Содержание
- Во что мы верим?
- Духовный, но не религиозный: во что верят миллениалы
- Вы верующий? Нет, я христианин
- 10 недоказанных вещей, в которые люди все равно верят
- 10. Инопланетяне существуют
- 9. Астрология и искусство предсказания
- 8. Криптиды
- 7. Страшные призраки
- 6. Загробный мир
- 5. Закон кармы
- 4. Интуиция человека
- 3. Разные судьбы
- 2. Религиозные тексты
- 1. Рука Бога
- Все ли равно в кого верить?
- Отвечает первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков
Во что мы верим?
Другое дело — во что верит человек. Эту статью я написал, основываясь на проповеди Анатолия Белоножко, почетного доктора теологии и богословия, епископа и просто замечательного христианина. Я выражаю ему огромную благодарность за его добрые слова и ценные наставления.
Рассмотрим уровни веры по возрастанию: Самая легкая и доступная вера — вера в Бога. «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут». В Бога верят практически все. Потому что это легко, и ни к чему не обязывает человека. У большинства людей это абстрактная вера в абстрактного Бога. Когда спрашиваешь у человека, верит ли он в Бога, большинство отвечает утвердительно. Кто отвечает «местами», кто — «иногда», часто отвечают «да, я верю в Бога и всегда верил «, при этом в одной руке держит бутылку пива, а в другой — сигарету, может быть, что он даже ходит в церковь.
Легкая, но ненадежная вера — вера в других людей. Часто люди верят и надеются на других, и часто остаются разочарованными. Надеяться на других — значит снимать с себя ответственность. А человек должен взять на себя ответственность за свою жизнь.
Самая сильная и жизнеспособная вера — вера в Слово Божье. Человек, который верит в то, что написано в Библии, знает правильные принципы, по которым стоит жить. Слово — это жизненный стержень, который всегда укрепляет человека; это компас, который всегда указывает на правильный выход. Оно несет в себе бесценную пользу.
Многие люди путают религию с верой в Слово Божье. Так вот, религия — это когда человек может ходить в церковь, может носить крест, ставить свечки, иметь дома несколько Библий и еще больше икон; и при этом продолжать ругаться матом, сплетничать, обманывать и т. д. Вера в Слово Божье — это когда человек соглашается с тем, что написано в Библии и желает применить это в жизни. Такой человек четко видит границу между праведностью и грехом. Сплетни и обманы у него вызывают отвращение, а любовь к людям — приоритет для него. Крест находится у него в сердце.
Самая эффективная и самая трудная вера — вера в себя. Если человек не верит в себя, то вера во все остальное не принесет пользы. Ведь компас не поможет, если человек боится им воспользоваться. Напротив, вера в себя позволяет человеку творить грандиозные свершения. Люди, которые верят в себя, но не верят в Слово Божье, могут достичь огромных успехов. Вспомните, например, «Повесть о настоящем человеке». Человек поверил в себя, и эта вера в свои возможности аккумулировала желание и усилия, которые ему помогли. Если у человека нет компаса, но он не станет отчаиваться, а будет упорно искать выход из леса (конечно же, он должен иметь какие-то знания и желание их приобретать для того, чтобы выбраться), то выход он обязательно найдет. Хотя, с компасом это было бы легче.
Человек способен на очень многое, когда верит в себя. Но многое — не всегда значит правильное. Чтобы определить уровень человека, уровень его веры в самого себя, нужно посмотреть, где человек опустит руки. Где вы соглашаетесь с неудачей, останавливаетесь — вот это и есть вы, то, как вы видите себя в своих же глазах. Самая важная оценка — это ваша собственная. Поэтому вера в себя — самая главная вера. Чтобы приобрести веру в себя, нужно избавиться от сомнений и страхов, которые уменьшают самооценку и тем самым ограничивают веру. Нужно вооружиться правильными принципами, поверить в них, в их эффективность, и, главное — поверить в то, что вы все сможете сделать, поверить в себя.
Тогда вы достигнете успеха.
Теги: бог, уверенность, вера, религия, психология
Духовный, но не религиозный: во что верят миллениалы
Если бы в анкете вам встретился вопрос о системе ваших взглядов с тремя возможными вариантами ответов, какой бы вы выбрали?
религиозный
атеист
духовный, но не религиозный
Все чаще современные люди, особенно миллениалы и поколение Z, ставят галочку напротив третьей графы. На сайтах знакомств самыми популярными становятся те, кто в строке вероисповедание пишет что-то вроде «духовный, но не принадлежу к конкретной церкви». Логично: если заявить, что ты атеист, то сочтут суровым материалистом, а если признаться, что христианин, то запишут в консервативные и скучные. А вот «духовный» — это звучит понятно и в каком-то смысле безопасно. Что бы это ни значило, скорее всего, человек находится в поиске себя, исследует мир, открыт к новому, стремится к гармонии и позитивен. И это равно лайк.
В западной культуре это официально называют SBNR (spiritual but not religious — «духовный, но не религиозный»). Впервые термин был сформулирован в работе по антропологии еще в 1960-е в США. Тогда на волне разочарования во власти, авторитетах и общественных стандартах молодежь отправилась на поиски новых ценностей, вместо того чтобы добиваться одобрения старших. В результате религия как социальный институт начала терять свою значимость, но осталась частью внутренней жизни человека. Огромное количество людей стали проживать уникальные опыты, используя при этом традиционные для своей культуры символы или артефакты, заимствованные из других контекстов. Чуть позже это оформилось в движение «нью эйдж» — на сегодняшний день это явление подробно описано учеными и признано глобальным.
В России точно так же на фоне политической и финансовой нестабильности конца 1990-х многие люди бросились на поиски опоры — хотя бы внутренней — и находили ее в самых разных практиках — от йоги до магии. Теперь же, когда мир стал маленьким и глобализированным, перенять любое учение или духовный инструмент стало гораздо проще. Куда бы вы ни приехали, везде найдете людей, которые читают тексты буддистов, заимствуют индуистские традиции и прочие не свойственные их родной культуре вещи. Они сами выбирают, во что верить, и их объединяет несколько качеств. Во-первых, религия и церковь, принятые в их семье и обществе, не вписываются в желаемый образ жизни. Во-вторых, они не хотят испытывать чувство стыда и вины за свои поступки, не хотят ощущать себя грешниками и положить жизнь на искупление грехов. Внутри каждого есть запрос на счастье и развитие, улучшение качества жизни и любовь к себе. В-третьих, они попросту не хотят себя ограничивать ни одной из систем координат.
«Духовный, но не религиозный» буквально означает, что человек выбирает определенного учителя, практику, систему верований или путь самореализации, но при этом они не относит себя к официальной церкви. Но главное здесь не только выбор, а возможность комбинировать, менять и исследовать новые практики в течение жизни, кастомизировать их и самому писать правила собственной духовной жизни, иметь смелость быть собой и своим собственным авторитетом. Все зависит от того, что сработает для тебя здесь и сейчас. Медитации и мантры по утрам, жизнь по лунному календарю, книги Ошо?
Кристаллы — один из заметных и эффективных инструментов в арсенале этой новой духовности. Несмотря на то что долгое время они были частью оккультной области и ведьминских лавок, сегодня камни вышли из тени в мейнстрим-лайфстайл. Проходя мимо книжного магазина в Европе, услышать запах горящего перуанского пало санто, то есть ароматическое дерево, и увидеть рядом кристалл кварца — обычное дело. Сегодня их охотно берут в домашние ритуалы, создают целые алтари или просто ставят на видное место в доме и дарят друг другу, вкладывая в это особый смысл.
Красота и история камней сегодня привлекает внимание и тех, кто верит в их силу, и скептиков. Конечно, часть их магнетизма в эстетике: все цвета радуги, флуоресцентные эффекты, сумасшедшие геометрические формы и совершенно разные размеры от карманной гальки до гигантских форм, способных украсить дома и даже улицы. Глядя на кристаллы, мы видим тысячи лиц матери Земли, ее богатство и неповторимость. Кстати, в контексте разговоров о спасении планеты минералы приобретают особое значение, ведь они пришли из недр земли, а значит хранят ее мудрость тысячелетиями. Несмотря на то, что наукой еще не исследованы все свойства кристаллов, несколько минут с этими частичками вселенной в руках уже обладают целительным эффектом.
Одна из причин, по которой камни заняли видное место в духовной жизни людей, — свобода отношения к ним и многообразие трактовок. Конечно, существуют богатые традиции их использования по всему миру. Инкам пирит заменял зеркало, шаманы смотрели в него, чтобы увидеть прошлое и будущее. Греки натирали тело гематитом перед битвой, чтобы защититься. Но сегодня, чтобы окружать себя их красотой и энергией, не нужна система, каждый сам находит в них нужный смысл. Они поднимают настроение одним своим видом, легко вписываются в современный стиль жизни, превращают дом в красивое и наполненное высокими вибрациями пространство. Чаще всего кристаллы помогают человеку выразить свое намерение во внешний мир. Например, в присутствии прозрачного кварца можно сконцентрироваться на желании разобраться в непонятной ситуации и получить ясный ответ. За вашим вниманием последует энергия и действие, а кристалл поможет сосредоточить все потоки. Но об этом подробнее в наших следующих колонках.
Еще больше камней в quarz.store
Вы верующий? Нет, я христианин
Вам, дорогой читатель, нравится слово «верующий»? Мне, если честно, не очень. Веет от него чем-то холодным и формальным. А еще газеты и ТВ употребляют его часто с сарказмом и иронией. Верующие для них – это не ядро и сердцевина общества, а его окраина и периферия. Некий фрагмент, сектор. А у сектора один корень с сектой.
