Мы уже писали о нынешнем п. Кирилле (читайте также и другую статью о нем). Писали также — и не раз — о печальном пророчестве преподобного Серафима Саровского о том, что архиереи РПЦ последних времен онечестивятся! Да до такой степени, что Господь даже отверг просьбу САМОГО прп. Серафима, умолявшего Бога пойти вместо них В АД! Сам п. Кирилл еще в ноябре 2017 с амвона Храма Христа Спасителя, в день своего рождения, сделал сенсационное заявление о том, что, мол, только слепой не видит, что мы живем В ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА! А если они последние — значит, и архиереи тоже! И главный из них — сам п. Кирилл! Не случайно, некоторые, наиболее честные священники, уже отказались поминать его, а О. Рафаил (Берестов) и его община прямо объявили п. Кирилла (Гундяева) — ЛЖЕ-ПАТРИАРХОМ! (О другом лже-патриархе, который, между прочим, в свое время чуть не стал предстоятелем РПЦ вместо Алексея (Ридигера) и который, по сути, «одним миром мазаный» с ТОЙ ЖЕ архиерейской «бригадой», о которой пророчествовал прп. Серафим, — раскольнике Филарете предлагаем почитать интересную статью и посмотреть не менее интересный фильм «Черный патриарх»: http://monomah.org/archives/13146)
Только будущий Русский Царь будет способен навести порядок в нашей Церкви, существующие иерархи которой (за редким исключением) срослись сегодня с нынешней «россиянской» властью в пресловутой СИМФОНИИ ЗЛА! Именно Царь либо поставит нового патриарха, либо САМ станет им, совместив в себе и духовную и светскую власть в России. ( В свое время наш Государь-Мученик и соборный искупитель греха русского народа Николай Александрович, которого нынешние архиереи «прославили» не по чину низко — «страстотерпцем», — да и то, скрепя зубами и «через губу», предлагал еще дореволюционным синодалам себя в качестве ПАТРИАРХА! Они тогда на заседании синода все дружно ПРОМОЛЧАЛИ! А в марте 1917-го так же дружно… ПРЕДАЛИ нашего Царя-искупителя!)
Следует к этому всему добавить и печальное предсказание, которое услышала одна из духовных чад о. Николая Рагозина, о чем она рассказывает в первой части замечательного фильма иеродиакона Авеля (Семенова) «Соль Земли». Пророчество это высказала блаженная старица, проживавшая в их деревне: «Последний патриарх — НЕ СПАСЕТСЯ!» (Фильм можно посмотреть: http://monomah.org/archives/426 — ред.). Верить этим словам или не верить — решайте сами…
В заключение, рекомендуем послушать и почитать и другое, не менее трагическое пророчество, сделанное схиархимандритом Антонином (Капустиным) и найденное на Святой Земле: http://monomah.org/archives/9048
+ + +
Патриарх Кирилл, в миру Владимир Гундяев, сегодня по праву считается одним из богатейших людей нашей страны. В этом выпуске мы копнём под него поглубже.
Устраивайтесь поудобнее, это будет самый мощный разбор на Ютубе, причём на критику будет отвечать Почетный профессор Российской академии наук, Владимир Михайлович Гундяев собственной персоной.
Начнём с лихих девяностых. Это старая, поросшая мхом, история льгот для РПЦ. Был такой отдел внешних церковных сношений, который возглавлял как раз митрополит Кирилл (тогда ещё не патриарх). Этот отдел получил права на беспошлинный ввоз сигарет и «церковного вина». Коммерческую сторону дела, а по сути торговлю дырой в границе организовывала торгово-финансовая группа «Ника» при отделе сношений, которая контролировалась совместно с солнцевской ОПГ.
Сами льготы пробивались через связи Кирилла в КГБ, которых было в достатке. В частности, советником Кирилла в те годы был генерал-майор Лебедев, бывший зам. Председателя КГБ Советского Союза. В 97 году в российскую прессу попали смешные документы, как отдел внешних церковных сношений Кирилла требовал от аэропорта Шереметьево-2 предоставить Лебедеву доступ в ВИП-зал как… «профессору богословия».
На самом деле профессор-богослов всю жизнь служил в 5-м управлении КГБ по борьбе с инакомыслящими: сначала в 4-м «религиозном» отделе, потом в 8-м «еврейском» (противодействие подрывным сионистским организациям). Кадровым офицером 4 отдела 5 управления КГБ был и сам Кирилл под псевдонимом «агент Михайлов».
И это не является какой-то тайной или конспирологией. В 92 году парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП опубликовала архивные материалы КГБ о сотрудничестве с иерархами РПЦ.
Вот цитаты из отчетов 4 отдела 5 управления КГБ: 1972 год, февраль В Новую Зеландию и Австралию выехали агенты “Святослав” и “Михайлов” на заседания Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей.
1973 год, январь В Таиланд и Индию для участия в работе ВСЦ выводились агенты органов КГБ “Магистр” и “Михайлов”.
1983 год, февраль В Швейцарию для участия в мероприятиях по подготовке ассамблеи ВСЦ направлены агенты “Михайлов” и “Константин”.
Собственно, по линии спецслужб Гундяев и сделал свою головокружительную карьеру. Уже в 25 лет он становится представителем Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве, совершает регулярные поездки за рубеж. Но в то время священнослужителей, которые не сотрудничали с КГБ, просто не выпускали за границу.
В 28 лет он уже ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 30 архиепископ Выборгский. Есть и ещё одна причина такого стремительного взлёта, но об этом нельзя рассказывать на ютубе, ищите фильм “Церковные скрепы” в конце выпуска.
Так или иначе, в 90-е все эти персонажи: агенты, кураторы, богословы и прочие продукты жизнедеятельности КГБ бросились зарабатывать деньги.
Много лет спустя, в марте 2018 года эти старые дела Кириллу припомнил вице-премьер Болгарии Валери Симеонов.
… Деньги от всех этих операций прокручивались через печально известный банк “Пересвет”. Когда Кирилла избирали в совет директоров банка, он заявил, что основной целью деятельности банка должно стать «содействие Русской православной церкви в ее коммерческой, благотворительной и общественной деятельности». Вот он и содействовал. Именно в нём и открывали свои счета компании, которые получили таможенные льготы.
В 1994 году «Пересвет» по просьбе митрополита Кирилла выдал 150 миллионов долларов кредита на освоение Ломоносовского месторождения алмазов в Архангельской области. Отдел внешних церковных сношений, который возглавлял Кирилл, владел 10% акций компании «Севералмаз», которая занималась разработкой месторождения. После серии скандалов с церковными льготами на ввоз табака Кирилл решил не светить свои бизнес-структуры. Он продолжал быть членом совета директоров «Пересвета», однако доля церкви в банке была размыта.
Ну, а когда банк лопнул, советником руководителя туда поставили генерала ФСБ Олега Феоктистова, начальника службы безопасности Роснефти, который входит в группировку Игоря Сечина. Банк потом так и перешёл в структуры Роснефти. В общем, дыру в банке залатали по-тихому, ведь в нём были размещены деньги госкомпаний, и вообще случайных людей там не было. Ещё одна операция тех лет — экспорт нефти, также освобожденной от таможенных пошлин.
Так или иначе, уже тогда личное состояние Гундяева оценивалось почти в 5 миллиардов долларов…
+ + +
Фильм «ЦЕРКОВНЫЕ СКРЕПЫ», который нельзя выложить на Ю-тубе по цензурным соображениям, смотрите — https://vk.com/video-45270133_456243020
Содержание
- LiveInternetLiveInternet
- Выборы Патриарха в Русской Церкви в XX веке
- Я видел, как выбирали двух Патриархов: Алексия II и Кирилла
- Как выбирают патриарха
- Русская Православная Церковь
- Избрание патриархов на Руси
- Выборы и интронизация патриарха Кирилла: вспоминаем, как это было
- Патриарх: выбор, права и обязанности
LiveInternetLiveInternet
Вспомним, как проходило избрание Патриарха Алексия I на Поместном соборе в 1945 году, в условиях атеистической диктатуры. Управляющий делами Русской Православной Церкви протопресвитер(1) Николай Колчицкий опрашивал тогда по списку всех епископов. Каждый, поднимаясь, отвечал: «Я с клиром и паствою избираю высокопреосвященного Алексия, митрополита Ленинградского и Ладожского». Открытым голосованием по единственной кандидатуре в 1971 году избирался и Святейший Патриарх Пимен.
