21 июля 1542 году Папа Римский Павел III учредил единый для всех католиков орган, который издавал указы относительно инквизиции и следил за их выполнением, – Конгрегацию священной канцелярии. С тех пор Конгрегации подчинялись локальные инквизиции. Она узаконивала все методы борьбы с еретиками, в частности и охоту на ведьм, которая всего за 200 лет унесла жизни около 50 тысяч человек.
В частности, беспощадным гонениям подвергали талантливых ученых и всех тех, кто не удовлетворял своими действиями католическую церковь.
ТСН.ua решил вспомнить несколько самых известных жертв инквизиции.
ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА
Национальная героиня Франции, святая
Жанну д’Арк сожгли в Руане 30 мая 1431 года, за 100 лет до появления Конгрегации. Девушку, которая вела победоносную войну французской армии против англичан, осудили за колдовство. Жанне было предъявлено обвинение по семьюдесятью пунктам, в частности, за колдовство, гадание, вызывание духов и знахарство, а также ересь. Девушка долгое время отказывалась признавать свою «вину».
Однако, епископ Пьер Кошон, который вел обвинительный процесс, хитростью заставил девушку признать свою вину. Просто перед разожженным костром ее пообещали перевести из английской в церковную тюрьму и обеспечить хороший уход, если она подпишет бумагу о послушании перед Церковью и отречении от ересей.
Однако, зачитанное неграмотной девушке заменили на текст о полном отречении от всех своих «заблуждений», где Жанна поставила подпись-крестик.
За это девушку отправили в старую тюрьму. Более того, у воительницы забрали женскую одежду, которую она начала носить после подписания бумаги, ведь до этого Жанна носила исключительно удобные в битвах мужские наряды. То, что девушка была вынуждена вновь одеваться как мужчина, стало поводом для ее казни.
Уже после смерти «Орлеанской девы» 7 июля 1456 года суд, который созвал король Карл VII, полностью оправдал погибшую. В 1909 году папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал ее.
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК
Польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира, совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и вращением планет вокруг Солнца (гелиоцентризм).
Преследование инквизицией Коперника было не смертельным, однако не менее трагичным.
Идеи относительно истинного положения Земли и неправящего положения человека в мире, которые Коперник изложил в своем главном труде «О вращении небесных сфер», были враждебно восприняты как католической церковью, так и представителями протестантизма.
Именно опасность гонений и преследований со стороны церкви заставили ученого отложить публикацию дела своей жизни до последнего года своей смерти.
Некоторое время его труд распространялся среди ученых. Но когда у Коперника появились последователи, его учение было объявлено ересью. Книгу внесли в «Индекс» запрещенных книг на 212 лет (с 1616 по 1828 год).
ДЖОРДАНО БРУНО
Итальянский философ, последователь Коперника
Джордано Бруно, который имел сан священника, был активным популяризатором идей Коперника. Он развил гелиоцентрическую систему своего «учителя» и выдвинул теорию о множественности миров. Более того, несмотря на провокационные научные взгляды, Бруно категорически отвергал идеи загробной жизни и критиковал большую часть христианских догм.
Именно за это в 1592 году ученый был схвачен итальянской инквизицией, а в 1593 мужчину доставили в Рим. Там у него требовали отказаться от своих взглядов, а после его отказа, в 1600 году, Джордано Бруно сожгли на столбе в Риме как еретика и нарушителя маншского обета.
Только в 1865 году ученому возвели памятник в Неаполе, а 9 июня 1889 еще один монумент в честь Бруно поставили на площади Кампо деи Фйори, где именно погиб научный революционер.
Getty Images
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ
Итальянский физик, астроном, философ и математик, основатель экспериментальной физики, заложил фундамент классической механики
В 1633 году в Риме начался процесс над 70-летним физиком и астрономом Галилео Галилеем. Ученого обвиняли в публичной поддержке гелиоцентрической системы мира, предложенной Николаем Коперником. Эта модель тогда была признана еретической.
Процесс над Галилеем длился всего два месяца. Некоторые исследователи считают, что относительно него инквизиторы применяли пытки.
Даже несмотря на согласие отречься от коперниканства и покаяться, Галилей был приговорен к пожизненному заключению. Существует неподтвержденная легенда, что после суда физик сказал: «И все-таки она вертится!». Интересно, что Галилея признали не еретиком, а тем, кого подозревают в ереси. Так, ему удалось избежать смертной казни. А вскоре приговор заменили домашним арестом. Галилей вернулся домой в Арчетри, где провел остаток жизни под постоянным надзором инквизиции. Режим содержания Галилея не отличался от тюремного, и ему постоянно угрожали переводом в тюрьму за малейшее нарушение режима.
Getty Images
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
Итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель, автор «Божественной комедии»
Хотя Данте Алигьери был католиком и уважал высшее правосудие, однако он все равно стал жертвой инквизиции, в частности, из-за своей поэмы «Божественная комедия». Его не уничтожили физически, однако одно из самых известных произведений автора было запрещено католической цензурой.
В «Божественной комедии» автор слишком жалеет обжор и язычников, сочувствует судьбе Франчески да Римини, которая оказалась в Аду из-за любви. Кроме того, поэт описывает путешествие в Чистилище, что совсем возмутило Церковь, ведь тогда еще даже не существовало догмата о Чистилище. Он был введен в католицизме в 1439 году, а значит, написанное Данте было ересью.
Содержание
- 415 лет назад был сожжен Джордано Бруно
- Бог церковь наука ритуал одним словом
- Ассоциации к слову «храм»
- Три основные религии мира — верования с многовековой историей
- Не верю: биолог-эволюционист о том, как религия защищается от науки и почему Адам и Ева нам не предки
- Писание: точный рассказ или аллегория?
- Возможен ли диалог между наукой и религией?
- Вера против фактов. Почему наука и религия несовместимы
415 лет назад был сожжен Джордано Бруно
Если сейчас ближневосточные террористы сжигают иорданских пилотов, а цивилизованная общественность это осуждает, то четыре века тому назад в так называемую эпоху Возрождения дело обстояло несколько иначе. Инквизиция сжигала всех подряд, особенное внимание уделяя тем, чьи взгляды в той или иной степени противоречили церковным догмам. Осуждать подобные действия в те времена никто не решался. По крайней мере публично.
Так произошло и с Джордано Бруно. Правда, вопреки распространенной версии, пострадал он далеко не за научные взгляды.
Гелиоцентрическая система, которой придерживался Джордано Бруно, объяснялась им далеко не с научной точки зрения.
Если бы подобный ему человек появился сейчас, то, с большой вероятностью, его записали бы не в религиозные философы, а в раздел «Мракобесие» в качестве одного из главных героев. Правда, например, в Саудовской Аравии религиозные авторитеты и сейчас уверены в том, что Земля вокруг Солнца не обращается.
Реклама
Что касается Джордано Бруно, то в конце XVI века его взгляды вполне можно было назвать прогрессивными. К слову, при рождении мыслителя звали Филиппо — Джордано он стал, лишь когда поступил на обучение в монастырь. Именно в его стенах Бруно познакомился с трудами древнегреческих философов, а также увлекся логикой. Кроме того, в монастыре Бруно смог изучить труды Фомы Аквинского и Николая Кузанского.
Уже в 24 года в 1572 году Джордано Бруно получил сан священника. Где-то в это же время он прочитал труд Коперника «Об обращении небесных тел».
И если этот революционный по меркам тех лет труд не был формально запрещен инквизицией, то остальные книги, которые Бруно читал, зачастую таковыми являлись. И из-за этого у новоявленного священника впервые появились проблемы с инквизицией — сначала Бруно бежал в Рим, а оттуда начал свое путешествие по городам Италии, Франции и Швейцарии. Однако остановиться ни в одном из них он не смог из-за эпидемии чумы, свирепствовавшей в те годы в Европе.
Какое-то время Джордано Бруно провел в Тулузе, где получил диплом доктора и звание ординарного профессора философии. К 1580 году он стал первоклассным преподавателем, а его лекции неизменно собирали много студентов. Особенно много времени в этой роли Джордано Бруно провел в Париже — здесь он преподавал вплоть до 1583 года, а затем перебрался в Туманный Альбион, где прибежищем молодого философа стал Оксфордский университет.
Именно в Оксфорде Джордано Бруно впервые поспорил с другими философами об устройстве Вселенной. И если они придерживались мнения, согласно которому Земля есть центр Вселенной, вокруг которого вращаются Солнце, Луна и звезды, то Бруно поставил в центр мироздания Солнце.
Помимо всего прочего, Джордано Бруно пошел и дальше своего современника Галилео Галилея, который также рискнул предложить гелиоцентрическую систему, но под давлением инквизиции от своих взглядов отказался. Бруно одним из первых предположил, что Земля сплющена у полюсов, что Солнце вращается вокруг своей оси, а также то, что остальные звезды являются аналогами нашего Солнца. После того как Джордано Бруно изложил свои взгляды почтенным мужам, из Оксфорда его с позором изгнали.
Из-за нежелания возвращаться на материк Бруно поселился в Лондоне, где прожил до 1585 года. Затем он вернулся во Францию, но и здесь не обрел покоя: разногласия с церковью привели к тому, что философ отправился в Германию, где пробыл вплоть до 1588 года, читая лекции и вступая в диспуты с местными философами.
А в 1591 году Бруно вернулся в Италию, хотя и сохранялась опасность того, что его настигнет инквизиция.
Он осел в Венеции и стал учителем молодому дворянину Джованни Мочениго. Однако научить юношу он ничему не смог — тот находился под безграничным влиянием своего духовника, который придерживался мнения, что Бруно является еретиком. В конце мая 1592 года философ пытался бежать, однако ученик уже донес инквизиторами — Джордано Бруно схватили и посадили в тюрьму. В ней он пробыл вплоть до сентября, а затем был этапирован в Рим.
В застенках Джордано Бруно пробыл восемь лет. За эти годы его здоровье подкосилось, способствовали тому и пытки. 20 января 1600 года состоялось последнее заседание суда. По его итогам философа отлучили от церкви и лишили сана священника. Кроме того, ему избрали «самое милосердное наказание и без пролития крови» — сожжение. Приговор был приведен в исполнение 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов. В тот день на ней собрались несколько тысяч человек. А Бруно молча смотрел в небо, пожираемый пламенем и ненавистными взглядами толпы.
В 1889 году на месте сожжения Джордано Бруно был воздвигнут памятник. Решение о реабилитации «вольнодумца» католическая церковь до сих пор не приняла, ведь от своих взглядов Бруно так и не отказался. Впрочем, это не помешало Ватикану в XX веке реабилитировать Галилея, а также организовать Папскую академию наук, построить свою обсерваторию и проводить серьезные научные конференции.
