Содержание
- Интернет магазин продукции из монастырей
- Самая загадочная киевская обитель
- Чем знамениты дохристианские пещеры древних старцев под Воронежем: Костомаровская обитель
- Пристанище гонимых из Византии христиан
- Легендарный старец
- Обитель в наши дни
- Священномученик Алекси́й Введенский, пресвитер
- Священномученик Алексий Введенский, иерей
- Серпуховской Введенский Владычний женский монастырь Епархиальный женский монастырь
Интернет магазин продукции из монастырей
Интернет-магазин МОНАСТЫРСКИЙ МАГАЗИН «ОБИТЕЛЬ» является поставщиком монастырской продукции на рынок покупателей.
С давних времён на Руси монастыри были центром духовной и хозяйственной жизни. Монастыри постоянно вели селекционную работу, выращивали новые сорта растений, исследовали и находили новые рецепты для монастырской кухни, новые способы хранения и консервации монастырских продуктов. На протяжении многих веков монастыри на Руси и сами кормились, и помогали нуждающимся, особенно в военные годы, в неурожайные периоды и во времена эпидемий. В старину говорили: Монастырское — значит, доброе. Связано это с особым отношением монахов к труду, как к одному из орудий спасения души, без молитвы и благословения настоятеля не начинается ни одно дело. Поэтому православный монастырский продукт — это, в первую очередь, продукт, произведенный с любовью и молитвой, это продукт с душой. Следовательно, монастырская кухня оказывает благотворное влияние как на физическое, так и на душевное состояние человека.
МОНАСТЫРСКИЙ МАГАЗИН «ОБИТЕЛЬ» сотрудничает со многими монастырями.
МОНАСТЫРСКИЙ МАГАЗИН «ОБИТЕЛЬ»предлагает очень широкий ассортимент монастырской продукции:
— ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ (свежая выпечка, сыры и молочные продукты, рыба, масла растительные, крупы и макаронные изделия, соленья, монастырский чай и лекарственные травы, кондитерские изделия, мёд и пчелопродукты, овощная консервация, джем и конфитюр, натуральные напитки и др.)
— МОНАСТЫРСКАЯ ЗДРАВНИЦА (натуральные масла и кремы, мыло, шампуни, бальзамы, гели и др.)
— МОНАСТЫРСКАЯ УТВАРЬ (иконы, чётки, печатная продукция, крестики, лампадки и др.)
В нашем интернет-магазине МОНАСТЫРСКОМ МАГАЗИНЕ «ОБИТЕЛЬ» и в магазине розничной торговли: Московская обл. г. Королёв, пр-т Космонавтов, д. 20 (ТЦ «ГЕЛИОС») можно купить монастырскую продукцию по доступным и низким ценам.
МЫ МОЛИМСЯ О ЗДРАВИИ И ПРИЗЫВАЕМ БОЖИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ВСЕХ ВАС…
Самая загадочная киевская обитель
Зимний Зверинецкий монастырь
Множество чудесных и старинных монастырей в Киеве, но самый загадочный и таинственный из них ‒ это Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь Украинской Православной Церкви Московского патриархата, расположенный в Печерском районе Киева, к югу от Киево-Печерской лавры.
Отец Леонтий рассказывает о пещерах. С этим чудесным монастырем меня знакомит его благочинный, архимандрит Леонтий (Золотарев).
Здешние места получили свое название от княжеских «звериных ловов» или охот в этих когда-то густых лесах, изобиловавших в те далекие времена всяческим зверьем. В «Повести временных лет» по этому поводу говорится так: «и бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяше зверь».
Елена Анатольевна Воронцова, кандидат исторических наук, много лет проработавшая заведующей отделом «Киев подземный» (ныне упраздненным) Музея истории Киева, замечала: «По другой версии, название связано с находившимся в этом месте зверинцем, где содержались специально подготовленные для охоты звери и птицы».
Самый загадочный и таинственный
Иван Михайлович Каманин, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах Историк, палеограф и архивист Иван Михайлович Каманин, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах, в своей книге «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость», изданной в 1914-м году в типографии Киево-Печерской лавры, писал, что все древнейшие киевские монастыри были подземными и только впоследствии «вышли из-под земли».
Все они в течение веков подвергались изменениям, их перестраивали, переделывали, меняли, и только Зверинецкие пещеры, пролежав под землей нетронутыми много веков, остались в неприкосновенности и могут показать нам настоящий вид тех самых древних подземных келий, где подвизалась ревностная монашеская братия.
Дело в том, что древнейший Зверинецкий монастырь, созданный в первом веке христианства на Руси, в тяжкие времена нападений половцев или монголо-татар был засыпан землей и забыт на 800 лет.
Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей
Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей: общая длина здешних пещер превышает длину Ближних и Дальних пещер великой Киево-Печерской лавры, и здесь все ещё осталось до километра (а может, и больше) неизвестных, не открытых ходов.
Как обнаружили подземный монастырь?
Феодосия Васильевна Матвиенко, первая указавшая по сновидению местоположение Зверинецких пещер Заветные святыни могут долгое время таиться под спудом, в неизвестности, но когда Господь хочет ‒ тайное становится явным. Когда-то чудотворную Казанскую икону обрели благодаря маленькой девочке Матрене. А Зверинецкие пещеры были открыты благодаря благочестивой, в ту пору 50-летней, жительнице Киева ‒ Феодосии Васильевне Матвиенко, чей дом находился напротив горы с засыпанным входом в пещеры. Как-то весной 1882 года, на рассвете, она услышала гул провала земли и увидела светлую радугу, один конец которой падал на место провала, словно указывая на нечто чудесное. Феодосия Васильевна рассказала о случившемся соседям.
В полдень этого же дня её сосед, художник Дмитрий Зайченко, со своим товарищем, возвращаясь со службы из расположенного рядом Свято-Троицкого Ионинского монастыря, наведались к открывшемуся провалу, захватив с собой свечи. Они расчистили отверстие и спустились в провал. Обнаружили там длинную пещеру со множеством человеческих останков и монашеские келии.
Начертание имен Зверинецких игуменов в пещерной церкви
Панагия из ниши игумена Климента
Подвижники Зверинецких пещер
Люди, которые покоились в пещерах, несомненно, были иноками: сохранились их кожаные монашеские пояса с изображениями двунадесятых праздников, четки, плетенные из тонких ремешков монашеские параманы, полуистлевшая кожаная и войлочная обувь, деревянные доски от гробов ‒ некоторые из них кипарисные, сохранившие особенный запах, ‒ обломки жерновов для растирания зерна.
