Содержание
- 6 шагов, как выжить в женском коллективе. Не допускай роковых ошибок!
- Почему в женском коллективе сложнее работать?
- Как ужиться с коллегами-женщинами
- Инструкция по выживанию
- Как женщине выжить в женском коллективе
- Психология отношений на работе в женском коллективе
- Бабье царство. Как выжить в женском коллективе
- Терминатор, львица, истеричка
- Скандалы, интриги, расследования…
- Один на всех
- Мнение специалиста
- Женский коллектив
- Звезды о коллективе
- Первый контакт
- Спорные моменты
- Правила хорошего тона
- Специфика делового этикета
- Умеете ли вы общаться с коллегами: как не нарушать чужие границы и защищать свои
- Похожие статьи
- А не подлец ли я?
- Чек-лист отъявленных негодяев
- Один из мерзавцев
- А какой ОЗМ у вас?
- Правила работы с негодяями
- Совет от Друкера
6 шагов, как выжить в женском коллективе. Не допускай роковых ошибок!
Если тебе «посчастливилось» получить профессию, не слишком популярную среди мужчин, то рано или поздно ты окажешься в окружении исключительно женщин. Почему нам так трудно работать с представительницами своего же пола? А главное, можно ли выстроить нормальные деловые отношения с женщинами-коллегами и даже извлечь пользу из такого сотрудничества?
Почему в женском коллективе сложнее работать?
Ежедневное присутствие на работе мужчины (абсолютно любого — вне зависимости от его возраста и степени привлекательности) обычно служит для женщин стимулом сдерживать свои негативные эмоции и стараться «сохранять лицо». А вот если такой сдерживающий фактор отсутствует, то в подавляющем большинстве случаев начинают проявляться все те признаки, из-за которых женский коллектив давно уже стал «пугалкой» для выпускниц филфака и кошмаром любого отдела кадров.
✔︎ Негласная конкуренция. Женщины-коллеги оценивают друг друга не только по профессионализму, но и по десяткам других качеств — от внешнего вида до престижности работы супруга. Соответственно, и повод для зависти найдется у каждой, кроме совсем уж святых женщин.
✔︎ Шквал эмоций. Каждая из нас приходит на работу со своим характером и настроением, и рано или поздно стычки и конфликты неизбежны. Если в коллективе нет собственного миротворца, а участницам ссоры недостает житейской мудрости, то даже маленькая размолвка может в итоге серьезно сказаться на работе всего отдела.
✔︎ Пересуды и сплетни. Ощутить себя героиней с обложки «желтой прессы» — неприятно и гадко. Но если недоброжелательницам дать повод разносить неправду о твоих личных и рабочих качествах, ситуация может зайти далеко. Страсть к сплетням может начаться с совсем невинного обмена новостями и подшучивания над недостатками коллег, а потом распространиться как зомби-вирус и захватить весь коллектив. Не позволяй себя в это втянуть!
Как ужиться с коллегами-женщинами
Если в ближайшем будущем не предвидится шансов поменять работу, постарайся извлечь плюсы из сложившейся ситуации.
✔︎ Прокачай невозмутимость. Работа в «токсичных условиях» невыносима. Чтобы не загнуться, тебе необходимо научиться подниматься над ситуацией и не переживать по незначительным поводам.
✔︎ Найди сторонников. Среди «звезд», «мамочек» и прочих офисных персонажей наверняка есть хоть одна девушка, которой здесь тоже не очень комфортно и которая рада будет родственной душе. Поддержите друг друга.
✔︎ Развивай компетенции. Если у твоих коллег много свободного времени, которое они готовы тратить на офисные дрязги, то это не значит, что тебе нужно следовать их примеру. Используй все возможности, которые дает нынешнее место работы, для улучшения профессиональных навыков.
Как заработать в декрете молодым мамам?
Инструкция по выживанию
1Не стремись всем понравиться. Веди себя дружелюбно, но никому не навязывайся в подруги. Чтобы к тебе не лезли с лишними вопросами и не садились на шею, четко обозначь свои личные границы.
2Придержи «синдром отличницы». Не стоит с первого же дня работы критиковать недочеты в работе отдела и выступать с новаторскими идеями. У тебя еще будет время на то, чтобы себя проявить.
3Не рассказывай о себе слишком много. Личная жизнь, причины, по которым ты ушла с предыдущего места работы, амбициозные планы — все это оставь при себе. Не подбрасывай любительницам посплетничать такие лакомые кусочки.
4Смотри, как нужно. Понаблюдай за поведением коллег, чтобы понять негласные правила поведения: принято ли задерживаться на работе, покупать по очереди печеньки для всех или вместе ходить обедать. Если тебе предложили принять участие в каком-то общем деле — например, скинуться на цветы имениннице, — ни в коем случае не отказывайся.
5Почувствуй разницу. И постарайся ее сгладить. Если коллеги одеваются в H&M — прибереги дизайнерские платья и дорогие украшения для вечеринок со своими друзьями. Если все после работы торопятся забрать детей из садиков и школ, а за тобой заезжает молодой человек на крутой машине и вы едете ужинать в ресторан — не стоит это афишировать. И наоборот: если большинство твоих сослуживиц обсуждают своих домработниц и как они отдохнули за границей, рассказывать о том, что ты экономишь на молоке, точно не нужно.
6Осторожнее в соцсетях! Проверь свои посты: если есть что-то «крамольное», удали. И вообще как можно меньше делись чем-то личным. Не торопись добавлять коллег в друзья, пока они сами не попросятся.
