Содержание
- Ответы Господа гордому книжнику и смиренному ученику… (Мф. 8:19–22)
- Негде голову приклонить
- Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 27-й седмицы по Пятидесятнице
- Поиск ответа
- Большой толковый словарь
- Свт. Тихон Задонский. «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20)
- Почему Христу негде приклонить голову?
Ответы Господа гордому книжнику и смиренному ученику… (Мф. 8:19–22)
«Как на горе Блаженств, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – ученики не только пребывали с Господом тогда, когда Он проповедовал, но и следовали за Ним, когда молчал, так и в Капернауме прилеплялись к Нему не только тогда, когда Он чудодействовал, но и когда переставал чудодействовать, и от самого лицезрения Его получали пользу. Ибо если Моисей имел прославленное лицо, и Стефан лицо ангельское, то представь, каким должен был быть вид общего Владыки! Действительно, многие из любви и удивления к Нему, желая всегда наслаждаться Его лицезрением, неотступно пребывали при Нем. Да и кто мог бы удалиться от Творившего такие чудеса? Кто бы и просто не захотел взирать на Его лицо и уста, изрекающие такие слова? Он достоин удивления не только из-за чудес, но и облик Его был исполнен великой приятности, как показал это пророк: «Ты прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44:3). Когда же Исайя говорит (Ис. 53:2): «нет в Нем ни вида, ни величия», то говорит он это или о непостижимой и неизглаголанной славе Божества, или о том, что случилось с Ним во времена страдания, о безчестии, которое претерпел Он во время распятия на кресте, или о смирении, которое являл во всем в продолжение целой жизни».
Но не все желали быть около Спасителя с одинаковым расположением сердца, Святой евангелист приводит примеры этого. ТОГДА ОДИН КНИЖНИК, ПОДОЙДЯ, раб богатства и человек надменный, как выражается святитель Иоанн Златоуст, СКАЗАЛ ЕМУ: УЧИТЕЛЬ! Я ПОЙДУ ЗА ТОБОЮ, КУДА БЫ ТЫ НИ ПОШЕЛ. Гордый книжник воображал, что Иисус Христос будет рад такому почтенному и ученому человеку, каким считал себя книжник. «Видишь ли, какова гордость? – говорит Златоуст. – Он считает для себя низким быть между простым народом, и вот, показывая, что он гораздо выше черни, с такими мыслями приступает к Иисусу». «В самой дерзости книжника, – говорит святитель Афанасий Александрийский, – можно видеть признак его опрометчивости и невежества: идти вслед Спасителя, чтобы слушать Его учение, это для человека еще возможное дело; но последовать за Ним всюду невозможно и дерзко для дающего такое обещание; невозможно для нас всюду сопутствовать Вездесущему, потому что Он безпределен, а мы ограничены». «Впрочем, – замечает святитель Златоуст, – Господь не осудил его за неуместную дерзость, научая нас тому, чтобы мы терпели и таковых. Вот почему Он не обличает явно тех, которые имели злые намерения, но Свои ответы направляет против их мысли, предоставляя им одним видеть обличение и доставляя им двоякую пользу: во-первых, показывал в Себе знание сокровенного в совести; во-вторых, несмотря на это сердцеведение, попускал скрывать их намерения, давал им возможность исправиться, если только захотят. Точно так же поступил Он и с этим книжником. Видя многие знамения, книжник надеялся обогатиться от таковых чудес, а поэтому и желал следовать за Христом. Это видно из ответа, какой ему дает Христос, сообразуясь не со словами вопроса, а с мыслью вопрошающего». И ГОВОРИТ ЕМУ ИИСУС: ЛИСИЦЫ ИМЕЮТ НОРЫ И ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ – ГНЕЗДА, А СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ НЕ ИМЕЕТ, ГДЕ ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ, не имеет места, которое мог бы назвать собственным. «Для чего ты, следуя за Мной, надеешься собирать деньги? Неужели не видишь, что у Меня нет жилища даже и такого, какое имеют птицы?.. Я желаю, чтобы и последователи Мои были такими же, они должны быть готовы ко всяким лишениям, не ждать веселых дней, славы и богатства». «Заметь, – говорит Златоуст, – какую кротость показывает Он; не сказал – хотя Я имею, но презираю; но сказал – не имею. Видишь ли, сколь великую имел Он осмотрительность и вместе снисходительность? И это сказал не для того, чтобы отдалить его от Себя, но чтобы обличить его худое намерение и подать случай следовать за Собой с надеждой, если захочет». «Книжник понял, что он разгадан и, обманувшись в цели, замолчал».
