Фото Троице-Сергиевой Лавры или Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – это продолжении серии фотографий, сделанных в Сергиевом Посаде в начале мая 2017 года.
Как я уже писал, с погодой не повезло, но с другой стороны не так уж и катастрофично. Снимки получились на мой взгляд вполне приличными и даже есть какой-то драматизм в облаках и свете пробивающемся сквозь них.
Итак Троице-Сергиева Лавра – именно так привычно говорят об этом крупнейшем и известнейшем монастыре России. Официальное название монастыря — Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Традиционно годом основания лавры считается 1337 год, когда Варфоломей, принявший позднее после пострига в 1342 году имя Сергия, и его брат Стефан основали Троицкую пустынь.
Монастырь рос, строился – в 50-х годах 14 века вокруг монастыря начали селиться крестьяне. В это же время шло активной строительство и развитие монастырского общежития.
Монастырь был центром духовной жизни Московского княжества и центром сопротивления. Именно тут преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского на битву, а знаменитые Пересвет и Ослябя, участвующие в Куликовской битве, были иноками Троицкого монастыря.
Конечно популярность и значение монастыря было связано с личностью его основателя — Сергия Радонежского, сыгравшего одну из ключевых ролей в становлении государства и в развитии духовности на Руси.
Первоначально в монастыре строились деревянные церкви и от первых строений уже не осталось и следа. Первый каменный храм был построен в 1423 году – Троицкий собор.
Троицкий собор — построен в 1423 году. Главный собор Лавры.
В украшении и росписи собора участвовал Андрей Рублев. Некоторое время Троицкий собор оставался единственным каменным храмом обители.
Следующим каменным храмом, построенным в монастыре, стала Духовская церковь.
Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Духовская церковь, 1476-1477 гг.
Следующим был построен Успенский собор. Этот храм был построен по велению Ивана Грозного, который не дождался окончания его строительства. Его сын Федор Иоанович с семейством присутствовал на его освящении в 1585 году.
Успенский собор
Как и многие монастыри того времени Троицкий монастырь был не просто местом монашеского послушания. Времена были суровые и монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорению. Со временем вокруг монастыря были построены стены и он превратился в серьёзную тем временам крепость с высокими стенами и башнями.
Главный вход в Лавру
В начале 17 века, в так называемое Смутное время монастырь выдержал многомесячную осаду. Погибло множество защитников святыни и не только от оружия, но и от болезней.
Значение монастыря было велико и его ценили практически все правители сначала Московского княжества, а затем Российского государства. Монастырь рос и процветал. Вокруг него вырос целый город Сергиев Посад.
В 1744 году Троице-Сергиев монастырь получил почетное звание Лавры. До этого в Российском государстве была только одна лавра — Киевско-Печерская. После появились Александро-Невская лавра и Почаевско-Успенская Лавра.
В том же 1742 году в монастыре появилась духовная семинария, а в 1814 году сюда из Санкт-Петербурга была переведена Духовная Академия, что еще более упрочило положение Троице-Сергиевой Лавры, как ведущего центра Российского Православия.
После революции, как и все храмы и монастыри Троице-Сергиеву Лавру ждали трудные времена — Лавра была закрыта и на ее территории находились не только музеи, но и различные учреждения. Возрождения лавры началось в 1946 году, когда Лавра стала местом прибывания Патриарха Русской Православной церкви. В 1948 году в Лавру вернулись семинария и академия.
Сейчас Троице-Сергиева Лавра почитаемое и посещаемое место — ежедневно суда прибывают тысячи паломников и туристов со всей России.
Вообще, на мой взгляд Сергиев Посад и Троице-Сергиева Лавра посетить нужно обязательно, даже если вы и не верите в бога. Ведь это место не просто монастырь, но духовный центр в более широком, смысле этого понятия. По сути — это центр того, что мы называем Русью.
Содержание
- Фото Троице-Сергиевой Лавры
- Троице-Сергиева Лавра – крупнейший центр русского православия, культуры и духовности
- Краткая история монастыря
- Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском
- Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями
- Отзыв: Монастырь «Троице-Сергиева лавра» (Россия, Сергиев Посад) — Душевное и духовное место, но больше напоминает музей
- Редкие кадры Троице-Сергиевой Лавры: торговые ряды у стен монастыря и сандалии преподобного Сергия
Фото Троице-Сергиевой Лавры
Каличья башня Троице-Сергиевой Лавры — построена в 1772 г по плану архитектора И. Яковлева Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии — построена в1753 году. На ее освящении присутствовала императрица Елизавета Петровна. Колокольня Троице-Сергиевой Лавры — построена в 1770 году. Это одна из самых высоких колоколен России — ее высота составляет 88 метров. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой. Трапезный Храм — построен в 1692 году по повелению двух царей — Иоана 5 и Петра 1. Да было и такое — правил не один Петр 1, а вместе со своим братом Иваном. Уточья башня, построенная в конце 17 века.
Троице-Сергиева Лавра – крупнейший центр русского православия, культуры и духовности
Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад
Основан: в 1337 году
Основатель: Сергий Радонежский
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1423 г.), собор Успения Пресвятой Богородицы (1585 г.), церковь Сошествия Святого Духа (1477 г.), надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1699 г.), церковь Смоленской иконы Божией Матери (1748 г.), колокольня (1770 г.)
Святыни: мощи преподобного Сергия Радонежского, мощи преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского, Макария (Невского)
Координаты: 56°18’37.3″N 38°07’48.9″E
Краткая история монастыря
Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском
Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры
Троице-Сергиева Лавра на карте
Краткая история монастыря
Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад. Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта
Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.
Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.
Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.
Красная надвратная башня со Святыми ворота
Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.
Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.
Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском
Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.
Собор Троицы Живоначальной
Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.
Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.
Церковь Сошествия Святого Духа
По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.
Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.
Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах
Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями
Белокаменный Троицкий собор, возведенный с 1422 по 1423 гг., стал первым российским памятником архитектуры, чествующим основателя Лавры Сергия Радонежского. Златоглавая святыня появилась на территории монастыря в год канонизации Сергия, когда его имя было официально объявлено «покровителем земли Русской». Прах усопшего святого хранится здесь же, в помещении собора, а надгробная пелена с его изображением находится в музее. Иконостас собора богат работами Андрея Рублева, Даниила Черного и лучшими мастерами их школы. Среди всех икон особо выделяется «Троица», созданная самим Рублевым. Как главный храм Лавры Троицкий собор при строительстве украшался строгими орнаментальными лентами, соответствуя традициям аскетизма.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Второе по значимости здание-святыня – это храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Его строительство велось в 1476 г. псковскими каменщиками, которые в своей работе использовали кирпич. Результатом их труда стала Духовская церковь, привлекательная необычным расположением колокольни под главкой. В древности церкви с такой верхушкой назывались «иже под колоколы», что подразумевало сочетание церкви и звонницы в одной постройке. Но в целом ее стиль незамысловат.
Успенский собор признан главным в Лавре. Его строительство начиналось еще в 1559 г. умельцами Ивана Грозного. А заканчивались работы по возведению собора в 1584 г., при царе Федоре Ивановиче.
Митрополичьи покои
Внешний облик святыни отличается одновременной простотой и строгостью, и лишь пятиглавый верх указывает на ее величие. Внутреннее убранство собора привлекательно огромным резным иконостасом. Позади его, высоко вверху оборудованы площадки для певчих. Во время песнопений монахов прихожанам кажется, что их голоса доносятся «аки с небес». Все стены и своды этого собора покрыты уникальными фресками. Их изготовление приходится на лето 1684 г., а имена художников можно прочесть на западной стене храма, под полотенечной росписью.
Храм Зосимы и Савватия Соловецких – это аккуратная шатровая церковь, появившаяся в монастырском дворе в честь учеников Сергия Радонежского. Она входит в комплекс Больничных палат.
Колокольня
Долгое время ее благоустройством никто не занимался, и она постепенно разрушалась. Но благодаря умелым действиям опытного реставратора Трофимова И.В. красно-белый храм вновь обрел былое величие и стал одним из живописных уголков обители. Внутри он декорирован поливными изразцами зеленого цвета.
Смоленская церковь – это изящное здание, входящее в состав Троице-Сергиевой Лавры. Своим появлением она обязана архитектору Ухтомскому, который выполнил ее в стиле «Елизаветинского барокко». Необычность планировки строения состоит в его 8-гранной форме с криволинейными выпукло-вогнутыми гранями. Нижняя часть церкви представлена высоким белокаменным цоколем. На сегодняшний день в здании святыни восстановлено 3 крыльца-паперти с парадными лестницами.
Усыпальница Годуновых
Венцом главы-кивера служит крест, попирающий полумесяц. Такое оформление верхушки церкви объясняется войнами с мусульманской Турцией – частым явлением в XVIII веке.
Надкладезная часовня расположена рядом с Успенским собором. Ее необычный внешний вид сразу привлекает внимание прихожан. Три восьмерика, установленные на четверике – такое архитектурный замысел часто встречался в конструкции построек XVII столетия, и Надкладезная часовня стала очередным воплощением нарышкинской архитектуры. Другая Надкладезная часовня – Пятницкая, стоит к востоку от Пятницкой и Введенской церквей. За несколько веков своего существования она утратила множество украшений и не переживала реставраций.
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи
Но ее волнистая кровля со световыми восьмериками, остатки наличников и мастерски обработанный входной портал говорят о былой красоте этого небольшого сооружения.