Как же избирался в 1990 году новый Предстоятель? Архиерейский Собор избрал трех кандидатов. По уставу Русской Православной Церкви, Патриархом может стать каждый епископ старше сорока лет, являющийся гражданином России (тогда еще СССР). Исходя из этого, в бюллетени внесли 75 из 92 имен. Голосование было тайным, и в списке не вычеркнутым могло остаться одно, два или три имени. Три архиерея, набравшие большее число голосов, должны были стать кандидатами.
Уже первый тур голосования сделал явным тот Промысл, который вел потом митрополита Алексия вплоть до избрания: он набрал наибольшее число голосов. (Затем шли митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, ныне Митрополит Киевский и всея Украины, и митрополиты Киевский и Галицкий Филарет и Крутицкий и Коломенский Ювеналий.)
Поместный Собор открылся 7 июня 1990 года. Этот день начался Божественной литургией в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, у мощей преподобного Сергия. После завтрака участники собрались в трапезном Сергиевском храме на первое заседание. На Собор прибыли 317 делегатов — число, символически близкое числу отцов Первого Вселенского Собора (318): 90 архиереев (двух не было по болезни), 92 священника и 88 мирян (из них 38 женщин), представлявших епархии, а также 39 представителей монастырей и 8 — духовных школ. Из общего числа делегатов 32 человека представляли зарубежные епархии и приходы. Состав Собора значительно помолодел: нескольким делегатам не было 25 лет.
В начале первого часа дня 7 июня 1990 года Патриарший местоблюститель(2) митрополит Киевский и Галицкий Филарет открыл Поместный Собор. Участники пропели Символ веры. Процедура избрания Предстоятеля Церкви была предложена следующая:
Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список из трех кандидатов на Патриарший престол, предложенный ему Архиерейским Собором. Поместный Собор вправе дополнить этот список, если при открытом голосовании новых кандидатов поддержит не менее 12 членов Собора, а затем при закрытом голосовании — не менее 50%. В этом случае новый кандидат приравнивается к тем трем, которых выдвинул Архиерейский Собор. Далее тайным голосованием Собор избирает из числа утвержденных кандидатов одного. Патриархом становится кандидат, набравший при голосовании более 50% голосов. Если этого количества не набирает ни один из кандидатов, то проводится второй тур голосования, в котором участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее число голосов.
На первом закрытом заседании Собора началось выдвижение дополнительных кандидатов на Патриарший престол. Несколько делегатов предложили кандидатуру митрополита Сурожского Антония. Однако владыка Антоний, не являясь гражданином СССР, не мог по действующему уставу быть выдвинут на всероссийский престол. Несколько делегатов предлагали по ходу Собора внести изменения в уже утвержденную процедуру, регламент и повестку дня. Дискуссии по этому поводу, открывшие Собор, стали первыми публичными дискуссиями после знаменитого Собора 1917-1918 годов, избравшего Всероссийским Патриархом святителя Тихона.
Помимо митрополита Антония, делегаты выдвинули еще четыре кандидатуры: митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Минского и Гродненского Филарета, митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Предложили также кандидатуру митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона.
Теперь предстоял второй тур голосования, тайный. В бюллетене можно было вычеркнуть одну, две, все три кандидатуры или, наоборот, все три оставить. Председательствующий митрополит Киевский Филарет объявил о том, что ни одна из трех новых кандидатур не проходит, и попросил раздать делегатам бюллетени с именами митрополитов Ленинградского и Новгородского Алексия, Ростовского и Новочеркасского Владимира и Киевского и Галицкого Филарета для окончательного голосования.
В половине девятого вечера митрополит Антоний передал председательствующему лист с результатами голосования. Тот огласил итоги. Вновь никто не набрал 50% голосов.
В последний тур голосования вышли митрополиты Алексий и Владимир, оба по многу лет занимавшие пост управляющего делами Московской Патриархии (владыка Алексий в 1964-1986 годах, владыка Владимир с 1987 по 1992 год) и, следовательно, хорошо знакомые епископату, клиру и мирянам, а в равной степени и сами хорошо знавшие церковные проблемы. Участники Собора опускали в урны бюллетени с одним-единственным именем…
В десять часов вечера открылось последнее заседание. Митрополит Антоний огласил конечный результат голосования: голосовавших — 317, действительных бюллетеней — 309, недействительных -,8; за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия — 166 голосов, за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира — 143 голоса.
Председательствующий митрополит Филарет вопросил:
— Владыко Алексий! Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал тебя Патриархом Московским и всея Руси. Приемлешь ли ты это избрание?
— Избрание меня освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благоговением приемлю и нимало вопреки глаголю, — ответствовал избранный Патриарх в соответствии с древним обычаем.
— Изъявлением Святого Духа освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви, собравшийся в Свято-Сергиевой лавре в составе преосвященных архипастырей, представителей клира, честного иночества и мирян Русской Православной Церкви, избрал Вашу Святыню Патриархом Московским и всея Руси, — произнес еще раз от лица Собора председательствующий.
Догорающий закат долгого летнего дня, прошедшего в молитвах, дискуссиях, многократных голосованиях и размышлениях, смотрел в окна трапезного храма во имя игумена земли Русской преподобного Сергия. Здесь старейший по хиротонии архиерей Русской Православной Церкви архиепископ Оренбургский и Бузулукский Леонтий произнес новоизбранному Патриарху первые слова поздравления: «Силой единства Святого Духа Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал Вашу Святыню светильником Всероссийского Патриаршего престола. Патриаршество Вашего Святейшества да будет благословенным для Церкви и спасительным для Вашей Святыни».
Пением благодарственного молебна завершился около половины двенадцатого первый день работы Поместного Собора: «Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко, благодарение по силе приносим».
Дух Святой, верует Церковь, таинственно ведет Своего избранника на протяжении всего его земного жития, от самого рождения. И высшая задача отцов Собора, вообще каждого церковного человека, духовно прозреть этот замысел Божий, а провидев Его, смирить перед ним свою плотскую волю. И в этом христианском понимании избрания, как выявления Божией воли, а не некой арифметической процедуры, следует искать причину того, что отцы Собора, не сговариваясь, отложили дискуссии и споры до избрания нового Первосвятителя. Безумием было бы раскачивать корабль спасения в бесконечных спорах в то время, когда ему нужен умелый кормчий.
Не надо, однако, забывать, что та или иная демократическая процедура в Церкви — лишь форма, в которой проявляется воля Божия. Через выбор отцов Поместного Собора проявилось днесь предизбрание Святаго Духа, почившее от века на Святейшем Патриархе Алексии II. Без воли Божией, как сказано в Писании, не падает даже волос. Церковь верует, что тем более ее Предстоятель не поставляется без промысла Божия — в каких бы обстоятельствах и формах ни проходило это избрание. По прошествии определенного времени человеческий разум может разглядеть земной «механизм» действования этой Всеблагой Воли, но предсказать его вперед дано лишь немногим святым — да и то по особому Божиему произволению. Это понимает каждый православный человек, понимает Церковь в целом…
Избранный Патриархом владыка Алексий отслужил благодарственный молебен. В своем первом слове он сказал:
«Я сознаю трудность и подвиг предстоящего мне служения. Жизнь моя, которая была от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но прошу в эти первые минуты высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении. Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их на соборах. Соборный принцип должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь — только тогда мы решим те вопросы, которые стоят сегодня перед Церковью и обществом. Деятельность церковная сегодня расширяется. От Церкви, от каждого ее служителя ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитание самых разных возрастных групп наших верующих. Мы должны служить примиряющей силой и тогда, когда нашей жизни станут сопутствовать разделения. Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства Святой Православной Церкви. Я сознаю в этом свою человеческую немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем мне служении».
К этим мыслям, высказанным в его первом обращении к всероссийской пастве Святейшим Патриархом Алексием, он будет неоднократно возвращаться в своих посланиях, речах, проповедях.
…Почти до полуночи подходили участники Поместного Собора к новому Предстоятелю Церкви, принося свои поздравления, благодаря Бога за явление Его воли о Русской Православной Церкви, в земной жизни которой ныне одна эпоха сменилась другой. Долог и непрост был путь к этой смене. Сегодня видно, что начался он давно. Это относится и к личной судьбе Патриарха Алексия, и к судьбе Русской Православной Церкви. Несколько десятилетий проблемы церковной жизни, в силу внешних причин, не обсуждались Церковью столь откровенно. На Поместном Соборе, избравшем Патриарха, были обозначены все основные проблемы Церкви. И это сказалось на устроении церковной жизни последующих лет.