Как женщине выжить в женском коллективе
Если в поисковой строке указать «женский коллектив», глобальная сеть взорвется ответами в едином ключе: «Как выжить в женском коллективе», «Правила выживания». Как будто бы отправляешься не к милым созданиям, а в одиночку перескакиваешь пустыню Гоби.
Однако доля истины в слове «выжить» есть. Дамы, которые поработали в смешанных или мужских коллективах, на чисто женский вариант соглашаются скрепя сердце. Потому что скучно не будет, но то еще «веселье», ведь всем известно, чего стоят девочки, а когда их много, поражающая сила приравнивается к взрыву. Как же приумножить приятное и свести на нет негатив, трудясь среди себе подобных?
Психология отношений на работе в женском коллективе
Нет ничего на свете ядовитей, чем женский дружный коллектив…
«Я ему и говорю…»
Люди ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги и, если повезет, для самореализации. Женщинам же работа нужна, чтобы общаться, пожалуй, это поважнее зарплаты. Привыкайте к тому, что болтовня коллег будет фоном. Не раздражайтесь, что каждый день стартует и финиширует обсуждением скидок, фасонов, сериалов, детей и мужей. Рабочий процесс однозначно страдает, плюс «подрывается психика», особенно если вы завзятая молчунья – но запретить разговоры никто не в силах.
Постарайтесь минимизировать свое участие в беседах – уже потому, что их темы (и ваше мнение) становятся достоянием начальства и коллег. Не факт, что ваши конструктивные мысли дойдут до них в исходной безобидности, скорее всего, «добрые женщины» переиначат их в сплетню. И добро пожаловать, разборки, ссоры, ответная волна сплетен в ваш адрес. Чтобы не утонуть в пересудах, помалкивайте, когда темы кажутся острыми, касаются руководства и коллег – держите нейтралитет или убегайте «по делам».
«Ты и я»
Непреложное правило гласит – на работе никакой дружбы! Женщин, не нарушивших его, можно по пальцам пересчитать: всем подавай приятельницу, чтобы вместе ходить на обед и дружить против остальных мегер. И все бы ничего, если бы не ссоры, которые все равно случаются. Разругавшись, дамы дуются, в итоге страдает рабочий процесс. Попутно обиженная сторона ищет новых союзниц, рассказывая, какой гадкой оказалась бывшая подружка. И вот он, новый виток сплетен и противостояний. Постарайтесь не проверять старую истину на себе – не дружите на работе.
«Я вся такая внезапная»
Если графически изобразить настроение женщины, получится синусоида с внушительным размахом – то вверх, то вниз. Верхнюю и нижнюю точки дамы проходят минимум раз в час – и так целый день. И никогда не знаешь, в каком периоде сейчас коллега – минусовом или положительном. Поступайте вот как: наблюдайте за коллегами, подмечайте признаки как хорошего настроения, так и грядущей бури. В зависимости от синусоиды не лезьте под горячую руку или, наоборот, просите чего хотите, пока коллега в добром расположении.
«У нас такой порядок»
В любом коллективе есть свои порядки – как хорошие, так и не очень. Хорошие правила: сдавать деньги друг другу на подарок ко дню рождения, поддерживать слабых, помогать и подменять, не выносить сор из избы. Правила так себе: благоговеть и лебезить перед самопровозглашенными королевами, устраивать травлю «оступившихся», доносить. Даже если вы бунтарка в душе, придется танцевать со всеми в ногу – к счастью, в меру. Не отлынивайте от посиделок с чаем и тортом, от души поздравляйте именинниц, подставляйте плечо, когда искренне просят об услуге. А вот участвовать в шабашах необязательно, не делайте того, что считаете дурным. При этом будьте готовы держать ответ за свою «инаковость»: наверняка накажут сплетнями, а это можно пережить.
«Счастье любит тишину»
Хвастунишек не любят нигде, а в женских коллективах особенно. Здесь во всю мощь действует закон: «Торчащая шапка гвоздя притягивает к себе молоток». В общем, будете «высовываться» – будете отхватывать по шапке. В кругу прекрасных фей нежелательно умничать, рассказывать, какой у вас чудесный муж, как балует любимый, что подарили заботливые родители, куда пригласили веселые друзья… Расскажете о чем-то из списка – и увидите натянутые улыбки. Сквозь зубы коллеги процедят «как здорово», а за спиной расчехлят главное женское оружие – язык. Зависть толкает людей на некрасивые поступки, но в своих глазах они выглядят борцами за равенство. Помалкивайте, не афишируйте личную жизнь, достаток и достижения. И тем не менее нет гарантий, что вас минует народный гнев.
Как противостоять хамству на работе: советы психолога
«Аз есмь»
Сколь ни берегись, рано или поздно случится стычка – вас спровоцируют, несправедливо обвинят, открыто «приложат». Что делать – молчать или позволить втянуть себя в конфликт? Как реагировать на хамство на работе? Правило: «Не проигрывает тот, кто не играет» здесь не действует – вас уже втянули. Доказать свою правоту, взывая к совести, не получится: агрессорша знает свою неправоту, но ее это не заботит. Ничего нельзя объяснить тому, кто не хочет слушать.
- Во-первых, не надо воспринимать хамство и грубость только как упрек себе. Большая часть из того, что произносится в этот момент, – абсолютная неправда, сказанная для «красного словца»: вали кулем, потом разберем. Поэтому обращать внимания на это не нужно, но остальная часть сказанного все-таки соответствует истине. И хоть обидно, что сказано в чудовищной форме, подумать об этом стоит: нужно совершенствоваться! Этот крик – руководство к действию, только обдуманному: сначала надо осмыслить, что из сказанного правда, что вы действительно должны изменить, а потом начать действовать.
