Содержание
- Парсуна
- Термин
- Характеристика
- «Парсуннная» («живописная») икона
- Литература
- Ссылки
- Примечания
- Искусство
- Парсуна — портретный живописный жанр в Русском царстве
- Что такое парсуна? Когда парсуны появились в России?
- ПАРСУНА
- парсуна
- Русский
- См. также
- Напишите отзыв о статье «Парсуна»
- Ссылки
- Отрывок, характеризующий Парсуна
- Живопись 17 века : парсуна
- Парсуна
Парсуна
Богдан Салтанов. Алексей Михайлович в «большом наряде» (1682,ГИМ)Надгробный портрет Скопина-Шуйского
Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
Термин
В 1851 году выходит богато иллюстрированное издание «Древности Российского государства». В IV отделении этого издания, составленного И. М. Снегиревым, есть очерк, который является первым опытом обобщения материалов по истории русского портрета. Как считает Е. С. Овчинникова, именно Снегирев в данном очерке, говоря о портретах XVII века, ввел в научный оборот термин «парсуна». Хотя справедливо было бы утверждать, что именно Е. С. Овчинникова ввела в научный оборот данный термин, позже широко распространившийся в литературе по русскому искусству для обозначения ранних русских портретов.
Характеристика
Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатленные черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности».
Типы
На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:
- Надгробные портреты, темпера на доске (Скопин-Шуйский, Фёдор Иванович, Фёдор Алексеевич и т. д.)
- Парсуны маслом на холсте:
- с изображением царей (Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Иван Алексеевич и т. д.)
- с изображением князей, стольников, дворян и т. д. (галерея Репниных, Нарышкин, Люткин и т. д.)
- с изображением церковных иерархов (Никон, Иоаким)
«Парсуннная» («живописная») икона
Основная статья: Фряжское письмо
«Парсунными» («живописными») называются иконы, где по крайней мере в красочных слоях применялись масляные краски, а техника формирования живописных деталей близка к технике одной из «классических» европейских техник.
К «парсунным» («живописным») относятся иконы переходного периода, живопись в которых можно отнести к двум основным техникам классической масляной живописи:
- на деревянной основе и светлых грунтах;
- на холсте и на темных фунтах.
Литература
Парсуна на Викискладе
- Портрет в русской живописи XVII—первой половины XIX века. Альбом. / Автор-составитель А. Б. Стерлигов. — М., Гознак, 1985. — 152 с., ил.
- Русский исторический портрет. Эпоха парсуны М., 2004.
- Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Материалы конференции. М., 2006
- Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955.
- Мордвинова С. Б. Парсуна, ее традиции и истоки. Дисс. на соискание степени канд. искусствоведения. М.: Институт искусствознания, 1985.
- Святуха О. П. Репрезентация самодержавной власти в русских портретах XVII века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук; Дальневосточный гос. ун-т, 2001
- Грабарь И., Успенский А. «ЖИВОПИСЦЫ-ИНОЗЕМЦЫ В МОСКВЕ»// ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА. Под редакцией И. Э. Грабарь. Т.6,-М.,1913
- Комашко Н. И.. Живописец Богдан Салтанов в контексте художественной жизни Москвы второй половины XVII века) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003, № 2 (12), с. 44 — 54.
- Исследование и реставрация парсуны патриарха Никона., М.,2006
- Брюсова В. Г. Симон Ушаков и его время // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 7. Русская художественная культура XVII века. М., 1991:9-19
- Черная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. — М.: Языки славянской культуры, 1999
Ссылки
- Виктория Хан-Магомедова. Эта загадочная парсуна
- От персоны к парсуне. О выставке парсунной живописи в Государственном историческом музее.
- Изучение парсуны как исторического источника. Тезисы доклада.
- Парсуна. Иллюстрированный словарь по иконописи.
Примечания
- Е. С. Овчинникова. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М., 1955. С. 3
- Л. И. Лифшиц. История русского искусства. Искусство X—XVII веков. М. 2007
- 3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕКОТОРЫХ ПЕРВЫХ РУССКИХ «ЖИВОПИСНЫХ» ИКОН | ARTconservation
Искусство
В. Белинский говорил о том, что «человек — предмет вечно интересный для человека». Возможно, именно поэтому портрет вечно интересен любителям изобразительного искусства (бывают, конечно, исключения – не спорю). Сегодня мне хочется напомнить вам о том, как зарождался портретный жанр в русской живописи, о его первых шагах — о парсуне…
Впервые парсуну увидела в нашем Серпуховском историко-художественном музее. Когда всмотрелась в потемневшие от времени краски и холст и поняла, что передо мною не лик – лицо (к тому же лицо человека, знакомого по литературным источникам), меня охватила внутренняя дрожь: с парсуны внимательно смотрели глаза человека, давно покинувшего этот мир, но оставившего след в нашей истории.
Есть особое очарование в неумелых (с точки зрения определённых ценителей живописи) парсунах, в которых слышатся отзвуки XVII столетия, когда в России появились и стали всё ярче проявляться светские тенденции, обозначился интерес к европейским вкусам и привычкам. Художники-иконописцы обратились к западноевропейскому опыту, и в их работах начались поиски портретности – внешнего (пока только этого) сходства. Именно в иконописной среде, у мастеров Оружейной палаты родилось новое понимание портрета человека.
«Парсуна» (искажённое «персона») с латинского переводится как «особа» (не «человек» — «homo», а именно «особа» – «царь», «вельможа», «посол» – с подчёркиванием понятия рода). Парсуны — светские парадные портреты в интерьере — воспринимались как знак престижности, не случайно их сравнивают со стихотворными панегириками. И пусть художников в меньшей степени интересовало лицо, а в приоритете были поза изображённого, пышные одежды, богатые детали, аксессуары, изображения символов рода и т. д. – парсуны всё равно являются бесценными свидетельствами времени.
Патриарх Никон с клиром. 1660-е гг.
Это единственный сохранившийся прижизненный портрет патриарха Никона, единственный дошедший до нас групповой портрет той эпохи, и прекрасная иллюстрация патриаршего и церковно-монастырского быта того времени.
В парсуне соединяются черты и приёмы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры, а саму живопись можно отнести к двум техникам классической масляной живописи: на деревянной основе и светлых грунтах; на холсте и тёмных грунтах. Большинство художников, писавших парсуны, придерживались церковных канонов, использовали плоскостное узорное письмо. И сходство с реальным человеком было чаще всего условным, но главное – оно было…
Искусствоведы (чтобы хоть как-то упорядочить экземпляры портретной живописи той эпохи) выделяют несколько типов парсун, но, на мой взгляд, это – тема для отдельного разговора. Если же ваш интерес велик, информацию в сети найти можно)))
Искусство парсуны просуществовало до 1760-х годов, но в провинциальных русских городах портретам (особенно купеческим) ещё долго были присущи черты некоторого примитивизма, ещё долго чувствовалось влияние парсуны.
Один из ранних образцов парсуны — оплечный портрет Ивана Грозного из Национального музея Дании. 1630 г.
Очень выразительные глаза, окаймленные тёмным контуром, и брови.
Далее парсуны, изображающие Ивана Васильевича из разных музеев. Выбирайте на свой вкус)))
Парсуна царя Ивана Грозного из Музея-заповедника «Александровская слобода»
Парсуна царя Ивана Грозного. Первая четверть XVIII века. Музей-заповедник «Александровская слобода»
Парсуна царя Ивана Грозного
Парсуна царя Ивана Грозного из музея Углича
Парсуна царя Ивана Грозного из музея Вологды
Парсуна царя Ивана Грозного из музея Нижнего Тагила
Во второй половине XVII века развитие парсуны шло по двум направлениям. Первому было присуще ещё большее усиление иконописного начала: черты реального персонажа как бы растворялись в идеальной схеме лика.
Парсуна Михаила Васильевича Скопина-Шуйского
Непобедимый полководец Смутного времени. Он подавил восстание Болотникова, вёл переговоры со шведами, начал реформировать русскую армию, но… был отравлен дочерью Малюты Скуратова из-за политических интриг Дмитрия Шуйского. По описаниям современников, Михаил Васильевич отличался богатырским сложением. К примеру, в Историческом музее хранится палаш Скопина-Шуйского. Пользоваться им мог только настоящий богатырь)))
Представители второго направления постепенно усваивали приёмы западноевропейской живописи, стремились к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм; хотя сохранялась и традиционная «застылость» поз, и условность трактовки одеяний – не всё сразу)))
Парсуна царя Фёдора Алексеевича. 1686 г.
Хороша видна некоторая двойственность парсуны: лицо юного царя написано объёмно, а одеяния и картуши («мотив» в виде свитка) решены достаточно плоскостно.
Парсуна царицы Марфы Матвеевны Апраксиной. Конец XVII-начало XVIII века.
Марфа Матвеевна Апраксина — вторая жена царя Фёдора Алексеевича.
Парсуна Григория Петровича Годунова. 1686 г.
Российский государственный деятель. Стольник. Последний представитель рода Годуновых.
В 1672 году вышла в свет «Большая государева книга или Корень российских государей» известная также как «Царский титулярник», где были записаны полное название государства, полный титул царя; были нарисованы символы и эмблемы земель, входящих в состав русского государства. В это издание входил целый ряд портретных миниатюр — изображения русских царей, членов их семьи, патриархов, а также зарубежных представителей верховной знати. Кто здравствовал, писали с натуры.
Патриарх Филарет
Парсуна царя Бориса Фёдоровича Годунова
Основателем рода являлся Чета – татарский мурза, принявший в Орде от митрополита Петра христианскую веру. Переехав на Русь, Чета построил рядом с Костромой знаменитый Ипатьевский монастырь. От этого Четы, а точнее от его внука Ивана Годуна и берёт свое начало род Годуновых.
Парсуна царя Михаила Фёдоровича Романова
Необычайно хорош поясной портрет царя Алексея Михайловича Романова в «большом наряде». 1680 г.
Царь изображён в торжественном костюме, расшитом жемчугом и драгоценными камнями, в высокой шапке, опушенной мехом. Лицо трактовано более правдиво, чем в ранних парсунах.
Парсуна Ермака Тимофеевича
Казачий атаман, покоритель сибирских земель. Происхождение Ермака в точности неизвестно — существует несколько версий. «Родом неизвестный, душой знаменитый». Согласно С. У. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов — знал лично выживших участников похода Ермака, он знаменитый атаман был: «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом (то есть ростом) середней, и плоск, и плечист».
Преображенская серия. Она включает в себя группу портретных изображений, заказанных Петром I для своего нового Преображенского дворца. Большинство персонажей серии — участники «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы» — колоритного, специфического явления петровской эпохи, составлявшего часть придворной жизни того времени и созданного Петром I. Членами «собора» были люди знатных фамилий из ближайшего окружения царя. Портреты серии отличаются большей эмоциональной и мимической раскованностью, если их сравнивать с ранней парсуной.
Щепотев Иван Андреевич — доверенное лицо Петра I. Исполнял при императоре обязанности стряпчего, затем стольника.
Здесь уже налицо))) характер — хитрец, «срамослов»…
Парсуна Якова Тургенева. 1695 г.
Усталое, изрезанное морщинами лицо немолодого человека. В его печальных глазах, в чертах лица, на мой взгляд, есть нечто трагическое. И судьба его была трагической.
Парсуна Андрея Бесящего — Андрея Матвеевича Апраксина. Конец 1690-х гг.
A.M. Апраксин — брат царицы Марфы Матвеевны, стольник царя Иоанна Алексеевича. Обер-шенк Петра I, с 1724 года — граф.
Практически хрестоматийный образец парсуны — изображение В. Ф. Люткина. 1697 г.
Общественный деятель конца XVII века, стольник, бригадир при Петре I. Василий Фёдорович Люткин известен не своей ратной или государственной деятельностью, а тем, что его парсуна висит в Государственном историческом музее. Так тоже бывает)))
Парсуна Ивана Борисовича Репнина.
Парсуны Натальи Кирилловны Нарышкиной — матери Петра I.
Эта работа приписывается М.И. Чоглокову (работал в 1678-1723 гг.). Вполне возможно, что это прижизненный портрет царицы.
Парсуна Петра I в детстве
Парсуна Евдокии Лопухиной — первой жены Петра I
Парсуна Евдокии Лопухиной в монашестве
Парсуна князя Василия Васильевича Голицына
Боярин, дипломат и государственный деятель, фактический глава русского правительства во время регентства царевны Софьи (1682-1689). В.В. Голицын изображен с текстом «вечного мира» между Россией и Речью Посполитой, подписанного при его активном участии
В заключение хочется подчеркнуть — парсуна обладает очень дорогим качеством: эти произведения внушают безоговорочное доверие как непреложные исторические свидетельства важного и судьбоносного для страны временного периода. И практически всех их объединяет очень огорчительная деталь – их авторы неизвестны, но… Проложив путь профессиональной живописи нового (общеевропейского) типа, парсуна свою миссию выполнила. Ну а новое время поставило иные художественные задачи – начиналась эпоха светской живописи
Парсуна — портретный живописный жанр в Русском царстве
Парсуна – жанр портрета в Русском царстве. Этому портретному жанру была характерна схожесть черт лица с принятыми тогда канонами иконописи.
Само слово является искажением латинского «persona» — личность.
Первоначально парсуна являлась синонимом современного понятия портрета, вне зависимости от стиля, места и техники исполнения. Сейчас принято считать, что парсуна является жанровым переходом от иконы к более светскому портрету.
Считается, что первые русские парсуны создавали мастера Оружейной палаты Московского Кремля в начале 17 века. Точно датировать время появления парсуны как жанра мешает практически полное отсутствие подписей мастеров на работах и разнобой в техниках исполнения.
Часто, в жанре парсуны, делали надгробные портреты умерших людей.
Ближе ко второй половине 17 века, жанр стал разделяться и развиваться по двум путям.
Первый путь стал ближе к иконному началу парсуны, черты реального человека стали как будто бы накладывать на идеальную форму лика его святого.
Второй путь развития пошёл ещё сильнее углубился в светский портрет с индивидуализацией черт лица модели. Считается, что на этот путь развития значительно влияли иностранные художники, работавшие в России.
Весьма часто утверждается, что второй путь развития парсуны значительно повлиял на иконопись в стиле Фряжского письма. Сложно сказать насколько это утверждение правдиво – Фряжское письмо стало формироваться ещё в 15-16 веке, более вероятно, что это оно повлияло на развитие парсуны.
Что такое парсуна? Когда парсуны появились в России?
Что такое парсуна? Когда парсуны появились в России?
Парсу́на (искажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие «парсуна», как произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи, предложено И. М. Снегирёвым в 1854 году.
Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца), выполненный иконописными приемами.Парсуной не изображали простых людей,а изображали только каких то очень известных персон,или персон известных в своём округе.
Также вам будет интересно: Какие грибы-ближайшие родственники смертельно ядовитой бледной поганки-съедобны?
В России парсуны появились в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е годы, однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.
Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображённого. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.
В настоящее время некоторые художники снова обращаются к парсунной живописи, представляющей реальное лицо иконописными приёмами (что близко к примитивизму)
так же информация о парсуне есть на сайтах:
ПАРСУНА
ПАРСУНА — название произведений русской портретной живописи XVII — начала XVIII веков.
Термин предложен в середине XIX века. И.М. Снегирёвым. До XVIII века для обозначения портрета использовалось слово «персона». Парсуны лишь условно передавали портретное сходство, по стилистическим особенностям были тесно связаны с иконописью: сохраняли идеальность и каноничность образов, статичность позы, плоскостное узорное письмо, наличие атрибутов и надписей, позволяющих идентифицировать изображённого. Большая часть парсун до начала XVIII века выполнялись на дереве в технике темперы. Персонажами парсун были цари, князья, военачальники (в том числе Ермак), дворяне, церковные иерархи (патриархи, епископы, римские папы). Сохранились надгробные парсуны: царя Фёдора Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского (обе XVII век, ГИМ), двойная парсуна царей Михаила Фё- доровича и Алексея Михайловича (1678 год, художник Ф.Е. Зубов, ГИМ).
