Содержание
- Иоганн Себастьян Бах «Страсти по Иоанну»
- пассионы
- Ноты И. Бах — Страсти по Матфею (BWV 244)
- 10. Хроматическая фантазия и фуга
- 9. Хорошо темперированный клавир
- 8. Рождественская оратория
- 7. Страсти по Иоанну
- 6. Страсти по Матфею
- 5. Токката и фуга ре-минор
- 4. Гольдберговские вариации
- 3. Искусство фуги
- 2. Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор)
- 1. Бранденбургские концерты
- За что не любили Иоганна Себастьяна Баха
Иоганн Себастьян Бах «Страсти по Иоанну»
Слово «страсти» (пассионы) обозначает страдание, боль. Такое наименование закрепилось за жанром духовной музыки, сложившимся в Средние века в католической церкви и в эпоху Реформации перенятым церковью лютеранской. Содержание страстей составляет та часть Евангелия, которая повествует о последнем дне земной жизни Иисуса Христа – Его пророчестве о грядущих страданиях и смерти, предательстве Иуды, Тайной вечере, отречении апостола Петра, суде Понтия Пилата над Спасителем и, наконец, крестном пути и мученической смерти. Традиционно в католических храмах этот сюжет в Вербное воскресение зачитывался по Евангелию от Матфея («Страсти по Матфею»), в среду Страстной недели – от Луки, в четверг – от Марка и в пятницу – от Иоанна. Со временем роли стали распределяться между исполнителями: Иисус Христос – бас, Евангелист – тенор.
В XVII в. под влиянием развивающегося оперного жанра в пассионы стали включаться арии, напоминающие оперные, возросла и роль оркестра, в результате чего жанр страстей сблизился с ораторией. Эти новшества не сразу прижились во всех частях католического и протестантского мира – так, для Лейпцига в начале XVIII в. они были еще в диковинку. Первым композитором, познакомившим горожан с такими ораториальными пассионами, стал Георг Филипп Телеман, и это пришлось им настолько по душе, что Иоганн Кунау – предшественник Иоганна Себастьяна Баха на посту кантора – был вынужден действовать в том же направлении, хотя это было ему и не по душе. Тем же путем пошел и Бах. Первая Страстная неделя в бытность его кантором пришлась на весну 1724 г., тогда же родилось его первое произведение в данном жанре – «Страсти по Иоанну». В общей сложности он написал пять пассионов, но сохранились лишь «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Творения Баха стали высшей точкой развития этого жанра.
В творении Баха использован канонический текст восемнадцатой и девятнадцатой глав Евангелия от Иоанна, который звучит в речитативе от лица Евангелиста (чья партия по традиции поручена тенору) и в хоровых возгласах. Он чередуется с поэтическим текстом арий и иных законченных музыкальных номеров. Кто является автором их текста? На этот вопрос однозначного ответа не существует. Предположительно, таковым мог являться поэт Христиан Фридрих Хенрици, творивший под псевдонимом Пикандер, создавший позднее либретто «Страстей по Матфею» и некоторых кантат композитора, или тот неведомый поэт, перу которого принадлежат тексты кантат № 23, № 65 и № 154. С целью усиления драматичности добавлены два момента из Евангелия от Матфея, которых в Евангелии от Иоанна нет: пение петуха, заставляющее апостола Петра вспомнить горькие слова Спасителя о его грядущем отречении, и рассказ о завесе в храме, разодравшейся надвое в момент смерти Христа.
«Страсти по Иоанну» стали первым творением Баха в жанре пассионов, и здесь нет еще такой предельной уравновешенности формы, как в «Страстях по Матфею»: из шестидесяти восьми номеров на первую часть приходится лишь двадцать (слишком много для того, чтобы воспринимать ее как пролог ко второй – и слишком мало, чтобы ее уравновесить), но драматизм произведения очевиден. Открываются «Страсти» весьма драматичным эпизодом – пленением Спасителя: Его спокойные фразы контрастируют возбужденным возгласам хора (толпы). Тонким штрихом передается неуверенность воинов в собственных действиях: каждый раз произнесение хором имени Спасителя приходится на слабую долю.
Распределение солистов весьма сбалансировано. Каждый из солистов наделен двумя ариями. У сопрано, тенора и альта по одной арии в каждой из частей, и только обе басовые арии отнесены ко второй части, где наряду с пятью ариями присутствуют еще и два ариозо, тоже исполняемые низкими голосами.