За что сожгли Джордано Бруно? Большинство наших современников помнят имя Джордано Бруно из учебника истории для средней школы. Там коротко сказано: этого ученого в Средние века признали еретиком и сожгли на костре, поскольку он, вопреки тогдашним церковным догмам, вслед за Коперником утверждал, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Но более близкое знакомство с биографией великого итальянца позволяет сделать вывод: его казнили совсем не за научные убеждения. Оставил только распятие Один из наиболее распространенных мифов о Бруно — что он ушел из жизни в молодом возрасте. Это связано с двумя сохранившимися портретами, где он действительно выглядит юным. Все остальные его изображения по решению Католической церкви были уничтожены. Но Джордано Бруно родился в 1548 году, и перед казнью ему было 52 года. В Европе того времени подобный возраст считался преклонным. Так что можно считать, что жизнь ученого была долгой. При рождении мальчик получил имя Филиппо, он появился на свет в местечке Нола недалеко от Неаполя. Его отец служил простым солдатом, зарабатывая 60 дукатов в год (средний городской чиновник получал (200-300 дукатов). Несмотря на то что мальчик хорошо показывал себя в местной школе, было ясно, что из-за отсутствия денег путь в университет ему закрыт. Единственным вариантом продолжения научной деятельности представлялась карьера священника — поскольку в церковных заведениях учили бесплатно. В 1559 году, когда Филиппо исполнилось 11 лет, родители отдали его в школу при монастыре Святого Доминика, расположенную в Неаполе. Подросток занимался изучением логики, богословия, астрономии и многих других наук. В 1565 году его постригли в монахи, и он стал носить имя Джордано — итальянское название священной реки Иордан, в водах которой крестили Иисуса. Спустя семь лет Бруно получил сан священника. И тогда же в адрес руководства монастыря стали поступать доносы от других доминиканцев. Джордано обвиняли в чтении еретических книг, а также в том, что он вынес из своей кельи все иконы и оставил там лишь распятие. Но главным грехом были сомнения в незыблемых постулатах христианской церкви — к примеру, в непорочности зачатия Девы Марии. Начальство монастыря приступило к расследованию деятельности еретика, но Бруно не стал дожидаться очевидного решения и в 1576 году бежал сначала в Рим, а потом за границу. Упрямый Шекспир Другим мифом является утверждение, что Джордано Бруно не был ученым. Современные исследователи любят подчеркнуть, что в его трудах совершенно отсутствуют математические расчеты. Да, он говорит о безграничности Вселенной и множественности ее планет, но скорее как публицист. И большинство его сочинений — комедии и поэмы. То есть его следует считать не ученым, а литератором. Однако долгий период заграничных странствий доказывает, что Джордано Бруно людьми своего времени воспринимался именно как человек науки. За годы скитаний по Европе он преподавал в крупных университетах — в том числе Сорбонне и Оксфорде. Джордано защитил две докторские диссертации. Сразу несколько его трудов посвящены развитию памяти. Сам Бруно благодаря личной методике запоминания знал наизусть более тысячи книг, среди которых были Библия и труды арабских философов. В 1581 году одну из лекций Джордано посетил король Генрих III Французский, которого буквально поразила память ученого. Монарх пригласил его к своему двору и даже дал неплохое содержание. Но спокойная жизнь длилась недолго — Джордано поссорился с учеными Французской академии по поводу трудов Аристотеля и вынужден был распрощаться с гостеприимным Парижем. Генрих II! посоветовал ему отправиться в Англию и дал рекомендательные письма для поездки. В Лондоне Бруно читал лекции об истинности идей Коперника, согласно которым не Земля, а Солнце находится в центре нашей планетной системы. Он вел по этому поводу дискуссии с наиболее выдающимися людьми страны — писателем Уильямом Шекспиром, философом Фрэнсисом Бэконом, физиком Уильямом Гилбертом. Шекспира и Бэкона убедить не удалось, они остались верны убеждениям Аристотеля и Клавдия Птолемея, что Солнце является планетой и вращается вокруг Земли. Зато Гилберт не только проникся идеями Бруно, но и развил их, установив некоторые физические закономерности гелиоцентрической системы. Здесь же, в Англии, Джордано издал свой главный научный труд «О бесконечности, Вселенной и мирах», где утверждал, что в космических просторах обязательно существуют другие обитаемые планеты. В числе доказательств фигурировало и такое: Бог создал наш мир за неделю, неужели ему за все остальное время не захотелось попробовать сделать что-то еще? В общей сложности Бруно написал более 30 научных работ. Великий еретик В течение 16 лет Джордано Бруно путешествовал по Европе, читая лекции в университетах и пропагандируя свои взгляды. В 1591 году он вернулся в Италию — в качестве личного преподавателя венецианского аристократа Джованни Мочениго. Однако отношения между учителем и учеником довольно скоро испортились. Через год Мочениго написал на ученого первый донос. В письме венецианскому инквизитору он сообщил, что Джордано Бруно является еретиком, поскольку утверждает, что существуют иные миры, что Христос умирал не по доброй воле и старался избежать смерти, что людские души после гибели тела переходят из одного живого существа в другое и т.п. За первым доносом последовали еще два. В результате ученого арестовали и поместили в тюрьму. Но личность и влияние Бруно были слишком масштабны для провинциальной Венеции — и в феврале 1593 года его перевезли в Рим, где в течение семи лет подвергали пыткам, заставляя отречься от своих взглядов. Третий и главный миф о Джордано Бруно: его казнили за передовые научные идеи — в частности, за учение о бесконечности миров и гелиоцентрическую теорию строения нашей планетной системы. Но в конце XVI столетия подобные взгляды высказывались многими. Последователей учения Коперника инквизиция еще не приговаривала к смертной казни. Лишь спустя 16 лет после того, как Бруно был сожжен на костре, папа римский Павел V объявил, что теория Коперника противоречит Священному Писанию, и только в 1633 году Галилея заставили отречься от мнения, что Земля вращается вокруг Солнца. Парадоксально, но факт: все труды Джордано Бруно были объявлены еретическими только спустя три года после его смерти. Тогда за что же его отправили на костер? Документы суда в Риме говорят о том, что Бруно лишили жизни за отрицание основополагающих догматов христианства. Великий ученый, по сути, создавал собственное