31.12.1940, Запрещенное искусство
Шаргунов Александр, протоиерей
Протоиерей, настоятель московского Храма святителя Николая на Пыжах.
Инициатор создания и глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества».
Организатор многих уголовных дел против деятелей современного искусства.
Родился 31 декабря 1940 года в Кировской области.
В … поступил на факультет журналистики МГУ. Однако, по его собственным словам, за отказ от сотрудничества с КГБ его оттуда отчислили.
В 1964 поступил в МГПИ иностранных языков имени М. Тореза. В студенческие годы участвовал в работе литературно-философских кружков, занимался поэтическими переводами (например, переводил Китса). В институте познакомился со своим будущим соратником и соавтором Станиславом Красовицким (ныне священник РПЦЗ(В) Стефан Красовицкий).
В 1965 принял крещение в РПЦ МП.
После окончания инъяза КГБ не пустил Шаргунова работать техническим переводчиком за границей, а также воспрепятствовал преподаванию в аспирантуре Московской духовной академии.
В 1974-1976 прислуживал в московском храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, настоятелем которого был протоиерей Николай Ситников. Пономарствовал одновременно с Владиславом Свешниковым. Среди прихожан храма были поэты Станислав Красовицкий, Анатолий Найман и др. Уже в то время Шаргунов считал канонизацию царской семьи спасительной для России.
В 1976 поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии, а год спустя был переведен на 1-й курс Московской духовной академии. 27 марта 1977 студент Шаргунов рукоположен в сан диакона, а 21 мая того же года — в сан священника. В 1978 перевелся на заочное обучение.
Местом служения Шаргунова стал знаменитый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (в просторечии — «Скорбященский») на Большой Ордынке, где почетным настоятелем был епископ Киприан (Зернов), опальный управделами Московской патриархии. Вокруг храма образовался кружок православной интеллигенции. Шаргунов проповедовал «мистический монархизм», обличал «сергианство» и советскую власть, нарочито демонстрировал связи с зарубежными православными. Но нареканий со стороны епархиального руководства или Совета по делам религий за это не получал. Узнав о тайных молебнах Шаргунова о царской семье епископ Истринский Арсений (Епифанов), строго их воспретил.
В 1991 назначен настоятелем старинного храма во имя святителя Николая Чудотворца в Пыжах. Это назначение имело «церковно-политический» характер — за храм боролась зарегистрированная по его адресу община РПЦЗ во главе с иеромонахом Тихоном (Козушиным). Шаргунов зарегистрировал «параллельную» общину и завладел храмом с нарушением закона.
В противоположность протоиерею Всеволоду Шпиллеру, в церкви которого в Кузнецах собирался «весь московский бомонд», вокруг о. Александра собирались в основном престарелые барышни и откровенные националисты-антисемиты.
Несмотря на свою оппозиционность, в 1986 Шаргунов возведен в сан протоиерея.
С 1 сентября 1989 он – преподаватель Московской духовной академии и семинарии, несмотря на его обличения «сергианцев». В период смены ректора Сергиевом Посаде (январь-февраль 1992), в числе прочих «московских батюшек-преподавателей» уволен из МДАиС. Но после освобождения от должности ректора епископа Филарета (Карагозина) 1 сентября 1992 восстановлен в должности преподавателя. Тогда же стал кандидатом богословия.
В феврале 1994 из Сретенского монастыря была выдворена община «кочетковцев» и ее место заняла группа монахов под руководством о. Тихона (Шевкунова). Тогда же состоялась церковная конференция «Православие и обновленчество», с которой начались планомерные обличения «меневцев», «кочетковцев», а позже остальных «обновленцев».
С этого момента основным лейтмотивом деятельности Шаргунова становится «проповедь нравственного возрождения» посредством устроения акций с осуждением рекламы (на этом поприще особенно прославился о. Владимир Переслегин, который лично срывал на улицах Москвы рекламные щиты), «попсы» и проч.
В апреле 1994 Шаргунов создал и возглавил Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества». Членами комитета стали писатели Валентин Распутин, Владимир Крупин, Василий Белов, певица Лиина Мкртчян и др. Заместителем председателя был священник РПЦЗ Стефан Красовицкий.
В это время состоялся его «таинственный запретный разговор», как писал сам Шаргунов, с коммуно-патриотической общественностью. Комитет критиковал Ельцина и Патриарха Алексия II за то, что тот косвенно поддерживает «политику ельцинизма». В соавторстве с Владимиром Переслегиным, еще одним активистом комитета, публикуется в газете «Завтра».
Весной 1996 председатель комитета «За нравственное возрождение Отечества» подписал вместе с некоторыми священниками и деятелями науки и искусства обращение «Положить конец нравственному геноциду нашего народа!», к которому присоединился и Зюганов, а также призвал к голосованию во время выборов президента за последнего. В ответ в прессе было опубликовано открытое письмо бывшего наставника о. Александра – протоиерея Николая Ситникова, в котором тот критикует Шаргунова за призыв поддерживать «врагов веры и Церкви».
27 мая 1996 председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) пообещал, что поступок отца Александра не останется без последствий. Но поведение батюшки осталось безнаказанным. Епархиальное руководство на политическую позицию протоиерея не прореагировало. Некоторое время Шаргунов внедрял свою линию в Союзе православных граждан (СПГ) (первоначальное название — Православное политическое совещание). Шаргунов числился там «кем-то, вроде духовника», пока на этом посту его не сменил Владислав Свешников.