1) Протопресвитер — высшее звание белого (женатого) духовенства.
2) Местоблюститель — исполняющий обязанности.
«Патриарх — Элис Лак 1994».
Выборы Патриарха в Русской Церкви в XX веке
В XX веке в Русской Церкви состоялось пять Соборов для выборов Патриарха:
1) Поместный Собор 1917-1918 годов,
2) Архиерейский Собор 1943 года,
3) Поместный Собор 1945 года,
4) Поместный Собор 1971 года,
5) Поместный Собор 1990 года.
Поместный Собор 1917-1918 годов
Наиболее подробно вопрос о процедуре избрания Патриарха рассматривался на Поместном Соборе 1917-1918 годов сначала применительно к конкретному выбору Патриарха на данном Соборе, а позднее подробно рассматривалась процедура избрания Патриарха и на будущее время. Выработанная Собором процедура избрания Патриарха вошла в свод определений Собора.
На пленарное заседание Собора 28 октября 1917 года было вынесено предложение – прекратить дальнейшие прения по вопросу о восстановлении Патриаршества и приступить немедленно к голосованию внесенного Отделом о высшем церковном управлении предложения.
Перед голосованием было предоставлено слово епископу Астраханскому Митрофану, докладчику по вопросу о Патриаршестве. В своем слове он называет два основных деяния, ради которых стоило созвать даже особый Собор: «Если мы их примем (положения, внесенные на рассмотрение Собора), то совершим два основных деяния: 1) узаконим навсегда соборную форму церковного управления, сделав следуемые прибавки к формуле Отдела, что Собору принадлежит власть законодательная, административная, судебная, Соборы же созываются периодически; 2) учредим Патриаршество… Совершением этих деяний и можно было бы в данном случае ограничиться, а патриарха выбрать потом, хотя, если позволят обстоятельства это можно сделать и теперь. Если бы, впрочем, Собор наш сохранился, то с этим делом торопиться не следовало бы, как не следовало бы спешить и с делом детальной разработки прав и обязанностей патриарха. Ведь, Собор выше патриарха и является источником его власти: патриарх подотчетен Собору; он, даже по насильственном прекращении деятельности Собора, должен снова созвать Собор и от него ожидать указания своих прав и обязанностей».
На этом заседании были приняты следующие положения:
1. Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян, принадлежит высшая власть в Русской Церкви – судебная, законодательная, административная и контролирующая.
2. Восстанавливается Патриаршество, которым возглавляется управление церковными делами Российской Православной Церкви.
3. Патриарх является первым между равными ему епископами.
4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору.
В результате голосования, при подсчёте записок выяснилось, что Митрополит Московский Тихон получил 162 гол., Митрополит Тифлисский Платон 74 гол., Архиепископ Тамбовский Кирилл 35 гол., Митрополит Киевский Владимир 7 гол., Архиепископ Кишиневский Анастасий 11 голосов.
Кандидатами на патриаршество были избраны: Архиепископ Харьковский Антоний, Архиепископ Новгородский Арсений и Митрополит Московский Тихон. Старец Зосимовой пустыни преподобный Алексий, вынул жребий, явивший волю Божию о избрании святителя Тихона на престол Всероссийских Патриархов.
Архиерейский Собор 1943 года
Собор 1943 года не соответствовал определениям Собора 1917-1918 годов о Поместных Соборах и об избрании Патриарха: состоял он только из 19 архиереев, избравших Патриарха открытым провозглашением (а не жребием, как предписывал Собор 1917-1918 годов). Наречение Патриархом произошло без осуществления какой-либо процедуры избрания. На Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 года, состоявшемся по разрешению советских властей через три дня после известной встречи митрополитов со Сталиным, на устное предложение митрополита Алексия (Симанского), чтобы Патриархом стал митрополит Сергий было провозглашено «Аксиос».
Митрополит Сергий (Страгородский), с 1934 года имевший титул Блаженства, с 1937 года имевший звание Местоблюстителя, 12 сентября 1943 года избирается Патриархом Московским и всея Руси.
Поместный Собор 1945 года
4 февраля 1945 года завершил свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, который был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор должен был избрать нового Предстоятеля и зафиксировать существенные позитивные изменения в жизни Церкви. Согласно единогласному решению архиереев, новым Патриархом был избран — Алексий (Симанский). Всего в Соборе, заседавшем в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках с 31 января по 2 февраля 1945 года, приняло участие 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян.
Поместный Собор 1971 года
Открытым голосованием происходило избрание Патриарха Пимена в 1971 году.
На Соборах 1945 и 1971 годов кандидатуры будущих Патриархов предварительно обсуждались, согласовывались с властью, что, впрочем, не говорит о том, что кандидаты были нехороши или недостойны.
Поместный Собор 1990 года
Выборы Святейшего Патриарха Алексия II в 1990 году прошли уже по другой схеме. Жребия, как в Соборе 1917-18 годов, не было, но эти выборы были осуществлены посредством тайного голосования.
После кончины Святейшего Патриарха Пимена, 3 мая 1990 г., состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. 7 мая Священный Синод вынес постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по уставу об управлении Русской Православной Церковью являются членами Поместного Собора.
6 июня в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор, которому предстояло обсудить программу Поместного Собора. Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на Патриарший престол. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием были избраны митрополит Ленинградский Алексий, митрополит Ростовский Владимир и митрополит Киевский Филарет.
7 июня открылся Поместный Собор. В заседаниях Собора участвовало 317 делегатов. Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось избрание Патриарха. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную архиерейским Собором:
1) Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список трех кандидатов, предлагаемых Архиерейским Собором для избрания из их числа Патриарха Московского и всея Руси.
2) Поместный Собор вправе в этот список внести дополнительные имена, руководствуясь гл. 4, § 17, п. а-е Устава об управлении Русской Православной Церковью.
3) Для включения дополнительных лиц в список кандидатов проводится тайное голосование: в бюллетень вносятся лица, получившие поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными являются кандидаты, набравшие более 50% голосов.
4) Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утвержденных им кандидатов одного.
5) Избранным Патриархом считается архиерей, набравший более 50% голосов.
6) Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов, то в таком случае проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.
Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, а по примеру Поместного Собора 1917 г. избрать Патриарха жребием. Это предложение Собором не было принято. Проведено было тайное голосование. Вечером председатель счетной комиссии митрополит Сурожский Антоний объявил результаты тайного голосования: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 – за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и 66 – за митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира – 143 члена Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви, архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь), обратился к новоизбранному Патриарху Алексию с поздравлением. В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал: «Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг Первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу Высокопреосвященных и Преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении… Я сознаю свою немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем моем служении».
***
Я видел, как выбирали двух Патриархов: Алексия II и Кирилла
1 февраля 2009 года Русская Православная Церковь обрела нового предстоятеля — Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которого был избран на эту должность Поместным собором несколькими днями ранее.
Во время работы Собора я, конечно, был в Храме Христа Спасителя. Хотя, должен признаться, не очень люблю итоговые пресс-конференции и «подходы», мне лично больше по душе спокойная и обстоятельная беседа, тем более, когда речь идет о духовных лицах. Но такое событие, как избрание нового Патриарха, я пропустить не мог – тут очень важен «эффект присутствия». В такой момент понимаешь, что стал свидетелем Истории. И история эта, как всегда, слагается из множества мимолетных наблюдений, каждая из которых ценна тем, что отразила уникальные, уже никогда неповторимые мгновения, ощущения, эмоции, мысли… Я для меня же это событие было этапным – прошло 20 лет, с момента моей первой публикации о Русской Православной Церкви.
В день оглашения результатов голосования, 27 января 2009 года, – я в Храме Христа Спасителя среди нескольких десятков журналистов. Как обычно, встретил тут много знакомых, а среди них и фотокорреспондента Александра Натрускина. Примечательно то, что мы с Сашей среди всей собравшейся в тот день пишущей братии были единственными(!), кто также работал и на предыдущем Поместном соборе в 1990 году, который избирал Патриарха Алексия II. Попытался развлечь скучающих коллег, сообщением об этом факте, но как-то никто не отреагировал, видимо большинство журналистов были тут людьми случайными, «не в теме», выполняли задание редакции.
