Содержание
- Как правильно исповедоваться и что говорить батюшке: примеры
- Таинство исповеди
- Правильная подготовка к исповеди
- Как исповедоваться детям
- Как исповедоваться в церкви
- Правильная подготовка к причастию
- Причастие
- Как подготовиться к первой исповеди?
- Как исповедоваться и причащаться в первый раз?
- Исповедь в церкви
- Как подготовиться к первой исповеди и причастию
- Что такое исповедь?
- Как проходит исповедь, что говорить и как вести себя на исповеди?
- Как готовиться к исповеди?
- Что нужно говорить на исповеди?
- Как часто надо исповедоваться?
Как правильно исповедоваться и что говорить батюшке: примеры
Исповедью считается христианский обряд, при котором исповедующийся человек совершает покаяние и раскаивается в своих грехах в надежде на прощение Богом Христом. Спаситель сам установил это таинство и сказал ученикам слова, которые записаны в Евангелии от Матфея, гл. 18, стих 18. Также об этом говорится в Евангелии от Иоанна, гл. 20, стихи 22 – 23. Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:
- Таинство исповеди
- Перечень грехов против Иисуса Христа
- Перечень грехов против близких
- Перечень грехов против себя
- Правильная подготовка к исповеди
- Как исповедоваться детям
- Как исповедоваться в церкви
- Правильная подготовка к причастию
- Причастие
Таинство исповеди
Со слов святых отцов, покаянием еще считается вторым крещением. Человек во время крещения очищается от греха первородного, который передался всем от первых прародителей Адама и Евы. А после обряда крещения при покаянии происходит смывание личных грехов. Когда человек осуществляет таинство покаяния, он должен быть честен и осознавать свои грехи, чистосердечно раскаиваясь в них, и не повторять греха, веря в надежду на спасение Иисусом Христом и Его милосердие. Священник читает молитву и происходит очищения от грехов.
Многие, кто не желают раскаяться в своих грехах, часто говорят, что не имеют грехов: «Я не убил, не украл, не прелюбодействовал, значит, мне и раскаиваться не в чем?» Об этом говорится в первом Послании Иоанна в первой главе, стих 17 — «Если мы говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Это значит, что греховные события случаются каждый день, если вникнуть в суть Божьих заповедей. Существуют три категории греха: грех против Господа Бога, грех против близких и грех против себя.
Перечень грехов против Иисуса Христа
- Безразличие в случае хулы на Бога — вероотступничество. Посещение сект и нежелание носить нательный крестик.
- Неблагодарность Спасителю.
- Атеистическое воспитание — сомнение и неверие в Бога.
- Упоминание о Боге всуе.
- Увлечение колдовством — оккультизмом и прочей магией.
- Клятва именем Бога.
- Нежелание читать вечерние и утренние молитвы.
- Мысли о суициде.
- Карточные игры.
- Редкое чтение Евангелия и другой полезной литературы.
- Нежелание ходить по воскресеньям в храм, а также в дни праздников.
- Несоблюдение церковных правил — нарушение постов в дни среды и пятницы.
- Несоблюдение Христовых заветов.
- Несобранность во время чтения молитв.
- Неверие и отчаяние в трудной ситуации, отрицая промысел Божий, — болезнь, бедность, боязнь старости.
- Осуждение священников и Церкви.
- Зависимость от земных удовольствий.
- Нежелание бороться с грехом, полагаясь только на Господне милосердие.
- Недостойное покаяние и утаивание грехов.
- Чрезмерная самонадеянность, отрицая Божью помощь.
Перечень грехов против близких
- Клевета.
- Греховные дела против ближних.
- Мстительность.
- Раздражение, гнев и вспыльчивость.
- Воспитание детей в иной, не христианской вере.
- Невозвращение различных долгов.
- Невыплата денег за проделанную работу.
- Высокомерие.
- Отказ в помощи людям, которые нуждаются.
- Ссоры с близкими и соседями.
- Доведение человека словами до самоубийства.
- Безумная насмешливость.
- Жадность.
- Аборт — совершение убийства нерожденного ребенка и подталкивание других на это преступное дело.
- Раздражение старостью родителей и их непочитание.
- Неуважение старших.
- Принятие спиртных напитков на поминках.
- Леность в работе.
- Осуждение.
- Воровство.
Перечень грехов против себя
- Нарушение верности в браке — прелюбодеяние.
- Смех без причины.
- Сквернословие.
- Рукоблудие и близость лиц одного и того же пола — противоестественный блуд.
- Любовь к деньгам.
- Безумное желание обогащения.
- Тщеславие.
- Завистливость.
- Чревоугодие.
- Лжесвидетельство.
- Показушные добрые дела.
- Зависимость от алкогольных напитков и табачных изделий.
- Плотская близость с близкими — кровосмешение.
- Самовлюбленность.
- Празднословие, многословие и пересуды.
- Чтение эротических книг и просмотр фильмов с подобным содержанием.
- Плотская близость вне брака.
Все перечисленные грехи разделяются на три категории, в окончательном счете, все это против Господа Бога. Ведь осуществляется преступление Им созданных заповедей, следовательно, происходит прямое оскорбление Бога. Все эти грехи не дают положительных плодов, а наоборот, душа от этого спасена не будет.
Правильная подготовка к исповеди
К таинству исповеди необходимо подготавливаться со всей серьезностью, для этого следует заняться преждевременной подготовкой. Достаточно вспомнить и записать на лист бумаги все содеянные грехи, а также прочесть подробную информацию о причащении и таинстве исповеди. На обряд следует взять листок и перед процессом снова все прочесть. Этот же лист можно отдать духовнику, но тяжелые грехи должны быть произнесены вслух. Достаточно рассказать о самом грехе, и не перечислять длинных историй, например, если в семье происходит вражда, и с соседями, следует осуществить покаяние в основном грехе — осуждение соседей и близких.
В этом обряде духовника и Бога не интересуют многочисленные грехи, важен сам смысл — чистосердечное раскаяние в содеянных грехах, искреннее чувство человека, сокрушенное сердце. Исповедь — это не просто осознание своих греховных прошлых дел, но и рвение смыть их c себя. Оправдание себя в грехах — это не очищение, это недопустимо. Старец Силуан Афонский говорил, что если человек возненавидел грех, то и Бог просит эти грехи.
Это будет отлично, если человек из каждого прошедшего дня будет делать выводы, и каждый раз истинно раскаиваться в грехах, записывая их на бумагу, а для серьезных грехов необходимо исповедоваться перед духовником в церкви. Незамедлительно следует попросить прощения у людей, которым была нанесена обида словом или делом. В православном молитвослове есть правило — Покаянный канон, который нужно усиленно читать по вечерам перед самим таинством исповеди.
Важно узнать распорядок храма, в какой день можно исповедоваться. Существуют множество храмов, в которых проходит ежедневная служба, там же проходит и ежедневное таинство исповеди. А в остальных следует узнать о расписании церковных служб.
Как исповедоваться детям
Дети возрастом до семи лет считаются младенцами, они могут причаститься без предварительной исповеди. Но важно приучить их с детства к чувству благовения. Без нужной подготовки учащенное причастие вызывает нежелание заниматься этим делом. Желательно за несколько дней настроить детей на таинство, пример — чтение Священного Писания и детской православной литературы. Уменьшить время просмотра телепередач. Наблюдать за выполнением утренних и вечерних молитв. Если ребенок за прошедшие дни совершил плохие поступки, то с ним следует поговорить и навеять на него чувство стыда за проделанное. Но всегда нужно знать: ребенок берет пример с родителей.
После семилетнего возраста можно приступать к исповеди наравне со взрослыми, но без предварительного таинства. Перечисленные выше грехи исполняются в большом количестве и детьми, поэтому детское причастие имеет свои нюансы.
Чтобы помочь детям искренне исповедаться, необходимо дать перечень грехов:
- Не занимаешься ли ворожением и гаданием?
- Не пропускал ли утренние молитвы, залеживаясь в постели?
- Не воруешь ли ты?
- Не читал ли молитву перед сном и не принимал ли трапезу без молитвы?
- Можешь ли назвать самые важные молитвы в православии: «Иисусова молитва», «Отче наш», Богородице Дево, радуйся»?
- Не хвалишься ли ты своими навыками и успехами перед близкими?
- Не носишь ли различные символы и амулеты?
- Из-за чувства стыда перед батюшкой не утаивал ли свои грехи на исповеди?
- Посещаешь ли церковь каждый воскресный день?
- Не увлекаешься ли ты вредными привычками?
- Не называл ли имя Господне без надобности?
- Не искажаешь, не торопишься ли ты в крестном знамении?
- Не баловался ли ты на службе в церкви?
- Не посещали тебя ли внезапные мысли?
- Занимаешься ли ты чтением духовных полезных книг, в том числе и Евангелия?
- Не стесняешься ли ты своего нательного крестика?
- Не применяешь ли крестик для украшения?
- Не происходили ли споры с кем-либо только для самоутверждения?
- Не утаивал ли правду от родителей только ради того, чтобы не стать наказанным?
- Не ябедничал, не сплетничал ли?
- Не употреблял ли в пищу запрещенных продуктов во время поста?
- Не берешь ли ты без проса чужих вещей?
- Не был ли требователен в покупках, которые совершали родители?
- Не притворялся ли ты для того, чтобы уклониться от обязанностей?
- Не говорил ли ты сквернословия?
- Не смеялся ли ты с людей с физическими дефектами?
- Не подстрекал ли ты кого-то на драки и не дрался ли ты?
- Не издевался ли ты над младшими и слабыми?
- Не занимаешься ли ты онанизмом?
- Не ленишься ли ты в помощи родителям?
- Не издевался ли ты над зверями земными?
- Не имеешь ли ты зависти к другим людям?
- Не занимался ли ты картежными играми?
Это поверхностный перечень возможных грехов. Существует множество личных грехов для каждого ребенка, основываясь на его мыслях и действиях. Важной целью родителей считается подготовка ребенка к покаянию. Нужно, чтобы ребенок сам записал все свои прегрешения без участи родителей — за него не стоит записывать. Он должен понять, что необходимо чистосердечно признаться и раскаяться в плохих поступках.
Как исповедоваться в церкви
Исповедь приходится на утреннее и вечернее время суток. Опаздывать на такое событие считается неприемлемым. Группа раскаивающихся начинает совершать процесс с чтения чинопоследования. Когда священник начинает спрашивать имена участвующих, которые пришли на исповедь, отвечать нужно не громко и не тихо. Опоздавшие не принимаются на исповедование. В окончании исповеди священник повторно читает чинопоследование, принимая таинство. Женщины во время естественного месячного очищения не допускаются к такому событию.
Вести себя в храме нужно достойно и не мешать остальным исповедующимся и священнику. Не допускается смущение пришедших на это дело людей. Не нужно исповедовать одну категорию грехов, а другую оставлять не потом. Те грехи, которые были названы в прошлый раз, не перечитываются вновь. Совершать таинство желательно у одного и того же духовника. В таинстве человек раскаивается не перед духовником, а перед Господом Богом.
В больших церквях собирается множество кающихся и в этом случае используется «общая исповедь». Суть в том, что священник произносит общие грехи, а исповедующиеся раскаиваются. Далее под разрешительную молитву обязан подойти каждый. Когда исповедь проходит первый раз, не стоит приходить на такую общую процедуру.
В первый раз следует посетить частную исповедь, если таковой нет, то на общей исповеди необходимо занять последнее место в очереди и послушать, что говорят на исповеди священнику. Желательно объяснить всю ситуацию священнику, он скажет о том, как исповедоваться первый раз. Далее происходит истинное раскаяние. Если в процессе раскаяния человек умолчал о грехе тяжком, то он прощен не будет. В конце таинства человек обязан после прочтения разрешительной молитвы поцеловать Евангелие и крест, которые лежат на аналое.
Правильная подготовка к причастию
В дни говения, которые длятся семь дней, устанавливается пост. В рацион питания не должны входить рыбные, молочные, мясные и яичные продукты. В такие дни не должны совершаться половые акты. Необходимо учащенно посещать церковь. Читать Покаянный канон и соблюдать молитвенные правила. Накануне таинства необходимо прибыть на службу вечером. Перед сном следует прочитывать каноны Архангела Михаила, Господа нашего Иисуса Христа и Матери Богородицы. Если такой возможности нет, такие молитвенные правила можно сместить на несколько дней в течение говения.
Дети тяжело запоминают и воспринимают молитвенные правила, поэтому следует выбрать то количество, которое станет по силам, но обсуждать это нужно с духовником. Для подготовки постепенно нужно увеличивать количество молитвенных правил. Большинство людей путают правила исповеди и причастия. Тут необходимо подготавливаться поэтапно. Для этого стоит попросить совета у священника, который подскажет о более точной подготовке.
Таинство причащения осуществляется натощак, не стоит употреблять еду и воду с 12 часов, также нельзя курить. Детей до семи лет это не касается. Но их к этому нужно приучать за год до взрослого таинства. Следует прочитать утренние молитвы и для Святого Причащения. При утренней исповеди необходимо прибыть в нужное время без опозданий.
Причастие
Таинство установил Господь Бог в часы Тайной вечери, когда Христос преломил с учениками хлеб и распил с ними вино. Причастие помогает войти в Царство небесное, поэтому непостижимо разуму человека. Женщинам нельзя посещать причастие в накрашенном виде, да и в обычные воскресные дни следует стереть с губ попаду. В менструальные дни женщины не допускаются к Таинству, а также те, кто недавно родили, для последних нужно прочитать молитву сорокового дня.
Когда священник выходит со Священными Дарами, участники обязаны сделать поклон. Далее нужно внимательно слушать молитвы, повторяя про себя. Затем следует сложить крестом руки на груди и подойти к чаше. Первыми должны идти дети, затем мужчины, а потом женщины. Возле чаши произносится свое имя и тем самым, причастник принимает Дары Господа. По причастии диакон обрабатывает губы с помощью плата, далее нужно поцеловать край чаши и подойти к столу. Тут человек принимает запивку и употребляет просфорную часть.
В конце участники слушают молитвы и молятся до окончания богослужения. Затем следует подойти к кресту и внимательно слушать благодарственную молитву. В конце все расходятся домой, но в церкви нельзя говорить пустых слов и мешать друг другу. В этот день себя нужно вести достойно и не осквернять свою чистоту греховными делами.
Как подготовиться к первой исповеди?
Как подготовиться к первой исповеди? Этот вопрос волнует многих начинающих православных христиан. Ответ на этот вопрос Вы узнаете, если прочитаете статью!
С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.
Как исповедоваться и причащаться в первый раз?
Исповедь в церкви
Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.
Как подготовиться к первой исповеди и причастию
- Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
- Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.
Читайте также — О стяжани покаянного чувства
Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми.
Пример такой памятки:
а. Грехи против Господа Бога:
— неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;
— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);
— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;
— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.
б. Грехи против ближнего:
— пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);
— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);
— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;
— аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.
— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;
— ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.
Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.
- Говорить только о грехах, причем собственных.
Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.
- Не выдумывать особого языка.
Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.
Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.
- Говорить о серьезном, а не мелочах.
Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».
Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.
Фрагмент общей исповеди
- Начать менять жизнь еще до исповеди.
Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?
Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.
- Быть в мире со всеми.
«Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.
Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.
Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.
Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.
Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.
Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.
Вы прочитали статью Как подготовиться к первой исповеди?
Исповедь — это таинство и очищение души. Это общение не только со священником, но с Богом. Покаяние — это не бесконечное созерцание собственных недостатков, а решимость жить по-новому. Исповедь и отпущение грехов — помощник в этом: чтобы перед душой человеческой вновь открылась и засияла обновленная жизнь и открылось «новое дыхание» — как это всегда происходит при соприкосновении с Богом. Исповедь — это не обязанность, хотя и «правило». Она — одна из основ духовной жизни человека и его таинственный сподвижник. Как нужно исповедоваться? Как проходит исповедь и как правильно исповедоваться в первый раз? Что нужно говорить на исповеди и как к ней готовиться?
Что такое исповедь?
Неправильно воспринимать исповедь, как некий «регламент», который есть в церковной жизни. Потому что, с одной стороны, да — в православии сложились некоторые традиции и правила, которые делают исповедь обязательной (например, перед причастием). Однако в первую очередь исповедь — это нужда для души. Души, которая живет в этом мире, но томится: тяготами и суетой жизни; тяжелыми ситуациями, в которые то тут, то там погружается человек; его привычками и недостатками. Исповедь — это таинство.
Как познать его глубину? Как понять самому, что такое исповедь?
Прежде всего: исповеди не нужно бояться. Исповедь — это не список грехов, который необходимо зачитать. Исповедь — это Беседа, которая рождается между душой человека и Богом.
См. также: Что такое покаяние?
Священник — «посредник» между Богом и человеком, и это одна из мистических сторон исповеди: когда беседуя с батюшкой, мы на самом деле открываем себя Христу, и Ему говорим, Его спрашиваем, Его совета и поддержки просим. И часто бывает, что на исповеди — особенно «первые» осознанные в жизни — приходят именно поэтому: человек растерян и нуждается в совете. Именно с такой исповеди у многих начинается духовная жизнь и воцерковление. И исповедь постепенно превращается из «правила», которое нужно соблюдать, в часть живой духовной жизни, которую ведет оживающая душа.
Как проходит исповедь, что говорить и как вести себя на исповеди?
Внешне исповедь выглядит так. Священник и исповедник стоят перед крестом и Евангелием. По окончании исповеди священник покрывает голову исповедника епитрахилью и читает молитву. После этого — исповедник целует крест и Евангелие.
Это внешняя сторона таинства. Ее внутреннюю сторону человек проживает каждый раз как по новому — как реку, в которой вода никогда не повторяется.
Как вести себя на исповеди?
Не думать о других людях, не бояться и не думать о том, что скажет батюшка, а стараться рассказать о, что тревожит душу, что беспокоит, в чем хочется утешения для души, что не дает ей покоя.
Есть ситуации, в которых нужен совет священника, а есть грехи и проступки, которыми хочется облегчить душу. При описании грехов: старайтесь вспомнить все, что тревожит и тяготит, но не вдавайтесь в подробности при их описании — чтобы покаяние не превратилось в упоение.
В остальном — все по вашему разумению, поскольку исповедь это Таинство живое, а не набор правил для этикета. Например: обязательно ли вставать на колени во время исповеди? Нет, не обязательно — это зависит от ощущений самого человека, а на «качестве» исповеди или отпущении грехов это никак не отразится.
Как готовиться к исповеди?
Поскольку часто исповедуются именно перед причастием (которое происходит натощак и после трех дней поста), то сложилось мнение, что и исповедь нуждается в предварительном посте и какой-то специальной подготовке. Это не так.
Исповедоваться можно в любой день, когда есть возможность и есть священник, который исповедует. (Некоторые батюшки говорят о том, что исповедоваться нужно идти всегда, когда душа жаждет этого и скорбит по проступкам — приходить в храм и просить священника: день это, утром или вечер, был пост или не было поста).
И все же, некоторая подготовка к исповеди быть должна. Однако подготовка эта не внешняя (посты, поклоны, молитвенные правила), но внутренняя работа. И подразумевает, что к священнику на исповедь нужно прийти без суеты, без мирской внешней эмоциональной мишуры — а посетить Таинство с осознанием Таинства. С простотой и смирением. Имея сосредоточение и внутреннюю кроткую радость, что отпустятся при искреннем покаянии все грехи, и священник скажет что-то, что поможет или направит.
См. также: Исповедь и покаяние: в чем различие?
Что нужно говорить на исповеди?
Очень точно об этом говорил замечательный подвижник и миссионер 20 века митрополит Антоний Сурожский:
«Меня часто спрашивают: какой должна быть исповедь? Человек должен поставить перед собой вопрос: если бы я встал перед лицом Христа Спасителя и перед лицом всех людей, которые меня знают, что бы явилось предметом стыда для меня? Чего бы я не мог открыть с готовностью перед всеми, потому что слишком страшно или неприятно, если меня увидят таким? И именно в этом нужно исповедоваться прежде всего».
Митрополит Антоний Сурожский
А вот, что еще говорили об исповеди подвижники и святые:
Преподобный Паисий Святогорец: «Предположим, совершив тот или иной проступок, ты переживаешь, но на исповеди о нем умалчиваешь. Проходит время, и с тобой случается радостное событие. Ты чувствуешь радость, эта радость покрывает переживание, и ты постепенно его забываешь. Ты уже не видишь своего греха, потому что радость, как крышка, покрыла его сверху. Радости покрывают грех, загоняют его вглубь, но он продолжает работать изнутри. Таким образом, человек попирает свою совесть и поэтому начинает очерствевать, а его сердце потихоньку засаливается. И такой человек не имеет покоя, поскольку загнанное вглубь расстройство не умолкает…».
Схиархимандрит Пантелеимон (Агриков): «Главными условиями к искреннему покаянию являются смирение и простота. С этими добродетелями исповедь всегда будет приносить человеку большое облегчение и пользу».
Как часто надо исповедоваться?
Исповедоваться нужно регулярно — а не только перед причастием. Некоторые священники рекомендуют исповедоваться не реже одного раза в неделю.
Исповедь в храмах, как правило, происходит утром во время Литургии или перед ней.
Накануне больших Церковных праздников исповедь может проводиться и накануне — во время или после вечернего богослужения.