Содержание
- «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…»
- «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…» – эта молитва звучит в церкви во время богослужений, посвященных усопшим, – отпевания и панихиды.
- Текст: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
- Перевод на современный русский язык: Со святыми упокой, Христос, душу раба Твоего (или: рабы Твоей), там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
- Отпевание совершается, когда человек только что умер и предстоят похороны (не случайно точное название этой службы – погребение). Панихиду же служат, когда тело уже предано земле, и эта служба может совершаться хоть каждый день (за исключением Пасхальной седмицы).
- Звучит эта молитва примерно в середине отпевания или панихиды. Она выражает суть всей службы отпевания: мы просим Бога упокоить душу, только что отшедшую от тела, там же, где пребывают души святых.
- Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
- Онлайн чтение книги Петербургские трущобы XLV. «ИДЕЖЕ НЕСТЬ БОЛЕЗНЬ, НИ ПЕЧАЛЬ, НИ ВОЗДЫХАНИЕ»
- Последование панихиды
- Тропари и кондаки дневные на всю седмицу
- Молитва
«Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…»
«Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…» – эта молитва звучит в церкви во время богослужений, посвященных усопшим, – отпевания и панихиды.
Текст: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Перевод на современный русский язык: Со святыми упокой, Христос, душу раба Твоего (или: рабы Твоей), там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
Отпевание совершается, когда человек только что умер и предстоят похороны (не случайно точное название этой службы – погребение). Панихиду же служат, когда тело уже предано земле, и эта служба может совершаться хоть каждый день (за исключением Пасхальной седмицы).
Звучит эта молитва примерно в середине отпевания или панихиды. Она выражает суть всей службы отпевания: мы просим Бога упокоить душу, только что отшедшую от тела, там же, где пребывают души святых.
«Упокоить» значит «даровать покой, мир». При жизни человек, может быть, много страдал – и от телесных болезней, и от душевных скорбей. Телесным страданиям смерть кладет предел, а вот душа усопшего и после смерти может остаться в том же состоянии, в котором была при жизни. Если человека мучила обида, или страх, или жажда мести, весьма вероятно, что и после смерти эти чувства будут его тревожить. А, может быть, даже усугубятся – ведь, переступая порог вечности, душа приобретает новый опыт, встречается с неведомым ей духовным миром.
Но Церковь верит, что Господь может облегчить состояние души усопшего, даровать ей мир, спокойствие и радость. Тем более – если мы Его об этом просим. Об этом мы и молимся – все те, кто любил и продолжает любить усопшего. Мы просим поместить его душу в мирное, покойное место, «где нет ни болезней, ни печали, ни вздохов, но жизнь бесконечная». Это место христиане называют раем. Его жители – святые, они пребывают в постоянном общении с Богом и поэтому живут вечно. Ведь Он Сам сказал о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).
Часто вместо панихид в храмах служат сокращенные службы по усопшим – так называемые литии. Лития состоит всего из нескольких молитв, к которым священники часто добавляют и «Со святыми упокой…» (хотя Требник – богослужебная книга с чинопоследованиями всех основных церковных обрядов и большинства Таинств – ее не предусматривает).
Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
- Молитвослов
- Молитвы
- Молитвословия Триоди постной
- Молитвословия Триоди цветной
- Молитвы утренние
- Начало
- Молитва ко Пресвятой Троице
- Псалом 50
- Символ веры
- Молитва 1-я, святого Макария Великого
- Молитва 2-я, того же святого
- Молитва 3-я, того же святого
- Молитва 4-я, того же святого
- Молитва 5-я, святого Василия Великого
- Молитва 6-я, того же святого
- Молитва 7-я, ко Пресвятой Богородице
- Молитва 8-я, Господу нашему Иисусу Христу
- Молитва 9-я, к Ангелу Хранителю
- Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
- Молитвенное призывание святого, имя которого носишь
- Песнь Пресвятой Богородице
- Тропарь Кресту и молитва за Отечество
- Молитва о живых
- Молитва о усопших
- Окончание молитв
- Молитвы вечерние
- Начальные молитвы
- Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу
- Молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу
- Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу
- Молитва 4-я, святого Макария Великого
- Молитва 5-я
- Молитва 6-я
- Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы, по числу часов дня и ночи)
- Молитва 8-я, нашему Иисусу Христу
- Молитва 9-я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского
- Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
- Молитва 11-я, ко святому Ангелу хранителю
- Кондак Богородице
- Молитва святого Иоанникия Великого
- Молитва святого Иоанна Дамаскина, которую, показывая на постель твою, говори:
- И хотя лечь на постель, говори сии тропари:
- Молитва Честному Кресту
- Также, вместо прощения:
- Молитва
- Исповедание грехов повседневное
- Когда отходишь ко сну, произноси:
- Подготовка к Причащению
- Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии
- Канон Ангелу хранителю
- Последование ко Святому Причащению
- Благодарственные молитвы по Святом Причащении
- ТРИ КАНОНА: покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, ко Пресвятой Богородице и к Ангелу Хранителю
- Часы Пасхи
- Часы Святой Пасхи
- Тропари
- Тропари воскресные, восьми гласов
- Тропари, кондаки, величания и задостойники на двунадесятые праздники
- Тропари и кондаки дневные на всю седмицу
- Тропари, кондаки и величания на праздники Господские, Богородичны, святых и икон Божией Матери
- Тропари, кондаки и величания общие
- Молитвы Богородице
- Молитва пред иконой Божией Матери «Умиление»
- Молитва пред иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец»
- Молитва пред иконой Божией Матери «Казанская»
- Молитвы святым
- Святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
- Преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу
- Преподобному Силуану Афонскому
- Благоверному князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам
- Молитвы о упокоении
- Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
- Молитвы о усопших
- Акафист за единоумершаго
- Молитвы на всякую потребу
- Молитвы об исцелении болящих
- Молитва на освящение всякой вещи
- Молитва при вкушении просфоры и святой воды
- Молитвы перед и после вкушения пищи
- Молитва от осквернения
- Молитва о умножении любви и искоренении злобы
- Молитва о ненавидящих и обидящих нас
- Молитва о неверующих и о заблудших
- Молитва при семейных несогласиях
- Молитва супругов о даровании детей
- Молитва перед началом обучения
- Молитва о плохо учащемся отроке
- Каноны
- Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии
- Канон Ангелу хранителю
- ТРИ КАНОНА: покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, ко Пресвятой Богородице и к Ангелу Хранителю
- Канон Пасхи
- Канон Честному и Животворящему Кресту Христову
- Канон за болящего
- Каноны Божией Матери
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии
- Канон Пресвятой Богородице пред иконой «Одигитрия»
- Каноны святым ангелам
- Канон Ангелу хранителю
- Канон святым Небесным Силам
- Каноны святым
- Канон святому Иоанну Предтече
- Канон святителю Николаю Чудотворцу
- Канон святым апостолам
- Канон всем святым
- Великий канон Андрея Критского
- Великий канон Андрея Критского, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста
- Великий канон Андрея Критского, читаемый во вторник первой седмицы Великого поста
- Великий канон Андрея Критского, читаемый в среду первой седмицы Великого поста
- Великий канон Андрея Критского, читаемый в четверг первой седмицы Великого поста
- Великий канон Андрея Критского, читаемый в четверг пятой седмицы Великого поста
- Акафисты
- Акафисты Господу
- Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
- Акафист за единоумершаго
- Акафист «Слава Богу за всё»
- Акафисты Божией Матери
- Акафист Пресвятой Богородице
- Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Скоропослушница»
- Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Всецарица»
- Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
- Акафист Пресвятой Богородице пред иконами «Взыскание погибших» и «Всех скорбящих Радосте»
- Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Неупиваемая Чаша»
- Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Казанская»
- Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Иверская»
- Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Неопалимая Купина»
- Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Нечаянная Радость»
- Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Утоли моя печали»
- Акафисты Ангелам
- Акафист Ангелу Хранителю
- Акафист Архангелу Божию Михаилу
- Акафисты святым
- Акафист святителю Николаю
- Акафист преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу
- Акафист преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу
- Акафист благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам
- Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому
- Акафист блаженной Матроне Московской
- Акафист мученикам Адриану и Наталии
- Акафист апостолу Андрею Первозванному
- Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
- Акафист великомученице Екатерине
- Акафист святому мученику Трифону
- Акафист святой блаженной Ксении Петербургской
- Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу
- Акафист святому славному пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну
- Акафист святой равноапостольной Марии Магдалине
- Акафист святой великомученице Варваре
- Акафист святому преподобному Иосифу, игумену Волоколамскому, чудотворцу
- Акафисты Господу
- Псалтирь
- Молитвы перед началом чтения Псалтири
- Кафисма первая
- Кафисма вторая
- Кафисма третья
- Кафисма четвертая
- Кафисма пятая
- Кафисма шестая
- Кафисма седмая
- Кафисма восьмая
- Кафисма девятая
- Кафисма десятая
- Кафисма одиннадцатая
- Кафисма двенадцатая
- Кафисма тринадцатая
- Кафисма четырнадцатая
- Кафисма пятнадцатая
- Кафисма шестнадцатая
- Кафисма семнадцатая
- Кафисма восемнадцатая
- Кафисма девятнадцатая
- Кафисма двадцатая
- Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтири
- О чтении Псалтири по усопшим
- Указатель псалмов, читаемых в различных нуждах
- Последование по исходе души от тела
- Богослужение
- Часы Святой Пасхи
- Час девятый
- Всенощное бдение
- Час первый
- Час третий
- Чин изобразительных
- Великое повечерие
- Час шестой
- Полунощница вседневная
- Малое повечерие
- Божественная литургия
- Полунощница субботняя
- Полунощница воскресная
- Тропари
- Тропари воскресные, восьми гласов
- Тропари, кондаки, величания и задостойники на двунадесятые праздники
- Тропари и кондаки дневные на всю седмицу
- Тропари, кондаки и величания на праздники Господские, Богородичны, святых и икон Божией Матери
- Тропари, кондаки и величания общие
- Молитвы
Онлайн чтение книги
Петербургские трущобы
XLV. «ИДЕЖЕ НЕСТЬ БОЛЕЗНЬ, НИ ПЕЧАЛЬ, НИ ВОЗДЫХАНИЕ»
Однообразно и грустно протекала жизнь Вересова. Почти все, что любил и о чем так мечтал он, было разбито. Но страшнее всего казалось то последнее убеждение, что женщина, которую он так восторженно, любовно называл своей матерью, в сущности оказалась только ловкою интриганкой, разыгравшей с ним плутовскую комедию. И рассудок и сердце его отказывались верить, чтобы мать могла быть способна на такой поступок. Видя себя столь нагло обманутым и вспоминая пророческое слово умирающего отца, молодой человек почти ни на минуту не переставал тревожиться в глубине своей совести. Ему все казалось, что он чует над собой холодный гнет отцовского проклятия, что это проклятие всегда в нем и при нем, нигде не разлучно, вечно присуще ему, что оно живет даже в самой атмосфере, охватывающей его тело, и, о чем бы ни думал он, что бы ни делал он, куда бы ни пошел, это роковое «будь проклят!» словно адская свинцово-мрачная туча всегда и везде неотступно плывет над его головою. Эта мысль и это чувство стали в нем, наконец, полною манией. Впрочем, ему почему-то верилось, что душа его успокоится, но только тогда, когда он найдет себе единственное утешение, оставшееся для него в жизни. Этим утешением была мысль – и даже не мысль, а скорее одна только туманно-прозрачная поэтическая мечта о голодной и холодной белокурой девушке, которая молилась и плакала в сумрачном храме, которая провела с ним студеную ночь в покинутой барке, накормила его на свои последние гроши и вырвала его в Малиннике из увесистых лап Летучего. Этот святой образ, словно тонкий луч далекой звезды, один только доходил до его сердца, пробиваясь сквозь мрачную тучу тяготеющей над ним мысли о проклятии. Вся окружающая жизнь давила его, и он искал везде и повсюду своего единственного утешения, искал тем упорнее и жаднее, что слишком уж устал жить, слишком избит был жизнью и слишком много, наконец, вся душа его алкала хоть какого-нибудь покоя.
