Содержание
- Природа и значимость
- Религия и эзотерика
- Определение в кино и литературе
- Давайте верить в чудеса!
- Нестандартные выходы через мечты
- Как рассказать ребёнку о кошельке Деда Мороза
- Проблема веры в чудо (Аргументы ЕГЭ)
- Сочинение Что такое Вера в чудо 15.3 ОГЭ 9 класс
- 2 вариант
- Также читают:
- Картинка к сочинению Что такое Вера в чудо
- Популярные сегодня темы
- ОТ ДЕДА МОРОЗА К СВЯТОМУ НИКОЛАЮ
Природа и значимость
В моменты, когда у человека нет сил, чтобы справиться с какой-то проблемой или найти выход из безнадежной ситуации, он как никогда остро нуждается в «волшебной палочке». И таким магическим атрибутом становится вера. И выбирают верить в нее люди, сильные духом. Именно это позволяет им не сдаваться, искать новые выходы и мечтать о позитивном исходе. Люди, опускающие руки, — это люди отчаявшиеся. Для них вряд ли произойдет что-то действительно непредсказуемое. Они уже сдались.
Конечно, на помощь никогда не придет добрая фея, место которой только в сказке. Не стоит ждать и суперсил, как у героев комиксов. Эти персонажи не решат насущных проблем. Но каждая ситуация индивидуальна. Для веры в чудеса детям хватит увидеть Деда Мороза или прочесть сказку о единороге, говорящей курице. Они воспринимают это все в ином свете, потому что не загружены проблемами взрослых:
- отсутствие денежных средств;
- проблемы с начальством;
- нелюбимая работа.
Список можно продолжать и продолжать. Для взрослых — это решение проблемы или помощь другого человека. Особенно дороги ситуации, когда ее и не просят. Чудо может проявляться по-разному, например:
- когда родные и близкие люди здоровы.
- когда можно быть уверенным в завтрашнем дне.
Вера в сказку — это как второе дыхание для тех, в чьем собственном мире произошел раскол, образовалась огромная трещина. А это очень важный аргумент.
Религия и эзотерика
Религия, ведя речь о термине, говорит, что чудо само по себе — это божественное проявление, сотворить которое способны только сверхъестественные силы. Человек может только покориться этому, принять это, как дар, и только в том случае, если действительно это заслужил.
Чудо для религии — это то, что невозможно объяснить через законы обычного мира. Все чудеса, что были сотворены в мире, согласно Библии, есть проявление Бога, ангелов или других существ, служащих высшим силам.
Эзотерическое учение говорит, что чудеса происходят постоянно. Людям только нужно научиться их замечать. Если овладеть этим умением, любые препятствия, встречающиеся на пути, уже не будут препятствиями, все это будет возможностями, которыми любой человек может воспользоваться.
Чудеса встречаются в повседневности, и это один из законов Вселенной. Иначе говоря, подобное притягивает подобное.
Определение в кино и литературе
В настоящее время мир кино наполнен фильмами, где по сюжету герой теряет все, переживает нелегкие времена, но не ломается из-за тягот жизни., потому что главный его секрет в том, что он верит в чудеса, даже когда от него отворачиваются все близкие люди, а сам он теряет почву из-под ног, мир переворачивается с ног на голову.
Только вера в сказку помогает герою двигаться вперед, шаг за шагом преодолевая все трудности, находить выход там, где его, казалось бы, никогда не могло быть.
Во многих произведениях о жизни во время войны, основанных на реальных историях, российские писатели раскрывают быт семей, в которых даже после получения похоронки не переставали верить в чудо, что близкий человек вернется, а извещение о смерти так и останется обычным листком бумаги. В такие моменты верили не только дети, но и взрослые. Эта вера помогала им жить дальше, работать, не сдаваться ради себя и родных людей.
Доктор Кто — герой одноименного произведения Джастина Ричардса во время своих приключений совершает рискованные поступки, часто граничащие с абсурдом. Но это помогает ему выходить из самых разнообразных ситуаций, неважно какой сложности. Не теряя надежды в самых безнадежных ситуациях, он не понаслышке знает, что такое вера в чудо, и как она сильна.