учение, которое грозило подорвать влияние Ватикана. Он призывал всех усомниться в святости церковных книг и утверждал, что надо полностью пересмотреть многие положения католицизма и создать другую религию. Более семи лет инквизиторы старались пытками и уговорами склонить Бруно к отречению от этих взглядов — но не смогли сломить волю убежденного еретика. А выпускать столь авторитетного человека на свободу означало подвергнуть Католическую церковь испытаниям в борьбе с новым религиозным учением. Казнить, нельзя помиловать 9 февраля 1600 года трибунал святой инквизиции признал Джордано Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Его лишили сана священника и отлучили от церкви. После чего власти Ватикана сделали вид, что устранились: грешник был передан на суд губернатора Рима с лицемерной просьбой назначить «милосердное» наказание, не проливающее кровь. На деле это означало мучительную казнь — сожжение живым на костре. Полный текст приговора светского суда не сохранился. Из дошедших до наших дней отрывков известно, что речь в нем шла о восьми еретических утверждениях — но более-менее конкретно можно говорить только об одном: отрицание того, что хлеб может превратиться в тело Христово, то есть церковного догмата о святом причастии. По преданию, Джордано, выслушав приговор, сказал: — Сжечь — не значит опровергнуть! Казнь состоялась 17 февраля 1600 года на площади Цветов в Риме. По свидетельствам, приговор намеренно зачитали настолько невнятно, что народ так и не понял, кого и за что предают огню. Еще один миф о великом еретике -будто бы Римско-католическая церковь в наши дни простила его и осудила тогдашние действия инквизиции. Но, в отличие от Галилея, которого папа римский Иоанн Павел II в 1992 году полностью реабилитировал, Джордано Бруно до сих пор так и не был оправдан. Более того — в 2000 году, когда отмечалось 400-летие казни ученого, кардинал Анджело Содано, выступавший в качестве официального представителя Ватикана, хотя и назвал действия инквизиторов «печальным эпизодом», но подчеркнул, что эти люди сделали все, чтобы сохранить еретику жизнь. Ни о каком прощении речь не заходила — так что для Бруно смертный приговор Церковь до сих пор считает оправданным. И несмотря на то что еще в 1889 году на площади Цветов установили памятник Джордано Бруно, уже упомянутый Иоанн Павел II, славившийся своими прогрессивными взглядами, встречаясь с группой ученых, на вопрос, почему до сих пор не реабилитирован Бруно, резко ответил: — Вот когда найдете инопланетян, тогда и поговорим. Источник: «Тайны XX века» #ezomir
Бог церковь наука ритуал одним словом
cвященник Сергий Круглов
Если рассматривать словарное значение этих выражений, то, действительно, «вера в Бога» – это одно, а «Церковь» – это другое. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задумался о Боге в том или ином контексте. Даже атеисты к Богу неравнодушны – вспоминаются слова одного верующего человека, обращенные к атеистам: «Если Бога нет, что же вы с Ним боретесь?»
И опыт наблюдения за людьми, как принадлежащими к Церкви, так и «гуляющими сами по себе», показывает: есть люди, верящие в Бога, но не желающие принадлежать к Его Церкви, а есть те, кто крещены и считают себя членами, так скажем, церковной организации, но из их жизни никак не явствует, что Бог для них важен. Конечно, всякое внешнее наблюдение за людьми чревато опасностью осудить их, навесить на них ярлыки, вынести им некий окончательный приговор. Осуждать нельзя, но рассуждать, предварительно помолившись Богу, о даровании нам вразумления, мы все-таки должны.
Люди, которые говорят: «Я верю в Бога, но Церковь мне не нужна», нередко встречаются и мне. И я поделюсь своими скромными наблюдениями. Условно можно выделить три категории таких людей. Просто обыватели, которые иногда, за чашкой чая или кружкой пива в теплой компании, не прочь порассуждать на темы религии, но палец о палец не ударят, чтобы как-то изменить свою жизнь в этом направлении, напрячь мысль или сердце в поисках Бога. О том, что вера – это и конкретные дела, делаемые не из выгоды или потому, что «так принято», а по заповеди Божией, что вера – это доверие Богу и Его заповедям и верность Ему в нелегких житейских испытаниях, им неведомо, и ведать про это они не желают. На то их право, их свобода, и о них мы говорить не будем.
Вторая категория – люди, неравнодушные к Богу, в сердце, уме, жизни которых Бог реально занимает некое значимое место, но которые не вполне понимают, чего Бог от человека хочет и что такое Церковь, в чем ее смысл. Они говорят: «Главное – быть порядочным человеком и хорошо себя вести. А молиться Богу можно в любом месте, Он всегда близок к человеку, и всякие обряды и ритуалы для этого мне не нужны!» В их словах есть правда: Бог может быть с человеком всюду: дома, на работе, в чистом поле. Разве Ему нужны от нас, например, свечи, которые ставятся перед иконами? Нет, у него есть солнце и звезды. Нужны ли Ему молитвенные правила? Мол, у Меня бессонница – почитай-ка, человече, Мне псалтырь на ночь? Или Он не умеет читать в нашем сердце и мыслях, и надо обязательно высказывать Ему наши прошения вслух и в строго определенной форме, иначе наши молитвы «не дойдут»? Тоже нет. Надо ли Богу, чтоб мы постились, не ели того и этого? Нет, наоборот, именно Он и дает нам пищу. Хочет ли Он от нас какого-то дара или жертвы? А что мы можем Богу дать такого, чего бы у Бога не было? Мы родились на свет голыми, и все, чем пользуемся, именно от Бога нам и дано. Так чего же Бог от нас хочет? Хочет – нас самих. Бог – Отец, а мы – Его дети. «Сыне, даждь Ми твое сердце…»
Чего хочет мама от детей? Пятерок из школы, помытой за собой чашки? Это все неплохо, но для мамы – не главное. Мама любит своих детей. За что? Да ни за что. Потому что – любовь. И только ответной любви ждет от ребенка. А все остальное – частности, сводимые к этому главному, к главной заповеди: любить Бога. И любить ближних как самого себя. Ведь ближние – это другие дети, родные братья и сестры, и мама хочет, чтобы и они между собой жили в мире, согласии, взаимопомощи и любви. Словом, чтоб была семья.
И вот когда мы говорим «семья», в вопросе о смысле Церкви многое становится на свои места. Да, люди нецерковные, некрещеные, гуляющие сами по себе, могут быть во много раз лучше, чище, праведнее, талантливее, чем мы, члены Церкви (по крайней мере, на внешний человеческий взгляд – как на это смотрит Бог, вопрос особый). Но мы – дома. А они – пока еще сироты, живущие в приютах, скитающиеся по перепутьям мира.
