Содержание
- Генеральный продюсер телеканала «Россия» Сергей Шумаков: «Наша страна так замечательно устроена, что количество героев у нас — необъятное»
- Новости
- Сергей Шумаков: «Остров» для нас профессиональная победа
- Шумаков, Сергей Леонидович
- Биография
- Профессиональная деятельность
- Общественная деятельность
- Увлечения
- Награды и премии
- Примечания
- Ссылки
Генеральный продюсер телеканала «Россия» Сергей Шумаков: «Наша страна так замечательно устроена, что количество героев у нас — необъятное»
Сергей Шумаков входит в число самых закрытых, самых интровертных лиц отечественного ТВ. На публике он говорит мало, но всегда хочется, пользуясь известной цитатой Бабеля, чтобы он сказал больше. С его именем не только связаны яркие победы последних лет — фильмы «Остров», «Мы из будущего», «Русская игра», «Ветка сирени», сериал «В круге первом» или вызвавший огромный резонанс документальный «Византийский урок»… Само присутствие Шумакова в руководстве одного из главных телеканалов страны делает апокалиптический прогноз относительно будущего нашего ТВ преждевременным. С Сергеем Шумаковым удалось встретиться и побеседовать обозревателю газеты «Известия».
Между «ТЭФИ» и Сталиным
ответ: Честно говоря, я давно этого ждал. Мероприятие это — я имею в виду «ТЭФИ» — доставляет все меньше и меньше радости. Знаю массу людей, которые очень много сделали для телевидения, но никогда не ходят на церемонию вручения «ТЭФИ». Любая премия — это, во-первых, критерии отбора, во-вторых, система голосования и, в-третьих, — характер профессиональных взаимоотношений. По всем трем позициям у «ТЭФИ» накопилось множество болезненных проблем и удивительных в своей женственности комплексов.
в: Это что — гендерный шовинизм?
о: Да ни в коем случае! Я просто имею в виду, что слишком много чувства там, где можно обойтись внятными и строгими оценками.
о: «Ликвидация» уже получила свой приз. Он называется — приз зрительских симпатий. У этого фильма впереди еще огромная и счастливая жизнь. А вот мне жаль, что ни одного «Орфея» не получил и уже никогда не получит пронзительный и очень горький фильм Николая Досталя «Завещание Ленина». Это не просто первоклассная режиссерская работа. В эпоху коммерческого телевидения это еще и гражданский поступок. Именно поэтому он вызвал такие живые отклики, поэтому его так взволнованно обсуждали зрители и критики. А что же Академия? Она его просто не заметила. Простите, но речь уже идет о лице всего телевизионного сообщества. И потеряло оно его не вчера. Для нас принципиальное значение имеют качество и смысл послания, которое телеакадемия посылает во внешний мир.
в: Публика взбудоражена новым проектом вашего канала — «Имя России». Еще недавно по итогам голосования на сайте проекта уверенно лидировал Сталин. В последние дни его догнал, а затем и обошел Николай II. Это как раз неудивительно — отмечается 90-летие расстрела царской семьи, идут программы по всем каналам, и резкое возвышение Николая Александровича Романова свидетельствует, пожалуй, лишь о том, каким поистине гигантским влиянием на умы людей может похвастаться ТВ. Ну а лидерство Сталина как объяснить? Что это — тоска по «сильной руке» или все-таки по сильной стране, по империи? Плюс Высоцкий с его устойчивым третьим-четвертым местом — может быть, России не хватает брутального мужика?
о: Я должен сразу обратить внимание на два принципиальных момента. Во-первых, ваш вопрос никакого отношения к телевидению не имеет. Во-вторых, вы пытаетесь интерпретировать некорректные с научной точки зрения результаты. Неизвестен возрастной состав голосующих, их социальный статус, кого там больше — мужчин или женщин… Надо понять главное: мы не выбираем себе политического, государственного или интеллектуального лидера. К счастью, страна этот выбор уже сделала. «Имя России» — это всего лишь большая общенациональная игра. Увлекаясь которой, мы начинаем хоть что-то понимать в том объеме событий и персонажей, которые обращены в прошлое.
У меня есть такая теория. Я называю ее «теория псевдонимов». Наш язык от интеллектуального плоскостопия постепенно стаптывается. Одни и те же ситуации мы объясняем друг другу в течение многих лет одними и теми же словами. В какой-то момент это становится невыносимо. Но случается чудо, и вдруг появляются новые слова, псевдонимы — другие имена для тех же самых фигур на шахматной доске. И игра вдруг вспыхивает с новой силой.
Приведу один пример. Фильм архимандрита отца Тихона «Гибель империи. Византийский урок» стал знаковым событием в общественной жизни страны в текущем телесезоне. По итогам показа вышло в свет около 500 публикаций. То есть в России на появление этого фильма откликнулись даже многотиражки. Мне не надо вам напоминать, насколько острой и взрывной оказалась реакция так называемой творческой и научной интеллигенции. Про политиков, депутатов я просто не говорю. В книжных магазинах пропала — скуплена подчистую — любая литература по византологии, в том числе скучнейшая, сложнейшая, сугубо профессиональная. Что нам в этой Византии? Почему так произошло? Потому что отец Тихон предложил новый — яркий и провокативный — язык для обсуждения того, о чем мы упорно говорим уже лет пятнадцать. И самое потрясающее, что это сделал не политолог, не журналист, это сделал священник, и сделал безупречно с профессиональной точки зрения. Актуализировать историю, прожить ее заново — вот самое трудное и самое желанное состояние для теледокументалистики. События, которые кажутся далекими, никак не соразмерными твоей сегодняшней жизни, вдруг проживаются здесь и сейчас.
в: И все-таки, если Сталин вдруг удержит первенство до самого финала, неужели телеканал «Россия» обнародует такой результат?
о: Это конечно же будет выглядеть очень некрасиво и репутационно дико, если нация проголосует за Сталина. Но, я уверен, что результат будет иной. На старте всегда слышны громкие крики, радикальные лозунги, узнаются яркие имена, которые у всех на слуху. Проходит время, и разум берет верх. Кроме того, собственно телевизионная часть этого проекта начинается ровно там, где заканчивается выбор претендентов. У каждого из двенадцати избранных героев будет свой поверенный — яркая, харизматичная и в чем-то перекликающаяся с героем личность. Этому человеку и предстоит отстаивать перед телезрителями лидерство своего героя, его правоту. По большому счету итоговая победа достанется не конкретному историческому лицу, а тому, кто глубиной и точностью своей аргументации заставит нас поверить, что надо голосовать именно за него.
в: Но помимо «адвокатов» в студии, видимо, будут присутствовать и «прокуроры»?
о: Разумеется. Более того, в этот же момент по нашему замыслу в студии находятся «адвокаты» других исторических персонажей. И они будут пытаться перетянуть симпатии аудитории на свою сторону. Повторяю: главное — в том, что, обсуждая того или иного государственного деятеля, писателя, художника, мы успеваем что-то понять про самих себя. Процесс самопознания, а вовсе не имя, названное в итоге, — вот настоящая цель проекта «Имя России». Если мы будем рассматривать количество проголосовавших за того или иного персонажа как замер общественной температуры и делать из этого далекоидущие выводы, скандала не миновать. А сколько мы откроем в самих себе, — подсчету не поддается. Но по вектору это всегда в плюс, всегда на пользу.
в: Знаю, что еще ни разу нигде подобный проект не завершался тихо, спокойно и гладко. Серьезная шумиха была в Британии, настоящий скандал — на Украине, где лидировавшего Бандеру в последний момент поменяли на Ярослава Мудрого…
о: Чему мы можем радоваться уже сейчас, что выгодно отличает нас от той же Украины? Первая часть проекта «Имя России» проходила под возмущенные комментарии: как вы посмели не включить в список такую-то фамилию?! Но это обратная сторона нашего национального богатства. Россия так замечательно устроена, что количество героев у нас — необъятное. В украинском проекте были огромные проблемы. Стояла задача — найти этнически стерильный образчик культуры. У нас этой проблемы нет вообще. Поляки, грузины, татары, евреи, украинцы, французы, немцы, шведы… — все они составляют гордость нашей страны. Реальную гордость. Это и есть великая Россия.
в: А вы сами уже проголосовали?
о: Нет.
в: И все-таки: какое имя для России выбирает Сергей Шумаков? Или несколько имен…
о: Мне дорога такая чувственная, геополитическая и одновременно интеллектуальная история как Екатерина Великая и князь Потемкин-Таврический. Эта пара по большому счету и создала ту Россию, которую мы теряем. С их именами связано то, что называется высоким вкусом — в одежде, поведении, искусстве, во взаимоотношениях мужчины и женщины, в построении городского и природного ландшафта…
«Ликвидация», «Война и мир», «фартовый канал»
в: Возвращаясь к фильму отца Тихона, — есть ли в планах новые проекты с его участием? Может быть, среди авторов канала «Россия» появятся другие священнослужители? Как насчет сериала типа «Батюшки»? Вообще — что нас ожидает в этой высокодуховной сфере?
о: Планы обсуждаются, хотя успех «Византии» клонировать невозможно. Объем фильмов и передач по религиозной тематике, который мы предлагаем нашему зрителю, вообще беспрецедентен. Но я вам, знаете, какую вещь скажу: бывают фильмы, по духу своему исключительно православные, христианские, религиозные, хотя в них отсутствуют какие-либо характерные приметы подобного кино: ни куполов, ни батюшек, ни умиротворения, ни сусальности… Для меня образцом в этом смысле является картина «Мы из будущего», которую мы подробно обсуждали на «круглом столе» в «Известиях». Религиозное чувство возникает на границе мира живых и мира мертвых. Когда человек может соизмерить себя с вечностью. Оказавшись на этой границе, ты становишься сопричастен вопросам веры. Вдруг приходит осознание, что без Бога я ничего не пойму, ни шага не сделаю и не реализуюсь как человек.
в: Как вы относитесь к государственному — или, как теперь говорят, национальному — заказу в области кино? Возможно ли что-то подобное на ТВ?
о: Я очень хорошо к этому отношусь — хотя бы с точки зрения коммерческой. Стоимость кино- и телевизионного продукта растет в геометрической прогрессии. Зрительские запросы связаны не только с содержанием того или иного произведения, но также с качеством, с масштабом, с уровнем зрелищности. Чтобы отвечать запросам времени, внутренних ресурсов у телевидения не хватает. Нужна целевая поддержка государства.
в: И вы не боитесь, что госзаказ приведет к идеологизации телевидения?
о: Это аргументы людей из советского прошлого. В те времена госзаказ был лишь надстройкой над системой тотальной идеологии, из которой никто не мог выпрыгнуть. А в современной России доминирующей идеологии нет.
в: Какими критериями вы руководствуетесь, когда вам приносят, например, сценарий очередного сериала? Что ложится на чаши весов «принять — отвергнуть»?
о: Во-первых, мы должны понимать, что это не нанесет вреда зрителям, государству и нашему телеканалу. Следующий критерий: талантливо — не талантливо.
Современное телевидение — это на девяносто девять процентов вал, поток. И лишь некоторые вещи делаются штучно. По внутреннему заказу — я бы так выразился. Вот «Ликвидация» — этот фильм для нас является репутационной победой. Он задает определенную планку решения художественной задачи. И поразительным образом точно попадает в сознание современного зрителя. Можно ли насилие победить насилием? Наше коллективное бессознательное устроено таким образом, что нам кажется: не просто можно, а и нужно! «Ликвидация» развенчивает миф, который сидит в головах у абсолютного большинства наших соотечественников: мол, если однажды ночью правильные парни возьмутся за дело, то завтра в стране наступит рай. Этому мифу не семьдесят и не сто лет, он уходит корнями в глубины нашей истории. Именно на нем были основаны чудовищные механизмы репрессий, обмана и насилия. Фильм провоцирует, втягивает зрителя в разговор, а внутри вырастает совершенно другая история. Нет, рая не будет. В стране будет ад. И это рассказано не в форме моралите, не с назиданием, это передано как сильный художественный опыт. Но для телеканала «Россия» это принципиально — с точки зрения его идеологической позиции. Эта победа для нас бесконечно дорога — как для канала государственного. Точка.
в: Что дал вашему каналу большой международный проект «Война и мир»?
о: Это очень важный для нас опыт. Участвовали актеры из девяти стран, осуществляли проект семь стран. Для меня лично это была уникальная возможность понять, что же такое объединенная Европа и какими глазами она смотрит на Россию. Мне показалось, что они к нам относятся более благожелательно, чем мы относимся сами к себе и к ним. Во всяком случае, внутренним мотивом к созданию этого серила, безусловно, послужило невероятное уважение к русской культуре. Иногда мне казалось, что оно зашкаливает, переходя в самоуничижение. Постоянно они повторяли: разумеется, нам не превзойти Сергея Бондарчука, конечно, мы не сможем передать всей глубины этого романа, но мы хотим показать Россию как страну, которую мы любим и уважаем. Это звучало на каждой встрече, это говорили актеры — абсолютно искренне. Успех фильма в Европе был фантастический, невероятный! Италия, Франция, Испания, Германия, Польша — везде это была топовая история, о ней писали, говорили… Мы надеялись, что у нас, в России, поймут и оценят хотя бы искренность, с которой подошли к этому проекту наши европейские друзья. А результат феноменальный: я такой яростной и бескомпромиссной критики не читал очень давно. В чем нас только не обвиняли. И я вдруг понял, что дело не в кино, этот проект воспринимают как посягновение на святыню. Мотивацией агрессии было не содержание фильма, а сам факт: как посмели дотронуться?! Но большинство из тех, кто гневно отсылал нас к тексту романа или к фильму Бондарчука, очень давно не перечитывали первое и не пересматривали второе. Я отвечаю: все, что показано в нашем фильме, имеет самое прямое отношение к роману Льва Николаевича Толстого. Любовь, страсть, измена, опасное преображение Наташи Ростовой из милой девочки в истеричную фурию — то, чего нет в школьной программе, нет у Бондарчука, но есть в романе. История про то, как девочка становится женщиной и как страна, проходя сквозь чудовищные испытания, становится империей. Надо всего лишь открыть книгу и прочитать ее как абсолютно современное произведение. Европейцам это удалось, а мы не можем — потому что наша извращенная религиозность заковала «Войну и мир» в тяжелый золоченый оклад.
в: Кто выступил инициатором этого проекта и какую роль отвели в нем России?
о: Инициатором была итальянская сторона. Нас пригласили как хранителей «сакрального» знания, но кроме того мы равноправно участвовали в этом проекте на всех стадиях: при подготовке сценария, проведении кастинга, в съемках, в оказании услуг, финансово.
Это первый фильм за пятьдесят лет — после «Летят журавли», рассказавший миллионам европейцев о фантастической стране с богатейшей культурой, красивейшим языком, потрясающей аристократией. Совсем недавно доминировал другой образ: скоты, быдло, кровожадные, немотивированно жестокие… Для Европы Россия — единственное принципиальное пространство, которое позволяет им самоидентифицироваться. Они боятся этой части континента и, отражаясь в этом страхе, узнают себя. И вдруг им предлагают совершенно другой образ…
в: …И они теряют самоидентификацию.
о: Это правда. Если здесь море страха, жестокости и лжи, то они будут крепки как никогда. Они будут собраны и сосредоточены на своем представлении, что Европа заканчивается аккурат по Днепру. Для них это хорошая история. Для нас она — оскорбительная. Тогда проект «Имя России» перестает быть игрой. Он становится инструментом фанатиков, бритвой в руках сумасшедшего. Граница пробивается только нашей доброй волей, культурой и пониманием того, что мы — действительно часть Европы.
в: Продолжение сотрудничества планируется?
о: Наши европейские коллеги выражают такое желание, но необходимо найти материал, который был бы одинаково интересен и россиянам, и европейцам.
в: А вообще, что касается классики на телеканале «Россия» в будущем сезоне: появятся ли на экране великие книги и великие авторы?
о: Мы готовим масштабный проект под названием «Достоевский». Грандиозный биографический фильм. Подробности пока держим в секрете, сейчас идут пробы актеров.
в: После футбольных, хоккейных и песенных побед за «Россией» закрепилось прозвище «фартовый канал». Насколько серьезно вы к этому относитесь?
о: Это домашняя радость, не более того. На нашем канале работают люди трезвомыслящие: они знают, сколько усилий надо вкладывать ежедневно и ежечасно, как редко при этом выпадают моменты везения и как неустойчива фортуна. Конечно, приятно было слышать про «фартовый канал», но мы отнеслись к этому очень сдержанно и ни разу этим не воспользовались, чтобы закрепить в сознании людей некое клише. Заметьте: про «фартовый канал» говорил кто угодно, только не мы. Не думаю, что кто-нибудь еще, кроме нас, удержался бы от такого соблазна…
Справка «Известий»
Шумаков Сергей Леонидович родился 3 февраля 1951 года в Москве. Окончил киноведческий факультет ВГИКа. Кандидат искусствоведения. До 1987-го работал научным сотрудником в НИИ киноискусства, затем — на Центральном телевидении СССР в Главной редакции кинопрограмм, был автором и шеф-редактором программы «Киносерпантин». В 1990 году назначен главным редактором редакции кинопрограмм; с 1991-го — автор и режиссер программы «Вестники» телекомпании АТВ (Авторское телевидение). 1995-2001 гг. — продюсер художественных, развлекательных и просветительских программ, с 1999-го — также директор Дирекции утреннего телеканала ОРТ. С октября 2001-го работал в должности заместителя генерального директора — главного продюсера телекомпании НТВ. С марта 2003 года — заместитель генерального директора, директор Дирекции главных продюсеров телеканала «Россия». Член Союза кинематографистов РФ; член Академии Российского телевидения; награжден орденом Дружбы.
Новости
3 августа 2006
Сергей Шумаков: «Остров» для нас профессиональная победа
63-й Международный кинофестиваль в Венеции объявил свою программу. Россию будут представлять 3 картины – «Эйфория» Ивана Вырыпаева, «Свободное плавание» Бориса Хлебникова и «Остров» Павла Лунгина. Кроме того, в специальной программе «Тайная история русского кино» будет представлена ретроспектива советских мюзиклов. О шансах наших фильмов получить «Золотого льва» рассказывает генеральный продюсер телеканала «Россия» Сергей Шумаков.
— Сергей Леонидович, добрый вечер!
— Добрый вечер!
— Каковы наши шансы?
— В основной программе будет фильм Воропаева «Эйфория». Фильм «Остров» завершает этот грандиозный праздник кино. Этот фильм будет показан на закрытии 63 Венецианского кинофестиваля.
— Если в Сочи фильм Лунгина открывал, то в Венеции он будет закрывать программу?
— На открытии «Кинотавра» фильм был показан впервые зрителю. На мой взгляд, публика приняла картину очень хорошо. Она была очень задумчива, растрогана. Что для меня было чрезвычайно важно, это картина достигла своей цели. Потому что давно в нашем кино не появлялись картины, которые заставляют задуматься. В то же время, они по преодолению, являются произведениями искусства. Это фильм, в котором в полном объеме представлен современный кинематограф, как искусство, как пластическое искусство. И я очень надеюсь и рассчитываю, что в Венеции нас тоже правильно поймут, почувствуют. Потому что, на мой взгляд, это одна из первых таких настоящих европейских картин в истории современного российского кинематографа.
— Венецианский кинофестиваль считается престижным форумом. Но не так часто они балуют вниманием российское кино, в чем причина?
— О Венецианском фестивале это сказать очень трудно, к нам там относятся достаточно тепло и привечают нас — фильм «Возвращение» Звягинцева, это два «льва», это очень серьезно. Кинематографическая мода чрезвычайно изменчива. Сейчас на мировых рынках очень популярны фильмы азиатских регионов, вы знаете, они завоевывают там основные позиции. Но вот сейчас произошло что-то неожиданное, это был такой приятный сюрприз. И даже уже в газетах стали появляться такие достаточно броские крикливые заголовки — «Русские атакуют Венецию».
— Даже так?
— Даже так. Буквально, по-моему, вчера я это прочил. Это вполне заслуженно. Венецианский фестиваль в этом смысле более чувствительный и менее коммерческий.
— По сравнению с Каннами?
— Да, да. Я бы не хотел тут расставлять акценты. И в этом году действительно представлена такая беспрецедентная программа на Венецианском фестивале. Не представлена, а отобрана.
— А кто основные конкуренты у нас?
— Мне очень трудно сейчас говорить о конкурентах. Я бы сказал, о наших преимуществах, а дальше, собственно говоря, борьба покажет. В двух словах, вот буквально несколько часов назад закончилась пресс-конференция генерального директора международного кинофестиваля в Венеции Марка Мюллера, который прилетел в Москву специально для того, чтобы объявить программу. И огромное внимание было уделено именно русским фильмам. Повторюсь, в основном в конкурсе участвуют фильм «Эйфория». Мы будем желать ему успеха. Мы будем переживать, болеть за этот фильм и надеемся, что его достойно оценит жюри. Закрывать фестиваль, как я уже сказал, будет фильм Павла Лунгина «Остров». Это тоже беспрецедентное событие. Потому что ни один — ни советский, ни русский фильм, насколько я знаю, память мне в этом смысле пока не изменяет, в течение последних там 20 лет, не закрывал вот такого рода масштабный фестиваль. В день, когда буду вручаться призы, оглашаться победители, и будет показан фильм Павла Лунгина «Остров».
— Еще же короткая программа есть?
— Есть. Представлена картина «Свободное плавание» Бориса Хлебникова. Кстати, все 3 фильма были на Кинотавре. Были там отмечены и вызвали достаточно живые дискуссии.
— А ретроспектива наших советских мюзиклов. Как относится западная публика к нашим мюзиклам?
— Ну, если честно, никак. Потому что она не знает советские мюзиклы.
— Для них это будет открытием?
— Да, это открытие. Здесь вкралась одна такая лингвистическая неточность. Это не тайная история. Это, как правильно сегодня нам Климов заметил, это сокровенная история советского кино, то есть для нас это не является тайной. Это самые знаменитые фильмы от «Волги-Волги» до фильма Андрона Кончаловского «Романс о влюбленных». Это вот самые знаменитые фильмы.
— Наши любимые?
— Любимые фильмы, но для западного зрителя это абсолютно закрытое кино, абсолютно неизвестное. Между тем, как показывает история, эти два направления развивались практически параллельно — и в России, и в Америке, и в Европе, практически параллельно.
— Они наверняка поймут, если это шло параллельно, то соответственно те чувства, которые переживали зрители тогда, смогут понять и то, что творится в нашем кино?
— Я думаю, что здесь никакой проблемы нет. Потому что если кино искреннее, профессиональное, художественное и, что чрезвычайно важно в данном случае, музыкальное, то люди испытывают примерно одни и те же чувства во всем мире, и уровень, масштаб постановок этих картин был столь же велик, как и в Голливуде.
— А как возникла эта идея?
— Здесь надо снять шляпу и поклониться, конечно, и Марку Мюллеру и дирекции, отборщикам Венецианского фестиваля, которые вместе с Госкино, вместе с нашими коллегами из России придумали, осуществили и, я думаю, проведут блистательно эту потрясающую акцию.
— Что же, спасибо большое, Сергей Леонидович за то, что нашли время ответить на наши вопросы.
— Я позволю себе — буквально несколько секунд. Дело в том, что для нас это особая честь — для телеканала «Россия». Потому что фильм «Остров» как бы родился по инициативе канала «Россия». Он был организационно поддержан, финансово поддержан, то есть для нас это еще профессиональная личная маленькая победа. И я не скрою, мы испытываем такие сильные чувства вместе с нашими коллегами, замечательными актерами: это Дюжев, Мамонов, Сухоруков и Нина Русланова. И, конечно, в первую очередь, это Паша Лунгин, знаменитый режиссер, который сделал блистательную картину. Хочу еще раз подчеркнуть, вместе с телеканалом, который носит гордое название Россия.
Георгий Каптелин, ВЕСТИ 24
Шумаков, Сергей Леонидович
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шумаков. В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Шумаков, Сергей.
Серге́й Леони́дович Шумако́в (род. 3 февраля 1951 года, Курск) — российский медиаменеджер, продюсер кино и телевидения, кинокритик, режиссёр, педагог, общественный деятель. Заместитель генерального директора информационного холдинга ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК) (с 2003 года), директор и главный редактор телеканала «Культура» (с 2009 года). Член Академии Российского телевидения (с 2001 года). Член Союза кинематографистов Российской Федерации. Кандидат искусствоведения. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2011 год) и премии «ТЭФИ» (2016 год).
Биография
Сергей Шумаков родился 3 февраля 1951 года в Курске.
В 1979 году окончил киноведческое отделение сценарно-киноведческого факультета (учебно-творческая мастерская Л. А. Зайцевой) Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК).
В 1988 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте киноискусства Государственного комитета СССР по кинематографии (ВНИИ киноискусства Госкино СССР) защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения на тему «Слово в звукозрительном строе фильма, как проблема советской кинотеории».
Профессиональная деятельность
С 1979 года по 1987 год — научный сотрудник ВНИИ киноискусства. Статьи публиковались в специализированных научных журналах о проблемах кинематографа «Искусство кино», «Киноведческие записки» и «Советский экран», в газетах «Советская Россия» и «Советская культура». Заведовал отделом критики редакции журнала «Киносценарии».
В 1987 году пришёл на работу в Главную редакцию кинопрограмм Центрального телевидения Гостелерадио СССР (ЦТ СССР). Был автором и редактором-консультантом программы «Киносерпантин».
В 1990 году в должности главного редактора возглавил Главную редакцию кинопрограмм Центрального телевидения Гостелерадио СССР (ЦТ СССР). Уволился с данного места работы 19 августа 1991 года.
В 1991 году начал сотрудничество с независимой частной телекомпанией «Авторское телевидение» (АТВ). Был автором и режиссёром программы о русской культуре «Вестники», готовил сюжеты для других программ этой телекомпании, например, «Пресс-клуб».
В 1995 году перешёл на созданное Общественное Российское Телевидение (ОРТ), занял должность продюсера художественных, развлекательных и просветительных программ. Сергей Шумаков в данной должности курировал такие программы, как «Клуб путешественников», «В мире животных», «Очевидное — невероятное», «Поле чудес», «Пока все дома», «Смак», «Чтобы помнили», «Серебряный шар», «Угадай мелодию», «Здоровье», «Эти забавные животные», «Золотая лихорадка» и другие.
В 1999 году стал совмещать должности продюсера художественных, развлекательных и просветительных программ и директора Дирекции утреннего телеканала. Курировал работу информационно-развлекательного канала «Доброе утро», также принимал участие в запуске на канале популярных телепрограмм «Кто хочет стать миллионером?» и «Большая стирка».
С 23 октября 2001 года — заместитель генерального директора — главный продюсер телекомпании НТВ. Входил в состав правления ОАО «Телекомпания НТВ». Покинул телекомпанию после назначения на пост генерального директора телекомпании НТВ Н. Ю. Сенкевича.
Дальнейшая деятельность связана с холдингом ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК).
С 18 марта 2003 года по 25 февраля 2004 года — заместитель председателя ФГУП ВГТРК, руководитель Службы главных продюсеров телеканала «Россия».
С 26 февраля 2004 года (де-факто — с 29 июля 2004 года) по 18 ноября 2009 года — заместитель генерального директора ФГУП ВГТРК, руководитель Службы главных продюсеров телеканала «Россия».
С 19 ноября 2009 года — заместитель генерального директора ФГУП ВГТРК, директор и главный редактор общероссийского государственного телеканала «Культура».
В 2010 году избран заведующим кафедрой телевидения режиссёрского факультета Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК).
Фильмография
Как генеральный продюсер, сопродюсер или автор сценария принимал участие в создании следующих художественных и документальных фильмов, телевизионных и документальных сериалов:
Общественная деятельность
Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации. Член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член Патриаршего совета по культуре и Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских. Входит в состав Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию и Медиа-совета Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» (ВОО «РГО»).
C 3 июля 2012 года по 18 декабря 2013 года входил в состав общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.
Принимает участие в благотворительных акциях.
Увлечения
Горные лыжи, посещение бани.
Награды и премии
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 мая 2016 года) — за большие заслуги в развитии телевидения и радиовещания, многолетнюю плодотворную деятельность.
- Орден Дружбы (27 ноября 2006 года) — за большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность.
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2011 года (совместно с О. Б. Добродеевым и С. И. Бэлзой) (5 июня 2011 года) — за вклад в популяризацию достижений культуры и науки и выдающуюся просветительскую деятельность.
- Орден святителя Макария, Митрополита Московского, III степени (7 ноября 2006 года) — за активное участие в подготовке и выпуске XII тома «Православной энциклопедии».
- Золотая медаль имени Льва Николаева (30 ноября 2011 года) — за неоценимый вклад в просвещение, образование и культуру.
- Национальная премия «Человек года — 2011» Русского биографического института в номинации «Телевидение» (14 декабря 2011 года) — за пропаганду достижений российской и мировой культуры.
- Специальный приз национальной телевизионной премии «ТЭФИ—2016» (совместно с Александром Кормилицыным) в категории «Вечерний прайм» (28 июня 2016 года) за проект «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены».
Примечания
- 1 2 Шумаков Сергей Леонидович. База данных «Лабиринт» — демо-версия. Проверено 8 августа 2013.
- Шумаков С. Л.. Слово в звукозрительном строе фильма, как проблема советской кинотеории: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность 17.00.03 — Кино-, теле-и другие экранные искусства. Российская государственная библиотека. — Электронный каталог. Проверено 7 августа 2013.
- Аннотированное оглавление, №№ 1—40. Историко-теоретический журнал «Киноведческие записки». Проверено 10 августа 2013.
- 1 2 3 Отдел информации. НТВ усиливают кадрами с ОРТ. «Утренняя газета» (YTPO.Ru), выпуск 270 (592) (16 октября 2001). — Культура. Проверено 8 августа 2013.
- Дмитрий Еловский. Виктор Осколков. «Я решил поставить в эфир „Лебединое озеро“». Телеканал «Дождь» (19 августа 2011). — Архив программ — ПУТЧ. Реконструкция. Проверено 9 августа 2013.
- Александру Олейникову вызвали «Ускоренную помощь». Комсомольская правда (16 октября 2001).
- Команда НТВ отказала в доверии новому назначенцу «Газпрома». Lenta.ru (30 января 2003). Проверено 19 августа 2017.
- Шумаков Сергей Леонидович (рус.), ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» (20 ноября 2009). Проверено 9 августа 2013.
- Наталия Ростова. «Россия» стала независимей. «Газета.Ru» (18 марта 2003). Проверено 8 августа 2013.
- Указ Президента Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 990 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 25 августа 1997 г. № 919 „О совершенствовании государственного телевещания в Российской Федерации“». Официальный интернет-портал правовой информации (29 июля 2004). Проверено 4 августа 2013.
- Шумаков Сергей Леонидович. Общероссийский государственный телеканал «Культура». — Лица — Руководство телеканала. Проверено 19 августа 2017. Архивировано 8 августа 2014 года.
- Алёна Сычёва. Фестиваль ВГИК: Дорогу молодым!. Портал «ПрофиСинема.ру» (23 октября 2010). — Главные события киноиндустрии — Фестивали. Проверено 8 августа 2013.
- Режиссёрский факультет. ВГИК. — Факультеты. Проверено 9 августа 2013.
- Жизнь и судьба. Интернет-журнал о российском кино Ruskino.ru. — Фильмы. Проверено 29 января 2014.
- Совет по культуре и искусству. Президент Российской Федерации, официальный сайт (20 сентября 2012). — Состав Совета. Проверено 2 октября 2013.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 1504-р (PDF). Официальный сайт Правительства Российской Федерации (28 августа 2013). — Об утверждении состава Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации. Проверено 28 августа 2013.
- Совет по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Официальный ресурс Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (29 февраля 2012). — Органы при Председателе Совета Федерации. Проверено 9 августа 2013.
- Патриарший совет по культуре. Официальный сайт Московского Патриархата (5 марта 2010). — Русская Церковь. Проверено 9 августа 2013.
- Образован Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских. Официальный сайт Московского Патриархата (26 декабря 2012). — Церковь и общество. Проверено 9 августа 2013.
- Победителем конкурса на пятую позицию во втором мультиплексе цифрового вещания признан телеканал ТВ3. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (18 декабря 2013). — Новости Роскомнадзора. Проверено 18 декабря 2013.
- Состав Медиа-совета. ВОО «Русское географическое общество». — Структура. Проверено 13 июля 2016.
- Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 3 июля 2012 г. № 736 «О создании Общественного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации» С. 14. Министерство культуры Российской Федерации (25 июля 2012). — Документы — Приказы и распоряжения. Проверено 2 января 2014.
- Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 2124 «Об утверждении состава Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации» (PDF). Министерство культуры Российской Федерации (20 декабря 2013). Проверено 2 января 2014.
- Акция «Милосердие — наше общее дело». Сайт Комиссии по церковной социальной деятельности «Милосердие.Ru» (31 мая 2011). Проверено 9 августа 2013.
- Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 219 «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации (12 мая 2016). — Система официального опубликования правовых актов в электронном виде. Проверено 12 мая 2016.
- Указ Президента Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 1316 «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации (27 ноября 2006). Проверено 7 августа 2013.
- Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2012 г. № 765 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 2011 года». Президент России, официальный сайт (5 июня 2012). — Документы. Проверено 19 августа 2017.
- Святейший Патриарх Алексий вручил церковные награды членам советов и сотрудникам ЦНЦ «Православная энциклопедия». Официальный сайт Московского Патриархата (8 ноября 2006). — Издательства и СМИ. Проверено 9 августа 2013.
- Нина Шаталова. Профессия — просвещать. Названы первые лауреаты золотой медали имени Льва Николаева. Еженедельная газета научного сообщества «Поиск», № 49 (2011) (9 декабря 2011). — Публикации. Проверено 7 августа 2013.
- В Москве состоится награждение медалью имени Л. Н. Николаева. Общероссийский государственный телеканал «Культура» (28 ноября 2011). Проверено 7 августа 2013.
- «Человек года — 2011». Номинации Русского биографического института. Русский биографический институт (РУБИН). — Телевидение. Проверено 7 августа 2013.
- Сергей Шумаков удостоен Национальной премии «Человек года». Общероссийский государственный телеканал «Культура» (14 декабря 2011). Проверено 7 августа 2013.
- Проект «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены» удостоен ТЭФИ. РИА Новости (28 июня 2016). — Культура. Проверено 28 июня 2016.
- Телевизионный продюсер сезона. Комитет индустриальных телевизионных премий. — Номинации 2016. Проверено 28 июня 2016.
Ссылки
- Шумаков Сергей Леонидович. Фонд «Академия Российского телевидения». — Состав АРТ-биографии. Проверено 7 августа 2013.
- Сергей Леонидович Шумаков. Биографическая справка. «РИА Новости» (19 ноября 2009). — Медиа. Проверено 8 августа 2013.
- Наталия Ростова. «Понимание отношений власти и телевидения как приказа и его исполнения абсурдно». Сайт «Slon.ru» (7 апреля 2010). — Государство и СМИ. Проверено 8 августа 2013.
- Анна Качкаева. Канал «Культура» — способ отражения жизни или резервация для культуры: в гостях у Анны Качкаевой главный редактор канала «Культура» Сергей Шумаков. Радио «Свобода» (21 июня 2010). — Радиопрограммы — Час прессы. Проверено 9 августа 2013.
- Елена Ямпольская. Генеральный продюсер телеканала «Россия» Сергей Шумаков: «Наша страна так замечательно устроена, что количество героев у нас — необъятное». Газета «Известия» (16 июля 2008). — Культура. Проверено 6 декабря 2013.