Содержание
- Нестеров М.В. «Видение отроку Варфоломею». Описание картины.
- История одного шедевра: «Видение отроку Варфоломею» Нестерова
- Описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
- не буду
- «Видение отроку Варфоломею» Нестерова: история создания картины 
- «Видение отроку Варфоломею», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины
Нестеров М.В. «Видение отроку Варфоломею». Описание картины.
1889-90 г. 211 x 160 см. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины Нестерова М.В. «Видение отроку Варфоломею»
Важную роль на картине Нестерова М.В. играет пейзаж, который достаточно эмоционален, соответствует настроению героев. На заднем плане мы видим бледное бело-желтое небо. Основным цветом на картине является желтый, так, что можно предположить, что это ранняя осень.
Вдали изображена деревянная церквушка, два голубых купола которой похожи на васильки, растущие на зеленом лугу. За ней виднеется небольшая деревушка, а за деревушкой – бескрайний простор. Недалеко от церкви находятся огороды. Темно-зеленые посевы чем-то напоминают капусту. По бокам изображены густые леса, они словно обрамляют картину, придают ей глубину. Слева изгибами протекает маленькая речка.
На переднем плане автор изобразил отрока Варфоломея и старца. Мальчик с восхищением и огромным вниманием смотрит на игумена. Видна худоба мальчика: истощенное лицо, синяки под глазами. Его светло-русые волосы гармонично сочетаются с цветами деревьев и поля. Ребенок молитвенно сложил худющие и тоненькие ручки. Спина и колени у него чуть согнуты, он как бы намеревается преклониться перед старцем. На мальчике простая крестьянская одежда белого цвета. Автор хотел показать чистоту детской души.
Перед отроком стоит старец. Капюшон скрывает его лицо, а также всю голову, видно лишь часть седой бороды старца. Она говорит о том, что перед мальчиком стоит старый мудрец. Вокруг его головы – нимб, который практически растворился в желтом цвете деревьев. В руках старец держит ларчик с просфорой. На нем надет черный плащ и накидка с красными крестами.
Пейзаж на картине реалистичен, но в изображенных фигурах виден мотив сказочности. Произведение вызывает чувство грусти и спокойствия. Автор показал чистоту и красоту русской природы.
Лучшие картины Нестерова М.В.
История одного шедевра: «Видение отроку Варфоломею» Нестерова
Сюжет
Сюжетным прототипом для картины стало жизнеописание Сергия Радонежского, который, будучи ребенком (звали его тогда Варфоломей), встретил святого старца. Последний спросил отрока о его заветном желании и услышал: «Ныне прискорбна душа моя, так как учуся грамоте и не умею, ты же, отче святой, помолись за меня богу, чтобы я выучил грамоту». Услышав это, старец дал Варфоломею кусочек просфоры со словами: «О грамоте, чадо, не скорби, от сего дня дарует тебе господь грамоте умение зело добре».
Пейзаж в Абрамцеве. Этот этюд стал основой для пейзажного фона в «Видении отроку Варфоломею»
Варфоломей — кроткий мальчик, покорно сложивший руки на груди, принимающий то, что дано свыше. Святой старец кажется неотделимым от природы: его фигура в темных одеждах словно сливается с деревом. Нимб его, едва заметный, вот-вот рассеется в воздухе.
Образ Сергия Радонежского был для Нестерова воплощением нравственного идеала чистой и подвижнической жизни. С ним связана тема одиночества, ухода от мирской суеты. Идеальным, по Нестерову, было состояния единения человека и природы, только в этом, по мнению художника, человек мог найти успокоение, очистить душу, обрести стойкость и смысл жизни.
Видение отроку Варфоломею, эскиз
Контекст
Первые наброски Нестеров сделал во время поездки в Италию. Позднее в окрестностях Троице-Сергиевой лавры он писал пейзажные зарисовки. Изначально художник продумывал вертикальную композицию — убрав часть пейзажа, живописец акцентировал внимание на фигурах. То, что в итоге картина написана горизонтальной, говорит о том, что Нестеров, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное. Одухотворённая природа сливается с лирическим настроением героев и раскрывает их образы.
Закончив пейзажные зарисовки, Нестеров уехал в Уфу, где, несмотря на грипп, продолжил работать. «Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда», — вспоминал Михаил Нестеров.
Незаконченный вариант картины
Состояние его было опасным. В один из дней у Нестерова закружилась голова, он оступился, упал и повредил холст. Понадобился новый. Именно на нем было создано лучшее, по мнению самого Нестерова, полотно. Незаконченный вариант картины остался в Уфе.
Судьба художника
Михаил Нестеров родился в Уфе. Семья его было глубоко религиозной. С детства Мишу влекла природа, он был чуток к ее красоте и восприимчив к ее языку. Отец поддержал тягу сына к искусству и отправил в Москву учиться.
Первой значительной картиной был «Пустынник». После экспонирования ее на выставке передвижников о Нестерове заговорили как об одном из выдающихся живописцев того времени. Современники отмечали, как поразительно глубока внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах.
«Пустынник», 1888 — 1889
После «Видения отроку Варфоломею» (1889−1890) Нестерову впервые предложили расписывать храмы. Неуверенность, принять ли это предложение, в итоге была преодолена, и 22 года своей жизни художник отдал церковным росписям и иконам. Религиозная тема, которая так прочно вошла в творчество Нестерова, сподвигла его на путешествие на Соловки. Монастырь, окруженный суровой природой, жизнь монахов, сильных духом, впечатлили художника. Долгое время в его картинах звучала тема блаженного общения верующего человека с природой.
Свои коррективы в творчество Нестерова, что ожидаемо, внесла революция 1917 года. 55-летнему художнику пришлось отказаться от тем, которые интересовали его в течение всей жизни, и переключиться на новый для себя жанр портрета. Как правило, он не писал на заказ, работая только с близкими и хорошо знакомыми людьми. Его интересовали творческие люди в активном действии. За свои портреты он даже получил несколько наград и почестей от советского правительства, в том числе Сталинскую премию.
Портрет академика Павлова, 1935. Работа, за которую Нестерову вручили Сталинскую премию
В 1938 году (Нестерову на тот момент было уже 76 лет) его арестовали и две недели продержали в Бутырской тюрьме. Связано это было с тем, что его зять, юрист Виктор Шретер, был арестован по ложному доносу, обвинен в шпионаже и приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась с инвалидностью.
До последнего дня Нестеров работал. Скончался от инсульта на 81-м году жизни с палитрой и кистью в руках.
Описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Михаил Нестеров помимо профессионального увлечения живописью ещё занимался и философией и религией. Росписи церквей были важной частью его творчества до прихода Советской власти.
Один из циклов своих картин Нестеров посвятил жизни и деятельности Сергия Радонежского. Многие русские философы считали основанный Сергием Троице-Сергиев монастырь основой, началом русской духовности.
Одной из лучших работ этого цикла является «Видение отроку Варфоломею». Фигуру Варфоломея художник писал с натуры, но позировала ему девочка, в которой Нестеров сразу распознал так необходимые ему черты. Пейзаж, изображённый на картине, художник рисовал тоже с натуры, в деревне Абрамцево. Нестеров стремился к максимальной реалистичности изображения, и это у него получилось очень хорошо.
В основе сюжета картины лежит легенда. Юному Варфоломею никак не удавалось овладеть грамотой. И вот однажды, когда он разыскивал сбежавших жеребят, явился ему на поле под дубом святой старец. Мальчик не растерялся и обратился к таинственному иноку с просьбой помочь в учении. Тот, сотворив надлежащую молитву, со словами наставления и благословения достал дароносицу и протянул пастушку кусочек просфоры, после чего старания отрока были вознаграждены: ему удалось постичь «книжную грамоту» и прочесть Святое Писание. Со временем Варфоломей принял постриг и стал известен под именем Сергия Радонежского.
В картине любовной бережной кистью «вырисован» типичный пейзаж среднерусской природы — холмы, тонкоствольные деревца, высокие травы. В этом ландшафте мальчик-пастух напоминает молодую березку, а таинственная монашеская фигура — темный ствол старого дерева, у которого он стоит. В руках старец держит ковчежец, который по форме очень похож на храм — будущее детище Сергия Радонежского.
Мальчик кажется чуть побледневшим при встрече с ангелом — с непонятным, высшим существом. Но во взгляде его больше почтительного внимания, чем испуга и удивления. Он послушно сложил ручки, старательно повторяя молитву вслед за своим неожиданным наставником. С любовью выписанный тихий, пасторальный осенний пейзаж, незатейливая деревянная церковка неподалеку — легко поверить, что это край, в котором святые хоть и редко, но являются детям, и в каждой избе образа — как лица близких людей.
За спиной пастушка в белой рубахе — тонкая молодая белоствольная березка; старец, облаченный в черную ризу, склонил голову, стоя под коренастым вековым дубом с потемневшей от времени корой и пожухшей листвой. Стар и млад, а за ними — два дерева. Символ преемственности, дарования знаний тому, кто пока юн и неопытен, но полон жизненных соков и готов тянуться к свету…
На заднем плане изображена обычная сельская местность, огороды, а фигура Сергия Радонежского максимально приближена к дереву, чтобы внимание зрителя не отвлекалось от мальчика, на глазах которого происходит чудо. Это художник подчеркнул позой и выражением лица Варфоломея.
Год написания картины: 1890.
Размеры картины: 211 x 160 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: религиозная живопись.
Стиль: символизм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
не буду
Смотреть что такое «не буду» в других словарях:
-
Буду богат, буду рогат: кого захочу, того и сбоду. — Буду богат, буду рогат: кого захочу, того и сбоду. См. СМИРЕНИЕ ГОРДОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
-
буду — БУДУ, будешь. 1. буд. вр. от быть. 2. употр. в знач. наст. вр. от быть (прост.). Вы откуда будете? 3. Служит для образования буд. вр. глаголов несовершенного вида с инф. этих глаголов, напр. я буду писать, мы будем работать. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
-
буду — буд. вр. от быть, сюда же повел. накл. будь, будьте, прич. будущий (из цслав. ввиду щ), будучи, укр. буду, ст. слав. бѫдѫ, болг. бъда, сербохорв. бу̏де̑м, словен. bǫ̑dem, чеш. budu, польск. będę, в. луж., н. луж. budu. Ближе всего по своему… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
-
буду-буду — сплошь, весь (испачкаться) … Нанайско-русский словарь
-
буду — см. Быть … Энциклопедический словарь
-
буду звонить — отбывать срок наказания в ИТК до конца … Воровской жаргон
-
буду — см. быть … Словарь многих выражений
-
Буду звонить — Отбывание наказания до конца срока в колонии … Словарь криминального и полукриминального мира
-
Я буду — «Я буду» Сингл «5ivesta family» и «23:45» Выпущен 16 июля 2009 года Формат … Википедия
-
не я буду — мамой клянусь, беспременно, обязательно, непременно, я не я буду, кровь из носу, жив не буду, кровь из зубов, чего бы то ни стоило, во что бы то ни стало, железно, наверняка, всенепременно, зуб даю, что бы там ни было, как пить дать Словарь… … Словарь синонимов
-
я не я буду — не я буду, кровь из зубов, обязательно, непременно, чего бы то ни стоило, мамой клянусь, беспременно, кровь из носу, во что бы то ни стало, железно, наверняка, всенепременно, зуб даю, что бы там ни было, как пить дать, жив не буду Словарь русских … Словарь синонимов
«Христова невеста» — первая из картин Нестерова, которую он считал той работой, которая открыла ему творческий путь. В ней в первой, отразились и живая душа, и страдание, и идея — все то, без чего нет подлинного искусства. Создана она была при грустных для художника обстоятельствах. Умерла его жена Мария, ей было всего двадцать пять лет. Убитый горем, Нестеров взялся писать «Христову невесту», наделив её лицом покойной жены, и такие образом выплеснул на холст свое горе. Получилась живая, дышащая, трогающая за самую душу картина.
Христовыми невестами называли монахинь из-за обета воздержания. Не принадлежа ни одному земному мужчине, каждая монахиня принадлежала Господу и потому должна была сохранять чистоту и непорочность. На картине изображена девушка в таком платье, какое носили старообрядцы. Темное, строгое, оно сидит по фигуре, белая рубашка с длинным рукавом прячет руки, а платок, расшитый синим узором, шею и волосы. Живет только лицо — с тонкими чертами, строгое, святое. По нему видно, что основная жизнь девушки проходит в другом мире. найдя голос
Бога в природе вокруг себя и в самой себе, она больше не нуждается в примитивных забавах мира. Её сверстницы выходят замуж, нянчат детишек, гадают на Святки, пекут пироги и водят хороводы с песнями, тягучими и высокими. Она же, удалившись в монастырь, больше не интересуется всем этим. У неё не будет ни мужа, ни детей. Яркие бусы, жемчужные серьги, расшитые сарафаны больше не про неё. Затворившись внутри себя самой, обратив взгляд на Бога, она поглощена этим занятием.
Христова невеста проживает жизнь именно так. В гармонии и мире, за простой работой, в помощи людям. Страсти и боль проходят мимо неё, оставляя её равнодушной. Грешные желания умирают, не родившись, и так легко представить, как она встает и прямо в своем синем сарафане восходит на небо.
«Видение отроку Варфоломею» Нестерова: история создания картины 
Незатейливые срединнорусские пейзажи, с пожухлыми травами и тонкоствольными березками, трогательные и в то же время необъятные просторы стали называть «нестеровскими». Меланхоличных хрупких девушек, чьи лица озарены внутренним светом, также завеличали «нестеровскими». Особое, опять же «нестеровское», настроение было и в полотнах на религиозные сюжеты — за это художника ценили и приглашали расписывать соборы.
В «Видении отроку Варфоломею» живописец собрал все свои «фирменные» наработки. Что из этого получилось?
Сюжет
Сюжетным прототипом для картины стало жизнеописание Сергия Радонежского, который, будучи ребенком (звали его тогда Варфоломей), встретил святого старца. Последний спросил отрока о его заветном желании и услышал: «Ныне прискорбна душа моя, так как учуся грамоте и не умею, ты же, отче святой, помолись за меня богу, чтобы я выучил грамоту». Услышав это, старец дал Варфоломею кусочек просфоры со словами: «О грамоте, чадо, не скорби, от сего дня дарует тебе господь грамоте умение зело добре».
Варфоломей — кроткий мальчик, покорно сложивший руки на груди, принимающий то, что дано свыше. Святой старец кажется неотделимым от природы: его фигура в темных одеждах словно сливается с деревом. Нимб его, едва заметный, вот-вот рассеется в воздухе.
Образ Сергия Радонежского был для Нестерова воплощением нравственного идеала чистой и подвижнической жизни. С ним связана тема одиночества, ухода от мирской суеты. Идеальным, по Нестерову, было состояния единения человека и природы, только в этом, по мнению художника, человек мог найти успокоение, очистить душу, обрести стойкость и смысл жизни.
Контекст
Первые наброски Нестеров сделал во время поездки в Италию. Позднее в окрестностях Троице-Сергиевой лавры он писал пейзажные зарисовки. Изначально художник продумывал вертикальную композицию — убрав часть пейзажа, живописец акцентировал внимание на фигурах. То, что в итоге картина написана горизонтальной, говорит о том, что Нестеров, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное. Одухотворённая природа сливается с лирическим настроением героев и раскрывает их образы.
Закончив пейзажные зарисовки, Нестеров уехал в Уфу, где, несмотря на грипп, продолжил работать. «Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда», — вспоминал Михаил Нестеров.
Состояние его было опасным. В один из дней у Нестерова закружилась голова, он оступился, упал и повредил холст. Понадобился новый. Именно на нем было создано лучшее, по мнению самого Нестерова, полотно. Незаконченный вариант картины остался в Уфе.
