Содержание
- Распятие, скульптор Донателло (1412-1413)
- Первый период творчества. Ранние скульптуры Донателло (1408-1433)
- История про «Распятия»
- Алтарь Кавальканти c рельефом «Благовещение», скульптор Донателло (ок. 1435)
- Второй период. Расцвет творчества Донателло (1433-1443)
- Биография Донателло
- История жизни Донателло
- Донателло – основоположник скульптурного портрета
- Творчество Донателло
- Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
- Биография
- Скульптура
- Бюсты
- Гробница Иоанна XXIII
- Статуя Давида из мрамора
- Статуя Давида из бронзы
- Статуя Евангелиста Марка
- Статуя Евангелиста Иоанна
- Конная статуя Гаттамелата
- Бронзовый танцующий Атис (Амур)
- Бронзовая скульптура Мадонны с Младенцем
- Деревянная статуя Марии Магдалины
- Статуя пророка Аввакума
- Скульптура Святого Георгия
- Реликварий Святого Россоре
- Черепашки Ниндзя – современная массовая культура
Распятие, скульптор Донателло (1412-1413)
Первый период творчества. Ранние скульптуры Донателло (1408-1433)
На раннем этапе творчества Донателло пробовал себя в разных направлениях. Вероятно, около 1412-1413 (или 1415-1425 года) он вырезал из дерева «Распятие», ныне хранящееся во флорентийской церкви Санта Кроче.
В нем прослеживается сходство с аналогичным по тематике рельефом его учителя Гиберти на вторых дверях флорентийского баптистерия.
Христос изображен с сильным мускулистым телом, но лицом недостаточно выразительным для Донателло. В нем ярко отразилась донателловская манера, стремящегося расширять свой творческий поиск, все дальше отходя от принятых традиций.
Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу авторства Донателло и времени создания деревянного «Распятия», хотя большинство склоняются, что в нем присутствуют характерные для раннего Донателло признаки.
Эта работа Донателло упоминается дважды в источниках XVI века, а также Вазари приводит анекдот, достоверность которого подвергают сомнению. Будто скульптор показал сразу после завершения работу своему близкому другу Филиппо Брунеллески, но тот дал посредственную оценку деревянному «Распятию», его слишком правдоподобному облику: «Крестьянин на кресте». Считается, что после этого Брунеллески создал свое «Распятие» из Санта Мария Новелла.
предыдущая / главная / следующая страница
История про «Распятия»
Я даже не буду делать вид, что это по заявкам трудящихся, а не мне самой очень нравится про все это, итальянское, ренессансное. Снова, и снова, и до бесконечности. :))) В данном случае, правда, лично моя заслуга крайне невелика, ибо я изложу анализ трех «Распятий» по книге любимой и глубоко уважаемой мною И.Е.Даниловой «Брунеллески и Флоренция».
«Донато в то время как раз закончил деревянное Распятие, которое впоследствии поместили в церковь Санта Кроче во Флоренции… и пожелал узнать мнение Филиппо; однако он в этом раскаялся, так как Филиппо ответил ему, что он, мол, распял мужика. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй».
…Филиппо молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного Распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди… пока он смотрел на Распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо» (Вазари).
«Распятие» в Санта-Кроче сохранилось, однако в последние годы атрибуция его Донателло подвергается сомнению. Высказывают предположение, что Распятие было сделано Нанни ди Банко, с которым Донателло постоянно сотрудничал / соперничал (и дружил, кажется, тоже, как и Брунеллески. Помнится, они втроем делали ту самую модель купола, благодаря которой Брунеллески получил великий заказ).
С именем Донателло связывают другое произведение — раскрашенное деревянное Распятие, найденное в 1953 году в крипте церкви Сан Франциско в Боско аи Фрати близ Муджелло. Рестарированное в 1959 году, оно привлекло внимание специалистов высоким художественным уровнем как пластического, так и живописного исполнения. В 1961 г. А.Парронки опубликовал его как произведение Донателло. Парронки и вслед за ним некоторые другие авторы высказали предположение, что именно это Распятие могло вызвать недовольство Брунеллески натуралистическим характером исполнения. Косвенное доказательство в пользу этой теории: обе скульптуры, из Боско (работы Донателло) и из Санта Мария Новелла (туда попала и там находится и сейчас работа Брунеллески) имеют одинаковые размеры — рост фигуры равен размаху рук (179 см). Такие пропорции не вполне обычны.
Три Распятия — совсем разные. Тяжело висящее на кресте грузное тело Христа из Санта Кроче (Донателло или Нанни ди Банко), с сильно развитыми мышцами, с широкой, доходящей до колен набедренной повязкой, похожей на фартук мастерового, с головой, бессильно упавшей на грудь; тема смерти плотской выражена в этой скульптуре во всем драматизме ее бездуховности. Плечи Христа слишком выпуклые, как бы вывихнутые, из-за вставленных в них шарниров; руки могли опускаться, и тогда скульптура меняла свое назначение — в определенные дни церковных праздников ее снимали с креста, и она выполняла роль «Христа во гробе».
Распятие из Боско (Донателло) производит ошеломляющее впечатление своей пронзительной телесностью, беззащитной уязвимостью своей наготы. В этой странной скульптуре нет ничего героического; в неловкости позы — вызывающая жалость, беспомощность; в худом некрасивом лице — испуг и покорность. Остро индивидуальная характеристика образа составляет разительный контраст с условным, по-средневековому орнаментальным расположением на теле Христа красных штрихов, изображающих кровавые следы бичевания. Искусство раннего кватроченто, смелое и требовательное, не знало такой проникновенной человечности. Может быть, только Донателло, с его гениальной непредсказуемостью, способен был создать столь «неренессансный» образ.
В Распятии из Санта Мария Новелла (Брунеллески) образ героизирован. Худое, но напряженно мускулистое тело Христа не столько висит, сколько парит в воздухе; широко раскинув руки, словно в полете, он как бы плавно спускается на землю, голова не свешивается, она слегка наклонена вперед, и хотя веки почти смежены, кажется, что глаза смотрят вниз, словно измеряя расстояние до подножия креста. Скульптор изваял Христа обнаженным — считается, что это одно из первых изображений нагого тела в искусстве кватроченто. Узкая набедренная повязка предполагалась из ткани и должна была меняться в зависимости от церковных праздников; терновый венец — съемный, по-видимому, им тоже каким-то образом манипулировали. Фигура очень тонко расписана, это обнаружилось после реставрации 1961 года, когда были сняты слои более поздних грубых записей. По-видимому, Манетти прав, утверждая, что Филиппо расписал скульптуру «собственноручно».