Царские Чертоги – это огромный царский дворец, выстроенный для Алексея Михайловича. Столь знатный гость часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, а в его свиту входило более 500 душ. Такое большое количество посетителей нуждалось в определенном приюте, чем и объяснялось появление Чертогов на монастырском дворе. Несмотря на свое предназначение – давать крышу над головой царю и его приближенным, вместительное здание имело простые формы. Однако и отделка его интерьеров, и наружные изразцы, и 2 изразцовые печи как бы намекали на то, для каких дорогих гостей готовилась эта постройка.
Пятницкая башня
Митрополичьи покои на первый взгляд кажутся двухэтажным зданием. Но на самом деле этажей три. Самый древний – это нижний этаж, построенный в XVI веке. Второй этаж появился над ним в XVII столетии, а третий – ближе к середине XVIII столетия, став завершением всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры.
Примерно в тот же отрезок времени появилась и небольшая Михеевская церковь. Найти ее можно рядом с Трапезной палатой – большой и пышной постройкой с необычной конструкцией и огромным, богато оформленным залом с широким сомкнутым сводом. Трапезную видно издали – она высится на подклете, а ее украшением служат резные полуколонки, наличники с узорами «под виноградную гроздь», полуциркульные раковины.
Водосвятная часовня-сень со святым источником
Живопись на стенах и сводах относится к XIX веку. Зал Трапезной отделен от ее остальных помещений позолоченной кованой решеткой. Привлекательно и таинственно выглядит резной иконостас, а пол здесь выложен брусками красно-коричневой яшмы.
Надвратная церковь построена знаменитыми в XVII столетии Строгановыми в честь Иоанна Предтечи. Когда-то она была пятиглавой, но с течением времени из пяти глав осталась только одна. Несмотря на такую значительную утрату, старинная святыня всё равно остаётся прекрасным памятником старорусского зодчества, а ее декор аналогичен декору Трапезной палаты.
Рейтинг достопримечательности
Отзыв: Монастырь «Троице-Сергиева лавра» (Россия, Сергиев Посад) — Душевное и духовное место, но больше напоминает музей
Этот отзыв в первую очередь для тех, кто еще не был в Троице-Сергиевой лавре и только собирается ее посетить. Попадая туда первый раз без экскурсии, можно растеряться и упустить что-то главное. Фотографий внутри помещений лавры почти нет, не всегда уместно там фотографировать.
Как добраться до лавры самостоятельно, если вы приехали на электричке или автобусе, я рассказала в отзыве о смотровой площадке Блинная гора. Вход в лавру осуществляется через Святые ворота. Лучшее время для посещения — раннее утро, когда еще нет автобусов с туристами.
В помощь туристам и паломникам схема Троице-Сергиевой Лавры.
Первый храм, который встречает гостей, — Надвратный, или церковь в честь Рождества святого Иоана Предтечи. Сооружен был в конце 17 века. Открыт рано утром. С 6 до 8 утра здесь проводится Таинство покаяния.
Самым величественным сооружением лавры является Успенский собор. Он давно уже стал символом Троице-Сергиевой Лавры. Заложен был при Иване Грозном, а освещен в 1585 году при его сыне Федоре. Успенский собор легко узнать по его пяти куполам, центральный из которых золоченый, а остальные с золотыми звездами на синем фоне. Главная святыня собора — первая рака преподобного Сергия Радонежского. В росписи собора принимал участие известный иконописец Симон Ушаков.
К сожалению, у меня сохранилась только одна фотография из интерьера Успенского собора.
Слева от западного входа в собор в конце 18 века была сооружена усыпальница в виде палатки над местом захоронения Бориса Годунова и членов его семьи.
Под Успенским собором расположена крипта собора с Храмом Всех Святых в земле российской просиявших. Там находятся гробницы патриархов всея Руси Пимена и Алексия I.
Вот пара фотографий из интерьера крипты.
Практически в каждом храме монастыря находятся чьи-то гробницы. Большинство имен нам ничего не скажут, поэтому не буду на этом заострять внимание.
Справа от входа в Успенский собор находится необыкновенно красивая часовня. На нее можно часами любоваться.
Это Надкладезная часовня, построенная в 17 веке. Она стоит над источником. Благодаря воде из этого источника прозрел слепой инок Пафнутий, и с тех пор этот чудотворный источник притягивает тысячи паломников. Летом вода из источника поступает вот в эту сень над крестом.
Слева от Сени перед колокольней стоит каменный обелиск с солнечными часами, установленный в 1792 году в память об участии Троице-Сергиевой лавры в защите отечества.
Украшением Соборной площади является пятиярусная колокольня 1740-1770 гг. Это творение архитекторов Шумахера и Ухтомского. Ее высота — 88,04 м. Это самая высокая колокольня в России. Сохранился колокол, отлитый еще при Никоне.
Самым древним сооружением Троице-Сергиевой лавры является Троицкий собор, построенный в 1422-1423 гг. В его росписи принимали участие Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, те росписи не сохранились, но сохранился иконостас. Именно для этого храма Андреем Рублевым была написана знаменитая «Троица», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее. На фото ниже Троицкий собор с пристроенным позднее Никоновским приделом.
Именно в Троицкий собор устремляются тысячи паломников, чтобы прикоснутся к главной святыне всей Троицко-Сергиевой Лавры — мощам преподобного Сергия Радонежского. Но не могу сказать, что очереди такие уж огромные. К Матроне намного больше. А здесь можно выбрать время, когда народа практически нет.
К Никоновскому приделу примыкает Серапионова палатка, построенная во второй половине 16 века на месте кельи преподобного Сергия. В ней находятся мощи бывших настоятелей монастыря, а также частица мощей Андрея Первозванного.
А прямо напротив Серапионовой палатки находятся Патриарши (Митрополичьи) покои. Здание 18 века. Именно здесь останавливается Патриарх всея Руси, когда посещает лавру.
К востоку от Троицкого собора находится одна из самых изящных церквей лавры — Духовская, или церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Ее появление относится к 15 веку. Там находится резной иконостас розового дерева. Сейчас вокруг церкви ведутся ремонтные работы.
Если вы стоите лицом к Духовской церкви справа от вас будет очень красивое сооружение — церковь в честь преподобного Сергия с Трапезной палатой.
И внутренний и внешний вид церкви поражает своим великолепием. Шахматный раскрас фасада, резные белокаменные колонны, полуколонны, увитые виноградной лозой. Это великолепие надо видеть.
Заслуживает внимания резной золоченный иконостас 1688 г.
Зал Трапезной палаты занимает площадь 510 кв. м. Вот фотографии интерьера.
К Трапезной палате примыкает самый маленький храм — Михеевский, построен в 1734 году на месте, где была келья ученика Сергия — Михея, мощи которого покоятся в этом храме.
Еще один интересный храм архитектурного ансамблю лавры находится на северо-западной части Соборной площади. Это Смоленская церковь, сооружена по указу императрицы Елизаветы Петровны. Когда-то на этом месте была монастырская поварня со Смоленской иконой Божией Матери. перед ней усердно молился паломник, страдавший усыханием рук, и исцелился. Так появилась эта церковь.
В конце 17 века был построен царский дворец — Чертоги. Здесь останавливались царские особы, приезжавшие на богомолье. С 1814 года в Царских Чертогах располагается Московская Духовная Академия.
Я рассказала не обо всех сооружениях Троице-Сергиевой лавры, но и этого вполне достаточно для первого знакомства. Отдельного рассказа заслуживают башни лавры. Есть еще Пятницкое подворье.
Я рекомендую всем посетить это место, даже если вы не являетесь верующим. Здесь есть места, по которым просто приятно прогуляться или посидеть на лавочке. Вот только тишина здесь бывает редко.
Редкие кадры Троице-Сергиевой Лавры: торговые ряды у стен монастыря и сандалии преподобного Сергия
На фоторесурсе “Русская Церковь в фотографиях” выложены уникальные фотографии Троице-Сергиевой Лавры из частного собрания Константина Бенедиктова.
“Фотография в Троице-Сергиевой Лавре появилась довольно рано, — пишет владелец редких кадров. — Первые опыты можно отнести концу 50-х годов XIX века. А уже концу 60-х годов существовала отдельная фотомастерская. Из под рук братии монастыря выходили фотографии видов и реликвий обители, снимки вкладов в ризницу монастыря. В более позднее время паломники и любой желающий могли сняться в мастерской. Известны портреты выдающихся насельников обители. Запечатлены важные важные события в ее истории. В ХХ веке, несмотря на невзгоды, постигшие Русскую Церковь, интерес в Троицкому монастырю не ослабевает. Выдающиеся мастера русской фотографии оставили художественные снимки Лавры и окрестностей. В частности, в конце 30-х — начале 40-х годов на реставрационных работах в монастыре снимали такие классики, как Александр Гринберг и Александр Хлебников”.
1920-1940 годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото Александра Гринберга из коллекции Константина Бенедиктова
1920-1940 годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото Александра Гринберга из коллекции Константина Бенедиктова
1920-1940 годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото Александра Гринберга из коллекции Константина Бенедиктова
1920−1940 годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото неизвестного автора из коллекции Константина Бенедиктова
1940-е годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото неизвестного автора из коллекции Константина Бенедиктова
1940-е годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото неизвестного автора из коллекции Константина Бенедиктова
Конец XIX в. Предметы ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Фото фотомастерских Троице-Сергиевой Лавры из коллекции Константина Бенедиктова
Конец XIX в. Предметы ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Фото фотомастерских Троице-Сергиевой Лавры из коллекции Константина Бенедиктова