Содержание
Масленица в Армении
Церковь не сделала Масленицу своим праздником, но переосмыслила этот период года — дни, предшествующие Великому посту. Именно под влиянием христианства этот языческий праздник стал Масленицей в том виде, которой мы ее знаем уже многие века. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего языческого значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья (подробнее об истории и церковном понимании Масленицы читайте ). При этом в разных странах у этого праздника есть свой национальный колорит.
В Армении Масленица называется Бун Барекендан. «Бун» по-армянски «истина», Барекендан – «доброе житие, радость жизни». В отличие от Русской Православной Церкви, которая отмечает Масленицу целую неделю, Армянская Апостольская Церковь празднует ее всего один день.
Масленица в Армении, как и в России, во многом языческий праздник. В этот день принято готовить богатое угощение, устраивать уличные гулянья. В прошлые века на Масленицу приглашали за праздничный стол бедных соседей, чтобы никто не чувствовал себя покинутым.
В субботу перед Истинной Масленицей в Армении алтарная завеса закрывается на весь период Великого поста и открывается лишь в день Воскресения Христова. В день Масленицы литургию служат за закрытой завесой.
Вечером на Масленицу едят мацун (простоквашу) и катнов (молочную рисовую кашу). День после Масленицы в старину был нерабочим и назывался «бакла хоран».
Армянская Апостольская Церковь отметила один из самых веселых праздников – Истинную Масленицу (Бун Барекендан)
В отличие от Русской Православной и Римско-Католической церквей, которые отмечают Масленицу целую неделю, Армянская Апостольская Церковь празднует ее всего один день.
Масленица у армян называется Барекендан, что означает «доброе житие», «радость жизни». В этот день принято готовить обильную пищу и веселиться. Так как посты некоторых других праздников тоже имеют Масленицу, то эта, предваряющая Великий пост, называется Истинной (Бун). В субботу накануне Истинной Масленицы алтарная завеса в церквах закрывается на весь период Великого поста. Масленица – праздник, посвященный воспоминаниям об Адаме и Еве и их беззаботной жизни в раю.
Бун Барекендан – это своеобразные народные проводы зимы и ожидание теплых дней. В старину на Масленицу готовили обильную пищу, организовывались ярмарки и народные гулянья, в которых участвовали взрослые и дети. Неимущие люди становились предметом всеобщего внимания. В день Масленицы принято ходить друг к другу в гости или всей семьей собираться у одного стола и веселиться. Хотя Масленица и является веселым праздником, не надо забывать о том, что на следующий день наступает Великий пост. Устраивать пир не стоит. Каждый христианин со смирением в душе, покаянием и надеждой на милость Божию должен подготовиться к Великому посту. И не случайно, что в день Масленицы литургия совершается уже с закрытой завесой.
Великий пост длится 48 дней – от Истинной Масленицы до праздника Св. Воскресения – Пасхи. Он охватывает семь воскресений, в которые Армянская Апостольская Церковь вспоминает жизнь Адама и Евы в раю (Истинная Масленица), их изгнание из рая, возвращение блудного сына, притчу о неверном домоправителе, неправедном судье, пророчество о втором пришествии Христа и вход Господа в Иерусалим (Цахказард).
«Если говорить о внешней стороне поста, то это телесное воздержание. В период поста в пищу употребляются продукты исключительно растительного происхождения. Пост сопряжен также с воздержанием в брачных отношениях. Но главное – состояние души человека. И мы должны помнить, что истинный христианин соблюдает посты не ради воздержания от пищи, а чтобы достичь духовного обновления, раскаяться в совершенных грехах, много молиться, укрепиться в вере», – сказал «Голосу Армении» иерей ереванской церкви Св. Ованеса тер Шмавон Гевондян.
По словам священника, отказ от той или иной пищи не должен быть самоцелью. Кроме того, существует много причин, по которым некоторые люди не могут соблюдать телесный пост, например болезни, старость, беременность. Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать предписания врачей.
Пост, прежде всего, это период покаяния в грехах и напоминание о 40-дневном пребывании Иисуса Христа в пустыне и преодолении искушений после Его крещения. Сразу за 40-дневным постом следует недельный пост – Страстная Седмица. Это самое строгое и печальное время, посвященное воспоминаниям о страданиях Христа и Его мученической земной смерти. В Нагорной проповеди Христос так говорит о посте: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и помой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
«Пользуясь случаем, хочу обратиться к верующим. Армянская Апостольская Церковь является нашей национальной церковью, она в состоянии полностью удовлетворить духовные потребности нашего народа. Остерегайтесь попасть в ловушки сектантов, не верьте их пустым обещаниям, не слушайте их фарисейских проповедей. Это полнейшая демагогия. Помните, что Армянская Апостольская Церковь всегда следовала нашим национальным интересам, она сыграла огромную роль в нашей истории, в сохранении культуры и нации. Мы приняли христианство от непосредственных учеников Христа. Предавать истинную веру и национальные интересы недопустимо. Подумайте об этом, а во время Великого поста я советую чаще обычного приходить в церковь и молиться», – сказал тер Шмавон.
Средина (Мичинк), разделяющая Великий пост на две половины, в этом году выпадает на 26 марта. По народной традиции в этот день из кислого постного теста выпекается гата, в которой запекается монетка. Согласно поверью, кому достанется кусок с этой монеткой, тому выпадет удача. Древними канонами в период Великого поста были запрещены венчание и жертвоприношение. Однако постановлением Католикоса всех армян Вазгена?I в крайних случаях было разрешено совершать таинство венчания в субботние и воскресные дни, за исключением Страстной Седмицы.
Тигран Мирзоян
Поставьте оценку статье: Всего проголосовало 11 человек
Бун Барекендан — армянская Масленица. Бытует мнение, что Масленица является исконно славянским языческим праздником. Однако это утверждение не совсем верно, так как подобная традиция существует во всем христианском мире. Во многих странах Масленицу празднуют с большим размахом. Торжество сопровождается веселыми карнавальными шествиями, яркими костюмами, песнями, танцами, фейерверками и множеством лакомств.
Масленица в Армении
Так, для жителей Армении аналогом русской Масленицы является «Бун Барекендан», что в переводе «истина» или «радость жизни». К этому празднику также принято готовить множество угощений и устраивать народные гулянья.
История
Бун Барекендан, как и множество армянских праздников, имеет языческие корни и связан с проводами зимы и встречей весны. Еще с давних времен люди воодушевлялись пробуждением природы и старались провести праздник в атмосфере радости и веселья, стараясь тем самым, взбодриться после долгой холодной зимы. При встрече каждый желал друг другу здоровья и доброго житья.
Барекендан сохранил обычаи языческого мероприятия и приобрел новое значение, когда христианство в Армении стало государственно религией. Праздник стал церковным и отмечался перед Великим постом две недели. Каждый житель, от мала до велика, готовился и принимал участие в Барекендане.
Люди прекращали работу, играя в различные игры и собираясь за обильными застольями. Бун Барекендан являлся также символом свободы, поэтому было принято бедных и неимущих приглашать к общему столу.
Каждый стремился провести Бун Барекендан в кругу близких людей.
Люди ужинали жирной и сытной пищей, запивая ее вином. После чего съедалось яйцо, в знак того, что рот закрывается на замок на время долгого поста и открыть его можно тем же продуктом только на Пасху. Так армяне как бы старались наесться впрок, чтобы соблюсти ограничения в еде в Великий пост. В субботний день накануне Бун Барекендана алтарный занавес в армянской церкви закрывали на время Великого поста, и открывали лишь в день Пасхи.
Праздник символизировал человеческое счастье, которым когда то в раю наслаждались Адам и Ева.
Барекендан проводили весело и радостно, забывая о проблемах и страданиях. Организовывались народные гуляния с песнями, танцами, а также ярмарки, в которых принимали участие, как взрослые, так и дети. Особенностью этого праздника было большое количество свадебных торжеств и помолвок.
Следующий день после Барекендана назывался «бакла хоран» и считался выходным.
Блюда на Барекендан
Праздничные блюда на Барекендан достаточно разнообразны, главным является плов с маслом и изюмом. На армянском столе в этот праздник можно увидеть дичь, баранину, гату, халву и другие сладости. Также готовят барана, фаршированного различными крупами и приправами. А в последний вечер Бун Барекендана едят рисовую кашу на молоке «катнов», простоквашу «мацун» и яйца.
Как отмечают Бун Барекендан сегодня
В настоящее время празднование Бун Барекендан носит высоко духовный характер. Армяне посещают церковь и участвуют в отправлении религиозного культа, молятся и благодарят за все, что имеют. После чего все начинают праздновать. В понедельник принято навещать родственников.
Сейчас Бун Барекендан возрождается. Улицы городов и поселков наполняются наряженной в маски и костюмы молодежью. Некоторые, согласно старому обычаю, переодеваются в наряды противоположного пола, чтобы измениться до неузнаваемости.
Сегодня в Армении весну встречают достаточно скромно. При этом праздник Бун Барекендан проникнут особой духовностью, которая не всегда присутствует в подобных торжествах европейских стран. Чрезмерное количество гастрономических блюд – это основное, что объединяет Бун Барекендан с его аналогами в других странах.