Содержание
Глава восемнадцатая
Мф.18:1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Так как они видели, что Петр был почтен Христом (он же почтен тем, что получил повеление дать статир за Христа и за самого себя), то поэтому испытали нечто человеческое и, снедаемые завистью, подходят стороною, спрашивая Господа: «кто больше?».
Мф.18:2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
Мф.18:3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.
Мф.18:4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном.
Видя, что учениками овладевает страсть честолюбия, Господь удерживает их, показывая им чрез скромное дитя путь смирения. Ибо нам должно быть детьми по смирению духа, но не по детству мышления, по незлобию, но не по неразумию. Говоря: «если не обратитесь», показал, что от смиренномудрия они перешли к честолюбию. Итак, должно возвратиться опять туда, то есть к смиренномудрию, от которого вы уклонились.
Мф.18:5. и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
Мф.18:6. а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской.
Вам, говорит, не только должно быть смиренными, но если ради Меня почтите и других смиренных, то получите награду, ибо Меня примете, когда детей, то есть смиренных, примете. Затем и наоборот говорит: «кто соблазнит, – то есть обидит, – одного из малых сих», то есть из тех, которые уничижают и смиряют себя, хотя бы и велики были, «тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею». Ясно указывает чувствительное наказание, желая показать, что многое мучение перенесут те, кто обижает смиренных во Христе и соблазняет их. Но ты пойми, что если кто соблазнит действительно малого, то есть слабого, и не поднимет его всячески, тот будет наказан, ибо взрослый не так легко соблазняется, как малый.
Мф.18:7. Го́ре миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам; но го́ре тому человеку, чрез которого соблазн приходит.
Как человеколюбец, Господь оплакивает мир, потому что он будет терпеть вред от соблазнов. Но кто-нибудь скажет: зачем нужно оплакивать, когда необходимо помочь и протянуть руку? Мы скажем, что и оплакивать кого-либо есть тоже помощь. Ибо часто можно видеть, что тем, которым наше увещание не принесло никакой пользы, мы доставляем пользу, оплакивая их, и они приходят в чувство. И если Господь говорит, что соблазны необходимо должны прийти, то как мы можем их избежать? Нужно им прийти, но нет необходимости нам погибнуть, так как есть возможность противостоять соблазнам. Под соблазнами разумей людей, препятствующих в добре, под миром же – людей дольних и пресмыкающихся по земле, которых именно и легко удержать от делания добра.
Мф.18:8. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
Мф.18:9. и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
Под рукою, ногою и глазом разумей друзей, которых мы имеем в числе членов. Итак, если бы и таковые, то есть близкие друзья, оказались вредными для нас, то должно презирать их, как гнилые члены, и отсекать, чтобы они не повредили и других. Так что из этого ясно, что если и есть нужда, чтобы пришли соблазны, то есть вредные люди, то нет необходимости, чтобы мы портились. Ибо если будем поступать так, как сказал Господь, и будем отсекать от себя тех, кто причиняет нам вред, хотя бы они и друзьями были, то не потерпим вреда.
Мф.18:10. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Мф.18:11. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Заповедует не унижать тех, которые считаются малыми, то есть нищих духом, но великих у Бога. Ибо они, говорит, настолько любимы Богом, что имеют ангелов своими защитниками, чтобы демоны не вредили им. Каждый из верующих, вернее и все мы, люди, имеем ангелов. Но ангелы малых и смиренных во Христе настолько близки к Богу, что постоянно созерцают лице Его, предстоя Ему. Отсюда ясно, что хотя все мы имеем ангелов, но ангелы грешников, как бы стыдясь за наше недерзновение, и сами не имеют смелости созерцать лицо Божие и даже молиться за нас; ангелы же смиренных созерцают лицо Божие, потому что имеют дерзновение. «И что говорю, – говорит Господь, – что таковые имеют ангелов? Я пришел для того, чтобы спасти погибшее и стать близким к тем, которые многими считаются ничтожными».
Мф.18:12. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
Мф.18:13. И если случится найти ее, то истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся.
Мф.18:14. Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
У какого человека было сто овец? У Христа. Ибо всякое разумное творение – ангелы, равно и люди, это сто овец, пастырь которых есть Христос; Он не овца, ибо Он не создание, но Сын Божий. Итак, Он оставил девяносто девять из Своих ста овец на небе, принял вид раба, пошел искать одну овцу, то есть человеческую природу, и радуется ей более, чем твердости ангелов. Вместе взятое, это указывает, что Бог заботится об обращении грешников и радуется им более, чем тем, кто имеет твердость в добродетели.
Мф.18:15. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
Мф.18:16. если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
Мф.18:17. если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.