Пока мы все ждали окончания работы Счетной комиссии, которая проходила в режиме особой секретности, я, конечно, захотел быть ближе к событиям, а потому «проник» к самым дверям кабинета, где велся подсчет. И тут я обратил внимание, что все очень серьезно – на маленьком столе под охраной усталого семинариста лежало несколько мобильников. Все члены комиссии оставили свои телефоны.
…В 1990 году Александр Натрускин был первым и единственным журналистом, который сделал фотографии нового Патриарха Алексия II вечером после его интронизации у него… в квартире! Эта его журналистская удача объяснялась просто – они жили в одном доме, более того в одном подъезде, порой по-соседски раскланивались в лифте. Когда будущий Патриарх был депутатом Верховного Совета СССР, а Александр был парламентским корреспондентом «Вечерней Москвы», снимал заседания, он передавал митрополиту свежие фотосессии.
В то время заседания Собора проходили в Троице-Сергиевой Лавре, а интронизация была – в Богоявленском соборе. И тут случалась забавная, почти комичная, история. Когда служба завершилась, и Патриарх Алексий выходил их собора, мы ждали его на паперти в толпе… Натрускин его фотографирует, потом опускает аппарат и спрашивает: «Ваше Святейшество, можно я к Вам вечером сегодня домой зайду?» «Заходи, Саш, чайку попьем», – ответил Патриарх.
На следующий день «Вечерка» вышла с фотографией – новоизбранный патриарх вечером после своей интронизации пьет чай.
…В 1990 году я работал в «Вечерней Москве». Когда я заявил «в номер» тему «избрание нового патриарха», а для этого планирую поехать на Поместный собор, всем было это интересно, забавно, любой рассказ о Православной Церкви тогда воспринимался в новинку, с элементов экзотики – на дворе была еще советская власть. А выборы Патриарха (как же мы любим выбирать) тогда для прессы были в некоторой степени сенсацией, но при этом мало кто понимал роль Церкви в обществе, видел пути ее развития, ее выхода из под гнета атеистической власти. Все рассматривалось лишь как некий факт «доказательства наличия» в нашей стране свободы совести, в ряду общих прав человека. Потому особенного внимания 23 года назад к такому событию не было – пресса на Соборе 1990 года была представлена не более полудюжины репортеров. А вот спустя 19 лет выборы Патриарха освещали все телеканалы, все мировые агентства, масса изданий… Одно это показывает, какое место стала занимать Церковь в жизни общества.
В 1990 году многое было по-другому, например, церковная журналистика только зарождалась, в штате советских газет (а других тогда и не было!), не было религиозных обозревателей (да и сейчас почти нет), да и сама Церковь не была готова к работе с прессой. Тогда и речи не было, ни о какой пресс-службе, и даже сама мысль об этом в то время многим в Церкви казалась странной и неуместной. Но времена меняются.
1 февраля 2009 года, когда в храме Христа Спасителя состоялась интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, был довольно холодный день, минус девятнадцать. Но в храме (не в Зале церковных собор, где проходил Собор) собралось несколько тысяч человек, и очень много журналистов. Тут балом правила ВГТРК, которая вела прямую трансляцию, а вот НТВшники (в своем стиле!) забрались на кухню, где терзали повара Фархода на предмет меню праздничной трапезы. Из пикантных наблюдений могу вспомнить также наклейку на каком-то телевизионном оборудовании – «Поле чудес». Забавно…
Само богослужение прошло радостно и тожественно, хотя может быть и немного суетливо. Особый историзм событию придали несколько интересных моментов. Богослужебные одежды, в которые облачили в тот день Патриарха Кирилла, были не новыми. Их надевали поочередно при интронизации Патриархи Алексий I, Пимен и Алексий II. А в финале богослужения Святейшему Патриарху также вручили архиерейский жезл святителя Московского Петра, который на один день был передан из музейных хранилищ Кремля. Сразу после службы его увезли обратно.
Когда все подходили к новоизбранному патриарху с поздравлениями, я также ринулся вперед, но, не доходя метр, был отсечен бодрыми иподиаконами. Желающих было очень много. Но все же в этот момент я успел заметить, что лицо Патриарха Кирилла было сосредоточенное и серьезное, не было в его взгляде особой радости — у него было лицо человека, сознающего, как много ему нужно сделать. Было видно, что он переживал это событие как возложение тяжелого креста, который предстоит ему нести.
Между датами двух Поместных соборов прошло много лет. На «первом», Соборе я был совсем еще диким в церковных делах персоной, а вот на Соборе 2009 года я — другой человек. За это время были написаны десятки репортажей о церковных событиях, интервью со священниками и епископами, в 2006 году митрополит Кирилл откликнулся на нашу просьбу, и был гостем нашей редакции. Ранее «Вечерка» совместно с Издательством Московской Патриархии издавала «Церковный вестник» – уникальное, идейно-прорывное издание, которое выводило тиражом в 300 тыс. экземпляров(!) – жаль, про этот проект все сегодня забыли.
…Когда в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя я ждал в оглашения имени нового Патриарха, то не мог даже представить, как это отразится на моей судьбе. Я работал в то время заместителем главного редактора в газете, о религии писал для души, в свободное от основной работы время. Однако, через два месяца я получил приглашение работать в «Журнал Московской Патриархии».
Как выбирают патриарха
По уставу, епархиальное собрание, возглавляемое местным архиереем и состоящее из клира, монахов и мирян, проживающих на данной территории, вправе само устанавливать процедуру избрания делегатов на Поместный собор. Однако во многих епархиях собрания проходили по одной схеме: архиерей или его помощник зачитывает составленный заранее список — люди голосуют. Подтверждением может служить московская ситуация. Здесь делегатов на Собор выдвинул епархиальный совет (правящий архиерей с назначенными им двумя священниками и несколько выборных лиц), а отнюдь не собрание, которому было просто предложено за них проголосовать. Оглашенный участниками собрания альтернативный список президиум оставил без всякого внимания. Но в Москве хотя бы голосование провели, а сообщения с мест свидетельствуют о том, что кое-где и голосованием пренебрегли.
Ресурс местоблюстителя
Это не означает, впрочем, что церковная бюрократия едина в своих взглядах относительно фигуры будущего патриарха. Но понять, что реально происходит в церковной среде, не так просто: в церкви традиционно избегают публичного противостояния, делая все, чтобы избрание нового патриарха было воспринято как общенародное. Поэтому до выдвижения официальных кандидатов, что должен сделать 25 января Архиерейский собор, никто из претендентов не рискнул открыто лоббировать свои интересы. Кроме митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, избранного после смерти патриарха Алексия II местоблюстителем, — он сразу же начал весьма агрессивную предвыборную кампанию.
У владыки Кирилла имелись для этого все подручные средства: слаженный аппарат Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), который он возглавляет последние двадцать лет, прирученные «общественные организации» вроде Союза православных граждан, всегда готовые выполнить любое его задание, послушные СМИ — собственный сайт ОВЦС, тесно сотрудничающее с ним информационное агентство «Интерфаксрелигия», что ни день публикующее чьинибудь славословия в адрес владыки, плюс появившийся в начале избирательного процесса интернет-портал «Патриарх 2009», который называет себя «независимым», но так явно подыгрывает митрополиту Кириллу, что сомнений в его предназначении не остается.
На стороне владыки и официоз — например, сайт Кремль.org, газета «Известия». Пиардостижения прочих главных претендентов ничтожны.
Господь все управит
Группа украинских епископов выразила свою поддержку митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, назвав его достойным кандидатом на первосвятительский престол (из стана митрополита Кирилла тут же прозвучал упрек в некорректном поведении: негоже, мол, агитировать до официального выдвижения кандидатур). Митрополит Калужский и Боровский Климент провел презентацию своей книги «Русская православная церковь на Аляске до 1917 года» и дал пространное, старательно обходящее тему выборов интервью одному из московских журналов. Между тем еще совсем недавно многие церковные и околоцерковные СМИ именно его называли наиболее вероятным кандидатом в патриархи. И сейчас он остается одной из наиболее сильных фигур. «Митрополит Климент — опытный чиновник, умеренный консерватор, что соответствует позиции церковного большинства, он сторонник активного продвижения церковных инициатив во властных структурах и член Общественной палаты. Поэтому патриархом вполне может стать и митрополит Климент, и любой другой умеренно консервативный епископ, который до этого был на виду только в своей епархии», — говорит директор Института религии и права Роман Лункин.
