Содержание
- Екатерина Костина. Христианство в Индии
- Церковь святого Фомы
- Португальская колонизация
- Английские миссионеры
- Христиане в современной Индии
- Индия
- Крупнейшие города
- Православие в Индии
- Святые
- Православные храмы
- Видео
- Ссылки
- Подкатегории
- Символы богатства и удачи по фэншуй, пришедшие из Индии. Ганеша, Лакшми, Намсарэй
- Чем живут христиане в Индии? (фоторепортаж)
- Пасха: как отмечают другие страны мира?
Екатерина Костина. Христианство в Индии
Несмотря на то что Индия является светским государством, она хранит богатейшее религиозное наследие. На территории этой страны проживают последователи практически всех религий: индусы, джайны, мусульмане, буддисты, сикхи, иудеи, парсы. Индийские христиане, которых в наши дни насчитывается до 25 млн. (из них 17 млн. – католики), по праву гордятся тем, что их Церковь была основана одной из первых, раньше, чем в большинстве стран Европы.
Можно отметить три основных этапа проникновения христианства в Индию. Так, по преданию, первая христианская община была сформирована здесь апостолом Фомой еще в 52 г. н. э.
Церковь святого Фомы
Индийская церковь Святого Фомы — одна из 37-и апостольских церквей, основанных во времена учеников Христа. Сейчас она входит в группу пяти Древних Восточных Церквей наряду с Сирийской, Коптской, Эфиопской и Армянской. В наше время насчитывается около двух миллионов последователей этого течения, проживающих, в основном, в индийском штате Керала на юго-западном побережье полуострова Индостан, где проповедовал и был казнен апостол Фома.
Прежде чем более подробно говорить о Церкви Св. Фомы, следует сказать несколько слов о личности ее основателя. О святом Фоме известно немного, однако его характер очерчен яснее, чем у других апостолов. Его имя упоминается во всех синоптических Евангелиях (Мф. 10, 3; Мк. 3, 18; Лк. 6), а также в книге Деяний (1, 13), но в Евангелии от Иоанна Фоме уделяется особое внимание. Во-первых, когда Иисус объявляет о своем намерении вернуться в Иудею, чтобы посетить Лазаря, Фома, называемый также «Дидим» (близнец), говорит остальным апостолам: «Пойдем и мы и умрем с ним!» (Ин. 11, 16). В другой раз, когда Иисус во время прощальной беседы с учениками сказал им «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете», то именно Фома возразил Ему: «Господи, не знаем, куда идешь, и как можем знать путь?» (Ин. 14, 4 — 5). Но в особенности хорошо Фома известен благодаря своему вошедшему в поговорку неверию, когда прочие апостолы рассказали ему о воскресении Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю», — говорит Фома, но спустя восемь дней, когда Господь вновь явился ученикам и позволил Фоме осязать раны Свои, он восклицает: «Господь мой и Бог мой!», а Иисус ему отвечает: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 25 – 29). За этот эпизод в сирийских источниках Фому нередко именуют «иудой», хотя впоследствии он не отступал от веры и сделал многое для проповеди христианского учения в Парфии, Мидии и Индии, куда был направлен после сошествия Святого Духа.
Историю проповеди Фомы мы узнаем, преимущественно, из труда «Acta Thomae» («Деяния Фомы»), созданного в середине III века н. э. в Эдессе и сохранившегося в греческом и сирийском вариантах. Памятник имеет гностический характер и часто приписывается перу самого Вардесана, что объясняет весьма вольную трактовку Священного Писания и появление сказочных сюжетов. Так, например, автор называет Фому братом-близнецом Иисуса Христа, опираясь на греческое слово «Дидим», а в другом месте повествует о битвах своего героя с драконами и прочими чудовищами, населяющими Индию. Тем не менее, в целом рассказ о деяниях Фомы, переданный в «Acta Thomae», был признан авторитетным и зафиксирован у более поздних авторов (Св. Ефрем, Св. Иоанн Златоуст, Св. Григорий Назианзин, историки Евсевий и Теодор).
Вкратце, этот рассказ можно изложить следующим образом. Когда Фома узнал, куда ему предстоит отправиться, он воспротивился и просил иной доли, но по воле Божьей был продан в качестве плотника в рабство Аббану, министру индийского царя Гундапхара (его прообразом послужил царь, правивший в 20 – 46 гг. н. э. в северо-западной Индии и известный по парфянским и индийским легендам, эпиграфике, монетам и летописи Такхт-и-Бахи). Во время путешествия на корабле Фома проповедовал и творил чудеса. Например, в Андраполисе, где путешественники присутствовали на свадьбе дочери местного правителя, Христос явился невесте в облике Фомы и помог ей сохранить девственность. По прибытии в Индию Фома получил деньги на строительство нового дворца, но раздал их бедным. Когда об этом узнал Гундапхар, он приказал заключить Фому в темницу и впоследствии казнить, но в это время смертельно заболевший брат царя увидел чудесный сон. В этом сне Сам Господь явился умирающему и предложил выбрать себе покои на небесах. Он увидел прекрасный золотой дворец, но узнал, что он принадлежит его брату: это то царское золото, которое Фома отдал беднякам. После этого Фома был освобожден, обратил в христианство всю царскую семью и начал активную проповедь в различных городах на юге Индии. Считается, что ему удалось основать 7 общин и построить церкви в городах Маланкар, Палаюр, Кувакаял, Коккамангалам, Коллам, Ниранам и Нилаксал. В конце концов, Фома попал в царство некоего Миздаи (по-видимому, это иранская интерпретация имени потомка Канишки, царя Матхуры Васудевы) и обратил в христианскую веру жену царя Терцию и их сына Вазана. В результате интриг при дворе Миздаи в 72 — 73 г. н. э. Фома был приговорен к смерти и пронзен копьями четырех солдат на холме в Милапури возле современного города Ченнаи, а его мощи были перевезены в III — IV вв. в Эдессу, где хранились до 1258 г., когда их перевезли в Киос, а затем в Ортону.
Вплоть до XV века, когда в Индии высадились первые португальцы, община святого Фомы оставалась практически единой. В средневековое индийское общество христиане вошли на правах отдельной группировки, по принципам организации напоминавшей касту, но выпадавшей из общей иерархии. Подобно другим малочисленным религиозным общинам, христиане занимались, в основном, торговлей через Аравийское море и имели те же права, что и другие жители Индии.
Тем не менее, у первых индийских христиан возникали и серьезные трудности. В первую очередь, на это повлияла удаленность их общины от таких центров христианства, как Рим или Константинополь, поэтому в вопросах богословия и литургии христиане Малабарского побережья следовали традициям своих ближайших соседей. Языком богослужения поначалу официально был тамильский, но впоследствии он был практически вытеснен сирийским. Кроме того, малочисленность общины приводила порой к тому, что в стране не было епископа для рукоположения священников и диаконов. В этом случае епископа призывали из-за границы, а так как зачастую он не знал местного языка, то вся реальная власть (как религиозная, так и гражданская) находилась в руках местных священников, называемых архидиаконами. В VIII веке Индийская Церковь стала автономной, и здесь появился собственный митрополит.
Период колонизации Индии сперва португальцами, а потом и англичанами стал тяжелым испытанием для христиан апостола Фомы. Им постоянно приходилось отстаивать автономию своей Церкви и вследствие этого прибегать к помощи глав других Восточных Церквей. В 1664 г. по их просьбе епископ Мар Григорий Иерусалимский утвердил Мар Фому I главой Индийской Церкви. После завоевания Индии англичанами под влиянием протестантизма в среде индийских христиан вновь начались расколы, и для их предотвращения был призван Антиохийский Патриарх Петр III. Он подтвердил право индийцев иметь собственного митрополита, но вместе с тем усилил свое влияние на данной территории. Сирийская Церковь и Ассирийская Церковь Востока по сей день соперничают за привлечение на свою сторону как можно большего числа христиан — потомков тех, кто когда-то пошел за апостолом Фомой.
Португальская колонизация
Одними из первых европейцев, посетивших Индию с целью проповеди христианской веры, были монахи-францисканцы. Португальцы, многие годы снаряжавшие экспедиции, чтобы открыть путь в Индию, в 1498 г. под началом Васко да Гамы достигли Каликата, небольшого княжества и важного порта на Малабарском побережье. В результате активных военных действий португальцам удалось захватить практически все западное побережье полуострова Индостан, в том числе остров Гоа (1510), ставший центром всех португальских владений на Востоке. Параллельно с завоеваниями проходила и христианизация местного населения, порой насильственная: под угрозой расправы крестили целые деревни. Христиан апостола Фомы заставляли переходить на латинский обряд, что вызвало в общине расколы и привело к открытому мятежу и отказу подчиняться Риму. Тем не менее, среди миссионеров, работавших в Индии, были и те, кто, признавая необходимость активной проповеди, не были сторонниками столь жестоких мер. Среди них особое место занимает Франциск Ксавье, святой покровитель Гоа. 7 апреля 1541 г. корабль Франциска Ксавье покинул Лиссабон и после трудного и опасного путешествия 6 мая 1542 г. прибыл в Гоа, центр новой епархии.
