Содержание
Архиерейский Собор. Итоги
Архиерейский Собор завершился. Зал церковных соборов московского кафедрального Храма Христа Спасителя опустел. Кажется, будто его стены еще хранят отзвуки докладов и обсуждений, конечно же, весьма отличных от парламентских дебатов, но оттого не менее жарких. Это только совсем далекие от Православия люди могут подумать, что «Церковь – не место для дискуссий», напротив, с древних времен именно соборность всегда отличала Православие от многих других религиозных течений.
Да, непосредственно управляют Поместными Церквами ее Предстоятели, Первоиерархи, но даже текущая повестка всегда обсуждается и принимается коллегиально – высшим органом церковного управления в межсоборный период – Священным Синодом, заседания которого созываются оперативно и регулярно, обычно – каждые 2-3 месяца. Архиерейский же Собор, состоящий из почти четырехсот правящих и викарных архиереев Русской Православной Церкви, согласно церковному Уставу, созывается не реже, чем раз в четыре года. И именно он принимает ключевые решения не только по насущной повестке внутрицерковной жизни, но и по важнейшим темам богословско-канонического характера, церковно-общественным и церковно-государственным вопросам.
Завершившийся Собор не стал исключением. За 4 дня его заседаний с 29 ноября по 2 декабря 2017 года было обсуждено и принято множество соборных решений, на главных из которых стоит остановиться особо. Коротко изложим их в порядке очередности.
День первый
Как уже было сказано в нашем материале «Архиерейский Собор. День первый», ключевым событием начала его заседаний было выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В докладе Предстоятеля были затронуты такие темы как социальная и благотворительная деятельность, миссия среди молодежи и духовное образование, богословская наука и теологическое образование, религиозное образование и воспитание, монастыри и монашество, миссионерское служение, информационная работа, Церковь и культура, церковно-государственные взаимоотношения и многие другие насущные вопросы. И, конечно, отдельно Святейший Патриарх остановился на событиях 100-летней давности, проходящих на фоне революционной трагедии 1917 года заседаниях Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов, восстановившего в Русской Церкви Патриаршество. Именно к этому юбилею и был приурочен созыв состоявшегося Архиерейского Собора.
В частности, в своем выступлении Патриарх Кирилл привел подробные статистические данные, касающиеся церковной жизни последнего времени, выделив то, что в Русской Церкви на сегодняшний день служат свыше 40 тысяч штатных и заштатных священнослужителей. Другая цифра, приятно удивившая даже людей, хорошо знакомых с церковной повесткой дня, это то, что «с учетом данных по дальнему зарубежью в Русской Православной Церкви насчитывается 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия, что на 1 340 храмов больше, чем в минувшем году». Не будет преувеличением назвать эти цифры по-настоящему сенсационными.
Другим важнейшим докладом первого дня Архиерейского Собора стало выступление председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, посвященное результатам изучения документов так называемого Критского собора. Об этом мероприятии, претендовавшим на статус «Всеправославного Собора», но в котором приняли участие представители абсолютного меньшинства православного мира, «Царьград» неоднократно писал (в частности, в материале «Всеправославный Собор или Варфоломеевский бенефис?»). Тем не менее итоговой оценки его решений Русская Церковь пока не выносила.
Митрополит Иларион подверг зачастую двусмысленные (и даже вызывающие у многих православных христиан подозрения в ереси) постановления «Критского собора» детальной критике, резюмировав свое выступление следующим образом: «Чтобы подготовленные в ходе предсоборного процесса и рассмотренные на Критском Соборе проекты документов стали общеправославными решениями, необходима их доработка и согласование на общеправославном уровне, а затем принятие консенсусом всех Поместных Автокефальных Православных Церквей».
Фото: Сергей Власов/foto.patriarchia.ru
День второй
30 ноября 2017 года войдет в историю прошедшего Собора как «украинский день». День начался с доклада Первоиерарха канонической Украинской Православной Церкви (являющейся частью Московского Патриархата) Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Владыка, подобно Патриарху Кириллу, подробно описал положение Церкви на Украине, особо остановившись на непростых взаимоотношениях с Украинским государством. Государством, делающим все, чтобы, с одной стороны, поддержать украинских раскольников и греко-католиков (униатов), а с другой – осложнить положение канонической Церкви, которую пришедшие на Украине к власти необандеровцы считают «Московской», Церковью «государства-агрессора».
Руководствуясь последним прискорбным обстоятельством, Архиерейский Собор внес в Устав Русской Православной Церкви изменения, подтверждающие особый статус Украинской Православной Церкви, полностью самоуправляемой во всех своих внутренних делах. Подобная степень автономии беспрецедентна, однако позволим себе усомниться в том, что это изменит отношение к канонической Церкви украинских неонацистов (как из высоких кабинетов, так и из псевдоправославных сект).
Немного забегая вперед, напомню, что в завершение этого же дня участникам Собора было зачитано письмо бывшего митрополита Киевского и всея Украины, именующего себя «Киевским Патриархом Филаретом», к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату Русской Православной Церкви. Подробный анализ этого события приведен в нашем материале «Лжепокаяние Лжефиларета», отметим лишь, что несмотря на, мягко говоря, сомнительное содержание этого письма и дальнейшие нападки киевского лжепатриарха на Русскую Церковь, Архиерейский Собор постановил создать комиссию Московского Патриархата по переговорам с украинскими раскольниками. И это соборное деяние вполне понятно: христиане не имеют права игнорировать чьи бы то ни было призывы и обращения. А будет ли смысл в работе этой комиссии, думается, покажет уже самое ближайшее время.
Куда более позитивным для каждого верующего человека стало общецерковное прославление Архиерейским Собором целого ряда подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви, широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви. В их числе – глубоко почитаемые Глинские старцы – монахи Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни, ныне находящейся на территории Украины.
Также именно во второй день работы Собора было осуждено и после внесения ряда поправок принято Положение о монастырях и монашествующих. Этот сугубо внутрицерковный документ достаточно строго, в полном соответствии с древними святоотеческими правилами, регламентирует жизнь монахов в православных обителях. К сожалению, в последнее время участились случаи довольно праздного поведения монашествующих, и этот документ призван навести в этой области порядок.
