Содержание
- Москва, пожаром обновленная
- Не сгоревшие в огне
- Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (1420-1425 гг.)
- Успенский собор Московского Кремля (1479 г.)
- Грановитая палата (1487 – 1491 гг.)
- Храм святого мученика Трифона в Напрудном (1492 г.?)
- Английский двор в Зарядье (XV в.)
- Сушило (солодежная) Симонова монастыря (XVI–XVII вв.)
- Дом Ростопчина (XVII– XVIII вв.)
- Палаты Голицыных (конец XVII — начало XVIII вв.)
- Церковь Зачатия Анны, что в Углу (середина XVI в.)
- Театр Позднякова (XVIII в.)
- Презентация «Восстановление Москвы после пожара 1812 года» презентация к уроку по мхк на тему
- immortal_ru
Москва, пожаром обновленная
После пожара 1812 года, грабежей французов, подрыва зданий Арсенала, Новодевичьего монастыря и кремлевских стен первым в город въехал отряд под командой прапорщика Языкова, который и узнал о том, что она снова пуста. Вначале въехавшие в Москву казаки принялись грабить то, что осталось от французов. Следом за ними потянулись в город подмосковные крестьяне, «чтобы захватить недограбленное». Актер Сила Сандунов (создатель и ныне знаменитых Сандуновских бань, построенных на полученные Сандуновым в подарок к свадьбе от императорицы Екатерины брильянты) невесело писал: «Из русских ничего не сделаешь. Лишь только облетела московские окрестности молва, что французов нет в Москве, со всех сторон нахлынули крестьяне с возами. Поднялся ужасный грабеж». Лишь на третий день возвращения русских в древнюю столицу грабежи были прекращены и в большой церкви Страстного монастыря была устроена Божественная литургия, к которой созывали людей все уцелевшие в Москве колокола.
Изгажена Москва была французами до крайности. Общеизвестно, что в церквах французы держали лошадей. Но, кроме того, в церквах же у них были казармы, плавильные горны, где они делали из церковной утвари серебряные и золотые слитки. Уже позже было подсчитано, что в 1812 году в Москве из каменных 9158 домов уцелело 2626, а из 8520 магазинов — 1368. Из 290 храмов сгорело 127, а остальные были разграблены и изуродованы. Только на улицах (кроме колодцев, погребов и ям) валялось 11 959 человеческих трупов и 12.546 лошадиных. Ущерб оценивался в 320 миллионов рублей.
Полиция начала составлять опись бесхозного имущества. На нее же были возложены обязанности по раздаче бесплатной пищи нуждающимся. Тогда же было создано «Сословие попечителей призрения разоренных от неприятеля в 1812 году» — организация, собиравшая пожертвования, хранившая и выдававшая их по рассмотрении прошений. «Сословие» находилось под покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны, о расходовании денег попечители отчитывались лично перед царем. Хотя «Сословие» должно было заботиться обо всех пострадавших, но большая часть из 6 миллионов 364 тысяч рублей, выданных к моменту закрытия «Сословия» в августе 1817 года, досталась все же погорельцам Москвы. В декабре император ассигновал на помощь московской бедноте два миллиона рублей, а в феврале 1813 года еще два миллиона были пущены на покупку хлеба казенным (государственным) крестьянам Московской губернии.
25 декабря 1812 года Александр Первый решил воздвигнуть в Москве храм Христа Спасителя. Император, воспринимавший противостояние с Наполеоном как Божью кару за убийство отца, видел в победе над завоевателем еще и то, что Бог его все-таки простил.
В это время город уже восстанавливался сам по себе. Этот процесс решено было взять под контроль, и, если уж можно начать город буквально с чистого листа, сделать здесь в прямом смысле город-сад. В феврале 1813 года император Александр учредил «Комиссию для строения в Москве», которая была учреждением не бюрократическим, а скорее производственным: комиссия имела в распоряжении пять кирпичных заводов и несколько «стройбатов», солдаты которых использовались на стройках как чернорабочие. Для финансирования работы Комиссия получила беспроцентную ссуду на пять лет в размере пяти миллионов рублей.
