Содержание
- Коляда и колядки: о чем поют на Рождество?
- Колядки и Рождество
- В чём отличие колядок от других обрядовых песен?
- Рождественские колядки: традиции и обычаи
- Рождественские колядки: тексты, песни, обычаи
- Святки. Святочные обряды и песни
- Святочные песни и обряды
- Славление Христа. Религиозные песни
- Колядования. Колядки для всей семьи
- Игры ряженых. Песни, исполнявшиеся ряжеными на игрищах
- Гадания девушек. Подблюдные песни
- Посиделки, игрища. Посиделочные песни
- Колядки на рождество — истории, традиции
- Какова же история праздника коляды?
- Когда начинаются колядки?
- Как правильно колядовать на Рождество?
- Как встречать колядующих?
- О чем поется в колядках?
- Как и когда правильно колядовать в России на рождество: традиции, история и особенности древне-русского обычая
- Обычаи и традиции Рождественского Сочельника
- Когда нужно колядовать в 2020 году
- Особенности и традиции колядования
Коляда и колядки: о чем поют на Рождество?
Колядки — это рождественские обрядовые песни. Все о русских народных колядках Вы сможете узнать, если внимательно прочитаете нашу познавательную статью!
Колядки и Рождество
Колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Колядки пели наши предки на главный зимний праздник вместо привычных теперь американской «Джингл беллс» или советской «В лесу родилась елочка». Изначально все колядки были языческими. Откуда взялись христианские колядки — рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА.
Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии
Русские народные колядки — колядуют все!
Колядки — это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника.) Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли. Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание — пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, — ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая. Само слово «Коляда» — это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Виноградень. Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда — Курская область, Виноградие — Архангельская область и Русский Север, Таусень — Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось.
Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев. Судя по музыкальному и гармоническому строю христославных русских колядок, большинство из них украинского происхождения. До сих пор на юге России христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась. Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, такими, чтобы их было легко запомнить: музыкально все они не слишком отличались от прочих народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки несколько сложнее в музыкальном плане.
В России и на Украине в давние времена под Рождество колядовали все: и взрослые, и дети, — но колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, которые никогда не делились, все подарки, что колядовщики набирали за день вскладчину, они съедали вместе.
Рождество Христово — история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди
Язычников в дом не пускать
На христославные и посевные колядки разделились не сразу. Например, языческие смысл и стилистика просматриваются в некоторых народных традициях празднования 14 января — дня святителя Василия Великого, когда по старому календарю праздновался Новый год. Несмотря на память православного святого, калядование в этот день шло по вполне языческому обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали как гуси, изображали домашних животных, — все это, по языческим представлениям, способствовало плодородию. Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии. Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки. Этот обычай был распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только у нас это осуждалось Церковью. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» — специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.
В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».
Уже в прошлом
Традиция колядок связана и с таким явлением, как вертеп — театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю в форме кукольного театра. В оригинале вертеп — это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой. Путешествуя по деревням, он показывал представление, во время которого неоднократно исполняются колядки, обозначая появление того или иного героя, и только когда появляется ангел — исполняется рождественский тропарь.
К сожалению, традиция пения колядок в России погибла. Если мы отправимся на Западную Украину, в Карпаты, то мы увидим, что там и сегодня на Рождество колядуют практически все. В российских деревнях обычай колядовать ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме. Я собираю фольклор около 30 лет и ни разу не видела, чтобы кто-то колядовал у нас в деревнях, удается разве что найти стариков, которые в детстве колядовали и помнят, как это делать. Конечно, христославные колядки — это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и она должна быть очень крепкой, чтобы проявляться во всех сферах жизни.
Что такое колядки, история колядок
Что такое Рождество? Это один из самых светлых праздников в году, а преддверие его окрашено особенным звучанием. Рождественская музыка — это, прежде всего, колядки. Незамысловатые короткие песенки, отражающие национальные фольклорные традиции, звучат из уст взрослых и детей, знаменуют наступление особенной поры, времени, когда всё плохое должно остаться в прошлом, а хорошее и доброе — стать настоящим.
Историю колядок и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое колядки
Рождественская музыка включает песни, гимны, положенные на мелодию поэмы, традиционно исполняемые в канун соответствующего праздника. К такой категории относятся и колядки. В православной традиции колядовать принято не только непосредственно в преддверии Рождества. Допустимы проведения обрядов с песнопениями в течение всего святочного периода (от рождественской ночи о Крещения).
Колядками считаются обрядовые песни, исполняемые под Рождество. Чаще всего, это простые четверостишия, положенные на простой запоминающийся мотив. Этимология «уводит» вглубь славянской языческой мифологии. Колядой называли богиню, покровительствовавшую сбору богатого урожая. Таким образом, первые колядки исполнялись задолго до того, как на Руси было принято христианство, и являлись примером традиционной «сезонной» песни, посредством которой люди старались вымолить у богов милость.
Популярные колядки
Старинные песенки на русском и украинском языке отражают не только христианские, но и языческие мотивы, ибо их история уходит глубоко в века и имеет отношение к осуществлению древних национальных обрядов. Стихотворный сюжет колядок может прославлять рождение Иисуса Христа или восходить к героям былин и народных сказаний. Популярны, к примеру, такие колядки:
- «Уродилась Коляда накануне Рождества».
- «В стране Иудейской Вифлеем стоит».
- «Коляда-моляда прикатила молода».
- «Христос Спаситель в полночь родился».
- «Нынче ангел нам спустился и пропел: «Христос родился!».
В католическом мире к колядкам относятся скептически, считая их пережитками язычества. Однако католичество, будучи одной из ветвей христианства, поддерживает существование аналогов колядок. Ими являются рождественские песнопения, без которых светлый и добрый праздник не мыслим. Их принято исполнять за семейным праздничным столом.
«Silent Night» — одно из самых известных и любимых Рождественских песнопений у католиков. Впервые песня была исполнена в 1818 году в церкви Св. Николая в небольшом австрийском поселении Оберндорф на реке Зальцах. Впоследствии местечко обрело невероятную популярность среди туристов как родина рождественского гимна «Тихая ночь» (песня имеет множество вариантов перевода, в том числе — на русский язык). Оригинальный текст на немецком был написан священником по имени Иосиф Мор. Мелодию создал Франц Грубер, школьный учитель и органист.
«Silent Night» (слушать)
«O Holy Night» — автором рождественской песни является Адольф Адам. В 1847 году он специально создал стихотворный текст, отражающий размышления о значимости появления на свет Христа и необходимости искупления человеческих прегрешений, для музыкальной поэмы на французском языке «Полночь, христиане! Это торжественный час». Автором этого масштабного произведения, именуемого религиозной марсельезой, значится виноторговец, поэт и вольнодумец Пласидо Каппо. Содержание песни интересно тем, что Христос, согласно тексту, предстаёт не только как мученик, но и избавитель от несправедливости всего заблудшего мира.
«O Holy Night» (слушать)
«I Heard the Bells on Christmas Day» — текст песни основан на содержании поэмы «Рождественские колокола». Авторство принадлежит американцу Генри Лонгфелло, чей жизненный путь охватил сложный исторический период Гражданской войны. В тексте, созданном в 1863 году, отражены глубокие переживания, связанные с печальными событиями жизни автора: его молодая супруга погибла при пожаре, а сын без благословения родителя ушёл на фронт, где был тяжело ранен.
«I Heard the Bells on Christmas Day» (слушать)
История колядок
История колядок условно развивалась в двух векторах. Это связано с трансформацией господствовавших в мире религиозных убеждений и с тем, что постепенно пришедшее на смену языческим верованиям христианство в разное время в различных странах «оформилось» в качестве католичества и православия (раскол произошёл в XI веке).
На Востоке
Изначально у славянских народов колядки были исключительно «посевными», то есть исполнялись, чтобы задобрить богов и богинь в пору работы на полях. Колядование в урочные дни происходило так: ранним утром к домам прибегали дети, они пели колядки, бросали в образа горсти зерна. Считалось, что эти действия «благоволят» плодородному сезону.
Традиция наряжаться для колядок также возникла в языческий период. Предполагалось, что устрашающие костюмы и маски помогают связаться с могущественным миром мёртвых, а усопшие, согласно древним сказаниям, имели власть на миром живых, могли влиять на события будущего как в хорошую, так и в дурную сторону.
В истории славянских народов первые колядки по смысловому наполнению были различными и не всегда отражали выраженный религиозный подтекст. Короткие простые песенки исполняли на различных праздниках, приуроченных к важным событиям: сбору урожая, началу посевного сезона, свадьбе или ожиданию прибавления в семье.
С распространением среди славян христианства пришло некое переосмысление языческих традиций, многие из них канули в Лету, другие — были адаптированы под иное мировоззрение, ставшее общепринятой догмой. Последнее относится и к колядкам. Песенки сохранили своё название, но стали частью принципиально новой традиции, обычая восхвалять Рождение Христа и делиться радостью с родными, близкими людьми. Понятие «колядовать» приобрело тот вид, в котором дошло до наших дней. Оно стало означать следующее — ходить в гости, наряжаться, петь песенки и получать за это «дары». Отказаться пускать на порог коляду — означало накликать беду, прогневить Господа, а значит, весь следующий год терпеть неудачи.
На Западе
Смысловыми «предшественниками» колядок являются религиозные гимны, первые из которых появились в Риме в IV-ом веке. Эти труды были написаны священнослужителями на латыни. К X столетию начинает оформляться отдельное направление в стихотворчестве — рождественские секвенции, структура которых подразумевала наличие рифмованных срок. Добавлять музыку к таким литературным произведениям стали постепенно начиная с XII века. Подобная практика появлялась и распространялась исключительно в стенах монастырей, где монахи получали образование, а значит, имели возможность не только заниматься творчеством, но и записывать его, передавать потомкам, создавая основу для появления преемственности традиций.
Впервые на Западе само понятие «колядовать» появилось в XIV столетии в Англии и быстро распространилось по территории Европы. Так, в частности во Франции, исполнение колядок непременно сопровождалось танцем, хороводом. Структура песенок была примерно одинакова: произведение состояло из нескольких коротких куплетов и припева.
С наступлением XV века колядки стали видоизменяться. Церковь, имевшая огромное влияние на общество в средние века, весьма благосклонно относилось к песням с религиозным содержанием, поэтому новая рождественская традиция стремительно распространялась, чему активно способствовали миссионеры и францисканцы. Последние, члены основанного Франциском Ассизским монашеского ордена, представляли в Англии влиятельную диаспору. Представитель «серых братьев» Джеймс Райман из города Кентербери лично написал 119 песен, которые были собраны в одной рукописной книге, датированной 1495 годом. В целом, со средневекового периода до наших дней дошли более 500 произведений. Почти неизменным в них остался текст, а вот оригинальное музыкальное сопровождение сохранилось лишь в одной четвёртой части всего наследия подобного рода.
В период Реформации (XVI-XVII вв) религиозные песни не утратили актуальности, так как представители протестантизма во всех его ответвлениях весьма лояльно относились к музыке вовремя богослужений.
Во второй половине XIX века был издан первый сборник религиозных рождественских песен «Christmas Carols, New and Old». Книга в значительной степени поспособствовала популяризации жанра не только в строгом викторианском обществе чопорной Англии, но и в соседних европейских регионах. В 1961 году рождественские католические песни были изданы в формате пятитомника под редакцией Дэвида Уилкокса и Реджинальда Жака.
Интересные факты о колядках
- Исследования, проводимые относительно музыкальной гармони, присущей колядкам, привели учёных к выводу, что большинство песенок на русском языке имеют всё же украинское происхождение. Об этом свидетельствует присутствие определенных мелодических канонов.
- Языческие колядки имели примитивную музыкальную канву, а появившиеся позднее христославные песенки уже демонстрировали относительно сложные мотивы.
- В давние времена на Руси колядовать ходили группами: взрослые — отдельно, дети — отдельно. Считалось, что чем больше в Сочельник в дом придёт колядующих, тем удачливее сложится наступивший год.
- Традиция колядовать под Рождество в России постепенно исчезает. Обычай поддерживается разве что в деревнях и провинциальных городках. Зато на территории Западной Украины очень бережно относятся к традиции. В Закарпатье, к примеру, наступление Рождества не обходится без атмосферных гуляний с исполнением колядок, участие принимают практически все, от мала до велика.
- В 2011 году композиция «Silent Night» была признана нематериальным наследием Австрии и была внесена в соответствующий список ЮНЕСКО. Со временем песня была записана в различных жанрах и исполнялась многими певцами. Версия американского исполнителя Бинга Кросби, записанная в 1935 году, стала четвёртым самым продаваемым синглом всех времён.
В чём отличие колядок от других обрядовых песен?
Обрядовые песни поют согласно специальных обрядов или праздников. Так существуют обрядовые песни на Масленицу, к свадьбе, обручальные песни. Осенние песни чаще приурочены ко сбору урожая.
Колядки тоже представляют собой ветвь обрядовых зимних песен. По традиции колядки поют в рождественские праздники. Отличие от остальных обрядовых песен в том, что с колядками ходят по домам, собирая угощения от радушных хозяев. Колядки прославляют Христа. Тема колядок по библейскому сюжету Рождества Иисуса, хотя есть и отступления.
Деньги чаще собирают церковной колядой. Собирается ряженный вертеп. С песнями и прибаутками ходит вертеп по домам прихожан определенной церкви. Пожертвования от церковной коляды идут на нужды церкви и помощь нуждающимся.
Колядки свойственны не только славянским народом. Рождественские песни поют во всем христианском мире, а украинский «Щедрик» стал самой известной колядкой во всем мире.
В наше время колядки широко распространены на Западной Украине.
Исполняются колядки и на улице, и в концертных залах, и в церкви, и на народных гуляньях.
Рождественские колядки: традиции и обычаи
Но самое интересное начинается после застолья — наступает рождественская ночь. В эту ночь полагается не спать, иначе можно проспать свое счастье. Да и как тут заснешь, когда на улице слышны смех и песни!
Это начинаются рождественские колядки. Обычай колядования имеет свою давнюю историю, уходящую корнями в арийские времена. Важная рождественская традиция песени-колядки. Раньше это был языческий обычай, который после принятия христианства превратился в прославление Иисуса Христа.
Небо и земля
Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.
Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.
Торжествуйте, веселитесь
Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.
Ныне Бог явился в мире –
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.
Он родился не в палатах
И не в убранных домах.
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах.
Невместимый Он вместился
В тесных яслях, как бедняк.
Для чего же Он родился?
Для чего же бедно так?
Для того, чтоб нас избавить
От диавольских сетей
Возвеличить и прославить
Нас любовию своей
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите Вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Много лета вам желаем,
Много, много, много лет.
Коляда, коляда
Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому сивая кобыла
Да оборвана могила!
Рождественские колядки: тексты, песни, обычаи
Колядки — это обрядовые песни, которые поют в святочные дни, в том числе и в ночь перед Рождеством. Это песни с пожеланиями здоровья, счастья, богатства, хорошего урожая. Колядование — старинная народная традиция, которая в особенности была распространена в деревнях и селах.
История колядования в России изначально была связана с языческими Богами. Раньше колядовать ходили в день зимнего солнцестояния. У славян именно этот день являлся рождеством Божества — Солнца. Колядующие ходили по улицам, пели обрядовые песни и возвещали всех о рождении Солнца. Позже, с проникновением христианства, колядование было приурочено к Рождеству Христову. Так, в колядках появились библейские мотивы, а люди стали славить рождение Христа.
Суть Рождественских колядок в том, чтобы возвестить всех людей о рождении Спасителя. Ряженые (именно так назывались те, кто колядовал) стучались в каждый дом и зазывали хозяев колядовальными песнями. Хозяева, по обычаю, должны были дать что-то со своего праздничного стола.
Особое внимание уделялось костюмам: ряженые были одеты в шубы и тулупы наизнанку, на лицах были маски животных, в руках — мешки для сбора даров. Изюминка этой традиции — в песнях-колядках. В словах колядок восхваляется Христос, а также поются поздравления и пожелания добра.
Текст колядок и колядовальные песни
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне рождество!
Коляда, коляда,
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога,
Кто не даст пышки,
Мы тому в лоб шишки,
Кто не даст пятачок,
Тому шею на бочок.
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи, Еще лучше того!
Ангел с неба к нам спустился,
И сказал Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.
