Содержание
- Зачем на Масленицу сжигают чучело
- Традиции сожжения чучела Масленицы
- Ритуальные костры
- Чьё чучело сжигают на Масленицу: Зимы или Масленицы, и зачем по традиции его сжигают
- Что сжигают на Масленицу вместе с чучелом Зимы и зачем сжигают куклу
- Что и для чего сжигают на Масленицу в других странах
- Традиции и обычаи
- Чье чучело предавали огню
- Прощание с Масленицей
- Как изготовить чучело Масленицы
- Масленица в других странах
- Правила пожарной безопасности во время сжигания чучела Масленицы
- Сжигание чучела масленицы: что символизирует, зачем проводится
- Истоки традиции
- Особенности создания масленичного чучела
- Подробный сценарий обряда сжигания
- Интересные обряды, связанные с масленичным чучелом
- Современный смысл традиции
- Зачем сжигают чучело на Масленицу?
- Кукла чучело своими руками на Масленицу:
- Большое чучело Масленицы своими руками, варианты, фото
- Как сделать чучело Масленицы для сжигания, пошагово с фото
- Чучело для сада огорода, 15 вариантов, фото
- Поделка на Масленицу в детский сад фото, пошагово
- Как сделать поделки на Масленицу в школу фото пошагово, варианты
- Масленица
- Какого числа масленица в 2020 году
- Масленица по дням недели
- Чучело масленицы
- Зачем сжигают чучело
- Блины – символ солнца или поминок?
- Гадания на Масленицу
- Рецепты блинов
- Чучело масленицы: сжигать или не сжигать?
- Бессмысленнее действо на грани хулиганства
- Мотивируем агрессию?
- Масленица в школе: рассказать, а не показать
- Психологический вред ничтожен по сравнению с духовным…
Зачем на Масленицу сжигают чучело
Празднование Масленицы традиционно проходит в течение недели. Кульминация праздника – сожжение соломенного чучела – приходится на ее последний день, так называемое «Прощеное воскресенье». Кроме соломы, для изготовления чучела использовалась старая одежда. При этом его старались сделать смешным и страшным одновременно.
Традиции сожжения чучела Масленицы
В воскресенье масленичной недели чучело торжественно проносили через всю деревню, а затем сжигали, топили в проруби или разрывали на части и разбрасывали солому по полям. Иной раз, вместо чучела, по селу возили живую Масленицу. В ее роли могла выступать нарядно одетая девушка, старуха или старик-пьяница. Разумеется, в подобных случаях Масленицу никто не сжигал. Ее вывозили за околицу и вываливали в снег.
Существовал и такой обряд. Большую соломенную куклу нарекали «Сударыней-Масленицей», затем устанавливали на сани, в которые впрягались трое молодых людей. Они вывозили чучело за околицу, давали ему в руки блин, а затем также сжигали на костре.
Считалось, что вместе с сожженным чучелом люди избавляются от всех невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом. Пепел развеивался по полям, чтобы дать жизнь новому урожаю, который должен был принести возрождение жизненных сил.
Ритуальные костры
Сожжение чучела воспринималось как торжественное, праздничное действие и сопровождалось песнями и хороводами. В ритуальном костре стремились сжечь все старые и ненужные вещи, чтобы впоследствии они вернулись обновленными и принесли в дом достаток и процветание. Так как люди искренне верили в то, что впереди их ожидают лучшие, благополучные и счастливые дни, то хотя бы часть их надежд непременно сбывалась. Таким образом, чучело Масленицы сжигали для избавления от напастей и бед, для хорошего урожая и благополучной жизни.
В некоторых местах традиция изготовления соломенного чучела не получила распространения. Там на возвышенностях разжигали костер, куда бросали ненужные вещи, собранные детьми по всей деревне. Иной раз в нем сжигали колесо, считавшееся символом солнца. Как правило, его надевали на жердь и устанавливали в самом центре костра.
В центральной России проводы Масленицы сопровождались сожжением скоромной пищи, которая также являлась одним из символов праздника. В кострах сгорали остатки блинов и масла, туда же выливалось молоко. Иногда родители просто говорили детям, что в доме не осталось скоромной пищи, так как вся она сгорела в костре.
Совсем скоро наступит масленичная неделя. А значит, нужно готовиться к проводам зимы и весёлым гуляньям. Что означает обряд уничтожения куклы на костре, что сжигают на Масленицу вместе с чучелом в России и в других странах, вы узнаете из нашей статьи.
