминая талантливых ребят из ВГИКа, работающих ныне кто в бизнесе, а кто в кочегарке.
– Помнишь, как мы мечтали делать настоящее кино? – спросил однокурсник. – А теперь по телевизору только кровь и секс. У меня к тебе предложение: я готов вложить деньги в кино. Давай соберём наших ребят и попробуем снять человеческий фильм!
Так возникла небольшая киностудия, о которой, может быть, пока ещё рано говорить: ею снят только один православный фильм. Но условия работы на ней роскошные – делай то, о чём просит душа. А это редкость в наш век.
* * *
Выходим из храма с подругой, а нас нагоняет пенсионерка, тоже желающая рассказать о помощи святых.
– Святой Антипа, запомните, помогает от зубов, – наставляла она нас, – а великомученик Пантелеимон – от электричества.
– Как-как? – засмеялась подруга. – От электричества?
– А вы не смейтесь, – сказала старушка. – Я из опыта говорю.
Опыт же был такой. Сломался у бабушки электросчётчик, и как платить за электричество, было непонятно. Отнесла она заявку на ремонт в Энергонадзор, там пообещали прислать электрика. Месяц прошёл, потом полгода, а электрика нет и нет. Старушка уже несколько раз ходила к главному начальнику энергетиков, но тот разговаривал сразу по трём телефонам и лишь нервно отмахивался: «Знаю, пришлём. Не доставайте меня!»
В общем, полгода пенсионерка не платила за электричество, ужасаясь нарастающему и уже огромному долгу. Конечно, она пробовала откладывать с пенсии, но после перенесённого в ту пору инфаркта откладывать не получалось. Врач в поликлинике выписывал ей столько лекарств, что на них уходило полпенсии. Без лекарств болело сердце. А с лекарствами не получалось копить.
Тем не менее, однажды утром старушка решила отказаться от лекарств, чтобы заплатить за электричество, и стала читать акафист великомученику Пантелеимону, умоляя его о помощи.
– Мне 80 лет, Пантелеимон милостивый, – говорила она святому, – умру я скоро. А меня мама с детства учила, что неотданный долг страшней воровства. «Грехи, – говорила мама, – Господь, возможно, простит, а долги утянут душу на воровское мытарство». Я не воровка, дорогой Пантелеимон. Помоги мне, миленький, продержаться без лекарств.
Только кончила старушка читать акафист, как позвонили в дверь и в дом вошла бригада электриков, объявив с порога:
– Проводим плановую замену старых электросчётчиков на новые. Не волнуйтесь, бабулечка, это бесплатно. А ваш антиквариат давно пора на помойку снести.
– Я же полгода не платила за свет, – повинилась старушка.
– Хуже того, – сказала весёлая женщина-инспектор, – вы нам справку об инвалидности не принесли. Хорошо, хоть из собеса догадались прислать. Вам по инвалидности льгота положена, а у вас уже год переплата идёт. Деньги, к сожалению, вернуть не можем, но эта сумма на будущее в уплату пойдёт.
– Милость явил святой Пантелеимон, и я теперь умру без долгов, – завершила свой рассказ старушка.
* * *
Возвращались мы с подругой домой и всё вспоминали эту старушку в белоснежной и аккуратно заштопанной блузке. Она была из того поколения, в котором не стыдились жить в долг лишь авантюристы и моты.
Даже люди скромного достатка предпочитали придерживаться правила: «По одёжке протягивай ножки». Брали взаймы только в крайнем случае, да и то с великой опаской: вдруг внезапно умрёшь, не успев расплатиться, и попадёт твоя душенька на воровское мытарство?
Помню ещё дореволюционный рассказ о шамординской монахине, которая после смерти являлась сёстрам, говоря, что она застряла на мытарствах, потому что взяла у прихожанки в долг 10 копеек и не вернула их. И только после того, как сёстры разыскали прихожанку, возвратив долг, усопшая перестала являться.
Но всё это в прошлом. А сегодня люди охотно берут кредиты для покупки предметов роскоши, не подозревая, что попадают в хитрую долговую ловушку. Знаю лично двух бездомных горемычных скитальцев, вынужденных продать свои квартиры, чтобы расплатиться с долгами по кредитам.
– Ох, сегодня же верну все долги, тем более что батюшка Серафим Саровский так чудесно помог, – сказала подружка и раскрыла набитую деньгами сумку. – Смотри!
– Ты что, банк ограбила? – спросила я, зная, что подруга-библиотекарь уже за неделю до получки начинает одалживаться, и слава Богу, что помогает сын, добавляя к нищенской зарплате мамы свои обязательные сто долларов.
– Ты мне не веришь, – продолжала подруга, – а я сегодня утром помолилась Серафиму Саровскому и пошла в обменник разменять сто долларов. А батюшка Серафим Саровский вон какую уйму денег преподнёс! Тут, наверно, на тысячу долларов, не пересчитывала ещё.
Как сто долларов превратилась в тысячу, было понятно – наверняка ошибка кассира, поставившего лишний ноль на автомате, пересчитывающем купюры. Нет-нет, моя подруга – человек щепетильно честный и никогда не возьмёт чужого, но есть у неё вот какая особенность.