Направив сильное слово против тех, кто соблазняет, Господь исправляет теперь и соблазняемых. Чтобы ты, говорит, будучи соблазняем, не пал совершенно по причине того, что соблазняющий имеет наказание, Я хочу, чтобы ты, когда тебя соблазняют, то есть вредят тебе, изобличал тех, кто поступает с тобой несправедливо и вредит, если он христианин. Смотри, что говорит: «если согрешит против тебя брат твой», то есть христианин. Если неверный поступает несправедливо, откажись и от того, что принадлежит тебе; если же брат, изобличи его, ибо не сказано «оскорби», но «обличи». «Если же послушает», то есть если придет в себя, ибо Господь желает, чтобы согрешающие были обличаемы прежде наедине, чтобы, будучи обличаемы пред лицем многих, они не сделались бесстыднее. Если же, и обличаемый при двух или трех свидетелях, он не устыдится, поведай падение его предстоятелям церкви. Ибо если он не послушал двух или трех, хотя закон говорит, что при двух или трех свидетелях стоит, то есть пребывает твердым, всякое слово, то пусть он, наконец, будет вразумлен церковью. Если же не послушает и ея, тогда пусть будет извержен, чтобы не передал своего зла и другим. Господь уподобляет таковых братьев мытарям, ибо мытарь был неким презираемым предметом. Утешением для обиженного является то, что обидевший его считается мытарем и язычником, грешником и неверным. Итак, это только и есть наказание для того, кто поступает несправедливо? Нет! Послушай и последующее.
Мф.18:18. Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе.
Если, говорит, ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, то есть простишь, то он будет прощен и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе.
Мф.18:19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
Мф.18:20. ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их.
Вводит нас этими изречениями в любовь. Запретив нам соблазнять друг друга, вредить и терпеть вред, теперь говорит и о согласии друг с другом. Под соглашающимися разумеются содействующие друг другу не во зле, но в добре, ибо смотри, что сказал: «если двое из вас», то есть верующих, добродетельных. И Анна, и Каиафа согласны были, но в том, что достойно порицания. Ведь часто бывает, что прося не получаем этого, потому что не имеем согласия друг с другом. Не сказал: «буду», ибо Он не намеревается и не медлит, но «есмь», то есть тотчас оказываюсь там. Можешь думать, что и в том случае, если плоть и дух приходят в согласие и плоть не похотствует на дух, тогда Господь находится посреди. Соглашаются и три силы души – ум, чувство и воля. Но Ветхий и Новый Заветы, они оба согласны между собой; и среди них оказывается Христос, будучи проповедуем обоими.
Мф.18:21. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Мф.18:22. Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.
Это есть то, о чем спрашивает Петр: если брат согрешит, потом придет и, раскаявшись, будет просить прощения, то сколько раз я должен простить его? Он присовокупил: если согрешит против меня. Ибо в том случае, когда кто-либо согрешит против Бога, я, простой человек, не могу простить его, если только я не священник, имеющий божественный чин. Если же брат согрешит против меня, затем я прощу его, то он будет прощен, хотя бы я и был частный человек, а не священник. Сказал; «до седмижды семидесяти раз» не для того, чтобы числом ограничить прощение, – странно было бы, если бы кто-нибудь сидел, высчитывая, пока не составится четыреста девяносто (ибо столь велико седмижды семьдесят), но обозначает здесь бесконечное число. Господь как бы так говорил: сколько бы раз кто-либо согрешая ни каялся, прощай ему. Об этом говорит и следующей притчей, что мы должны быть сострадательны.
Мф.18:23. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
Мысль этой притчи учит нас прощать сорабам их грехи против нас, а тем более тогда, когда они падают ниц, прося прощения. Исследовать по частям эту притчу доступно только тому, кто имеет ум Христов. Но отважимся и мы. Царство – Слово Божие, и царство не малых каких-либо, но небесных. Оно уподобилось человеку-царю, воплотившись ради нас и быв в подобии человеческом. Он берет отчет от своих рабов, как добрый судья для них. Без суда Он не наказывает. Это было бы жестокостью.
Мф.18:24. когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
Мф.18:25. а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить.
Десять тысяч талантов должны мы, как ежедневно благодетельствуемые, но не воздающие Богу ничего доброго. Десять тысяч талантов должны и те, кто принял начальство над народом или над многими людьми (ибо каждый человек – талант, по слову: великое дело человек) и затем нехорошо пользуется своею властью. Продажа должника с женою и детьми его обозначает отчуждение от Бога, ибо тот, кого продают, принадлежит другому господину. Разве жена не плоть и супружница души, а дети не действия ли, зло совершаемые душой и телом. Итак, Господь повелевает, чтобы плоть была предана сатане на погибель, то есть была предана болезням и мучению демона. Но и дети, разумею силы зла, должны быть связаны. Так, если чья-либо рука крадет, то Бог иссушает ее или связывает чрез какого-нибудь демона. Итак, жена, плоть и дети, силы зла, преданы истязанию, чтобы спасся дух, ибо такой человек не может уже действовать воровски.
Мф.18:26. тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу́.
Мф.18:27. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Обрати внимание на силу покаяния и человеколюбие Господа. Покаяние сделало то, что раб упал в зле. Кто стоит в зле твердо, тот не получает прощения. Человеколюбие Божие совершенно простило и долг, хотя раб просил не совершенного прощения, но отсрочки. Научись отсюда, что Бог дает и более того, что мы просим. Столь велико человеколюбие Его, так что и это, по-видимому, жестокое повеление – продать раба Он сказал не по жестокости, но для того, чтобы устрашить раба и убедить его обратиться к молитве и утешению.
Мф.18:29. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
Мф.18:30. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Получивший прощение, выйдя, давит сораба. Никто из тех, кто пребывает в Боге, не бывает несострадательным, но только тот, кто удаляется от Бога и делается чуждым Ему. Столь велико бесчеловечие в том, что получивший прощение в большем (десять тысяч талантов) не только не прощает совершенно меньшего (ста динариев), но и не дает отсрочки, хотя сораб говорит его же словами, напоминая ему, благодаря чему он сам спасся: «потерпи на мне, и все отдам тебе».
Мф.18:31. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
Ангелы являются здесь как ненавидящие зло и любящие добро, ибо они сослужители Бога. Не как незнающему они говорят это Господу, но для того, чтобы ты научился, что ангелы – это наши защитники и что они негодуют на бесчеловечных.
Мф.18:32. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
Мф.18:33. не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?
Мф.18:34. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Владыка судит раба по причине человеколюбия, чтобы показать, что не он, а жестокость раба и его неразумие отвращают дар. Каким мучителям предает? Может быть, карающим силам, так чтобы он вечно наказывался. Ибо «пока не отдаст всего долга» это обозначает: до тех пор пусть будет наказываем, пока не отдаст. Но он никогда не отдаст должного, то есть должного и заслуженного наказания, и он всегда будет наказываем.
Мф.18:35. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Не сказал: «Отец ваш», но «Отец Мой», ибо таковые недостойны иметь отцом Бога. Желает, чтоб отпускали сердцем, а не одними устами. Подумай же и о том, какое великое зло памятозлобие, если оно отвращает дар Бога. Хотя дары Бога не переменчивы, тем не менее и они отвращаются.
Евангелие дня с толкованием на 31 июля
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
От Матфея 18:1-11
Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского
Блаженный Феофилакт Болгарский
Мф.18:1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Так как они видели, что Петр был почтен Христом (он же почтен тем, что получил повеление дать статир за Христа и за самого себя), то поэтому испытали нечто человеческое и, снедаемые завистью, подходят стороною, спрашивая Господа: «кто больше?».
Видя, что учениками овладевает страсть честолюбия, Господь удерживает их, показывая им чрез скромное дитя путь смирения. Ибо нам должно быть детьми по смирению духа, но не по детству мышления, по незлобию, но не по неразумию. Говоря: «если не обратитесь», показал, что от смиренномудрия они перешли к честолюбию. Итак, должно возвратиться опять туда, то есть к смиренномудрию, от которого вы уклонились.
Мф.18:5. и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
Мф.18:6. а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской.
Вам, говорит, не только должно быть смиренными, но если ради Меня почтите и других смиренных, то получите награду, ибо Меня примете, когда детей, то есть смиренных, примете. Затем и наоборот говорит: «кто соблазнит, – то есть обидит, – одного из малых сих», то есть из тех, которые уничижают и смиряют себя, хотя бы и велики были, «тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею». Ясно указывает чувствительное наказание, желая показать, что многое мучение перенесут те, кто обижает смиренных во Христе и соблазняет их. Но ты пойми, что если кто соблазнит действительно малого, то есть слабого, и не поднимет его всячески, тот будет наказан, ибо взрослый не так легко соблазняется, как малый.
Мф.18:7. Го́ре миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам; но го́ре тому человеку, чрез которого соблазн приходит.
Как человеколюбец, Господь оплакивает мир, потому что он будет терпеть вред от соблазнов. Но кто-нибудь скажет: зачем нужно оплакивать, когда необходимо помочь и протянуть руку? Мы скажем, что и оплакивать кого-либо есть тоже помощь. Ибо часто можно видеть, что тем, которым наше увещание не принесло никакой пользы, мы доставляем пользу, оплакивая их, и они приходят в чувство. И если Господь говорит, что соблазны необходимо должны прийти, то как мы можем их избежать? Нужно им прийти, но нет необходимости нам погибнуть, так как есть возможность противостоять соблазнам. Под соблазнами разумей людей, препятствующих в добре, под миром же – людей дольних и пресмыкающихся по земле, которых именно и легко удержать от делания добра.
Мф.18:8. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
Мф.18:9. и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
Под рукою, ногою и глазом разумей друзей, которых мы имеем в числе членов. Итак, если бы и таковые, то есть близкие друзья, оказались вредными для нас, то должно презирать их, как гнилые члены, и отсекать, чтобы они не повредили и других. Так что из этого ясно, что если и есть нужда, чтобы пришли соблазны, то есть вредные люди, то нет необходимости, чтобы мы портились. Ибо если будем поступать так, как сказал Господь, и будем отсекать от себя тех, кто причиняет нам вред, хотя бы они и друзьями были, то не потерпим вреда.
Мф.18:10. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Мф.18:11. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Заповедует не унижать тех, которые считаются малыми, то есть нищих духом, но великих у Бога. Ибо они, говорит, настолько любимы Богом, что имеют ангелов своими защитниками, чтобы демоны не вредили им. Каждый из верующих, вернее и все мы, люди, имеем ангелов. Но ангелы малых и смиренных во Христе настолько близки к Богу, что постоянно созерцают лице Его, предстоя Ему. Отсюда ясно, что хотя все мы имеем ангелов, но ангелы грешников, как бы стыдясь за наше недерзновение, и сами не имеют смелости созерцать лицо Божие и даже молиться за нас; ангелы же смиренных созерцают лицо Божие, потому что имеют дерзновение. «И что говорю, – говорит Господь, – что таковые имеют ангелов? Я пришел для того, чтобы спасти погибшее и стать близким к тем, которые многими считаются ничтожными».
…Усыновлять ребенка Нина Астапенко из Красноярска не собиралась. С мужем растят двух родных дочек — двухлетнюю Вику и двенадцатилетнюю Леру. Со здоровьем все хорошо, можно при желании родить и третьего, и четвертого. Но одна, совершенно случайная история перевернула все с ног на голову, и однажды в семье Астапенко появилась темноволосая, смуглая девочка. Трехлетняя Арина. С момента их неожиданной встречи Нина начала вести дневник «приемной мамы». Если бы в первые дни ей показали страницы, которые она заполнит через месяц, даже через полгода, не поверила бы, что именно так все будет складываться. Из сложностей, противоречий, конфликтов, любви, отчаяния и радости…
Нина разрешила нам опубликовать фрагменты ее дневника, согласившись: ее история будет полезна другим приемным семьям, поможет выходить из трудных ситуаций, найти правильные слова там, где сделать это очень сложно.
2013 год
3 октября
«С младшей дочерью попали в больницу. Поступили поздно вечером, когда все уже спали. Заходя в палату, увидела, что в углу на кровати кто-то спит, совсем маленький и совсем один, черненький комочек, как-то странно замотанный в одеяло. Утром я увидела, что комочек — это девочка, по размерам примерно лет двух (как моя), черненькая с раскосыми глазками, опухшим и перевязанным лицом. Она самостоятельно, умело надевала вещи, аккуратно свешенные на спинку стула, и даже пыталась что-то там сделать с волосами. Было больно смотреть на это безграничное одиночество маленького человека. И она тоже смотрела… на всех какими-то странными глазами».
4 октября
«Утром приехал муж, и я без задней мысли говорю своей маленькой: «Папа приехал, пошли скорее». В этот момент подскакивает моя новая знакомая и с полным восторгом на лице говорит: «Мамочка, там что, папа приехал, мы пойдем?». Ну как мне ей объяснить, что не к ней он приехал и она не пойдет? Я что-то промямлила и унеслась, но с этого момента началось…»
5 октября
«Утром открываю глаза, стоит: «Доброе утро, мамочка!», «Ты куда, мамочка?», «Мамочка, я тебя помогла, посмотри, как красиво сложила твои вещички?». Один раз при враче она, ударившись, подбежала ко мне с плачем. А я стою как истукан и боюсь что-нибудь сделать, а врач и говорит: «Ну пожалейте уже ребенка! Видите, как ей хочется». Я конечно, взяла её на руки и отвела душу. И поняла, что не хочу ее тут оставлять! Я поняла, что жизнь моя уже не будет такой, как раньше».
В школу приёмного родителя? В очередь!
Почти перед самой выпиской Нине объяснили медсёстры и санитарки: Арина каждый раз выбирала себе какую-то женщину, называла её мамой, везде за ней ходила. А когда её выписывали, девочка находила новую «маму». Женщины выписывались, а Ариша оставалась. До тех пор, пока в отделении не появилась Нина. У Нины же после выписки началось какое-то «больное» состояние. Она такой приехала домой, такой вышла на работу.
— У меня, как и у неё, наверное, не было понимания, почему я не могу её забрать? Почему она там должна оставаться, — вспоминает приёмная мама. – С мужем много об этом разговаривали. Но конкретное и окончательное решение о том, что Ариша будет нашей дочей, принимал всё же он.
Через несколько дней, когда Нина была на работе, муж позвонил ей и сказал: «Я подумал. Давай заберём Аришу. Только мы же ещё одного родим?»
— Я тогда и засмеялась, и заплакала! – вспоминает женщина. – Говорю ему: «Конечно, родим! Но только не сейчас!»
После этого семья начала сбор документов.
7 ноября
«Пока навещаю дочу в детдоме. Мы много разговариваем и наблюдаем друг за другом. Стараюсь ее узнать, как-то подготовиться к дальнейшей совместной жизни. Моя попытка поиграть на прогулке в «догонялки», так как было холодно, а дети совсем не двигались, они вообще не бегают, не шумят, не играют, а кучкуются возле воспитателя. Так вот «догонялки» в виде двух шагов вокруг песочницы в противоположную от ребенка сторону закончились истерикой, она была безутешна и глубоко несчастна в своих слезах, и в тот момент я поняла, насколько там ребятишки другие, и то, что может развеселить ребенка из семьи, может шокировать ребенка из детдома. Я до последнего не говорила, что заберу ее (боялась заминок с доками, ведь заключения еще не было), но она с первого дня это знала».
15 декабря
«День, когда мы забирали дочу, прошел для меня как в полусне. Из ярких моментов мне запомнился один, когда доча уже принаряженная несется ко мне по коридору, счастливая, деловая со своим рюкзаком. Нас встречал папа, она с улыбкой во весь рот: «Папа, привет!»
16 декабря
«В течение первых дней она очень активно все изучала, порадовалась новым вещам, к игрушкам отнеслась очень спокойно. Бешеный восторг вызвало первое купание, с игрушками и с компанией».
20 декабря
«Первые дни, примерно с неделю, все было хорошо. Как-то я, как обычно, собралась в ванну, а она сказала, что пойдет со мной. Я ответила отказом, объяснив, что мама моется одна! Прорваться в ванну она пыталась силой, билась головой сначала об двери, потом об пол, орала просто диким голосом. Папа спокойно переносил ее на мягкий ковер в детскую, но она вырывалась и бежала обратно… в общем, у нас шок! Мы как бы готовились к истерикам, но что вот так резко… С этого дня начались истерики по любому поводу: даешь второй раз надеть платье – ор, нельзя брать мамины ножницы, нельзя лезть в розетку, нельзя баловаться выключателем, мультики включим после завтрака — ор. Вдруг превратилась в дьяволенка, мне кажется, что в момент истерики она отключается от реальности, ничего не воспринимает, отвлечь не реально! Я пробовала игнорить, все еще хуже. Интенсивность нарастала с каждым днем, добавилась агрессия! Однажды, за просмотром мультиков, она потребовала пластилин. Я сказала, что сейчас уберу со стола и будем лепить. На что она с ором бухнулась на пол, схватила с пола брошенные ножницы и замахнулась на меня. Чаша моего терпения переполнилась, я силой забрала ножницы и оттащила в ее комнату, накричала. Её истерика закончилась через 5 минут, она вышла из комнаты улыбаясь, полезла целоваться. И дальше день прошел спокойно, но мое состояние было ужасно!»
25 декабря
«Мои мысли были в полном разброде: что же я наделала? Казалось, столько сделано… а все несчастливы! Я мачеха, а не мама, раз не хватило терпения и чуткости. Нет, мыслей о возврате нет, но есть вполне конкретное чувство сожаления своего поступка. Сижу уже поздним вечером в зале (когда малышня угомонилась), смотрю в одну точку, приползли (такие же изношенные) папа и старшая дочь. Я им все и вывалила, с извинениями об испорченной жизни и признаниями — если повернуть время вспять, я бы уже не решилась. На что моя дочь мне спокойно объясняет, что если бы я этого не сделала, то очень бы страдала. А папа добавил, что я бы всю жизнь сожалела о том, что не решилась, а сейчас временные трудности…»
2014 год
5 января
«Я однозначно поняла, что не хочу растворяться в детях полностью (это касается и кровных, и приемных) и жить их жизнью и ради них! Я не хочу быть для детей только средством для удовлетворения их потребностей, я хочу взаимной любви и уважения, личного пространства, в общем, я тоже человек со своими желаниями и слабостями. Для начала мы стали пытаться соблюдать режим отхода ко сну – это самое сложное. Начинаем с 21.00 и воюем до 23.00… Времени на какие-либо свои дела не остается вообще!»
10 января
«Примерно через месяц после приезда домой Арина по ночам начала плакать и звать меня. Я изначально бегала, успокаивала и ложилась рядом, и даже засыпала до утра. Я впала в состояние хронической усталости, стресса. В очередной раз, услышав уже не то, чтобы плач, а именно требовательный крик «мама, иди ко мне», я не выдержала, отругала, шипела как змея, что ночью все спят и мама тоже хочет спать в своей кроватке… Истерика с паданьем об пол и стучанием об него же всеми конечностями и нескончаемый вопль возмущения! И это где-то в 1-2 часа ночи!
15 января
«Она продолжала просыпаться и меня звать, но уже чуть тише и не так настойчиво. Я стала подходить через раз. Если чувствую волну раздражения, не иду, жду, пока успокоится, и иногда она засыпала. Арина кричать перестала.
Мы уже 3 дня спокойно спим, все, по своим кроватям. До этого папа застал нашу мамзель, крадущуюся к нам в коридоре в полной тишине, четыре раза за ночь и проводил ее назад».
25 января
«Доча молодец, на мой взгляд, адаптируется хорошо, у нас уже нет никаких проблем с едой, режимом. Домашний быт, походы по магазинам, прогулки — мы научились бегать, прыгать, качаться на качелях, лазить по городкам, играть на площадке с другими ребятишками. Мне кажется, у меня замечательный ребенок во всех смыслах, мечта не только усыновителей, но, наверное, и в принципе мечтающих о детях! Очень хорошо говорит, главная моя помощница, послушная, заботливая, а какие песни мы орем».
1 февраля
«Одно время очень настойчиво пыталась меня одевать и даже командовать, что я должна надеть. Поэтому мне и кажется, что ей меня не хватает в безраздельное пользование, а как осуществить это безболезненно, я пока не понимаю».
2 июня
«Вчера, после 15-минутного лежания и обнимания, впервые за все время меня выгнали спать в свою кроватку, одну! Добровольно!»
«Мама, пока! Ты ещё придёшь?»
Теперь Нина обо всём, о первых месяцах, которые Арина прожила дома, вспоминает более спокойно. Говорит, что основные сложности, наверное, они уже пережили.
— Те эмоции, которые ты испытываешь в начале, когда ребёнок приезжает домой, они проходят, — говорит Нина. – Теперь смело могу сказать: у меня была депрессия. Не относительно ребёнка. А общее депрессивное состояние. Раздражали все: и дети, и взрослые. Думала: зачем я вообще замуж выходила, чтобы мне было так плохо. Я поэтому и вела дневник, потому что нужно было куда-то эмоции выплеснуть. Теперь, спустя полгода стало однозначно легче. Все попривыкли друг к другу. Но адаптация не закончилась. Каждый день я хожу на работу, каждый день Ариша меня провожает. И периодически она мне говорит: «Мама, пока! Ты ещё придёшь?» И я понимаю, боязнь того, что я могу куда-то деться, осталась. Но это пройдет.
Сегодня я уже могу сказать уверенно: уже всё хорошо.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Всё должно быть в меру»
Галина Долгих, начальник отдела по опеке и попечительству министерства образования и науки Красноярского края:
— Как бы ни было тяжело, у вашей героини не возникало желание вернуть ребёнка. О ней могу сказать одно: она умница! С чем, как правило, приходится сталкиваться опекунам и приёмным родителям: первое время, до полугода, ребёнок ведёт себя очень хорошо, боясь, что его вернут в детский дом. В следующий период он будто начинает проверять опекуна на терпимость и терпение. Это самое сложное. Поэтому, прежде, чем взять ребёнка, нужно трезво оценить все свои силы: и моральные, и физические. Оценить готовность всей семьи к этому шагу. Ведь ребёнок в семью придёт не таким, как родные дети, не похожим на них. Не нужно заранее рисовать какой-то портрет своего приёмного ребёнка «Каким я хочу его видеть?». Он такой, какой он есть, и таким его и нужно принимать и любить. Для начала ребёнка нужно окружить исключительно любовью, но не перегибая палку. Есть такие опекуны, которые чрезмерно жалеют нового сына или дочку, ставя его в исключительное положение. Это неправильно. Во-первых, дети к этом быстро привыкают и к другому отношению потом уже не готовы. Во-вторых, от этого страдают кровные дети, они начинают чувствовать себя ущемлёнными. Поэтому всё должно быть в меру.
КСТАТИ
«Встречи с родными людьми часто заканчиваются разочарованием»
Александр Щербаков, автор проекта «Мы встретимся» (занимается поиском людей, потерявших друг друга):
— У нас много историй, когда дети, выросшие в хороших, благополучных приёмных семьях, всё-таки ищут своих биологических родителей. Не так часто, но люди находят друг друга, встречаются. Но встречи эти не всегда заканчиваются радужно, обычно – печально, с разочарованием. Люди зачастую идеализируют того, кого ищут. Не понимая и не думая, что у каждого жизнь сложилась по-своему и, может быть, не совсем удачно.
То же самое, когда ищут братьев-сестёр, такие встречи бывают несчастливыми. К примеру, у усыновлённого ребёнка жизнь сложилась хорошо, а у того, кто остался или в родной семьё, или в детдоме, — не очень. У второго возникает обида. Дай бог, чтобы у этой семьи было всё хорошо. Эта женщина однозначно вызывает безграничное уважение, это большой души человек.
12 3 4 5 6 7 …32
Майя Ракита
Дневник приемной матери
Посвящается моей дочери
Книга, представляемая вниманию заинтересованных читателей (трудно представить, что после прочтения первых страниц можно остаться незаинтересованным), предлагает многомерный подход к проблеме взаимной адаптации приемного ребенка и принимающей семьи. Уникальность книги заключается в позиции автора, соединяющего в себе эрудированного психолога и одновременно любящую, понимающую и чувствующую маму.
Профессионал видит причины возникновения страхов, детских фантазий, учебных сложностей или проявлений агрессии. Проблема детского дома — это не только недостаток любви, но и отсутствие естественных условий для выстраивания суверенного психологического пространства, обживания среды вокруг себя, формирования границ своего Я. Необходимость постоянного физического контакта, растерянность во внешнем мире и наглость в домашних условиях являются лишь следствием непроработанности личностных границ. Жестко организованная жизнь в детском доме не предоставляет ребенку свободы выбора — основного условия для развития навыка принятия решений о своих действиях. Отсутствие реальных представлений о семейной жизни приводит к замене их страшилками или беспочвенными иллюзиями.
Выделяя составляющие каждой проблемы, психолог выбирает конкретные пути ее решения. Но именно любящая мама осуществляет и описывает процесс последовательной, ведущейся в естественном для ребенка темпе совместной работы с имеющимися трудностями.
В книге подчеркнута также и та серьезная роль, которую в процессе адаптации ребенка к новой жизни играет опора на существующие у него ресурсы. Так, например, показано, что решение доступных по уровню сложности головоломок не только давало ребенку ранее не испытанное удовлетворение от выполнения интеллектуальных задач, но и укрепляло веру в себя и, в то же время, способствовало развитию когнитивных функций.
Самое главное, что удалось сделать автору, это успешная попытка выстраивания пути между Сциллой холодного теоретического знания и Харибдой неконтролируемых эмоций — пути к нормальной жизни с ее вечными сложностями и радостями.
Никитина Е. А., кандидат психологических наук, научный сотрудник ИПРАН
Начало обоюдоострой жизни
(Я намеренно не буду называть имя дочери. Я не уверена, имею ли я на это право. Поэтому здесь, в этой книге, она будет моей доченькой, дочкой, дочерью, дочуркой, дочей.)
Каждый взрослый нутром понимает, что жизнь в детском доме — не сахар. Но ни один взрослый даже представить себе не может, насколько она горька, пока лично не столкнется лицом к лицу с ребенком из детского дома. Только беззаветное, огромное желание стать приемной мамой или папой такого ребенка позволит вам не захлебнуться в этой горечи, а честно и открыто разделить ее на части. И относиться к каждой части как к целой жизни!
Да, наверное, вы узнали в моей идее разделить горечь на части известную притчу про слона. В этой притче каждый слепой схватился за какую-то часть слона и сделал вывод про то, кто такой слон и как он выглядит. Вам придется стать слепым человеком, чтобы ухватиться за каждую из частей того прошлого ребенка, о котором вам ничего не скажут ни документы, ни сам ребенок, ни воспитатели, ни директор. Вам обязательно придется на время ослепнуть, чтобы не думать, что вы видите и знаете эти проблемные части вашего ребенка. Потому что вы не знаете ни одной части горечи, испытанной вашим ребенком до детского дома, в детском доме, а какое-то время и после детского дома. Это очень важное понимание. Вам действительно необходимо понять, что вы ухватились за то, чего не знаете, о чем не имеете представления. И на ощупь, медленно, вы будете открывать вместе с ребенком эти части. В этом и состоит начало. Начало жизни с ребенком из детского дома.
Злая копия ребенка
посредине пустоты
Павел Кашин
Страхи
У каждой части есть свой страх. Во-первых, страх внутри самого ребенка. Во-вторых, страх вокруг ребенка. Когда ребенок живет в детском доме, он не только чувствует себя преданным, брошенным, глубоко обиженным своими родными. Ребенок пытается забыть плохое, сделать вид, что в его жизни «ничего такого» не было. Но чем больше и упорнее ребенок стремится забыть свою маму или папу, тем глубже проникает в его душу обида и злость. Запомните, страхи никуда не деваются. Они притупляются на время. Они затаиваются в уголках, тесня надежду на нормальную жизнь. Потому что жизнь в детском доме в принципе нельзя назвать нормальной ни для одного ребенка. Потому что в детском доме ребенку напомнят о его брошенности другие, такие же брошенные дети. Напомнят жестоко, вымещая собственные обиды на других, пытаясь забыться и делая другим больно точно также, как делали больно ему. Детский дом порочен по своей сути. Потому что ни в каком самом радостном детском доме дети не могут забыть свои страхи, не могут не причинять друг другу вред: им приходится страдать самим и заставлять страдать других. Прошлое держит и будет держать в страхе всех детей детского дома, потому что его нельзя просто забыть. Даже со временем.
Доченька моя врет
Не задумываясь, но
Как задумает,
Истинная правда жизни
На вымысел похожа!
Страхи из прошлого
Придуманное прошлое
Моя дочь только на третий месяц нашей совместной жизни смогла начать вспоминание своего прошлого. Потому что первые месяцы она придумывала себе свое прошлое. Моя дочь всей своей душой желала иметь хорошее прошлое, которое она могла для себя только что разве выдумать. Я старалась ей не мешать. Но и не поощряла ее выдумки. Я не знала, правда ли то, что она рассказывала. Но я почти интуитивно чувствовала, что сейчас это вранье моей дочери нужно не меньше, чем рыбе вода.
Ребенок не может жить без знания о том, что с ним произошло. Моя дочь знала, что у девочки ее возраста (11 с половиной лет) могли быть, например, воспоминания о катании на роликах. Дочь взахлеб рассказывала, как они с подружкой катались на роликах, и как она научилась делать разные трюки не только на роликах, но и на скейтборде.
Простого вопроса о технике катания на роликах было бы достаточно, чтобы понять, что это голая неправда. Я слушала байки из якобы ее прошлой жизни и единственное, что мне приходило в голову, так это то, что моя дочь хочет мне показать, какая она хорошая и способная девочка. Потому что все ее завиральные истории в сущности были опытом нормального ребенка, который хочет похвалить себя. И дочь черпала самоутверждение для своей настоящей жизни, облагораживая свое прошлое.
Дневник приемной матери
Стр. 28 из 29
Лягушка
Жила — была семья. У них родилась дочь. Они поехали покупать ей одежду. Она хотела жёлтый плащ, а ей купили зелёный плащ с брошкой. Она обиделась и сказала: «Я буду гулять в нём только тогда, когда будет идти дождь».
Когда она шла по улице, все говорили: «Сейчас начнётся дождь». Хотя он уже шёл.
2 года
2 года мы вместе. Это много или мало? Если сравнивать с ее 4 годами, проведенными в детском садике (мы с дочкой договорились детский дом так называть), это мало. Ничтожно мало. А для того, чтобы подружиться и приладиться друг к другу — достаточно. Но 2 года — это ни для чего не много. И я не раз в этом убедилась. На горьком опыте. Ибо программа детского дома, как черт из табакерки, постоянно выскакивала и лишала меня внутреннего покоя, уверенности, подвижности. Как назло, программа детского дома глубоко въелась в душу моей дочери. Потому что она напрямую затрагивала ее личное будущее.
На моей кружке
Вздулись вены от тоски.
Жажда чистых вод.
Зачерпнуть бы из глубин
Без страха взбаламутить…
Социальные роли
Было воскресенье. Мы с дочерью сидели на кухне и после вкусного обеда баловались плюшками. Так как мы обе любим сладкое и фрукты, то особенно в выходные дни я старалась купить что-нибудь необычное. В разряд необычного входили гранаты, манго и клубника, а еще торты. Баловать сладким мы себя любили и не стеснялись его есть с наслаждением. Закончив с очередной плюшкой, моя дочь завела разговор о своем будущем.
— Мне в детском садике, — произнесла она с нажимом на слово «детском», — сказали, что когда мне исполнится 18 лет, я смогу выбирать, с кем мне жить — с тобой или со своей родной мамой. А еще мне сказали, — гордо подняв голову, добавила она, — что на суде меня спросят, с кем же я буду жить? Даже не знаю, кого из вас выбрать?