Существует огромное множество значений понятий «чудеса», «вера в чудо». Каждый понимает его по-своему и сам решает, что значит оно именно для него. Многие великие ученые не стали бы таковыми, если бы не верили в мечту, например, Чарльз Дарвин или Томас Эдисон. Они верили в себя, в свои силы, прилагали усилия, добивались успеха упорством и трудолюбием, не сдавались даже в моменты, когда в них не верил никто.
Вера в сказку — прекрасное и позитивное явление, спасающее там, где уже ничего не действует, где все перепробовано. Конечно, рассчитывать на добрых помощников-гномов не приходится, но каждый нуждается в проявлении того, что не могло бы уложиться в рамки его сознания.
Таким образом, сочинение-рассуждение или эссе на тему «Что такое вера в чудо?» позволит школьникам лучше понимать значение этого словосочетания.
Эти случаи трудно объяснить, но еще труднее не замечать. Истории чудесных спасений, мистических совпадений и роковых случайностей. Обман ли это нашего восприятия или настоящие знаки судьбы. Неужели наш мир сложнее, чем кажется?
В фильме мы расскажем о невероятных явлениях, которые можно зафиксировать и даже исследовать современными методами, но невозможно объяснить.
На перекресток судьбы Николай Караченцев попал 28 февраля 2005 года, когда его автомобиль на бешеной скорости врезался в столб на Мичуринском проспекте. Когда его привезли в больницу, он уже вошел в кому. Великого актера Николая Караченцова не стало. Только обездвиженное тело. Звания, регалии – все это стало неважным. Важно стало другое – дыхание, давление, пульс… Трепанация черепа, вентиляция легких. Почти месяц в коме. Никто не верил, что Николай вернется. Но его жена Людмила Поргина не оставляла надежду и молилась… На 27 день после аварии Караченцев пришел в себя. Врачи назвали это чудом…
Назира Рустемова повела между сном и явью 16 лет. Когда девочке было 4 года, неожиданно она почувствовала жар и потеряла сознание. Ее отвезли в больницу и врачи сказали, что она умерла. По местным обычаям девочку завернули в саван и похоронили в домашнем склепе. Ночью дедушке приснился сон, что Назира жива. И он заставил отца девочки выкопать ее. Когда малышку достали, на ней был разорван саван и она полусидела. На вертолете ее отвезли в Ташкент. И уже там врачи выяснили, что ее сердце слабо бьется и девочка впала в летаргический сон. Она проснулась через 16 лет 20-летней девушкой с сознанием ребенка. Она ничего не помнила, не понимала – кто она. Назира уверяет, что все эти годы она не спала, а жила другой жизнью. Там был сад, пели птицы… это было путешествие в иной мир.
Историю пианиста Назара Стадниченко тоже называют настоящим чудом. Когда мальчику было 10 лет, ему раздробило железной дверью первые фаланги третьего и четвертого пальцев левой руки. Казалось, все надежды стать пианистом пошли прахом. Ребенка привезли его в Симферополь – поклониться мощам святителя Луки. И через три недели после произошедшего, врач делающий перевязку был крайне изумлен, увидев, что фаланги мальчика выросли и на них даже появились ногти. Случившееся, конечно, на грани фантастики. Сейчас Назару 24 года, он пишет музыку, дает концерты.
К монаху Власию в Свято-Боровский монастырь едут со всей России. Отец Власий – один из современных старцев России. Уже сейчас о нем слагают легенды. В 2001 году старец уехал на Афон, узнав, что заболел раком. Но перед Рождеством 2003 года вернулся в Боровский монастырь, исцелившись от этой болезни. Вот уже более 10 лет он сам исцеляет сотни и тысячи людей от самых тяжелых болезней – рака и эпилепсии, алкоголизма и наркомании, сердечных болезней и последствий инсульта и видит будущее на много лет вперед.
Истории людей, с которыми произошло настоящее чудо можно посмотреть на канале в документальном цикле «Чудеса» 21 и 22 апреля в ночном эфире.
Давайте верить в чудеса!
Не успели мы оглянуться, как прошёл год, и снова наступил декабрь. Идёт снег, офисы и магазины украшают яркими игрушками и гирляндами, люди выбирают подарки родственникам и друзьям. И, конечно, все готовятся к Новому году.