Закончив перепечатывать соответствующий фрагмент даниловской монографии, робко добавлю от себя, что Микеланджело (через десятилетия) как Брунеллески вообще, так и деревянные Распятия в частности не давали спокойно спать до такой степени, что он в какой-то момент молодости тоже сделал собственное деревянное Распятие — для церкви Санто Спирито, между прочим, Брунеллески построенной. О том, где еще они с Брунеллески пересеклись, позже, а Распятие покажу. Его резко отличает от кватрочентистских Распятий то, что колени и голова Христа развернуты в разные стороны. Совсем другое выражение фигуры и дух работы. Сразу же.
Но Микеланджело — это, конечно, уже совсем другая история.
Алтарь Кавальканти c рельефом «Благовещение», скульптор Донателло (ок. 1435)
Второй период. Расцвет творчества Донателло (1433-1443)
После возвращения из Рима, в начале второго флорентийского периода творчества Донателло создал алтарь Кавальканти c классически сдержанным рельефом «Благовещение» для церкви Санта Кроче. Донателло сумел придать античное богатство пластики прекрасному рельефу из простого серого камня, из которого изваян и алтарь, образы наделены пленительной жизненной непосредственностью.
Исследователи предполагают, что работа над алтарем была растянута на длительное время — обрамление было выполнено гораздо позже, другие считают, что это первая работа Донателло после возвращения из Рима.
Сюжет «Благовещения» — традиционный сюжет христианского творчества — изображен Донателло с большой убедительностью в форме напряженного диалога. Свой рельеф Донателло изобразил с большой естественностью, простотой и задушевностью. Фигуры ангела и Марии выполнены в невысоком барельефе на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Смущенная юная Мария отпрянула от неожиданно появившегося ангела, ее стан слегка склонен, прекрасное лицо дышит очарованием и чистотой молодости.
Коленопреклоненный ангел с классически правильными чертами лица держит себя свободно и непринужденно. Положение рук ангела и Марии перекликаются. С большим мастерством скульптор выполнил складки одеяний Марии и ангела.
Обрамление рельефа с античными мотивами богато украшено орнаментом, которое усиливается позолотой, которая была восстановлена в 1884 году. В верхней части скульптор изваял шесть фигурок путти, два из них возлежат, словно беседуя друг с другом, остальные стоят по двое по краям, кажется, что они боятся высоты и пытаются не упасть вниз, держась друг за друга и цветочные гирлянды.
«Свое имя он прославил созданием Благовещания из песчаника (pietra serena), который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Вокруг он изобразил цветочный узор… а наверху шесть младенцев, расположенных попарно, с цветочными гирляндами, друг друга обхватывают, будто боясь головокружительной высоты.
Большой талант и мастерство он проявил в фигуре Девы, испуганной внезапным появлением ангела, грациозно склоняется она, робко и почтительно приветствуя ангела.
В ее отражена лице кротость и благодарность за неожиданный Дар…»
Вазари.
предыдущая / главная / следующая страница
Биография Донателло
Донателло — крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. С его именем, как с именем Мазаччо в живописи и Брунеллески в архитектуре, связан период расцвета реалистической скульптуры флорентийского кватроченто.
Донателло родился во Флоренции в 1386 году. Подлинное имя скульптора — Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Но больше он известен под уменьшительным именем Донателло, что можно перевести как «маленький Донат».
Донателло происходил из достаточно зажиточной семьи. Его отец по профессии был растяжчиком шерсти, однако потерял состояние и умер довольно рано. Поэтому с юности скульптору приходилось зарабатывать на жизнь своим трудом.
Портрет Донателло
Первое упоминание о Донателло в документах относится к 1401 году — в это время он работал как ювелир в Пистойе, городе вблизи Флоренции. В 1403 году имя Донателло значится среди учеников Лоренцо Гиберти, возглавлявшего в то время самую большую бронзолитейную и ювелирную мастерскую во Флоренции. Гиберти как раз получил тогда ответственный и почетный заказ на изготовление бронзовых северных врат Флорентийского баптистерия.
25 ноября 1406 года имя Донателло появляется в документах, связанных со строительством собора Санта-Мария дель Фьоре.
Более удивительно другое — как стремительно и уверенно шел по неизведанному пути совсем юный Донателло. Первым достоверным его произведением является мраморная статуя Давида, созданная в 1408-1409 годах для украшения интерьера собора. Давид показан юным воином, торжествующим свою победу над гигантом Голиафом. Современники Донателло связывали Давида с его победами над более сильными врагами. Образ получил патриотическое звучание.
Статуя полна жизни и изящества. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. В последующих произведениях мастер, ощущая свою неуверенность, ограничивает себя более простыми задачами, в первую очередь изучением человеческой фигуры.
Статуя сидящего «Иоанна евангелиста» была выполнена около 1409-1411 годов для украшения фасада собора Санта-Мария дель Фьоре и ныне находится в музее собора.
Статуя Донателло «Мраморный Давид» и барельеф «Благовещение»
Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411-1413 годов «Св. Марка». Идеальная по пропорциям статуя стоящего в спокойной позе евангелиста и поныне украшает предназначенную для нее нишу.
Статуя «Святого Георгия» создана для ниши цеха оружейников на Ор Сан-Микеле. Большинство исследователей относит ее исполнение к 1415-1416 годам.
Донателло создал статую, отвечающую тому глубокому и многозначному смыслу, который вкладывали в образ святого современники мастера. Тема святого Георгия часто встречалась в искусстве до Донателло. Его обычно изображали всадником в рыцарских доспехах в момент подвига, когда он поражает дракона копьем, фиксируя внимание только на внешнем облике.
Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах. На плечах — небрежно наброшенный плащ. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Непокрытая голова позволяет хорошо рассмотреть лицо — юное, исполненное отваги, прекрасное в своей одухотворенности.
