Содержание
- Не могу простить обидчика. Что делать?
- Прощение. Пять советов, как простить
- 1. Почему нас обижают?
- 2. Что такое обида?
- 3. Как «сворачивать голову бесу обидчивости»?
- 4. Как простить?
- 5. Зачем надо прощать?
- Отпускайте обиды: как научиться прощать и начать жить в гармонии
- Как научиться прощать
- Прощение
- Прощение – проповедь пастора Барбера
Не могу простить обидчика. Что делать?
Прощёное воскресенье прошло, а необходимость и дальше прощать обидчиков осталась. Как сделать это в случае большой обиды, когда умом мы понимаем необходимость прощения, но сердце этому всячески противится?
Наши обиды – от самости и гордыни
Священник Александр Дьяченко:
Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого обиды растают, как прошлогодний снег
– Замечаю, бывает так, что человек обижается на самого себя. И не может себе простить ту или иную оплошность. Или вспоминает, как обижал родного человека, недодавал ему любви. Это распространённое явление, особенно после смерти кого-то из близких.
Бывает, обижаются на тех, кого на земле уже нет, и не могут простить давно умерших. Чаще всего таят обиду на родителей, особенно на маму. Помню, как одна женщина сказала, что не может простить своего рано умершего супруга. Он умер, а я осталась одна. Как он мог оставить меня одну?! Трагедия одиночества.
Священник Александр Дьяченко И, конечно же, обижаемся на тех, кто ныне пока ещё здравствует. Обижаемся – и не понимаем, что внутренний негатив от всех этих наших обид разрушает не тех, на кого держим обиду, а в первую очередь нас самих. Что толку обижаться на того, кто давно истлел в могиле? Или я затаил зло на какого-то своего знакомого, а тот и знать об этом не знает. Живёт в другом городе, про меня забыл и не вспоминает, а я всё никак не успокоюсь. Отсюда и болезни: от депрессии, сердечно-сосудистых – до онкологии.
Наши обиды – от самости и гордыни. Что делать, как себе помочь? Просить о помощи Господа и молиться о тех, на кого держишь обиду. Злишься на усопшего – молись о его упокоении, подавай в храм записочки и ставь на канун свечи. То же самое и о живых. Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого все обиды растают, как прошлогодний снег. Сомневаетесь? Сами проверьте.
Мы начинаем прощать, лишь когда взрослеем духовно
Священник Валерий Духанин:
– Прощение дается непросто. Иногда нужны годы, чтобы кого-то простить. И трудно подобрать нужные слова для тех, кто не может простить.
Моя мама потеряла первую дочь, Галю, когда той был всего год и два месяца. Они находились в деревне, где девочка заболела ангиной. Врач не разобралась с ситуацией, сделала укол, после которого по телу ребенка пошли крупные пятна. Придя в следующий раз и не обратив внимания на аллергическую реакцию, врач уверенно сделала новый укол. Ребенок перестал дышать. Медикаментов, способных предотвратить реакцию препарата, у врача с собой не оказалось. Искусственное дыхание не помогло. Ребенок умер.
Сколько всего пришлось пережить родным в то время, описывать бессмысленно. Врач по понятным причинам старалась вину с себя снять, потом она с мужем уехала из деревни, но если вникнуть в ситуацию, то и она, конечно же, внутренне мучилась. Для моих родных она была из жизни вычеркнута. Мама обратилась к Богу спустя много лет, крестилась, стала исповедоваться, причащаться. Но долго оставалось томное чувство о пережитом. И вот однажды мама специально собралась и поехала в храм. Зайдя под своды церкви, она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения той, которую долго не могла простить. От сердца что-то отлегло, и мама вышла из храма новым человеком.
Она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения
Прощать мы начинаем, лишь когда взрослеем духовно, когда по-новому смотрим на прожитое. Да, с нами поступили в каких-то ситуациях несправедливо, подло, гадко, но рядом с нами всегда находится Господь. Он ведет нас за руку сквозь эти терния, чтобы душа стала мудрее, чтобы мы не питали иллюзии этого превратного мира, а созидали то подлинное, что не отнимет никто никогда.
Всякая тяжкая для нас ситуация попущена нам Господом Богом. Она дается, чтобы мы извлекли урок. Многие уроки тяжело даются. Но нас по жизни ведет за руку Господь, Он находится рядом, и Он проводит через эти неприятные ситуации, спасая душу и очищая ее посредством скорбей.
Священник Валерий Духанин Вот что всегда стоит помнить: обида – это то, что уничтожает нас изнутри. Непрощение – это наше мучение, то же самое, как положить за пазуху раскаленные угли. Так страдает тот, кто не может простить. И не прощаем мы по своей слабости. Прощать начинаем, когда душа становится духовно сильнее.
Еще прощать мы начинаем, когда перестаем смотреть на всё вокруг с позиций своей ранимости: «мне не помогли», «обещали, но не исполнили», «обманули, предали». Это позиция эгоиста, который, как некий царь, хочет судить и взыскивать со своих подданных. Но мы не цари, мы – эгоисты, и не прощаем потому, что смотрим на всех лишь с позиции своей выгоды.
Еще мы начинаем прощать, когда вдруг прозреваем, что вокруг нас такие же немощные люди, как и мы сами. Они допускают такие же ошибки, как и мы. Но мы почему-то болезненно взыскиваем с них и не видим своих грехов. Это страшно. И только когда открываются глаза на собственные жуткие немощи, когда мы вдруг видим, что и в нашей душе копошатся подлость, предательство, обман, что и мы крайне быстро искушаемся и грешим, – тогда мы уже понимаем, почему другой человек оступился. Потому что он такой же немощный, как и мы, и допускает он те же самые ошибки.
Не прощать – значит судорожно сжиматься от негодования, то есть быть побежденным и мучиться. Прощение – победа в твоем сердце любви над ненавистью, милосердия над злопамятством. Это – свобода, потому что свободен тот, кто не скован никаким злым пожеланием. Прощение несет радость. Простивший освободился от груза, ибо ему самому грехи прощаются, по слову Христа: «Прощайте и прощены будете» (Лк. 6, 37).
Между грехом по немощи и грехом сознательным – пропасть
Священник Димитрий Выдумкин:
Священник Димитрий Выдумкин – В этом случае самый важный момент в том, чтобы это «хочу простить» действительно у нас было, ибо Господь, как известно, целует и наше намерение.
Дело в том, что здесь действителен тот закон, о котором святые отцы Церкви рассуждают, когда говорят о грехе по немощи и грехе сознательном. Между тем и другим – великая пропасть. Если грех сознательный, бесспорно, ведет человека к гибели, то грех по немощи, осознаваемый человеком и встречающий в нем определенную борьбу, имеет совсем иное значение. Значение подобного греха – в постепенном смирении человека и в укреплении его воли в добре. Когда человек осознает свою немощь и устремляется к борьбе с ней, то, если иногда и случаются с ним падения, то и они будут служить его спасению, если, конечно, он не ослабеет в борьбе и покаянии. И на этом пути ему постоянно будет сопутствовать помощь Божия.
Эти рассуждения справедливы и по отношению к греху злопамятства. Нет ничего страшного, что сердце человека по немощи не может быстро отпустить обиду. Не только с таким грехом нам приходится бороться, порой годами и даже десятилетиями. Самое главное, чтобы у человека было искреннее желание простить, борьба с любыми проявлениями злопамятства в сердце и постоянная молитва ко Господу о помощи в преодолении греха. Если эти три основных момента в отношении к этому, да и ко всякому иному, греху у человека присутствуют, это говорит о том, что он на верном пути и, когда Богу будет угодно, непременно одержит победу.
Помыслы об обиде – это когда бесы накручивают человека
Священник Сергий Бегиян:
Священник Сергий Бегиян – Иногда, чтобы простить, нужно совершить над собой немалый труд, практически подвиг. Чтобы изжить обиду из сердца, нужно молиться за обидчика, причем не просто «помянуть» его на утренней молитве. Бывает так, что помыслы об обиде не дают ни спать, ни есть, что постоянно в уме ведется словесная перепалка с обидчиком, – это бесы накручивают человека, не дают утихнуть озлоблению и раздражению. В это случае только молитва, непрестанная молитва Иисусова за человека поможет прийти в себя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба Твоего имярек!» Только так я многократно спасался от мысленной бури. Также нужно вымаливать себе и способность простить человека, который согрешил против тебя. Молишься, вспоминаешь свои собственные грехи, и тогда потихоньку приходит не просто умственное осознание, а сердечное принятие того, что каждая обида и искушение – это наказание и вразумление за наши собственные грехи. Тогда сердце умягчается и открывается – и злопамятство исчезает.
Прощение. Пять советов, как простить
22 февраля православные отмечают Прощеное воскресенье. Масленица заканчивается одним из самых важных дней в году — Прощеным воскресеньем — днем, специально отведенным Церковью для того, чтобы мы могли примириться с ближними и дальними. Источник — Эзотерика. Живое Знание
1. Почему нас обижают?
По мнению Святых отцов, Господь посылает нам обидчиков, чтобы испытать нашу меру любви к людям и Богу.
2. Что такое обида?
Обида ставит преграду не только между людьми — обидевшим и обиженным, оскорбителем и оскорбленным. Обида на конкретного человека, или даже на весь мир, ставит преграду между нами и Богом. Обиженность — сумеречное состояние души, ее занятость своей реальной, но чаще мнимой, ущемленностью, когда все мысли и чувства сконцентрированы на одном: «Меня обидели! Как они посмели!»
Обида — неизменная спутница гордыни. Обида — индикатор того, что мы почитаем центром мироздания себя, свое «Я». Показатель того, что Бога мы переместили на периферию нашего внутреннего мира. Свидетель того, как слаба в нас способность любить. Обида — это затмение, скрывающее от нас правду: то, что Господь нас любит, что Он желает нам добра и всегда «изыскивает пути нашего спасения». Уязвленность от оскорбления или несправедливости возникает в результате того, что главными действующими лицами своей жизни мы видим самих себя и своих обидчиков. Поэтому, как следствие, из обиды вырастает месть, желание поквитаться с негодяем — ответное злобствование, наветы, ложь, клевета, а то и убийство.
3. Как «сворачивать голову бесу обидчивости»?
Обида, как чувство сиюминутное — состояние, естественное природе человека, хотя и не похвальное. Важно, заметив в себе рождение обиды, остановить ее — не дать ей найти «долгого пристанища» в сердце. Останавливать надо на стадии появления ответного слова, гневной вспышки — потому что они порождают новый всплеск неприязни, множат огорчения. Выяснение отношений сгоряча, по мнению Святых отцов, ничего не дает.
4. Как простить?
Не забыть обиду, не затолкать ее в дальний угол подсознания, и уж тем более не таить ее в глубинах сердца, поджидая часа возмездия, нет! Все это губительно для души, в которой обиде позволили прочно обосноваться. Поэтому важнейший вопрос духовного здоровья: как простить? Ведь только прощение, как акт любви, способно уничтожить зло. А опыт прощения приближает нас к Богу.
Итак, задушил в себе выплеск гнева, иди дальше. Не дай обиде укорениться, прописаться в твоем сердце уже на длительный срок. Не лелей ее. Не давай ей терзать себя мыслью о том, как с тобой несправедливы. Вспомни, советуют Святые отцы, как часто ты сам обижал. Как часто был немилосерден, жесток или просто невнимателен. Занятым своими проблемами, эгоистично холоден к чужой боли. Вспомнив, подумай: «Прости меня, Господи! Я ведь и сам ничем не лучше обидчика!»
Но если все-таки ты понимаешь, что обидчик объективно творит зло, пожалей его — потому как «нет ничего опасней, чем оказаться на стороне сил зла», пожалей, а не вставай с ним в одну плоскость, действуя его же методами. Помолись за несчастного, вспомни Христово: «Господи, прости им! Ибо не ведают, что творят!» Старайся впредь не вспоминать причиненного тебе зла. Найди что-то хорошее в обидевшем тебя. Постоянно держи это в голове. Попробуй восстановить разрушенные добрые отношения. Искреннее, проникнутое любовью, смирение со стороны оскорбленного не раз усмиряло самых лютых оскорбителей.
5. Зачем надо прощать?
Все мы грешны, все нуждаемся в Божьей Милости — с одной стороны. И все мы связаны между собой — с другой. Грех одного неизбежно приводит к цепной реакции зла. Остановить лавину, давно бы уже разрушившую наш мир, можно только любовью. И, как частным проявлением этой любви, прощением. Объясняя нам эти духовные аксиомы, Господь так определяет условие, согласно которому мы можем быть прощены: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Больше того, Бог дает нам меру — то есть формулирует, насколько мы будем прощены и помилованы: ровно настолько, насколько мы сами научились прощать. Помните, в молитве «Отче наш» мы сами просим Господа: » и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
Отпускайте обиды: как научиться прощать и начать жить в гармонии
Когда нас обижают, мы испытываем естественную реакцию – эмоциональную боль. Мы хотим, чтобы к нам относились справедливо, а если этого не происходит, то злимся и даже ненавидим. Чтобы не испытывать внутренние терзания, нужно научиться прощать обидчиков.
Прощение – это сознательное решение не испытывать негативных эмоций по отношению к тем людям, которые причинили вам боль. Это трудная и долгая работа над собой, но очень необходимая для собственного блага.
Как научиться прощать
1. Признайте наличие обиды. Не смотря на то, какую обиду вы чувствуете – явную или из далекого прошлого, необходимо осознать, что она есть и нужно решить эту проблему.
2. Выплесните гнев. Вы же хотите справедливости? Так выскажите все, что думаете. Не обязательно выяснять отношения с обидчиком напрямую, можно взять, к примеру, камень и представить человека, причинившего вам боль. Уединитесь где-нибудь и выскажите камню все, что пожелаете, а потом просто выбросьте подальше.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
3. Со временем все проходит. Не верите – сходите на кладбище и убедитесь. Так вы снизите значимость проблемы, вам легче будет справиться с тем, что тревожит вашу душу.
4. Ищите во всем мудрость. Из любой, даже самой болезненной ситуации можно извлечь полезный для себя урок. Можете выполнить эффективное упражнение – возьмите лист бумаги и напишите обидчику все, что думаете о нем, а затем замените «он» на «я». Прочитав получившийся текст, вы поймете, в чем заключался урок. Иногда люди обижают нас не потому, что мы сделали что-то не так, а потому что мы допустили такое отношение к себе.
5. Не вините себя. Это сложнее всего, но важно вернуть любовь к себе и перестать перекладывать ответственность на других. Если вы действительно в чем-то виноваты, примите это, и пусть вы наломали кучу дров, зато гореть будут ярче.
6. Не ждите справедливости. Многие даже после того, как якобы простили обидчика, все же желают, чтобы он испытал те же чувства. Не стоит этого делать, возмездия может так и не случиться. Просто осознайте, что если человек поступил неправильно по отношению к вам, то это уже на его, а не на вашей совести.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
7. Прощайте ради себя. Заботьтесь о себе и избавляйтесь от негативных эмоций, съедающих вас изнутри.
8. Прощайте ради обидчика. Люди, которые нас обижают, зачастую сами несчастны и возможно им нужна помощь. В этом случае ваше прощение станет хорошим толчком к налаживанию отношений.
Используйте подходящий для вас подход к прощению, не копите негативных эмоций и уважайте себя.опубликовано econet.ru
Подписывайтесь на наш youtube канал!
Прощение
Выступление на заседании Общественного совета ЕХБ 4 декабря 2007 г. в Москве.
«…как и мы прощаем должникам нашим» (Матф. 6:12).
Возможной ли будет наша жизнь в мире без прощения; где будет зло ответом на зло, неправда на неправду, равнодушие на равнодушие, обида на обиду, презрение в ответ на презрение, где будет кровная месть, око за око, зуб за зуб, смерть за смерть, и т. д.?
Где никто, никому и никогда ничего не прощал и не простит вообще?
Там, где само понятие прощения крайне презирается и считается слабостью или отсутствует вовсе?
Как долго просуществует такой мир, в котором снисхождение, великодушие, сострадание, милосердие, терпение, доброта, прощение, любовь и другие человеческие и христианские добродетели не найдут себе места?
Многие ли из нас действительно захотели бы жить в таком, свободном от божественных правил и морали, «высокоразвитом», обществе?
А ведь мир без Бога именно таким и будет, всё дальше и дальше уходя только лишь от одного, такого простого, но чрезвычайно важного понятия как — прощение ближнему.
Жизнь и судьба отдельного человека, и всего человечества, по-настоящему зависит от обретённой милости Божьего прощения, и от того, как мы прощаем друг друга.
I. Мы нуждаемся в прощении.
По определению святого и безгрешного Бога каждый человек должен быть либо прощён и освобождён от греха, либо осуждён навечно. Невозможно оценить чрезвычайную важность личного, осознанного покаяния перед Богом и получение прощения от своих грехов. Но даже после этого мы не становимся безгрешными. Да мы перестаём грешить и любить грех, познаём и учимся повиноваться воле Господней, растём духовно. Сам Господь поощряет нас стремиться к совершенству, под водительством Духа Святого.
Апостол Иаков пишет: «Все мы согрешаем» (Иак 3:2). Иоанн как бы дополняет: «Если говорим, что не имеем греха — обманываем самих себя и истины нет в нас». Сама практика жизни показывает нам, что мы ежедневно нуждаемся в Божьем прощении. Всякий грех должен быть прощён или наказан. «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым и слова Его нет в нас» (1 Иоан. 1:9-10).
У «живого» христианина из сердца и души исходит молитва покаяния о прощении допущенных грехов, которые иногда всё-таки прорываются в его жизнь. «Если исповедуем, грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9).