В этот же день с докладом выступил епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, секретарь церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом. Владыка Тихон рассказал соборянам о ходе работ по идентификации «екатеринбургских останков», которые, по версии следствия, подтверждают многие эксперты (хотя имеются и противоположные мнения), принадлежат Царской семье и их приближенным. Конечно, речи о том, чтобы признать екатеринбургские останки святыми мощами на Соборе, пока еще не велось, это решение не может быть принято очень быстро. Подробнее же об этом вы можете узнать из нашего материала «В деле об убийстве Царской семьи появились новые детали».
Фото: Сергей Власов/foto.patriarchia.ru
День третий
Предпоследний день работы Архиерейского Собора стал не просто одним из самых насыщенных, но и по-настоящему историческим. Именно в этот день, 1 декабря 2017 года, Глава Государства Российского Владимир Путин впервые в новейшей церковной и светской истории посетил соборные заседания. Об этом событии вы можете прочесть в нашем материале «Симфония властей как принцип», здесь же приведем несколько фрагментов речи Президента перед соборянами:
«Государство, уважая самостоятельность и независимость Церкви, рассчитывает на продолжение нашего соработничества в таких важнейших сферах, как образование и здравоохранение, сохранение культурного и исторического наследия, поддержка семьи и воспитание молодёжи, борьба с социальными недугами.
Рассчитываю, что Русская Православная Церковь, опираясь на свой авторитет в мире, окажет посильное содействие объединению усилий мирового сообщества для возрождения Сирии и гуманитарной помощи её гражданам, восстановления разрушенных культурных и духовных центров.
Всё больше людей смотрят на Россию как на ориентир незыблемых традиционных ценностей, здравого человеческого бытия. Убеждён, чтобы достойно ответить на вызовы будущего, мы должны отстаивать справедливость, истину, правду, сохранить свою самобытность и идентичность, опираться на нашу культуру, историю, духовную, ценностную основу. Идти вперёд, впитывая всё новое и передовое и оставаться Россией – навсегда…»
В этот же день, помимо исключительно внутрицерковных вопросов, таких как принятие новой редакции Положения о наградах Русской Православной Церкви, был обсужден и принят очень важный документ: «О канонических аспектах церковного брака», регламентирующий важнейшие вопросы венчанного брака. Среди последних – условия вступления в церковный брак и препятствия к совершению таинства брака, возможности признания церковного брака недействительным или утратившим каноническую силу, а также возможности венчания с инославными христианами и нехристианами. В связи с исключительной важностью этого документа для многих миллионов православных христиан, в ближайшее время «Царьград» планирует отдельную публикацию с его анализом.
День четвертый
Четвертый, заключительный день работы Архиерейского Собора, 2 декабря 2017 года, были приняты итоговые соборные документы: Постановления и Послание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Завершая работу Собора и обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий выразил уверенность, что:
«Решения, принятые на Соборе, исходят из самых добрых наших побуждений и принесут благие плоды для верных нашей Церкви, для тех, кто хочет достигнуть спасения и вечной жизни».
В свою очередь Предстоятель Русской Православной Церкви в своем заключительном Первосвятительском слове особо подчеркнул:
«Дай Бог, чтобы за нашими трудами последовала реализация всех решений, которые мы приняли во славу Божию, в укрепление единства нашей Церкви, во имя того, чтобы служение наше действительно отобразилось в жизни народов, привлекая ко Христу тех, кто еще на пути, и укрепляя в вере тех, которые являются добрыми и верными чадами нашей Церкви».
Конечно, детальный анализ и тем более историческое значение прошедшего Архиерейского Собора – дело будущего. Однако уже сейчас можно сказать, что его главным итогом стало наглядное подтверждение самого принципа соборности. И, конечно, нам, православным христианам, нужно поддержать нашего Патриарха и архипастырей в их трудах. Причем как молитвенно, так и непосредственным участием в соборном обсуждении церковных вопросов. Напомним, что в перерывах между соборами действует особое совещательное Межсоборное присутствие, разрабатывающее документы для следующего Собора. Его деятельность – достаточно открыта, и каждый верующий может внести свой экспертный вклад в его работу.
Мысли вслух о прошедшем Юбилейном Архиерейском Соборе (2000)
10 лет назад, в 2000 года в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором был прославлен сонм новомучеников и исповедников Российских, приняты основы социальной концепции Русской Православной Церкви. О тех исторических днях вскоре по завершении собора написыл ныне покойный епископ Сергий (Соколов).
Благодарение Богу — Русская Православная Церковь, вступая в третье тысячелетие от Рождества Христова, смогла провести в Москве, в восстановленном за пять лет храме Христа Спасителя, Архиерейский Собор. Это событие, собравшее в стольный град практически весь епископат нашей церкви и представителей всех Поместных Православных Церквей, участвовавших в праздничных богослужениях и мероприятиях по случаю Великого Юбилея христианства, вызвало живой интерес всего христианского мира и мировой общественности. СМИ, в меру своей компетентности и заинтересованности, писали, и еще будут много писать об этом, оценивая различные аспекты прошедшего Собора, но окончательное слово о прошедшем событии, конечно же, со временем скажет история, сопоставив работу и результаты Собора с многочисленными иными Соборами, проходившими ранее и не только в России.
Настоящее воспоминание тоже не претендует на полноту освещения прошедшего события и является, скорее, внутренней потребностью автора — участника Собора — проанализировать его работу с точки зрения личной духовной пользы для всех его участников.
Конечно же, мера участия в работе Собора была многогранна: от простого присутствия в зале и наблюдения за активностью коллег-архиереев до многолетней, весьма непростой, по обстоятельствам нашего сложного времени, подготовки конкретных материалов для последующего их обсуждения и принятия соборным решением.
Несомненно, все должно познаваться в сравнении и оцениваться с точки зрения конкретной исторической обстановки.
Как известно, соборы являются высшим органом церковной власти и авторитетность их решений напрямую зависит от свободы принятия членами собора тех или иных определений, решений и постановлений. Архиереи, являясь преемниками апостольского служения в Церкви, то есть обладая полнотой благодати Святого Духа, данной Церкви Христовой во Святую Пятидесятницу, традиционно предваряют свою работу чтением Символа веры, а постановления начинают словами: «Изволися Святому Духу и нам…». Однако история знает и лжесоборы, когда архиереи были не свободны в своих решениях и зависели от светской власти, заинтересованной, чтобы жизнь Церкви проходила по сценарию, написанному безблагодатным светским чиновником, и целиком контролировалась государством. Примеры подобных лжесоборов можно найти как в древней, так и новой истории Церкви. Вопрос этот очень сложен и не потерял своей актуальности и сегодня.
Историческое участие в работе собора царя или императора, пусть даже весьма благочестивого и позже канонизированного Церковью как святой, сразу ставит вопрос о принципиальном участии мирян в работе собора. Поэтому сложилась определенная точка зрения, что миряне непременно должны принимать участие в работе соборов. Такие соборы стали называться Поместными. Несмотря на все вышесказанное, полнотой власти, по учению святой Церкви, обладает только епископ. Даже священник совершает богослужения и таинства только с благословения архиерея, на полученном от него антиминсе и используя освященное им святое миро. Поэтому, забегая вперед, отметим, что юбилейный Архиерейский Собор 2000-го года акцентировал внимание на этом каноническом вопросе и призвал Церковь вернуться к практике апостольских времен, то есть считать высшим органом церковной власти Архиерейский собор. Что же касается Поместных соборов с участием мирян, монахов и других клириков вместе с архиереями, то он может иметь место в жизни Церкви, и будет собираться решением Архиерейского собора.
Признаемся, что в сегодняшней нашей ситуации, когда в жизни церкви накопилось много важных вопросов, требующих скорейшего решения, такое решение будет воспринято частью нашей паствы болезненно. Эти люди, пришедшие в церковную ограду в последнее десятилетие и занявшие активную позицию в озвучивании трудных моментов церковной жизни, как известно, не отличаются корректностью в общении со священноначалием и зачастую обвиняют именно епископат в косности, пассивности и даже в измене Православию. Не будем вступать с ними в полемику, только отметим, что если в их суждениях и есть малая доля правды, то она объясняется лишь тем временем, которое пережила гонимая наша Церковь, поставленная безбожной властью в известные годы буквально на грань выживания. Но Церковь выжила именно с теми епископами, которые промыслительно были поставлены на служение в те трудные годы. И каждый из них ответит перед Богом за свое пастырское служение. Но работа пастыря всегда оценивается по духовному состоянию паствы. И то, что сейчас в Церкви стали появляться активные помощники из мирян, это заслуга тех же епископов, которые в новых, данных от Бога условиях, сумели умножить свою паству и научить ее в кратчайший срок основам веры. Те перемены, которые произошли в нашей Церкви за последние десять лет, иначе как чудом Божиим назвать нельзя. Эта мысль неоднократно звучала в работе Собора, а принятый список актуальных проблем и задач в жизни Церкви говорит о том, что участники Собора ясно осознают масштабность предстоящей грандиозной работы на всех церковных уровнях. Мы и сегодня чувствуем катастрофически низкий интеллектуальный богословский потенциал для решения обозначенных проблем и с верой надеемся на всесильную благодать Божию, врачующую нас и восполняющую наши недостатки.
Как известно, наша Русская Православная Церковь в силу многих исторических обстоятельств соборами не избалована. Петровские реформы и последовавший за ними двухсотлетний синодальный период лишил Церковь Русскую не только патриаршества, но и заставил многих забыть, что такое соборность. На Церковь светское общество стало смотреть как на одну из государственных структур, и назначаемый императором обер-прокурор не просто присутствовал на всех заседаниях Святейшего Правительствующего Синода, но четко отслеживал интересы государства.
И если интересы Церкви и государства не совпадали, то Синод послушно выполнял волю цареву, теряя при этом церковные и монастырские земли, превращая монастыри в дома фронтовых инвалидов. Противление государевой воле резко пресекалось, и епископ, дерзнувший заявить о несвободе Церкви, мог оказаться в тюрьме. Показательно, что юбилейный Архиерейский Собор причислил к лику святых подобного ревнителя церковной свободы — митрополита Ростовского Арсения Мацеевича, проведшего в одиночной камере до смерти многие скорбные годы.
К началу трагического XX века накопилось множество церковных вопросов, требующих скорейшего соборного решения, и уже активно работало Предсоборное Присутствие, но разрешения на созыв Собора Церковь так и не дождалась. Лишь после отречения царя Николая II от власти Временное правительство дало Церкви добро на созыв Собора, который вошел в историю нашей Церкви, как великое деяние, восстановившее Патриаршество в России и обозначившее огромный круг сложнейших вопросов, множество из которых так и не нашло своего решения из-за разразившейся революции. Интересно, что лишь в последнее время, в 90-х годах уходящего века, многотомные материалы Собора 1917-18 годов были изданы достаточным тиражом, и многие архиереи Юбилейного Собора могли приобрести их в перерывах между соборными заседаниями, что делалось с большой охотой. Многие вопросы, поставленные в начале века, не потеряли актуальности и сегодня, хотя болезненная история «обновленчества» 20(30-х годов не только скомпрометировала саму идею обновления, но и показала, как много необходимо провести духовно-разъяснительной работы с паствой, для которой видимая сторона церковного обряда часто самодостаточна. Глубинный смысл таинств и других церковных священнодействий ускользает от религиозного сознания, что делает человека не соучастником великого таинства, а лишь сторонним наблюдателем.
На пороге третьего тысячелетия мы вновь повторяем, что Церковь ( это не только таинственная реальность в жизни новозаветного человечества, но это живой организм, постоянно развивающийся и благодатно обновляющийся. Насколько же надо быть мудрым пастырю сегодня в работе с пасомыми, чтобы положительная идея обновления, не только не вызвала отторжения в душе человека, но стала бы естественной ее потребностью. Ведь если еще в 20(30-х годах церковный народ, изучавший в школах Закон Божий и считавший себя православным, не принял идеи обновления внешних форм богослужения, то надо хорошо подумать, как воцерковить нашего современника, в массе своей потерявшего за семьдесят лет государственного атеизма всякое понятие о Церкви и религии. Болезненные процессы, наблюдаемые нами в духовной жизни наших современников сегодня, просто не могли не появиться, учитывая то, что пережил наш народ в прошедшем ХХ веке.
Юбилейный Собор в одном из своих документов обозначил перечень животрепещущих вопросов современной церковной жизни. В работе Синодальной комиссии по подготовке этого документа мне пришлось принять непосредственное участие. Примерно за год до Собора во все епархии нашей Церкви была разослана анкета с просьбой обозначить актуальные вопросы церковной жизни, предварительно обсудив их на приходах. Увы, ответы пришли лишь от двадцати епархий, в то время как их сегодня более сотни. Такой пассивности комиссия не ожидала.
Мне известно, как активно обсуждались поднятые проблемы в нашей Новосибирской епархии, особенно в соборе святого Александра Невского и в наших духовных учебных заведениях. Но оказалось, что это лишь приятное исключение. Духовная пассивность и безразличие — вот наша современная проблема. Измученные бытовыми неудобствами и крайней нищетой люди требуют в первую очередь решения материальных проблем жизни, так и не поняв, что духовная жизнь первична, а экономика, политика и все прочее — вторично. Однако вряд ли виноват наш современник, ведь он был воспитан материалистом, а за десять лет подлинную духовность возродить нельзя. Именно этим объясняются те парадоксы в приходской жизни, когда, едва почувствовав душой Бога и обретя веру, люди сразу берутся строить храм, забывая о всеобщей нищете и разрухе в стране.
Не находя средств на строительство, они еще более отчаиваются, озлобляются, идут на различные преступления. Когда начинаешь с ними говорить, то видишь, что храм они строят не Богу, который прежде всего требует от человека внутреннего изменения и поклонения в духе и истине, а созидают очередную вавилонскую башню, т.е. хотят в материальном мире оставить о себе памятник. Иногда храм строится быстро, но его строители почему-то не спешат на молитву… Поэтому подлинно духовной жизнью сегодня живет очень мало людей, а проблемы жизни Церкви для большинства тоже ограничиваются материальным миром.
Но все же круг актуальных вопросов церковной жизни был обозначен на Соборе, а решать их придется нам и нашим потомкам еще много, много лет.
Особое внимание обращает на себя документ, принятый Архиерейским Собором, под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Документ большой, более сотни страниц, и ничего подобного в нашей Церкви ранее не было. Одно то, что он готовился Синодальной комиссией более шести лет и к разработке тем было привлечено более восьмидесяти организаций, вызывает почтительное благоговение к нему и его создателям. Руководил всей работой митрополит Кирилл (Гундяев), он же и представлял документ Собору. Авторы документа постарались ответить на все самые актуальные вопросы современной жизни, которые требуют церковного осмысления и комментариев. Пересказывать его не будем, он будет тиражирован и изучаем всеми, но меня радует то, что Церковь смогла использовать данные ей Богом годы благоприятного существования после атеистического гонения и показать, что в России еще имеется достаточный потенциал для такой работы. Богословы и ученые, общественные и государственные деятели смогли выработать такой документ, которым Церковь будет пользоваться многие десятилетия.
Несомненно, у многих вызывает интерес и другой документ — «Основные принципы взаимоотношений с инославными» (особенно, учитывая обильную критику современного экуменического движения и требования выхода нашей Церкви из ВЦС и прочих экуменических форумов). Документ составлен ведущими богословами наших академий и церковных отделов в Синодальной Богословской комиссии под председательством Экзарха Белоруссии митрополита Минского Филарета (Вахромеева). Я бы не согласился с некоторыми комментариями, которые называют принятый документ «половинчатым» и хотели бы большей ясности. Досадно, конечно, что на ознакомление с «Основными принципами» у преосвященных не было достаточно времени и поэтому, учитывая болезненность поднимаемой проблемы, около двух десятков епископов проголосовали против этого документа, а кто-то воздержался.
Однако выскажу свою точку зрения по этому вопросу, тем более, что имел возможность познакомиться с документом во время его подготовки, хотя он и имеет немалый объем. Несомненно, что он также будет опубликован и станет всем доступен.
Самое главное, на мой взгляд, что в «Основных принципах» говорится, что наша Церковь, несмотря на многие контакты с инославными, ни разу не отступила от полноты Истины, содержащейся в Православии. Это и невозможно, потому что цель контактов ( свидетельство Истины инославным, и ни о каком евхаристическом общении (intercommunion) речи быть не может. Истина одна, а поэтому осуждается так называемая «теория ветвей». Свидетельство наше должно быть продолжено после завершения работы специальной комиссии, которая призвана обозначить наиболее болезненные моменты кризиса в экуменическом движении, с чем согласны сегодня все. На всех межконфессиональных встречах мы должны сознавать, что в нашей Церкви содержится полнота Истины и единственная цель встреч ( явить эту полноту Истины. Если мы откажемся от этой миссии, то на нашем месте от лица нашей Церкви будут говорить совсем другие люди, не знающие спасительного учения Церкви, что уже имело место. Этот документ мог бы вызвать большую дискуссию, но, к сожалению, этого не произошло, и он был просто принят большинством голосов.
Вообще, в работе Собора остро ощущался лимит времени. Регламент был жесткий, усталость брала свое, и, когда в последний день работы участники Собора занялись поправками к действующему Уставу Русской Православной Церкви, многие почувствовали снижение активности. Работа же над Уставом требовала полной мобилизации всех сил. И все же Устав обсуждали более шести часов, а впереди еще предстояла процедура принятия итоговых документов. В результате все работы в последний день закончились около полуночи.
Я намеренно сразу не сказал о работе Собора по канонизации новых святых нашей Церкви. Заседания Собора, посвященные этой теме, на мой взгляд, отличались особой благодатной настроенностью. Доклад митрополита Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации, был воспринят с особым воодушевлением. Чувствовалось, что вся Церковь с нетерпением ждет новомучеников и исповедников российских. Вопрос о канонизации церковных страстотерпцев, столь болезненно обсуждавшийся в последние годы миллионами верующих людей, на Соборе принял однозначное положительное решение. Причем Святейший Патриарх намеренно предоставил слово всем желающим высказаться по этому вопросу. Невольно вспоминаешь предыдущий Собор 1997 года, когда мнение архиереев разделилось и было некое напряжение. Несомненно, было большой мудростью в тот раз отклонить решение о канонизации до Юбилейного года христианства. Богу было угодно сделать это деяние закончившегося Архиерейского Собора поистине главным и центральным моментом празднования нашей Церковью 2000 лет Рождества Христова. Радость от акта канонизации новых святых, ходатаев перед престолом Божиим о нас в наступающем третьем тысячелетии, стала основной темой ликующей Церкви.