Какую ассоциацию вызывает у вас фраза: «В соседнем подъезде нашего дома живет верующая женщина…»? Для большинства такая женщина – одинокая, неудачница в браке, как правило, не имеющая нормального контакта со своими детьми, носящая строгую, темного цвета одежду, замкнутая, неразговорчивая, невеселая… Одним словом, ее дух творит соответствующую форму, которой совсем не хочется подражать. Недаром наш религиозный фольклор породил точное, в стиле Грибоедова или Салтыкова-Щедрина, крылатое выражение: «Кто главный враг верующей женщины?» – «Другая верующая женщина».
Были времена, когда верующими женщинами восхищались, потому что эти женщины были настоящими христианками
А ведь были времена, когда верующими женщинами восхищались, потому что эти женщины были настоящими христианками. Сохранились воспоминания святителя Иоанна Златоуста о своей матери, которая в 20 лет осталась вдовой с двумя малыми детьми на руках. До конца жизни она не вступала во второй брак, живя в чистоте. Преподаватели философии и риторики, которые были тогда язычники, видя такую строгую и чистую жизнь, сказали ставшую крылатой фразу: «Посмотрите, какие у христиан женщины».
От своей мамы я слышал другой рассказ. У них в доме после войны жила монахиня. К ней мама с младшей сестрой, еще совсем маленькие девчушки, иногда заходили – просто так, проведать. Уходить им домой не хотелось – такая эта монахиня была добрая и ласковая. Всегда гладила по головке и никогда не отпускала девочек без конфеток или кусочков сахара…
Я помню свою первую встречу с большой дружной многодетной семьей. Это было 25 лет назад, в годы моего юношеского воцерковления, когда мне, молодому человеку, требовался живой пример настоящей христианской жизни. И я его там увидел, когда мы работали в огороде, обедали за большим столом, пили чай в саду из самовара, а вечером после молитв на сон грядущим все вместе пели – в этой семье был свой настоящий хор…
Мы постоянно слышим, что у верующих скоро начинается пост, а в пост верующим нельзя есть мясо и ходить в театр… Верующие по 5–7 часов стоят к мощам или иконе, верующие молятся, каются в грехах, помогают беженцам и заключенным. А теперь стоп! Прошу внести ясность в слова и понятия. Есть среди нас верующие, и есть еще христиане. В чем же между ними разница? Давайте разбираться.
По статистике в нашей стране 85% крещеных людей, которые в основной массе и называют себя верующими. Они признают бытие Божие, но совсем не хотят менять свою жизнь. Их вера не предполагает труда над собой в направлении, указанном Евангелием. Если это люди состоятельные, то в храме такие верующие часто занимают места в VIP-зоне, любят постоять в алтаре, не прочь пообщаться с архиереем. Для этого им не помеха третий брак или сомнительные с точки зрения совести бизнес или образ жизни. Не лучше обстоит дело и у простых людей – все силы и время отнимает работа, а свободное время часто заполняется известной и примитивной пустотой. Большинство людей перестали читать и размышлять о жизни. Вся информация человеком черпается из ТВ или интернета. А ведь христианство постоянно говорит людям о красоте, подвиге жизни, любви друг к другу… Верующими у нас стали почти все – эстрадные певцы и артисты театра, профессиональные боксеры, герои-победители боев без правил и цирковые клоуны, ведущие ток-шоу, спортсмены, банкиры, политики… От такого многообразия начинает рябить в глазах. Старец Моисей Святогорец, проживший на Афоне 35 лет, писал: «У христиан сегодня двойная жизнь, не всегда они обладают чистотой и цельностью личности. Это раздвоение – большое страдание. Христианин не должен казаться одним, а быть другим, говорить одно, а делать другое. Это притворство, хорошее или плохое, не может быть чертой христианина».
С годами все больше появляется вопросов, на которые все труднее находишь ответы. Да и ответы все какие-то с натяжкой. Можно ли таких людей назвать неверующими? Ни в коем случае, даже не пытайтесь. Они действительно верующие, но только по-своему, по-особенному. А вам известно, что даже бесы – это глубоко верующие существа? Их вера в Бога будет для многих из нас упреком на Страшном Суде. Не верите? Прочитайте об этом у апостола Иакова в его послании во 2 главе. Но бесы веруют в Бога и трепещут, а человек должен веровать и радоваться; они веруют и остаются бесами, такими же злыми, мерзкими, лживыми и коварными, а мы должны верить и приобретать ангельские качества и становиться похожими на святых. Довольно трудно ответить человеку, который спрашивает, насколько возможно совмещение веры и неподобающего для этой веры образа жизни и поведения. И вот здесь нам на помощь придет указание существенных отличий христианина от просто верующего человека, пусть и очень хорошего.