Почему же именно к Церкви приложимы родственные, семейные, кровные даже, я бы сказал, понятия? Что есть в Церкви такого, чего на перепутьях мира, в отдельно взятых бытованиях человека нет? Что есть у человека воцерковленного, чего нет у самого лучшего человека, но живущего по принципу «Бог в чистом поле» (или нелепее – «Бог у меня в душе»)? В Церкви человек имеет возможность стать к Богу ближе, стать с Ним единым (не теряя при этом своей личности), и именно не в мыслях или мечтах, как чаще всего бывает у вышеописанных нецерковных людей, а вполне реально, во всей конкретике своего состава, и духовного, и телесного. Ближе – не только своим сердцем и умом, чувствами и мыслями, но и руками, и ногами, и желудком, и печенью – всем.
Примитивные образы? Может быть. Но именно о Церкви как о Теле Христа говорит, например, в своих посланиях апостол Павел, и о том, что мы все – члены этого реального, живого Тела. А что есть общего у разных членов тела, что поддерживает в них жизнь? Общее кровоснабжение. Член тела, например палец, куда не поступает кровь, вполне может поразить гангрена, он может умереть. Кровь Христова – то общее, что есть в членах Церкви. Именно за этим – чтоб стать максимально близкими ко Христу, приняв в себя Его реальные Тело и Кровь, по Его же настоятельной заповеди – христиане собираются на Евхаристию. Ради нее, подготовки к ней построены храмы, отработаны обряды, написаны иконы, клубится ладан, поются молитвословия и создано все, что в Церкви есть. Молиться, читать Библию и хорошо себя вести можно и в своем отдельно взятом углу (про исповедь и говорить не буду – есть такие христианские деноминации, которые вообще отрицают необходимость исповеди. Ну, это их дело, вольному воля. Может быть, можно оставаться чистым, никогда не моясь, но у меня не получалось…). Но для самого главного – причастия Тела и Крови Христа – надо идти в храм на Литургию, и это не людьми придумано, это зов Самого Христа – перечитаем хотя бы Евангелие от Иоанна.
Да, Христос – зовет, ищет нас.
Ассоциации к слову «храм»
И вот тут время сказать о третьей (повторяю, это только я так для себя определил) категории нецерковных людей: тех, кто этот зов все-таки слышит. Кто не замкнулся окончательно в своей самодовольной нецерковной вере, кто ищет не самооправдания, а истины и сам не имеет покоя в поиске Бога. И они обязательно поймут, что Церковь – не общественная организация, а родной дом, им даст об этом знать горький сиротский плач, звучащий в их сердце. И они-то – может быть, лучшие из всех. По крайней мере, я, грешник, готов перед такими поклониться в землю.
Православие и Мир
Церковные обряды
— Обряд есть внешнее выражение верований человека. Человек есть существо чувственно-духовное, в природе которого бытие духовное-идеальное соединилось с чувственным и материальным: поэтому он в представлении своем старается идеальное облечь в видимое, чтобы через то сделать его доступным себе. Предмет религиозных верований человека (т. е. Бог, существо высочайшее) в высшей степени духовен и бесконечно возвышен над природою видимою; поэтому человек, особенно стоящий на невысокой степени нравственного развития, не способен ни представлять себе этот предмет, ни становиться в живые отношения к нему без какого-либо видимого посредства. Таким посредством и служит обряд. Как явление огня, грома, бури, молнии служило для евреев видимым знаком присутствия Божия на горе Синае во время законодательства, так и обряд везде и всегда служил для человека символом и удостоверением в действительности присутствия и воздействия Бога на человека. Православная церковь верует, что каждый обряд, совершенный во имя ее, оказывает то или другое освящающее, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Оторванная от всякой видимости и обрядности, религиозность впадает в крайности чистого субъективизма, т. е. принимает вид или неопределенной чувствительности, или же крайней логической отвлеченности. Пример религиозности первого рода представляет собою немецкий пиэтизм, пример религиозности второго рода — протестантский рационализм, близко граничащий с пантеизмом.
Это решение апостолов послужило твердым основанием для практики церкви в последующее время. Так, например, по первому правилу апост. Петра и Павла следовало 5 дней делать, а субботу и воскресенье праздновать; лаодикийский собор 29 прав. отменил правило апостолов и постановил праздновать только воскресенье. Чин литургии в первые века христианства совершался различно: в церкви иерусалимской литургия совершалась по преданию от апост. Иакова; в Кесарии эту литургию, как очень продолжительную, Василий Вел. значительно сократил; литургию Василия Вел., для облегчения мирян, в свою очередь, сократил Иоанн Златоуст. С течением времени чин литургии и сокращался по составу молитв и увеличивался некоторыми молитвами, песнопениями и обрядами, которых требовала сама жизнь. Так, песни «херувимская» и «Единородный Сыне» явились и внесены в литургию уже впоследствии (VI век). Некоторые богослужебные чины совершенно вышли из церковной практики, напр., чин летопроводства, чин пещного действа, чин действа страшного суда, чин действа в неделю Ваий, чин о братотворении и т. п. Ц. обряд, даже и не вытекающий непосредственно из божественного установления (как важнейшие тайносовершительные действия), не есть, однако, нечто совершенно случайное и произвольное. Та или другая обрядовая особенность, рождающаяся обыкновенно из народно-бытовых форм, принимается и присваивается церковью, как наилучший для данного времени способ выражения известной Ц. истины и охранения ее в одинаково для всех доступном символическом знаке. Но то, что представляется наилучшим для данного времени, может перестать быть таковым для последующего. Как человеческая форма божественной истины, раз принятый церковью обряд сохраняет свое значение лишь настолько и до тех пор, пока дальнейшие успехи религиозного сознания не вызовут к бытию новых, более совершенных обрядовых форм. Нашим отдаленным предкам трудно было усвоить себе истинное значение обрядности, особенно когда все настоятельно обращало их мысль больше к внешним формам религии, чем к ее внутреннему содержанию. Последнее как будто отступало на задний план; душа младенчески верующего христианина, принимая церковный обряд, как готовый и данный извне, видела в нем существенную часть верования, его неотделимую незаменимую принадлежность и законное уважение к Ц. обряду вырождалось в обрядоверие. Это отожествление обряда с догматом особенно ярко сказалось при исправлении богослужебных книг и обрядов, бывшем при патр. Никоне. Противники церковных исправлений в отмене прежних обрядов видели нарушение догматов, а в введении новых обрядов — латинские ереси. С этого времени отмененные при Никоне обряды (двоение аллилуйя, седмипросфория, двуперстие, хождение посолонь и др.) становятся принадлежностью раскола старообрядства. — В Ц. обрядах выражаются наглядным образом истины и дух веры. Так, напр., обряд сложения перстов для крестного знамения