Жизнь состоит из 4 этапов — каждый необходимо пережить вовремя
- 212 2 126 46k
20+ доказательств того, что для настоящей дружбы не существует преград
- 141 16 217 86k
Врач-трихолог назвал 10 фактов о волосах, которые не знают даже многие парикмахеры
- 44 6 187 21k
16 жестов, которыми ребенок общается со взрослыми, пока не научится говорить
- 124 17 96 54k
20+ нелепых советов, которые давали людям их друзья и родные
- 110 8 74 51k
16 метких твитов от людей с отличной самоиронией
- 136 25 87 269k
Посмотрите, какие квартиры скрываются внутри гонконгских домов-муравейников
- 45 24 86 35k
Ваша манера скрещивать пальцы расскажет, какая вы личность
- 147 11 107 51k
17 заядлых комментаторов, которые всегда найдут куда вставить свои 5 копеек
- 31 6 22 22k
Посмотрите, как выглядят мамы 18 знаменитых красавиц
- 146 9 116 44k
18 теплых новогодних историй, которые пропитаны ароматом мандаринов, хвои и волшебства
- 37 9 24 20k
Как изменились актеры «Сплетницы» и что нам ждать от продолжения сериала
- 181 9 342 81k
25 предметов мебели и интерьера, которые непременно захочется иметь в своем доме
- 54 9 50 58k
Чем заканчиваются браки с большой разницей в возрасте и кому не стоит вступать в такой союз
- 63 25 46 76k
Как сегодня живет женщина, которая родила четверняшек в 65 лет, несмотря на протесты врачей
- 200 6 88 104k
20 историй, которые звучат как полная выдумка, но произошли на самом деле
- 110 6 78 43k
18 доказательств того, что котику нельзя просто так взять и пройти мимо елки
Основные этапы жизни человека и их цели и задачи.
В предыдущих статьях уже поднимался вопрос, что является задачей жизни человека, в чем ее смысл, как выбрать жизненный путь, к каким целям стремиться. Сейчас давайте подробнее рассмотрим, что входит в цели и задачи человека на каждом этапе его жизни. Что нужно человеку для счастья в тот или другой жизненный период?
Возрастные стадии развития человека как личности, и что можно считать критерием их успешности, результативности:
1. Младенчество (первый год жизни) — Доверие к миру.
Младенец в этот период должен сформировать базовое доверие к миру, только в этом случае взрослый человек будет чувствовать естественную уверенность, и воспринимать мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство доверия лишь частично сознается в период младенчества.
Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от отношения к нему матери. Недоверие формируется, если ребенок не был желанным, или мать находилась в послеродовой депрессии, испытывала и проявляла тревогу, беспокойство или у нее были сложные отношения с отцом ребенка и младенец не получал должного внимания, заботы, чувства любви. Считается, что дети ничего не понимают в этом возрасте – большинство людей и впрямь не могут припомнить первые годы своей жизни, но эта информация закрепляется на уровне эмоций, мировоззрения, смутного чувства беспокойства или, наоборот, внутренней гармонии. Человек доверяет другим людям так же, как он доверял когда-то своей матери, потому что она является первым “образцом, представителем” мира людей, и эти впечатления остаются в бессознательной памяти. Многие люди живут с чувством тревоги всю жизнь, не понимая ее источника, винят себя, других, но чаще всего бывают далеки от истины. Но есть хороший момент – чувству безопасности, доверию к миру можно научиться и позднее, правда это будет уже сложнее, чем в первый год жизни.
2. Раннее детство. (2 — 3 год жизни) — Самостоятельность, самоконтроль.
Успешное прохождение этого этапа жизни зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим контролировать свои поступки. Именно в этом возрасте ребенок впервые делает упор на “Я сам”, и стремится к достижению определенной самостоятельности. В случае если родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. Дети с неустойчивым чувством доверия могут на стадии самостоятельности стать нерешительными, робкими, могут бояться отстаивать свои права, так что будут искать помощи и поддержки у окружающих.