Все напрасно и бессмысленно, если наша вера не раскрывается в жизни
Одним из главных принципов христианства, наверное, будут слова апостола Иакова: Человек, покажи мне веру твою из дел твоих (см. Иак 2, 18). Все напрасно и бессмысленно, если наша вера не раскрывается в жизни. Тогда она мертва, как тело без души (см. Иак 2,26), а со временем такая вера станет все более похожей на бесовскую, ибо не совершает главного – изменения к лучшему и доброму самого человека. Замечено, что простые и добрые люди с чуткой совестью легко принимают истины православия и становятся христианами. Совсем другой путь у религиозного формалиста, который верит лишь рассудком, не включая сердце в восприятие духовной жизни. Не ожившее для новой жизни сердце будет причиной полного духовного бесплодия всех трудов и усилий. В христианстве всегда на первом месте была жизнь человеческого сердца. Именно в сердце фокусировался весь человек, здесь отражалась вся его жизнь. В Новом Завете с особой теплотой описана жизнь первых христиан. Сказано, что все они были вместе и имели все общее; продавали свои имения и земли, а полученные от продажи средства разделяли на всех, смотря по нужде каждого; каждый день единодушно пребывали в храме, совершая Евхаристию, и самое главное – находились в любви у всего народа (см. Деян 2, 44-47).
С особой тревогой и заботой апостолы следили за чистотой жизни своей паствы.
Только бы кто не пострадал из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, – обращается к первым христианам апостол Петр, – а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь (1 Петр 4 15,16).
Преподобный Иоанн Лествичник дает емкое и точное определение христианина: «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу» (Леств. 1,4). Виден акцент, сделанный на труд и подвиг жизни. Очевидна связь веры – правой и непорочной – с чистотой жизни. Во Христе показан идеал, которому следует всеми силами подражать. Только так верующий человек может со временем стать христианином. Важно понять – христианином не рождаются, им становятся.
«Христианин призван прежде всего прислушиваться к голосу Евангелия, – учит старец Моисей Святогорец, – зовущему его к постоянному риску комфортом, который им обладает… Отвечать перед Богом мы будем не только за то, что не делали плохого, но и за то, что не делали хорошего, не возлюбили добродетель…»
Мне бы хотелось, чтобы чаще в нашей речи употреблялось слово христианин. Не бойтесь использовать его, особенно в разговорах с друзьями и родственниками, с родителями других детей и соседями по этажу. Говорите, что христианин не может блудить, воровать, обманывать, обижать, пьянствовать… Это не просто и не только верующий человек. Это ученик и последователь самого Христа, совершающий иногда, как человек, ошибки и падения, но всегда об этом скорбящий и переживающий. Вы – соль земли и свет мира, – эти слова сказаны про христиан и христианам. Я замечал, что слово христианин обладает особой притягательной силой. Также как герой или рыцарь. Христианином хочется стать, на него хочется быть похожим. А почему – ответ мы знаем. Он сокрыт в личности Христа – самого прекрасного из сынов человеческих. А Его благородные и лучшие качества призван развить в себе и раскрыть перед другими людьми именно христианин – подлинно верующий человек.
10 недоказанных вещей, в которые люди все равно верят
Невероятные факты
Эмпирические доказательства позволяют нам понять, во что верить, а во что нет, но иногда получить холодные жесткие факты просто невозможно. Даже когда у нас нет твердых доказательств, подтверждающих существование чего-либо, людям свойственно все равно «расширять» свою веру в определенные явления.
Существует великое множество таких вещей, существование которых еще предстоит доказать, ниже же представлены топ-10 из них, в которые мы верим, несмотря на отсутствие поддающихся проверке доказательств.
10. Инопланетяне существуют
Несмотря на то, что теорий заговоров и теорий об НЛО существует достаточное количество, у нас нет прямых доказательств, что в пространстве за пределами нашей планеты существуют другие формы жизни. Тем не менее, многие люди твердо верят, что есть жизнь на других планетах, или что она существовала в какой-то период в прошлом.
Смотря видео, на которых демонстрируются необъяснимые объекты в небе, читая личные свидетельства людей, которые рассказывают о том, как они попали на космический корабль, мы хотим верить, что вне нашей планеты существует жизнь, даже если это еще предстоит доказать.
9. Астрология и искусство предсказания
Астрология – это не новое для нас понятие, потому как люди на протяжении веков принимали важные решения в своей жизни, основываясь на звездах. Без каких-либо реальных доказательств того, что путь планет и звезд фактически формируют личность человека, мы полагаем, что если родились под определенным знаком зодиака, то практически обязаны обладать определенным набором характеристик.
Ежедневные гороскопы и астрологические карты стали руководящим инструментом к действию для многих людей, которые действительно думают, что дата их рождения определяет судьбу, и что она может помочь им ежедневно принимать решения.