Остальные члены Священного синода если и отметились в прессе, то в основном заявлениями в духе «Господь все управит». Совсем никак не проявил себя (кроме благодарственной речи в адрес местоблюстителя после Рождественской службы) вступивший после смерти патриарха в управление московскими приходами — в добавление к приходам Московской области — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, опытный церковный дипломат, человек широких взглядов, никогда не стремившийся афишировать их широту, религиозный лидер, избегающий эффектных жестов, но тихо и кропотливо делающий свое церковное дело. Таких уважают в священнической среде и любят прихожане. Показательно, что голос за митрополита Ювеналия прозвучал из глубинки — о поддержке Ювеналия заявил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав на пресс-конференции в Томске. Некоторые эксперты не исключают, что именно митрополит Ювеналий составит на соборе главную конкуренцию владыке Кириллу.
Пиар в одни ворота
Так или иначе, но за редким исключением обо всех связанных с предстоящими выборами событиях широкая публика узнавала из уст сторонников митрополита Кирилла: и о разнообразных достоинствах самого владыки — от таланта «кризисного менеджера» до умения «говорить на современном языке», и об «ангажированном» и «безапелляционном» поведении его соперников, вернее, одного, но опасного — митрополита Климента.
Его брат, тобольский митрополит Димитрий, якобы устроил настоящий демарш на предвыборном совещании ректоров духовных школ. Как рассказал ректор Костромской семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев), «сам владыка Евгений (председатель Учебного комитета РПЦ, который должен был вести совещание. — С.С.) к недоумению всех предложил, чтобы совещание проводил ректор Ташкентской семинарии митрополит Ташкентский Владимир, но сделал он это конечно же под давлением архиепископа Димитрия». В результате совещание голосовало не по персоналиям, а за семинарии, которые уже сами должны были выбрать делегатов на Собор. И хотя в этом не было нарушения церковного устава, сторонники митрополита Кирилла усмотрели здесь намерение усилить «столь грубым способом» позиции одного из кандидатов на Патриарший престол.
За кулисами
Очевидно, что борьба внутри церкви идет, однако ясно и то, что у митрополита Кирилла, избранного местоблюстителем, шансов для маневра значительно больше. В его пользу и назначение беспрецедентно близкой даты голосования — и двух месяцев после смерти патриарха не прошло, а по уставу могли ждать полгода. Кроме того, не оставив зазора между Архиерейским и Поместным соборами, официальных кандидатов лишили тем самым времени на консолидацию сторонников. И наконец, вплотную приблизили к выборам заседание Синода, на котором должны быть приняты последние предсоборные решения (для чего дата его проведения была передвинута с 20 января на 23).
Можно, конечно, возложить вину за спешку на местоблюстителя, который действует в своих интересах. Но не гипнотизирует же митрополит Кирилл всех остальных: все решения принимались синодалами коллегиально, стало быть, возобладала такая точка зрения. Почему?
«Вполне возможно, что здесь есть идея подставы для Кирилла, — не исключает социолог и религиовед, эксперт Центра Карнеги Сергей Филатов. — Чем больше он раскрутится, тем больше может вызвать недоверия и облегчить кому-то работу. Церковный мир живет по своим законам, там ведь нет нормальной электоральной борьбы, представления программ, союзников, все делается тайком, за кулисами».
Церковные политики
Серьезным аргументом в пользу Кирилла его сторонники считают близость «главного церковного политика» к высшей государственной власти, что немаловажно для отстаивания общецерковных интересов. Возможно, некоторым этот аргумент кажется весомым особенно теперь, в период кризиса, когда надежды на помощь государства, в первую очередь финансовую, питают не только банки. Ведь из-за сокращения спонсорских поступлений уже приторможены многие церковные проекты, и строительные, и благотворительные.
Тем не менее участники будущего голосования говорят, что все гадания о вероятном исходе выборов пусты и легковесны, мол, все в руках Божьих. К этому аргументу можно было бы отнестись с полной серьезностью, если бы процедурные нарушения во время выборов делегатов на Собор не свидетельствовали о том, что Богу всячески старались «помочь». Но правда и то, что вариант процедуры голосования на Архиерейском и Поместном соборах, предложенный Синодом, не противоречит соборным принципам, оставляя место для проявления воли как человеческой, так и Божьей. Надо только его соблюсти.
Процедура выборов
Итак, если разработанный регламент будет утвержден Архиерейским собором, 25 января участникам форума раздадут списки с именами 145 архиереев, которые имеют право претендовать на патриарший престол (из 203 архипастырей Русской православной церкви). Каждый участник отметит в списке одно лицо. Три архиерея, получившие наибольшее число голосов, станут официальными кандидатами на предстоятельское место.
На Поместном соборе можно будет выдвинуть дополнительных кандидатов. Если предложение поддержит достаточное число делегатов, имя архиерея будет включено в список (число это на момент подписания номера в печать было еще неизвестно).
Патриарха выберут тайным голосованием. Каждый делегат получит под расписку бюллетень с именами кандидатов, отметит в нем одну персону и бросит бюллетень в урну. Остальное — дело счетной комиссии.
Если в первом туре выборов один из кандидатов наберет 50% плюс один голос, он автоматически становится патриархом. Если ни один из кандидатов не набирает более 50% голосов, проводится второй тур, и патриархом становится тот, кто получил простое большинство голосов.
К вечеру 27 января имя нового патриарха уже будет известно.
Поместный собор — высший орган церковной власти в области вероучения и канонического устроения. По действующему уставу РПЦ он созывается нерегулярно, на основании решения Архиерейского собора, а также, в исключительных случаях, патриарха или Священного синода.
Нынешняя ситуация как раз была сочтена «исключительной» — экономический кризис и угроза его перерастания в кризис социальный. Поэтому дату проведения Поместного собора назначил Священный синод.
Им же была установлена представительская квота от епархий: по одному человеку от клира, монашествующих и мирян, а также выработаны предложения по процедуре. Кроме делегатов от епархий в Поместном соборе принимают участие все архиереи РПЦ, руководители синодальных учреждений, ректоры духовных академий, представители от монастырей и пр.
Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, а в отсутствие патриарха — местоблюститель патриаршего престола. Кворум Собора составляет 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов — членов Собора.
Постоянные члены Священного синода (Священный синод, согласно действующему уставу РПЦ, высший орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами)
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)
Митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область)Ювеналий (Поярков)
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров)
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), патриарший экзарх Белоруссии
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Кантарян)
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей
Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий делами Московской патриархии
Русская Православная Церковь
Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года.
1. Архиерейский Собор тайным голосованием избирает кандидатов на Московский Патриарший престол.
2. В бюллетень для избрания кандидатов на Московский Патриарший престол включаются все епископы Русской Православной Церкви, соответствующие критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Ответственность за составление такого списка архиереев несет Священный Синод.
3. Перед началом голосования председатель счетной комиссии в присутствии членов комиссии проверяет состояние урн для голосования и опечатывает их печатью счетной комиссии.
4. Бюллетени для голосования выдает счетная комиссия под роспись каждого участника, по предъявлении удостоверения участника.
Бюллетень представляет собой прошнурованные, пронумерованные и скрепленные печатью листы, содержащие полный список возможных кандидатов на Московский Патриарший престол, с местом для проставления знака напротив каждого имени.
Счетная комиссия несет ответственность за подсчет выданных бюллетеней.
5. Голосование происходит путем проставления любого знака напротив имени того кандидата, за которого подается голос.
Бюллетень считается недействительным в следующих случаях:
1) если в бюллетене отмечено более чем одно имя;
2) если в бюллетене не отмечено ни одно имя;
3) если в бюллетене отсутствует один или несколько листов.
6. Счетная комиссия:
1) сверяет число бюллетеней в урнах с числом выданных бюллетеней и выявляет недействительные бюллетени;
2) осуществляет подсчет голосов путем проведения каждого бюллетеня через каждого члена счетной комиссии, начиная с младшего, завершая председателем;
3) составляет протокол по результатам голосования в каждом туре.
7. В случае ошибки при заполнении бюллетеня член Собора имеет право обратиться в счетную комиссию для замены бюллетеня; в таком случае испорченный бюллетень сдается в счетную комиссию, погашается ее председателем и выдается новый бюллетень, о чем составляется акт.
