источник
Мы предупреждаем всех читателей нашего сайта об опасности псевдомедицинской деятельности Ксении Кравченко, о несовместимости ее учения с Православием, а также о том, что данная «методика» может повлечь за собой реальный вред здоровью человека.
В сентябре 2012 года сразу по нескольким линиям – через интернет, распространение дисков и брошюр, стала активно рекламироваться некая «система оздоровления», приписываемая священномученику Серафиму (Чичагову) и продвигаемая Ксенией Кравченко.
Началось все с размещения видео-лекций Ксении Кравченко на миссионерском сайте Троице-Сергиевой Лавры, видимо по недоразумению, так как через некоторое время видео-ролики были удалены. Но другие сайты, в основном православные, а также сайты царебожников, эзотериков и альтернативной медицины успели размножить их. В церковных лавках и на православных ярмарках стали бойко распространяться видео-диски с лекциями Ксении Кравченко (студия «Обитель», ТСЛ) и брошюра «Здоровье по Чичагову». Система распространилась буквально взрывообразно. Появились многочисленные последователи «системы», безгранично верящие в её якобы чудесную силу, в разных точках нашей страны и за ее пределами, например, на Украине. Поклонники обнаружились даже в Израиле.
Скромный православный облик псевдоврача Ксении Павловны, её советы – простые, практичные, да еще якобы воплощающие в жизнь систему оздоровления святого мученика оказались сильнее доводов рассудка. Православный народ ухватился за мечту исцелиться раз и навсегда от своих болезней с помощью преподносимой как «православной» системы-панацеи. Появились обсуждения, возникли дискуссии. Некоторые священники, не имею даже начального медицинского образования, стали предлагать своим чадам диски с записью Кравченко. Ну кто же будет спорить с «системой сщмч. Серафима Чичагова»? Неплохое прикрытие, что и говорить.
Сразу надо оговориться, сколько «практикует» Кравченко — неизвестно (никакой информации в интернете об этом враче нет, вообще), у неё нет медицинского диплома, а её методика не имеет никакого отношения к сщмч. Серафиму (Чичагову). В целом распространяемая «система» Ксении Кравченко является псевдооздоровительной, лженаучной и имеет признаки культа.
Содержание
- О «системе Кравченко»
- О сути «учения Кравченко»
- Некоторые опасные для здоровья и жизни советы от Ксении Кравченко
- Свидетельства экспериментаторов на себе «системы» Кравченко.
- Разоблачение «Системы»
- Медицинское наследие священномученика митрополита Серафима (Чичагова)
- Митрополит Серафим (Чичагов): «Из рода Серафимов»
- Аристократ
- Призыв Божий
- «Ходить достойно своего звания»
- Путь к «Голгофе»
- Единый от святых
- Митрополит Серафим Чичагов священномученик
- Митрополит Серафим — мученик из рода флотоводцев
- Духовный сын о. Иоанна
- Подвижник и Государственный деятель
- Сражения за Церковь
- Мученическая гибель Митрополита Серафима
- Канонизации митрополита Серафима
- Медицинские беседы
- Отзыв о книге «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова»
О «системе Кравченко»
Ксения Кравченко заявляет, что её «система» принадлежит священномученнику Серафиму (Чичагову) (†1937), а сама Кравченко — её популяризатор.
Верующие думают, что вся «система» Ксении Кравченко поддерживается Церковью и не может быть неполезной. Ведь в понимании верующего человека, всё, что в Церкви, должно быть истинно. А тем более, когда речь идет о священномученике, который, по словам Кравченко, попал на Бутовский полигон за… свою систему оздоровления. По этой логике получается, что и канонизирован он был за систему оздоровления. Почему последователям Кравченко не приходит в голову, насколько это, очень мягко говоря, абсурдно? Ведь в реальности митрополит Серафим (Чичагов) был причислен к лику святых за подвиг веры, за то, что не отрекся от Христа.
Кравченко говорит, что её «методика прошла многолетнюю апробацию». Но об этом можно говорить только как о мифе: нет ни списка зарегистрированных пациентов, ни данных их обследований, ни группы контроля, ни статистического анализа, ни описания побочных эффектов. Где хоть малейшая информация в интернете или печатных изданиях об этом «большом опыте»? О препарате, который Кравченко назначает «от всего» (типичная характеристика лжецелительства) и всем слушателям без разбору (!) она говорит, что его продвинул один «интересный молодой человек». Не указывает ни имени и фамилии «молодого человека», ни названия и библиографического описания его якобы докторской диссератации на эту тему. Ссылок тоже не дается. Брошюра Кравченко не имеет грифа «Одобрено Издательским советом Русской Православной Церкви, тираж не указан. При этом в фильме-лекции нет не только благословения духовного лица, нет даже имён оператора, звукооператора, режиссёра монтажа, директора картины.
О сути «учения Кравченко»
В начале своих «лекций» Ксения Кравченко говорит, что все болезни из-за грехов наших и наших родителей: согрешил, — получил наказание; нужно бороться с грехами, со страстями, причащаться, тогда болезнь уйдет. Трудно не согласиться с советом прибегать к церковным таинствам, однако гарантия выздоровления при этом звучит слишком утилитарно. Это примитивный и неправославный взгляд на болезнь. Мы не можем знать, по какой причине Господь дает нам те или иные испытания. В некоторых случаях болезни посылаются для испытания верности Богу (как например, прав. Иову) или как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества. Вспомним также и сцену из Евангелия с исцелением слепорожденного: «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». (Ин 9:1–3).
«Система» Кравченко состоит из общеизвестных рекомендаций ограничивать себя в еде, не есть после 18 часов и вести здоровый образ жизни. В здоровом образе жизни и в умеренности в еде нет ничего плохого, только это ж азы, общеизвестные вещи — врачи официальной медицины дают аналогичные рекомендации, и в интернете для желающих похудеть полно таких советов. Но Кравченко подает это как особую «систему» священномученика и к этой чужой «ложке мёда» добавляет свою «бочку дёгтя»: внушение резко ограничивать прием жидкости и калийсодержащих продуктов, сосать соль для насыщения организма натрием. Пить в запредельных дозах «синий йод» в виде киселя и регулярно, курсами принимать декарис, устаревший и весьма токсичный препарат. Особенно же опасен придуманный Ксенией Кравченко «метод лечения» инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой, резким обезвоживанием (в течение суток полный отказ не только от еды, но и от питья, прием сильного мочегонного – лазикса, сосание соли и нанесение йодных сеток). При этом даже сама целительница гарантирует пациентам на второй день своей «терапии» такое тяжелое осложнение, как пиелонефрит. Но ухудшение самочувствия при следовании ее методике связано не с порочностью методики как таковой, не с токсическим эффектом декариса и «лошадиных» доз йода, а с тем, что «организм начинает видеть тяжелые проблемы» и освобождаться от них.
В своих беседах Ксения Кравченко обрушивает на слушателей поток хаотически употребляемых специальных терминов, пишет химические формулы, и все это при популистском стиле изложения, создающем видимость доходчивости. Информация подается в очень быстром темпе, изобилует ошеломляющими трактовками и якобы медицинскими открытиями, что не позволяет слушателям осознать многочисленные нелепости и нестыковки. Прослеживаются некие манипулятивные воздействия с четкой целью показать, что якобы официальная медицина не лечит, «лечения вообще не существует», все таблетки «убивают печень». Система же Чичагова (точнее – Кравченко) «уникальна» – создает условия для организма, при которых он сам мобилизует резервы для борьбы с болезнью, и главное, якобы православна и истинна, потому что в Церкви всегда – истина. То есть идет постоянное смешивание областей веры и науки / медицины; слушателей такие приемы окончательно дезориентируют, отключая у них критическое мышление.
