Содержание
Почему в храме женщинам следует покрывать голову?
Почему в храме женщинам следует покрывать голову?
Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18).
Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.
Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.
Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя девственница может входить в храм без головного покрывала)
Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.
Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.
А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения.
Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения.
Вот отрывок, в котором Павел говорит на эту тему:
1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19
На Руси сохранялся благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла. Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.
о.Константин Пархоменко
Почему в церкви надевают платок
В православной вере есть древний обычай — женщина входит в церковь с покрытой головой. Откуда берет свое начало эта традиция и, что означает, узнайте почему женщина должна надевать в церкви платок.
Истоки и обычая
Этот обычай зародился со слов апостола Павла, он говорил, что женщине подобает иметь на голове символ, который обозначает ее покорность и власть над ней ее мужа. Молиться или прикладываться к святыням с непокрытой головой считается постыдным. Со слов апостола и начинается одна из самых древнейших традиций, связанных с церковью.
Почему женщина должна надевать платок в церкви
Платок на голове женщины подчеркивает скромность и смирение, а общение с Богом становится более чистым и светлым.
В античной культуре волосы считались наиболее ярким атрибутом женской красоты. Привлечение к себе внимания в церкви — плохой знак, так как перед Лицом Господа все должны быть смиренны и отчистить голову от грешных мыслей. Помните, одежда также должна быть скромной, не стоит выбирать наряд, для похода в Божий храм, с украшениями или подчеркивающий фигуру. В таком случае покрытая голова не будет иметь смысла.
Платок надевают, чтобы подчеркнуть беззащитность женщины и призвать Господа к помощи и заступничеству.
Замужняя женщина надевая платок, при входе в церковь, говорит о своем смирении перед супругом. Становясь женой, она должна понимать, что становится хранительницей дома и семьи, у нее появляется ответственность перед Богам за семью и детей. Именно поэтому венчается девушка с полностью покрытой головой, как символ покаяния и обретения новых обязанностей. Также платок на голове является символом верности.
Почему мужчина должен снимать головной убор в церкви
Заходя в любое помещение, мужчина обязательно должен снять головной убор, как знак уважения хозяину. В церкви — это Бог. Таким образом он высказывает свое почтение и демонстрирует истинную веру.
Заходя в храм без головного убора, мужчина показывает свою беззащитность перед лицом Господа и говорит о полном доверии. В церкви мужчина отказывается от войны и кровопролития и должен каяться в своих прегрешениях. Это символ того, что перед Богом все ровны и общественный статус и положение не имеет значения.
Нужно помнить, что истинно верующий человек обязан соблюдать некоторые правила и обычаи, в знак уважения религии. Прийти в церковь в неподобающей одежде для православного неприемлемо и постыдно. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и
О платках и шляпах…
О платках и шляпах…
– Оденьте девочке шапку.
– Матушка, молитесь спокойно…
– Нет, вы меня послушайте. Или оденьте шапку, или сейчас же выйдите из храма.
– Матушка, девочке можно находиться в храме без головного убора.
– А я говорю – нельзя!
– Я сам священник, что вы спорите.
– Ай-яй-яй… Сам священник, а такого не знает… Священник называется… Чему других-то научит, когда сам ничего не знает?..
Такой доброжелательный )) разговор состоялся два года назад в храме маленького российского городка, в котором я оказался волею случая.
Со мной была маленькая дочь, и она была без шапочки.
Вновь и вновь происходят подобные ситуации, и в них, наверное, попадали и некоторые наши читатели. На самом деле, а почему женщина надевает перед тем, как войти в храм, головной убор? И почему мужчины его, наоборот, снимают?
Давайте сегодня об этом поговорим.
Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18). Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.
Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.
Девочки и девушки голову не покрывали, еще раз повторю, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины.
Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.
Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.
А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа как своего Спасителя, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения. Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения. Сначала давайте прочитаем отрывок, в котором Павел говорит на эту тему.
А потом я буду брать по одной-две строчки и комментировать. Таким образом, мы с вами разберем текст более или менее основательно.
1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19
Разберем этот фрагмент подробней:
Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
Ап. Павел традиционно хвалит своих адресатов. Даже если они виноваты, Апостол никогда не начинает с упреков, с критики. Он говорит добрые слова, в свете которых виноватым должно стать стыдно, что они не оправдывают ожиданий великого Павла.
Про какие предания, которые держат люди, говорит Павел? Скорее всего, про то, что христиане не должны идти на конфликт с окружающим миром и с нехристианами. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18) – любимый совет Ап. Павла, который он нередко напоминает христианам.
Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
Мы говорили выше, что покрытие головы для женщины означало, что она – за-мужем, она подвластна мужу. То есть, платок на голове был знаком, что над нею есть муж.
Свою аргументацию Ап. Павел разворачивает и рисует целую цепочку взаимоподчиненности. Он хочет убедить читателей, что все в мире подчинено законам, пронизано иерархичностью. И не надо отменять то, что существует и служит делу гармонии и порядка. Надо отметить, что вообще Ап. Павел уважает закон, законность и никогда не призывает христиан к бунтам, неповиновению, экстравагантным акциям.
Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
Не совсем понятно, что имеет в виду Ап. Павел. Может быть, он намекает на то, что покрывать голову обязан был человек отлученный, преданный херему (иудейской анафеме) за тяжкие грехи?
И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
«Обритая» женщина – это выставленная на позор за какое-то преступление. Для Павла странно слышать, что некоторые женщины снимают в христианских собраниях головное покрывало. Почему они это делали? Вы помните, как любили обращаться друг к другу христиане? Брат, сестра. Мы все близкие и родные, духовные родственники. Сам Христос считал учеников Своей семьей. В Евангелии описана шокирующая история. Однажды Иисус, как обычно, учил. «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 47-50).
Надо помнить, как важны на Востоке были семейные связи, как много значили семья и родственники, чтобы понять шокирующий радикализм слов Христа. Он Свою семью расширяет на всех, кто станет Его учеником…
Поэтому христиане любили называть друг друга брат и сестра, поэтому и священников мы ласково называем отцом, батюшкой, а почтенных пожилых прихожанок величаем матушкой. Христианская община – твоя семья! А в семье, со своими, женщина могла голову не покрывать, покрывала она ее, выходя к чужим, на улицу.
Вот поэтому некоторые коринфские христианки снимали головной платок, приходя в общину.
Но Ап. Павел не считает это удачной идеей. Ведь окружающие не будут вникать в богословские тонкости взаимоотношений членов христианской общины. Они будут сплетничать и зубоскалить. Вот собираются христиане вечером на молитву. Затворяют двери (непосвященных в собрание не пускали), совершают там богослужения, которые сами называют агапы – вечери любви. Что они там делают за закрытыми дверями, на вечерях любви, если даже женщины их, как в семье или как базарные блудницы, не покрывают голову?
Мы знаем о многих наветах и клевете, которую распространяли о христианах в первые века. Возможно, что христианки Коринфа, снимая головные покрывала, тоже давали повод придумывать о христианах всякие непристойные сплетни.
Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
Апостол Павел любил (это у него был такой риторический прием) свои размышления доводить, додумывать до конца, порой карикатурного.
Так и здесь. Не хочет женщина покрывать голову – пусть бреется наголо.
Понятно, что Ап. Павел это шутливо сказал, а не на самом деле давал такой совет. Его задачей было убедить женщин, что снимать головное покрывало на богослужении – такая же глупость, как и бриться наголо.
Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
Еще один риторический прием Ап. Павла – доказывать свою мысль разными примерами. Через это мысль его получала новое подкрепление и убедительность.
Вот и здесь, чтобы еще раз мотивировать необходимость женщине покрывать голову, Апостол напоминает эпизод с Моисеем. Когда Моисей сошел с горы Синай, от Бога, лицо его сияло так сильно, что он положил на него покрывало (Исх., 34-я глава). Вот так, говорит Ап. Павел, и в нашем мире. Женщина – принадлежит мужу. Она сияет его славой и честью и должна беречь это сияние под целомудренным покрывалом. Сияние это не должна открывать посторонним, но только своей семье.
Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
Не совсем понятно, что Ап. Павел имеет в виду. Может быть, ту историю из книги Бытие, что падшие ангелы прельстились красотой женщин и стали брать их себе в жены? Вспомните этот эпизод: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 1-2)… Это, по рассказу Библии, повлекло за собой рождение людей-исполинов, гнев Божий и потоп.
Может быть, Апостол Павел имеет в виду, что, покрывая лицо для посторонних, женщина застрахована от той неприятности, что она приглянется демону?
Здесь есть и другие предположения , но все же неизвестно, что точно имел в виду Ап. Павел.
Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Ап. Павел смягчается. Слишком сильно он «надавил» на христианок, слишком строг был. Поэтому он говорит, что все должны жить в уважении и любви и ни над кем не доминировать.
В конце Апостол приводит уже не богословские, а «естественные» аргументы в защиту того, что женщина должна покрывать голову. Ведь дает же ей Бог длинные волосы. Разве не понятно, что это для того, чтобы она могла прикрывать свою наготу:
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
Заканчивается этот отрывок весьма важным добавлением. Внимательно прочитайте его:
А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
Апостол говорит, что спорить, вводить какие-то экстравагантные новшества – не нужно: если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Нет такого обычая – спорить и диктовать свои мнения Церкви! Впрочем, в конце Ап. Павел говорит, что ставить и мирно обсуждать какие-то вопросы – вполне допустимо. Возможно, тогда более искусный и убедительный оратор сможет доказать свою правоту.
А теперь, когда мы разобрали этот текст, давайте поставим ряд вопросов и на них ответим:
Ношение женщиной головного покрывала имеет ли христианское основание?
Нет, это общая восточная традиция, которая была принята во времена Ап. Павла. Чтобы христиане не «скандализировали» общество, не казались смутьянами и нарушителями общественных приличий, говорит Ап. Павел, им следует придерживаться этого обычая.
Сам Ап. Павел считает это нужным?
Несомненно. Ап. Павел, возможно, как человек своего времени и своей культуры считал, что это очень важно. Именно поэтому Апостол так горячо, вновь и вновь приводя различные аргументы, защищает эту традицию.
С другой стороны, не будем преувеличивать и для самого Ап. Павла значения этой традиции. Из всех своих Посланий (а их – 14) Апостол лишь в одном и один раз касается этого вопроса. Возможно, потому, что поведение христианок Коринфа вызвало какие-то скандалы в городе или нестроения в самой Церкви. Вообще Ап. Павел крайне мало уделяет внимания обрядам и традициям, на первое место ставя вопросы веры и нравственной жизни.
На самом деле аргументы Ап. Павла доказывают ли решительно-принципиально важность ношения христианами головных покрывал?
Положа руку на сердце, можно сказать, что ни один из аргументов Ап. Павла не имеет принципиального богословского веса и важности. Если кто-то считает иначе, то пусть вспомнит, что Церковь очень легко рассталась, например, с тем утверждением Ап. Павла, что мужчина не должен во время молитвы покрывать голову. Для мирян оно остается в силе, но священнослужители покрывают голову во время молитвы скуфейками, камилавками, митрами, клобуками и т.д.
В самом деле, все аргументы Апостола – это аргументы, апеллирующие к традиции, обычаям, а не к принципиальным вещам, имеющим отношение к вере и Спасению.
Как, исходя из этого, должна поступать благочестивая христианка?
Похвально, что на Руси сохраняется благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла.
Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.
Вместе с тем, женщина не должна относиться к головному покрывалу, как к чему-то принципиальному для веры и духовной жизни. Никаких «репрессий» к тем, у кого голова не покрыта, применять нельзя. Нельзя отлучать от Причастия, не допускать в храм и проч. Христиане должны понимать, что платок на голове у женщины – лишь дань древнему восточному обычаю, не более.
Григорий Михайлов. Девушка, ставящая свечу перед образом. 1842. Государственная Третьяковская галерея.
Сегодня наши бабушки эту девушку заставили бы надеть косынку. Но в то время, когда люди понимали, «что и как надо на самом деле», подобных эксцессов не возникало.
Если кому интересно, два слова про косы:
Девочке волосы подстригали. Когда она становилась девушкой, то есть переходила в другую статусную группу, девушке заплетали одну косу. Эта коса была символом ее девичества, девушка берегла косу, ухаживала за ней. Существовало много поговорок на эту тему, например: «Коса – девичья краса» и др. Накануне замужества косу расплетали. В некоторых областях России косу подрезали, в некоторых просто расчесывали со специальными обрядовыми песнями и причитаниями. Расплетали обычно дружки невесты.
Затем ей заплетали две косы, которые она отныне и должна была носить. Эти косы укладывали вокруг головы. Носить одну косу замужняя женщина не могла, это было неприлично.
Косу отрезали девушке, если она впадала в блуд и лишалась девичества.
Также косу отрезали при монашеском постриге.
Аким Карнеев. Крестины. 2-я пол. 19-го века.
Обратите внимание на девушку, которая держит ребенка. Она тоже не покрыла голову. Одна коса говорит о том, что перед нами девушка, возможно, нянька малыша (а, может быть, крестная? но крестная бы получше оделась).
И последний вопрос: Как относиться к тому, что не только за Западе, но и во многих Православных Поместных Церквах (Греческой, Сербской и др.) женщины в храме головы не покрывают?
В восточных странах, преимущественно на Балканах, действительно появилась традиция женщинам в храме головы не покрывать. Греческие священнослужители говорили мне, что эта традиция идет от того времени, когда Греция и Балканы были под властью турок. Турчанки очень строго соблюдают все эти обычаи покровения головы. Греческие женщины, в пику им, в храме платки снимали, утверждая другие стандарты поведения.
Так это или нет, я не знаю, но в любом случае их традиции – их традиции. Никто не запретит русской женщине, если она хочет соответствовать духовной традиции, принятой на ее Родине, надевать при входе в храм платок.
Так же и мы должны к иным культурам относиться без осуждения.
По-моему, немножко в теме разобрались. Жду ваших комментариев и вопросов, которые помогут нам совершенно в ней разобраться.
Чтобы вам не было совсем скучно читать нашу статью и в качестве иллюстративного приложения, – несколько фотографий египетских женщин, одетых в соответствии с их культурой. Эти фотографии я сделал 6 лет назад в Египте. Культура эта сохранилась почти такой же, какой была во времена Апостолов. Показываясь на людях, женщины всегда покрывают головы платком.
Примечания
В благочестивой литературе есть мнение, что речь идет о светлых Ангелах, например об Ангелах Хранителях. Когда женщина носит покрывало, Ангелы видят, что она – замужем, и помогают ей в супружеской жизни.
Это очень красивое предположение, но едва ли верное. В то время, когда писал Ап. Павел, еще не было сформулировано учение об Ангелах как помощниках, тем более не было учения об Ангелах Хранителях. Оно появилось в последующие христианские века.
Покрытая голова у женщин
Почему женщины в церкви покрывают голову платками? Одним из источников такой традиции является, прежде всего, Святое Божие Слово – Библия.
⠀Апостол Павел говорил, что если женщина не хочет покрывать голову, то пусть стрижётся, а если ей стыдно быть подстриженной и обритой, то пусть покрывается.
Кроме того, жена должна иметь на своей голове знак власти мужа.
⠀В древней Руси обычай покрытия женщинами головы после замужества тоже был в ходу. По представлениям наших предков, если женщину чужие люди увидят без платка, это будет позором для неё и всей её семьи. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».
В настоящее время традиции покрывать женщинам голову были утеряны. Но женщина с непокрытой головой в церкви вызывает осуждение, и это считается неприличным и недопустимым.
⠀На Руси существовал интересный обычай надевать платки цвета, соответствующего дню церковного календаря:
— цвет Пасхи – красный или белый,
— Рождества – белый,
— Великого поста – тёмный,
— Троицы – зелёный,
— Богородичных праздников – голубой,
— обычных дней – жёлтый.
Хотите ли вы последовать этому обычаю?
Почему женщина надевает платок в храме?
Почему женщина надевает платок в храме? Многие прихожанки, заходя в храм и по традиции надевая платок, задаются этим вопросом. Поговорим сегодня о традиции ношения этого атрибута.
Откуда пошла традиция ношения платка в храме?
Еще в древности, во времена Ветхого Завета замужние женщины на Востоке покрывали голову. Это означало смирение и покорность перед своим супругом. Считалось неприличным замужней женщине выходить на улицу с непокрытой головой, ведь волосы мог видеть только муж. Сегодня эта традиция также сохранена в странах Востока.
В христианстве обычай женщине покрывать голову при входе в храм возник ещё в апостольские времена, благодаря словам апостола Павла: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5).
Апостол Павел как бы одобрил и утвердил обычай, который был в то время в Иудее. Но здесь же, кроме подчинения своему мужу, возникает и другое значение: смирение перед Богом и стремление выглядеть как можно скромнее и неприметнее, когда находишься в храме, дабы не отвлекать окружающих и не вводить в смущение.
С принятием христианства обычай покрывать голову пришел на Русь вместе с другими церковными обычаями. (Кстати, на Руси в те времена отличительной чертой замужней женщины был не только платок, но и наличие двух кос, которые заплетались между собой, а у незамужних девушек была одна коса).
Девушкам дозволялось в храме стоять с непокрытой головой.
С.И. Грибков «В церкви» (1860-е)
В нашем языке можно найти примеры, отображающие традицию ношения платка. К примеру, слово «опростоволоситься» означало оказаться с непокрытыми волосами, оно было равносильно слову «опозориться», т.к. замужние не ходили с непокрытой головой, это считалось неприличным.
По тому, как завязан платок, можно было узнать о его обладательнице: например, представительницы купеческого сословия завязывали платок на лбу (по-купечески), девушки завязывали платок спереди (по-девичьи), а замужние женщины перевязывали концы платка за спиной (по-бабьи).
Почему мужчина снимает головной убор при входе в храм?
А что же мужчины?Почему они, заходя в церковь, снимают головной убор? Эта традиция в христианстве, опять же, утвердилась благодаря посланиям апостола Павла. К слову, иудеи покрывали головы в знак смирения во время молитвы. Но апостол Павел пишет: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия» (1 Кор. 11:4, 11:7). В другом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4:7).
Таким образом, с утверждением христианства ветхозаветная «покорность раба» заменяется на «сыновство».
До наших дней сохраняется традиция мужчинам снимать головной убор во всех жилых помещениях или учреждениях, не только в храмах. Связано это с тем, что в прежние времена, заходя в избу, мужчины кланялись святым образам, которые находились в красном углу напротив входа. Сняв шапку, гость показывал свое почтение к иконам и уважение к хозяевам.
Монахи и священники имеют головные уборы, являющиеся частью их облачения, которые не снимают в храме. С одной стороны их уборы символизируют терновый венец, который был надет на Спасителя во время казни, а с другой — шлем воина (ежедневная борьба с темными силами).
М.В. Нестеров «Монах» (1913)
Традиция ношения платка сегодня
Сегодня женщины также покрывают голову в храме, девочкам и девушкам делать это не обязательно.
Как и в древности, в наши дни существует благочестивый обычай надевать платочки в храм разных цветов. Цвет платка может зависеть от того, какой праздник отмечается Церковью (про цвет церковных облачений мы писали в нашей статье). Например, белый платок многие женщины надевают в праздник Рождества Христова, красный — на Пасху, зеленый — на Троицу, в голубых платочках бывают в праздники, связанные с Пресвятой Богородицей и т.д.
Напоследок скажем, что не стоит удивляться, когда в некоторых балканских православных странах вы увидите, как женщина, заходя в храм, наоборот снимает головной убор. Связано это с тем, что эти страны долгое время были под властью турок, и местным жителям хотелось отличаться от традиций захватчиков.
Будем также помнить, что не следует приходить в храм в слишком
коротком платье или платье с открытыми плечами
ЕлицыМедиа
Основные каноны православной церкви, связанные с головным убором при посещении храма.
Людям, входящих в храм впервые, следует знать, что в церкви существуют определенные правила поведения. Духовные основания устанавливают все нормы православного этикета, которые обязаны координировать взаимоотношения между верующими, обращенными к Богу.
Много вопросов возникает по поводу головного убора у прихожан, при нахождении в церкви.
Об этом правиле этикета поговорим в предлагаемой статье.
Христианские традиции в храме
Такой обычай появился в глубокую христианскую древность, а точнее еще в апостольские времена. В ту эпоху, каждая женщина имеющая статус замужней и добропорядочной, покидая стены дома, прикрывала голову покрывалом. Этот головной убор свидетельствовал, о том, что женщина замужем и она принадлежит мужу.
Супруг мог развестись с женой не возвращая приданого, в случае появления ее на улице без платка. Такой женский вид, считался оскорбительным для мужа.
На Руси сохранилась эта благочестивая традиция — женщина в церкви должна проводить молитвенный ритуал прикрыв голову покрывалом.
Это способ выражения уважения и почтения к первохристианской церковной традиции.
Поскольку речь идет только о замужней женщине, или женщине потерявшей мужа, к молодым девушкам это требование не относится.
Как красиво завязать платок, палантин, платок-накидку и шарф на голову в церковь, храм?
Существует огромное количество способов ношения платка, но не все они уместны для посещения церкви.
Головной убор должен соответствовать ситуации, поэтому замысловатые банты и узлы необходимо исключить из варианта завязывания, для посещения храма.
Простое решение — это купить готовый головной убор.
Накиньте его на голову и застегните под подбородком булавкой
1 вариант
Затяните кулиску на готовом изделии
2 вариант
Если палантин или шарф не будет соскальзывать с головы, перекиньте концы крест на крест вокруг шеи, и отбросьте их назад
3 вариант
Достаточно просто накинуть любой шарф, при желании закрепите его брошью в районе шеи
4 вариант
Если нет уверенности в плотном расположении платка, завяжите его сзади на слабый узел
5 вариант
Завяжите палантин или косынку на узелок под подбородком
6 вариант
7 вариант
Можно подвязать платок вокруг головы, таким образом
8 вариант
Для обряда венчания подойдут самые простые способы
Как правильно завязать платок на голове по-православному?
Требования древних обычаев в православной церкви по завязыванию платков
Единственным правильным вариантом, по канонам православной церкви, считается завязать концы головного убора в районе подбородка или закрепить платок булавкой под ним.
Но в современной церкви, стараются не обращать внимание на то, каким образом покрыта голова, самое главное наличие любого покрывала на голове.
Обязательно ли одевать платок и покрывать голову в церковь?
Только блудницам и порочным женщинам позволено афишировать свою принадлежность к особому рода занятиям не покрывая голову.
Делайте выводы сами
Девочкам нужно ли одевать платок в церковь?
Требования современной церкви
При посещении храма девочки голову не покрывают.
Древние условности, приписывают головной убор к исключительному знаку замужней женщины.
Поэтому девственнице, не имеющей мужа, дозволено входить в церковь не покрывая платком голову.
Современная бытность внесла в давний обычай собственные изменения. Легче надеть палантин, чем навлечь на себя гнев не сведущих «бабушек».
Почему мужчины не покрывают голову в церкви?
Требования для мужской половины, согласно давних традиций
Посещая любое помещение, мужчине надобно освободиться от головного убора
Делается это для того, дабы отдать дань почтению и уважению хозяина
Хозяин церкви — Господь
Таким образом мужчина, проявляет не только уважение, но и подчеркивает свою беззащитность перед лицом Господа, и показывает истинную веру
Важно быть внимательными к чувствам людей, и помнить, что церковь они посещают, для того чтобы открыться перед Богом, попросить его о самом сокровенном и ценном, молятся о прощении за грехи. Поэтому необходимо одеваться и вести себя в этом месте в соответствии с церковными канонами.
Полезно будет ознакомится со словами апостола Павла по этому поводу:
Яндекс Дзен. Православие и мир
Мы привыкли, что в церкви женщины должны обязательно быть в платках, причем все, независимо от возраста. Прочитала недавно, что требование платка относится только к замужним женщинам, а девочкам и девицам он не обязателен. Это правда? И еще — в других православных странах, в Греции, например, женщины голову платком в храмах не покрывают. Выходит, это просто наша традиция?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Упоминание в Библии о необходимости для женщины во время молитвы покрывать голову относится к 1 Посланию к Коринфянам апостола Павла. Так как в этом тексте упоминается зависимость жены от мужа, то из этого делается вывод, что незамужним женщинам допустимо молиться и без головного убора. Однако этот вывод не совсем безупречен.
«…если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» — говорит Апостол (1Кор 11:6). Здесь слышен призыв к приличию во внешнем виде. Естественно, что в апостольские времена было позорным для женщины быть коротко стриженной или же бритой. Поэтому отсылку к традиции можно делать и в наше время.
У нас традиционно и девушки и девочки ходят в храм в головном уборе. Это красиво и благочестиво. Зачем что-то менять, если это неплохо? Внешний вид, одежда человека настраивают его на определенный лад и очень хорошо, что для молитвы, для посещения храма у нас имеется определенная форма одежды. Это дисциплинирует, помогает духовно настроиться на молитву. Зачем же это разрушать?
Можно, конечно, посмотреть на обычаи в других православных странах. Да, в Греции женщины ходят в храм без головных уборов, причем все — как замужние, так и незамужние. Но этому есть причина: в период турецкого владычества мусульманские власти настолько навязывали для христианок стиль одежды, предписанный Кораном, что отказ от платка стал своеобразным протестом. А вот в православной Грузии чаще встретишь в храме девочку в платке, нежели без платка.
Конечно же, ношение головного убора в храме — больше традиция. Но это традиция нашей Русской Православной Церкви. И лучше следовать этой традиции, чем пытаться навязать своим братьям и сестрам во Христе своё мнение. От такой демонстрации своей независимости и широты взглядов в душе не родится смирение, да и драгоценное время молитвы будет украдено внутренним стремлением противопоставить себя окружающим, заботой о том, как ты выглядишь и как на тебя реагируют окружающие.
Впрочем, если женщина или девушка захочет зайти помолиться в храм, то неважно, в чем она одета, в данном случае намного важнее её стремление к молитве. А вот для планового посещения храма лучше следовать именно традиции.
ДОЛЖНА ЛИ ЖЕНЩИНА В ЦЕРКВИ ПОКРЫВАТЬ ГОЛОВУ?
«…И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою,
постыжает свою голову…». (1Коринф. 11:5).
Так написано в Библии Синодального перевода.
Из этих слов у читателя складывается понимание, что женщина, которая молится или «пророчествует» в церкви не покрыв голову – позорит СВОЮ голову.
Однако это не так. Синодальное издание Библии не точно передает смысл слов, сказанных Апостолом Павлом. Читаем этот же текст в Современном Русском Переводе: «А всякая женщина позорит своего главу, если молится или пророчествует с непокрытой головой».
Не «свою голову» позорит женщина, молящаяся с непокрытой головой. Она позорит «своего главу», то есть — мужа.
Текстом выше Апостол говорит о мужчине, который молится или пророчествует с покрытой головой, что, сей муж – постыжает свою голову. Это – по Синодальному переводу. И опять – не точно. В СРП сказано: «Всякий мужчина, если молится или пророчествует с покрытой головой, позорит своего Главу».
Не «свою голову» позорит муж, если молится с покрытой головой, а позорит он своего Главу – Христа!
ЧТО ГОВОРИТ АПОСТОЛ?
Не про головные уборы пишет Павел.
В 11 главе Послания к Коринфянам Апостол поясняет Божественное устройство. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог».
Это Божественное устройство признают все, находящиеся в Церкви Божьей, в собрании учеников Христа.
Но, как вера без дел мертва, как без дел невозможно показать, что являешься верующим, так в церкви Божьей не получится говорить, что признаешь Божественную волю о верующих в Него, если не показываешь это делами, на практике. И как это можно показать? Гениально просто, с помощью головных уборов.
В церкви мужчина молится или пророчествует с непокрытой головой. Этим он показывает, что считает Христа своим Главой, и воздает честь Христу.
А женщина, когда молится или пророчествует в церкви — покрывает свою голову. Так она подтверждает, что признает Божественное устройство, что почитает мужа своим главой.
ЗНАК ДЛЯ АНГЕЛОВ…
Еще Апостол подчеркивает, что «жена должна иметь на голове своей знак власти над нею для Ангелов».
Что значит «для Ангелов»? Как это понимать?
Подробностей Апостол не раскрывает. Но мы можем предположить, что речь идет о чем-то весьма серьезном.
Ангелы, как известно, охраняют Божьих людей. Также мы читали слова Христа, что «при кончине века» Ангелы будут отделять злых из среды праведных. Кто знает, как дорого жене может обойтись непокрытая голова в церкви, если это еще и особый знак для Ангелов?
А ЕСЛИ НЕ ЗАМУЖЕМ?
В данной теме присутствует некий нюанс. Сказано, что жена, покрывая голову, показывает, что признает мужа своим главой. А если женщина не замужем? Должна ли такая женщина покрывать голову, когда молится или пророчествует?
В связи с этим возникает и другой вопрос: Кто является главой незамужней?
Апостол говорит: «Замужняя заботится о мирском, как угодить мужу, а незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу».
Исходя из общего смысла пояснений Апостола, можно понять, что в церкви голову должна покрывать замужняя женщина.
ВАЖНО И ДЛЯ ДУХОВНОСТИ ЦЕРКВИ
Лет 40-50 назад у верующих на эту тему не было никаких вопросов. Женщины в собраниях покрывали головы. Ныне это указание Апостола многими верующими женщинами откровенно игнорируется. «Какая разница? Причем платок на голове? Какое он имеет отношение к вопросам духовным?..»,- искренне говорят они.
Побуждающий к размышлению факт: При Ветхом завете, когда всем управляла «буква Закона», церемонии, обряды, — тема покрытия головы женщиной при посещении храма, или при жертвоприношении, не рассматривалась.
Но при Новом завете, когда «буква», церемонии, формальности упразднены, когда всем управляет Дух, вдруг всплывает вопрос о покрытии женщиной головы в церкви. Почему это? Неужели для Духа важна какая-то материальная составляющая?
Выходит, что – да. Но, конечно, не для Божьего Духа, а для духа людей, находящихся в церкви.
Человек, по Библии, есть существо духовное. Также человек еще и существо психическое, и — физическое. («Дух, душа и тело…»). Отними любое из этих трех, и — человека нет.
Что касается материальной составляющей, то для человека некоторые буквальные, материальные дела и действия имеют важное духовное значение. Так, например, ученики Христа, руководимые Духом Бога, на Вечере воспоминания Смерти Господа Иисуса принимают от буквальных символов хлеба и вина. Зачем духовным людям такое материальное действо?
Или – водное крещение. Так ли оно важно? Не является ли крещение материальной формальностью? К чему она при Новом Завете, когда всем управляет Божий Дух?
Ответ на эти вопросы заключается в самой сущности человека.
Каким бы ни был духовным человек, он, все равно является человеком. И получивши вечную жизнь, он останется человеком, в теле, в материальном теле. Господь верующим в Него обещал вечную жизнь в теле. И мертвые воскреснут в материальном теле.
Поэтому, для подтверждения Библейской истины о человеке, а также в знак того, что ученики Христа веруют в Божественное обещание человеку, в Новозаветное время существуют определенные буквальные, материальные факторы, которыми никто, желающий обрести милость Бога, пренебрегать не может.
А то, ведь, с отменой «буквы закона» у людей, — естественно, с подачи лукавого, — могла бы утвердиться мысль о никчемности, о ненужности, о не полезности человеческого тела. Да, собственно говоря, эта языческая мысль и присутствует во многих религиях, проповедующих «вечное блаженство на небесах»…
По-видимому, покрытая голова женщины в церкви, относится к этим, немногочисленным, но обязательным факторам, или требованиям, возвращающим человека к здравому рассуждению относительно самого себя.
Такие «материальные факторы» важны для духовного состояния, как отдельного верующего, так и всей церкви в целом. Равно, как, например, и то, придет ли христианка в церковь облаченная в узкие врезавшиеся брюки, или же придет в благообразном платье. Для духовного состояния церкви это имеет значение!
Кеннет Е. Хейгин. Должны ли женщины покрывать голову в церкви?
Необдуманное чтение этого великого текста может привести к убеждению, что Павел обязал всех женщин, на всяком месте и во все времена повелением носить покрывало или покрывать голову в церковных служениях. Опубликовано на веб-портале imbf.org
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор.11:3-16).
Необдуманное чтение этого великого текста может привести к убеждению, что Павел обязал всех женщин, на всяком месте и во все времена повелением носить покрывало или покрывать голову в церковных служениях.
Многие совестливые женщины сегодня боятся снимать шляпы в церкви, чтобы не нарушить то, о чем говорит этот отрывок. Суть дела зависит от следующего вопроса: относится ли это ко всякому месту и ко всякому времени? Давайте изучим это место Писания внимательно, потому что если это относится к нам сейчас, то мы должны повиноваться. На чем основывает Павел свой довод, что женщины должны покрывать голову в собрании верующих? Прежде всего, он не говорил, что если они не сделают этого, то это непочтительно. Он также не говорит, что это неугодно Богу. Если бы он так сказал, не было бы возможности не исполнить этого повеления.
Покрытие головы
Во второй главе этой книги мы исследовали, что Павел говорил о мужьях, являющихся главой для своих жен. Это и есть основа аргумента Павла. Давайте снова прочитаем это из перевода Веймута для ясности: «Хочу, чтобы вы знали, однако, что каждому мужчине глава Христос, что глава женщине — ее муж, и что Христу глава Бог. Мужчина, который носит покрывало, когда молится или пророчествует, обесчещивает свою голову; но женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, обесчещивает свою голову, ибо это в точности, как если бы женщина была острижена. Если женщина не будет носить покрывало, то пусть она так же острижет свои волосы. Но так как это бесчестие для женщины — быть остриженной или обритой, то пусть она носит покрывало. Ибо мужчина не должен иметь покров на своей голове, потому что он есть образ и слава Божья; тогда как женщина есть слава мужчины» (1Кор.11:3-7) (пер. Веймута).
В нашей стране мы инстинктивно чувствуем неуместность того, чтобы мужчины покрывали головы в церкви. Я был на служениях, где мужчина мог бы войти и сесть прямо в шляпе и одному из служителей приходилось подходить к нему, и просить снять ее. Среди евреев, однако, преобладает противоположный обычай. В еврейских синагогах даже сейчас требуется, чтобы мужчины покрывали голову. Когда мы посетили мусульманскую святыню в Иерусалиме, мы сняли свои туфли и оставили их за дверью. В мусульманских странах поклоняющиеся снимают не головные уборы, а обувь. Господь сказал Моисею: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). Ничего не было сказано о его головном уборе. Почему же тогда Павел протестует против того, чтобы мужчины молились или пророчествовали с покрытой головой? Это прояснится позже, но достаточно сказать здесь, что покрывало или покров, являлось признанием того, что кто-то, реально присутствующий, является «главой». Павел сказал, что женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, постыжает свою «главу». Он не сказал, что она постыжает Бога, но свою главу, своего мужа, присутствующего там. Покрывало было символом подчинения своему мужу. Это считалось настолько основополагающим признаком, устанавливающим конфиденциальное и подчиненное положение жен, что принятие покрывала было важным обрядом при заключении брака.
Маркус Додд сказал: «Следовательно, снятие покрывала было по отношению к Христианским женщинам, выражением того, что принятие их как членов Тела Христова подняло их из положения подчинения и повиновения…» Вот и значение свадебной фаты, которую до сих пор надевают на свадьбах. И обычай «принятия покрывала», все еще присутствующий в церемонии посвящения в монахини.
Греческое слово «exousia», переведенное как «власть» в 10 стихе (англ. «сила», прим. пер.), переводится также по-другому: «полномочие», «свобода», а во множественном числе как «власти» и «начальства». Давайте перефразируем этот стих, который звучит так странно для нашего слуха, следующим образом: «По этой причине (из-за фактов, утвержденных в стихах 8 и 9) жена должна иметь знак власти своего мужа, покрывало на своей голове из-за Ангелов». И здесь опять-таки не женский вопрос, а вопрос мужа и жены.
Из уважения (почитания) ко Христу мужчина не должен покрывать свою голову. Из уважения к своему мужу жена должна покрывать свою голову, а также из уважения к Ангелам, которые признавались присутствующими на публичном Богослужении и которые были бы огорчены любым беспорядком.
А. С. Воррелл говорит: «Ангелы — это служебные духи и как занимающие позицию служения… они были бы возмущены, если бы женщина оставила свое место и попыталась перенять господство над мужчиной». В Библейские времена уделялось больше внимания присутствию и служению Ангелов, чем сегодня. Это могло бы иметь благотворное действие на наши собрания и молитвенные группы, если бы мы осознавали присутствие этих небесных посланников. И они присутствуют, Слово Божье говорит так. В Церковном Соглашении, знакомом баптистам, находим следующее выражение, признающее присутствие Ангелов: «Мы, в присутствии Бога, Ангелов и этого собрания наиболее торжественно и радостно вступаем сейчас в это соглашение».
Уважение к общественной традиции
Уважение к общественной традиции является следующей причиной, по которой Павел определяет, что женщина должна появляться в церкви с покрытой головой.
Заметьте, что он говорит в 16 стихе: «…мы не имеем такого обычая…» «… а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (стих 6). Павел говорил, что появиться в публичном церковном служении с непокрытой головой для женщины означало то же самое, что появиться с остриженными волосами или обритой головой. Это противоречило преобладающему в Коринфе обычаю.
Маркус Додд писал об этом: «Среди греков было всеобщей традицией для женщин появляться на людях с покрытой головой. Обычно для этого край накидки обворачивали вокруг головы в виде капюшона. Так что Павел, соответственно, не настаивает на покрытии лица, как в восточных странах, а только на покрытии головы. Без этого покрытия головы можно было обходиться только в тех местах, где женщины было удалены от общих взглядов. Это был, следовательно, признанный знак отделения. Это был знак, который провозглашал, что женщина является частным, а не общественным лицом, что ее обязанности в доме, а не вне его, в ведении хозяйства, а не в городе. Оба пола рассматривали покрывало, как самый верный и самый высоко ценимый символ положения женщины.
В наши дни, в наших краях это не является традицией. Женщина не кажется более скромной, если она прилюдно носит на голове покрывало или капюшон. Насколько во времена Павла в Коринфе истинная женская скромность определялась ношением покрывала, настолько же сегодня она определяется искренними, непритязательными манерами, открытым выражением лица, искренним взглядом глаз.
Добродетельные замужние женщины носили на своей голове такой знак подчинения своим мужьям. Женщина с непокрытой головой, появившаяся в церкви во времена Павла в Коринфе, вызвала бы в церкви скандал. Посторонние бы подумали, что такая женщина — безнравственная женщина этого города! Это поведение отразилось бы на ней, и на ее муже. Это бы обесчестило ее главу и ее мужа.
Американские обычаи
В Америке тоже есть свои общественные законы и обычаи. В начале века в Северной Америке для большинства церквей было традицией, чтобы мужчины сидели на одной стороне, а женщины на другой. Я в служении уже около 50 лет, и много лет назад я проповедовал в церквах, где этот обычай все еще преобладал. Мужчина не отважился бы сесть на женской стороне. А женщина не отважилась бы сесть на мужской. Такова была их традиция. И лучше было бы придерживаться ее, иначе прихожане подумали бы, что вы не подчиняетесь порядку.
История Первой Баптистской церкви в Бостоне рассказывает о случае, произошедшем достаточно давно: дьяконы вышли посовещаться о том, что сделать с женихом, который вошел со своей невестой и сел с ней на женской стороне. Они решили, что надо предпринять решительные меры. Поэтому они подошли к нему по проходу сзади, схватили его за шею и вышвырнули вон. Он нарушил их обычай.
Дональд Ги был великим пастором и учителем Библии. Он служил как член Исполнительного Пресвитерианства Ассамблеи Божьей в Великобритании и Ирландии. Он активно путешествовал, проводя Пятидесятническую работу по всей Европе, Африке, Австралии, на Востоке и в Северной Америке. В описании своего раннего опыта в конце 20-х — начале 30-х годов, он рассказывал о прибытии в одну страну, где он должен был провести собрания. Миссионер, который должен был его встречать, не приехал, а послал вместо себя одного из местных жителей, который говорил по-английски. «Просто подождем здесь. Миссионер скоро будет. Его неожиданно задержали», — сказал местный. Ги говорил, что было довольно холодно, и так как им пришлось ждать на улице, где не было места, чтобы присесть или укрыться, он замерз. «Мне стало прохладно, — говорил Ги, — поэтому я немного прошелся, притоптывая ногами, чтобы заставить кровь циркулировать и стараясь сохранить тепло. Я ходил туда-сюда, пока не согрелся немного. И, прохаживаясь, я начал насвистывать мелодию одной Христианской песни. Потом я заметил, что местный смотрит на меня искоса». Наконец местный житель сказал: «Я бы не стал этого делать на вашем месте. Делать что? Свистеть. А что плохого в том, чтобы свистеть? В этой стране свистеть считается вульгарным. Если бы кто-нибудь из конгрегации услышал вас, никто бы не пришел слушать вашу проповедь». Ги писал: «Я должен был придерживаться их обычаев, пока я был там. Я вскоре понял, что, путешествуя по всему миру, мне надо изучать заранее каждую страну, чтобы узнать, что я могу делать и чего делать не могу».
Если вы стремитесь быть действенным свидетелем Господа Иисуса Христа, вы неукоснительно должны придерживаться обычаев людей. Я уверен, что если бы у нас сейчас был такой обычай, чтобы жена носила покрывало, то было бы неблагоразумно его игнорировать. Если люди в основном считали бы это нескромным, то определенно было бы разумно для тех, кто стремится продолжать дело Христа, подчиниться обычаю. Нарушение неписаных законов общества сделало служение многих проповедников бесплодным.
В конце второй мировой войны один из лидеров Американского Пятидесятнического движения отправился в Германию, чтобы встретиться с лидерами местного Пятидесятнического движения. Там проводилось небольшое собрание банкетного типа, чтобы обсудить планы создания центров пробуждения. Американец говорил: «У них была традиция выпивать небольшой бокал вина перед едой. Они не были пьяницами, просто это был их обычай. Но это не было нашим обычаем, и меня сдерживала моя совесть. Что мне делать? — размышлял я. Наконец Дух Божий сказал мне: Слово говорит, есть и пить все, что поставлено перед тобой и не задавать никаких вопросов. Поэтому я попробовал немного вина. Примерно в это же время, — продолжал он, — руководительница Пятидесятнической группы из Германии наклонилась и прошептала мне на ухо: «Я слышала, что некоторые святые в Америке пьют кофе». Конечно, я и сам пил кофе, но, повернувшись к ней, я сказал: «Сестра, мне стыдно признаться, но они действительно пьют кофе» — так закончил он свой рассказ. Пока он был там, он не мог пить кофе, это нарушило бы их обычай.
Мне нравится, как об этом сказано в переводе Веймута: «А если бы кто захотел об этом спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (ст.16).
Другими словами, Павел говорит, что церковь придерживается обычаев страны.
Призыв Павла к естественности
Павел обращается еще с одним призывом — к нашему чувству естественности: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1Кор.11:14,15). И снова комментарии Маркуса Додда проливают свет: «По своей природе женщина наделена символом скромности и уединения. Покрывало, которое обозначает ее преданность домашним делам, является лишь искусственным продолжением ее природного дара — волос. Длинные волосы греческих щеголей… принимались людьми как показатель изнеженной и роскошной жизни, приемлемой для женщин… и неприемлемой для мужчин».
Обратите внимание еще раз, Павел не говорит, что Бог это сказал. Павел пишет: «Не сама ли природа учит…» Он обращается к природе, чтобы подтвердить это. Происходили небольшие «войны» и церкви сталкивались по поводу вопроса: учит ли Библия, что у женщин должны быть длинные волосы? Насколько длинными должны быть волосы, чтобы считаться длинными? И насколько короткими, чтобы считаться короткими?
Я был пастором 12 лет. И каким-то образом был принимаем в определенных местах, несмотря на то, что у моей жены не было длинных волос, как у других женщин. Они свои длинные волосы туго закручивали в узел на голове. Но голова моей жены была покрыта больше, чем у них. Неважно, какой длины у них были волосы, — они не покрывали их головы. А голова моей жены была покрыта. Павел призывал к естественности. Когда волосы у женщины длиннее, чем обычно носят мужчины, тогда можно сказать, что это женщина. Мы видим из картин определенных исторических периодов, что мужчины временами носили волосы длиннее, чем мы обычно носим сегодня. Но в то же время, женщины носили еще более длинные волосы, чем мужчины. Волосы мужчин были все же короткими по стандартам того времени. Я бы сказал вот что: я не думаю, что это хорошо для любого Христианского мужчины или мальчика быть хоть в чем-то женоподобным. Слово Божье выступает против этого. Мудрый человек в книге Екклесиаста сказал: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл.12:13).
Итак, давайте подведем итог утверждениям Павла:
1. Он не говорит, что непочтительно для женщин появляться с непокрытой головой. Он даже не намекает на это.
2. Он не говорит, что это неугодно Богу.
3. Он говорит, что это обычай. И что разумно придерживаться обычаев.
4. Он призывает к естественности.
Павел имел дело с принципами всеобщего применения. Но так как времена и обычаи изменились по отношению к тому, что прилично для женщин, я не вижу в этом отрывке ничего, что препятствовало бы появлению женщин в обществе с непокрытой головой здесь, в нашей стране. Но если бы вы были в другом месте, где это было бы традицией, то я бы посоветовал вам придерживаться ее.
Кеннет Е. Хейгин
Источник: «Женский вопрос»
Портал Благословение Отца (imbf.org)