Прочитала она однажды Житие преподобного Серафима Саровского и воскликнула в восторге: «Всё, избираю своим небесным покровителем дивного старца Серафима Саровского!» С тех пор и пошло: дали ей должность старшего библиотекаря – это батюшка Серафим похлопотал за неё в верхах.
А если повезло купить в сэконд-хэнде буквально за копейки абсолютно новое роскошное пальто, то это опять же чудо по молитвам преподобного Серафима. Словом, как же не взять деньги, если ей сам святой Серафим преподнёс?
Уличать подругу в присвоении чужих денег было неловко. Но она сама вдруг сказала испуганно:
– Господи, да я же чужие деньги взяла. Бежим скорее в обменник!
Обменный пункт был уже закрыт, но внутри кто-то всхлипывал и возился. Стучали мы с подругой, стучали, и уже собрались уходить, когда из дверей выглянула молоденькая зарёванная кассирша. Она сначала даже не поняла, что ей собираются вернуть деньги, выкрикивая в слезах, что зря хозяин обозвал её воровкой, а она никогда, ни разу, ни копеечки!.. В общем, потом она бросилась целовать нам руки и мы вынуждены были бежать.
Из Москвы я тогда уехала, и увиделись мы с подругой лишь через три года.
– Как теперь, – спрашиваю при встрече, – преподобный Серафим даёт тебе денежки?
– Даёт, – ответила она. – По шее даёт. Недавно попросила старца Серафима, чтобы Господь по его молитвам даровал мне смирение. И меня сразу все так засмиряли, что еле живая приползла на исповедь. А батюшка – нет чтоб утешить, цитирует Исаака Сирина: «Проси у Господа драгоценного». Погоди, сейчас зачитаю.
И подруга зачитала мне слова преподобного Исаака Сирина: «Проси у Господа драгоценного, чтобы не оскорбить Его ничтожностью и суетностью просьбы своей. Елисей просил у Бога сугубой благодати, бывшей в пророке Илии, и был возвеличен… Израиль же просил мяс египетских, и был посрамлен».
– Батюшка, говорю, я маленький человек с маленькой зарплатой, – продолжала подруга.
– Вот и прошу у Господа египетских мяс, то есть прибавки к зарплате. Где мне дотянуться до великих святых?
– А батюшка что?
– А батюшка твердит своё: «Проси у Господа драгоценного – смирения и спасения». Нет уж, знаю теперь, как просить смирения – приподнимет, прихлопнет, и каюк котёнку.
Вот так мы и общаемся с подругой с перерывами в несколько лет. В последний раз она сказала:
– Знаешь, познакомилась я с одной несчастной женщиной. Они с мужем оба некрасивые и перед рождением ребёнка молили Господа, чтобы даровал им красивое дитя. И родился у них сын неописуемой красоты, но глухой и больной. А может, действительно надо просить у Господа смирения и спасения, а то вымолишь неизвестно что?
А ещё подруга сказала грустно:
– Люди в церкви меняются в лучшую сторону, а я чем дальше, тем хуже и грешней становлюсь.
Впрочем, это обычный путь, когда человек острее, чем прежде, чувствует повреждённость лжеименного разума и множество незамечаемых раньше грехов. А как же радостно всё начиналось, и мы с подругой бегали от одной чудотворной иконы к другой, дивясь изобилию Божьих чудес, случавшихся также и с нами!
А может, это было дано для того, чтобы возмужала душа для борьбы со страстями и взалкала уже не «мяс египетских», но того главного и драгоценного, когда хочется молиться словами: «Спаси мя, Господи, ими же веси судьбами»? Во всяком случае, именно так молится теперь моя подруга.
Нина Павлова
Газета Эском – Вера
Явления Господа и Богородицы святым угодникам Божиим
…Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. (Мф.17:1-7).
Явление Иисуса Христа гонителю христиан Савлу, который обратившись стал апостолом Павлом, описано в книге Деяний: «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил». (Деян.9:1–9).
Преподобный Серафим Саровский свидетельствовал: «Однажды случилось мне служить в святый и великий четверток. Божественная литургия началась в два часа пополудни, и обыкновенно – вечернею. После малого входа и паремии возгласил я, убогий, в царских вратах: “Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!” и, вошедши в царские врата, и наведя орарем на народ, окончил: “И во веки веков”, – вдруг меня озарил луч как бы солнечного света. Взглянув на это сияние, увидел я Господа и Бога нашего Иисуса Христа, во образе Сына Человеческого, во славе и неизреченным светом сияющего, окруженного небесными силами, Ангелами и Архангелами, Херувимами и Серафимами, как бы роем пчелиным, и от западных церковных врат грядущего на воздухе. Приблизясь в таком виде до амвона и воздвигнув Пречистыя Свои руки, Господь благословил служащих и предстоящих; посем вступив во святый местный образ Свой, что по правую сторону царских врат, преобразился, окружаемый Ангельскими ликами, сиявшими неизреченным светом во всю церковь. Я же, земля и пепел, сретая тогда Господа Иисуса на воздухе, удостоился особенного от Него благословения; сердце мое возрадовалось чисто, просвещенно, в сладости любви ко Господу!».