К этому времени португальцы владели островом и окрестностями уже около 32 лет. Помимо индусов и мусульман, составлявших большинство населения провинции, здесь уже существовала небольшая христианская община, и было выстроено несколько церквей. Епископ Иоанн де Альбукерке с радостью принял Франциска и, видя благородство его намерений, разрешил действовать согласно собственному усмотрению и велениям сердца.
Первые месяцы Франциск молился и проводил службы в тюрьмах и госпиталях. Проходя по улицам, он звонил в колокольчик, призывая всех желающих, особенно детей, на проповедь. Метод Франциска заключался в том, что он сочинял короткие песенки на местных языках, излагавшие истины христианской веры, или просто перекладывал на индийские мелодии известные молитвы. Большое внимание Франциск Ксавье уделял и работе Коллегиума Святой Веры (Колледж св. Павла), предназначенного давать духовное образование жителям Гоа и приезжим. Предполагалось, что эти люди, вернувшись в свои родные края, начнут там проповедь Евангелия. Однако вскоре ему пришлось покинуть Гоа и отправиться на Юг, в Конкани, так как, по-видимому, его вмешательство в установленные португальцами порядки стало слишком велико и он перестал находить общий язык с властями. В конце сентября он прибыл на новое место и, несмотря на трудности с изучением местных языков, продолжил свою работу среди занимавшихся рыболовством племен парава.
На Юге и Западе Индии Франциск провел около трех лет, дойдя до крайней южной оконечности Индии, мыса Каньякумари, и даже переправившись на Цейлон. Ему удалось обратить многих, хотя поведение португальских солдат, призванных демонстрировать образец христианской жизни, часто восстанавливало местных жителей против новой веры.
Франциск Ксавье, крестивший за 11 лет работы на Дальнем Востоке и в Южной Азии более 40 тысяч человек, был канонизирован вместе с Игнатием Лойолой в 1622 г. и считается величайшим миссионером и проповедником со времен апостолов. Его тело по сей день хранится в серебряной гробнице в соборе Бом-Иисуса в Старом Гоа.
Вскоре после смерти св. Франциска Ксавье стали очевидными результаты работы основанного им Коллегиума св. Павла. Его выпускники основывали миссии в различных частях Индии, в том числе и на территории Могольской империи, где в то время на престоле находился император Акбар, известный своим лояльным отношением к последователям самых разных религий. В 1578 году Акбар пригласил иезуитов из Гоа в Фатехпур Сикри, город неподалеку от Агры. Там находился «Молитвенный дом», где мусульмане, индусы, джайны, парсы, сикхи, христиане и иудеи должны были собираться для ведения дискуссий с целью выявления истины о Боге.
Всего при дворе Акбара побывало три миссии иезуитов. Необходимо отметить, что их единственной и несомненной целью являлось обратить императора, а через него и все население Индии. Именно поэтому, когда в результате Акбар основал собственное религиозное учение (Дин-и-Иллахи), иезуиты были разочарованы и оставили достаточно нелестные отзывы об Акбаре и его окружении в своих воспоминаниях. Тем не менее, эти миссии нельзя считать абсолютно неудачными. Они послужили началом межрелигиозных контактов и способствовали распространению христианства в северной Индии. Одной из жен Акбара стала христианка Мириам, с судьбой которой связано строительство одной из первых церквей в этом регионе — Церкви Акбара в Агре. Легенда гласит, что однажды Мириам тяжело заболела, и никто не мог ей помочь — ни врачи, ни знахари. Тогда, чувствуя приближение смерти, она попросила позвать к ней священника, и его молитвы помогли ей чудесным образом исцелиться. Обрадованный Акбар обещал исполнить любое желание спасителя своей жены, и он попросил разрешения построить храм. Так здесь появилась эта небольшая церковь, к которой индийские католики относятся с большим почтением. Возможно, христианство приняли два племянника Акбара, но точных сведений об этом нет. Перенимали новую веру и придворные: наиболее известной из них является Самру Бегам, построившая кафедральный собор Св. Марии в Сардане, неподалеку от Дели. Сюда приходят не только христиане, но также мусульмане и индусы: считается, что молитва в гроте Пресвятой Девы помогает обрести потомство.
Какое-то время португальским миссионерам удавалось сохранять свое влияние при дворе, но после смерти Акбара внимание к ним значительно ослабло, а после воцарения императора Аурангзеба, яростного сторонника традиционного ислама, им пришлось ограничить свою деятельность. Новая волна христианизации была связана уже с новой силой. В 1600 году была основана британская Ост-Индская компания, и в стране начали действовать миссионеры-англичане.
Английские миссионеры
Первые английские миссионеры появились в Индии еще во времена господства португальцев. Вскоре после основания британской Ост-Индской компании сюда начали прибывать и священники Англиканской Церкви, но на первых порах они практически не имели возможности проповедовать среди местного населения. Причиной этого была уверенность совета директоров компании в том, что португальцы не смогли объединить Индию под своей властью из-за зависимости от Церкви и ее активной деятельности. Впоследствии, однако, компания пересмотрела свои взгляды, и в Индии началось быстрое распространение протестантских учений. Миссионеры из Голландии, Великобритании, Австралии, США и других стран проповедовали, строили церкви, открывали школы, а затем и колледжи, большое внимание уделяли медицине. По сей день христианские учебные заведения считаются в Индии самыми престижными.
Необходимо отметить, что Англиканская Церковь постоянно стремилась утвердить свое главенство на территории Индии и контролировать деятельность прочих религиозных групп. Так в 1806 г. Баченен, капеллан Ост-Индской компании, посетил Мар Дионисия, епископа Сирийских христиан, лютеранскую миссию на Коромандельском побережье и католических миссионеров, работавших на Юге страны. Повсюду он уверял, что Англиканская Церковь намеревается защищать и поддерживать всех христиан-индийцев, однако требовал отказаться от тех убеждений и обрядов, которые шли вразрез с ее доктриной. После подавления сипайского восстания и перехода власти в Индии непосредственно в руки королевы Виктории, деятельность миссионеров была упорядочена: были образованы Общество пропаганды христианских знаний и Общество распространения Евангелия, которые в процессе консолидации страны получали все больше возможностей. Именно в это время началось обращение в христианство племен, обитающих на плато Чхота-Нагпур и в труднодоступных горных районах Северо-восточной Индии (на границе с Китаем и Бирмой). В этот период христианство принимали, в основном, представители самых низких каст и беднейших слоев населения. Новая вера позволяла им получить образование, а значит — надежду на лучшую работу и расширение прав. Это нарушало традиционную кастовую систему, а естественное внимание, которое христиане проявляли к западной культуре, возбуждало подозрение в том, поддержат ли они зарождающееся национально-освободительное движение. Возможно, именно поэтому начались преследования христиан со стороны индусов, которые в наше время принимают угрожающий характер.
Христиане в современной Индии
В сегодняшней Индии христиане занимают самые передовые позиции в целом ряде областей жизни. Бывший начальник Генерального штаба Индийской Армии генерал Родригез, чемпион мира по бильярду Майкл Перейра, звёзды тенниса братья Амрит Радж и Лендер Паес, спринтер Шайни Абрахам — вот лишь некоторые имена христиан, которые тотчас же всплывают в памяти. Католическая Церковь — самая многочисленная и влиятельная из всех христианских Церквей Индии. В ее ведении находится 7500 детских садов и яслей, 14638 начальных школ, 9414 средних школ, 460 общеобразовательных колледжей, 63 медицинских и педагогических колледжей.
Однако жизнь христиан в Индии нельзя назвать безоблачной. Статистика неумолима: только в 1998 г. было зафиксировано более 120 нападений на христианские церкви и школы Индии, в то время как за предыдущие 50 лет индийской независимости — с 1947 г. — всего 50.
Массовые убийства христиан, которые особенно участились, когда к власти в Индии пришла проиндусская партия BJP, следует в первую очередь связывать с деятельностью блока RSS («Союз добровольных служителей нации»), в который входит и правящая партия. Лидеры этого блока некогда создали теорию о том, что Индия должна принадлежать исключительно тем, кто исповедует религию, возникшую на ее территории. Всем остальным предлагалось либо отречься от своей веры, либо занять подчиненное положение, отказавшись от большинства гражданских прав. Входящий в блок RSS «Отряд сильных» — молодежная группировка, созданная в начале 90-х годов из фанатично преданной индуизму молодежи, провел серию погромов в христианских общинах, убивая не только индийцев, но и миссионеров-иностранцев (среди них — австралиец Грэм Стэйнс, убийство которого привлекло к этой проблеме внимание общественности). Помимо непосредственно убийств, применяется и тактика насильственного «очищения», то есть возвращения через ритуальные процедуры индийским христианам и мусульманам их «исконной» веры — индуизма. Этим занимается, в основном, организация «Кальян ашрам» («Обитель блага»). Дара Сингх, инициатор многих убийств и погромов, утверждал, что миссионеры под прикрытием ухода за больными и бездомными и распространения образования лишают индийцев основной базы их культурного развития — индуизма. Подобные обвинения звучали даже в адрес Матери Терезы, которая более полувека провела среди больных и обездоленных Калькутты.