Архитектор Вильям Гесте спешно готовил генплан обновленного города, но император его не утвердил, сочтя, что генплан Гесте не соответствует духу города (до этого Гесте сделал генплан Царского Села и Саратова, на которых трудно научиться столичному размаху).
Разработкой нового генплана Москвы занимался Егор Челиев, директор первого отделения чертежной при комиссии для строений в Москве. (Интересно, что именно в это время Челиев изобрел цемент (то, что сейчас известно как портланд-цемент), который успешно применялся на восстановлении зданий Москвы и прежде всего Кремля. В 1825 году Челиев издал книжку «Полное наставление, как приготовлять дешевый и лучший мертель, или цемент, весьма прочный для подводных строений, как-то: каналов, мостов, бассейнов и плотин, — подвалов, погребов и штукатурки каменных и деревянных строений», где описан способ приготовления цемента путем обжига смеси извести (или мела) и глины с последующим измельчением обожженного продукта. Однако в полном соответствии с русскими традициями она оказалась забыта, и изобретателем цемента считался англичанин Аспри, сделавший это через 11 лет после Челиева. Только в 1948 году книгу Челиева нашли и хотя бы на словах установили историческую правду).
Чтобы в отсутствие генплана Москва не пала жертвой стихийной застройки, Комиссия разработала альбомы «образцовых проектов», по которым москвичам надлежало строить свои дома. (В общем-то, это была уже «типовая застройка», от которой недалеко и до «Иронии судьбы»). Если кто-то хотел хоть чем-то отличаться от соседей, то все изменения надлежало согласовывать с архитекторами комиссии. Проект городского особняка разработал Осип Бове, который уже в 1814 году стал в Комиссии заведующим «фасадической части», а фактически – главным архитектором восстанавливаемой Москвы. Город был поделен на четыре части, из которых Бове достался центр — Тверская, Арбат, Пресня и Новинская улица. Кроме итальянца Осипа Бове, новую Москву создавали швейцарец Доменико Жилярди и русский Афанасий Григорьев. Интересно, что в отличие от Гесте, которому было к тому времени за шестьдесят, эти трое были молоды: Бове в 1813 году было 29 лет, Жилярди – 28, а Григорьеву – 32.
Современник писал о Москве: «С нами совершаются чудеса божественные. Топор стучит, кровли наводятся, целые опустошенные переулки становятся по-прежнему застроенными». В Москве к тому времени находилось более 60 тысяч крестьян и мастеровых – каменотесы, каменщики, штукатуры, маляры, плотники.
Впервые после войны царь приехал в Москву только 15 августа 1816 года, после Венского конгресса. Тогда же Александр I подписал указ и план восстановления и благоустройства Москвы. Земляной вал был роздан владельцам домов с требованием огородить новоприобретенные участки заборами и тумбами и разводить «садики во всю длину мест своих перед домами на валу, дабы со временем весь проезд вокруг Земляного вала с обеих сторон был между садами». Так в Москве возникла Садовая улица.
В воспоминаниях Елизаветы Яньковой, видевшей все это своими глазами, написано: «когда Москва начала отстраиваться, весь город по сю сторону Москвы-реки был точно как черное большое поле со множеством церквей, а кругом обгорелые остатки домов. Москву в таком разгроме было больно видеть, не верилось, чтоб она когда-нибудь и могла опять застроиться. Но нет худа без добра: после строительства улицы стали шире, те, которые были кривы, выпрямились, и дома начали строить больше все каменные, в особенности на больших улицах».
Так и получилось: из худа вышло добро. В 1817 году был, наконец, утвержден генеральный план восстановления Москвы, главной идеей которого было создание города-монумента во славу величия Российской империи. Строить в центре, внутри Садового кольца, деревянные дома запрещалось. Вокруг Кремля создавалась система площадей, а реконструированная Красная (до пожара на всем ее пространстве стояли деревянные торговые ряды) становилась главной площадью города. Торговля была перемещена в специально отстроенное здание Торговых рядов с куполом и парадным портиком (эти ряды шли вдоль Кремлевской стены, там, где сейчас Мавзолей и кладбище советской знати). Земляные укрепления (остатки бастионов, возведенных еще Петром Первым на случай прихода шведов) вокруг Кремля были срыты, его ров засыпан, а на этом месте разбит бульвар.
Тогда же на колокольне Ивана Великого был установлен новый Успенский колокол – прежний был сброшен французами и раскололся. Когда решено было колокол перелить, на завод купца Богданова, где плавили металл для колокола, толпами пошли москвичи: они бросали в печь деньги, подсвечники, куски серебра, бронзы и латуни. Он был чем-то большим для людей: вместе с городом, колокол восставал из небытия. И каждый из тех, кто пожертвовал на него хотя бы медный грош, вместе с колоколом оставался жить на века.
В честь пятилетия победы над Наполеоном 12 октября на Воробьевых горах Александром Первым был заложен Храм Христа Спасителя. На это торжество приехал прусский король Фридрих Вильгельм: на Боровицком холме он встал на колени перед городом, с которого началось освобождение Европы.
Из Москвы, которая до войны была забытой деревенской тетушкой, делали европейскую столицу: был спроектирован Большой театр, а перед ним – Театральная площадь. 20 февраля 1818 года в центре площади (а не там, где стоит ныне – возле храма Василия Блаженного) был открыт памятник Минину и Пожарскому (до тех пор городских монументов в Москве не было – разве что парковые статуи).
Большой театр, Театральная площадь, Манеж, Александровский сад с его портиком, и многое другое, доныне определяющее облик Москвы, возведено после пожара, в ответ пожару, в знак того, что сжечь Москву можно, а погубить – нельзя.
Сергей Тепляков, историк, писатель
Не сгоревшие в огне
200 лет или около того – средний возраст большинства «старинных» московских зданий. Пожар 1812 года уничтожил большинство исторических построек. Сегодня облик дореволюционной столицы представляют относительно новые сооружения. Тем не менее, в Москве есть здания, которые уцелели в пожаре 1812 года. Мы решил вспомнить несколько наиболее известных из них ко дню Бородинского сражения.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (1420-1425 гг.)
Фото www.flikr.com, Sergey Melkonov
Андроньевская площадь, д. 10
Согласно летописям, первое деревянное здание храма было возведено в 1357 году, но в результате пожара 1368 года сгорело. На его месте был построили новый собор из камня, который между 1420 и 1425 годами, был перестроен и в таком виде дошёл до наших дней. В росписи храма принимали участие Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От нее сохранилась только орнаментальная роспись на косяках алтарных окон.
Убранство собора не раз сильно изменялось. Согласно описи 1763 года, здесь была паперть с ризничной палатой, от которой сегодня ничего не осталось, а в 1812 году архимандрит Феофан сообщал о значительных разрушениях, которые устроила отступающая наполеоновская армия. Французы ограбили собор, зажгли иконостас, отчего «своды с главою упали внутрь храма…». В 1934 году весь Спасо-Андронников монастырь планировалось снести, но по разным причинам этого не произошло. Во многом его спасению способствовала опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа о соборе, после которой значение храма как памятника русского зодчества стало понятно всем. В 1959–1960 годах здание было реконструировано в первоначальных формах.
Успенский собор Московского Кремля (1479 г.)
Фото www.flikr.com, PROMartha de Jong-Lantink
В 1326 году первое здание заложили первый Московский митрополит Петр (его мощи сейчас пребывают как раз в кремлевском Успенском соборе) и князь Иван Калита.