Преподобный Серафим изменился видом и, пораженный божественным видением, не мог сойти даже с места у Царских Врат. Заметив это, о.Пахомий послал двух других иеродиаконов, которые, взяв его под руки, ввели во святый алтарь. Но он еще около трех часов продолжал стоять здесь неподвижно в благодатном изумлении. И только лицо его все время изменялось: то делалось бело, как снег, то разливался по нему румянец.
На первом году пребывания преподобного Силуана Афонского в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре с ним произошло событие, изменившее всю последующую жизнь: во время уединенной молитвы в мельничном храме в честь св. пророка Божия Илии образ Спасителя на иконостасе вдруг «ожил». На месте иконы старец Силуан увидел Господа, смотревшего на него. Это было не просто визуальное наблюдение, но чудо Богоявления, в котором таинственно открылось познание Бога, троичного в Лицах. Во время этого явления, по словам самого преподобного, благодать Святаго Духа наполнила его душу, и Духом Святым он не просто увидел Господа Иисуса Христа, но узнал в Нем своего Бога, Спасителя и Творца, пришедшего по благоволению Отца. Суть происшедшего чуда заключается не столько в видении, сколько в богопознании. Еще юный и не опытный послушник Симеон (таково мирское его имя) впервые получил опыт таинственного благодатного общения с Богом. Он не просто «увидел» Господа телесными очами, но по наитию благодати, по откровению Духа Святого познал, что Явившийся есть истинный Господь и Спаситель. После этого благодать восхитила ум преп. Силуана в Рай, как некогда св. ап. Павла и блаж. Андрея Христа ради юродивого. Душа его навсегда была «уязвлена» любовью Божией, так что он до конца своих дней не мог уже видеть ничего суетного, но весь был пленен памятью о Боге, Которого видел лицом к лицу. Ответная любовь к Богу, память о пребывании умом в раю и невозможность вернуть блаженного состояния богообщения одним только произволением становятся причиной богоугодной печали по Богу. «Скучает душа моя о Господе и слезно ищет Его», – таков лейтмотив всех писаний преп. Силуана, – «Милостиве Господи, как мне Тебя не искать, когда душа моя познала Твою любовь». Скорбь Адама, изгнанного из рая, он воспринимает как свою собственную, переживая ее лично. Плачущий Адам в его Писаниях – это его собственная душа, помнящая пребывание в раю и благодатное молитвенное собеседование с Богом. Не имея возможно самостоятельно вернуть это состояние, он, подобно Адаму, нисходит умом во ад, чтобы там во смирении ожидать пришествия Спасителя, Который вновь воскресит его душу для вечного сопребывания с Собой. Богоявление пред иконой Спасителя в храме на мельнице оставило настолько неизгладимый след в душе преподобного Силуана, что упоминание о нем красной нитью прослеживается во всех его писаниях. Икона Спасителя, с которой связано описываемое чудесное событие, по сей день пребывает в русском святогорском монастыре на Афоне в иконостасе Ильинского храма, что на жерновах, где и произошло чудо, и является одной из самых почитаемых в Обители святынь.
Архимандрит Софроний Сахаров в 1924 г. на Пасху пережил благодатное посещение – видение Нетварного Света. Об этом событии, изменившим всю его жизнь, он позднее писал: «Сейчас я хочу говорить о том, что Господь даровал мне после моего обращения к Нему в зрелом возрасте, когда посещения связывались с глубокой покаянной молитвой. В начале этого периода Свет являлся, скорее, как Огонь, пожигавший и на поверхности тела моего, и внутри души нечто такое, что я воспринимал при этом горении, как чуждое Богу. О, я тогда ничего не знал и не понимал, что со мною происходит. Мысль моя не шла на исследование природы сего Огня и сего Света. Я страдал в моем покаянии всем моим существом; но я знал, что я ожил духом. В те годы чрез меня проходили мощные волны и чувств, и мыслей. Приливы их бывали внезапными или постепенными; иногда все смешивалось в неясную полуночную грозу; и сказать теперь точно об испытанном в хронологическом порядке – невозможно. Что помню я достоверно, так это основной мой порыв к Богу в моей смертельной тоске по Нему. Я выражал ее в моих молениях такой сосредоточенности, что если и приходил Огонь ли, Свет ли, то и тогда мое внимание не отрывалось от Бога, и все стремление было к Нему. И вот в Великую Субботу (б.м. 1924 г.) Свет посетил меня после причащения, и я ощутил его как прикосновение Божественной вечности к моему духу. Тихий, исполненный мира и любви, Свет пребывал со мною три дня. Он разогнал стоявший предо мною мрак не-бытийный. Я воскрес, и во мне, со мною воскрес весь мир. Слова Иоанна Златоустого в конце Пасхальной Литургии предстали в своей потрясающей силе: «Воскрес Христос, и мертвый ни един во гробе»… Если таков Бог, то скорее надо оставить все и искать только с Ним соединения».