Вне зависимости от вероисповедания, индийцы отзываются о деятельности матери Терезы и ее ордена с большим почтением и благодарностью. Её примеру следуют многие другие, поскольку, по убеждению индийцев, доброта и милосердие являются определяющей чертой истинно верующего человека, и все же были и по сей день находятся те, кто препятствует работе Ордена и обвиняет мать Терезу в религиозном империализме.
Воинствующие индусские фундаменталисты намеревались провести двухнедельный марш протеста против визита Понтифика, что могло бы привести к новым вспышкам межрелигиозной вражды на всех уровнях. Они собирались пройти от Гоа до Дели, придав процессии вид индусского паломничества и сгруппировавшись вокруг грузовика, украшенного антихристианскими лозунгами, самый безобидный из которых гласил: «Нам нужен не Рим, а Рам» (Рам, или Рама — герой древнеиндийского эпоса, символ исполнения религиозного долга). Выбор Гоа как стартовой точки процессии был продиктован исторической памятью о насильственной христианизации. Протестующие также требовали извинений за совершенные Католической Церковью «злодеяния» в Индии. Несмотря на запрет со стороны правительства, процессия все-таки прошагала от Гоа до города Бароды (штат Гуджарат), но не поддержанная лидерами BJP, утратила первоначальный запал и была остановлена властями штата Мадхъя Прадеш. Надо отдать должное мужеству премьер-министра Ваджпайи и министра внутренних дел Адвани (оба в прошлом активные сторонники борьбы с иноверцами), которые, заняв высшие государственные посты, смогли в критический момент отрешиться от воспитавшей их идеологии: они провели ряд встреч с националистами, после чего правительственный пресс-секретарь выступил со следующим заявлением: «Не подлежит сомнению, что сожжение изображения или любая агитационная программа, направленная против гостя государства, неприемлемы». Папа прибыл в Дели 5 ноября 1999 г. и пробыл в Индии три дня. 7 ноября прошла встреча с верующими на стадионе имени Джавахарлала Неру, куда прибыли 1100 дипломатов, 700 школьников и около 2000 монашествующих. Он также председательствовал на межрелигиозном собрании в зале науки, на котором обсуждались вопросы перемены веры и религиозной терпимости в Индии.
В июне 2000 г., принимая премьер-министра Индии в Ватикане, Папа еще раз подчеркнул «важность свободы вероисповедания и уважения традиций религиозной терпимости в Индии, чему, к сожалению, был нанесен серьезный урон в результате недавних актов насилия». Ваджпайи объяснил Понтифику, что ответственность за поддержание законности на местах лежит на правительствах штатов, но и центральные власти готовы принять безотлагательные меры для сохранения межконфессиональной гармонии.
Статья 25 Конституции Республики Индия озаглавлена как «Свобода совести и свобода исповедания религии, отправления религиозных обрядов и религиозной пропаганды». Чтобы обеспечить ее функционирование, необходимо преодолеть страх, в котором находится индийское общество. Как, например, смогли это сделать организаторы и участники экспозиции «Иисус Христос в индийской живописи и скульптуре», состоявшейся в бомбейской Национальной галерее современного искусства в марте 2000 г. Кардинал Симон Пимента, открывавший выставку, сказал: «Множественность образа Христа, представленная в этой экспозиции, отражает свойственный демократическому обществу плюрализм. Замечательно, что большинство авторов экспонатов не христиане, но индусы, мусульмане, джайны, парсы, иудеи, сикхи и буддисты». Это дает надежду полагать, что у христианства в Индии есть будущее, ведь многие жители этой страны, какой бы вере они не следовали, на каком бы языке они не говорили, какого бы образа жизни они не придерживались, считают, что всё гуманитарное наследие, включая христианское, является общим сокровищем их Родины.
Индия
Церковь св. ап. Фомы в городе Элур (католическая)
И́ндия (хинди भारत, англ. India), официальное название — Респу́блика И́ндия (хинди भारत गणराज्य, англ. Republic of India) — государство в Южной Азии. Население — более 1,22 млрд человек (2010), территория — 3 287 263 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной Южной Азии. Занимает второе место в мире по численности населения и седьмое по территории. Столица — Нью-Дели. Государственные языки — хинди и английский.
Крупнейшие города
- Мумбаи
- Дели
- Бангалор
- Ченнаи
- Калькутта
Православие в Индии
Христианство — третья по численности религия Индии.
По преданию, территории Индии в I веке посетил с проповедью святой апостол Фома. Согласно преданию индийских христиан, Апостол Фома привёз христианство в Индию в 52 г. Он прибыл в Кодунгаллур, ныне штат Керала и основал там Семь церквей апостола Фомы, а также читал проповеди на территории нынешних штатов Керала и Тамил-Наду. Считают, что он принял мученическую кончину и был убит брахманом на Горе Святого Фомы в Ченнаи, и был погребён на месте нынешнего Кафедрального собора святого Фомы.
По мнению ряда историков, Индия начала вести интенсивную торговлю со Средней Азией, Средиземноморьем и Ближним Востоком, как по горным трассам (с севера), так и по мореходным путям (западное и южное побережье) задолго до новой эры. Отсюда можно предположить, что христианские торговцы селились в индийских городах вдоль торговых путей.
Вторая волна христианизации пришлась на эпоху португальской колонизации Индии после экспедиции Васко да Гамы в 1498 г.
На 2011 год число православных в Индии насчитывало около 5 тыс. человек, что составляет около 0,0004 % населения страны.
Из православных церквей в стране представлены: Русская православная церковь и Константинопольский Патриархат.
4 декабря 2006 года русской общиной на территории российского посольства в Нью-Дели начато строительство храма в честь апостола Фомы.
С 2013 года вопрос об открытии православной миссии на территории Индии рассматривает Русская православная церковь заграницей.
Святые
- св. ап. Фома
Православные храмы
- Храм св. ап. Фомы (Нью-Дели)
Видео
Ссылки
- Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии
- Письмо православного индийца
- Восемь дней в Индии. Священник Георгий Максимов
- Православие в Индии: проблемы и перспективы
- Православие в Индии. Страница «ВКонтакте»
- Православная Церковь в Индии
- Индийские заметки
- Греческая православная миссия в Индии: беседа с монахиней Нектарией (Парадизи)
- Окно в Индию. Православный паломник
- Чем живут христиане в Индии? (фоторепортаж)
Подкатегории
В этой категории отображается 3 подкатегории из имеющихся 3.
И
- ► Индия (Населённые пункты) (1 К)
- ► Индия (Приходские храмы) (1 С)
- ► Индия (Святыни) (1 С)
Символы богатства и удачи по фэншуй, пришедшие из Индии. Ганеша, Лакшми, Намсарэй
«Знаки и символы управляют миром — а не слово и не закон».
Конфуций.
В этой статье я хочу рассказать об удивительных божествах, символизирующих Богатство, Удачу, Успех, Счастье и Любовь, пришедших в фэншуй из Индии.
Один из самых ярких и известных талисманов фен-шуй – это бог Ганеша (или Ганапати) – сын Шивы и Парвати. Ганеша- это индийский бог Изобилия с головой слона. Обычнно изображается в окружении несметных богатств и вкусных явств, что символизирует процветание. На голове у бога мудрости часто бывает надета корона или золотая шапка – это говорит о его божественном происхождении.Он считается покровителем бизнеса, богом богатства, который снимает препятствия с пути тех, кто хочет достичь успеха. Ганеша изображается приземистым, с большим животом, четырьмя руками (иногда шесть, восемь, а, может быть, даже шестнадцать) и головой слона с одним бивнем. В трех руках он удерживает топор, аркан и, иногда, раковину. Четвертая рука может изображаться в жесте «наделение дарами», однако чаще всего он держит ладду — сладкий шарик из гороховой муки. Его маленькие глаза сияют словно драгоценные камни. Он восседает на крысе, или же она его сопровождает. Согласно легенде, когда-то крыса была демоном, но Ганеша обуздал ее и сделал своим ездовым животным. Этот демон символизирует суетность и дерзость, а Ганеша как бы покоряет суетность, гордыню, эгоистичность и дерзость.
Ганеша считается покровителем бизнеса и работы, помогает устранять препятствия в рабочих делах, способствует карьерному росту и профессиональным успехам, помогает больше зарабатывать и увеличивать прибыль. Как уже говорилось ранее, является богом мудрости и благополучия.
Хорошо иметь такой талисман на рабочем столе, в офисе или в кабинете дома – он будет способствовать успеху в делах. Лучшим местом для талисмана является северо-запад помещения или сектор помощников и путешествий. Благоприятным местом считается и юго-восток – сектор богатства. Ганеша на юго-востоке поможет привлечению финансового благополучия. Вместо статуэток можно использовать просто изображения Ганеши.
Активировать энергию талисмана довольно просто: необходимо обращаться к Ганеше с просьбами, можно гладить его время от времени по животу, произнося положительные аффирмации. К хорошим результатам приведет подношение даров Ганеше в виде китайских монеток, перевязанных красной лентой, конфет или других сладостей.
