Содержание
- Шла война
- Священники-спортсмены
- Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): «Поражение даётся нам, чтобы потом победить»
- Игумен Никон (Поляков): «Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей»
- Протоиерей Александр Новопашин: «Спорт — моя проповедь»
- Священник Виктор Кочмарь: «Спорт не противоречит религии»
- Иерей Сергий Акимов: «Перед боем молюсь, чтоб никого не покалечить»
- Иерей Василий Диденко: «Спорт – мощное средство воспитания»
- Священник Сергий Поперечный: «Только вера может минимизировать отрицательные явления в спорте»
- Священник Андрей Овчинников: «Занятия для тела не должны мешать духовной жизни»
- Иерей Василий Лях: «Пытаюсь помочь ребятам»
- Духовник Олимпийской сборной: Когда наши побеждают, над Лондоном звучит российский гимн!
Шла война
Командира группы спецназа ГРУ Эдуарда Ульмана и его сослуживцев обвиняют в убийстве шестерых мирных чеченцев. Их уже два раза оправдывали разные составы суда присяжных, но Военная коллегия Верховного суда РФ, руководствуясь политическими мотивами, возвращала дело на новое рассмотрение в Ростов-на-Дону. «Казнить нельзя помиловать» — место запятой в этой фразе зависит теперь не от двенадцати присяжных, а от трех профессиональных судей.
СУДЕБНАЯ ТРОЙКА
Позже Конституционный Суд РФ определил, что дело Ульмана, впрочем как и все другие уголовные дела в отношении военнослужащих, совершивших преступления на территории Чечни, не могут слушаться коллегией присяжных, а только профессиональными судьями.
Да, присяжным доверия более нет, и теперь судьбоносный вердикт капитану Ульману, прапорщику Владимиру Воеводину, лейтенанту Александру Калаганскому, а также майору Алексею Перелевскому будут выносить трое военных судей. Пессимисты считают, что уж они-то постараются «сохранить лицо» и «честь мундира». И свое, и военных, и политиков. Но тогда возникает еще более сложный вопрос: а как же два суда присяжных, оправдавших Ульмана и его бойцов? Впрочем, не исключено, что и на этот раз офицеры спецназа ГРУ будут признаны невиновными.
Допрос свидетелей, которые не успели явиться для дачи показаний в декабре, в Северо-Кавказском окружном военном суде продолжится после новогодних праздников. Следующее заседание назначено на 23 января. Всего, по утвержденному в рамках первого заседания графику, со стороны гособвинения предполагается допросить около 40 человек. Свои показания уже дали 15 очевидцев событий.
Президент Чечни Алу Алханов надеется на объективное и справедливое решение суда по «делу Ульмана». Свое мнение он озвучил в Ростове-на-Дону на встрече с представителями правозащитного центра Чеченской Республики (ЧР) с Минкаилом Эжиевым и Ширвани Гунаевым, которые представляют сторону пострадавших на суде. «Я никогда не сомневался в вашем профессионализме и принципиальности, которые вы проявили в ходе судебного разбирательства. Нам же предстоит теперь лишь надеяться, что решение суда будет справедливым и, виновные понесут заслуженное наказание», — сказал Алханов.
Стоит еще раз напомнить суть этого получившего широчайший резонанс дела. В январе 2002 года разведгруппа Ульмана, которая была задействована в специальной операции по Хаттабу, находилась в засаде вблизи дороги Шатой — Дай. Мимо проезжавший автомобиль УАЗ то ли не остановился, то ли разведчики проявили медлительность — версии разнятся.
В ходе заседания был допрошен свидетель старший сержант Эдуард Попов, находившийся в группе Ульмана. Он рассказал о том, как была обстреляна машина и как оказывали помощь пострадавшим.
— Ульман выбежал на дорогу и взмахом руки приказал остановиться двигавшемуся «УАЗику». Машина не только не остановилась, а попыталась сбить Ульмана, после чего он отскочил в сторону, сделал предупредительный выстрел, машина продолжила движение, и только потом дал команду стрелять.
Попов пояснил, что вместе со своим сослуживцем он оказал помощь раненым и наложил жгуты. По его словам, в машине был только один убитый.
— После этого нам дали команду отвести задержанных в овраг. От мужчин пахло спиртным, они рассказывали, что являются мирными жителями. Один из них представился учителем, другой лесником…
Убедившись в том, что в автомобиле находились мирные граждане, а не вооруженные бандиты, разведчики расстреляли пятерых пассажиров, а машину подожгли. Именно так, кстати, действовал советский спецназ в Афганистане, «зачищая» место. В противном случае всегда велик риск оказаться в поле зрения противника, который, получив от «мирного декханина» важные сведения, сядет на «хвост», и в итоге погибнуть, сорвав выполнение задания.
Бывший радист группы Анатолий Асатин сообщил, что перед группой Ульмана при проведении спецоперации по поимке Хаттаба была поставлена задача по организации засады, а не досмотра автомобиля. Аналогичные показания дал Станислав Заровняев, заместитель командира группы, действовавшей в районе Дая. На суде были зачитаны его показания, данные в ходе предварительного следствия. В соответствии с ними, Заровняев в 2002 году разговаривал с Владимиром Воеводиным и тот рассказал ему, что при проведении спецоперации они обстреляли УАЗ, убив одного пассажира. А потом был получен приказ расстрелять остальных. «Нас подставили с этим приказом», — сказал тогда Воеводин своему сослуживцу. Кто отдавал такой приказ, он не уточнил. При этом, по словам Заровняева, понятно, что «самостоятельно принимать решение об уничтожении захваченных Ульман не мог».
А БЫЛ ЛИ ПРИКАЗ?
Командир разведгруппы майор Роман Пожидаев, участвовавшей в спецоперации в районе села Дай рассказал, что перед Чечней командование не проводило специального инструктажа о том, можно ли стрелять по движущемуся автомобилю при блокировании дороги: «Но я по опыту действий в Чечне знаю, что стрелять на поражение можно, только если есть точная информация, что в автомобиле находятся боевики или в случае обстрела военнослужащих пассажирами автомобиля».
Однако, насколько мы можем судить, Ульман получил по рации вполне конкретный приказ ликвидировать свидетелей. Его дал майор Алексей Перелевский, заместитель командира в/ч 87 341. Сам Перелевский утверждает, что просто ретранслировал распоряжение руководителя всей специальной операции полковника Владимира Плотникова, однако тот это категорически отрицает.
В суде Плотников пояснил, что являлся руководителем операции, но ему… не подчинялись группы спецназа (!), и приказов им он не отдавал.