Схимнический параман, найденный при раскопках пещер Пещерная келья Исследователь пещер Иван Михайлович Каманин так описывал келии затворников Зверинецких пещер: «Затворнические келлии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ея равна росту человека; в устье ея, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ея, глубиной по колена человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки. Влезши в такую нишу ‒ келлию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти ‒ могилой… Близость таких ниш к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение…». Древнее начертание креста в Зверинецкой пещерной церкви Духовный писатель Евгений Николаевич Поселянин (Погожев) по поводу открытия Зверинецких пещер писал: «Невозможно никакими словами передать то чувство какого-то покоя и каких-то совершенно неизведанных настроений, которые овладевают здесь, в глубине земли, в этой миниатюрной простой церкви, в полном отчуждении от всего земного и в соседстве с немыми останками братии неведомого монастыря!»
Иван Михайлович Каманин восхищался природой вокруг пещерного монастыря: «Вся окрестность пещер производит чарующее впечатление. Стоя на высокой пещерной горе, пока ещё пустынной и открытой со всех сторон, с голубым небесным сводом над головой, и любуясь этой удивительной по красоте живой картиной, невольно испытываешь возвышенное настроение и близость к Богу; подавленная городской сутолокой душа чувствует себя свободной и облегченной, хотя на час, от мирских забот! Дивная природа!»
Просьба о молитве
Спустя 30 лет, уже 80-летняя, Феодосия Васильевна Матвиенко рассказывала Каманину, как тоже спустилась в пещеры, позвав с собой свою знакомую, чтобы было не так страшно. Рассказывала, что видела около 50 истлевших гробов в пещерках ‒ в каждой пещерке по два покойника головой к устью, всего наблюдательная Феодосия насчитала 99 черепов.
Покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их
Помимо монашеской братии, погребенной в пещерных кельях, были обнаружены останки мирских людей, которые, видимо, погибли, пытаясь укрыться в пещерах от преследования врагов. Они лежали беспорядочно вдоль пещерного прохода, что говорило о том, что над ними не был совершен обряд погребения.
Феодосия Васильевна рассказывала также, что покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их. Благочестивая женщина смекнула, о какой пище они просят, и заказала в Ионинском монастыре панихиду по погибшим, после чего подобные сны прекратились.
Честные главы в пещерах
«Предоставленные сами себе»
В день открытия пещер, ближе к вечеру, братия ближайшего Свято-Троицкого Ионинского монастыря, взяв свечи, тоже отправились на осмотр пещерной обители. Что-то из найденного они забрали на молитвенную память ‒ и это было хорошо, потому что затем к пещерам повалили любопытные.
Очень быстро слухи об открытии никому неведомых пещер распространились по округе ‒ но, к сожалению, далеко не сразу пришло понимание великой ценности находки, её духовного, культурного и исторического значения.
От момента открытия пещер в 1882-м году до начала их исследования и раскопок в конце 1912 года прошло целых 30 лет. В течение этого времени чудесные, полные святынь пещеры находились без охраны, по словам Ивана Михайловича Каманина, «предоставленные сами себе», а местные жители и далекие посетители могли уносить все, что их интересовало.
Подвижник и заступник древнего монастыря
Игумен Валентин В 1911-м году произошли новые обвалы, и открылись два новых входа в пещеры. Но теперь у пещерного монастыря появился заступник ‒ духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко). Господь открыл ему духовную ценность пещер, и отец Валентин переселился из своей обжитой монастырской кельи в небольшой шалаш, наскоро сооруженный из тонких досок, чтобы охранять пещерные кельи и служить панихиды.
Трудно представить, какие лишения претерпевал подвижник: холод и зной, опасность от кладоискателей и грабителей, бесчинства и досаждения от просто любопытствующих. Но большинство паломников стали приходить сюда за молитвами и благодатью древней святыни. Так было положено начало скиту на Зверинецких пещерах.
Внезапно почувствовал четкое внутреннее извещение
Мы зажигаем свечи и спускаемся в пещеры. Сердце бьется чаще – это место преисполнено благодати. Отец Леонтий рассказывает: «В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1911 года, у пещер появился новый покровитель ‒ князь Владимир Давидович Жевахов. Из дневника князя известно, что утром, проснувшись раньше обычного, он почувствовал четкое внутреннее извещение о необходимости поехать на богослужение в Троицкий Ионинский монастырь, где до этого никогда не бывал.
Игумен Валентин и князь Жевахов у входа в пещеры при начале раскопок в 1912 году
Игумен Валентин, князь Жевахов, горные инженеры и скитские монахи 1914 год
После литургии, увлекаемый потоком паломников, князь решил наведаться к малоизвестным на то время полузаваленным пещерам. Отец Валентин после молебна и панихиды повел князя за собою, просто подвел к открытым пещерным входам и сказал: ‟Ваше сиятельство, было бы хорошо на месте этой древней святыни возродить монастырь». И Господь через этих двух людей, хоть и на короткое время, возродил монашескую жизнь в Зверинецких пещерах”.
Зверинецкие пещеры не отпускают тех, кто здесь однажды побывал
Место погребения исследователя пещер Пещеры оказывают сильное впечатление на тех, кто их посещает: как минимум хочется побывать здесь снова.
Интересно, что Иван Михайлович Каманин, исследователь пещер, остался в них и после своей кончины: он покоится, согласно его собственному завещанию, в этих же пещерах, в конце Алтарной улицы.
Следующий человек, который останется здесь навсегда, ‒ это игумен Валентин (Коротенко): скончавшийся Великим постом, десятого марта 1917 года, подвижник будет похоронен в пещерах недалеко от входа. Его многолетний самоотверженный труд был принят Зверинецкими преподобными, и отец Валентин стал как бы одним из них.
Князь Владимир Давидович Жевахов после знакомства с Зверинецкими пещерами тоже не сможет с ними расстаться.
Как князь Владимир Жевахов превратился в смиренного монаха Иоасафа
Князь станет благотворителем и попечителем пещер, старостой надпещерного храма. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами и проведены археологические раскопки. Благодаря попечительству князя был положен конец расхищению пещерных святынь.
Крестный ход из Киево-Печерской Лавры к Зверинецким пещерам в 1914
Позднее, в годы революции и гражданской войны, князь Владимир Давидович Жевахов будет в этих же самых пещерах скрываться вместе с братом-близнецом Николаем от облав большевиков и трудиться наравне с простыми послушниками скита.
Крестный ход из Киево-Печерской Лавры к Зверинецким пещерам в 1914
Возможно, именно по молитвам Зверинецких подвижников древности блестящий юрист, почетный мировой судья, старший советник Киевского губернского правления князь Жевахов именно в этих пещерах примет монашеский постриг и превратится в смиренного монаха Иоасафа, нареченного при постриге в честь своего предка, святого Иоасафа Белгородского. Монах Иоасаф (Жевахов) будет рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа.
Епископ Иоасаф (Жевахов) фото из следственного дела А потом владыку Иоасафа ждет Соловецкий лагерь особого назначения, ссылка, новые аресты и, наконец, мученическая кончина: 4 декабря 1937 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, он будет расстрелян под Курском.
В 2002-м году благотворитель Зверинецких пещер, епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов), прославлен в лике священномучеников ‒ и он духовно снова пребывает в своем любимом Зверинецком монастыре: его икона находится в соборе Всех скорбящих Радости, в нижнем приделе, освященном как раз в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.
Катастрофа
Елена Анатольевна Воронцова, бывшая заведующая отделом «Киев подземный» Музея истории Киева, писала: «Шестого июня 1918 года в Киеве случилась одна из наибольших катастроф. С десяти до двенадцати часов утра произошло пять взрывов на артиллерийских складах, что находились на Зверинце за Братским кладбищем. В результате взрыва, в дополнение ко всем разрушениям и пожарам, образовались два провала. Один – неподалеку от Зверинецких пещер, второй на противоположном конце плато, возле экономических ворот Свято-Троицкого монастыря. Эти провалы четко указывали на существование здесь подземных ходов. От взрыва сильно пострадала надпещерная церковь. Была снесена крыша, потолок на втором этаже обвалился, повреждены иконостас, иконы, украшения и церковная утварь. Взрыв отразился и на некоторых участках пещер».
Незадолго до своего закрытия Зверинецкий скит насчитывал до 40 насельников. В 1933-м году безбожники убили настоятеля скита, архимандрита Филарета (Кочубея), а через год скит был закрыт, а храм взорван.
Послевоенный период
Елена Анатольевна Воронцова рассказывала: «В послевоенный период Зверинец начал застраиваться частными жилыми домами, и о пещерах надолго забыли. Вспомнили в 1964-м году, но входы в подземелье были засыпаны. Исследователи знали приблизительное место входа на территории частной усадьбы на улице Мичурина, но хозяева установили там туалетную кабину. Её отодвинули, и только тогда через провал стало возможным попасть в пещеры и произвести археологическую разведку. Пещерный лабиринт оказался частично обрушенным, пройти его полностью не удалось».
В 1969-м году постановлением Совета Министров УССР Зверинецким пещерам был присвоен статус памятника археологии. Благодаря этому в 1988-м году смогли предотвратить строительство здесь высотного здания, и пещеры перешли в ведение киевского Музея истории.
Рассказ отца Леонтия об иконе «Всех скорбящих Радость»
Зверинецкий монастырь
«В июне 1918 года из-за диверсии были взорваны военные склады Зверинецкого форта, и взрывной волной был разрушен деревянный надпещерный храм в честь Рождества Богородицы. Храм был быстро восстановлен на средства богомольцев и освящен в честь иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость”.
После разорения обители в 1930-е годы храмовая икона считалась утраченной.
В 1997-м году был возрожден скит на Зверинецких пещерах. В 2009-м году на основе Зверинецкого скита был основан Архангело-Михайловский монастырь.
Архангел Михаил — покровитель монастыря
Фрески храма
К наместнику монастыря обратился коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью
В 2010-м году к наместнику нашего монастыря обратился частный коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью. Это оказалась наша храмовая Скорбященская икона. В канун Страстной Пятницы 2010 года образ вернулся в монастырь, и теперь самый большой собор монастыря посвящен иконе Пресвятой Богородицы ‟Всех скорбящих Радость”.
Собор Божией Матери — Всех скорбящих Радости
Всех Скорбящих Радость
Рассказ отца Леонтия о Зверинецкой иконе Божией Матери
«Зверинецкая икона Божией Матери была обретена при раскопках погребения зверинецкого игумена Климента в 1913-м году. Образ, написанный на эмалированной железной пластине, чудом сохранился в микроклимате пещер с влажностью 95-98%. С 1915 года икона, как особо чтимая, была украшена драгоценной ризой на средства покровителя скита ‒ князя Владимира Жевахова. При разорении монастыря оригинал иконы был отделен от ризы, и святыни, по-видимому, отдали проверенным прихожанам на сохранение.
В послевоенное время серебряная риза с надписью «Зверинецкая икона Божией Матери» попала в руки митрофорному протоиерею Михаилу Макееву, который в своем храме святого великомученика Георгия Победоносца в селе Селищи (Барышевский район Киевской области) сохранил множество святынь из разоренных богоборцами монастырей и храмов. В 2000-м году он из небольшого Ионинского листка узнал о Зверинецком монастыре и вернул нам нашу святыню. Это произошло в день празднования Иверской иконы Божией Матери, 26 октября».
Сегодняшний день монастыря
В монастыре проходят ежедневные богослужения, как в пещерах, так и в надземных церквях. В настоящее время здесь три храма:
1. Пещерная церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех
Покровитель монастыря
Чудо Архангела Михаила в Хонех
2. Храм Собора преподобных отцов Зверинецких, построенный в 2010-м году над входом в пещеры, в византийском стиле. Его архитектура напоминает архитектуру афонских храмов.
Церковь во имя Собора преподобных отцов Зверинецких
3. Собор во имя иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость” в стиле древнерусского зодчества с нижним приделом, освященным в 2013-м году в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.
Священномученик Иоасаф Могилевский
В настоящее время в монастыре 12 насельников, они трудятся на самых разных послушаниях: уборка монастыря, храмов, работы в теплицах, на огороде, на кухне и в трапезной ‒ и прочие, обычные для всех монастырей послушания.
Афонский монастырь Дохиар в честь святых Архангелов Михаила и Гавриила подарил Архангело-Михайловскому Зверинецкому монастырю точный список чудотворной иконы «Скоропослушница», сейчас иконографическое изображение этого исторического для Зверинецкого монастыря момента находится в приделе с чудесной иконой.
Икона Скоропослушница из Афонского монастыря Дохиар — обители Святых Архангелов
Перенесения с Афона в Зверинецкий монастырь образа Скоропослушницы
Официальный сайт монастыря: http://zvcaves.com.ua/
Архимандрит Леонтий рассказывает о пещерах:
Честные главы
Роспись собора в Зверинецком монастыре:
Архимандрит Леонтий согласился ответить на наши вопросы для Портала «Православие.ру», о беседе с ним мы расскажем во второй части нашей статьи.
Строительство Ноева ковчега
Мозаика центрального купола собора
Главы преподобных в мощевиках
Святыни пещер
В соборе
Монастырский комплекс на Зверинецких пещерах
Чем знамениты дохристианские пещеры древних старцев под Воронежем: Костомаровская обитель
Костомаросвский Спасский монастырь, расположенный недалеко от Воронежа, в одном из старейших поселений Придонья, образован в меловых столбах-останцах. А основали его первые христиане, бежавшие в эти края из Византии. Даже после революции они прятались здесь в пещерах-кельях, не желая отказываться от веры. Это место – загадочно-притягательное и невероятно красивое. А еще его называют Русской Палестиной.
Христиане, бежавшие из Византии, часто селились в пещерах. /Фото:kostomarovo.ru
Пристанище гонимых из Византии христиан
Время создания удивительной обители, обустроенной в толще меловых пород, письменно нигде не зафиксировано. Известно только, что храм создан еще до официального принятия христианства на Руси. Археологи и краеведы предполагают (и небезосновательно), что впервые эти пещеры заселили примерно в VIII веке христиане, бежавшие из Византии во времена преследования римскими императорами. Спасаясь от жестоких гонений, они селились в Сирии, на Кавказе, в Крыму, а также шли дальше — к берегам Дона.
Пристанище гонимых христиан. /Фото:24warez.ru
Эту гипотезу подтверждает и то, что Костомаровский монастырь, как и вообще подземные монастыри этой местности, очень похож на аналогичные в том же Крыму или на Кавказе. А поскольку природный ландшафт Костомаровской обители внешне чем-то напоминает скудные красоты Синайской пустыни, местные жители и туристы даже прозвали эту местность русской Палестиной.
Многие сравнивают этим места с Палестиной. /Фото:24warez.ru
Расположенные в Костомаровской балке меловые столбы-останцы, которые также принято называть «дивами», создала сама природа (они возникли в результате эрозии горной породы), люди же высекли внутри восемь пещер. Здесь обитало много старцев-затворников, которые жили и молились в уединенных каменных кельях. Местные жители почитали их как святых. Костомаровская обитель фактически была скитом для монахов расположенных неподалёку Дивногорского и Белогорского мужских монастырей.
«Русско-палестинский» пейзаж. /Фото:24warez.ru
Кстати, до революции храм был очень хорошо укреплён: у него даже был запасной выход и потайной колодец. Говорят, это нерукотворное сооружение могло при необходимости выдержать длительную осаду врагов.
Здесь можно было укрыться от врагов. /Фото:artemachkasov.com
Легендарный старец
После революции, несмотря на то, что в стране в массовом порядке закрывали монастыри, в пещерах Костомаровской обители продолжали прятаться монахи. Местные жители, среди которых от христианства так же почти никто не отрекся, собирали для отшельников одежду, продукты и тайно носили им в пещеры. В те времена очень известен и почитаем в народе был блаженный старец Петр Еремеенко, легенды о котором дошли до наших дней. Жил он здесь в так называемой «пещере покаяния».
В таких пещерах жили старцы. /Фото:kostomarovo.ru
Старожилы вспоминали, что старец обладал даром предвидения и врачевания тяжелых недугов. Будущее он предсказывал в форме притч. Например, он горько оплакивал определенные храмы – и впоследствии именно они были разрушены большевиками. А за несколько лет до начала Великой отечественной войны старец начал делать много маленьких холмиков-могил из дорожной земли и пыли.
В конце 1930-х блаженного Петра арестовали. Скончался он в Острогожской тюрьме. Но даже этот факт в его биографии породил свою легенду: поговаривают, что он вовсе не умер, а исчез из закрытой камеры, как когда-то его святой тезка – апостол Петр, а тюремные власти, чтобы слухи об этом не распространялись в народе, предъявили людям тело другого умершего заключенного (закрыв ему лицо), выдав его за Петра Еремеенко.
Про местных монахов, обитавших здесь до революции, существует много легенд. /Фото:kostomarovo.ru
Есть легенда и об обитавшем здесь столпнике, которые все свое время проводил в келье, стоя в молитве. Говорят, спал он тоже стоя (по ночам его каким-то образом привязывали к стене).
Обитель в наши дни
В 1990-х годах обитель начали восстанавливать. Надписи на стенах, оставленные за время запустения нерадивыми посетителями, стерли и закрасили. Заброшенные пещеры расчистили. В 1997-м здесь открыли Спасский женский епархиальный монастырь.
Удивительное по красоте место. /Фото:kostomarovo.ru
Самая важная достопримечательность Костомаровского монастыря – собор Спаса Нерукотворного. Главный предел его освящен в честь Спасителя, а боковой – в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Пещеры, обители, расположенные в толще меловой горы, можно посетить и испытать на себе то, что чувствовали древние монахи: умиротворение, спокойствие, уединенность. Особенно известна «пещера покаяния» – та самая, в которой жил старец Петр. Она представляет собой постепенно сужающийся коридор. Чтобы почувствовать его действие на себе, нужно пройти по нему с зажженной свечой в руке, постепенно нагибаясь под потолком, который по ходу вашего движения становится все ниже. Говорят, побывав в этой пещере, даже самый безнадежный грешник способен измениться.
Здест чувствуешь умиротворение… /Фото:kostomarovo.ru
У обители есть и своя чудотворная святыня – икона Валаамской Божией Матери, которую, согласно преданию, подарил монастырю сам царь Александр I. На ней видны следы от пуль – говорят, в послереволюционные годы сюда пришел один из красноармейцев и начал расстреливать икону, целясь в ее лик, однако ни одна пуля в него не попала. А в 2002 году эта икона замироточила.
Внутри аскетично, но красиво и чистенько. /Фото:kostomarovo.ru
Сейчас обитель преобразилась – здесь проходят службы, стены украшают фрески, высеченные прямо в меловой породе. Место регулярно посещают туристы и паломники как из России, так и из-за рубежа.
Пещерные храмы открыты для посещения в будние дни с 9.00 до 17.00, а в выходные и прзадники – с 10.30 до 16.00. Здесь можно даже заказать экскурсию.
