300 километров в час, полные баки горючего, шанса развернуться на полосу нет. 15 августа отныне — второй день рождения у всех, кто рано утром поднялся на борт аэробуса рейсом Москва-Симферополь «Уральских авиалиний». Перелет занимает порядка двух часов. Этот длился немногим более минуты и вошел в историю. Иначе как чудом не называют посадку большого тяжелого лайнера на кукурузное поле рядом с аэропортом «Жуковский» после столкновения на взлете с птицами.
Вспышки пламени из двигателя. Натужный набор высоты. 226 пассажиров, среди них много детей. На отдых в Крым летели семьями. И семь человек экипаж. Спасены все. Пилоты и бортпроводники — герои.
Эти кадры сделаны в салоне А321 через секунды после взлета. Кто сидит у иллюминаторов на уровне крыльев, видят, что двигатели вышли из строя. Все ощущают запах гари в салоне и сильнейшую тряску, как во время турбулентности. Борт больше не набирает высоту.
«Примерно через секунд пять после взлета самолет начало очень жестко трясти, после этого начали мигать лампы с правой стороны самолета, и запахло гарью», — вспоминает мальчик.
«Прямо вот даже оторваться от земли не успели, прямо вот когда мощный набор вот-вот, вот максимум скорости — и что-то вот такое. Мы все подумали, что в яму попали», — рассказывает Светлана Бабина.
На борту 226 пассажиров и семь членов экипажа. Обычно в экстренной ситуации бортпроводники или пилоты озвучивают команды по громкой связи. Но на этот раз, по словам пассажиров, объявлений не было — все и так понимали, что самолет вот-вот столкнется с землей.
До того как самолет пропал с радаров — только минута в небе. Возможности вернуться в Жуковский не было. Теперь уже известно, что на самом взлете в борт врезались птицы. Возможно, самый момент кому-то из пассажиров удалось занять стаю через иллюминатор. Чайки разбили оба двигателя. Экипаж заглушил моторы и перекрыл подачу топлива, чтобы не допустить горения в небе. Шасси убраны. Самолет садится на брюхо.
Вот как об этом рассказывает второй пилот Георгий Мурзин: «По факту, после взлета попала птица в двигатели, и левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попал, и обороты работали нестабильно, потом второй двигатель тоже заглох, тяги не хватало. И высота плавно падала. И приземлились, собственно, в поле на ручном, командир взял управление».
Скорость — несколько сот километров в час. В баках — тонны топлива.
«Два хлопка — и звук падения самолета. Начал набирать, резко опускается, хорошо, что пилот заглушил двигатели, и мы потихонечку начали приземляться», — рассказывает Юлдашев Ильшат.
«Люди испугались, мы предполагали, что мы разобьемся, никто не выживет, то есть это так. Просто это какое-то чудо, и спасибо командиру экипажа, что это было все профессионально, что мы остались живы», — говорит Ирина Бутенко.
Место для посадки — то, что оно такое нашлось — и то сродни чуду. Это ж как повезло с полем — всюду так и сяк, а тут так, и помогло посадить самолет. 60 секунд полета, а после еще столько же на то, что бы покинуть самолет. Открыты все восемь люков по четыре с каждой стороны, не заклинили, сработали трапы — всех оперативно эвакуировали.
«Стюардессы, эти девочки, которые сняли с себя туфли и буквально босиком бегали по этому полю в своих колготках, по кукурузному полю, спрашивали, кому нужна помощь, то есть абсолютно потрясающая работа экипажа», — говорит Артемий Поляков.
«Мы прыгали с этого самолета и кричали все: быстрее, быстрей, потому что думали: сейчас взорвется. Сейчас взорвется, а жить-то хочется», — вспоминает Людмила Горячая.
«И знаете, действия всего экипажа были очень слаженные, то есть мы где-то меньше минуты находились после полной остановки, меньше минуты мы находились в салоне. То есть где-то секунд через 30-40 уже были открыты все люки, уже начали надуваться трапы. Сначала была небольшая, наверное, неразбериха, суматоха, но быстро всех успокоили, сказали, потихонечку, по одному все выходим и ну, в целом все хорошо. Мы живы!» — говорит Леонид Еремин.
Видео снято сразу после посадки одним из пассажиров. Уже ясно, что выжили все и понятно, кого за это надо благодарить — экипаж, который даже в тот момент оставался в самолете.