Во 2-й половине XVII века развитие парсуны шло по двум направлениям. Первому было присуще ещё большее усиление иконного начала: черты реального персонажа как бы растворялись в идеальной схеме лика его святого патрона (парсуна царя Фёдора Алексеевича, 1686 год, предположительно художник Богдан Салтанов, ГИМ; тафтяной портрет патриарха Никона, 1682 год, предположительно иконописец И.А. Безмин, ГИМ). Представители второго направления, испытавшие влияние работавших в России иностранных художников, искусства Украины, Польши, Литвы и Нидерландов (в 1667-1668 годы в Москве работал голландец Даниил Вухтерс), постепенно усваивали приёмы западно-европейской живописи, стремились к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм; вместе с тем сохранялись традиционная застылость поз, плоскостность письма и условность трактовки одеяний (парсуны: князя И.Б. Репнина, ГРМ; стольника Г.П. Годунова, 1686 год, Л.К. Нарышкина, 1690-е годы, стольника В.Ф. Люткина, 1697 год, все — ГИМ).
Как правило, парсуны создавались живописцами Оружейной палаты — С.Ф. Ушаковым, Ф.Е. Зубовым, И. Максимовым, Богданом (Иваном) Салтановым, К.И. Золотарёвым, И.А. Безминым, Г.Н. Одольским (Адольским), И.П. Рефусицким, М.И. Чоглоковым и другими. Но большая часть парсун не подписана. Наиболее ранняя подписная и датированная парсуна — портрет патриарха Иоакима работы Золотарёва (1678, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, смотреть иллюстрацию к статье Иоаким). Среди редких работ иностранцев этого времени — групповой портрет патриарха Никона с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (начала 1660-х годов, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»). Написанные под влиянием европейского портрета масляными красками на холсте, иногда с натуры, многие парсуны допетровского (конные портреты царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, парсуна «Царь Алексей Михайлович в большом наряде», все — 1670-80-е годы, ГИМ) и петровского (портреты так называемой Преображенской серии, 1692 — начало 1720-х годов, Гатчинский дворец, ГРМ, ГТГ) времени показывают переход от парсуны к портрету европейского типа. В русской провинции черты парсунности сохраняются в портрете до начала XIX века (портрет епископа Вениамина Багрянского, художник М.А. Васильев, 1807 год, Художник музей, Иркутск). Иногда термин «Парсуна» распространяется на аналогичные явления в живописи Украины и Белоруссии.
парсуна
В Википедии есть страница «парсуна». |
Русский
В Викиданных есть лексема парсуна (L140887). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | парсу́на | парсу́ны |
Р. | парсу́ны | парсу́н |
Д. | парсу́не | парсу́нам |
В. | парсу́ну | парсу́ны |
Тв. | парсу́ной парсу́ною |
парсу́нами |
Пр. | парсу́не | парсу́нах |
пар-су́-на
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -парсун-; окончание: -а.
Произношение
- МФА: ед. ч. , мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- искусств., живоп. ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
- —
Гиперонимы
- портрет
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- прилагательные: парсунный
Этимология
Происходит от лат. persona ‘личность, особа’.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Супарна
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
- Портрет петровского времени
Перевод
Список переводов
Анаграммы
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
См. также
Напишите отзыв о статье «Парсуна»
- Е. С. Овчинникова. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М., 1955. С. 3
- Л. И. Лифшиц. История русского искусства. Искусство X—XVII веков. М. 2007
Ссылки
Отрывок, характеризующий Парсуна
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.
Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Живопись 17 века : парсуна
Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
В 1851 году выходит богато иллюстрированное издание «Древности Российского государства». В IV отделении этого издания, составленного И. М. Снегиревым, есть очерк, который является первым опытом обобщения материалов по истории русского портрета. Как считает Е. С. Овчинникова, именно Снегирев в данном очерке, говоря о портретах XVII века, ввёл в научный оборот термин «парсуна». Хотя справедливо было бы утверждать, что именно Е. С. Овчинникова ввела в научный оборот данный термин, позже широко распространившийся в литературе по русскому искусству для обозначения ранних русских портретов.
Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатлённые черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности»
Типы
На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:
-
Надгробные портреты, темпера на доске (Скопин-Шуйский, Фёдор Иванович, Фёдор Алексеевич и т. д.)
-
Парсуны маслом на холсте:
-
с изображением царей (Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Иван Алексеевич и т. д.)
-
с изображением князей, стольников, дворян и т. д. (галерея Репниных, Нарышкин, Люткин и т. д.)
-
с изображением церковных иерархов (Никон, Иоаким)
-
Характерные черты жанра
Парсуна возникла в переходный период русской истории, когда средневековое мировоззрение стало претерпевать преобразования, что привело к появлению новых художественных идеалов. Считается, что работы в этом художественном направлении создавались живописцами Оружейной палаты – Ушаковым С. Ф., Одольским Г., Безминым И. А., Максимовым И., Чоглоковым М. И. и другими. Однако эти произведения искусства, как правило, не подписывались своими создателями, поэтому подтвердить авторство тех или иных работ не представляется возможным. Дата написания такого портрета также нигде не указывалась, что затрудняет установление хронологической последовательности создания.
Парсуна – это жанр портретной живописи, возникший под влиянием западноевропейской школы. Манера и стиль письма передаются в ярких и довольно пестрых красках, однако все еще соблюдаются иконописные традиции. В целом парсуны неоднородны как в материально-технологическом плане, так и в стилистическом. Однако все чаще применяются масляные краски для создания изображения на холсте. Портретное сходство передается очень условно, часто используются какие-либо атрибуты или подпись, благодаря которым можно определить, кто именно изображен.
Уже в XI-XIII веках на стенах соборов появляются изображения исторических лиц — храмоздателей: князя Ярослава Мудрого с семьей, князя Ярослава Всеволодовича, подносящего модель храма Христу. Начиная с середины XVI века, появляются иконы с еще очень условными изображениями здравствующих членов царской семьи.
Портретные образы в иконе второй половины XVII века оказывались на перекрестье восхождения человека к божественному, и нисхождения божественного до человеческого. Иконописцы Оружейной палаты, опираясь на собственные эстетические каноны, создали новый тип лика Спаса Нерукотворного, отличающийся определенностью человеческого облика. Образ «Спаса Нерукотворного» 1670-х годов Симона Ушакова можно считать программой этого направления.
Как придворные художники, иконописцы не могли себе представить облик «Царя небесного», минуя хорошо знакомые им черты «царя земного». Многие из известных нам мастеров этого направления (Симон Ушаков, Карп Золотарёв, Иван Рефусицкий) были портретистами царского двора, о чем они сами с гордостью рассказали в своих трактатах и челобитных.
Создание царских портретов, а затем портретов представителей церковной иерархии и придворных кругов стало принципиально новым шагом в культуре Руси. В 1672 году был создан «Титулярник», который собрал в себе целый ряд портретных миниатюр. Это изображения русских царей, патриархов, а также зарубежных представителей верховной знати, умерших и живых (их писали с натуры).
Русскому зрителю представлялась возможность впервые увидеть привезенный в Россию знаменитый потрет Ивана Грозного, оказавшийся в Дании еще в конце XVII века.
В коллекции Государственного музея изобразительных искусств (Копенгаген) хранится серия из четырех портретов всадников. Серия, представляющая двух русских царей — Михаила Федоровича и Алексея Михайловича — и двух легендарных восточных правителей, попала в Данию не позднее 1696 года; портреты изначально принадлежали королевской Кунсткамере, собранию редкостей и диковинок. Два из них — Михаила Федоровича и Алексея Михайловича — представлены на выставке.
Живописный портрет последней трети XVII века — 1700-х годов является главным разделом выставки. Живописная парсуна — одновременно наследница духовной и изобразительной традиции русского Средневековья и родоначальница светского портрета, феномена Нового времени.
Примечательны хрестоматийные памятники, такие как изображение Алексея Михайловича «в большом наряде» (конец 1670 — начало 1680-х, Государственный Исторический музей), Л.К. Нарышкина (конец XVII века, ГИМ), В.Ф. Люткина (1697, ГИМ) и другие.
Совершенно особый интерес представляет недавно открытый, всесторонне исследованный и отреставрированный портрет патриарха Иоакима Карпа Золотарёва (1678, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник). Он является на данный момент наиболее ранним подписным и датированным произведением среди парсун, в основной своей массе анонимных.
Хотя парсуны представляют собой принципиально уникальный материал, но и в их кругу есть особые раритеты. Один из них — тафтяной портрет патриарха Никона (1682, ГИМ). Портрет является аппликацией из шелковых тканей и бумаги, и лишь лицо и руки исполнены живописью.
Портреты иностранных художников, работавших при царском дворе в период приобщения Руси к ценностям художественной культуры Нового времени, имели для русских мастеров исключительное значение как образцы, которым они стремились подражать.
В данной группе живописных портретов есть свой раритет — знаменитый портрет патриарха Никона с клиром, написанный в начале 1660-х годов (Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»). Это наиболее ранний из известных нам живописных портретов XVII века, созданный на русской почве, единственный сохранившийся прижизненный портрет патриарха Никона и единственный дошедший до нас групповой портрет той эпохи. Групповой портрет патриарха Никона с клиром — целая изобразительная энциклопедия патриаршего и церковно-монастырского обихода того времени.
Большой интерес представляет экспонируемый комплекс памятников, объединенных названием Преображенская серия. Она включает в себя группу портретных изображений, заказанных Петром I для своего нового Преображенского дворца. Создание серии относят к 1692-1700 годам, а авторство — к неизвестным русским мастерам Оружейной палаты. Персонажи основного ядра серии — участники «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», сатирического учреждения, созданного Петром I. Членами «собора» состояли люди знатных фамилий из ближайшего окружения царя. В сравнении с чистой парсуной, портреты серии отличаются большей эмоциональной и мимической раскованностью, живописностью и иным духовным зарядом. В них можно усмотреть связь с гротескной струей в западноевропейской барочной живописи XVII века. Не случайно, именно эту группу исследователи уже не называют парсуной, а говорят лишь о традициях парсуны в конце XVII столетия.
Странная двойственность присуща большой парсуне «Портрет царя Федора Алексеевича» (1686, ГИМ), выполненной в традициях иконного писания. Лицо юного царя написано объемно, а одеяния и картуши решены плоскостно. Божественную власть царя подчеркивают нимб вокруг головы, изображение Спаса Нерукотворного вверху. Есть особое очарование в робких, неумелых парсунах, в которых мы усматриваем знак времени.
В парсуне соединяются черты и приёмы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры, а саму живопись можно отнести к двум техникам классической масляной живописи: на деревянной основе и светлых грунтах; на холсте и тёмных грунтах. Большинство художников, писавших парсуны, придерживались церковных канонов, использовали плоскостное узорное письмо. И сходство с реальным человеком было чаще всего условным, но главное – оно было…
Искусствоведы (чтобы хоть как-то упорядочить экземпляры портретной живописи той эпохи) выделяют несколько типов парсун, но, на мой взгляд, это – тема для отдельного разговора. Если же ваш интерес велик, информацию в сети найти можно)))
Искусство парсуны просуществовало до 1760-х годов, но в провинциальных русских городах портретам (особенно купеческим) ещё долго были присущи черты некоторого примитивизма, ещё долго чувствовалось влияние парсуны.
Очень выразительные глаза, окаймленные тёмным контуром, и брови.
Далее парсуны, изображающие Ивана Васильевича из разных музеев.
Парсуна царя Фёдора Алексеевича. 1686 г.
Хороша видна некоторая двойственность парсуны: лицо юного царя написано объёмно, а одеяния и картуши («мотив» в виде свитка) решены достаточно плоскостно.
Живопись XVII века в России раскрывала свой потенциал. Были развиты две школы иконописи Строгановская и Годуновская. Также был развит новый портретный жанр – парсуна.
Знатные вельможи и просто богатые люди стремились запечатлеть себя на холсте истории с помощью красок, а художники, в свою очередь, старались передать не только черты лица или мимику, но и характер, душу человека, которого изображали.
Особенности русской живописи XVII века
Живопись России XVII века претерпела большие перемены. Художники стремились к новому, неизведанному, но при этом старались не забывать и не отходить от старообрядческих догм.
Именно по этой причине в начале XVII века в России наблюдается своеобразный раскол в иконописи на две главенствующие школы: Строгановскую и Годуновскую. Эти две школы или направления работали в двух основных стилях, не похожих друг на друга.
Годуновская школа стояла на тех канонах живописи, которые складывались временем. Она не развивала новые краски или образы, а тяготела к традициям прошлого. Строгановская школа развивала новые каноны, она использовала в иконописи яркие краски, изысканность рисунка, сложная многоплановая композиция. Иными словами, если Годуновская школа шла назад, то Строгановская бежала вперед семимильными шагами, развивая в себе творческий потенциал.
Парсуна
Царь Алексей Михайлович и Оружейная палата, рьяно критиковали и запрещали любой отход от уже сложившихся канонов живописи. Симон Ушаков долгое время возглавлял живописное дело России. И не смотря на запреты, в первую очередь, всегда уделял внимание изображению человеческого лица. Это было его страстью. Возможно, именно с этого и начал развиваться новый живописный жанр в России.
Во второй половине XVII века появляется новый жанр в России – парсуна. Это был первый портретный жанр в России. Изначально его использовали только в иконописи, но через несколько лет художники начали делать портреты реальных людей, которые толпами выстраивались у их дверей. Иметь свой портрет стало очень популярно, это было престижно.
Парсуна
Определение «парсуна» является искаженным понятием таких слов, как «особа» и «личность», и происходит от латинского слова «persona». Изначально данное определение являлось синонимом слова и понятия портрет, независимо от техники изображения и стиля, времени и места написания. Понятие «парсуна» в определенном значении произведения периода перехода от иконописи к светской живописи было предложено Снегиревым в 1854-м году.
Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, парсуна. Вторая половина XVII века.
Парсуна появилась в переходный период российской истории, в то время, когда шло преобразование средневековых мировоззрений и формировались новейшие художественные идеалы. Первые российские парсуны создавались, наверняка, мастерами Оружейной Палаты в Московском Кремле в 17-м веке. Наиболее известным художником, писавшим парсуны, является Симон Ушаков. По приемам, стилю и материала живописи изначально парсуны мало чем могут отличаться от икон и выполняются на иконной доске с ковчегом.
Отличная идея угадать с подарком — сертификат Royal Beauty, который с удовольствием принимает к оплате услуг сорок один салон красоты в Москве. Больше не нужно бегать по магазинам в поисках подарка и ломать голову — виновница торжества легко превратит подаренный сертификат именно в то, о чём она мечтала всю жизнь!
Порой пишется составляющий атрибут иконы, как своеобразный нимб вокруг головы изображаемого персонажа. Во второй половине 17-го века парсуна зачастую пишется на холсте в технике живописи маслом, но манера исполнения продолжает придерживаться иконописным традициям. По мнениям искусствоведов парсунная живопись окончательно превратилась в европейский живописный портрет только в середине 17-го века, но в провинциальных регионах техника, похожая на парсунную существовала намного дольше.
Российской парсуне особенно близки произведения белорусской, украинской, литовской и польской портретной живописи 14-17-х веков, которые зачастую относились так же к парсуной. В парсуне похожесть портрета передавалось довольно условно, зачастую использовались элементы и подпись, которые позволяли узнать изображенного.
- Выставка произведения Валерия Башенина. К 75-летию художника
- Масштабная выставка, посвящённая эпохе Петра первого открылась в Русском музее
- «Полёт валькирий»
- Современный белорусский пейзаж. Главные идеи и тенденции современного белорусского искусства