Дорога домой. Выпуск ДД-42.3
Какая бывает духовная составляющая обыкновенного дня у православного христианина? Автор этих строк давно думал написать на эту тему и имел уже соответствующий материал. Такой порядок дня есть у многих православных, так что эта работа не есть что то выдуманное, а просто оформление того что уже существует. Недавно он прочел письмо одной молодой русской женщины на интернете (ДД-42.2) и это ему дало толчок поспешить, окончить и опубликовать эту работу.
Введение. В этой работе описывается духовный порядок дня и вообще жизни. Конечно можно не следовать этому на все 100% и слегка его изменить и приспособить к нашему образу жизни. Если мы найдем достойного духовного отца, то надо следовать его советам. Во всяком случае терять наше православное наследие которое нас учит, греет, бережет, направляет, опекает (ДД-5) было бы очень легкомысленно. Нужно не забывать что рано или поздно, у нас будет семья, если ее еще нет, и мы будем ответственны за нее! А откуда у нас могут быть знания и ответы, на все случаи жизни? Вот здесь нам и особенно будет нужна вера в Господа Бога, Православие и соответствующие знания.
1. Утро. Когда мы просыпаемся, то сразу осеняем себя крестным знаменем и говорим: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». Мы не продолжаем лежать в кровати, а встаем, перед нами трудовой день. Таким образом, с первой минуты дня мы просим Господа Бога чтобы Он помог нам прожить этот день по христиански.
Как любящий отец учит ребенка не трогать пламя свечи рукой и много чему другому, так и Господь Бог учит нас праведной жизни. Грех есть разрушающее поведение, а добродетель созидающее. Грех приносит боль, травму, беспокойство, вражду и т. п. Добродетель благополучие, любовь, тишину, спокойствие и т. д. Все что мы делаем, говорим и думаем должно быть в духовном смысле направлено (выражаясь математическим языком — иметь вектор), , к Господу Богу, вверх, к добру, к хорошему.
2. Утреннее молитвенное правило. После того как мы приведем себя в порядок, оденемся, умоемся и причешемся, следует «утреннее молитвенное правило». Этот разговор с нашим Отцом, Господом Богом, состот из нескольких молитв и наших личных прошений. (ДД-42). Мы уединяемся, в углу перед иконами , и стоя читаем наше правило.
Иногда, в семье, бывает трудно уединиться. Автор этих строк знал одного семейного священника который уединялся в довольно просторном шкафу.
Нужно помнить что никогда нельзя молиться спеша. Если нет времени, то можно правило сократить, скажем без личных прошений или в крайнем случае только перекреститься и сказать «Господи благослови».
3. Завтрак. Перед едой мы осеняем себя крестным знаменем и говорим краткую молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». Этим мы благодарим Господа Бога за пищу которая у нас есть. Когда крестимся, то лучше стоя и нужно смотреть на икону в комнате, в углу . Если нет иконы, то приблизительно на восток. Иисус Христос пришел с востока. Если мы при посторонних людях, то можно перекреститься и сказать молитву про себя. Кончив еду, мы опять крестимся и говорим краткую молитву.
4. Прощанье с семьей. Уходя из дома мы обнимемся и иногда целуемся с нашими любимыми членами семьи. Мы уходим, расстаемся и конечно все может случиться. Как часто мы не ценим самого главного в жизни: наших любимых, семью, родственников, друзей, знакомых, Родину. Вспомним слова трогательного и правдивого стихотворения в котором поэт нас просит:
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них —
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
5. Уходим из дома. При выходе из квартиры (комнаты или дома), мы крестимся на икону со словами «Господи благослови». Мы просим благословения на наш путь и деятельность и уходим из нашего православного уголка, где нам так тепло и хорошо.
6. Поездка на работу. Мы садимся в машину, опять крестимся, а можно и дорогу впереди перекрестить, в особенности если движение (traffic) сумасшедшее. Едим тихо, спокойно, не агрессивно, уступаем дорогу, помним «defensive driving» . Когда приехали то опять крестимся, мы благодарим Господа Бога что нас сохранил.
7. Работа. Мы приходим на работу, со всеми милые, здороваемся. Если кто не отвечает или бурчит, «это его проблема» (this is his problem). Нам сказано что ключ к жизни есть любовь во всех ее проявлениях. А «здравствуйте» и милая улыбка, это минимум что мы можем сделать для другого человека.
Перед работой, мы опять крестимся и говорим «Господи благослови». В конце работы мы крестимся. Как было это сказано выше, все это можно делать и про себя.
На работе мы работаем честно и порядочно и даже много, но в меру. Нельзя становиться трудоголиком. Очень часто работодатели взваливают многое на работника, совершенно не считаясь с его здоровьем и семьей. Нужно беречь свое здоровье. Работа, очень важная и нужная часть жизни, но это не все. Конечно если мы работаем на Ниве Христовой или помогаем как-то людям, то это уже другое дело. Поэтому, во всем, всегда, нужно проявлять благоразумие и умеренность.
8. Обеденный перерыв. Тоже самое что сказано, наверху, в «Завтраке».
9. Поездка домой. Тоже самое что и «Поездка на работу», наверху. Перед выходом из машины мы крестимся и благодарим Господа Бога что все прошло удачно, работа и поездка, мы сейчас дома.
10. Входим в дом. Смотри «Уходим из дома». При входе в квартиру (комнату или дом), мы крестимся на икону. Мы входим в наш православный угол, всюду иконы, чувствуется святость, где нам тепло, хорошо и уютно. Мы благодарны Господу Богу что вернулись домой благополучно и можно начинать следующий этап дня.
11. Встреча с семьей. Смотри на вверху «Прощанье с семьей». Мы радостно и с любовью встречаемся со всеми членами семьи. Иногда мы обнимемся и целуемся. Мы раздеваемся, отдыхаем приготавливаем еду. Сразу много разговаривать не стоит, так как мы усталые и лучше передохнуть.
12. Ужин или обед. Тоже самое что сказано наверху о «Завтраке». Только сейчас стоя читаем «Отче наш», а после еды «Достойно есть» (ДД-42). За столом все сидим — все чинно, спокойно и достойно. Ужин не только еда, но и общение с любимой семьей. Мы едим не спеша, интересуемся всеми членами семьи и сами рассказываем о себе. За столом мы не затрагиваем неприятные темы, а если кто случайно начнет то мы вспоминаем заповедь «блаженны миротворцы» (Мат. 5:7) и останавливаем огонь до того как он разгорелся. Конечно, когда рот полный еды, то не полагается говорить.
13. Свободное время. Свободное время мы уделяем нашей семье, обучению, отдыху и т. п.
13.1 Духовное чтение. В наше время, когда пропаганда разврата и разрушение семьи идет со всех сторон и в особенности СМИ, для поддерживания православного духа нужно постоянно читать что-нибудь духовное. Это особенно важно для тех которые не имеют возможность посещать Русскую Православную Церковь.
В духовном чтении можно обозначить два отдела. Первый, это для духовного обновления: жития святых, духовные рассказы, духовные хрестоматии, Священное Писание — Библию (Новый Завет и Псалтырь). Для начала начинаем понемногу читать материал на эл. стр. который перечислен в конце этой работы.
Второй отдел это учеба. Нужно знать нашу веру глубже, поэтому, для начала, можно систематически углубиться и прочесть обзоры предметов для гимназии.
14. Вечернее молитвенное правило. Все что было сказано для утреннего молитвенного правила, все можно применить и для вечернего. Единственно что сейчас немного больше времени, поэтому оно может быть более полным. После правила мы не ложимся спать сразу и поэтому оно не должно быть очень поздним.
Во время вечернего молитвенного правила нужно вспомнить грехи которые мы сделали в течение этого дня и покаяться перед Господом Богом (ДД-47.2) и (ДД-47).
Мы прожили по-православному весь день, побеседовали с Господом Богом, вспомнили и попросили у Господа Бога прощение за наши грехи и сейчас очень подходящий момент почитать что-нибудь духовное.