А вот что пишет Эрнст Гомбрих «Сравнив ее со скульптурами готических соборов, мы увидим, как решительно порвал Донателло связи с прошлым. Готические статуи, выстроившиеся торжественными рядами по сторонам порталов, кажутся парящими бесплотными пришельцами из иного мира. У Донателло святой Георгий твердо стоит на земле, его ноги словно приросли к ней, как у воина, решившего не отступать ни на шаг. В его лице нет ни безмятежности, ни отрешенности средневековых святых — весь энергия и собранность, он словно следит за приближающимся врагом, оценивая его силу, руки покоятся на щите, а напряженный взгляд выражает решимость и гордый вызов. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание.
Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый подход к решению пластических задач. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Подобно Мазаччо, Донателло противопоставил стилевым изыскам своих предшественников энергию натурных изысканий. Такая лепка рук, сведенных бровей могла возникнуть только при самостоятельном, не зависимом ни от каких образцов исследовании натуры. Флорентийские мастера начала XV века, по примеру обожаемых ими греков и римлян, предались штудиям живой модели в разных позах и поворотах. Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло».
Статуя Донателло «Святой Георгий»
Создав «Святого Георгия», Донателло становится любимым скульптором Флоренции. Правитель Козимо Медичи оказывает ему неизменное покровительство.
Еще не успев закончить работу над скульптурой «Георгия», скульптор получил новый, не менее важный заказ на изготовление статуй пророков для колокольни собора. Эта работа заняла с перерывами свыше двадцати лет.
Донателло не только выполнил самостоятельно четыре статуи, а еще две в соавторстве, но также руководил всеми работами. Создав статуи пророков, Донателло открыл новый этап в истории итальянской пластики. Аналогии индивидуальных образов пророков можно найти в искусстве не ранее второй половины XV столетия.
В середине двадцатых годов, благодаря своему новому компаньону Микелоццо ди Бартоломео, скульптор получает заказ на монументальное надгробие папы Иоанна XXIII во Флорентийском баптистерии.
Примерно в то же время Донателло создает ряд произведений для ансамбля купели баптистерия в Сиене. В бронзовой композиции «Пир Ирода» (около 1425), обращаясь к драматическому моменту, скульптор не просто рассказывает, но стремится разработать психологический подтекст события и показать реакцию каждого из присутствующих.
Для той же купели в 1427-1429 годах Донателло создал бронзовые фигуры добродетелей — «Веры» и «Надежды», а также трех танцующих и музицирующих ангелов. Пожалуй, именно с этих произведений начинается история мелкой бронзовой пластики в Италии.
Во второй половине двадцатых годов Донателло создал замечательный мраморный рельеф «Передача ключей апостолу Петру». В период с 1428 по 1433 год скульптор выполнил алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче. Здесь главная композиция — горельеф «Благовещение» из мраморовидного известняка. Великолепие архитектуры, монументальность композиции, обильное использование позолоты создают яркое, праздничное впечатление.
Статуи Донателло «Пророки»
Из работ того периода должна быть также отмечена бронзовая статуя мальчика, это произведение называют «Амур-Атис». Донателло изобразил полуобнаженного ребенка. Он стоит, подняв вверх руки, и улыбается.
Тогда же, в конце тридцатых — начале сороковых годов, Донателло занят выполнением важного заказа — скульптурной декорацией Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо.
В 1443 году скульптор отправился в Падую, где пробыл десять лет. В 1445 году он начинает работу над памятником Гаттамелате. Этот конный памятник кондотьеру, стоящий около бокового фасада падуанского собора — Базилики дель Санто, поставил Донателло в один ряд с величайшими монументалистами всех времен.
Уже в 1447 году мастер осуществил его литье. Тем же годом датируется и сооружение постамента. Однако чеканка памятника заняла несколько лет и была завершена в 1450 году. Установка статуи на постамент была осуществлена еще через три года.
Вероятно, в процессе создания монумента скульптор обращался к своим римским впечатлениям от конного памятника древнеримскому императору Марку Аврелию.
История жизни Донателло
Гаттамелата — пожилой человек, но еще полный сил, уверенно и спокойно сидит на лошади. Левой рукой полководец поддерживает поводья, в правой у него жезл. Лицо Гаттамелаты — один из великолепных примеров портретного искусства Донателло нос с горбинкой, четко очерченный рот, небольшой подбородок. Скульптору удалось придать всему облику Гаттамелаты и некие общие черты, свойственные человеку его эпохи. Гаттамелата у Донателло не столько воин, сколько обобщенный образ человека Возрождения.
Во время работы над памятником скульптору пришлось, по-видимому, решать много сложных задач. Так, определенные трудности вызывало композиционное объединение фигур всадника и коня. Для того чтобы смягчить прямой угол, образуемый их телами, Донателло ввел высокое седло с волютами впереди. Они обеспечили постепенный переход от фигуры кондотьера к гриве лошади. Направление движения жезла служит той же самой цели — объединить всадника с лошадью.
Кроме того, Донателло сознательно укоротил ноги Гаттамелаты, чтобы они не свешивались за пределы корпуса лошади, что позволяет подчеркнуть массивность ее тела. Ноги лошади слегка утолщены, чтобы снизу они не казались слишком тонкими.
Надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII, созданное Донателло
Восторженно восприняли монумент, по-видимому, и современники. Недаром Донателло поместил на пьедестале свою подпись, что он делал не так уж часто. Известно также, что в марте 1451 года с Донателло велись переговоры о создании другой конной статуи — Борсо д`Эсте. Замысел этот, однако, так и не был осуществлен.
Не подлежит сомнению, что мастер мог оставаться и дальше в Падуе. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. И все же, создав в Падуе ряд шедевров, художник предпочел в 1453 году возвратиться на родину, во Флоренцию.
В конце пятидесятых годов Донателло получил от Козимо Медичи заказ на исполнение монументальной бронзовой группы, изображающей Юдифь с Олоферном.
Бронзовая статуя Донателло «Давид»
В этой композиции скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна Юдифи. Последняя решительна и напориста. Ее фигура удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Выразительное лицо Юдифи не только прекрасно, но и величественно.
Последние годы жизни Донателло — время заката героической поры флорентийского кватроченто. Во второй половине XV века правители Флоренции Медичи стремятся подражать вкусам и быту аристократии. И уже не героика, а утонченность, изысканность, изящество требовались от искусства.
Вазари так рассказывает о последних днях великого скульптора «Он оказался настолько разбитым параличом, что работать уже никак не мог и был непрерывно прикован к постели в бедном домике, который он имел на Виа дель Кокомеро, поблизости от женского монастыря Сан-Никколо, где, хирея изо дня в день и постоянно угасая, и преставился 13 декабря 1466 года».
Статуя Донателло «Мария Магдалина»
Скульптурные группы Благовещение (слева) и Мария и Елизавета (справа) с южного портала Реймского собора.
В Реймском соборе много других скульптур, рассказывающих о жизни Богоматери. Например, «Благовещение». В Библии говорится, как ангел принес Марии благую весть о том, что у нее родится «сын Божий» — Христос.
Скульптор изобразил хрупкую, задумчивую Марию, которая внимает словам лукаво улыбающегося ангела. Этот стройный ангел с нежным, аристократическим лицом, в элегантной нарядной одежде напоминает галантного, жеманного кавалера. Его лицо покоряет светлой улыбкой. Эту скульптуру так и называют — «Реймская улыбка».
Золотая Богоматерь — скульптура с южного портала Амьенского собора, камень, 1240–1245. Культ Богоматери в средневековой Европе был очень распространен, поэтому скульптура Богоматери с Младенцем есть в любом католическом храме.
СКУЛЬПТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ
Чем прославился Донателло?
Донато ди Никколо ди Бетто Барди (прозванный Донателло (около 1386–1466), был первым великим скульптором итальянского Возрождения, которое началось в XIV в. в Италии и затем распространилось по другим европейским странам. Художники, творившие в эту эпоху, стремились возродить традиции античной культуры, во многом утраченные в средние века. Главным объектом их внимания стал человек. Именно он, по представлению мастеров того времени, превосходит все земные существа красотой и благородством, а творческими возможностями подобен Богу.
Донателло родился во Флоренции — центре Возрождения. Он был великим тружеником: за 60 лет творчества создал множество статуй в разных городах Италии. Первая работа, которая принесла Донателло настоящую славу, — «Святой Георгий».
Скульптор изобразил Георгия, святого-воина, юным рыцарем в доспехах. Он стоит, опираясь на большой щит. В правой руке святой держал меч, который не сохранился. Лицо Георгия выражает серьезность и уверенность, и весь его величавый облик излучает строгость.
Донателло и другие скульпторы Возрождения изучали античную пластику как образец для подражания. Но в то же время в искусстве Донателло много нового: он изображает конкретного человека с ярким, деятельным характером и, вслед за мастерами средневековья, передает сложный и многообразный мир чувств.
Скульптурную группу «Благовещение» во флорентийской церкви Санта-Кроче Донателло создал для алтаря семьи Кавальканти. В библейский сюжет Донателло вносит трогательную жизненную непосредственность. Ангел, опустившийся на колено перед Марией, напоминает восторженно благоговеющего перед прекрасной дамой юношу-рыцаря. Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, покорно внимает его словам. Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника в виде высокого рельефа. Донателло украсил фон изящным позолоченным узором. Позолотой сверкают волосы Марии и ангела, узорчатые края их нарядных одежд.
Создавая бронзовую скульптуру «Давид» (1430-е годы), Донателло бросает вызов средневековым запретам — он изображает обнаженную фигуру. Победитель страшного великана Голиафа Давид, изваянный Донателло, — хрупкий юноша, который, гордо подбоченясь, попирает мечом голову поверженного врага. На его мальчишеском лице сияет радостная улыбка.
Донателло. Святой Георгий, мрамор. 1415–1417 (вверху), Давид, бронза, 1430-е годы (внизу).
В статуе Давида скульптор подчеркнул прежде всего юность героя, победившего великана Голиафа.
В средневековье скульптура была всегда связана с храмом. Донателло же, следуя античной традиции, создает «самостоятельные» памятники.
В итальянском городе Падуе, на площади перед собором Св. Антония, до сих пор стоит большой конный памятник кондотьеру, руководителю войска Венецианской республики Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата. Кондотьер уверенно восседает на могучем коне. Лицо его суровое, чуть усталое, со следами нелегкой военной жизни. Облаченный в римские доспехи, Гаттамелата напоминает великого Цезаря, шествующего во главе войска.
Памятник кондотьеру Эразмо де Нарни (Гаттамелата), бронза, середина XV в.
Донателло был и одним из первооткрывателей «живописного» рельефа.
Для собора Св. Антония в Падуе он выполнил четыре алтарных рельефа, которые повествуют о чудесах, сотворенных Антонием. Ощущение глубины пространства в плоском рельефе с многофигурными композициями создается едва заметным, повышением и понижением высоты рельефа и тонким рисунком. Изящной гравировкой выполнены уходящие вдаль дуги арок, колонны, переплеты окон… Впечатление «живописности» рельефа усиливает позолота некоторых деталей фона.
Донателло. Рельефы алтаря св. Антония в храме Св. Антония в Падуе, бронза, середина XV в.
Какая статуя стала символом Флоренции?
Творчество Микеланджело Буонарроти (1475–1564), гениального скульптора, архитектора, живописца и поэта, — одна из вершин мировой скульптуры. Его работам присущи мощь и размах, пластическое совершенство, утверждение страстной веры в человека — творца и героя.
Микеланджело родился и учился ремеслу скульптора во Флоренции, но работал во многих городах Италии. В 1499 г. для собора Св. Петра в Риме он создал мраморную скульптуру «Пьета» (оплакивание). В ней, по выражению современников, он проявил всю силу своего искусства. Образ Богоматери с телом мертвого Христа на коленях исполнен возвышенной скорби. На ее прекрасном лице нет страдания, лишь светлая печаль.
Микеланджело. Пьета. мрамор, 1499. Об этой статуе историк искусств Вазари писал:
«… Чудо, что камень… можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом дает плоти»
16 мая 1504 г. на главной площади Флоренции, перед Палаццо Веккьо, где заседало правительство республики, торжественно установили 4-метровую мраморную статую. Это был знаменитый «Давид». Вазари, современник и биограф Микеланджело, писал, что скульптор «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, — так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». С тех пор «Давид» стал символом свободолюбивой Флоренции.
Сейчас на площади Синьории во Флоренции стоит точная копия Давида Микеланджело, а подлинник хранится в одном из музеев Флоренции. Базари считал, что эта статуя «отняла славу у всех статуй, современных и античных…»
Микеланджело показывает Давида перед поединком. Он стоит, чуть отставив левую ногу, придерживая на плече пращу. Это не хрупкий юноша, как у Донателло, а сильный атлет.
Скульптор тщательно вытачивает вздувшиеся вены на его руках, мощный торс, сильную шею. Великолепна голова Давида с копной курчавых волос. Напряжение перед поединком передано и испепеляющим взглядом из-под нахмуренных бровей в сторону Голиафа.
Донателло – основоположник скульптурного портрета
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 16.10.2016 17:48 Просмотров: 2973
Итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения, Донателло был основоположником индивидуализированного скульптурного портрета.
Его полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди.
Из биографии
Скульптурный портрет Донателло в Уффици (Флоренция)
Родился будущий скульптор во Флоренции около 1386 г. и там же умер и похоронен в 1466 г.
Его отец был простым чесальщиком шерсти, но смог заметить способности сына. Он отдал его в мастерскую живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, где он получил художественное образование. В конце обучения Донателло побывал даже в Риме (1404-1407) вместе с архитектором Брунеллески, там они совершенствовались у Лоренцо Гиберти, известного итальянского скульптора, ювелира, историка искусства Раннего Возрождения.
Творчество Донателло
Одной из первых работ Донателло был горельеф, изображающий Благовещение.
Донателло «Благовещение»
Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Церковь Санта Кроче (Флоренция)
Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Вокруг он изобразил цветочный узор… а наверху шесть младенцев, расположенных попарно, с цветочными гирляндами, друг друга обхватывают, будто боясь головокружительной высоты.
Большой талант и мастерство он проявил в фигуре Девы, испуганной внезапным появлением ангела, грациозно склоняется она, робко и почтительно приветствуя ангела. В её лице отражены кротость и благодарность за неожиданный Дар».
До поездки в Рим у Донателло преобладало реалистическое направление творчества. Изучив классические образцы скульптуры, он принял в свой творческий арсенал и греко-римскую пластику. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом.
К реалистическому стилю относится, например, статуя Марии Магдалены (около 1454 г.), которую он изображает в виде исхудалой старухи с длинными волосами. Статуя находится во флорентийской Крестильнице.
Но всё-таки лучшими работами скульптора считаются те, в которых он искал свой собственный путь в соответствии со своими внутренними идеалами. Например, бронзовая статуя Давида.
Донателло «Давид»
Донателло «Давид» (около 1440). Высота 1,58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)
Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно.
Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Донателло изображает его не в соответствии с традиционными изображениями библейских героев. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе.
Фрагмент
Бронзовый Давид – почти ещё мальчик с юношеским телом и длинными волосами. Он абсолютно наг: на нём только пастушеская шляпа и сандалии с поножами (часть доспехов, защищающая переднюю часть ноги от колена до щиколотки). Поза героя – свободная, тяжесть тела переносится на правую ногу, а левой он попирает голову побеждённого им Голиафа.
Фрагмент
В левой руке он держит камень от пращи – орудие победы. На его лице торжество: он победил Голиафа (огромный филистимлянский воин). Но при взгляде на него трудно представить себе, что он способен справиться с великаном – поэтому событие явствует силу Божественного вмешательства. Следовательно, статуя, изображающая слабого юношу, стоящего над побеждённым врагом, говорит о невидимом присутствии Бога в этой сцене.
Донателло. Статуя апостола Марка
Донателло. Евангелист Марк (1411). Мрамор. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)
В 1411-1412 гг. Донателло выполнил статую cвятого Марка для ниши на южной стороне здания церкви Орсанмикеле, которая и до настоящего времени украшает предназначенную для нее нишу. Статуя Марка была заказана старшинами цеха льнопрядильщиков, возможно именно поэтому Донателло так тщательно проработал драпировки одежды, изобразив их самых различных форм. Статуя сразу привлекла внимание современников, т.к. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который спадает свободными складками, обрисовывая рельеф ноги. Фигура исполнена достоинства. В этой фигуре всё зна́чимо. Микеланджело сказал о статуе Марка, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека; если таким был св. Марк, можно поверить и его писаниям».
Донателло. Евангелист Иоанн
Донателло. Евангелист Иоанн (1410-1411). Мрамор. Музей собора (Флоренция)
В 1408-1415 гг. для фасада кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции разными скульпторами были созданы статуи четырех евангелистов: Иоанн Богослов работы Донателло, апостол Лука работы Нанни ди Банко, апостол Марк – Николо Ламберти, апостол Матфей – Чуффаньи. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Сидящий апостол Иоанн изображён мощным стариком с могучими руками, исполненный сдержанного достоинства и благородства.
Начиная с этой работы, Донателло вступает в новый период своего творчества и создает шедевры, которые открывают новую эпоху в искусстве.
Донателло. Статуя Гаттамелаты (Падуя)
В 1444 г. Донателло в Падуе отлил из бронзы конную статую кондотьера (руководитель военных отрядов) Венецианской республики Гаттамелаты. В настоящее время эта скульптура находится перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было отлито в Италии ни одной подобной статуи.
Донателло воскресил портретные бюсты, которые были любимы греками и римлянами, но забыты в средние века. Особенно удачными у него были детские образы, они очень индивидуальны.
Донателло «Аллегорическая фигура мальчика» (1430). Бронза. Национальный музей Барджелло (Флоренция)
Донателло «Летающий мальчик с рыбой»
В ризнице церкви св. Лаврентия во Флоренции находятся барельефы-медальоны, изображающие евангелистов, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, исполненные драматизма.
Вместе со своим учеником Микелоццо Микелоцци Донателло создал несколько надгробных памятников в церквях.
Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости. Он работал во многих городах: во Флоренции, Пизе, Сиене, Прато, Риме, Падуе, Ферраре, Модене, Венеции. Мастер умер в 1466 г. и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.
Церковь Сан-Лоренцо (Флоренция)
Его работы вызывали восторг у современников, несмотря на определенную бескомпромиссность мастера – он не гнался за внешней красивостью, не потакал вкусам публики, не стремился чрезмерно отделывать свои статуи, чтобы не лишить их свежести первого замысла. Он всегда делал так, как считал нужным.
Творчество таких мастеров бывает востребовано во все времена.
Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
Имя итальянского скульптора Донателло (Donatello) неразрывно связано с эпохой раннего Возрождения. Его творчество оказало существенное влияние на культурное наследие всего мира. Работы мастера, такие непохожие друг на друга, отличаются глубинным смыслом, энергией и совершенством форм, они восхищают, завораживают, и остаются на протяжении долгих веков эталоном высокого искусства.
Биография
Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) – так звучит полное имя великого художника, родился во Флоренции (Firenze), а может и в ее окрестностях, ориентировочно в 1386 году.
С ранних лет он тянулся к прекрасному и проявлял незаурядные творческие способности. Его отец занимался довольно прибыльным в те времена делом – переработкой и производством шерсти, и планировал привлечь сына к своему ремеслу, но все попытки оказывались тщетными. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком, не оставив после себя богатого наследства.
Мальчик не получил достойного образования, не знал древних языков, после смерти родителя жил с матерью в небольшом, скромном доме, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Будущий великий скульптор впервые соприкоснулся с миром искусства когда обучался ювелирному делу, в одной из мастерских Флоренции, принадлежавшей известному художнику и скульптору Биччи ди Лоренцо (Bicci di lorenzo). Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие самостоятельные работы. Ювелирное искусство в те времена тесно переплеталось со скульптурой, архитектурой и живописью. Именно золотых дел мастера трудились над декорированием флорентийского кафедрального собора. Примечательно, что обучение в мастерской оплачивалось банкиром, меценатом и покровителем юного дарования Мартелли (Martelli).
Свое художественное образование Донателло продолжил в Риме, отправившись в старинный город примерно в 1404-1407 годах, вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Там его учителем был выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti).
🇮🇹 НАШ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНСТАГРАМ🇮🇹
Наставники юноши сумели заложить в нем главные ориентиры и основы высокого искусства, а природное трудолюбие, и талант позволили появиться на свет необыкновенным работам из мрамора, дерева, бронзы, которые прославили своего автора на века. Вернувшись из Рима в родной город молодой мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, политических деятелей и представителей высшего духовенства. Очень быстро гениальный скульптор завоевал признание и уважение современников.
Донателло непрестанно творил всю свою жизнь, стараясь не упускать ни одного предложения по работе. Искусство было единственной и главной его страстью. Он не стяжал славы и богатства: известен даже исторический факт о том, что в мастерской художника весела корзина, где хранились деньги, полученные им за работу, и каждый из нуждающихся учеников мог свободно взять оттуда любую сумму.
Донателло много путешествовал: он созидал свои великолепные скульптуры в Пизе, Сиене, Риме, Падуе, Венеции и многих других городах Италии.
О личной жизни мастера сохранилось мало сведений, он не оставил потомства, умер в 1466 году, в 80-летнем возрасте, пребывая в достаточно затрудненном материальном положении, тяжело и долго болея перед смертью. Тело Донателло было погребено с почестями в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) – самом большом и старинном храме Флоренции, к внешнему и внутреннему убранству которого был причастен гениальный скульптор.
Скульптура
Взгляд Донателло на скульптуру оказался по-настоящему новаторским. По свидетельству современников, в работе над статуями и рельефами мастер первоначально использовал рисунок, который потом трансформировался в небольшой макет из глины или воска. Так создавалась композиция будущего произведения.
Все свои работы он выполнял собственноручно, привлекая помощников и учеников лишь для завершения незначительных деталей. Отделка поверхности осуществлялась без особой тщательности, что создавало эффект некоторой незаконченности (non-finito). Большое внимание уделялось тончайшей игре света, теней и бликов. Обязательно учитывалась дистанция, с которого должно было рассматриваться произведение. Работы мастера наполнены реалистичностью, свободой и большой смелостью. Основными новаторскими приемами в скульптурных творениях Донателло считаются:
- Наличие трех планов в рельефе;
- Применение точных знаний о перспективе в градации объемов;
- Создание эффекта движения в статических фигурах;
- Объективная правильность пропорций и форм;
- Заострение внимания на передаче внутреннего мира и характера персонажа.
Такой революционный для ренессансных художников подход заимствовался позже многими учениками Донателло и скульпторами последующих эпох. В разные периоды своего творчества мастер придерживался как классического, так и реалистического стиля.
Бюсты
Благодаря увлеченности Донателло индивидуальными скульптурными портретами в эпоху Ренессанса возродилась мода на бюсты. Эта разновидность пластики, забытая в свое время, но чрезвычайно популярная у древнегреческих и римских творцов, была вновь воскрешена. Искусствоведы особо отмечают живость, эмоциональность, реалистичность и наполненность бюстов детей, выполненных Донателло – его работы во многом определили вектор развития портретных изображений в скульптуре.
Одним из первых произведений художника в этом жанре пластики считается бюст Никколо да Уццано (Niccolo da Uzzano), влиятельного флорентийского банкира, общественного и политического деятеля, созданный примерно в 30-х годах XV столетия. Хотя, некоторые эксперты ставят под сомнение авторство работы.
В бюсте явственно прослеживаются классические традиции античной портретной скульптуры. Работа выполнена из цветной глины с пористой структурой. С необыкновенным умением мастеру удалось передать энергичный и решительный характер государственного мужа: резкий поворот головы, внимательный взгляд, волевой подбородок, сильные плечи, скрытые под драпировкой античного одеяния, – каждая деталь убедительно раскрывает личность героя. Бюст был отреставрирован в 1985 году, и сегодня входит в художественную коллекцию Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello) во Флоренции.
Гробница Иоанна XXIII
Гробница папы Иоанна XXIII (Giovanni XXIII) – уникальная работа, выполненная в соавторстве с Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo), ставшая началом долгого и плодотворного сотрудничества двух гениальных скульпторов. Произведение создавалось примерно в 1425-1427 годах. Величественное оформление усыпальницы было признано образцовым для надгробных памятников, которые устанавливались в храмах Италии в XV-XVI века.
Четырехметровое мраморное сооружение делится визуально на три части, средняя (с саркофагом и бронзовой фигурой Иоанна XXIII) была выполнена Донателло. Скульптурный портрет Бальтазара Косса (Baldassarre Cossa), – так звучит мирское имя понтифика (католическая церковь, кстати, считала его антипапой), наполнен реалистичностью, ведь он был создан не на основе посмертной маски, а по личным воспоминаниям мастера. Умиротворенная фигура лежащего первосвященника выглядит заснувшей и абсолютно живой. Увидеть надгробный памятник можно в баптистерии Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni) собора Дуомо во Флоренции (Duomo di Firenze).
Статуя Давида из мрамора
Создание мраморной статуи царя Давида относится к 1408-1409 годам. Образ библейского властителя часто транслировался художниками в виде умудренного жизнью старца, держащего в руках свод законов. Трактовка Донателло отличалась от традиционного видения: он изобразил Давида юным воином-победителем, поразившем страшного Голиафа, что в некоторой степени олицетворяло освобождение Флоренции от давления Милана и Неаполя.
В этой работе соединены элементы классики и готического стиля. Молодой царь, полный энергии, упорства и изящества, представлен в естественной позе, рука упирается в бок, придерживая одеяния, голова украшена амарантовым венком, служивший символом отваги и храбрости во времена античности. Важный момент: драпировка ниспадающего плаща не скрывает фигуру юного героя, а отчётливо обрисовывает ее рельеф.
С конца XIX века статуя стала частью сокровищницы Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello), во Флоренции.
- Советую почитать про: статую Давида сделанную Микеланджело
Статуя Давида из бронзы
Бронзовая статуя Давида, работа над которой осуществлялась в 30-е или 40-е годы XV столетия, занимает особое, очень значимое место в творчестве Донателло.
Создание скульптурного изображения обнаженной фигуры (так характерное для произведений античности) было в высшей степени новаторским и революционным шагом для эпохи Возрождения, на который не осмеливался ранее ни один мастер. В художественном замысле произведения Донателло отчетливо прослеживаются классические традиции античных времен. Примечательно, что и техника исполнения работы (литье по выплавляемой модели) была заимствована у римских и древнегреческих мастеров.
Библейский царь изображен в образе героического юноши, победившего великана Голиафа, и попирающего ногой голову уничтоженного противника. Его фигура кажется утонченной и гибкой. В расслабленной позе нет ни капли напряженности и скованности. Давид устремил взгляд вниз, он стоит подбоченившись, держа опущенный меч, исполненный радостным спокойствием, самоуверенностью и отвагой.
Скульптура создавалась по заказу Козимо Медичи Старого (Cosimo di Giovanni de’ Medici, Cosimo il vecchio) – влиятельного банкира, мецената, известного государственного и общественного деятеля, ставшего негласным правителем Флоренции, и должна была олицетворять свободу, независимость, торжество справедливости над насилием и деспотизмом.
В 1495 году, после смены политической власти, почти полутораметровая статуя была вынесена из сада Палаццо Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi) – резиденции могущественного клана, и установлена на мраморной колонне во дворе городской администрации – Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), где ее могли созерцать все желающие. В 1777 году произведение Донателло вошло в художественную коллекцию Галереи Уффици (Galleria degli Uffizi), сегодня оно занимает особое место среди экспонатов Национального музея Барджелло.
В наши дни великолепная работа мастера тесно связана и с современным искусством. В 1956 году итальянская Академия кинематографии (Accademia del Cinema Italiano) учредила особую ежегодную национальную премию (наподобие американского «Оскара») – «Давид ди Донателло» (David di Donatello), вручаемую в разных категориях лучшим отечественным и зарубежным фильмам. Почетная награда представляет собой уменьшенную в несколько раз точную копию легендарной скульптуры. Позолоченная фигура Давида стоит на квадратной малахитовой подставке, и красноречиво свидетельствует о любви и уважении итальянцев к своей культуре и истории.
Статуя Евангелиста Марка
Скульптурное изображение Святого Марка было выполнено Донателло приблизительно в 1411-1412 годах, по заказу одного из ремесленных цехов Флоренции. Статуя предназначалась для украшения ниши в южной части здания церкви Орсанмикеле (Orsanmichele), служившего одновременно зернохранилищем и храмом. Примечательно, что на протяжении шести веков великолепная работа Донателло не покидала того самого места, где она была первоначально установлена.
Фигура Евангелиста Марка отличается спокойствием и определенным достоинством. Ее характерными особенностями, по мнению многих искусствоведов, считаются устойчивость, монументальность и пропорциональность форм. С невероятным мастерством передана пластичность очертаний одежды. Взгляд Святого Марка наполнен глубокой задумчивостью, что придает его образу значимость и величие.
- Советую почитать про: площадь Святого Марка в Венеции
Статуя Евангелиста Иоанна
Статуя Евангелиста Иоанна Богослова относится к раннему периоду творчества Донателло, она была создана приблизительно в 1408-1415 годы, и должна была служить украшением собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции. По мнению искусствоведов, в этом изваянии молодого мастера сосредоточено новое, гуманистическое видение человеческой природы, ставшее лейтмотивом эпохи Возрождения.
Монументальная фигура восседающего Иоанна Богослова источает спокойствие и сдержанное достоинство. В мужественном образе Святого чувствуется твердость и сила характера. С особой тщательностью оформлена каждая деталь скульптуры: драпировка одежды, мощные руки, одухотворенное лицо, обрамленное густыми волосами и бородой.
Сегодня это замечательное произведение Донателло можно увидеть в музее Опера-дель-Дуомо (Museo dell’Opera del Duomo).
Конная статуя Гаттамелата
Трехметровая конная статуя итальянского кондотьера, главнокомандующего войск Венецианской республики, Эразмо да Нарни (Erasmo da Narni), носившего прозвище Гаттамелата (Gattamelata), была создана в 30-40-х годах XV века, в период, когда великий скульптор жил и творил в Падуе (Padova).
Работа над искусным памятником осуществлялась по заказу вдовы и сына военачальника. В 1453 году бронзовая статуя на 8-метровом постаменте была установлена по решению Сената на одной из главных площадей города, напротив базилики Святого Антония (Basilica Pontificia di Sant’Antonio), где покоилось тело Эразмо да Нарни.
По мнению экспертов, прообразом монумента стал конный памятник императору Марку Аврелию (II в. н.э.) в Риме, который юный Донателло видел в годы своего обучения. Сейчас оригинал скульптуры можно увидеть в Капитолийском музее, а копия установлена на площади.
Гаттамелата изображен отважным всадником, триумфатором, уверенно сидящим в седле. Герой облачен в римские доспехи, и в то же время наделен яркими индивидуальными чертами, говорящими о таланте Донателло в искусстве портретной скульптуры. Восхищает целостность композиционного решения, гармония вертикальных и горизонтальных линий, тщательность проработки каждой детали. Эта монументальная работа признана одним из самых значимых шедевров в творчестве гениального Донателло.