Врачи, биологи и физиологи в ужасе от измышлений Кравченко. Безграмотность лекций Кравченко очевидна для любого, кто хотя бы знаком со школьным курсом биологии. Так, она говорит, что 80% желудочного сока, главным компонентом которого является соляная кислота, попадает в кровь. Но в таком случае человек скончался бы на месте от метаболического ацидоза. Или заявляет, что органы по очереди то включаются, то выключаются. Или, например, в стремлении лишний раз очернить классическую медицину, выдает такую странную вещь, что с помощью УЗИ нельзя наблюдать, как работает щитовидная железа, что аппарат не видит гормонов. Хотя вроде бы никто и не собирался смотреть уровень гормонов с помощью УЗИ, для этого существуют специальные анализы крови.
Рассмотрим некоторые примеры ошибочных взглядов Кравченко на анатомию и физиологию человека, сопоставив взгляды Кравченко с позицией современной науки.
Некоторые опасные для здоровья и жизни советы от Ксении Кравченко
Распространенные рекомендации по питанию (увеличение количества овощей, дробное питание, ограничение поступления пищи на ночь) Кравченко сопровождает и весьма оригинальными, но ошибочными, а зачастую и вредными советами. Например, ее рекомендации по ограничению приема калия (а это и фрукты, и сухофрукты, и орехи — традиционно постные продукты) и избыточному потреблению натрия (в виде поваренной соли).
Кравченко мифологизирует работу щитовидной железы и гипоталамуса. Нарушение функций щитовидной железы, по мнению Кравченко, — причина всех болезней. А гипоталамус для Ксении Павловны — связь телесного и духовного. Здесь уже просматриваются эзотерические мотивы. То есть перед нами смесь медицинской безграмотности и лжеправославия.
Мифологизируя работу щитовидной железы, Кравченко не только ошибочно описывает её строение, но и широко рекомендует пить большое количество йода, с целью стимулирования деятельности щитовидной железы. Это очень опасная рекомендация. Она советует принимать ванны с йодом и пить от 0,5 до 1л крахмалистого киселя со столовой ложкой йода в день (пузырек на 3 литра крахмального раствора). Однако если подсчитать, что в столовой ложке 10% настойки йода, продающейся в аптеке, содержится до 1,5 гр йода, а суточная потребность в йоде у человека составляет 150 мкг, то мы можем получить за сутки дозу йода в 5-10 тысяч раз больше, а это доза за 7 лет жизни. Даже при ядерных взрывах, радиационных катастрофах назначают всего 44 капли йода на стакан воды, и эта доза расценивается как ударная. Избыточный прием йода может привести к значительным заболеваниям щитовидной железы, имеющим самые серьезные последствия. Избыточное поступление йода может вызвать явления йодизма – слюнотечение, насморк, а также сыпи, угри, йододерму – тяжёлое поражение кожи, головные боли, тошноту, депрессию. У Ксении Павловны слишком простой метод определения токсичности йода – есть понос, нет поноса… Дело не в кишечных расстройствах. Возможно развитие заболеваний щитовидной железы — гипотиреоза или гипертиреоза (Е.Е.Лесиовская с соавт. Витамины и микроэлементы. СПб, 2004г., с.90). Точно также может возникнуть йодиндуцированный гипертиреоз, Базедова болезнь. (Л.И.Браверман. Болезни щитовидной железы. М., 200г., с. 409). Кроме того, при передозировке ежедневного поступления йода в организм человека наблюдается рост узлов щитовидной железы. Так было с известным препаратом йодомарин. Стоит отметить, что лечение ударными дозами йода Леонид Михайлович Чичагов не мог прописывать своим пациентам, так как был против аллопатии (терапии препаратами, вызывающими симптомы, противоположные симптомам болезни) и против высоких доз.
Вызывает беспокойство и тенденция применять для лечения людей ветеринарные препараты. Вышеописанный йодный кисель – синий йод – это препарат для лечения кур. Лошадиные гели для суставов, синий йод, креолин – это ветеринарные средства, и человеческая печень с трудом проводит детоксикацию при такой чрезмерной нагрузке. Прием таких препаратов, в том числе и наружно, обеспечивает быстрый эффект (за счет высоких доз), но способствует развитию заболеваний печени, в том числе печеночной недостаточности.
Доктор Кравченко также советует использование противоглистного средства «Декариса». Но оно имеет свои противопоказания и побочные эффекты, а поголовное назначение декариса (левамизола) весной и осенью от всех болезней небезопасно. В связи с побочными эффектами этого химического лекарства увлечение декарисом у современных врачей давно прошло. Кроме того, если обратиться к системе оздоровления священномученика Серафима Чичагова, то стоит заметить, что «Декарис» владыке Серафиму в позапрошлом веке был совершенно неизвестен. Леонид Михайлович Чичагов назначает в своих «Медицинских беседах» при глистах опять же фитотерапию – настойки тыквы и сосны (т. 2, с. 643).
Небезвредна также рекомендация Кравченко пить разбавленную настойку прополиса. Прополис внутрь принимать нельзя, т.к. он может разрушительным образом повлиять на печень и почки.
Но наиболее опасным советом Ксении Кравченко являются рекомендации, приводящие к тотальному обезвоживанию: полное ограничение приема жидкости и прием соли.
Родинки появляются исключительно от антибиотиков. (Значит, до сравнительно недавнего изобретения антибиотиков у людей родинок не было?).
Дальше — больше. Оказывается усиленный прием назначенных Кравченко глистогонных таблеток «декарис» освобождает человека от грехов/бесов, которые выходят в виде червей, медуз и оранжевых мочалок. Фантазия К. Кравченко о том, что грехи и бесы представляют собой некую материальную субстанцию и «выходят из человека» «в виде червей, медуз и оранжевых мочалок» – сравнима с учением Надежды Антоненко, осужденной по 159 ст. УК России «Мошенничество». Антоненко, также объявлявшая себя православной и носившая платочек, «лечила» людей с помощью обыкновенной водопроводной воды и тоже утверждала, что болезни и бесы, якобы их вызывающие, выходят из человека в виде рыб, червяков, лягушек и черепах. Находится и некий «старец с Афона», который объявляет этих паразитов бесами во плоти. Якобы, бесы, не имея телесной оболочки, могут жить в организме человека в виде червей.
Неудивительно, что Ксения Кравченко в итоге доходит до прямого кощунства над Православием: она утверждает, что чаша на медицинской эмблеме – это Евхаристическая чаша, и змей, который ее обвивает, – это символ дьявола. Якобы, этот знаковый символ появился в России только после революции.
На самом деле символика очень древняя, ещё доисторическая. В окончательном виде это изображение появилось в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, и олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же здесь символизирует мудрость, знание, что соответствует и Слову Господню: «Будьте мудры, как змеи» (Мф.10:16). Моисей для спасения народа от змеиных укусов в пустыне воздвиг медного змея на шесте, и это прообразовало собой вознесение Спасителя на Кресте. Так что далеко не всегда змея символизирует зло.
В России эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в XVIII веке. Как отличие врачебной службы в армии чаша с двумя змеями была введена при Петре I. Позже, змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 году. Эта эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной для военно-медицинского состава всех родов.
Свидетельства экспериментаторов на себе «системы» Кравченко.
1. Здравствуйте! О лекциях К. П. Кравченко. Наслушалась, впала в эйфорию, испробовала все на практике. Чуть больше месяца практиковала на себе «чудодейственные методы», здоровье ухудшилось, и после последнего издевательства над собой препаратом, который рекомендует Кравченко, под мышкой появилось уплотнение, похожее на вздувшийся лимфоузел, очень переживаю, хотя поделом мне. Мы ищем чудес, хотя сам Христос нас за это ругал. После последнего приема лекарства стало очень плохо, сильные боли в желудке, печени, селезенке, сильная рвота, ужасно. Ну и прием йода начал сопровождаться рвотным рефлексом. Много побочных эффектов от препарата перетерпела.