В седьмом часу бортпроводники и пассажиры группами, помогая друг другу, выбираются к ближайшей дороге.
Навстречу уже выезжали спасатели и врачи. В небо поднялись вертолеты. Тем временем чудом спасшиеся люди будили звонками родных.
Вскоре к ним присоединяются следователи. Каждый пассажир — свидетель этого чуда над Жуковским.
«Экипаж принял единственно верное решение — посадить самолет в поле. Нужно представить их к наградам», — считает руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.
Все живы. Все второй раз родились. У каждого пассажира сегодня должен был начаться долгожданный отпуск. Путешествие в Крым. Кто цел, от планов отправиться к морю не отказывается. Правда, многие теперь говорят, что поедут туда на машинах. И все же сегодня часть тех, кто оказался готов снова сесть в самолет, вылетели в Симферополь.
«Я себя героем нисколько не ощущаю»
Самолет A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», следовавший из Москвы в Симферополь, совершил аварийную посадку около 07:00 утра 15 августа на кукурузном поле в Подмосковье. Из 233 находившихся на борту (226 пассажиров и 7 членов экипажа) за медицинской помощью обратились 55 человек, 29 из них доставили в больницу, одного пассажира госпитализировали. Большинство людей, ознакомившихся с подробностями случившегося и действиями пилотов, называют летчиков настоящими героями. Даже пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отметил, что в Кремле поступок командира воздушного судна и второго пилота сочли героическим. Однако Дамир Юсупов и Георгий Мурзин в беседе с журналистами скромничают и героизма не признают.
Дамир Юсупов, командир воздушного судна: «Подготовка воздушного судна, посадка проходили в штатном режиме. Запуск двигателей произошел, вырулили на исполнительный старт, получили разрешение на взлет. Выполняли взлет, фактически сразу после отрыва самолета появилась неустойчивая работа двигателей, сначала левого двигателя, потом правого. Обороты стали падать. Самолет был тяжелый, мощности двигателей не хватало для продолжения полета и даже для удержания той высоты, которую мы к тому моменту заняли. Высота была незначительная. Первоначально появилось решение развернуться, посадить самолет, но когда увидели, что второй двигатель тоже отказывает, было только одно решение: сажать самолет. Перед нами было поле. Каждые полгода у нас есть занятия на тренажере, на котором мы отрабатываем штатные и аварийные ситуации, поэтому морально и профессионально были к этому готовы. У нас в Екатеринбурге имеется свой тренажер, своя школа подготовки летного состава. Благодаря этим навыкам нам удалось успешно, без серьезных повреждений для пассажиров, посадить самолет».
Георгий Мурзин, второй пилот: «После взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, тяги не хватало, высота плавно падала. И приземлились в поле. Командир взял управление».
Дамир Юсупов: «Я увидел, что передо мной пересеченная местность — овраги, озера, поля. Я принял решение, что безопаснее сажать самолет без шасси, потому что с выпущенными шасси самолет может просто закопаться в землю, перевернуться, и последствия, я думаю, могли быть еще хуже.
Самолет был полностью управляемым по продольному боковому каналу. После отказа обоих двигателей, когда пошло устойчивое снижение самолета, я понял, что касание с землей уже неизбежно, поэтому предпринял попытки как можно мягче посадить самолет, чтобы касание произошло с наименьшей вертикальной скоростью.
После полной остановки самолета и выполнения необходимых процедур была дана команда на эвакуацию пассажиров. Большое спасибо всем бортпроводникам, они очень оперативно сработали, дали надлежащие команды, выпустили надувные трапы и смогли эвакуировать пассажиров из самолета и увести их на безопасное расстояние. Отдельное спасибо второму пилоту, который мне оказывал непосредственную помощь, подсказывал, давал команды, озвучивал параметры работы двигателей.
С мегафоном я не стоял, скорее всего, это был старший бортпроводник. После чего он зашел в кабину и доложил, что все эвакуированы, жертв нет. Я почувствовал, конечно, большое облегчение, что у нас все хорошо.
После эвакуации пассажиров я вышел из самолета и осмотрел внешние повреждения. Удостоверился, что все на безопасном расстоянии. Вернулся в кабину и оттуда позвонил жене.
Я себя героем нисколько не ощущаю, потому что выполнял то, что должен был выполнить: спасал самолет, пассажиров, экипаж.
Конечно, я планирую продолжить полеты. Просто пока еще рано говорить о каких-то причинах этой аварии, сейчас проходит судебное расследование, этим занимается следственный комитет, собирает необходимые доказательства. Я думаю, что какое-то непродолжительное время я буду отдыхать без полетов, а в дальнейшем, конечно, планирую продолжить летать. Ситуация неприятная, но она не отбила у меня желания летать».
Позже на пресс-конференции Дамир Юсупов принес пассажирам извинения. «Пассажирам единственное что могу сказать: немножко виноват, что их не доставил к месту назначения (в Симферополь). С некоторыми беседовал, когда обходил самолет».
Пилотов-героев, посадивших Airbus в поле под Москвой, предложили наградить
Airbus A321 «Уральских авиалиний», выполнявший рейс Москва — Симферополь, совершил аварийную посадку в поле Раменского района Московской области. Пилотам пришлось экстренно принимать решение после столкновения самолета со стаей птиц.
Сегодня, 15 августа, 226 пассажиров рейса «Уральских авиалиний» и семь членов экипажа могут смело праздновать второй день рождения. Профессиональные действия пилотов спасли всем жизнь. При вылете лайнера из Москвы в его турбину попали чайки, из-за этого у аэробуса отказали двигатели. Самолет пропал с радаров.
Самолет приземлился в поле СК РФ
Капитан экипажа решил совершить экстренную посадку. С выключенными двигателями и убранными шасси он приземлил судно прямо посередине кукурузного поля в подмосковном Жуковском. Самолет совершил аварийную посадку с полными баками топлива. Часть из него разлилась в поле. Однако пожар удалось предотвратить.
Пассажиры покинули самолет по надувным траппам. К тому времени на место стянули пожарные машины и скорую помощь. Очевидцы снимали всё происходящее на видео. Люди вышли на дорогу, еще не осознав чудесного спасения. «Товарищи, все целы?» — спросил медики. «Да», — ответили в толпе пассажиров.
В Раменскую центральную районную больницу доставили 23 человека, в том числе девять детей и беременную женщину. Одни получили травмы при жесткой посадке, другие неудачно спустились по надувному траппу. После осмотра практически всех отпустили. Госпитализация понадобилась только одному пассажиру — 69-летней женщине. У нее небольшие травмы, не представляющие опасности для жизни, сообщили в пресс-службе Министерства здравоохранения.
Глава Минздрава Вероника Скворцова отметила, что избежать погибших и пострадавших помогли профессиональные действия членов экипажа. Пилоты удачно посадили лайнер, а бортпроводники грамотно организовали эвакуацию.
Все пассажиры и члены экипажа остались живы Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Лайнер получил серьезные повреждения. Многие активисты уже выступили за то, чтобы наградить членов экипажа. В Общественной палате даже предложили снять о них фильм.
«Командиром воздушного судна был Дамир Юсупов. Именно благодаря профессионализму и слаженным действиям самолет удалось посадить без трагических последствий. Дамиру Юсупову — 41 год. Общий налет составляет более 3 тысяч часов», — сообщает ТАСС со ссылкой на гендиректора авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергея Скуратова.
Интересно, что Юсупов получил юридическое образование. Он работал в администрации Самарской области. В 32 года мужчина отказался от этой карьеры и пошел учиться на пилота. В 2013 году он с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. В 2018 году окончил Ульяновский институт гражданской авиации имени Бугаева по направлению «Аэронавигация».
Второй пилот — 23-летний Георгий Мурзин — в 2017 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Он имеет более 600 часов налета.
Дамир Юсупов и Георгий Мурзин Соцсети
Член Комиссии при президенте России по развитию авиации, заслуженный пилот Юрий Сытник и преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Анатолий Костылев назвали героями пилотов, посадивших самолет A321 на кукурузном поле в Подмосковье. Сытник призвал присвоить пилотам А321 звания Героя России за спасение жизней 233 человек. В губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев предложил представить весь экипаж к наградам.
Стюардесса — тот самый человек на борту, который знает, что делать и поможет спастись. Героини нашей статьи исполнили свой долг и спасли пассажиров ценой собственной жизни.
Ранее в Италии, у острова Горгона, потерпел крушение вертолет, на борту которого находилась 28-летняя российская бегунья Екатерина Кархина. В июне в Бурятии при крушении самолета Ан-24 погибли два пилота и пострадали 22 пассажира.
Интересно…
Хочу знать все, что происходит в жизни звезд. ОК Я соглашаюсь с правилами сайта Спасибо. Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.