«Господь, – говорит святой Исидор Пелусиот, – удалил этого книжника от сопребывания с Собой, чтобы его упорство в злонравии не сделалось причиной соблазна для верующих, чтобы они, смотря на этого человека, не стали осуждать Владычную силу и обвинять в немощи, как невозмогшую обратить его к добродетели». «Подобным образом часто поступал Христос и в других случаях. Хотя явно не обличал Он, но ответом показывал мысли к Нему приходивших». Блаженный Феофилакт и Евфимий Зигабен дают еще такой смысл словам Господа: «лукавые демоны страстей живут в тебе, имеют в тебе, в твоем сердце, норы и гнезда; поэтому Я не нахожу и самого краткого пребывания в душе твоей». Здесь в первый раз в Евангелии встречается смиренное имя – «Сын Человеческий», как любил называть Себя Христос Спаситель. Сын Человеческий значит то же, что человек вообще. А Евреям это смиренное имя напоминало видение пророка Даниила: пророк видел, как «с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13–14). Ясно, что тут пророк изображает Христа Спасителя, о Котором и апостол говорит, что Он, «будучи образом Божиим, сделался подобным человекам и по виду стал как человек» (Флп. 2:6–7), кроме греха. Христос Спаситель именуется Сыном Божиим потому, что Он – един с Богом Отцом по Своему Божеству; Он же именуется Сыном Человеческим потому, что Он – един с нами по человечеству. Он любил называть Себя Сыном Человеческим потому, что любил людей как братьев; этим наименованием Он желал показать Свою особенную близость к людям, родство с ними по природе человеческой. Как трогательно для сердца верующего это смиренное Его к нам снисхождение! Не потому ли и стремились к Нему так простые, добрые сердца даже тех, которые еще не могли сразу порвать земные привязанности? Вот святой евангелист приводит пример такой колеблющейся доброй души: ДРУГОЙ ЖЕ ИЗ УЧЕНИКОВ ЕГО (уже бывший отчасти учеником Его) СКАЗАЛ ЕМУ: ГОСПОДИ! ПОЗВОЛЬ МНЕ ПРЕЖДЕ, чем сделаюсь постоянным, неотлучным учеником Твоим, ПОЙТИ И ПОХОРОНИТЬ ОТЦА МОЕГО, исполнить священную обязанность сына – отдать последний долг отцу. «Видишь ли различие? – говорит святитель Златоуст. – Тот безстыдно говорит: «пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел», а этот, даже и спрашивая позволение на благочестивое дело, говорит: «позволь мне». Впрочем, Христос не позволил и этого: НО ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ: ИДИ ЗА МНОЮ, И ПРЕДОСТАВЬ МЕРТВЫМ душой, т.е. оставь тех, которые глухи к Моему слову, к Моему делу, которые не разумеют его, не веруют в Меня, и потому мертвы по грехам своим, – предоставь им ПОГРЕБАТЬ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ, т.е. телесно умерших.
Видел Сердцеведец Господь, что житейские заботы совсем отвлекут от дела Божия этого колеблющегося человека, который, однако, уже следовал за Ним, и потому не позволил ему увлекаться этими заботами. «И без него было кому погребать мертвеца, – говорит Златоуст, – умерший не остался бы непогребенным; между тем, ему не должно было удаляться отдела, более необходимого. Не напрасно сказал Господь: «своих мертвецов»; это показывает, что умерший, по моему мнению, был из числа неверовавших. Но кто-либо скажет: «Не быть при погребении отца, не было ли это знаком крайней неблагодарности?» Если бы он сделал это по лености, то, конечно, оказался бы неблагодарным; но если он сделал это для того, чтобы не прервать более необходимого дела, то в этом случае он поступил очень благоразумно. Конечно, Иисус запретил ему не потому, что повелевал не воздавать почтения родителям, – но для того, чтобы показать, что нет для нас ничего необходимее Небесного, что отнюдь не должно отлагать заботу о Небесном, хотя бы отвлекали от этого и самые нужные и неминуемые дела. В самом деле: что может быть необходимее погребения отца? И что легче этого? На это нужно было и времени немного. Если же и на столько времени, сколько нужно для погребения отца, небезопасно оставлять духовные предметы, то представь, чего будем достойны мы, которые всегда оставляем дела христианские, и самое маловажное предпочитаем необходимому? Далее: мудрости учения Спасителя должно удивляться и потому, что Он сильно привлек к Себе юношу словом, и вместе с тем освободил его от множества зол: от рыданий, плача и всего, что происходит при погребении. Ибо после него нужно было рассматривать завещание, разделение наследства и тому подобное; и таким образом одни волны, унося его от других, весьма далеко увлекли бы его от пристанища истины. Вот почему Христос влечет его к Себе». Если же Христос не позволил ему даже на короткое время оставить Своего учения, то какого наказания будем достойны мы, отступающие от Его заповедей во всякое время!..
Негде голову приклонить
Смотреть что такое «Негде голову приклонить» в других словарях:
-
приклонить — Негде голову приклонить негде приютиться, поместиться, жить. На старости лет и голову негде приклонить. Приклонить слух или ухо (книжн. устар) внимательно прислушаться. Приклони ухо, я сейчас все расскажу … Фразеологический словарь русского языка
-
ПРИКЛОНИТЬ — ПРИКЛОНИТЬ, приклоню, приклонишь, совер. (к приклонять), кого что (разг.). Склонить книзу, пригнуть, наклонить. Приклонить ветви дерева к земле. Приклонить голову (нагнув, прислонить к чему нибудь; не смешивать с преклонить!). ❖ Негде голову… … Толковый словарь Ушакова
-
Приклонить голову негде — Приклонить голову негдѣ (иноск.) о безпріютномъ, безъ крова, пристанища. Ср. Это уже настоящіе страстотерпцы… подъ старость и угла нѣтъ, гдѣ приклонить голову… Лѣсковъ. Русскій демократъ. 4. Ср. Онъ такъ и остался, какъ ракъ на мели: ни… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
-
приклонить голову негде — (иноск.) о бесприютном, без крова; пристанища Ср. Это уже настоящие страстотерпцы… под старость и угла нет, где приклонить голову… Лесков. Русский демократ. 4. Ср. Он так и остался, как рак на мели: ни спереди, ни сзади ничего нет, и головы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
-
Бабушка, дай воды напиться, а то так жрать хочется, что и переночевать негде — Закамуфлированный намёк на то, что, помимо воды, неплохо бы получить от хозяев хлеб соль и где то голову приклонить … Словарь народной фразеологии
-
последнее время — Последние времена пришли (иноск.) конец веку, миру Знать ныне последнее время. Ср. И родной племянник, а не слажу никак. Пришли последние времена! Тургенев. Записки охотника. Однодворец Овсяников. Ср. Когда стряпчий с ключом, как я, или думный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
-
Старославянизмы — (церковнославянизмы) – лексические и другие заимствования из старославянского языка. В современном русском языке очень много лексических заимствований из старославянского – несколько тысяч слов: жизнь, ограда, время, нрав, жребий, храбрый, плен,… … Языковые контакты: краткий словарь
-
бездомный — Бесприютный, сирый, не имеющий пристанища. Ср … Словарь синонимов
-
ничего и очень мало — Ср. А все таки надо правду сказать: хоть ты бойся, хоть не бойся, а как придется концы с концами сводить в результате все ничего и очень мало выходит. Я ли не ревновал, а все под старость голову приклонить негде. Салтыков. Невинные рассказы.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
-
заехать к Сопикову и Храповицкому — знакомство с Завалишиным и Полежаевым (заехать к Сопикову и Храповицкому) завалиться, полежать, сопеть, храпеть Ср. Этот глупый червяк (наших Печориных) причиною тому, что они… слоняются из угла в угол, не зная, куда приклонить голову; он же… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 27-й седмицы по Пятидесятнице
Лк, 49 зач., 9, 57—62
Когда Иисус был в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Три разных человека желают следовать за Христом. Один горит желанием немедленно все оставить. Но, кажется, его желание слишком поспешно, он не подумал, что это ему будет стоить. Он дает Христу широкие вдохновенные обещания: «Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Такой и должна быть на самом деле решимость учеников Христовых. «Они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел». Но Господь заботливо предупреждает не обещать с самого начала слишком много в этом следовании за Ним. Ибо Сын Человеческий, Сын Адама, приобщившись нашей плоти и крови, принял на Себя предельную нищету. Творец мира не имеет на земле для Себя даже того, что имеют лисицы и птицы, и Ему негде главу преклонить. Когда мы хотим быть со Христом, мы думаем только о небесах нашей веры. Но мы должны знать, говорит Христос, что это будет означать скорби и нищету, и тесноту.
А другой человек говорит, что он бы пошел за Христом, если бы ему прежде позволили пойти и похоронить своего отца. Но Господь сказал ему: «Следуй за Мной, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». На первый взгляд может показаться, что это жестокие слова. Человек обращается ко Христу: «Мой отец при смерти, дай мне исполнить мой священный долг». Однако Сердцеведец Господь видит, что если он сейчас не пойдет за Ним, он никогда не пойдет. Существует такое широкое ученичество — откладывать на другой день начало серьезной христианской жизни. И так мы можем обманываться всю жизнь. Не то, что мы можем пренебрегать нашими естественными обязанностями. Но если самые дорогие и самые близкие люди встают на нашем пути ко Христу, надо, чтобы мы забыли о матери и об отце. Особенно если Сам Христос зовет: «Иди, благовествуй Царствие Божие».
Третий человек хочет следовать за Христом, но ему надо прежде проститься с домашними своими. Для него быть со Христом — тревожное, опасное предприятие. Как будто он собирается умереть. И потому он должен проститься с близкими. Но Господь говорит ему: «Никто, возложивший руку на плуг, не оглядывается назад». Ибо невозможно, так поступая, провести прямую борозду, и земля будет непригодна для сеяния.
Не годится для неба тот, кто, устремляясь к небу, оборачивается назад и смотрит по сторонам. Есть такие люди, которые всегда идут, повернувшись назад, и думают с грустью, что они оставили. Путь христианина — не назад, а вперед. И как кто-то из древних отцов сказал: «Не в сторону заката, а в сторону рассвета». И только тот, кто стоит до конца, спасется.
Поиск ответа
Всего найдено: 10
Вопрос № 292521 | ||
Здравствуйте. Уточню ответ на вопрос № 292506. И почему же нельзя написать «преклонить ветку к земле»? В словаре Ефремовой у этого глагола есть такое значение — «склонять, опускать вниз, нагибать».
Ответ справочной службы русского языка
Такое употребление некорректно. Преклонить можно голову, колена (колени), знамена. Это стилистически окрашенное (высокое, книжное) слово.
Вопрос № 292506 | ||
Здравствуйте. Правильно ли сочетание: «преклонить ветку к земле»?
Ответ справочной службы русского языка
В значении «пригнуть» верно прИклонить.
Вопрос № 292299 | ||
Здравствуйте, дорогая Грамота! В очередной раз задаю вам вопрос и с нетерпением жду ответа. Можно ли «склонить колени»? Заранее благодарю за скорый ответ.
Ответ справочной службы русского языка
В значении «опуститься, стать на колени» — преклонить колени (колена).
Вопрос № 277011 | ||
Можно ли прИломить колени?
Можете показать примеры употребления такой фразы?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В смысле «преклонить колени»? Слово прИломить в этом значении не используется.
Вопрос № 264730 | ||
Как правильно пишется «прИклонить или прЕклонить ветки» в разных источниках нахожу разные варианты
Ответ справочной службы русского языка
В значении «пригнуть ветки» — приклонить.
Вопрос № 262135 | ||
— Пр_клонить колени.
Объясните, пожалуйста, что пишется на месте пропуска, а то возникают ну очень большие сомнения касательно правильности ответов тестов из РИКЗа
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: преклонить колени (стать на колени). Преклонить и приклонить – разные слова:
Большой толковый словарь
ПРЕКЛОНИТЬ, -ню, -нишь; преклонённый; -нён, -нена, -нено; св. что. Высок.
Наклонить, опустить вниз, нагнуть. Все почтительно преклонили головы. П. знамёна. Преклонить колена (колени) (опуститься, стать на колени). < Преклонять, -яю, -яешь; нсв. Преклоняться, -яется; страд.
ПРИКЛОНИТЬ, -клоню, -клонишь; приклонённый; -нён, -нена, -нено; св. что.
Слегка склонить. П. ветку черёмухи. П. к лицу георгин. П. голову куда-л., где-л., к кому-л. (также: разг.; найти приют, место, где жить). < Приклонять, -яю, -яешь; нсв. Приклоняться, -яется; страд.
Вопрос № 222277 | ||
как правильно пишится: преклонить колени или приклонить колени?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: преклонить колени.
Вопрос № 218713 | ||
Простите, что повторяюсь: очень срочно. В предложении: «Есть ли в доме место, где вы можете приклонить голову и забыть обо всем?» — пишется прИклонить или прЕклонить? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: _приклонить голову_.
Вопрос № 216274 | ||
Как правильно: преклонить колени или приклонить колени?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _преклонить колени_.
Вопрос № 202364 | ||
как правильно: преклонить колени или преклонить колено?
Ответ справочной службы русского языка
Правильны оба варианта. Первый — «стать на колени», второй — «стать на колено».
Свт. Тихон Задонский. «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20)
Что означают слова Христа Господа: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20)? Ответ:
1) Христос Господь наш этими словами представляет нам крайнюю Свою нищету, ибо настолько он беден был, что и дома собственного Своего не имел, где бы голову Свою мог приклонить. «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда», а Он и дома Своего не имел.
2) Смотри, как ради нас обнищал Тот, Которому принадлежит вся земля и все, что наполняет ее, — не имел даже, где голову приклонить. О, чудо! Тот, у Которого в руке все концы земли, и небо престол, и земля подножие, так обнищал, что не имел, где голову приклонить. Эту нищету представляет нам Его апостол: «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор 8:9). Своей нищетой милостивый наш Иисус нас, нищих, обогащает.
3) Мы все хотим в мире этом быть богатыми, в богатых домах и в славе жить, не помышляя о том, что мы здесь — странники и пришельцы, как и отцы наши, и все на этой чужой земле оставим, но Господь наш, хотя и все мог иметь, как Господь всего, однако же от всего отрекся. Он ради нас обнищал, а мы хотим обогащаться, и не хотим самовольной Его святой нищете подражать, даже ради себя. И тем самым показываем, что далеко от пути Его отстоим. Чему Его нищета учит нас, разве не тому, чтобы все богатство и славу мира сего презирать? — Чему Он и словом учил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф.6:19). Ибо что есть жизнь наша, если не путь и странствование? И отечество наше не здесь, но в будущем веке. Там и наследие, и богатство, и слава от Него уготована нам. Оставим же, возлюбленный, земле земное, и миру мирское, и последуем Господу нашему, нищете Его подражая, дабы обогатил нас небесными и нетленными благами. Спасайся.
Почему Христу негде приклонить голову?
Вопрос читателя:
Почему в Библии написано, что Христу негде было голову приклонить, ведь Он жил вместе со Своею Матерью в доме Иосифа?
Валерия
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Когда читаете Писание, непременно обращайтесь к толкованиям, они помогу прояснить непонятные моменты. Я так понимаю, Вы говорите об этой цитате из Евангелия от Матфея: “И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову” (Мф 8:20).
Архиепископ Аверкий (Таушев) говорит, что в этих словах Христос указывает на свой образ жизни – проповедника и странника, “то есть Господь хотел сказать, что у Него нет места, где бы Он мог укрыться и почить от трудов Своих”. Другие толкователи видят в этих словах еще и предупреждение книжнику, который разговаривает со Христом, о том, что если книжник хочет быть с Ним, то он не должен искать от этого пребывания земного покоя, богатства и иных благ, а иметь в виду, что путь с Ним труден и полон трудов.
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке: Куинджи. Христос в Гефсиманском саду (фрагмент). 1901