2. Добрый день! В общем, у меня полный почти пакет гипертоника. От инсульта, аритмии до повышенного давления. После 2-х недель использования «системы», давление стало постепенно расти, лекарства не помогали. Появились режущие боли в сердце. Дошел до сильного гипертонического криза и решил погреть ноги в тазу и нанести сеточку на область сердца (по «системе»). После прогрева давление скакнуло на 30 мм и все могло закончиться весьма плачевно. Слава Богу, обошлось, но никому не желаю таких экспериментов! После отказа от «системы» давление пришло в прежние параметры, но боли в сердце остались, хотя их стало поменьше.
3. Обращение в группу «Опасная деятельность Ксении Кравченко» в соцсети Вконтакте: «Вы буквально спасли нашу семью от непредсказуемых последствий применения методов Ксении Кравченко. Про неё мы узнали в нашем храме, когда во время службы какая-то женщина передала записку, где было написано, что если мы хотим жить без болезней и без лекарств, то нужно найти… видеозаписи лекций «православного врача К.Кравченко», которая якобы по благословению монахов… лечит людей по методу священномученника.митрополита Серафима Чичагова и академика Павлова. Заинтригованные такими именами, мы через некоторое время нашли в интернете эти лекции… и прослушали обе части. И конечно сразу поверили всему, о чём говорилось: накупили лекарства на 3 курса, приготовили йодный кисель и начали его пить. Насторожило то, что после приёма киселя на второй день стала кружиться голова, появилось слабость. Только тогда пришло ощущение, что нужно остановиться и попытаться узнать подробнее об этом методе лечения. Так мы нашли эту тему на форуме. Слава Богу, что не успели начать применение еще одного препарата, которым Кравченко лечит чуть ли не все болезни. Предполагаю, что та женщина в храме не только нам дала записку о Кравченко. Сколько человек может пострадать, если не остановить «последователей К. Кравченко». Не удивлюсь, если кассеты с видеолекциями Кравченко увижу в церковных лавках. Уж очень доверчив у нас православный народ, особенно, если сомнительные идеи прикрыть именами святых и авторитетом монастырей.»
4. Друзья! … Мне попался ролик Ксении Павловны Кравченко «Медицинская система оздоровления Серафима Чичагова» — с интересом прослушала, сделала вывод, что противогельминтный препарат как раз выявляет в нашем организме все проблемы, и даже повышает иммунитет… Начала принимать. И — я не могу передать эту сильнейшую головную боль, я за свои почти 60 лет НИКОГДА такой боли не испытывала!!!! Все длилось три дня, в первый день даже скорую вызывали, сделали укол, но боль не прошла, все-все клеточки моего тела болели!
Разоблачение «Системы»
Те, кто говорят о «методе оздоровления священномученика митрополита Серафима Чичагова», глубоко заблуждаются, так как такого метода не существует. Есть записки 35-летнего артиллериста Леонида Михайловича Чичагова (в будущем митр. Серафим), вообще не являющиеся научным трудом. Это набор цитат, общих рассуждений о медицине, не представляющих сегодня иной ценности, кроме исторической.
Записки Чичагова были составлены за полвека до его смерти. Эти выписки из разных авторов, мысли самого Леонида Михайловича соответствуют уровню развития медицины середины XIX века и устарели уже к моменту издания, а многие идеи, там содержащиеся, были опровергнуты уже при жизни Чичагова, в начале XX века.
Второе заблуждение сторонников «метода Чичагова» состоит в том, что они забывают, что Церковь прославила его не за медицинские беседы, а за святость жизни и мученическую кончину; к увлечению медициной в молодости этот факт не относится.
К сожалению, различные лжецелительские системы весьма популярны в обществе. Причиной тому является обращение к базовой нужде человека – нужде быть здоровым. В то же время современная медицина не имеет возможности легкого и быстрого избавления от любых заболеваний, не имеет универсальных средств мгновенного действия. Лжецелители опасны тем, что дают ложную надежду, обещая широкий, легкий и дешевый путь к абсолютному здоровью.
Многие перекладывают решение таких жизненно важных вопросов на священников, обращаясь к ним за благословением. Это нездоровая и ненормальная практика. Подобного рода заблуждения происходят из-за слабого понимания людьми того, что есть Церковь и для чего она существует. Можно подумать, что духовная жизнь в Церкви нам даётся только для того, чтобы вывести из почек камни. Но ведь, на самом деле, цель в том, чтобы двигаться к Богу…
Статья подготовлена на основе материалов, опубликованных на медицинских и православных сайтах
Используемые материалы:
1. Оздоровление по системе священномученика Серафима Чичагова, или методика К. Кравченко, — опасно для жизни?
2. Культ «системы» псевдооздоровления Ксении Кравченко и его недобросовестный пиар.
3. Рецензия на брошюру «Здоровье по Чичагову». Иеродиакон Прокопий (Жамков), Новоспасский монастырь.
4. О врачебной системе Ксении Кравченко. Священник Александр Зайцев.
5. «ВРАЧ» В ЧЕРНОМ ХАЛАТЕ. Комментарий священника-врача о «системе» Ксении Кравченко.
6. Медицинские аспекты критики системы псевдооздоровления Ксении Кравченко.
7. Группа «Опасная деятельность Ксении Кравченко» в соцсети Вконтакте.
Назад к списку
Медицинское наследие священномученика митрополита Серафима (Чичагова)
Медицинское наследие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 256 с.
По многочисленным просьбам читателей вышло повторное издание книги «Медицинское наследие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). История и современность». Издание содержит две работы владыки Серафима, подготовленные им в 1890 и 1892 годах, в которых он излагает свое понимание духовных причин болезней и свою собственную лечебную систему.
В книге помещены также статьи современных врачей различных специальностей об актуально сти медицинской системы Владыки Серафима.
Книга рассчитана на врачей и широкий круг читателей.
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
В 1999 году настоятельница Московского Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Черная-Чичагова) переиздала фундаментальный медицинский труд своего деда — священномученика митрополита Серафима, в миру Леонида Михайловича Чичагова — «Медицинские беседы» в двух томах объемом более 1500 страниц.
В нем изложена история медицины от Гиппократа до конца XIX века и собственный многолетний уникальный научный и практический опыт лечения Л.М. Чичагова, применявшийся им в течение многих лет.
Леонид Михайлович Чичагов дает такое определение своей системы лечения: «Создав особую систему лечения…, я желал бы доказать, что медицина как наука… должна более всякой другой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества, — не забывая, однако, что врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духе или в душе человека. Только такой врач будет иметь возможность подать скорейшую и вернейшую помощь».
Л.М. Чичагов призывает нас обратиться к целебным силам природы, использовать ее законы. Отличительной чертой медицинской системы Чичагова является индивидуализация лечения, применение закона подобия, точный подбор дозы растительных неядовитых средств, приготовленных по особому рецепту. Это чрезвычайно актуально в наши дни, так как современный человек испытывает психоэмоциональные перегрузки; отмечается хронизация заболеваний, аллергизация, нестойкий эффект и плохая переносимость медикаментозной терапии. Метод эффективно применялся автором при различных заболеваниях. Точно подобранные растительные препараты в малых дозах гармонизируют систему регуляции организма, способствуя его выздоровлению. После переиздания медицинских бесед Л.М. Чичагова в конце XX века его имя становится известно в российских медицинских кругах. Современные врачи разделяют его идеи, делают доклады на гомеопатических конференциях, создают лечебные кабинеты его имени.
Ценность медицинской системы лечения Чичагова возрастает в наши дни в связи с ухудшением экологической обстановки, возросшими психоэмоциональными перегрузками, потерей духовных ориентиров.
Предлагаемая читателю книга включает в себя два научных труда Л.М. Чичагова, содержащих краткое изложение его лечебной системы, а также статьи современных ученых и врачей, свидетельствующих об актуальности принципиальных подходов Л.М. Чичагова к лечению больных в наши дни.
Книга рассчитана на врачей разных специальностей, а также на широкий круг читателей.
Врач высшей категории А.А. Засимов, кандидат юридических наук О.И. Павлова
Леонид Михайлович Чичагов был чрезвычайно разносторонней личностью — за свою долгую жизнь он был вовлечён в разнообразные виды деятельности. Этому благоприятствовало и то, что родился он в 1856 году в столице России — Петербурге, где у него были блестящие возможности для получения качественного образования. Леонид пошёл по пути своего отца — военного и поступил в Пажеский корпус, который открыл ему дорогу в Преображенский полк.
Подполковник Чичагов Леонид Михайлович, середина 1880 гг.
Леониду Чичагову довелось участвовать в Русско-турецкой войне, она заставила пересмотреть его свои жизненные ориентиры. Леонид был крещён ещё в младенчестве, его семья происходила из дворян, помимо прекрасного домашнего образования ему привили основы православной веры, к которой будущий митрополит проникся глубокой симпатией. Ужасы войны, которую он прошёл невредимым, подтолкнули его к решению стать священником, на это его благословил праведный Иоанн Кронштадтский, ставши его духовным отцом.
Не только богословие привлекало Леонида Михайловича — он очень хотел овладеть медицинскими знаниями, чтобы спасать людей и от телесных страданий. Впоследствии он написал «Медицинские беседы», в которых высказал свою точку зрения на причины болезней и пути их излечения. В 1890 году он вышел в отставку с чином полковника, получил немало государственных наград, можно было посвятить жизнь тому, к чему стремилась его душа. Но было одно обстоятельство, которое создавало затруднения — любимая супруга Леонида Чичагова — Наталия Николаевна не могла примириться с тем, что её муж станет служителем Церкви, она переменила своё мнение только после беседы с Иоанном Кронштадтским.
Семья Чичаговых переехала в Москву, в феврале 1893 года в одном из храмов московского Кремля состоялось его рукоположение во диаконы, а уже через пару дней он стал иереем. Деятельный пастырь тут же погрузился в пастырское послушание, но этому помешала личная трагедия — в 1895 году после болезни скончалась его супруга, оставив на его попечение четырёх несовершеннолетних дочерей. Промыслительно, что Наталия Чичагова была похоронена в Дивеево, с которым отца Леонида будет многое связывать.
Тяжесть потери начинающему пастырю облегчали служба в храме Николая Чудотворца в Ваганьково, реставрацией которого он также занимался, окормление военных и занятия музыкой. Кроме того, отец Леонид посвящал немало времени церковной истории, это дало свой плод — Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Леонид Чичагов особо почитал преподобного Серафима Саровского, промыслом Божием он станет его тёзкой в постриге.
Отец Леонид разговаривал с монахинями, лично знавшими батюшку Серафима, одна из стариц — Паша Дивеевская сказала ему, что настало время прославить Серафима Саровского, открыть его мощи, но он возразил, что не в силах этому способствовать. Однако именно благодаря Летописи в 1903 году, когда она была второй раз переиздана, мощи преподобного Серафима были открыты, а самому автору было видение преподобного. Летопись — это иллюстрированное повествование о Дивеевском монастыре и его обитателях.
Митрополит Серафим Чичагов
Будущий новомученик потянулся к монашеству: это случилось в 1898 году, вскоре его возвели в архимандриты, он стал управлять Спасо-Евфимиевым монастырём в Суздале, по своему обычаю начал заниматься и его реставрацией. Затем в течение года архимандрит Серафим руководил Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырём. После этого началось его странствование по кафедрам России: он служил на Сухумской, Орловской, Кишинёвской кафедрах. В 1912 году он стал архиепископом и он отправился в Тверскую епархию.
Первая мировая война, революция изменили жизнь архиепископа Серафима, он остался верен монархии и Богу, попал в концлагерь, а потом на год его сослали в Архангельскую область, ссылку он с трудом выдержал из-за солидного возраста и плохого здоровья. В 1924 году недавно освободившегося владыку опять арестовали, вменили прославление Серафима Саровского, он оказался в Бутырской тюрьме. После выхода на свободу он находился в Воскресенском Феодоровском монастыре, где мечтал провести остаток жизни, но его назначили управляющим Санкт-Петербургской епархией, митрополитом Ленинградским.
После окончания служения в 1933 году владыка Серафим оказался в Москве, круг его занятий составляли: музыка, пение, рисование. Наступил страшный 1937 год: митрополита Серафима арестовали, НКВД вынесло ему приговор — расстрелять, это произошло 11 декабря на Бутовском полигоне. В 1997 году Русская Православная Церковь канонизировала митрополита Серафима Чичагова как новомученика.
См. также: Божья аптека, Здравница
Митрополит Серафим (Чичагов): «Из рода Серафимов»
11 декабря на полигоне в подмосковном поселке Бутово по традиции соберется множество людей. Из года в год спешат они сюда для того, чтобы почтить память одного из самых выдающихся пастырей Русской Православной Церкви XX века – Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского. Этот день – дата его расстрела… Плоды жизни митрополита Серафима были настолько значительны, что в другой стране ему поставили бы памятник. В СССР он был оклеветан и объявлен «врагом народа». Но время все расставило по местам.
Аристократ
Пути Господни неисповедимы. Когда Леониду Михайловичу Чичагову было лет 30, никто не мог бы предположить, что он может стать священником. В то время он был блестящим офицером, настоящим «светским львом».
Потомок двух известнейших адмиралов, дворянин, внешне он мало чем отличался от молодых людей своего круга – имел со вкусом обставленный дом, элегантный выезд, красавицу-жену, посещал театры и балы. Прекрасно образованный, владевший иностранными языками, он находил удовольствие в занятии живописью и музыкой и для многих, кто знал его не близко, было открытием, что Чичагов является одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда по артиллерии.
Еще большее удивление вызывало то, что на протяжении многих лет он разрабатывал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения. Стимулом к занятию медициной послужило то, что, будучи участником войны на Балканах, Чичагов стал свидетелем страданий тысяч раненных. Его метод был описан в 2 томах фундаментального исследования «Медицинские беседы».
При его безупречной службе, учитывая его высокие награды – десять российских и иностранных орденов – ему прочили высшие государственные степени. Но в возрасте 34 лет Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, ошеломил Петербург решением выйти в отставку…
Призыв Божий
Причина такого поворота была скрыта от посторонних. Пройдя через «горнило войны», Леонид Михайлович вернулся в Петербург другим человеком. В поисках ответа на вопрос: «Как жить по божьему, по христиански», он пришел к выдающемуся духовному наставнику – отцу Иоанну Сергиеву. Беседа с кронштадтским пастырем произвела на него настолько сильное впечатление, что с того времени все жизненно-важные решения Леонид Чичагов принимал лишь по его благословению.
Иоанн Кронштадтский открыл ему и его будущее призвание – путь священства. А через несколько лет во время поездки Леонида Михайловича в Серафимо-Дивеевский монастырь, прозорливая монахиня вдруг обратилась к нему со словами: «А рукова-то у тебя поповские, даже, пожалуй, митрополичьи». И вот, в 37 лет в Москве, вдали от привычной суеты столицы, Леонид Михайлович вступил на стезю приходского священника.
Л.М.Чичагов. Начало 1890-х гг.