Раз навсегда задавшись идеей, что он не вправе пользоваться наследственным состоянием, которое нажито за счет людских слез и нищеты, Вересов отказывал самому себе почти во всем необходимом и по-прежнему продолжал существовать чуть ли не круглым нищим. По-прежнему кошелек его всегда был открыт для каждого голяка, для каждого доброго, честного дела. В этих случаях он сыпал деньгами не жалеючи, и это опять-таки была потребность его души: после каждой такой щедрой жертвы он чувствовал, что там, внутри его, становится как будто легче и светлее.
Две комнаты, отведенные и роскошно убранные для Маши, которая должна была вступить в них полною хозяйкою, продолжали пополняться разными украшениями и всевозможными атрибутами роскоши и комфорта. По-прежнему не дерзал он даже и подумать, чтобы когда-нибудь мог своекорыстно вступить с нею в какие бы то ни было отношения, исключая честной и вполне братской дружбы. Он как был, так и остался на всю жизнь неисправимым идеалистом.
Поэтому поиски его за Машей почти непрерывно продолжались по всему городу. Но как было найти ее, не ведая, ни кто она, ни что она, ни как ее имя, и зная положительно только одно, что это – существо голодное, бесприютное, доведенное нуждою даже до барочных ночлежек. Искал он ее везде и повсюду, неоднократно возвращаясь в темный мир Сенной; шатался и по Малиннику, и Клоповнику, и по Вяземскому дому, и по всевозможным вертепам пьянства и разврата, наполняющим окраины этой площади. Ни надежда, ни энергия не покидали его в этих поисках. Но – увы! – поиски всегда кончались не только без успеха, но даже без легкого призрака надежды на него. С кем ни заводил он разговора, никто не ведал про ту девушку, даже никто не понимал, чего именно добивается Вересов. Вздумал было разыскать Чуху, прозвище которой точно так же не ведал, хотя выразительно-безобразная физиономия ее с нескольких мгновений навсегда и глубоко врезалась в его память; но и Чухи уже не было в трущобном мире. Княжна Анна в это время тайно и почти безвыходно проживала у своего брата, Николая Чечевинского.
И все-таки надежда не покидала Вересова, зачастую достигая даже до полной наивности! чуть ли не каждый раз, выходя на улицу, он ждал, что авось либо судьба приведет его, наконец, к случайной встрече с желанной девушкой. Поэтому зачастую он зорко оглядывал почти каждую встречную женщину, и нередко казалось ему, как будто вон там, впереди, всего лишь в нескольких шагах мелькает нечто вроде знакомого образа, и он ускорял шаги, почти бежал вдогонку – для того, чтобы, подойдя ближе, тотчас же разочароваться… Сколько ни смотрел, сколько ни разыскивал Вересов, пока еще ни в одной женщине не признал он ни своей безобразной старухи, ни своей белокурой девушки.
А неотступная мысль об отцовском проклятии меж тем все больше и больше тяготела над его рассудком. Порою казалось ему, даже, будто оно-то самое, это проклятие, и ложится бревном поперек каждого шага его жизни, будто оно-то и препятствует ему отыскать в жизни действительной девушку, взлелеянную его грезами, потому что смысл этого проклятия не хочет и не позволяет, чтобы он когда-нибудь и где-нибудь нашел, наконец, себе какое бы то ни было утешение и забвение.