Лакшми — богиня Изобилия и Процветания. Она держит сосуды с золотыми монетами, которые обильно и щедро льются на ее подданных – тех, кто любит Лакшми и поклоняется ей. Она окружена приятными слониками по сторонам. Слон в индийском мировоззрении – это также символ плодородия, богатства, изобилия. Вспомним Ганешу, сына Шивы и Парвати. Он также как Лакшми отвечает за процветание и материальное благополучие. Лакшми изображается в виде красивой женщины с огромными тёмными глазами и четырьмя руками. Она одета в сари, изящна и очень женственна. Она восседает или стоит на троне из розового лотоса. Её передние руки сложены в благословляющем жесте, который дает удачу и успех. В остальных руках она обычно держит лотосы. Лакшми — индийская богиня, с именем которой связано множество добродетелей, таких как красота, миролюбие, знание, любовь. Кроме того, Лакшми также является богиней процветания, счастья, благополучия, удачи, успеха и милости небес. Ее имя в переводе с санскрита означает «счастье».
Легенда гласит о том, что Лакшми возникла из цветка Лотоса, плавающего на поверхности первозданных вод океана. Цветок Лотоса символизирует чистоту и богатство, духовное и материальное. Поэтому, Лакшми всегда изображают либо на лотосе, либо с лотосом в руках.
Лакшми считается богиней Любви, Красоты и Благополучия. И даже бытует такое мнение, что когда человек начинает богатеть, то говорят, что в его доме поселилась Лакшми, а если же, наоборот, одни сплошные неудачи — Лакшми покинула его.
Так как же войти в контакт с этой богиней Процветания? Есть несколько способов. Один из них медитация, а второй — пение мантр с упоминанием имени золотоносной Лакшми. Вы можете совмещать пение мантр с медитацией. Это обязательно принесет благодатные плоды в вашу жизнь, их влияние вы увидите уже очень скоро.
Если же просто держать в доме изображение Лакшми, то благополучие тоже появится, но, может, не так скоро, чем при совместном применении с мантрами и медитациями.
Идеальным месторасположением талисмана фен шуй станут прихожая и кабинет, места, прочно взаимосвязанные с вашим благополучием. Благоприятным сектором для Лакшми является Юго-восток сектор богатства фен-шуй, либо Юго-запад, сектор помощников фен-шуй.
Намсарэй (санскр. Вайшравана) — Бог Богатства, который восседает на белоснежном льве. Цвет его большого, округлого тела — желто-золотой, выражение лица — гневное. В своей правой руке он держит знамя победы, а в левой мангусту — животное, связанное с благосостоянием и богатством, которое отрыгивает драгоценные камни.
Обычно Вайшравана изображается с восемью благоприятными символами — золотые рыбы, раковина, драгоценная ваза, цветок лотоса, колесо, знамя победы, вечный узел, и зонтик — теми атрибутами, которые по приданию Будда получил после своего просветления под деревом Бодхи. Эти символы, являются очень популярными среди всех верующих и их можно найти не только в монастырях, но и во многих домах мирян. Они могут быть нарисованы на стенах, вырезаны из дерева или даже выполнены из драгоценных металлов. Кроме их очевидной декоративной функции, эти восемь символов являются благоприятным предзнаменованием духовного и материального благосостояния. Значение восьми благоприятных символов вкратце может быть выражено следующим образом:
Две золотые рыбки представляют освобождение из океана сансары. Так же, как рыбы не боятся бушующих вод глубокого океана, также и человек, идущий по духовному пути, следует ему без отвлечения и не боится превратностей жизни.
Белая раковина, спираль которой завернута вправо, символизирует своим звуком то, чтобы объявить всему миру о просветлении Будды. И поэтому раковина символизирует способность всех живых существ к просветлению ото сна неведения.
Из драгоценной вазы проливается бесконечный дождь долгой жизни, здоровья и процветания, доступного всем существам, кто следуют Дхарме (Учению Будды).
Цветок лотоса представляет духовную чистоту и сострадание и символизирует безупречные действия тела, речи и мысли к удаче и просветлению.
Золотое колесо с восемью спицами известно как символ самой Дхармы, где спицы символизируют буддистский восьмичленный путь, состоящий из правильного видения, правильного размышления, правильной речи, правильного действия, правильных достижений средств к существованию, правильного усилия, правильной тренировки ума и правильной концентрации. Колесо представляет движение Дхармы от места, к месту пробуждая потенциал Будды, имеющийся у всех живых существ.
Знамя победы, которое установлено на вершине священной горы Меру (Сумеру) в центре Вселенной, объявляет победу Дхармы над силами неведения.
Вечный узел, также известный как знак удачи, может интерпретироваться по-разному. Одно из значений, это представление бесконечного круга существования; другое значение — сложная связь между мудростью и состраданием в достижении состояния Будд; а также бесконечная любовь и гармония полного пробуждения.
Наконец зонтик — символ королевской власти, представляет защиту от злых влияний,которое даруется сострадательными Буддами.
В моем магазине Вы сможете найти или заказать шкатулки — купюрницы с изображением благоприятных символов фэншуй (в том числе ). Все шкатулки красиво упакованы. В каждой есть китайская монетка «на счастье и удачу» и описание, что это за символ. Полностью готовый подарок!
Буду рада, если Вам что-то понравится!
Спасибо, что дочитали))) Удачи в делах и процветания!
С уважением, Мария
Чем живут христиане в Индии? (фоторепортаж)
19 октября Церковь вспоминает святого апостола Фому. Когда мы в обычной жизни говорим об этом святом, в первую очередь, разумеется, вспоминаем евангельский эпизод, когда апостол не мог без доказательств поверить в то, что Христос воскрес, так что Спаситель даже предложил ему вложить руку в свои крестные раны: «…Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». (Ин 20:27). Но о последующем апостольском служении святого Фомы мы вспоминаем намного реже. А между тем именно с его именем связано распространение христианства в такой «непростой» для миссионера стране как Индия. Апостол Фома принес Благую Весть в эти края, здесь же принял смерть за веру. И на сегодняшний день христиане составляют около 2% населения Индии, это примерно 25 миллионов человек. Кто такие последователи апостола Фомы в Индии? Об этом в нашем фоторепортаже Николая Рубана, который долго жил и работал в небольшом индийском городе Элур.
Несмотря на агрессию в адрес христиан со стороны индийских националистов-язычников, отношение к христианам официальных властей Индии четко обозначил в свое время еще Джавахарлал Неру на одном из своих выступлений в парламенте: «Христианство в Индии столь же древнее, как и сама эта религия. В Индии христианство пустило корни до того, как оно достигло таких стран, как Англия, Португалия или Испания. Христианство такая же религия индийской земли, как и любая другая религия Индии».
В 52 году нашей эры на Малабарском побережье (сегодняшний штат Керала) высадился святой апостол Фома. Он лично основал семь храмов на побережье. В 1953 году к случаю 1900-летней годовщины его прибытия в Индию был построен храм во имя св. апостола Фомы. Сегодня здесь хранятся его мощи — та самая рука, которую, согласно евангельскому повествованию, Христос предложил Фоме вложить в свои крестные раны. По преданию, Фома был убит во время молитвы в церкви Девы Марии, расположенной на холме близ Мадраса (ныне Ченнаи). Убил его придворный местного царя Махадевана. Гробница апостола Фомы в Ченнаи по сей день остается объектом паломничеств.
Позже христианство распространялось в Индии в результате двух волн колонизации — португальской (XVIвек) и английской (XVIIIвек). Но европейским миссионерам не пришлось начинать все с чистого листа: они застали в Индии древние общины Восточной Церкви, которые вели полноценную церковную жизнь, хоть и находились в каком-то смысле в отрыве от остального христианского мира. Сегодня в Индии около 25 миллионов христиан, 70% — католики, почти все остальные — протестанты (более 20 различных конфессий). Миссионерскую деятельность первые миссионеры совмещали с врачебной и другой практической помощью, чаще всего – наиболее бедным и обездоленным, как этот миссионер с прокаженными мальчишками.
Христианские храмы в Индии очень аскетичные. Так выглядит католическая церковь святого Фомы в городе Элур — одна из самых крупных церквей в регионе.
А обычный католический храм выглядит вот так.
Часто культовые сооружения находятся вообще вне храмов, а, например, просто у дороги — любой желающий, может остановиться и помолиться.
Нередко культовые сооружения построены в непривычной для европейца форме — например, эта вот «Башня Иисуса», стоящая на развилке дорог.
Так «Башня Иисуса» выглядит ночью на Рождество.
Рождество индийцы очень любят. На домах вывешивают такие вот большущие звезды. Они специально висят «вверх ногами» — как бы показывают волхвам своим нижним лучом то место, где родился Иисус.
Внутреннее убранство католических церквей обычно очень скромное, но на Рождество их украшают…
… а прихожане, естественно, одеваются понаряднее.
А вот отрывок из пасхальной жизни. Во дворе церкви стоит макет Голгофы. К распятому Христу ведет узкий винтовой лабиринт, прихожане поднимаются туда, зажигают свечи и оставляют пожертвования.
Мастерская, где производят фигуры святых. Материалы: бетон, гипс, алебастра. Дешево и сердито. Оно и понятно: христиане в Индии, как правило, принадлежат к бедным слоям населения. Уровень жизни индийских католиков и протестантов таков, что просто нет возможности расходовать средства на благоукрашение храма.
Основные средства христианские общины стараются тратить на людей. В провинциальном городе Элур (площадь – как пол-Мытищ, население – за пол-миллиона) местная христианская община построила и содержит 18 школ и колледжей. На фото — школа Святого Павла, учатся в ней все, не только христиане. Обязательных уроков христианства нет – только для желающих. Разве что монахини, которые возятся с детишками на продленке, могут им истории из Библии рассказывать…
А это – общежитие для парней из деревень, чтобы могли приехать и учиться в городе. Проживать в нем может любой элурский студент, не обязательно христианин.
Пасха в Индии — христианский праздник, посвящённый Воскресению Иисуса Христа из мёртвых. Хотя христиане составляют всего 2.3% населения Индии (это в основном католики и протестанты), но праздничный дух Пасхи здесь заметен. Будучи многоконфессиональной страной, Индия уважает и чтит каждую религию и отмечает Пасху с такой же религиозной торжественностью, как и любой другой праздник. Прочитав статью, вы узнаете историю празднования Пасхи в штате Гоа, а также познакомитесь с тем, как она проходит в Гоа и других частях Индии в настоящее время.
1. Длительные выходные на Пасху в Индии
Католическая Пасха в Индии отмечается по Григорианскому календарю в воскресный день в период с 22 марта по 25 апреля. Дату каждый год надо уточнять. Длительные выходные на Пасху в Индии появились за счёт того, что Страстная пятница была объявлена индийским правительством государственным праздником. Начиная с этого дня индийцы отправляются в путешествие по стране, чтобы насладиться Пасхой, достопримечательностями и прекрасной природой. Самые популярные места отдыха, несомненно, включают экзотические пляжи Гоа, поразительные заводи Кералы и чудесные архитектурные шедевры Андхра-Прадеша
2. Традиции празднования Пасхи в Индии
Традиции празднования Пасхи в Индии был заложены во время португальского и французского присутствия и значительно продвинулись во время британского правления. В настоящее время христианское население Индии составляет 2.3% от всего населения Индии. Однако Пасха празднуется с большим энтузиазмом и религиозной энергией. Пасхальные мероприятия в Индии начинается с Великого поста и завершается Пасхальным воскресеньем.
Основные события Пасхи в Индии приходятся на Страстную пятницу… Огромное количество христиан собирается в церквях, где проходят мессы. В ходе пасхального богослужения священник рассказывает о страданиях, которые Иисус Христос претерпел ради человечества.
В Пасхальное воскресенье верующие также толпятся в церквях для специальных молитв и ритуалов. Одним из них является «Просьба о прощении грехов». Чаще всего христиане в Индии не украшают пасхальные яйца. Однако они хорошо знают о старейшей традиции фестиваля. Индийцы покупают красиво украшенные пасхальные яйца в магазинах и дарят их своим детям.
В рамках праздничных мероприятий люди устраивают семейный ужин, обмениваются пасхальными пожеланиями, а также подарками друг с другом. Шоколадные торты, пасхальные кролики, цветы и красочные фонарики могут быть в качестве подарков близким людям.
Христиане по всей стране, особенно в Мумбаи, Гоа и северо-восточных штатах, делают более сложные приготовления к Пасхальным праздникам. В Гоа Пасхальные события достигают своего великолепия.
3. Как отмечается Пасха в штате Гоа Индии?
В 1510 году португальцы прибыли на западном побережье полуострова Индостан. Здесь появилась Португальская колония, которая в настоящее время является индийским штатом Гоа. Португальцы завезли сюда Христианство, построили храмы и церкви.
В XVIII веке здесь начала закрепляться португальская традиция веселиться перед Великим пасхальным постом. Замечательные карнавалы Марди Гра проводятся перед Постом и в настоящее время. Прочитать о карнавале в индийском штате Гоа можно, перейдя по ссылке ниже…
Читать статью: «Карнавал в индийском штате Гоа»
Набожные индийские христиане посещают церковные службы во время Марди Гра, чтобы исповедать свои грехи и получить прощение.
Главные Пасхальные ритуалы начинаются с четверга, который предшествует Страстной Пятнице. Все церкви в Гоа украшены и переполнены бесчисленными последователями католицизма. В четверг вечером проводится праздник, символизирующий Тайную вечерю Господа Христа. С окончанием этого праздника начинается пост на Пасху.
Самой известной церковью в штате Гоа является Церковь Непорочного Зачатия Девы Марии в Гоа в Индии, которая находится в городе Панаджи. Сотни католических преданных из Гоа собираются там, чтобы послушать мессу. Кроме того, в большинстве церквей проводится специальное дневное служение, на котором священники церквей рассказывают о страданиях, перенесённых Иисусом Христом ради человечества. Месса в основном проводится на языке Конкани, который является государственным языком Гоа.
Одним из других основных мероприятий этого фестиваля является участие в «Пути Креста». Огромный деревянный крест вместе с изображением Иисуса выносят из церкви. Далее осуществляется шествие по улицам города Панаджи к символическому месту распятия Сына Божьего. Оно напоминает христианам о «восхождении Иисуса Христа по тропе на гору Голгофа». Большая толпа участвует в этой церемонии. Шествие сопровождается оркестром. На пути по разным улицам города процессию рассматривают многочисленные люди, принадлежащие к различным религиозным общинам.
В штате Гоа в Пасхальные дни также устраиваются различные уличные спектакли, песни и танцы… Радость и ликование продолжаются здесь неделю или две. Всё это, вне со мнения, привлекает в штат Гоа многочисленных туристов со всех уголков Индии, а также из-за рубежа. Их также влекут шикарные пляжи и тёплое море Гоа.
Вот так Пасха отмечается в Индии!
О христианском Рождестве в Индии вы можете прочитать, перейдя по ссылке ниже…
Читать статью: «Как в Индии отмечается Рождество Христово?»
Пасха: как отмечают другие страны мира?
Как ни странно, Пасха — это не просто христианский праздник, который отмечают традиционные католические страны и православная Россия, это праздник, который очень широко отмечается и во многих других странах мира: в Австралии, Австрии, Аргентине, Армении, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Индии, Италии, Канаде и Коста Рике, а так же в Ливане и Литве, в Нидерландах и Польше, Португалии, Франции, Чехии, Эстонии и даже на острове Ямайка!
Традиционно праздник проходит так: в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома соседей с песнями и поздравлениями. В воскресенье устраивается и первый Пасхальный обед. Обычно во время трапезы подают суп с лапшей. Обязательно на столе присутствуют: яйца, сыр, масло. К этому дню пекут фигурное печенье и булочки.
Обычай красить яйца на Пасху и обмениваться ими изначально появился среди народов Северной Европы и христианской Азии вскоре после принятия новой веры — христианства. Логично, что в странах Южной Европы и, следовательно, в Латинской Америке эта традиция не получила такого широкого распространения.
У многих народов считается, что яйцо, снесенное в последний перед Пасхой четверг, или в Страстную пятницу, не портится. В некоторых семьях его хранят целый год. Есть еще одна интересная примета: в Германии рекомендуют съесть такое яйцо женщинам, которые хотят, чтоб у них родился мальчик. В Болгарии первым окрашенным и еще не высохшим яйцом мажут лбы и щеки детям, чтоб были красивы и здоровы. Девушки дарят пасхальные яйца молодым людям в знак симпатии. В Нидерландах и Бельгии до сих пор верят в защитную силу яиц от молнии и пожара.
Германия
Каждую Пасху в Германии случается шоколадный бум. Все немцы без исключения приобретают и дарят друг другу шоколадных зайцев или яйца, которые в свою очередь, по общегерманскому распространенному мнению, как не странно несут не куры, а (внимание!) всё те же зайцы. И это не первоапрельская шутка.
По народному поверью накануне праздника Воскресения Христова Пасхальный заяц (Osterhase) прячет в траве, в саду или в лесу Пасхальные яйца, которые в дни праздника ребятишки должны отыскать. Впрочем, этим важным делом (прятаньем яиц) не всегда занимался только лишь заяц. Поначалу в древние века он имел приличную конкуренцию. Например, в Тюрингии яйца клал аист, в Вестфалии — лисица, в Саксонии и Голштинии — петух.
Кстати, в средние века Пасхальный заяц даже нередко подвергался гонениям. Он считался символом похотливости. Почему? Наверное, потому, что по весне у зайцев неизменно появляется большой приплод. Что же касается дня сегодняшнего, то ныне Пасхальный заяц – любимец всех детей. В Германии и германоязычных странах он очень популярен. Как и яйцо, он символизирует жизнь и плодородие. Накануне Пасхи зайца можно встретить везде: на шторах и полотенцах, на дверях и окнах. Он бывает шоколадным, плюшевым, деревянным, керамическим и даже из воска.
Когда-то очень давно, в определенные сроки люди должны были платить подати. В те давние времена денег не было, и подати взимались натуральными продуктами. Расплачивались также и яйцами. Чаще всего ими платили за аренду лугов или небольших земельных наделов. Закреплен этот обычай был в старонемецком «яичном законе», согласно которому вносить плату нужно было на Пасху. То есть в то время года, когда куры несутся наиболее интенсивно, а католики постятся. Конечно, «платежные» яйца были тогда не крашеными, а просто белыми, вареными или сырыми. Но уже тогда они имели высокую цену и вполне годились для подарка.
С течением времени яйца стали украшать. Рисовать на них узоры или красить в разные цвета: синие, красные, желтые или даже золотые.
Многие немцы едят на Пасху ягненка. Этот обычай также возвращает к еврейской традиции. В древнем Израиле ягнята были главными жертвенными животными. Сам Христос называется «агнцем Божьим». Религиозные источники пасхальных яиц и пасхального ягненка для многих остаются неизвестными. Кроме того, есть традиции языческого происхождения. Таким примером является пасхальный костер. Огонь должен прогнать злых духов. В горных районах плетут колеса из соломы и хвороста. Их поджигают и спускают по склону горы, чтобы прогнать привидений. Сегодня речь идет в меньшей степени о духах, просто люди встречаются у огня, пьют пиво и общаются.
Праздник начинается в Великий четверг (Gründonnerstag). Он напоминает о последней трапезе, которую Иисус Христос разделил со своими учениками. Далее следует Страстная пятница (Karfreitag). Древневерхненемецкое слово Kara означает «печаль», «забота». Едва ли сейчас кто-то знает об этом, но данное слово знаменует собой этот день. День, когда Христос был распят на кресте. Чтобы не мешать воспоминанию распятия Христа, все дискотеки и танцклубы закрываются, не проводятся спортивные мероприятия, а в театрах идут только «серьезные» постановки. Поздним вечером в субботу христиане собираются в церкви, чтобы в Пасхальную ночь приветствовать воскресение Христа. Пасха – это самый важный праздник христиан. Поэтому Пасхальный понедельник является дополнительным выходным днем.
В Германии существует традиция искать яйца, спрятанные пасхальным кроликом: кто найдет больше.
Ирландия
В некоторых областях Ирландии за две недели до Пасхи, в Пальмовое Воскресенье, дети делают из камешков маленькие гнезда, куда затем всю Страстную неделю прячут собранные гусиные и утиные яйца. В Пасхальное воскресенье яйца съедают все вместе.
Исландия
Основным пасхальным подарком, конечно же, является яйцо, их расписывают вручную специальными кисточками и красками или красят в луковой шелухе и устраивают на верхушке игрушечного цыпленка, что служит символом новой, светлой жизни. Всем знакомым дарятся карточки или открытки с пожеланиями и мудрыми изречениями, которые призваны помочь в дальнейшем данному человеку. Основным блюдом на Пасху считается ягненок, запеченный с овощами и рисом. На десерт подается двухцветное печенье.
Финляндия
Финское название праздника пасхи paasiainen по одной из версий ввел в обиход епископ Микаэль Агрикола, реформатор церкви и основатель финской письменности. Несмотря на то, что в Западной Европе и в России Пасха приходится на разные дни, в Финляндии лютеране, католики и православные всегда празднуют Воскресение Христово в один день — по календарю, принятому в Западной Европе.
Пасха в Финляндии, как и во всем христианском мире, – большой праздник.
Но кроме религиозного начала, финская Пасха включает в себя и другое важное событие – приход весны. В Пасху финны отмечают приход этого долгожданного времени года, несмотря на то, что в марте-апреле в этом северном углу Европы все еще правит зима.
Задолго до Пасхи финские дети высаживают в небольшие горшочки семена ржи. К Пасхе зеленые росточки уже всходят, внося в дома ощущение весны и приближающегося тепла. Проращенная травка также украшает праздничный стол. Кроме нежной зеленой травки дома украшают веточками ивы, березы, живыми тюльпанами, лилиями, нарциссами, которые привозятся из Европы, самодельными цветочными букетами из лент, бумаги, тканей, окрашенных перьев и т.д.
Согласно старой вере, солнце в пасхальное утро, просыпаясь, танцует, от того, что радуется Воскресению Христову.
Сегодня одной из самых веселых детских забав является поиск пасхальных яиц, заблаговременно спрятанных родителями в доме или во дворе. Особенную радость вызывают шоколадные яйца, и не только у детворы. Пасхальными атрибутами также считаются кролик и цыплята.
Более интересна другая пасхальная традиция – фестиваль ведьм. Период со Страстной пятницы до дня Пасхи считается временем злых духов, когда ведьмы и тролли выходят из своих убежищ и крадут удачу у людей, оказавшихся по соседству. Согласно популярной вере, ведьмы — это старухи, продавшие душу дьяволу, их очень боялись, потому что ведьмы могли травмировать людей и домашних животных. Кстати, по поверью, ведьмы едят лягушек. Чтобы отпугнуть их, следовало разжигать костры, пламя которых отпугивает ведьм. Такое колдовство отмечается в Финляндии и в наше время.
Традиционное пасхальное угощение в Финляндии: куличи, пасха и ржаной пудинг – мямми, который можно назвать самым старым и, без сомнения, самым необычным пасхальным финским блюдом.
Австралия
В Австралии популярны пасхальные яйца из шоколада или сахара.
А вот символ этого праздника – не традиционный пасхальный кролик, но местный зверек билби.
Прежде всего потому, что кролик губит урожай фермеров, разрывает землю и уничтожает ее мелких обитателей. А австралийцы дорожат своей флорой и фауной.
Пасхальное меню австралийцев состоит из жареной баранины, говядины или цыпленка с жареными овощами.
На десерт подают традиционное сладкое австралийское блюдо – торт из безе, украшенный земляникой, ананасами и мандаринами. Очень популярны сладкие горячие булочки, которые австралийцы едят на завтрак в пасхальное утро в пасхальное утро перед обязательным посещением церкви.
Австралийская Пасха – это четыре дня отдыха, которые начинаются в Страстную пятницу и заканчиваются в понедельник. Такой длинный уик-энд – отличная возможность устроить себе мини-отпуск или собраться с семьей и друзьями. Пасха – очень популярное время для больших семейных мероприятий – вроде свадеб, крестин или юбилейных вечеров и выгодное время для организаций по предоставлению праздничных услуг.
Болгария
По болгарской традиции, на Пасху выкладывать много крашеных яиц вокруг большого пасхального хлеба. Как и россияне, болгары тоже бьются пасхальными яйцами до тех пор, пока одно из них не треснет, и желают при этом друг другу удачи.
Швеция
В Швеции Пасха не такой большой праздник, как Рождество, но в школах его начинают отмечать еще за неделю до его наступления. Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома пасхальными цветниками – желтого, зеленого и белого цвета. В домах везде устанавливают желтых цыплят в обрамлении цветных перьев.
Пасхальные яйца шведы делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большой красивой конфете.
Шведы едят на Пасху почти ту же пищу, которую они предпочитают на Рождество, но на этот раз гораздо больше уделяют внимания конфетам и другим сладостям.
Франция
На Пасху во Франции принято устраивать пикники, основное блюдо которых – омлет. Иногда даже устанавливают огромную сковороду в центре города, чтобы каждый мог угоститься пасхальным омлетом.
Обязательным подарком на Пасху является красное яйцо. Для французов Пасха — не только религиозный праздник. Не обязательно соблюдать все христианские таинства, чтобы прикоснуться к этим событиям. Французы поздравляют родных, близких, друзей и знакомых даже не столько с религиозными датами, а с чем-то добрым, весенним и радостным. Устраивается семейное застолье с традиционными молитвами и подарками. Главным праздничным блюдом является жареный цыпленок. На десерт принято подавать пирожные с шоколадной начинкой. Дома украшаются красными ленточками и разноцветными гирляндами. Главным символом Пасхи является колокольчик. В этот день его звон можно услышать повсюду, он символизирует продолжение жизни и веселья.
Во многих европейских странах популярным пасхальным персонажем стал кролик, который приносит пасхальные яйца. Объяснение этому тоже уходит глубоко в язычество. По легенде, языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца. Другое объяснение этому феномену более приземлено — когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.
Уже за месяц до Пасхи во всех магазинах Франции начинаются продажи шоколадных яиц, курочек, петухов и кроликов. В день Пасхи, рано утром, родители прячут шоколадные яйца в саду, а дети, проснувшись, находят их под кустами, в цветах, в траве; они складывают найденные яйца в корзинку и лакомятся ими за завтраком.
Америка
В Америке на Пасху очень популярна одна игра: катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются, кто дальше и без остановок сможет прокатить свое яйцо.
Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами.
Дети получают корзинки от пасхального зайчика, который еще ранним утром наполнил их цветными пасхальными яйцами и массой шоколадных конфет
В пасхальное воскресенье американские семейства обязательно посещают церковь, где проходит служба во славу Иисуса Христа. Служба сопровождается коллективным пением.
Канада
На территории Канады, в местечке Вегревилль, расположенном к востоку от Эдмонтона и населенном, в основном, этническими украинцами, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина — 8, а ширина — 5 м.