Сеем, веем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощенья нам давайте!
Желаем вам счастливого Рождества и Крещения и не забывайте нажимать на кнопки и
Святки. Святочные обряды и песни
Святочные песни и обряды
Сегодня Рождественский сочельник — канун второго по значению православного праздника. Завтра наступит день Рождества Христова, а вместе с ним — одно из самых весёлых и долгих празднеств русского народа под названием «Святки».
Коляда. Гравюра К. Вейермана по рисунку Г. Тихомирова.
Святки издавна празднуются с Рождества до Крещения, т. е. с 25 декабря по старому стилю (7 января по новому) до 6 января по старому стилю (19 января по новому). Первая их половина — от Рождества до Васильева дня (1/14 января) носит название «Святых вечеров», вторая половина — от Васильева дня до Крещения носит название «Страшных вечеров».
Праздник этот, приуроченный к дням зимнего солнцеворота, несомненно языческого происхождения и характера. О чём свидетельствует и тот факт, что православная церковь неоднократно запрещала и проклинала Святки. Тем не менее даже ей оказалось не под силу справиться с многовековой традицией «бесовских игрищ». И чтобы, как представляется, со временем вытеснить из народного сознания языческие представления, к святочным дням были приурочены христианские праздники.
В результате, представления христианской религии наложились на древние языческие верования. Народ исправно ходил в церковь, постился и поминал тех или иных святых, не забывая, однако, своих исконных развлечений и обрядов, которые народная традиция предписывала проводить в святочное время.
Среди святочно-рождественских мероприятий отметим славление Христа, колядования, игры ряженых, гадания и святочные вечеринки молодёжи — посиделки или игрища.
Славление Христа. Религиозные песни
Обряд славления Христа традиционно проводился деревенскими детьми и подростками в первый или второй день Рождества. Группа по пять-шесть человек ходила из дома в дом со звездой, поздравляя всех с Рождеством, что символизировало приход волхвов, ведомых чудесной звездой, взошедшей над Вифлиемом в момент рождения младенца Иисуса.
Войдя в избу, они сначала исполняли рождественскую молитву, а затем посыпали избу и всех находившихся в ней зерном, что должно было восприниматься как пожелание богатства и изобилия в наступающем новом году. Обходя крестьянские дома, дети нередко исполняли стихи или песни религиозного содержания, прославлявшие Иисуса Христа. Вот одна их них.
Песня-«слава» религиозного содержания
Славите, славите,
Сами люди знаете:
Христос родился,
Ирод возмутился,
Иуда удавился,
Мир возвеселился.
С праздником поздравляю,
И вам того желаю!
Раскрывайте кису,
Вынимайте колбасу,
Больше не прошу!
Нередко исполнялись и другие произведения религиозного содержания — так называемые духовные стихи, напоминавшие баллады, в которых рассказывалось о персонажах Ветхого Завета, Евангелия, христианской канонической, апокрифической литературы и христианских легенд — о святых подвижниках, мучениках, чудотворцах, праведниках, раскаявшихся и нераскаявшихся грешниках, об Иисусе Христе и царе Ироде, а также о Лазаре и его воскресении.
Духовный стих об Ироде и о Рождестве Христовом
Дева Мати Пречистая,
С небес взята Пресветлая,
В темной ночи звезда просветила,
Дала всем верным помощи
От роду Адамова.
Родилися люди от Адама.
Девица, всем царица,
Христа сына Божия породила,
В Иудейской земле, во вертеп-горе.
Пошли волсвы Христа искать
По звезде, волсви, по честной;
Звезда идет, и волсви идут.
Пришли волсви ко вертеп-горе,
Принесли Христу честны дары;
Наложил Господь на них златы венцы;
Пошли волсви, радуются,
Не путем во дома свои,
Ироду царю про Христа не споведали.
Ирод царь возмущается,
Умом-разумом колыбается,
Не хочет он Бога видети,
Славу Божию слышати,
Хочет Бога погубить.
Посылает Ирод царь посланников
По всей земле святорусской:
«Подьте вы, посланники,
Побейте вы младенцев многосущих,
Двух годов и полутора».
Много они младенцев прибили,
Три тьмы и три тысячи.
Нигде Господи Во младенцах не изыскался.
Проречет Господь ко младенцам:
«Подьте вы, младенцы, во царствие,
Во царствие во небесное,
За ту за смерть, за напрасную
Ко святому Аврамию,
Ко Исаку, ко Иакову».
Поем славу тебе великую,
Песнь поем, алилуйя!
Колядования. Колядки для всей семьи
Обряд колядования проводился деревенской молодёжью, которая ходила от избы к избе с пением поздравительных новогодних песен — колядок, которые имеют и другие названия («виноградье», «овсень»), связанные с обязательным рефреном этих песен: «коляда! коляда!», «виноградье красно, зеленое!», «овсень!», «таусень!».
Колядки — разновидность обрядового песенного фольклора — представляли собой величальные или благопожелательные песни, предназначавшиеся всей семье или каждому ее члену в отдельности. Колядки для всей семьи состояли из зачина, основной части и концовки. В зачине говорилось о приходе коляды, в основной части — величались хозяева и их дом, в концовке требовали вознаграждение за своё творчество. После его получения желали счастья в новом году: здоровья, богатства и урожая. Величальные песни, предназначенные отдельному члену семьи — хозяину дома, его жене или детям — восхваляли его многочисленные достоинства и рассказывали о будущей счастливой судьбе.
Колядки начинали исполнять при подходе к дому.