И вот среди подобного состояния души Вересов стал находить себе одно только малое утешение в том, чтобы посещать как можно чаще могилу своего отца, служить по нем литии да панихиды, да вынимать заупокойные частицы. Он был всегда очень религиозен, а теперь это настроение возросло в нем даже до чего-то мистически суеверного. Он поставил себе в непременный долг раза два в неделю посещать могилу отца. Знакомых у него почти не было, развлечений – тоже никаких, кроме книг да лепной скульптурной работы. И те люди, которым хоть сколько-нибудь доводилось соприкасаться с ним в жизни, пришли, наконец, к заключению, что он как будто не совсем-то в своем рассудке, и называли его меланхоликом, каковым Вересов и был на самом деле.
Добрая судьба, однако ж, не захотела быть к нему совсем уж безжалостной. Она все же позволила найти, наконец, то, на что потрачено было столько долгих и тщетных исканий. Он увидел зараз и Чуху и Машу.
Вернувшись с могилы отца в кладбищенскую церковь, прислонился он к одному уголку в боковом притворе, ожидая конца общего отпевания, чтобы заказать себе отдельную панихиду.
В это время глаза его случайно упали на княгиню Анну, которая безмолвно и неподвижно, словно немая статуя, стояла у гробового изголовья своей дочери.
Вересов так хорошо помнил эти черты, что узнал их сразу.
Он подступил к гробу и заглянул в лицо покойницы. Измененное болезнью и смертью, оно все-таки сохранило еще отпечаток чего-то прежнего, знакомого. Впрочем, Вересов не столько узнал, сколько угадал инстинктом своим желанную девушку. Он долго смотрел в это мертвое лицо и, наконец, благоговейно, до земли поклонился гробу.
«Что ж? О чем горевать? Надеялся недаром, – все ж таки нашел я тебя, – подумал он с какою-то удрученно бессильною горечью. – Теперь не к одному, а к двум покойникам стану ходить в гости. И то утешение!»
Когда вынесли Машу из церкви на могилу, Вересов робко последовал за провожавшими и глядел издали, как опустили ее в землю, как зарывали гроб, как мало-помалу удалились оттуда люди, как после всех ушла убитая старуха, которую поддерживал под руку красивый светский барин, и когда уже скрылась из виду эта последняя пара, он тихо подошел к могиле и, кручинно подпершись руками, присел на свежую земляную насыпь.
Теперь, под землею, всеми покинутая, эта девушка была уже полною его собственностью. Он беспрепятственно мог сидеть на ее могиле и думать о ней свою горькую думу.
С этих пор часто, почти ежедневно, стал Иван Вересов приходить к ней в гости. Он жил какою-то своеобразною, совсем особенною жизнью, которую создали ему фантазия и суеверное чувство. На могиле часто казалось ему, будто слышит он Машу в этом шепоте весенних листьев, будто чует в теплом солнечном луче ее теплое дыхание, в шорохе зеленой травы – шелест ее легкой походки, а дуновение ветра – это было веяние ее воздушных крыльев, как будто она реяла над своею могилой и, кружась и играя, носилась вокруг него легкою тенью. И часто бедняку чудилось, будто въяве он видит ее призрак, который вот-вот сейчас мелькнул за смежными кустами и скрылся там вон, в отдалении, за группой плакучих берез. И Вересов был убежден, и верил чистосердечно и глубоко, что она есть, что она существует и присутствует с ним неразлучно и нераздельно, рука об руку, как с другом и братом, и витает подле него светлым призраком, который на земле только и доступен одному лишь его провидящему взору. Это было почти уже полное сумасшествие, но тихое, кроткое и такое грустно-отрадное, что минуты подобных грез стали, наконец, для Вересова желанными и лучшими минутами из всей его жизни.