- Во-вторых, если это возможно, лучше игнорировать хама. Он орет, говорит гадости, а вы повернулись к нему спиной и занимаетесь своими делами (вернее, делаете вид, потому что внутри вас яростно бурлят эмоции). Очень хорошо в этот момент негромко, но четко обратиться к другому человеку с какой-либо просьбой или предложением. Конечно, этот вариант не применим, если хам и грубиян – ваша начальница.
- В-третьих, не надо когда вам хамят, пытаться кому-то что-то доказать: вас все равно никто не услышит. Сложно, но нужно научиться. Если вы в момент проявления откровенного хамства по отношению к вам будете стоически молчать, волна грубости просто захлебнется. Кстати, если грубиян бросит вам упрек: «Что молчишь? Не знаешь, что сказать?» Опустите глаза, слегка пожмите плечами и негромко произнесите: «Извините». Поверьте, новый всплеск грубости, который за этим последует, будет гораздо короче. Но ни в коем случае не начинайте объясняться и оправдываться, когда на вас орут, когда вам хамят.
Когда ваша начальница или коллега, да кто угодно начинает упрекать вас в том, что вы плохая работница, напарница, хозяйка, мать, дочь… необходимо просто слушать, не пытаясь защищаться, это лишь еще больше распалит «атакующего». Молчите, пойте про себя песенку, рассказывайте стихотворение, считайте до тысячи и обратно. Смотрите на кончик носа «нападающего»: создается впечатление, что вы смотрите ему в глаза.
- В-четвертых, когда поток хамства исчерпан, когда грубиян устал, вы, даже если это кажется невозможным, должны, пересилив себя, сказать: «Большое спасибо! Я поняла ваши доводы, они показались мне интересными и убедительными! Но впредь в такой манере разговаривать со мной не стоит! Я в состоянии услышать и понять привычную для приличных людей речь! Да, советую обратиться к специалисту: не все вами сказанное было произнесено четко и разборчиво!» Разворачивайтесь и уходите. Пусть себе орет дальше! Ее силы, ее время… Вы выслушали, ответили вежливо, но сказали все, что думаете! Кстати, даже хамкой не назвали. А ведь могли!
И на мелкое, и на крупное хамство нужно реагировать правильно. Обижаться бессмысленно: вы этим никого не исправите, а нервную систему себе испортите, но говорить хаму, что он хам, нужно, только делать это в очень вежливой форме: не позволяйте себе срываться на крик. Крик, хамство, грубость – проявление слабости. Но вы же сильная женщина.
Бабье царство. Как выжить в женском коллективе
Вопреки мифу о том, что женский коллектив – это общество, больше похожее на банку со скорпионами, где могут говорить только о кривых ногах соседки и шмотках, дамские команды часто бывают отличными отделами, выполняющими сложные задачи и принимающими быстрые и правильные решения. А типичные «бабские склоки и интриги» рождаются только в том случае, если девушки не увлечены своей работой, у них нет четких задач и хорошей зарплаты. Кроме того, если предприятие погрязло в сплетнях, значит, руководство (тем более если это женщина) позволяет мышиную возню и наверняка с удовольствием в ней участвует. Поэтому, оказавшись в девичьем царстве, первым делом присмотрись к своей новой директрисе. Найдешь с ней общий язык – будешь защищена от подковерных интриг.
Терминатор, львица, истеричка
Если твоя начальница – умная бизнес-вумен, знающая толк в своем деле, строгая, когда это требуется, и адекватно реагирующая на личные ситуации, тебе несказанно повезло: директриса – отличный босс. Она никогда не обидит тебя просто так, наплюет на сплетни и поднимет по карьерной лестнице, если ты будешь этого заслуживать. Хуже дело обстоит, если над тобой стоит терминатор в юбке, требующий от окружающих превратиться в роботов. Стоит ли говорить, что такие дамы считают феминизм главной религией, а твои семейные обстоятельства их не волнуют: заболевший ребенок, месячные и день рождения мамы – не повод уйти с работы пораньше. Чтобы понравиться такому шефу, дай ему то, что он хочет увидеть: рвение, подкрепленное железным здоровьем и отсутствием личных проблем. Советуйся с ней, но не вступай в споры и не вздумай ставить под вопрос ее авторитет. Действуя подобным образом, ты получишь покровительство начальницы, и любая подковерная возня будет тебе нипочем.
В противовес железным леди на руководящих постах часто встречаются скучающие светские львицы. Такая директриса вообще не интересуется делами фирмы (как правило, доставшейся ей от мужа или отца), но предпочитает иметь в штате хороших профессионалов, чтобы было кому работать за нее. Именно при таких «управленцах», у которых слишком много свободного времени, в компаниях процветают интриги и образовываются коалиции представительниц слабого пола. Главный принцип общения со светской львицей – проявлять инициативу и не доставать ее вопросами и предложениями. Начальница по достоинству оценит твое рвение и будет благодарна, что ты не отвлекаешь ее от маникюра и SPA. А хорошее расположение босса – главный козырь в борьбе против интриганок.
Самый неприятный вид директрисы – неуравновешенная особа, которая пытается заменить работой неудачную личную жизнь. Такие бизнес-леди могут уволить сотрудницу за то, что та пришла в более элегантных туфлях, и выписать премию, руководствуясь сиюминутным настроением. А что еще хуже – начальница пользуется своей властью, чтобы самоутвердиться. Если ты узнала в истеричке своего босса, тебе понадобится мудрость и выдержка. Делай директрисе комплименты, обращай внимание на обновки, но помни: претворять в жизнь свои идеи при таком руководителе можно, только убедив ее, что гениальная мысль пришла в голову именно ей.
Не забудь про секретаршу! Будь внимательна, если эта милая дама участливо расспрашивает тебя о самочувствии и проблемах в семье, – возможно, у нее кончились темы для обсуждения и она видит в тебе «свежую кровь». Также будь осторожна, если секретарь – злобная тетка, великолепно справляющаяся со своими обязанностями: наверняка она собирает на всех досье. Что касается легкомысленной студентки, не умеющей печатать и отправлять факс, не спеши обличать ее в профнепригодности, скорее всего, она – чья-то племянница.
Скандалы, интриги, расследования…
Впрочем, даже самый умный и прекрасный босс на свете – не гарант нормальных взаимоотношений в женском коллективе. Ведь у каждой сотрудницы либо ПМС, либо развод, либо сын разгильдяй, либо нечего надеть. И все это если не бурно обсуждается, то висит в воздухе. И не дай бог наступить кому-нибудь на больное место – сицилийские страсти тебе обеспечены. Если не хочешь быть «девочкой для битья», не поддавайся на провокации. Обходи стороной коллегу в плохом настроении, пусть тренируется в словесных нападках на том, кто жаждет дуэли. Тем более не ищи логики в происходящих на работе конфликтах. Ведь, приходя в офис, сотрудницы не оставляют дома свои эмоции и чувства, в том числе зависть. Красочные рассказы о миллионе роз, подаренных мужем, способны вызвать неадекватную реакцию у одинокой, невезучей в любви коллеги. И самое неприятное – она может попытаться компенсировать чужой успех на личном фронте полным деловым провалом удачливой барышни, разумеется, посодействовав этому. Поэтому знай меру и никогда не хвастайся в «бабском царстве». Будь внимательна и участлива к чужим неприятностям и избегай фраз «А что ты хотела?» и «Я же тебе говорила!». Обиженная судьбой или начальством дама может легко увидеть в тебе причину своих бед только потому, что с тобой подобных неприятностей не произошло.
Как это ни печально, но особенность женской конкуренции в дамских компаниях заключается в том, что девушки больше думают не о собственных достижениях, а о том, как насолить коллеге. Отсюда – интриги. Прямолинейность – вообще не женская черта, а когда дело касается соперничества, прекрасному полу нет равных в лицемерных «искренних» улыбках при зажатой в кармане фиге. Внешне все может быть идеально и добродушно, но стоит внимательнее приглядеться – и становится понятно, кто с кем и против кого. Старайся всегда сохранять нейтралитет, не давая затащить себя ни в одну из враждующих «группировок», как бы тебя ни убеждали. Тем более если ты человек новый в этой компании, ты рискуешь оказаться пешкой в чужой игре или вообще стать виноватой во всем. Так же относись и к неизбежным в женском обществе сплетням. Конечно, трепетная беседа – неотъемлемая девичья черта. Но она часто становится причиной возникновения конфликтов не только с коллегами, но и с руководством.
Запомни: ни одна начальница, даже охочая до чужих личных секретов, никогда не поручит серьезное, способствующее карьерному росту дело сплетнице и интриганке. Чем поддаваться всеобщему веянию, лучше создай вокруг себя позитивную атмосферу. Ведь женщины, какими бы они ни были, никогда не станут обижать хорошего человека – это заложено в них природой.
Один на всех
Даже не чужая красота или успех на личном фронте, а появление в женском коллективе мужчины может стать самым серьезным поводом для раздоров. Сценаристы и режиссеры мексиканских сериалов будут «нервно курить в сторонке», наблюдая за развитием такой ситуации. Нет, конечно, если джентльмен галантен, внимателен, но при этом держит со всеми равную дистанцию, его присутствие только освежит атмосферу и пойдет дамам, засидевшимся в обществе себе подобных, на пользу. Но, согласись, описанный персонаж выглядит несколько нереально. Как правило, мужчина, оказавшийся в «малиннике», либо старается быть незаметным, надеясь на появление в коллективе другого самца, либо быстро понимает свою эксклюзивность и начинает вести себя как Казанова. Заигрывая с претендентками по очереди или со всеми сразу, он становится причиной неслыханных страстей. А если он при этом еще и официально свободен и недурен собой, отношения между сотрудницами начинают попахивать вендеттой. Единственным противоядием от возможных неприятностей для тебя может стать непринужденное невнимание к этому персонажу. Желательно при этом еще и донести до коллег, что их объект воздыхания тебе неинтересен. Если ты будешь убедительна, то тебя оставят в покое как «неконкурента», а ты сама, пока другие будут увлечены этой Санта-Барбарой, успеешь сделать карьеру.
Если ты все-таки отважилась завести роман – будь готова сносить несправедливые упреки как от начальства, так и от бывших боевых подруг. Тебе придется стать безупречной в работе, чтобы не к чему было придраться. И самое главное – не поддавайся соблазну утереть всем нос и показать, «кто здесь принцесса»! Перенеси ваши отношения за пределы офиса и не вздумай их с кем-то обсуждать.
Мнение специалиста
Анна ТОПЧИЕВА, психолог:
Если в женском коллективе появляется дама, всем своим видом показывающая, что она пришла работать, а не болтать о модных тенденциях, она всегда становится раздражителем и объектом агрессии. Не пренебрегайте милой офисной болтовней – это неотъемлемая часть рабочего этикета, но делайте все разумно. Ведь даже самые высокопоставленные переговоры всегда начинаются с разговора о погоде или футболе – это разряжает атмосферу. Вставляйте в обсуждение легкие, ни к чему не обязывающие фразы, делитесь с коллегами жизненными мелочами, например как ваш красавец-сосед помог завести машину или как вы застряли в лифте. Полное бойкотирование кулуарных бесед приведет к типичной женской реакции: «Она нас не любит – ей же хуже».