В августе 2000 Архиерейский Собор РПЦ МП канонизировал царскую семью, что стало победой «про-зарубежнической» патриотической фракции среди духовенства, прежде всего — Шаргунова.
В 2000 Комитет Шаргунова активно поддерживал общественную кампанию против художника Олега Мавроматти, совершившего символическое самораспятие в рамках одной из своих художественных акций. В результете обвиняемый в разжигании религиозной розни художник бежал из России.
Во время эфира на радио «Радонеж» 21 января 2003 Шаргунов резко выступил против канонизации Иоанна Грозного и Григория Распутина. Его главный соратник по борьбе с «растлением», Стефан Красовицкий, даже выступал с экстравагантными идеями о «невидимом окормлении всей России старцем-митрополитом Виталием». Война шаргуновского комитета с «порнографией и развратом» ожесточилась и расширилась. В это время Шаргунов, его комитет и его паства довольно успешно воюют с непристойной рекламой фирм «Валль» и «Canon», потом — против балета Малого театра «Благовещение» (в котором две танцовщицы изображают Архангела Гавриила и Деву Марию), потом — активно поддерживают «Союз православных граждан», бойкотирующий балет «Распутин», в котором якобы глумливо изображен Царь Николай.
Во время эфира на радио «Радонеж» 21 января 2003 Шаргунов резко выступил против канонизации Иоанна Грозного и Григория Распутина. Его главный соратник по борьбе с «растлением», Стефан Красовицкий, даже выступал с экстравагантными идеями о «невидимом окормлении всей России старцем-митрополитом Виталием».
Основная деятельность Комитета отражена в семи выпусках издания «Антихрист в Москве». Шаргунов регулярно выступает на православном радио «Радонеж», в журнале «Русский Дом», является составителем шести сборников «Чудеса Царственных Мучеников», автором многих книг.
Александр Шаргунов и запрещенное искусство
В 1998-99 комитет Шаргунова «За нравственное возрождение Отечества» организовал широкую общественную и медиа кампанию против художника Авдея-Тер-Оганьяна.
В 1999 сын Шаргунова Сергей организовал погром в галерее Гельмана, где проходила выставка Авдея Тер-Оганьяна. Участвующие казаки грозили сотрудникам галереи топорами и обещали убить Гельмана и Тер-Оганьяна.
Через день шаргуновцы напали и избили корреспондента НТВ на площадке перед Хамовническим судом, в котором должно было состояться заседание суда по делу Тер-оганьяна. Избиение корреспондента вылилось в большую драку.
В те же дни шаргуновцы пришли в редакцию газеты «Татьянин» день и требовали сообщить адрес Тер-Оганьяна, демонстрируя огнестрельное оружие.
Через несколько месяцев Тер-Оганьян был вынужден покинуть Россию.
19 января 2003 Шаргунов благославил погром выставки современного искусства «Осторожно, религия!», организованной Сахаровским центром. О том, что именно он был инициатором погрома Шаргунов заявил в телевизионной программе и журнале «Русский дом» (№3, 2003).
Александр Шаргунов и ранее заявлял, что Церковь должна силовыми мерами бороться с растлением.
В 2003 суд оправдал погромщиков, завел уголовное дело против кураторов выставки и 2005 признал кураторов виновными, присудив крупный штраф. В ходе процесса директор центра Юрий Самодуров и председатель попечительского совета Анатолий Шабад неоднократно требовали личного присутствия в суде Шарунова, но он так и не явился. Иск Юрия Самодурова о защите деловой репутации против Шаргунова был отклонен.
В 2005 шаргуновцы участвовали в кампании против организаторов выставки современного искусства «Россия-2» Марата Гельмана и Василия Бычкова. Эта кампания окончилась победой Гельмана.
В том же году шаргуновцы грозили погромом очередной выставки Тер-Оганьяна в галерее Гельмана, а после того, как Гельман выставил в охране охрану, состоящую из сотрудников ОВД Якиманка, шаргуновцы подали заявление в прокуратуру на этих милиционеров за то, что они «не препятствовали проведению хулиганской выставки». Стоит подчеркнуть, что галерея Гельмана является частной собственностью Марата Гельмана.
В возбуждении дела против милиции прокуратура отказала.
В 2006 шаргуновцы, при активной поддержке Роснаркоконтроля, участвовали в успешном «порнографическом» деле против издательства «Ультракультура» и его редактора Ильи Кормильцева. В результате этого тысячи книг, выпущенные издательством, были уничтожены, изъяты из библиотек и из продажи.
В том же 2006 лично Александр Шаргунов, по мнению многих журналистов, то ли в одниночку, то ли авторским коллективом тайно выступил под именем грека Никоcа Зерваса автором книги «против Гарри Поттера» — «Дети против волшебников», вышедшей в издательстве «Лубянская площадь». Глава этого издательства — Леонид Макуров, соучредители — ряд частных лиц и Региональная общественная организация ветеранов внешней разведки.
Сам Шаргунов пишет об этой книге так: «Книгу Зерваса можно назвать «книгой-разоблачением» и «книгой-противоядием». Он ярко показывает, как ведется война против России. На стороне врагов России лиги колдунов, «военно-воздушные силы и тренированные маги-боевики, зачарованные политики, тщательно вдохновленные писатели и профессора теологии, режиссеры, музыканты и накрепко запрограммированные журналисты». А против — самые обыкновенные дети. Но детям помогает Бог. Их делает непобедимыми «русская защита», то есть Православие… Зервас затрагивает все события, происшедшие в России, начиная с девяностых годов».
В кампании по продвижению «сфабрикованной книги» участвовали центральные СМИ — АиФ и «Труд». Расследования же газеты «Коммерсантъ», доказавшей, что никакого греческого писателя Зеварса в природе не существует, а книга произведена по заказу ФСБ и РПЦ, никого не смутили.
С появлением «лжеЗеварса» тесная связь Шаргунова с ФСБ уже мало кем ставится под сомнение.
В 2007 Комитет Шаргунова выступил организатором общественной кампании против кураторов выставки современного искусства «Запретное искусство» Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева.
В результате кураторы выставки были признаны виновными по уголовной статье 282 (разжигание религиозной розни) и приговорены к штрафу. Пр этом обвинитель требовал лишить подсудимых свободы на три года.
В 2010 Шаргунов выступил с резкой критикой выставки современного искусства «Двоесловие/диалог», проведенной в притворе храма св. Татьяна сторонниками обновления церкви.
Шаргунов, «православные боевики», «православная правозащита» и запрещенное искусство
В 1998-1999 во время кампании против Авдея Тер-Оганьяна, инициированной шаргуновским комитетом «За нравственное возрождение отечества» и сопровождавшейся погромом выставки и массовыми избиениями, шаруновский комитет еще не обладал развитой инфраструктурой для ведения агрессивных общественных кампаний против неугодных. Погром в галерее Гельмана, за неимением лучшего, организовал при помощи казаков и прихожанок церкви сын Шаргунова Сергей. Юридической стороной дела сначала занимался соратник Шаргунова протоиерей Владимир Переслегин, в дальнейшем «общественным обвинителем» выступал Михаил Кузнецов, самый известный «православный адвокат», соратник депутата ГД Виктора Илюхина, бывшего высокопоставленного прокурора Генпрокуратуры СССР. Постоянным партнером Кузнецова по адвокатской практике является Сергей Штин, полковником КГБ на пенсии.
В рамках кампании против Тер-Оганьяна сын Шаргунова Сергей организовал погром выставки художника в галерее Гельмана. В возбуждении уголовного дела против погромщиков Тер-Оганьяну было отказано.
В 2003 от шаргуновского комитета отпочковалась общественная юридическая инфраструктура — организация «Народная защита», которую возглавил Владимир Сергеев, тренер боевого подразделения шаргуновской команды, легально действующей при храме в Пыжах под видом детского православного бойцового клуба «Сим победиши».
Именно Сергеев, начинавший «алтарником» в церкви на Пыжах, был организатором погрома выставки «Осторожно, религия!» и в дальнейшем вел оргдела по участию православных в судебном процессе как выставки «Осторожно, религия!», так и выставки «Запретное искусство-2006». А адвокат Михаил Кузнецов добился закрытия уголовного дела на шестерых погромщиков этой выставки, отклонения иска к Шаргунову по защите чести и достоинства от руководства Сахаровского центра, требовал закрытия центра и добился осуждения его руководства по ст. 282. Все это было произведено с чудовищными процессуальными нарушениями в ведении дел.
Содержание
ШАРГУНОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Прот. Александр Шаргунов
Александр Иванович Шаргунов (род. 1940), протоиерей, настоятель Московского храма святителя Николая в Пыжах
Родился 31 декабря 1940 года в Кировской области. Русский.
С 1961 по 1967 год — студент Московского Государственного педагогического института иностранных языков им. Тореза. В период учёбы, в 1965 году, принял святое крещение с именем в честь священномученика Александра Иерусалимского .
В 1967-1968 годах трудился переводчиком в Госконцерте, где переводил и писал стихи.
С 1971 по 1975 год работал в Загранпатенте при комитете по изобретениям СССР.
Одновременно, с 1974 по 1976 год прислуживал алтарником и чтецом в Московском храме святого Иоанна Предтечи на Пресне.
В 1976 году, сдав экзамены за 1-й и 2-й классы, был принят в 3-й класс Московской духовной семинарии. 27 марта 1977 года был рукоположен во диакона, а 21 мая того же года — во священника. В том же году окончив 3-й класс семинарии, сдал экзамены за 4-й класс и был принят на 1-й курс Московской духовной академии. В 1978 году перешёл на заочное обучение, а в 1982 году окончил академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Догмат в христианской жизни».
С 1977 по 1991 год служил в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
В 1986 году был возведён в сан протоиерея.
С 1 сентября 1989 года (за исключением периода с 1 февраля по 31 августа 1992 года) — преподаватель Московской духовной академии и семинарии. Вёл курс Священного Писания Нового Завета.
С 1991 года — настоятель Московского храма святителя Николая в Пыжах.
С 1994 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II возглавляет общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества», организованный патриотической общественностью Москвы.
В конце 2013 года перенёс инсульт, был в реанимации, но вскоре продолжил служение .
Плодовитый церковный писатель и известный проповедник, член Союза писателей России.
Протоиерей Александр Шаргунов
Награды
церковные:
- орден прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1987)
- орден свт. Макария Московского 3-й степени (2010)
государственные:
- медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
Сочинения
- Догмат в христианской жизни (кандидатская диссертация), 1982.
- Автор трёх сборников Чудеса Царственных мучеников, составленных на основании многочисленных письменных свидетельств разных людей к прославлению святых Царственных мучеников Русской Православной Церковью.
- Большое собрание проповедей:
- Публикации на портале Православие.Ru:
- Публикации на сайте информационно-аналитической службы Русская народная линия:
Использованные материалы
- Профиль на сайте газеты Вестник Замоскворечья:
- «Проповеди Протоиерея Александра Шаргунова», страница сайта общественного комитета За нравственное возрождение Отечества:
День ангела — 12 декабря. См. профиль на официальном сайте Московской духовной академии,
«Просим молитв: протоиерей Александр Шаргунов находится в реанимации после инсульта», информационно-аналитическая служба Русская народная линия, 26 декабря 2013,
mavromatti
Деятельность Шаргунова на поле битвы РПЦ с сатанинским современным искусством освещена в этом материале более чем скромно, но все же это самая полная изо всех до сих пор опубликованных биографий настоятеля храма святителя Николая в Пыжах, председателя Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества»- главного застрельщика большинства юридических и физических преследований деятелей российской художественной сцены
Будущий протоиерей Александр Шаргунов родился 31 декабря 1940 года в Кировской области. В 1969 году окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени М. Тореза (владеет свободно английским и французским языками). Там он познакомился со своим будущим соратником и соавтором Станиславом Красовицким (ныне священник РПЦЗ(В) Стефан Красовицкий), занимался поэтическими переводами. Известно стихотворение «Поэт» английского романтика Китса в переводе А. Шаргунова:
Всей тяжести земной наперекор
Душа летает на крыле ужасном
И с будущим ведет – ей неподвластным –
Таинственный запретный разговор.
Его поэтическая деятельность могла бы продолжаться, но молодой поэт в 1965 году принял крещение в РПЦ МП. Одно зарубежное СМИ выразилось об этом периоде так: «Shargunov abandoned literature for the priesthood». На самом деле переход от литературного творчества к священству оказался более долгим и пролегал через литературно-философские кружки московской интеллигенции конца 1960-х — начала 70-х гг. С 1974 года по 1976 год он уже прислуживал в московском храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне (тогда Красной). Именно в период пономарства в этом храме, настоятелем которого был протоиерей Николай Ситников, Александр Шаргунов окончательно определил свой дальнейший путь.
В храме на Красной Пресне Александр Шаргунов пономарствовал одновременно с Владиславом Свешниковым – впоследствии тоже принявшим священный сан и начавшим духовно окормлять патриотическую интеллигенцию. Будущий о. Александр запомнился пресненским прихожанам как удивительно светлый и тактичный юноша, сильно отличавшийся от большинства прислуживающих во время богослужения – либо небрежных, либо чересчур, до истеричности, лицедействующих. Атмосфера на приходе и в конце 70-х была весьма демократичной, и Александр с Владиславом практически каждый день могли участвовать в традиционных послелитургийных беседах со священниками и некоторыми другими прихожанами, которые длились порой часами. Темы, которые при этом обсуждались, могли быть любыми, однако всегда были ориентированы на вопросы богословия либо церковности. Уже в то время Александр придавал очень серьезное значение мученичеству Царской семьи и не скрывал, что считает ее канонизацию не просто необходимой, но и спасительной для России и российского православия. Причем, этому вопросу он придавал особое значение, несмотря на то, что всегда сталкивался с возражениями, что факт подобной канонизации может быть отданием долга памяти, но никак не универсальным «магическим» действом, каким он его видит.
Во всем остальном Александр был тогда весьма терпим и тактичен. Он с удовольствием поддерживал беседы на темы, касающиеся искусств и истории Церкви. Среди прихожан храма были люди, принадлежащие к тому кругу, из которого вышел он сам, – уже упомянутый Ст. Красовицкий, Анатолий Найман и др., которые, как и священники, принимали участие во внутриприходской жизни, что было редкостью в советское время. И это существенно помогало Александру готовиться к священству, к осуществлению своей мечты, которой он не скрывал.
Тогда представителям московской интеллигенции было необычайно трудно поступить в духовные школы Загорска. Фильтрация КГБ была тотальной, однако в 1976 году А. Шаргунов без особых препятствий поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии, а год спустя был переведен на 1-й курс Московской духовной академии. Такая практика «сокращенного цикла» существовала в МДАиС для учеников, имеющих высшее образование. Но уже 27 марта 1977 года студент А. Шаргунов был рукоположен в сан диакона, а 21 мая того же года и в сан священника. В 1978 г. под давлением жизненных обстоятельств, прежде всего пастырского служения, перевелся на заочное обучение. Местом служения о. Александра сперва стал знаменитый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (в просторечии — «Скорбященский») на Большой Ордынке, где почетным настоятелем был епископ Киприан (Зернов), опальный управделами Московской патриархии. Только в 1991 году о. Александра назначили настоятелем старинного храма во имя святителя Николая Чудотворца в Пыжах (адрес: Россия, 109017, Москва, ул. Б. Ордынка, 27а/8 (м. «Третьяковская», «Новокузнецкая»), построенного стрельцами в XVII в. «в начале Ордынской дороги» (ныне ул. Большая Ордынка). Это назначение имело «церковно-политический» характер — за храм боролась зарегистрированная по его адресу община РПЦЗ во главе с иеромонахом Тихоном (Козушиным), «торпедировать» которую и призван был о. Александр, «параллельная» община которого зарегистрировалась и завладела храмом с нарушением закона.
Вокруг «Скорбященского» храма на Ордынке быстро образовался своего рода кружок православной интеллигенции, какие образовались в те годы вокруг многих активных и думающих священников. Но направление проповеди и пастырской деятельности о. А. Шаргунова было особенным. В приступившем к священническому служению о. Александре произошли разительные перемены. Он стал не столько служить, сколько «учительствовать», обнаружив при этом непреклонность в суждениях, нетерпимость к какому бы то ни было инакомыслию. Когда-то искренняя убежденность в спасительной роли возможной канонизации Царской семьи, приобрела в проповедях о. Александра облик своеобразного «мистического монархизма». Яростно, как не могли тогда позволить себе иные священники (в том числе, отец Всеволод Шпиллер, настоятель храма во имя св. Николая на Кузнецах), обличая «сергианство» и советскую власть, он нарочито демонстрировал свои связи с зарубежными православными, однако никогда не получал нареканий со стороны епархиального руководства или Совета по делам религий. Он стал не просто традиционалистом, но настоящим церковным консерватором.
В противоположность протоиерею Всеволоду Шпиллеру, в церкви которого в Кузнецах собирался «весь московский бомонд», вокруг о. Александра собирались, в основном, московские православные фундаменталисты и монархисты. Назвать этот круг интеллигентским можно, пожалуй, с большой натяжкой. Приход храма в Пыжах составляли, в основном, престарелые барышни и откровенные националисты-антисемиты, которые нашли себе единственную в своем роде нишу.
Несмотря на свою оппозиционность, в 1986 году о. А. Шаргунов был возведен в сан протоиерея. С 1 сентября 1989 года протоиерей Александр – преподаватель Московской духовной академии и семинарии (и это несмотря на его активные выступления с обличениями «сергианцев»). В эти годы он преподает Священное Писание и одновременно занимается активной общественной деятельностью. При храме организуется хор очень высокого качества.
В период пертурбаций в Сергиевом Посаде, связанных со сменой ректора, пострадал в числе других «московских батюшек-преподавателей» и о. Александр. С 1 февраля 1992 его уволили из МДАиС, как тогда писали, «в связи с пастырским служением». Однако после освобождения от должности ректора епископа Филарета (Карагозина) о. А. Шаргунов был 1 сентября 1992 года восстановлен в должности преподавателя Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии и семинарии. Тогда же он стал кандидатом богословия (процедура защиты для преподавателей была упрощена донельзя). Вообще, между двумя бывшими выпускниками иняза и бывшими литераторами много общего.
Но настоящий «таинственный запретный разговор», как писал некогда сам о. А. Шаргунов, начался у него с коммуно-патриотической общественностью, когда в середине 1990-х гг. батюшка понял, что только коммунисты способны удержать Российскую Федерацию от нравственной бездны, и призвал с амвона свою паству голосовать на выборах президента за Геннадия Зюганова и против Бориса Ельцина.
В апреле 1994 о. Александр создает Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества» и занимает в нем пост председателя (члены – писатели Валентин Распутин, Владимир Крупин, Василий Белов, певица Лиина Мкртчян и другие общественные деятели национал-патриотической ориентации; заместитель председателя — священник РПЦЗ Стефан Красовицкий). Комитет поначалу критикует и демократические иллюзии президента Ельцина, и даже Патриарха Алексия II. Последнего, впрочем, за то, что он косвенно поддерживал «политику ельцинизма». Тема «нравственного возрождения» с самого начала трактовалась комитетом в контексте общей национал-патриотической идеологии с заметным «левым» уклоном. Впрочем, однажды появившиеся симпатии к КПРФ о. Александр сохранил до настоящего времени. Вряд ли можно серьезно относиться к тому, что на приходе в Пыжах иной раз можно было услышать, что «батюшка исповедует самого Зюганова». Но свои статьи в соавторстве с о. Владимиром Переслегиным, еще одним активистом комитета, в газете «Завтра» о. Александр печатает часто.
В том же феврале 1994 г. из Сретенского монастыря была выдворена община «кочетковцев» и ее место заняла группа монахов под руководством о. Тихона (Шевкунова). Тогда же состоялась церковная конференция «Православие и обновленчество», с которой начались планомерные обличения «меневцев», «кочетковцев», а позже остальных «обновленцев». Именно с этого момента основным лейтмотивом деятельности о. Александра становится «проповедь нравственного возрождения» посредством устроения множества малозначительных акций с осуждением рекламы (на этом поприще особенно прославился о. Владимир Переслегин, который лично срывал на улицах Москвы рекламные щиты), «попсы» и проч.
Прокоммунистическая позиция о. Александра вызвала некоторое разделение в среде его друзей и последователей. После того, как весной 1996 г. он, как председатель комитета «За нравственное возрождение Отечества», подписал вместе с некоторыми священниками и деятелями науки и искусства обращение «Положить конец нравственному геноциду нашего народа!», к которому присоединился и Г. Зюганов, а также призвал к голосованию за последнего, в российской прессе появилось открытое письмо бывшего наставника о. Александра – протоиерея Николая Ситникова, в котором тот укоряет Шаргунова за призыв поддерживать «врагов веры и Церкви»: «Чего общего может быть у нравственно здорового православного россиянина с советскими безбожниками?» («Сегодня», 13.06.96).
Еще ранее, 27 мая 1996 г., председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) пообещал, что поступок отца Александра не останется без последствий (но обещание митрополита осталось пустым звуком). Поведение батюшки осталось вполне безнаказанным. Епархиальное руководство на политические игры протоиерея вообще не прореагировало никак. Некоторое время о. Александр внедрял свою линию в Союзе православных граждан (СПГ) (первоначальное название — Православное политическое совещание), хотя председателем СПГ о. А. Шаргунов никогда не был, но числился там кем-то, вроде духовника, пока на этом посту его не сменил о. Владислав Свешников.
Под иконой Царя
Уже в конце 1980-х гг. о. Александр прославился как усердный почитатель убиенного Царя Николая II. Этот культ был необычайно популярен среди православной эмиграции, которая связывала прославление последнего Императора с «воскресением Руси» и избавлением ее от скверны безбожия.
В те времена о. Александр в окружении патриотической общественности полутайно совершал молебны перед иконкой Царя и Царской семьи. Но все «тайное» рано или поздно становится явным. Нашелся «добрый человек», рассказавший священноначалию об этих тайных молебнах. О. Александр был вызван на «ковер» к всемогущему епископу Истринскому Арсению (Епифанову), который строго воспретил всякие молебны. О. Александр горячо отстаивал святость Царя и даже, как говорят, вопросил владыку, почему бы в РПЦ МП не провести его канонизацию. Ответ иерарха был таков: «Мы, конечно, признаем его святость, но прославить его нельзя. Ведь на нас тогда набросятся все подряд: и демократы, и коммунисты!». То же самое говорили ему и многие московские священники.
О. Александра подвергли критике, однако тайное почитание Царя в Никольском приходе продолжалось. А. Верховский пишет о том времени: «Самой резкой атакой на фундаменталистов были речь Патриарха Алексия II на московском епархиальном собрании 23 декабря 1998 года и последовавшее за ней постановление Синода о «младостарцах». Хотя никаких имен названо не было, всем было понятно, что речь идет именно о фундаменталистских батюшках. На какое-то время это подействовало, но менее чем на год – уже осенью 1999 года началась массовая кампания против «штрих-кодов» и ИНН (индивидуального номера налогоплательщика)».
Протоиерей Александр Шаргунов не принял непосредственного участия в этой кампании и даже нарочно дистанцировался от «анти-ИННщиков». Его борьба за прославление Царя, вместе с тем, увенчалась успехом. Канонизация Царской семьи на Архиерейском Соборе РПЦ МП в августе 2000 года стала победой «про-зарубежнической» патриотической фракции среди духовенства. А. Верховский даже считает ее «явным поражением Патриархии перед лицом мощного напора снизу». Легкое фрондирование о. Александра и «про-зарубежнических» батюшек состояло в том, что Николая II они продолжали называть «мучеником», хотя Собор его канонизировал в чине «страстотерпца».
Против распутинщины и распутства
Дистанцирование настоятеля храма св. Николы в Пыжах от православно-патриотической «тусовки» продолжилось, когда он темпераментно выступил против канонизации Иоанна Грозного и Григория Распутина. Во время эфира на радио «Радонеж» 21 января 2003 г. он сказал: «Враги Православия и России по-прежнему пытаются … посеять в обществе сомнения относительно канонизации Николая II, сделать ее бездейственной. Мы говорим о появившемся в последние годы движении поклонников Г.Е. Распутина, через которых «враг рода человеческого» вносит новую смуту в Церковь, возводя новую клевету на святых Царственных страстотерпцев, чтобы подорвать доверие к их канонизации. Снова повторяется то, что было 85 лет назад, когда Распутин явился орудием, пользуясь которым, враги Церкви и Престола подрывали в народе авторитет Царской власти.
Появился ряд изданий, утверждающих, что Распутин является пророком, чудотворцем, юродивым ради Христа — то есть, святым угодником Божиим. Написаны уже «иконы» и «акафист». Все это продается иногда даже в церковных магазинах. …Дело не в том, что у Распутина были двойники, а в том, что он был двуликий. Самое ужасное – ложь, смешанная с правдой… Он был благочестив, но пал. И стал искать своему падению оправдание. …Разговоры о канонизации Распутина, прославившегося своими похождениями, сегодня особенно опасны, потому что в обществе идет беспрецедентная пропаганда растления, все чаще проникающего даже в Церковь». Дело тут, скорее всего, в том, что Распутин стал символом столь ненавидимого о. Александром разврата.
Со временем борьба о. Александра с «порнографией и развратом» приобретала все более болезненный характер. Его главный соратник по борьбе с «растлением», о. Стефан Красовицкий, даже стал выступать с экстравагантными идеями о «невидимом окормлении всей России старцем-митрополитом Виталием». Многие наблюдатели стали замечать, что придавая особое значение недостаточно одетым дамам на рекламе нижнего белья, о. Александр не обращает внимания на другие, более тяжкие болезни современного общества и его части – РПЦ МП. Ни темы «жидо-масонского заговора», ни «архиерейской голубизны», ни мздоимство, ни экуменизм, кажется, никогда не занимали его столь сильно. Его протест всегда оставался протестом интеллигента-европейца, для которого сам культ Царя был поклонением Великой Петербургской империи и ее символам.
Периодически Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества», возглавляемый о. Александром, выступает со все новыми письмами протеста против «непристойной рекламы» на улицах Москвы. Протест о. Александра, направленный в Министерство РФ по антимонопольной политике, вызвала реклама журнала для мужчин «GQ», которую разместила германская фирма «Валль». По мнению Общественного комитета, эта фирма «в течение последних нескольких лет систематически размещает непристойные изображения». Активисты комитета потребовали также «снять непристойную рекламу фотоаппаратов фирмы «Canon». Плакаты с этой рекламой размещены на Дмитровском шоссе столицы рекламной фирмой «Олимп». Эти действия имели некоторый успех. После протестов комитета, напоминают авторы письма, плакаты неоднократно снимались по требованию Министерства по антимонопольной политике.
В недавнее время протоиерей Александр Шаргунов прославился еще и борьбой против балета. Он заявил, что балет Малого театра «Благовещение», в котором две танцовщицы изображают Архангела Гавриила и Деву Марию, имеет кощунственный и развращающий характер, так как пропагандирует однополую любовь. Самую активную поддержку оказал о. Александр пресловутому «Союзу православных граждан» в бойкотировании балета «Распутин», в котором якобы глумливо изображен Царь Николай.
В качестве положительной идеи о. Александр выдвигает возможную канонизацию воина Евгения Родионова (рядового российской армии, убитого в Чечне). «Разве не могла бы Церковь показать подлинного героя нашего времени нашей во всем разуверившейся и все более сатанеющей молодежи?» – риторически вопрошает протоиерей Александр. Однако руководство РПЦ МП по-прежнему не рассматривает вопрос о его прославлении.
Основная деятельность Комитета «За нравственное возрождение Отечества» отражена в семи выпусках издания «Антихрист в Москве».
Отец Александр регулярно выступает с проповедями на православном радио «Радонеж», в журнале «Русский Дом» отвечает на письма читателей, является составителем шести сборников «Чудеса Царственных Мучеников», автором многочисленных книг.
Погром по благословению
Новый всплеск внимания к фигуре о. Александра произошел в связи с погромом 19 января 2003 года выставки «Осторожно, религия!», организованной Музеем и Центром им. А. Сахарова. Об этой истории подробно писали СМИ, в т.ч. и наш Портал. Главными погромщиками были пономари храма Николы в Пыжах, причем они ссылались на данное им лично о. Александром благословение.
Действительно, такое благословение было дано в устной форме, т. к. о. Александр указывал неоднократно, что Церковь должна силовыми мерами бороться с растлением. Эту выставку, с точки зрения о. Александра, можно приравнять к «похабной рекламе». Суд, в конце концов, оправдал погромщиков. В ходе процесса директор музея Юрий Самодуров и председатель попечительского совета Анатолий Шабад неоднократно требовали личного присутствия в суде о. Александра.
Затем был суд уже против Центра Сахарова, осудивший устроителей выставки. А затем в иске о защите деловой репутации против протоиерея Александра Шаргунова суд отказал Ю. Самодурову. Судья Липовенко указала на то, что «правозащитники» за полгода не смогли представить никаких доказательств в подтверждение своего иска, сообщала пресс-служба Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества».
Это был триумф осторожного патриотизма о. Александра. Время показало, что именно такой тип патриотизма, в отличие от радикализма СПГ, будет поддерживать руководство РПЦ МП. В своей деятельности протоиерей А. Шаргунов всегда оставался интеллигентным консерватором, однако «поповский» быт ныне требует благословения на погромы.
Скандальный сын
В последнее время фигуру о. Александра Шаргунова начал затмевать в «информационном поле» его 25-летний сын, яркий молодежный писатель, автор скандальной повести «Ура!» и активист молодежного движения «Родина». В 2001-03 годах Сергей Шаргунов был помощником депутата от «Яблока» журналиста Юрия Щекочихина, что, видимо, объясняет его неприязненные высказывания о собственном родителе. По сведениям Станислава Гробовского, сын именует батюшку Александра не иначе как «мракобесным попом», рассказывая, что он (Сергей) не только не является православным, но и даже принимал участие в «сатанинских мессах» вместе с «поэтессой-наркоманкой» Алиной Витухновской.
В повести «Ура!» немало страниц посвящено теме наркотиков: «Помню, в апрельский денек я шаркаю по Манежу, правую руку придерживая левой. Левая парализована, чугунная, после неудачной вчерашней колки. Если засучить рукав, под курткой и под свитером — на вене красненькие следы уколов», – пишет о себе Сергей Шаргунов.
Выступая продолжателем дела незабвенного Эдуарда Лимонова, С. Шаргунов, конечно, несколько компрометирует о. протоиерея. Но, как говорится, «батюшка за сына не ответчик». Тем более, что именно из прихода в Пыжах пошел слух о якобы имевшей место ссоре о. Александра с сыном, который на сайте информагентства «Стрингер» опроверг эти домыслы: «Отношения с отцом у меня самые теплые, мы общаемся почти каждый день, отношусь и всегда относился к нему и его деятельности с великим почтением».
Нетрудно заметить явное несоответствие тонкой интеллигентской натуры о. Александра Шаргунова большинству его окружения и самому роду деятельности возглавляемого им комитета. Все более скандальные акции под девизом борьбы за нравственность неизбежно играют на руку тем или иным политическим силам. Прецеденты, подобные судебной тяжбе вокруг нападения на выставку в центре им. Сахарова, вызывают серьезные правовые претензии. Прихожане храма в Пыжах и члены «нравственной» организации в силу «патриотической солидарности» перенимают экстремистские методы борьбы у откровенных антисемитов и националистов, опускаясь до откровенного хулиганства. Все это не может не травмировать сильно выделяющегося из этой среды высокообразованного священника-интеллектуала. Но политическая деятельность, которая часто осуществляется в современной России на грани фола, затягивает ввязавшихся в нее все глубже и настойчивей. В случае о. Александра это отягчается еще и таким обстоятельством, как близость к процессам, происходящим во внутриполитической жизни государства с участием официальных структур РПЦ МП.
Алексей Муравьев, Михаил Ситников, портал «Кредо ру», 15-06-2010Метки: обвинители
В современном обществе значение священника огромно, в особенности такого, который активно и правильно исполняет свои пастырские обязанности. К таковым относится протоиерей Александр Шаргунов, прошедший сложный духовный путь длинною в жизнь
Биография
Отец Александр является настоятелем храма в Пыжах г. Москвы во имя свт. Николая Чудотворца. Настоятельство накладывает на него определенные обязанности с которыми он прекрасно справляется уже не один год на радость местным прихожанам.
Протоиерей Александр Шаргунов
Но прежде чем достигнуть таких духовных высот Александр Иванович Шаргунов прошел непростой жизненный путь.
- Родился будущий отец Александр в Кировской области в обычном рабочем поселке с невзрачным названием Труд № 4. Произошло это накануне Нового года 31 декабря 1940 года.
- Шаргунов окончил в 1967 году Московский педагогический институт им. М. Тореза и отлично владеет английским и французским языками, так что с листа переводит стихи английского поэта Китса.
- После окончания института биография Александра Шаргунова складывалась вполне благополучно: он переводчик в Госконцерте, затем в Загранпатенте.
Уже в зрелом возрасте в 1965 году, сознательно принимает Святое Крещение и это новый поворот в биографии протоиерея Александра Шаргунова, после этого наступает новый этапом в жизни будущего священника.
Церковная деятельность
Одновременно с работой на светской службе Александр стал с 1974 года начал прислуживать на Пресне в храме Рождества Иоанна Предтечи. Это стало для него первым духовным шагом на пути к священству. В дальнейшем его судьба складывалась таким образом:
- в 1976 году поступает в Московскую духовную семинарию сразу на 3 — й курс, заканчивает семинарию в течение года и поступает в Московскую духовную академию;
- произошло это в 1977 году, и в этот же году Александр Шаргунов был рукоположен в сан диакона, а затем священника;
- после этого служит в храме на Большой Ордынке «Всех скорбящих радость»;
- в 1982 году священник Александр Шаргунов закончил академию, а с 1991 году настоятель в храме в Пыжах.
Отец Александр на богослужении в Никольском храме
Отец Александр в 1986 году возведен в сан протоиерея, а с 1989 года преподавал в Московской духовной академии. Священник отличается упорством взглядов и своеобразным знанием догматов Церкви, которые он толкует сообразно со своими пониманиями.
Интересный факт! Сын прот. Александра Шаргунова Сергей Александрович, является членом КПРФ, а также членом Союза писателей России.
Протоиерей Александр Шаргунов сегодня
Священник Шаргунов всегда занимал активную общественную, политическую и церковную позицию. И это выражалось в участии отца Александра в различных общественных организациях и акциях.
- Осуждает расстрел парламента в 1993 года.
- Выступает как ярый монархист, но при этом симпатизирует КПРФ и его лидеру Зюганову.
- В 1994 году становится председателем общественной организации «За нравственное возрождение Отечества».
- В 2003 году был инициатором разгрома выставки «Осторожно, религия!».
Противоречивые взгляды протоиерея не раз подвергались критике со стороны православной общественности. Но отец Александр Шаргунов был упорен и последователен. Он активно выступал по радио, и является автором многочисленных книг и публикаций.
Книги Александра Шаргунова «Евангелие дня»
Книги Александра Шаргунова посвящены основным проблемам современного богословия и нравственным вопросам. Протоиерей отличается крайними ригористическими взглядами, что делает его очень популярным в консервативно настроенной православной среде.
В последнее время престарелого протоиерея, которому в этом году исполнилось 79 лет, мучают болезни, так в 2013 году он перенес инсульт и долго проходил реабилитацию, но теперь снова восстановился и продолжает служение, но теперь менее активен в общественной жизни, так как полностью сосредоточился на богослужебной деятельности.
Важно! Протоиерей Александр Шаргунов имеет немало наград за свою деятельность, среди них церковные ордена прп. Сергия Радонежского и свт. Макария Московского III степени, а также медаль светская «В память 850-летия Москвы». Проповедь протоиерея Александра Шаргунова