И, какой бы раз мы не встречали этот волшебный праздник, всё равно немного или много попадаем в детское состояние веры в чудо, соприкосновения со сказкой и надежды на исполнение желаний. И это так прекрасно!
Нестандартные выходы через мечты
Итак, что такое вера в чудо с точки зрения психологии? Это допущение того, что нечто необычное, сверхъестественное может произойти неожиданным и неизвестным нам образом.
Вера в чудо родом из детства. Именно там к нам приходят Дед Мороз с подарками, Зубная Фея даёт денюжку за выпавший зуб, волчок может укусить за бочок, а зайчик приносит конфеты, которые нам потом передаёт мама. Детская вера в волшебство помогает малышам прикасаться к миру фантазий и развивать творческое мышление. Кроме того, это становится ресурсом, такой дверью, за которой можно найти помощь.
Когда мы верим в чудо во взрослом возрасте, мы становимся более креативными и расширяем свою палитру желаемого и возможного. Потому что вере в волшебство противостоит слово «невозможно». А «невозможно» — это про ограничения и безвыходность. Такой подход к жизни ставит жёсткие рамки. Но именно мечта и вера в запредельное часто позволяют замахиваться на что-то такое, на что из рационального подхода мы вряд ли решим замахнуться. Вера в чудо может давать импульс для поиска нестандартных решений и выхода из тупиковых ситуаций.
Кстати, у психологов есть мнение, что наш мозг не отличает фантазию от реальности. То есть, для него нет разницы между воображаемой картиной и действительностью. И тогда фантазии о чём-то чудесном могут на самом деле успокоить, поддержать и вдохновить нас.
А ещё никто не отменял визуализацию своих желаний — это вполне в русле психологии как науки. Считается, что техники визуализации позволяют расслабиться, избавиться от внутренних негативных установок и стабилизировать эмоциональное состояние. Кроме того, таким образом можно выделять свои цели и намечать действительные пути их достижения. Именно это многие из нас и делают на Новый год, воображая, как исполнятся их мечты.
Еще один сладкий пряник про пользу предновогоднего настроя на чудесное. В этот период практически все немного меняются, есть общий эмоциональный фон веселья и ожидания хорошего. И тогда, даже если вам грустно, можно «заражаться» им, общаясь с окружающими. Ещё настраиваться на праздник помогают яркое украшение дома, продумывание меню с вашими любимыми блюдами, покупка новых нарядов.
И даже если вы не воспринимаете Новый год как волшебный праздник, всё равно объективно есть чему радоваться — длинные каникулы, возможность встречаться с друзьями, дарить и получать подарки.
Как рассказать ребёнку о кошельке Деда Мороза
Считаю, что у ребёнка не нужно отнимать веру в Деда Мороза, если она есть. С реальностью он успеет познакомиться во многих её проявлениях, и не самых хороших — это обязательные пункты школы жизни. Поэтому пусть длится его соприкосновение с волшебством столько, сколько он принимает это.
Иногда родители тревожатся, что Дед Мороз «не выполнит» желание их ребёнка, потому что тот взял и заказал грузовик, или настоящего единорога, или просто то, на что не хватает денег. Дети на то и дети, что у них большой запас доверчивости. Поэтому можно мягко рассказать им о том, что, например, в письме главному волшебнику стоит указать несколько вариантов подарков, которые они хотят. Потому что дедушка очень загружен перед праздником, и на его волшебных складах миллионы подарков. Может, он один возьмёт, а, может, другой.
Тогда мы не будем принижать возможности волшебника, объясняя, что на что-то у Деда Мороза может не быть денег. Заодно и сами не станем сваливаться в чувство вины.
Кстати, если вы пишете письмо вместе с ребёнком, можно попутно отрабатывать ещё один навык —навык подведения итогов. Письма ведь у детей бывают разные. Кто-то просто пишет о том, что он хотел бы получить в подарок. А кто-то сочиняет большое письмо, в котором, в том числе, рассказывает, как он провёл год. Здесь же можно учить ребёнка выделять главные события и обозначать их как значимые и хорошие для себя.