Женский коллектив
Минус
- В дамском коллективе никто не будет для тебя что-то делать за красивые глаза или длинные ноги.
- Карьерная конкуренция у слабого пола определяется не деловыми качествами, а красотой и близостью к начальству (хотя если ты – роскошная брюнетка, то это, пожалуй, плюс).
- У женщин часто болеют дети, мужьям «неожиданно» дают отпуск, а сотрудниц помоложе бросают бойфренды, и тебе часто придется их подменять. Отказать ты не сможешь из женской солидарности
- В женской команде обязательно найдется какая-нибудь мудрая сова «Елена Сергеевна», считающая своим долгом всем давать советы. И ты ничего не сможешь с ней поделать, потому что она тут была всегда.
- В женском коллективе нереально найти себе спутника. А даже если он там появится – вам придется выбирать: либо вы расстаетесь, либо оба уходите с работы. Вам не простят вашего счастья.
- В чисто женском коллективе невозможно быть в одиночном плавании. Тебе все равно придется подстроиться под интересы коллег и обратить внимание на вкусы и привычки «соратниц».
Плюс
- Ты всегда можешь рассчитывать, что тебя подменят, если заболел ребенок, и помогут, если срочно понадобятся деньги в долг, чтобы наконец сделать ремонт на кухне.
- Ты всегда можешь «стрельнуть» у коллег массу полезных вещей: тампон, таблетку или целые колготки.
- Коллеги всегда поделятся с тобой контактами хорошего гинеколога, рецептом ростбифа и телефоном директора лучшего в городе детского сада.
- Дамы не злоупотребляют спиртным так, как это делают мужчины, что автоматически избавляет тебя от утренних похмельных лиц и запаха перегара в офисе.
- Ты всегда найдешь себе компаньонку для занятий йогой или фитнесом в спортклубе напротив работы.
- Женщине не надо объяснять, почему тебе сегодня плохо, болит живот и что такое ПМС. И замечательно то, что вы можете над этим еще и посмеяться!
- Даже если ты придешь на работу голодная и без денег – тебя всегда там будет ждать чай и, если не домашние пирожки (испеченные приставучей Еленой Сергеевной), то мюсли или еще что-нибудь стоящее.
Звезды о коллективе
Эвелина Бледанс
– Если бы мне предложили на выбор работу в женском или мужском коллективе, я бы выбрала второй вариант. Почему-то мне с детства проще с представителями противоположного пола. К тому же в мужском обществе меньше скандалов. Женщины часто во главу угла ставят не профессиональные качества, а внешние данные. Отсюда ревность к более привлекательным коллегам и, как следствие, возникновение интриг.
Анна Семенович
– Почему-то многие считают, что женский коллектив – это всегда сборище стерв. Не могу согласиться с этим мнением. Профессиональные, умные, интересные люди, вне зависимости от того, мужчины они или женщины, всегда сумеют найти общий язык. Когда я входила в состав группы «Блестящие», мне было комфортно: у нас не возникало обид типа «вот ты больше спела, у тебя взяли интервью, а у меня нет…»
Кети Топурия
– Меня часто спрашивают о том, легко ли мне работать в мужском коллективе. Я всегда отвечаю однозначно: да, мне нравится, что меня окружают исключительно представители сильного пола. У меня все просто: я одна такая девочка, никто меня не обидит. Конечно, иногда мне не хватает рядом другой девушки, например когда требуется какая-нибудь женская помощь: одолжить зеркальце, помаду…
Человек – существо социальное и потребность в общении стоит наряду с потребностью есть и пить. При общении со своими родными и близкими редко у кого возникают проблемы, ведь эти люди окружают нас с рождения, знают наши привычки, наш характер, наши сильные и слабые стороны. Несмотря на то, что с самого первого дня своей жизни мы учимся взаимодействовать с окружающими нас людьми, общение с коллегами на работе может многих озадачить. Чаще всего подобная проблема возникает в новом или молодом коллективе, однако, и давно сработавшийся коллектив – еще не гарантия продуктивного и позитивного общения между работниками.
Первый контакт
Общение на работе разительно отличается от общения внутри семьи или среди друзей. Зачастую новички не знают о чем говорить с новоявленными коллегами, как обращаться к ним за помощью или как правильно отказать в неудобной просьбе. Не стоит обсуждать личные проблемы и дела свое семьи до тех пор, пока вы не узнаете лучше человека, с которым работаете. Оптимальным выходом из этой ситуации будет разговор на общие, отвлеченные темы (погода, новости и т.д.) или же профессиональные темы. Обратите внимание, какая форма общения принята в коллективе и придерживайтесь ее. Если в организации принято обращаться ко всем сотрудникам по имени и на «ты» – соблюдайте это правило, как бы неловко вам не было вначале. В последнее время, в России становится популярной идея тимбилдинга или другими словами – сплочения команды. В таком случае, даже общение с руководством может носить непривычный характер – обращение по имени, совместные перекусы, встречи в неформальное обстановке, командные соревнования и многое другое.
Спорные моменты
Конфликты возникают между людьми постоянно: чем больше у них общих точек соприкосновения, тем выше вероятность недопонимания или недовольства. Однако не следует резко и эмоционально высказывать свое мнение, чтобы после не ломать голову над вопросом, как помириться с коллегой. Полностью избежать спорных ситуаций не получится, однако их количество можно свести к минимуму. В этом вам поможет деловой этикет:
- Общение с коллегами должно происходить на равных, не следует угождать, выпрашивать или грубить;
- Каждый работник имеет право на собственное мнение и уважительное отношение;
- К коллегам принято обращаться с просьбой, а не приказом;
- Избегайте в разговоре перехода на личности, деловое общение по рабочим вопросам – лучший способ избежать конфликтов, интриг и сплетен;
Правила хорошего тона
Удовлетворенность своей работой зависит не только от зарплаты, но и отношений, которые возникли между сотрудниками и руководством. Умение правильно выражать свои мысли, трезво оценивать сложившуюся обстановку и контролировать свои эмоции – верный путь работать в дружном и слаженном коллективе.
- Будьте оптимистом. Многие люди любят жаловаться, но никто не любит выслушивать чужие жалобы;
- Проявляйте сдержанность, когда интересуетесь профессиональной деятельностью коллег по работе, а также при рассказах о собственных достижениях на предыдущем месте работы. Пускай за вас говорит результат вашей работы.
- Проявите умеренный интерес к личной жизни начальника и подчиненных. Если человек не настроен, делится своими переживаниями – не настаивайте;
- Искренность, честность и готовность помочь – верный способ добиться признания и уважения в рабочем коллективе;
- Не пытайтесь понравиться всем сразу. Это невозможно! Определите для себя 2-3 человек, с которыми вам было бы интересно общаться;
- Будьте самим собой. Не стоит казаться умнее, скромнее, общительнее, чем вы есть на самом деле. Внутреннее напряжение будет накапливаться, пока не превратится в хроническое недовольство рабой, коллегами и жизнью в целом.
Специфика делового этикета
Для каждой профессии и работы существует свой собственный, уникальный набор правил и требований к общению между коллегами и с клиентами. Так, для воспитателей в детском саду одним из основополагающих моментов является умение налаживать контакт с родителями детей. Во многих государственных организациях (в школе, в поликлинике, в библиотеке и др.) зачастую разрабатывается специальный кодекс профессиональной этики.
В таком кодексе перечисляются все основные моменты, касающиеся общения между коллегами, учителями, учениками, пациентами, администрацией, а также выдвигаются требовании к внешнему виду, личным характеристикам работника, его моральному облику. Несоблюдение данных норм говорит о несоответствии работника занимаемой должности.
Свод подобных правил может видоизменяться в зависимости места работы. Требования к поведению и общению медсестры в поликлинике и в палате реанимации – разнятся. В последнем случае, к личности работника предъявляются суровые требования, ведь она работает с людьми, находящимися в крайне тяжелом состоянии здоровья, и неуважительное, черствое отношение к пациенту может стоить ему жизни.
Умеете ли вы общаться с коллегами: как не нарушать чужие границы и защищать свои
Надо ли узнавать у коллег подробности личной жизни? Идти ли на вечеринку, где будут ваши подчиненные? Как сказать начальнику, что он ставит перед вами невыполнимые задачи? Отношения на работе, как и любые отношения между людьми, не предполагают универсальных ответов — мы все очень разные. Тем не менее, мы попытались собрать как можно больше рекомендаций разных специалистов о том, как сделать общение во время работы максимально комфортным для всех.
Доверительная обстановка в офисе повышает привлекательность работы, влияет на мотивацию и лояльность сотрудников. Эмпатия помогает нам почувствовать себя частью коллектива и ощутить собственную значимость. Именно эмпатию наравне с любопытством россияне называют в числе дефицитных качеств лидеров. Рассказываем, как наладить непринужденную обстановку на работе и установить более доверительные отношения, умея при этом оберегать свои личные границы.
Опросив более 1000 американских работников, группа исследователей во главе с Карин Туаронайт из компании Ernst & Young, обнаружила, что более 40% опрошенных находились в ситуации социальной изоляции на работе. Нередко компании «приятелей» внутри компании самоорганизовывались по возрастному, гендерному или этническому принципу.
Как можно исправить эту ситуацию? Исследователи считают, что важно время от времени проявлять интерес к жизни коллег и подчиненных. По мнению 39% респондентов, даже небольшой обмен репликами о том, как у кого идут дела, может стать залогом приятельских отношений и теплой атмосферы в коллективе.
Как создать позитивный климат в коллективе
Доверие возможно только между людьми, которые знают друг друга. Поэтому разговоры о том, что происходит в жизни у человека, его мотивации и приоритетах так важны для создания доверительной обстановки на работе. В свою очередь, доверие к коллегам — залог лояльности совместному делу.
Карин Туаронайт, специалист по инклюзии в EY, за годы своей профессиональной деятельности разработала несколько техник, помогающих создать дружелюбную и доверительную атмосферу в офисе. Вот некоторые из них:
Не пренебрегайте возможностью установить контакт: Начинать деловую встречу с сотрудником вовсе необязательно с главного вопроса повестки. Уделите пару минут беседе о том, что происходит в жизни у коллеги. Чтобы человек не чувствовал себя неловко, можно поделиться собственными новостями: к примеру, расскажите, о том, что вы сходили на отличный фильм или завели себе питомца. Хорошей идеей будет и поинтересоваться, комфортно ли обустроено рабочее место подчиненного. Это поможет продемонстрировать, что вы видите в работнике личность, а не машину, выполняющую задачи.
Учитесь слушать другого: Быть внимательным собеседником означает умение оставить собственное мнение в стороне. Вы заметили, что коллега не разделяет ваш оптимизм по поводу нового логотипа или не верит в концепцию безусловного базового дохода? Попросите его/ее поделиться своим взглядом на проблему. Постарайтесь понять его аргументы, даже если вы придерживаетесь противоположной позиции. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Обмен мнениями может стать полезной практикой для обеих сторон.