Немалую роль в драматургии «Страстей» играет использование музыкальных инструментов. Например, за сценой суда Понтия Пилата, завершающейся приказом бичевать Иисуса, следует ария, в которой поэт сравнивает израненную спину спасителя со звездным небом. Мерцание звездного неба передается сочетанием тембров клавесина и лютни, прежде не звучавшей в произведении – и вообще крайне редко использовавшейся Бахом в ансамблевой ипостаси. Другой инструмент – виола да гамба – подчеркивает глубочайшую печаль в альтовой арии «Свершилось».
В настоящее время «Страсти по Иоанну» предстают перед публикой исключительно в концертном исполнении, но создавались они как часть богослужебного канона и при жизни автора могли прозвучать только в храме. Документы эпохи сохранили непростую историю первого их исполнения, в которой проявился независимый характер создателя. В Лейпциге существовало предписание властей, согласно которому в четные годы пассионы исполнялись в церкви св. Николая, а в нечетные – в церкви св. Фомы. Следовательно, в 1724 г. «Страсти по Иоанну» должны были прозвучать в церкви св. Николая, но Баху это было не по душе: в церкви св. Фомы и места для хористов было больше, и инструмент был в лучшем состоянии. Возник конфликт, и в результате композитору пришлось подчиниться – с условием, однако, что инструмент вовремя будет отремонтирован (правда, оплатить ремонт инструмента Баху пришлось самому, а компенсацию за это он получил лишь через год).
Михаил Сапонов
Бах. Страсти по Иоанну
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Сапонов М. А., перевод, текст, 2008
© Издательский дом «Классика-XXI», 2008
* * *
«Бах знал только одно в этом мире – свое искусство; все в природе и жизни – радость, горе, – было понятно ему тогда только, когда проходило сквозь музыкальные звуки; ими он мыслил, ими чувствовал, ими дышал Себастиан; все остальное было для него ненужно и мертво».
Князь Владимир Федорович Одоевский (Новелла «Себастиан Бах»)
«Музыка как богослужение»: «Страсти по Иоанну» И. С. Баха
Михаил Сапонов
1/ Восхождение
Судьба «Страстей по Иоанну» оказалась едва ли не самой скромной в истории изучения и восприятия творчества Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750). В культурной жизни Европы эта музыка долго оставалась оттесненной другими, куда более известными и чаще звучавшими произведениями, – а это, конечно же, «Страсти по Матфею», Месса си минор, мотеты, Бранденбургские концерты, клавирные и органные сочинения. И в XIX веке на долю «Страстей по Иоанну» не выпадало сенсационного успеха, подобного тому, что сопутствовал «Страстям по Матфею» с 1829 года, когда Феликс Мендельсон-Бартольди впервые исполнил в своей аранжировке большую часть номеров из этого опуса.
Правда, в 1833 году состоялось первое после смерти Баха исполнение «Страстей по Иоанну» в Берлине любительским хором Певческой академии тогда дирижировал Карл Фридрих Рунгенхаген. Но это пробное исполнение оставалось, по-видимому, чуть ли не единственным почти до конца столетия. Возможно, эти Страсти пребывали в тени отчасти из-за сложностей с изданием партитуры при наличии нескольких разных редакций. Характерные нюансы восприятия этой музыки на рубеже XIX–XX веков отражены в дневниковой записи Николая Андреевича Римского-Корсакова от 9 марта 1904 года:
Сегодня вечером вместе с Глазуновым слушаем Johannes Passion в лютеранской церкви . Прекрасная музыка, но это музыка совершенно другого века, и выслушать целую ораторию в настоящее время невозможно… Нет, всю эту старину можно давать лишь в отрывках, а не целиком; а отрывки можно выбрать превосходные.
Сегодня мы уже оглядываемся на целую историю различных трактовок «Страстей по Иоанну» Баха – как исполнительских, так и научных. Однако о них невозможно даже бегло упомянуть на этих страницах. Предварительно напомним лишь, что сочинение Баха по традиции делится на две части, но издатели для удобства снабжают партитуру и своим, более дробным делением. Поскольку единой нумерации пока нет, здесь решено указывать номера разделов, как уже всюду принято, по новому собранию сочинений Баха. При этом в скобках указана и старая нумерация. Таким же образом (в двух вариантах) разделы пронумерованы и в настоящем издании, где дан мой перевод текста «Страстей по Иоанну».
2/ Жанр «Страстей» ко времени Баха
Когда лейпцигский прихожанин в начале 1720-х годов входил незадолго до Пасхи в гулкий храм, слова священника, а потом и звуки музыки во время вечерни постепенно втягивали его в подробности великой трагедии. Псаломщик с волнением в голосе произносил суровые фразы о бичевании и распятии, а голоса певцов отвечали так проникновенно, что прихожане замирали от красоты этого общего горя, переживаемого заново. Да им и в новинку был такой сакральный театр.
Страсти (пассионы) в западноевропейских богослужениях и музыкальном искусстве – это исполнявшееся в храме повествование о неправедном суде над Спасителем, о Его страданиях и гибели на Кресте.
В истории христианской культуры примеры богослужебных чтений «Страстей Господних» с певческими интермедиями известны начиная с XV века. Переклички ансамбля с солистами-псаломщиками придавали Cтрастному богослужению особую яркость. А в XVI веке появляются и хоровые (так называемые «мотетные») страсти: в них на многоголосную музыку положены все слова страстных глав. Причем текст не всегда был сосредоточен на каком-либо одном из четырех канонических Евангелий: нередко использовались и страстные фрагменты из так называемых «евангельских гармоний» – повествований, собравших евангельские тексты воедино. Богослужебный жанр страстей привлекал композиторов различных вероисповеданий – и католиков (Жиль Беншуа, Орландо Лассо, Томас Луис де Виктория), и протестантов (сподвижник Лютера Иоганн Вальтер, Генрих Шютц, Райнхард Кайзер). В Русской Православной Церкви приняты страстные чтения нараспев «Двенадцати Евангелий» – иными словами двенадцати страстных новозаветных отрывков, выстроенных по принципу «евангельских гармоний». Впечатляющий пример русских страстей – известная рукопись (фрагмент) инока Христофора (1604).
В немецкой лютеранской традиции такие жанры часто назывались «Историями о Страданиях Господа нашего Иисуса Христа» и становились высшей точкой богослужений Вербного воскресенья и Страстной седмицы. В Лейпциге в эти дни церковного года на утренних богослужениях последние (страстные) главы Евангелий просто нараспев читались дьяконом, а школяры, стоя рядом, хором воспроизводили реплики групп персонажей (учеников Христа, первосвященников, толпы). Более развитые музыкальные эпизоды в страстных утренних богослужениях не допускались. Зато в службе вечерни издавна принято более разнообразно использовать возможности музыкального искусства. Особенно старались вовлечь музыку в кульминационную вечерню церковного года на Великую пятницу, когда проповедь пастора о страданиях Спасителя на Кресте помещалась в центре между первой и второй частями большого пассиона. И если в давние времена чтение страстных глав на такой вечерне лишь обрамлялось сочиненными хоровыми прологом и эпилогом, то в начале XVIII века все чаще звучат новые разновидности «Страстей» – театрализованные. В них использован опыт итальянской оратории и даже оперы: евангельское повествование в наиболее важные моменты прерывается своего рода музыкальным комментарием, лирическим откликом: это арии в сопровождении ансамбля, распевные речитативы, инструментальные отыгрыши и, конечно же, исполнявшиеся хором лютеранские церковные песни – хоралы. Здесь творческая фантазия поэта и композитора проявлялась гораздо свободнее.
Таким образом, между строгостью утреннего обряда и почти театрализованными музыкальными эффектами вечерни того же дня вырастал явный контраст. По сути, эти две службы Великой пятницы символизировали противоположные взгляды на роль искусства в богослужении: один восходил к строгости первых десятилетий Реформации, а другой выражал стремление использовать в церковной музыке новые жанры Барокко, виртуозную технику певцов и концертные возможности инструментального исполнительства.
Впрочем, именно обогащенная, ораториальная разновидность страстей была для Лейпцига все еще весьма необычной формой церковной службы даже в 1723 году, когда там обосновался Иоганн Себастьян Бах. Впервые обитатели Лейпцига услышали нечто подобное лишь за пять лет до этого, правда, сразу в самом непривычном, радикально обновленном виде. В Нойкирхе (Новой церкви) была исполнена так называемая «страстная оратория» популярного в Лейпциге удачливого композитора – Георга Филиппа Телемана (1681–1767). Он использовал известное либретто Бартольда Генриха Брокеса (1680–1747), изложившего евангельскую историю Страстей Господних своими стихами, без цитат из Священного Писания. Новшество так понравилось горожанам, что к жанру страстной истории с «оперными» вставками вскоре был вынужден обратиться и тогдашний музыкальный руководитель главных церквей и кантор Иоганн Кунау (1660–1722), предшественник Баха на этом посту: именно вынужден, так как введение арий и речитативов в церковную музыку он считал выходкой «оперистов» – то есть оперных композиторов. Но таково уж требование блистательной публики процветающего культурного центра, ведь Лейпциг с его изобильными ярмарками, книжной торговлей, университетскими концертами, оперой, многочисленными мастерами-изготовителями музыкальных инструментов успел стать чем-то вроде Парижа Центральной Европы. Горожанам хотелось и в церковной жизни, в оформлении богослужений быть на уровне новых веяний. Поэтому Кунау, «скрепя сердце», сочинил свои ораториальные «Страсти по Марку» и исполнил их 11 апреля 1721 года на страстной вечерне в церкви Св. Фомы. Вскоре городскими и церковными властями было решено устраивать подобные торжества ежегодно, ведь такая форма проведения вечерни становилась заметным событием духовной жизни. И это несмотря на то, что утро Великой пятницы прихожане проводили на трехчасовой главной службе, уже включавшей чтение евангельских глав о страданиях и распятии Христа, а вечерня начиналась примерно в 14 (либо в 15) часов и содержала, помимо масштабных страстей, также и продолжительную проповедь пастора. В итоге верующие проводили в храме в общей сложности около шести часов с небольшим «перерывом на обед».
пассионы
Смотреть что такое «пассионы» в других словарях:
-
Пассионы — (Страсти; лат. passio, нем. Passion) музыкальное произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и распятии Иисуса … Музыкальный словарь
-
Пассионы — музыкально библейский жанр «страстей», повествующий на языке музыкальных образов о событиях последних дней Страстной недели, когда прошла Тайная Вечеря, совершились предательство Иуды, суд Пилата и распятие Христа. Создателем жанра пассионов,… … Эстетика. Энциклопедический словарь
-
Оратория — (итал. oratorio, от позднелат. Oratorium молельня, от лат. оrо говорю, молю; франц., англ. oratorio, нем. Oratorium) крупное муз. произведение для хора, певцов солистов и симф. оркестра, написанное, как правило, на драматич. сюжет и… … Музыкальная энциклопедия
-
Бах, Иоганн Себастьян — Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1746) Ос … Википедия
-
И. С. Бах — Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах … Википедия
-
Иоганн Бах — Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах … Википедия
-
Иоганн Себастиан Бах — Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах … Википедия
-
Иоганн Себастьян Бах — Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах … Википедия
-
Страсти по Матфею (Бах) — Фотография рукописи «Страстей по Матфею» У этого термина существуют и другие значения, см. Страсти по Матфею. «Страсти по Матфею» (нем. Matthäus Passion … Википедия
-
Друскин, Михаил Семёнович — Друскин Михаил Семёнович Дата рождения 14 января (1 января) 1905(1905 01 01) Место рождения Киев Дата смерти … Википедия
Ноты И. Бах — Страсти по Матфею (BWV 244)
«Страсти по Матфею» (нем. Matthäus-Passion или Matthæus Passion), BWV 244 — духовная оратория И. С. Баха для солистов, двух хоров и двух оркестров. Первая редакция «Страстей» датируется 1727-29 гг., вторая (которая лежит в основе всех современных интерпретаций) — 1736 г. Полное название: лат. Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Matthaeum. Либретто Х. Ф. Генрици (Пикандера).
Страсти — одно из наиболее масштабных вокальных произведений Баха, они состоят из 78 частей , в том числе речитативов (включая чтение Евангелия нараспев), арий, хоралов и хоров. Общая продолжительность звучания — около 3 часов. Произведение, предназначенное для исполнения за лютеранским богослужением, в наши дни чаще исполняется на концертах. Благодаря драматизированному сюжету и конкретным действующим лицам, пассионы тяготеют к опере больше, чем другие хоровые произведения Баха. Музыка «Страстей по Матфею» принадлежит к вершинам творчества композитора.
Страница содержит «Страсти по Матфею (BWV 244)» ноты для фортепиано и голоса.
Ноты «Страсти по Матфею (BWV 244)» подойдут для игры на таких клавишных инструментах как пианино или фортепиано, рояль, синтезатор и других.
Если вы не обладаете достаточными навыками для игры «Страсти по Матфею (BWV 244)», то подайте заявку на поиск легких нот или аккордов для фортепиано (пианино) и голоса.
Вы можете скачать похожие ноты, midi, аккорды или табы, посмотреть видео уроки, заказать поиск или аранжировку нот и аккордов для любого инструмента и многое другое!
Иоганн Себастьян Бах создал более 1000 произведений. Он появился на свет в семье Бахов, они давно славились музыкальностью. В 9 лет у него умерла мать, в 10 – отец. Его воспитывал старший брат, который научил его играть на клавире и органе. В 15 лет он учился в вокальной, известной тогда школе Св. Михаила. В 1707 году музыкант решил жениться на своей двоюродной сестре Марии Барбаре. Они стали родителями 7 детей, но 3 из них скончались в раннем возрасте.
Стараясь занять более высокое положение, получать хорошее жалование и работать с лучшими музыкантами, он не раз переходил с одного места на другое.
Его сочинения были очень популярны, постоянно издавались. После смерти его популярность стала уменьшаться, но его очень ценили крупные композиторы, Моцарт и Бетховен.
И сейчас самые известные произведения Иоганна Себастьяна Баха исполняются лучшими музыкантами мира.
10. Хроматическая фантазия и фуга
Это было одним из самых новаторских произведений композитора. Это музыка для клавесина, созданная в 1720 году, но окончательный вариант был готов в 1730 году.
«Хроматическая фантазия и фуга» исполнена экспрессии, и это при том, что в ту эпоху эстетические установки были таковы, что чувства должны были пробуждаться постепенно.
Создавая эти произведения, автор придерживался традиций органного искусства, т.е. монументальность и импровизационный размах, но одновременно развивает и приемы, которые применялись для создания музыки для скрипки, а также драматические декламации духовных кантат.
«Хроматической» ее назвали современники композитора.
9. Хорошо темперированный клавир
В сборник вошло 48 фуг и прелюдий. Все они расположены по определенному порядку, по полутонам. В нем всего 2 тома.
Первую часть этого сборника он закончил в 1722 году, в то время, пока композитор был в Кетене, а на вторую часть ушло намного больше времени, она была завершена в 1744.
Есть легенда, что Бах смог так быстро придумать первую часть, т.к. жил там, где не мог играть на инструменте. Он скучал и работал над своими произведениями.
Обе части быстро распространялись в рукописном виде, но в типографии его издали только в 1801 году, т.е. через 51 год после его смерти.
Его произведения были на некоторое время забыты, т.к. к моменту его смерти, стиль, в котором он писал музыку, вышел из моды.
«Хорошо темперированный клавир» – первый сборник произведений для всех двадцати четырех тональностей, хотя попытки создать нечто подобное были и раньше.
8. Рождественская оратория
«Рождественская оратория» состоит из 6 частей. Все они единообразны, т.е. вначале мы слышим роскошный, торжественный хор или же инструментальную пьесу, симфонию с очень праздничным характером. А в конце у каждой части – церковный хорал.
Во всех частях есть свое евангельское повествование. Оратория была написана в 1734 году, на основе сочиненных им ранее кантат. Впервые ее исполнили в рождественские праздники в 1735 году в лейпцигской церкви Святого Фомы. Основа – сюжет, изложенный в Евангелиях от Матфея и от Луки, речитативы полны сердечности и возвышенности.
7. Страсти по Иоанну
Слово «страсти» (пассионы) когда-то значили боль и страдание. В Средние века так стали называть один из жанров духовной музыки.
В этом творении «Страсти по Иоанну» использовали 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна, которые мы слышим в речитативе. Также есть и поэтический текст арий, но неизвестно, кто его написал.
Это первое произведение Баха в этом жанре, и оно пока не так совершенно, как «Страсти по Матфею». Всего в ней 68 номеров, на первую часть которой приходится 20.
При жизни автора они могли прозвучать лишь в церкви. И из-за этого у Баха возник конфликт с властями. В Лейпциге было такое предписание, что во все четные годы пассионы нужно было исполнять в церкви св. Николая, а в остальные – в церкви св. Фомы.
В 1724 году «Страсти по Иоанну» должны были радовать слушателей в 1 церкви, но Баху это не понравилось. Во второй инструмент был лучше и места для хористов намного больше, и он попытался устроить премьеру в церкви св. Фомы, из-за чего возник спор.
Композитору пришлось пойти на уступки, но ему обещали, что инструмент к этому времени приведут в порядок.
6. Страсти по Матфею
Первый вариант духовной оратории появился в 1727-29 годах, а второй – в 1736 году. Это одно из самых масштабных произведений композитора, в составе которого 78 частей.
«Страсти по Матфею» включают в себя арии, речитативы, хоры и хоралы. Все действие длится 3 часа. Бах написал это произведение для лютеранского богослужения, но сейчас чаще всего исполняется на концертной эстраде.
В нем используются тексты 26 и 27 глав Евангелия от Матфея в виде речитатива, а остальное – это поэтическое переосмысление Библии, способ передачи чувств главных героев.
Это произведение – вершина творчества Баха. Всего у композитора было 4 или 5 пассионов, но только 2 их них полностью дошли до нас.
5. Токката и фуга ре-минор
Это одно из самых популярных сочинений Баха. Однако нет уверенности в том, что его написал именно этот композитор. В авторстве стали сомневаться еще в 1980-ых годах, т.к. в этом произведении есть элементы стиля, которые не встречаются в музыке Баха или же нетипичны для него.
Но один из авторитетных исследователей, Кристоф Вольф, уверен, что «Токката и фуга ре-минор» принадлежит Баху, просто была создана им в ранний период творчества. Считается, что она была написана между 1703 и 1707 годами, когда он был в Арнштадте.
4. Гольдберговские вариации
Это музыкальное произведение состоит из Арии и 30 вариаций для клавесина. Считается, что автор написал их по просьбе российского посланника Германа Карла фон Кейзерлинга, который покровительствовал композитору.
Почему именно «Гольдберговские вариации»? В честь юного Иоганна Готлиба Гольдберга, который исполнил их для заказчика.
Есть версия, что дипломат сделал этот заказ не просто так. Стоило Кайзерлингу заболеть, у него начиналась бессонница. Музыка могла бы отвлечь его от недуга. Бах решил написать для него вариации, и граф был от них в восторге, называл их своими вариациями. Он не поскупился на награду. Подарил композитору золотой кубок, наполненный луидорами. Но не все исследователи верят в правдивость этой версии.
3. Искусство фуги
Это произведение было написано предположительно для клавира, состоит из 14 фуг и 4 канонов. Создавалось в период с 1742 по 1749 года.
Были задуманы, как полифонические разработки, выполненные в одной тональности ре-минор. Одну из фуг исполняют очень редко, т.к. она почти копирует другую – 16 и 17.
Считается, что «Искусство фуги» создано для клавира, но чаще всего его можно услышать на фортепиано.
2. Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор)
Это одно из самых популярных произведений композитора. Его оригинал не сохранился, но считается, что он был написан для скрипки.
В первой части мы слышим суровую энергичную мелодию. Вторая часть отличается мрачной и сосредоточенной экспрессией. Третья часть подвижная и упругая, она только подчеркивает драматический характер произведения.
«Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор)» поражает своим драматизмом, широтой масштабов.
1. Бранденбургские концерты
Это цикл, который включает 6 концертов. Их Бах подарил Кристиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому. И, хотя это произошло в 1721 году, не исключено, что они были написаны раньше, когда он работал в Кетене.
Этот подарок был сделан не просто так. Композитор надеялся, что станет придворным руководителем оркестра. Он сам переписал «Бранденбургские концерты» каллиграфическим почерком. Но маркграф ему так и не ответил.
Рукопись пролежала более 100 лет в его библиотеке, пока ее случайно не обнаружили. Концерты сочинены в итальянском стиле, сейчас их чаще всего исполняет камерный оркестр.
За что не любили Иоганна Себастьяна Баха
Будущее Иоганна Себастьяна Баха было предопределено с самого детства. Композитор родился 31 марта 1685 года в семье придворного музыканта Иоганна Амвросия Баха, именно под его руководством он освоил игру на скрипке и клавесине. Кроме того, все Бахи на протяжении трех столетий, начиная с XVI в., были профессиональными музыкантами в Германии — флейтистами, трубачами, органистами и скрипачами.
Когда будущему композитору исполнилось девять лет, умерла его мать, а через год — и отец. Воспитание мальчика взял на себя его старший брат Иоганн Кристоф, служивший органистом. В 1700-1703 годах Бах поступил в школу церковных певчих в Люнебурге, параллельно с этим обучаясь игре на органе и клавире.
Реклама
Одного исполнения юноше становилось мало и, по воспоминаниям современников, Бах не упускал возможности изучать новые произведения. Согласно одной из легенд, несмотря на запрет брата, однажды музыкант все же выкрал из его запертого шкафа нотную тетрадь с сочинениями знаменитых композиторов. По ночам он тайком переписывал ее, а когда работа была почти завершена, Иоганн Кристоф отнял ноты. Считается, что именно эти бессонные ночи в дальнейшем пагубно сказались на зрении композитора.
В 1707 году Бах поступил на службу в Мюльхаузене на должность органиста в церкви св. Власия. Здесь он сочинил свои первые кантаты. Через год, в 1708-м, удача еще больше улыбнулась мастеру, и он стал придворным органистом и композитором у герцога Веймарского в Веймаре. С этого начался творческий путь Баха — он создал многочисленные хоральные прелюдии, органную токкату и фугу ре-минор для органа.
В 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где и прожил до конца жизни. Он работал кантором в церкви святого Фомы, а также руководил студенческой «Музыкальной коллегией», где прославился не только своим талантом, но и буйным характером. Получив должность преподавателя, Бах вскоре понял, что большинство музыкантов были старше него. Кроме того, все они играли на своих инструментах совсем не так хорошо, как считали. Разочарованный неумелостью своих учеников, Иоганн Себастьян часто оскорблял их. Естественно, такое поведение учителя мало кому нравилось: однажды композитор чуть не подрался с органистом Генрихом Гайерсбахом за то, что назвал его «фаготистом-пискуном». С тех пор Бах носил с собой кинжал, чтобы защищаться от музыкантов, которых он всячески задирал.
Справедливости ради, в конфликтные ситуации Иоганн Себастьян попадал действительно нередко — и подавляющее большинство из них были связаны именно с его деятельностью. Так, согласно легенде, однажды Бах настолько сильно разозлился на одного из своих учеников, что травмировал тому ухо, едва не оторвав его. Вместе с тем каких-то серьезных последствий за подобное поведение гений не нес: от реальных проблем с законом педагога спасали его статус и (в первую очередь) нравы той эпохи.
Лейпцигский период стал вершиной творческого пути композитора. В то время он сочинил свои монументальные произведения, в том числе сборник клавирных пьес «Хорошо темперированный клавир», состоящий из 24 прелюдий и фуг, написанных во всех тональностях. В 1747 году Бах написал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II.
Под старость Бах почти ослеп. Музыку под диктовку композитора записывал его зять. Ситуацию усугубили две операции, сделанные на глазах, которые в итоге привели к полной слепоте. После второй из них — 18 июля 1750 года — он ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился сильный удар. Через десять дней, 28 июля, Бах скончался. Его последним произведением стала композиция «Пред Троном твоим предстаю».
Музыкант был похоронен на кладбище у церкви Святого Иоанна. Из-за отсутствия памятника его могила вскоре была затеряна. В 1894 году останки были найдены и перезахоронены в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна.
До последних дней Бах сочинял музыку — духовную и светскую, написанную в разных жанрах и национальных школах. В его наследие вошли 1000 произведений, но при жизни было издано только одно — праздничная кантата «Господь — мой царь».
Бах пользовался популярностью у современников, но после смерти его имя и музыка были забыты: барочный стиль композитора считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Небывалый интерес к творчеству композитора возник лишь в конце 1820-х годов.
Из забвения «Страсти по Матфею» Баха вывел в 1829 году начинающий немецкий композитор Феликс Мендельсон, известный многим благодаря своему свадебному маршу. В 1850-м было создано Баховское общество, которое занималось публикацией рукописью творца. В дальнейшем музыка мастера оказала влияние на многих известных композиторов, ставших классиками — Моцарта, Бетховена, Шопена.
Бах был дважды женат. В 1707 году 27-летний композитор вступил в брак со своей 13-летней кузиной Марией Барбарой. Спустя год после ее смерти в 1720 году он женился на Анне Магдалене Вилькен. У композитора было 20 детей, но только девять из них пережили отца.