Содержание
- СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ
- Святой заступник Земли Русской классный час (8 класс) по теме
- Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Святые заступники Руси»
- Конспект внеклассного занятия «Святые заступники Руси»
- Конспект для старшей группы «Святая Русь и ее защитники»
- Конкурс «Святые заступники Руси»
СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ
Объявления о детских конкурсах, олимпиадах, фестивалях слышать приходится часто. Другой вопрос, что родителей (которые слышат эти объявления) условно можно разделить на две группы: тех, кто ляжет костьми, чтобы их чадо стало участником (увы, таких немного), и тех, кто останется равнодушным, махнет рукой: мол, нам что, больше всех надо? Понятен вопрос: а, собственно, что все эти конкурсы меняют в нашей жизни? И зачем тратить силы, нервы, время, когда проще, как обычно, оставить ребенка у телевизора с мультиками (и не скучно, и вроде занят)? Рассказ организатора всероссийского конкурса «Святые заступники Руси» Алины Бариновой оказался неожиданным.
Справка
В России проходит детский творческий конкурс «Святые заступники Руси». К участию призываются все дети в возрасте до 16 лет. Тема этого года — «Смиренный воин» святой великомученик Георгий Победоносец. Сочинения, эссе, живописные творческие работы принимаются на рассмотрение до 15 ноября 2010 года. Подробности на официальном сайте конкурса http://www.detisavve.ru/
Малолитражка на Тверской
Каждый день она объезжала четыре почтовых отделения в районе Тверской. Поначалу сотрудники почты воспринимали ее как человека, как минимум, странного, ведь миниатюрный городской автомобиль приходилось заполнять бандеролями, письмами и посылками до отказа, так что Алина сидела за рулем, сильно пригнувшись. Потом привыкли.
Возвращаясь на подворье Саввино-Сторожевского монастыря вместе с двумя помощниками, она разгружала привезенное, в буквальном смысле заваливая помещение сверху донизу. Прямо на пол выкладывались тысячи рисунков, стопками складывались написанные кривыми детскими почерками сочинения. А потом приходили заслуженные художники (Георгий Юдин, Василий Нестеренко, супруги Филипп и Зинаида Суровы), писатели (Владимир Крупин, Константин Ковалев-Случесвкий), священники (протоиерей Артемий Владимиров)и плакали… на полном серьезе. Работа кипела, из разных углов то и дело доносилось: «О, Господи, ну как выбрать-то? Они все такие хорошие».
Так в 2007 году начинался конкурс «Святые заступники Руси». Прошло три года, и теперь тексты сочинений дети сами выкладывают на сайте конкурса, туда же присылают снимки работ, которые потом просматривает жюри. Сильно расширилось число членов оргкомитета, жюри, экспертов — их около тридцати человек. «Раз звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», — писал поэт. Раз конкурс развивается, значит, есть ради и во имя чего.
— Вообще, все начиналось более чем спонтанно, — рассказывает Алина Баринова — организатор, вдохновитель конкурса. — Саввино-Сторожевский монастырь готовился к 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского. Фигуры, может, и негромкой, и даже скромной, но очень важной для отечественной истории.
Если бы вы побывали в воскресный день в обители, первое, с чем бы там столкнулись — это с детьми. Веселые, смешливые, они снуют туда-сюда, бегают, играют, молятся в храме. Их очень много. По воскресеньям детей во всех церквях много, но такого, как в монастыре — я нигде не видела. Здесь же еще есть и приют для мальчиков. Вот мы и задумались, как бы деток к празднику нашему привлечь. Причем сразу захотелось привлечь в том числе и детей невоцерковленных. А так как торжества проходили при поддержке Патриарха, Госдумы и администрации Московской области, то быстро удалось собраться, разработать идеи, а главное, успеть сделать рассылку по регионам и епархиям. Отклик был колоссальный. Так мы же и постарались, объявили, что все участники, которые пришлют рисунки с сюжетами из жизни преподобного Саввы Сторожевского или напишут творческое сочинение на эту тему, получат грамоты, а лучшие работы войдут не в брошюрку с фотографиями улыбающихся, в цветах и подарках детей, а станут иллюстрацией к книге жития святого. Главное, что мы ставили своей целью — научить детей вкладываться во что-то серьезное и важное.
Савва Сторожевский. Савин Иван, 8 лет, Московская обл.
Да что я могу знать?
Как это часто бывает, почти сразу же после объявления результатов конкурса и публикации книги начались проблемы. Звонили рассерженные родители, дети которых неделями плакали, не получив по какой-то причине грамоты участников, писали недовольные учителя, которые поначалу восприняли конкурс как обязаловку, спущенную сверху. Так, одна учительница писала: «Да что же это такое, напридумывают конкурсов, а мне что делать прикажете? Как можно написать сочинение на тему “Нет наркотикам”. А? Я вас спрашиваю? Или вот, тоже удумали “Открытое сердце. Елизавета Федоровна”. Да откуда я про нее знать-то вообще могу?»
— Конечно, было тяжело, в первую очередь технически,— вспоминает Алина. — В первый год было напечатано более шести тысяч грамот, каждую из которых мы с моими помощниками подписывали от руки. Иногда подводила почта, иногда сами родители, невнимательно заполнявшие письма с обратным адресом: то дом забудут указать, то квартиру. Приходилось звонить, выяснять подробности, утешать детей.
Не лови птиц, лови людей. Савин Константин, 4 года, Московская обл.
История с учительницей в итоге оказалась счастливой и вылилась не только в сочинения, но и в потрясающий материал, который был позднее опубликован в журнале «Саввинское слово». Она все-таки решилась провести урок, посвященный Великой княгине. Отправила детей по библиотекам, и неделю спустя на открытом уроке между детьми рождались потрясающие споры и диалоги. Например: «И все-таки я не понимаю, зачем же было убивать такую женщину?» — говорила семиклассница, на что ее сосед по парте отвечал: «Что же тут непонятного. Если хочешь уничтожить веру, нужно сначала истребить людей».
Сейчас мы думаем над тем, как и чем награждать учителей, настоящих творческих людей, которые меняют наших детей, по-настоящему заставляя их мыслить, рассуждать, размышлять над сегодняшним днем и над историей своей страны, — продолжает Алина. — Понимаете, когда человек подходит к делу с душой, интересом — это всегда так видно, так чувствуется. Это хочется поощрять, за это нужно благодарить. Ведь именно родители и учителя определяют творческую жизнь ребенка. Именно они способны откликнуться первыми на вопрос своего чада или ученика, могут подсказать направление поиска, рассказать что-то от себя, просто прочесть. И если ребенку не повезло с учителем, особенно литературы, как же это бросается в глаза! Читая творческие сочинения, плакать приходится уже не от умиления и счастья, а от сожаления — ведь ребенок оказывается совершенно не способным создать хоть что-то самостоятельное и интересное. Он без зазрения совести переписывает известные тексты, ставя свою подпись. Когда делают это пятнадцатилетние, их можно понять — это некрасивый способ приспособиться и выжить, когда же списыванием занимается восьмилетний ребенок, остается развести руками и позвонить родителям.
Все это значит, что ребенка не научили открываться, ему не объяснили, что работу нужно делать так, чтобы за ней стояло его «Я», его душа, его переживания.
Использованные листы
География конкурса с каждым днем расширяется. И вот уже в нем участвуют не только Москва и Подмосковье, но и Кировская, Липецкая области, Дальний Восток. Можно долго рассуждать о кризисе в стране, о дефиците бюджетных средств, говорить о помощи и поддержке государством семей, доходы которых ниже прожиточного уровня. Но именно такие конкурсы выявляют факт — Россия жива людьми: инициативными, горячими, готовыми меняться, и нет смысла списывать неудачи и проколы на государство.
В одном из заключительных туров конкурса победу одержал рисунок девочки, который прислала учительница из глубинки. Жюри высоко оценило работу и попросило выслать оригинал. И тут случилось страшное. Работа оказалась испорченной, точнее, не годна для типографской обработки. Она была сделана на обороте использованного чертежного листа. Организаторы тут же бросились звонить. «Как же так, вы же знали, что работа одержала победу, ну разве можно было так с ней поступать, портить ее?» — говорили они в телефонную трубку. «Простите ради Бога, но, видите ли, — отвечали на том конце провода, — эта девочка из малоимущей семьи. Она всегда приходит на мои уроки ИЗО неподготовленная, ничего с собой не приносит. Вот я и отдаю ей оборотки. Хорошо же рисует».
Спасение царя. Крошнена Алена, 9 лет, республика Карелия.
Позже организаторы конкурса узнают, что учительница теперь на свои деньги покупает этой девчушке всё, что требуется для рисования. Более того, раз в неделю проводит бесплатный урок.
Каждый раз за рисунком ребенка, за его сочинением стоит не только удивительная судьба, как же еще может быть? За ними стоят люди, которым это ребенок важен.
Однажды в Москву на вручение призов вместе с другими победителями приехали два мальчика (подопечные детского дома для слепых). Две талантливые работы ребят были высоко оценены жюри и получили специальные призы. Каково же было удивление организаторов, когда они увидели перед собой детей, совершенно не способных передвигаться без сопровождения. Оказалось, что их зрение сохранено всего на 20%.
В конкурсе участвуют не только школы, детские дома, но и больницы, онкоцентры, куда организаторы приходят, получая приглашения от благотворительных фондов. Конечно, больным детям оказывается тяжелее всего, но это хоть как-то меняет их действительность и наполняет жизнь мгновениями счастья.
Не отдадим мать! Арест Великой княгини Елизаветы. Бехметьева Пелагея, 8 лет, Оренбургская обл.
Как появляются герои?
Преподобный Савва Сторожевский, святая Великая княгиня Елизавета Федоровна, святитель Алексий митрополит Московский и всея Руси чудотворец, теперь Святой Георгий Победоносец. Имена святых, ставших героями конкурсов, не случайны. Члены жюри собирались вместе и обсуждали, о ком именно в этом году детям важно было бы узнать и над судьбой кого стоило бы призадуматься. В год 90-летия гибели царской семьи решено было обратиться к фигуре Елизаветы Федоровны, о которой мало тогда говорили. В связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия II подумали, что детям стоит узнать о его небесном покровителе митрополите Алексии. В 2010 году, в 65-летнюю годовщину победы, говорить нужно о святом воине Георгии Победоносце.
— Знаете, — продолжает Алина Баринова, — в воцерковленных семьях принято говорить и о смерти, и о подвиге, а в большинстве нерелигиозных семей все-таки нет. Да, когда мы начинали конкурс, то хотелось просто привлечь внимание к фигуре преподобного Саввы, мы надеялись, что дети хоть что-то запомнят, и, может быть, в будущем, в сознательной жизни всплывет часть того, что они узнают теперь. Но когда мы погрузились в конкурс, то поняли, что хотим изучать историю отечества (про которую в школе не принято говорить «православное») вместе с детьми. Ведь изучая ее, мы обнаруживаем столько примеров служения Родине, что и жизни не хватит узнать — если не научишь любить в детстве. И чем раньше ребенок столкнется с этими фигурами, тем лучше будет и для его личности, и для страны в целом.
Обучение в школе рассчитано на запоминание фактов и далеко от творчества и размышлений. Но я убеждена, что всё то, что остается в нас навсегда, всё, что глубоко вросло и проникло — приходит через искусство, эмоции, чувства, самовыражение. Мы делаем ставку именно на это. Нам хочется, чтобы творчество стало основой, правильным началом образования ребенка. И мы надеемся, что конкурс способен в этом помочь. Сейчас, может быть, вы заметили, все кидаются учить — нет, не русский язык, а английский, китайский. Только у откровенно ленивого ребенка нет репетитора по английскому. Когда спрашиваю знакомых, что читают их дети, то оказывается — захватывающую фантастику. На ночь сами выбирают, что читать, взрослые уже. Это страшно, когда люди старшего поколения не понимают: если ребенок не будет знать свои корни, то не вырастет крепкой личностью.
В результате — красивые книги, на прекрасной бумаге, оформленные лучшими детскими работами. Раритет. Я верю, что даже через сто лет люди не перестанут любить то, что сделано с душой. Россия останется культурной страной. Я верю, что они будут хранить дедушкин альбом.
Их не обманешь
В составе экспертной группы конкурса все больше появляется молодежи: художники, дизайнеры, филологи, религиоведы. Они приходят по приглашению оргкомита из лучших вузов страны. Все они, к удивлению организаторов, оказываются людьми не только умными, образованными, деятельными, но и воцерковленными.
— Вы знаете, я благодарна и этим ребятам, — говорит руководитель конкурса, — а больше всего — нашим бессменным членам жюри. Я даже представить себе не могла, что они, все такие важные (члены союза художников, заслуженные и профессора, вице-президенты всевозможных академий и союзов, постоянно находящиеся в командировках, на заседаниях, погруженные в собственные творческие работы), как дети откликнутся на просьбу участвовать (и останутся с нами), что будут приезжать, спорить, часами просматривать и вычитывать работы, переживать за дело. Каждый раз я ловлю себя на мысли: если это так, значит, все хорошо, значит, мы делаем большое и важное дело. Их же не обманешь!
Святой заступник Земли Русской классный час (8 класс) по теме
Сценарий внеклассного мероприятия
«Святой заступник Земли Русской»
Цель: расширить знания учащихся о многогранной личности преподобного Сергия и его эпохе, о православных традициях русского народа; вызвать живой интерес к истории русской культуры и русской церкви, воспитывать патриотические чувства к родной земле.
Оформление:
- икона Сергия Радонежского
- плакат со словами иеромонаха Романа (Матюшина):
Без Бога нация – толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
- Подборка книг, посвященная Сергию Радонежскому и другим русским святым.
- Музыкальное оформление (песни в исполнении Ж. Бичевской и Ю. Славянской)
- Презентация
План внеклассного мероприятия
- Вступительное слово учителя (ведущего)
- Интерактивная беседа «Я – русский !»
- Информационный блок «Преподобный Сергий Радонежский – великий заступник Земли Русской».
1. Рождение
2. Детство
3. Юность
4. Образование Троице-Сергиевой лавры
5. Общественное служение Сергия Радонежского
6. Сергий – чудотворец
7. Создание новых монастырей сподвижниками Преподобного Сергия
8. Старость и кончина Сергия Радонежского
- Заключительная беседа
- Подведение итогов
Ход мероприятия
- Вступительное слово
Мы живем в России. Россия – наша Родина. Нам дано самое большое сокровище на земле – Родина наших отцов – Отечество. Отечество – это наша вера, наша история, наша культура.
Знание своей культуры и истории Дмитрий Сергеевич Лихачев называл «нравственной оседлостью» человека. Без нее, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. Нравственность – единственная скрепляющая сила, формирующая целостное восприятие человеком мира, истории, бытия.
Нравственное начало есть в каждом человеке. Но в наши дни происходит размывание грани между добром и злом. И это ведет к потере нравственных координат. Человек запутывается, начинает смешивать добро и зло, постепенно становится легкой добычей тех сил, которые с удовольствием будут манипулировать его сознанием для своих экономических и идеологических целей. Чтобы противостоять этому, следует обратиться к многовековому опыту нашего Отечества.
Для того, чтобы народ, общество осознало грозящую ему опасность, необходима сила, обладающая «пророчески-обличительной» способностью. Этим качеством всегда обладала Православная Церковь.
Православие исторически стало культурообразующей религией нашей Родины. Святая Русь в основу своего Бытия положила Православие, поэтому отцы передавали своим детям образ жизни по вере православной.
- Интерактивная беседа «Я – русский»
- Ребята, как вы думаете, народы других стран празднуют дни Памяти наших святых: Бориса и Глеба, Сергия Радонежского, Серафима Саровского?
- А как вы думаете, знают ли они имена и праздники своих святых?
- Празднуете ли вы православные праздники?
- Знаете ли имена русских святых?
- Как бы вы ответили на вопрос: что значит быть русским?
- Информационный блок «Преподобный Сергий Радонежский. Душа России»
Ученик. Не в славу, не в почет народные скрижали
Родную нашу Русь Святой именовали,
Но, в назиданье нам, в ответственность, в завет;
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры,
Чтобы добрые дела и добрые примеры,
В их древней простоте, завещанные нам,
Мы цельно передать могли своим сынам.
Учитель. Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник – это человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле. Наши святые заступники – так называют их в народе. Православная церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев, составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня мы будем говорить о великом подвижнике Русской земли Сергии Радонежском. К его имени прибавляется эпитет «преподобный». Такой эпитет добавляется к имени монаха, который признан святым. Рассказ о преподобном Сергии Радонежском подготовила группа учеников. Им слово.
Звучит песня в исполнении Ю. Славянской «Молитва старого монаха»
Ученик. Вот уже семь веков отделяют нас от времени, когда ушел из земной жизни наш великий соотечественник Сергий Радонежский. Есть какая-то тайна в том, что такие духовные светочи появляются в самые тяжелые для народа времена, когда особенно нужна их поддержка. Сергий Радонежский, уйдя от мира и став отшельником в дремучих радонежских лесах, неустанно служил народу и Отечеству, боролся с враждой и разобщенностью русских князей, с прочими пороками, разъедающими человеческие сердца. Великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений, возможно, их скрыло безжалостное время. Но таким поучением стала вся его жизнь, все его наставления и пророчества. Имя Сергия Радонежского знали в самых дальних уголках Древней Руси, он по праву считался всенародным учителем и наставником.
Ученик. Из века в век
Твой ясный свет
Сияет над Россией.
Твой образ Пресвятой
Живет в сердцах людей.
Ученик. Ты открываешь к Истине пути
И воскрешаешь силы,
Даруя Миру Свет
Любви и радости своей.
Ученик. Я низко кланяюсь Тебе,
Заступник Земли Русской
В молитве светлой
О родной земле
С тобой соединюсь.
Ученик. Сергий Радонежский – один из наиболее почитаемых русских святых. Игумен земли русской – так называют его в народе. Игумен – это настоятель православного монастыря. Значит, можно сказать, что Сергий Радонежский является духовным наставником всех русских людей.
Ученик. Он родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. Его родители были глубоко верующими людьми. При крещении он был наречен Варфоломеем, в честь одного из апостолов. Еще в детстве его жизнь сопровождалась чудесными предзнаменованиями. Так, уже с первых дней жизни Варфоломей удивил всех постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, а также отказывался от молока и в другие дни, если его мать употребляла в пищу мясо.
Ученик. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться, но, несмотря на усердные занятия, он отставал в учении от сверстников. Однажды Варфоломей встретил на дороге святого ангела в образе старца и попросил его: «Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Старец помолился – и желание благочестивого отрока исполнилось. С этого момента науки давались отроку Варфоломею легко. Поэтому в православной традиции святой считается помощником в учении.
Ученик. В 1328 году родители Варфоломея переселились поближе к Москве, в селение Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном поселился недалеко от Радонежа в густом лесу. Братья построили келью и малую церковь, которая была освящена в честь Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Троице-Сергиевой лавре.
Ученик. В северо-восточной части Московской области расположен город под названием Сергиев Посад. В центре его находится ансамбль Троице-Сергиевой Лавры — памятник культуры и искусства, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он является важнейшей городской достопримечательностью и историческим центром города. Почитая великого молитвенника Сергия, идут и едут в Троицкую Лавру многочисленные паломники, получая здесь духовную благодать у святых мощей основателя обители, помощь и укрепление на дальнейшую жизнь, благословение перед решающими событиями в жизни, испытывая радость прикосновения к живой монашеской традиции и русской православной духовности и красоте.
Звучит песня в исполнении Ю. Славянской «Сергиев Посад»
Ученик. Варфоломей принял монашество с именем Сергий и два года провел один в лесу, претерпев много искушений и опасностей. Слава о подвижнике распространялась и к нему стали приходить люди, ищущие спасения в монашестве. Вскоре по просьбам учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. Преподобный Сергий не оставил после себя ни единой строчки. Он избегал назидания, учительства. Он учил других примером своей жизни.
Ученик. Из летописей мы знаем, что Сергий Радонежский содействовал умиротворению княжеских раздоров и укреплению верховной власти в руках одного князя – московского, чтобы тем самым укрепить и объединить государство. Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение.
Ученик. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию.
Ученик. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига.
Звучит песня в исполнении Ж. Бичевской «Поле Куликово»
Ученик. Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и нужных советов.
Ученик. Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! – говорил голос, — Господь услышал молитву твою о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Эти прекрасные птицы изображали достойных учеников великого наставника. Учениками и духовными чадами преподобного Сергия основано (как при его жизни, так и после смерти) до сорока монастырей.
Ученик. Перед кончиной Сергий Радонежский оставил братии такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие.
Ученик. Память Преподобного Сергия Радонежского православная церковь чтит 8 октября. Это день смерти святого. Он умер 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, которые и доныне пребывают в Троице-Сергиевой лавре.
В 1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых.
- Заключительная беседа
Ведущий. Сергия Радонежского называют святым подвижником. Подвижник – от слова «подвиг». А как вы думаете, какой подвиг совершил этот великий святой?
(Ответы детей)
Ведущий. Действительно, великие русские подвижники давали всем людям образцы правильной жизни не словами, не поучениями и назиданиями, а собственным примером. Мир и радость в душе – вот к чему стремились они в своих молитвах. И это позволяло им спасать тысячи душ около себя.
Ученик. Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого.
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело –
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.
Звучит церковное песнопение «Преподобный Сергий Радонежский»
Использованная литература:
Борисов Н.С. И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского. – М., 1990.
Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. Учебное пособие для учащихся среднего возраста. – М., МИРОС. 1992.
Древнерусская литература: книга для чтения. 5 – 9 классы/ сост. Е. Рогачевская. М., 1993.
Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения Древней Руси. М.: Современник, 1980.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.
Орехов Д. Святые места России. – СПб.: ИД «Невский проспект», 2000.
Интернет – ресурсы
Сергий Радонежский
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Святые заступники Руси»
Мария Никифорова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Святые заступники Руси»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Святые заступники Руси».
Святая праведная блаженная Матрона Московская.
Цели: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. Формировать представления детей о святых заступниках русской земли, желание им подражать.
Задачи:
Образовательная: Способствовать формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей стране.
Развивающая: Развивать, познавательные, коммуникативные способности. Активизировать словарь.
Воспитательная: Воспитывать интерес к русской истории, жизни предков и героев отечества.
Материал и оборудование: Мультимедийная установка
Ход:
Воспитатель: Ребята скажите, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Ответы детей.
Да правильно наша страна называется Россия, в нашей огромной стране проживает много людей с разной национальностью и у всех у них есть свои традиции, своя культура, свои святые. Все эти народы составляют единую нацию, которая называется народ России.
Сегодня я хочу поговорить с вами о русской национальной традиции. Русские в нашей стране, составляют большую часть населения, и называют себя православными.
Как бы вы ответили на вопрос: «Что значит быть русским?»
Примерные ответы детей:
— носить одежду русского производства;
— девочкам носить косы и сарафаны, мальчикам – косоворотки;
— говорить по -русски, иметь русское имя.
— надо, чтобы родители были русскими и т. д.
Воспитатель: Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник – это человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле. Наши святые заступники – так их называют в народе. Издавна русские люди в бедах, в нуждах обращались к святым. Пример их подвига смирения, выдержки и мужества вселял в русского человека веру в то, что свобода будет обретена, а на земле Русской наступит процветание. Православная церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев и знакомых, составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня я хочу вас познакомлю с жизнью святой блаженной Матроны Московской.
Жила в селе Себино бедная семья — родители и трое детей. Родители работали в поле, за скотиной ухаживали: трудились день и ночь, а богатства не нажили. Люди они были благочестивые, часто ходили в церковь, и деток своих к этому приучали. Однажды приснился матери удивительный сон: вьется над ней большая птица с человеческим лицом, перья у птицы белые, блестящие, сверкают-переливаются, а глаза — закрыты. Покружила-покружила чудесная птица и села ей на правую руку. Проснулась мать и стала думать: “Что же это за сон такой?” А сон-видение оказался вещим: родилась у нее еще одна дочка, и глазки у нее были закрыты, как у той птицы. Слепая была девочка. По православному обычаю понесли родители дочку в церковь крестить. Батюшка назвал девочку Матроной. Окунул он ее в купель, смотрят — что за чудо! — поднимается из купели дым легкий и цветами дивными в церкви запахло. Все удивились: никогда такого чуда не видывали! Батюшка, отец Василий, сказал: “Я много детей крестил, но такое вижу впервые. Эту девочку Господь нам послал, она будет праведницей”.
Подросла Матронушка немного. Однажды смотрит мать — дочка крестик с себя снимает. Стала она ругать Матронушку, а та ей в ответ: “Мамочка, у меня свой крестик на груди есть”. Посмотрела мать, видит — и правда: на груди у Матроны выпуклый крестик. Опомнилась она, стала просить у дочки прощения: “Милая моя дочка, прости меня! А я-то все тебя ругаю. ” Матрона на нее не обижалась.
Братья и сестра Матронушки уже выросли — не с кем ей было играть. Чтобы не скучно было дочке, мать нашила ей из тряпок кукол. Играет Матронушка в уголке, а с улицы смех доносится — деревенские ребятишки гуляют.
Хорошо было в селе летом! Дети вместе соберутся, бегают босиком по травке, смеются. В какие только игры не играют: и в лапту, и в прятки, и в салочки! Хороводы на лугу водят, цветы собирают, венки плетут. А то за ягодами и грибами в лес пойдут или на речку купаться.
Ребята я вам тоже предлагаю поиграть в хороводную игру «Каблучок»
Встаём в хоровод.
1 — идём по кругу хороводным шагом.
2, 5, 8 — поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.
3, 10 – ведём хоровод
4, 6- подпрыгиваем на месте.
7, 9 — выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.
(1)За руки друзей берём, вместе хоровод ведём
(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай — ножек не жалей
(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай — ножек не жалей
(7)Гляньте — пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(9)Гляньте — пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…
Хотелось и Матроне с деревенскими детишками играть. Выйдет она на улицу, а они давай ее дразнить! Даже издевались над ней: крапивы нарвут и стегают Матронушку, знают проказники, что слепая девочка не видит, кто ее обижает. А то еще себе забаву придумали: столкнут Матронушку в яму и наблюдают, посмеиваясь, как она оттуда выбирается. Вылезет она из ямы и домой побредет. Горько было Матронушке. Так и перестала она выходить на улицу, все больше дома сидела.
Ночью все в доме уснут, тихо-тихо станет. Слышно только, как кот на печке мурлычет, а за печкой сверчок скрипит. Встанет Матронушка, найдет святой угол; снимет с полки иконы, разложит на столе и играет с ними — целует, разговаривает, о своей жизни рассказывает.
Полюбила Матронушка в церковь ходить. Сначала ее мама водила, а как подросла она — сама дорожку запомнила: домик-то их напротив церкви стоял. Придет Матронушка в церковь — и встанет в свой уголок за дверью. Стоит тихо, неподвижно — так всю службу и молится. Хоть ничего Матронушка не видела, но слушала очень внимательно и певчим любила подпевать.
За усердие Господь наградил Матронушку чудесным даром. Она знала, у кого горе на душе, болезнь, а у кого душа чистая и легкая, как птичка. Мысли человека могла читать. А еще она чувствовала приближение опасности, могла предсказать пожар или другую беду. Родители не понимали, какой дар девочке дал Бог, и мама часто приговаривала: “Милая моя дочка, дитя ты мое несчастное!” А Матронушка удивлялась: “Это я-то несчастная? Мне Бог однажды открыл глаза и показал весь мир и все творение Свое. И солнышко я видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек.
Однажды утром проснулась Матронушка и говорит матери: “Мама, готовься, у меня скоро будет свадьба”. Мать только руками развела: что дочка опять придумала! А через несколько дней вышла утром на крыльцо, смотрит — повозки по селу едут, да много их, как на свадьбе! Люди на повозках сидят, больных везут, и все спрашивают, где живет Матрона. И откуда только о ней узнали?
С той поры и стали приходить к Матронушке за помощью даже из дальних деревень. Кто может — сам идет, а кого и на телеге привезут. Просят: “Матронушка, помоги!” А она в ответ: “Что, Матронушка Бог, что ли? Это Бог помогает!”
Всех принимала Матронушка, каждого жалела, молитвы над ним читала. И Господь, по ее молитвам, многих исцелял. Бывало, привезут больного на телеге, а обратно он уже сам идет. И не только больные шли к Матроне: у кого беда какая приключится — тоже к ней едет, а она утешит и подскажет, как поступить. Каждый день перед ее домом народ собирался. Большой помощницей людям стала Матронушка. Денег за помощь она не брала. В благодарность люди оставляли ее семье кто молоко, кто яйца, кто муку. Так и стала Матронушка главной кормилицей и опорой всей семьи.
Когда Матронушке исполнилось шестнадцать лет, стали у нее ноги слабеть. С тех пор она могла только лежать или сидеть на своей кроватке. Прожила Матронушка так пятьдесят лет, но никогда не жаловалась и не унывала. “Такова, значит, воля Божия”, — говорила.
Наступили тяжелые времена: злые люди убили царя, начали церкви разорять и грабить, православных христиан гнать и в тюрьмы сажать.
Матронушка в Москву жить перебралась. Очень любила она Москву, говорила, что это святой город, сердце России.
Жить в Москве ей было негде, стала она бездомной странницей. Кто приютит, у того и живет, так и переезжала с квартиры на квартиру.
Когда началась война, Матронушка мысленно помогала нашим воинам, молилась о них. Молилась и о своем родном селе Себино, чтобы Господь уберег его от фашистов.
Так и прожила Матронушка свою жизнь. Все силы отдавала, чтобы помочь людям, а на свои болезни никогда не жаловалась. Все приходящие к ней за помощью радовались, глядя на ее светлое лицо, слыша ласковый голос. Сидела она на кроватке или сундуке, скрестив ножки, а люди шли к ней целый день, рассказывали о своих бедах и болезнях. Блаженная Матрона положит ручки больному на голову, помолится Богу, водички святой даст. Многих так исцелила. Помогала всем, кто ее попросит, и обещала помогать даже после своей смерти: “Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях; я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам!”
Мощи блаженной Матронушки почивают в Москве, в Покровском монастыре. Много людей приходит туда, чтобы поклониться ей и попросить о помощи. Письма в монастырь идут со всей России. Люди пишут о том, как помогла им Матронушка, присылают стихи о ней.
Конспект внеклассного занятия «Святые заступники Руси»
Внеклассное мероприятие «Святые заступники «Руси»
Цели:
— расширить представления детей о православных традициях;
— формировать позитивную нравственную оценку жизни святых подвижников;
— развивать у детей интерес к духовным традициям своего народа на примере русских воинов;
— показать учащимся образ истинного служения Богу, Родине, людям;
— способствовать пробуждению в душах детей патриотизма, открывая им истинные национальные ценности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, музыкальное видео «Русь православная», портреты святых, книжная выставка по теме «Святые заступники Руси»
Слайд 1
Учитель. Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник — такой человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле. Наши святые заступники — так называют их в народе. Православная Церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев и знакомых, составляет жизнеописания святых подвижников. Мы с благодарностью должны помнить о делах минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа. Русская история хранит в памяти много имён святых героев. Это не просто добрые и сильные люди. Своими подвигами они прославляли родную землю, защищали её от врагов. Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена. Каждый народ знает своих героев по именам, хранит о них память веками
Сегодня мы расскажем о некоторых великих подвижниках Русской земли.
Ученик 1. Русь ты моя великая,
Русь ты моя прекрасная,
Сколько врагов-захватчиков
Хотело тебя сломить,
Но воины твои храбрые,
Богатыри, тебе Богом данные,
Громили врагов-захватчиков,
Сметали с родной земли.
Учитель. Стоном полнилась русская земля от набегов монголо-татар, города и села разграблены, жители перебиты или угнаны в плен. Погибла ли Русь? Нет, появляются герои – князья Александр Невский и Дмитрий Донской.
Слайд 2
Ученик 2. Александр Невский правил Великим Новгородом, одним из княжеств Руси, в тяжёлое для страны время. С востока надвигались полчища ордынцев, с запада — рыцари-крестоносцы. Будучи храбрым воином, он давал решительный отпор врагам. Князь одержал победу в битве со шведами на реке Неве, за что его называют Невским. Позже разгромил рыцарей на Чудском озере. Эта битва известна как Ледовое побоище. Западные рубежи Отечества были защищены, но с востока угрожали вторжением татаро-монголы. Нужно было избежать сражения. И здесь Александр проявил себя как мудрый политик. Он приезжал в Орду и вёл переговоры. В конце жизни князь принял монашество и даже высший монашеский постриг — схиму. Александр Невский: «Кто на нас с мечом придёт, тот от меча и погибнет».
Слайд 3
Ученик 3. Александра Невского представляют великаном. На самом деле он был небольшого роста, но большой физической силы и выносливости. Он великолепно владел мечом и копьём, цепко держался на коне, стойко переносил тяжкие конные и пешие переходы. Он мог натянуть самый тугой лук до отказа и пустить стрелу в зенит так, что она надолго скрывалась из глаз. И людям казалось, что она задержалась на белом облаке и никогда не вернётся на землю… В те давние времена князь не мог, не имел права быть физически слабым – иначе дружина не пойдёт за ним.
Ученик 4. А самое главное, Александр Ярославович Невский имел талант полководца – врождённый и благоприобретённый. Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах тёзки своего, полководца Александра Македонского. И не просто читал: палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений. Македонского, стрелками обозначал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою.
Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно было насущной необходимостью и передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла.
Слайд 4
Ученик 5. Более ста лет томилась Русь под тяжелым игом. Русские люди стали объединяться. В 1328 году Москва была признана Великим княжеством. Самый сильный князь в Москве был Дмитрий Донской. Христианское благочестие сочеталось в нём с мудростью правителя. Жизнь свою он посвятил объединению русских земель и спасению их от татаро-монгольского ига. Перед решающей битвой с ордынцами князь просил благословения у святого Сергия Радонежского.
В «Житии Дмитрия Донского» написано: «Святой старец успокоил великого князя надеждой на Бога: «Господь Бог тебе помощник. Иди, господине, небоязненно, Господь поможет тебе на безбожных врагов!»
Благословив крестом и окропив еще раз освященною водою великого князя и всю дружину княжескую, преподобный Сергий сказал великому князю: «Господь Бог да будет твой помощник и заступник. Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!»
Слайд 5
Ученик 6. Старец воодушевил князя и послал с ним двух иноков-воинов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Они погибли на поле брани и были причислены к лику святых. За победу в Kуликовской битве, произошедшей 21 сентября 1380 года, князь Дмитрий был назван Донским. На месте сражения он построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Ратный подвиг Дмитрия Донского. Победа русского войска в Куликовской битве положила начало освобождению нашего Отечества от татаро-монгольского ига.
Учитель. Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
Слайд 6
Отмечая большие заслуги Дмитрия Донского в становлении русского государства, его праведную, строгую жизнь, подвиг, совершенный на Куликовом поле, Русская православная церковь канонизировала князя, причислив его к лику православных святых.
Ученик 7. Стоит наша Родина крепко многие столетия, потому, что есть у неё святые заступники. И при жизни, и после кончины берегли они родную землю от иноземных захватчиков . Они жили в разное время, у каждого был свой труд и своё призвание, но Русская православная церковь назвала их Святыми, на Руси воссиявшими.
Слайд 7
Ученик 8.
Святой воин Феодор родился в 1745 году в благочестивой семье. С детства его отличали усердие и добрый нрав. При этом он был отважным, любознательным ребёнком, прилежно учился. За тем поступил на службу во флот, что принесло России множество побед. «Благодаря Богу», — как любил говорить праведник, не только не потерпел он ни одного поражения в морских сражениях, но не потерял при этом ни единого корабля и ни один из его служителей не был взят в плен. Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Годы свои праведный воин окончил в деревне возле Санаксарского монастыря, которому постоянно оказывал благотворительную помощь, и там же был погребён. Благодаря Богу святой Феодор Ушаков одержал ряд великих побед над врагом.
Ученик 9.
Флотоводцем был от бога,
Битвы вёл всегда недолго –
Сорок выиграл сражений,
Строй ломал он без сомнений.
Применив морской десант,
Корфу с ходу взял он – факт!
Севастополь заложил,
Флот в Крыму всегда чтоб был!
Флаг Андреевский высоко
Поднимал он, чтоб далёко
Ворогам всем видно было:
Флот российский — это сила!
Слава, Слава Адмиралу,
И Эскадре Русской Слава!
Славься, Фёдор Ушаков,
Победил ты всех врагов!
Слайд 8
Учитель. В 2001г. Фёдор Ушаков был причислен к Лику Святых.
Святой – значит Божий, и христианская Церковь канонизирует посмертно тех людей, чья жизнь была праведной, кто заслужил народное почитание и чья святость подтверждается чудесами, исходящими от останков, могилы святого, происходящими в ответ на молитву к нему.
Итак, героями не рождаются, ими становятся, воспитывая в себе силу воли, учась побеждать самого себя, делать добрые дела ради других людей, Отечества. Благодаря таким людям земля Русская ширилась и богатела. А мудрый русский народ почитает их как святых. Сегодня мы ещё раз вспомнили героев земли русской, которыми гордятся многие поколения нашей страны.
Ученик 10.
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить.
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
Исполняется песня «Русь православная» (под видео — клип)
Подведение итогов.
— Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Конспект для старшей группы «Святая Русь и ее защитники»
Цель : Приобщение детей к истории России.
Задачи:
1. Ввести понятия «Родина», «Отечество», «Святая Русь», «Православная Россия».
2. Учить узнавать и называть героев России.
3. Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию.
4. Воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине.
5. Дать знания о следующих событиях: победа над татаро-монголами и восстание против поляк.
Оборудование:
1.Ватман
2.Клей
3.Салфетка на каждого ребенка и родителя
4.Силуэты семей (приготовленные родителями заранее ) на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- Рассматривание географической карты и беседа по ней.
- Рассматривание картин с природой.
- Беседа о столице нашей Родины.
Средства:
Хрестоматия «Добрый мир» книга 3, наглядные материалы «Икона Пресвятой Богородицы», «Спас Нерукотворный», музыкальные материалы «Добрый мир». Иллюстрации икон Покрова, храма Василия Блаженного и Казанского собора, памятника Минину и Пожарскому.
Темы хрестоматии в рамках которых сделана методическая работа:
Занятие 17. Родина.
1. Тема «Что мы называем Родиной?»
2. Тема «Можно ли рассказать о Родине красками, музыкой, стихами?»
3. Тема «С чего начинается Родина?»
4. Тема «Святая Русь».
5. Тема «Почему люди защищают свою Родину?»
6. Тема «Защитники Руси» (Стр. 119-121 Методического пособия «Добрый мир»).
План:
1. Рассматриваем рисунок (стр. 34 книги 3 хрестоматии «Добрый мир»).
2. Чтение стихотворения «С чего начинается Родина?» (стр. 33 хрестоматии).
3.Вводим понятия «Родина» и «Отечество».
3.1 Чтение стихотворение «Родина моя». (стр.32 хрестоматии)
4. Физкультминутка (муз. пособие № 49).
5. Вводим понятие «Святая Русь», Православная Россия».
5.1. Рассматривание рисунка и чтение стихотворения «Русь называют святою…» (стр. 36, книги 3).
6. Чтение рассказа «Почему люди защищают свою Родину?»
6.1 Рассматриваем рисунок (стр.37 книги 3)
6.2 Рассматриваем рисунок (стр. 38 книги 3) и иллюстрацию «Спас Нерукотворный».
7. Рассказ об исторических событиях: победа над татаро –монголами.
7.1.Рассматриваем иллюстрации иконы Покрова, храма Василия Блаженного.
8. Физкультминутка (муз. пособие № 46)
9. Рассматривание памятника Минину и Пожарскому.
9.1.Рассказ о восстание против поляк.
9.2. Рассматривание иконы Казанской Божьей Матери, Казанского собора.
10.Коллективная работа «Мы вместе, мы едины, а значит непобедимы.»
11. Темы следующего занятия.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине и о тех, кто защищал ее много лет назад.
(Рассматриваем рисунок на с. 34 хрестоматии). Дети рассказывают, что изображено на рисунке.
Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы потом скажите о чем оно.
С чего начинается Родина?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца?
(Дети высказываются по содержанию стихотворения.)
Воспитатель:
Давайте подумаем, что такое Родина?
(Высказывания детей)
Мы с вами любим наш дом, свою семью: маму, папу, братьев и сестер, бабушку и дедушку. Все это – родное.
Но наша Родина, наше Отечество – это вся Россия. Мы родились в ней, здесь говорят на нашем родном языке, и все для нас в ней родное…
Одна у человека мать одна, у него и Родина.
Родная земля, Родина – это место, где ты родился. Род – это наши родные: мама, папа, братья, сестры, дедушки, бабушки.
Воспитатель: А почему у человека может быть только одна Родина? (Высказывание детей.)
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Родина моя.
Лес, поля, холмы и реки,
Горы и моря.
Это все теперь навеки –
Родина моя!
Давайте подберём похожие слова к слову Родина (род, родились, родные, родная земля – земля отцов – Отечество).
Физкультминутка.
Под музыку №49 дети танцуют, придумывают соответствующие движения в такт музыки.
Воспитатель: Наша Родина Россия – страна православная. Ее называли Святой Русью потому, что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили Его и жили по Его заповедям. Ребята, посмотрите на рисунок (с.36 книга 3), а прочитаю вам стихотворение.
«Русь называют Святою…» (стр.36).
Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.
Тихо о чем то тоскует
Возле колодца ветла.
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.
Воспитатель: Сотворив прекрасный мир, Бог повелел человеку оберегать его. Люди, жившие на святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были князья, воины. Их называли защитниками Отечества.
Воспитатель: Посмотрите на рисунок (с.37).
Что нарисовано?
Дети: Воины со щитами, в шлемах.
Воспитатель: Что они оберегают?
Дети: Родину, Православный храм, церковь.
Воспитатель: Воины защищают самое большое богатство России. Чтобы мы назвали богатством? (Ответы детей.)
Воспитатель: Но на рисунке мы видим, что воины не подпускают врага к храму. Воины оберегали храм потому, что храм – это дом Божий. А люди, жившие на Руси, верили в Бога и защищали православную веру от врагов.
Воспитатель: А теперь посмотрите на рисунок (с. 38). Кто здесь изображен? (Ответы детей.)
Воспитатель: Это воин русский князь — Александр Невский. У воина в руках оружие – меч. На флаге изображен сам бог. А кто догадается, почему на флагах изображали Самого Бога?
Дети: Люди верили в помощь Бога.
Воспитатель: Александр Невский показывает на храм, потому что он тоже защитник Святой Руси.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина. Родина у нас какая? (Ответы детей.)
Воспитатель: России часто приходилось отражать нападение разных врагов. Много-много лет назад на нашу страну напали татаро-монголы.Они долго хозяйничали на нашей земле. Но однажды русский народ поднялся на борьбу с ними и в конце концов прогнал их с русской земли. Но татары основались в Казанском ханстве и устраивали частые набеги на русские земли. И вот при царе Иване Грозном русские воины покорили Казанское ханство, где жили татары.
Царь приказал в честь этой победы построить храм. Называется он Покровский собор, потому что самая главная победа над татарами была в праздник Покрова Божьей Матери. У этого храма есть и другое название Храм Василия блаженного. (Рассматриваем икону Покрова и иллюстрацию храма Василия Блаженного.)
Физкультминутка.
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и представляют то, о чем поется в песне. (№ 46)
Воспитатель: Перед Покровским собором стоит памятник. (Показываю иллюстрацию памятника.) Кого вы здесь видите? (Ответы детей.)
Воспитатель: Двух мужчин. Один из них сидит, другой стоит. А на памятнике написано : «Гражданину Минину князю Пожарскому благодарная Россия.» За что же благодарит Россия Минина и Пожарского?
В те времена когда жили эти люди, умер русский царь и не осталось у него наследников. Этим хотели воспользоваться поляки и решили захватить Москву и поставить править Россией польского царя. Русский народ возмутился. Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин начал собирать войско. Собрали войско и попросили его возглавить Дмитрия Пожарского. Минин и Пожарский в руках с иконой Казанской Божьей Матери повели войско к Москве и прогнали поляков, защитили Отечество.
(Рассматриваем иллюстрацию иконы Казанской Божьей матери Казанского собора, где хранится данная икона.)
Воспитатель: Какими словами можно охарактеризовать Минина и Пожарского? (Ответы детей.)
Воспитатель: Народ не забыл их подвиг и через много лет после этих событий поставили этот памятник на Красной площади.
Скажите мне, ребята, после всего услышанного можно ли утверждать, что народ горячо любил свою Родину? (Ответы детей.)
Воспитатель: В честь победы над поляками стали праздновать праздник иконы Казанской Божьей матери, а сейчас он называется день народного единства. Отмечают его 4 ноября.
Помните всегда ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды. И сегодня, накануне дня народного единства мы проведем акцию «Давайте жить дружно!»
Я для вас приготовила ватман, вам нужно будет расположить силуэты своих семей рядом друг с другом, как будто мы держимся за руки – это будет символизировать то, что мы вместе, мы едины, а значит непобедимы!!! (Дети вместе с родителями приклеивают силуэты своих семей на ватман)
Воспитатель: Молодцы!
Главное, мы вместе! Главное, мы дружно!
Главное, мы с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!
Воспитатель: Я думаю, что все, о чем мы с вами сегодня говорили, вы запомните и будите любить свою Родину, держаться всегда вместе и помогать друг другу. А сейчас хотите послушать колокольный звон? Слушаем звон колоколов(№54)
Воспитатель: Тема нашего следующего занятия «Православные храмы нашего города». На этом наше занятие закончено. После тихого часа вы нарисуете и красивую природу нашей Родины, и воинов, которые защищают Дом Божий от врагов.
Новости и объявления
2 и 4 апреля 2019 года в Москве мы торжественно отпраздновали Светлую седмицу! В Большом детском вокально-хоровом концерте приняли участие юные художники, писатели и артисты из Московской области, Москвы и других регионов РФ. Дети пели, танцевали, общались, выступали, обменивались новостями и, конечно, обсуждали новый мультфильм «Заглянем в историю вместе! Святые заступники Руси», в основу художественных образов которого легли творческие работы участников конкурса. Каждый участник мероприятия получил памятные подарки, а самые активные станут вестниками фестиваля-конкурса в родных школах. Ребята проведут в своих классах презентации книг и мультфильма, чтобы в следующем году, по их примеру, одноклассники приобщились к участию в наших творческих проектах.
Дорогие друзья, участники и преподаватели! Рассылка Грамот участникам конкурса 2018 года продолжается. В случае обнаружения неточностей в наградных документах обязательно обращайтесь в Оргкомитет: звоните или пишите на электронный адрес (смотрите раздел «Контакты»).
Напоминаем, что по условиям конкурса каждый участник и преподаватель награждается именной памятной Грамотой. Некоторые разделы нашего сайта частично или полностью недоступны, и находятся на переоформлении. Оргкомитет приступил к подготовке темы следующего конкурса. Следите за обновлением информации.
Оргкомитет конкурса.
Конкурс «Святые заступники Руси»
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Саввино-Сторожевский Ставропигальный мужской монастырь проводит ежегодный Всеросийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси». В этом году он посвящен Георгию Победоносцу — святому великомученику, небесному покровителю русской военной мощи.
Конкурс проводится по двум номинациям: «Изобразительное искусство» и «Литературное творчество».
По итогам конкурса будет издана книга «Смиренный воин» — полноценное пособие для внеклассного чтения, оформленное лучшими детскими работами, присланными на участие в конкурсе.
Цели и задачи конкурса — восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России, причисленных к лику святых Русской Православной Церковью; сохранение и развитие традиций служения Родине и Православию; привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства и его духовным ценностям.
К участию в конкурсе приглашаются учащиеся воскресных школ и другие молодежные учреждения Владивостокской епархии, а также все желающие дети.
Положение
О IV Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси»
Смиренный воин святой великомученик Георгий Победоносец (III-IV вв.)
Георгий Победоносец – один из наиболее известных христианских святых, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман. Претерпевший особо тяжелые страдания за Иисуса Христа, Георгий причислен к лику великомучеников и, как победитель в духовной брани, именуется Победоносцем. Георгий был покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. С давнего времени святой Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия — стал гербом Москвы и эмблемой Российского государства.
1. Учредители, организаторы, жюри
1.1. Конкурс учрежден в 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 2009 году проект благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
1.2. Учредителем конкурса являются Московская Патриархия и Саввино-Сторожевский ставропигальный мужской монастырь при поддержке Правительства Московской области и Государственной Думы РФ.
1.3. Состав жюри утверждает Саввино-Сторожевский ставропигальный мужской монастырь. Состав жюри по номинациям формируют председатели жюри по номинациям.
2. Цели и задачи конкурса
2.1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России, возведенных в ранг святых Русской Православной Церковью.
2.2. Сохранение и развитие традиций служения Родине и Правослаию.
2.3. Привлечение внимания подрастающего поколения к истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам.
2.4. Выявление и поддержка художественно и литературно одаренных детей.
3. Условия и порядок проведения конкурса
3.1. Конкурс интерактивный. Конкурс проводится с 6 мая по 15 ноября 2010 года.
3.2. Заключительные мероприятия конкурса состоятся в декабре 2010 года.
3.3. В конкурсе могут принимать участие детские и молодежные творческие студии, центры, школы, православные гимназии, средние учебные заведения и отдельные участники (граждане РФ) до 16 лет.
3.4. Конкурс проводится по двум номинациям:
— «Изобразительное искусство» — художественное произведение, выполненное в технике: карандаш, цветной карандаш, пастель, уголь, сангина, тушь, акварель, акрил, гуашь, темпера, масло. Работы, выполненные в другой технике, рассматриваться не будут. Оригиналы представленных работ должны быть не меньше формата А4 (210х297) и не больше формата А3 (297х420).
— «Литературное творчество» — литературное произведение в прозе (рассказ, сочинение, эссе). Работы принимаются в электронном виде с межстрочным полуторным интервалом. Объем не более 5 (пять) листов.
3.5. Конкурс проводится в три этапа:
первый – творческий (6 мая – 15 ноября 2010 г.): создание работ участниками конкурса и размещение их электронных версий на сайте конкурса;
второй – конкурсный (16 ноября – 5 декабря 2010 г.): отбор электронных версий работ компетентным жюри и выявление финалистов конкурса;
третий – итоговый (6 – 16 декабря 2010 г.): выявление победителей, издание памятной книги «Смиренный воин», оформленной лучшими детскими рисунками и отрывками из сочинений, награждение победителей.
3.6. Тематикой для конкурсных работ могут послужить:
Исторические события, связанные с именем Георгия Победоносца (III-IV вв.).
Георгий Победоносец – небесный покровитель Москвы –столицы нашей Родины.
Чудеса, связанные с именем Георгия Победоносца.
Дополнительные темы, выложенные на Официальном сайте конкурса www.detisavve.ru в разделе «Конкурс 2010».
3.7. Для участия в конкурсе необходимо до 15 ноября 2010 года зарегистрироваться и выложить свою работу в электронном виде на сайте конкурса: www.detisavve.ru
3.8. Участникам конкурса в номинации «Изобразительное искусство» необходимо сохранить оригиналы присланных работ до окончания конкурса.
3.9. Оргкомитет имеет право использовать все присланные на конкурс произведения по своему усмотрению в рамках проекта.
4. Оргкомитет конкурса
4.1. Для решения организационных и административно-хозяйственных вопросов на время проведения конкурса формируется Оргкомитет конкурса.
4.2. Оргкомитет конкурса подотчетен Саввино-Сторожевскому ставропигальному монастырю.
5. Финансирование конкурса
5.1. Конкурс проходит на некоммерческой основе.
5.2. Благотворителями конкурса могут быть российские и зарубежные физические и юридические лица, пожелавшие принять участие в его организации и финансировании.
5.3. Благотворители конкурса представляются в средствах массовой информации, поддерживающих идею конкурса.
6. Подведение итогов и поощрение победителей конкурса
6.1. По итогам конкурса издается книга «Смиренный воин» — полноценное пособие для внеклассного чтения — оформленная лучшими детскими работами, присланными на конкурс. Оргкомитет конкурса распространяет альбом по центральным детским библиотекам Москвы, Московской области и всех регионов РФ.
6.2. Каждый участник конкурса награждается памятной грамотой. Подведение итогов конкурса и награждение победителей состоятся 16 декабря 2010 г. Количество лауреатов и дипломантов определяет жюри.
6.3. Решения жюри окончательны и пересмотру не подлежат.
Специальные награды и поощрения:
6.4. Оргкомитет своим решением может учредить дополнительные поощрения для участников, педагогов и благотворителей конкурса.
7. Контакты
Официальный сайт конкурса: www.detisavve.ru
Электронная почта Оргкомитета конкурса: detisavve@yandex.ru
Тел./Факс: (495) 926-59-91 (доб. 2024)