Содержание
- Конституционное право на свободу творчества (Дубровин Ю.Д.)
- Свобода творчества
- СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА
- Полилог второй. Свобода и творчество профессии
- СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЕ
- Культура и свобода как основание социального и исторического творчества.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ГРАНИЦЫ АРТИСТИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ. А.С. АРЕНСКИЙ
- Н.А. Бердяев: философия панморализма, свободы и творчества
- СВОБОДА И БУДУЩНОСТЬ РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Г.П. ФЕДОТОВА*
- Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания
- Свобода и ответственность: правила поведения
- Совесть и свобода воли
- Основные принципы и нормы этики науки
- Принцип самоценности истины
- Новизна научного знания
- Свобода научного творчества
- Открытость научных исследований
- Организованный скептицизм
- Основные нормы научной этики
- 2. Творчество как реализация Свободы
Конституционное право на свободу творчества (Дубровин Ю.Д.)
Свобода творчества — неотъемлемая составляющая духовной жизни общества, демократической традиции, правового государства; она заключает в себе «сложный комплекс прав, интересов, общественных потребностей, обязанностей и неизбежных ограничений» <1>. Свобода творчества — конституционное право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью. Свобода творчества юридически гарантируется всем, кто занимается творческим трудом. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 44) каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Это означает, что, с одной стороны, государство обязано всеми законными средствами обеспечивать правовую защиту свободы творчества граждан, а с другой — государство, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности в соответствии с Основами законодательства о культуре может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.
———————————
<1> Кудрявцев В.Н. Свобода научного творчества // Государство и право. 2005. N 5. С. 27.
В целом свободу творчества можно определить как гарантируемую конституционными нормами возможность человека создавать литературные, художественные, научные и другие произведения, проводить научные исследования, заниматься изобретательством, преподаванием, сценической деятельностью.
В действующем законодательстве не дается легального определения понятия «творчество». Применительно к данной статье творчество может рассматриваться в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную объективную форму. Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открывание и созидание чего-то нового, оригинального. Творение есть процесс и результат духовно-волевой, разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее запросы и потребности.
Творчество не следует полностью отождествлять с интеллектуальной деятельностью или интеллектуальной собственностью, имеющими рационально-материальную основу, хотя, разумеется, творчество — часть (вид) интеллектуальной деятельности.
Творчество непосредственно связано со способностями. Статья 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность (ч. 5 ст. 29 Конституции запрещает цензуру), одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.
В то же время свобода творчества не может быть абсолютной; возможно злоупотребление этой свободой. Творческий человек живет среди людей, и ради публичных интересов и прав других лиц сама Конституция и законодательство содержат некоторые ограничения этой свободы (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции). Противоправным деяниям, даже имеющим творческую основу, не может быть гарантирована свобода. Безнравственное, разрушительное творчество должно быть запрещено.
Часть 1 ст. 44 Конституции РФ упоминает отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и техническое. Кроме того, названные виды творчества регулируются частью 4 Гражданского кодекса РФ.
Наряду с перечисленными выше, данная статья говорит и о других видах творчества. К ним, вероятно, можно отнести законотворчество, создание новой идеологии, разработку нетрадиционных методов лечения, ремесло и т.д.
Отрадно, что Конституция рассматривает и преподавание как вид творческой деятельности в процессе воспитания и обучения. Преподавание осуществляется педагогами, первыми из которых являются родители <2>. Педагогическая деятельность возможна как в качестве индивидуально-трудовой деятельности, так и в рамках образовательных учреждений.
———————————
<2> Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании». Часть 1 ст. 18 (в ред. ФЗ от 17.12.2009 N 313-ФЗ).
К видам творчества, не охраняемым правом или вообще не попадающим в сферу правового регулирования, Конституция как акт прямого действия должна применяться непосредственно.
Конечно, трудности в определении сущности свободы творчества понятны, они связаны с тем, что право на свободу творчества как самостоятельное конституционное право появилось недавно. В первых советских Конституциях данное право не закреплялось. Хотя, по мнению советских правоведов, к конституционному праву граждан на свободу слова можно отнести правомочия на свободу творчества в науке, искусстве, литературе, кино, радио и телевидении, на свободное выражение своих мыслей и свободное пользование продуктами духовного творчества <3>.
———————————
<3> Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974. С. 125.
Конституция 1993 г. в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права отнесла к числу важнейших прав каждого, кто законно находится на территории РФ, свободу во всех сферах творческой деятельности.
Право на свободу творчества содержится во многих международно-правовых документах универсального характера, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. <4>.
———————————
<4> Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 134 — 142; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сборник / Под ред. В.А. Карташкина, Е.А. Лукашевой. М., 1999. С. 324 — 235.
Так, Всеобщая декларация прав человека в ст. 27 провозглашает, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами; каждый человек имеет право на защиту своих моральных и материальных интересов, являющихся результатом его научных, литературных или художественных трудов. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. развивает и дополняет это положение в ст. 15, согласно которой «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на: a) участие в культурной жизни; b) пользование результатами научного прогресса и их практическое применение; c) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является». Кроме того, меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами для осуществления этого фундаментального права, включают те, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры, а также и те меры, которые направлены на достижение свободы научных исследований и творческой деятельности. В статье 29 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. говорится: «Свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом» <5>.
———————————
<5> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
Как субъективное право конституционное право на свободу творчества является гарантированной правовой возможностью, реализующейся непосредственно в рамках общих правоотношений. Каждый гражданин имеет право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Этому общему субъективному праву в рамках общих правоотношений соответствуют: обязанность государства гарантировать право на осуществление творческой деятельности, его защиту; запрет на вмешательство органов власти в любую творческую деятельность человека, за исключением случаев, установленных законом; обязанность иных лиц не нарушать это право.
Субъектами права на свободу творчества могут быть граждане России, иностранные граждане или лица без гражданства. Кроме того, и группы граждан (соавторы, творческие коллективы) могут являться субъектами данных правоотношений. Творцами могут быть любые физические лица, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Однако, по мнению ряда авторов, целесообразно законодательно закрепить права несовершеннолетних, а также недееспособных граждан на результаты их творчества и включать в опись имущества <6>.
———————————
<6> Маторина Т.А., Ходусов А.А. Полномочия опекуна по распоряжению исключительным правом на результат творческой деятельности, созданной несовершеннолетним или недееспособным гражданином // Юрист. 2013. N 6. С. 37 — 39.
Авторские права у творческих лиц возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие иными лицами. При этом не имеет значения, обнародовано произведение или нет, является ли оно полностью законченным или представляет собой лишь эскиз или набросок. Не влияют на признание лица автором форма, назначение и достоинства созданного им произведения. Для признания лица автором от него не требуется выполнение каких-либо формальностей, чье-либо согласие или какое-либо соглашение.
Действующая ныне Конституция РФ 1993 г., гарантируя свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также преподавания (ст. 44 ч. 1), основывается на принципе идеологического многообразия. Свободу творчества следует рассматривать как право каждого самостоятельно, без вмешательства государства или иных лиц, в условиях отсутствия цензуры создавать единолично или с участием соавторов произведения литературы, искусства, науки, изобретения, осуществлять творческую деятельность в других областях <7>.
———————————
<7> Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. И.А. Конюхова. М., 2006. С. 64 — 65.
Конституция России наряду со свободой творчества впервые закрепила принцип охраны интеллектуальной собственности законом. Соответственно, Конституция РФ не только провозглашает свободу творчества, но и предполагает учреждение эффективной охраны права на результаты творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности.
Конституционные принципы и гарантии охраны свободы творчества интеллектуальной собственности реализуются на отраслевом уровне в нормах гражданского, трудового, административного, уголовного законодательства. Указанная система законодательных актов призвана обеспечить гарантированную Конституцией России охрану интеллектуальной собственности и свободы творчества <8>.
———————————
<8> Авдеева В.П. Проблемы конституционно-правового обеспечения свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2009. С. 3.
Однако защищать нарушенное исключительное право на объект творчества субъект вправе только при условии, что право ему принадлежит <9>.
———————————
<9> Кондратьева Е.А. О возникновении и оформлении прав на объекты интеллектуальной собственности // Юрист. 2013. N 22.
Актуальность проблемы свободы творчества предопределяется состоянием законодательства в этой области, наличием в нем серьезных пробелов и коллизий. В действующем законодательстве до сих пор нет даже легального определения понятия «творчество».
Не завершено сегодня и реформирование российского законодательства о творчестве и творческой деятельности.
До сих пор не принят Федеральный закон о творчестве и творческой деятельности, отвечающий современным реалиям, учитывающий все многообразие видов творчества. Отношения в области творчества регулируются Основами законодательства РФ о культуре, однако область применения Закона включает главным образом творчество в области художественной культуры <10>.
———————————
<10> Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России // Журнал российского права. 2009. N 5. С. 52 — 59.
Конституция Российской Федерации также гарантирует эффективную охрану права на результаты творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности. Между тем процесс становления института интеллектуальной собственности в российском праве характеризуется сложностью и противоречивостью. Результаты правового регулирования в этой сфере показывают, что у законодателей, правоприменителей и у правообладателей нет четкого понимания правовой природы интеллектуальной собственности, сущности права на свободу творчества. Кроме того, заимствованное в начале 90-х годов прошлого столетия из различных правовых систем развитых стран (преимущественно Франции) законодательство об интеллектуальной собственности не в полной мере отражает реалии российского общества, менталитет творцов и защитников интеллектуального достояния.
Следующая проблема права свободы творчества связана с состоянием научной разработки исследуемой проблематики в научной юридической литературе. Дело в том, что комплексные научные исследования, ориентированные на анализ правового механизма реализации закрепленных Конституцией РФ гарантий свободы творчества, охраны и защиты интеллектуальной собственности и определение концептуальных подходов к его совершенствованию, пока не проводились. Научная, основанная на достижениях российской правовой мысли конституционно-правовая доктрина, которая послужила бы фундаментом для построения отвечающего потребностям российского общества современного законодательства об интеллектуальной собственности, в настоящее время практически отсутствует. Между тем создание такой доктрины — очень важная задача. Своим сегодняшним состоянием российское законодательство об интеллектуальной собственности в большей мере обязано изменениям в международно-правовом восприятии рассматриваемой сферы правоотношений, наметившимся тенденциям к сближению и унификации национальных правовых систем в этой области, нежели отношениям, получившим распространение в Российской Федерации.
Каковы должны быть приоритеты развития законодательства об интеллектуальной собственности в целом и конституционного — в частности, исходя из конституционных установлений, чтобы они отвечали интересам нашей страны? Ответ на этот вопрос, очевидно, следует искать, опираясь, с одной стороны, на фундаментальные принципы формирования законодательства об интеллектуальной собственности, а с другой — исходя из приоритетов инновационного развития нашей страны, сложившихся особенностей национальной инновационной системы и иных реалий российского правосознания и правоприменения в этой сфере. Решение этих задач — обязанность юридической науки. Большую помощь в этом может оказать опыт других стран, где сложилась устойчивая и действенная система защиты права на свободу творчества и интеллектуальной собственности. Проведение сравнительного анализа отечественной системы авторского права с системой авторского права США может оказать определенную помощь в совершенствовании российского законодательства в этой сфере. Из приведенного в ст. 102 Закона США 1976 г. определения следует, что авторским правом в США охраняются все произведения творческой деятельности человека, а не только произведения науки, литературы и искусства, как предусматривает 4 часть ГК РФ <11>.
———————————
<11> Корчагина Д.Э. Конституционное право на свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности в России и США: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 19.
Как видно, перечисленные аспекты свободы творчества и интеллектуальной собственности касаются различных сфер деятельности общества и государства — политической, экономической, культурной, научной, частной жизни граждан. Гарантии свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности закреплены в положениях Конституции России, а следовательно, проблемы реализации указанных прав и свобод имеют конституционно-правовое, государственное и общечеловеческое значение.
Некоторые исследователи полагают, что законодателю целесообразно также дополнить и конкретизировать ряд конституционных положений и внести соответствующие изменения в отраслевое законодательство, например в Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г. (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г.), в частности, детализировать положения о конкретных видах творческой деятельности, о запрете цензуры <12>.
———————————
<12> Шапорева Д.С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 10.
Кроме того, необходимо понимать, что свобода творчества тесно связана с иными основными правами и свободами человека и гражданина, в частности, с:
— неприкосновенностью частной жизни, свободой мысли, т.к. потребность в творчестве носит индивидуально-психологический характер;
— свободой преподавания, поскольку творчество выступает одной из основ преподавания;
— свободой труда, поскольку людям принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к творческому труду;
— свободой массовой информации, т.к. результаты творческой деятельности становятся известными неограниченному кругу лиц во многом благодаря средствам массовой информации;
— правом на образование, поскольку в процессе образования происходят приобщение к творчеству и развитие способностей;
— правом на объединение, т.к. граждане имеют право создавать творческие союзы, гильдии, иные общественные объединения в интересах творчества в соответствии с законодательством об общественных объединениях.
Литература
1. Кудрявцев В.Н. Свобода научного творчества // Государство и право. 2005. N 5. С. 27.
2. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании». Часть 1 ст. 18 (в ред. ФЗ от 17.12.2009 N 313-ФЗ).
3. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974. С. 125.
4. Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 134 — 142; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сборник / Под ред. В.А. Карташкина, Е.А. Лукашевой. М., 1999. С. 324 — 235.
5. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
6. Маторина Т.А., Ходусов А.А. Полномочия опекуна по распоряжению исключительным правом на результат творческой деятельности, созданной несовершеннолетним или недееспособным гражданином // Юрист. 2013. N 6. С. 37 — 39.
7. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. И.А. Конюхова. М., 2006. С. 64 — 65.
8. Авдеева В.П. Проблемы конституционно-правового обеспечения свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2009. С. 3.
9. Кондратьева Е.А. О возникновении и оформлении прав на объекты интеллектуальной собственности // Юрист. 2013. N 22.
10. Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России // Журнал российского права. 2009. N 5. С. 52 — 59.
11. Корчагина Д.Э. Конституционное право на свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности в России и США: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 19.
12. Шапорева Д.С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 10.
Свобода творчества
Свобода творчества — право человека заниматься любой творческой деятельностью, выражать себя как на профессиональном, так и на любительском уровне. Демократизм этого права проявляется в недопустимости цензуры, более того, любое воспрепятствование проявлению творчества наказуемо в соответствии с российским законодательством.
Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы т.д.) на любую тему и в любой манере. Таким же правом пользуются художники, работающие в области изобразительного искусства, графики или скульптуры, а также учёные, изобретатели, рационализаторы и др. Преподаватели учебных заведений свободны в создании учебников и в изложении взглядов перед учащимися и студентами.
Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.
Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества содержатся в Основах законодательства Российской Федерации о культуре (в редакции от 3 ноября 2006 года). Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования этой свободы во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять «творчеству», направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигание расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая «культурная» деятельность может быть запрещена в судебном порядке, а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.
Права граждан, вытекающие из свободы творчества, закрепляются также Гражданским кодексом РФ и ряде других законов. Свобода творчества в области науки гарантируется Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с этим Федеральным законом:
- — гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
- — гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
- — признают право на обоснованный риск в научной и научно-технической деятельности;
- — обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;
- — гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;
- — гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.
Принципиальное значение имеет конституционное положение об охране интеллектуальной собственности. Это положение Конституции позволяет защищать творческим работникам право на результаты своего труда. Творческие работники должны быть защищены от пиратского использования их произведений, т.е. демонстрации фильмов, исполнения музыкальных произведений, продажи копий картин, распространения программ ЭВМ, издания литературных произведений и т.д. без уплаты авторского гонорара. Вопросы охраны интеллектуальной собственности регулируются частью четвертой Гражданского Кодекса РФ. Авторское право на результаты своего труда признается за автором пожизненно и за его наследниками в течении 70 лет после смерти автора. Патент на изобретение действует 20 лет. Нарушение прав авторов ведет к возмещению убытков и упущенной выгоды. Присвоение некоторых видов авторства и ряд других смежных деяний влекут за собой уголовную ответственность.
Конституция РФ не просто дает свободу творческому проявлению личности, но и охраняет права на его результаты, устанавливая, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Часть 4 Гражданского кодекса подробно регулирует вопросы, связанные с реализацией и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана(интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) ; базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания) ; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау) ; фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежит соавторам совместно.
Автору произведения принадлежат следующие права : исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения.
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально — драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно — прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово — паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. К объектам авторских прав также относятся: производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Не являются объектами авторских прав: официальные документы государственных органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой — либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме ( в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко — или видеозаписи, в объемно — пространственной форме. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких — либо иных формальностей.
СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА
СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА — конституционное право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью. С.т. юридически гарантируется всем, кто занимается творческим трудом. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 44) каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Это означает, что, с одной стороны, государство обязано всеми законными средствами обеспечивать правовую защиту С.т. граждан, а с другой — государство, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности в соответствии с Основами законодательства о культуре может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 44) свобода творчества включает и свободу преподавания. Конкретизируя конституционное положение, Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.) устанавливает, что «при исполнении профессиональных обязанностей преподаватели имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников» (ст. 53). Принцип свободы преподавания закрепляется в типовых положениях об образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования — актах Правительства РФ.
Соответственно Конституция РФ не только провозглашает С.т., но и предполагает учреждение эффективной охраны права на результаты творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности. Действующее гражданское законодательство под интеллектуальной собственностью понимает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. При этом выделяются две группы таких прав, подлежащих правовой защите: 1) права «промышленной собственности», или «промышленные» права; 2) авторские и примыкающие к ним смежные права. Комплекс защитных мер «промышленных» прав предусмотрен Законами РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках; знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; Патентным законом, регулирующим отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Авторско-правовая охрана обеспечивается Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», который признает исключительное право (интеллектуальную собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и продукции, выполняемых работ или услуг. Авторское право распространяется на отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Смежные с авторскими права — это права исполнителей на исполнение и постановку (исполнительские права), производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права), организаций эфирного вещания на их передачи в эфире, организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения. Авторское право на результаты своего труда признается за автором пожизненно и за его наследниками в течение 50 лет после смерти автора. Патент действует 20 лет. Охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется в административном или судебном порядке. По действующему гражданскому законодательству нарушение прав авторов ведет к возмещению убытков и упущенной выгоды.
(В.Ч.)
-
Полилог второй. Свобода и творчество профессии
Журналист: Вот мы рассуждаем о свободе слова. Мне коллега говорит: «Я не понимаю, как это бегать от цензуры, да какая цензура, когда я продаю качественную информацию, творческую, востребованную. Цензура как фактор отпадает, если ты продаешь востребованный продукт». Читатель: Но люди со…
(Основы теории журналистики) -
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЕ
Дискурс свободы в русской интеллектуальной традиции. Проблематика свободы в истории русской мысли занимает исключительное значение, и в этом она обнаруживает концептуальную и историческую взаимосвязь с европейской философией, где свобода является одной из центральных идей, которая возникает в…
(Избранные работы по философии культуры. Культурный капитал. Русская культура и социальные практики современной России) -
Культура и свобода как основание социального и исторического творчества.
Фундаментом философско-политической концепции свободы Петра Бернгардовича Струве (1870-1944) является общенациональная идея правовой, конституционной России. Ядро социально-политического учения одного из самых выдающихся русских мыслителей и общественных деятелей дореволюционной России составляет…
(Избранные работы по философии культуры. Культурный капитал. Русская культура и социальные практики современной России) -
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ГРАНИЦЫ АРТИСТИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ. А.С. АРЕНСКИЙ
Вряд ли в истории русской музыки отыщется имя композитора, чей творческий путь так соответствовал бы образу «свободного художника». Богато одаренный, обладавший великолепным музыкальным чутьем, получивший прекрасную профессиональную школу, Антон Степанович Аренский, к сожалению, оказался подвержен…
(Избранные работы по философии культуры. Культурный капитал. Русская культура и социальные практики современной России) -
Н.А. Бердяев: философия панморализма, свободы и творчества
Николай Александрович Бердяев (1874— 1948) был самой яркой личностью в русской философии XX в. Для Запада, где он прожил значительную часть своей жизни, он стал главным выразителем духа русского религиозного Ренессанса. Вместе с тем позднее творчество Бердяева выходит уже за пределы Ренессанса…
(Философия) -
СВОБОДА И БУДУЩНОСТЬ РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Г.П. ФЕДОТОВА*
Нижников С.А., доктор философских наук, профессор, Российский университет дружбы народов «У всякого народа есть родина, но только у нас — Россия». Г.П. Федотов Отечественный философ и историк Георгий Петрович Федотов (1886— 1951), видимо, мыслил себя в наименьшей степени отягощенным какими-…
(Меняющиеся ценности в современном мире) -
Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания
Данная свобода отражена в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, гласящей, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Свобода творчества имеет разные формы проявления,…
(Конституционное право России) -
Свобода и ответственность: правила поведения
У индивида в его действиях и отношениях с другими всегда есть выбор, и результат такого выбора не всегда предсказуем. В самом деле, разве может быть уверен пешеход, что на «зебре» его не собьет автомобиль? Такая вероятность существует. И все же пешеходы смело идут на зеленый свет, а водители, видя красный,…
(Обществознание) -
Совесть и свобода воли
Что значит: живи свободным? Краткий ответ мы сформулировали в первой главе: 1. В процессе вычленения индивидуального «Я» из коллективного «Мы» человек познает самого себя, становится личностью. 2. Человек обретает свободу выбора, в своих действиях он может руководствоваться собственной волей, не подчиняясь…
(Обществознание)
Основные принципы и нормы этики науки
Занятия наукой — специфический вид человеческой деятельности, суть которого — систематический процесс исследований, направленный на получение знаний, основанные на проверенных результатах.
Этика науки — это отрасль, которая изучает специфику моральной регуляции в научной сфере, а также сведения ценностей, норм и правил в этой области. Она охватывает два круга проблем: первое связано с регуляцией отношений внутри самого научного сообщества, а второе — между обществом в целом и наукой.
Основные этические принципы научной деятельности, признаются большинством ученых таковы:
а) самоценность истины;
б) новизна научного знания;
в) свобода научного творчества;
г) открытость научных результатов;
д) организован скептицизм.
Принцип самоценности истины
Принцип самоценности истины или универсализм предусматривает ориентацию исследователя и научной деятельности на поиск объективного знания, а не на личные, групповые, корпоративные или национальные интересы. Истина и только истина — основная ценность деятельности в сфере науки.
Только одна дихотомия имеет значения: «истинно — ложно», все остальное — за пределами науки. Какой бы новой или тривиальной, «ожидаемой» или «неудобной» не оказалась истина, добытая в процессе научного исследования, она должна быть обнародована.
В науке (по крайней мере, в области точных наук) не применяется принцип свободы совести, поэтому каждый может верить по-своему: наука живет знаниями, а не верой. Из этого принципа вытекает одно из обязательных условий научной деятельности: точное соблюдение правил получения, отбора, обработки и публикации данных, имеющихся в конкретной научной дисциплине.
Новизна научного знания
Наука существует, только развиваясь, а развивается она непрерывным увеличением и обновлением знания.
Необходимость получения новых фактов и создание новых гипотез приводит обязательную информированность исследователя о ранее приобретенные в этой области науки знания.
Свобода научного творчества
Свобода научного творчества — идеальный принцип, который, к сожалению, не всегда реализуется в научной деятельности. Для науки нет и не должно быть запретных тем, определение предмета исследований является прерогативой самого ученого. Любой результат, который претендует на научное достижение, должно быть внимательно проанализирован и оценен научным сообществом независимо от того, ученый с которыми прошлыми заслугами его представляет. В реальных ситуациях действенность этого принципа в основном ограничена как внутренними факторами, действующими в научной среде, так и внешними — этическими, социальными и материальными.
Открытость научных исследований
Результатов фундаментальных научных исследований (не путать с изобретениями) не существует права интеллектуальной собственности, потому что они принадлежат всему человечеству. Автор, и никто другой не может запретить использовать научные результаты или требовать какой-либо компенсации за их использование, кроме ссылки на авторство. Соответственно, любой ученый, получивший новые результаты, должен их опубликовать, поскольку новое знание только тогда становится составным элементом научной картины мира, когда оно проверено и признано научным сообществом.
Организованный скептицизм
Принцип, который предусматривает открытость для сомнений по поводу каких-либо результатов научной деятельности, как собственных, так и опубликованных другими учеными. Это правило требует осмысления неявных предположений, принимаемых как аксиомы; внимательного отношения к попыткам принять желаемое за действительное, вызванных личной заинтересованностью или причинами этического характера; осторожного отношения к вероятности неправильного толкования результатов.
Научная честность и соблюдение принципов научной этики очень важны для научной деятельности, целью которой является расширение границ нашего знания и завоевание общественного признания. Принципы научной этики могут быть нарушены различными способами — от небрежного применения научных методов или невнимательного документирования данных в серьезных научных преступлений, таких, как умышленная фальсификация или обман.
Подобные нарушения противоречат сути науки как таковой — систематического процесса исследований, направленного на получение знаний, основанных на верифицированных результатах. Кроме того, они подрывают веру общества в надежность научных результатов и разрушают взаимное доверие ученых, является важнейшим условием научной работы в наши дни, когда сотрудничество и разделение труда стали нормой.
Хотя одного набора правил недостаточно для того, чтобы полностью предотвратить нечестности в науке, соответствующие меры могут, однако, гарантировать, что все, кто занимается научной деятельностью, регулярно ставятся в известность о нормах научной этики. Это существенный вклад в уменьшение количества случаев ее нарушения.
Основные нормы научной этики
Выделяют следующие основные нормы научной этики, которых нужно придерживаться как таких, которые являются общими при проведении научных исследований (рис. 18.2).
Рис. 18.2. Основные нормы научной этики в бухгалтерских научных исследованиях
К норм, регулирующих повседневную научную деятельность, относятся:
— Точное соблюдение правил получения и отбора данных, действующих в конкретной научной дисциплине;
— Надежная организация защиты и хранения первичных данных. Ясное и полное документирование всех важных результатов;
— Осмысление неявных, аксиоматичным предположений. Пристальное отношение к попыткам принять желаемое за действительное, вызванных личной заинтересованностью или даже причинами этического характера. Осторожное отношение к вероятности неправильного толкования через методично ограничены возможности установить объект исследований.
Нормы, регулирующие отношения между коллегами и сотрудниками:
— Обязательство не препятствовать научной работе конкурентов, путем, например, задержки отзывов или передачи третьему лицу научных результатов, полученных при условии соблюдения конфиденциальности;
— Активное содействие научному росту молодых ученых;
— Открытость для критики и сомнений, которые высказываются другими учеными и коллегами по работе;
— Внимательная, объективная и непредвзятая оценка работы коллег; не- предвзятое отношение к ним.
К норм, регулирующих публикацию результатов относят:
— Обязательная публикация результатов работы, выполняемой за счет государственных средств (принцип общедоступности результатов фундаментальных исследований)
— Соответствующее представление непидиверджених гипотез и признание ошибок (принцип научной культуры, допускающий возможность ошибки в науке);
— Честное признание заслуг и надлежащая оценка вклада предшественников, конкурентов и коллег (принцип признания заслуг).
Painting by Oleg Tchoubakov Share
-
2. Творчество как реализация Свободы
Шуньята как «опустошение сознания», освобождение от жестких взглядов и ненужных привязанностей (Будда, 6 в. до н.э., Нагарджуна, 2 -3 вв. н.э.); Скептицизм как борьба против догм и авторитетов, «воздержание от суждений» (Пиррон, 4 вв. до н. э.), сомнение в надежности восприятия (Секст Эмпирик, 2 в. н.э.); Свобода воли — выбор участия в божественном творчестве (Августин, 388-395 гг.); Творчество как освобождение от оков времени, от рабства кармы, от цели и результата, «сбрасывание тела-ума» и следование внутренней творческой природе (Чань-буддизм, Хуэйнэн, 7-8вв.); Дзен-буддизм, Догэн, 13 в.);
Свобода воли и творчества как сущность человека, свободное творчество собственной природы (Пико делла Мирандолла, (изд. 1496), Свободомыслие, отвержение догм, утверждение свободы разума, скептицизм и сомнение как метод раскрытия внутренней природы (Монтень, 1580; Б. Паскаль (изд.1669); Д. Юм (1739); “Состояние свободной игры познавательных способностей” (И. Кант, 1790); Познание как творческое проявление свободы, как продуцирование образа вещи и созидание истины в собственном творчестве (И.Г. Фихте, 1797);
Пробуждение “дионисийского” духа, ничтожение и переоценка ценностей (Ф. Ницше, 1872); Теория первобытного поэтического творчества, как реализация универсальных иррациональных структур (Дж. Фрейзер, 1890);
Творчество, как свободное от социальных ограничений движение иррационального творческого потока жизни, выражение инстинктивной сущности личности (В. Дильтей, 1906; Г. Зиммель,1911; О.Шпенглер, 1918); Творчество как жизненный порыв (А. Бергсон, 1907); Творчество как выражение, утверждение и реализация субстанциональной свободы (Н.А. Бердяев, 1911, 1916); Творчество как феноменологическая редукция, освобождение от естественной установки, очищение от реальности, воздержание от суждения и конституирование смыслов (Э. Гуссерль, 1913); «Абсолютная свобода воли», возникающая из абсолютной пустоты как сердцевина человеческого «я» и центр творческого мироздания (Нисида Китаро, 1920); Творчество как свобода, как вечно живая личная спонтанность духовного центра в человеке (М. Шелер,1927); Движение и рождение мысли в просвете свободы (М.Хайдеггер, 1935); Изначальная внутренняя свобода, свободная реализация проекта и осуществление свободного выбора (Ж.П. Сартр, 1946); Деконструкция очевидного содержания, провокативность, разрушение центризмов и стереотипов, интеллектуальная игра, свобода интерпретаций и освобождение новых смыслов (Ж. Деррида, 1967; Ж. Делез, Ф. Гваттари, 1972; Ж-Ф. Лиотар, 1979); Теория «эпистемологического анархизма» или методологического либерализма: «Все дозволено» (Everything is going) (П. Фейерабенд, 1975).Процесс
Навигация по теме << Предыдущая записьСледующая запись >> (Visited 90 times, 1 visits today)