Наши взгляды встретились, и во мне что-то оборвалось. Что-то очень дорогое. Я опустила голову, и на меня накатило ощущение бессмысленности. С ответом я не торопилась, так как в этот миг у меня была масса слов. Но вот именно что масса. Вязкая, липкая, как пластилин.
— А я тоже не знаю, дочка, где ты будешь жить в 18 лет? — честно призналась я. Но очень важно, что сейчас ты находишься здесь, со мной. А если ты не знаешь, кого выбрать, тогда что ты здесь делаешь? Кто ты и что ты делаешь в таком случае в моей квартире?
Наш разговор стал похож на словесную дуэль, где каждый выпад был продуман со всей возможной тщательностью. На случайный треп это похоже не было. Но больше всего меня пронзил голос дочери, ставший в одночасье каким-то чужим и ядовитым. Однако вопрос был поставлен «ребром» и требовал ответа. Да, — подумала я, — два года дочь меня называла мамой. И мне очень повезло, что это произошло само собой, и что так решила именно она — моя дочь. Но одно дело произносить слово «мама», а другое дело принять на себя роль дочери. Моей дочери.
«Видимо настало время», — сказала себе я. И я попросила, благо было воскресенье и драгоценным временем мы располагали, свою дочь написать ответы на два моих вопроса: «Кто ты?» и «Зачем ты здесь?». Дочь ушла к себе в комнату.
Я понимала, что моя просьба может поставить дочь в тупик. Но она быстро и легко написала сказочку:
…
Жила-была девочка. Мама задала вопрос: «Кто она для мамы?» и «Для чего она здесь». Девочка ответила так: «Она — приемная мамина дочь». Потом мама ее удочерила и они жили долго и счастливо.
— Мам, я написала, — дочь вошла на кухню и протянула мне свои ответы.
— Садись и читай.
— Может ты сама прочтешь?
— Нет. Это твои ответы.
Дочь сердито уселась в кресло и таким же отчужденным голосом прочитала то, что написала.
— Дочь, если ты написала сказку, то могла бы написать ее более интересно. Мы с тобой много сказок сочинили, и даже сценариев. Помнишь, как мы ставили пьесу про бычка?
— Ну, — замялась дочь, ты же сказала написать ответы. Вот я и написала.
— А где видно, что это твои ответы? Я услышала сказочку про какую-то девочку. Но это не ты и не я. Я должна знать точно, кто ты для меня. Про себя я знаю, что я — твоя приемная мама, и я много делаю для того, чтобы ты чувствовала себя уверенно, научилась играть на флейте, в большой теннис, чтобы нам с тобой было интересно жить вместе, чтобы в школе ты смогла проявить свои способности. Мне, как приемной маме, очень важно то, что сейчас происходит с нами, и я хочу, я должна знать, что ты думаешь про себя: кто ты и зачем тебе я? Иди и напиши свои ответы на мои вопросы честно и откровенно!
Иерархия
Несмотря на то, что всем своим скорпионским видом моя дочь показывала, что весьма сожалеет о том, что ее «халтура не прошла», она встала и засела опять за письмо без лишних напоминаний. Во второй раз моя дочь написала следующее:
…
Жила-была я. И мне мама задала вопросы: «Кто я для нее?» и «Что я тут делаю?». Я — ее приемная дочь. Она меня удочерила, привезла в этот город. Она начала меня учить, помогать мне, возить меня в кинотеатр. Но я для нее ничего не сделала полезного.
— Так лучше?
— По крайне мере, честнее. Но меня очень смущает, что ты думаешь, что только я стараюсь для тебя. Ведь это ты преодолеваешь все учебные трудности, выполняешь мои задания. Без тебя и твоих усилий разве ты могла бы так измениться? И уж совсем я не понимаю про то, что ты ничего полезного не сделала мне? Это как?
— Нам в детском доме говорили, что мы должны будем отплатить добром и ухаживать за своими родителями, — промямлила дочь себе под нос.
— И что ты думаешь? Ты сомневаешься, что способна сделать что-то хорошее и доброе в принципе? Или ты раздумываешь, делать ли лично для меня что-то полезное?
— Не знаю.
Лицо дочери стало задумчивым. И вообще все в нашей кухне как-то замерло.
Мы посидели минуты две-три в тишине, и я решила начать издалека.
— Вот наша кошка Тигра. Ты ведь за ней ухаживаешь? Это естественно ухаживать за теми, кто тебе дорог. И вопрос только в этом. Кто для тебя дорог? Если я для тебя остаюсь на уровне «она», как ты пишешь в своем ответе, то меня можно и не слушать, и всерьез не воспринимать.
Какая разница, что тебе говорит «она»? Какая разница, сколько сил вкладывает в твое развитие «она»? Что с «ней» церемониться, это ведь просто «она»? Да и кто вообще такая «она»? Что это «она» себе позволяет? С какой стати «она» мне указывает? Если мы с тобой «она» и «она», то можно прямо завтра брать билет обратно. Потому что за два года мы не смогли поверить друг в друга! Ты для меня — моя дочь. Я хочу, чтобы ты это знала. И настало время и тебе ответить на вопрос: «Кто ты для меня и зачем ты здесь?».
Я думала, что моя дочь сейчас разрыдается. Но она, не сходя с места, перевернула тетрадный лист и на обратной стороне написала следующее: