Содержание
- Спасительный путь покаяния
- Старец Наум из Троице-Сергиевой лавры пророчество
- Возвращение старца: в Лавру перенесли останки духовника обители до революции схиархимандрита Захарии (+ВИДЕО)
- Останки духовника Троице-Сергиевой лавры перенесли в обитель спустя 83 года после его кончины
- В Троице-Сергиеву Лавру перенесены останки духовника обители схиархимандрита Захарии (1850-1936)
Спасительный путь покаяния
Интервью с духовником Троице-Сергиевой Лавры Архимандритом Варфоломеем (Калугиным).
Давно это было! Летом 1991 года из Троице-Сергиевой Лавры в Самару приехал духовник Лавры Архимандрит Варфоломей (Калугин). Приехал он тогда погостить у младшего брата — самарского священника Михаила Калугина. Как раз в те жаркие июньские дни вышел в свет первый номер Православной газеты «Благовест». Мне помогал в его выпуске по благословению отца Михаила его сын, тогдашний лаврский семинарист Сергей Калугин. Он отнес только что отпечатанную газету к своему именитому дяде. Отец Варфоломей проявил к нам благосклонность. Прочел мою редакторскую статью, пролистал первый номер газеты и только сказал: «Православно написано!» А Сергей передал мне эти важные, такие обнадеживающие слова. С той поры я заочно считаю отца Варфоломея человеком близким и молитвенником за нашу редакцию. Но лично с ним встретиться мне все эти годы не доводилось. Да и шансов увидеться становилось все меньше. Умер отец Михаил Калугин — он похоронен в ограде Петропавловской церкви, рядом со своим зятем отцом Михаилом Фроловым. Умер и Сергей Калугин, ставший иеромонахом Серафимом.
Но все же суждено было встретиться с человеком, когда-то давшим мне доброе напутствие.
Архимандрит Варфоломей спустя много лет вновь приехал в Самару. По печальному поводу. Отошла ко Господу его старшая сестра — инокиня Валентина. И вот я вхожу в гостеприимную квартиру вдовы священника Михаила Фролова Елены Кузьминичны. Прохожу в комнату и наконец встречаюсь с отцом Варфоломеем… Беру у него благословение, потом спрашиваю:
— Отец Варфоломей, сколько лет вы не были в Самаре?
— Давно не был, — отвечает он. — Наверное, с 1994 года. Но на похороны сестры, инокини Валентины, я обязательно должен был приехать. Она ведь старше меня и даже успела меня понянчить в детстве. Я так и говорю теперь: «Нянька моя умерла…»
Слышать это от убеленного сединой старца, которому недавно и самому-то исполнилось восемьдесят лет, непривычно, удивительно. А младшая сестра отца Варфоломея Елена Кузьминична Фролова между тем поясняет: «Нас с ним теперь только двое в живых осталось — из одиннадцати братьев и сестер…»
И вот я задаю отцу Варфоломею первый вопрос для интервью.
— Ваш брат протоиерей Михаил Калугин мне рассказывал, что в детстве вы с ним окормлялись у последнего оптинского старца иеромонаха Даниила (Фомина). Это он дал вам благословение на монашество?
— Я знал отца Даниила еще со школьных лет, он часто приходил к нам домой. Официально он не благословлял меня на монашество, но я об этом однажды услышал от него, не знаю уж, что это было — предсказание или напутствие… Мой знакомый спросил у него благословение на поступление в Саратовскую семинарию, а отец Даниил вдруг сказал обо мне: «Анатолий (мое имя в миру) будет монах». Я тогда учился в семинарии на первом курсе и еще не определил свой дальнейший путь. А на втором курсе я уже его хоронил. Нес на кладбище гроб с телом отца Даниила из села Ивановка, что в 18-ти километрах от Сорочинска.
В Великую Субботу у Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с Благодатным Огнем. Рядом с отцом Варфоломеем — насельница Горненского монастыря монахиня Вероника (Василенко). Спустя совсем немного времени, 19 мая 1983 года, она вместе с матерью монахиней Варварой погибла от рук религиозного фанатика. Это была последняя Пасха в жизни молодой монахини.
Он много рассказывал нам об Оптиной пустыни, о ее старцах. А еще мне запомнился его рассказ про Льва Толстого. Он видел писателя в Оптиной. Толстой туда приезжал верхом. Привяжет коня своего, сядет и думает свои тяжелые думы… Душа его искала духовного утешения. Но старец Амвросий Оптинский сказал про него: «Толстой не покается — гордый очень». Так все и случилось.
Однажды отец Даниил к нам пришел, стал рассказывать об Оптинских старцах, — смотрю, а брат мой младший, Михаил, сидит за печкой-голландкой и плачет… Отец Даниил любил повторять нам поговорки Оптинских старцев. Одну из них я запомнил: «Не ищи у Бога дара чудес, а ищи дара слез».
Рассказывал он и такой случай. Когда он был в Оптиной, один монах ушел из монастыря — решил жениться, хотя уже принял постриг, был насельник обители. Старцы собрали всю братию в храм. И вот его из храма выводили спиной, как отступника. Старец возгласил: «Да будет путь твой — тьма», — такое было страшное «напутствие» этому человеку за измену монашеству.
— Тяжело было в советские годы сохранить веру?
— Я был всегда одиночка такой. Не сливался с окружением. У нас был своеобразный скиток, монастырек был семейный. Папа с мамой были верующими, нас всех, одиннадцать детей, растили они в вере. Жили мы в селе Спасском под Сорочинском, а по-народному звали село Осьминка. Потому что на восьмой версте от города стояло наше село. Не был я ни пионером, ни комсомольцем. Меня не привлекали, потому что я открыто ходил в храм, в храме даже надевал стихарь. Как такого в пионеры принять? Однажды только вызвал меня директор школы, говорит про стихарь: «Ты чего там бабью юбку надеваешь?»
Я как-то внутренне выбивался от всех. Спросят только: «Верующий?» — «Верующий», — отвечу. Все же знали, что мои родители в церковь ходят. Они были еще прежней, царской закваски. Папа был 1900 года рождения, мама — 1905 года. Я с пяти лет дома пел «Царице моя Преблагая…». Вера была мне привита с молоком матери. Не было у меня перехода от неверия к вере, сколько помню себя — всегда был верующий. У меня есть знакомый протоиерей, а у него отец был революционер, безбожник. И вот этот будущий священник в двадцать лет сам крестился, встал на духовный путь. Отец его болел, и сын убеждал отца покаяться и присоединиться к Церкви… Когда я ему рассказал, что вера мне досталась как будто в наследство от родителей, он всплеснул руками и с болью воскликнул: «Как это хорошо! Слава Богу, что так…» У него-то был совсем другой опыт.
После четвертого курса семинарии отслужил я три года в армии, в стройбате. Служил в Рыбинске Ярославской области. И там все знали, что я верующий, из семинарии. Но никто не относился ко мне плохо. Наоборот, как верующему мне доверяли. Идут все в баню, а деньги мне оставляют для сохранности. Я им кричу: «Вы хоть пересчитайте, сколько денег отдаете». А они рукой машут: «Верующий — значит, не украдешь!» Такое было доверие с их стороны. Только однажды замполит попытался со мной дискутировать. Говорит мне: «Вот пусть Бог совершит чудо, чтобы я тоже уверовал». — «А какое вам чудо надо?» — спрашиваю его. Он отвечает: «Такое чудо, чтобы уж никаких сомнений не оставалось. Вот пусть бы Бог нашу землю разорвал на несколько кусков. А потом бы снова соединил… Тогда уверую!» — «Э, говорю ему, много ты хочешь… Ведь неизвестно еще, мы-то с тобой на каком из этих кусков окажемся. Лучше уж не надо об этом просить…»
Чудеса настоящие — это не забава, не какой-то поразительный эффект. А милость Божия, утешение Христианам за их верность. И потому чудеса подлинные чаще всего бывают тихими, простыми, едва приметными…
— Когда вы стали духовником Троице-Сергиевой Лавры?
— В Троице-Сергиевой Лавре я одно время водил экскурсии с иностранцами, и мной сразу заинтересовались «органы». Начали меня вербовать. Их привлекало не то, что я такой уж очень умелый, а то привлекало их, что люди мне доверяют. КГБ ведь хотелось знать настроения верующих людей. Стали меня вызывать на беседы. Это закончилось конфликтом. Характер у меня мягкий, не слишком решительный. Но тут я не мог пойти навстречу. А они всё не отставали, требовали сотрудничества. Мои силы иссякли. И я в отчаянном состоянии взмолился к Богу о помощи. И вот меня вновь вызвали на встречу для окончательного решения. Мне предстояло ответить окончательно, да или нет. Попросил духовника сугубо обо мне помолиться. И стал ждать, уповая на Бога.
Архимандрит Варфоломей со своей сестрой Еленой Кузьминичной Фроловой в Троице-Сергиевой Лавре. Пасха 2007 года.
Божья помощь пришла! Оперативник на меня за такую твердость разозлился (потом мне шепнули, что это был генерал). Пообещал неприятности за нежелание сотрудничать. Я тогда поехал с каким-то поручением в Переделкино, на Патриаршее подворье. И вот мне туда сообщают, что от меня требуют покинуть Лавру в течение 72 часов! Тогда было очень строго с пропиской, а у меня постоянной прописки в Лавре не было. Мне десять лет продлевали временную прописку только на один год, чтобы я чувствовал свою зависимость от «органов». А за это время меня проверяли, не соглашусь ли с ними сотрудничать. И вот отсутствием прописки воспользовались — приказали мне уехать!