8. Криптиды
Криптиды – это животные, существование которых не было доказано наукой, также как существование снежного человека. Существует некоторое количество любительских фотографий, а также зафиксированные со слов очевидцев наблюдения. На основе этого мы полагаем, что эти существа ходили по земле или плавали, даже если никаких останков от них никогда не было обнаружено, и их присутствие на земле официально не признано.
До тех пор, пока Лохнесское чудовище или другой крептид не будет пойман, их будут продолжать относить к мистическим существам, доказательств жизни которых нет.
7. Страшные призраки
Любой кто утверждает, что видел призрака, может сказать, что есть доказательства существования духов, но скептики утверждают, что происхождение любого призрака может быть объяснено приемами освещения или другими логическими причинами. В конце концов, никогда не может быть бесспорным вопрос доказательства материального существования призраков.
В то время, как охотники за призраками вооружаются различными электронными устройствами для измерения активности духов, получаемые ими результаты всегда можно интерпретировать по-разному. Тем не менее, мы верим во встречи с призраками, полагая, что если в темноте что-то внезапно движется, то это, несомненно, призрак.
6. Загробный мир
Психические среды позволяют поговорить с людьми, которые умерли, и дуга которых перешла в иное состояние. Медиумы рассказывают о деталях, которые они якобы слышат от умерших их живым родным и близким. Несмотря на отсутствие каких-либо реальных доказательств того, как именно экстрасенсы пришли к той информации, которую они выдают, мы все равно полагаем, что они слышат какие-то звуки от умерших людей и даже видят их.
В то время как сами медиумы не говорят о том, что полученная ими информация верна на 100 процентов, наше желание поговорить с умершими родными и близкими настолько велико, что мы не замечаем их ошибок и зачастую предоставляем им презумпцию невиновности.
5. Закон кармы
Независимо от того, называете ли вы это «кармой» или же говорите: «что посеешь, то и пожнешь», у людей есть общее убеждение, что то, как вы ведете себя сегодня, каким-то образом демонстрирует, что с вами будет происходить завтра. Не основываясь ни на чем, мы полагаем, что если сейчас мы поступаем хорошо в соответствии с принципами морали, то в будущем нас ждет только позитив.
Несмотря на наличие простого факта, говорящего о том, что мы никогда не сможем доказать, что карма существует, все равно многие люди живут в надежде, что смогут получить преимущества, которые она обещает.
4. Интуиция человека
Называйте это интуицией или шестым чувством, но мы считаем, что иногда именно оно помогает нам принимать какие-либо решения. Интуиция подсказывает нам можно ли верить тому или иному человеку, развестись, не идти по определенной улице, или направляет нас по конкретному пути.
Казалось бы, при отсутствии логического объяснения, наша интуиция помогает нам принимать решения с уверенностью и чувствовать, что мы делаем это на основе «доверенной власти», которая выше нас. Мы дарим интуиции право показать нам каким путем идти, когда оказываемся на развилке.
3. Разные судьбы
Фраза «все происходит по конкретной причине» слышна повсеместно, особенно после того, как случается что-либо плохое. Хотя у нас нет реальных оснований полагать, что у каждого происходящего события в жизни есть причина, мы все равно говорим себе, что некоторые события, если не все, случаются именно тогда, когда им суждено случиться.
Идея о существовании судьбы дарит нам комфорт и помогает собраться после того, как случается что-то плохое.
2. Религиозные тексты
Независимо от своего происхождения большинство из нас верит в какую-либо ветвь религии. Религии учат тексты, такие как Библия, которые, как полагается, излагают как человеку нужно жить по мнению высших сил. Мы верим в истории про людей, которые жили на протяжении нескольких сотен лет, совершали фантастические подвиги, и даже смогли победить смерть, потому что все это является частью религиозного текста.
Хотя не существует никаких доказательств того, что эти работы являются истинным отражением какой-либо высшей силы, люди делают все возможное, чтобы соблюдать правила нравственности, изложенные в религиозных книгах.
1. Рука Бога
Самое легкое, во что верит человек, это высшая сила, или Бог, который каким-либо образом видит все наши деяния и направляет нас по жизненному пути. Начиная от мысли, что наша внутренняя молитва всегда слышится, и заканчивая нашей верой в то, что после смерти человек встречается с высшей силой, мы полагаем, что Бог – это не просто реальность, он повсюду.
Однако, существование Бога не может быть доказано с помощью каких-либо эмпирических данных, но тем не менее, понятие о высшей силе – это то, что связывает нас с древнейшими людьми и друг с другом.
Все ли равно в кого верить?
Почему я верю, но не религиозна?
Сначала отделим зерна от плевел. Вера – это человеческая потребность, совершенно естественная и ясная. Верить – это способ понимать, познавать и пробовать на вкус окружающий мир. Не важно, как назвать то, во что, собственно, веришь – Бог или, скажем, Высший Разум, – важно, что душа работает. Ни в регулярных походах в храм, ни в ежедневном чтении молитв бог в человеке не проявляется. Это – внешнее. А проявляется бог в человеке изнутри, и называется он – совесть. Совестливый человек, рефлексирующий – значит, есть в нем та самая божественная искра. В моем понимании, если человек замечает несовершенства мира и молится, чтобы их не было – это лень. Если же человек видит в мире изъяны и стремится их исправить делом – это вера. Так что в этом смысле я человек вполне верующий.
Верующий – но не религиозный. Религия – это человеческое изобретение, придуманное для поддержания общественного порядка. Уздечка. Чаще – строгая уздечка: дернул – все испуганно присели.
Вообще идея делить бога на религии кажется мне странной. Вот мне совершенно все равно, как его зовут – Иисус, Аллах, Вишну или Сергей Васильевич, все равно, как он мог бы выглядеть – носит ли он чалму или задорное бикини в клубничках. Важнее понимание, что все происходящее вокруг – не случайный хаотичный процесс, а Система. Система закономерностей и чудес. Поэтому бог – это не тот «парень» из Ветхого Завета и не «ребятишки» из Махабхараты. Бог – это сущность выше всяких имен и персонификаций.
…Конечно, это все личное. Вероятно, есть что-то удивительно хорошее именно в религиозной системе, чего я не вижу – то ли в силу недостатка ума, то ли по недостаточной образованности или чрезмерной зашоренности. Но вижу – так. Религия – чуждо и страшно, вера – необходимо и естественно.
Тина Н.,
интернет-сообщество «Живой журнал»
Отвечает первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков
Мне кажется, Тина, Ваше определение веры чересчур общо. «Пробовать на вкус» окружающий мир можно через ощущения, душевные движения, которые не обязательно предполагают веру. Человек способен жить «полной жизнью», вкушать горе и радость, любить и ненавидеть; он может творить, быть великолепным художником, писателем… И при этом не иметь никакой веры, считать все, с ним происходящее, плодом своих желаний, везения-невезения, и только.
Но вера – это другое. В первую очередь – уверенность в том, что у жизни есть особый смысл, что существуют различные необъяснимые природными, биологическими, социологическими причинами ценности. Можно быть атеистом, считать: я умру, распадусь на молекулы и атомы… но верить, что мои дети будут жить при коммунизме. И ради этого коммунистического завтра убивать или идти на смерть. А можно верить иначе… Когда Христос говорит: кто положит душу за Меня и Евангелие, тот душу спасет – как это понимать? Ведь само словосочетание «спасение души» не имеет смысла вне веры! И кто-то верит в то, что есть душа, и что можно жить и умереть ради Христа, и в этом – высший смысл жизни.
Все это – вера. И на первый взгляд, действительно, кажется: во что веришь – неважно. Я сам в свое время увлекался и толстовством, и Рерихом, и Евангелием увлекался. Мне достаточно было, что в отличие от науки, которая отвечает на вопрос «как мир устроен?», существует вера со свои вопросом: а зачем существует мир? И ответ на это «зачем» – есть Бог. Мы живем, Вселенная наполнена галактиками, горит Солнце, растет трава – и всюду бог. Мне казалось, что остальное – плод человеческой фантазии. И что неважно, как верить, во что верить. Я смотрел с восторгом на мир как на бесконечную сокровищницу волшебных чудес и тайных знаков и упивался своей духовной широтой. Но стоило только столкнуться с религиозной верой, с верой как институтом – я ее сразу же начинал презирать.
Своих православных знакомых я считал чудовищно невежественными (хотя это были люди умные и образованные). Когда я слышал, что они общаются с Богом, считая Его Личностью, которой можно сказать «Ты», то внутренне потешался. Воспитание не позволяло с ними спорить, но мне казалось это крайним примитивом, величайшей наивностью.
Так я думал о христианстве, которое – независимо от того, как относиться ко Христу – безусловно пример глубокой веры. И вот какой парадокс: получалось, как только я соприкасался с христианством, мне почему-то становилось не все равно, как верить и как называть Бога.
Я принимал боксерскую стойку: ах вы, примитивные клерикалы, как вы смели присвоить Бога себе!.. Оказывалось – я не желал видеть Его глазами православных, мусульман, иудеев. И проповедуя «всеобщего бога», я оказывался вовсе не универсалистом, потому что постоянно отвергал Бога Библии, Евангелия, Корана…
Мне казалось: правда – на стороне моих мудрых друзей, равно почитавших и Христа, и Толстого, и Рериха. Меня не коробило, что Лев Николаевич ради своих идей безбожно чиркал Новый Завет и убирал оттуда все, что ему не нравилось. Мне было «очевидно», что Рерих нес истинный свет единой веры Запада и Востока – и не смущало, что его высокогорные учителя с восторгом писали «махатме» Ленину… А когда я все-таки задумался и спросил своего знакомого агни-йога, как же Ленин, истреблявший священников, оказался «махатмой», то услышал: потому что, покончив с всевластьем православия, тот очистил Россию для будущего «просвещения», грядущего с Востока. И почему-то впервые не испытал восхищения от такой широты взглядов…
Прошло много времени, и мы снова говорили, но я был уже православным. И я с болью говорил своему другу: ведь в Индии, куда едут твои единоверцы, многие из них погибают во время своих аскетических опытов! Умирают, с вашей точки зрения, без спасения! – Да, умирают, – спокойно согласился мой друг.
Его голос не дрогнул. Потому что он твердо верил, что неспасшихся ожидает «всего лишь» еще одна реинкарнация, новая жизнь – и так до тех пор, пока они не покинут колесо сансары. А я – я был уже убежден, что людей этих лишили главного – одной, данной им для спасения, жизни. Мне было страшно и горько. А моему другу – нисколечко…
***
Вера – понятие общее. Но далее начинаются пропасти и разломы. Да, мы все молимся, ищем любви и спасения. Но кому молимся? Как понимаем смысл слова «любовь»? В чем чаем спасения?..
Не могу же я согласиться с тем, что Христос и богиня Кали, для которой приносили в жертву (удушали) сотни тысяч людей – одно и то же! Вы можете, конечно, напомнить о жертвах инквизиции – да, это было в истории христианства. Но совесть христиан до сих пор неспокойна, и это само по себе свидетельство различия. Не может заболеть совесть у поклонников чудища с крокодильей головой! – они принимают его таким, каков он есть. А Христос – Сам, всем образом Своих мыслей и дел приводит к тому, что рабство – плохо; что женщина не ниже мужчины; что не должно быть разделения на «эллинов» и «иудеев»…
Человек, веруя, пытается взять пример с предмета своей веры. И тот, кто возлюбил фюрера «великого рейха», будет совершенно иначе смотреть на вещи, нежели любящий распятого Христа.
Это, быть может, не так легко объяснить сразу, в одном разговоре.
Столь же нелегко сходу убедить, что придумать то же самое христианство человеческим умом – невозможно. Знаете, Тертуллиану приписывается выражение «верую, ибо абсурдно». Непосредственно этой фразы у него нет, но он и многие другие апологеты в самые первые века христианства говорили: посмотрите, наша вера истинна, потому что ее невозможно изобрести!..
***
Недоумение по поводу такого Бога присутствовало и в другие времена, у других народов. Вот диалог из романа японского писателя середины двадцатого века Сюсако Эндо Самурай». Роман посвящен событиям XVII века, когда накануне гонений на христиан в Японии оттуда в Европу отправилась последняя японская делегация. По пути самураи посетили Мексику. И в этом эпизоде писатель рисует встречу главного героя романа с японцем, который в свое время принял католицизм, стал монахом, переехал в Центральную Америку, но здесь бежал из монастыря, видя, как испанцы избивают и мучают индейцев.
Однако, вопреки ожиданиям Самурая, японец остался верующим христианином. И вот они говорят о Христе:
– Нет, я не могу без конца думать об этом человеке, – прошептал Самурай извиняющимся тоном.
– Это неважно. Даже если вы не отдадите Ему своего сердца, Он все равно отдаст вам Свое.
– Я проживу и без этого.
– Вы в этом уверены?
Бывший монах с жалостью глядел на Самурая, теребя в руках лист…
– Плачущий ищет того, кто будет плакать вместе с ним. Стенающий ищет того, кто прислушается к его стенаниям. Как бы ни менялся мир, плачущий, стенающий всегда будет взывать к Нему. Ради этого Он и существует.
– Я этого не понимаю.
– Когда-нибудь поймете. Когда-нибудь вы это поймете.
Кстати, этот отрывок из романа Сюсаку Эндо иногда удерживает меня от отчаяния – если почему-то страдаю. Ведь страдание – это тоже путь. Оно заставляет поднять голову и посмотреть, что есть в моей жизни единственная цель, ради которой только и можно жить и умереть однажды.
Христос приходит не к благополучному – а к плачущему, страдающему. И в этом есть глубокий смысл. Страдание может вести к истине, что-то очень важное, глубокое открывается человеку в опыте страдания. Поверьте, я говорю не о вычитанном в книгах, а о реальном опыте, о том, что прочувствовал, что называется, «своей шкурой».
Когда тоска по любви и состраданию достигает предельной точки, никакой иной бог не может прийти и быть со мною. Только Христос. И мне не стыдно перед Ним за свою слабость.
Вера парадоксальна. Причем это не голое утверждение. Если Вы непредвзято прочитаете текст Евангелия, то убедитесь, что не только римляне, но даже сами ученики Христа, апостолы, не могли многого понять в происходившем. Отсюда неверие Фомы, что Христос действительно воскрес. Евангельская история «изнутри», с точки зрения ее непосредственных участников-апостолов, была, по крайней мере, до Воскресения, чередой логически не увязываемых между собой событий. Они постигались не логикой, но сердцем и живой верой. Фарисеи же, люди весьма благочестивые, но логичные, духовно-расчетливые – в конечном итоге Христа и вовсе возненавидели: вся их логичная система рушилась перед Ним, весь их авторитет, все их предписания. Спаситель оказался «не таким», каким Его представляли себе фарисеи!..