Часто на этой могиле встречался он с Анной, но каждый раз робко и торопливо поднимался с места и шел себе бродить по кладбищу, как только завидит, бывало, ее приближающуюся фигуру. И бродил он таким образом все время, пока та оставалась у дочери, выслеживая издали, скоро ли она уйдет, и чуть лишь Анна удалялась, бедняк опять возвращался на свое место.
Та, наконец, не могла не заметить этого странного гостя своей покойницы. Она видела его бесконечно грустное, симпатичное лицо, а женский инстинкт подсказал ей в нем не злого человека. Еще не зная, кто он таков, Анна уже втайне расположилась к нему сердцем за эту, пока непонятную для нее, верность одной и той же могиле. И захотелось ей, наконец, узнать и допытаться, что это за человек, и зачем с таким постоянством и так грустно сидит он всегда на этом месте, почтительно удаляясь при ее появлении, и какое именно побуждение приводит его сюда почти ежедневно.
Однажды он до того уже погрузился в свои грезы, что и не заметил, как подошла к нему княгиня Анна, и только тогда очнулся и пришел в себя, когда та дотронулась тихо до его плеча.
Они заговорили. Ни той, ни другому нечего было скрываться друг перед другом, потому что оба слишком были просты и честны, и на душе у обоих лежала одна и та же любовь, тяготело одно и то же горе. Слово за слово, их откровенный разговор мало-помалу дошел, наконец, до того, что оба открыли друг другу, какие чувства и побуждения сводят их на этой могиле. Вересов, между прочим, упомянул Анне и про известную сцену в Малиннике, и после этого рассказа Чуха вспомнила и признала его. Общая кручина по общей потере обоюдно слила их души в одну доверчивую теплую струю и с первого же раза сделала добрыми друзьями.
С тех пор каждый день проводили они вместе по нескольку часов на кладбище.
Но однажды, посетив могилу своей дочери, княгиня Анна не нашла там Вересова. Удивленная таким обстоятельством, – потому что молодой человек постоянно являлся раньше ее, – она на этот раз напрасно прождала своего нового друга. Он не явился. По возвращении же домой к своему брату старуха несказанно была поражена, прочтя письмо, полученное в ее отсутствие:
«В государственном банке, – говорилось в этом письме, – на ваше имя положено двадцать пять тысяч серебром. Простите мне мой самовольный поступок и во имя вашей покойной дочери не откажитесь от этих денег. Я желаю, чтобы вы поставили над нею хороший памятник и сами наняли себе дом недалеко от кладбища (это всегда было и вашим желанием), чтобы чаще быть с нею. Эта сумма обеспечит вас до конца жизни. Не покидайте могилы вашей дочери, навещайте ее чаще и чаще и молитесь как за нее, так и за вашего покойного друга
Ивана Вересова».
А через сутки полицейская газета в «Дневнике приключений» заявила, что такой-то части, такого-то квартала, в доме под № таким-то, в ночь на такое-то число сего месяца застрелился санкт-петербургский мещанин Иван Осипов Вересов.
Все достояние отца своего, за несколько дней до смерти, он разделил по разным благотворительным учреждениям и большую часть пожертвовал на школы да на детские приюты. Мебель и все вещи двух Машиных комнат были распроданы, а вырученная сумма пошла, как и прочие деньги, на доброе дело. Сам же он умер таким голым нищим, каким прожил и всю свою жизнь, так что полиция должна была хоронить его на казенный счет.
На седьмой версте от Петербурга, близ Царскосельской железной дороги, находится одно странное кладбище, которое официально называется «показанным местом».
На этом «показанном месте» зарывают дохлую падаль и хоронят самоубийц. Богатые баре часто погребают тут и своих любимых коней и собак. Над бренными останками некоторых из последних вы можете видеть даже мавзолеи с приличными эпитафиями. Над самоубийцами же мавзолеев не полагается. Один только скромный бугорок земляной насыпи, без креста и камня, безмолвно свидетельствует вам о чем-то, зарытом тут, – может быть, о человеке, а может, и о какой-нибудь дохлятине.