Ещё одно правило: не надо пытаться манипулировать тем, что Дед Мороз придёт или не придёт в зависимости от поведения ребёнка. Чудо должно быть безусловным — на то оно и чудо.
Если взрослеющему ребенку «добрые» взрослые или «повзрослевшие» сверстники рассказали, что Деда Мороза нет, вы можете сказать, что конкретно этого сказочного персонажа не встречали, но в общем чудеса случаются. И он может продолжать верить в них, потому что в мире много того, что нельзя доказать и пощупать.
Статья ранее была размещена в сетевом издании FONAR.TV
Проблема веры в чудо (Аргументы ЕГЭ)
Чудеса в жизни человека встречаются обычно в детстве. С нами связаны мечты и надежды. Недаром первые книги в жизни человека — сказки. Вместе с ними приходит детство. Но всегда ли эта вера в доброго волшебника приносит ребенку счастье?
Ответ на этот вопрос пытается найти И.Затежинский, автор предложенного текста, где поставлена проблема роли чуда в жизни человека.
Безусловно, вера в чудо является неотъемлемой частью жизни. Ярким примером является героиня сказки А.Грина «Алые паруса» Ассоль. Над девочкой часто смеялись за то, что она была мечтательницей. Ассоль верила, что к ней приплывет юноша на корабле с алыми парусами. И только благодаря вере в чудо мечта девушки осуществилась.
На память приходят строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Моя душа…
«. Стремясь к гармонии своей души со всеми обольщениями света, он искал выход из того мира, который ему был ненавистен.
На жизненном пути человек может столкнуться с непреодолимыми препятствиями, но верить в чудо нужно.
Таким образом, проблема, поднятая автором, актуальна. Доказательством тому является жизнь и литература.
Сочинение Что такое Вера в чудо 15.3 ОГЭ 9 класс
Вера в чудо – это прекрасная вещь. Она спасает, когда уже ничего не действует. Людям кажется, что всё уже испробовано, все способы и пути. Но наш разум не может же всё просчитать. В безвыходной ситуации остаётся надеяться только на чудо. И что-то чудесное, непредсказуемое происходит!
Конечно, все ситуации разные. Трудно верить, что прилетит вдруг тот самый волшебник из мультика. Или вдруг появится реальный дракон, или кого-то поразит молнией среди, как говориться, ясного неба. Но вот, что нужный человек встретиться, деньги найдутся, путь и что-то подобное, верить нужно.
В мультиках часто герои, когда уже, кажется — всё потеряно, все от них отвернулись, верят в свою мечту. И почти чудесным образом всё получается. Я слышал, что есть такой эффект «плато». Вообще-то, он в спорте, но его переносят уже и на другие сферы. То есть ты делаешь-делаешь что-то (учишь, пресс качаешь, работаешь), а никакого толку, кажется, нету. Но тут нужно прямо потерпеть это «плато», так как после результаты резко пойдут вверх. Главное – не бросить своё дело. Тоже, когда вдруг ты начинаешь, к примеру, останавливать в воздухе пули или заниматься телекинезом, обычно никто уже не верит, что у тебя должно получиться. Или ты провел тысячи испытаний самолёта нового, уже руки опустились почти – ничего не получается. Но вот на тысячу первый раз – получилось!
Религиозные люди просто верят в чудо. Случится что-то красивое и справедливое, если верить и молиться. Люди верят в своих светлых помощников, которые должны подать им руку в трудный момент. Дети ещё верят в чудеса. Они ждут Деда Мороза, волшебников… Но эта вера – она добрая и светля. Над детьми точно не нужно смеяться. Если сохранить немного детскости в сердце, то можно там силы найти, терпения.
Много чудес в легендах. То ливень пошел, когда враг хотел отрезать осажденный город от воды. Или туман опустился, когда армия врага пошла в наступление.
В общем, не думаю, что стоит серьёзно рассчитывать на фей (даже зубных), но верить в чудо, как в проявление того, что не уложилось бы в наше сознание, можно и нужно. Надеемся, верим, но головы не теряем!
Сам я верю в чудо, а как иначе? И всем советую – так жить веселей.