Я хотел встретиться с Патриархом Пименом, рассказать о своей беде. Попросился к нему на прием. Он передал мне, что знает, о чем я хочу его просить, — о прописке в Лавре. И он написал обо мне в Совет по делам религии, попросил оставить меня в Лавре. На обращения Святейшего Патриарха Совет по делам религии всегда обязательно реагировал. В конце концов меня прописали в Троице-Сергиевой Лавре, и я там остался. Это было в 1973 году. Вскоре мне дали послушание исповедовать паломников монастыря и братию. Духовником Лавры был и по сей день остается известный старец Архимандрит Кирилл (Павлов). В последние годы он сильно болеет, почти не говорит. Но все равно он у нас духовник, а я его только замещаю. Мы с отцом Кириллом внешне чем-то похожи, паломники нас раньше даже путали иногда…
Быть духовником — это считается в монастыре самое трудное послушание. Оно требует много времени и сил. Чтобы сегодня до души кающегося по-настоящему добраться, нужно около часа времени. А сколько паломников к нам отовсюду едет… И вот уже почти пятьдесят лет я несу это послушание духовника: «Прощаю и разрешаю…»
— Потом вас направили на Святую Землю. Как это произошло?
— В 1983 году нужен был духовник Горненскому женскому монастырю в Иерусалиме. В Отделе внешних церковных связей обсуждали разные кандидатуры, но никак не могли ни на ком остановиться. Возглавлял Отдел Архиепископ Филарет (Вахромеев), будущий Митрополит Минский (он только недавно ушел на покой). И вот ему говорит протодиакон Владимир Назаркин: «Владыка, а может быть Калугина туда направить?» Владыке этот вариант пришелся по душе. Но когда мне предложили ехать в Израиль, я сразу сказал: «Да кто же меня туда пропустит?» Одно время меня выдвигали в кандидаты на Архиерея, но руководитель Совета по делам религии Куроедов мою фамилию категорически вычеркнул. Даже вмешательство Патриарха не помогло! И вместо меня поехал на Архиерейскую кафедру Владыка Варнава. Сейчас он Митрополит Чебоксарский и Чувашский. Это сильный молитвенник и настоящий монах. На все Божья воля!
Чтобы начать обсуждение моей кандидатуры на поездку в Израиль, нужно было мое согласие. И я согласие дал. А дальше было вот что. Вызвали Архиепископа Филарета на заседание куда-то в Серебряный Бор, там у Совета по делам религии была резиденция. И вот ему сказали: «Калугина не выпустим». Владыка встал, ударил об пол посохом и воскликнул: «Или вы дадите мне возможность работать, или я снимаю с себя обязанности!» Им пришлось уступить. Так я поехал на Святую Землю.
Я приехал в Израиль 24 февраля 1983 года, мне тогда было 49 лет. Я впервые оказался за границей. И там мои недостатки, то, что я такой необщительный, молчаливый, вдруг оказались «плюсом» в глазах соглядатаев. Причем не только советских. Израильскую разведку это тоже устраивало. Иврита я не знал, значит, не буду общаться с местными жителями, решили они. Веду себя тихо, общаюсь только с монашествующими. Значит, не буду вести в Израиле прозелитизм, то есть не буду стремиться обращать евреев в Христианство. А для них это очень важно. И наш КГБ тоже мной оказался доволен оттого, что никаких претензий ко мне со стороны израильских спецслужб не было. Вот такая запутанная история! А я этим воспользовался и тихо жил себе и жил на Святой Земле целых восемь лет. Много раз сослужил Патриарху Иерусалимскому Диодору на Гробе Господнем. Молился у великих святынь, окормлял монахинь Горненского монастыря… Это были самые лучшие годы моей жизни!
— Отец Архимандрит, скажите, можно ли мирянам творить Иисусову молитву? Или умное делание должно быть уделом только монахов?
— Думаю, все могут читать эту молитву, не только монахи. Раньше ведь и миряне ее творили. А еще раньше даже Византийские Императоры были делателями Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»). Нужно помнить слова Преподобного Серафима Саровского: «Без Иисусовой молитвы монах — черная головешка». Но и мирянам в этом надо брать с монахов пример («свет мирянам — иноки»). Так что молитву всем надо стараться творить.
Я не большой делатель внутренней молитвы, но все же с детства старался читать Иисусову молитву. Помню, иду с коромыслом к реке Самарке и при этом Иисусову молитву шепчу…
«На Святой Земле прошли лучшие годы моей жизни».
— За те годы, что вы принимаете исповеди в Лавре, изменился народ? Изменился сегодня характер исповеди?
— Конечно, бывают и сейчас такие исповеди, которые даже нас, священников, учат покаянию. Но все реже и реже! Если раньше людей действительно трогали духовные проблемы, если раньше прихожане искали ответ на вопрос, как спасти душу, то сейчас все больше приходят к духовнику с житейскими нуждами. «Как денег заработать? Какому святому свечку поставить, чтобы квартиру купить?»
Очень много плотских грехов! Очень… Обо всем приходится выслушивать, вплоть до извращений, до противоестественных падений. Иногда кажется: мир растлился весь, ничего чистого не осталось… Как перед потопом… «Они суть плоть»…
В 1813 году на Святой Горе Афон было откровение святого Нила Мироточивого, Афонского. Он еще тогда сказал, что наступает период конца времен. И вот прошло уже двести лет. Я так думаю: тогда было начало конца. А сейчас, наверное, уже конец этого конца. Хотя у Бога все времена и сроки. Покаяние может все изменить. И если бы не эта надежда на покаяние… Смотрите: кровь льется на Украине… Детей развращают… А эти компьютеры, эта техника как пленяет душу… Приходят матери, плачут: их дети попали в компьютерную сеть (сами-то дети их не могут от компьютера оторваться, чтобы в храм прийти). А от этого у детей изнашивается нервная система.
Дьявол прельщает даже избранных. Своими силами измениться нельзя, исправиться самим нельзя. Только с Божьей помощью. Только через покаяние.
— Сейчас все мы переживаем о том, что происходит на Украине. А как вы воспринимаете эти события?
— У меня нет телевизора, компьютера, нет и радио. Есть, правда, телефон, но он используется только для звонков братии монастыря. Там у меня записаны имена насельников. Звоню иногда, приглашаю на исповедь, на беседу… Но всё же и до монастыря нашего доносятся трагические вести с Украины. У нас есть монахи-украинцы. Они понимают духовный смысл происходящего на их родине. Но вот им в монастырь звонят их родители, братья. Кричат им: вы предатели, вы с Путиным, вы с Россией… Так им сильно там искорежили мировоззрение! Сместились все представления, сбился фокус… Только церковное сознание способно этому как-то противостоять. Православные на Украине понимают суть происходящих там событий. Влияние пропаганды на них не имеет столь катастрофических последствий. А те, кто не в Церкви, безоружны перед этой тотальной лживой пропагандой. Потребуются годы, чтобы все это как-то поправить.
Как было с советской властью? Она продержалась ровно 70 лет. А ведь Вавилонское пленение израильского народа тоже длилось 70 лет. И вот во времена советской власти мало кто ждал, что будет освобождение. А я все время ждал, все же надеялся, что что-то такое неожиданно может произойти к этой дате.
И точно — через 70 лет эта власть пала. Вавилонское пленение не может же быть вечным.
— Что такое покаяние?
— «Придите, поклонимся и припадем к Нему, и восплачем пред Господом, сотворившим нас!» (Пс. 94, 6) — так говорит о покаянии Царь Давид. Покаяние — это изменение. Признай свой грех и не повторяй его. С покаяния началась для нас Благая Весть: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Первый шаг: выверни свою жизнь наизнанку, со всеми ее грехами, страстями, падениями.
Однажды в храме ко мне подбегает заплаканная девушка. Говорит, что у нее уныние, страшная депрессия. Ищет она отца Германа, чтобы попасть к нему на отчитку, считает себя одержимой. А здесь же рядом ее «партнер» — молодой человек, с которым она не расписанной живет. Такие молодые, а уже растленные оба. Какая же она одержимая? Ей надо прекратить грешить. Душа ее мучается от греха, отсюда и уныние. Я ей говорю: «Зачем тебе на отчитку? Тебе нужно покаяние». Она мне поверила, зарыдала.
Сейчас растлились и мужчины, и женщины. Но если бы женщины сохранили целомудрие, это бы хорошо сказалось на всей атмосфере нашей жизни. Все-таки от женщины в духовном отношении сейчас больше зависит, как мне кажется.
Исповедь — это самое трудное, но и самое нужное для победы над грехом. Раньше считалось, что русский народ имеет особую способность каяться в грехах. И вообще ему «от природы» свойственны доброта, щедрость, великодушие… Все это так, конечно. Но о каком русском народе идет речь? Русского человека создала и воспитала Церковь, вывела его на благодатную дорогу. А без Церкви русские люди стали совсем не те… Нужно вернуться в Церковь, нужно покаяться. А это значит — изменить образ жизни.
Начинать нужно с осуждения самого себя и изменения своего образа жизни. Кто искренне кается в своих грехах, сокрушается о них, очень легко идет вверх. Первый признак правильного покаяния — это когда грех становится мерзким, отвратительным для них. Это значит, Господь прощает им грехи. И совсем другое дело, когда остается сочувствие греху. Если люди грешат целенаправленно, им будет тяжело подняться. Самое опасное состояние грешника — сознательное противодействие Божьим повелениям, заповедям. Одно дело упасть, согрешить по слабости и в этом раскаяться. И совсем иное — сознательно идти по пути противления Богу. Однажды пришлось услышать такое: «Да, вы всё правильно говорите, но я не хочу быть с Богом, не хочу следовать Его заповедям. Я больше в Церковь не приду никогда!» Это по-настоящему страшно.
— И все же хотелось бы закончить наш разговор на оптимистической ноте.
— Сегодня идет церковное возрождение. Церковь количественно увеличивается. И это хорошо.
А что с духовной стороной — покажет время. И сейчас, как во все времена, много плевел растет вместе с пшеницей. И то, и другое Господь оставляет до жатвы. Плевелы — для огня, и пшеницу — для житницы Господней. Мое мнение такое: нам всем, каждому из нас, поможет только покаяние.
Записал Антон Жоголев
Фото автора
и из архива Е.К. Фроловой.
Старец Наум из Троице-Сергиевой лавры пророчество
Старец Наум из Троице-Сергиевой лавры: пророчество на правах рекламы.
.
04.11.2019 на «Дзене» появилась статья «Старцы в православии – кто они? Мой рассказ об отце Науме из Троице-Сергиевой лавры» (автор некто: «Дневник Семинариста»):
«Старцы в современном православии это явление примечательное, хоть и не новое. Это не святые, по крайней мере, большинство из них – но и не обычные духовники, которым может быть любой батюшка. Они особые люди, у которых много духовных чад, а также явные дарования в духовной жизни. Расскажу вам про отца Наума, который не так давно ушёл от нас – это был интересный человек!
Как мы с бабушкой ездили к отцу Науму.
Эта поездка начиналась рано утром – обычно затемно. Мы шли пешком до электрички, потом садились и ехали примерно 40 минут до Сергиева Посада, который тогда ещё назывался Загорск. Дойдя до Лавры мы проходили через чугунные двери, «чёрный ход», через который можно было пройти начиная с 6 утра.
Потом к проходной монастыря, через узкую деревянную дверь вниз по галерее, в подвал огромного Трапезного Храма, где и находилась келья известного старца отца Наума.
Там нас ждала длинная очередь – из бабушек, странноватых молодых людей с бородками, священников и монахов. Они все ждали возможности пообщаться со своим духовным отцом, или приехали впервые.
Раньше отец Наум жил в маленькой келье, со входом из коридора, который вёл в столовую под Трапезным храмом, но потом, где-то в начале 90-х ему оборудовали просторное жильё, с большим «предбанником» для гостей, обитое вагонкой и довольно уютное.
Отец Наум принимал всех и обстоятельно расспрашивал, давал советы – простые, но по особому мудрые. Со мной – тогда ещё ребенком он много не разговаривал – только гладил по голове, благословлял и дарил молитвослов из высокой стопки книг, окружавших его кресло.
Моя бабушка относилась к нему истово – выполняла все его советы и искренне, со слезами каялась. Выйдя от него я ощущал подъём и время, потраченное на сидение в приёмной старца не казалось потраченным зря.
Старцы как к ним относиться?
Конечно, отец Наум был по-настоящему благочестивым человеком, который не мог повредить своей пастве и умудрялся помогать тысячам людей. Но есть среди них много людей, которые взяли на себя несоразмерную своим способностям ношу, а то и вовсе – извлекающих из послушных жертвователей немалый доход. Увы – таких среди пастырей немало. Есть и те, кто для поднятие личного авторитета сколачивают мини-секты, как например те, кто протестовал против введения ИНН, называя его «печатью антихриста».
Нужно быть мудрым – и не гнаться за особо одарёнными пастырями, помня, что главный авторитет для нас – Христос и Евангелие.
В последнем моём разговоре с отцом Наумом были затронуты разные направления, в том числе, и о будущем. Наиболее важная информация, которую озвучил старец, касалась политики нашего государства.
Все высказывания можно объединить в одно страшное слово, – «Война» на разных континентах мира. Гореть огнём всей земле ярким пламенем. Пожар затронет многие государства, но не Россию.
Многие народы объединятся для свержения России с престола многовекового лидера. Но не случиться этому никогда. Выстоит наше государство, не падёт духом и волей, будет крепко стоять на ногах. Патриотический дух российских граждан сильнее любых негативных вмешательств в их размеренную жизнь. Это одно из самых сильных оружий, не подвластное никому.
Страна не покорится никому, а, наоборот, будет здравствовать и править миром так, как угодно Богу, – говорил старец.
Впрочем, это не говорит о том, что российским гражданам светит беззаботная жизнь. Мы не сможем остаться в стороне от мировых событий. Однако трудности, непосильные для другого народа, сплотят и объединят в неистовую силу всех россиян. Победа наших дедов в Великой Отечественной Войне является лучшим примером и доказательством, что нам не страшны ничьи нападки.
Итак, отец Наум предсказывал великое будущее нашей стране, которое обеспечит светлую жизнь нашим детям. Подобные предсказания вселяют в граждан веру в свой народ».
* * *
Лепота!!!
Уже одно то обстоятельство, что автор скрылся за «ником» – «Дневник Семинариста» говорит о многом, в частности, что в статье есть недостоверная информация.
А как её может не быть в современных условиях, когда в сознании миллионов людей, проживающих на территориях бывшего Советского Союза, течение истории разделилось на два независимых потока – «до» и «после» развала.
«До развала» – свободное юридическое и экономическое пространство, непрерывное развитие науки, техники, образования, медицины, постепенное, но неуклонное расширение личных свобод.
«После развала» – превращение Советского Союза в конгломерат пятнадцати политических государств с «примитивной националистической» идеологией, с «перманентным» экономическим кризисом, с поворотом к системе тотального контроля над личностью.
После этого только остаётся мечтать о «великом будущем, которое обеспечит светлую жизнь нашим детям…»!!!
.
Сразу же после смерти отца Наума «на его костях» начались «весёлые пляски» по пересмотру его «старческого наследия»: из духовного наставления и утешения в святоотеческом духе – в пророческое.
Читаем «Новые известия» от 29.12.2017 статья «Архимандрит Наум, предсказывал Конец света» (автор не указан):
«Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина. В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 8 октября 1959 года митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. 25 апреля 1970 года иеромонах Наум возведен во игумены. В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.
«Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию, – говорится в сообщении официального сайта Троице-Сергиевой Лавры. – В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления.
Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краёв России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии…».
Вот как комментирует отца Наума телеграм-канал «Красный Сион»:
«Духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Наум (Байбородин) – один из мощнейших старцев современного Православия. Его ставят в один ряд с духовником патриарха схимандритом Илией (Ноздревым) и архимандритом Кириллом (Павловым), которого называли «всероссийским духовником».
Эта сеть духовников – организованная и встроенная в церковную иерархию часть старчества, народного православия. Называться ими могут только священники, в то время как среди «пещерных» старцев – в основном простые монахи-савонаролы. Но духовник, это, конечно, не должность типа ключника и алтарника, а статус – духовного окормителя, или, говоря светским языком, лидера мнений, отвечающего за состояние умов своих чад.
В советские годы такие статусные старцы выступали склейкой между продавшейся богоборческой власти официозной иерархией церкви и большей частью воцерковленных, настроенных крайне антисоветски. Духовники не участвовали в сомнительном коллаборационизме, за что подвергались гонениям, и всегда были доступны для простых прихожан, являясь для них «истинным духовенством». И, что удобно, в отличие от пещерных старцев, они сохраняли когда формальную, а когда и истинную лояльность церковному (но не государственному) официозу.
Во многом эта система перенеслась и в современность. Из ряс этих духовников уже после развала Советского Союза вышли народные православные движения, от Царства Царя-Искупителя (Николая II) до кружка певицы Жанны Бичевской и радикальных имябожников, добивающихся канонизации Сталина, Распутина и Ивана Грозного. Не случайно именно духовник Кирилла старец Илий освящал памятник царю в Орле.
Эти старцы, как нервная система церкви, соединяющая прихожан и иерархов, особо остро ощущают хтоническое манихейское мировоззрение простых православных и во многом вынуждены заигрывать с ним.
Вот что архимандрит Наум проповедовал в 2012 году:
«В мире действует тёмная сила, которая поклоняется дьяволу, ненавидит Евангелие, Церковь, Православие. Ещё в начале прошлого века масоны-сатанисты говорили, когда нас будет 3 млн, всё будет в наших руках. А сейчас их уже 5 млн. – 38 тыс. лож. Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет-300, Бильдербергский клуб – эти четыре организации управляют всем миром.
Видимо, Конец уже близок. Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец Света. Может быть большая война. Библия описывает эти закономерности исторического процесса. Если взять большую веревку, метров 300 – один конец будут тянуть одни, другой другие. Вот если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, молитва верующих уже не остановит бедствий…»».
* * *
Далее количество «предсказаний» в режиме «он-лайн» от отца Наума начало увеличиваться (читайте статью: Пророчество от старца Наума (Байбородин): правда и вымысел. // http://www.proza.ru/2018/04/12/203).
Сразу хочу ответить всем тем, кто возразит, что, дескать, некоторые паломники просто «неправильно» воспринимали отца Наума – как духовника, что, мол, никто не просил их возводить его «почитание» в «культ» и воспринимать его «духовные советы» как «пророчества» в последней инстанции.
Поправка полностью принимается, но сейчас автор пишет не об этих людях, не о тех, кто был в его тесном окружении обожателей или воздыхателей последние двадцать лет, и не о тех, кто в изобилии съезжались со всех концов страны ради спасительного слова, практически сутками ожидая в огромной очереди в подклет, а о тех, кто появился сразу же после смерти старца, и кто продолжил и продолжает сегодня «его пророческое служение» после смерти.
Недавно автору в интернете встретилось интересное сравнение:
«Если вы любите булочки с маком, – это ещё не повод убеждать всех, что мак – самое невинное растение. Потому что маковая присыпка на булке и маковый сок, пущенный по вене, – совершенно разные вещи.
Когда мы говорим об опасности тоталитарных сект, мы имеем в виду отнюдь не обычных любителей эзотерики, временами размышляющих дома над книгой какого-нибудь Ошо в сандаловом дыму под медитативную музыку. Мы говорим о людях, отсёкших не только свою волю, но и элементарный здравый смысл, в надежде услышать из уст очередного божьего посланника непреложный нравственный императив и прямое руководство к действию…».
В нашем случае, читатели даже не слышат пророческие слова из уст самого архимандрита Наума (в миру – Николай Александрович Байбородин), ибо их – нет, не был старец Наум – пророком.
Сегодня читатели слышат «пророчества старца Наума» из под пера неких Алисы Селезнёвой, «Дневника Семинариста» и т.д., – «духовный чад» (правда, неизвестно от кого?), которые отлично помогают ловить человеков на «патриотических настроениях» (для кого?).
Можно ли доверять таким «пророчествам» от старца Наума пусть каждый пытливый читатель решает сам (учитесь жить своим умом).
* * *
ДТН.
Возвращение старца: в Лавру перенесли останки духовника обители до революции схиархимандрита Захарии (+ВИДЕО)
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие,
и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).
19 октября архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского монастыря, совершил панихиду на могиле старца Захарии на Введенском (старом Немецком) кладбище Москвы. После панихиды честные останки старца перенесли в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
За свою долгую жизнь старец Захария (1850-1936 гг.) совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Он трижды сподоблялся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы; дважды ходил по воде, как по суше. По его молитве воскрес умерший. Он исцелял больных и обладал особым даром исповеди кающихся. После революции 1917 года старец Захария последним покинул закрытую Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и поселился в Москве у своих духовных чад.
Старец скончался 15 июня 1936 года. После отпевания в церкви в честь Воскресения Словущего старца похоронили на Немецком кладбище. Спустя 83 года честные останки старца Захарии, духовника братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, вновь оказались в обители преподобного Сергия.
***
О старце Захарии и о причинах переноса останков старца рассказала игумения Ксения (Чернега), настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря, руководитель Юридической службы Московской Патриархии:
«В 90-е годы я посещала место захоронения старца вместе с опекаемыми мною детьми-сиротами из интерната, который расположен прямо напротив этого кладбища. Мы приходили с детьми сюда регулярно и молились на этой могиле, как могли. В те годы все только воцерковлялись, только начинали ходить в храм, было мало литературы. Одним из первых прочитанных мною житий было жизнеописание старца Зосимы (Захарии). Примечательно то, что это был лаврский монах, и для меня он сразу стал образцом святого, чистого, самоотверженного жизненного подвига.
В чем причина нынешнего перезахоронения?
Ко мне обратилась одна из прихожанок и сказала, что могила старца признана бесхозной, потому что он захоронен на месте упокоения своих духовных чад, и все родственники этих духовных чад уже скончались. Поскольку могила стала бесхозной, то может случиться так, что ее оформят на другое лицо, и здесь захоронят других людей. В результате этого могила старца может совершенно предаться забвению.
Поэтому Вы решили спасти могилу старца?
В этой связи я инициировала перед Святейшим Патриархом вопрос о перезахоронении старца Захарии. Пришлось пройти суд, потому что нужно было оформить эту могилу на монастырь для того, чтобы осуществить это перезахоронение, и мы этот суд успешно прошли. Теперь тело старца окажется в Лавре.
Что означает это перезахоронение для Лавры?
Я считаю, что для жизни Лавры, в духовном плане, — это большое событие, поскольку он был одним из последних монахов и духовников братии, которые оставались в Лавре уже после ее закрытия. Ведь сам он не хотел покидать стены монастыря до тех пор, пока власти насильно оттуда его не вывели.
Не было ли предложений, чтобы перезахоронить старца где-нибудь в Москве, вне стен Лавры?
Иных предложений не поступало. Когда архиепископ Феогност был наместником Лавры, то он предложил захоронить старца Захарию именно в Лавре, как монаха Лавры, и, как мне кажется, это очень правильно».
Беседовал Сергей Красников
Справка:
Панихиду совершил архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского монастыря.
На панихиде пел квартет под управлением чтеца Николая Гоюка.
Пресс-служба CТСЛ
Фотогалерея
Останки духовника Троице-Сергиевой лавры перенесли в обитель спустя 83 года после его кончины
19 октября состоялось перенесение останков духовника Свято-Троицкой Сергиевой лавры старца Захарии (1850-1936 гг.) с Введенского кладбища Москвы в родную для него обитель.
Перед перенесением честных останков на могиле старца была совершена панихида, которую отслужил наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Павел (Кривоногов), сообщает сайт Лавры.
– Ко мне обратилась одна из прихожанок и сказала, что могила старца признана бесхозной, потому что он захоронен на месте упокоения своих духовных чад, и все родственники этих духовных чад уже скончались. Поскольку могила стала бесхозной, то может случиться так, что ее оформят на другое лицо, и здесь захоронят других людей. В результате этого могила старца может совершенно предаться забвению. В этой связи я инициировала перед Святейшим Патриархом вопрос о перезахоронении старца Захарии. Пришлось пройти суд, потому что нужно было оформить эту могилу на монастырь для того, чтобы осуществить это перезахоронение, и мы этот суд успешно прошли. Теперь тело старца окажется в Лавре, – рассказала о причинах переноса останков старца настоятельница Алексеевского женского монастыря Москвы игумения Ксения (Чернега).
Как считает игумения Ксения, для Лавры это большое событие, «поскольку он был одним из последних монахов и духовников братии, которые оставались в Лавре уже после ее закрытия».
– Ведь сам он не хотел покидать стены монастыря до тех пор, пока власти насильно оттуда его не вывели, – отметила монахиня.
Сообщается, что за свою жизнь старец Захария совершил множество чудес, которые засвидетельствовали очевидцы. Так, он исцелял больных, дважды ходил по воде, по его молитве воскрес умерший.
Старец трижды сподобился видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы. Кроме того, он обладал особым даром исповеди кающихся.
После революции 1917 года старец Захария последним покинул уже закрытую тогда Троице-Сергиеву лавру и поселился у своих духовных чад в Москве.
После кончины старца 15 июня 1936 года его отпели в церкви в честь Воскресения Словущего и похоронили на Немецком кладбище (ныне – Введенское). И только теперь, спустя 83 года, честные останки духовника братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры оказались в родной для него обители.
В Троице-Сергиеву Лавру перенесены останки духовника обители схиархимандрита Захарии (1850-1936)
МОСКВА
19 октября 2019 года наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Павел (Кривоногов) на Введенском (старом Немецком) кладбище города Москвы совершил панихиду на могиле духовника братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры схиархимандрита Захарии (1850-1936 гг.). Богослужебные песнопения исполнил квартет под управлением чтеца Николая Гоюка.
По окончании панихиды честные останки старца были перенесены в Троице-Сергиеву лавру.
Старец Зосима (в схиме Захария) совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Он трижды сподоблялся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы, дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший. Он исцелял больных и обладал особым даром исповеди кающихся. После революции 1917 года старец последним из насельников покинул Троице-Сергиеву лавру и поселился в Москве у своих духовных чад. Схиархимандрит Захария скончался 15 июня 1936 года и после отпевания в церкви в честь Воскресения Словущего был похоронен на московском Немецком кладбище.
***
О старце Захарии и о причинах переноса его честных останков рассказала настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Ксения (Чернега):
— В 90-е годы я посещала место захоронения старца вместе с опекаемыми мною детьми-сиротами из интерната, который расположен прямо напротив этого кладбища. Приходили с детьми сюда регулярно и молились на этой могиле, как могли. В те годы все только воцерковлялись, только начинали ходить в храм, было мало литературы. Одним из первых прочитанных мною житий было жизнеописание старца Зосимы (Захарии). Примечательно то, что это был лаврский монах, и для меня он сразу стал образцом святого, чистого, самоотверженного жизненного подвига.
— В чем причина нынешнего перезахоронения?
— Ко мне обратилась одна из прихожанок и сказала, что могила старца признана бесхозной, потому что он захоронен на месте упокоения своих духовных чад, и все родственники этих духовных чад уже скончались. Поскольку могила стала бесхозной, то может случиться так, что ее оформят на другое лицо и здесь захоронят других людей. В результате этого могила старца может совершенно предаться забвению.
— Поэтому Вы решили спасти могилу старца?
— В этой связи я инициировала перед Святейшим Патриархом вопрос о перезахоронении старца Захарии. Пришлось пройти суд, потому что нужно было оформить эту могилу на монастырь для того, чтобы осуществить это перезахоронение, и мы этот суд успешно прошли. Теперь тело старца окажется в Лавре.
— Что означает это перезахоронение для Лавры?
— Я считаю, что для жизни Лавры в духовном плане это большое событие, поскольку он был одним из последних монахов и духовников братии, которые оставались в Лавре уже после ее закрытия. Ведь сам он не хотел покидать стены монастыря до тех пор, пока власти насильно оттуда его не вывели.
— Не было ли предложений, чтобы перезахоронить старца где-нибудь в Москве, вне стен Лавры?
— Иных предложений не поступало. Когда архиепископ Каширский Феогност был наместником Лавры, то он предложил захоронить старца Захарию именно в Лавре — как монаха Лавры, и, как мне кажется, это очень правильно.
Беседовал Сергей Красников
Троице-Сергиева лавра/Патриархия.ru