Содержание
Священномученик Вениамин (Казанский)
В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Вениамин (Казанский) ». Составитель Ольга Рожнева.
Священномученик Вениамин (Казанский) / Сост. О.Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 128 с.
Священномученик Вениамин (Казанский; 1873–1922) — митрополит Петроградский и Гдовский. О его жизни и подвиге стояния за Церковь на рубеже эпох повествует эта книга.
Священномученик Вениамин, расстрелянный 13 августа 1922 года, был одним из первых священномучеников, прославленных Русской Православной Церковью после падения коммунистического режима. Имя митрополита Вениамина всегда хранилось в памяти народной, и никто из знавших его не сомневался, что он святой.
Об отношении народа к владыке Вениамину можно судить по следующему факту. Когда в 1917 году правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян, в некоторых епархиях это стало причиной нестроений и разногласий. В Петрограде же, в отличие от других губерний, страсти не разгорелись и все прошло на редкость спокойно: епархия проголосовала за епископа Вениамина с редким единодушием, что объяснялось народной любовью к нему. Он стал поистине народным избранником.
Протоиерей Михаил Польский писал: «Петроградское население огромным большинством (в том числе голосами почти всех рабочих) вотировало за владыку Вениамина. Оно давно его знало и было глубоко привязано к нему за его доброту, доступность и неизменно сердечное и отзывчивое отношение к своей пастве и к нуждам ее отдельных членов. Митрополит Вениамин, уже будучи в этом сане, охотно отправлялся по этому зову для совершения молений и треб в самые отдаленные и бедные закоулки Петрограда… Иногда он до позднего вечера выслушивал обращавшихся к нему, никого не отпуская без благостного совета, без теплого утешения, забывая о себе, о своем отдыхе, о пище…»
«Если в России в это мрачное время был человек абсолютно, искренне “аполитичный”, то это был митрополит Вениамин. Это настроение было в нем не вынужденным, не результатом какой-либо внутренней борьбы и душевных преодолений. Нет. Его евангельски простая и возвышенная душа легко и естественно парила над всем временным и условным, над копошащимися где-то внизу политическими страстями и раздорами. Он был необыкновенно чуток к бедам, нуждам и переживаниям своей паствы, помогая всем, кому мог и как умел, — в случае надобности просил, хлопотал… Его благородный дух не видел в этом никакого унижения, несогласованности с его высоким саном. Но в то же время всякую “политику” он неумолимо отметал во всех своих действиях, начинаниях и беседах, даже интимных. Можно сказать, что этот элемент для него просто не существовал. Всякие политические стрелы просто скользили по нему, не вызывая никакой реакции. Казалось, что в этом отношении он весь закован в сталь. Ни страха, ни расчета здесь никакого не было (это доказало будущее). Митрополит лишь осуществлял на деле то, что (может быть, с большим основанием) было почти невыполнимым: евангельское исключение из религиозной жизни всякой политики…»
…К владыке Вениамину явился глава обновленцев Александр Введенский в сопровождении Ивана Петровича Бакаева, петроградского коменданта. Они поставили перед владыкой Вениамином ультиматум: либо он признает обновленцев и законность обновленческого Высшего церковного управления, либо владыка и его ближайшие духовные помощники будут привлечены к суду и осуждены на смерть. Митрополит спокойно выслушал этот ультиматум и немедленно ответил категорическим отказом.
Уже 1 июня 1922 года губернский отдел ГПУ в Петрограде получил из Москвы телеграмму с приказом арестовать митрополита Вениамина и привлечь его к суду. Петроградские чекисты долго не церемонились, для них эта телеграмма была радостной и долгожданной. В тот же день митрополит Вениамин был арестован по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей. Но всем, в том числе и самому владыке, было понятно, что причиной ареста стала его принципиальная позиция в отношении обновленцев и их ВЦУ.
На процессе митрополит держался мужественно, вину не признал, а свое последнее слово преимущественно посвятил доказательствам невиновности других подсудимых. Он и перед лицом смерти оставался таким, как и всегда: сосредоточенным на молитве, спокойным, мирным. Владыка являлся центром всего громадного судебного процесса и именно за ним следили сотни глаз как его врагов, так и преданно любившей его паствы, заполнявшей, если ее допускали, зал заседаний.
За несколько дней до расстрела митрополит Вениамин (Казанский) в письме писал: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа и от своих, и от чужих». Писал еще: «Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога».
Петроградский революционный трибунал приговорил к расстрелу десятерых подсудимых, шестерым из которых смертная казнь была заменена лишением свободы. Владыка Вениамин (Казанский) был расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), адвокатом И. М. Ковшаровым и профессором Ю. П. Новицким.
Незадолго до расстрела митрополиту Вениамину удалось передать на волю клобук, внутри которого он написал: «Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным».
В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил митрополита Вениамина (Казанского) к лику святых. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры в его память установлен кенотаф.
Храмы в честь святого священномученика Вениамина (Казанского) возвели в городе Няндома Архангельской области и в деревне Янино Выборгской епархии Санкт-Петербургской митрополии. В Москве, в Зюзино возводится храмовый комплекс в честь святого.
Святый священномучениче Вениамине, моли Бога о нас!