Хочется верить: что-то, что не смогли мы по немощи сделать на юбилейном Архиерейском Соборе для нашей Церкви, восполнит сонм новопрославленных святых, имена которых волею Божией вписаны в списки небесной торжествующей Церкви.
Новосибирский епархиальный вестник
katbraginskaya
ЮБИЛЕЙНЫЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Москва, 13 — 16 августа 2000 года
ДЕЯНИЕ ЮБИЛЕЙНОГО
ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
О СОБОРНОМ ПРОСЛАВЛЕНИИ
НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ XX ВЕКА
Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
На исходе второго христианского тысячелетия, когда мир празднует Юбилей Боговоплощения, Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века.
Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Эпохой мучеников и исповедников для России явился XX век.
Главой сонма Российских мучеников и исповедников за веру Христову явился святой Патриарх Тихон, который, характеризуя эту эпоху, писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово… Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч» (Рим. 8, 35)».
Многие из тех, кто пострадал за веру в ХХ веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. «В детстве и отрочестве, — писал из камеры смертников священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, — я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога».
«В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев… — писал святой Патриарх исповедник Тихон, — если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову».
Сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона – на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь. Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников, соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших.
Боголюбивая Полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что «живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем» (Рим. 14, 8). Они были служителями животворящего Духа, явившими духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, и мы не можем предать забвению их подвиг веры, ибо они во всем явили «себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» (2 Кор. 6, 4–8).
Терпя великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. Будучи столь стесняемы внешними обстоятельствами, все встречавшиеся испытания они переживали с твердостью и смирением, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Христовой, храня в сердце завет святого апостола Петра: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4, 12–14).
Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества.
Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29), Освященный Архиерейский Собор
единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ:
1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.
2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили:
от Алма-Атинской епархии:
…
от Вятской епархии:
епископа Глазовского Виктора (Островидова; 1875-1934)
от Ивановской епархии:
от Московской епархии:
…
от Троице-Сергиевой Лавры:
архимандрита Кронида (Любимова; 1859-1937)
от Валаамского монастыря:
от Ярославской епархии:
митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского; 1854-1928)
епископа Романовского Вениамина (Воскресенского; 1871-1930)
протоиерея Андрея Добрынина (1874-1938)
протоиерея Василия Аменицкого (1872-1938)
протоиерея Михаила Белороссова (1869-1920)
протоиерея Николая Розова (1879-1941)
протоиерея Николая Розова (1892-1938)
священника Евгения Попова (1879-1937)
священника Александра Абиссова (1873-1942)
священника Александра Елоховского (1858-1918)
священника Александра Петропавловского (1884-1937)
священника Александра Поздеевского (1868-1940)
священника Александра Смирнова († 1918)
священника Василия Преображенского (1876-1940)
священника Владимира Виноградова (1874-1919)
священника Владимира Вятского (1879-1939)
священника Глеба Апухтина (1885-1937)
священника Димитрия Казанского (1884 -?)
священника Евгения Елховского (1869-1937)
священника Иакова Архипова (1888-1937)
священника Иоанна Виленского (1857-1918)
священника Иоанна Дунаева (1885-1938)
священника Иоанна Миротворцева (1881-1938)
священника Иоанна Плеханова (1879-1938)
священника Иоанна Смирнова (1884-1937)
священника Иоанна Талызина (1888-1937)
священника Михаила Горбунова (1878-1938)
священника Михаила Розова (1889-1941)
священника Николая Дунаева (1878-1937)
священника Николая Ершова (1888-1937)
священника Николая Любомудрова (1862-1918)
священника Николая Никольского (1882-1937)
священника Николая Орлова (1881-1937)
священника Николая Понгельского (1879-1942)
священника Николая Розина (1879-1930)
священника Николая Ушакова (1876-1937)
священника Петра Богородского (1878-1938)
священника Петра Григорьева (1895-1937)
священника Петра Попова (1895-1937)
священника Петра Токарева (1881-1937)
священника Сергия Заварина (1885-1938)
иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937)
иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941)
иеромонаха Григория (Воробьева; 1883-1937)
иеромонаха Иерофея (Глазкова; 1889-1937)
иеромонаха Мардария (Исаева; 1886-1938)
диакона Алексия Введенского (1903-1937)
диакона Петра Фаворитова (1867-1931)
монахини Анны (Благовещенской; 1898-1937)
монахини Марии (Кореповой; 1877 -?)
Александра Уксусова (1874-1937)
Анастасии Лебедевой (1899-?)
Анны Шашкиной (1888-1939)
Иоанна Короткова (1885-1941)
Марии Даниловой (1884-1946)
3. Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке.
4. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых:
в Алма-Атинской епархии:
епископа Верненского и Семиреченского Пимена (Белоликова, 1879-1918, память 3/16 сентября, священномученик)
схиархимандрита Севастиана (Фомина, 1884-1966, память 6/19 апреля, преподобноисповедник)
иеромонаха Анатолия († 1930-1935, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик)
иеромонаха Пахомия (Русина, 1880-1938, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик)
иеромонаха Серафима (Богословского, † 1921, память 29 июля/11 августа, преподобномученик)
иеромонаха Феогноста († 1921, память 29 июля/11 августа, преподобномученик)
схимонаха Ираклия (Митяха, † 1936, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик)
монахини Евдокии († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица)
Виктора Матвеева (1869-1936, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, мученик)
в Костромской епархии:
архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова, 1868-1938, память 8/21 августа, священномученик)
протоиерея Иосифа Смирнова (1864-1918, память 22 февраля/ 7 марта, священномученик)
священника Владимира Ильинского (1833-1918, память 22 февраля/ 7 марта, священномученик)
диакона Иоанна Касторского (1848-1918, память 22 февраля/ 7 марта, священномученик)
Иоанна Перебаскина (1862-1918, память 22 февраля/ 7 марта, мученик)
священника Василия Разумова (1879-1937, память 8/21 сентября, священномученик)
в Казанской епархии:
епископа Амвросия, настоятеля Свияжского Успенского монастыря (Гудко, 1867-1918, память 27 июля/ 9 августа, священномученик)
архимандрита Сергия, настоятеля Успенского Зилантова монастыря (Зайцева, 1863-1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик)
иеромонаха Лаврентия (Никитина, 1872-1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик)
иеромонаха Серафима (Кузьмина, 1870-1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик)
иеродиакона Феодосия (Александрова, 1864-1918, память 28 августа /10 сентября, преподобномученик)
монаха Леонтия (Карягина, 1870-1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик)
монаха Стефана († 1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик)
послушника Георгия (Тимофеева, 1880-1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик)
послушника Илариона (Правдина, † 1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик)
послушника Иоанна (Сретенского, † 1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик)
послушника Сергия (Галина, † 1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик)
в Красноярской и Крымской епархиях:
архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961, память 29 мая/ 11 июня, священноисповедник)
в Московской епархии:
архиепископа Верейского Илариона (Троицкого, 1886-1929, память 27 апреля/ 10 мая, священномученик)
протоиерея Константина Голубева (1852-1918, память 19 сентября/ 2 октября, священномученик) и с ним убиенных мученика и мученицы в Омской епархии:
архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского, 1860-1920, память 13/26 февраля, священномученик)
священника Михаила Пятаева (1891-1930, память 15/28 февраля, священномученик)
священника Иоанна Куминова (1865-1930, память 15/28 февраля, священномученик)
в Пермской епархии:
архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского, 1870-1918, память 7/20 июня, священномученик)
епископа Соликамского Феофана (Ильменского, 1867-1918, священномученик) и иже с ним убиенных двух священников и пяти мирян, их память совершается 11/24 декабря
архимандрита Варлаама, настоятеля Белогорского Свято-Николаевского монастыря (Коноплева, 1858-1918) и братии монастыря: иеромонахов Сергия, Илии, Вячеслава, Иоасафа, Иоанна, Антония, иеродиаконов Михея, Виссариона, Матфея, Евфимия, монахов Варнавы, Димитрия, Саввы, Гермогена, Аркадия, Евфимия, Маркелла, послушников Иоанна, Иакова, Петра, другого Иакова, Александра, Феодора, другого Петра, Сергия, Алексия (память преподобномучеников совершается 12/25 августа)
в Рязанской епархии:
архиепископа Рязанского Иувеналия (Масловского, 1878-1937, память 11/24 октября, священномученик)
блаженной Матроны Анемнясевской (Беляковой, 1864-1936, память 16/29 июля, исповедница)
в Тверской епархии:
архимандрита Сергия (Сребрянского, 1870 – 1948, память 23 марта/ 5 апреля, преподобноисповедник)
протоиерея Феодора Колерова (1882-1929, память 16/29 ноября, священномученик) и иже с ним убиенных Ананию Бойкова и Михаила Болдакова (мученики)
протоиерея Владимира Мощанского (1866-1938, память 25 августа/ 7 сентября, священномученик)
протоиерея Илии Громогласова (1869-1937, память 22 ноября/ 5 декабря, священномученик)
протоиерея Алексия Бенеманского (1881-1937, память 22 ноября/5 декабря, священномученик)
протоиерея Дмитрия Беневоленского (1883-1937, память 14/27 ноября, священномученик)
протоиерея Григория Раевского (1888-1937, память 16/29 сентября, священномученик)
протоиерея Николая Дмитрова (1878-1938, память 23 февраля/ 8 марта, священномученик)
в Уфимской епархии:
епископа Уфимского Симона (Шлеева, 1873-1921, память 5/18 августа, священномученик)
протоиерея Евграфа Еварестова (1857-1919, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик)
священника Аверкия Северовостокова († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик)
священника Алексия Канцерова († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик)
священника Тимофея Петропавловского († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик)
игумении Маргариты (Гунаронуло, † 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица)
в Украинской Православной Церкви:
митрополита Одесского Анатолия (Грисюка, 1880-1938, память 10/23 января, священномученик)
архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка, 1885-1938, память 19 мая/ 1 июня, священномученик)
архиепископа Харьковского Александра (Петровского, 1851-1940, память 19 мая/ 1 июня, священномученик)
архиепископа Елецкого Сергия (Зверева, 1872-1937, память 31 октября/ 13 ноября, священномученик)
архиепископа Херсонского Прокопия (Титова, 1877-1937, память 10/23 ноября, священномученик)
епископа Прилукского Василия (Зеленцова, 1870-1930, память 22 марта/ 4 апреля, священномученик)
епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/ 2 декабря, священномученик)
протоиерея Димитрия Киранова (1879-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, священномученик)
протоиерея Николая Мезенцева (1863-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, священномученик)
иеромонаха Варфоломея (Ратных, 1894-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, преподобномученик)
священника Тимофея Изотова (1875-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, священномученик)
священника Иоанна Блюмовича (1888-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, священномученик)
священника Владимира Пищулина (1889-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, священномученик)
иеродиакона Антония (Корж, 1888-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, преподобномученик)
протоиерея Николая Казанского (1874-1942, память 7/20 октября , священномученик)
священника Елеазара Спиридонова (1873-1937, память 23 ноября/ 6 декабря, священномученик)
103-х новомучеников Черкасских (память 13/26 мая)
в Белорусском Экзархате:
архимандрита Серафима (Шахмуть, 1901-1945, память 15/28 октября, преподобномученик)
протоиерея Александра Шалая (1879-1937, память 15/28 октября, священномученик)
протоиерея Владимира Зубковича (1863-1938, память 15/28 октября, священномученик)
протоиерея Владимира Измайлова (1885-1930, память 15/28 октября, священномученик)
протоиерея Владимира Пастернацкого (1885-1938, память 15/28 октября, священномученик)
протоиерея Владимира Хираско (1874-1932, память 15/28 октября, священноисповедник)
протоиерея Димитрия Павского (1874-1937, память 15/28 октября, священномученик)
протоиерея Иоанна Воронца (1864-1937, память 15/28 октября, священномученик)
протоиерея Леонида Бирюковича (1864-1937, память 15/28 октября, священномученик)
протоиерея Матфея Крицука (1892-1950, память 15/28 октября, священномученик)
протоиерея Михаила Новицкого (1889-1935, память 15/28 октября, священноисповедник)
протоиерея Михаила Плышевского (1862-1937, память 15/28 октября, священномученик)
протоиерея Порфирия Рубановича (1883-1937, память 15/28 октября, священномученик)
протоиерея Сергия Родаковского (1882-1933, память 15/28 октября, священномученик)
священника Валериана Новицкого (1897-1930, память 15/28 октября, священномученик)
священника Владимира Талюша (1891-1933, память 15/28 октября, священномученик)
священника Владимира Хрищановича (1876-1933, память 15/28 октября, священномученик)
священника Димитрия Плышевского (1880-1938, память 15/28 октября, священномученик)
священника Иоанна Вечерко (1890-1933, память 15/28 октября, священномученик)
священника Иоанна Панкратовича (1870-1937, память 15/28 октября, священномученик)
священника Николая Мацкевича (1878-1937, память 15/28 октября, священномученик)
священника Петра Грудинского (1877-1930, память 15/28 октября, священномученик)
диакона Николая Васюковича (1882-1937, память 15/28 октября, священномученик)
5. Честные останки новопрославленных святых именовать святыми мощами. Когда местонахождение их известно, — воздавать им достодолжное почитание, когда неизвестно — оставить на Божие произволение.
6. Мученически или исповеднически пострадавшие епископы, иереи и диаконы причисляются к лику священномучеников или священноисповедников; архимандриты, игумены и игумении, иеромонахи, иеродиаконы, иноки и инокини, послушники и послушницы причисляются к лику преподобномучеников или преподобноисповедников, миряне – к лику мучеников или исповедников.
7. Службу Собору новомучеников и исповедников Российских составить особую. Благословить составление отдельных служб каждому из прославляемых святых, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минее, каждому по его чину.
8. Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
9. Память новопрославленным святым праздновать также и в день их кончины, или в иной день, связанный с жизнью святого. Особые дни памяти местных Соборов новомучеников устанавливать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода.
10. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.
11. Напечатать жития новопрославляемых новомучеников и исповедников Российских для назидания в благочестии чад церковных.
12. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления новых святых всероссийской пастве.
13. Сообщить имена новопрославленных святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.
14. В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых.
15. Правящим Преосвященным в контакте с Синодальной комиссией по канонизации святых продолжить сбор и изучение предания и мученических актов о свидетелях веры ХХ века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам Свое благословение. Аминь.
АЛЕКСИЙ II
Божией милостию смиренный Патриарх Московский и всея Руси
ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви 2000 года
Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви, заседал 13–16 августа 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря.
После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод.
Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием, Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела.
В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе второго тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов.
В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями.
Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.
14 августа участники Собора обсудили доклад Святейшего Патриарха. Особое внимание в ходе дискуссии было уделено вопросу о статусе Украинской Православной Церкви (УПЦ) и межконфессиональным и церковно-государственным отношениям на Украине. По этой теме выступили архиепископ Львовский Августин, речь которого носила остро проблемный характер, а также митрополит Одесский Агафангел, архиепископы Винницкий Макарий, Черкасский Софроний, епископы Тульчинский Ипполит, Каменец-Подольский Феодор, Белоцерковский Серафим и др. архипастыри, представлявшие УПЦ.
Положение Православной Церкви в Эстонии осветил в своем выступлении архиепископ Таллинский и всея Эстонии Корнилий. В дискуссии по его докладу прозвучал призыв к признанию правительством Эстонии Эстонской Апостольской Православной Церкви Московского Патриархата правовым субъектом, не прекращавшим своего существования в 1940 г. и неизменно действовавшим на территории Эстонии, приспосабливая свою структуру к обстоятельствам времени. Среди других тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Святейшего Патриарха, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхристианским связям.
На вечернем заседании председатель синодальной Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил доклад о прославлении Новых Мучеников и Исповедников Российских XX в., а также подвижников веры и благочестия, подвизавшихся в разные исторические эпохи, особо в докладе говорилось о прославлении императора Николая II и других Царственных Мучеников. В состоявшейся затем дискуссии в центре внимания оказался вопрос о канонизации императора и членов его семьи.
Предложение о прославлении Царственных Мучеников поддержали митрополиты Ставропольский Гедеон, Челябинский Иов, Рязанский Симон, архиепископы Львовский Августин, Астанайский Алексий, Псковский Евсевий и др. архипастыри. Сомнение в церковной пользе такого акта выразил только архиепископ Брюссельский Симон, который сказал, что вопрос о прославлении императора Николая II не объединяет, но разделяет его паству.
После обстоятельной дискуссии Архиерейский юбилейный Собор единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор Новомучеников и Исповедников Российских XХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. С включением в Собор новомучеников ранее канонизированных местночтимых подвижников число прославленных новомучеников и исповедников составило более 1200; в результате соборной канонизации сонм русских святых по меньшей мере троекратно превзошел число русских святых, канонизированных ранее за всю историю Русской Церкви.
В сонме Новомучеников и Исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митрополит Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые шведскими протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. праведный Алексий Мечёв.
Вслед за принятием деяния о канонизации святых Архиерейский юбилейный Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета, посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием.
После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой— признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви.
На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов, архиепископы Винницкий Макарий, Львовский Августин, Белгородский Иоанн, Таллинский Корнилий, Тверской Виктор, Аргентинский Платон, епископы Тираспольский Юстиниан, Вологодский Максимилиан, отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции».
Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.
Во 2-й половине дня вниманию участников Архиерейского юбилейного Собора были представлены доклады руководителей синодальных учреждений Московского Патриархата. Председатель Миссионерского отдела Белгородский архиепископ Иоанн в своем докладе говорил, в частности, о религиозно-просветительских изданиях на языках народов России, осуществленных возглавляемым им отделом, об организованных отделом миссионерских поездках, которых в 1999 г. состоялось 93. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад Управляющего делами Московской Патриархии Солнечногорского митрополита Сергия, сделавшего акцент на особой значимости социального служения Церкви в условиях значительного имущественного расслоения российского общества.
О служении РПЦ в области религиозного образования и катехизации Собору доложил председатель соответствующего отдела игумен Иоанн (Экономцев), который, в частности, сказал о введении с 2000 г. в светских высших школах государственного стандарта по специальности «теология». Председатель Всецерковного православного молодежного движения архиепископ Костромской Александр предложил в своем докладе преобразовать руководящий орган возглавляемого им движения в синодальный отдел по молодежному служению.
Издательской деятельности Московского Патриархата был посвящен доклад Председателя Издательского совета архиепископа Бронницкого Тихона.