Песня, исполнявшаяся при подходе к дому
Уродилась коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят пылающие.
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят, колядуют:
«Ой коляда, коляда,
Ты бываешь, коляда,
Накануне Рождества».
Подойдя к дому, начиналось «выкликание коляды», услышав которое хозяева выходили на крыльцо, не приглашая, однако, колядовщиков в дом.
Песня, исполнявшаяся под окном дома
Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или сена клок, Или вилы в бок.
Тут ходили,
Тут гуляли
Колядовщики, —
Искали коляду
По всем по дворам,
По всем улочкам,
Переулочкам.
Затем начиналось величание хозяина, хозяйки и их детей.
Песня-похвала хозяевам дома
Этот припев повторяется после каждого стиха:
Виноградье красно, зеленое!
Еще ходят же ребята колядовщики.
Виноградье красно, зеленое.
Еще ищут же ребята государева двора,
Государев-то дворец середи Москвы стоит,
Середи Москвы стоит, середь ярманки.
А вокруг его двора стоит железный тын,
А на каждой тынинке по маковке, —
Что по маковке и по золоту кресту.
А сам-то Государь как светел месяц взошел,
А сама-то Государыня как утрення заря,
Малы детоньки, часты звездочки.
Сам-то Государь на крылечко выходил,
На крылечко выходил и по рублику дарил,
А сама-то Государыня по полтине дарила,
Малы деточки по копеечке.
Колядка, адресованная хозяйке дома
Как у кочета головушка краснехонька,
Таусень!
У Степана-то жена хорошохонька.
Она по двору идет, ровно пава плывет.
Она в избушку идет, ровно буря валит,
Впереди-то сидит, ровно свечка горит.
В пологу она лежит, ровно зайка дышит.
После величания колядовщики в шуточной форме требовали вознаградить их за труды. Хозяева подавали им рождественское печенье, которое выпекалось из ржаного теста в виде различных животных — коровок, лошадок овечек, и называлось «козульками».
Песня-пожелание щедрым на подарки хозяевам
Куда конь хвостом,
Туда жито кустом.
Куда коза рогом,
Туда сено стогом.
Сколько дубочков
Столько сыночков.
Сколько осиночек,
Столько свиночек.
Сколько свечек,
Столько овечек.
По традиции ходили колядовать накануне Рождества (в Рождественский сочельник), Васильева дня и Крещения (в Крещенский сочельник).
Игры ряженых. Песни, исполнявшиеся ряжеными на игрищах
Мы уже говорили о том, что Святки были приурочены к дням зимнего солнцеворота (зимнего солнцестояния), когда в природе происходила смена жизненных циклов, разрушался старый и возникал новый миропорядок, и ненадолго воцарялся первозданный хаос. В это время граница между миром живых и миром мёртвых была особенно зыбкой. Отсюда происходит вера в то, что в период Святок не только мертвецы, но и разнообразная нечисть могли беспрепятственно разгуливать по земле, заглядывая в дома к добрым христианам. Обряд ряжения, когда замаскировавшаяся молодёжь, с лицами, измазанными сажей, с шумом, свистом и гамом врывалась в избы односельчан, веселя или пугая окружающих своим видом, как раз и символизировал подобные представления.
Рядиться можно было в кого угодно: в старика, старуху, барина, фельдшера; медведя, коня, козу, быка, журавля или даже в монашку. Ряженые должны были остаться неузнанными, принятыми за «чужих». Нередко ряжеными исполнялись специальные песни.
Песня парня, переодетого монашкой
Пожертвуйте на сальную свечу
Ивану Кузьмичу!
Его-то мощи
Лежат в осиновой роще!
Они там потеют,
Плясать к нам не поспеют!
Ряженые принимали участие в разнообразных святочных играх как развлекательного, так и ритуального характера, среди которых наиболее популярными в народе были игра «в козу и медведя» и игра «в умруна» — покойника.
Игра «в козу и медведя» заключалась в следующем. Один из ряженых, переодетый козой, плясал под звуки песни или балалайки, другой — парень в вывернутом тулупе изображал медведя, неуклюже приплясывавшего вместе с козой. Неожиданно коза с криком падала — «умирала» и также неожиданно вскакивала — «воскресала». После «воскресения» козы пляска продолжалась.
Игра «в умруна» была ритуальной святочной игрой. Ряженые вносили в избу завёрнутого в белый саван парня, с обсыпанным мукой лицом, с зубами, вырезанными из брюквы, и под общий смех бросали его на пол. Затем смеющиеся участники игры оплакивали и отпевали «умруна», пародируя церковный обряд. Внезапно парень вскакивал со своего места и бросался к девушкам, пытаясь их поцеловать. В этот момент присутствующие кричали «Умрун воскрес!». Во время игры её участники могли исполнять разнообразные песни юмористического и пародийного содержания. Вот одна из них.
Песня-молитва парня, переодетого попом
Паки, паки,
Попа съели собаки,
Кабы не дьячки,
Прирвали на тарачки.
Оглушительно.
Поп попадью
Переделал на бадью,
А дьякон дьяконицу
Переделал на сахарницу.
Оглушительно, оглушительно.
— Дьякон, дьякон,
Куды табак спрятал?
— Полторы напойки
В алтаре на полке.
Усмешительно, усмешительно.
— Покури
Да и мне оставь.
А поп забрался в овин
Да и пользовался один.
Оглушительно, оглушительно.
Бедный мужик
Ведет ковать коня в кузницу,
А богатый — в кутьицу.
Усмешительно, усмешительно.
У богатого мужика
На столе золотые ложки,
А у бедного одни плошки.
Оглушительно, оглушительно.
— Дьякон ты, дьякон,
Ты погляди-тко в окошко,
Там не идет ли кто,
Не несет ли чего?
— Идет старуха
Да несет кошель на клюхе.
— Это тебе, господи!
Оглушительно, оглушительно.
У батюшки новое кадило,
Да берегись, чтобы в рыло не всадило.
Оглушительно, оглушительно.
У батюшки кадило новое,
Да цепи-то старые,
Да далеко ли хватит?
Усмешительно, усмешительно!
Гадания девушек. Подблюдные песни
В период Святок, в Святые или Страшные вечера, накануне Рождества, Нового года или Крещения, деревенские девушки собирались к какой-нибудь избе, чтобы погадать о будущем замужестве. При этом ими исполнялись специальные песни, которые называются «подблюдными». Подблюдные песни получили свое название по главному атрибуту гадания — наполненному водой блюду, в которое девушки клали свои украшения. Пытаясь узнать свою судьбу, девушки вынимали из блюда украшения под звуки одной из подблюдных песен, однако в начале гадания исполнялось специально предназначенное для этого произведение.
Подблюдная песня, исполнявшаяся в начале гадания
Катилося зерно
По бархату,
Слава!
Еще ли то зерно
Бурмитское.
Прикотилося зерно
Ко яхонту.
Крупен жемчуг
Со яхонтом.
Хорош жених
Со невестою.
Да кому мы спели,
Тому добро!
Кому вынется,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.
После этого исполнялись короткие песенки, которые в иносказательной форме предвещали счастье или несчастье, богатство или бедность, скорое замужество или долгое девичество. Под эти песенки, одна за другой, девушки вынимали из блюда украшения. Если девушка вытаскивала своё украшение, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если чужое, то не сбудутся. В этом случае можно было гадать дальше. Вот некоторые образцы подблюдных песен.
Подблюдные песни к свадьбе
1. Куют кузнецы
Куют кузнецы
Золотые венцы.
Диво улиляду!
Кому спели,
Тому добро!
2. Полно те, иголочка
Полно те, иголочка,
В коробочке лежать,
Пора тебе, иголочка,
Дары припасать.
Ладо, ладу,
Кому мы поем,
Тому честь воздаем.
Подблюдные песни к долгому девичеству
1. Сидит кисурка
Сидит кисурка
В печурке,
Ей теплёшенько,
Горячёшенько.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
2. Ай, венички-пошумельнички
Ай, венички-пошумельнички,
Еще повисят,
Еще пошумят,
Слово мое.
Кому вынется —
Правда сбудется,
Слово мое.
Подблюдные песни к богатству
1. Рылся кочеток
Рылся кочеток
На завалинке,
Вырыл кочеток
Жемчужинку.
Кому спели,
Тому добро!
2. Комар пищит
Комар пищит,
Каравай тащит,
Комариха верещит
Гнездо веников тащит.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Слава!
3. За рекой мужики живут богатые
За рекой мужики живут богатые, слава!
Гребут золото лопатою, слава!
Кому песню поем, тому добро, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава!
Подблюдные песни к бедности
1. Обулся не так
Обулся не так,
Оболокся не так,
Заехал в ухаб —
Не выехать никак.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!
2. Ходит рыжичек
Ходит рыжичек
По лесу,
Ищет рыжичек
Рыжее себя.
Илею, илею!
Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Илею, илею!
Подблюдная песня к разлуке
Висит полотенце в горенке, —
Придется ль нам с милым утираться им?
Кому поем, тому — с добром,
Кому сбудется — не минуется.
Посиделки, игрища. Посиделочные песни
В период от Рождества до Крещения устраивались посиделки — святочные вечеринки молодежи или «игрища», на которых парни и девушки плясали кадриль, лансье и польку, играли на различных музыкальных инструментах и, конечно же, исполняли специальные плясовые, любовные или игровые песни, которые называются «посиделочными». Вот некоторые из них.
Плясовая посиделочная песня
Этот припев повторяется после каждых двух стихов:
Как по лугу, лугу,
По зеленому лугу,
Ай люли, ай люли!
По зеленому лугу.
Разливалася вода,
Растилалася трава,
Растилалась трава,
Трава шелковая.
Как у молодца, молодца
Разгорелися глаза,
Разгорелися глаза,
Что девчонка хороша,
Что девчонка хороша,
Плясать по кругу пошла.
Сама пляшет, рукой машет,
Приаукивает:
«Ау, ау, пастушок,
Ау, миленький дружок,
Ты скотинушку паси, —
Ночевать ко мне ходи!»
Пастух ночку ночевал, —
Он овечку потерял,
Как другую ночевал, —
Со ярочкою.
«Кабы знала молода,
Не манила б пастушка,
А сама бы стерегла,
Про себя бы берегла.
Ай люли, ай люли!
Про себя бы берегла».
Любовная посиделочная песня
Вот как девица садочком шла,
Раскрасавица зелененьким.
На ней платьице белеется,
Полушалочек алеется.
На головушке розовый цветок,
Во правой руке немецкий веерок.
Веерочком помахивает,
Добрый молодец поглядывает:
«Ах ты верная, любезная моя!
Красота неоцененная твоя!
Уж я сколько бесед обошел,
Тебя лучше и краше не нашел.
Хоть и лучше и краше тебя есть,
В моем сердце желанной из тех нет».
В репертуаре посиделочных песен были также и песни литературного происхождения, популярные у молодежи последней трети XIX в. — «Скакал казак через долину», «Вечер поздно из лесочка», «Бывали дни веселые» и многие другие.
Песня литературного происхождения
Бывали дни веселые,
Гулял я, молодец,
Не знал тоски-кручинушки,
Как вольный удалец.
Бывало, вспашешь пашенку,
Лошадок запряжешь,
И сам тропой знакомою
В заветный дом пойдешь.
Она, моя желанная,
Красавица моя,
Глаза полуоткрытые,
Румяна и бела.
Остался в одиночестве,
Я точно опьянел,
И всю ту ночку темную
В раздумье просидел.
Блеснула мысль злодейская,
Впотьмах нашел топор,
Простился с отцом, с матерью
И вышел через двор.
Иду, а ночка темная,
Вдали ручей журчит.
И дело совершилося,
Теперь я стал злодей.
Теперь в Сибирь на каторгу
Угонят молодца
За девку черноокую,
За черта за купца.
Источник: Шангина И. И. Русские традиционные праздники. СПб., 1997.
Колядки на рождество — истории, традиции
В старину зима была временем, когда вся работа на полях уже сделана, запасы приготовлены, остается только ждать новогодних и рождественских праздников с их прелестями: украшение елки всей семьей, святочные гадания, приготовление двенадцати блюд на Рождество и многое другое. Но не стоит забывать об еще одном старинном обряде, который люди чтят и по сей день: в Рождество собираться группами, наряжаться в разные тематические костюмы, ходить от дома к дому и колядовать!
Какова же история праздника коляды?
В обряде пения рождественских колядок совмещенные старые языческие традиции и новые христианские. Стародавние славяне верили и прославляли бога Коляду, поэтому каждое Рождество с 6го по 7е января колядовали целыми семьями. А вот и сама легенда: в день зимнего солнцестояния, согласно поверью, Солнце съедал змей Коротун, но, чтобы люди не остались без света и тепла, добрая богиня Коляда в водах Днепра рожала новое Светило, маленького Божича. Далее, нужно было всеми силами защищать новое солнце от злых сил. Поэтому, люди ходили из дома в дом с изображением земного Светила и передавали им эту счастливую весть. С появлением первой звезды на небе, звали хозяина дома и пели ему восхваляющие песни. Они и стали называться колядками.
Когда начинаются колядки?
Теперь колядки поют в Рождественскую ночь (с шестого на седьмое января). Как только на небе появляется первая звезда – все садятся за стол славить рождение Христа. Когда первая ложка праздничной кути опробована – праздник только начинается! Самое время идти колядовать. Особенно любят эту традицию жители маленьких городов и сел, ведь там люди знают друг друга и ждут знакомых с гостинцами.
Как правильно колядовать на Рождество?
Чтобы правильно колядовать, есть несколько правил и специальных атрибутов, без которых ритуал будет неполным.
В первую очередь нужно собрать компанию из нескольких человек и распределить их по ролям. Нужно выбрать того, кто будет нести мешок с дарами. Ведь в каждом доме хозяин, которых хочет своему дому мира и процветания весь грядущий год, должен одарить колядующих дарами. Обычно колядующим дают сладости, но порой даже деньги.
Далее, приготовьте костюмы: козы (она считается символом плодородия и богатого урожая, на эту роль выбирают веселого парня, который будет задорно танцевать перед хозяевами и отгонять таким образом злых духов от дома), медведя, скоморохов, ангелов. Компания должны быть по возможности самой разнообразной! Один из главных атрибутов ряженых – Звезда, ведь именно появление Вифлеемской звезды ознаменовало Рождество Христово. Для колядования звезду нужно сделать как можно заметней и ярче – закрепите ее на длинной палке, украсьте лентами, гирляндами и блестящей фольгой. Будет заметно всем издалека, что пришло время готовить дары.
В старину считалось, что чем больше лучей у звезды – тем счастливее будут пожелания. Также, ее зачастую украшали картинами с религиозными сюжетами, а посередине ставили свечки. Обычно, небольшие звездочки носили малыши, в то время как молодежь старалась сделать их более сложными: их Вифлеемская звезда крутилась вокруг своей оси, сверкала и была украшена лентами и косами самой тонкой работы. По возможности нужно сделать также маленький вертеп – переносной кукольный театр с библейскими персонажами и рождественскими сюжетами легко можно сделать своими руками. Попросите у детей, для начала, фигурки животных. Теперь главная часть – разучить рождественские колядки:
Добрий вечір тобі, пане господарю, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
Застеляйте столи, та все килимами, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
Та кладіть калачі з ярої пшениці, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
Бо прийдуть до тебе три празники в гості, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А перший же празник: Рождество Христове, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А другий же празник: Василя Святого, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А третій же празник: Святя Водохреща, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
***
Нынче Ангел нам спустился
И пропел: «Христос родился!».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
***
Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.
Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.
Как встречать колядующих?
В первую очередь с добрым сердцем и чистой душой, ведь люди приходят в ваш дом, чтобы пожелать счастья, благополучия и мира.
Помните, к вам могут прийти колядовать внезапно, поэтому накануне приготовьте угощение и мелкие деньги. Если дело обстоит в деревне – скорее всего, к вам наведаются ваши добрые друзья и знакомые, советуем присоединиться к ним!
Вот колядки, которые будет просто выучить:
Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.
***
Коляд, коляд, колядниця,
Добра з медом паляниця,
А без меду не така,
Дайте, тітко, пирога.
Як не дасте пирога,
Візьму бика за рога,
Поведу на торжок,
Куплю собі пиріжок.
***
Тиха ніч, свята ніч!
Ясність б’є від зірниць.
Дитинонька Пресвята,
Така ясна, мов зоря,
Спочиває в тихім сні.
Тиха ніч, свята ніч!
Ой, зітри сльози з віч,
Бо Син Божий йде до нас,
Цілий світ любов’ю спас,
Вітай нам, святе Дитя!
Свята ніч настає,
Ясний блиск з неба б’є,
В людськім тілі Божий Син
Прийшов нині в Вифлеєм
Щоб спасти цілий світ.
О чем поется в колядках?
Большинство колядок – результат народного творчества, то есть они как никогда ярко и точно отражают быт и мировоззрение нашего народа. В рождественских песнях прослеживаются мотивы создания мира, описываются сюжеты сельского труда, казацкие походы и даже описывается время Киевской Руси.
Колядки также восхваляют человеческий труд, добро, справедливость и счастье.
Как и когда правильно колядовать в России на рождество: традиции, история и особенности древне-русского обычая
Приближается православный праздник Рождества Христова, с которым связано множество традиций и поверий, потому важно знать, когда колядуют в 2020 году. Данный обычай зародился очень давно — ещё до появления христианства, но с приходом православия он приобрёл новую форму и цель. Колядовать принято в ночь с 6 на 7 января, но в некоторых регионах колядовали в период с 7 по 14 января.
Колядки на рождество — фото из открытых источников
Обычаи и традиции Рождественского Сочельника
С Сочельника, который отмечается 6 января, начинается один из самых важных периодов зимних праздников — Святки. В народе всегда было принято накрывать накануне праздника Рождества Христова пышный стол. Православные люди всё ещё продолжали соблюдать пост, потому блюда, которые готовили хозяйки, были постными.
Колядки на рождество — фото из открытых источников
Традиционно готовили 12 яств — по количеству апостолов. Считалось, что нельзя 6 января целый день ни пить, ни есть — за стол садились только тогда, когда на небе появлялась первая звезда. После ужина начиналась подготовка к Рождеству — завершить её полагалось до наступления рассвета.
По традиции в ночь с 6 на 7 января никто не ложился спать — заснуть считалось плохой приметой. Но молодые и незамужние девушки старались хотя бы немного вздремнуть, поскольку начинался период Святочных гаданий, и именно в ночь на Рождество загадывали увидеть во сне суженого.
Накануне сочельник принято было устраивать генеральную уборку — это обычай сохранился и по сей день. Обязательным считалось посетить баню и нарядиться в праздничные, чистые одежды. Стол застилали белоснежной скатертью, под которую клали немного соломы. Такая традиция символизировала ясли, в которых лежал новорождённый Христос.
По сей день сохраняется обычай загадывать желание 6 января. Как только на небе появляется первая звезда, следует посмотреть на неё и подумать о самом сокровенном — считается, что оно обязательно осуществится.
Когда нужно колядовать в 2020 году
Колядки на рождество — фото из открытых источников
У традиции колядовать на Рождество и Святки глубокие корни: изначально обычай Коляды был связан с языческими верованиями славян. Торжество было посвящено Даждьбогу, и обрядовые песни прославляли бога Солнца. С приходом на Русь христианства традиция колядовать осталась, но видоизменилась — в обрядовых песнях начали славить Христа.
Празднование Коляды у древних славян было чем-то схоже с тем, как уже позже отмечали Рождество. Накрывали пышный стол, а перед этим — убирались в доме и вымывались в бане. Праздник было принято встречать во всём новом и чистом. Отдельно готовились наряды для колядования.
Традиция колядовать сохранилась и сегодня — в основном, практикуют обычай в сельской местности. Колядовать ходили в ночь с 6 на 7 января, и в течение всего периода Святок.
Издавна считалось, что отказывать колядующим и не пускать их на порог — плохая примета. Тех, кто приходил с песнями и пожеланиями, обязательно приглашали к столу, угощали и награждали сладостями, пирогами и деньгами.
Особенности и традиции колядования
Колядки на рождество — фото из открытых источников
Компания колядующих переодевается в различные карнавальные костюмы и вооружается длинным шестом, на верхушку которого помещается звезда. В основном, колядовать отправляются молодые парни и девушки. Раньше отдельно колядовать могли ходить мужчины, девушки или дети — бывали и смешанные группы.
Основные традиции колядования остаются неизменными и на сегодняшний день. Колядующие ходят от двора к двору и поют обрядовые песни, в которых прославляют Христа, желают хозяевам счастья, здоровья и богатства.
На Руси и позже у традиции колядования была чёткая схема. Сначала колядующие собирались в одном месте: определяли, кто будет ответственным за распределение полученных подарков и денег, назначали роли. Затем шумной компанией все отправлялись ходить по домам. Шествие было шумным: колядующие пели, кричали, звонили в колокольчики, танцевали.
Колядки на рождество — фото из открытых источников
Подойдя ко двору, колядующие звали хозяина. Когда хозяин выходил, предводитель компании спрашивал, можно ли колядовать и уточнял, дадут ли колядующим подарки. Угощение и деньги могли вручить во дворе или пригласить всех в дом. Если компания получала приглашение к столу, то в обязательном порядке нужно было исполнить колядку для каждого домочадца.
Колядующих одаривали едой — сладостями, орехами, колбасами, могли дать денег — мелких или крупных, в зависимости от финансового положения хозяина.
Традиционно в некоторых регионах вручали моток пряжи и обрядовый хлеб, который пекли специально для тех, кто придёт колядовать. Компания колядующих старалась посетить все дома в деревне, но было исключение: там, где недавно умер один из членов семьи, не колядовали