— Я не отдавал приказов и распоряжений группам спецназа. В конкретной операции ими должен был руководить Золотарев. Я не знаю, с кем была связь у Ульмана, и кто ему отдавал распоряжения. Я команду о подрыве или сожжении УАЗа или расстреле людей не отдавал ни Перелевскому, ни кому-либо еще.
Так был ли приказ вышестоящих командиров капитану Ульману на уничтожение пассажиров остановленной машины? Именно так, по идее, должен звучать главный вопрос, ответ на который даст или нет нынешнее, третье судебное заседание.
Как без обиняков сообщил в суде Невмержицкий, в тот период представитель комендатуры Шатойского района, он в рамках спецоперации, следуя на БТР по дороге из села Дай, наткнулся на группу Ульмана. По его словам, Ульман попросил его передать старшему, что у него проблемы со связью и пусть штаб выйдет на него при помощи радиостанции «Северок».
— Ко мне подбежал Ульман, сказал: «У меня нет связи». Попросил, чтобы я передал старшему завести «Северок» и выйти на связь. Я у него спросил: «Подстрелили кого-то?» Он ответил: «Типа того».
А еще Невмержицкий не стал утаивать, что после ответа руководителя операции он рекомендовал подорвать машину, имитировав, тем самым, «подрыв на фугасе, чтобы избежать противодействия местных жителей». На что Плотников ответил: «Точно, позже сожжем».
Вообще немногословные очевидцы трагедии только соглашаются или нет со своими прошлыми показаниями, которые им старательно зачитывают то представители прокуратуры, то защитники, а то и сами судьи. Преследуя каждый свои конъюнктурные цели, обвинители предлагают свидетелям подтвердить показания, данные на следствии 2002 года, адвокаты — на суде 2004−2005 годов. Учитывая, что показания эти, как правило, носят противоречивый характер, свидетелю приходится выбирать, когда же он говорил правду, или соглашаться и с теми и с другими, ссылаясь на свойства человеческой памяти.
Зато командир сводного батальона спецназа ГРУ Евгений Иванов честно рассказывал прессе: «Я принял все меры, чтобы дело заглохло, так как, даже если действия группы Ульмана противоречат законам, пускай погибли и мирные чеченцы, разведчиков оправдывает то, что они выполняли боевую задачу».
Растиражированные в прессе показания о том, кто дал приказ на расстрел и что, мол, командование части пыталось скрыть преступление, устраивая тренинги всем участникам происшествия, так же были зачитаны из томов дела. И если суд даст ответ на главный вопрос: «Кто и в какой форме отдал группе капитана Ульмана приказ на уничтожение чеченцев, ехавших в машине?», то дело примет совершенно иной оборот. На скамье подсудимых вместо спецназовцев могут оказаться военные в ранге выше майора.
Если же спецназовцы будут осуждены вопреки получившему огласку факту отдачи им приказа на ликвидацию, это может создать опасный прецедент. Под вопросом оказывается беспрекословность подчинения приказам командиров в условиях военного времени. «Святая святых». Как подчиняться приказам командиров, если тебя потом за это осудят?! Требовать подтверждения в письменной форме? Но это уже полный абзац.
Пока же подсудимые находятся в общем зале и выходят на перекур вместе с адвокатами, свидетелями и журналистами…
Примечательно, что все родственники потерпевших, пойдя на принцип, отказались вдруг от иска за принесенный материальный ущерб. Хотя на предыдущих судебных процессах они заявляли финансовую сторону — в зависимости от понесенных ими расходов на захоронение погибших, а также исходя из стоимости УАЗа и личных вещей и денег, которые имели при себе погибшие. Тогда общая сумма ущерба оценивалась в 1 миллион долларов.
ВОЙНА БЕЗ ВОЙНЫ
Такова, вкратце, драматическая фабула этого сюжета. Одной из причин судебной тяжбы является юридическая расплывчатость и неопределенность второй «чеченской», которую из сугубо политических соображений закамуфлировали под «контртеррористическую операцию на Северном Кавказе». Все прекрасно понимают — шла полномасштабная война со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Опасный противник был повсюду, обладая разветвленной агентурой и добровольными помощниками среди населения.
Так что разведчики действовали по классической схеме. Кто может их упрекнуть?
Она аморальна, эта схема? С точки зрения мирного времени — несомненно. Однако, к сожалению, любая война диктует свои правила поведения в экстремальных ситуациях, и вопросы абстрактного гуманизма отбрасываются назад, будучи подмяты боевой целесообразностью и элементарной необходимостью выжить.
Так было. И так будет. Когда же наступает мир (или его видимость), то крайними, как показывает опыт многих стран, всегда оказываются люди в погонах. И тогда велеречивые политики (сами порой приложившие руку к развязыванию конфликта) сполна отыгрываются на военных, изображая их кровожадными исчадиями ада.
Сразу оговорюсь: речь идет не о сожженной немцами белорусской Хатыни, испанском городе Герника, германском Дрездене, стертом с лица земли ковровыми бомбежками британской и американской авиации или вьетнамской деревне Сонгми, где «отличились» янки. Там имели место как раз военные преступления, и действия армии не были никоим образом обусловлены оперативно-тактической или какой иной необходимостью.
С духовной точки зрения любая война преступна и аморальна, даже та, которая носит характер отечественной, т. е. справедливой с позиций государственных или национальных интересов. И не случайно, что раньше Церковь не допускала в течение нескольких лет до причастия воинов, вернувшихся с полей сражений, ибо они, выполняя приказы командиров, совершали однако ж страшный грех — грех убийства.
И еще одно обстоятельство приходит на ум при ознакомлении с «делом Ульмана». Отчего получается игра в одни ворота? Нам постоянно рассказывают, как в Чечне сдаются боевики — поодиночке, группами. Все они, как нас убеждают, проходят проверку и, «если они не совершили серьезных преступлений», возвращаются к мирной жизни. Все замечательно! Но что-то не слышно, чтобы хоть кого-то из них осудили за совершенные ими злодеяния. И не надо людей дурачить, что эти доблестные «мечи Аллаха», воюя все эти годы на Северном Кавказе, как одержимые, ухитрились-таки не запачкать руки кровью российских военных, чеченских милиционеров и мирных жителей.
Тогда почему одних, спрашивается, с восхитительной легкостью подводят под амнистию, а других — нет? Ответ хорошо известен.
И может быть, хватит занимать в этом вопросе половинчатую позицию, умиротворяя «чеченскую общественность». Хотите амнистию — отлично! Только объявляйте ее для всех.
В противном случае вчерашних боевиков, сложивших оружие, нужно подводить не под какие-то личные гарантии Рамзана Кадырова, а судить по всей строгости закона. Без каких-либо поблажек.
Трудно не согласиться с мнением бывшего начальника разведки ВДВ полковника Павла Поповских, знающего почем фунт тюремно-судебного лиха:
«Совершенно ясно, что это дело приобрело политический характер. Оказывается давление на суд, что очевидно даже непосвященному. Это уже политика. У меня одна оценка. Для командиров — офицеров, прапорщиков и сержантов, которые планируют операции, ходят в бой, погибают и хоронят солдат и офицеров, убивают сами, это самая настоящая война. Это для нас, когда мы сидим в Москве, кажется, что там снимается кино про войну с террористами. Но для них это война! И судить солдата на войне по уголовному кодексу мирного времени? Это нонсенс. Нонсенс, что солдата судят за то, что он убил первым, а не его! Это касается не только дела Ульмана, но и всех других военных процессов. Это очень вредит имиджу президента, Вооруженных сил, нашей правоохранительной системе. И все это еще, без сомнения, аукнется».
Священники-спортсмены
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): «Поражение даётся нам, чтобы потом победить»
Сергей Павлович Лукашенко родился в 1952 году в Ленинграде. Окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского университета. После службы в армии был инженером, преподавал математику в Горном институте и учился заочно в семинарии. В 1983 году рукоположен в сан диакона, в том же году — во пресвитера, после чего в течение десяти лет возглавлял ряд приходов Ярославской епархии. В 1986 году принял монашеский постриг. С 1994 года — настоятель храма сщмч. Андрея Стратилата в селе Сулость (Ростовский район Ярославской области). В 2003 году возведен в сан архимандрита. Духовник Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря. Председатель церковного суда Ярославской епархии, член епархиального совета, духовник епархиального духовно-просветительского центра «Ярославский благовестник», председатель епархиальной ставленнической комиссии.
Ещё в юности серьёзно занимался лёгкой атлетикой, боевыми единоборствами, был чемпионом Ленинграда по бегу на стометровку среди юношей, входил в юношескую сборную по спринту и по прыжкам в длину. Спортивную карьеру прервала травма.
Отец Сильвестр — обладатель черного пояса (5 дан) по тхэквондо ATF, сопредседатель Союза Национальных и неолимпийских видов спорта России, вице-президент союза боевых искусств по Ярославской области, духовный наставник Российского союза боевых искусств, духовник спецподразделения «Альфа» и других силовых структур. Был духовником сборной России по неолимпийским видам спорта и духовником российской олимпийской сборной на ХХХ Играх летней Олимпиады в Лондоне в 2012 году.
На Олимпиаде в Сочи отец Сильвестр — в «духовном резерве».
«В этот раз пришла бумага из Патриархии, что Олимпиаду будет обслуживать Краснодарская епархия. Написали, что я должен быть готовым, если вдруг потребуюсь, с 3 по 23 февраля», — рассказал священник.
Говоря о духовной помощи спортсменам, отец Сильвестр называет своим главным оружием молитву:
«Молюсь за наших, благословляю их, разговариваю. Это могут быть исповеди и просто беседы. Среди наших спортсменов много искренне верующих людей. Говорю им, что там, где не удалось победить в этот раз, придёт победа в будущем. Ведь и поражение — дело временное. Оно даётся нам, чтобы потом победить».
Игумен Никон (Поляков): «Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей»
Наместник Свято-Никольского мужского монастыря в Саратове. Родился 1973 году, окончил Московский государственный педагогический университет, Московскую духовную cеминарию.
В юности занимался борьбой, был кандидатом в мастера спорта и членом сборной Москвы по самбо. После нескольких лет тренировок перешел в дзюдо, где добился звания мастера спорта. Придя в Церковь, постепенно изменил свое отношение к спорту, закончил спортивную карьеру и принял монашеский постриг.
«Спорт должен знать свое место в иерархии ценностей, — говорит игумен Никон. — Например, если ко мне, священнику, придет спортсмен и спросит, грешно ли желать чемпионства — мне придется подходить к вопросу индивидуально. Как он сопоставляет то, ради чего живет — спасение души — с той целью, которой хочет достигнуть в спорте? Если чемпионат для него — проходящий этап, если победа не требует отдачи всех духовных и душевных сил, то Бог ему в помощь. Но если он готов заложить за чемпионство душу дьяволу… Имеет ли смысл заниматься православному христианину спортом? Если он достиг определенного уровня, и дальше ему предлагают допинг, то нет. А если он честно трудится — спорт способен в каком-то смысле приблизить его к Богу».
Протоиерей Александр Новопашин: «Спорт — моя проповедь»
Настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, основатель Новосибирского Братства во имя святого Александра Невского, руководитель информационно-консультационного центра по вопросам сектантства. Генеральный директор Православного детского оздоровительного лагеря во имя преподобного Серафима Саровского, руководитель Мужской православной общины по реабилитации наркозависимых во имя преподобного Серафима Саровского. Сценарист и режиссер фильмов «Перелом», «Царь Болгарский» и «Меня это не касается», участник международных кинофестивалей.
Родился в 1962 году. Окончил Московскую духовную семинарию. Спортом начал заниматься еще в школе – бодибилдингом, затем русским стилем борьбы – стилем Кадочникова. Несколько лет священник занимается тяжелой атлетикой (жмет от груди 120 кг) и пауэрлифтингом. Серьезные занятия спортом начались после тяжелого заболевания в 2000 году.
«Меня вывезли из больницы, можно сказать, в инвалидном кресле: не мог ходить, да и говорить толком не получалось. Но я не хотел сдаваться, инвалидное кресло – не для меня. Вот тогда я плотно занялся спортом, и если бы не болезнь, таких спортивных достижений, которые есть у меня сейчас, я бы не имел, это точно. К решению серьезно заняться спортом меня подтолкнули наши ребята – реабилитанты, бывшие наркозависимые, которые живут и трудятся в наших православных общинах. Мы вместе приняли решение, что должно быть несколько составляющих реабилитационного процесса: молитва, труд и, чтобы заполнить досуг, занятия спортом», — рассказывает священник.
15 августа в Новосибирске прошёл чемпионат мира 2013 года по пауэрлифтингу, жиму штанги лёжа и становой тяге. Серебряным призером среди ветеранов на Кубке мира стал протоиерей Александр Новопашин. Бронзовую награду получил старший пономарь Александро-Невского храма, мастер спорта России по пауэрлифтингу Борис Левитан, внук знаменитого диктора.
«Все мои занятия: и спорт, и кино – это моя проповедь. Тренер мне как-то сказал, что в зале, после того, как я стал заниматься, ребята перестали ругаться. Очень много спортсменов подходит ко мне после занятий, да и во время них, просят ответить на наболевшие вопросы. У моих коллег-спортсменов исчезает страх перед священническим облачением. Печально, когда в общении мирянина со священником есть сдерживающий момент, человек не может переступить через свой страх, подойти и поговорить на больную для себя тему», — говорит отец Александр.
Священник Виктор Кочмарь: «Спорт не противоречит религии»
Настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы села Червоноармейское Болградского района Одесской области
Тяжелой атлетикой о. Виктор начал заниматься в 1988 году, когда он еще не служил в церкви. Перед тем, как стать священником, Виктор Кочмарь успел поработать в милиции, откуда добровольно ушел в звании прапорщика в 2000 году. Священник женат, воспитывает двух сыновей.
«Спортом я занимаюсь давно, это для меня не в новинку. А в церковь ходил, сколько помню себя. Все мои бабушки, родные были люди глубоко верующие. Дома всегда были иконы, все праздники и посты чтили. Поэтому мое решение служить Богу вызрело не за один день», — говорит священник.
Нa прошедшeм в мае 2011 года в Измаиле турнире имени Петра Митаки отец Виктор Кочмарь установил мирoвой рeкорд по жиму штанги из пoложения лeжа по вeрсии WDFPF (Всемирной Бездопинговой Федерации Пауэрлифтинга). Бeз специальной экипировки священник выжал 245 кг. Прeжнее мирoвое достижение в этой версии — 212,5 кг — было зарегистрировано в Мoскве на чемпиoнате мира 2010-го года. Есть люди, которые пoднимали штангу с гораздо большим весом, нo иx достижения регистрировались на соревнованиях, регламент которых не прeдусматривает допинг-теста. Oтец же Виктoр является убежденным противником «химии». К сoжалению, рекорд священника не был зафиксирoван междунарoдной сyдейской кoллегией и oстается неoфициальным. Нo y священника и без того немало рeгалий. В чaстности, он — сeребряный призeр чeмпионата мира-2010 по пауэрлифтингу по вeрсии WDFPF (безэкипировочный вариант). «Золото» тогда нe удалось завоевать из-за травмы. А в апреле 2013 года, выжав штангу весом 220 кг, отец Виктор стал победителем в весовой категории «140+» на проходившем в Кривом Роге чемпионате Украины по пауэрлифтингу и жиму лежа.
«В сочетании религии и спорта никаких противоречий быть не может. Человек, который в спорте, который идет нелегкой дорогой профессионального спортсмена, прилагает титанические усилия. Это своего рода проповедь. Это проповедь нормальной жизни, а не той, которую выбирает молодежь, проводя все свое время в барах или возле компьютеров», — говорит отец Виктор.
Иерей Сергий Акимов: «Перед боем молюсь, чтоб никого не покалечить»
Штатный священник храма в честь иконы Божией Матери «Балыкинская» города Нелидово, Тверской области (Ржевская епархия).
Родился в 1978 году. Окончил ПТУ в Нелидове, Смоленскую духовную семинарию. До принятия сана занимался боями без правил. Придя в Церковь, несколько лет отец Сергий занимался с детьми рукопашным боем, возил их на соревнования. Воспитанники священника занимали первые места, но сам он в боях не участвовал. Переломным стал 2007 год, когда священник принял участие в чемпионате Тверской области по боксу, выиграл его и получил разряд кандидата в мастера спорта. В 2009 году в Рязани стал мастером спорта.
Фото: Валерий Шарифулин
Дебют отца Сергия в профессиональном боксе состоялся 1 мая 2012 года. За плечами у священника три десятка боев, пять из них он проиграл. Все гонорары за участие в боях идут на строительство храма в Нелидово.
«Перед боем я по-своему прошу Бога: главное, чтоб никого не покалечил и сам не покалечился. Многим священникам подобного рода занятия не разрешают, но мне владыка Адриан, епископ Ржевский и Торопецкий, разрешил. Сказал, что это хорошее дело. Тут все зависит от того, кто и что видит в боксе. Одни в этом видят мордобой, а другие — искусство, силу духа», — рассказывает иерей Сергий Акимов.
Иерей Василий Диденко: «Спорт – мощное средство воспитания»
Настоятель Александро-Невского храма города Хабаровска, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, кандидат педагогических наук, руководитель Центра допризывной подготовки «Витязи» при Александро-Невском храме.
Отец Василий был тайно от родителей крещён в детстве, но сам об этом узнал лишь в зрелом возрасте. Закончил институт физкультуры. В 1974 году стал серебряным призером Спартакиады народов России по боксу. Мастер спорта СССР по боксу.
Более двадцати лет отец Василий тренирует детей и молодежь по собственной системе, в которой объединил личный опыт, методику рукопашного боя А.А. Кадочникова, принципы боевой акробатики и оздоровительный комплекс.
«Спорт – это мощное средство воспитания, он закаляет характер. Состояние духа спортсмена играет ключевую роль для победы. Сегодня появляется понимание того, что бездуховная жизнь приводит в такой тупик, выйти из которого практически невозможно», — говорит священник.
Священник Сергий Поперечный: «Только вера может минимизировать отрицательные явления в спорте»
Настоятель храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области.
Родился в 1973 году. Воцерковлен был с детства. С 11 лет самостоятельно выбрал спортивную секцию греко-римской борьбы. Окончил Московскую государственную академию физкультуры. Хиротонисан в 2000 году, а в 2006 окончил Коломенскую духовную семинарию.
Мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира.
«В спорте есть положительные и отрицательные моменты. Если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте», — говорит отец Сергий.
Священник Андрей Овчинников: «Занятия для тела не должны мешать духовной жизни»
Клирик храма Христа Спасителя города Москвы.
Спортом занимался около 15 лет, сначала плаванием, затем – водным поло. Окончил Государственный Центральный Ордена Ленина Институт физической культуры по специальности тренер-преподаватель по водному поло. После окончания института стал интересоваться православием и сознательно воцерковляться. Работал учителем физкультуры в православной гимназии. Закончил Московскую Духовную Семинарию, затем – Духовную Академию.
«В один ряд со спортом можно поставить занятия музыкой, бизнесом или политикой… Совместимо ли все это с духовной жизнью? Эти виды деятельности человека очень сильно захватывают. Если мы посмотрим на опыт древних христианских подвижников, то увидим, что они, в основном, занимались теми занятиями, которые не мешали вести духовную жизнь. А спорт, который есть занятие для тела, очень сильно возбуждает страсти. К сожалению, современный человек, оторванный от Церкви, большую часть своей жизни служит своей плоти, низшей части нашего естества, вышедшей из-под власти души. Поэтому я, с большой натяжкой, говорю о совместимости профессионального спорта и христианской жизни», — говорит отец Андрей.
Иерей Василий Лях: «Пытаюсь помочь ребятам»
Настоятель Введенского храма г. Болхова, самый молодой священник в Орловско-Ливенской епархии.
Под впечатлением от фильмов с Джеки Чаном увлекся паркуром – скоростным передвижением в условиях города с преодолением препятствий. Не оставил спорт и после принятия сана, став одним из создателей орловской команды уличного спорта «Аутстрит». Тренирует молодежь и подростков, дает уроки паркура, уличной акробатики и воркаута – гимнастических упражнений на турниках.
«Многие говорят, что работа священника не очень вяжется с паркуром. Вот и жена, к примеру, думала поначалу, что я после свадьбы паркур брошу, что все это детские игры. Когда этого не произошло, она некоторое время даже выражала недовольство – волновалась за меня, опасалась травм. Тем не менее мы смогли договориться. Она работала в воскресной школе, много внимания уделяла детям. Я объяснял, что то, чем занимаюсь я, это почти то же самое – пытаюсь помочь ребятам. Слава Богу, она это приняла, теперь к моим занятиям относится хорошо. Я встречался с тремя владыками, которые в последнее время занимали кафедру архипастырей Орловско-Ливенской епархии. Все они меня поддержали», — рассказывает священник.
По материалам Интернета.
одился 27 января 1952 г. в г. Ленинграде, его мирское имя – Сергей Павлович Лукашенко.
Получил высшее образование в Ленинградском Государственном университете им. А.А. Жданова на факультете прикладной математики и процессов управления. В 1974 г. завершил обучение по специальности прикладная математика.
С 1974 по 1975 гг. являлся инженером одного из ленинградских научно-исследовательских институтов, затем проходил службу в рядах советской армии. Вернувшись в Ленинград, в 1977 г. поступил в конструкторское бюро. С 1979 г. работал на кафедре высшей математики Горного института г. Ленинграда.
В 1983 г. 21 сентября был рукоположен в сан диакона Митрополитом Иоанном (Венландом) и с этого времени служил диаконом Федоровского кафедрального собора г. Ярославля.
11 декабря 1983 г. Митрополитом Иоанном был рукоположен во пресвитеры.
Осенью 1984 г. был назначен настоятелем Яковлевского храма г. Ярославля. 26 ноября того же года владыкой Иоанном награжден камилавкой.
10 февраля 1986 г. стал настоятелем храма Бориса и Глеба с. Борисоглебский Погост Угличского района.
Весной 1986 г., во вторник Страстной седмицы принял монашеский постриг с наречением имени Сильвестр, в честь преп. Сильвестра Обнорского (память 8 мая). Пострижение совершил Высокопреосвященнейший Платон, Архиепископ Ярославский и Ростовский в кафедральном Федоровском соборе.
Весной 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом был награжден наперсным крестом.
Ко дню св. Пасхи 1990 г. − возведен в сан игумена.
В 1990 г. был назначен настоятелем Успенского собора г. Ростова и благочинным Ростовского округа. В том же году стал главным редактором вновь возрожденной газеты «Ярославские епархиальные ведомости».
Успенский собор – бывший кафедральный храм Ярославской епархии и древнейший храм Ростова – стал первым местом служения о. Сильвестра на Ростовской земле. В должности настоятеля собора он много сделал для сохранения и восстановления, укрепления и украшения этого уникального храма, который является средоточием древних святынь Ростова Великого.
С осени 1990 г. духовно окормлял Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, подготавливая его возвращение Русской Православной Церкви. На св. Пасху, 7 апреля 1991 г., провел первое богослужение в Спасо-Яковлевском монастыре. 4 июня 1991 г. участвовал в передаче из музея в монастырь мощей святителя Димитрия Ростовского.
В 1994 г., с 15 марта по 19 апреля, являлся штатным священником Федоровского собора г. Ярославля.
19 апреля 1994 г. был назначен настоятелем храма Андрея Стратилата с. Сулость Ростовского района. Немалых трудов потребовало восстановление храма, воспитание церковной общины и налаживание подсобного хозяйства. Ныне приход с. Сулость − один из самых известных в округе.
Церковь св. Андрея Стратилата возобновлена во всей красе. Иконы для иконостаса написаны в древнерусском стиле. В этом светлом просторном храме – особая атмосфера, соответствующая духовному настрою его настоятеля. Храм пронизан светом, в нем царят истинная любовь, духовная радость и душевный покой. И он всегда полон людьми, которые приезжают сюда даже издалека.
К празднику св. Пасхи, 7 мая 1997 г., Святейшим Патриархом Алексием II удостоен правом ношения палицы. Ко дню св. Пасхи 2000 г., за усердие и труды на благо Святой Церкви, награжден крестом с украшениями.
С 1 января 2003 г. архимандрит Сильвестр был назначен благочинным приходских церквей Ростовского округа. Спустя месяц стал благочинным монастырей Ярославской епархии.
15 марта 2003 г. Высокопреосвященнейшим Кириллом, Архиепископом Ярославским и Ростовским возведен в сан архимандрита. 1 июня 2003 г. − определен духовником Спасо-Яковлевского монастыря.
В 2010 г. занял должность Председателя церковного суда Ярославской епархии. Является членом Епархиального совета.
Служение отца Сильвестра не ограничивается епархиальными пределами. Его многогранная и разносторонняя деятельность принесла ему поистине всероссийскую известность.
В июне 1999 г. он стал одним из организаторов и участников уникальной духовной акции – крестного лета над Россией, посвященного 2000-летию Рождества Христова и совершенного по благословению Святейшего Патриарха Алексия. Это был настоящий «крестный ход в небе» – самолет МЧС Ан-74, на время обращенный в символическую часовню, облетел всю нашу страну по периметру ее границ. На борту самолета находились иконы, во время всего полета не прекращалась молитва. Небесный крестный лет над Россией продолжался неделю, а начался он в день Всех святых, в земле Российской просиявших.
Архимандрит Сильвестр является духовником сборной России по не олимпийским видам спорта, выступающей на Всемирных играх. Подобно Олимпийским играм, — это международное спортивное мероприятие, объединяющее спортсменов самого высокого ранга. Отцу архимандриту особенно нравятся единоборства, так как он сам — обладатель черного пояса Тэквон-До ATF.
В качестве духовного наставника он сопровождает российскую сборную на ответственных международных соревнованиях. Как говорит отец Сильвестр, беседы и молебны помогают и в победах, и в создании настоящего командного духа. Особенно знаменательными оказались Первые всемирные игры боевых искусств, которые проходили в 2010 г. в Пекине и увенчались полной победой Российской сборной.
Отец Сильвестр — духовный наставник Российского Союза боевых искусств, духовник и член экспертного совета Фонда социально-экономической реабилитации сотрудников и ветеранов спецслужб и правоохранительных органов, действительный член Международной академии экономической безопасности.
С 2010 г. о. Сильвестр является членом этического комитета при Федеральном государственном учреждении «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России» (ФГУ «РНЦ ВМиК»), которое является головным научно-практическим и лечебным учреждением Российской Федерации по проблемам восстановительной медицины, медицинской реабилитации, физиотерапии и курортологии.
Отец архимандрит курирует различные научные и просветительские проекты. По его предложению в 2011 г. в Спасо-Яковлевском монастыре была организована международная научная конференция «Ростов Великий — имена, события, судьбы: великокняжеские, царские и знатные рода России в истории города».
Батюшка – один из творческих вдохновителей и инициаторов различных фестивалей, концертов, выступлений для детей на Рождество и Пасху.
В октябре 2011 г., вместе с творческой группой тележурналиста Аркадия Мамонтова, о. Сильвестр принял участие в работе над документальным фильмом «Пояс Богородицы», рассказывающем о великой святыне Ватопедского монастыря на Афоне и других знаменательных реликвиях Святой Горы.
Афон называют земным уделом Пресвятой Богородицы. Там 20 древних обителей, и все они Богородичные. Только в Ватопедском монастыре – семь чудотворных икон Божией Матери, самая почитаемая – Ватопедская. Список с нее хранится в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре и тоже является чудотворным образом.
Главным спортивным событием 2012 г. стали XXX летние Олимпийские игры, которые проходили в Лондоне с 27 июля по 12 августа. Официальным членом делегации России на Олимпийских играх стал архимандрит Сильвестр. Уже несколько лет он является духовником Российской сборной по неолимпийским видам спорта, сопровождая ее на Всемирных играх. В нынешнем году духовная помощь о. Сильвестра распространилась на российских спортсменов-олимпийцев.
Его работа на Олимпиаде была сложна и ответственна. Она заключалась в служении ежедневных молебнов о призвании помощи Божией, в участии в отправлении литургий, в напутственных беседах со спортсменами и тренерами, в преподании пастырского благословения, в присутствии на соревнованиях, в сугубых молитвах.
Посещение архимандритом Сильвестром XXX Олимпийских игр – важное и знаковое событие – он стал единственным представителем Русской Православной Церкви в составе Олимпийской делегации России в Лондоне.
Архимандрит Сильвестр удостоен множества наград.
- «За усердные труды на благо Святой Церкви на Ярославской земле» 2 октября 2004 г. Архиепископом Кириллом награжден золотой медалью Ярославской епархии.
- 5 ноября 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II получил орден Преподобного Сергия Радонежского II степени.
- 29 декабря 2006 г. во внимание к усердным миссионерским трудам удостоен ордена Русской Православной Церкви Святого Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского III степени.
- 17 января 2007 г. Международный общественный фонд им. полководца Г.К. Жукова выдал памятный наградной знак «За мужество и любовь к Отечеству».
- 18 января 2007 г. решением наградной комиссии Национального благотворительного фонда «Вечная слава героям» и Национального комитета кавалеров российских императорских орденов удостоен ордена «За служение Отечеству».
- Постановлением Общественной организации ветеранов «Боевое братство» награжден медалью «За ратную доблесть».
- 19 сентября 2008 г. Национальный оборонный фонд «Парад» вручил Петровскую медаль «За заслуги».
- 30 октября 2008 г. Ярославским областным отделением Ассоциации ветеранов и сотрудников службы безопасности президента за заслуги перед Родиной и Отечеством награжден медалью «Защитнику Отечества»
- 19 декабря 2008 г. Всероссийский союз общетвенных объединений ветеранов десантных войск «Союз десантников России» вручил медаль «За верность долгу и Отечеству».
- 5 ноября 2009 г. – «за высокий профессионализм, безупречную репутацию, верность избранному делу, честное и беззаветное служение России знаниями, мастерством и талантом» президиумом Совета по общественным наградам Российской Федерации награжден медалью «За службу Отечеству».
- 26 октября 2009 г., в день освящения Димитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря, за усердие, проявленное в устроении новой серебряной раки для мощей Святителя Димитрия, получил орден «За веру и верность» общественного движения «Россия Православная».
- 27 августа 2010 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вручил орден Святого равноапостольного князя Владимира III степени.
- 27 января 2011 г. Архиепископом Кириллом награжден памятной медалью Ярослава Мудрого.
- 19 августа 2011 г. фонд «Вымпел» выдал нагрудный юбилейный знак «30 лет группы «Вымпел».
- 26 января 2012 г. Федеральная служба Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков вручила памятный знак «За заслуги».
- 27 января 2012 г. Митрополит Пантелеймон подписал Архиерейскую грамоту «в благодарность за труды во славу Матери Церкви на Ярославской земле» и в честь 60-летия.
- 27 января 2012 г. губернатор Ярославской области С.А. Вахруков выразил благодарность «за активную работу в составе Общественной палаты Ярославского областного созыва 2009-2012 гг. и большой вклад в развитие гражданского общества в Ярославской области.
- 27 января 2012 г. губернатор Ярославской области С.А. Вахруков вручил Почетную грамоту «за многолетнюю активную общественную работу и плодотворное взаимодействие с правоохранительными органами Ярославской области».
- 27 января 2012 г. фонд ветеранов Управления специальных операций ЦСН ФСБ РФ наградил медалью ордена «За заслуги»
- 27 февраля 2012 г. от Секретариата Комиссии Таможенного союза получил «Медаль за вклад в формирование Таможенного Союза».
И все же главное дело жизни отца Сильвестра – его пастырское служение. При общении со священником люди получают от Господа через своего пастыря благодатную помощь для своей духовной жизни и очень часто – решение проблем при затруднительных ситуациях.
«Попробуйте пожить в мире со всеми. Постарайтесь никого не осуждать – говорит он: Вы скажете, что это невозможно, это никак нельзя осуществить в реальном мире? Но ведь все подвижники жили в реальности мира, и даже тогда, когда старались уйти от него, мир сам приходил к ним, чтобы учиться радости и любви. Попробуйте не осуждать — и ваша радость будет долгой. Радость — это состояние души».
Архимандрит Сильвестр объединяет вокруг себя множество людей – разных по возрасту, социальному статусу, мировоззрению и жизненному опыту. Это и пожилые люди, и молодые, с высоким должностным положением и безработные, состоятельные и малоимущие, известные на всю страну актеры, спортсмены, военные и совсем простые люди, жители округи и приезжие из других городов, русские и иностранцы – всех своих прихожан батюшка принимает одинаково. И для каждого, приходящего к нему за советом, утешением и благословением, он находит особые слова – дарующие любовь, надежду и веру.
Именно любовь прививает и растит отец Сильвестр в сердцах своих духовных чад. Любовь и милосердие. «Если бы Господь судил нас по справедливости, на земле не осталось бы ни одного человека — говорит батюшка: но Господь милосерд, и нас призывает к тому, чтобы мы были милосердными. Через милосердие реализуется заповедь любви. Милосердие помогает нам творить добрые дела, претерпевать и смиряться, именно оно позволяет нам жить по заповедям любви и идти по пути, ведущему к Богу».
Алла Виденеева
Видеофильмы
К проекту создания нового театра в Ярославле // ИА «НТК Заволжье». Ярославль, 2015.
Фестиваль «Просто хорошее кино» с Лорой Гуэрра // ИА «НТК Заволжье». Ярославль, 2015.
Публикации
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко) освятил обновленный орган Ярославской филармонии // По материалам сайта «Ярославская митрополия» http://yareparhia.ru, 10.08.2015
В Ярославском государственном университете прошла Всероссийская научная конференция, посвященная равноапостольному князю Владимиру // Сайт «Ярославская митрополия» http://yareparhia.ru, 27.06.2015
Роль Русской Православной Церкви в становлении и развитии российской государственности обсудили сегодня на конференции в Ярославском государственном университете // Сайт «Ярославская митрополия» http://yareparhia.ru дата публикации 20.11.2014
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Православие — как фактор формирования и развития российской идентичности // По материалам сайта Ярославской митрополии http://yareparhia.ru, 04.11.2014
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). К вопросу о справедливости и любви в современном обществе // По материалам сайта Ярославской митрополии http://yareparhia.ru, 27.10.2014
В Ярославской области обсудили развитие российской идентичности // Пресс-служба Ярославской епархии с использованием материалов сайта Правительства Ярославской области
В Ярославле завершилось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации // Пресс-служба Ярославской епархии с использованием материалов сайта Правительства Ярославской области
Елена Варова. Архимандрит Сильвестр: К святости ведет любовь // Журнал «Славянка». 2014 г. № 5 (53). С. 12-10.
Нина Ставицкая. Духовник – это человек, который ведет к Богу // Сайт «Монастырский вестник». http://monasterium.ru/, 29.08.2014
Мария Владимирская. Юношеские игры боевых искусств // По материалам сайта Ярославской митрополии http://yareparhia.ru, 26.05.2013
Архимандрит Сильвестр сопровождал Ярославский камерный театр на гастролях в Косово и Сербии в апреле 2013 г.
Ярославские артисты вернулись из Сербии // Сайт «Городской телеканал», Ярославль http://www.gtk.tv от 18.04.2013
Камерный театр Ярославля завтра сыграет в Косово // Ярославский новостной портал «Yarnews» http://www.yarnews.net от 05.04.2013
Юрий Рост. Хроника хороших похорон. Последнее путешествие Тонино // «Новая газета». № 31 (2026). 22.03.2013. С. 17-19.
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): Общество открыто заявило о своей позиции Ярославские Епархиальные ведомости. 2013 г., январь. № 258. С. 12.
Архимандрит Сильвестр благословил участников Всероссийских юношеских игр боевых искусств // По материалам Пресс-службы Ярославской епархии http://yareparhia.ru, 15.09.2012
небольшой Фоторепортаж об Олимпиаде
Духовник олимпийской сборной вернулся на родину // Сайт Ярославской государственной телевизионной и радиовещательной кампании http://yaroslavl.rfn.ru 15.08.2012
Духовник олимпийской сборной России: «Какая-то Олимпиада должна стать для нас наконец переломной» По материалам сайта Православие и мир.ru, публикация от 29 июля 2012 г.
Духовник Олимпийской сборной: Когда наши побеждают, над Лондоном звучит российский гимн! По материалам сайта Православие и мир.ru, публикация от 31 июля 2012 г.
Высшая проба: Ярославский священник молился за россиян в Лондоне // Российская газета. 2012 г., 30 августа. № 199. С. 19
Олимпийская миссия //Ярославские епархиальные ведомости, 2012, август (№ 252), стр. 4-5
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): «В духовной жизни человек обретает себя в Боге» //Ярославские епархиальные ведомости. 2012, февраль-март. С. 8-9
Фоторепортаж «Афонское паломничество архимандрита Сильвестра»
Афонское паломничество архимандрита Сильвестра
Вачнадзе П. Икона Алексия II помогла российской сборной на Олимпиаде // http://www.yar.aif.ru 2012.09.11
Попробуйте не осуждать – и продлится радость Рождества // Ярославские епархиальные ведомости. 2010 г., январь. № 223. С. 8-10.
Тамарова С. Отцы и дети Сулости // Сайт Культурная эволюция http://yarcenter.ru 11.11.2009
Кожевникова Т.Н. Дух мужества // Ростовский вестник. 11 сентября 2009 г.
Духовник //Ярославские епархиальные ведомости. 2009 г., август. №218. С. 10.
Священник принял участие во Всемирных играх по неолимпийским видам спорта // http://www.interfax-religion.ru Интерфакс-Религия. 10 августа 2009 г.
Смарагдова М. Есть у российских «стратилатов» ярославский духовник // ГТК-Ярославль (телерепортаж). 22.02.2008.
Победа с благословения // Ярославские епархиальные ведомости. 2007 г., декабрь. № 197. С. 7.
Карцев А. «Патриотизм основывается на создании» // Ростовский вестник. 2006 г., 27 апреля. № 32.
Бикулов Н. «Дано будет и преумножится… // Газета «Северный Край». 22 октября 2002 г.
Духовник Олимпийской сборной: Когда наши побеждают, над Лондоном звучит российский гимн!
Тридцатые по счёту Летние Олимпийские игры начались в пятницу в Лондоне — первом городе, принимающем Олимпиаду уже третий раз. Нам удалось пообщаться с духовником олимпийской сборной России в Лондоне — священником из Ярославской области архимандритом Сильвестром (Лукашенко), уже три года являющимся духовным наставником сборной России по не олимпийским видам спорта, а также духовником Российского союза боевых искусств.
Фото: yarsport.ru
— Отец Сильвестр, удалось ли отслужить молебен перед началом игр? Как отнеслись к нему сами спортсмены: насколько чувствовалось, что им это нужно, многие ли пришли?
— Да, молебен мы отслужили 26-го числа. Спортсменам это, конечно, нужно, несмотря на их занятость. Понятно, что сейчас у них много работы, они все нацелены на победу, но, тем не менее, на молебен приходили не только спортсмены, но и тренеры. Безусловно, ребятам надо помочь. У них сейчас очень сложный период: им нужно показать лучшие результаты, показать характер, готовность, словом, всё, что они наработали за многие годы.
— Каковы ваши впечатления от начала игр? Какие виды спорта вы сами предпочитаете смотреть?
— Меня в первую очередь интересуют все единоборства, а также прыжки в воду, конный спорт, велоспорт, многие другие виды.