Бронзовый танцующий Атис (Амур)
Метровая бронзовая статуя Амура (104 см) обаятельного, смеющегося мальчика, озорника с вздернутыми вверх руками, стоит особняком в творческом наследии Донателло: как никакая другая работа мастера она тематически полностью посвящена сюжету, заимствованному из античной мифологии.
Историки считают датой создания произведения период не позднее 40-х годов XV столетия. В искусствоведческих кругах скульптура носит условное название «танцующий Атис (или Амур)», хотя до сих пор доподлинно неизвестно кто в действительности изображен мастером. Удивляет наличие противоречивых деталей, соединенных в едином образе: крылья за спиной и на ногах, хвостик сатира, полуспущенные штаны, цветок в волосах, причудливый пояс, змеи, обвивающие нижнюю часть фигуры. Все эти элементы говорят о разных мифологических героях античности, поэтому прообразом статуи мог быть Меркурий, Персей, Купидон, Сатир, Пан, юный Геркулес или Атис.
Загадочное произведение Донателло, наполненное детской энергией, весельем и динамизмом входит в число экспонатов Национального музея Барджелло.
Бронзовая скульптура Мадонны с Младенцем
Знаменитая бронзовая статуя Мадонны с Младенцем была создана в так называемый падуанский период творчества Донателло, приблизительно в 1447-1450 годах. В полутораметровой скульптуре отчетливо прослеживаются мотивы византийской иконы.
Фигура Богородицы занимает центральное место в алтаре базилики Святого Антонио в Падуе (Basilica Pontificia di Sant’Antonio di Padova), она расположена между святыми Франциском и Антонием (статуи также выполнены Донателло), хотя согласно первоначальному замыслу художника композиционное решение должно было быть несколько иным.
Святая Мария изображена хрупкой, утонченной девой, восседающей неподвижно на троне, украшенном головами сфинксов. Она держит в руках Спасителя, и кажется даже поникшей от тяжести массивной короны. Юная Мадонна Донателло источает спокойствие и одухотворенность, вместе с тем складки небрежно откинутого плаща, херувимы, украшающие одеяние, наделяют скульптуру величием и торжественностью.
Деревянная статуя Марии Магдалины
«Впечатляющая», – такой точный эпитет применил Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), итальянский мастер, литератор и историк, описывая скульптуру Марии Магдалины, высеченную Донателло из дерева примерно в 1454-1457 годах. Работа относится к позднему периоду творчества художника, и пропитана глубочайшим драматизмом, выходящим за пределы принятых для искусства того времени норм.
Последовательницу Иисуса Христа традиционно изображали цветущей, пышущей здоровьем красавицей с роскошными, густыми волосами. Донателло представил ее в образе высохшей старухи, отшельницы, изможденной строгими постами, добровольными лишениями и непрестанным покаянием. Скульптура пропитана темой страданий, отчетливо слышны мрачные и тревожные ноты. Произведение было создано для украшения баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, а сейчас оно входит в художественную коллекцию музея Опера-дель-Дуомо.
Статуя пророка Аввакума
Мраморная скульптура пророка Аввакума была выполнена Донателло в то время, когда мастер жил и творил во Флоренции. Неизвестно, когда именно осуществлялась работа над произведением, ориентировочным периодом считается 1427-1435 годы.
Великолепное изваяние (как и аналогичная статуя пророка Иеремия) было создано художником для украшения колокольни Джотто (Campanile di Giotto), входящей в архитектурный ансамбль кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, и представляет собой (по свидетельству современников) точный и чрезвычайно правдоподобный скульптурный портрет одного из жителей Флоренции. В настоящее время работа входит в число бесценных экспонатов музея Опера-дель-Дуомо.
В образе пророка Аввакума сосредоточены мотивы классической античной пластики. Каждая деталь скульптуры подчеркивает волевой характер героя, рождая мощную экспрессию и выразительность. Массивная, лысая голова, крупные черты морщинистого лица, глубоко посаженные глаза, сильные руки, тяжелые складки римской туники, – все это выточено с необыкновенным мастерством, и создает ощущение, будто в каменную статую вдохнули жизнь.
Скульптура Святого Георгия
Двухметровая бронзовая статуя Святого Георгия входит в список самых узнаваемых работ мастера. Дата ее создания – примерно 1415-1416 годы, период, когда Донателло был еще совсем молодым скульптором, едва достигшим 30-летнего возраста. Произведение создавалось по заказу цеха оружейников во Флоренции, и должно было служить украшением церкви Орсанмикеле, позже было перенесено в Национальный музей Барджелло, где хранится и в наши дни.
Святой Георгий изображен художником прекрасным, доблестным воином, героическим юношей, источающим молодость, мужественность и отвагу. Он являет собой идеал гуманистической эпохи, в котором объединены внешняя красота и сила духа. Несмотря на строгость фронтальной позы, фигура покровителя воинов не кажется застывшей в статике: легкий поворот головы, плеча, расстановка ног, небрежные складки плаща, – все это рождает ощущение реальности и живости.
Реликварий Святого Россоре
Бронзовый реликваторий Святого Россоре или Луксория (Lussorio, Rossore) – очень интересная работа художника, выполненная в 1425-1427 годах, по заказу монахов ордера гумилиатов.
Специальное хранилище для мощей раннехристианского мученика было оформлено в виде бюста. Скульптурное изображение отличается максимальной реалистичностью, появляется ощущение, будто образ создавался с натуры. Многие искусствоведы склонны видеть в этом произведении автопортрет самого Донателло.
Черепашки Ниндзя – современная массовая культура
Донателло навеки вошел в мировую историю, его удивительные произведения хорошо известны как узким специалистам в области искусств, так и широкому кругу ценителей красоты.
Имя гениального скульптора получило совершенно новую интерпретацию и в современной массовой культуре. Так, в частности, в легендарном американском комиксе, мультсериале, компьютерных играх и последующих популярных проектах о Черепашках-ниндзя один из главных персонажей назван Донателло, в честь великого итальянского скульптора.
Выдуманный герой не увлекается пластикой и созданием произведений искусств, он обладает острым умом, и скорее близок к науке и технике. Тем не менее его громкое имя заставило не одно поколение детей и подростков задаться вопросом о том, кем же был этот Донателло и чем он так знаменит, что, возможно, пробудило интерес, а потом и любовь к великой эпохе Возрождения.
↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