Любящий наш Господь снова и снова прощает искренно кающихся и оставляющих грех и даёт силу для духовного роста и укрепления в вере. Если не будет постоянно действующего Божьего прощения для каждого из нас, то мы обречены на Его справедливый гнев.
II. Прощение заповедано и осуществлено Богом
Идея и суть Божьего прощения так и осталась бы непонятой и недосягаемой нами, если бы это не установил и не осуществил для нас сам Бог через Иисуса Христа, Спасителя нашего. Мы знаем из Его слова, что без пролития крови не бывает прощения. Прощение за наши грехи стало возможным, так как пролилась драгоценная кровь Иисуса Христа Сына Божьего. Прощение не наша заслуга, это Его дар, это Его милость к нам, превознесенная над судом. Прощение Господне лежит за пределами нашего понимания и наших рассуждений, оно происходит из великого источника Божьей любви.
Ещё в Ветхом Завете Бог установил и заповедал людям тоже делать прощение и практиковать его постоянно в своих взаимоотношениях с окружающими. (Втор 15 гл)
Это было великое Божье предписание, а не решение людей при определённых обстоятельствах.
Чтобы быть прощёнными Богом, надо было и самому прощать окружающим людям. Более того, нельзя было получить прощение от Бога для себя, если ты раньше этого не простил человеку сам. Прощение не только затрагивало моральную сферу, но также финансовую и имущественную.
Удивительной взаимосвязью Бог связал Свое прощение нам и наше прощение другим. Получалось своего рода прощение через прощение или «прощай, чтобы быть прощённым»! В молитве, которой Иисус Христос учит молиться своих учеников, Он подчёркивает тему прощения: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И далее: «ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешения ваших» Матф 6:12; 6:14-15
Мы не можем и не имеем права прощать людям их грехи против Бога, т.к. это Его абсолютное право. Но мы обязаны, по Его повелению, прощать людям так называемые грехи (согрешения) против нас. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матф 18:15). Эти грехи вбирают в себя всё то, что сделано или направлено против нас, что нас оскорбляет, унижает, обижает, причиняет печаль, боль, страдания, приносит горе и лишения. Всё это может лишить нас покоя и мира, ранить и рушить веру, убивать любовь, лишать здоровья, имущества, положения, а может и самой жизни. Эти, и многие другие преступления в глазах Бога и есть наши грехи против окружающих нас людей. Но Бог хочет, чтобы мы прощали любой из этих грехов сделанный против нас.
Легче прощать тому, кто, понимая свою вину, просит прощения. Гораздо труднее это сделать к тому, кто не понимает, не кается и продолжает делать нам зло. Распятый на кресте Христос молился о таких: «Прости им, ибо не знают, что делают!» Когда Стефана побивали камнями, то он такой же молитвой молился о своих убийцах.
III. Что значит прощение? Что же на практике означает простить?
Это означает не предъявить счёт, не требовать воздаяния или компенсации, а не только не мстить. Прощение снимает все претензии, все требования, словом все «если». Простить, значит милость поставить выше возмездия, выше суда, выше долга, выше пользы или выгоды. Прощение выше всяких условностей, правил, инструкций и кодексов. Закон прощения абсолютен. Прощение это особая, уникальная, предписанная Богом форма взаимно расчёта способная убить даже врага, сделав его другом. Простить значит объявить невиновным виноватого, вменяя ему праведность как презумпцию невиновности. Прощающий должен не только просить, но и забыть навсегда причинённый ему ущерб и т.о. освободить себя и своё сердце от воздействия зла и его последствий.
Простить это значит замкнуть реакцию зла на себе и не противиться злу насилием. Это значит победить зло добром. Возлюбить ближнего можно только после того, как вы его от души простили.
«Когда оставив свой престиж
И зло, что сердце рвёт на части,
Ты от души врагам простишь,
То, безусловно, будешь счастлив!»
***
«Когда любишь легко прощаешь,
Когда любишь — не мыслишь злого,
На обиды не отвечаешь
Колким взглядом и едким словом»
Прощение — это победа и торжество милости и любви. Однако всё это невозможно сделать человеку самому, без Бога. Ведь без Него мы вообще не можем делать ничего, по-настоящему хорошего. Но силой Божьей и во имя Его Он хочет, чтобы мы делали это. Он не только мотивирует нас, но и даёт достаточно силы для осуществления Своего повеления. Без Бога и Его силы, подвиг евангельского прощения, на практике, окажется нам под силу.
IV. Непрощение и непрощённые.
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31).
Осмысление, а тем более готовность к прощению непроста сама по себе. Христианская жизнь часто преподносит полезные уроки, которые, к сожалению, тяжело и медленно усваиваются нами. Такие уроки очень полезны и для служителя, в том числе, чтобы увидеть, как это происходит и работает в его жизни. На самом деле непрощение это всегда «маленькая смерть», хотя оно может быть наглядно и не проявится и даже сразу не осознаётся. Это тот липкий, незаметно растущий и нетающий сам по себе «багаж», разрушающий душу изнутри до тех пор, пока мы однажды не развяжем и не свергнем с себя это бремя. Непрощение это запинающий грех, так или иначе препятствующий тому, чтобы нас снова прощал наш Господь.
При внимательном рассмотрении себя и окружающих в свете этой проблемы, начинаешь с печалью замечать повсеместно рецидивы непрощения.
Любить нелюбящих.
Как правило, благоприятной почвой для развития непрощения является обычная зависть. С раннего детства мы способны завидовать и не прощать успеха или первенства даже самым близким.
По сути дела зависть является скрытым, замаскированным непрощением чужого благословения, чужой удачи, благосостояния, превосходства или первенства.
Особенно быстро очаги непрощения возгораются в душах от справедливого замечания, обличения, а тем более от упрёка, оскорбления, колких нападок и различных, явно враждебных по отношению к нам проявлений. Чаще всего наличие некоего осадка в душе от общения или восприятия другого человека есть характерный признак растущего непрощения. Как правило, мы трудно прощаем чью-то независимость, исключительность, одарённость, привлекательность, чью-то категоричность, прямолинейность, требовательность, щепетильность. Случаи открытого соперничества (и не только при выборе спутника жизни) наблюдаются нередко среди нашей верующей молодёжи, что естественно перерастает в стойкое непрощение.
В среде служителей зачастую взаимная практика и осуждение ведёт к непрощению и неприязни. А непрощение, как причина, опять порождает новую критику, новый, очередной виток неприязни и следующее дистанцирование.
Таким образом, непрощение это замкнутый круг на котором в круговой обороне располагаются все остальные «законные» претензии к оппонентам. Оно подобно ползучему, горькому корню проползает от человека к человеку, через все группы людей неумолимо разъединяя их навсегда. Родителей и детей, братьев и сестер, родственников и соседей, товарищей по работе и по учёбе, подчинённых и начальников, граждан и власть, верующих и неверующих, молодых и пожилых, духовных и плотских — день и ночь, явно и тайно разъедает, как рак, недуг взаимного непрощения. Грех непрощения накапливается и прогрессирует потому, что мы очень часто не прощаем, друг друга и не признаёмся себе в этом. Это страшный груз, который несёт всё человеческое общество в целом. Взаимное непрощение «надёжный щит» от Божьего прощения. Из-за непрощения ближним, и даже врагам, любой из нас и все мы вместе можем оказаться без Божественного спасительного прощения. Непрощение безжалостно ставит нас за границы милости Божьей и за пределы Его прощения.
Если мы не будем прощать от всего сердца каждый ближнего своего, то тем самым утратим возможность получать прощение от Бога для себя. Через нашу искреннею молитву к Господу, Он обязательно покажет нам наше непрощение и чёрный список непрощённых. Возможно, там будут даже те, кого мы хотели, но не успели простить.
У дагестанского поэта Расула Гамзатова есть замечательное стихотворение на эту тему:
«Знай всегда вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать повсюду не спеши.
Может друг твой, чуть поторопился
И тебя обидел невзначай,
Повинился друг и извинился,
Ты ему греха не поминай.
Если верный конь, поранив ногу
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его — вини дорогу
И коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил
В слабости, усматривая зло
Сколько в жизни я друзей оставил
Сколько от меня друзей ушло!
После было всякого немало
И бывало, на путях крутых,
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!
И теперь, я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною непрощенные однажды,
Или непростившие меня».
V. Прощай, потому что тебе уже прощено!
У нас, новозаветных верующих, не остаётся никакого оправдания за непрощение другим. Иисус Христос простил всех нас уже раньше, благодаря Своей великой жертве на Голгофе, поэтому и мы обязаны прощать как и Он, а не хранить обиды и огорчения. «Как и Бог во Христе простил, не вменяя людям преступления их».
Настоящие должники перед Богом это все мы люди, а наши ближние и даже враги, всё-таки наши мнимые должники.
Нередко кто-то из них даже не догадывается или не знает, что вольно или невольно попал в наш тёмный список непрощённых. Он или она из-за неведения не мучится в совести своей и соответственно не просит прощения, но тяжесть и мучения, как наше личное приобретение, мы всегда и всюду носим в себе. Непрощение часто страшное, одностороннее обременение и каяться в этом надо нам самим, иначе оно будет возмездием самому себе; оно несёт в себе самом мучение и возмездие.
Но
«Когда изменяемся мы, изменяется мир;
Светлеет душа переменами неозлобимая,
Друзей, не понявших и даже предавших — прости»…
Иногда нам всё-таки легче простить человека и забыть обиду, когда он далеко и прошло много времени. А если вдруг он и вовсе умер, то, как правило, в след умершему прощают все грехи.
Даже есть пословица на Руси: «О мёртвых говори или хорошо или никак» А некролог, как известно, самая тёплая характеристика.
Один поэт писал: «В России жалеют лежачих, в гробу безответно лежащих». Как печально, что запоздалое прощение умершим, у последней черты, нам дается легче, чем своевременное живым. Смерть, таким образом, оказывается достаточной причиной, для того чтобы простить и реабилитировать человека посмертно. Наверное, мы яснее понимаем, оказавшись на кладбище, рядом со смертью, что наше субъективное так относительно, ничтожно и бренно.
Похоронить непрощение!
Немало тёплых слов, неожиданно пришлось услышать и мне, из уст тех, кто никогда этого не делал раньше, в связи с кончиной Г. К. Крючкова.
Братство Совета Церквей посетило особое, по своему характеру, переживание. Скорбь и боль, как правило, делает человека мягче, снисходительнее, добрее, отзывчивее. Именно это, мне показалось, затронуло сердце одного из ответственных служителей, члена СЦ, с которым мы расстались и не виделись более тринадцати лет. Я уверен, что возможно несознательное, скрытое непрощение друг ко другу, все эти годы было у нас взаимным.
Мы встретились неожиданно в конце лета, на похоронах его родственницы, члена нашей церкви, пожилой сестры Нины Степановны Куликовой.
Это была скромная, добрая, примерная христианка, практически никогда не пропускающая собраний, в том числе и молитвенных по пятницам.
По дороге домой, в одну из пятниц, Господь призвал её в вечный дом на небеса. Благословенная кончина — после богослужения последняя дорога — прямо домой на небеса к Господу!
В тот день, этот брат служитель и я, вместе совершали похороны и соответствующее служение. Меня не покидала мысль, что мы должны похоронить здесь, сегодня и тот наш несчастливый отрезок времени, размером в тринадцать лет. После погребения у нас оказалось немного времени по дороге через кладбище к выходу и автостоянке.
Я сказал ему, что благодарен Богу за нашу встречу в этих особых обстоятельствах, на границе жизни и смерти. Сокрушался о том, что все эти годы мы с ним не общались, как братья во Христе и как служители.
Просил его простить меня за колючие и не дружелюбные слова и чувства в его адрес в прошлом. Сказал, что холодность, взаимная критика, отстранённость и неприязнь, как признаки холодной войны, разделяют не только отдельных братьев, но, к большому сожалению и целое братство ЕХБ.
«А что скажем Господу нашему мы с тобой», — говорил я ему, «если Он сейчас, прямо отсюда призовет нас к Себе, как сестру Нину Степановну? Допустимо ли, позволительно ли, братьям и служителям вообще, иметь не братские, равнодушно- холодные и даже враждебные отношения между собой?!»!
Он слушал внимательно и я видел, что он соглашается со мной, и хотя сам не извинялся в ответ, но в целом реагировал тепло, по-братски. Неожиданно для меня он, который в своё время осуждал Г. П. Винса и отстранялся от него, с неподдельной теплотой отозвался о нём, как о верном брате и служителе Христовом. Я очень был рад этому и заметил, что становятся мягче и меняют мнение и те, кто был принципиально непримирим.
Так обычно бывает: «что имеем, не храним; потеряем — плачем»! Часто мы не успеваем принести цветы и признательность живым, а ведь известно, что «Венки всегда дешевле, чем любовь»…
Почему так происходит и у нас, братья? Даже в личной и семейной жизни, по иронии судьбы, как в строках у одного поэта:
«Мы совесть сделали нарочно глуховатой,
Мы совести забили уши ватой,
Так легче ей прослыть невиноватой.
Смерть вынет вату, но ушей не будет,
Не слышат черепа, их Бог рассудит…
Любимая, пока жива, к ней — глухи,
Услышим лишь предсмертный хрип старухи»…
Я думаю, что многие беды наши оттого, что мы как-то туго и тяжело прощаем, что мы живём в каком-то дефиците взаимного прощения. Мы это делаем вяло, порой вынужденно и неохотно, частично, неполно, недостаточно и, конечно, от этого терпим большой урон сами. Мы совершенно не на том и не там «экономим».
А что если Господь Иисус Христос будет действительно прощать нам ровно столько, сколько прощаем мы? Если так будет, то я лично банкрот! Я точно нуждаюсь в Его прощении, по объёму и качеству большему, чем я это делаю на практике, по отношению к моим должникам.
Проверьте себя сейчас: вам действительно хватит меры и уровня Его прощения соответствующего вашему прощению другим? Уверен, что нет, поэтому Он нужен нам, наш Христос Спаситель, иначе мы обанкротимся, не прожив и одного дня. Чтобы однажды заплатить за нас, Он умер ради нас и очень желает, чтобы в нашем сердце обитало полноценное прощение Христово, ко всем окружающим. Иногда, кажется, что мы забываем или вовсе не думаем об этом.
Какая, чья же, смерть достаточна, чтобы мы остановились в своём непрощении и простили и прощали бы всем и всегда по-христиански, по-братски, без упрёков, без условий или требований?
Порой кажется, что это не будет происходить в обычном жизненном ритме относительного благоденствия и покоя.
Неужели только боль, горе или смерть способны иногда ставить нас лицом к лицу, чтобы мы увидели и бренность жизни и глаза и лицо другого, брата, ближнего?
Мне кажется, что нужна скорая смерть всех наших амбиций, притязаний личных и коллективных, смерть нашего впечатления собственной святости исключительности и неповторимости, личного и «ведомственного» эгоизма, и. наконец, нашего хронического непрощения.
Непрощение это тоже убийство, братоубийство, иногда тайное, скрытое, без свидетелей, но имеющее явные, разрушительные и губительные последствия.
«Других не прощать это тоже братоубийство!
… Каин во всех таится,
И может вырасти тайно.
Единственное убийство священно —
Убить в себе Каина»!
Нам необходимо срочно отыскать всех своих должников и незамедлительно вернуть им, как учит Христос, весь наш накопившийся долг полного и сердечного прощения. На самом деле, мы должны всегда и везде прощать им больше чем они нам, ведь так поступает с нами Христос, а мы, как Его ученики, обязаны Ему подражать.
Обычно прощение и молитва, за тех, кому прощаем, дополняют и развивают друг друга, становясь добрым плодом в жизни христианина, укрепляя его самого. Наш Спаситель заповедал нам прощать даже врагов и конечно это предполагает особую, сердечную молитву о них.
Интересно, что после расстрела последней царской семьи (июль 1918) в Екатеринбурге, во дворце Ипатьевых, на следующий день, нашли стихотворение, написанное рукой княгини Ольги и там, в конце, были такие строки:
«И у придверия могилы,
Вдохни в сердца Твоих рабов,
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов»…
Искренняя молитва за «своих должников» ведёт к прощению, а оно вновь к благодарственной и горячей молитве.
За настоящим прощением следует настоящая, действенная любовь и настоящие, живые братские отношения.
Всё это становится неоспоримым доказательством того, что мы правильно поняли и практикуем в своей жизни настоящее, евангельское прощение, не по принципу «как они нам», а по Его правилу, т. е. «Как и Он простил нам грехи наши»!
Пастор церкви «Воскресение» А. Горянин
С-Петербург, декабрь 2007
Прощение – проповедь пастора Барбера
Глава 13
Матфея 18:23-35
Автор фото: Heather March
Тема моей проповеди – прощение:
- Человеческое и Божественное.
- Условия, необходимые для прощения.
- Как часто можно получать прощение за один и тот же грех.
- Виновник, получивший прощение, обязан прощать других.
Тема прощения обширна и интересна.
Сегодня мы поговорим о притче, написанной в Евангелии от Матфея 18:23-35. Иисус рассказывает о недовольстве и прощении. «Если брат твой согрешает против тебя (15-й стих), пойди и примирись с братом твоим, если это необходимо, скажи другому и даже Церкви. Не пренебрегай им, пока не испробуешь все пути, ведущие к примирению».
Таким образом, Петр, а вместе с ним и я, задает вопрос:
«СКОЛЬКО РАЗ ПРОЩАТЬ МНЕ БРАТУ МОЕМУ, СОГРЕШАЮЩЕМУ ПРОТИВ МЕНЯ…ДО СЕМИ ЛИ РАЗ?»
Несомненно, Петр считал себя очень великодушным!
Пророк Амос говорит, что Бог судит за три или четыре преступления (Амос 1:3). Петр увеличивает эту цифру до семи!
Но Иисус говорит, нет!.. До семижды семидесяти раз! То есть, другими словами, не считай, просто продолжай прощать.
70 умножить на семь получается 490. ПРОСТО ПРОЩАЙТЕ!
Затем Иисус рассказывает притчу о немилосердном слуге.
Однажды царь позвал своих слуг и приказал отчитаться о своей работе. Очень скоро выяснилось, что в учетных записях одного из них не хватало большой суммы денег. 10 тысяч талантов. Один талант равен одной тысяче долларов.
Итак, у этого человека был долг – десять миллионов долларов. Он был не в состоянии погасить его. У царя не было другого выхода, кроме как швырнуть ему в лицо записи, уволить и вместе с семьей отдать в рабство. Тогда должник бросился к ногам царя и УМОЛЯЛ О ПОЩАДЕ, ОБЕЩАЯ ОТДАТЬ ВСЕ ДО КОПЕЙКИ. Тогда сердце царя наполнилось состраданием, и он простил должнику огромный долг.
Был ли он благодарен? Нет, ничуть. Он оставался таким же жестоким и расчетливым, каким и был… Тотчас берет за шею своего должника и требует отдать двадцать долларов, которые тот ему задолжал. Он умоляет об отсрочке… Но к нему приходят судебные приставы, забирают имущество и бросают должника в тюрьму.
Конечно же, это становится известным царю. Царь не верит своим ушам. Этот негодяй, которого помиловали, не смог просить своего должника? Царь приказывает бросить его к истязателям, кнуты которых воздадут ему по заслугам.
Именно так, говорит Иисус, Бог поступает с людьми, которые хотят для себя милости, но отказываются поступать милосердно с другими.
МЫ ДОЛЖНЫ ПРАВИЛЬНО ПОНЯТЬ ДАННУЮ ПРИТЧУ.
БОГ МИЛОСЕРД… И неважно, насколько огромен наш долг или грех, насколько высока цена… БОГ ПРОЩАЕТ ПОЛНОСТЬЮ И БЕСПЛАТНО! Он бросает наш грех в море Своего прощения и больше никогда не вспоминает его.
ОДНАКО…
Прощенный человек ДОЛЖЕН научиться прощать других. Он должен измениться!
Божье прощение и долготерпение ДОЛЖНО ОТРАЖАТЬСЯ в жизни людей, которых Он прощает. ВОТ ПОЧЕМУ ПОКАЯНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОЩЕНИЯ.
Немилосердный слуга в притче, рассказанной Иисусом, хотел прощения, но не хотел меняться. Десятки тысяч людей подобны ему!
Дитрих Банхоффер, повешенный во времена гитлеровского режима, ввел понятие «ДЕШЕВОЙ БЛАГОДАТИ».
Дешевая благодать предлагает Небеса всем, даже тем, которые не желают жить свято. Это распространенное мнение о том, что можно жить для дьявола, нарушать все Божьи заповеди, никогда не стремиться к праведности, а потом все равно попасть в рай в грязной одежде, не очищенной кровью Агнца.
Иисус рассказал о должнике, которому было предложено прощение. НО ОН ТАК И НЕ ПЕРЕЖИЛ ОБРАЩЕНИЯ, он не изменился. Поэтому не был прощен…
Иисус хочет, чтобы мы поняли, что до тех пор, пока мы не захотим оставить грех, мы не сможем получить прощение.
«ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ СВЫШЕ, НЕ МОЖЕТ УВИДЕТЬ ЦАРСТВА БОЖЬЕГО».
Вопрос: ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В ТО, ЧТО БОГ БЛАГ? Просите ли Вы Его о милосердии? Пока Он был так благ!
Вот еще вопрос: ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ОСТАВИТЬ ГРЕХ и пойти прямым путем, стать новым творением во Христе?
Это основа всего. БОЖЬЯ ЗАДАЧА НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ПРИНИМАТЬ В НЕБЕСА ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ХОДЯТ УЗКИМ ПУТЕМ. В таком случае, Небеса бы оказались наполнены непокаявшимися грешниками.
В притче, рассказанной Иисусом, должник не изменился. Он как был непорядочным человеком, так им и остался, как был эгоистом, так им и остался. ВСТРЕЧА С ЦАРЕМ НЕ ПОВЛИЯЛА НА НЕГО.
В Молитве «Отче наш» Иисус учит нас молиться: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Это означает, что всякий человек, который желает Божьей милости, должен быть подобным Богу.
Я ОБМАНЫВАЮ СЕБЯ, если думаю, что прощен Богом, и в то же время требую все до последней капли крови от моего ближнего.
По определению… ПРОЩЕННЫЙ СТАНОВИТСЯ ПРОЩАЮЩИМ…
Как я уже говорил вначале, наша сегодняшняя тема – прощение и покаяние. Правда заключается в том, если я не становлюсь соучастником Божественной природы, отвергая себя и оставляя грех, и не приглашаю Святой Дух, чтобы Он сделал меня подобным Христу, то я не могу быть чадом Божьим, несмотря на то, что знаю много псалмов и пою их.
Мне очень нравится один гимн, призывающий к покаянию:
«Только поверь Ему, только поверь.
Просто поверь Ему сейчас.
Он спасет тебя, Он спасет тебя,
Он спасет тебя сейчас».
Тем не менее, я уверен, что ПОКАЯНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ СПАСЕНИЮ, КАК ВЕСНА ПРЕДШЕСТВУЕТ ЛЕТУ. Должник из притчи так и не покаялся. Он не сделал этого. Он хотел прощения, но не хотел обращения!
Я повторю еще раз, что ПРОЩЕНИЕ И ПОКАЯНИЕ ПОДОБНЫ СИАМСКИМ БЛИЗНЕЦАМ. Нельзя получить одно без другого.
Иоанн Креститель проповедовал о покаянии. Наш Господь сказал: «Если не покаетесь, также погибнете». Петр проповедовал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас». Апостол Павел сказал: «Бог всем повелевает повсюду ныне покаяться». Иоанн сказал: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся». (Откровения 3:3)
ПОКАЙСЯ! ПОКАЙСЯ! ПОКАЙСЯ! Невозможно попасть на Небеса без покаяния!
Царь милосерд. Он простил своего должника. Но тот, кто был должен ему 10 тысяч талантов, так и не покаялся.
Покаялись ли Вы?
«БОГ НЕ ЖЕЛАЕТ, ЧТОБЫ КТО ПОГИБ, НО ЧТОБЫ ВСЕ ПРИШЛИ К ПОКАЯНИЮ» (2 Петра 3:9)
Г.Г. Барбер “У одного человека было два сына”
Прежде всего, для того, чтобы научиться прощать, нам нужно научиться смотреть на мир и происходящее в нём с правильной перспективы.
Только тогда мы будем иметь способность прощать, когда научимся видеть, и понимать нашу собственную вину перед Богом, когда научимся ценить Его, незаслуженное нами прощение.
I. Помните о величине Божьего прощения
Для того чтобы нам научиться прощать, нам нужно помнить, сколько прощено нам, и какой ценой досталось наше прощение.
Для Давида, Божье прощение было реальной силой для правильной жизни.
Пс 50:2-4
Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Возможно, что именно то, что Давид всегда осознавал, сколько было прощено ему, давало ему силу простить Семея, и даже восставшего против него Авессалома.
II. Подражайте Богу в прощении
Урок или вывод, который делает Христос из этой истории: подражайте Богу, прощающему ваши многочисленные грехи.
Мф 18:33
не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
Бог предстаёт перед нами в своей наибольшей славе в своём прощении.
Нам нужно реально и сознательно учиться у Бога, учиться Его характеру, учиться Его принципам, Его ценностям, Его подходам. Это должно стать целью и смыслом нашей жизни.
Еф 5:1-2
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
Бог любит миловать.
Он делает всё, что возможно, для того, чтобы являть милость.
Он подобен виноградарю, который готов дать бесплодной смоковнице ещё один шанс, говоря: «Господин, оставь её ещё на год, я помогу ей и может быть она в следующий год принесёт плод» Луки 13:8
— Учитесь Божьей любви
Божье прощение, конечно же, основано на Его величайшей любви к людям.
Мы очень мало любим людей, и поэтому не можем прощать их.
1 Петра 2:21-24
Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
Он терпел страдания ради нашего спасения. Его любовь давала Ему силы чтобы прощать.
— Учитесь Божьему терпению
Ещё одним важнейшим элементом прощения, является Божье долготерпение.
Бог долготерпит по отношению к миру:
2 Петра 3:9
Не медлит Господь обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
Бог долготерпит по отношению к своим детям:
Пс 102:8-10
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
Бог хочет чтобы мы были долготерпеливы друг ко другу.
1 Фес. 5:14-15
Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
— Ищите возможности прощать
К сожалению, когда против нас согрешают, мы чаще ищем возможностей оправдать свою горечь, чем возможности простить.
Для того, чтобы простить нужно найти причину. Невозможно простить просто так. Можно забыть чей-то проступок на время. Но для того, чтобы простить, нужно иметь основание.
Когда люди согрешают против нас, существует множество причин, которые дают нам основание для прощения.
О первой такой причине мы уже говорили:
— Нам самим было прощено очень много
Но есть ещё другие причины, которые могут помогать нам прощать наших ближних.
Христос не сделал никакого греха, но Он искал возможности прощать.
Даже в тот момент, когда люди делали самое большое зло против Него, Христос искал возможность простить. Он жил для того, чтобы прощать.
Лк 23:33-34
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
Могут быть самые разные причины, которые помогут нам прощать наших ближних.
Эти причины никогда не могут быть оправданием для согрешающих, но они могут быть основанием для прощения, для тех, кто хочет найти возможность простить.
— Незрелость
Человек сделал что-то по незрелости. Причина этого в духовном младенчестве. Это конечно его ответственность, чтобы духовно расти. Но, понимая это, мы можем простить человека и затем в состоянии мира в душе способствовать его духовному росту, концентрируясь на созидании его души, а не на наших оскорблённых чувствах.
— Непонимание
Человек делает что-то не вполне понимая, что он делает.
Когда чешского реформатора Яна Гуса сжигали на костре за его проповедь Евангелия, говорят, что одна благочестивая старушка принесла на костёр вязанку дров, веря, что она делает святое дело, помогая церкви бороться с еретиком. Когда старушка бросила свою ношу в огонь, Ян Гус, глядя на неё, сказал: «Святая простота».
Она не понимали сути происходящего, действуя на основании того, что она знала.
— Сложные обстоятельства
Иногда причиной чьих-то неверных отношений к нам могут быть обстоятельства, достигшие более высокой степени интенсивности, с которой человек не смог справиться.
Например:
После особо напряжённого дня на работе, мужу труднее быть внимательным со своей женой, чем в более нормальные дни.
В определённые периоды гормонального цикла женщине труднее быть эмоционально сбалансированной, чем в обычные дни.
Как уже было сказано, это не может быть оправданием для тех, кто обижает, но может быть объяснением для тех, кто хочет простить обиду.
Заключение
— Готовы ли вы посвятить себя прощению сегодня?
— Готовы ли вы учиться прощать?
— Помните ли вы, сколько вам прощено, и какой ценой это прощение досталось Богу?
Прощение — трудное дело. Оно связано с работой души, и с реальной жертвенностью.
Посвятить себя прощению это значит приобрести совершенно иной склад ума, научиться быть сильным духом, научиться нести на себе бремена окружающих нас людей. Это значит стать реальным носителем Божьей благодати в той среде, в которой мы живём!
Еф 4:32
но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.