Судьба художника
Михаил Нестеров родился в Уфе. Семья его было глубоко религиозной. С детства Мишу влекла природа, он был чуток к ее красоте и восприимчив к ее языку. Отец поддержал тягу сына к искусству и отправил в Москву учиться.
Первой значительной картиной был «Пустынник». После экспонирования ее на выставке передвижников о Нестерове заговорили как об одном из выдающихся живописцев того времени. Современники отмечали, как поразительно глубока внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах.
После «Видения отроку Варфоломею» (1889−1890) Нестерову впервые предложили расписывать храмы. Неуверенность, принять ли это предложение, в итоге была преодолена, и 22 года своей жизни художник отдал церковным росписям и иконам.
Религиозная тема, которая так прочно вошла в творчество Нестерова, сподвигла его на путешествие на Соловки. Монастырь, окруженный суровой природой, жизнь монахов, сильных духом, впечатлили художника. Долгое время в его картинах звучала тема блаженного общения верующего человека с природой.
Свои коррективы в творчество Нестерова, что ожидаемо, внесла революция 1917 года. 55-летнему художнику пришлось отказаться от тем, которые интересовали его в течение всей жизни, и переключиться на новый для себя жанр портрета.
Как правило, он не писал на заказ, работая только с близкими и хорошо знакомыми людьми. Его интересовали творческие люди в активном действии. За свои портреты он даже получил несколько наград и почестей от советского правительства, в том числе Сталинскую премию.
В 1938 году (Нестерову на тот момент было уже 76 лет) его арестовали и две недели продержали в Бутырской тюрьме. Связано это было с тем, что его зять, юрист Виктор Шретер, был арестован по ложному доносу, обвинен в шпионаже и приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась с инвалидностью.
До последнего дня Нестеров работал. Скончался от инсульта на 81-м году жизни с палитрой и кистью в руках.
«Видение отроку Варфоломею», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины
Видение отроку Варфоломею — Михаил Васильевич Нестеров. 1889-1890. Холст, масло. 160 x 211 см
В 1889 году Михаил Нестеров принимается за создание серии картин, посвящённой Сергию Радонежскому. Первой и самой значительной работой знаменитого цикла стала картина «Видение отроку Варфоломею».
Полотно было представлено на восемнадцатой выставке передвижников и наделало много шуму. Как вспоминал сам художник – «судили картину страшным судом». Главные нападки доносились со стороны Стасова, Мясоедова, Суворина и др. Произведение одним махом опрокинуло рационалистические устои, которые с таким трудом укореняли передвижники. Что за мистицизм, что за нимб над головой? Стасов потратил немало сил, чтобы отговорить Третьякова от покупки «случайного на выставке» полотна.
Образ Сергия Радонежского мастер выбрал неслучайно – для Нестерова эта религиозная личность была воплощением высокой нравственности. Именно в этом лике он искал успокоения, переживая тяжкую трагедию, смерть жены при родах.
В основе картины лежит сюжет из жизнеописания «Сергия Преподобного». Юный отрок Варфоломей, который отправился в поле за лошадьми по наказу отца, встретил ангела в образе инока. Ангел совершал молитву под деревом. Мальчик терпеливо ждал. По окончанию молитвы, старец благословил Варфоломея и спросил, чего тот хочет попросить у Господа, на что мальчик ответил, что хочет стать грамотным. Пообещал ангел, что смиренный отрок познает грамоту, протянув тому часть просфоры. Именно этот момент мы видим на картине Нестерова.
Оставшиеся эскизы, показывают исследователям, как долго художник искал нужный ракурс, композицию. Нельзя не отметить живой, богатый пейзаж, который стал декорацией для этой истории. В соединении религиозного сюжета и русского пейзажа Нестеров видел идею объединения своего народа. Здесь можно почувствовать гармонию природы и смиренной человеческой души. До конца своих дней Михаил Нестеров считал «Видение» лучшим своим произведением.