https://www.youtube.com/channel/UCIsibO3gYPmlinD9b5NrOew Фильм посвящён Святителю Луке, человеку-легенде, который прошёл сложный жизненный путь, увенчанный причислением к лику святых. В миру Валентин Войно-Ясенецкий был талантливым хирургом, его научные изыскания касались методов анестезии при операциях. Он смог покорить сердце милой Анны Ланской, работавшей с ним в одной больнице. Они поженились. Семья разрослась. Валентину пришлось забросить столичные библиотеки и клиники, чтобы прокормить четверых детей, занимаясь врачебной практикой в провинции. Вскоре горячо любимой жене вынесли страшный диагноз – туберкулёз. Заботливому мужу представилась возможность отвезти её в жаркий, сухой Ташкент, куда его назначили главврачом госпиталя. Здесь Войно-Ясенецкого застала революция 1917 года и страшная братоубийственная гражданская война. Он с честью выполнял свой врачебный долг, вырывая из лап смерти людей, независимо от их политического и жизненного статуса. Но уберечь любимого человека не удалось. Анна умерла от чахотки. Пережив тяготы потерь и испытаний, он пришёл к пониманию, что очень важно лечить не только плоть, но и души людей. Своё будущее он увидел в служении Богу и человечеству. Просмотр фильма предоставит зрителю возможность познакомиться с личностью, взглянув на неё сквозь призму исторического времени, и попробовать оценить, подвластно ли кинематографу донести до людей святость.
Вера, надежда, наркоз
Излечить страх (2013)
биографический, драма, исторический
Режиссер: Александр Пархоменко
В ролях: Виталий Безруков, Андрей Саминин, Екатерина Гусева, Виктория Малекторович, Алексей Шевченков
Премьера: 30 апреля 2015 года
В 1917 году талантливый хирург Валентин Войно-Ясенецкий (Андрей Саминин в молодости, Виталий Безруков в старости) получает должность главного врача Ташкентской городской больницы. Через несколько месяцев после его прибытия в городе начинаются волнения. Войно-Ясенецкий с равной заботой лечит раненых «красных» и «белых», что навлекает на него гнев новых властей, однако врач продолжает без разбора спасать жизни. Мало того, когда «красные» расстреливают местных православных священников, доктор принимает сан, а затем и монашеский постриг под именем Лука и вскоре становится епископом Ташкентским и Туркестанским, одним из ведущих врачей и церковных деятелей первой половины XX века.
Кадр из фильма «Излечить страх»
В титрах картины нет имени автора сценария, поскольку он из скромности попросил сохранить свое имя в тайне
Талантливыми хирургами не становятся, а рождаются. Конечно, врачу надо много учиться и практиковаться, но никакие учебники и стажировки не помогут тому, кого природа не одарила светлой головой, твердой рукой и абсолютной уверенностью в себе и своей правоте. Хирург может сомневаться и колебаться, лишь когда планирует курс лечения. В тот момент, когда пациента кладут на операционный стол, врач должен почувствовать себя непогрешимым богом, правомочным вершителем судеб. Иначе в ключевой момент его рука дрогнет, и рутинная операция превратится в медицинскую катастрофу.
В 1946 году святитель Лука получил Сталинскую премию первой степени за разработку новых методов лечения гнойных заболеваний и ранений. Большую ее часть (130 тысяч из 200 тысяч рублей) он перечислил в помощь детским домам
Валентин Войно-Ясенецкий, ныне известный как святитель Лука (в 2000 году РПЦ признала его святым), был хирургом от бога. Кажется, он долго сомневался в себе лишь один раз в жизни – когда решал, стать ли ему художником, как он мечтал в детстве, или врачом, как подсказывала ему жажда послужить людям. Войно-Ясенецкий выбрал медицину и после этого больше не сомневался. Ни тогда, когда рисковал жизнью ради «неправильных» пациентов во время Гражданской войны, ни тогда, когда, оставшись врачом, принял сан и монашеский постриг, ни тогда, когда в тюрьме и ссылке от него требовали отречься от веры – если не ради себя, то ради четырех маленьких детей, оставшихся без отца. Он остался несгибаемым и во время войны, когда его руки и консультации спасли бесчисленных раненых солдат, и после войны, когда он продолжил борьбу за сохранение Церкви в СССР уже в сане архиепископа Симферопольского и Крымского. И советские власти, то навешивавшие на него безумные обвинения, то награждавшие его за вклад в медицину, ничего не могли с ним поделать.
Святитель Лука был одним из ярчайших граждан нашей страны в XX веке, и масштаб его личности был таков, что его невозможно втиснуть в двухчасовое повествование. Что, к сожалению, хорошо видно в выходящем в российский прокат байопике о Войно-Ясенецком. Пытаясь охватить хотя бы часть событий и переживаний святого, «Излечить страх» суматошно прыгает из эпохи в эпоху и показывает врача-священника то в Ташкенте 1917-го, то в Крыму 1961-го, то в ссылке, то на допросе, то в военном госпитале во время войны… Однако такое отражение жизни святителя даже «галопом по Европам» не назовешь, поскольку лента получилась удивительно примитивной и поверхностной, не дающей даже общего представления о вкладе Войно-Ясенецкого в науку, в религиозную жизнь, в религиозную философию…
Осталась за кадром и значительная часть его семейной жизни. Картина довольно подробно рассказывает о болезни и смерти его жены (хирург, разумеется, никогда бы не стал монахом, если бы не остался вдовцом), но дети святителя практически исчезают из повествования после принятия Войно-Ясенецким сана, и лента оставляет несведущих зрителей в волнении и недоумении по поводу того, что советская власть сделала с отпрысками несгибаемого иерарха. Стоило, наверно, хотя бы в финальных титрах упомянуть, что все они смогли сделать медицинские карьеры, несмотря на «пятно» в их биографии.
И так далее, и тому подобное. За пять минут чтения статьи в Википедии можно узнать и понять о святителе больше, чем после двух часов просмотра. При этом несгибаемость и выдержка Луки делают его не особенно интересным драматическим персонажем, поскольку фильм, в сущности, просто перечисляет некоторые испытания, выпавшие на долю святого, и демонстрирует, как Войно-Ясенецкий раз за разом вел себя наилучшим, наиидеальнейшим образом. Он даже заботился о здоровье гэпэушника, который его допрашивал и который умер прямо на рабочем месте, так и не сумев сломить епископа! Человеческая слабость хирурга за весь фильм проявляется лишь в одной-единственной сцене – когда он молит умирающую жену не покидать его. Это достойный пример для подражания, и не только для воцерковленных людей. Но драматическое повествование требует более человечного и более слабого главного героя – того, кто с трудом преодолевает испытания, а не отмахивается от них как от назойливых мух.
Чтобы как-то это компенсировать, фильм пытается предложить второго главного героя – молодого монаха, который в 1961 году прислуживает умирающему архиепископу и «стучит» в «органы» (по ходу действия ему приказывают совершить еще более омерзительный поступок). Этот персонаж куда слабее и человечнее Луки, но герой, за душу и совесть которого зрители должны переживать, из него не получается. Во-первых, потому что мы не знаем, что заставило его работать против Церкви (может, он отчаянный карьерист?), а во-вторых, потому что монашек тонет в лучах харизмы, которые источает Виталий Безруков (отец Сергея Безрукова) в образе благообразного ослепшего старика. Такой вот парадокс. Один герой проходит сквозь невзгоды как нож сквозь масло, а другой не вызывает симпатии. И убедительная актерская игра эту фундаментальную проблему не решает.
Предвосхищая критику, авторы фильма уже объявили, что «Излечить страх» – это лишь выжимка из готовящегося сериала о святителе и что полная версия повествования подробнее раскроет затронутые темы и предложит не скомканное, а обстоятельное и глубокое повествование. Возможно. Но в этом случае, пожалуй, стоило сразу выпустить сериал, да подлиннее. Потому что из фильма можно узнать только, что был такой замечательный пастырь и врач и что советские горки не смогли его укатать. А этого достаточно лишь для надгробной надписи, а не для байопика.
С 30 апреля в кино.