Читайте также: Знаменитые столпники. Легко ли жить на столбах десятки лет и для чего это нужно христианам?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Священномученик Алекси́й Введенский, пресвитер
Святых мученик Николая, Александра, Алексия, Павла пресвитеров и Николая диакона
На Господи, воззвах: стихиры октоиха три и святых три, глас 8:
Отче достохвальне Николае, четыредесять лет в храме святых бессребренников предстоял еси, в старости же мастите и мученичества сподобился еси, поминай нас твою память ныне прославляющих.
Отцы блаженнии Александре, Алексие и Павле, в земнем житии покоя не имеша, из веси в весь преходяще и от сограждан своих скорби претерпевающи, ныне же во обителех Отца Небеснаго вселилися есте.
Отче протодиаконе Николае, лжесвидетельствовати на ближния своя отверглся еси, и все упование на Бога возложил еси, моли Его да и нашу веру умножит.
Слава, новомучеником и исповедником Российским, глас 5:
Радуйтеся, страстотерпцы славнии, стопам последующе древних мученик, веры ради подвизастеся твердо в лютая времена земли нашея, и ныне всех подвизаете к славе и хвалению Бога, укрепльшаго ваше немощное естество и обогатившаго вас дарованьми Духа, во спасение душ наших.
Тропарь, глас 5:
Отцы святии во граде нашем Богу послужившии, и мученическую смерть от сограждан своих (наших?) приявшие, молитеся о нас да подаст Господь и нам последовати вере вашей.
Канон, глас 8:
Песнь 1
Ирмос: Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко Един славно прославися.
Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Храм Матери Божией усердием твоим воздвижен бысть, последи же сам яко жертва Богови принеслся еси, мучениче.
Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!
О колокольном звоне попечение имел еси, отче, ныне же имя твое святое яко кампан некий по всей Церкви православней прозвучало есть.
Слава: Моли Бога о нас, святе Николае, предстоятелю болшевский, вкупе со святителем Владимиром, митрополитом московским и священномучеником Киевским.
И ныне: Пречистая Богородице, воплощшееся Присносущное и Пребожественное Слово, паче естества рождши, поем Тя.
Песнь 3
Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси свет омраченных, и поет Тя дух мой.
Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Яко Златоустого Иоанна некогда влекоша тя, старче, в восточныя страны, идеже дух твой в руце Господни предал еси.
Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Тщашася безбожници затворити храм святых бессребреник Космы и Дамиана, Христос же врата Царствия Своего тебе, отче, отверзл если.
Слава: Егда наста смута в земле нашей, тогда воздвиже Господь святителя Тихона, да управит он корабль Церкве российския сквозе бурю века сего.
И ныне: Даждь нам помощь Твоими молитвами Всечистая, прилоги отражающи лютых обстояний.
Седален, глас 3:
Отци святии града нашего, молитеся за ны ко Господу, да исправим прежде конца жизнь нашу и тако всегда с Господем будем.
Слава, и ныне, Богородичен:
В женах Святая Богородице, Мати Безневестная, моли, Егоже родила еси, Царя и Бога: да спасет нас яко Человеколюбец.
Крестобогородичен:
Жезл силы стяжавшии, Крест Сына Твоего, Богородице, тем низлагаем врагов шатания, любовию Тя непрестанно величающе.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.
Святый священномучениче Александре, моли Бога о нас!
В самый день Богоявления в темницу заключен быв, предтечеву крепость явил еси, отче.
Святый священномучениче Александре, моли Бога о нас!
Ниже гонение, ниже темница устрашиша тя, временным бо вечная премудро предпочел еси.
Слава: Молите Бога о нас святителю отче Серафиме и вси святии в Бутове пострадавшии, вы бо есть земли нашей плод неувядающий.
И ныне: Богородицу Тя Всечистая, просвещшиися вси проповедуем: Солнце бо правды родила еси Приснодево.
Песнь 5
Ирмос: Утренююще, вопием Ти, Господи, спаси ны: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе, иного не вемы.
Святый священномучениче Алексие, моли Бога о нас!
Изгнаша тя базбожници из града нашего и церковь Рождества Божией Матери разрушиша, Господь же милосердовав возврати нам ныне храм сей на время некое да покаемся от злых дел наших.
Святый священномучениче Алексие, моли Бога о нас!
С Феодором пресвитером купно учение проходил еси и в узах страдал еси, ныне же вы во святых ликах со Христом неразлучно ликовствуете есте.
Слава: Молите Бога о нас святии мученици вси иже в дальних странах северных же и восточных заключеннии земное поприще свое скончаша, упования же вашего не посрами Господь.
И ныне: Марие Богородице Безневестная, упования врагов осуети, и поющыя Тя возвесели.
Песнь 6
Ирмос: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш.
Святый священномучениче Павле, моли Бога о нас!
Егда гонение бысть на веру христианскую из села в село преходил еси отче, служения же своего николиже отверглся еси.
Святый священномучениче Павле, моли Бога о нас!
Мучителей безжалостных не убоявся, вся обвинения их ложная отвергл если.
Слава: О святии мученици в Бутове пострадавшии, убиша гонителеие телеса ваша, душам же не возмогоша повредити, и воскресит вас Господь в пришествии Своем.
И ныне: Слово Божие Тебе земным, Богородице, показа Небесную Лествицу: Тобою бо к нам сниде.
Кондак и икос новомучеником и исповедником Российским, глас 2.
Новии страстотерпцы Российстии, исповеднически поприще земное претекшии, страданьми дерзновение приимшии, молитеся Христу, вас укрепившему, да и мы, егда найдет на ны испытания час, мужества дар Божий восприимем. Образ бо есте лобызающим подвиг ваш, яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть от любве Божия разлучити вас не возмогоша.
Икос.
Егда начинахуся дние огненнаго искушения Церкве Российския и не благоволи Господь прияти от нас всесожжения и жертвы, тогда мнози архиереи и священницы не приложишася плоти и крови, но уразумевше волю Господню, сами себе принесоша, яко непорочное заколение. И вслед Первосвященника вечнаго и Ходатая Новаго Завета внидоша сии во святилище с кровию своею, да очистятся грехи людстии. Славни суть имена ваша, мужественнии страстотерпцы, образ бо нам есте, лобызающим подвиг ваш, яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть от любве Божия разлучити вас не возмогоша.
Песнь 7
Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.
Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Края Пермского благая отрасль, от юности лукавствием мира сего не соблазнился, но путь тесный служения церковнаго избрал еси.
Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Послушествовати на други своя свидетельства ложна власти земныя понуждаша тя отче, Господь же непреткновенна в правде стояща тя показа.
Слава: Разлучи гонение протодиакона Николая с епископом его святителем Аркадием, ныне же купно в лице святых новомучеников прославляются.