В 1479 году итальянский архитектор Аристотель Фиораванти построил новый Успенский собор на месте прежнего. Его мы и видим сегодня. Перестроить собор велел великий князь Иван III. Он объединил русские княжества под властью Москвы и начал создавать в столице новую резиденцию. Строительство нового собора – что-то вроде обозначения нового статуса Москвы.
Фиораванти взял за образец Успенский собор во Владимире, древний крестово-купольный храм. Принципиальная новизна московского Успенского собора – то, что он выложен из небольших блоков белого камня, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками а крупные главы сближены.
Гладь стен подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописцы отметили, что здание смотрится «как един камень».
Материал по теме
Победа 1812 года в мемориалах и храмах (ИНФОГРАФИКА)
История отечественной войны 1812 года и победы в ней русского оружия запечатлена и связана со многими знаменитыми храмами и монастырями России
Круглые столпы внутри собора не заполняют собой пространство, а создают впечатление огромного дворцового зала. «Была же та церковь весьма удивительна величеством, и высотою, и светлостью, и пространством», – написано в летописи.
В 1513-1515 годах собор впервые расписали.
В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой. Артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила стенопись, которую мы можем видеть сегодня (в отреставрированном виде). А со старых росписей сняли «переводы».
Архитектура и стенопись храма воссоздают образ космоса. На столпах – изображения мучеников. Своды символизируют небо. Как столпы несут своды, так и мученики своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь.
В 1653 году создан иконостас собора по инициативе патриарха Никона. Шестьдесят девять икон иллюстрируют всю библейскую историю человечества.
В 1812 году храм был разграблен и осквернён наполеоновской армией, но не разрушен.
Успенский собор сегодня – один из музеев Московского Кремля. Чтобы посмотреть на него и зайти внутрь, нужно купить билет в одной из кремлевских касс или прийти на литургию.
Грановитая палата (1487 – 1491 гг.)
Фото www.wikipedia.org, shakko
Приказ о постройке отдал великий князь Иван III. Проект здания принадлежит итальянским архитекторам Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, который отделан особой облицовкой – рустом. Руст получается, когда четырёхугольные, правильно сложенные камни плотно пригоняют один к другому, а переднюю их сторону оставляют неотесанной или отесывают грубо. Стена получается не гладкой, а «граненой». Что и видим в Грановитой палате. Руст характерен для итальянской архитектуры.
В 1684 году Грановитую палату переделал архитектор Осип Старцев.
Сдвоенные стрельчатые окна были растесали и украсили белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой.
В Грановитой палате собиралась Боярская дума и Земский собор, устраивались различные празднества. Для детей царя в палате была предусмотрена специальная тайная «смотрильная палата». Царица с детьми могла наблюдать через специальную решётку за пышными приёмами иностранных делегаций.
Грановитая палат была свидетельницей множества важнейших событий в истории России: В 1552 году в Грановитой палате праздновали покорение Казани. В 1709 году – победу в Полтавской битве, в 1721 году – заключение мира со Швецией. В 1653 году на Земском соборе здесь приняли решение о воссоединении России и Украины. В 1682 году в ней же состоялся инициированный старообрядцами диспут о вере.
Сегодня Грановитая палата — зал при резиденции президента России.
Храм святого мученика Трифона в Напрудном (1492 г.?)
Фото www.wikipedia.org, Ludvig14
М. «Рижская», ул.Трифоновская, 38.
По преданию, храм святого Трифона был построен боярином Трифоном Патрикеевым в конце XV века на месте чуда – явления святого мученика Трифона у большого пруда близ села Напрудное.
В XIX веке храм достроили так, что он мог вместить 3,5 тысячи человек! В феврале 1925 года, незадолго до своей кончины, Литургию в храме служил Святейший Патриарх Тихон.
В начале 1930‑х годов храм закрыли, а в 1932 году взорвали. Сохранилась только наиболее древняя часть храма, относящаяся в концу XV века.
Сегодня это крошечный каменный храм. Кажется, будто он и совсем не из нашего времени, а это открылось фантастическое окошко, через которое вдруг стало видно прошлое.
Английский двор в Зарядье (XV в.)
Фото www.flikr.com, Andrey
ул. Варварка, д. 4
Самое древнее гражданское строение за пределами Кремля.
Изначально принадлежал Ивану Бобришеву по прозвищу «Юшка», постельничему великого князя Ивана III.
После его смерти хозяина здание стало казённым.
Иван Грозные пожаловал дом в Зарядье английским купцам, так как был заинтересован в том, чтобы они поставляли порох, селитру, свинец, оловянную посуду
В 1649 году торговые отношения с Англией разорвали (в связи с казнью в Великобритании короля Карла I). Английские купцы были выдворены за пределы России, а их имущество конфисковано.
В середине XVIII века Пётр I устроил в этом здании одну из первых в России Арифметических школ.
К середине XX века палаты потеряли свой первоначальный вид: в советское время здесь были жилые квартиры, различные учреждения. Возрождение палат в первоначальном виде связано с именем реставратора Петра Барановского, который в 1960-е годы обнаружил под поздними наслоениями памятник архитектуры и настоял на том, чтобы он был сохранён. После всестороннего изучения зданию был возвращён облик XVI века. В 1994 году состоялось торжественное открытие музея «Старый английский двор», который стал филиалом Музея истории Москвы.
Сушило (солодежная) Симонова монастыря (XVI–XVII вв.)
Фото www.sobory.ru
М.»Автозаводская» ул. Восточная, д. 4
Самое древнее «многоэтажное здание» (5 этажей, при этом выше современных пятиэтажек). Одна из немногих сохранившихся построек Симонова монастыря, в прошлом одного из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья…
Солодежная (сушило) предназначалась для хранения монастырских продуктов, зерна, солода. Сейчас используется для хозяйственных нужд.
Дом Ростопчина (XVII– XVIII вв.)
М. «Лубянка», ул. Большая Лубянка, 14
В здании сохранился фасад петровского времени. Белокаменная резьба по второму этажу датируется концом XVII — началом XVIII века. Второе название — Палаты Пожарского: на этом месте стоял дом князя Дмитрия Пожарского.
По предположению историков, здесь же два века спустя новый генерал-губернатор Москвы, князь Федор Ростопчин, отдал приказ о сожжении древней столицы. Дом Ростопчина Лев Толстой описал в романе «Война и мир».
В конце 1970-х годов главный усадебный дом был отреставрирован. Согласно проведенным тогда исследованиям, здание и его пышный двор (колонны, увитые виноградной лозой, картуши с гротескными масками, сложные орнаментальные композиции), датируются последним десятилетием XVII в.
Палаты Голицыных (конец XVII — начало XVIII вв.)
Кривоколенный пер., д. 10
Три каменных здания (главный корпус и два длинных боковых флигеля) с фрагментами построек конца XVII — начала XVIII вв. Составляли городскую усадьбу, с 1760-х гг. принадлежавшую П.Ф. Голицыну. Главный корпус отодвинут в глубь двора, в его первом этаже сохранилась палата конца XVII в., во флигелях — сводчатые палаты с 2-сторонним освещением, фрагменты карнизов из профилированного кирпича. В 1859 здания были расширены пристройками и получили свой современный вид.
Во второй половине XIX века усадьба сдавалась под различные учреждения: в разное время здесь были меблированные комнаты, музыкальная школа, больница, типография, переплётная мастерская. В последней в 1914 году работал наборщиком Сергей Есенин.
Усадьба находится в аварийном состоянии, и особенно это касается крыши и фасада. Флигели комплекса занимают различные коммерческие организации.
Церковь Зачатия Анны, что в Углу (середина XVI в.)
Фото www.flikr.com, Fiorellinoo
М. «Китай-город», Москворецкая набережная, 3
Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года. Тогда деревянный храм полностью сгорел. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года. Предполагается, что его начали строить после очередного пожара в 1547 году.
В 1920-х годах храм закрыли. В здании располагались конторские и туристические учреждения. Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.
В 1994 года храм вернули Русской Православной Церкви. Храм освящен, но из-за строительства богослужения в нем не проводятся.
Театр Позднякова (XVIII в.)
ст. м. «Арбатская», ул. Большая Никитская, 26
Это здание Матвей Казаков внес в Альбом лучших гражданских зданий Москвы. Когда здание отошло к П.А.Познякову, новый владелец перестроил его до неузнаваемости, расписал стены цветами и деревьями (имитировав парк) и разместил в нем свой театр.
Вот как дом описан в «Горе от ума» А. С. Грибоедова:
А наше солнышко? наш клад?
На лбу написано: Театр и Маскерад; *
Дом зеленью раскрашен в виде рощи,
Сам толст, его артисты тощи.
На бале, помните, открыли мы вдвоем
За ширмами, в одной из комнат посекретней,
Был спрятан человек и щелкал соловьем,
Певец зимой погоды летней.
Слава о театре дошла даже до Наполеона, что спасло дом от пожара. Оказавшись в сожженном, почти безлюдном городе, французский император пытался хоть немного наладить мирную жизнь. Создание французского театра должно было поднять дух измученных пожарами и войной солдат и офицеров. Его актерами стали франкоговорящие члены труппы Московского императорского театра, здание которого сгорело. В итоге театр стал чем-то вроде французского офицерского клуба. По мемуарным свидетельствам одной из певиц, здесь бывал и сам Наполеон.
В октябре 1812 года французская труппа Бюрсей представила первый спектакль, а репертуар театра утверждал лично Наполеон.
После войны Поздняков за свой счет восстановил театр и начал давать представления в пользу пострадавших от французского нашествия. А в 1814 году он устраивал спектакли в пользу бедных и русских раненых под Лейпцигом. Поражены были англичане, приехавшие посмотреть на сожженный дотла город и попавшие на благотворительный маскарад. Москва торжествовала «из последних копеек»…
После смерти Позднякова здание переходило из рук в руки, перестраивалось. Возможно, одно время здесь размещалась часовая мастерская Павла Буре.
Сегодня главное здание усадьбы надстроено до пятиэтажного дома, а флигели сохранили прежний вид. На первом этаже главного дома — книжный магазин, выше располагались частные квартиры, но их обитателей расселили несколько лет назад, теперь эта часть пустует.
Презентация «Восстановление Москвы после пожара 1812 года» презентация к уроку по мхк на тему
Слайд 1
Восстановление Москвы после пожара 1812 года.
Слайд 2
Наполеон в Кр емле.
Слайд 3
Пожар Москвы 1812 года.
Слайд 4
14 ФЕВРАЛЯ 1813 Г. АЛЕКСАНДР I НАПРАВИЛ РОСТОПЧИНУ ПИСЬМО С УКАЗАНИЕМ УЧРЕДИТЬ СПЕЦИАЛЬНУЮ КОМИССИЮ ДЛЯ РУКОВОДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЕМ МОСКВЫ, НАЗВАВ ЕЕ «КОМИССИЕЙ ДЛЯ СТРОЕНИЙ В МОСКВЕ»,
Слайд 5
Уже 26 мая состоялось первое заседание комиссии . Председателем комиссии был московский главнокомандующий . Руководителем архитектурного отделения был О. И. Бове. Комиссия получила право на выдачу разрешений на застройку, контроль за строительством и большие материальные ресурсы. Комиссии подчинялись три московских кирпичных завода .Комиссии была выдана правительственная беспроцентная ссуда на сумму пять миллионов рублей. Комиссии также была поручена работа по благоустройству и инженерному оборудованию Москвы, но до 1817 года практически вся работа была сосредоточена на постройке добротных домов для жителей Москвы, пострадавших от пожара 1812 года. Перед архитектурным отделением стояли следующие задачи: «сочинение планов и фасадов на произведение обывательских строений и надзор за прочностию при постройке оных; наблюдение за производством строений в точности по прожектированным линиям, а также выданным планам и фасадам; смотрение за добротою материалов, к построению нужных и выделкою по данной форме кирпича как на казенных, так и на партикулярных заводах, равномерно наблюдение за установленной пропорциею белого камня». Работа комиссии была эффективной; Москва была в основном восстановлена за пять лет. Уже к маю 1816 года задача постройки домов стала терять остроту, и после постановления Комитета министров Комиссия получила свыше 1,5 миллиона рублей на нивелирование улиц и их благоустройство . Комиссия о строении Москвы.
Слайд 6
М. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле.1776-1787г.г. Отремонтирован после пожара.
Слайд 7
Здание Сената.
Слайд 8
Сады на месте русла убранной под землю реки Неглинки были разбиты по проекту архитектора Бове в 1820—1823 годах в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Работы начались по указу и мператора Александра I и сады (Верхний, Средний и Нижний) были названы в его ч есть в 1856 году, до это го сады были Кремлё вскими .
Слайд 9
В Верхнем саду расположен грот «Руины». Грот в саду задуман как напоминание о войне 1812 года, его крылья выложены обломками московских зданий, разрушенных армией Наполеона.
Слайд 10
Вид на Московский Университет до пожара 1812 года . М. Казаков. Здание Университета.
Слайд 11
Здание Университета после перестройки Д.Жилярди.
Слайд 12
Многие пострадавшие дворцы и здания в районе Белого города отреставрировали и переделали, что в частности коснулось и здания Московского университета. Оно было перестроено архитектором Жилярди, который существенно изменил фасад здания.
Слайд 13
Вид на «новое» здание Университета и церковь Святой мученицы Татианы.
Слайд 16
Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура, а в 1824—1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове. Здание сильно пострадало от пожара в 2004 году и было перестроено по проекту архитектора П. Ю. Андреева, с полным изменением интерьеров и некоторых деталей экстерьера .
Слайд 17
Торговые ряды и памятник Минину и Пожарскому на Красной площади.
Слайд 18
Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году. Скульптор Иван Мартос.
Слайд 19
В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте архитектором О. И. Бове по проекту ректора петербургской Академии Михайлова. По замыслу Бове, претворявшего в жизнь идеи разработанного им и утверждённого в 1817 году генерального плана Москвы, театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в 1820-е называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную. Бове привёл спроектированный Михайловым объём в соответствие с площадью и развернул квадригу Аполлона к зрителям .
Слайд 20
Этот старейший столичный театр называли вторым университетом Москвы — по той огромной просветительской роли, которую он сыграл в русской культуре. Его сцена помнит П.С. Мочалова, М.С. Щепкина, М.Н. Ермолову. Дом был построен в 1818 году архитекторами А.Ф. Элькинским и О.И. Бове для купца В.В. Варгина. Он восторгался парижским Пале-Роялем с его театром и мечтал о таком же в Москве, поэтому заказал себе жилой дом с большим концертным залом, а через несколько лет сдал его в аренду казне. 14 октября 1824 года здесь состоялось первое представление труппы Императорского театра, переехавшей сюда из флигеля усадьбы Пашкова на Моховой. Через три месяца открылся Большой императорский театр, в котором стали давать преимущественно оперные и балетные постановки, а здесь играли драматические спектакли. Свое название Малый театр получил по залу; значительно меньшему, чем зал Большого.
Слайд 21
О.И.Бове. 1-ая Градская больница.
Слайд 22
К концу XVII века Земляной вал утратил своё значение как фортификационное сооружение, превратившись в таможенную границу города. Перед въездами в город возникают рынки, из них наиболее известны Сухаревский и Смоленский. К концу XVIII века острог и вал постепенно разрушились, местами вал был срыт, в результате чего образовались просторные площади и проезды. В пожар 1812 г. почти все строения по обе стороны вала были уничтожены огнём. По проекту Комиссии для строения Москвы, утверждённому в 1816 г., остатки вала было предложено снести, обмелевший и осыпавшийся ров — засыпать, а на их месте создать широкую кольцевую улицу, мощённую булыжником. Под мостовую и тротуары отводилось 25 м из общего расстояния между двумя линиями домов, уже тогда достигавшего 60 м. На остальном пространстве домовладельцы были обязаны устроить палисадники из насаждений по своему вкусу. Так было положено начало Садовому кольцу .
Слайд 23
Афанасий Григорьевич Григорьев (1782—1868)— российский архитектор, мастер московского ампира. Известен своими городскими усадьбами и участием в воссоздании общественных зданий Москвы после пожара 1812 (совместно с Доменико Жилярди). Дом Хрущёва (Селезнёва), Пречистенка, 12/2 (Музей А. С. Пушкина)
Слайд 24
1817—1822 — Дом Лопухина (Станицких), Пречистенка, 11 (Музей Л. Н. Толстого) А.Григорьев.
Слайд 25
В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма — московский стоял к нему ближе. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 г.г. РУССКИЙ АМПИР
immortal_ru
Первопрестольная постепенно восстанавливается после страшного пожара 1812 года. С 1814 по 1816 г. под началом архитектора Осипа Бове происходит реконструкция Красной площади. Главная площадь древнего города утратила своё значение, когда Москва перестала быть столицей государства, и к началу XIX в. представляла собой пространство, хаотически застроенное каменными и деревянными лавками. Бове засыпал ров и уничтожил земляные укрепления, тянувшиеся вдоль кремлёвской стены. На месте рва был разбит бульвар и появился проезд к набережной Москвы-реки. Бове снёс ветхие лавки, открыв тем самым вид на Покровский собор (собор Василия Блаженного).Архитектор составил проект восстановления Никольской башни, разрушенной в 1812 г., и перестроил здание Торговых рядов, которое стояло напротив кремлёвской стены, отделяя площадь от Китай-города. Бове выделил композиционный центр площади, сориентировав центр фасада Торговых рядов на купол Сената. В 1818г. на этой оси лицом к Кремлю был установлен памятник Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом.
Следующая работа Осипа Бове — проект Театральной площади и здания Петровского театра, позднее названного Большим. Идея создания площади принадлежала царю Александру I. Архитектору пришлось провести сложнейшие градостроительные преобразования, так как выбранное императором место было застроено, у стен Китай-города стояли бастионы и протекала река Неглинная. Бове спроектировал прямоугольную площадь, боковые стороны которой оформил зданиями с одинаковыми фасадами. А в глубине площади возвышался театр. Петровский (Большой) театр (1821—1824 гг.) — один из ярких образцов стиля ампир в Москве. Монументальное кубическое здание с гладкими стенами обращено в сторону площади колоннадой портика, над треугольным фронтоном установлена квадрига Аполлона. (В 1853 г. это здание сгорело и было восстановлено с изменениями; в таком виде оно дошло до наших дней.) Под Китайгородской стеной, на месте заключённой в трубу реки Неглинной, архитектор спланировал живописный сквер с фонтаном.
В 1819—1822 гг. под стенами Кремля Бове разбил Кремлёвский сад (в 1856 г. его назвали Александровским). Самая интересная постройка сада, сохранившаяся до сих пор, — грот «Руины». Он устроен в искусственно насыпанном холме под Средней Арсенальной башней. Фасад грота выложен из блоков белого камня, вмонтированных в кирпичную кладку, вход оформляет непропорционально тяжёлая колоннада, что создаёт эффект затейливой архитектурной игры.
Последняя постройка зодчего, законченная в год его смерти, — триумфальные ворота у Тверской заставы (1827—1834 гг.). Огромная белокаменная арка с чугунными деталями — колоннами, карнизами, рельефами и скульптурой — напоминала о победе русского народа в войне с Наполеоном, об особой роли Москвы в этой победе. (В XX в. триумфальные ворота были перенесены на Кутузовский проспект.)