Высший свет не понял и не разделил его устремления. В глазах людей «мира сего» переход из аристократического сословия в духовное был делом немыслимым.
На рубеже веков духовенство не пользовалось в России таким признанием, как в прежние времена. Наступала эпоха «материализма», научные открытия в области естественных наук, казалось, опровергали сложившуюся систему представлений об устройстве мира, и не многим хватало тогда мудрости соотносить их с духом христианского вероучения в том духе, как советовал это Преподобный Нектарий Оптинский: «чтобы вера не препятствовала научности, а научность не мешала вере». Но повсеместное упование на прогресс имело неутешительные последствия. Общество, терявшее нравственные основания, освященные непреложностью евангельских заповедей, было увлечено культурой упадка и разного рода социальными теориями, чреватыми расколом национального и государственного единства.
В предреволюционное время такие люди, как Иоанн Кронштадтский и отец Леонид Чичагов были исключением. С амвонов во время проповедей они открыто призывали современников взыскать Бога, обрести покой и чистую совесть через покаяние и исполнение евангельского закона любви.
Итак, поступок Леонида Михайловича Чичагова требовал определенного мужества. Поначалу его не понимали даже домашние.
«Ходить достойно своего звания»
Сделав важнейший выбор, о. Леонид Чичагов приложил все усилия к тому, чтобы послужить Церкви данными ему талантами. Первые награды, полученные им, были даны ему «за усердную заботу об украшении придельной церкви во имя апостола Филиппа, что при Синодальной церкви Двенадцати апостолов в Кремле».
Л.М.Чичагов с женой Н.Н.Чичаговой (урожд. Дохтуровой).
Первый год службы оказался для о. Леонида осложнен личным испытанием – тяжело заболела его супруга, матушка Наталия. В 1895 г. ее не стало – близкого человека, матери четырех дочерей. В тот тяжелый для него период с болью помогала справиться музыка. Когда в начале 90-х годов в Российском Фонде культуры впервые были исполнены музыкальные сочинения Священномученика Серафима (Чичагова), все были потрясены, настолько это было прекрасно.
Но в первые годы служения о. Леонид навыкал церковному послушанию. Возложенные на него поручения требовали по большей части обязательности, а не творчества. Было время, когда он служил в церкви Святителя Николая на Старом Ваганькове, которая окормляла артиллерийские части и учреждения Московского военного округа.
Но одновременно он открыл для себя и новую стезю, обратившись от привычной для него военной – к церковной истории. Добросовестно изучал он документы, и вот, из под его пера выходят замечательные описания истории Серафимо-Дивеевского и древнего Спасо-Ефимьего монастыря в Суздале, Зосимовой пустыни, и главный его труд – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».
Собранные им материалы о жизни и духовном подвиге Преп. Серафима Саровского – воспоминания Мотовилова, многочисленные свидетельства о помощи по молитвам к старцу – послужили основанием для канонизация святого, т.е. установления официального почитания в церкви. Благословение на этот труд о. Леонид Чичагов получил от одной из дивеевских стариц, блаженной Паши, приветствовавшей его словами:
«Вот, хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления».
Священник Леонид Чичагов. Около 1894 г.
В смущении о. Леонид уверял старицу, что по положению своему не может быть принят государем, но она и слушать ничего не хотела. В 1896 г. Летопись была издана и преподнесена государю, что и повлияло на решение вопроса о канонизации. В этом случае Николай II проявил особенную настоятельность. А отец Леонид даже помыслить не мог о том, какая его ждет «награда» за труд.
«Летопись» Серафимо-Дивеевской обители была окончена, на столе в специально отведенной ему комнате в одном из корпусов лежала внушительная папка, предназначенная вниманию Святейшего Синода, когда дверь приоткрылась, и в комнату вошел батюшка Серафим.
Отец Леонид увидел его как живого, у него не мелькнула даже мысль о том, что это видение – так все было просто и реально. Каково же было его удивление, когда старец поклонился ему в пояс со словами: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее». Отец Леонид только и мог вымолвить: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас». Отец Серафим улыбнулся и стал невидим.
И, наконец, летом 1903 г., после обретения мощей, состоялись торжества по случаю прославления великого русского святого подвижника. Николай Александрович и автор Летописи – их главные организаторы – шли во главе праздничных процессий.
С государем на торжествах по случаю прославления Преп. Серафима Саровского (1903 г.)
В годы работы над «Летописью» у о. Леонида созрело решение о выборе дальнейшего пути. Под сводами монастырей он находил душевное успокоение, жизнь обретала смысл, полноту. При постриге в мантию в 1898 г. ему дали новое имя, в честь преп. Серафима Саровского, ставшего его небесным покровителем.
А впереди была целая череда лет епископского служения. Сухуми, Орел, Кишинев, Тверь, Петроград. Какую бы епархию не поручали ему возглавить, он везде проявлял талант исключительного организатора церковной жизни, приводя в порядок часто расстроенные дела, собирая вокруг себя паству.
В гуще дел Владыке Серафиму хватало еще времени для занятия иконописью, и тогда на свет появлялись удивительные иконы Спасителя в белом хитоне, Преп. Серафима Саровского…За что бы он ни брался, все становилось средством служения Богу и людям.
Икона, написанная владыкой Серафимом
Икона, написанная владыкой Серафимом
Путь к «Голгофе»
После 1917 г. митрополит Серафим оказался перед выбором: сохранить верность Православной Церкви или пойти на компромисс с так наз. «обновленцами»? Для него ответ был ясен, и это означало готовность претерпеть гонения.
Его не раз пытались подкупить посулами, использовать его авторитет, льстили ему открыто, но он остался верен пастырскому призванию и сохранил послушание избранному на Поместном соборе 1917 г. Патриарху Тихону.
За это его не однажды подвергали тюремному заключению, в 72 года – отправили в ссылку в Архангельск, что при его расшатанном здоровье было равносильно пытке.
Сколько пережил он в эти годы, скольких проводил, оплакал… В 1929 году, занимая кафедру митрополита Петроградского, он, рискуя обратить на себя гнев властей, добился разрешения похоронить по христианскому обычаю, достойно духовному сану, скончавшегося на этапе, во время пересылки с Соловков в Казахстан, епископа Илариона (Троицкого), с которым их связывали духовные узы, близость к Патриарху Тихону и время, проведенное в архангельской ссылке. Приняв тело Владыки Илариона, который выглядел от всего, что пришлось пережить в лагере, 70-летним стариком, митрополит Серафим с почестью облек его в свое белое архиерейское облачение и совершил погребение на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.
Икона сщмчч. Серафима и Илариона с их палицей.
Когда же в 1998 г. были обретены мощи Свщмч. Илариона, внучка митрополита Серафима, к тому времени настоятельница Московского Новодевичьего монастыря, матушка Серафима (Чичагова-Черная) получила в дар палицу от этих белых, поистине, мученических риз ее деда и епископа Верейского. И сегодня эта реликвия бережно хранится в Успенском храме, под иконой, где оба они предстоят уже в образе святых исповедников, мучеников за Христа.
Горе коснулось и его собственной семьи: в момент, когда его увозили на «воронке», в тюрьме была его средняя дочь – Наталия, в постриге – монахиня Серафима. Ей так и не удалось выйти: по официальной версии, она скончалась от внезапного приступа астмы.
Арест 1937 г. оказался для Владыки Серафима последним. Приговор «тройки» был формальным. Неизлечимо больного 80-летнего старика обвинили в «инспирировании контрреволюционного заговора».
Безграмотно, грубо, смехотворно составлен этот приговор на пожелтевшем от времени клочке бумаги. Он выставлен в экспозиции музея в Бутово. Но кто заботился тогда о том, что невежды решали судьбу академиков, художников, военных, выдающихся служителей Церкви?
С последнего снимка, сделанного в Таганской тюрьме, он смотрит на нас через плечо фотографа, через окружавший его «ад». О нас – его последняя молитва. В ясном взгляде – полное сознание, полное понимание происходящего. Глядя на снимок, вспоминаешь известные слова Владыки Серафима: «Сила не в силе, а сила в любви!»
Единый от святых
Ступая по бутовской земле, невольно обращаешься к нему: «Владыка, где Вы? Где смертное ваше?!» А смерти нет, и с иконы в деревянной церкви он благословляет и тех, кто приходит сюда с покаянием, и тех, кто нашел здесь своих родных и близких.
Приезжающие сюда люди порой становятся свидетелями чуда – в день памяти Владыки мироточит его образ и икона Исповедников и новомучеников Российских. Миро с древних времен означает «милость». Само собой приходит слово: «Адь, где твоя победа? Смерть, где твое жало?» Это знак живого присутствия святого и его молитвенного предстательства за нас, за свою «российскую паству» перед Богом.
Примечания:
Да будет воля Твоя. Житие и труды Священномученика Серафима (Чичагова). М., 2003. С. 66
Митрополит Серафим Чичагов священномученик
Митрополит Серафим — мученик из рода флотоводцев
Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 (21) января 1856 года в Петербурге. Он был отпрыском знаменитого дворянского рода, происходившего из Костромской губернии. Среди его предков — адмиралы В. Я. Чичагов и П. В. Чичагов. Окончив Михайловскую артиллерийскую академию, Леонид Чичагов участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. О его воинских умениях много говорит тот факт, что молодой офицер стал кавалером не только русских, но и французских, болгарских, румынских, черногорских орденов.
Чичагов написал и издал несколько трудов на военную тему, среди которых — «Французская артиллерия в 1882 году», «Доблести русских воинов», — подготовил к публикации мемуары своего знаменитого предка — адмирала П. В. Чичагова.
Участвуя в боях, Чичагов насмотрелся на страдания раненых и решил овладеть врачебными знаниями — при этом никаких медицинских учебных заведений он не оканчивал. Итогом его многолетних опытов стала система лечения на основе средств растительного происхождения, описанная врачом-самоучкой в двухтомном труде «Медицинские беседы».
Духовный сын о. Иоанна
Чичагов всегда был глубоко верующим человеком:
«Мы были воспитаны в вере и православии, но если и выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины»
— писал он.
Будучи гвардейским офицером, он часто посещал петербургский Спасо-Преображенский собор; в этом же храме в 1879 году Чичагов обвенчался с Наталией Дохтуровой. Самостоятельные занятия богословием превратили его в редкого эрудита в этой области знаний. Весь ход жизни логически подводил его все ближе и ближе к Церкви. Но и то сказать — наставник у Леонида был удивительный. Еще в 1878 году офицер познакомился с отцом Иоанном Кронштадтским и с тех пор ничего не предпринимал без его благословения. По совету своего духовника в 1890 году Чичагов вышел в отставку в звании полковника, а уже в 1893 году его рукоположили во священники, после чего он переехал в Москву. В это время отцу Леониду приходилось нелегко — сильно болела его жена; в 1895 году она скончалась.
После этого отец Леонид решил окончательно посвятить себя Богу — в 1898 году он принял монашеский постриг с именем Серафим и чуть позже стал настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Он издавна глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского. Монах Серафим (Чичагов) сыграл огромную роль в канонизации святого. Он побывал в Дивеевском монастыре и написал его летопись. Монахиня Пелагея, знавшая старца лично, напутствовала его:
«Вот хорошо, что ты пришел… Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей, прославления».
Наш герой (к тому времени уже архимандрит) добился аудиенции у императора Николая II, подарил тому летопись. Царь велел ему провести подготовительную работу по канонизации Серафима Саровского, которая состоялась в 1903 году.
Подвижник и Государственный деятель
Священномученик, поставленный в 1905 году во епископы Сухумские, вплоть до начала Первой мировой войны занимал различные кафедры — в Сухуме, Орле, Кишиневе. Везде он славился благотворительностью, всюду занимался просвещением и распространением духовной литературы. В 1912 году его возвели в сан архиепископа.
В годы Первой мировой войны архиепископ Тверской и Кашинский Серафим участвовал в помощи беженцам, организации госпиталей и оснащении санитарных поездов. После Февральской революции 1917 года Тверской епархиальный съезд принял совершенно неканоничное постановление, предлагавшее владыке покинуть кафедру — свою роль тут сыграли всем известные монархические убеждения архиерея. Это, впрочем, не помешало ему участвовать в Поместном соборе 1917—1918 годов. А после октября дело решилось «само собой» — большевики, без всяких постановлений, выслали архиепископа Серафима из Тверской губернии из-за его «реакционных» взглядов.
Сражения за Церковь
В 1918 году сщмч. Серафим был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую кафедру. Однако в столицу Польши, отделившейся от России, он так и не попал. С 1920 года владыка Серафим служил в Москве, а год спустя большевики арестовали его по подозрению в том, что после приезда в Польшу он якобы собирался «координировать фронт… помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса». После освобождения последовали высылка в Архангельскую область, новые аресты, пребывание в Воскресенско-Феодоровском монастыре близ Шуи… В общем, история, слишком нам теперь знакомая.
Власть митрополита Сергия (Страгородского) митрополит Серафим признал сразу и бесповоротно. С 1928 года он — митрополит Ленинградский. Первое богослужение в Ленинграде митрополит совершил 18 марта именно в Спасо-Преображенском соборе, столь знакомом ему с юных лет. Во время пребывания в Ленинграде владыка боролся с возникшими внутри Церкви сильными течениями — иосифлянами (противниками примирения с советской властью) и обновленцами (сторонниками радикальных реформ Церкви), стремясь сохранить единство русского православия.
К прискорбию властей, его богослужения отличались благоговейностью и торжественностью, а его проповеди пользовались большой популярностью у горожан. В 1930 году при Троице-Измайловском соборе даже появилось «Общество митрополита Серафима». Спустя год владыка добился перезахоронения на кладбище Александро-Невской Лавры двух своих предшественников на митрополичьей кафедре Петербурга-Петрограда-Ленинграда — Исидора и Палладия.
Последнее богослужение в северной столице — 24 октября 1933 года — митрополит Серафим совершил все в том же Спасо-Преображенском соборе.
Мученическая гибель Митрополита Серафима
С октября 1933 года владыка Серафим — на покое. 77-летний архипастырь покинул Ленинград; сначала он жил в Москве, а затем под Москвой — в двух комнатах загородной дачи недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги. К нему приезжали церковные иерархи, среди них — и митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I.
Владыка работал над вторым томом «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», но закончить его не успел. 30 ноября 1937 года его арестовали и доставили в тюрьму на Таганку. Спустя неделю священно-мученика приговорили к расстрелу за «контрреволюционную монархическую агитацию». 11 декабря 1937 года приговор был приведен в исполнение на печально известном Бутовском полигоне под Москвой.
Незадолго до смерти владыка Серафим произнес:
«Церковь переживает сейчас время испытаний. Кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви — тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением».
Канонизации митрополита Серафима
В ноябре 1988 года митрополита Серафима полностью реабилитировали. Его внучка В. В. Черная (с 1994 года — монахиня Серафима) собирала материалы для канонизации деда. Ее усилия не пропали даром. В 1997 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил владыку к лику святых.
Возродился интерес и к творческому наследию митрополита Серафима. В 1993 году был издан двухтомник «Да будет воля Твоя», куда вошли многие труды архипастыря. Впоследствии его переиздали с добавлением новых материалов. В 2011 году священномученик получил признание и со стороны медицинского сообщества — на съезде православных врачей его имя внесли в Золотую книгу Петербурга.