3. Дошкольный возраст (4 — 6 лет) — Активность без страха ошибки.
Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. Дети энергично обучаются и начинают строить планы: «Я – тот, кем я буду”.
Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы, в будущем становятся активными, предприимчивыми. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка.
Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Когда ребенок скован чувством вины, он чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети боятся постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности или решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.
4. Школьный возраст. (7-12 лет) — Полноценность.
Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания. Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или в своем месте среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, религия или социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную ценность. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно жить в существующем мире. Трудолюбие (компетентность) как непременный критерий успешности этого этапа включает в себя чувство уверенности в том, что в поисках важных личных и общественных целей человек может оказывать положительное влияние на общество.
5. Юность. (13-19 лет) — Цельность, понимание себя.
В этот период молодой человек сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Задача, с которой встречаются молодые люди, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, ученики, спортсмены, музыканты и т.д.) и объединить, включить эти многочисленные образы себя в целостную картину себя, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Юным личностям также нужна уверенность в том, что выбранная ими раньше внутренняя цельность будет принята другими людьми, значимыми для них. Молодые люди стремятся достичь большей уверенности в том, что внутренние и внешние образы этой цельности согласуются между собой. Их представление о себе подтверждается через общение с другими.
В социальном и эмоциональном отношении созревание личности включает в себе новые способы оценки мира и своего отношения к нему. Молодые люди могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного небольшого опыта.
Кризис цельности чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от присущего этому возрасту конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, отчужденность и иногда кидаются в противоположную сторону той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность, т.е. способность молодого человека быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.
6. Ранняя зрелость. (20-30 лет) — Любовь и верность.
В целом это начало взрослой жизни, период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Только теперь человек по-настоящему готов к близким отношениям с другим человеком. До этого времени большинство отношений с противоположным полом были мотивированы поиском цельности, подлинности Я. Для того, чтобы находиться в истинно близких отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у личности было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Напротив, подростковая «любовь» может оказаться ничем иным, как попыткой понять себя, используя для этой цели другого человека. Главная опасность на этапе жизни заключается в излишней озабоченности собой или в избегании близких отношений. Неспособность устанавливать отношения, основанные на чувстве доверия, ведет к чувству одиночества. Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с близостью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчужденности и незаинтересованности в отношениях с коллегами. Положительным критерием прохождения этого этапа является любовь, как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или потери части свободы. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
7. Средняя зрелость (30 — 70 лет) — Забота о других.
Основной задачей этого этапа жизни является забота о будущем благополучии человечества. Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение; забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. Она представляет собой расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес. Являясь важным условием зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений. Она подразумевает заботу более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Забота присуща не только родителям, но и тем, кто вносит свой вклад в воспитание и руководство подрастающим поколением. Сюда также входят новые технические изделия, творческие идеи и произведения искусства.
Те взрослые люди, основным предметом заботы которых являются личные потребности и удобства, они не заботятся ни о ком и ни о чем, лишь потворствуют своим желаниям, чувствуют «кризис старшего возраста». Он выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.
8. Зрелость — Целостность, мудрость.
Для фазы зрелости характерно осмысление и оценка всех стадий развития Я. Чувство целостности, сохранности своего Я проистекает из способности человека оглядеть всю свою жизнь и сказать себе: «Я доволен».
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде неосуществленных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие цельности проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться».
Каждый этап жизни человека имеет свои сильные и слабые стороны, так что неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают личность на поражение в следующий период жизни. В жизни человека неизбежны изменения: люди решают все новые и новые задачи, связанные с их развитием; они переживают поворотные моменты в своей жизни, приобретают новые качества Я. Развитие человека, самосовершенствование, стремление к своему «лучшему Я» происходит (может /должно происходить) на протяжении всего жизненного пути.
(по материалам книги “Идентичность и жизненный цикл”, Э.Эриксон)
3.85 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 3.85 (10 Votes) Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
- Тест на саморазвитие. Диагностика реализации потребностей в саморазвитии.
- Что значит быть по-настоящему взрослым. Мотиваторы.
- Что доступно каждому: правильное мышление и жизнь как произведение искусства.
- Кризис среднего возраста в жизни будущих знаменитостей.
- Шкала экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер. Методика для диагностики осмысленности жизни.
- Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева.
- Назад: Права и обязанности счастливого человека.
Присоединяйтесь к нам на Facebook!
В современном мире большинство людей одержимы идеей карьерного роста и стремятся заработать как можно больше денег. Но встречаются такие оригиналы, которые наоборот полностью отказываются от финансов.
Идея полного отказа от денег – не нова. В свое время ее предлагали многие утопические концепции (к примеру, коммунизм).
Марк Бойл из Ирландии не стремится стать коммунистом, но тоже решил попробовать, как это – жить без денег. Ранее Бойл был успешным менеджером, но со временем парень разочаровался во всей социальной системе, закрыл свои банковские счета, продал имущество и стал жить в фургончике.
«Это мой дом. Я нашел его на сайте, где раздают ненужные вещи. А вот это моя печка. Здесь я готовлю еду последние два года в любую погоду — и в дождь, и в солнце».
С 2009 года Марк Бойл не имеет ни копейки за душой, удивительно, но именно это делает его абсолютно спокойным и счастливым. Единственным предметом, взятым из цивилизации, является ноутбук с солнечной батареей питания. Бывший менеджер сегодня ведет колонку для The Guardian, кроме того Бойл стал основателем проекта Freeconomy, где ирландец описывает жизнь без денег, дает дельные советы и просто делиться личным опытом.
Поначалу, чтобы как-то питаться, Марк забирал в магазинах списанные остатки продуктов, сейчас парень сам выращивает еду – у него есть небольшой огород, иногда Бойл ходит в лес, где тоже можно найти разнообразную пищу.
Вместо зубной пасты у ирландца – порошок из моллюсков, стирает мужчина с помощью мыльнянки, а туалетную бумагу Марк заменил старыми номерами Daily Mail, подаренными ему местными жителями.
«Удивительно, но этот год был самым счастливым в моей жизни. У меня стало больше друзей, чем когда-либо, я не был болен, и я никогда не был настолько физически здоров, я нашел дружбу. Теперь я уверен, что большая часть западной нищеты из-за отсутствия духовности, и, что независимость действительно взаимозависимость».
На подобный эксперимент Марка вдохновил документальный фильм о Ганди. Сначала Бойл хотел пожить без денег лишь год, но со временем понял, что ему нравится вести такой образ жизни постоянно. Единственным разочарованием за это время стал разрыв с девушкой, но Марк не отчаивается и надеется встретить свою вторую половину:
«Я понимаю, что отсутствие денег, автомобиля, карьерных перспектив, горячей воды отвернёт от меня многих женщин. Но я симпатичный, хороший человек, и от моего тела идёт много тепла».
Марк ездит по всей Ирландии в гости к родственникам автостопом. Однажды он хотел таким способом добраться до Индии, но осуществить эту затею помешало незнание французского языка – Марк не мог свободно изъясняться с окружающими, его везде принимали за бродягу и выгоняли. Но Бойл не оставил, а просто отложил задуманное путешествие до тех пор, пока не освоит французский.
Марк Бойл написал и издал книгу о своей жизни, а деньги с продажи направил в благотворительные фонды. Сейчас Бойл пишет вторую книгу с целью приобщить как можно больше людей к своему образу жизни.
«Люди часто спрашивают меня, как я обхожусь без техники. Я нахожу этот вопрос более интересным, чем ответ на него, но я делаю тысячу мелочей, ни один день не похож на другой. Вот, например, что я делал на днях: из стволов деревьев, поваленных в лесу ветром, построил коптильню, чтобы консервировать форель и оленину, — рассказывает Бойл, — На другой день я сделал загон для лошадей. Утром закончил мостить дорожку к хижине, затем обрабатывал оленью шкуру, из которой однажды сошью одежду или еще что-нибудь полезное. Жилы будут вместо ниток».