Преподобный Паисий Святогорец рассказывал: «С одиннадцатилетнего возраста я читал Жития Святых, постился и совершал бдения. Мой старший брат отбирал у меня Жития и прятал их. Но ему не удалось добиться своего. Я уходил в лес и продолжал читать Жития. Тогда один из друзей моего брата, Костас, сказал ему: «Я тебе его исправлю — сделаю так, что он оставит церковные книжки, посты и тому подобное». Костас пришёл к нам в дом и начал рассказывать мне теорию Дарвина. Тогда я поколебался и решил: «Пойду помолюсь, и если Христос — Бог, то Он явится мне, чтобы я перестал колебаться в вере. Он даст знак — тенью, голосом или чем-то подобным». Э, настолько в те годы у меня хватало ума. Уединившись, я начал класть поклоны и молиться несколько часов подряд. Но я ничего не увидел и не услышал. Совершенно выбившись из сил, я остановился. Тут я вспомнил одну сказанную Костасом фразу: «Я признаю, что Христос был Человеком выдающимся — праведным, добродетельным. Его соплеменники позавидовали Его добродетели и осудили Его на смерть». Тогда я решил: «Раз Христос был таким, то — даже если Он был просто Человеком — Его стоит полюбить, послушаться и принести себя в жертву ради Него. Мне не нужен ни Рай, ни что-нибудь подобное. На все жертвы стоит идти ради лишь Его святости и Его добродетели». То есть Старец включил в работу добрый помысел и любочестие. «Бог ждал, как я отнесусь к этому искушению. После того как я включил в работу такой помысел, явился Сам Христос. Он явился в преизобилии Света. Я видел Его от пояса и выше. Он взглянул на меня со многою любовью и сказал: «Аз есмъ воскрешение и живот. Вёруяй в Мя, аще и умрет, оживёт». Те же самые слова были написаны в раскрытом Евангелии, которое Он держал в Своей левой руке». Это событие рассеяло в пятнадцатилетнем Арсении (так звали Паисия в миру) помыслы сомнения и потрясло его детскую душу. Благодатью Божией он познал Христа как Истинного Бога и Спасителя мира.
На 23 году поселения преподобного Александра Свирского в пустыни большой свет явился в его храмине и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы… Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти». На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии данных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.
Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий Радонежский читал акафист Божией Матери. он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, — спросил келейник, — что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, — наконец промолвил он ученику, — пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г.
Святой преподобный Андрей Христа ради юродивый видел явление Богородицы во Влахернском храме в Константинополе, в приделе, в котором хранились риза и часть пояса Пресвятой Девы. В храме совершалось всенощное бдение. Андрей пришел на него вместе со своим учеником, святым Епифанием, и увидел идущую от царских врат к святому престолу Богородицу. Ее сопровождали облаченные в белые, ярко сияющие одежда, святые. Среди них выделялся святой Иоанн Предтеча и святой Иоанн Богослов, шествовавшие справа и слева от Нее. Некоторые святые шли впереди Божией Матери, а некоторые следовали за Ней, воспевая церковные гимны и услаждающие слух песнопения. Когда шествие приблизилось к амвону, Андрей сказал Епифанию: «Видишь ли ты, чадо, Госпожу и Владычицу мира?» В этот момент Богородица опустилась на колени и на протяжении долгого времени тихо молилась. Она молила Христа о спасении мира, и Ее лицо оросилось слезами. Затем Приснодева вошла в алтарь и там совершила молитву за стоявших в храме христиан. Закончив молиться, Она скромным движением сняла со Своей пречистой главы расшитый звездами омофор и распростерла его над головами тех, кто был в храме. Священный омофор источал обилие благодати и был виден до тех пор, пока была видна Пресвятая Богородица.
«На 15 августа 1898 г., – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский, – в день Успения Богоматери, я имел счастие в первый раз видеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Ее сладчайший, блаженный, ободрительный глас: Милейшие вы чада Отца Небесного – тогда как я, сознавая свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и с мыслию: не отринет ли меня от Себя с гневом Царица Небесная! О, лик пресвятый и преблагий! О, очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление; потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг – и скрылась. Я видел сзади шествие Небесной Посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, – а потом Она отделилась он нее, сошла и подвиглась в путь. С вечера я писал проповедь на день Успения и лег поздно, в 2 часа ночи. За всенощной я читал с великим умилением акафист и канон Успению Богоматери в Успенской церкви».
Явления Христа святым: критерии истины
Не всякому верь
К любой информации о явлениях Христа Церковь относится осторожно, помня слова апостола Павла, что “сам сатана принимает вид Ангела света” (2-е Послание к Коринфянам, глава 11, стих 14). Хороший пример – житие святителя Никиты, епископа Новгородского. Будучи еще совсем молодым монахом, он не послушался совета своего духовного отца и, горя желанием увидеть Христа, уединился в затворе. Здесь в светлом образе ему явился сатана, которому Никита поклонился, приняв за Господа. Прельщенный затворник перестал совсем молиться и, видя постоянно молящегося беса, радовался, что ангел молится за него; сам же только и делал, что прилежно читал книги и поучал приходящих к нему, а по временам пророчествовал. Только благодаря молитвам духовного отца монах смог в итоге придти в себя, вернуться к Христу и в обитель, став в итоге епископом Новгородским и одним из почитаемых святых Православной Церкви.
