Содержание
- О ЦЕРКОВНЫХ ЗАПИСКАХ
- Зачем в храмах пишут записки?
- Как правильно написать в храме записку?
- Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
- До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
- Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
- Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?
- Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
- Что такое «заказная обедня»?
- Что такое сорокоуст и как его заказать?
- Что такое годовое, полугодовое поминовение?
- До какого возраста ребенок считается младенцем
- Почему в Церкви различают возраст детей
- Младенец – отрок – юноша
- Праведный Арте́мий Веркольский, отрок
- Праведный Артемий Веркольский
О ЦЕРКОВНЫХ ЗАПИСКАХ
Зачем в храмах пишут записки?
Записка о здравии и упокоении – это разновидность общей молитвы, усилие помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви.
Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь ему известно, какая помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.
Как правильно написать в храме записку?
Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10-15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».
Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии за тех людей, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.
Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное при Крещении.
Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?
В записках пишу только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егора в Крещении нарекают именем Георгий; Светлана нарекается обычно Фотинией в честь святой преподобной Фотинии Палестинской или Фотиной в честь мученицы Фотины Самаряныни; Оксана – Ксенией в честь святой преподобной Ксении или блаженной Ксении Петербургской.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.
Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.
Что такое «заказная обедня»?
Народные названия не всегда точно обозначают суть явлений, событий, предметов. Обедней в народе называют Литургию – по времени ее совершения и по обычаю древних христиан после Литургии собираться на совместную трапезу. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки подаются в алтарь до начала службы, прочитываются поименно, с изъятием частиц из просфор на проскомидии, подготовительной части Литургии, затем эти имена молитвенно произносятся на ектении во всеуслышание диаконом, повторяются у престола священником (если нет диакона, то только священником), а после Литургии еще поминаются о здравии на молебне и о упокоении на панихиде.
Однако в разных храмах и практика поминовения по запискам может быть различной.
Что такое сорокоуст и как его заказать?
Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.
Что такое годовое, полугодовое поминовение?
Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).
До какого возраста ребенок считается младенцем
Рубрика: Церковный этикет
Почему в Церкви различают возраст детей
В Православной Церкви существуют определенные правила. Как прихожанин должен себя вести во время богослужений, как следует поститься и молиться, как подготовиться к исповеди и причастию. И многие другие моменты, связанные с церковной жизнью, подробно описаны. Но эти правила в основном составлены для взрослых людей. “А как же вести себя в духовном плане детям? С какого возраста ребенок осознанно грешит и как на это реагировать взрослым? Когда нужно приучать ребенка к исповеди? До какого возраста ребенок считается младенцем?” – эти вопросы актуальны для каждого православного родителя.
“Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” (Мк.10:13 – 16).
Младенец в храме
Младенец – отрок – юноша
Сразу отметим, что не существует отдельного сформированного устава относительно детей как участников церковной жизни. Но существуют нормы поведения и установившиеся традиции, как должен себя вести ребенок в различные периоды своего взросления.
В православии существует определенная система детских возрастов: младенец – отрок – юноша. В Православной Церкви человек воспринимается как развивающаяся личность. Поэтому и подход к духовному воспитанию ребенка в разных его возрастах имеет существенные различия.
Святой Иоанн Кронштадский говорил: “Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, …греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях…”.
Младенец
До какого возраста ребенок считается младенцем? Младенцем в христианстве принято считать ребенка, не достигшего семилетнего возраста. Существует богословская точка зрения, что до 7 лет ребенок носит в себе зародыш греха, но еще не несет за него личной ответственности. То есть с самого раннего возраста плохие поступки ребенка связаны с его природными склонностями. Он не руководствуется моральными нормами, о которых еще ничего не знает.
Такие черты характера, как злость, раздражительность, эгоизм, мстительность, зависть присущи и маленьким детям. Но взрослый человек способен контролировать свои эмоции, справляться с ними, понимает, что такое грех и покаяние. Маленькому ребенку этому только предстоит научиться с помощью родителей и других взрослых.
Именно по этим причинам младенцам до 7 лет разрешается приступать к причастию без исповеди. Надо помнить, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то взрослеет быстрее, а кто-то лишь к 10 годам осознает, что такое грех и может приносить покаяние в содеянном. Поэтому лучше со своим духовником или священником, к которому ходите на исповедь, обговаривать, как поститься и когда начинать исповедоваться подросшему младенцу.
Также детям до 3 лет можно не соблюдать пост, в том числе и перед причастием. После трехлетнего возраста в этом вопросе существуют значительные послабления.
Еще один тревожащий родителей момент – в какое время приходить на утреннее богослужение и приводить ребенка. Большинство священников сходятся во мнении, что в первое время после крещения младенца можно приносить в храм непосредственно перед причастием, постепенно увеличивая время нахождения на богослужении. Родителям следует наблюдать, сколько времени ребенок может спокойно, не капризничая, проводить в храме. Если же младенец плачет и бегает во время богослужения, тем самым мешая молиться окружающим, лучше выйти на улицу и успокоить.
Отрок
До скольки лет ребенок считается отроком? С 7 до 14 лет ребенок является отроком. Именно 7 лет принято считать отправной точкой во взрослении ребенка. Он уже может делить свои поступки на хорошие и плохие. Он уже способен нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому следует попробовать подготовить ребенка к исповеди, объяснить смысл покаяния и поста.
При подготовке к первой исповеди ребенок вместе с родителями должен проанализировать свои поступки. А в дальнейшем приучать его к самостоятельности в столь важном делании. Но все дети индивидуальны. И если очевидно, что 7-летний ребенок еще не готов к самостоятельной Исповеди, не дозрел до нее, не нужно настаивать. Нужно постараться неспеша подготовить его к Исповеди.
Возраст отрочества является очень важным в формировании как в целом личности, так и православного христианина. Родителям важно прививать отроку любовь к богослужениям и молитве, к посту и чтению Священного Писания. Но самое главное – это своей жизнью показывать пример, как должен жить настоящий христианин. Без личного примера родителей любое православное воспитание обречено на провал.
Юноша
С какого возраста отрок в православии становится юношей? В 14 лет наступает церковное совершеннолетие. С этого возраста юноша считается взрослым человеком, который уже прошел стадию наивного, детского мышления, но еще не достиг мудрости мужа.
Молодые люди открыты новым познаниям и с юношеским максимализмом готовы перенимать опыт от авторитетных для них людей. Поэтому очень важно, чтобы родители и священнослужители таковыми для юношей и были. В этом возрасте часто возникает первый “кризис веры”, который нужно принять как неизбежную данность. В это время важно не отвратить юношу от Церкви своими неосторожными действиями.
Разумеется, такое возрастное деление условно. Не нужно распространять принцип, до какого возраста ребенок считается младенцем, на всех детей. Взросление каждого отдельного ребенка происходит разными темпами. Важно уделять неокрепшему уму должное внимание, постепенно объясняя что такое хорошо, а что плохо. Затем что такое грех и покаяние. Что значит брать ответственность за свои поступки и так далее. И тогда есть надежда, что духовное семя упавшее на благодатную почву, пусть не сразу, но принесет добрые плоды.
Как сказал Христос: “Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать” (Мф, 13:23).
Праведный Арте́мий Веркольский, отрок
Конда́к 1
Избра́нному пра́веднику, ди́вному предста́телю пред Бо́гом, пресве́тлому свети́льнику се́верныя страны́ на́шея, боголюби́вому и боголюбе́зному о́троку Арте́мию, благоде́тельными чудотворе́нии утеша́ющему и наставля́ющему покланя́ющихся с ве́рою святе́й ра́це твое́й, благода́рственная воспису́юще, ра́достно и торже́ственно взыва́ем:
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
И́кос 1
А́нгельский нра́в и ду́шу непоро́чную име́я от святы́я купе́ли креще́ния, избе́гл еси́ обы́чных све́та сего́ су́етств и собла́знов, чу́жд бы́л еси́ претыка́ний и паде́ний, вта́йне чи́стым се́рдцем моля́ся к Еди́ному Всеблаго́му Бо́гу ми́лостиво взира́ющему на кро́тких и смире́нных. Сего́ ра́ди единогла́сно вопие́м ти́:
Ра́дуйся, между́ челове́ки ди́вное явле́ние святы́ни;
ра́дуйся, Отцу́ Небе́сному возлю́бленный.
Ра́дуйся, Сы́ну Бо́жию вожделе́нный;
ра́дуйся, Свято́му Ду́ху сосу́де драги́й и чи́стый.
Ра́дуйся, Цари́цы Небе́сныя пла́менный почита́телю;
ра́дуйся, святы́м А́нгелом и́стинный дру́же и единонра́вниче.
Ра́дуйся, пра́ведником святы́м все́м слико́вниче;
Ра́дуйся, Це́ркве Христо́вой украше́ние.
Ра́дуйся, де́лателю благи́й, в ма́ле ве́рный, над мно́гим поста́вленный:
ра́дуйся, вше́дый в ра́дость Го́спода твоего́.
Ра́дуйся, нося́й вене́ц нетле́ния:
ра́дуйся, просла́вленный от Го́спода Бо́га дарова́нием исцеле́ний.
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
Конда́к 2
Ви́дя чистоту́ се́рдца твоего́ благопромысли́тель Бо́г, призира́ющий всеви́дящим о́ком Свои́м на всю́ тва́рь, испо́лни ду́шу твою́ благода́ти Своея́ от чре́ва ма́тере. Прославля́я у́бо Его́ ди́вное и благо́е о тебе́ промышле́ние, пое́м о тебе́ хвале́бно: Аллилу́иа.
И́кос 2
Вкуси́в во мла́дости блаже́ннаго жития́ твоего́ сла́дость Боже́ственныя благода́ти, чу́ждый мирски́я уте́хи отроко́в, ты́ бы́л еси́ потае́нный се́рдца челове́к в нетле́нном украше́нии кро́ткаго и молчали́ваго ду́ха, е́же е́сть, по Апо́столу, пред Бо́гом многоце́нно. Приими́ у́бо от певце́в твои́х хвалу́ сию́:
Ра́дуйся, смире́ннаго и благода́тнаго о́трочества Христо́ва подража́телю:
ра́дуйся, благода́ти Бо́жией храни́телю.
Ра́дуйся, роди́телей твои́х почита́телю:
ра́дуйся, в дому́ о́тчем о́браз кро́тости и послуша́ния.
Ра́дуйся, све́рстников твои́х приме́р благонра́вия:
ра́дуйся, храни́телю чистоты́ се́рдца.
Ра́дуйся, сокруше́ния серде́чнаго таи́нниче:
ра́дуйся, прия́тное благоуха́ние духо́внаго умиле́ния.
Ра́дуйся, не прии́мший иску́са мирски́х сласте́й:
ра́дуйся, от грехо́вных страсте́й свобо́ду улучи́вый.
Ра́дуйся, благогове́йное отроча́, стяжа́вшее ду́ха стра́ха Бо́жия:
ра́дуйся, боголюбе́зное ча́до, па́че жи́зни твоя́ возлюби́вшее Христа́ Бо́га.
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
Конда́к 3
Си́лою Всесвята́го Ду́ха укрепле́нный, блаже́нне Арте́мие, прия́в несокруши́мый щи́т ве́ры, и непобеди́мое ору́жие животворя́щий Кре́ст Христо́в, зна́мение стра́шное для злы́х духо́в, сохрани́л еси́ себе́ це́ла и невреди́ма от злоко́зненных си́х враго́в, поя́ Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 3
Име́я всегда́ и во все́м упова́ние на Бо́га промысли́теля, и в убо́зем о́тчем дому́ пребыва́я, в по́те лица́ твоего́ приобре́л еси́ пропита́ние; но лише́нный земны́х бла́г, по во́ли Бо́жией, яви́лся еси́ прича́стником ве́чных Небе́сных бла́г, пра́ведне Арте́мие. Похваля́я у́бо твою́ нищету́, лише́ния и ну́жды, приве́тственно вопие́м ти́:
Ра́дуйся, о́бразе кро́тости и трудолю́бия:
ра́дуйся, нищету́, на́с ра́ди обнища́вшаго, Христа́ Бо́га возлюби́вый.
Ра́дуйся, жите́йских зо́л неприча́стный:
ра́дуйся, грехолю́бных коры́стей чу́ждый.
Ра́дуйся, за лише́ние земно́е уте́шенный ра́йскими наслажде́нии:
ра́дуйся, за кро́тость и смире́ние, насле́дниче Ца́рствия Небе́снаго.
Ра́дуйся, за ну́жды вре́менныя сподо́бивыйся изоби́лия бла́г ве́чной несконча́емой ра́дости:
ра́дуйся, за чистоту́ се́рдца удосто́ивыйся лицезре́ти Бо́га вме́сте со святы́ми А́нгелы.
Ра́дуйся, не прилага́вый се́рдца к благо́м ми́ра сего́ непостоя́нным:
ра́дуйся, иска́вый Небе́сных нетле́нных бла́г в моли́тве дома́шней и церко́вней, и в обще́нии Та́ин Христо́вых.
Ра́дуйся, испо́лненный Боже́ственныя любве́:
ра́дуйся, прича́стниче безсме́ртныя трапе́зы.
Ра́дуйся, стяжа́вшый смире́нием высо́кая и нището́ю бога́тая, по подража́нию святи́телю Никола́ю:
ра́дуйся, хра́ма его́ в жи́зни твое́й моли́твенник бы́вый.
Ра́дуйся, я́ко мзду́ мно́гу прие́мый от Го́спода Бо́га на Небесе́х.
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
Конда́к 4
Бу́ря страсте́й и треволне́ний жите́йских не пости́же тя́, име́ющаго в се́рдцы твое́м ми́р Бо́жий, всели́выйся бога́тно в тя́, блаже́нне Арте́мие; ве́три непостоя́нных уче́ний, не волнова́ли ми́рной души́ твоея́. Сего́ ра́ди явля́я я́ко Ио́сиф, ми́р бра́тии твое́й, прове́л еси́ дни́ живота́ твоего́ в ми́ре, тишине́ и безмо́лвии, и ми́р Бо́жий, обита́яй в глубине́ ду́ха твоего́, возбужда́л пе́ти тя́ непреста́нно Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 4
Слу́шая от зако́на Бо́жия словеса́ жи́зни ве́чныя, име́я пома́зание от Свята́го Ду́ха, ве́дал еси́ благи́м чу́вством вся́, не тре́буя, да кто́ учи́т тя́, но я́ко то́ само́ пома́зание уча́ше тя́ о все́м, по сло́ву возлю́бленнаго ученика́ Христо́ва; воскрили́вся же Боже́ственным дарова́нием отроча́ мла́до, возне́слся еси́ на высоту́ христиа́нскаго благоче́стия и кро́тости, Бо́гу возлю́бленне Арте́мие. Сего́ ра́ди ди́вное о тебе́ смотре́ние Бо́жие сла́вяще, со дерзнове́нием вопие́м ти́:
Ра́дуйся, спаси́тельнаго внима́ния себе́ ди́вный на́м приме́ре:
ра́дуйся, молча́ния о́бразе.
Ра́дуйся, му́дрости духо́вныя све́тлое зерца́ло:
ра́дуйся, исто́чниче исцеле́ний.
Ра́дуйся, чудотво́рче преди́вный:
ра́дуйся, сокро́вище целому́дрия.
Ра́дуйся, цве́те чистоты́ и незло́бия:
ра́дуйся, неви́нности сосу́де.
Ра́дуйся, цве́те а́нгельския пра́ведности:
ра́дуйся, многоце́нный ка́меню ра́йския жи́зни.
Ра́дуйся, сия́ние небе́сных све́тлостей.
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
Конда́к 5
Живоно́сный то́к благода́ти Христо́вой восприя́в благи́м и до́брым се́рдцем, пра́ведне Арте́мие, устреми́лся еси́ соверше́нно в сле́д Христа́ Спаси́теля на́шего, и восхища́яся бога́тством бла́гости, прему́дрости и человеколю́бия Бо́жия, явле́ннаго в искупле́нии гре́шнаго челове́чества, пламене́л еси́ любо́вию к Спаси́телю на́шему, и во умиле́нии се́рдца воспева́л еси́ Ему́: Аллилу́иа.
И́кос 5
Ви́девше купножи́тели твои́ преспева́юща тя́ благоче́стием и ра́зумом, пра́ведне Арте́мие, прославля́ху благоволе́ние Бо́жие, утаева́ющее от прему́дрых и разу́мных бога́тство благода́ти и ве́дения ея́, по сло́ву Спаси́теля, и открыва́ющее та́ младе́нцем. Те́мже и мы́, ра́дующеся написа́нию и́мени твоего́ на Небесе́х, с утеше́нием возно́сим тебе́ хвале́бныя пе́сни:
Ра́дуйся, избра́нный сосу́де Бо́жия благода́ти:
ра́дуйся, прия́телище даро́в Ду́ха Свята́го.
Ра́дуйся, испо́лненный дарова́ния чуде́с исцеле́ний:
ра́дуйся, Вы́шния Прему́дрости Бо́жия прие́мниче.
Ра́дуйся, ра́зума духо́внаго сокро́вище:
ра́дуйся, благи́й для на́с сове́тниче.
Ра́дуйся, испо́лненный спаси́тельнаго ве́дения:
ра́дуйся, пла́меню неугаса́яй любве́.
Ра́дуйся, всесве́тлая звездо́, блиста́ющая на тве́рди церко́вней:
ра́дуйся, отра́до печа́льным.
Ра́дуйся, немощству́ющих врачу́:
ра́дуйся, обурева́емых помо́щниче.
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
Конда́к 6
Пропове́дник пе́рвый просла́вленнаго те́ла твоего́, кли́рик це́ркви святи́теля Никола́я, ища́ в лесно́й ча́щи плодо́в земны́х, обре́те сокро́вище неоцене́нное, нетле́нныя мо́щи твоя́, пра́ведне Арте́мие, чрез три́десять три́ ле́та не поврежде́нныя преме́нами стихи́й, и с благода́рным чу́вством прекло́нь коле́на, восклица́ше к Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 6
Возсия́л еси́ в пусты́ннем ме́сте де́бри лесны́я, я́коже у́тренняя звезда́ по́сле мра́ка нощна́го, и просвети́л еси́ ско́ро населе́ние градо́в, дре́вния Кевро́ли, Пине́ги, Арха́нгельска, Во́логды и дале́ких стра́н, сия́нием благоде́тельных чуде́с твои́х. И ны́не никто́же умолчи́т вопи́ти тебе́:
Ра́дуйся, вели́кое свети́ло, просвеща́ющее тму́ неве́дения:
ра́дуйся, сокро́вище духо́вное, ве́рных богатя́щее.
Ра́дуйся, чи́стая струе́ благода́ти Бо́жия:
ра́дуйся, стране́ твое́й се́верной сла́во и утвержде́ние.
Ра́дуйся, я́коже чи́стый А́нгел, поя́й пе́сни Богокра́сныя, и руководя́й к тому́ оби́тель твою́:
ра́дуйся, чи́стая пти́це, в гне́зда небе́сная прия́тая.
Ра́дуйся, я́блоко благово́нное, ве́рных ду́шы благоуха́ющее:
ра́дуйся, прекра́сная ли́лие услажда́ющая сердца́ ве́рных.
Ра́дуйся, млада́я ве́тве ра́йскаго дре́ва, израсти́вшая сла́дкий пло́д духо́вный Пресвяте́й Тро́ице:
ра́дуйся, немерца́ющая луче́ Правосла́внаго уче́ния.
Ра́дуйся, ма́слино Це́ркве Христо́вы, источа́ющая на́м ди́вный еле́й ми́лости Бо́жией:
ра́дуйся, виногра́дная лозо́, напая́ющая на́с отра́дным упова́нием на спаси́тельная обетова́ния.
Ра́дуйся, смоко́внице, сла́достию свое́ю грехо́вную го́речь отража́ющая.
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
Конда́к 7
Хотя́щу Всевы́шнему мироправи́телю призва́ти своего́ пра́ведника в небе́сныя ски́нии, ма́нием от престо́ла велеле́пныя Его́ сла́вы, возшуме́ над земле́ю бу́ря, стра́шно возгреме́ли гро́ми, возблиста́ и разлия́ся ужа́сно, я́ко пла́мень, мо́лния, и в прикоснове́нии у́жаса ко вну́тренним чу́вством ю́наго о́трока, взята́ А́нгелы душа́ пра́ведника, срета́емая Безпло́тными Си́лами, ра́дующимися о дру́зе свое́м, и в весе́лии воспе́вшими Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 7
Ди́вно бы́сть твое́ призва́ние в Небе́сный Иерусали́м; от земна́го бо труда́ на ло́но Авраа́мово, и от малолю́днаго ме́ста в преми́рную сла́ву вели́чественно пренесена́ бы́сть блаже́нная душа́ твоя́, пра́ведне Арте́мие, возду́ху шумя́щу, гро́мом и мо́лниям свирепе́ющым, и вода́м от движе́ния ве́тра, я́ко рука́ми, пле́щущым. Те́мже и мы́ лику́юще, воспое́м:
Ра́дуйся, но́вый о на́с к Бо́гу предста́телю:
ра́дуйся, в ве́чный покро́в Присноде́вствующия Цари́цы вше́дый.
Ра́дуйся, А́нгелом собесе́дниче:
ра́дуйся, Рая́ Небе́снаго жи́телю.
Ра́дуйся, безстра́стия насле́дниче пра́ведный:
ра́дуйся, све́детелю на́м жи́зни безсме́ртныя.
Ра́дуйся, избежа́вый возду́шных истяза́телей, пораже́нных стрела́ми мо́лний при твое́м отше́ствии на Не́бо:
ра́дуйся, не узре́вый ме́рзких де́монских зра́ков.
Ра́дуйся, ра́йская ве́тве, благоуха́нием веселя́щая:
ра́дуйся, благово́нная еде́мская ро́зо, ду́шы на́ша благоуха́ющая.
Ра́дуйся, прекра́сный гро́зде, на трапе́зе царе́вой положе́нный:
ра́дуйся, те́плый на́ш моли́твенниче.
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
Конда́к 8
Стра́нно и недоуме́нно твое́ воспита́ние, пра́ведниче; ра́зума бо Бо́жия испо́лнился еси́, святы́ни ду́ха дости́гл еси́, ни от кого́ же из челове́к учи́выйся; сокрове́нно бы́ло от совреме́нников и для ни́х ди́вно твое́ в ю́ных ле́тех благоче́стие и преставле́ние твое́. Но чу́дная твоя́ исцеле́ния, и разли́чная чудоде́йствия возно́сят на́ша гла́сы к славосло́вию о тебе́ Бо́жию, е́же непреста́нно и ра́достно пе́ти: Аллилу́иа.
И́кос 8
Ве́сь бы́л еси́ в Бо́зе богомы́слием, и укрепля́емый Бо́жией благода́тию, непристу́пен яви́лся еси́ кова́рному зми́ю, наблюда́ющему пя́ту ше́ствующих те́сным путе́м. Руководи́ у́бо и на́с непреткнове́нно ходи́ти путе́м за́поведей Христо́вых, да благода́рно вопие́м ти́:
Ра́дуйся, путеводи́телю на́ш ди́вный:
ра́дуйся, кро́ткий наста́вниче все́х спаса́емых.
Ра́дуйся, пе́рсте Бо́жий, указу́яй на́м го́рняя:
ра́дуйся, гла́се Небе́сный, зовы́й все́х на по́двиги спасе́ния.
Ра́дуйся, чи́стая голуби́це, иму́щая ве́твь ра́йскую:
ра́дуйся, духо́вная ла́стовице, показу́ющая в нетле́нии весну́ гряду́щаго ве́ка.
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
Конда́к 9
Все́ естество́ А́нгельское, в ра́достный тре́пет прише́д, воздаде́ хвалу́ Бо́гу: Свя́т, Свя́т, Свя́т Госпо́дь Савао́ф, егда́ неви́нная и чи́стая душа́ твоя́, неврежде́нно от мно́гих страхова́ний бесо́вских, и перенесе́нная в преми́рную жи́знь, поклони́ся Триипоста́сному Божеству́, воспе́вши Ему́ со все́ми святы́ми: Аллилу́иа.
И́кос 9
Вети́и многослове́снии, не могу́щии усмотре́ти о́ком ра́зума, омраче́ннаго го́рдостию и страстьми́, прему́дрости Тво́рческия в устрое́нии вселе́нныя, не мо́гут уразуме́ти прославле́ния моще́й свята́го уго́дника Бо́жия. Мы́ же соверше́нною ве́рою в простоте́ се́рдца возглаша́ем тебе́, просла́вленный моли́твенниче на́ш:
Ра́дуйся, преда́вый ве́рным в зало́г любве́ нетле́нныя своя́ мо́щи:
ра́дуйся, уверя́я на́с в и́стине Воскресе́ния и жи́зни ве́чныя.
Ра́дуйся, испо́лнивый на себе́ сло́во Бо́жие: храни́т Госпо́дь вся́ ко́сти пра́ведных:
ра́дуйся, утверди́вый исполне́нием сло́во Христа́ Бо́га: вла́с главы́ ва́шея не поги́бнет.
Ра́дуйся, с че́стию принесе́нный из де́бри в правосла́вный хра́м для о́бщаго чествова́ния и поклоне́ния:
ра́дуйся, свиде́тельствуемый от Го́спода Бо́га да́ром чудотворе́ний.
Ра́дуйся, я́ко чи́стая ра́ка святы́х моще́й, и ны́не привлека́ет сердца́ обе́тных страннолю́бцев на поклоне́ние тебе́:
ра́дуйся, яви́вый и́стину слове́с Писа́ния: в па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, и пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, и я́ко ке́др и́же в Лива́не умно́жится.
Ра́дуйся, загражда́яй уста́ пререка́ющая:
ра́дуйся, обуздова́яй язы́к неве́рия и хулы́.
Ра́дуйся, смиря́яй горды́ню дерза́ющым на святы́ню:
ра́дуйся, ра́зум кичли́вый пленя́яй в послуша́ние Христо́вой ве́ры.
Ра́дуйся, в ду́се блаже́нныя простоты́ и незло́бия дости́гнувый Не́ба.
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
Конда́к 10
Спасти́ хотя́щаго вся́каго челове́ка, и́скренно моли́л еси́ наста́вити тя́ на пу́ть спасе́ния, и благода́тию Бо́жиею озари́вшею тя́, прише́л еси́ в Небе́сный Иерусали́м, иде́же узре́в лице́м к лицу́ Того́, Его́же И́мя, я́ко ми́ро излия́нное, та́мо воспева́еши непреста́нно сла́ву Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 10
Стена́ тве́рда и несокруши́ма огра́да оби́тели, свято́му и́мени твоему́ посвяще́нней, су́ть неусы́пныя твоя́ к Бо́гу моли́твы, святы́й пра́ведный Арте́мие. Те́мже живу́щии в не́й благода́рно возно́сят к тебе́ гла́сы:
Ра́дуйся, храни́телю на́ш кре́пкий:
ра́дуйся, неусы́пный защи́тниче на́ш.
Ра́дуйся, наста́вников на́ших охраня́яй от па́губных бе́дствий:
ра́дуйся, испуща́яй на враго́в стре́лы стра́ха.
Ра́дуйся, щи́те тве́рдый па́че ме́дянаго:
ра́дуйся, броне́ пра́вды, отража́ющая каменомета́ния а́дских му́ринов.
Ра́дуйся, оби́тели мона́хов и все́й стране́ на́шей похвало́ и утвержде́ние:
ра́дуйся, тружда́ющихся по́моще.
Ра́дуйся, молчали́вых и кро́тких ра́досте:
ра́дуйся, больны́х исцеле́ние.
Ра́дуйся, немощны́х укрепле́ние:
ра́дуйся, уны́лых бо́дросте.
Ра́дуйся, скорбя́щих утеше́ние.
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
Конда́к 11
Пе́ние на́ше хвале́бное тебе́, живу́щему во сла́ве Отца́ све́тов, ны́не возсыла́емое, недосто́йно е́сть, я́ко от нечи́стых усте́н возноси́мое; но са́м прииди́ посреде́ на́с, неиждива́емый исто́чниче чистоты́ и целому́дрия, очи́сти на́ша сердца́ и ду́ши помышле́ния, да тебе́ ра́ди благоприя́тно бу́дет совоку́пное на́ше восклица́ние Всеще́дрому Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 11
Све́том за́поведей Бо́жиих озаре́нный измла́да, ско́ро возше́л еси́ к Триипоста́сному Све́ту, пред Ни́мже хода́тайствуеши и о на́шем просвеще́нии, о не́мже умоля́юще, с любо́вию вопие́м ти́:
Ра́дуйся, звездо́ невече́рняго све́та:
ра́дуйся, луче́ све́та, согрева́ющая на́шу хла́дность.
Ра́дуйся, свеще́, просвеща́ющая на́шу темноту́:
ра́дуйся, я́ко о́гнь возгрева́яй на́с к любви́ возлюби́вшаго на́с Христа́ Бо́га.
Ра́дуйся, мы́сленно прикаса́яйся, я́ко у́гль, хла́дным сердца́м:
ра́дуйся, злата́я лампа́до, возжже́нная для умилостивле́ния Пра́веднаго Судии́.
Ра́дуйся, свети́льниче духо́вный, освеща́яй ве́рным пу́ть спасе́ния:
ра́дуйся, о́гненная пе́щь, пожига́ющая те́рние грехо́в на́ших.
Ра́дуйся, горни́ло, куря́щее моли́твенный арома́т:
ра́дуйся, кади́ло издаю́щее ди́вное смире́ния благоуха́ние.
Ра́дуйся, горя́яй пла́меню, истребля́яй нече́стие.
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
Конда́к 12
Благода́ть Боже́ственную испроси́ на́м святы́й уго́дниче Бо́жий, да при́сно покрыва́ет на́с от враго́в ви́димых и неви́димых, да научи́т ны́ подража́ти тебе́ в чистоте́ а́нгельской и незло́бии, да напра́вит сердца́ на́ша к смире́нию, покая́нию и неосла́бному исполне́нию за́поведей Христо́вых; да да́рует на́м христиа́нскую кончи́ну и безбе́дно проведе́т на́с чрез возду́шный пу́ть, да сподо́бимся та́мо узре́ти сла́ву Вели́каго Бо́га, ве́чно пе́ти Ему́: Аллилу́иа.
И́кос 12
Пою́ще тебе́ ны́не, а́ще и недосто́йныя, но усе́рдныя хвалы́ бре́нными и нечи́стыми усты́, благогове́йно мо́лим тя́, святы́й пра́ведный Арте́мие: при́зри на мно́гия на́ша не́мощи душе́вныя и теле́сныя, и пода́ждь на́м по́мощь к соверше́нию до́брых де́л, и ко всегда́шнему прославле́нию свята́го твоего́ и́мени, вопию́щым ти́:
Ра́дуйся, во́ине Царя́ ца́рствующих:
ра́дуйся, слуго́ Го́спода госпо́дствующих.
Ра́дуйся, ра́бе ве́рный Владе́ющаго вся́ким созда́нием:
ра́дуйся, венча́нный венце́м нетле́ния от Сама́го нетле́ннаго Бо́га.
Ра́дуйся, укра́шенный нетле́нною диади́мою Ца́рствия Христо́ва:
ра́дуйся, облече́нный в блестя́щую порфи́ру за чистоту́ се́рдца и незло́бие.
Ра́дуйся, прие́мый от руки́ Бо́жия пе́рстень сыноположе́ния:
ра́дуйся, насле́дниче Небе́снаго Ца́рствия.
Ра́дуйся, предста́телю мо́щный, спобо́рствуяй правосла́вному царю́ на́шему на ра́тующих:
ра́дуйся, вождю́, спосо́бствуяй неви́димо во бране́х на́шему во́инству.
Ра́дуйся, защища́яй преде́лы на́шего Оте́чествия тве́рдым щито́м твоего́ покро́ва:
ра́дуйся, спасе́ния на́шего споспе́шниче и хода́таю твои́ми ко Го́споду Бо́гу о на́с гре́шных моли́твами.
Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.
Конда́к 13
О преди́вный уго́дниче Бо́жий и прелюби́мый чудотво́рче, Арте́мие! Ра́ди ми́лости Бо́жия и предста́тельства Влады́чицы, мо́лим твою́ святы́ню, ми́лостив бу́ди святе́й оби́тели твое́й, и все́м призыва́ющым тя́ с любо́вию и упова́нием. По свое́й чистоте́ и пра́ведности, испроси́ у Го́спода Бо́га проще́ние на́ших прегреше́ний и ре́вность к до́брым дело́м, да про́чее вре́мя живота́ на́шего поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́, и сподо́бимся на Стра́шнем Суде́ одесну́ю ста́ти Судии́, Христа́ Бо́га на́шего, и во ве́ки веко́в с тобо́ю пе́ти Человеколю́бцу Бо́гу: Аллилу́иа.
Этот конда́к читается трижды, затем и́кос 1-й и конда́к 1-й.
Моли́тва
Святы́й уго́дниче Бо́жий, пра́ведный Арте́мие, при́сный храни́телю святы́я оби́тели, твои́м и́менем укра́шенной, и бли́зкий защи́тниче всего́ се́вернаго кра́я Росси́йския страны́! При́зри ми́лостивно на усе́рдную моли́тву на́с гре́шных, и твои́м благомо́щным предста́телством испроси́ на́м у Го́спода проще́ние согреше́ний на́ших, преспе́яние в ве́ре благоче́стии, и огражде́ние от ко́зней диа́вольских. Моли́ Го́спода, стра́ждущую страну́ Росси́йскую от лю́тых безбо́жник и вла́сти и́х да свободи́т, и да возста́вит престо́л правосла́вных царе́й; ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли де́нь и но́щь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный во́пль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т на́ш, да пода́ст и все́м лю́дем ми́р, тишину́ и нелицеме́рное послуша́ние, да сподо́бит все́х на́с получи́ти, по христиа́нской кончи́не, Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси́ пра́веднии, вме́сте с тобо́ю, ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Праведный Артемий Веркольский
Святой праведный Артемий, Веркольский чудотворец, родился в 1532 году в селе Верколе, в Двинском краю, по реке Пинеге, версты на две вверх по течению от Кевролы . Родители его, – отец Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария – были крестьяне того села.
Они воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском. С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту.
Однажды, будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома – и блаженный отрок пал мертвый .
Так милосердный и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные обители душу праведного раба Своего.
Односельчане Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим, наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным; его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое.
Однажды летом Агафоник, дьячок церкви св. Николая чудотворца в селе Верколе, ходил по тому лесу, собирая грибы, увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок, подошел и обрел его нетленное тело. Он тотчас поведал о том веркольским крестьянам. Но те, по неразумию своему, взяли просто тело Артемия, безо всяких почестей привезли его к своей приходской церкви и положили на паперти, прикрыв гроб берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока .
Но Господь благоволил прославить угодника Своего в стране Кеврольской: от мощей его начали источаться неоскудные исцеления болящим. В том году, попущением Божиим, в Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби Каллиник молился об исцелении сына, потом пошел в церковь, приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв бересты, покрывавшей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди умиравшего сына. Больной выздоровел. Обрадованный Каллиник рассказал о том всем своим односельчанам, которые с радостью собрались в церкви святителя Николая и начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемии. И умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро прекратилась.
С того времени чудеса святого Артемия стали умножаться. У некоего человека, по имени Павла, от тяжкого недуга, так скривило шею, что голова повернулась лицом назад и глаза закрылись. В такой беде Павел обратился с горячею молитвою к Богу и праведному Артемию, – и голова больного выпрямилась, глаза открылись. Исцеленный поспешил рассказать всем в своем селе о случившемся. После того при церкви св. Николая веркольцы устроили особый придел, куда перенесли из паперти мощи Артемия, положив их в новый гроб. Это было в 1584 году.
Когда принесли в придел мощи блаженного отрока, пришла туда женщина с расслабленным младенцем, попросила отслужить молебен, приложила своего отрока ко гробу Артемия, – и больная рука отрока исцелела. Около того же времени один крестьянин Андрей и крестьянка Ирина, страдавшие глазами, получили здравие и ясное зрение от прикосновения к священной раке новоявленного чудотворца. Одна женщина, по имени Мария, страдавшая сорок лет болезнью желудка, столь тяжкою, что она от чрезмерных страданий часто обмирала часа на два, или на три, услыхав о чудесах, истекавших от мощей Артемия, обратилась к нему с молитвой и получила скорое исцеление.
Видя умножающиеся от мощей исцеления, два священника, Иоанн и Фома, велели написать на досках старой гробницы несколько икон праведного Артемия. От досок тех остались стружки. Иерей Иоанн тщательно собрал эти стружки и положил на хранение при церкви. Благочестивые чтители праведного Артемия, с верою бравшие те стружки, получали исцеление от своих недугов.
Один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г. привез в Великий Устюг одну из таковых икон Артемия, и от того образа многие получили тогда исцеление.
В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм в день памяти святителя и чудотворца Николая, 6-го декабря . Несколько времени спустя, пришел в Верколу Иларион Артемиев, житель города Холмогор, и поведал, что он долго был болен глазами, ничего не видел и жестоко страдал, так что пытался в отчаянии удавиться, и только подоспевшие соседи помешали этому. Прослышав о чудесах, истекающих от мощей праведного Артемия, он обратился к нему с усердною молитвою о своем исцелении.
«В тот же час, – рассказывал исцеленный, – я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом – в правой. Он осенил меня крестом и сказал:
– Человече! что ты страдаешь? Восстань: Христос, чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам.
При сих словах, праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его».
Особенно замечательно было чудо с одним крестьянином из села Кивокурья, Устюжского уезда, Патрикием Игнатьевым. Он с детства тяжко страдал от грыжи. Услыхав о чудесах праведного Артемия, он с верою помолился ему, положил обет приложиться к его гробу и выздоровел, но потом забыл о данном им обете.
Спустя несколько лет, он снова почувствовал приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнее прежнего. Патрикий обратился опять с молитвою к праведному Артемию и вспомнил о своем неисполненном обете. Молитва болящего была услышана, но Патрикий опять забыл о данном им обете. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнил о своем неисполненном обете, горько раскаялся и обещал неотложно исполнить долг свой. Праведный Артемий снова избавил Патрикия от недуга, и исцеленный с радостью поспешил в Верколу ко гробу Артемия, заказал отслужить молебен ему, со слезами облобызал многоцелебный гроб его и исповедал пред всеми о происшедшем чуде и своем греховном забвении.
В 1636 году в марте месяце ехал в Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Афанасий Пашков. По дороге он остановился в Верколе, но у раки мощей праведного Артемия не был и благодарственного молебна ему не служил. В Кевроле сын его, отрок Иеремия, тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Тогда отец вспомнил, что не отслужил молебна праведному Артемию, и дал обет отправиться на богомолье в Верколу. И вот внезапно лежавший в тяжелом забытьи сын Пашкова сам поднялся с постели и, держась за оконце, стал спрашивать своего отца, каким путем ехать им к праведному Артемию. Дивясь тому, отец привез сына в Верколу. Здесь отслужили по обету молебен, взяли бересты с гроба Чудотворца, чтобы больной носил ее на груди вместе с крестом, и отрок выздоровел. Благодарный отец создал в Верколе, на месте обретения мощей Артемия, храм в честь соименного праведному отроку мученика Артемия.
Спустя некоторое время, храм в Верколе сгорел, – обгорели и мощи праведного Артемия. Местный священник Лаврентий и прихожане Веркольского села для ограждения мощей Артемия от таких несчастных случаев, устроили над ними особую часовню, положили их в новую раку и покрыли новым покровом.
После того от гроба чудотворца стали истекать новые чудотворения. Так, некоего Симеона Казаринова праведный Артемий спас от потопления. После Ильина дня он плыл на судне вместе с своими товарищами по Северному Ледовитому океану из Мангазеи в Архангельск. Вдруг наступила жестокая буря, и судну стало угрожать скорое крушение. Плывшие пришли в ужас и отчаяние. Не видя себе ни откуда никакой надежды на спасение, они стали готовиться к смерти и, в ожидании ее, прощаться друг с другом. Потом они опомнились и стали со слезами молиться Господу Богу и праведному Артемию о своем спасении, обещаясь отслужить благодарственный молебен угоднику Божию. И, по молитве их, море утихло, и утопавшие избегли неминуемой погибели.
Слава исцелений от мощей праведного Артемия распространилась далеко. Новгородский митрополит Киприан послал снова освидетельствовать его нетленные мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу.
В 1648 году в Кевролу была прислана грамота царя Алексия Михайловича, на имя тамошнего воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи, которые, согласно царской грамоте, и были на следующий год перенесены туда и положены в построенной еще воеводой Пашковым церкви святого мученика Артемия. При сем от святых мощей истекали многоразличные исцеления всем, с верою притекавшим к ним. Собравшийся во множестве народ вознес теплые моления Христу Богу и Его святому угоднику праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу, прославляя благодать Божию, в нем явленную на утешение всем православным христианам. Впоследствии мощи праведного Артемия, по случаю пожаров, трижды выносили из храма обители, пока, наконец, не был построен в 1793-м году в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, в котором мощи его и были положены .
Тропарь, глас 2:
Вышняго повелением тученосным облаком небо помрачившим, и молниям блистающим, грому же возшумевшу с прещением, испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, о иже верою и любовию приходящим к тебе, подая исцеление всем неотложно, и моляся Христу Богу, спастися душам нашим.
Величание:
Величаем тя, страстотерпче Христов, Артемие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Кондак, глас 8:
Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия: богоданная благодать яко реки изливает, от святоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я, и взывающе: радуйся, Артемие богомудре.
Примечания:
Составлено по разным спискам древнего жития.
Пинега – река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль – главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь – село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу.
Кончина прав. Артемия последовала 23 июня 1545 года.
Мощи праведного Артемия были обретены в 1577 году.
Макарий был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных.
Мангазея – урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея – первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601-м году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы.
Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23-го июня и 20-го октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: «иже со отцом своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы». – В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре.
Житие в изложении святителя Димитрия Ростовского