2 вариант
Сними свои розовые очки и вернись в реальный мир! Так часто любят повторять взрослые. Но что же мы теряем, когда не верим в чудо? И так ли нужна нам эта самая вера?
Взрослые, пытаясь вернуть ребенка в реальный мир, хотят уберечь его от разочарований, от несбывшихся надежд. Но на самом деле, когда с нами действительно происходит что-то необычное, какой-то приятный сюрприз, то радость и удовольствие от этого всегда перекрывают негативный опыт. Даже одного чудесного события достаточно, чтобы человек обрел крылья и долго на них летел.
Обычно, в чудеса верят маленькие дети. Верят в деда Мороза, в сказки, в добрые мультфильмы. Для чего же хороша эта вера? Именно она развивает способность мыслить шире, отчего творческие способности становятся безграничными. Именно сохраняя в себе веру в чудо, можно выйти за рамки обычного, посмотреть на весь мир с другой стороны. Человек становится более спокойным, он принимает людей такие какие они есть. Когда веришь в чудеса, то пространство твоих решений становиться намного шире, чем у твоих конкурентов-реалистов.
Что же можно принять за чудо? В каждой нестандартной ситуации можно сказать – произошло чудо, или можно равнодушно пройти мимо этого, и подумать, случайность, и такое бывает. Весь смысл в том, что в первом случае мы получим положительные эмоции, которые вдохновят нас на поступки, дела и творения, во втором, мы будем обычными скучными людьми, которые действуют по шаблону и не выходят из своих рамок.
Конечно, не стоит доводить веру в чудеса до абсурда. В каждом деле должна быть своя мера и свой предел. Безграничная вера в чудо может навредить не только душевному, но и физическому здоровью человека. Представляя себе несуществующие миры с эльфами, драконами и принцессами можно запросто попасть в больницу. А поверив, что произойдет чудо, и перебегать дорогу в неположенном месте, может сбить машина.
К какому же выводу можно прийти? Не стоит спускать малышей с небес на землю, ведь они развиваются, и сами вскоре поймут, где реальность, а где выдумка, а это волшебное чувство помогает детям развивать творческое начало и укрепляет веру в собственные силы. Во взрослом мире тоже нужно верить в чудо. Это чувство помогает нам жить и вдохновляет на новые дела. Когда веришь в чудо, это сподвигает пробовать себя в чем то новом снова и снова. Но нужно чувствовать грань, между миром фантазии и вовремя возвращаться в реальность.
Также читают:
9 класс ОГЭ
Картинка к сочинению Что такое Вера в чудо
Популярные сегодня темы
- Почему рассказ называется Уроки французского?
Один из рассказов В.Г. Распутина называется «Уроки французского». Именно такое заглавие позволяет лучше понять смысл произведения и авторскую позицию.
- План рассказа Хамелеон Чехова
При встрече надзирателя Очумелова и рыжего городового Елдырина, они решили пройти вдоль базарной площади и разведать дела. Неожиданно раздаются возмущенные вопли и собачий скулеж. Им предстает такая картина
- План рассказа Жизнь и воротник Тэффи
Оля Розова – главная героиня, честная и преданная женщина, живет в окружении таких же честных людей на протяжении трех лет. Но, когда она пришла за покупками в Гостиный двор
- Анализ и мораль басни Две Бочки Крылова
Басни Крылова отображают реалии современной жизни. В 1819 году впервые была опубликована басня Ивана Андреевича Крылова «Две бочки». Произведение очень небольшое, однако, в нем раскрывается очень глубокий смысл
- Анализ произведения Платонова Корова сочинение
Рассказ А.Платонова «Корова» был создан в конце тридцатых — начале сороковых годов и назывался «Добрая корова». В своем рассказе автор показывает глубокие душевные переживания не только людей, но и животных
ОТ ДЕДА МОРОЗА К СВЯТОМУ НИКОЛАЮ
Детство. Отрочество. Чудо?Чудеса бывают. Вот было яйцо, а теперь цыпленочек (Оля, 4 года).
Когда молодые педагоги, вчерашние студенты приходят в школу и видят настоящего, живого ребенка, они порой впадают в ступор. Оказывается, масса традиционных детских качеств сохранилась только в старых педагогических методичках. Детская радостная вера в чудеса, живость воображения и доверчивая любовь к сказкам пылятся там, по соседству с уважением к учителю и дисциплиной на уроках. Сегодня, если попросишь детей сочинить сказку, чаще всего услышишь, как приехала фея на мерседесе и подарила мальчику Пете сто миллионов, или про то, как девочка Надя нашла волшебную палочку и наколдовала себе и подружке новую Барби и пятерку по русскому языку. В лучшем случае, тебе наскоро перелицуют последнюю серию какого-нибудь мультсериала. Молодые учителя с удивлением обнаруживают, что детей нужно учить восприятию чудесного, долго и терпеливо развязывать им языки и воображение и щедро поощрять ростки их собственной фантазии. Если же этого не делать и положиться лишь на веру детей в чудо, мы получим довольно печальные и вполне предсказуемые результаты.
Почему-то считается, что детство и чудо неразрывно связаны. На самом деле любой воспитатель отлично знает: трудно найти большего скептика, чем ребенок. Его мир достаточно жестко определен, он еще только выстраивает его границы и оттого держится за них крепко-прекрепко. А чудо разрушает известное, изученное пространство, взрывает его изнутри, и поэтому мгновенно вызывает у ребенка кучу вопросов: а как это сделано? а зачем? а почему дядя фокусник достал из шляпы зайку и цветные ленты? а я так смогу?
Психологи недаром говорят: ребенку необходимо твердо знать, что его мир устроен надежно и правильно. И чудеса, если они происходят, встраиваются им в известную систему, иначе мир начинает шататься, становится хрупким, непрочным. “Настоящие” чудеса отлично умещаются в сказках, в мультиках, где-то в прошлом – не случайно большинство сказок начинаются словами “Когда-то давным-давно…”. А в обычной жизни чудо небольшое, будничное, повседневное. Это естественно – ведь чем быстрее его удастся поместить в существующую концепцию мира, тем скорее исчезнет дискомфорт, неуверенность, стресс, который у нормального человека сопровождает любое потрясение.
Интересные примеры понимания чуда детьми приведены в книге В. И. Волкова “Воплощение техники”. На вопрос “Что в наши дни можно считать чудом?” ответы были самые разные: сквозь бетонную дорожку проросла роза; земля круглая и вертится; поставили на стол коробочку, через некоторое время из нее выскочил клоун и захихикал; увидел во сне 13-й билет и вытянул его на экзамене; сколько ни ездил в трамвае без билета, ни разу не поймали; кто-то из родственников выздоровел; проявление фотографии; компьютер; первый полет на самолете; спутник, похожий на звездочку… То, что для одних – будничная реальность, для других – волшебство. В той же книге Волкова говорится: “Ученики, преувеличивающие значение своего разума, не могли смириться с существованием чуда. Разум им не “разрешал””. И та же “кичливость разума” не позволяла им решать задачи, условия которых включали в себя нечто, выходящее за пределы их опыта. Парадокс в том, что именно наиболее рациональный человек чаще всего оказывается самым беспомощным в экстремальных ситуациях, когда требуется мгновенная реакция. Его мозг не в состоянии так быстро перенастроиться на решение новых, нетривиальных задач. И если пять типичных офис-менеджеров увидят говорящую лошадь, один из них с ней поздоровается, один окажется в психиатрической клинике, а трое пройдут мимо и не заметят.
Вопрос о чуде и сказке поднимается в педагогике постоянно. В середине XIX века наиболее продвинутые родители стремились не забивать детям голову “всякой ерундой”, подбирая им более полезное чтение. Впрочем, совсем отрицать чудо в стране, где Закон Божий преподавали во всех школах, было сложно. Зато в 30-е годы ХХ века педагогика сурово расправлялась со старорежимным вздором, которым забивали головы будущих строителей коммунизма. Чуковский и Маршак вели самую настоящую войну за детскую литературу, за право детей читать сказки, за право сказки быть изданной, за “Муху-Цокотуху” и “Рассеянного с улицы Бассейной” – за право детей на чудеса.
И только в конце ХХ века некоторые педагоги-новаторы пришли к выводу, что чудо и сказка являются необходимым условием воспитания по-настоящему гармоничной личности, что достойную жизненную цель человек чаще всего ставит, если в детстве сталкивается с чудом. Именно память о чуде, о чем-то необъяснимом по меркам этого мира заставляет искать новые пути решения старых неразрешимых задач. А значит, чтобы воспитать людей неординарных, целеустремленных, желающих изменить мир к лучшему, необходимо учить детей видеть чудеса, быть готовыми к встрече с ними, распознавать их и удивляться им. И ключевое слово здесь – учить.
Школа чудес
Бог посылает чудо чудакам (пословица).
Встреча с чудом – вовсе не такое уж блаженство, как может показаться. Это в юности многие мечтают столкнуться с чем-нибудь необъяснимым. Но чем старше люди становятся, тем отчего-то неохотнее представляют себе такую перспективу. Потрясение, новый взгляд на старую жизнь и, как следствие, перерождение человека – вот чего чаще всего ожидают от встречи с чудом. Однако далеко не со всеми происходит то же, что с Савлом на пути в Дамаск. Да и Савлу превращение в апостола Павла далось нелегко. В литературе, как специальной, так и художественной, описана масса случаев, когда человек, не готовый к встрече с чудом, получал от нее лишь тяжелейший нервный срыв, стресс, с которым никак не мог справиться. Поэтому чрезмерно восторженное отношение к чуду и настойчивые его поиски так же малополезны, как и полное неприятие чудесного. Разные люди по-разному ведут себя, столкнувшись с тем, чего не в силах объяснить.
И тем не менее, чудеса дают тот самый новый опыт, который необходим, чтобы вырваться за границы, превращающие мир в замкнутую и конечную систему, где все давно известно и ничего нового не произойдет никогда. Чудо – это прореха, дырочка в ткани, сквозь которую сквозит и бьется иная реальность и иная воля. Крестивший меня священник, отец Евгений, говорил, что чудо не заменяет веру, но помогает в вере. И потому учиться восприятию чуда нужно так же, как и учиться читать, ходить или плавать. И родители, и учителя постепенно приходят к выводу, что вкус к чудесам надо воспитывать в детях, как вкус к хорошей музыке, к настоящей литературе, иначе чудо для них так навсегда и останется “волшебником в голубом вертолете”, который “бесплатно покажет кино”…
Два главных чуда озаряют каждый год нашей жизни. Это Рождество и Пасха.
Чудо Воскресения Христова – огромно и несказанно, не каждый зрелый человек в состоянии его вместить. Нам гораздо ближе и понятнее чудо Рождественской ночи. Что же до Нового года, то этот праздник, несмотря на всю свою радость и обаяние, остается скорее календарным: закончился один год, начинается другой. Все ожидания и чаяния связаны лишь с тем, что новый, может быть, окажется лучше старого, и как обещание какой-то новой радости появляется из-под елки Дед Мороз с мешком подарков. В отличие от святителя Николая, прообраза Санта-Клауса, он абстрактно добр, никакой “прикладной педагогикой” не занимается, а просто раздает всем подряд конфеты и мандарины, и даже волшебный жезл, которым можно заморозить всю землю, у него какой-то леденцовый.
Когда уходит вера в подарки Санта-Клауса, который оставляет коробочки под елкой и монетки на подоконнике, остается вера в святителя Николая Мирликийского, скорого помощника страждущих, совершившего по их молитвам немало чудес… И остается чудо Рождества, великое наполнение праздника, новое обетование, обновление всего мира, потому что к нам – к тебе и ко мне – пришел Бог. Когда же уходит вера в Деда Мороза, не остается ничего, кроме всенародного ликования по поводу смены номера года. Ну хорошо, мы до этого дожили, и впереди у нас еще, быть может, несколько десятков таких радостных констатаций – и все, больше ничего уже не будет. А Рождество – не меркнет и не померкнет никогда.
В Рождество все немного волхвы…
Я очень люблю Новый год и Рождество, потому что они похожи на день рождения (Коля, 5 лет).
Светлый праздник Рождества недаром любим всеми. Он и вправду стоит чуть особняком среди остальных церковных праздников. Самый теплый и домашний, он одновременно весь пронизан чудесами и обетованиями. Небо сходит на землю, Сын Человеческий рождается, и, значит, все будет хорошо.
