История обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца
Церковное предание бережно хранит память о явлении этого чудотворного образа. Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением его на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым. Однажды, как повествует сказание о явлении иконы, «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».
Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда приложившись к чудотворной иконе исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы. На берегу реки Великой, вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих, чающих утешения Божия. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова. Спустя некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход. Чудотворный образ был принесен в Хлынов и торжественно внесен в главный храм города во имя святого Прокопия Устюжского. Вскоре в честь святой иконы был сооружен деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором. Именно в этот храм со слезами и молитвой к святителю Николаю приходил великий подвижник, молитвенник и печальник земли Вятской преподобный Трифон Вятский – отец вятского монашества.
По приказу царя Ивана Грозного и благословению патриарха Макария, в 1555 году, Великорецкая икона совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие действительно явилось славой имени святителя Николая на земле Российской. Проезжая по городам и селам от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса. Летопись рассказывает: «и шел Николин образ Вяткою и Камою вниз, да Волгою вверх на Казань и на Свиязской город, и на Нижний Новгород Окою вверх до Коломны, а от Коломны Москвою рекою вверх». Это путешествие нашло отражение в знаменитом лицевом летописном своде, составленном в XVI столетии. Примечательно, то что в составители свода разделили рассказ о путешествии на две части, чтобы зримо отразить обширность пространств, освящаемых шествием чудотворного образа. Великорецкий чудотворный образ прибыл в первопрестольную столицу в праздник Петра и Павла. По принятому в то время обычаю, икону встречали в разных местах на подступах к городу именитые сановники, подчеркивая значимость происходящего. Судно с иконой плыло по Москве реке до Николо-Угрешского монастыря, где по повелению государя было встречено братом царя князем Юрием Васильевичем со свитою. У Симонова монастыря встречал сам государь всея Руси с боярами и именитыми людьми Московскими, как повествует летопись «с великою верою и многим желанием». У Яузкого моста икону встречали архиереи и собор духовенства. Встерча сопровождалась торжественным крестным ходом. Предстоятель русской церкви – митрополит Макарий встречал чудотворный образ у Флоровских ворот Кремля. Икону торжественно внесли в Успенский собор «и поставиша против митрополичьего места», где митрополит в присутствии царя и огромного стечения православного люда совершил молебствие. «И на следующий день, — говорится в летописи, — в церкви Пречистыя быша неоскудные чудеса от образа великого чудотворца Николы…».
В те годы на Красной площади развернулось грандиозное строительство выдающегося памятника Казанской победы – собора Покрова на Рву или храма Василия Блаженного. По указу царя один из приделов этого удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Известно, что в ознаменование всех этих событий был установлен крестный ход из Успенского собора в придел «Николы Великорецкого на рву» и приурочен он был именно к 29 июля (11 августа н.с.) – празднику Рождества Николая Чудотворца. Установление в Москве празднования Рождества Николая Чудотворца, восходит к традиции существовавшей в Новгороде в XVI столетии и, очевидно, является инициативой митрополита Макария. Сам крестный ход и богослужения этого дня отображены на страницах лицевого летописного свода. Для нового храма и царских вкладов в российские обители, митрополитом Макарием были сделаны списки с чудотворного образа.
Как встреча великорецкой иконы, так и ее возвращение сопровождалось торжественным крестным ходом с участием царя и митрополита при огромном стечении народа. Маршрут возвращения иконы проходил через Вологду.
После взятия Казани татарское войско разбежалось и занималось разбоем по всей Руси. Чтобы сохранить чудотворный образ Николая Великорецкого государь приказал спрятать икону в Вологде. На набережной реки близ Ильинского монастыря, чудотворную икону закопали в известь. Образ находился там до тех пор, пока жители сражались за оборону города Вологды от нашествия татар. После победы, государю написали, что «татары под городом Вологдой разбиты живущими в нем и заступлением угодника и чудотворца Николая». Царь, узнав о случившемся, повелел написать список с иконы и оставить его в Вологде, а саму чудотворную Великорецкую икону отпустить на Вятку. Список был написан, а на том месте, где хранилась икона, был построен храм во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца, прозванная в народе «на извести». Ныне это Александро-Невская церковь в Вологде.
Великорецкий Образ святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских
Предание гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма — более достойного места для чудотворного образа.
В XIII -XIV веках русские люди только еще начали поселяться на Вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.
Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая. Второй раз чудотворная икона побывала в Москве в 17 веке по приказу царя Михаила Федоровича. В 1668 году был назначен официальный день празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая — 24 мая (6 июня по новому стилю).
До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.
Вот уже более 600 лет икона святителя Николая приносится на место явления — берег реки Великой. До 1777 года Крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.
Великорецкий крестный ход — самый древний, известный, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли. Он начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора г. Кирова, идет через слободу Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт — село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180-километровый путь. На богослужениях в селе Великорецком присутствует более 10 тысяч человек, в том числе иностранные гости.
Возрождается созданный в XVIII — XIX веках архитектурно-храмовый комплекс села Великорецкого – «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 год), Никольская церковь (1822-1839 годы), Ильинская колокольня (1860 год), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для причета и школы (XIX век). Над святым источником вновь построена часовня.
Великорецкий Образ святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских пребывает в Никольской надвратной церкви Свято-Трифонова монастыря. Каждый четверг после вечернего Богослужения – около 18.00 перед иконой совершаются молебны с чтением акафиста святителю Николаю.
Ежегодно в начале июня на Вятской земле с Образом святителя Николая совершается Всероссийский Великорецкий крестный ход на берег реки Великой, к месту чудесного обретения иконы.
Никола Великорецкий, в житии
Состав клейм: 1. Приведение во учение святителя Николая; 2. Явление во сне епарху Евлавию (или царю Константину); 3. Спасение отрока Дмитра со дна моря; 4. Служба святителя Николая в Сионе; 5. Спасение корабля от потопа; 6. Избавление трех мужей от казни; 7. Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена; 8. Погребение святителя Николая. Согласно Сказанию, написанному в Хлынове между 1647 и 1654 годами, образ святителя Николая был найден в лесу на реке Великой. Точная дата обретения не установлена, однако в тексте упомянуто, что это событие произошло «во дни великих князей», предположительно, в период совместного правления Ивана III с внуком Дмитрием (1498—1502) или с сыном Василием (1502—1505) на рубеже XV—XVI веков’. Наиболее вероятно, что в лесу был обретен небольшой поясной образ святителя, который позже вставили в раму с клеймами. Это могло произойти в 1521 году, когда по указанию великого князя Василия Ивановича образ был обновлен («обложена сия икона»). Сообщение Сказания можно толковать как указание на украшение иконы окладом или изготовление рамы с клеймами. Еще одним свидетельством того, что чудотворный образ первоначально не имел клейм, является рассказ о пожаре 1554 года, в котором икона святителя Николая и рама с житием описываются как его отдельные части. На это же указывает наличие самостоятельного ковчега в среднике. В 1551 году образ святителя Николая перенесли из села Великорецкого в город Хлынов (Вятку), а в 1555 году по приказу царя Ивана Грозного икону привезли в Москву, где с нее при участии митрополита Макария было сделано несколько списков. Один из списков поместили в церкви Покрова на Рву, в приделе, освященном во имя Великорецкого образа святителя Николая. В Москву икона двигалась через Казань, по Оке до Коломны и по Москве-реке, обратно на Вологду и Великий Устюг, причем во время путешествия с нее также делали списки мерой и подобием. Святитель Николай на Великорецком образе представлен по пояс, в традиционной иконографии Христос и Богоматерь в медальонах не изображены. Вместе с тем, этот образ имеет ряд особенностей, к числу которых относятся, прежде всего, близкие размеры средника и клейм. Клейм всего восемь, и состав их необычен: отсутствуют некоторые сюжеты, традиционные для житийных икон святителя, такие, как рождество, рукоположение в диаконы, иереи и епископы, перенесение мощей. Рассказ начинается с приведения во учение. Особенностью данной иконографии также является наличие редкой для житийных икон сцены «Служба святителя Николая в Сионе» . В византийской иконе первой половины XIII века в монастыре Св. Екатерины на Синае и в новгородской иконе первой половины XIV века из погоста Любонь (ГРМ) присутствуют сцены со сходной композицией, где святитель представлен перед престолом, а за его спиной видна фигура молодого диакона. В соответствующих надписях эти сцены названы: «Служба св. Николы». Это изображение иллюстрирует «чюдо св. Николы: бысть ему некое прояиленье о поставленье епископства его». В великорецких иконах фигура диакона не встречается. Кроме того, в надписях на ряде памятников содержится сообщение о соз-л;ппш святым церкви в Сионе (такая надпись присутствует и на сольвычегодской иконе Николы Великорецкого 1558 года, исполненной иконописцем Андреем Васильевым. Упоминание о создании святителем Николаем Сионской обители содержится в греческом «ином житии» святого (V век), которое было использовано Симеоном Метафрастом в X веке, и уже и XI веке вошло в русские переводы. Сохранившиеся великорецкие иконы святителя Николая XVI века имеют близкие размеры, в них совпадают состав и расположения сюжетов клейм, а также некоторые иконографические детали. Все ЭТО указывает на известность почитаемого образа и на многочисленность его списков. Публикуемая икона принадлежит к числу таких повторений, выполненных по пути следования чудотворной иконы при переносе ее в Москву в 1555 году. Художник не только воспроизводит ковчег центрального образа, но и сохраняет архаический вид оригинала: святитель изображен с прижатыми к торсу локтями, так что фигура приобретает прямоугольные очертания.