И ныне: Премудрости исполни всех и силы Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго, Богородицею, верою Тебе поющих: отцев наших Боже благословен еси.
Песнь 8
Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои Ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.
Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Укрепляет дух мой Его же ради иду пострадати, тако гонителем отвещал еси.
Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Не остави Бог чада твоя по преставлении твоем, якоже и обещался еси праведникам своим.
Благословим: Трие судии неправедныя осудиша вас, святии, на земли, от Самоей же Святей Троицы на небеси оправдание прияша.
И ныне: Преестественне Содетеля и Спаса, Бога Слова родила еси Дево: темже Тя поем, и превозносим во вся веки.
Священномученик Алексий Введенский, иерей
Июль 5th 2012 —
Память 23 июня/ 6 июля
Священномученик Алексий Введенский родился в 1872 году в Карасе-Истокском селе Екатеринбургского уезда в семье священника.
В 1893 году Алексей Константинович окончил Пермскую духовную семинарию по второму разряду, был рукоположен в сан священника и определен для служения в Вознесенскую церковь села Багарякского Екатеринбургского уезда. К этому времени он уже был женат на Лидии Евгеньевне Юшковой, у них родилось четверо детей: дочери Юлия и Елизавета, и сыновья Григорий и Петр.
Через год после рукоположения батюшка был назначен наблюдателем церковно-приходских школ. Труды его в этой должности были столь успешны, что уже в августе 1895 года он удостоился за это архипастырского благословения. К сожалению, вскоре он должен был оставить исполнение этих обязанностей из-за болезни глаз, но уже в декабре 1896 года был назначен членом благочиннического совета. В июне следующего года священника перевели к Свято-Троицкой церкви села Катайского Камышловского уезда.
Катайское — старинное уральское поселение, возникшее как сторожевой пост и застава на Сибирском тракте в середине ХVII века. В ХIХ веке Катайский острог после освящения в нем церкви получил статус села. Население его в основном занималось хлебопашеством и извозом. В 1911 году рядом с селом была проведена железная дорога и построена станция Катайск. Село считалось крупным и богатым; причт церкви состоял из трех человек: священника, диакона и псаломщика. Отец Алексий с усердием исполнял свои пастырские обязанности, преподавая также Закон Божий в Катайском земском училище. Помимо этого, он состоял членом благочиннического совета по 5-му округу Камышловского уезда и был духовным следователем по тому же округу. За ревностное служение Церкви его наградили в 1902 году скуфьей, к 1904-му – набедренником, а в 1913-м – камилавкой.
В 1909 году по прошению отца Алексия ему предоставили отпуск с 1 июля по 1 августа. Священник отправился в Саров, чтобы поклониться мощам преподобного Серафима Саровского и принять участие в богослужениях в день памяти святого старца, которого отец Алексий особенно почитал. В то время путь в Саров был нелегким и занимал несколько дней. По воспоминаниям многочисленных паломников, бывавших в Саровском монастыре, уже на последней железнодорожной станции перед Саровом человек словно погружался в новый, незнакомый мир. «…Там какая-то особая атмосфера… – писал митрополит Вениамин (Федченков). – Все села вокруг Сарова точно напитаны были отцом Серафимом. <…> Все крестьяне как-то особенно тепло и живо относились к отцу Серафиму, считая его своим, близким, и величайшим угодником. …Все жило отцом Серафимом… Он всех привлекал к себе…».
Паломничество к преподобному Серафиму, безусловно, оставило глубокое благодатное чувство в душе отца Алексия. Испросив помощи у небесного заступника Русской земли, он вернулся к своему служению – в Катайское.
В июне 1910 года в Екатеринбургской Духовной консистории было решено назначить священника села Катайского Алексия Введенского катехизатором по 5-му благочинническому округу до конца этого года. В обязанности катехизатора входила подготовка катехизических бесед и проведение их в различных храмах благочиния. Конечно, на эту ответственную должность назначались священнослужители, пользовавшиеся доверием со стороны священноначалия.
В октябре 1910 года отец Алексий стал благочинным 5-го округа Камышловского уезда. В благочиние входило обычно от десяти до тридцати окрестных церквей с причтами, и благочинный обязан был наблюдать за церковной жизнью приходов и заботиться о том, чтобы основой ее были христианское благочестие и высокая нравственность. Исполнять подобные обязанности мог только опытный, усердный и деятельный священник, который, кроме того, отличался особой рассудительностью и безупречным поведением. Должность благочинного отец Алексий занимал до 2 августа 1911 года.
Во время революции и гражданской войны батюшка остался служить в селе Катайском, несмотря на то, что обстановка в этом районе была очень опасной для духовенства. В начале июня в Катайское прибыл отряд красногвардейцев из Камышлова, начальником которого был П.Н.Подпорин. Была объявлена мобилизация всех мужчин 1893–1897 годов рождения, началось формирование 1-го Крестьянского коммунистического полка. Впоследствии этот полк прославился своей жестокостью. В тех районах, где он воевал, насчитывалось больше всего зверских расправ над верующими. И это не удивительно: для формирования полка использовался особый контингент. Например, в Шадринске для организации красного отряда были освобождены из тюрьмы преступники; этот отряд, во главе которого встал матрос Петров, также влился в 1-й Крестьянский коммунистический полк. «…Это была лишь горсточка безумных храбрецов, но мы заранее знали ее силу и мощь», – писал в своих боевых заметках из жизни полка один из его бойцов А.Н.Грязных.
В это же время в уезде началось наступление белогвардейских частей, Катайский район был объявлен на военном положении. Однажды ночью, когда красноармейцы рыли окопы у Троицкой церкви, с колокольни раздался набат. Красноармейцы решили, что это сигнал «к выступлению контрреволюции против соввласти», и арестовали тех, кого сочли причастными к нему. В Совет были доставлены отец Алексий и сторож храма. Последний признался, что это он приказал звонить в колокол, чтобы собрался народ «побить этих злосчастных большевиков». Тем не менее, в организации набатного звона обвинили священника. По приговору тройки, в которую входили командир полка П. Н. Подпорин, председатель совдепа А. М. Пниженин и военный комиссар К. С. Истомин, он был «именем республики» приговорен к расстрелу. Произошло убийство около села Катайского, за полотном железной дороги, 23 июня/6 июля 1918 года. Красноармейцы заставили отца Алексия самого выкопать себе могилу, а затем зарубили его шашками. Впоследствии один из участников событий так объяснял причины подобных преступлений: «В то время без крепкого тыла бороться с контрреволюцией армия не могла. Тыл должен был быть крепким, и он был крепким, это была задача, поставленная перед армией».