15. Ложимся спать. Перед тем как вечером ложимся спать и закрываем глаза мы читаем короткую молитву «В руци Твои Господи Боже мой, предаю дух мой, Ты меня благослови, Ты меня помилуй и живот вечный даруй мне». Вот это все. Наш трудовой и духовный день кончился.
16. Пост. Пост является большой поддержкой для подогревания нашего духа. Он способствует развитию духовных качеств, самодисциплине и лучшему пониманию себя. Один из самых любимых русских святых святой преподобный Серафим Саровский (+1831 г.) говорил что тот кто не постит не является православным христанином. Поэтому мы обязательно соблюдаем посты (ДД-11) и (ДД-11.3). Если мы к нему не привыкли, то нужно начинать постепенно.
Итак, мы соблюдаем все посты: все среды, пятницы, Рождественсий пост, Великий пост и другие. Внизу дана таблица постов на 2002 г.
ПОСТНЫЕ ДНИ СПЛОШНЫЕ СЕДМИЦЫ (Нет поста) 1. 11 сен Усекн.Гл.Иоанна Крест. Перв.неделя пост.тр. 16 фев — 22 фев 2. 27 сен Воздв.Честн.Креста Госп. Неделя Пасхи 27 апр — 3 мая 3. 28 нбр — 6 янв Рождеств.Пост Неделя Троицы 15 — 21 июн 4. 18 янв Навечерие Богоявления 5. 10 мар — 26 апр Великий Пост МАСЛЯНИЦА 10 — 17 мар 6. 23 июн — 11 июл Петров Пост 7. 14 — 27 авг Успенский Пост 8. все среды и пятницы, кроме сплошных седмиц
17. Посещение церкви. Конечно, мы обязательно посещаем церковь по воскресеньям и другим праздникам. Перед литургией, мы ничего не едим и не пьем. Обратите внимание на следующие работы на этих страницах: Православные церкви в районе Сан-Франциско (ДД-39) и Как найти православную церковь на Западе (ДД-39.2).
Чтобы лучше понять Евангелие и Апостол которые будут читаться в церкви на литургии по церковно-славянски, хорошо подготовиться и самому их прочесть по-русски. Что будет читаться можно найти в любом православном календаре или на эл. стр. «Православный календарь»: .
Если почему-то это невозможно сделать то можно дома, стоя перед иконами, в красном углу, после 10:00 ч. утра прочесть текст литургии из Молитвослова. До этого, мы тоже ничего не едим и не пьем. Если и это нельзя сделать, то мы проводим время, когда в церкви идет служба, тихо и спокойно.
18 Добро и зло. Рассуждение о добре и зле не совсем подходят для текста о «Духовном расписании дня». На эту тему, на этих эл. стр., есть разные тексты включая «Врачевание души (личности) в Православной Церкви — Аскетика» (ДД-43). Так как это понятие является ключевым, для всего того что делает христианин, то поэтому здесь приведутся главные моменты.
Качество добра и зла. Как же легче всего охарактеризовать добро и зло? Самое простое объяснение — это, что добро созидает, а зло разоряет.
Итак, добро созидает, строит, создает мир спокойствие, любовь, радость, духовную и нравственную красоту, прощение, миролюбие, святость, хорошие отношения между людьми, в семье, школе, на работе, в обществе.
Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, раздражение, злобу, гнев, жестокость, ненависть, материализм, эгоизм, духовное и нравственное уродство, плохие отношения.
В церковном листке в помощь исповеднику есть еще и следующие грехи: празднословие, осуждение, гордыня, немилосердие, зависть, гнев, оклеветание, дерзость, раздражительность, прекословие, злоречие, ложь, соблазн, самолюбие, честолюбие, излишество в пище и питии, тщеславие, лень, нечистые помыслы, многостяжание, нечистое воззрение.
Грех — болезнь души. Епископ Александр (Милеант) в своей брошюре «Таинство Покаяния» пишет:
«Грех — это болезнь души. Все люди рождаются с природой, нравственно поврежденной. Оставленный в небрежении, грех усиливается в человеке и все больше порабощает его. По мере того, как грех усиливается, он омрачает ум человека, вносит какую-то горечь и беспокойство в его настроение, возбуждает недобрые мысли и чувства, толкает человека на поступки, которые он не хочет делать, и обессиливает его волю к нравственно доброму образу жизни».
Грех понятен — с комплексной точки зрения. Итак, грех и добродетель это не что-то надуманное, а реальный факт жизни.
Если мы разберем любой грех, то увидим, что он всегда создает порчу и вред для человека и общества. Поэтому грех — это разрушающее поведение. Иногда это не всегда ясно, потому что человек обыкновенно принимает во внимание только настоящий момент, и греховное поведение может казаться безобидным. Но если мы станем на комплексную точку зрения и продумаем хорошо как этот или какой-нибудь другой поступок имеет влияние на окружение, друзей, знакомых, общество и самого грешащего, сегодня, завтра, в далеком будущем и даже после смерти, то всегда становится ясно, что грех есть отрицательное и — как это было уже сказано выше — разрушающее поведение.
Таким же самым образом можно сделать анализ и показать что добро и добродетель являются созидательным поведением.
Эти качества добра и зла сербский епископ Николай (Велимирович) Жичский высказал так: «Добро далеко видит: Добро прозорливо и видит глубокие причины. Зло смотрит лишь перед собой и не знает истинных причин».
Нужно знать что добро, а что зло. Очень важно понимать что добро, а что зло, так как от этого зависит наш успех в жизни, наши отношения со своей семьей, друзьями, знакомыми и обществом, наша способность любить, творить, работать, наше счастье.
Некоторые люди под конец своей жизни, наделав много ошибок, наученные горьким опытом становятся «мудрыми», другие становятся озлобленными. Православный с самого начала знает что к чему и поэтому все время работает над улучшением себя и с годами становится лучше.
Для того чтобы осуществить все это в нашей жизни, нужно изучить в чем именно состоит христианская жизнь. Все это объяснено на наших эл. страницах. Смотрите .
19. Как жить по христиански? Итак, в нравственном отношении любую человеческую деятельность можно определить как хорошую или плохую, добродетель или грех, добро или зло.
Как уже было сказано выше, грех это разрушающее поведение, а добродетель созидающее. Грех приносит боль, травму, беспокойство, вражду и т. п. Добродетель благополучие, любовь, тишину, спокойствие и т. п. Все что мы делаем, говорим и думаем должно быть направлено к Господу Богу, вверх, к добру, к хорошему. Таким образом мы должны научиться не грешить ни делом, ни словом, ни мыслью.
Православная вера нас учит что-бы мы не делали — всегда стремиться к добру. Все что мы делаем, говорим или думаем, чтобы это было добро или стремилось и приводило к добру, то есть было без греха. Конечно, только Господь Бог безгрешный, но мы все-таки должны все от себя делать чтобы не грешить.
Это очень хорошо объяснил святитель Феофан Затворник в своей книге «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться» . Он писал что нужно всегда поступать так, чтобы наши дела, слова и мысли были направлены к Богу, а не от него. То есть к добру, хорошему, честному, правдивому, мирному, красивому и т. п., а не наоборот. Выражаясь техническим языком надо поступать так чтобы «духовный вектор» всегда был направлен вверх к Господу Богу.
Кроме всего этого, наша святая Православная вера тоже нас учит, что мало не грешить, но нужно еще вести активную работу по улучшению себя и искоренению греховных привычек. А они у всех у нас, за исключением Господа Бога.
Как было уже сказано выше, приблизительно такой порядок дня есть у многих православных, так что эта работа не есть что то выдуманное, а просто оформление того что уже существует.
Все сказанное кажется очень просто, но это и есть самое главное и основное в жизни христианина. Без такого порядка дня, православный человек является православным только на словах. Это духовное расписание ясно показывает красоту и возвышенность христианского учения так как оно систематически возвышает и облагораживает человека.
Литература на наших эл. стр.
Библиография
Епископ Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться.
(Известное духовное произведение знаменитого русского епископа. Рекомендуется начинающим).
Примечания
Все что мы делаем, говорим и думаем должно быть направлено (иметь вектор), в духовном смысле, к Господу Богу, вверх, к добру, к хорошему. Это очень хорошо объяснил и описал Епископ Феофан Затворник в своей книге Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. Смотрите .
Красный угол (не уголок) в семье, это где находятся главные иконы в доме. А так, в каждой комнате должна быть минимум одна икона, в углу, под потолком. Выше икон ничего не должно быть. Иконы устанавливаются так, чтобы когда входите в комнату, или сидите за столом, на нее можно было бы креститься и по возможности на восток.
Cтихотворение Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне».
Песни и стихотворения (ДД-48).
«Defensive driving» означает что нужно настроиться так что любая машина в потоке может сделать какую-то ошибку.
эл. стр. «Православный календарь».
эл. стр.: http://www.days.ru/
Митрополит Сурожский Антоний. Воскресные проповеди.
эл. стр.: http://www.metropolit-anthony.orc.ru/sermons/a_main.htm
Духовное чтение на интернете:
Перед вами выдержки из биографий, в которых представлен режим дня выдающихся духовных людей: свт. Филарета Московского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Михаила (Мудьюгина), архим. Тавриона (Батозского) и др.
Все здесь непривычно: оказывается, свт. Филарет был доступен для общения и в ночные часы; полностью подчинил время своему служению историк С. М. Соловьев, автор 29-ти томов «Истории России с древнейших времен»; преодолевая тяжелейшую болезнь, вдохновенно трудился богослов и пастырь о. Сергий Булгаков; не подчинялась законам природы неутомимая мать Мария (Скобцова)… Может быть, и нам удастся, узнав об их жизни, более трезвенно взглянуть на свои возможности?
***
Содержание
- Святитель Филарет Московский (1782-1867)
- Историк Сергей Соловьев (1820-1879)
- Протоиерей Сергий Булгаков (1871-1944)
- Преподобномученица Мария (Скобцова) (1891-1945)
- Философ Николай Бердяев (1874-1948)
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961)
- Архимандрит Таврион (Батозский) (1898-1978)
- Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000)
- О понятии «время» в христианской картине мира (стр. 1 из 2)
- О понятии «время» в христианской картине мира
- Размышляем, обсуждаем, спрашиваем
- ForK
Святитель Филарет Московский (1782-1867)
Он оказывал особое почтение заслуженным священникам, и бывали примеры, что он, всегда слабый, был доступен им и в ночные часы. А после двухдневной поездки по осенним дорогам внутри епархии, с освящением двух храмов, поспевал ночным переездом в Москву на отпевание приходского священника …>
Он был истинный монах, строгий аскет в жизни и своих вкусах. Сколько он спал, как рано вставал, — о том никто не знал. Уходя спать и вставая, келейник всегда заставал его за работой. Прием посетителей, епархиальные дела, обширная переписка, частые служения, подготовка проповедей, отдых, состоявший в чтении газет и журналов, за которыми митрополит следил как за отголоском жизни: все это занимало непрерывно весь день до глубокой ночи.
Имея особое чувство благоговения к преп. Сергию, он любил уединяться в его Лавру, где был, по сану митрополита московского, настоятелем. В окрестностях ее он устроил Гефсиманский скит, где и находил время от времени успокоение душе, жаждавшей сосредоточенного уединения с Богом, но обреченной на разнообразие и волнения обширнейшей кипучей деятельности и постоянные сношения с людьми …> в продолжение 50 лет ежедневный, быть может, 16-часовой труд на пользу Церкви…
***
Историк Сергей Соловьев (1820-1879)
Современников удивляла работоспособность Соловьева. Основания ее – самодисциплина, строгий порядок во всех делах, в повседневном укладе жизни. Рано он выработал в себе бережнейшее отношение к быстротечному времени. Представим распорядок жизни историка по воспоминаниям П.В. Безобразова.
«Соловьев известен был как самый аккуратный профессор в университете. Он не только не позволял себе пропускать лекций даже при легком нездоровье или в дни каких-нибудь семейных праздников, но и никогда не опаздывал на лекции, всегда входил в аудиторию в четверть назначенного часа минута в минуту, так что студенты проверяли часы по началу соловьевских лекций …> Он вставал в шесть часов и, выпив полбутылки сельтерской воды, принимался за работу; ровно в девять часов он пил утренний чай, в 10 часов выходил из дому и возвращался в половине четвертого; в это время он или читал лекции, или работал в архиве, или исправлял другие служебные обязанности. В четыре часа Соловьев обедал и после обеда опять работал до вечернего чая, т. е. до 9 часов. После обеда он позволял себе отдыхать; отдых заключался в том, что он занимался легким чтением, но романов не читал, а любил географические сочинения, преимущественно путешествия. В 11 часов он неизменно ложился спать и спал всего 7 часов в сутки».
Строгому размеренному порядку, почти суровой атмосфере подчинена была жизнь дома и семьи историка. Семья была большая, патриархальная, с устойчивыми традициями. Во главе ее стояли Сергей Михайлович и его жена Поликсена Владимировна (в девичестве Романова), у них родились двенадцать детей (четверо умерли в раннем детстве, восьмеро выросли). Впоследствии стали известными деятелями: философ и поэт Владимир Сергеевич, историк Михаил Сергеевич, известный автор исторических романов Всеволод Сергеевич, поэт и писательница для детей Поликсена Сергеевна.
***
Протоиерей Сергий Булгаков (1871-1944)
Он подчинил себя строгой дисциплине мыслителя и писателя. Каждое утро до полудня он посвящал писательству. Вставал в одно и то же время, несмотря на мучившую его всю жизнь бессонницу, служил литургию, писал или шёл на лекцию, а после обеда всегда читал. А еще находил время для приёма посетителей, исповеди духовных чад, участия в многочисленных конференциях и изнурительных симпозиумах …>
В 1939 году у него диагностировали рак горла. Отцу Сергию пришлось пережить несколько жутких операций, и когда читаешь его воспоминания, кажется, что сам начинаешь задыхаться и впадать в беспамятство. Для человека, который всю жизнь читал лекции и проповеди, трепетно любил богослужение, потеря способности говорить была чудовищным испытанием. Но батюшка каким-то чудом научился разговаривать без голосовых связок. До конца дней своих он читал лекции и проводил службы, хотя никто никогда не узнает, чего ему это стоило.
***
Преподобномученица Мария (Скобцова) (1891-1945)
Она привыкла посещать центральный рынок Парижа («чрево Парижа», по выражению Золя), чтобы рано утром, еще до рассвета, когда оптовая торговля уже заканчивалась, наполнить объемистый свой мешок всякими остатками, которые распродавались или просто отдавались благотворительным организациям или нищим. На рынке мать Марию хорошо знали. В мешок сыпались кости, рыба, фрукты, овощи. Мешок взваливали ей на плечи, и она его тащила к метро. Однажды рыба протекла и промочила ей спину («я вся пропахла рыбой») …> В этой бедно одетой монахине (рукав пыльной рясы разорван, на ногах стоптанные мужские башмаки) трудно было узнать поэтессу, выпускницу бестужевских курсов, дворянку, которой в молодости никогда не приходилось ходить за покупками.
Раз летом, «в африканско-знойный день», вспоминает Т. И. Манухина, она застала мать Марию у раскаленной плиты, в пару, в чаду над огромным котлом с кипящими щами, простоволосой, растрепанной, босой. «Уж скоро полгода, как я из кухни не выхожу. С кухаркой пошли недоразумения, я и решила: возьмусь за дело сама. Вот я на всю братию и стряпаю». Когда кухонные дела не так связывали, ее комнатушка под черной лестницей служила приемной для посетителей …> Посетители являлись в течение целого дня и до самого позднего вечера; некоторые оставались и на ночь.
Скоропостижно скончался один шофер: его вдове негде было жить. Свободной кровати не оказалось. Мать Мария делила с ней собственную, ночи напролет с ней говорила, успокаивала. Такие ночи ее не истощали. Наоборот! «Мне сейчас удивительно хорошо. Не чувствую себя – большая легкость. Хорошо бы отдать себя совсем, чтобы ничего не осталось. Счастливых людей нет, – все несчастные и всех жалко. О, как жалко!».
Энергия, которая в ней обнаруживалась в таких положениях, уподоблялась ею неразменному рублю: сколько ни старайся, всегда получаешь рубль сдачи. «Мир думает, – если я отдал свою любовь, то на такое количество любви стал беднее, а уж если я отдал свою душу, то я окончательно разорился, и нечего больше мне спасать. Но законы духовной жизни в этой области прямо противоположны законам материальным. По ним все отданное духовное богатство не только, как неразменный рубль, возвращается дающему, но нарастает и крепнет. Кто дает, тот приобретает, кто нищает, тот богатеет».
По словам К. Мочульского, «она не признает законов природы, не понимает, что такое холод, по суткам может не есть, не спать, отрицает болезнь и усталость, любит опасность, не знает страха и ненавидит всяческий комфорт – материальный и духовный».
***
Философ Николай Бердяев (1874-1948)
Бердяеву всегда было необходимо выражать свои мысли на бумаге. Он с нетерпением спешил в свой кабинет, а если за день ни разу не садился за письменный стол, то испытывал сущие мучения. Каждый вечер Николай Александрович заходил в комнату жены Лидии, садился в большом кресле и говорил с ней о впечатлениях прошедшего дня. А затем шел к себе работать.
Как-то на вопрос одного профессора Франкфуртского университета, бывшего в гостях у Бердяева: пишет ли он что-нибудь новое, Бердяев, смеясь, ответил, что если бы он хотя бы неделю ничего не писал и не читал, то стал бы буйнопомешанным.
Однако сил для плодотворной работы оставалось все меньше, здоровье Николая Александровича ухудшалось. Бердяев жаловался знакомым, что его переводят на многие языки, его книги расходятся, а концы с концами свести не удается. Жили Бердяевы очень экономно, не позволяли себе ничего лишнего, и это при его любви к комфорту и элегантности! Николай Александрович покупал недорогие вещи, но благодаря врожденному вкусу выглядел всегда хорошо одетым, был аккуратен во всем – и в делах, и в повседневности. Он часто говорил Лидии, что они живут как в монастыре – никаких развлечений, поездок, визитов. В Париже они не бывали ни в кафе, ни в театрах. Впрочем, кое-какие развлечения они себе все же позволяли. Николай Александрович любил иногда бывать в кинотеатре, он говорил, что это – его отдых от занятий.
Что бы ни происходило, Николай Александрович никогда не забывал о философии. Он говорил о себе, что мыслил философски всю жизнь, каждый день, с утра до вечера. Мысли о философии приходили к нему в голову, казалось бы, в самое неподходящее время – когда он читал роман или газету, или разговаривал с людьми, даже в беседах на совершенно отвлеченные темы. Бердяев мог работать и когда у него была температура тридцать девять, и когда возле дома взрывались бомбы. Работа мысли у него не прекращалась никогда. Истинный мыслитель, он всегда был погружен в разрешение вопросов о свободе, личности, творчестве. Однажды Николаю Александровичу пришел в голову подробный план его книги, когда он был в кинематографе.
***
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961)
По словам старшего сына владыки Луки (до монашества владыка был семейным человеком), отец работал днем, вечером, ночью. Утром семья его не видела, он рано уходил в больницу. Обедали вместе, но отец и тут оставался молчаливым, чаще всего за столом читал книгу. Мать старалась не отвлекать его. Она тоже была не слишком многоречива.
Елизавета Никаноровна Кокина, бывшая горничная семьи Войно- Ясенецких, вспоминала: «Завтракал барин один в восемь утра. Обедать приезжал в пять. После обеда немного отдыхал. Потом в кабинете больных принимал. После вечернего самовара уходил к себе в кабинет. Пишет там, читает, пока весь керосин в лампе не выгорит. Часто его ночью в больницу вызывали. Молча собирается, едет. Никогда не сердился, если вызывали…».
«С детьми, — продолжает Елизавета Никаноровна, — барин и барыня очень ласковы были. Никогда их не наказывали, даже слова грубого не говорили. Только Мишу за баловство мать в чулан иногда ставила. Да скоро и выпускала». Михаил Валентинович не помнил про чулан, но ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, глубоко запал в его память. «Мебель в Переславльском доме была до последней степени неказистая, — рассказывал он. — Сбережений ни тогда, ни потом отец не имел». Об этом говорит и Е. Н. Кокина: «Им, Ясенецким, форсить-то не из чего было. Вина, табаку в доме не держали, сластей тоже никогда не бывало. Книг только ему по почте много шло. Книг было много. Ни в театры, ни в гости они не ездили, и к ним редко кто ходил…».
Профессор-антрополог Л. В. Ошанин, три года работавший врачом в Ташкентской больнице под руководством В.Ф. Войно-Ясенецкого, с глубоким уважением относившийся к нему, вспоминает: «Время было тревожное. Нести суточные дежурства приходилось через двое — трое суток. В 1917 — 1920 годах в городе было темно. На улицах по ночам постоянно стреляли …> В любой час ночи он немедленно одевался и шел по моему вызову. Случалось, что Войно-Ясенецкого ночью вызывали на дом к больному, или в другую больницу на консультацию, или для неотложной операции. Он тотчас отправлялся в такие ночные, далеко не безопасные (так как грабежи были нередки) путешествия. Так же немедленно и безотказно шел Войно-Ясенецкий, когда его вызовешь в терапевтическое отделение на консультацию. Никогда не было на его лице выражения досады, недовольства, что его беспокоят по пустякам (с точки зрения опытного хирурга). Наоборот, чувствовалась полная готовность помочь. Я ни разу не видел его гневным, вспылившим или просто раздраженным. Он всегда говорил спокойно, негромко, неторопливо, глуховатым голосом, никогда его не повышая. Это не значит, что он был равнодушен, — многое его возмущало, но он никогда не выходил из себя, а свое негодование выражал тем же спокойным голосом».
***
Архимандрит Таврион (Батозский) (1898-1978)
Вспоминает А.Н. Миленина: «Отец Таврион жил у меня на квартире. Жил еще один священник, отец Евгений Забашта (монах), тоже из Глинской пустыни. Отец Таврион каждый день дома служил литургию, а под большие праздники — всенощную. Вставал он в 3-4 утра, после литургии пил чай и шел на работу. Дома у него не было свободной минутки: читал, рисовал, молился. Прожил у меня года четыре и был арестован, а через три недели арестовали меня и отца Евгения».
А вот что говорит он сам: «Были такие времена, когда не было храмов, когда надо было быть рабочим и в то же время выполнять священнические обязанности, из дома в дом ходить и совершать Таинства для верующих. А… в ссылке… думаете, что литургия оставлялась? Нет! В какой-нибудь трущобе, яме, а литургия совершалась. Можно было этого не делать. А почему же я делал? Потому что чувствовал на себе призвание Божие, знал историю Церкви, жизнь святых, как они в трудных подвигах себя вели …> старался им подражать. Никакие обстоятельства меня не лишали ни Слова Божия, ни молитвы, ни Чаши Христовой. Напротив. Вот (сейчас) в каких торжественных, благоговейных обстоятельствах мы служим, а было времечко, что в земляночке, где везде течет, сыро и т. п., и совершалась божественная литургия… О, Господи, так это тот вертеп, в котором Ты родился!» (из проповеди 27 сентября 1976 г.).
***
Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000)
— Евгений, ты не знаешь, куда я дел вчера панагию?
Евгений тут же обегает дом в надежде встретить искомое в уже известных местах, но безрезультатно.
— Владыка, а Вы точно вчера приехали с панагией, может, забыли ее в епархии?.. а в портфеле смотрели? — владыка направляется к портфелю и, кряхтя, перекладывает его содержимое.
— Да нет, и не кладу ее туда никогда…
Хотя, как-то раз, панагия оказалась именно в портфеле.
Такое отношение владыки к вещам не было небрежностью, но являлось следствием постоянной занятости. Владыка практически всегда был занят мыслительным процессом — это доставляло ему огромное удовлетворение. По дороге от епархиального управления до резиденции в машине рождались важные мысли или богословские рассуждения, которые впоследствии ложились в основу его трудов. Нередко сразу по приезде он спешил что-то записывать или шел к книжному шкафу в поисках нужной ему святоотеческой цитаты…
Покой в его понимании не подразумевал бездеятельности. Напротив, более деятельного человека в его возрасте было трудно найти. Несмотря на практически полную слепоту, он постоянно писал, читал лекции, выступал по радио, встречался с людьми. Помимо Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ преподавал также в лютеранской семинарии, в гимназиях, институтах. Католическая семинария Санкт-Петербурга пригласила архиепископа читать лекции, которые пользовались большим успехом среди студентов и преподавателей. Иногда он выезжал с чтением лекций и в другие города, например, в Великий Новгород, где читал лекции в Государственном университете и на катехизаторских курсах при Софийском соборе. Ездил также читать лекции в Старую Руссу, где его всегда ждали в музее Ф.М. Достоевского.
Своей открытостью он выгодно отличался от собратьев по архиерейству. Он был человеком радостным и светлым. Говорил вдохновенно, проповедовал умно, изящно. С ним можно было вести разговор на темы не только богословского характера. Он прекрасно знал европейскую культуру, и не только религиозную. Глубоко ценил живопись, музыку, великолепно играл на фортепиано и иногда музицировал в профессорской духовной академии. Причем он делал это не для зрителя, а для души, выбирая время, когда профессорская опустеет.
Он удалился на покой лишь после того, как его ослабевшие руки уже не могли уверенно держать чашу. Но преподавание в Академии он не прекращал, читая лекции по памяти. А когда занемог настолько, что был помещен в больницу, то студенты ходили к нему в палату сдавать экзамены и зачеты.
Сам облик его, не желающего мириться с возрастом, недугами, превратностями судьбы, внушал уважение и даже восхищение. Не случайно к архиепископу вплоть до последнего дня тянулись молодые люди. Его жизненная энергия заражала желанием творчества.
Материал прислала Т. Тябут
Филарет, митрополит Московский. Русские… : https://religion.wikireading.ru/138749.
Соловьев Сергей Михайлович: http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_0480.shtml.
Свидетель Софии. Судьба протоиерея Сергия Булгакова: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/4853.
Мать Мария: http://kateheo.ru/library/books-for-missionaries/mat-marija.
С. Шевчук. Николай Бердяев: https://profilib.com/chtenie/5695/s-shevchuk-nikolay-berdyaev-16.php.
Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание: http://www.memorial.krsk.ru/memuar/Voino.htm.
О понятии «время» в христианской картине мира (стр. 1 из 2)
О понятии «время» в христианской картине мира
Е. В. Пенионжек
Христианство представляет мировое бытие в пространстве и времени посредством идеи порядка, т. е. гармонизированного космоса, в отличие от хаоса. Мировой порядок связан с представлением о Боге, измеряющем христианский космос. Для религиозного сознания характерно представление о мире как упорядоченной системе вследствие воли Бога, который находится абсолютно вне космических пределов. Космическое устройство – это «иго суеты – космическая маята “неразрешенной” твари» 1 . Движение небесных тел – это тягостное движение материального мира, необходимое для откровения о сути неподвластного звездам божественного мира.
Cогласно Августину Блаженному, божественный мир находится вне круговой смены скользящего времени. Христианский космос получает свою меру от Бога, т. е. Бог определяет меру кругового обращения христианского мира. Согласно христианскому мировоззрению, Бог задал миру только один цикл – цикл движения уникальных событий, ведущих к всеобщему спасению праведных. В христианской традиции время в аспекте жизненного существования становится понятием «мир» (в историческом и временном его понимании), что позволяет соединить непостижимое божественное с материальным миром.
Бог, являясь источником веры, находится в застывшем постоянном «теперь». Божественному существу присуща неотделимая от него статичная вечность, которую нельзя измерить, она не изменяется, следовательно, вечность – это вневременное состояние. Время же переживаемо. Время противопоставляется вечности, присущей Богу или абсолютному Духу. Во времени все возникает и исчезает. Время является формой земного существования, а вечность – областью божественного Абсолюта. Время появляется в результате божественного творчества в качестве меры для измерения вещей.
Мир христианина – это мир движения от временного состояния к вечному через преодоление исторического времени путем спасения, своеобразный цикл движения. Мир необходимо должен «свершиться» во времени, преодолеть несение вещей в истории. Время необходимо сосуществует со своим окончанием, которое, безусловно, важнее настоящего момента, лишь ведущего к окончанию времени и указывающего на конец времен.
Необратимость времени, исключающая бесконечное «топтание на месте», оборачивается эсхатологическим оптимизмом христианского мира, надеждой на объединение космического мироустройства с создателем – творческой силой упорядочивания, логической системой знания, выраженной в Новом Завете. Эсхатологический оптимизм выражается благовестием, которое необходимо как условие для реализации вневременного в рамках знамений времени. Знамения времени как бы устраняют временное, побуждают оставить то, что позади, и устремиться вперед к новому, возвещенному новостью благовестия, к цели священной истории.
Однако оптимизм эсхатологизма исчерпывается в тот самый момент, когда ранние христианские авторы, отталкиваясь от какой-либо точки в конце или начале истории, отрицают историю, объясняя, как будет происходить окончание истории, переход истории в метаисторию, в завершающую фазу цикла. Богословы пытаются чувственно описать и тем самым проникнуть здесь и сейчас в сокрытость «будущего века». «Апокалиптикам очень трудно и очень страшно представить получателями откровения лично себя; для их совести легче взять на себя роль поздних хранителей тайных пророческих преданий, размышляющих над древним пророчествами, вычисляющих сроки его исполнения» 2 . При этом давно известное из прошлого объявляется будущим. Писатели стремятся к удвоению (выраженному, например, в использовании псевдонима) своего текста, с одной стороны, исходящего из внеисторического времени, с другой стороны, направленного в конкретные реалии общества. Двуликость позволяет созерцать прошедшее (и настоящее) в качестве будущего. При этом отрицается настоящее и прошедшее, они выставляются как будущее, вместе с этим отрицается и само необратимое историческое время. История предстает в снятом виде в желании «от нее избавиться» 3 .
Всякое событие, которое совершается во времени, – это событие, иносказательно повествующее о вневременной сфере. Аллегория в качестве литературного приема христианских апологетов не дает отрицанию истории развернуться во всю мощь. Вневременная сфера и события исторического времени сочетаются между собой только через круговращение событий, несущих иносказательный смысл. Можно даже сказать, что аллегорическое толкование отрицает отрицание истории и синтезирует замкнутый священный круг «на конечном, прямом, узком пути, имеющем цель» 4 .
Оппозиция времени и вечности проявляется на качественном уровне. «Духовный путь откроет возможность соприкоснуться с вечностью еще на земном пути» 5 . Такая возможность может быть найдена человеком, а также народом, коллективно исповедующим единую религию, или государством как пространством единой веры. Следовательно, мир человека, народа в целом или государства нельзя противопоставить миру иному, миру вечного божественного. Вечность провоцирует вхождение в иной статус существования посредством преображения реальности. Хотя качественно определенная вечность отделима от понятия земного времени, земное время все же в значительные моменты «прорывается» в вечность.
Земное время христианина – это время стремления: оставив земное, переместиться в вечность божественного. Пространство человека осмысляется и измеряется временем: события всегда происходят в каком-либо месте. Время, заполненное событиями, воспринимается в пространстве.
Время становится областью Бога, если события определяют выбор жизненного пространства. Человек, совершая преобразования окружающего, воскрешая то или иное состояние, может обратить необратимое время, а также сделать его застывшим и статичным, т. е. уподобить вечному.
Примером подобного отношения к проблеме времени могут служить и библейские тексты, и сочинения отцов церкви. В Священном Писании пророчество имеет определенное время – прошедшее пророческое, которое используется для обозначения будущих событий, но видимых лишь избранникам Божьим. Провозвестие израильских пророков укладывается в словах Исайи: «И мы видели его». Избавление от тьмы настоящего рассматривалось в Ветхом Завете вкупе со страданиями народа и избранника Божьего для завершения времени, прорыва в вечное.
Более ярким примером синтезированной священной истории является корпус сочинений византийского неоплатоника Дионисия Ареопагита с комментариями Максима Исповедника, где автор показывает историю как мир четко выстроенной иерархии. История Дионисия Ареопагита – это упорядоченное, благое состояние, «целесообразное и смыслообразное, то есть отвечающее эсхатологическому назначению и символическому содержанию» 6 . Благое означает возможность завершения, разрешения в «будущем веке» в «занебесном мире», на новом, ином уровне сакрализации.
В состав корпуса сочинений Дионисия Ареопагита входят тексты: «О божественных именах», «О церковной иерархии», «О таинственном богословии», «О небесной иерархии», а также тексты десяти посланий. «Ареопагитики – это пример текста, религиозного по форме и философского по содержанию» 7 , что говорит о развитии философского знания и формировании богословия как зрелой формы мировоззрения, а широкое распространение комплекса текстов Дионисия Ареопагита свидетельствует о глубоком интересе к воспроизведению целостной мировоззренческой концепции организации жизни общества, которое иерархически должно представлять бытие небесное.
Причиной всякого ума и смысла, всякой премудрости и сознания является, по Дионисию Ареапагиту, Божья премудрость. Чувства – это эхо премудрости. Мышления и чувства человека, как явления временные, обязаны своим бытием вечной премудрости, и именно причастность к ней объединяет человека с Единым, чье единство превышает единицу. Но при этом человек не гибнет, а спасается, потому что именно эта причастность выступает как основа его – и временного, и вечного – бытия.
В сочинении «О небесной иерархии» Дионисий Ареопагит описывает чины небесных существ – ангелов, которым свойственно обитать в мире божественного и спускаться в мир материи. Знание об этом способствует человеческому обожению. Человек, постигая небесную иерархию, сам входит в область иного путем уподобления доступному: так, с помощью священных символов чувства приводят человека к постигаемой умом вершине небесной иерархии. Посредством применения «неподобного подобия» к существам сверхмира человек понимает их влечение к Богу как божественную любовь к превышающей слово и разум невещественности и как желание созерцания, а также вечной умственной причастности сиянию творца. Неудержимость воспринимается как «стремительность и необратимость, воспрепятствовать которой ничем невозможно по причине беспримесной и неизменной любви к божественной красоте и всецело уклонения к воистину желанному» 8 .
Согласно Дионисию Ареопагиту, иерархия – это священная организация, знание и деятельность, воспринимающие образы Бога. Через ступени иерархии возможно возведение к осияниям, являемым от Бога, для богоподражания. Бог каждому передает свой свет. Целью иерархии является уподобление по мере возможности Богу и соединение с ним. Бог наставляет «во всяком священном художестве и действии» 9 человека, наблюдающего божественнейшее благолепие и становящегося уподобленным Богу в круговом движении вокруг Бога, «прозрачнейшими незагрязненными зеркалами, приемлющими луч светоначалия и богоначалия, священно наполненными даруемым светом» 10 . По законам Бога свет сияет «из одного в другом». Очищение человека происходит посредством освобождения от неодинаковости в исполненности светом.
Человек способен видеть, имея силу «всенепорочных очей ума» 11 . В созерцании происходит приобщение к совершенствующему художеству как передача непорочности через свет. Возведение к божественной сопричастности совершается через благодать, естественно присущую Богу, что доступно для подражания. Благодать изливается через видения, возводящие созерцающих к божественному. Причастность к искусству богоначалия производит очищение, просвещение и совершенствование. «Просвещение божественным знанием, через которое очищает несозерцавшего то, что теперь выявляется осияниями и совершенствует светом, усвоенным искусством святейших посвящений» 12 .
Размышляем, обсуждаем, спрашиваем
Подробности Создано 27.10.2014 09:12
Что есть Время? Когда меня спрашивают о нём, я знаю, о чём идет речь.
Но стоит мне начать объяснять, я не знаю, что и сказать!
Аврелий Августин
«В начале сотворил Бог небо и землю», — так начинается Библия. Эта точка не только создания материи-пространства, но и времени. Время имеет начало, и оно будет иметь конец: «…времени уже не будет (Откр. 10:6)». Мы живём во времени, и это откладывает отпечаток на наше мышление. Вопросы типа: «что делал Бог до того, как начал творить мир?» — просто не уместны. «До того», — это вопрос связанный с прошлым, т.е. со временем, но до творения времени не было.
Время это изменение — рождаются и умирают галактики, звёзды, планеты, люди … Это изменение всего того, что сотворено Богом (в том числе и человеческой души, пока она находится во времени и пространстве).
Как измерить время? Меры веса и длинны имеют какой-то эталон. Можно поехать в какой-то музей, кажется в Париже, и там посмотреть эталонный метр. Этот метр не меняет своей длинны ни в Африке, ни в России. Он имеет точно такую же длинну во времена Петра I, как и в наши дни. А что является эталоном времени? Можно сказать, что 1 час это 1/24 времени, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси. Но где гарантия того, что во времена Тутанхомона скорость вращения Земли была такой же как сейчас?
Современная наука придерживается мнения, что время зависит от скорости. Парадокс близнецов (кому интересно, может найти через интернет-поисковик), предложенный Эйнштейном в рамках своей теории относительности, среднестатистический мозг отказывается принимать. Кто-то скажет, что это теория, но опыты с часами, помещенными в сверхзвуковой самолёт, показывают реальное отклонение стрелок часов на несколько секунд за время полёта – это уже факты.
Современная наука говорит нам о том, что для объекта, движущегося со скоростью света, время останавливается. Оно как бы перестаёт существовать. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:5)» — там где Бог времени нет, там появляется вечность. Вечность – ни как бесконечно долгий отрезок времени, а как его полное отсутствие.
Человек состоит из души и тела. Пока мы живём «здесь и сейчас», мы через наше тело «привязаны» к пространственно-временному континуум (учёные такое слово придумали). Наше тело меняется (точнее постепенно разрушается), и душа тоже может изменяться, т.е. иметь возможность к покаянию (в переводе с греческого «покаяние» — изменение сознания). Когда наступает биологическая смерть (первая смерть, как говорили св. отцы), душа «вырывается» из пространственно-временной клетки и попадает в вечность. И самое печальное – способность к покаянию (т.е. изменению) утрачивается.
В православном учении есть понятие о «частном» и «страшном» суде. Суть его в следующем. После смерти тела душа на «частном» суде определяется в некое состояние (шкала рай –ад), в зависимости от того как она прожила свою жизнь, находясь в телесной оболочке. Но это состояние не окончательно. После второго пришествия Иисуса Христа будет окончательный «страшный» суд, где все получат новые тела и своё место в вечности. Между этими судами, хотя душа покаяться не может, но ещё живущие «здесь и сейчас» люди могут молиться за умерших (например, подавать записки) и совершать ради них дела милосердия (например, раздавать милостыню), и тем самым изменить участь уже умерших их близких на «страшном» суде.
Давайте посмотрим на всё это с точки зрения время-вечности. Максим Исповедник говорит о том, что всё человечество имеет общую природу, при множестве личных ипостасий (в какой-то мере подобно троичности Бога). Из-за грехопадения мы утратили ощущение общности своей природы и ощущаем только свою ипостасность (индивидуальность). Но эта связь существует независимо от того, ощущаем мы её или нет. Когда наступает биологическая смерть и душа переходит из времени в вечность, для неё «частный» и «страшный» суд не разделяются (потому что нет временной последовательности и нет никакого ожидания – это всё временные категории). Можно даже сказать, что эта душа из вечности «увидит» всю историю человечества от начала до конца, т.е. и будущие (для нас, продолжающих жить во времени) события – всех своих внуков и ещё неродившихся правнуков, как они живут и молятся (или не молятся) за неё.
Поэтому изменение этой души, уже находящейся в вечности, зависит от нашего изменения, так как все мы имеем общую природу. Меняясь сами, мы изменяем и участь наших умерших родственников (да и всего человечества в целом). Поэтому забота о наших близких, отошедших в мир иной должна выливаться не в пассивное исполнение тех или иных обрядов, а в личное изменение себя. Если ты подаёшь сорокаусты (записки о поминовении усопших на проскомидию), а сам при этом не причащаешься, то в этом есть какой-то элемент лукавства – это или откровенное язычество (вера в какие-то магические заклинания) или потребительское отношение к Богу (я деньги попам заплатил, поэтому теперь Бог «должен» моих родственников спасать). Только когда ты сам являешься частью церкви через соединение с ней в таинстве евхаристии (и для этого живёшь духовной жизнью, т.е. постом и молитвой), тогда ты можешь «повлиять» на участь не только твоих родственников, но и всего человечества. «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил Серафим Саровский.
Ещё несколько слов о вечности. Приходиться слышать мнение (особенно от молодёжи), что если вечность – это отсутствие времени, то значит в Царстве Небесном никаких изменений нет – это «жизнь» скучная, неинтересная (жизнь «овощей», с точки зрения современного мира). Что на это сказать?
Апостол говорит о Царстве о Царстве Небесном: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1Кор. 15:41)». Это значит, что жители Нового Иерусалима сохранят свою индивидуальность и будут отличаться друг от друга. Отличаться чем? Отличаться количеством любви, которое способны вместить-отдать. Да, изменения (в нашем понимании) в Царстве Небесном не будет. Но там появится возможность развития (возрастания в) любви, как движение по направлению к Богу. Если человек хоть раз испытывал состояние любви (но любви настоящей, а не той, которая пропагандируется в мире – о любви мы уже говорили в первых беседах), то он не скажет, что это скучно, или что это напоминает жизнь овощей. Если кто подал кружку во имя моё.
Бог любит тебя и ждёт в вечности, чтобы быть всегда с тобой. Именно для этого он и создал тебя. Пока ещё есть время, позволь Ему найти тебя в этом пространственно-временном континууме.
ForK
1.Сон
2.Время подъема
3.Как вставать
4.Зубы
5.Опорожнение кишечника
6.Омовение
7.Завтрак
8.Время обучения
9.Обед
10.Ужин
11.Отход ко сну
1.СОН
Взрослый человек спать должен в основном по 7 часов. Ложится где-то в 10, вставать в 5 часов утра – это самый оптимальный режим дня. Пожилым людям надо спать по 5 по 6 часов, больше не нужно. Продолжительность сна уменьшается с возрастом, необходимость во сне снижается с возрастом.
Полночь – время отдыха, так как Солнце находится в максимально низком положении, и разумный человек ложится спать с 21 до 22 часов. Каждый час такого сна засчитывается за два.
Разум и ум человека отдыхают с 9 часов вечера до 11-12 часов ночи. Если человек лег в 12-ом часу, значит, у него ум не сможет отдохнуть. Ум отдыхает только в эти два часа! Если человек этого не понимает… Он говорит: «Ну как, ну я же сейчас посплю, и у меня ум отдохнет»…. Нет. Тело отдохнет, жизненной энергии станет больше, ум не отдохнет. Ум может в усталом состоянии находит долгое время, несколько лет.
Так как ум контролирует все органы организма, они начинают изнашиваться. Первым страдает ритм всех органов. Начинает страдать ритм сердца. Те у кого страдает ритм сердца, подумайте, во сколько Вы ложитесь спать, и Вы поймете, почему он страдает. Все очень просто.
Нарушение иммунитета. Человек, который поздно ложится спать, не может вылечиться от аутоиммунных заболеваний. НИКОГДА, никаких шансов, потому что иммунитет зависит от отдыха ума! Телевизор – враг номер один, убивающий здоровье своей вечерней программой, полностью выводящей организм из равновесия.
Детям надо спать больше. Также до 14 лет ребенок может кушать, когда хочет, чего хочет. Он может, есть любые продукты в любое время, в детском теле ни каких проблем не будет. Как только наступает половое созревание, немедленно, человек должен начать жить согласно времени. Ребенку в 14-15 лет требуется спать 8 часов. Он должен, ложится спать в 9 и вставать где-то в 5-6.
2.ВРЕМЯ ПОДЪЕМА
4 часа – лучшее время для подъема. С 2 до 6 утра природа успокаивается, давая человеку энтузиазм, жизнерадостность, легкость. И если встать в этот промежуток времени, то эти естественные качества будут проявляться у вас.
Даже князь Владимир наставлял своих сыновей: “Обязательно просыпайтесь до восхода солнца”.
Это время святых. Чем чище человек, тем больше он стремится к раннему подъему, чем греховнее, тем больше ему хочется подольше поспать. Это время естественного настроя на самоосознание и самосовершенствование. Это время понимания самых сокровенных тайн. Только в это время создается особая атмосфера для её постижения.
Если человек встает с 4 до 5 часов утра, то это значит, что он способен вести людей за собой, он способен быть очень продвинутой личностью, очень жизнерадостным, способен преодолеть себя и все трудности в жизни. Добиться больших успехов на поприще уже не только духовном, а так же на материальном.
С 4 до 6 – время счастья, оптимизма, молитвы.
В предрассветное время вся природа просыпается и испытывает счастье. Поют птицы. Человек также испытывает потребность петь. В храмах в это время поют заутренние молитвы. Это время наилучшим образом подходит для пения. В этот период обретается естественная способность быть счастливым. Никаким механическим путем этот отрезок времени мы не восполним! Это время для концентрации на возвышенном – время молитвы. Молитва – это концентрация на имени Бога, в котором заключено всё счастье. В этот период времени – связь с источником счастья наиболее близка. Чем более внимательно человек будет практиковать молитву в этот период, тем большее количество счастья он обретёт.
За двадцать минут до восхода солнца вся биохимия тела резко меняется. Даже кровь меняет свой состав. Именно в этот период наше тело настраивается на активную дневную деятельность. Если это время пропущено, то организм не переключается и действует в ослабленном, ночном режиме вполсилы, что вызывает усталость, переутомление и болезни. Поэтому рекомендуется, чтобы в это время человек находился в бодрствующем состоянии, совершившим омовение, с чистым кишечником, и тогда его день пройдет совершенно иначе.
С 6 до 7 – время начинающихся беспокойств.
Человек, который встал после 6 утра теряет возможность быть бодрым. Люди, которые просыпаются с 6 до 7 утра, имеют некоторое снижение тонуса, у них есть возможность существования хронический болезней, которые им трудно очень лечить.
С 7 до 8 – время стресса.
Человек просыпается уже в состоянии стресса.
Фактически день уничтожен. Как следствие проявляются все заболевания, связанные со стрессом – особенно нарушение пищеварения и сердечнососудистые заболевания. Пропадает концентрация. Человек становится неряшливым, рассеянным.
С 8 до 9 – время преждевременного старения.
Стрессовая ситуация становится хронической — нет шансов на здоровье.
Те люди, которые встают с 8 до 9 утра уже могут иметь стабильные хронические заболевания, сниженный тонус постоянный или сильно повышенный тонус — гипертоническая болезнь. Нормального тонуса у них не будет — это точно. Без кофе жить невозможно в этом случае. Дальше эти люди испытывают психическую слабость, они склонны к депрессии. Они не верят в свои силы. Человек встает раньше 6 — появляется вера в силы психические, физические. Человек не верит, что он способен справиться с жизнью.
С 9 до 10 – время смерти.
С 9 до 10, если человек встает, это значит, что он подвержен влиянию несчастных случаев, его жизнь может закончиться преждевременно. Человек уже не способен следовать цели жизни. В теле проявляются непреодолимые болезни, так как время делает вывод, что эта личность больше жить не хочет.
Человек, который встает так поздно, не способен воспринимать истину.
3.КАК ВСТАВАТЬ
Вставать необходимо сразу, и не раздумывая.
Каждая минута отнимает минимум час активной деятельности. В момент пробуждения, мы решаем, куда нам направить свои жизненные силы. Валяясь в кровати, человек расходует жизненный тонус, опуская его в нижние (половые) центы, таким образом, усиливая телесные потребности и вожделение.
Человек не хочет сразу вставать, так как не видит радости в реальности и желает, как можно больше оставаться в иллюзии. Это значит, что жизнь бесцельна и греховна. Чем правильнее и чище живёт человек, тем быстрее и радостнее он встает рано утром.
После подъема надо выпить стакан холодной кипяченой воды. Такая процедура помогает очень хорошо очистить тело, и в частности, активизирует деятельность кишечника. Выпитая сразу после подъёма вода помогает проснуться, она естественным образом день за днём выводит шлаки из организма человека. Делать это надо в любое время года, независимо от вашей конституции.
Осторожно: тёплая вода растворяет шлаки и впитывается вместе с ними в организм, чем вызывает отравление. По этой причине самой грубой ошибкой в нашей культуре является стакан горячего чая рано утром.
4.ЗУБЫ
После этого необходимо почистить зубы. Все западные пасты обычно делаются сладкими. Но это как раз очень плохо, потому что утром для языка нужен либо соленый вкус, либо горький, либо вяжущий. Но так как люди привязаны к сладкому вкусу, они естественно привязаны к сладкой пасте. Однако лучше ей не пользоваться.
Лучше всего делать пасту самому. Она хороша как для десен, так и для самих зубов.
Ингредиенты: морская соль (хорошо размолотая),
горчичное масло (каждого ингредиента равное количество).
Способ приготовления: Смешайте все вместе очень хорошо!
После того, как вы почистили зубы нужно очистить язык. Чистка для языка должна быть сделана либо из золота, либо из серебра. Это два самых лучших металла. Серебро даже лучше, чем золото, потому что очищает гораздо сильнее.
Если невозможно достать ничего из золота или серебра, тогда следующий хороший металл — это медь или бронза. Но если и этого нет, тогда примените нержавеющую сталь. Если у вас нет специальной чистки, то можно чистить язык ложкой. Но лучше пользоваться чисткой, потому что основная часть токсинов находится у основания языка. Если человек страдает от плохого запаха изо рта, то такая процедура поможет ему в значительной степени устранить эту проблему.
Примечание: Так же можно сделать сухую пасту из смеси специй, таких как кардамон, корица, гвоздика, черный перец, лавровый лист, имбирь и т.д.
После того как вы почистили зубы и язык следует:
*побриться (кому нужно)
*постричь ногти,
*опорожнить кишечник
Последовательность действий должна быть примерно такой. Если, например, человек сначала подстрижет ногти, а потом почистит зубы, он тем самым осквернит свой рот. Очищение проводиться, как бы сверху вниз и заканчивается омовением.
День христианина
Глава 29
Вечер христианина
Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
Пс. 64, 9
И был вечер, и было утро: день один.
Быт. 1, 5
Итак, день жизни в Боге и с Богом начинается с вечера.
Вечером христианин начинает подготовку следующего дня. Для этого в конце каждого дня для отдыха, духовного чтения, размышления и внимательной молитвы нам нужны в какой-то мере уединение и тишина.
В конце дня можно рекомендовать также уединенные прогулки, в особенности для лиц умственного труда. Они будут способствовать укреплению нервной системы и устранению бессонницы.
Во время прогулок или в минуты отдыха надо или творить Иисусову молитву, или подбирать для себя наиболее духовно полезные темы для размышлений. Сюда будут относиться:
1) Какие милости я получил за день от Господа, и благодарить Его за это.
2) Подумать: что сделал я в прошедшем дне плохого, и за плохое покаяться.
3) Подумать о том, какие дела поручаются мне Господом в грядущий день и как лучше всего их распределить в течение дня.
4) Хорошо подумать и о том, чего надо завтра опасаться, зная свои недостатки и слабости.
Время прогулок может быть использовано и для изучения своего внутреннего мира с духовной точки зрения. Вспомним, что царь и пророк Давид рекомендует нам размышлять о «законе Господнем день и ночь»(Пс. 1, 2).
В смиренном сознании своей немощи и недостоинства встает христианин на вечернюю молитву. По окончании обычного правила он приносит Богу еще раз покаяние за грехи прошедшего дня, перечисляя их перед лицом Бога, прося простить их. Качество вечерней молитвы и полнота покаяния в ней обусловливают духовное состояние христианина в грядущую ночь.
Об этом так пишет пастырь о. Иоанн С:
«Допустивши на ночь молитву нерадивую, не от всего сердца, не заснешь, пока не выплачешь своего греха перед Богом… Смотри же, выше Бога плоти своей (ее успокоение) не ставь, а пренебреги для Него и покоем телесным… Ревность Господа Бога не потерпит твоего лукавства, твоего саможаления… Поторопишься на молитве для покоя телесного, чтобы отдохнуть скорее, а потеряешь и телесный покой и душевный…
Богу жаль и нас, и наших трудов прежних: и вот Он хочет заставить нас непременно обратиться к Нему опять от всего сердца. Он хочет, чтобы мы всегда принадлежали Ему».
На основании своего жизненного опыта о. Иоанн С. пишет далее:
«Если случится кому-либо из богобоязненных людей отойти ко сну, не раскаявшись в том грехе или в тех грехах, которые сделаны днем и мучают душу, то мучение это будет сопровождать человека целую ночь, дотоле, пока он сердечно не покается в грехе и не омоет своего сердца слезами».
После покаяния в молитве христианин затем еще раз благодарит Господа за все те благодеяния и дары, которые он получил от Него в течение прошедшего дня. Затем он просит помочь ему в грядущем дне в борьбе с грехами, и в особенности с теми, которые отяготили его совесть в прошедший день и которые, он знает, наиболее привычны для него. Окончив молитвы, христианин целует святой крест. По совету одной духовной старицы, перед сном, также как и утром, надо выпить святой воды. Затем он крестит постель с произнесением последнего молитвословия «Да воскреснет Бог…», ограждая себя на ночь от нападок злого духа.
Ложась в постель, христианин предает себя в руки Бога и своего ангела хранителя. Кто знает — может быть, он уже не встанет больше?
Будучи уже в постели, надо исполнять следующий совет прп. Антония Великого:
«Когда склоняешься на свое ложе, со благодарением вспоминай в себе благодеяния и Промысл Божий.
Тогда, исполненный этим благим помышлением, ты полнее возвеселишься духом, и сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих — истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих. Ибо когда нет в человеке зла, тогда благодарение и одно, без всякой многоценной жертвы, приятно Богу».
Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской):
«Если хочешь мирного сна — ложась в постель, кайся, сокрушайся духом и молись Господу. С молитвой заснешь, — привлечешь к себе ангела хранителя, который будет охранять тебя до твоего пробуждения».
В тех же случаях, когда христианин подвержен бессонице, то, по совету одного духовного старца, ему надо прочесть сколько-то раз «Богородицу». При этом вместо четок можно пользоваться отсчетом по пальцам.
Затем можно вновь в уме творить молитвы, выбирая из них те, которые ближе к его сердцу или наиболее привычны. Очень хорошо, когда он погрузится в сон среди молитвословий.
В котором часу надо ложиться спать?
Всего здоровее жить жизнью природы и ложиться по возможности рано, чтобы иметь возможность рано и вставать.
Сколько времени надо спать?
Это зависит от состояния здоровья, возраста, работы и окружающей обстановки.
Норма 6–7 часов была рекомендована для иноков прп. Серафимом.
Московский старец о. Алексий М. рекомендовал своим духовным детям спать 7 часов.
Семь часов — это минимум для вполне здорового взрослого человека, живущего нормальной жизнью.
Однако в наше нездоровое для нервной системы время эта норма может быть увеличена до 8 часов, включая часы дневного сна, в зависимости от состояния нервной системы и работы.
Более того, следует помнить, что для нервнобольных, переутомленных и престарелых сон является лучшим и естественным целебным средством (в соединении с физическим трудом на воздухе или продолжительными прогулками), и тогда необходимое время для сна может быть и более 8 часов.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >