Дети из пробирки: отлучение от церкви за крестины?
Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев выступил с очередным громким заявлением, взбудоражившим общественность. Он предложил отлучить от Церкви Филиппа Киркорова. Кураев считает, что певец и священник, который крестил его дочь Аллу-Викторию, нарушили церковные каноны.
Как известно, дочь известного шоумена была рождена суррогатной матерью, а РПЦ, по словам Кураева, квалифицирует суррогатное материнство как поведение, неприемлемое для христианина. Кроме того, протодиакон заявил, что священник должен был предупредить Киркорова о формате таинства крещения и не допускать превращения его в вечеринку.
После этого громкого заявления вновь возникло множество вопросов, связанных не только с этическими аспектами суррогатного материнства, но и с тем, крестить или нет ребенка, рожденного «из пробирки»? И за что в современном мире христианин в принципе может быть подвергнут анафеме?
«Дети загробного мира» или дети без Духа?
В 2010 году создателю технологии искусственного оплодотворения Роберту Эдвардсу, который более 30 лет назад провел удачный эксперимент по осеменению яйцеклетки вне тела матери, была вручена Нобелевская премия по физиологии и медицине. С тех пор с помощью метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) на свет появилось более четырех миллионов детей.
Однако споры до сих пор не утихают. Вплоть до вопроса: является ли эмбрион, зачатый в пробирке, человеческим существом или нет? В частности, этот вопрос обсуждали на одной из конференций «Наука. Философия. Религия».
Тогда, например, было отмечено, что «момент одухотворения человека по времени совпадает с моментом оплодотворения». В этой связи один из участников конференции – архимандрит Климент (Вечеря) – задался вопросом: «Будет ли дух у клонированного человека?». И сам ответил: «Это — не Божий дар. Клон не может называться человеческой личностью».
Однако иеромонах Димитрий Першин (председатель православной комиссии по биоэтике) заявил, что «если человек рожден путем ЭКО или даже если человек впоследствии будет клонирован, мы все равно должны будем относиться к нему как к человеку. Для врача так же будет действовать клятва Гиппократа».
Тем не менее, РПЦ не приветствует методы искусственного оплодотворения. В качестве основных аргументов: разрушение традиционной семьи, возможность получить ребенка вне семейных отношений и косвенная поддержка однополого сожительства.
Более подробно причины такого отношения РПЦ к методам искусственного оплодотворения Димитрий Першин изложил в статье «ЭКО: от медицины к биоэтике».
В частности, там можно найти и такой шокирующий аргумент, о котором мало кто задумывается. Речь идет о проблеме так называемых «детей загробного мира» — эмбрионов, которые имплантируются после смерти отца-донора (в случае гомологичного оплодотворения) или после того, как заказчики (как это не раз случалось) погибали в результате несчастного случая.
«В результате появляются так называемые «дети загробного мира». Это происходит, когда донор-отец умирает еще до имплантации, или эмбрионы становятся «сиротами» еще до своей имплантации в матку, или же тогда, когда вдова выражает желание родить ребенка от семени умершего супруга после того, как его сперма была специально взята у него во время терминальной стадии болезни», — поясняет Димитрий Першин.
Что же касается вопроса, крестить или нет детей из пробирки, священники, которых опросили Вести.Ru, ответили, что уже рожденных детей, конечно, лучше крестить, чем нет.
Священники: крестить надо, но надо и обличать грех суррогатного материнства
Еще один момент, который вызвал неоднозначную реакцию общества, — поведение самого Филиппа Киркорова и речь, которую певец произнес с амвона. Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, протоиерей Максим Козлов в эфире радио «Вести ФМ» заявил, что общественная дискуссия в данном случае вполне оправдана.
«Потому что возникла ситуация общественного соблазна, говоря церковным языком. То есть произошёл инцидент во время совершения одного из величайших церковных таинств — таинства крещения. Этот инцидент профанирует само совершение таинства. Кроме того, он сопровождался поступками, действиями и словами участников, которые никак (с точки зрения церковного законодательства и христианской морали) приветствоваться не могут», — пояснил он.
Однако при этом протоиерей Максим подчеркнул, что не уверен, можно ли говорить об отлучении Филиппа Киркорова. «Отлучать можно того, кто является в полном смысле членом Церкви. То есть это человек, который участвует в церковных таинствах, исповедуется, причащается, сознает себя православным христианином. Насколько осознает себя таковым известный участник шоу-бизнеспроцесса, я не знаю», — отметил священнослужитель.
Крестить ребенка нужно вне зависимости от грехов родителей, считает протоиерей Максим. Но при этом добавляет: то, что Киркорову было разрешено оказаться на церковным амвоне, — месте священном (выступать и проповедовать с которого имеет право только священнослужитель), а также то, что священником сам «грех суррогатного материнства не был открыто обличён и назван грехом», — «это возмутительный факт нарушения церковной дисциплины».
Глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин также отметил, что человек, который рожден даже через суррогатное материнство, — это человек, достойный крещения. «Это вполне полноценное человеческое существо, поэтому отказывать ему в крещении было бы неправильно. Но, конечно, Церковь осуждает, как совершенно правильно было сказано отцом Андреем (Кураевым), суррогатное материнство», — отметил Чаплин.
В продолжение темы:
Иеромонах Димитрий Першин считает, что Филипп Киркоров сам отлучил себя от Церкви, и священник может наложить на него епитимью.
Крещение и ЭКО: Православные ответили на вопрос о допустимости Таинства после процедуры
Официальный представитель Русской Православной Церкви Владимир Легойда назвал противоречащим учению Православия отказ священников от крещения малышей, появившихся на свет в результате процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).
В документах Церкви сказано, что любого младенца можно крестить по вере родителей-восприемников, в том числе рожденного в результате суррогатного материнства. Об этом «недвусмысленно» написано в документе по этому вопросу, принятом Синодом Русской Церкви в конце 2013 года, напомнил Легойда в своем телеграм-канале.
При этом условием для таинства является церковное покаяние родителей-восприемников, напомнил он. «Ведь если они, крестя младенца, хотят его воспитывать в Православии, то надо следовать учению Церкви или раскаяться в его игнорировании», — пояснил Легойда.
Руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков также прокомментировал ситуацию.
«Безусловно, дети, появившиеся на свет путём ЭКО или суррогатного материнства, ничем не отличаются от других детей, а потому вопрос о возможности их Крещения не может ставиться в зависимости от них самих. Другое дело, что как правильно отметил Владимир Легойда, согласно учению Церкви, их можно и должно крестить по вере их родителей и восприемников (крёстных).
И вот здесь возникает вопрос: если эти дети родились при помощи недопустимых для христианина манипуляций, то могут ли их родители быть христианами? Так, ЭКО в Церкви осуждается в силу того, что зачастую предполагаемое в данном случае заготовление, консервация и разрушение т.н. избыточных эмбрионов является равным греху убийства, «суррогатное» же «материнство» в корне противоречит христианскому отношению к зачатию, семейным отношениям и подлинному материнству.
То есть налицо антихристианский, почти сатанистский подход к чадородию. Хотя, разумеется, сами дети за этот чужой грех духовной ответственности не несут. Соответственно, в сознательном возрасте при своем собственном сознательном выборе они могут креститься беспрепятственно. В младенчестве же только в том случае, если их родители покаются в совершенном грехе и начнут христианскую жизнь. Или, в крайнем случае, если их христианское воспитание обязуются взять на себя верующие восприемники», — пояснил Тюренков.