Достойное недостоинство
Спаситель является людям, которые служили Ему всей своей жизнью, но при этом искренне считали себя недостойными этих явлений. Например, преподобный Паисий, более семидесяти лет проведший в египетской пустыне и один из немногих людей, названных Церковью “Великими”, во время явления Спасителя произнес: “Христе Спасе, я раб Твой, и за что Ты, Владыка, оказываешь столь великую милость, что теперь Сам изволил снизойти к моему недостоинству?” Не возгордился Паисий и когда Христос произнес пророчество: “Видишь ли пустыню эту -– как она велика и широка? Ради тебя я наполню ее постниками, которые будут прославлять имя Мое”.
Содержание Откровения, которое человек получает из уст Христа – самое главное, на что обращает внимание Церковь, когда слышит о том или ином явлении. В этом христиане руководствуются словами апостола Павла: “Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Послание к Галатам, глава 1, стих 8). Поэтому если откровение противоречит Евангелию и учению Церкви, если человек заявляет, что он получил “третий завет”, точную дату конца света и тому подобное, значит, человеку явился не Христос, а сатана в виде Ангела света….
Христос – рядом
В Евангелии красной нитью проходит мысль, что любовь к Христу должна выражаться, прежде всего, через любовь к ближнему. Та же мысль встречается в жизнеописании многих святых, например, в житии древнего святого – преподобного Псоя. Христос являлся ему четырнадцать раз. Однажды ученики попросили показать им Христа. Псой встал на молитву и получил откровение подняться вместе с ними на гору, где и обещал явиться Господь. Молодые ученики убежали вперед Преподобного и по дороге встретили старого калеку. Узнав, куда они идут, он попросился с ними, но получил отказ с мотивировкой, что он недостоин видеть Христа. Псой, шедший следом, пожалел старика, поднял его на плечи и понес на гору. Подходя к вершине, ученики увидели, что их учитель несет на плечах Самого Христа… Когда же преподобный Псой подошел совсем близко к ученикам, Господь стал невидим. На вопрос учеников, где Преподобный встретил Христа, тот ответил: “Не на горе Его надо искать, а в ближнем своем”.
Где можно встретиться с Христом
В явлениях Христа святым сконцентрирован весь опыт и реальность присутствия Христа в Своей Церкви. Однако, как это ни парадоксально, встретиться с Ним можно всегда – в “своем ближнем”. А прикоснуться к Нему можно ежедневно. Это происходит на главном христианском богослужении – Литургии – когда священник выходит к людям с Телом и Кровью воскресшего Христа…
Явления Богородицы, ангелов и святых простым людям Соловецкого архипелага
Святые и давно умершие соловецкие монахи время от времени являются людям на Соловках и в окрестностях как видения. Анализируя рассказы счастливых очевидцев, можно выделить четыре признака, которые надо иметь, чтобы и Вам явилось видение святого: (1) у вас не должно быть высшего образования или ученой степени; (2) вы должны находиться вдали от людей, где-нибудь в тайге, в море, в лесу, в болоте… (3) вы должны быть сильно физически истощены и близки к потере сознания от голода, стужи, болезни или избиений; и, наконец, (4) у вас не должно быть с собой никаких гаджетов. Фото-видеокамер и прочих мобильников святые, простите за каламбур, на дух не переносят.
Явление святой Богородицы и пророчество о Соловецкой Голгофе
В 1712 году монаху Иисусу под этой горой во время ночного молитвенного бдения явилась Богоматерь в небесной славе и сказала: «Сия гора отселе будет называться Голгофою, и на ней устроится церковь и Распятский скит. И убелится она страданиями неисчислимыми.»
Явление Иисуса Христа
Согласно легенде в 1656 году святителю Филиппу Колычеву явился сам Господь в окровавленном терновом венце. Это произошло в Филипповой пустыни, которая с тех пор имеет второе название — Иисусова пустынь.
Явление иконы Богородицы Корсунской
В 1627 г. на сосне, растущей вблизи морской губы рядом с деревней Сосновка, явилась инокам чудотворная икона Богородицы Корсунской (затем именованная Сосновской). Говорят, что щепки и смола от чудесного древа, на котором был обретен образ, излечивают зубную боль. На месте явления в XVII в. монахи создали пустынь, построили часовню в честь образа Пресвятой Богородицы Корсунской и келейный корпус. Ныне они потеряны. Но на морском берегу, на месте обретения чудотворной иконы, сохранился поклонный крест, поставленный в 1812 г.
За аркой — церковь во имя преподобного Германа (середина девятнадцатого века).
Явление святого Германа пресвитеру Григорию на Старой Тотьме
Предание сохранило память о явлении Преподобного Германа пресвитеру Григорию на старой Тотьме, почему в 1602 году этим пресвитером был составлен тропарь преподобному и написан образ, где преподобный представлен вместе со свв. Зосимою и Савватием». Чудо с тотемским пресвитером Григорием уже устанавливает духовную связь преподобного Германа и Тотьмы. У Бога нет случайностей, а первый тропарь Соловецкому святому был составлен именно в Тотьме и тотьмичом.
Явление преподобного Иринарха и спасение им погибающих людей
В Соловецком патерике приводятся свидетельства людей о том, как преподобный Иринарх не раз помогал жителям сурового Севера в борьбе со стихией.
Такую помощь получили от него в 1629 году жители Двинской страны, промышлявшие в море. Сильным ветром занесло их суда в море, где они и плавали во льдах много дней. Бедствующие усердно молились Богу об избавлении от погибели. Когда настала ночь, одному из кормчих явился во сне старец в священническом облачении, украшенный длинной седой бородой, с крестом в Руке. «Встаньте, — сказал он, — молитесь Богу, призывайте на помощь соловецких чудотворцев, и Господь вскоре окажет вам милость». После этого он осенил всех крестом и на вопрос, кто он и откуда, отвечал: «Я игумен Соловецкого монастыря Иринарх». Кормчий, проснувшись и поглядев вокруг, никого не увидел. В ту же ночь преподобный явился и на другом судне, повелевал не унывать, но уповать на милость Божий), назвался Иринархом и своим посохом Указал путь к Анзерскому острову. Это видение укрепило ослабевших промысловиков. Вскоре ветер, переменив направление, понес одно судно к берегу, где мореплаватели нашли на льду множество морских зверей и возвратились домой с богатой добычей. А другое судно пристало к Анзерскому острову, и плывшие на нем, хотя и без добычи, возвратились домой сохранив свою жизнь.
Подобным образом жители Варзуги весной плавали в море для добычи морских зверей и, не имея успеха в промысле возвращались домой. Встретив большую льдину, они затащили на нее свои суда и спокойно легли спать. Во сне одному из них явился старец и сказал: «Вставайте, Бог даст вам добычу». Промысловик, проснувшись увидел близ судна старца, который на вопрос, кто он, назвал себя соловецким игуменом Иринархом и стал невидим. Товарищи, разбуженные тем, кому было видение, выбрались из своих судов и увидели на льду чрезвычайное множество морских зверей. Изловив их, они возвратились домой, прославляя угодника Божия.
Жители Сумского округа, промышляя в море на 15 судах, пристали у Анзерского острова к льдине, затащив на нее свои суда, легли спать. Оставленный ими сторож, задремав, вдруг услышал голос: «Почему спишь? Вставайте и влеките суда свои дальше на лед». Проснувшись, он увидел перед собой старца высокого роста, который, назвав себя соловецким Иринархом, стал невидим. Но сон одолевал сторожа. Опять явился ему старец и вскричал: «Вставайте, ваши суда повредятся льдом». Между тем на море поднялась великая буря. Тогда сторож поспешил разбудить товарищей, которые едва успели оттащить свои суда дальше на лед, некоторые снасти уже были унесены волнами.
Явление Христа во плоти России и его уход в Соловках
Соловки. 1999 год.
Александр Евгеньевич Перепеченых утверждает, что в 1922 году в Россию явился Спаситель (газета «Берег». Воронеж. 04.10.2002). Его рассказ настолько интересен, что мы перескажем его почти полностью:
«Не жаль ли было Господу своих детей, за которых он отдал себя в жертву? Неужели он смотрел с высоты и был равнодушен к нам и нашим делам? Когда лилась невинная кровь, когда шел брат на брата, сын на отца. Нет, нет и нет! Он был тут же с 1922 по 1926 год и нес крест вместе со своими детьми.
Второе пришествие Христа совершилось в лице Федора Рыбалкина. Об этом свидетельствовал благочинный священник Митрофановского монастыря Чуев, задонские священники и даже воронежский епископ Владимир. За это их били, подвергали гонениям, казнили. В 1929 году в Воронеже шел открытый судебный процесс. Судили двенадцать апостолов второго пришествия Христа во образе Федора. Суд приговорил их к расстрелу.
Свидетельствуют христиане, власть, архивы, «Энциклопедия всех религий мира». И сейчас еще живы люди, которые помнят о делах и чудесах Федора Рыбалкина. А дела он творил точно те, что творил и Христос в первом пришествии. Слепые прозревали, глухонемые говорили и слышали.
Сам Федор зимой и летом ходил босый, без головного убора. На улице мороз сорокаградусный, а он идет как летом по траве. Атеисты поливали его ледяной водой, давали в руки раскаленный докрасна лом. И Федор оставался невредим. Разве это не чудо? Какое еще нужно доказательство? А какое было движение народа в село Лиман Петропавловского района с 1922 по 1926 год! Сколько паломников шло к Федору! Это были люди, которые искали и жаждали святости. Приезжали даже из-за рубежа.
Атеистам это было не в масть. И они вынуждены были пресечь и остановить это движение. Начались поголовные аресты. В первую очередь арестовали Федора Рыбалкина. После испытаний железом его отправили из Богучара в Воронеж, затем в Москву. Посадили в тюрьму. Опечатали и пошли совещаться, что с таким человеком делать. Федор, не тронув замки и печать, пришел к начальству. Они попадали. Федор поднял их, ободрил и говорит: «Дети, вы не знаете, что со мной делать? Отправьте меня на Соловецкий остров». Они вынуждены были отправить. Начальство село в корабль, а Федор говорит: «Я положу свою одежду на воду и вслед за вами поплыву». Достигли гавани. Пароход встал. И Федор встал на воде, яко на суше. И сказал: «Видели дела мои и чудеса? Теперь оповестите в советской печати». И стал невидимым.
Христос в России был. Но его не приняли, погнали, распяли
Явление святителя Николая геологам
Православная газета (№3, 1997) опубликовала рассказ геолога, спасенного от гибели. Геолога Е., в составе геологической экспедиции, обследовавшей острова, ночью ветром и льдинами унесло на лодке и прибило к незнакомому берегу.
Девушка была с детства верующая и все время молилась святителю Николаю о спасении. Решила идти вдоль берега, пока не встретит чье-либо жилье.
Идет, ей встречается старичок, спрашивает:
— Куда ты идешь, девушка?
— Иду вдоль берега, чтобы найти чье- либо жилище.
— Не ходи. Ты за сотни верст тут никого не найдешь. А ты видишь вон там вдалеке горку… пойди туда, взберись на нее и тогда увидишь, куда тебе дальше идти.
Она посмотрела на горку, а затем обернулась к старичку. Но его уже не было перед ней. Она поняла, что сам святитель Николай указал ей путь, и пошла к горке. С нее она заметила вдалеке домик и пошла на него. Там была хижина рыбака и его семьи. Рыбак очень удивился ее появлению в этом совершенно безлюдном месте. Он подтвердил, что, действительно, на сотни километров по берегу она не нашла бы жилья и наверняка погибла бы от голода и холода.
Так святитель Николай спас неосторожную геологиню от смерти. Спас потому ли, что она была благочестива? Но известно много случаев, когда Господь спасает и неблагочестивых, поэтому Господь и именуется и есть Человеколюбец, праведных любящий и грешных милующий.
Явление Елеазара Анзерского и спасение им людей от гибели
В Соловецком патерике приводятся свидетельствао о спасении преподобным Елеазаром Анзерским строителя Исаии и его ученика от гибели в море. В одно время анзерскому строителю Исаии, мужу добродетельному, нужно было отправиться в Соловецкий монастырь. Хотя и было время холодное, но пролив, разделяющий Соловецкий и Анзерский остров был свободен от льдин. Строитель поплыл на небольшой лодке с одним из братии. На обратном пути они были застигнуты массой льда принесенного ветром с моря. Огромные льдины, окружив лодку, понесли ее в открытое море. Путники в ужасе выскочили на льдины пустились спешно к берегу. Между тем Исаия оступился и едва не погиб. В это время явился ему преподобный Елеазар и спас его от смерти. До Анзерского острова, куда путники пробирались, было ей неблизко, а движущийся лед уносил их в противоположную сторон к большей беде наступила ночь. В изнеможении несчастные обратило к Господу с усердной молитвой об избавлении от опасности и стали призывать на помощь преподобного Елеазара. И вот, при тускло свете луны, они увидели, что на другом конце льдины стоит преподобный Елеазар и направляет ее к Анзерскому острову. Обрадованные иноки хотели приблизиться к преподобному и поклониться ему, но он стал невидим. Между тем льдина очутилась у самого берега Анзерского острова и путники благополучно вышли на берег.
Видения ангелов в небесах Флориды и Великобритании
Почему ангелы покинули Соловки?
После 90-х годов на Соловках ангелов не видели. В любом случае, о ясном их видении на небесах никто не упоминал — ни в прессе, ни на телевидении. Между тем, полеты светлых юношей регулярно видят жители Туманного Альбиона и Флориды. Об этом сообщили крупнейшие мировые газеты — Телеграф (The Telegraph) и Дэйли Мэйл (The Daily Mail).
От Редакции: Парейдолия или парейдолическая иллюзия — разновидность визуальных иллюзий. Связана с формированием иллюзорных образов, основанных на вИдении реальных объектов или их деталей. В результате, неясный или «размытый» зрительный образ воспринимается как что-либо отчетливое и определенное — например, фигуры ангелов или святых в облаках, в тумане, на фоне леса… Парейдолии часто возникают на инициальных стадиях острых психозов, при длительном голодании во время монашеских постов, во время длительных запоев…
В английском графстве Девон житель курортного городка Сидмут Иэн Уильямс успел запечатлеть сияющего ангела: «Я работал на чердаке отца, случайно выглянул в окно и увидел «ангела». Тут же схватил фотоаппарат и успел сделать несколько снимков, пока облако не растворилось в небе. Меня поразило сходство фигуры с ангелом — очертания рук и развевающиеся волосы» — сообщает газета Телеграф.
Во Флориде белое облако-ангел парило над шоссе так, что несколько водителей смогли сфотографировать его 27.08.2013 года (фото справа. The Daily Mail).
Явления Святых
Как было уже сказано, в своей земной жизни Старец Паисий видел многих Святых, а также своего Ангела-Хранителя, многократно — Пресвятую Богородицу и Самого Христа. Он видел Их не во сне. Иногда это было ночью, иногда среди бела дня. Он беседовал с Ними, Они давали ему Свое целование, и он целовал Их в ответ. Они давали ему пищу Своей рукой, исцеляли его, обещали ему что-то, открывали ему небесные тайны.
Одному человеку Старец говорил: «С юности я читал очень много Житий Святых, а сейчас чтение Житий мне помогает уже не столько — потому что я их уже не читаю, а живу». То есть в такой духовной пище как чтение Старец нуждался меньше, потому что переживал нечто высшее.
Старец неохотно рассказывал о своих опытах такого рода. Он рассказывал о явлениях ему Святых и тому подобном, если видел, что это принесет помощь чьей-то душе. Когда он рассказывал о чем-то еще, то был очень увлекательным, талантливым рассказчиком. Но вот в описаниях явлений ему Святых он был очень сдержан и краток. Слушателя таких откровений приводили в изумление простота, естественность, а также исключительность происходивших со Старцем событий. Он говорил, к примеру: «Со мной произошло одно событие», имея в виду посещение какого-то Святого. Или: «Я почувствовал нечто». Собеседник мог подумать, что Старец почувствовал просто какое-то умиление. Однако на самом деле это «нечто» было чем-то несравненно более глубоким: откровением, видением, восхищением в созерцание или чем-то подобным. Обычно день, когда ему было видение или нечто иное, он «зашифрованно» отмечал на полях богослужебных книг.
Еще до того как он стал монахом, его ум во время молитвы часто бывал восхищаем в созерцание. Из своего опыта он говорил: «Находясь в созерцании, человек может, предположим, слышать, как звонит будильник, — не больше. Другой связи с окружающим миром у него нет».
Относительно видений Старец объяснял: «Человек зрит видение глазами души. Иногда, когда мне бывали видения, я закрывал глаза, но продолжал видеть. Значит, я видел глазами души. Когда кому-то является Святой в присутствии кого-то еще, то иногда этот третий человек может видеть Святого, иногда может слышать его голос, а иногда не видит и не слышит ничего. Общего закона тут нет». Еще Старец подчеркивал, что «вначале с монахом происходят небольшие сверхъестественные события, потом большие, а потом еще большие». Конечно, это происходит с монахом, который подвизается правильно и твердо.
Производит впечатление следующее: как мог Старец Паисий после всех бывших ему видений, откровений, после всего, что он пережил, после того «доброго умопомрачения», в которое он приходил, после того как он испытал Божественное рачение и небесную сладость, которые оставляли ему небесные посетители, — как после всего этого его ум мог отрываться от Неба и возвращаться на землю? Ведь это нелегкое дело: резко спускаться с Фаворской Горы в Долину Плача, жертвовать райским состоянием и заниматься проблемами людей. Это достойно удивления и восхищения. Для Старца такое возвращение с Небес на землю было дополнительным подвигом и трудом.
Из отрывочных сведений, услышанных от Старца,, и свидетельств других людей можно сделать вывод, что, кроме явлений Святых, о которых сказано в первой части настоящей книги, Старцу были и другие явления. Упомянем о некоторых из них.
* * *
Когда Старец проходил в Конице курс лечения, он видел трех Святителей. Об этом рассказала Екатерина Патера: «Однажды вечером он, как обычно, заперся у себя в келье и читал Повечерие. Утром он мне говорит: «Прости меня, сестра, что прошедшей ночью я не давал вам спать». — «Когда ты не давал нам спать?» — «Сегодня ночью пришли три Святителя, и мы с ними беседовали. Я их постоянно просил: «Потише, потише, потому что мы разбудим людей, у которых я живу». Я не хотел вас беспокоить».
А я-то ничего и не слышала! Он всю ночь разговаривает со Святыми, а я этого даже и не заметила».
* * *
Точно известно, что Старец видел святую великомученицу Екатерину. Он рассказал об этом человеку, который нуждался в утешении. «Увидев ее, я сразу же ей поклонился и ухватился за ее ноги, — сказал Старец. — Святая великомученица Екатерина высокого роста».
* * *
14 октября 1979 года (по новому календарю — 27 октября, накануне праздника Святого Покрова) Старец был в монастыре Суроти. Этой ночью он увидел Покров Пресвятой Богородицы. Это был не сон, но видение. Он видел Покров Божией Матери как светлое облако, которое осеняло и покрывало нескольких сербских монахинь, приехавших с ним встретиться.
* * *
Также Старец видел святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На вопрос, как выглядел святой Иоанн и какими глазами он его видел, Старец ответил: «Ну как… было темно, но я его видел. Ведь такие явления — тайны Божии. Часто на иконах святого Иоанна Богослова на лбу у него изображают какую-то шишку, а на самом деле она не такая большая».
* * *
Когда Старца спросили, зачем он написал книгу о Хаджи Георгии, он ответил: «Если бы в моей жизни не произошло одного события, связанного с Хаджи Георгием, я бы этой книги не писал». О явлении ему преподобного Старца Хаджи Георгия Старец Паисий в книге не пишет. «Хватит того, что я натерпелся с преподобным Арсением», — говорил Старец, имея в виду, что в Житии святого Арсения Каппадокийского он рассказал, как этот Святой ему являлся. Но и перед Хаджи Георгием Старец Паисий очень благоговел. Лично он относился к нему как к Святому и призывал его имя, молясь по четкам. Он даже верил в то, что пришло время официальной канонизации Старца Хаджи Георгия.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >