Читай нас в Дзене:
Автор литературного источника трилогии — профессор Толкин — писал не фэнтези, а эпос. Он с юношеских лет создавал новую реальность, продумав всё до мелочей: алфавит и языки народов, населявших его Вселенную, их нравы, обычаи, внешность. В известном смысле он «разжевал и в рот положил» будущим авторам экранизации все подробности своего монументального труда; им осталось только с болью вычёркивать сцены и героев, пытаясь уложиться в три фильма, пусть и по две серии каждый.
Мощная эпическая традиция, отсутствующая у англо-саксов, но домысленная британским профессором, получила новое воплощение на экране благодаря новозеландцу Питеру Джексону — режиссёру-маргиналу, готовому принять на себя огонь фанатской и голливудской критики.
Ему удалось невозможное: рецензии на кинотрилогию вышли в основном положительные. Пользователи Internet Movie Database дали трилогии второе место среди лучших кинолент всех времён после «Крёстного отца».
Трилогия стала одним из крупнейших проектов мировой кинематографии и одним из наиболее прибыльных, собрав в общей сложности почти три миллиарда долларов. 17 премий «Оскар» и другие подобные рекорды заставили умолкнуть дотошных любителей профессора Толкина, брюзжавших по поводу несовпадений и отступлений от оригинала. Против буквального понимания своего творения Толкин всегда возражал и предостерегал от попытки перенести карту Средиземья на карту Земли — и без этого в трилогии несколько базовых смысловых уровней.
Содержание
Философский смысл трилогии: зло всевластия
Многие пытаются искать в трилогии религиозный и в частности христианский смысл, упирая на воззрения автора. Сложная философия Толкина была религиозной, но в книге и фильме мы видим оторванное от религии общество. Здесь действуют рыцари, короли, эльфы, орки, хоббиты, маги – но не жрецы и шаманы. По сути, мир Средиземья свободен от религии, но не свободен от понятий добра и зла, вины, греха, прощения, ответственности. Главный артефакт, вокруг которого построено действие сюжета — кольцо Всевластия.
Для древних народов Земли кольцо символизировало вечность, было символом клятвы, посвящения, принадлежности к особому клану или рангу, знаком милости, особой власти. Кольцо Всевластья – необычное. Во-первых, у него своя сила и собственная воля. Во-вторых, оно дарит своему владельцу власть полную, абсолютную, что делает его похожим на Бога. Но оно выковано носителем зла, а потому губит своего хозяина.
Даже мысль о такой всеобъемлющей власти губительна. Все, попадающие под её чарующую силу, обречены. Лицо добродушного Бильбо Бэггинса мгновенно превращается в маску отвратительного орка, едва он видит кольцо; Голлум полностью теряет человеческий облик, Боромир нарушает клятву и набрасывается на Фродо ради возможности завладеть заветным символом власти. И сам Фродо каждую секунду чувствует разрушительную силу кольца. Но они страдают не от магии и борются не с магией: им приходится сражаться со страшным искушением Всевластия, возможности подчинить себе весь мир.
Всевластие или безвластие?
Значит ли это, что смысл трилогии – в зле, исходящем от власти? Конечно, нет. Средиземье построено на строгой иерархии властных структур. Фильм заканчивается не абстрактной победой, а коронацией законного наследника – Арагорна. Никто не призывает к анархии. Ведь дело не в самой власти, а в отношении к ней того, в чьих руках она сосредоточена.
Человек, принимающий на себя ответственность за судьбы других, должен воспринимать вручённую ему власть как бремя, отвечать за подданных, а не владеть ими. Ответственность против жажды обладания – вот выбор, который делает каждый правитель.
Без короля царство умирает. Даже когда разум короля Теодена был в помрачении, его подданные не пытались его свергнуть. И вот он, уже в полном сознании и здравии, ведёт своё войско на смертельный бой, не прячась за их копьями, а впереди всех. Он первый идёт на смерть, и правитель должен быть таким – ведь, получив власть, он получает в первую очередь ответственность.
Ответственность и взаимовыручка
Ответственность – не привилегия королей. Фильм ярко иллюстрирует роль каждого героя за судьбу товарищей, спутников, страны, всего Средиземья. По отдельности они никогда не добились бы победы. Крошечное «Братство Кольца» — странная, разношёрстная компания, которая распадается почти в самом начале, её члены в дальнейшем действуют, не зная новостей друг о друге.
Но они идут вперёд, делая своё дело. Если бы хоть кто-то из них подвёл, то итог был бы совсем другим. Маленький хоббит Мерри и храбрая племянница короля Теодена Эовин убивают Короля-Чародея Ангмара, который не мог умереть от мужской руки. Как бы сложилось будущее, если бы эти двое не вышли на поле боя?
У каждого героя своя ноша, своя обязанность, своё предназначение, но вместе они делают одно дело. Это и превращает историю, рассказанную во «Властелине Колец», в героический эпос. Мы видим, как несколько всадников разбрасывают в стороны целую армию орков. Здесь действуют не законы реальности и не законы сказки; любое искажение реальности символично.
Фантастические приёмы во время битвы в обычном фэнтези-фильме только подчёркивают мастерство героев (или высокий уровень компьютерной графики), а в трилогии Джексона отступление от реальности имеет свой смысл. Битвы сняты без натурализма, характерного для боевиков и триллеров. Сила и жестокость сражения показана с настоящим эпическим размахом без смакования деталей, потому что здесь каждая деталь – поистине часть целого.
Маленький герой против вселенского зла
Маленький хоббит – «дальний родственник» человека, простой сельский житель со своими немудрёными бедами и радостями. Кличка «полурослик» кажется столь же пренебрежительной и обидной, сколь ласковой. Кто ждёт от хоббитов подвигов? Подвиги совершают только воины-герои!
Но именно маленьким хоббитам предстоит выполнить невероятную миссию, сыграть главную роль в судьбе всего мира, спасти людей, эльфов и магов. На протяжении всей трилогии они упорно шли вперёд, не сдавались, не отступали, тащили абсолютно невыносимую ношу ответственности. Они заслужили благодарность и поклон от людей, магов и эльфов, которыми были награждены после установления мира. В этом состоит смысловой подтекст: судьба мира зависит от каждого, вне зависимости от его роста и боевых навыков.
И милость к падшим призывал
После уничтожения кольца Всевластия остальные кольца потеряли силу, и волшебство покидает Средиземье. Начинается новая эпоха, полностью принадлежащая людям. Что остаётся им в наследство, кроме дымящихся руин?
Понимание того, что зло невозможно использовать во благо. При помощи кольца Всевластия никто так и не смог стать счастливым или подарить другому счастье.
Орки — это «падшие» эльфы; жуткие назгулы – некогда лучшие из лучших, короли, избранные кольценосцами, но не устоявшие перед искушениями зла; Саруман Белый — один из мудрейших магов, склонившийся перед Сауроном. Глядя на уродливых орков, которые когда-то были эльфами, невольно начинаешь им сострадать. Голлум, несмотря на уродливую внешность, тоже вызывает жалость. Недаром установление справедливости наступает только благодаря тому, что Фродо пожалел Голлума.
Смысл концовки трилогии
Страшная сила кольца отравляет душу Фродо. Где-то идёт заведомо проигрышное сражение, люди и эльфы идут на смерть ради того, чтобы маленький хоббит дошёл до пылающей горы Ородруин, но ему уже всё безразлично. Жажда Всевластия захватила его полностью, и он не может выбросить кольцо в лаву. Голлум, откусив хоббиту палец, летит в огонь вместе с кольцом. Так доброе дело, сделанное когда-то Фродо, спасает мир.
Средиземье празднует победу, но вкус её горек. Фродо не выполнил обещания, не выполнил свою миссию, в решительный момент он сдался перед силой зла. Никто его в этом не винит, но сам он всё прекрасно понимает. Закончив повествование о своих приключениях, хоббит навсегда покидает родной край.
Кольцо слишком навредило Фродо, чтобы он мог жить прежней жизнью. Сказались и полученные в путешествии раны. Он так и не смог обрести покоя. Он не смог жить в том прекрасном мире, за который боролся и который, хоть и невольно, спас. Он стал последней жертвой кольца – последней жертвой жажды золота, жажды зла, жажды Всевластия. В этом состоит последний печальный урок эпоса: достаточно одной секунды, чтобы предать свои идеалы, но жалеть об этом придётся вечно.
Не так давно взялся за изучение одной интересной темы.
Вкратце! Мысль о том, что в произведении Толкина «ВК» есть какой-то скрытый смысл, не дает мне покоя уже очень долго. Упорно пытаясь найти нужную информацию, как правило, натыкаюсь на копипасту, которая годами гуляет по сети.
В итоге решил, что сам покопаюсь и разберусь с этим вопросом.
Ввиду того, что текст моих размышлений довольно объемный, вряд ли кто осилит его за раз.
Одна просьба — не топите, если что не по душе. Буду совершенствовать. Советы и замечания приветствуются.
Здесь начало. А дальше — как пойдет.
Друзья, хочу представить на ваш строгий суд целую «вереницу» умозаключений собственного производства. Попробуем сопоставить интересные факты из истории международных отношений первой половины ХХ столетия и творчеством всемирно известного британского писателя, Дж.Р.Р. Толкина. Что тут может быть общего? Запаситесь терпением. И фантазией!
Начнем…
Многие из нас являются большими поклонником фильмов, снятых по мотивам произведений Дж. Р.Р. Толкина.
Повесть «Хоббит» и трилогия «Властелин колец» являются главными проводниками в мир сказки и фантазии для миллионов почитателей этого жанра по всему миру, и в представлении на Пикабу не нуждается.
Роман-эпопея «Властелин колец» увидел свет в 1955 году. В то, послевоенное, время в мире происходили грандиозные перемены. Представьте только, что селилось в сознании людей того времени, людей войны. Это совсем не сравнимо с тем, что, например, происходит сегодня в/на Украине. А гражданина 21 века, человека здравомыслящего, всякого рода проявления агрессии повергают в ужас (да хоть невинно убитые мирные жители во время беспорядочных обстрелов).
Так вот вообразите, что при вашей жизни, буквально на ваших глазах за короткий промежуток времени население планеты сокращается почти на 100 миллионов человек (из них около 30 миллионов потери среди военного контингента и более 50 миллионов погибших мирных жителей).
Возможно, под впечатлением событий второй мировой войны (я нарочно не пишу с заглавной буквы, считаю бестолковым хоть как-то выделять название события, унесшего десятки миллионов жизней), за время которой случились самые разные проявления человеческой жестокости и насилия, Дж.Р.Р. Толкином и была создана трилогия.
Как и в любую эпоху, в начале ХХ столетия (в период развития принципов гуманизма, равенства, нравственности и «единства» мирового сообщества), людей неизменно влекла жажда власти. На этот раз, в бесконечных соревнованиях народов и империй, главной ставкой стало мировое господство. Именно к этому так стремились основные игроки на международной арене.
продолжение следует
Властелин колец — сказка основанная на реальности
«Мир изменился. Я чувствую это, в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе. Многое из того, что было – ушло, и не осталось тех, кто помнит об этом.
Всё началось с отливки великих колец. Три были переданы – эльфам. Самым мудрым и справедливым из всех живущих. Семь – были отданы повелителям гномов. Мастеровым горных пещер. А девять? Девять колец были переданы человеческому роду, который превыше всего, жаждал власти.
В этих кольцах была заключена сила власти над каждым из народов. Но все они оказались обмануты. Потому что было сделано ещё одно кольцо. Тёмный властелин Саурон, тайно создал единое кольцо, подчинявшее себе все другие. И в это кольцо он вложил, всю жестокость, всю злобу и всю жажду власти над всем живущим. Одно кольцо – способное править всеми! Одна за другой – свободные земли средиземья, пали под властью кольца…»
«… И многое было забыто, чего забывать, не следовало. История стала легендой, легенда превратилась в миф…»
Так начинается знаменитая сказка: «Властелин колец». И я долгое время не предавал большого значения, этой истории. Потому что, мне никогда не нравилась, та жестокость, с которой она написана. Так было, до тех пор, пока я не стал всё более и более, узнавать правду, о том реальном мире, в котором мы все живём. И вот тогда, я поразился страшному совпадению этой легенды, с тем, что действительно происходит вокруг нас.
Готовы слушать? Тогда я расскажу вам. И это не сказка, не легенда, не миф! Это ужасная, но правдивая история: о «Кольце власти», порабощении свободного человечества, великом обмане, «Властелине колец», и приближении его полной власти над всеми нами.
«МИР ИЗМЕНИЛСЯ».
Хотя кто-то может сказать, что он всегда был таким, и будет прав, отчасти. Но сегодня, как никогда идёт мощное нарушение в равновесии сил. И зло – побеждает. Чтобы понять это, давайте проникнем глубже, в саму суть происходящего в мире, за последние столетия.
Большинство людей, хотят быть красивыми, здоровыми и счастливыми. Кажется, никому не нужны войны, болезни, голод и смерть. Но почему же тогда наш мир, напичкан ими до отказа? Почему, несмотря на все попытки человечества сделать как лучше, получается, всё хуже и хуже? Ответ заключён в словах Гендельфа, обращённых, к Саруману: «Есть только один Властелин кольца. И он не делится властью».
ВЛАСТЕЛИН КОЛЬЦА И ЕГО ВЕЛИКИЙ ОБМАН.
Я не буду приводить, аргументы, факты, доказательства, иначе эта история, будет слишком длинной, их вы можете найти, во множестве других мест. Я лишь расскажу суть, того что, происходило и происходит, а так же то, к чему всё идёт.
«Властелин кольца» реального мира – кто он? Кто тот, кому уже давно принадлежит вся власть в этом мире? Это – самые богатые и влиятельные люди на земле. Их очень немного. И их, почти никто не знает на самом деле. Но, это их власть, стоит, почти за каждым государством, каждым президентом, за каждой войной, кризисом, терактами, и другими глобальными проблемами человечества.
Что же представляет само «кольцо»? Это деньги. Деньги, и власть, которую они дают обладающему ими. «Властелины денег», раздали их всем мировым державам, дав им чрез это, власть над своими народами. Но государства и их правители, были обмануты! Потому что существует, только один «Властелин денег, и он не делится властью». Практически все страны, стали большими должниками, и по уши увязли в кредитах, которые многие, уже не в состоянии вернуть. Должник — становится рабом занимающему. Мы все, приняли власть «кольца», и поверили в неё, превращаясь в рабов. Так постепенно, шаг за шагом, элита богатейших людей мира, за обычную бумагу, выкупили, природные и человеческие ресурсы, а так же, другие настоящие сокровища очень многих стран. Они наступают, не останавливаясь ни перед чем. Их цель – мировое господство! И им, всегда – мало. Действуя скрытно, подобно Саурону, они «видят всё», их же, не видит почти никто, и в этом их огромное преимущество. За прошедшие столетия, они развязывали и финансировали с обеих сторон, все основные войны на земле. Фашисты? Да это дети, играющие в песочнице, по сравнению с теми, кто стоял за ними. «Подлинный враг всегда спрячется там, где, ты меньше всего будешь искать его» (Х/ф: «Револьвер»).
Вы слышали об искусственном отборе животных? О селекционных и генетических опытах? Об искусственно выводимых людях? А вам никогда не приходило в голову, что многие, если не большинство из нас — жертвы, подобных экспериментов? Помните про эльфов? Это самые мудрые и справедливые из всех живущих. Во что же их превратили? Вот слова Сарумана, обращённые к одному из злых орков: «Ты хорошо знаешь, как появились орки? Когда-то, они были эльфами. Тёмные силы захватили их, пытали и увечили. Ужасная, искалеченная форма жизни. Я – усовершенствовал её!» На протяжении веков, намеренно выводилась, раса рабов, раса воинов и раса господ. Современное общество, с его моралью, образом мышления и поведения, во многом – результат этого искусственного отбора. «Ужасная, искалеченная форма жизни». Властелины денег – «совершенствуют» её. Их цель – окончательно превратить нас в баранов, или быков — тупых, сильных, но послушных животных. Эксперименты по этому поводу продолжаются, и довольно успешно. (Смотри также статью: Намеренное сокрытие правды: http://www.proza.ru/2012/04/08/1233)
Какое же будущее они уготовали нам?
«ТЬМА, ОПУСТИЛАСЬ НА СРЕДИЗЕМЬЕ».
Беспрекословная власть, и полное подчинение – вот будущее, некогда свободных людей. Единый мировой порядок, новое мировое правительство – тебе о чём-нибудь говорят эти слова? То, что не получилось силою у фашистов, получится обманом, у Властелинов денег. И это страшная реальность. Правда же, жуткая сказка «Властелин колец»? В жизни, будет ещё хуже. Они уже планируют сократить численность населения земли, с семи, до двух, или даже одного миллиарда человек. (Статья: Ты здесь лишний:http://www.proza.ru/2012/05/17/632) Массово строятся тюрьмы, скорее напоминающие концлагеря, распространяются наркотики, ГМО, и всё прочее, вызывающее вырождение человечества. Мир на пороге третьей мировой, ядерной войны. И они сделают её! Это в их интересах. (Серия статей о ядерной войне: http://www.proza.ru/2012/05/31/1345)
Тьма опускается на землю, и нет никого, кто бы мог, остановить её. Потому что все, кто реально мог бы это сделать – обмануты! Бильдербергский клуб – слышал про такой? В него входят одни из самых влиятельных людей мира! Те, кто действительно им управляют: главы многих государств, политики, банкиры, владельцы корпораций и т. д. Они не «Властелины денег», но им обещана власть над миром будущего, который они так стремятся построить. Но забыли они, что «есть только один властелин кольца. И он не делится властью». Поэтому, как только они создадут новый мировой порядок, многих из них ждёт участь обманутых эльфов, гномов и людей. Тем более, это ожидает остальных, всех тех, кто так же слепо верит во власть «кольца».
«Несчётное количество людей, возненавидят новый мировой порядок, и будучи разочарованны, погибнут в протесте против него» (Герберт Уэллс). Поэтому, пока есть ещё хотя бы малейший шанс что-то изменить, до того, как мы пройдём точку невозврата, узнай правду и соответственно ей, действуй.
СОБИРАТЕЛЬ ПРАВДЫ.
Джон Рональд Руэл Толкиен
Властелин Колец:
Братство Кольца
Предисловие автора
Эта сказка возникла в устных рассказах и мало-помалу переросла в историю Великой войны Кольца, включающую множество отступлений в более древние времена.
Она начала создаваться после того, как был написан «Хоббит», по его первой публикации в 1937 году; но я не торопился с продолжением, потому что хотел прежде собрать и привести в порядок мифологию и легенды древних дней, а для этого потребовалось несколько лет. Я делал это для собственного удовольствия и почти не надеялся, что другие люди заинтересуются моей работой, тем более что поначалу она была преимущественно лингвистической и возникла из необходимости привести в порядок мои отрывочные сведения о языках эльфов.
Когда те, чьими советами и поддержкой я пользовался, лишили меня этой малой надежды, я вернулся к продолжению, подбадриваемый требованиями читателей сообщить побольше о хоббитах и их приключениях. Но я все больше углублялся в прошлое, и мой рассказ все не кончался. Процесс этот начался еще при работе над «Хоббитом», в котором встречались упоминания о более давних событиях и персонажах: об Элронде, Гондолине, Перворожденных эльфах, орках, — и проблесками на фоне более поздних событий возникали имена «Дурин», «Мория», «Гэндальф», «Некромант», «Кольцо». Постепенно значение этих имен в отношении к древней истории разъяснялось, и передо мной раскрывалась Третья эпоха и ее кульминация — война Кольца.
Те, кто просил больше информации о хоббитах, в конце концов получили ее, но им пришлось ждать долго: создание «Властелина Колец» заняло время с 1936-го по 1949 год. В этот период у меня было множество обязанностей, которыми я не мог пренебречь, и мои собственные интересы в качестве преподавателя и лектора поглощали меня. Отсрочка еще более удлинилась из-за начавшейся в 1939 году войны: к ее окончанию я едва достиг конца первой книги. Несмотря на трудные пять военных лет, я понял, что не могу отказаться от своей книги, и продолжал работать, большей частью по ночам, пока не оказался у могилы Балина в Мории. Здесь я надолго задержался. Почти год спустя я возобновил работу, и к концу 1941 года добрался до Лориэна и Великой реки. В следующем году я набросал первые главы того, что сейчас является книгой третьей, а также начало первой и пятой глав пятой книги. Здесь я снова остановился. Предвидеть будущее оказалось невозможно, и не было времени для раздумий.
В 1944 году, завязав все узлы и пережив все затруднения войны, разрешить которые (или, по крайней мере, попытаться разрешить) я считал своей обязанностью, я начал рассказывать о путешествии Фродо в Мордор. Эти главы, постепенно выраставшие в книгу четвертую, я писал и посылал по частям моему сыну Кристоферу в Южную Америку, где он служил в английских военно-воздушных силах. Тем не менее, потребовалось еще пять лет для завершения сказки: за это время я сменил дом и работу. Дни эти были менее мрачными, но оставались очень напряженными. Затем всю сказку нужно было перечитать, переработать и перепечатать на машинке. Я делал это сам: у меня не было средств для найма профессиональной машинистки.
С тех пор как десять лет назад «Властелин Колец» был напечатан впервые, его прочитали многие; и мне хочется здесь выразить свое отношение к многочисленным отзывам, высказанным по поводу этой повести, ее героев и побудительных мотивов автора. Главным побудительным мотивом было желание сказочника испробовать свои силы в действительно длинной сказке, которая захватила бы внимание читателей, развлекла их и доставила им радость, а иногда, может быть, и тронула. Проводником мне служило лишь мое собственное чутье, а такой проводник подчас ненадежен.
Некоторые из читателей нашли книгу скучной, нелепой или недостойной внимания, и я не собираюсь с ними спорить, ибо испытываю аналогичные чувства по отношению к книгам, которые нравятся им. Но даже с точки зрения тех, кому моя повесть понравилась, в ней есть немало недостатков. Вероятно, ни одна длинная сказка не может в равной мере удовлетворить всех читателей: я обнаружил, что те отрывки или главы, которые одни мои читатели считают слабыми, другим очень нравятся. Самый критичный из читателей — сам автор — видит теперь множество недостатков, больших и малых, но так как он, к счастью, не обязан пересматривать книгу или писать ее заново, то обойдет их молчанием, указав лишь на один недостаток, отмеченный некоторыми читателями: книга слишком коротка.
Что касается внутреннего смысла — подтекста книги, то автор его не видит вовсе. Книга не является ни аллегорической, ни злободневной. По мере своего роста сказка пускала корни в прошлое и выбрасывала неожиданные ветви, но главное ее содержание основывалось на неизбежном выборе Кольца в качестве связующего звена между нею и «Хоббитом». Ключевая глава — «Тень прошлого» — является одной из самых первых по времени появления глав сказки. Она была написана задолго до того, как 1939 год предвестил угрозу всеобщего уничтожения. Источники этой сказки заключены глубоко в воображении и имеют мало общего с войной, начавшейся в 1939 году, и ее последствиями.
Реальная война не соответствует легендарной ни по ходу, ни по последствиям. Если бы реальная война направляла развитие легенды, тогда, несомненно, Кольцо было бы использовано против Саурона: он не был бы уничтожен, но порабощен, а Барад-Дур — не разрушен, а оккупирован. Мало того, Саруман, не сумев завладеть Кольцом, нашел бы в Мордоре недостающие сведения о нем, сделал бы Великое Кольцо своим и сменил бы самозваного правителя Средиземья. В этой борьбе обе стороны возненавидели бы хоббитов; хоббиты недолго бы выжили даже как рабы.
Можно было бы внести и другие изменения, которые пришлись бы по вкусу любителям аллегорий и злободневных соответствий. Но я страшно не люблю аллегории во всех их проявлениях, и, сколько я себя помню, всегда относился к ним так. Я предпочитаю историю, истинную или вымышленную, с ее практической применимостью к мыслям и опыту читателей. Мне кажется, что многие смешивают «применимость» с «аллегоричностью»: но первая оставляет читателей свободными, а вторая провозглашает господство автора.
Автор, конечно, не может оставаться полностью свободен от своего опыта, но пути, которыми зародыш рассказа вырастает на почве опыта, очень сложны, и попытки понять этот процесс в лучшем случае ведут к новым загадкам. Конечно, когда автор и критик живут в одно время, весьма привлекательно предположить, что сильнее всего на них обоих повлияли общие для них события. Действительно, война оставила глубокий след, но годы идут, и многие уже забывают, что в войну 1914 года испытали не меньшее потрясение, чем в войну 1939 года. К 1918 году все мои близкие друзья, за исключением одного, были мертвы. Или возьмем другой, еще более прискорбный случай. Некоторые предположили, что «очищение Удела» напоминает ситуацию в Англии времени окончания моей сказки. Это неверно. Эта ситуация является существенной частью общего плана, намеченного с самого начала, хотя в ходе написания события несколько изменились в соответствии с характером Сарумана, но без всякого аллегорического значения или злободневных перекличек с политическими событиями. Это описание, конечно, основано на опыте, хотя основания эти довольно слабые (ведь экономические ситуации совершенно различны). Местность, в которой я провел детство, обеднела к тому времени, когда мне стукнуло десять, в дни, когда автомобили были редкостью (я не видел ни одного), а люди все еще строили пригородные железные дороги. Недавно я видел фотографию дряхлой мельницы у пруда, а когда-то она мне казалась такой огромной. Внешность молодого мельника мне никогда не нравилась, но его отец, старый мельник, носил черную бороду и его нельзя было назвать рыжим.