Эта «писанка» весом около 2270 кг сделана из обломков самолетов, поворачивается по ветру, и видна за многие километры. Обхватить этот шедевр можно лишь вдвадцатером, а разбить — разве что тяжелой артиллерией. Однако же, самым замечательным в нем, по-видимому, является то, что при его изготовлении не пострадал ни один цыпленок 🙂
Англия
Пасха считается одним из самых важных праздников в году. Для многих является более важным религиозным праздником, чем Рождество. Школы закрываются на две недели.
В день Пасхи на рассвете в церквях проходят религиозные службы. В католических храмах проходят концерты органной музыки. В этот день принято надевать новую одежду, что символизирует конец сезона плохой погоды и наступление весны. Пасхальные корзины (Easter baskets), наполненные яйцами, хлебом и другой едой, берут с собой на пасхальную службу, чтобы освятить в церкви. В Пасхальный понедельник принято дарить детям на улицах конфеты и игрушки.
Ребятишки с нетерпением ожидают воскресенья, когда они проснутся и увидят, что пасхальный заяц оставил для них корзинки со сладостями и спрятал яйца, которые они расписывали на прошедшей неделе. Дети по всему дому ищут яйца. Проводятся даже специальные соревнования — поиск яиц («Эггстраваганза» — «Eggstravaganza»), ребенок, который соберет больше всех, получает приз. Такие праздники устраиваются в парках и ресторанах.
По утрам на Пасху дети катают яйца с горы. Это старинная игра. Яйцо, катящееся с горы, символизирует камень, отваленный от Гроба Господня. В Ланкашире устраиваются пасхальные гулянья и «яичные бега»: с холма спускают яйца, сваренные вкрутую, и побеждает тот, чье яйцо докатится до подножия холма первым. Британцы привезли эту традицию и в Америку. Одна из типичных пасхальных традиций сохранилась в Рэдли близ Оксфорда. Прихожане берутся за руки и «обнимают» свой храм — образуют вокруг него живой круг.
В Англии на Пасху собирается вся семья, готовят воскресный обед: запекают барашка со множеством овощей, пекут пасхальный торт (simnel cake), красят яйца. А воскресным утром к чаю подают крестовые булочки hot cross buns.
Хотя численность христиан в Индии составляет примерно 2,5 % от общего населения страны, праздник Пасхи отмечается с пышностью и религиозным рвением.
Христиане по всей стране, особенно в Мумбае, Гоа и Северо-Восточных штатах, тщательно готовятся к празднованию Пасхи. Верующие посещают церкви, где возносят особенные молитвы и совершают определенные ритуалы. Во время Пасхи крашенные яйца и специальные булочки продаются в магазинах и верующие обмениваются ими друг с другом, а также и поздравлениями по случаю праздника.
Венгрия
Это один и самых любимых праздников у венгров, праздник весёлый и жизнерадостный.
По-венгерски пасха называется «хушвет». Это можно перевести как мясоед. То есть – долгожданное чревоугодие после долгого поста. Непременный атрибут венгерского стола в этот день варёная ветчина. В корзине, покрытой нарядным полотенцем или платком, её несут святить в церковь. В воскресенье утром верующие ходят на пасхальное богослужение, а потом семьи собираются за праздничным столом. Традиционные пасхальные блюда венгров – ветчина и калач.
В Венгрии яйца покрывают воском, гравируют, расписывают кистью. Отдельные экземпляры представляют собой подлинные произведения искусства. Согласно церковной символике, яйцо – это знак воскресшего из могилы Христа. В наши дни многие не утруждают себя раскрашиванием яиц, а покупают шоколадные яйца в яркой фольге.
А еще в Венгии существует странная пасхальная традиция — обливание девушек.
Эта традиция называется Húsvéti Locsolás, что, собственно и переводится как «Пасхальное обливание». Ее придерживаются далеко не все жители готической страны Венгрии, а только те, кто еще что-то смыслит в старинных обрядах и нарядах — а таких людей, к сожалению, все меньше и меньше. «Какие еще наряды нужны для того, чтобы тебя облили водой?!», — может подумать читатель. Однако «фишка» пасхальной традиции Húsvéti Locsolás заключается в том, что девушки должны быть полностью одеты, и весьма желательно — чтобы в национальный венгерский костюм.
Коста Рика
В основном люди ходят в церковь на службу, а также устраивают по улицам процессии. Наряжаются кто Христом, кто Марией, кто Понтием Пилатом или римскими воинами, дети — ангелочками. Христа «распинают», и он должен неподвижно стоять чуть ли не целый день под палящим солнцем. В эти дни обычно бывает очень жаркая погода. Носят по улицам украшенные фигуры святых.
В пятницу вся страна парализуется, не работают ни магазины, ни транспорт. (Однако в последнее время уже много больших супермаркетов открыты всегда). В эти дни – очень строгий сухой закон, нельзя нигде достать напитков. Поэтому, естественно, все запасаются и покупают заранее. Очень верующие люди проводят всю неделю в молитвах, по телевидению транслируются только исторические фильмы типа «Клеопатры» или «Спартака».
Многие уезжают на пляж или в горы, поскольку подавляющее большинство населения всю неделю находятся в отпуске, а дети – на каникулах. В воскресенье – кроме службы в церкви, нет никакого праздника.
Литва
Жители Каунаса, возвращаясь с утреннего праздничного богослужения, надолго задерживаются на площади городской ратуши. Там каждый год сооружают огромную Пасхальную пирамиду, которую торжественно открывают городские власти.
Для ее создания используют 30 тысяч крашеных яиц, которые приносят жители, покупает муниципалитет и частные фирмы.
После пасхальных праздников, которые продлятся два дня, «строительный материал» – крашеные яйца – будут распределены по детским приютам, домам престарелых и розданы бездомным.
Ямайка
В пасхальное воскресенье, большинство жителей Ямайки собираются в храмах. Время Великого поста, наконец, закончилась, и набожные люди радуются светлому празднику.
Сдобные булочки с изображениями креста (называемые «бун») и сыр являются типичными пасхальными традициями для Ямайки, как пасхальные яйца и кролик для североамериканцев. Бун – достаточно емкая часть ямайской культуры.
Традиции, связанные с выпеканием сдобных булочек, восходит к древнему Вавилону, когда по легенде сдобные булочки с изображениями креста были предложены людям языческой царицей небесной — Иштар. Древние греки делали аналогичные торты в честь луны. Идеальным дополнением к пасхальным булочкам стал сыр – но сыр не любой, а обработанный специальным способом чеддер. Его нарезают кусками в полдюйма каждый.
Нужно отметить, что традиция угощать друг друга пасхальными булочками пришла на Ямайку из Англии. В Англии сдобные булочки с изображениями креста, которые символизировали Христа, было принято выпекать в пятницу перед пасхой. Когда британцы захватили Ямайку, конечно, эти традиции были переняты коренными жителями острова.
Австрия
Светлейший праздник Пасхи, праздник Воскресения Христова, отмечается в Австрии так же, как и во всем католическом мире и знаменует собой окончание Великого Поста (начинается за 40 дней). Начало Великого поста – Пепельная среда. В древности в католической церкви было принято пепел, оставшийся после сожжения пальмовых ветвей с прошлого праздника Входа Господня в Иерусалим, освящать и раздавать публично кающимся, для того чтобы они посыпали свои головы пеплом. Сейчас же по окончании мессы священник освященной золой наносит на лоб прихожан знамение креста. Это символизирует сердечное сокрушение и покаяние.
На Пасху в Австрии принято дарить шоколад и яйца. В качестве пасхального подарка может служить шоколадное или, например, деревянное, расписанное вручную, яйцо. Часто пасхальные яйца красят в зеленый цвет, т.к. зеленый цвет символизирует Весну и Надежду. Кроме того, Пасха в Австрии — это зайцы, выпеченные из теста, из шоколада, просто игрушечные зайцы.
А в Вене в эти дни проходит «Пасхальный звон», во время которого филармонический оркестр исполняет музыку барокко.
Польша
Здесь празднует Пасху два дня. За столом собираются все поколения одной семьи. Праздничная трапеза начинается с молитвы. Завтрак состоит из освященной пасхи, яиц, хрена, мяса и колбасы. Следующий за Пасхальным воскресеньем – Мокрый понедельник. Поляки щедро поливают друг друга водой, но никто не обижается, все довольны. Считается, что вода приносит здоровье, удачу и прибыль в хозяйстве.
Италия
В Пасхальное воскресенье главной площади Рима собираются тысячи человек, чтобы услышать поздравления Папы.
На Пасху главное блюдо – баранина с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров, соленый пирог с яйцами и сыром. Также на столе должна присутствовать коломба – это что-то вроде нашей пасхи, но с более лимонным ароматом. Часто она покрывается миндалём и миндальной глазурью. На следующий день после Пасхи у итальянцев принято ходить на пикники с соседями и друзьями семьи.
Греция
В Греции Пасха отмечается торжественно, всенародно и церковно. Последняя неделя Великого поста или Страстная неделя наполнена особенно значительными событиями. Так же как и у нас всю неделю совершаются церковные службы, на которые ходят все православные. В Страстную пятницу духовенство и верующие совершают крестный ход с убранной цветами плащаницей.
В субботу совершается самая торжественная пасхальная служба, во время которой все зажигают свечи в полной темноте от единственной горящей свечи и передают огонь от одной свечи к другой. Ровно в полночь, когда священники произносят “Христос Анести!”, что означает “Христос Воскрес!”, свечи сменяют петарды и фейерверки, и в эти минуты вся Греция оглашается радостными криками и всеобщим ликованием. Так начинается Пасха!
Счастливой и яркой вам Пасхи в этом году, друзья!
За последние два года в западной (и российской) прессе развернулась массированная кампания по раскрытию случаев насилия против христианских миссионеров в Индии, осуществлявшихся, по мнению журналистов, индуистскими комуналистами. В этой связи хотелось бы предложить вниманию читателей комментарий представителя ортодоксальных индуистских кругов, профессора Садху Рангараджана, который он дал в ноябре 2011 года.
В современной Индии слова “общий”, “община” используются для обозначения различных религиозных сект: мусульманская община, христианская община, иудейская община. И точно также они говорят и об индуистской общине. Но называть индусов общиной, религиозной общиной — святотатство! Индусы — народ этой земли! Индуизм — это не просто религия, это образ жизни, которому учили великие святые и мудрецы Бхаратаварши (Индии) задолго до того как появились религии и цивилизации в других частях света! Слово “хинду” относится к этой нации! <…> Все, кто почитает эту святую землю Бхаратаварши и поклоняется ей как питри-бхуми (земле предков), карма-бхуми (земле благочестивого труда), мокша-бхуми (земле спасения), дхарма-бхуми (земле религии) — индусы! Поэтому индусы — это патриоты, это нация, это дети Матери-Бхараты, а не просто религиозная община. Но, к сожалению, британцы представили индусов как общину, а после обретения независимости в наше секулярное время мы продолжаем рассматривать их наравне с христианами, парсами и иудеями, как просто одну из общин, отличную от христиан или парсов. Однако, сестра Ниведита (наиболее известная ученица Свами Вивекананды – прим. пер.) писала, что сто лет назад, когда христиане из нашей страны приезжали в Рим, их считали хинду-христианами, сто лет назад, когда мусульмане ехали в Макао, их называли хинду-мусульманами. Слово “хинду” всегда указывало на нашу нацию, а не на религиозную группу. Кроме того, сегодня очень популярен секуляризм. Но под солнцем нет иной более секулярной религии или философии, чем индуизм <…>
“Точно так же, как нисходящий с неба дождь собирается в реки, а реки собираются в океан, всё поклонение (всем Божествам) в конце концов, приводит к Единой Высшей Реальности!”
Благодаря этой философии, когда много лет назад евреи пришли на нашу землю как беженцы из Израиля, индусы оказали им радушный приём в Кочине, и махараджа Кочина предоставил им участок земли, чтобы построить их синагогу. Когда арабские купцы прибыли в Каликут, индуистский царь Каликута дал им землю, чтобы построить мечеть, дабы они совершали там свой намаз. Когда христиане пришли в Травенкур, местный махараджа дал им землю для постройки церквей! Почему? Потому что мы, индусы, верили в существование единой для всех Высшей Реальности, находящейся за пределами всех имён и форм, так что мы приняли (мы не просто “терпимо относились”, а именно приняли все религии как различные пути к Единой Высшей Реальности! Но, к сожалению, те, кто пришёл на нашу землю под личиной купцов и беженцев, однажды сели нам на шею и начали унижать нас.
Когда Свами Вивекананда возвращался из Чикаго в Индию (через Лондон), однажды он стоял на борту судна, и какие-то христианские “падре” стали пренебрежительно отзываться об Индии, говоря всякие глупости о нашей религии, о наших Богах и Богинях. Свамиджи какое-то время сохранял молчание. Но когда они дошли до того, что заявили, что, мол, Индия — грязная страна, Свамиджи подошёл, схватил одного из них за воротник и сказал:
“До сего момента я терпел всю чушь, которую вы несёте, но ещё одно слово о моей Родине — и я выброшу вас за борт!”
(Бурные аплодисменты). Таким был Свами Вивекананда. Послание, которое он оставил для нас, таково:
“Мы, индусы, толерантны. Но эта толерантность не означает, что мы должны позволять разрушать нашу культуру и наследие!” <…>
Но что делают наши власти? Недавно они приняли такой закон: если какой-то агрессор, скажем, христианский проповедник, придёт к вам домой или в вашу деревню и станет оскорблять вашу культуру, вашу Родину, ваших Богов, и вы вышвырнете его, то это будет расценено как насилие по национально-религиозному признаку! Вы подняли руку на представителя другой религии, на представителя меньшинств, и вас арестуют! Несколько лет назад, а, точнее, пятьдесят лет назад, когда я ещё был молодым человеком, в Шри Рангаме (штат Тамил-Наду), в храме Бога Ранганатхи (Вишну) проходил большой религиозный праздник. На него пришла группа христианских проповедников со своими Библиями, музыкальными инструментами и прочим. Они разместились прямо напротив южного гопурама храма и принялись вопить: “Грешники, Иисус пришёл, чтобы спасти вас!” В те дни я был молодым человеком и участвовал в группе волонтёров, которые помогали контролировать поток паломников, направлявшихся к главному алтарю. Я подошёл к этим христианам и спросил: “Что здесь происходит?’ Они ответили что, мол, Иисус пришёл спасти. Я решил, что стоит преподать им урок и сказал: “Нет смысла стоять на улице, идите прямо в храм, там уже собралось много паломников”. И эти тупые христиане направились к главному алтарю и стали раздавать там свои листовки. Тогда наши ребята зашли внутрь, отобрали у них их Библии и материалы и вышвырнули их на улицу. Пришла полиция и стала спрашивать, как мол, вы могли применить против них насилие, и я ответил, что перед входом в храм висит табличка, на которой крупными буквами написано, что только индуисты могут заходить в храм, а эти люди проникли внутрь и мы получили полное право вышвырнуть их. Мы не верим в слепую ахимсу (ненасилие)! <…> Свами Вивекананда говорил, что нельзя сдаваться перед несправедливостью и оскорблениями. Сегодня миссионерство – угроза для индийской нации. Кто стоит за миссионерами? Мы видим столько христианских церквей от Каньякумари до Кашмира. А знаете ли вы, сколько денег эти церкви и христианские миссионеры получили только за прошлый год, за один прошлый год? Согласно документам Всемирного Совета Церквей и Евхаристического Конгресса, за один год, за один единственный год 1 миллиард 700 миллионов рупий были инвестированы в миссионерство на нашей земле! И куда идут эти деньги? Они передаются бедным и отверженным людям в обмен на обращение в другую религию!
Итак, все деньги приходят из-за рубежа. И это происходит повсюду от Каньякумари до Кашмира. Недавно в Кашмире одного христианского миссионера поймали мусульмане, имамы, за то, что он пытался обратить группу мусульман в христианство. Его немедленно отвели в мечеть и заперли там. Его арестовала не полиция, а мусульманская община, имамы, и, как сообщила газета Indian Express, его вывели на улицу и наказали по законам шариата. Спрашивается: Джамму и Кашмир – часть Пакистана или Хиндустана? Часть Индийской Республики? Но наши законы там не действуют: мусульмане могут взять в руки закон и сказать, мол, мы хотим сохранить нашу культуру и нашу идентичность. Но когда мы, индуисты, протестуем против миссионерства, нас называют комуналистами и обвиняют в насилии! Пришло время пробудиться! Мы больше не должны терпеть!
Во время своего визита в Индию Папа Иоанн Павел II заявил, что до 2020 года Индия станет “землёй Христа” <…> Мои дорогие друзья, здесь рядом есть магазин общества евангельской литературы, сходите туда и приобретите тоненькую брошюру “Божьи чудеса в Майсуре”. В этой книжке они хвалятся, что 90% населения Майсура и Нагаленда, уже обращены в христианство. С какой целью? Там очень чётко говорится, что они хотят создать христианский штат в Индии. Оказывается, цель христиан – не проповедь религии, не спасение бедных и отверженных, не достижение небес Иисуса Христа, а дезинтеграция нации, разделение нации, создание ещё одного Пакистана – теперь они хотят создать Христианистан! <…> Сегодня наша страна находится в очень большой опасности. Западноевропейские общины сделали её должником, что позволяет им контролировать руководство её правящей партии. И делают они это путём крупных капиталовложений…
Об авторе: профессор Садху Рангараджан – основатель Sister Nivedita Academy, президент храма Шри Бхарат Мата Мандир (Бангалор). С 1988 года ведёт активную политическую и духовно-просветительскую деятельность как в Индии, так и за её пределами. Является членом Вишва Хинду Паришад, Раштрия Самайямсевак Сангхи, Медицинской миссии Вивекананды и других организаций. Будучи учеником Его Святейшества Шри Йоги Рамсураткумара, он получил высокую оценку ведущих деятелей современного индуизма: Свами Чидананды Сарасвати, Свами Чинмаянанды Сарасвати и прочих.