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский
ПоделитьсяСвященномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский
Борьба с голодом, охватившим Россию в двадцатых годах, стала поводом для развязывания кампании против Православной церкви. Согласно принятому большевиками декрету об изъятии церковного имущества в пользу голодающих, из храмов конфисковывались предметы, имеющие не только материальную, но, в первую очередь, духовную ценность. Власти провоцировали верующих на противостояние, а затем жестоко подавляли протесты. Петроградский митрополит Вениамин, чтобы избежать кровопролития в своей епархии, обратился к правительству с просьбой заменить насильственное изъятие ценностей добровольным пожертвованием. В этом случае православные могли уберечь от поругания святыни и богослужебные предметы, заменяя их иными драгоценностями или деньгами.
Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов поначалу одобрил примирительную политику митрополита. Депутатская комиссия помощи голодающим — на советском новоязе ее называли Помголом, совместно с правлением общества православных приходов стали разрабатывать наиболее приемлемый порядок передачи ценностей. Когда сторонам оставалось только подписать соответствующее соглашение, власти неожиданно заявили, что ни о каких добровольных пожертвованиях и тем более о контроле над их расходованием не может быть и речи.
Провалив все дипломатические усилия владыки, члены Помгола приступили к варварскому изъятию церковных ценностей. В городе произошло несколько случаев стихийного противостояния верующих и грабителей в законе. В это же время в газетах вышла статья, подписанная так называемыми обновленцами — священниками, которые, декларируя обновление Церкви, выполняли заказ большевиков сделать Её подконтрольной властям. Двенадцать подписантов укоряли православных в «контрреволюционном нежелании отдавать церковное имущество в пользу голодающих».
Инициатора статьи, Александра Введенского, большевики планировали сделать новым церковным лидером. Через несколько дней этот человек явился к митрополиту Вениамину с ультиматумом. Обновленец заявил, что является делегатом созданного в Москве нового верховного церковного управления и настаивал, чтобы владыка признал его полномочия. В ответ архипастырь издал постановление об отлучении Александра Введенского от Церкви до его покаяния. Чекисты потребовали, чтобы владыка Вениамин отменил это постановление,и угрожали, что в противном случае он серьезно пострадает. Святитель отказался, и через несколько дней был арестован.
Все эпизоды сопротивления изъятию ценностей власти объединили в единый уголовный процесс, главным обвиняемым по которому был объявлен митрополит Вениамин (Казанский). Вместе с ним на скамью подсудимых сели члены правления общества православных приходов. Центральным пунктом обвинения против владыки было то самое обращение, в котором он обосновывал необходимость корректировки декрета об изъятии имущества из храмов. Во время допроса судьи всячески подталкивали митрополита Вениамина к тому, чтобы он переложил ответственность за создание обращения на кого-либо из паствы. Казалось, назови владыка редактора или вдохновителя своего послания или отрекись от его содержания — и будет спасён.
СУДЬЯ:
Гражданин Казанский, свое обращение вы писали самостоятельно, или посоветовавшись с кем-нибудь?
МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН:
Я написал его самостоятельно.
СУДЬЯ:
Но разве вы против передачи церковного имущества в пользу голодающих?
МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН:
Я считал и считаю необходимым отдавать для спасения людей церковные ценности, но не мог благословить кощунственный способ их изъятия. Потому и предложил альтернативу.
Свое последнее слово Владыка посвятил защите других подсудимых, так что судья сделал ему замечание.
СУДЬЯ:
Вы всё говорите о других. Трибуналу желательно знать, что же вы скажете о самом себе.
МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН:
Что я могу вам о себе сказать. Разве лишь одно… Что бы вы не провозгласили в вашем приговоре, я с одинаковым благоговением возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все.
Адвокат владыки Вениамина в своей защитной речи предостерегал судей: «Если митрополит погибнет за свою безграничную преданность Церкви, он станет опаснее для советской власти, чем теперь. Непреложный исторический закон свидетельствует, что на крови мучеников растёт, крепнет и возвеличивается вера». Эти слова оказались пророческими. Митрополит Вениамин (Казанский), расстрелянный по приговору революционного трибунала, через семьдесят лет был причислен к лику святых. Своей мученической смертью за Христа он помог потомкам, воспитанным вне церковной ограды, сделать выбор в пользу православной веры.
Священномученик Вениами́н (Казанский), Петроградский, митрополит
Минея. 31-е июля. Священномученика Вениамина, митрополита Петроградскаго
Минея дополнительная. 31-е июля. Священномученика Вениамина, митрополита Петроградскаго
Служба сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому и Гдовскому, и иже с ним пострадавшим
На Господи, воззвах, стихиры предпразднству на 3 и святым на 5, глас 4-й:
Издетска чтению словес Божиих прилежал еси,/ неленостно поучаяся в законе Господнем,/ чистою любовию к Богу прилепился еси,/ священномучениче Вениамине,/ мучеников подвига желанием уязвился еси,/ святителю славный Церкве нашея./ Егда же приведе тя Христос ко жребию оному,/ ничтоже убоялся еси,/ обаче благодарне рекл еси:/ слава Тебе, Богу нашему, во веки веков.
Избранный народом Божиим на кафедру святителей Петербуржских,/ никогдаже покоя телеснаго имел еси,/ но во вся пределы града стольнаго стопы своя направлял еси,/ не гнушаяся единем чадом Церкве Божия,/ собирая воедино паству твою духом смирения и милосердия,/ священномучениче Вениамине, отче наш,/ не забуди и нас, но кротостию твоею посети души наша.
Яко матерь о чадех своих болезнующая,/ тако жилища убогих и незнатных посещал еси,/ совершая людем неимущим/ службы яже ко спасению потребная,/ избегая почестей мирских и славы века сего непостоянныя,/ предстоятелю Церкве Петербургския,/ образе благочестия и кротости,/ просветивый напоследок времен люди твоя/ присносущным светом евангельским.
Стезею самоотречения и любве/ в жизни земней шествовал еси/ и достигл еси Иерусалима вышняго,/ божественным светом осияваем,/ обаче и дольняго града своего славы не лишил еси,/ облагоухал еси фимиамом Православия берега Невския/ житием своим чудным уяснил еси нетленную красоту заповедей Господних.
Благородство души твоея Христос Бог провидев,/ саном архиерейским возвеличи тя,/ расширяя стадо и умножая труды твоя./ Ты же, священноначальниче Вениамине,/ на высоте сей духом смирен и неизменен пребыл еси,/ заботы о людей угнетаемых не оставляя./ И ныне молим тя, святителю чадолюбиве:/ не остави паствы твоея,/ но посети ю милосердием твоим.
Слава, глас 6-й:
Глаголет Господь во святем Евангелии:/ «Не убойтеся убивающих тело»./ Тако и ты, святе Вениамине,/ на высоту духовную восшед/ не устрашился еси угроз власти безбожныя,/ но укрепляем благодатию Духа Пресвятаго/ мученическую кончину благодарне приял еси./ И ныне молися о всех нас,/ да пребудем и мы неколебимы и тверды/ в вере Православной во вся дни живота нашего.
И ныне, догматик 6-го гласа.
Прокимен дня. Паримии священномученические.
На литии стихира храма и святым, глас 1-й:
Креста всечестнаго непоборимая сила/ укрепляше вас в подвизе вашем,/ святителю Вениамине, архимандрите Сергие, Иоанне и Георгие,/ избранни бысте яко вернии раби Христовы,/ мученицы четверочисленнии,/ во образ четвероконечнаго Креста Господня,/ освящающаго вселенныя четыре концы.
Блажен град, иже прия телеса ваша,/ и земля, иже напоена кровьми вашими,/ мученицы четверочисленнии,/ неповинно убиеннии,/ молитеся ко Творцу всяческих,/ да сохранит град и страну нашу/ в мире и благополучии/ и избавит ны от прещения Своего праведнаго.
Слава, глас тойже:
Егда на смерть шествовал еси, святителю Вениамине,/ тогда тих и спокоен был еси,/ крестным знамением ограждаяся и молитву творя,/ такожде и ты, архимандрите Сергие,/ воздыхал еси о вразех своих:/ «Прости им, Боже, не ведят бо, что творят»./ Вы же, мученицы Иоанне и Георгие,/ скорби временней предаваяся,/ в борении предсмертнем пребываху./ Ныне же вси вкупе Богови предстоят/ и молятся о душах наших.
И ныне, богородичен, глас тойже: “Се исполнися Исаиино проречение…”
На стиховне, глас 2-й:
Видя волка грядуща,/ иже восхоте власть церковную похитити,/ в бегство малодушное не обратился еси,/ архиерею доблестный,/ и кормила управления народом Божиим,/ яже вручи тебе Господь, а не человек,/ в руце чуждии не предал еси,/ и пастырь добрый показался еси,/ полагаяй душу свою за овцы своя.
Стих.
Егда нечестивых от Церкве отлучил еси,/ ревнуя о чистоте Невесты Христовой,/ тогда злобе их предан был еси,/ и смерть от рук безбожных приял еси,/ священномучениче Вениамине,/ светлая красото града нашего.
Стих.
Угроз и клеветы властей безбожных не устрашился еси,/ и во своих решениих тверд пребыл еси./ Сего ради и кончину мученическую улучил еси,/ явив христианом образ злострадания за имя Христово,/ иерарше предивне.
Слава, глас тойже:
Ведому ти на судище беззаконное,/ вси вернии сретаху тя на стогнах града Петрова,/ воспевая ти, страстотерпче новый:/ «Спаси, Господи, люди Твоя»,/ и колена своя во умилении и сокрушении сердец прекланяху.
И ныне, предпразднства.
Утреня.
На Бог Господь тропарь Кресту дважды, Слава, тропарь сщмч. Вениамину, и ныне, тропарь Кресту.
Седален 1-й.
Посрамил еси, святе Вениамине, лжеучителей нечестивых, учение Христа помрачивших и разделение в Церкви произведших. Тщетно тии склоняху тя власть архиерейскую оставити. Не устрашился еси онех угроз и прещений, обаче, десницею Божией укрепляем, тверд и непреклонен до конца пребыл еси.
Слава и ныне, богородичен:
Пресвятая Дево, Отроковице Преблагословенная, блаженна показалася еси Христа Бога рождши, блаженны Содевающаго Того воли повинующиися.
Седален 2-й.
Аще и восторжествова на время краткое неправда беззаконных, иже искаша погибели твоей, архипастырю и мучениче достославне, но вскоре память их с шумом погибе. Твое же имя, яко Истины поборника и последователя, сияет на небесех, и слава твоя во веки пребудет неизменна.
Слава и ныне, богородичен:
Пречистая Богородице, Егоже Спаса Христа неизреченно родила еси, моли со священномучеником Вениамином, во еже просветити и спасти род наш.
По полиелее седален.
Испыташа тя Господь, святителю славне, в горниле испытаний и обрете верным Себе; очисти тя, яко злато, в пещи страданий и, яко волну, убели тя; проидоша сквозе огнь и воду и обрел еси вечный покой, о каменю драгий, положенный во основание здания Церкви нашея.
Слава и ныне, богородичен:
Святейши явилася еси херувим, на земли рождшая Христа, всех Владыку, Чистая Всенепорочная Владычице.
По 50-м псалме стихира, глас 6-й:
Небеса возвеселишася во отшествии вашем,/ святителю Вениамине и архимандрите Сергие,/ Иоанне и Георгие, воини честнии Христа
Бога нашего,/ мученицы четверочисленнии./ Ныне в Царствии Небеснем неразлучны пребываете,/ молитеся ко Господу/ о единении рода христианскаго,/ о умирении и спасении душ наших.
Канон Креста на 4 и канон святым на 4, глас 8-й.
Песнь 1-я.
Кротостию боголюбивыя души твоея покорил еси паству твою, святителю Вениамине, и ея первый избранник явился еси среди прочих архиереев Петербургских.
Во утверждении твоем на кафедре столичней, святе Вениамине, глас народа глас Божий бысть: в нем бо познася и открыся о тебе благая воля Господня.
Не посрамил еси ожидания народа твоего, но во всем верен Истине оказался еси, архиерею Божий, образ совершеннаго служения Господеви православным людем являя.
Богородичен: Обрет Тя чистшу, Всечистая, всея твари, всех Зиждитель и Бог, воплотитися благоволи, из Тебе плотию человека вообразити промысливый.
Песнь 3-я.
Не токмо православныя, но и иноверныя/ притекаху к тебе, архипастырю дивный,/ покорил еси тех кротостию и чистотоюдуши твоея./ Сего ради в годину тяжкую/ прибегаху к тебе вси яко к пастырю истинному,/ взыскуя совета и утешения духовнаго.
Чистотою душевною и молитвою непрестанною к ближнему любовь искреннюю приобрел еси, святителю Вениамине, сего ради прослави тя Господь и приведе тя к веселию вечному.
Приближися к небесем чистотою, кротостию и любовию, архипастырю Петербургский, и егда прииде година тяжкая и наста времена испытания, исполнися от Бога и мужеством, и крепостию, и дерзновением.
Богородичен: Чистоты Чистое и девства Честное селение, приидите, вернии, воспоим радостными песнопеньми.
Седален.
Не хранят свещу зажженную под спудом, но износят в храмину и на подсвещнике поставляют ю, да светит всему миру. Тако просветися светом дел твоих, отче Вениамине, Церковь Российская, совершающая днесь святую память твою.
Слава и ныне, богородичен.
К Тебе прибегаем, Богородице всепетая, и Тебе припадающе молимся, Твоим ходатайством, Владычице, и молитвами Твоего угодника святителя Вениамина, милостива нам сотвори, Егоже пречисто и недоведомо родила еси, Христа Бога нашего.
Песнь 4-я.
Любовию твоею ко Христу низложил еси вся козни лукаваго и облеклся еси в броню правды, святителю Христов Вениамине, и неуязвим пребыл еси посреде всех наветов вражиих.
Не одоле нечестивых собрание, о архиерею Петербургский, непорочности души твоея, еюже препобедил еси вся полки супостат, держа в руках своих Креста победное знамение.
Мудростию свыше от Бога увенчан, архипастырю дерзновенный, неуклонно стезею правды Христовой шествовал еси и Церковь Господню во времена ненастныя по пути евангельскому направлял еси.
Богородичен: Неискусобрачно родила еси, о Дево, и по рождестве явилася еси девствующи паки. Тем немолчными гласы, радуйся, Тебе, Владычице, верою несомненною зовем.
Песнь 5-я.
Борением внутренним в темнице томим, чаше голгофской приобщился еси, егда же воле Божией всецело предался еси, абие тишиною и покоем небесным исполнился еси, мучениче добропобедный.
Во узилище суще, фиал страданий, предуготованный тебе, до конца изсушил еси, и велиих утешений и радости неизреченней от Духа Святаго удостоился еси, мучениче преславный.
Казни смертныя за имя Божие ожидая, рекл еси, иерарше досточудный: «Аз ныне радостен и покоен, якоже и всегда», проникнув духом своим в тайну мучеников Христовых.
Богородичен: О Мати Божия! Души моея озлобление исцели, рождшая Всеблагое Слово, вся облагодетельствовавшее.
Песнь 6-я.
«Христос – наша жизнь, и свет, и покой есть, с Ним всегда и везде хорошо быти», — тако и под стражей сущи, наставлял еси паству твою, отче Вениамине, приуготовляя ю к гонениям, темницам и узам.
Видя Церковь теснимую со всех сторон, святителю Христов, духом не унывал еси, твердо веруя словесем Господним, яко врата адова никогдаже одолеют Ея.
Пастырей своих назидал еси, мудре архиерею, да оставят ум свой, ученость и силу, и все упование возложат на Бога и верою неколеблемою вооружатся, яко Спаситель наш сохранит Церковь Свою нерушиму до скончания века.
Богородичен: Глаголы Гавриила, Дево Всенепорочная, ныне имуще вопием: Радуйся, Едина Мати благословенная, радуйся, Двере Правды, Солнце имущая.
Кондак.
Икос:
Яви тя Господь, святителю отче Вениамине,/ яко велие украшение града нашего,/ яко дивнаго предстателю о людех твоих,/ яко истиннаго свидетеля правды Божией,/ яко ходатая новаго,/ яко наставника заблуждшим,/ яко любве и кротости правило,/ яко светильника во тьме греховней сияющаго,/ яко мученика дерзновеннаго,/ яко исповедника твердаго,/ яко столпа неколебимаго Церкве нашея,/ яви тя Господь яко вернаго служителя Своего/ во спасение душ наших.
Песнь 7-я.
«Не аз, Вениамин немощнейший, спасаю Церковь, но сам Ею спасаюся и держуся,» — тако помышлял еси, во смирении пребывая, священномучениче, сего ради нимало страшился еси о судьбе Невесты Христовой.
Ревнителю Илии и Моисею Боговидцу поревновал еси, отче священноявленне, и ересеначальники посрамил еси.
С юных лет восхищаяся подвигом святых страстотерпцев, отче Вениамине, чаше их приобщитися желал еси. И се услыша Господь тайное воздыхание твое, и исполни боголюбивое хотение твое, и увенча тя венцем мученика.
Богородичен: Вышшая небесных божественных сил, Едина от веков Ты еси истинно: Зиждителя бо сих родила еси несказанно, Богородительнице Всечистая Владычице.
Песнь 8-я.
Монашествующих славо и похвало, иерарше досточудне, сохранил еси добре в житии твоем иночества обеты, посреде мира сияя нестяжанием, послушанием и целомудрием.
Молитвою и чистотою благодать Духа Святаго обильно стяжал еси, архипастырю духоносный, и силою Божества исполнился еси, препобеждая ею вся козни лукаваго.
«Наста время подвига, не посрамим же веры Православныя и упования нашего, яже есть надежда благ вечных,» — сими словесы укреплял еси братию твою, святителю Вениамине, исполняя долг архиерейский даже до кончины мучническия.
Богородичен: Жезл из корене Иессеева, Дево, была еси, цвет возрастивши всесильнаго Господа, нас облагодатствующаго и благодать всем подающаго, вопиющим: благословите вся дела Господня Господа.
Песнь 9-я.
Пред судилище мучителей ты предстал еси, блаженне Вениамине, ризою своею честною соузники своя закрывая, и осуждения неправеднаго тех избавити ища, себе единаго виновником церковных беспорядков объявил еси.
Исполнися правда словес апостольских во убиении вашем, мученицы четверочисленнии, яко ни скорбь, ни гонения, ни настоящая, ни грядущая не возмогут верных отлучити от любве Божия, сего ради вас ублажаем.
Духа мира сего, яже есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, препобедили есте, мученицы Христовы, помозите убо и нам посреде рода невернаго отражати вся лести вражия, непрестанно ищущия погибели нашея.
Богородичен: Тя неискусомужно рождшую Жизнодавца и Спаса, вси молим прилежно, Богородицу Тя исповедающи, избавитися всякия скорби Твоими молитвами, Мати Дево.
Светилен.
«В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир,» — глагола Господь учеником Своим. Сей завет Спасителев добре хранил еси, архиерею праведный, и победу Божию узрев, с нею восшел еси во светлыя чертоги Царства Небеснаго.
Слава и ныне, предпразднства.
На хвалитех, глас 8-й:
Клевету от человек беззаконных претерпел еси,/ суд неправденый и предательство лжебратий,/ священномучениче Вениамине,/ и Христу–Архипастырю уподобился еси,/ смерть прияв за Истину и други своя,/ жребия высокаго удостоился еси,/ сего ради почтиаем тя и совершаем память твою.
Иуда новый со стражею и воини к тебе пришед,/ лицемерно благословение твоего испросил еси,/ ты же, о архиерею неподкупный и прямодушный,/ не желая имети общения со слугою тьмы,/ целования лживаго не даде ему,/ и обличая нечестивое намерение его:/ «Мы же не в Гефсиманстей веси» рекл еси ему.
Обновил еси истину Евангелия смертию своею,/ святителю Христов Вениамине,/поднебесную всю непреложно убедил еси,/ яко словеса вечныя книги старения не имут,/ яко не оскуде до конца благочестие,/ яко Церковь Божия порождает верных чад Христу,/ и на подвиг мученический воздвизает их/ во времена последния, якоже и в первыя.
Не словес плетением,/ ни изысканностию слога,/ но паче простотоюи искренностию/ проповедь втоя, иерарше досточудне,/ до глубины сердец чад твоих достигая,/ веру правую в них укрепляла есть./ Сего ради усердно собирахуся вси людие/ во храм Господень на служение твое.
Слава, глас 6-й:
Жертва Богови принесостася непорочная,/ мученицы четверочисленнии,/ во освящение душ наших,/ темже прославляем Христа Бога нашего,/ давшего нам ходатаев новых,/ укрепляющих ны во исповедании веры Православныя.
И ныне, богородичен:
Владычице, приими молитвы раб Твоих…
Тропарь:
Тропарь, глас 3
Божественным светом от юности озаряем,/мученичества возжелал еси/и по достоинству был еси Христовы Церкве архипастырь,/Петроградскую паству пасый./
На судищи безбожных лесть обличил,/столп незыблемый, светильник неугасимый явился еси,/священномучениче Вениамине,/Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Кондак:
Кондак, глас 2
Яко мученик, яко верен святитель/и поборник Православия/ гордыню безбожных посекл еситы духовным мечем,/ священномучениче Вениамине,/песнословим души твоея крепкое терпение/и доблесть подвигов твоих.
Кондак 1
Избранный Христом Господом на служение Ему, с юных лет воспламенивший в сердце отрока Василия искру горения пострадать за веру православно-исповедающих Его — Христа-Спасителя мира. Самым делом послежде исполнил еси желаемое, исповедуя пред неверными и свидельствуя: «Я — за Христа». Почитая твое мужество и терпение, воспеваем ти:
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Молитва:
О, предивный святителю, богомудрый и всесвятый отче наш священномучениче Вениамине!
К тебе ныне прибегаем верою и любовию чтущии тя, похвалы сия приносяще от всего сердца и помышления. Молим тя прилежно, страстотерпче святый, не забуди ны к тебе усердно притекающих: утверди нас в вере святей православней, научи нас всегда творити заповеди
Божия, исцели болезни душевныя и телесныя, буди нам покровителем и прибежищем в скорбех и напастех, заступи ны от враг видимых и невидимых, да и мы богоугодне прешедше поприще сея жизни, твоим предстательством и богоприятными молитвами будем наследницы
Царствия Божия и сподобимся с тобою предстояти Престолу Царя Славы, поклоняяся Ему и воспевая во веки веков. Аминь.
Священномученик Вениамин (Казанский)
13 августа Русская Православная Церковь празднует память священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского.
Священномученик Вениамин родился в 1873 году в Нименском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии в семье священника и в крещении был наречен Василием. В 1883 году он поступил в Каргопольское духовное училище и, окончив его, продолжил образование в Олонецкой духовной семинарии. После ее окончания, как один из лучших студентов, он был послан учиться на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1895 году Василий был пострижен в монашество с именем Вениамин и рукоположен во иеродиакона, а на следующий год — во иеромонаха.
В 1897 году иеромонах Вениамин закончил Духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию, на следующий год — инспектором Холмской духовной семинарии и вскоре — инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, в 1902 году — ректором Самарской духовной семинарии, в 1905 году — ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1910 году архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии.
В 1917 году на епархиальном съезде, как набравший абсолютное большинство голосов, он был избран управляющим Петроградской епархией. Человек безупречной жизни, спокойный, ровный, епископ Вениамин первым из Петроградских архипастырей изъездил и частью обошел епархию, побывав в ее самых далеких и глухих приходах. Для ее населения он стал своим епископом, и потому сельские отцы-депутаты приехали на выборы уже с готовым решением — голосовать за епископа Вениамина. Народ хотел иметь своим архипастырем смиренного молитвенника, труженика, народника, который держался бы подальше от политики, стоя строго на церковной почве. Но избиравшие своего пастыря народ и духовенство были уверены, что и слово, и дело их смиренного избранника в делах церковных будет всегда твердым и непреклонным. 13 августа 1917 года архиепископ Вениамин был возведен в сан митрополита.
23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим. 5 марта митрополит Вениамин подал заявление властям, и на 6 марта он был вызван для переговоров в Смольный. Здесь он заявил, что он не противник передачи ценностей, но желает, чтобы при этом не оскорблялись религиозные чувства верующих людей, чтобы это носило характер не изъятия, а жертвы.
Власти отреагировали так, что казалось — они приняли предложение митрополита, однако в следующий раз, 14 марта, когда пришли представители митрополита, им было сказано, что власть не интересуют добровольные пожертвования, а только изъятие.
19 марта 1922 года Ленин продиктовал письмо членам Политбюро, в котором нашло исчерпывающее отражение его отношение к Церкви; он писал: «Для нас… данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем… обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий… Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше…»
1 июня начальник Особого отдела и член Коллегии ГПУ Менжинский и начальник Секретного отдела СОУ ГПУ Самсонов направили в Губернский отдел Петроградского ГПУ телеграмму: «Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду, подобрав на него обвинительный материал…» В тот же день к вечеру митрополит Вениамин был арестован и заключен в тюрьму.
10 июня в зале петроградской филармонии начался судебный процесс над митрополитом Вениамином, по которому проходили обвиняемыми восемьдесят семь человек. Первым был допрошен митрополит.
«Скажите, обвиняемый Казанский.., — спросил его обвинитель, — ваше отношение к советской власти?» — «Мое отношение к советской власти было всегда отношением законным. Все распоряжения советской власти, декреты я по силе возможности, по своему пониманию исполнял…» — «Сообщите Трибуналу историю возникновения первого письма в Помгол… Это письмо вы написали по личному побуждению или кто-нибудь предложил написать?» — «Это письмо я написал по личному побуждению…» — «Предварительно вы говорили с кем-либо об этом письме или просто советовались?» — «Сам писал…» — «Скажите, у вас были совместные обсуждения этого письма?» — «Не было, почему оно и является письмом митрополита».
Выступивший в конце судебных прений адвокат митрополита, убедительно в своем выступлении показавший, что суд не доказал обвинения, в конце концов призвал судей: «Граждане судьи… не творите мучеников…».
4 июля подсудимым была предоставлена возможность сказать последнее слово. Первым выступил митрополит Вениамин. В начале своего выступления он напомнил, что главой епархии был избран народом и в основном рабочими, затем он подробно сказал о других обвиняемых, доказывая их невиновность. Председатель суда спросил: «Вы всё говорили о других, Трибуналу желательно знать, что же вы скажете о самом себе?» — «О себе? Что же я могу вам сказать о себе? Разве лишь одно… Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть; но что бы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все!» — и митрополит перекрестился.
5 июля суд приговорил митрополита Вениамина и некоторых других обвиняемых к расстрелу.
Митрополит Вениамин и епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников) у автомобиля, в котором их доставляли из Дома предварительного заключения в зал суда
О том, насколько сильно действовало на надзирателей поведение митрополита Вениамина в тюрьме, свидетельствует донесение, что митрополит молился по четырнадцать часов в сутки, и надзиратели стали отказываться от несения ими своих обязанностей.
Внутренние переживания митрополита Вениамина вполне отразились в письме священнику, написанном им за несколько дней до расстрела. «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, — писал митрополит. — Жалел своею душою, что времена не те и не приходится переживать, что они переживали.
Времена переменились. Открывается возможность терпеть ради Христа от своих и чужих.
Последний снимок обвиняемых во главе с митрополитом Вениамином перед вынесением приговора. 5 июля 1922 г.
Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек, избыточествуя утешением, не чувствует самых тяжелых страданий. Полный среди страданий радости и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы приложить то состояние, в каком находится счастливый страдалец…
Страдания достигали своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда хорошо… Теперь время суда. Люди ради политических убеждений жертвуют всем… Нам ли христианам, да еще иереям, не проявить надобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века…»
В субботу, 12 августа, около одиннадцати часов ночи приговоренных к расстрелу вывели из камер. Митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров были расстреляны 13 августа 1922 года на Ржевском полигоне на окраине Петрограда в лесу, примыкающем к Ирининской железной дороге, и погребены в безвестной общей могиле.
Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Январь–Июнь». Тверь, 2005–2008 и размещены на сайте: www.fond.ru.
Для желающих приобрести книги:
тел.: 8 (916) 032 84 71 или e-mail: at249@mail.ru
На анонсе Митрополит Вениамин в зале суда.
Священномученик Вениамин Петроградский, Гдовский, митрополит
Икона 1992 года. Крестовый храм Владимирской иконы Божией Матери в Московской Патриархии.
В миру — Василий, родился в 1873 г. в семье священника. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, жалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.
После окончания Петрозаводской Духовной семинарии юноша поступил в Санкт-Петер6ургскую Духовную Академию. В 1895 г. он принял монашеский стриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году — во иеромонаха. По окончании Академии в 1897 г. со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную семинарию. С 1898 г. он — инспектор Холмской, спустя год — Санкт-Петербургской семинарии.
Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен в более высокую степень пастырского служения: 24 января 1910 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария.
Святительский сан владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник. Воздействие его наставлений было так велико, что многие заблудшие раскаялись в греховной жизни. Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность располагали к нему даже иноверцев.
События 1917 г. вызвали перемены и в жизни Церкви. С 6 марта святитель Вениамин — архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским. Митрополит Вениамин все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 г. после издания декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению главным образом Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества. По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернения и уничтожения святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней епископов, священников, монахов и монахинь, мирян, лишения Церкви и ее служителей материальных средств к существованию.
Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 г., послужили поводом для новых гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности». Их изъятие в Петрограде началось в марте 1922 г.
Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов пока еще не было. Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 г. в «Петроградской правде» письмо двенадцати лиц — организаторов обновленческого раскола. Они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 г. последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.
5 июля 1922 г. трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда.
На братском кладбище Александро-Невской лавры воздвигнут крест над символической могилой новомучеников Российских.
Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи Поделиться:
Епископ Вениамин (Милов)
В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Епископ Вениамин (Милов)». Составитель Ольга Рожнева.
Епископ Вениамин (Милов) / Сост. О. Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 160 с. : ил. — (На страже веры).
Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов; 1887–1955) был пламенным молитвенником и мужественным исповедником веры Христовой. Подвижник и аскет, богослов и блестящий проповедник, он имел удивительный дар слова и духовного рассуждения. Духовные чада владыки свидетельствовали о его прозорливости. Владыка Вениамин прошел гонения, ссылки, лагеря. В настоящее время в Саратовской митрополии идет подготовка к прославлению епископа Вениамина (Милова) в лике святых.
Епископ Вениамин, в миру Виктор Дмитриевич Милов, родился 8 июля 1887 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в городе Оренбурге. Он был вторым сыном в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. Через три года отца перевели служить в уездный город Орлов Вятской губернии, а еще через несколько лет — в город Яранск, после чего уже в саму Вятку. Здесь прошли детские и юношеские годы будущего архипастыря.
Обещание Богу стать монахом Виктор Милов дал после своего чудесного спасения. Он вспоминал позднее об этом так: «Как-то весной во время экзаменов, когда только что вскрылась река Вятка от льда, я поехал с двумя товарищами кататься на ялике… погода сначала стояла ясная, потом на небе показалось серое облачко, пошел снег, поднялась буря. Река взволновалась… Попытка добраться до берега была безуспешна. Из-за волн руль отказывался действовать. Что оставалось делать в такой крайности? Смерть витала над нами. Тогда я сердечно взмолился Богу и сказал: “Господи! Спаси только меня от смерти. Я жизнь свою посвящу Тебе и буду монахом”. После этих слов сердце исполнилось надеждой на спасение. Хотя лодку заливало водой, я и два мои товарища продолжали бороться с волнами. Медленно, рискуя ежеминутно быть опрокинутыми водяными валами, мы все-таки с Божией помощью добрались до противоположного берега, жутко взволнованные и продрогшие».
Душа молодого человека чувствовала потребность опереться на духовный авторитет в осуществлении своих дальнейших планов. Виктор решил искать его в иноческой среде и первым делом счел необходимым отправиться в загородный Саратовский Преображенский мужской монастырь. Иноки монастыря посоветовали Виктору обратиться за советом к старцу иеромонаху Николаю, прозорливому затворнику монастырского скита в двух верстах от Преображенской обители. По воспоминаниям Виктора, этим старцем оказался «горбатенький кроткий монах с пронзительным глубоким взором». Старец благословил молодого человека в Данилов монастырь и даже прозорливо назвал ему его будущее монашеское имя.
В 1923 году, в праздник Благовещения, отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Покровского мужского монастыря. В течение шести лет, до самого закрытия монастыря, архимандрит Вениамин нес тяжелую ношу наместника обители в труднейших условиях гонений безбожной власти и обновленческого раскола, когда даже среди монастырской братии ослабла дисциплина, случались нестроения и многочисленные искушения.
В 1929 году архимандрит Вениамин был арестован и осужден на три года лагерей. Наказание отбывал в районе Медвежьегорска. Воспоминания о заключении, лагерной жизни, а также о всех важнейших вехах в духовном возрастании архимандрит Вениамин записывал в своем «Дневнике инока», который он вел со 2 января 1928 года по 1 февраля 1933 года. Это небольшой по объему, но поразительно глубокий документ. Отец Вениамин вспоминал и подвергал анализу прошедшие события, которые повлияли на него с духовной точки зрения.
С июля 1932 года по июнь 1938 года архимандрит Вениамин служил сверхштатным священником с обязанностями псаломщика в церкви великомученика Никиты во Владимире. Литургию служил тайно у себя на квартире. В июне 1938 года архимандрит Вениамин вновь был арестован и приговорен к восьми годам лагерей. Наказание отбывал в Устьвымлаге.
В июне 1946 года страдалец был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в городе Кимры Калининской области. Ему шел шестой десяток. В июле того же года архимандрит Вениамин был принят в братию Троице-Сергиевой лавры. Он был зачислен в Московскую духовную академию преподавателем по кафедре патрологии, в 1947 году утвержден в звании доцента. Через год он защитил магистерскую диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», был утвержден в звании профессора и вскоре назначен инспектором Московской духовной академии. Он также сотрудничал с редакцией «Журнала Московской Патриархии», где опубликовал несколько статей.
В феврале 1949 года шестидесятилетний старец был вновь арестован, помещен в Бутырскую тюрьму и обвинен в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 года. Согласно приговору Особого совещания МГБ, в апреле 1949 года был выслан на поселение в район города Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Эту последнюю ссылку старец переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение. Крайне тяжелым для его слабого здоровья здесь был и климат. Часто случались пыльные ураганы. В один из таких ураганов отец Вениамин заблудился в поле, так как за два шага ничего не было видно. Тем не менее он постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-русский словарь.
В октябре 1954 года патриарху Алексию I удалось вызволить архимандрита Вениамина из ссылки. С октября 1954 по январь 1955 года отец Вениамин нес послушание настоятеля церкви пророка Илии в городе Серпухове Московской области.
1 февраля 1955 года архимандрит Вениамин был избран епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, которую возглавили Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Католикос-Патриарх всей Грузии Мелхиседек III, состоялась 4 февраля в московском соборе Богоявления Господня.
В 1955 году владыка подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». В этом же году, 2 августа 1955 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, отслужив литургию, владыка скончался, до последних минут своей жизни совершая архипастырское служение.
Епископ Вениамин говорил: «Мы должны принуждать себя к покаянию потому, что постоянно грешим, принуждать к любви, дабы оказывать ближним помощь, принуждать к миру сердечному, чтобы научиться побеждать гнев и злобу и не помнить обид и, наконец, должны принуждать себя к молитве, потому что хотя и скучно молиться, а нужно молиться». И еще: «В личной нашей духовной жизни, знаете, чего недостает? Нет напряжения у нас к ношению помысла Иисусовой молитвы, нет осторожности в употреблении речи, мало понуждения себя прощать всех, пред всеми смиряться, мало боремся со своей нервностью и с привычкой механически молиться».
Владыка предупреждал: «Характер нескоро переделывается. Тысячи сокрушений все же не остаются без плода. Непременно зерно добрых желаний у вас прорастет и родится плод изменения».
Молитвами cвятых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!