образно представляет собою единство Бога по существу и троичность в лицах. Истины и события, представленные под видом действий, становятся понятными и для людей, живущих не столько умом, сколько чувством. Отнять у таких людей то, что привлекает их внешним образом, значило бы лишить их одного из источников религиозной жизни. Православная церковь, при всем богатстве форм и великолепии богослужения, умела соблюсти равновесие между формою и содержанием, найти границу между формализмом и дидактизмом, с одной стороны, и беспредметною игрою воображения — с другой. Католицизм нарушил это равновесие в пользу внешности и формы. Некоторые обряды католич. церкви введены в употребление в средние века по расчетам иерархической власти и корыстолюбия. Лютеране отвергли большую часть Ц. украшений, служб и обрядов, но оставили в своих храмах изображение распятия, некоторые иконы, удержали пение и музыку при богослужении, колокольный звон, некоторые церковные процессии и вместо древних молитв и гимнов составили свои новые. Реформаты отменили древние обряды и главное содержание богослужения поставили в проповеди. Ср. Ив. Перов. «О важности и необходимости обряда в деле религии» («Миссионерское Обозрение», 1897, сент. — окт., 2-я кн.); его же, «Таинства и обряды православной церкви в их отношении к сообщаемой ими нам благодати» («Руководство для сельских пастырей», 1894, № 11); проф. Α. Ф. Гусев, «Необходимость внешнего богопочтения» (Казань, 1902); прот. И. Иванов, «О значении храма и обряда в области веры и религии Христовой» (Воронеж, 1894); свящ. С. Марков, «О праве церкви изменять церковные постановления, обряды и обычаи, существа веры не касающиеся» (изд. 3, M., 1901); С. А — в, «Раскрытие понятий о догмате и обряде и выяснение различия между ними» («Оренбургские Епарх. Ведомости», 1893, № 3); А. Никольский, «Истинный смысл и значение Ц. обрядов» («Миссионерский Сборник», 1891, № 1); Смирнов, «Часы досуга. Опыт систематич. обличения раскола старообрядства» (ib., 1893, № 1); Громогласов, «Русский раскол и пр.» (1898); А. М. Иванцов-Платонов, «О западных вероисповеданиях» (изд. 3, M., 1894).
Таинство (греч. мистерион — тайна, таинство) — священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья.
Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.
- 1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
- 2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.
- 3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.
В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.
В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством:
«Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. — И даже самое незначительное? — Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом». архим. Иустин (Попович)
Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф: «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения «таинств» как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения.
Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств: КРЕЩЕНИЕ, МИРОПОМАЗАНИЕ, ПРИЧАЩЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, СВЯЩЕНСТВО, БРАК, ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ.
Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:
- 1) богоучрежденность;
- 2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
- 3) видимый образ (последование) его совершения.
Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.
Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).
В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.
- 1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
- 2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.
-
Три основные религии мира — верования с многовековой историей
В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.
- 4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
- 5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
- 6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
- 7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Таинства Православной Церкви делятся на:
- 1) неповторяемые — Крещение, Миропомазание, Священство;
- 2) повторяемые — Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.
Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:
- 1) обязательные для всех христиан — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
- 2) необязательные для всех — Брак и Священство.
Совершители Таинств. Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор. 4; 1).
Отличие таинств от обрядов заключается в том, что в обрядах нет такой связи между видимым знаком и невидимой, сверхъестественной стороной, как в таинствах, поэтому с обрядами не соединяется необходимое сообщение благодати, которая если и подается, то только в смысле милости Божией или благословения Божия. В таинствах приемлющие получают определенные дары благодати Божией, освящающей их, и без таинств человек не может наследовать спасения (Ин. 3:5; 6:53). Обряды же совершаются не с целью низведения на верующих спасительной благодати, усвояющей людям плоды искупления, а с целью низведения благословения Божия главным образом на внешнюю деятельность человека и даже внешние предметы (освящение полей, колодцев и проч.). Поэтому обряды, будучи весьма полезными и возможными, как источники благословения Божия или как средства, взгревающие религиозное настроение верующего (напр., путешествие к святым местам), не имеют характера безусловной обязательности для христианина. Таинств семь (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение (Соборование)), а обрядов (освящение воды, жилища и т. д.) много.
Не верю: биолог-эволюционист о том, как религия защищается от науки и почему Адам и Ева нам не предки
В науке хорошо то, что она истинна вне зависимости от того, верите вы в нее или нет.
Нил Деграсс Тайсон
Писание: точный рассказ или аллегория?
В теологии частенько можно наблюдать следующую закономерность: по мере того как различные области науки — эволюционная биология, геология, история и археология — опровергают религиозные догмы одну за другой, эти догмы превращаются из буквальных истин в аллегории. Это одно из серьезнейших различий между наукой и религией. Если какое-то научное утверждение опровергается, оно немедленно отправляется в мусорную корзину, где уже скопилось множество отличных идей, которые просто не оправдались. Когда опровергается религиозное утверждение, оно часто превращается в метафору, которая должна преподать верующим некий «урок». Хотя некоторые библейские события трудно рассматривать как аллегории (в качестве примеров можно вспомнить кита, который проглотил Иону, и мучения Иова), теологический ум бесконечно изобретателен и всегда способен отыскать моральное или философское поучение в выдуманной истории. Ад, к примеру, стал метафорой «разлуки с Богом». И теперь, когда мы знаем, что Адам и Ева не могли быть предками всех живущих на Земле людей, в «первородном грехе», который они передали потомству, некоторые верующие видят метафору человеческого эгоизма, развившегося в процессе эволюции.
Далее, многих прогрессивных верующих оскорбляют утверждения о том, что почти все в Библии следует воспринимать буквально. Один из самых часто употребляемых аргументов против подобного таков: «Библия — не учебник». Видя эту фразу, я автоматически перевожу ее как «В Библии не все правда», ибо в этом и заключается ее смысл. Утверждение о «не учебнике», разумеется, служит верующим оправданием и разрешением выбирать для себя настоящие истины в Писании (или, если речь идет о прогрессивных мусульманах, таких как Реза Аслан, то в Коране).
Не пора ли последовать совету апостола Павла, обращенному к коринфянам: повзрослеть и отложить детские игрушки?
В самом деле, даже разговор о том, что существует историческая традиция буквального восприятия Писания, может сильно расстроить «современных» верующих, поскольку сейчас принято утверждать, что буквализм — исключительно современное явление. Однажды я написал на своем сайте, что история Адама и Евы не может быть буквальной истиной, поскольку эволюционная генетика показала: размер популяции человека всегда был намного больше одной пары. Тогда писатель Эндрю Салливан раскритиковал меня за предположение о том, что верующие считают первую пару людей историческими личностями:
«Нет никаких данных о том, что райский сад всегда рассматривался фигурально? Неужели? Сам-то Койн читал эту штуку? Я презираю всякого, кто, имея мозги (конечно, у кого эти мозги не засорены фундаментализмом), считает, что это все должно толковаться буквально».
Тем не менее многие века христиане (включая и католическую церковь, к которой принадлежит Салливан) воспринимали Адама и Еву как единственных предков человечества. И в этом нет ничего удивительного, ведь библейское описание вполне конкретно и не несет ни малейшего намека на аллегоричность.
Скажем, когда Иисус говорит притчами (вспомним хотя бы доброго самаритянина), всем ясно, что он просто рассказывает историю, чтобы преподать определенный урок. Но книга Бытия толкуется не так. Более того, католики всегда буквально придерживались религиозного моногенизма — представления о том, что все люди биологически происходят от Адама и Евы. Реальность Эдемского сада, грехопадение, Адам и Ева как наши предки — все это без вопросов принимали ранние богословы и отцы церкви, такие как святой Августин, Фома Аквинский и Тертуллиан.
Если вера частенько опирается на факты, то при их опровержении мы могли бы ожидать одного из двух: либо люди откажутся от своей веры (или какой-то ее части), либо будут упрямо отрицать факты и доказательства, противоречащие их вере. Первый вариант встречается нечасто, а вот свидетельств того, что по крайней мере основные догматы веры устойчивы к научным доказательствам, хватает. 64% американцев сохранили бы свои религиозные воззрения даже в том случае, если бы наука их опровергла, и лишь 23% подумали бы о том, чтобы сменить свои убеждения. Лишь чуть менее обескураживающие результаты дал онлайн-опрос Джулиана Баггини среди британских христиан, посещающих церковь. 41% опрошенных либо согласились с утверждением «Если наука противоречит Библии, я поверю Библии, а не науке», либо сказали, что скорее согласны с ним, нежели не согласны.
Возможен ли диалог между наукой и религией?
Люди часто призывают к диалогу между наукой и религией, при котором богословы, священники и раввины должны сесть рядом с учеными и разрешить все противоречия. При этом под «диалогом» подразумевается не просто разговор, но такой обмен мнениями, который рассеет всякое недопонимание и принесет пользу и науке и религии. На самом деле подобные совещания проходят регулярно, в том числе в Ватикане. Их мотивация выражена в знаменитой цитате из Альберта Эйнштейна: «Наука без религии хрома, религия без науки слепа». Но эта цитата вырвана из контекста, учитывая который, становится ясно, что говоря о религии, Эйнштейн подразумевал лишь глубокое благоговение перед загадками Вселенной. Эйнштейн неоднократно отрицал существование личностного, теистического Бога и рассматривал авраамические религии как ложные институты, придуманные человеком. Он был в лучшем случае пантеистом и рассматривал саму природу как «божественное». Он считал, что наука оказалась бы в тупике без глубокого, всеобъемлющего любопытства и изумления — тех черт, которые Эйнштейн считал «религиозными». Взгляды Эйнштейна, которые часто перевирают, не могут служить утешением ни для большинства верующих-теистов, ни для тех, кто уверен, что диалог науки и веры будет полезен обеим сторонам.
Но возможен ли конструктивный диалог? Мой ответ таков: все полезное проистекает из монолога, в котором наука говорит, а религия слушает. Более того, монолог этот будет конструктивным только для слушающего. Ученые, конечно, могут узнать кое-что о природе религии из разговоров с верующими, но то же самое способен узнать каждый, кто захочет поближе с ней познакомиться. Напротив, религии нечего сказать науке такого, что помогло бы ей делать свое дело. В самом деле, для развития науки потребовалось избавиться от малейших остатков религии, будь то сами убеждения или религиозные методы поиска «истины». Нам не нужны эти гипотезы.
Если какое-то научное утверждение опровергается, оно немедленно отправляется в мусорную корзину. Когда опровергается религиозное утверждение, оно превращается в метафору
С другой стороны, религия может получить от науки пользу в нескольких отношениях — если рассматривать «науку» в широком смысле слова, а «религию» не только как веру, но и как институт. Во-первых, наука может рассказать нам об эволюционных, культурных и психологических основах религиозной веры. Существует множество теорий о том, почему люди создали религию, включая страх смерти, мечту о могущественном покровителе, желание некоторых властвовать над остальными и естественную склонность человека объяснять природные явления чьей-то сознательной волей.
Конечно, всем, включая и ученых, полезно побольше узнать о религии, поскольку это одна из движущих сил человечества. Она направляет ход истории (как на современном Ближнем Востоке), глубоко влияет на общество (политика современных США совершенно необъяснима без понимания американской сверхрелигиозности), вносит свой вклад в искусство, музыку и литературу. «Макбет» полон отсылок к Библии. Без представлений о христианстве «Дева Мария в скалах» Леонардо да Винчи — это просто изображение мужчины, женщины и двух маленьких детей. Но историческое и художественное значение религии — не тема для диалога науки и религии, подлинная цель которого — защитить религию от науки, внедрить религию в науку или продемонстрировать, что обе эти области представляют собой законные и дополняющие друг друга способы поиска истины.
Если бы мусульмане знали, что Мухаммед, как Джозеф Смит, сам придумывал слова, которые позже стали догмой; если бы христиане знали, что Иисус не воскрес и вообще был не сыном Божьим, а просто одним из множества проповедников апокалипсиса той эпохи; если бы теисты знали, что нет никаких достоверных признаков вмешательства Бога в дела Вселенной — то толпы верующих мгновенно растаяли бы, как снег под весенним солнцем. Конечно, некоторые образованные верующие и богословы считают, что религия не зависит от фактов, но они в явном меньшинстве. Их «религия» — это скорее философия, и она практически не вредит ни науке, ни обществу.
В конце концов, почему бы не выяснить, как наш мир на самом деле устроен, вместо того чтобы выдумывать про него истории или принимать на веру мифы многовековой давности? А если мы не знаем ответов, то почему просто это не признать, как регулярно это делают ученые, и не продолжить поиски, пользуясь объективными данными и разумом? Не пора ли последовать совету апостола Павла, обращенному к коринфянам: повзрослеть и отложить детские игрушки? Любое почтение по отношению к вере укрепляет те религии, которые причиняют реальный вред нашему биологическому виду и планете.
Наконец, хотя сам я ученый и глубоко восхищен чудесами, привнесенными наукой в нашу жизнь за короткие пять веков, я считаю, что религия не только несовместима с наукой, но и препятствует ее развитию. Я не предлагаю создать роботизированный мир, в котором правит наука. Мир, в котором мне хотелось бы жить, это мир, где сила убеждений человека пропорциональна силе доказательств. Это мир, где можно не спешить с ответом, если его не знаешь, и где сомнение в утверждениях других не воспринимается как оскорбление.
Вера против фактов. Почему наука и религия несовместимы
Цитата
Мы по-прежнему не понимаем, почему законы физики таковы, но ученых никогда не удовлетворит ответ «Потому что так захотел Бог». Может быть, ответ никогда не будет найден, но разница между ученым-натуралистом и последователем естественной теологии состоит в том, что ученые не считают, что добыли истину, если всего лишь придумали гипотезу, которую невозможно проверить. И до тех пор, пока не удастся найти проверяемый ответ, ученые будут просто говорить: «Мы не знаем».
Джерри Койн
О чем книга
В своей провокационной книге биолог-эволюционист Джерри Койн показывает, почему способы познания религии, в арсенале которой вера, догма и откровение, приводят к неверным, непроверяемым или противоречивым выводам. Когда факты подменяют верой, принимая важнейшие решения о судьбах нашего мира, это вредит как отдельным людям, так и всей планете.
За последние пять веков наука и религия прошли путь от яростных столкновений до условно мирного сосуществования. Сегодня все большую популярность приобретает «примиренчество» — убежденность в том, что между наукой и религией нет никакого конфликта. Но стоит ли соглашаться с таким положением дел?
Почему книга достойна прочтения
— Что мы понимаем под «религией»? Что является «научным познанием»? Может ли религия претендовать на научность? И почему попытка примирить факты и веру обречена на провал? Автор Джерри Койн подробно отвечает на эти вопросы.
— В книге вы не найдете рассуждений на тему, чем следует заменить религию, нет в ней призывов создать новое общество, управляемого наукой, и нет обсуждения исторических и психологических истоков веры. Автор ставит задачу уже, а именно доказать, что для познания Вселенной нужно применять исключительно инструменты науки, опираясь на доказательства и разум, а не веру.
— Автор рассматривает противостояние науки и религии как борьбу рациональности с суеверием, когда на кону не просто убеждения, но и человеческие жизни
Для кого эта книга
Для читателей, интересующихся вопросом совместимости религии и науки.
Автор
Джерри Койн — преподаватель отделения экологии и эволюции, профессор Чикагского университета. Специализируется на эволюционной генетике. Его предыдущая книга «Почему эволюция истинна» (Why Evolution is True) стала бестселлером по версии The New York Times и в 2010 году вошла в список журнала Newsweek «50 книг для нашего времени».
Ключевые слова
Наука, религия, теизм, атеизм, креационизм, эволюция, научные факты, вера
Оформление книги
Переплет
Отзывы
«Выдающийся генетик Джерри Койн обрушивает грозную мощь своего интеллекта на религиозную веру, и трудно представить, что рационально мыслящий человек сможет проигнорировать выводы, сделанные в этой блестяще аргументированной книге.»
Ричард Докинз, автор книги «Бог как иллюзия»
«Критерий Поппера — это очень простая штука. Если теория научна, она должна быть принципиально, хотя бы в форме мысленного эксперимента, опровержима. Поэтому утверждение, что бога нет, научно: его опровергнет, скажем, появление нового Христа. А теория о том, что бог есть, антинаучна — невозможно придумать эксперимент, который докажет, что бога нигде нет. Вот она, граница между фактами и верой, между реальным и вымышленным, между наукой и религией. И Джерри Койн рассказывает об этом просто и интересно, со множеством примеров. Отличная книга, честно.»
Тим Скоренко, главный редактор портала «Популярная механика»
«Эта книга — интересное высказывание в очень старом споре. Что есть предмет религии и насколько он пересекается с тем, что изучает наука, можно ли ставить знак равенства между религией и псевдонауками вроде астрологии, нужно ли бороться с религией или оставить ее в покое? Пусть спор идет уже не одно столетие, каждому поколению стоит самому продумать ответы на эти вопросы.»Вера против фактов» даст читателю обильную пищу для размышления.»
Нодар Лахути, редактор портала «Научная Россия»