Для исторической полноты мы могли бы прибавить, что некогда на этом самом «показанном месте» была погребена дивная левретка Лесли, любимая собачка покойной княгини Татьяны Львовны Шадурской, по которой она долго плакала и которой воздвигла даже приличный мавзолей. А в нескольких саженях от этого самого мавзолея плешивый бугорок скрыл под собою простреленное тело ее сына, Ивана Вересова. Над ним никто не поставил мавзолея и никто не заплакал, потому что никому не было дела ни до его жизни, ни до его смерти. Одна только безобразная Чуха с благодарностью вспоминала имя раба божия Иоанна и в теплой молитве просила господа о безмятежном упокоении души его там, идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.
Последование панихиды
После обычного начала и 90-го псалма: «Живый в помощи Вышняго…» Великая ектения «Миром Господу помолимся» с заупокойными прошениями, затем «Аллилуиа» со стихами, потом:
Тропарь, глас 8-й:/>
Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тебе и стену и пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение.
Тропари за упокой, глас 5-й/>
Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.
Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии; и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.
Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавший верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных.
Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.
Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Древле убо от не сущих создавый мя и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди, паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, но еже по подобию возведи древнею добротою возобразитися.
Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Упокой, Боже, рабы Твоя и учини я в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила; усопшия рабы Твоя упокой, презирая их вся согрешения.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне, и Божественный Душе; просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная!
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. ( Трижды)
Посем ектения: Паки и паки…
Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих ( имярек), и о еже простится им всякому прегрешению, вольному же и невольному.
Хор: Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.
Хор: Господи, помилуй.
Милости Божия, Царства Небеснаго, и оставления грехов их, у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим.
Хор: Подай, Господи.
Молитва/>
Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих ( имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.
Возглас: Яко Ты еси Воскресение, и Живот, и покой усопших рабов Твоих…
Седален, глас 5-й:/>
Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения их, вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою показавый, помилуй нас.
Ирмосы канона, глас 8:/>
ПЕСНЬ 1:/>
Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше.
Катавасия: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше:
Избавителю и Богу нашему поим.
Запевы: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ПЕСНЬ 3:/>
Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.
Катавасия: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.
ПЕСНЬ 6:/>
Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.
Катавасия: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Иерей: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим.
Хор: Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи.
ПЕСНЬ 9:/>
Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют чини ангельстии взирати: Тобою бо, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.
Катавасия: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, ангелов и человек чиноначалия величают.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Тропари, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душам их.
Посем ектения: Помилуй нас, Боже…
Отпуст и возглашение иерея или диакона:
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память.
Хор: Вечная память. ( Трижды)
Тропари и кондаки дневные на всю седмицу
В понедельник, Небесным чинам бесплотным
Тропарь, глас 4-й
Небе́сных во́инств Архистрати́зи, мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии, да ва́шими моли́твами оградите́ нас кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы, сохраня́юще нас припа́дающих приле́жно и вопию́щих: от бед изба́вите нас, я́ко чинонача́льницы вы́шних сил.
Кондак, глас 2-й
Архистрати́зи Бо́жии, служи́телие Боже́ственныя славы, Ангелов нача́льницы и челове́ков наста́вницы, поле́зное нам проси́те и ве́лию ми́лость, я́ко безпло́тных Архистрати́зи.
Во вторник, Крестителю и Предтече Иоанну
Тропарь, глас 2-й
Па́мять пра́веднаго с похвала́ми, тебе же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че: показа́л бо ся еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший, я́ко и в струя́х крести́т и сподо́бился еси́ Пропове́даннаго. Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся, благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бога, я́вльшагося пло́тию, взе́млющаго грех ми́ра и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 6-й
Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти, главу́ твою́, яко шипо́к свяще́ннейший, от земли́ обре́тше, исцеле́ния всегда́ прие́млем, и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.
В среду и пятницу, Кресту
Тропарь, глас 1-й
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое, побе́ды православным христианом на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твоим жи́тельство.
Кондак, глас 4-й
Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Боже; возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на супоста́ты, посо́бие иму́щим Твое, ору́жие мира, непобеди́мую побе́ду.
В четверг, апостолам и святителю Николаю
Тропарь апостолам, глас 3-й
Апо́столи святи́и, моли́те Ми́лостиваго Бо́га, да прегреше́ний оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.
Тропарь святителю, глас 4-й
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему я́же веще́й и́стина; сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая, отче священнонача́льниче Нико́лае, моли́ Христа Бога спасти́ся душа́м нашим.
Кондак апостолам, глас 2-й
Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели, верх апо́столов Твоих, Господи, прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твоих и поко́й; боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия, Еди́не све́дый серде́чная.
Кондак святителю, глас 3-й
В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́: Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив, положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твоих, и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти; сего́ ра́ди освяти́лся еси́, я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.
В субботу, всем святым и за умерших
Тропари, глас 2-й
Апо́столи, му́ченицы и проро́цы, святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии, до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии, дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су, о нас Того, я́ко Бла́га, моли́те спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
Помяни́, Го́споди, яко Благ, рабы́ Твоя́, и ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́: никто́же бо безгрешен, то́кмо Ты, моги́й и преста́вленным да́ти покой.
Кондаки, глас 8-й
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твоих, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
Яко нача́тки естества́ Насади́телю тва́ри вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики; тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою, жи́тельство Твое, Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Молитва
В субботу
Всем святым и за умерших
Тропарь, глас 2
Апо́столи, му́ченицы и проро́цы, / святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии, / до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии, / дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су, / о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те, / спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
И ныне: Ма́ти Свята́я неизрече́ннаго Све́та, / а́нгельскими Тя пе́сньми почита́юще, / благоче́стно велича́ем.
Кондак всем святым, Глас 8
Я́ко нача́тки естества́ Насади́телю тва́ри, / вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики; / тех моли́твами в ми́ре глубо́це / Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́, / Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Кондак заупокой, Глас 6
Со святы́ми упоко́й, / Христе́, / ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть / боле́знь, ни печа́ль, / ни воздыха́ние, / но жизнь безконе́чная.
Молитва (в субботу) Архангелу Иегудиилу
О, великий архистратиже Божий Иегудииле! Ты еси ревностный защитник славы Божией. Ты возбуждаешь прославлять Святую Троицу, пробуди и меня ленивого, славить Отца и Сына и Святаго Духа и умоли Господа Вседержителя, да созиждет во мне сердце чисто, и дух прав да обновит во утробе моей, и духом Владычним да утвердит меня покланятися Богу духом и истиною, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобным Павлу Фивейскому и Иоанну Кущнику
Тропарь Павлу и Иоанну, глас 4
Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их / в мире управи живот наш.
Кондак прп. Павлу, глас 3
Яко светило незаходящее мысленнаго Солнца, / сошедшеся, днесь восхвалим в песнех: / возсиял бо еси сущим во тьме неразумия, / вся возводя к Божественней высоте, / фивеев украшение, / Павле преподобне, / отцев и постников твердое основание.
Кондак прп. Иоанну, глас 2
Возлюбив, премудре, нищету неокрадому, / родителей твоих богатство возненавидел еси / и, Евангелие в руках твоих держа, / последовал еси Христу Богу, Иоанне, / моляся непрестанно о всех нас.
Ин кондак прп. Иоанну, глас 2
Ин кондак прп. Иоанну, глас 3
Уклонился еси житейского треволнения, / и к пристанищу Божественному управил еси, блаженне, шествия своя, / и источил еси исцеления, яко струи, / верою и любовию, Иоанне, к тебе притекающим и вопиющим: / предстани в День Суда восхваляющим светоносную память твою, отче, / и страстей и мук избави.