Среди родственников отца Алексия сохраняется и другое предание о его мученической кончине. По их рассказам, в июне 1918 года в село Катайское прибыл из центральной России спецотряд красногвардейцев во главе с комиссаром Рязановым. Этот отряд громил православные церкви и монастыри; красногвардейцы похищали церковные ценности, оскверняли мощи. Именно отряд Рязанова 18 февраля 1918 года участвовал во вскрытии мощей Феодосия Черниговского. Во время вскрытия комиссар отрубил от десницы святого мизинец и с тех пор носил его с собой. В Катайском красногвардейцы из отряда Рязанова остановились в доме священника, так как это был самый большой дом в селе. Внезапно комиссар отряда тяжело заболел, у него началась лихорадка и бред. Чувствуя приближающуюся смерть, Рязанов понял, что болезнь постигла его в наказание за святотатство, и приказал привести священника. Отца Алексия позвали, он поспешил к умиравшему, который исповедал ему свои грехи и передал частицу мощей. Затем больной причастился Святых Христовых Таин. После Причастия жар у Рязанова спал, и к утру он спокойно скончался. Бойцы отряда, недовольные тем, что священник исповедовал комиссара, заставили отца Алексея вырыть могилу для умершего, а потом для самого себя. Могилы были вырыты перед окнами дома. Батюшку столкнули в могилу и живого засыпали землей. Потом красноармейцы плясали на могиле, приговаривая: «А ну-ка, воскресни!» Несколько дней они пировали в доме убитого, называя это «поминками». Жена и дети священномученика Алексия Введенского видели расправу над ним. По свидетельству родственников, тело отца Алексия не перезахоронили, его останки должны находиться рядом с его домом.
Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Алексий Введенский прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Источник: «Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
Серпуховской Введенский Владычний женский монастырь
Епархиальный женский монастырь
Сведения о Введенском соборе
(из исторического описания В.А.Рождественского)
Первоначальный храм обители, упомянутый в летописи, построен был по особенному указанию свыше, во имя Пресвятой Богородицы, в честь преславного Ее Введения во храм. Так повествуется об этом в летописи: преподобный Варлаам, когда был напутствован святителем Алексием на сооружение монастыря, пал на землю без чувств («пад издше»), и в этом состоянии увидел в видении «Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща, и Богородицу с родшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим, и посадив Ю на третей степени». Преп. Варлаам, дотоле сильно смущавшийся мыслию о своем недостоинстве и немощи исполнить надлежащим образом важное поручение своего святителя, недоумевавший, как будет он сограждать храм и обитель «подобающие имени Владычицы Небесной, купно же и памяти Архипастыря», этим видением, без сомнения, не только был утешен, ободрен и укреплен, но из него он должен был уразуметь, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и обитель, и именно в честь Введения Ее во храм. Видение показало строителю, что даже Ангелы буду помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же выну, как некогда пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. «Монастырь наречется Владычний, говорил сам преп. Варлаам, занеже Владычицу видех, и Тоя бысть промыслом». С благоговейным трепетом хранил в сердце своем это видение смиренный Варлаам в продолжение всей своей жизни, и самого Святителя своего просил не испытывать о нем до самой смерти: «молютися, да не нудиши мя поведати, дондеже до смерти, при смерти бо повем». А потом и в самые предсмертные минуты отрекся «поведать о видении словом, занеже страшно бе». Поелику же, по старости своей, он уже потерял зрение, то, чтобы не осталось видение неизвестным для последующих родов, чудесным образом получил он прозрение, и озаренный «светом велиим», поведал видение «чернилом и тростию на хартии», которые принесены были диаконом Святителя. И память о явлении Богоматери преп. Варлааму не угасла со смертию его. По завещанию Преподобного, «повелевшаго писание то блюсти в память имени его», с благоговейною любовию передавалось оно из рода в род, в продолжении пяти веков, и без сомнения великим утешением, назиданием и поощрением к преспеянию в иноческих подвигах всегда служило для молящихся в храме и подвизающихся в обители.
Первоначально преп. Варлаамом построен был храм деревянный. Но, в скором времени, особенное желание святителя Алексия устроить благолепнейший храм во славу Богоматери и, может быть, богатые его приношения подвигли преп. Варлаама на новый труд — сооружение каменного храма, который в 1362 г., как сказано в летописи, был уже «составлен». Существующий ныне в обители, каменный соборный храм должен быть тот самый, который соорудил преп. Варлаам и освятил сам святитель Алексий. Архитектура этого древнего здания представляет характер XIV века. Конечно, пятивековое существование не могло не преобразить внешнего вида храма, — так, по ветхости, изменены на нем главы; по нуждам церкви в разные времена, как видим ниже, сделаны к нему пристройки с трех сторон. Но капитальное устройство собора и внутренний его вид сохранились почти неизменными. Он имеет вид квадрата, сложен из крупного кирпича, снаружи облицован белым камнем; слои широких стен скреплены железными связями. Предание говорит, что белый камень на сооружение храма сего брали неподалеку от монастыря, на поемных лугах, принадлежащих ныне градскому обществу, из того места, где в последствии образовалось небольшое озеро, именуемое доселе «Каменным». Во внутренности храма — два опорных четырехгранных столба, соединенных вверху аркою; подобные же арки перекинуты от столбов и ко всем четырем стенам (в числе их и к предалтарной — каменной). Под арками протянуты перекрестные связи. По углам собора, вверху, равным образом в основании фонаря и в алтаре, устроено до 20 голосников. Фонарь — сквозной, в два яруса, в каждом особые окна; нижний ярус его шире верхнего, и потому снаружи имеет вверху полукруглый скат, покрытый железом. Подобный же вид снаружи имеют и прочие (четыре) главы. Стены собора, снаружи, посреди обведены двойным поясом из белого камня; у всех трех входных дверей архивольты — также из белого камня. Св. алтарь, возвышаясь от помоста церковного на две ступени, разделен капитальными стенами на три части, которые выдаются к востоку полукружиями; между сими полукружиями снаружи вставлены плоские полуколонки из белого камня. На горнем месте, в окне, устроено каменное седалище, в роде архиерейского, как видно, современное основанию собора. На нем, вероятно, восседал некогда сам основатель обители, освящавший храм, святитель Алексий. В алтарной стене, близ южных дверей, устроена небольшая палатка (в 3 и 11/2 арш.), вероятно, та «соборная кладовая», в которой, по сказанию монастырских описей, хранились расходные книги, деньги и др.
Предалтарный иконостас — недавний; первоначального стенного писания не осталось и следов; но святые иконы в иконостасе сохранились все древние, восходящие к XIV столетию. Нынешний иконостас состоит из четырех поясов. На царских дверях поставлены древние иконы четырех Евангелистов с изображениями символов: у Матфея — человека, у Марка — орла, у Луки — тельца, у Иоанна — льва, все символы красного цвета, с крыльями и с Евангелиями; над Евангелистами — Благовещение Пресвятой Богородицы. Местные иконы следующие: Господа Вседержителя, с предстоящими, мерою 2 арш. 3 вершк., в ширину 1 арш. 8 верш.; храмовая икона Введения Богоматери (о ней будет сказано ниже); Живоначальной Троицы, в виде трех Ангелов, записанная в описи 1649 г., мерою 1 арш. 131/2 верш., шир. 1 арш. 8 верш.; Смоленская икона Богоматери, мерою 1 арш. 111/2 верш., шир. 1 арш. 31/2 верш. Все местные иконы в серебряном вызолоченном окладе, с такими же венцами, украшенными разноцветными камнями; оклад и украшения на трех из них (кроме храмовой) устроены в одинаковом виде в недавнее время благотворителями, Серпуховскими купцами Андроником и Феодором Андреевыми Солодовниковыми. Во втором поясе: над царскими дверьми — складень; по сторонам иконы двунадесятых праздников, именно: к северной стороне — Пресвятой Троицы, в виде трех Ангелов, Воскресения Христова, Входа в Иерусалим и Воскресения Лазаря; к южной: Вознесения Господня, Преображения, Благовещения и Успения Богоматери, — все мерою в 1 арш., шир. 12 верш. В третьем поясе, в середине — Господа Вседержителя, седящего на престоле с Евангелием, раскрытым на словах: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, — мерою 21/4 арш., шириною 2 арш.; по сторонам, в особых рамках, предстоящие — Богоматерь и Иоанн Предтеча; за иконою Богоматери иконы: Архангела Михаила, Ап. Петра и Василия Великого; за иконою Предтечи: Архангела Гавриила, Ап. Павла и Николая Чудотворца, — все мерою 21/4 арш., шириною 12 верш. В четвертом поясе, в середине — Печерская икона Богоматери, мерою 2 арш. шир. 11/4 арш., к северной стороне: прор. Давида, со свитком: Рече не отверзаите пророчество мое збудется; прор. Илии — Ревнуя поревнова по Господе Бозе Вседержителе; прор. Моисея — Купину тя видех в Синии приближшуся; прор. Иакова — Виде лествицу утвержену на земли ежи; к южной стороне: царя Соломона — Премудрость ……. храм и утверди; прор. Иеремии — Се Бог наш не вменится инии; прор. Даниила — Виде гору от неяже отсечеся камень; прор. Ионы — Возопих в печали моей ко Господу Богу моему — все мерою 2 арш. в шир. 14 вершков.
Первоначально храм сей, думать надобно, не имел трапезы (притвора). При входе в настоящий храм, доселе уцелела железная цепь большого размера — от одного простенка до другого, которою закладывалась дверь, и самая дверь устроена одинаково с наружными боковыми дверьми, створчатая, с большим внутренним замком и запором, ясно видно, что этот вход в начале был внешний. К таковому заключению приводит и то, что строитель храма преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». Могила его находится близ самого входа в соборный настоящий храм, где, вероятно, была сначала паперть, замененная после трапезою. Преп. Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя дабы всегда зрел церковь Пр. Богородицы». Видно, усердный храмоздатель при жизни своей положивший столько забот и труда, чтобы соорудить храм во славу Богоматери, какой Ей благоугоден, и до смерти своей никогда не оскудевал усердием быть ближе к сему храму, когда и по смерти желал непрестанно зреть красоту его, быть стражем входов и исходов его, быть молитвенником о молящихся в храме, равно как и всем молящимся напоминать о молитвенном поминовении храмоздателя. Над могилою преп. Варлаама устроено издревле каменное надгробие, на котором высечена вязью следующая надпись: «Лета 6885 мая в 5 день, преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель, инок Варлаам, келейник святителя Алексия Митрополита, погребен на сем месте».
Первою пристройкою к соборному храму, изменившею первоначальный его вид, была трапеза. Хотя храм и успел принять в свою паперть храмоздателя, но эта паперть существовала не долго. Летопись, сливая время построения храма и трапезы, то и другое приписывает святителю Алексию. И самое устройство трапезы показывает признаки весьма древнего построения.
При входе в собор устроена с давних времен паперть. Прежде она была деревянная, но в 1752 г. устроена каменная.
С южной стороны с давних же времен пристроена другая паперть и ризница, — каменные. Ныне существующая ризница построена в 1849 г. на месте прежней, которая была гораздо меньше.
Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря – один из красивейших храмов Подмосковья XVI века. Традиционный крестово-купольный храм имеет архитектурные особенности. Для интерьера, а значит и для росписи некоторые существенны. Центральный барабан не переходит через паруса к углам четырех столбов, а «врезается» в западную половину центрального свода и классические паруса — только западные, а на востоке парусовидные формы несколько короче. Далее на восток центральный свод переходит в стену, отделяющую алтарь от центральной части храма, полностью закрытую иконостасом. Пятикупольный собор имеет только главный световой барабан купола. Боковые купола – декоративные и никак не отражаются на интерьере храма. Пространство главной части алтаря полностью отделено от жертвенника и диаконника и соединяется с ними только небольшими проходами. На западной стене сейчас почти на всю ширину храма расположены хоры.
Программа росписи собор разрабатывалась с учетом системы росписи храмов Палеологовского (Поздневизантийского) искусства (XIII – XV века) и русских росписей XIV – XVI веков. Программа росписи начинала разрабатываться насельницами монастыря — иконописцами. Далее к составлению программы подключился выпускник Иконописной школы при Московской Духовной Академии 2008 года Павел Васильевич Громов, который консультировался с заведующим Иконописной школы при Московской Духовной Академии доцентом архимандритом Лукой.
При разработке программы алтаря главным ориентиром для росписи была выбрана стилистика фресок сербских храмов XIV века. Когда иконописцы перешли писать росписи основной части храма, то стали, в первую очередь, ориентироваться на росписи новгородского храма Рождества на Красном поле (на кладбище) конца XIV века, выполненные балканскими мастерами. Они не значительно отличаются от балканских росписей, но более «русские».