Конечно, всякий приходит к вере по-разному, но часто все начинается со встречи с чудом. И Рождество – самое благодатное время для этой встречи. Оно окутано традициями, обрядами, обычаями – тут и украшение елочки, и история с дарами волхвов, с ослом и волом перед яслями, и рождественская золотая звезда, и подарки.
Недавно моя подруга читала сыну евангельские истории. “Вадик, – спрашиваю, – а что тебе больше всего понравилось? Что было всего чудесней?”. Вадя подумал и изрек: “Волхвы, конечно. Они же пришли с подарками”. Дети – народ не жадный и не корыстный. Просто чудо – это есть чудо. И в детстве оно приходит с шумом и музыкой, его приводит звезда, оно сверкает золотом, благоухает заморскими ароматами, чудо задрапировано в струящиеся ткани, иначе какое же это чудо? Чудо должно приходить издалека и потом неизвестно куда исчезать, но обязательно оставлять подарки. И только позже приходит понимание, что в волхвах ничего чудесного нет – они всего лишь пришли поклониться Чуду. А настоящее Чудо – оно простое: родился Младенец, в хлеву холодно, осел и вол дышат, чтобы согреть Мать и Ребенка, Иосиф помогает Жене, золотится солома… Но нужно уметь видеть, чтобы распознать истинное значение этих простых и, в сущности, обыденных вещей, не отвлекаясь на яркие краски и пышную свиту трех восточных царей.
Чтобы все это понять, нужно слегка повзрослеть, сердцу нужно набраться опыта. Поэтому каждое Рождество приходят волхвы и приносят подарки, и ангел приводит пастухов, и елка стоит разукрашенная, сверкая разноцветными огнями, – все как в сказке. А под елкой спрятались Дед Мороз и Снегурочка, и за окном фейерверки, мишура – зимнее волшебное время. И дети учатся видеть чудеса. Сперва яркие, броские. Потом замечают пастухов, которых привел ангел, и рядом со сказочными “золотом, ладаном и смирной” появляются – сыр, хлеб, молоко. Так постепенно в сказку входит правда жизни. Дед Мороз возвращается под елку, но чудо – остается. И однажды ребенок понимает, какое же оно – настоящее чудо Рождества. Так из чуда рождается вера, а значит, начинается настоящее время чудес.
Мир без чудес не устоит
Раньше чудеса были волшебные, а сейчас попрятались (Марк, 6 лет).
Когда у человека открываются глаза, он внезапно понимает, что чудес в мире несметное количество. Любой, если постарается, может вспомнить странные совпадения в своей жизни, такие моменты, когда, казалось, беда неминуема, – и все же в самый последний миг помощь приходила с самой неожиданной стороны.
Иной раз жизнь сама учит открывать глаза и принимать чудо как данность, и тогда мир раскрывается с новой, неожиданной стороны. В Киеве священник, отец Александр, содержит приют для бездомных детей. Уже несколько лет он живет исключительно чудом. Батюшка рассказывал, что не раз в самые тяжелые времена, когда просто нечем было кормить детей, неожиданно приходили люди, приносили деньги, жертвовали еду, одежду. Такие простые чудеса… А послушайте рассказы путешественников, или пожарных, или медиков – всех, кто постоянно оказывается в экстремальных ситуациях! Вот кто знает толк в чудесах.
Но, как писал отец Павел Флоренский, “Чудо не в факте… чудо – в отношении к факту”. Человек, который приучает себя к особой душевной зоркости, видит чудо в самых обыденных, казалось бы, совсем не чудесных вещах. Недаром святые воспринимают действительность как непрерывный поток чудес, удивляясь, радуясь и уча других удивляться и радоваться тому, что ты живешь в этом столь премудро устроенном мире. И благодарить Творца за этот чудесный дар.
Марина БОГДАНОВА, мать двоих детей, филолог, (преподаватель русского языка и литературы). Родилась и выросла в Санкт-Петербурге, недавно переехала в Москву. Прихожанка храма во имя св. Бориса и Глеба в Зюзино.