Проблемы духовного образования в РПЦ были рассмотрены в докладе председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения, докладчик привел также статистические сведения о системе духовного образования: в 2000 г. в ведении Учебного комитета состояли 5 духовных академий, 1 богословский институт (ПСТБИ), 27 семинарий, 27 духовных училищ и 6 пастырских курсов (также действовали 2 православных университета, находившиеся в ведении Отдела по религиозному образованию и катехизации). Особое внимание архиепископ Евгений уделил проблемам, возникающим в связи с осуществляемой уже в течение несколько лет реформой духовной школы.
Председатель Отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями епископ Красногорский Савва в своем докладе акцентировал внимание на возрождении служения военного и тюремного духовенства.
На утреннем заседании 16 августа Архиерейский юбилейный Собор заслушал и подверг детальному обсуждению доклад митрополита Кирилла, председателя ОВЦС МП, о деятельности возглавляемого им отдела в межсоборный период. Основными темами состоявшейся затем продолжительной дискуссии стали межхристианские отношения и церковная ситуация на Украине. В обсуждении доклада среди прочих приняли участие митрополит Челябинский Иов, архиепископы Донецкий Иларион, Клинский Лонгин, Таллинский Корнилий, Астанайский Алексий, Самарский Сергий, епископы Мурманский Симон, Петропавловский Игнатий, Полоцкий Феодосий, Житомирский Гурий. Епископ Владивостокский Вениамин назвал экуменизм «всеересью» и подверг резкой критике деятельность ОВЦС, что вызвало возражения как со стороны докладчика, так и со стороны ряда др. выступивших в ходе дискуссии архипастырей, в т. ч. митрополита Волгоградского Германа, епископа Астраханского Ионы.
В выступлениях, посвященных церковной ситуации на Украине, содержались предложения об изменении статуса Украинской Церкви, причем разного характера: епископ Тульчинский Ипполит высказался за возвращение ей прежнего статуса экзархата, а архиепископ Черкасский Софроний — за предоставление Украинской Церкви полной автономии. В завершение дискуссии по вопросу о статусе Украинской Церкви выступил ее Предстоятель Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который отверг крайние предложения как о возвращении к статусу экзархата, так и о полной автономии.
Затем митрополит Смоленский Кирилл выступил еще с одним докладом, в котором представил проект новой редакции Устава Русской Православной Церкви. После детального и остро дискуссионного рассмотрения каждого раздела Устав был принят Собором с рядом поправок. Издание нового Устава было вызвано в первую очередь тем, что после политических перемен начала 90-х гг. XX в. РПЦ оказалась в радикально иных правовых условиях, чем прежде: она обрела свободу и одновременно ее каноническая территория вследствие распада СССР оказалась в пределах нескольких государств.
Кроме того, церковная жизнь 90-х гг. обнаружила, что некоторые положения Устава 1988 г. либо нецелесообразны практически, либо требуют изменения по соображениям канонического характера. Главные новации Устава 2000 г. заключаются в перераспределении компетенции Поместного и Архиерейского Соборов в сторону расширения полномочий Архиерейского Собора.
В этой связи в новом Уставе уже не предусматривается периодичность в созыве Поместных Соборов, декларированная Уставом 1988 г., но ввиду реальных условий церковной жизни оказавшаяся нереализованной. Новый Устав предусматривает реформу в сфере церковного суда: положения, регламентирующие судоустройство и распределение компетенции разных инстанций церковного суда выделены в Уставе в отдельную главу. Устав устанавливает различный статус для Церквей, имеющих разный уровень самостоятельности по отношению к кириархальной — Русской Православной Церкви. В новом Уставе положения, регламентирующие управление церковным имуществом, сформулированы с учетом ныне действующего законодательства, признающего за церковными учреждениями права юридических лиц.
В заключительных параграфах вводной главы содержатся 2 важных положения: «Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность» (11-е прав. Антиох.) — и другое: «Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий».
Эта норма косвенным образом вытекает из 81-го Апостольского правила, которое гласит: «Не подобает епископу или пресвитеру вдаватися в дела народного управления». Изменено название Устава: ранее это был «Устав об управлении…», новый акт именуется «Уставом Русской Православной Церкви». Однако основные положения и большая часть формулировок Устава 2000 г. совпадают с положениями и текстом предыдущего Устава, поэтому до известной степени ныне действующий Устав можно рассматривать не как новый документ, но как новую редакцию прежнего.
В последней главе Устава констатируется, что «с момента принятия настоящего Устава утрачивает силу Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый Поместным Собором 8 июня 1988 года». Право внесения поправок к Уставу предоставляется здесь Архиерейскому Собору, ранее такой компетенцией обладал Поместный Собор. Поэтому, чтобы не войти в противоречие с положениями прежнего Устава, Архиерейский юбилейный Собор по предложению митрополита Крутицкого Ювеналия внес в определение положение о том, что настоящий Устав будет рассматриваться и утверждаться на следующем Поместном Соборе, после чего эта важнейшая законодательная функция — принятие Устава и внесение в него изменений — окончательно станет исключительной прерогативой Архиерейского Собора.
Собор обсудил и принял «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви», «Определение об Украинской Православной Церкви», в котором был установлен ее статус самоуправляемой Церкви с широкой автономией, «Определение о положении Православной Церкви в Эстонии» и «Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Участники Собора направили Президенту РФ В.В. Путину письмо, в котором была поставлена проблема возврата церковной собственности. Работа Архиерейского юбилейного Собора завершилась вечером 16 августа.
Во время деяний Архиерейского юбилейного Собора поступила трагическая весть о катастрофе российской подводной лодки «Курск» в Баренцевом море. В связи с этим отцами Собора во главе со Святейшим Патриархом была вознесена молитва о спасении экипажа лодки.
18 августа в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя состоялся торжественный акт, посвященный 2000-летию Рождества Христова, на котором присутствовали участники Собора, духовенство и миряне Москвы, высокие гости, представлявшие Поместные православные Церкви, в т. ч. Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим.
20 августа состоялась канонизация святых, прославленных Собором. Архиерейский юбилейный Собор явился событием исключительной важности в истории Русской Церкви. Его значение определяется прежде всего беспримерной канонизацией Собора новых мучеников и исповедников Российских, принятием «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и нового Устава. Эти акты Собора дают основание поставить его в ряд таких событий истории Церкви, как Стоглавый Собор или Поместный Собор 1917–1918 гг.