Митрополит Серафим выдающаяся личность Петербурга и великий Русский святой.
Медицинские беседы
Чичагов Леонид Михайлович (1856 — 1937) — родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей — таковы яркие образы, которыми запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю же русской святости святитель Серафим вошел прежде всего как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни.
Потомок двух известнейших адмиралов, дворянин, внешне он мало чем отличался от молодых людей своего круга – имел со вкусом обставленный дом, элегантный выезд, красавицу-жену, посещал театры и балы. Прекрасно образованный, владевший иностранными языками, он находил удовольствие в занятии живописью и музыкой и для многих, кто знал его не близко, было открытием, что Чичагов является одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда по артиллерии.
Еще большее удивление вызывало то, что на протяжении многих лет он разрабатывал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения, систему оздоровления организма. Стимулом к занятию медициной послужило то, что, будучи участником войны на Балканах, Чичагов стал свидетелем страданий тысяч раненных. Его метод был описан в 2 томах фундаментального исследования «Медицинские беседы». В нем автор рассказывает, что такое система Чичагова (система Серафима Чичагова).
Двухтомник вышел в 1891 году и содержит около 1500 страниц. В 1999 году настоятельница Московского Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Черная-Чичагова) переиздала фундаментальный медицинский труд своего деда — священномученика митрополита Серафима, в миру Леонида Михайловича Чичагова. Это издание является репринтным, т.е. по сути копией издания 1891 года отпечатанного с использованием дореформенной (дореволюционной) орфографии.
На сайте вы сможете читать онлайн «Медицинские беседы» Чичагова, Мы попытаемся привести сей труд к современной (послереформенной) орфографии, что позволит при чтении меньше отвлекаться на текст.
Скачать издание можно — . Отзывы и пожелания отправляйте через форму контакты.
ПРЕДИСЛОВИЕ ЧИТАТЬ ТОМ 1 ЧИТАТЬ ТОМ 2
У милых дам, несущих послушание повара в Новоспасском монастыре (Москва), вчера изъята брошюра Ксении Кравченко «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова». — М., 2013 (именно 2013 г., а не 2012 г.). Предлагаю Вашему вниманию рецензию на эту брошюру.
Отзыв о книге «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова»
Рецензия на брошюру «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова»
У милых дам, несущих послушание повара в Новоспасском монастыре (Москва), вчера изъята брошюра Ксении Кравченко «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова». — М., 2013 (именно 2013 г., а не 2012 г.).
Предлагаю Вашему вниманию рецензию на эту брошюру.
1. Брошюра не имеет грифа «Одобрено Издательским советом Русской Православной Церкви», в связи с чем по принятым правилам не может распространяться через церковную книготорговлю. Тираж брошюры не указан.
2. В краткой аннотации в начале брошюры указывается «разрешено для детей старше 12 лет» (т.е. 12+), однако не называется: от кого конкретно получено такое разрешение. Абсолютно отсутствуют сведения об авторе, хотя заявляется (форзац, обложка), что «практикующий врач» К.П.Кравченко имеет «более чем двадцатилетний положительный опыт лечения больных по данной методике».
3. В брошюре цитируется сам свщмч. Серафим Чичагов, однако нет ни одной ссылки на источник цитирования.
4. Брошюра обильно исполнена стилистическими, грамматическими, пунктуационными и терминологическими ошибками, произвольными выводами (кто дал этой «оздоровительной системе» название «система Серафима Чичагова»? Не сама ли К. Кравченко?) Почему отсутствует хотя бы этимологическое объяснение названий болезней прошлого: «грызть», «лихоманка», «кондрашка» (стр.9)?
Не из-за того ли, что автор сама толком в них не разбирается?
Характерные примеры:
«Понять, что это такое, как это звучит по-современному, достаточно сложно, можно только догадываться» (стр.10).
«Если мы накануне понервничали или во время еды обсуждаем какие-то проблемы, смотрим телевизор, сопереживаем или переживаем, у нас не замкнуты клапаны» (стр.33);
«Пациентка, приходившая ко мне с опухолью матки (пропущена запятая) говорит: «Помогите, мама умерла от рака матки, я не хочу идти по ее пути»! Мы по ходу своим (правильно своих) исследований выяснили такой момент: девочки несут проблемы папы и папиного рода, мальчики несут проблемы мамы и маминого рода» (стр.69-70).
Действительно, «выдающееся» открытие «православного» врача!
На стр. 12 «врачом» Ксенией Кравченко проводится кощунственная метафора – прямая параллель между евхаристической Чашей, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, и медицинской чашей-эмблемой:
«В старом медицинском учебнике символ нашей медицины – змей над чашей. Известно, что человек получает ту или иную проблему, если он согрешил. Далее идёт симптом, а через какое-то время – болезнь. Человек, вспоминая, идёт на исповедь, исповедуется, а затем идёт к Чаше, он причащается, и болезнь уходит. Сейчас вокруг этой Чаши извивается змей. Известно, кто такой змей. Мы видим его на иконе Георгия Победоносца поверженным. Змей – прообраз сатаны, отец лжи» (стр.12, цит. с сокр.).
Вот как, ни больше, ни меньше: змий-сатана извивается сейчас вокруг Евхаристической чаши!
5. Практически полностью отсутствует справочный аппарат (в конце брошюры всего лишь упоминание о 2-х книгах: «Победить болезнь» (издание храма Девяти Кизических мучеников, 2012 г. и Чичагов Л.М. «Медицинские беседы» (репринт 1891 г.); нет ссылок на авторитетные медицинские справочники и пособия;
6. В конце брошюры читателям навязывается «чин чтения Псалтыри митрополита Петра Могилы». «Чин» по существу настолько далёк от молитв за усопших, в том числе и от чтения Псалтыри по усопшим, что комментировать его излишне.
7. Утверждается, что «система Чичагова» помогла многим, однако это и подобные утверждения голословны, в брошюре отсутствуют конкретные примеры помощи и положительного результата, от каких болезней зафиксированы случаи исцеления и т.п.
8) История препарата «Декарис» (стр.66) начинается так:
«Где-то в 1972 г. на базе Первого медицинского института Сеченова в Москве был на кафедре акушерства и гинекологии интересный молодой человек. Он увлёкся этим Декарисом и написал кандидатскую диссертацию. Когда он ее защищал, ему дали сразу докторскую. И сразу во всех клиниках стали использовать этот Декарис. Поступает пациент и его начинают лечить по схеме, которую мы всем и советуем. Эта схема того самого молодого человека».
Всё это напоминает дешёвую беллетристику, сказку «жили-были» и «однажды где-то в тридесятом царстве», «одна бабка сказала». Что за «интересный молодой человек»? Каково название его научного труда, за который сразу дали докторскую степень, что достаточно редкое по тем временам явление?
8а. Ксения Кравченко произвольно толкует медицинскую практику священномученика, которая, по её словам, заключается, в частности, в том, что его, оказывается, не интересовало: с какой болезнью или с заболеванием какого органа обратился к нему за помощью человек:
«Владыка рассматривал болезни независимо от поражаемого органа и, принимая их формы, обращал внимание на общее состояние: на ход и развитие, а главное – на окончание болезни» (стр.8.).
Это что-то уникальное в медицинской практике, только вот не доктора Л. Чичагова, а самой К. Кравченко, вольно интерпретирующей труды архипастыря. Как можно лечить человека «в общем»?
9. В брошюре встречается много очень спорных моментов, бездоказательных обобщений и утверждений, броских сравнений, а то и крайне несуразных высказываний:
«Практика и очень большой опыт показывают, что нет болезни, которая излечивалась бы быстрее всех любых, нежели «рак»» (стр.13, жирным здесь и далее выделено нами, название болезни «рак» Ксения Кравченко почему-то взяла в кавычки. И на какой это большой опыт по быстрому излечению от рака ссылается Ксения Павловна?).
«Эндокринная система вырабатывает гормоны. Гормоны выходят в очень малом количестве, в сотых долях, запуская в работу все органы. Эта система при своей патологии не болит: ни щитовидка, ни гипофиз, ни надпочечники. Они могут вообще не работать, но не болят. Единственный причинный фактор их выхода из строя – это эмоциональный фактор. Любая эмоция – это страсть: раздражительность, гневливость, зависть, обидчивость. Любая страсть – это грех. Таким образом, зародышем всех гормональных нарушений является грех» (стр.14-15, цит. с сокр).
Вот как: «пораздражался» немного – и твоя эндокринная система вышла из строя! Хотя любая страсть – грех, но не каждая эмоция является грехом. Плакать с плачущими и радоваться с радующимися повелел апостол Павел не ради того, чтобы в организме человека при этом что-либо выходило из строя.
«Вырабатывая гормон из четырёх атомов йода, щитовидная железа должна каким-то образом этот йод получить. Для этого необходимо употреблять в пищу продукты, содержащие йод, которые должны перевариться, попасть из кишечника в кровь, а затем щитовидная железа, вырабатывая тироксин, вбрасывает его в печень. Это в норме. Но живя в эндемическом районе, где нет морей, океанов, а, следовательно, и продуктов, содержащих йод, ни у кого щитовидная железа не работает» (стр. 16-17).
Вам, читатель, понятно, что ни у кого, ни у К.П.Кравченко, ни у Вас, ни у кого бы то ни было из Вашего ближайшего и дальнего окружения щитовидная железа не работает?! Ни у кого! Это во-первых. А во-вторых, Россия всё-таки омывается морями и океанами, да и приобрести в магазинах йодосодержащие морские продукты сейчас не является значительной проблемой.
Сейчас у всех очень слабая соляная кислота, так как желудок её не вырабатывает в достаточном количестве и концентрации, отсюда вязкая кровь и тромбофлебит (стр. 33).
Все язвы (большинство язв) не зависят от питания, они зависят от эмоций и стрессов (стр. 33).
В связи с тем, что мы потребляем огромное количество продуктов, богатых калием, сейчас у всех в крови избыточная его концентрация (стр. 37).
Ещё один разрушающий фактор, воздействующий на щитовидную железу,– фактор эмоциональный. Следующий – облучение, подобное чернобыльской катастрофе. На сегодняшний день этот фактор играет значительную роль в связи с возрастающим количеством сотовых телефонов и вышек, обеспечивающих сотовую связь. Таким образом, облучение идёт постоянно и затрагивает всех без исключения. Оттого, что эти излучения не видны, а мы их не ощущаем, они становятся ещё опаснее (стр. 17).
Во-первых, подобной чернобыльской катастрофе может быть только сама чернобыльская катастрофа (или в определённой степени сопоставимая с ней радиоактивная авария на реакторах АЭС в Фукусиме в марте 2011 г.). Отсутствием логики и здравого смысла является сравнение смертельного излучения радиоактивного топлива атомных реакторов с излучением, получаемым пользователями от мобильных телефонов, ноутбуков, плазменных телевизоров и т.д. В таком случае все бы абоненты сотовых операторов умирали в течение 2-3 недель, как мужественные пожарные и ликвидаторы, или становились глубокими инвалидами. Во-вторых, опасность электромагнитного излучения определяется совершенно другими параметрами, например, его интенсивностью, а вовсе не тем, что человек его не ощущает.
Если желудок поддерживать в нормальном рабочем состоянии, то у человека не будет паразитов, ибо они не смогут жить в кишечнике, потому что помимо пищеварительной функции желудок выполняет и барьерную функцию – соляная кислота растворяет любую грязь (можно пить из лужи, вся грязь погибнет на уровне желудка) (стр. 30). Нам страшно (да и другим настоятельно не рекомендуем) идти на приём к врачу К.П. Кравченко, которая советует утолять жажду даже из лужи!
«Когда растительный продукт бродит, а бродит он две недели, процесс брожения превращает обычную капусту в мясо» (стр. 41-42).
«Из десяти литров желудочного сока восемь литров ежесуточно всасываются в кровь» (стр.21).
«Человеку можно обойтись вообще без лечения как такового» (стр.48).
«Лечить все вещи бесполезно. Лечения не существует вообще. Как бы ни хотелось, никогда и никого ни одной системой: ни траволечением, ни гомеопатией, ни иглорефлексотерпией – не вылечить, можно только снять симптомы» (стр.11-12)
Примечание. Фраза в очередной раз обнаруживает низкую образовательную квалификацию Ксении равченко. Грамотный врач напишет «Лечить все болезни бесполезно», но никак не «вещи». Подобная словесная галиматья преследует автора на протяжении всей брошюры.
10. Брошюра Ксении Кравченко содержит противоречия как практического, так и богословского характера, выявляющие некомпетентность автора в православной антропологии. С одной стороны, автор пытается решить проблему питания в посты, с другой, провозглашает лозунг «никаких постов»:
«Диеты не должно быть никакой. У каждого своё состояние крови и необходимость в различных микроэлементах: одному нужен цинк, другому – магний и так далее. Микроэлементы организм начинает «просить» в виде тех или иных продуктов, содержащих необходимый элемент, поэтому нет запрещённых или разрешенных продуктов» (стр.35).
«Люди едят огромное количество продуктов, в посты берут благословение на молочные продукты, но ничего не переваривается из-за отсутствия соляной кислоты. Поэтому состояние человека в пост ещё больше ухудшается» (стр.40).
А вот и антропология. Вдумайтесь в то, что пишет
«Причины большинства болезней – греховные структуры человека. Когда человек «что-то нарушает», он «что-то получает»» (стр.12) – очень похоже на учение о карме да и непонятно: что подразумевает автор под новоявленной терминологией греховные структуры, т.к. далее это словосочетание им не раскрывается, а в православной антропологии не встречается.
«Господь сотворил человека совершенным, система нашего организма способна самовосстанавливаться. Но механизм восстановления часто «ломается», прежде всего, страстями (эмоциями)» (стр. 28).
«Не может быть, чтобы Бог создал людей зависимыми от каких-либо добавок, микроэлементов, чтобы люди себя искусственно чем-то поддерживали. Человеческий организм – само совершенство» (стр. 45-46).
«В таком случае зачем же автор распинается, повествуя о необходимости поддерживания натрие-калиевого и йодного баланса, рекламирует на трёх страницах «Декарис»» (стр.66-68), если человек настолько совершенен, что не нуждается в микроэлементах, добавках, лекарственных препаратах! К чему выдавать свои предубеждения «не может быть» за реальные явления?
«Дети до 7 лет не болеют, а если они болеют, то этим проявляется то, что они несут проблемы своих родителей» (стр.69).
К подобным брошюрам есть определённые требования. Священномученик Серафим Чичагов действительно разработал методику лечения болезней, которая, однако, произвольно и искажённо интерпретируется уважаемой К. Кравченко и не имеет никакого отношения к тому, о чём она пишет. Брошюра имеет ярко выраженный лженаучный и псевдоправославный характер. Если и будет хоть какая-то польза человеку от использования на практике этой схемы или системы, то минимальная.
Приписывая свои домыслы священномученику Серафиму Чичагову, прикрываясь его авторитетом, Ксения Кравченко наносит вред Церкви, а также несёт полную ответственность перед памятью святого за произвольную и антинаучную интерпретацию его медицинской практики.
Прокопий Жамков, иеродиакон