8. Избранными кандидатами считаются три архиерея, набравшие наибольшее количество голосов, выраженных в действительных бюллетенях.
В случае если в первом туре голосования несколько кандидатов набрали равное количество голосов и это не позволяет определить трех избранных, проводится повторное голосование по лицам, получившим равное количество голосов.
9. Избранные имеют право заявить о самоотводе. В таком случае, список кандидатов восполняется посредством включения в него следующих (по числу полученных голосов в первом туре) архиереев.
В случае самоотвода всех трех кандидатов проводится повторное голосование.
10. Результаты голосования представляются Поместному Собору, который открывается не позднее, чем на третий день после выдвижения кандидатов на Патриарший престол.
11. Председательствует на Поместном Соборе Местоблюститель Патриаршего престола.
12. Члены Поместного Собора могут выдвинуть дополнительного кандидата на Московский Патриарший престол заявлением не менее чем 1/4 своих членов. Такой архиерей должен отвечать критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Для его включения в число кандидатов на Московский Патриарший престол проводится тайное голосование. Включается в список кандидатов тот архиерей, который набирает не менее трети голосов, выраженных в действительных бюллетенях.
13. Члены Собора тайным голосованием избирают из числа кандидатов Патриарха Московского и всея Руси, согласно следующей процедуре:
1) перед началом голосования председатель счетной комиссии в присутствии членов комиссии проверяет состояние урн для голосования и опечатывает их печатью счетной комиссии;
2) бюллетени для голосования выдает счетная комиссия под роспись, по предъявлении удостоверения члена Собора; бюллетень содержит список выдвинутых на голосование иерархов, с местом для проставления знака напротив каждого имени; бюллетень скрепляется печатью счетной комиссии; счетная комиссия несет ответственность за подсчет выданных бюллетеней;
3) бюллетень считается недействительным в следующих случаях:
a. если в бюллетене отмечено более чем одно имя;
b. если в бюллетене не отмечено ни одно имя;
4) счетная комиссия:
a. сверяет число бюллетеней в урнах с числом выданных бюллетеней и выявляет действительность бюллетеней;
b. осуществляет подсчет голосов путем проведения каждого бюллетеня через каждого члена счетной комиссии, начиная с младшего и завершая председателем;
c. составляет протокол по результатам голосования в каждом туре;
5) в случае ошибки при заполнении бюллетеня член Собора имеет право обратиться в счетную комиссию для замены бюллетеня; в таком случае испорченный бюллетень сдается в счетную комиссию, погашается ее председателем и делегату выдается новый бюллетень, о чем составляется акт.
14. При голосовании в первом туре избранным Патриархом является архиерей, набравший более половины от числа поданных голосов, выраженных в действительных бюллетенях.
В случае если ни один из кандидатов не набрал в первом туре голосования более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов в первом туре голосования. Избранным Патриархом является архиерей, набравший наибольшее число голосов, выраженных в действительных бюллетенях.
В случае если во втором туре голосования оба кандидата набрали равное количество голосов, Патриарх избирается жребием из этих двух кандидатов, в соответствии с процедурой, устанавливаемой Поместным Собором.
15. Кандидаты на Московский Патриарший престол имеют право самоотвода на любом этапе голосования, а также и в случае избрания, что предполагается в формуле вопрошания к избранному кандидату: «Преосвященный имярек Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал тебя Патриархом Московским и всея Руси; Принимаешь ли ты сие избрание?».
16. Если в результате самоотвода останется один кандидат, то, по решению Поместного Собора, присутствующие на нем архиереи, имеющие право голоса на Архиерейском Соборе, тайным голосованием избирают, по крайней мере, еще одного кандидата. Такой архиерей должен отвечать критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Если Поместный Собор отказывается выдвигать еще одного кандидата, то по единственному кандидату производится голосование. Единственный кандидат считается избранным на Патриарший престол, если в его пользу было подано более половины действительных бюллетеней. При наличии единственного кандидата, избирательный бюллетень имеет поля для проставления знаков «за» и «против».
17. Исключается публичное обсуждение кандидатов в рамках заседаний Собора.
Избрание патриархов на Руси
Поместный Собор: вопросы и ответы
К 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Церкви
До 1700 года
До избрания на Руси первого Патриарха, Русское царство считалось митрополией (в данном случае составной частью) Константинопольской патриаршей церкви. И хотя митрополиты чаще всего предлагались Великими князьями и царями Российскими, всё же утверждались они Константинопольским патриархом.
Константинопольская церковь со времени падения Византийской империи (1453 год) к середине XVI века потеряла своё величие. В то же время Русская церковь и Русское царство давно вынашивали идею патриаршества на Руси. Благоприятные условия для этого созрели в период правления царя Феодора Иоанновича.
Первое избрание Патриарха на Руси обогатило церковную историю интересным прецедентом. 17 июня 1586 года Москву впервые посещает Антиохийский Патриарх Иоаким. Это событие дало толчок к осуществлению уже давно созревшего в уме царя Феодора Иоанновича замысла придать Московской Митрополии статус Патриархии. Это соответствовало и самоощущению русского первосвятителя (так во время встречи Патриарха Иоакима и тогдашнего Митрополита Дионисия именно Патриарх первым подошел под благословение к последнему, а не наоборот). Царь, посоветовавшись с боярами и духовенством, обратился к Иоакиму с вопросом о возможности создания в Москве патриаршей кафедры. Тот согласился и пообещал ходатайствовать об этом перед другими патриархами.
В 1588 году во время приезда Константинопольского Патриарха Иеремии подобные переговоры ведутся и с ним. После того, как последний дал свое согласие, был созван Собор всех русских архиереев, который избрал трех кандидатов на патриарший престол. Патриарха из числа трех предложенных выбрал царь, а Патриарх только одобрил уже выбранную кандидатуру Митрополита Московского Иова. Произошло это в 1589 году. Позже, на Константинопольских соборах 1590 (участвовали все патриархи, кроме Александрийского) и 1593 годов Иов был признан в числе патриархов всей Вселенской Церковью.
Особенность и исключительность факта поставления Иова на патриаршество состояла в том, что во время этой церемонии Иов был заново рукоположен в епископы. Причем для Иова это было уже третье рукоположение. Практика XVI века состояла в том, чтобы заново посвящать в епископы при переходе на Московскую Митрополию, что свидетельствует о некоей выделенности в русском церковном сознании первосвятителя московского из числа прочих епископов. Насколько можно судить и патриархов Московских поставляли в XVII веке с повторным рукоположением.
По схожей модели был возведен на престол в 1606 году и следующий Патриарх – Гермоген. Его из кандидатов, предложенных Архиерейским Собором, выбрал царь Василий Михайлович Шуйский.
Митрополит Филарет по существу стал называться Патриархом еще до своего избрания. Этот титул ему присвоил Лжедмитрий II. Хотя, в строгом смысле, звание «Нареченного Патриарха», присвоенное «Тушинским вором» означало нечто вроде местоблюстителя патриаршего престола. Безусловный авторитет этого владыки и тот факт, что он был отцом нового царя Михаила Федоровича, стали предпосылками к тому, что при выборе первосвятителя на Соборе архиереев 1619 года (в нем участвовал также Иерусалимский Патриарх Феофан) и при утверждении данного выбора царем, кандидатура Филарета была единственной.
Патриарха Иоасафа, который заступил на кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником при согласии царя сам патриарх Филарет, но установленная форма патриаршего избрания была соблюдена и над ним. Следующий Патриарх Иосиф был избран довольно необычным способом. После того, как в Москву прибыли приглашенные царём Михаилом Фёдоровичем митрополиты и архиепископы, царь, попросив их молитв, приготовил шесть жребиев с именами наиболее достойных архиереев и начальников монастырей. Испытать жребий должны были собравшиеся в соборной церкви архиереи.
В 1652 году для избрания нового Патриарха царь Алексей Михайлович собрал в Москве четырех митрополитов, которым поручил составить список из «12 духовных мужей». Из этого списка митрополиты должны были выбрать самого достойного, а затем оповестить об этом царя. Патриархом был избран Митрополит Новгородский Никон. Жребий на этот раз не бросали.
Процедура избрания Патриарха в 1667 году сильно напоминала ту, после которой были избраны Иов и Гермоген. На Соборе, призванном избрать Патриарха присутствовали два Патриарха – Александрийский и Антиохийский, архиереи, архимандриты, игумены и множество прочего клира. Собор при активном участии царя выбрал из 12 кандидатов трех достойнейших. Список с их именами был передан царю, который, посоветовавшись с Патриархом Антиохийским Макарием, указал на архимандрита Владимирского монастыря Иоасафа. Следующие патриархи Питирим и Иоаким, можно сказать, были прямо «назначены» царем Алексеем Михайловичем при формальной поддержке Архиерейского Собора.
При избрании в патриархи последнего перед упразднением патриаршества первосвятителя Адриана произошел конфликт между ним и Петром I. Петр I хотел, чтобы патриархом стал псковский митрополит Маркелл — человек, отличавшийся ученостью и могущий поддержать нововведения царя. Епископат в общем был согласен. Но среднее духовенство (архимандриты, игумены видных монастырей) предложили Адриана — человека высокой духовной жизни, строгого ревнителя церковных преданий. С этим выбором была согласна и мать Петра Наталья Кирилловна Нарышкина, почитавшая Адриана. Церковный Собор, на котором выявились эти разногласия, решил дело в пользу Адриана
После 1917 года
После двухсотлетнего Синодального управления церковью новый Патриарх был избран в 1917 году на Поместном Соборе. Процедура выборов состояла из двух этапов. Полный состав Собора (архиереи, иереи и миряне численностью 364 человека 5 ноября) выбрали трех кандидатов. Затем был брошен жребий, который пал на Митрополита Московского Тихона (Белавина). Надо сказать, что это избрание Патриарха было первым в истории России, в котором никакого участия не принимала светская власть. Более того, патриаршество именно и возрождалось с целью противопоставить аморфной власти Временного правительства (о большевиках вначале всерьез никто не думал) оформленный и замыкающийся на конкретной личности организм.
После смерти Патриарха Тихона в 1925 году большевики долго не позволяли избрать нового первосвятителя. Ситуация изменилась в 1943 году. Сталин разрешает созвать Собор епископов, который собирается 8 сентября 1943 года. В Соборе приняли участие 19 иерархов. Кандидатура при голосовании была единственной – Митрополит Сергий (Страгородский), который и был избран открытым голосование.
В Соборе 1945 года приняли участие 41 русский и 5 зарубежных епископов. Голосование вновь было открытым и безальтернативным. Избран был Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), названный Митрополитом Сергием в качестве своего преемника.
Избрание Патриарха Пимена в 1971 году прошло открытым голосованием. Вот как пишет об этом архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) участник того Собора : «Я поспешил в Успенский храм, там все уже были в сборе, меня ждали и беспокоились моим запозданием. Быстро надели на меня мантию, не успев даже застегнуть крючков, и мы процессией и в порядке старшинства вошли в помещение Собора, Трапезную церковь Преподобного Сергия, и заняли свои обычные места. Иностранные гости в полном составе также разместились, а я успел заметить, что Куроедова или кого ни будь из представителей гражданской власти тоже не было.
Заседание началось около двух часов дня. Митрополит Пимен предложил обсудить процедуру избрания Патриарха. Встал митрополит Никодим и сказал: — Процедура избрания была предметом глубокого и всестороннего обсуждения на Архиерейском совещании. Было решено, что избрание будет происходить открытым голосованием, а, следовательно, прошу и предлагаю Собору утвердить эту процедуру».
Последние в новейшей истории выборы Патриарха прошли во время Поместного Собора 1990 года впервые за долгие годы без всякого давления светских властей. На этот раз кандидатами в патриархи были 75 епархиальных архиереев в возрасте после 40 лет, имеющие советское гражданство с рождения. Своих кандидатов выдвинул сначала Архиерейский Собор: каждый из его членов мог предложить до трех человек из предложенного списка. Больше всего голосов набрали Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), Митрополит Ростовский Владимир (Сабодан) и Митрополит Киевский Филарет (Денисенко). Далее, пятерых кандидатов выдвинул Поместный Собор, но в силу слабой поддержки каждого из них в отдельности, дальнейшее голосование шло только по первым трем кандидатам. Голосование на Поместном Соборе проходило тайно в два этапа. Сначала осталось только два кандидата – митрополиты Алексий и Владимир. Во втором туре с перевесом в 15 голосов первенствовал Алексий.
Выборы и интронизация патриарха Кирилла: вспоминаем, как это было
10 лет назад, 1 февраля 2009 года, состоялась интронизация (возведение на Патриарший престол) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вопрос об избрании 16-го Предстоятеля встал после кончины 5 декабря 2008 года приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, возглавлявшего Русскую Православную Церковь более 18 лет.
– Святейший Владыка принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений… И сегодня Святейший Патриарх, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил нам совсем другую Церковь. Это больше не немощная, не слабая Церковь… потому что Церковь – вместе со своим народом, потому что духовное проросло сквозь материальное, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды, – сказал в те дни будущий патриарх Кирилл, а тогда – митрополит Смоленский и Калининградский.
Заседание Священного Синода в Переделкине 6 декабря 2008 г. Избрание митрополита Кирилла местоблюстителем Патриаршего престола
Именно митрополит Кирилл был избран Местоблюстителем Патриаршего престола на заседании Священного Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира 6 декабря 2008 года в Патриаршей резиденции в Переделкине.
10 декабря в Даниловом монастыре Москвы под председательством владыки Кирилла состоялось заседание Синода, на котором были определены даты проведения Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви, а также создана комиссия по подготовке Поместного Собора во главе с Местоблюстителем.
После этого, вплоть до начала Архиерейского Собора, митрополит Кирилл посетил множество храмов, монастырей и духовных школ, где совершал богослужения, произносил проповеди и общался с верующими.
Передача Гознаком бланков бюллетеней для голосования на Поместном соборе, 23 января 2009 г.
22 и 23 января состоялись заседание комиссии по подготовке Поместного Собора и последнее перед Собором заседание Священного Синода. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси избирается Поместным Собором, которому обязательно должен предшествовать Архиерейский Собор.
Последний начал свою работу 25 января. Все его участники получили бюллетени с именами 145 архиереев, имевших право быть избранным на Патриарший престол. Каждый из голосовавших должен был отметить 1 имя. По результатам голосования, в котором приняли участие 198 архиереев, больше всего голосов – 97 – было отдано за митрополита Кирилла.
Открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви 27 января 2009 г.
В тоже время были определены 3 кандидата, чьи имена Архиерейский Собор должен был предложить Поместному Собору, ими стали митрополит Кирилл, а также митрополиты Калужский и Боровский Климент и Минский и Слуцкий Филарет.
Поместный Собор Русской Православной Церкви открылся 27 января 2009 года в столичном храме Христа Спасителя. В его работе приняли участие 707 делегатов из более чем 60 стран мира.
Председатель Собора – местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл
– Нам предстоит избрать шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси… Мы призваны поразмыслить и о том, какой должна быть наша Церковь в ближайшем будущем, – сказал в тот день митрополит Кирилл.
Говоря о нерешенных задачах, он, в частности, обратил внимание на преподавание Основ православной культуры в школах, необходимость укреплять взаимодействие Церкви с научным и культурным сообществами.
Когда встал вопрос о том, как будет избираться новый Предстоятель Церкви, члены Собора высказались за тайное голосование. При этом митрополит Минский и Слуцкий Филарет снял свою кандидатуру в пользу Патриаршего Местоблюстителя, отметив, что Церковь должна объединиться вокруг единого кандидата.
Таким образом, в результате голосования, в котором приняли участие 700 делегатов Собора, митрополит Кирилл получил 508 голосов, а митрополит Климент – 169. 23 бюллетеня были признаны недействительными.
В дни Собора и позже отмечалось, что избрание 16-го Патриарха Московского и всея Руси прошло в атмосфере беспрецедентной открытости.
Тайное голосование участников Поместного собора
В Поместном соборе участвуют не только священнослужители, но и монашествующие и миряне
У иконы “Семистрельная”, замироточившей в дни собора
Объявление итогов голосования председателем счётной комиссии митрополитом Исидором Екатеринодарским и Кубанским
По традиции избранному Патриархом задают вопрос: “Принимаешь ли ты избрание?”
Митрополит Минский Филарет зачитывает акт об избрании
Слово избранного Патриархом Московским и всея Руси Кирилла после оглашения итогов голосования
– Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение. Оно велико. Оно ответственно. Но в центре этого служения – Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несет… Предстоятели Церкви несут , хотя он не по силам одному человеку. Они его несут потому, что вместе с ними его несут архипастыри, пастыри, народ Божий. Сама Церковь несет этот Крест вместе с Патриархом, – сказал 27 января 2009 года новоизбранный Святейший Патриарх Кирилл. 30 и 31 января он посетил Троице-Сергиеву лавру, Донской монастырь и Богоявленский собор Москвы, где молился у гробниц патриархов – святителя Тихона, Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II.
Поздравления избранного Патриархом митрополита Кирилла
Второй заключительный день работы Поместного собора. Подписание членами собора грамоты и акта избрания нового Предстоятеля Церкви
Встреча митрополита Кирилла в день интронизации в Храме Христа Спасителя, 1 февраля 2009 г.
1 февраля 2009 года в переполненном храме Христа Спасителя, в присутствии делегаций Поместных Православных Церквей, состоялась интронизация (возведение на Патриарший престол) митрополита Кирилла.
Великий параман – особенность облачения Патриарха
– Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру, – сказал в своей первой речи Святейший.
Первосвятитель особо подчеркнул, что «Патриарх – хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры», а его главная задача – «не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть» (1 Кор 11:19), в расколы, нестроения и лжеучения».
После окончания Литургии Патриарха впервые облачат в зеленую мантию и куколь
“Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих Православных Церквах, посаждает на престоле святых первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Отца нашего Тихона, Святейшаго Патриарха великаго града Москвы и всея России, во имя Отца. Аминь” (из Чина интронизации)
Вручение Патриарху Кириллу посоха митрополита Московского Петра
Встреча Патриарха Кирилла в Успенском соборе Московского Кремля. Благодарственный молебен, 2 февраля 2009 г.
Благодарственный молебен, 2 февраля 2009 г.
На Патриаршем месте в Успенском соборе
С участниками Поместного собора и интронизации Патриарха на Соборной площади Кремля
Патриарх: выбор, права и обязанности
Вчера Поместный Собор совершил избрание нового патриарха Русской Православной Церкви. Им стал Высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский.
Права и обязанностиСогласно Уставу Русской Православной Церкви патриарх — это епископ, управляющий Церковью в период между Поместными соборами — высшим органом церковного управления в Православной Церкви. Должность Патриарха появилась в христианской Церкви еще во времена Римской империи, хотя она могла носить другие названия (архиепископ, папа) и отличалась кругом обязанностей (прерогативами архиепископской власти были в первую очередь суд и постановление епископов «подчиненной» области). Пост патриарха пожизненный, но, согласно Уставу РПЦ, прекратить свои обязанности патриарх может и досрочно, уйдя на покой.
Как и любой епископ, в наши дни патриарх является монахом, то есть дает обеты безбрачия и нестяжания, это означает, что все имущество патриарха, принадлежащее ему как предстоятелю (резиденция, машина и т. п.), принадлежат не ему лично, а Русской Православной Церкви.
Патриарх подписывает общецерковные документы после их одобрения Священным синодом, руководит синодальными отделами, общается от лица Русской Церкви с предстоятелями других поместных Православных Церквей, представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государства.
Патриарх утверждает уставы епархий, входящих в состав Русской Православной Церкви, экзархатов (самоуправляемых частей) и автономных Церквей в составе РПЦ; издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, председательствует в Синоде, назначает ректоров Духовных школ и иных церковных должностных лиц. Наблюдает за выполнением архиереями их пастырского долга по окормлению епархий, разрешает конфликты между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству (существует церковный суд, но архиереи могут напрямую обратиться к патриарху, и в таких случаях его решения обязательны для обеих сторон), принимает жалобы на епископов перед их отправкой в церковный суд.
В обязанности Святейшего — этот титул в духе византийского церемониала традиционно носит предстоятель русской Церкви — входит и освящение мира, благовонного масла, используемого при крещении (все миро, которым крестят как младенцев, так и взрослых, в России приготовляется лично Московским Патриархом). Патриарх совершает регулярные богослужения в храмах по всей стране, такой «объезд» епархий является его прерогативой; кроме того, согласно Уставу патриарх обязан трудиться на поприще поддержания единства иерархии и Церкви, для чего он в случае возникновения крупных споров и распрей имеет право созывать внеочередные Архиерейские и Поместные соборы.
Несмотря на множество «общецерковных» обязанностей, Патриарх является еще и епархиальным архиереем, управляя лично Московской епархией, то есть православными приходами Москвы и Московской области. Как и любой епископ, патриарх подотчетен Поместным и Архиерейским соборам, но избирается исключительно Поместным собором — прямым голосованием всех епископов Церкви и делегатов от белого (женатого) священства, монахов и мирян. Право суда над патриархом принадлежит Архиерейскому собору — то есть собору епископов, без участия мирян и белого духовенства. В случае невозможности патриарха исполнять свои обязанности (смерть, нахождение под церковным судом) — Священный синод избирает местоблюстителя патриаршего престола и назначает дату Поместного собора для выборов нового патриарха. Кандидат в патриархи должен быть епископом, обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, «иметь доброе свидетельство от внешних», то есть иметь хорошую репутацию, а также быть не моложе сорока лет.
Как выбирают Патриарха
Вчера Поместный собор, совершил избрание нового патриарха.
Дата собора (27-29 января) была назначена через пять дней после смерти Святейшего Патриарха Алексия II на экстренном заседании Священного синода, избравшего также Местоблюстителя Патриаршего Престола. Поместный собор — это высший орган церковного управления в Православной Церкви. В случае смерти патриарха Поместный собор, согласно действующему уставу РПЦ, принятому в 2000 году, собирается не позже чем через полгода.
Заседание поместного собора в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, 1990 год
Предыдущий Поместный собор собирался в Русской Церкви 7 июня 1990 года, когда был избран Святейший Патриарх Алексий II.
В Поместном соборе участвуют все епископы, делегаты от епархий (по одному священнику, монаху и мирянину от каждой епархии), главы синодальных отделов, представители высших и средних церковных учебных заведений (духовные академии, семинарии, московский Свято-Тихоновский православный университет), представители Духовной миссии в Иерусалиме, члены комиссии по подготовке Собора, назначенные Синодом, настоятели ставропигиальных мужских монастырей в епископском сане и пять делегаток от женских монастырей, которых избирает специальное совещание настоятельниц. Всего более 700 участников, из которых около 200 — в епископском сане.
Правила, по которым на Поместный собор выбираются делегаты от монашествующих, священства и мирян, не оговорены в Уставе РПЦ. По специальному решению Синода 10 декабря для отбора делегатов «с мест» (представителей 156 епархий РПЦ от российского Заполярья до Южной Америки и Австралии) на нынешний Поместный собор каждая епархия вправе была установить свои правила. Как пояснил корреспонденту «НС» протоиерей Николай Балашов, член комиссии по подготовке Поместного собора, «носителями полноты власти церковного управления в каждой епархии являются правящие там архиереи и, как преемники святых апостолов, они вправе установить любые процедуры. Обычно делегаты определяются на епархиальном собрании, делегатом от мирян может стать каждый, не исключено, что им может быть и женщина».
Заседаниями Поместного собора руководит Президиум, состоящий из Местоблюстителя и еще 12 архиереев, избранных простым большинством голосов.
На Поместный собор могут быть приглашены докладчики, эксперты, пресса, но без права голоса, на правах «наблюдателей». Однако выборы патриарха всегда проходят в закрытом режиме, без наблюдателей, присутствовать имеют право только члены собора, наделенные правом голоса. Как пояснил нам прот. Николай Балашов, «проведение закрытых заседаний является необходимым в тех ситуациях, когда необходимо исключить всякие внешние влияния на волеизъявление членов Собора. Из истории Церкви мы знаем случаи, когда являвшиеся на Собор посторонние лица нарушали спокойствие, устраивали бесчиния. Проведение заседаний в закрытом режиме исключает беспорядки».
Избирали патриарха не жребием, как на Поместном соборе 1917-1918 годов, а голосованием. «Выбор жребием был продиктован теми экстремальными условиями, в которых проходил Собор 1917-1718 годов, — поясняет прот. Николай Балашов, — и как универсальная и обязательная для будущих избраний патриарха эта процедура не была утверждена Собором 1917-1918 годов. Именно поэтому жребий теперь и не применяется». Интронизация нового патриарха запланирована на 1 февраля.
Подготовил Дмитрий Ребров
Версия для печати