Я не представляю, можно ли придумать подобную историю. Во всех творениях литературного гения, несмотря на потрясения, моменты удивительно сильного сопереживания с автором и героями, я все же не встретил ничего сочиненного, чему можно было бы так поверить. Евангелие – уникально. А ведь у него даже нет единого автора – но почему всюду, независимо от имени повествователя или автора послания, та же сила и достоверность? Откуда?..
Вы, быть может, спросите о священных книгах других религий… Возможно, там тоже есть такие же невероятно живые вещи. И вполне возможно, все они тоже не плод авторской фантазии, а откровение, посланное с той стороны. Но для меня и в этом случае важен не только факт проявление запредельного. Прежде чем отозваться на призыв, я должен понять, чей же именно голос зовет меня.
Почему так? Когда люди начинают говорить, что бог у всех один, я как христианин задаюсь вопросом: как же я могу совместить свою веру в Христа-Бога с точкой зрения восточных вероучений, для которых слезы и жалость – проявление слабости, одна из низких черт приверженности земным страстям? Христос заплакал перед могилой Своего друга, Лазаря (которого минуту спустя воскресил)… Что это – высшее проявление любви, или недостойная Высшего существа слабость? Есть буддийская притча, как мать умершего ребенка пришла к Будде просить о помощи. Тот согласился, но при одном условии – что она принесет ему горсть земли, на которой никто никогда не умирал. Женщина поискала-поискала – и поняла наивность своей мечты. Сравните это с Христом, Который воскресил умершую девочку (Евангелие от Марка, глава 5, стихи 35-42). Как совместить одно с другим? Неужели мне, христианину, это не должно быть важно?
Да, в каждой религиозной системе есть вера в высшую силу, но у этой высшей силы слишком разные обличья, чтобы можно было успокоиться. Человек-то уподобляется именно тому, во что он верит! Если он исповедует культ богини Кали, то покоряется страшной красоте плотоядного существа, которое требует человеческих жизней, он становится жрецом-душителем людей. Что здесь общего с представление христиан о своем Боге? Может, совесть устроена по-разному?
Ведь человеку совестно не беспричинно! Совесть – словно волна, радиопередатчик, а источник сигнала, «голос диктора» – тот, в кого ты веришь.
Нацист, уверенный в том, что арийцы – сверхчеловеки, а инородцы – нелюди, может искренне мучиться совестью за грубое слово в адрес своего партайгеноссе. И при этом спокойно отправлять в газовую камеру «евреев» и «коммунистов» (независимо от пола и возраста). Почему же совесть молчит? Потому что «на другом конце провода» – не Христос, а фюрер. Если мы признаем единство Того и другого, это будет даже абсурднее, чем утверждение, что Пол Пот и махатма Ганди одно и то же, поскольку оба были политиками.
Сказать, что боги, которым люди поклоняются, едины – значит признать, что совершенно все равно, кто перед глазами человека – существо, жаждущее крови, или Мученик, проливший за нас Кровь на кресте. Согласитесь, чтобы с этим смириться, нужно что-то в себе сломать. Но сделать это я не могу. Да и не хочу.
Это нельзя. Невозможно. И потому именно, что вера, вопреки Вашему утверждению, никогда не ленива. Она соединяет в себе молитву – и стремление преобразить мир. Стремление такой невероятной силы, что перед ним отступают и власть, и стихия.
Кто из наших соотечественников молился более многих? Сергий Радонежский? Серафим Саровский? Но первый своими руками построил монастырь; он вместе с князьями решал вопрос, быть ли Куликовской битве! А второй – вовсе не «просто-отшельник». Он жил в саровском бору с послушанием сторожа монастырского леса (за что чуть не был убит ворами), трудился, принимал тысячи страждущих людей…
Если Вы реалистически посмотрите на верующих, то непременно обратите внимание: те, кто молится о несовершенном мире, обязательно пытаются этот мир изменить. И раздражать в религиозных людях может, скорее, что они слишком активны! Вот еще парадокс веры. Верующий – деятелен. Посмотрите: в наше время самые активные «герои» – это религиозные экстремисты всех мастей. Разве они не молятся? Молятся, еще как! Но то, каков плод их молитвы, лишь серьезнее заставляет задуматься: может ли быть так, что у нас с ними один Бог? Мой вывод – нет, не один и тот же. И я вновь обращаюсь ко Христу. Единственному Богу, кроме Которого иных – не знаю.
Рисунок Веры Маханьковой
На заставке: кадр из фильма Мела Гибсона “Апокалипто”