Покажите свою человечность: Вы руководите проектом и всегда пользуетесь правом оставить последний выбор за собой и не комментировать свое решение? Продемонстрируйте подчиненным или коллегам, что их мнение ценно для вас — попросите обратную связь. Если вы встретите критику в свой адрес, не пытайтесь доказать, что вы правы или блокировать неприятные отзывы. Не бойтесь признать, что вы иногда тоже можете ошибаться или упускать что-то из виду; равно как и показывать свои эмоции.
Вдохновляйте, демонстрируйте готовность поддержать и сохраняйте позитивный настрой: Залог комфортной атмосферы в офисе — это поддержание контакта с сотрудниками, открытость и готовность к обсуждениям. Если вы видите, что в коллективе назрел некий конфликт, предложите коллегам обсудить сложности. Дайте понять коллегам, что они всегда могут прийти к вам за советом. Не забывайте и про поощрение работников!
Спросите о достижениях коллег, которые вы могли пропустить: Если проект попадает к вам на стадии завершения, вы можете не знать обо всех сложностях, происходивших в процессе работы над ним. Попросите коллег поделиться, с какими вызовами им пришлось столкнуться и как им удалось с ними справиться. Сотрудникам будет приятно рассказать о своем прогрессе, к тому же, рассказ может быть полезен для других работников, как с прикладной точки зрения, так и в качестве дополнительной мотивации.
Поинтересуйтесь настроением в коллективе: Порой в рабочей суете мы просто забываем о себе и не успеваем задаться вопросом, что мы чувствуем. Зато наша незамеченная раздражительность может причинять вред другим, а рассеянность — застопорить общий процесс. Чтобы до этого не дошло, важно обсуждать «температуру» в коллективе. Это верный способ быть внимательнее и к себе, и к другим.
Как установить личные границы на работе
Здоровое отношение к работе определяется в том числе и умением очертить личные границы. В понятие личных границ входит забота о своем психологическом здоровье, умственной нагрузке, персональном пространстве и тактильных контактах. Понимание своей зоны комфорта и знание, как сообщить о нарушении ее границ другим, поможет предотвратить выгорание, избежать конфликтов и недопониманий между коллегами.
Что касается тактильных контактов, здесь все просто: допустим, если вы не любите обниматься при встрече со знакомым, а вместо этого предпочитаете рукопожатие — не стесняйтесь сообщить об этом.
Психологическая стабильность часто связана, к примеру, с трезвой оценкой собственной стрессоустойчивости и умением говорить «нет», когда вас просят о чем-то, что не входит в ваши рабочие обязанности, нарушает ваши этические принципы, эмоциональное равновесие или попросту займет слишком много усилий и времени.
Если вы можете соблюдать и отстаивать свои персональные границы, то вам не составит труда свободно высказывать свое мнение перед другими, защищать свою позицию и не принимать резкие высказывания на свой счет слишком близко к сердцу. Не уверены, что это про вас? Вот несколько советов, как научиться выстраивать персональные границы на работе:
Знайте свои ценности
Выстраивание персональных рамок начинается с осознания собственных ценностей и приоритетов.
Подумайте, какие у вас есть интересы за стенами работы. Может быть, вы участвуете в волонтерской программе или ходите на курсы французского? Чтобы везде успевать, придется расстаться с практикой сверхурочной работы. Составьте себе расписание на каждый день — и не забудьте включить в него время на прокрастинацию.
Поставьте в известность коллег
После того, как вы определили для себя зону комфорта, попросите других с уважением относиться к вашему праву на отдых и персональное пространство. К примеру, вы установили для себя определенные часы на звонки и переписку по рабочим вопросам — сообщите коллегам, что после семи вы, скорее всего, не откроете почту или мессенджер. Имеет смысл также обговорить, как с вами можно связаться в экстренном случае — и что, собственно, может представлять собой эта срочная рабочая ситуация.
Защищайте свои границы. Это нормально
Если кто-то из коллег посягнул на ваши персональные границы, не стесняйтесь спокойно и вежливо сказать ему/ей об этом. Объясните, почему это вас задевает. Хранить обиды в себе и ждать «нужного» момента, чтобы о них напомнить — плохая идея.
Сосредоточьтесь на конкретных доводах
Далеко не всегда стоит говорить, исходя из персональной перспективы. Если начальник обратился к вам с задачей, которая кажется непосильной, лучше избежать комментариев в духе «Это на грани нервного срыва» или «У меня слишком много задач, я едва успеваю».
Вместо этого, объясните шефу, почему давать вам такую задачу — плохая затея с точки зрения рабочего процесса. К примеру, «Если я сейчас займусь Х, то не успею с Н, и мы потеряем важного клиента».
Также, если шеф приносит вам непосильную задачу, убедитесь в том, что вы его правильно поняли. Постарайтесь выяснить, откуда она вообще взялась. Попросите уточнить, почему возникла необходимость ее решить.Напоследок несколько простых рекомендаций для руководителей, обнаруживших, что работники стали общаться с вами по-панибратски:
- Напомните подчиненным о соблюдении рабочего графика;
- Составляйте заранее повестку совещания, чтобы у сотрудников не было возможности растекаться мыслью по древу;
- Вежливо отклоняйте предложения совместных с сотрудниками вечеринок;
- Убедитесь, что каждый сотрудник знает свои должностные обязанности и соблюдает их;
- Если разговор перешел на личные темы, стоит сказать об этом прямо;
- Всегда давайте комментарии по проектам с точки зрения бизнеса, а не собственной позиции;
- Вносите небольшие изменения в рабочий процесс, которые помогут вам соблюдать должностные границы — к примеру, попросите отправлять комментарии по текущему проекту по почте, чтобы в ваш кабинет перестали заглядывать без предупреждения.