— В тему единоборств: многие православные не понимают, зачем нужен вид спорта, в котором люди калечат друг друга? Да и сам спорт в сознании некоторых людей часто предстаёт пустой тратой времени…
— Очень жаль, если люди этого не понимают. Более того, люди не то, чтобы не понимают, а не хотят этого понимать. Подобная позиция — самый настоящий фанатизм. Ведь именно благодаря спорту мы собираем с улицы многих ребят, спасая их от наркомании, пьянства, разгула.
Поэтому, безусловно, нам нужны высокие результаты, к которым тянулись бы начинающие спортсмены. Если таких результатов не будет, не будет авторитетов в спортивной среде — к чему тогда станут тянуться ребята? А ведь для многих из них тренер является вторым, а зачастую и первым отцом, который заботится и об их учёбе, и об их жизни, и даже об их душе.
Занимаясь спортом, ребята формируются и как защитники Отечества. Они отдают спорту себя, своё здоровье, силы, и, конечно, им необходимо духовное окормление, чтобы их дух был крепким.
— Отец Сильвестр, как происходит ваше неформальное общение со спортсменами? Есть ли какие-то совместные молитвы помимо молебна? Приходят ли спортсмены за словом поддержки?
Благочинный монастырей Ярославской области архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Фото с сайта rostov-monastir.ru
— Личное общение, безусловно, бывает. Трудность в том, что я живу не в самой Олимпийской деревне, потому что в ней живут только спортсмены и тренеры сборной. Мы же попадаем в деревню только по специальным пропускам, притом их даётся ограниченное количество в день. В результате желающие не каждый день могут попасть в Олимпийскую деревню. Нам приходится когда-то общаться на стадионе, когда-то — в отеле, порой — в олимпийской деревне. Словом, где придётся.
— А с какими вопросами ребята чаще всего подходят, каких слов ждут?
— Знаете, мы общаемся на самые разные темы. Говорим и о спорте, и о каких-то совсем иных сторонах их жизни. Иногда вспоминаем отдельные соревнования, старых знакомых, наши прошлые результаты. Естественно, что они ждут от меня какого-то доброго слова, духовного напутствия.
— Как по-вашему, почему, например, так хорошо состязается Китай? Что есть у них такое, чего нет у нас?
— У них есть в первую очередь централизация всего в стране. Сейчас у них есть очень высокие финансовые возможности, возникшие благодаря тому, что долгое время у них была дешёвая рабочая сила и большие инвестиции в экономику. Централизация на государственном уровне позволила выделить огромные средства на тренировочную базу, на оплату труда спортсменов и тренеров, словом, на создание всех условий для развития спорта.
Мы же, напротив, пережили в 90-е годы колоссальный развал, когда многие спортсмены и тренеры лишились всего и работали лишь на энтузиазме. Сейчас ситуация немного меняется, но в те годы бедные спортсмены не знали, куда им деваться. Чтобы выжить, люди пошли, кто куда: кто-то — торговать в ларёк, а кто и вовсе начал убивать. Бывало всякое. Сейчас, слава Богу, нас снова начали поддерживать.
— Что на данный момент более всего вам запомнилось? Что вы можете сказать о Лондоне — какой он в эти дни?
— Трудно сказать. Наверное, как и все старые города. Здесь всё пытаются сохранить: станции старого метро, старое жильё, хотя оно далеко не самое высокое в Лондоне. Жизнь в старой части города размерена и спокойна, особой суеты здесь не чувствуется. Отношение людей к нам здесь доброжелательное, спокойное. Встречая, узнают, говорят: «Раша, Раша…»
А знаете, что самое главное? Когда наши выступают и побеждают, над Лондоном звучит российский гимн. Это такой показатель мощи нашей страны, того, что мы есть.
Беседовала Ксения Кириллова
Настоятель церкви в селе Сулость Ростовского района, архимандрит Сильвестр (Лукашенко) знаком с изнанкой Олимпийских Игр не понаслышке. На Олимпиаде 2012 года в Лондоне был духовным наставником российской сборной. Сам бывший спортсмен, обладатель черного пояса (5 дан) по борьбе тхеквандо, отец Сильвестр поделился мыслями, что он думает об Олимпийских Играх, большом спорте и спортсменах.
— Отец Сильвестр, сейчас в отношении Олимпиады создано немало мифов. И главный из них — что Олимпиада превратилась в политическое соревнование государств. Как вы относитесь к такому мнению?
— Ну, конечно, у Олимпиады есть и такой аспект — государства действительно соревнуются между собой на этих Играх. Но главное другое: Олимпиада — это праздник. Некоторые ради Олимпиады пропускают континентальные соревнования, даже чемпионаты мира. Спортсмены на Олимпиаде становятся друзьями, и эта дружба длится потом годами. Игры как раз устраняют противоречия, которые существуют в политической сфере. Это площадка, на которой люди проявляют свои добрые качества и забывают о политике.
— Евгений Плющенко, Мария Комиссарова — страшно, что профессиональный спорт калечит людей физически…
— Конечно, профессиональный спорт требует от человека величайшей отдачи. Во время тренировок он забирает у спортсмена много сил, а сами соревнования требуют подчас экстремального напряжения. И бывают травмы. Но все-таки спорт воспитывает в человеке характер бойца. Человек, который занимается спортом, умеет в любой момент сосредоточиться, собрать свои силы, настроиться на борьбу.
— Сейчас многие осуждают Евгения Плющенко, говорят, что он мог выступить в индивидуальных соревнованиях, мог преодолеть боль ради страны.
— Это говорят люди, которые не испытывали боли. Евгений Плющенко как раз смог собраться, выступить в командном зачете. Но на индивидуальных соревнованиях ему не позволила выступить травма. А Владимир Владимирович Путин тут же отреагировал, предложив ему любые возможности, чтобы восстановиться. Хорошо, что человек был не забыт — все-таки 20 лет Евгений приносил медали для нашего Отечества. Поэтому он, конечно, заслуживает того, чтобы к нему относились с уважением.
— Вы следите за Олимпийскими Играми в Сочи? Как вы оцениваете результат нашей сборной?
— Конечно, полностью удачным назвать выступление нашей команды нельзя. Не будем кривить душой. Но, с другой стороны, ребята готовились, выступали. В данном случае мы имеем тот результат, к которому сейчас готовы. Не секрет, что в течение долгого времени у наших спортсменов не было современной тренировочной базы. Им приходилось тренироваться за границей. Сочинская Олимпиада позволила создать отличную тренировочную базу для российских спортсменов. Кстати, я разговаривал со многими спортсменами, и все считают нашу Олимпиаду лучшей — и по уровню сервиса, и комфорта, и по тренировочным возможностям.