Похожие статьи
Лариса Парфентьева
Почти в каждом коллективе есть такие коллеги, которых можно скромно назвать мерзавцами или негодяями. Они агрессивны, злы и, кажется, даже испытывают радость, когда ущемляют других.
Роберт Саттон, не стесняясь в выражениях, называет их м*даками. В своей новой книге он рассказывает, можно ли сделать из негодяя нормального человека, как найти подход к таким людям или правильно расстаться с коллегой-самодуром.
Must read для всех, кто сталкивается с агрессией на работе.
А не подлец ли я?
Почти каждый человек время от времени ведет себя как настоящий негодяй. Автор книги и профессор бизнес-школы Роберт Саттон признаёт себя виновным во многих преступлениях такого рода. Например, как-то разозлившись на сотрудницу, которую заподозрил (ошибочно) в намерении отнять офис у группы, Саттон отправил ей оскорбительное электронное письмо. Он поставил в «копию» ее начальника и подчиненных, а также других членов профессорско-преподавательского состава. Она только сказала: «Ты заставил меня плакать». Всё это было большой ошибкой, за которую профессору стыдно до сих пор.
Такое случается. В определенных условиях каждый человек потенциально может действовать, как мерзавец. Важно не превратиться в «сертифицированного подлеца», который постоянно причиняет вред другим.
Чек-лист отъявленных негодяев
Вот как ведут себя те, кого легко можно назвать…сами знаете как:
- Вторжение на «личную территорию» «объекта».
- Непрошеный физический контакт. Угрозы и запугивания — вербальные и невербальные.
- «Саркастические шутки» и «дразнилки», используемые для оскорбления.
- «Испепеляющие» электронные письма.
- Публичные попытки дискредитировать или показательные «разжалования».
- Грубые вмешательства, лицемерные нападки, презрительные взгляды, игнорировани.
Один из мерзавцев
Непревзойденным мерзавцем можно назвать продюсера Скотта Рудина. По оценке Wall Street Journal, с 2000 по 2005 г. он сменил около 250 личных помощников; Рудин утверждал, что в его записях отражены только 119 (но заметил, что туда не включены помощники, которые работали меньше двух недель).
В фильмах начальники-самодуры не отстают от реальных. Кадр из фильма «Дьявол носит Prada», — источник.
Его бывшие ассистенты говорили корреспондентам Journal, что он постоянно бранился и кричал на них. Один рассказал, что был уволен за «не тот кекс на завтрак», о чем мистер Рудин не вспомнил, но признал, что это было «вполне возможно».
А какой ОЗМ у вас?
ОЗМ — это общие затраты на мудаков. Оказывается, иметь таких в коллективе очень и очень дорого. Шарлотт Райнер и Лорали Кишли демонстрируют, как оценить подобные издержки. Они начинают со следующих фактов: 25% жертв издевательств и 20% очевидцев травли увольняются. В организации, состоящей из 1000 сотрудников, увольнение четверти жертв издевательств (при стоимости замены 20000 долларов) выльется в 750000 долларов годовых убытков.
А если учесть, что на каждый «объект» травли приходится два свидетеля и 20% из них уходят, то добавляются еще 1,2 миллиона долларов. Таким образом, суммарные затраты на текучесть персонала равны скромным 2 миллионам долларов в год.
Правила работы с негодяями
— Держите своих «местных козлов» подальше от процесса найма или, если это невозможно, вовлеките как можно больше «цивилизованных» людей в процессы собеседования и принятия решений, чтобы компенсировать человеческое пристрастие нанимать «придурков вроде себя».
— Быстро избавляйтесь от мудаков. Относитесь к сертифицированным подлецам как к некомпетентным сотрудникам.
Если самодуры великолепно справляются со своими обязанностями, но постоянно унижают окружающих, нужно относиться к ним как к профнепригодным.
— Ограничьте общение с подлецами, чтобы сократить шанс самому заразиться «лихорадкой негодяя». Кроме того, тактика уклонения от общения с такими людьми снижает причиняемый ими ущерб. Чем дольше мы остаемся в окружении мерзавцев, тем больше склонны к тому, чтобы стать точно такими же.
Совет от Друкера
Знаменитый гуру менеджмента Питер Друкер, оглянувшийся на свою 65-летнюю карьеру консультанта, сделал вывод: великие лидеры могут быть «и харизматичными, и скучными, и мечтателями, и рационалистами», но у самых вдохновляющих и эффективных известных ему менеджеров было нечто общее. Главное — «они думали и говорили «мы» вместо «я».
Друкер был прав, — источник
Так что начинайте вслушиваться в то, какими словами пользуетесь вы и ваши коллеги. Запишите несколько совещаний на диктофон, а потом прослушайте, что получилось. Если на записях почти все время звучит «мне», «меня» или «я», а также «мы» против «них», то, возможно, пришло время менять свою манеру разговора. Это поможет вам сдерживать своего «внутреннего негодяя».
Согласитесь, мир станет лучше и наши нервы будут целее, если мы будем окружены хорошими коллегами. Но начинать в любом случае нужно с самого себя, так что следите за собой. И, на всякий случай, прочитайте эту книгу.
Если вы тоже хотите вы быть в курсе наших новинок, то просто оставьте своей е-мейл .