Чьё чучело сжигают на Масленицу: Зимы или Масленицы, и зачем по традиции его сжигают
Во времена язычества на Руси праздник Масленицы был не просто забавой. Он носил явный религиозный подтекст и был посвящён проводам холодного времени года. Люди верили в силу жертвоприношений, поэтому, по традиции, для привлечения богатого урожая сжигали чучело Масленицы, которое символизировало уходящую зиму. Считалось, что обряд проносил плодородие и приближал приход тепла. Масленичные гулянья в те давние времена длились целых две недели, а чучело сжигалось в каждом дворе. Делали его из соломы и тряпок: дорисовывали глаза, рот, приделывали тряпичные косы. Оно изготавливалось по образу девушки, которая путешествовала в сопровождении Масленицы по всей деревне. Завершался обряд ритуальным сожжением куклы на площади, песнями и плясками, которые вызывали религиозный транс. В костёр бросали все старое и ненужное, остатки еды с праздничного стола, а пепел закапывали в землю.
Для чего сжигают чучело в обряде на Масленицу
Со временем обряд приобрёл иное значение. Масленичная неделя предваряла Великий пост, поэтому смысл праздника заключался в обильном угощении. Воскресенье – последний день, в который выбиралось самое большое и красивое чучело и сжигалось у всех на виду. Чьё чучело сжигают на Масленицу: Зимы или Масленицы, и зачем по традиции его сжигают в наши дни? Масленицу справляют, потому что это весело. Народные гулянья объединяют людей и дают возможность прикоснуться к древним традициям, которые так близки славянскому народу.
Что сжигают на Масленицу вместе с чучелом Зимы и зачем сжигают куклу
Вместе с чучелом Зимы на Масленицу в наши дни уже ничего не сжигают, кроме самой куклы, которую мастерят из подручных средств. Да и сам символ торжества уже никто не делает самостоятельно: его заранее заказывают профессионалов. Раньше вместе с куклой в костёр бросали остатки еды с праздничного стола, чтобы во время строгого поста не было искушений. Маленьким детям объясняли, что блины вчера сожгли. Также сожжению подлежала старая одежда, которая символизировала болезни и беды. Ещё делали небольших куколок из лоскутков, которые называли «домашней масленицей».
Обряды Масленицы: какое чучело сжигают на костре и зачем
Зачем сжигают куклу на Масленицу, что сжигают вместе с чучелом Зимы наверняка интересует любого человека, который хоть раз в жизни видел этот красочный обряд.
Для изготовления чучела берут старые тряпки, которые туго сматывают и насаживают на кол. Можно использовать для этих целей солому. Подобным образом формируют голову и руки. Одевают куклу в женский сарафан, а на голову повязывают косынку. Затем выполняют «макияж» с помощью красок или женской косметики. Можно использовать свёклу и уголь, как в древности. В некоторых деревнях и сейчас бросают в огонь старые и ненужные вещи, чтобы вместе с наступающей весной принести в дом обновление. Но делается это, в основном, ради развлечения.
Что и для чего сжигают на Масленицу в других странах
Не только Украина, Россия и Беларусь отмечают Масленицу. Похожие праздники есть и в других странах. Только традиции отличаются. Не всегда в других странах на Масленицу что-то сжигают. Например, в Великобритании по первому удару колокола на главной ратуши нужно испечь блин, по второму пробежать короткую дистанцию, не уронив угощение со сковородки. Кто первым достигает финиша – получает поцелуй или крепкое рукопожатие звонаря. Во Франции с карнавалами и поеданием блинов встречают праздник Марди Гра, который обязательно должен закончится в полночь. В Исландии с приходом весны принято готовить особые пирожные, а затем отправляться гулять всей семьёй. В Дании устраивают весёлые представления и концерты, обмениваются анонимными записками.
Как празднуют Масленицу в других странах: чьё чучело сжигают и зачем
Что и для чего сжигают на Масленицу в других странах? Польское чучело называется Мажана. Оно делается по образу красивой девушки с косами и в сарафане. Всю неделю Мажана, как и Масленица, путешествует по селу, а потом ей создают пару – Маженяка, в рваном кафтане и с бутылкой водки. Мажану с Маженяком заносят в каждую избу, чтобы они забрали пьянство и беды. Потом сжигают или топят.
В Швейцарии лепят снеговика, втыкают в него фейерверки и поджигают ровно в 6 вечера. Чем быстрее тает снеговик Бодж, тем жарче будет лето.
В Германии тоже делают чучело по имени Нубель. Для этого мужской костюм набивают соломой. Правда, делается это не для привлечения богатого урожая, а для того, чтобы «сжечь» грехи после ноябрьского карнавала.
Зачем сжигают чучело на костре во время проводов зимы и что сжигают на Масленицу в других странах интересует культурологов и религиоведов. Вместе с куклой в этот день уничтожают все, что связано со старостью и болезнями.
Для вас пишет: KonstantinR «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции».
Вы можете написать жалобу.
Кульминацией праздника Масленицы является сжигание соломенного чучела в последний день масленичной недели – Прощеное воскресенье (проводы). Зачем и для чего сжигают чучело на Масленицу? Этот ритуал пришел от наших предков, которые свято верили, что, таким образом, можно привлечь благополучие и возрождение. Ритуальные костры тогда были частью большинства языческих обрядов. До сегодняшних дней сохранилось все практически без изменений.
Традиции и обычаи
Масленица – древний языческий праздник, который настолько укоренился среди славян, что христианская церковь позволила внести празднество в свой православный календарь. Масленица знаменует окончание зимы. На самом деле она и есть зима, которую нужно хорошо проводить.
Комоедицу (так называли масленицу в языческие времена) праздновали несколько дней подряд. Пиком празднества был день весеннего равноденствия. Люди находились в ожидании тепла, лета. Именно поэтому пекли блины на Масленицу – круглые и желтые, они олицетворяли Бога Солнца – Ярило. Жаркое солнышко прогоняло зиму. Ритуальный костер, в котором сжигали чучело в последний день праздничной семидневки, также символизировал победу Ярила над зимой.
Чье чучело предавали огню
Откуда же пошла традиция делать чучело своими руками, а затем сжигать его? Дело в том, что наши предки отождествляли зиму со смертью. У этого времени года было даже имя – Мара. Зима – это время тяжелых испытаний и для человека, и для зверя, и для растений. Все приходит в упадок, замерзает. И если в первые дни зимы Мара выступала в роли красивой белоснежной девушки, то к концу она превращалась в страшную старуху, несущую смерть и разрушение.
Именно поэтому люди так отчаянно хотели избавиться от злой колдуньи. Они мастерили огромную соломенную куклу, наряжали ее в старую одежду и отдавали на растерзание огня. А ярко пылающий костер выступал как символ победы света и тепла над холодом и смертью. Прах Масленицы рассеивали над полями, чтобы призвать оттепель. С приходом весны наступал новый отсчет времени. Природа, да и человек возрождался.
Кстати!В древние времена славяне кидали в костер различные предметы, от которых хотели избавиться. В ход шла изношенная одежда, вышедшая из обихода утварь. Считалось, что выкидывая ненужные вещи, человек освобождался для принятия нового и хорошего.
Прощание с Масленицей
Чучело Масленицы готовили заранее. Всю неделю куклу возили по поселку или городу, не обходя стороной ни одну улочку. Кострище устраивали на главной площади или пустыре таким образом, чтобы искры от угасающей зимы были видны со всех сторон. Чучело устанавливали над кучей хвороста, затем начиналась заключительная часть проводов Масленицы. Сельчане поджигали куклу, и, пока она горела, водили хоровод вокруг костра, пели песни, пили и веселились. Когда чучело было практически полностью сожжено, через костер начинала прыгать молодежь. Перепрыгивая через остатки зимы, они загадывали желание, целовались и желали друг другу счастья.
Справка!С древних времен сохранилась традиция изготавливать еще одно чучело, которое несет исключительно положительный образ праздника. Это была кукла мужского пола и именовалось Масленок. Его наряжали в старую, но красиво украшенную одежду. Сжигание Масленка символизировало окончание празднества.
Как изготовить чучело Масленицы
Делали масленичное чучело всей деревней. На деревянный кол насаживали холщевый мешок, затем набивали его соломой. Из прутьев делали руки и ноги. На импровизированную голову повязывали платок. Куклу наряжали в старую, но нарядную одежду. К рукам и ногам привязывали разноцветные ленты. «Макияж» наносили углем или свеклой.
В древности на куклу старались надеть как можно больше старой, ненужной одежды. Так люди пытались принести в дом обновление и богатство.
Обычно куклу делали большой, выше человеческого роста. Так показывали превосходство бога Зимы над человеком. Да и огромное горящее чучело видно издалека, чего и добивались сельчане.
Масленица в других странах
Масленицу отмечают не только в России, Украине и Беларуси. Похожий праздник, где также существует ритуал сожжения чучела, есть во многих других странах. Так, например, Масленицу встречают в Великобритании. Там принято проходить ряд испытаний во время ударов в колокол. При первом ударе нужно испечь блин, при втором – совершить с этим блином пробежку. Того, кто прибежит первый, ждет поощрение звонаря.
Во Франции блинами встречают праздник Марди Гра (переводится как «жирный вторник»). Праздник знаменует начало Великого поста. Такой же праздник существует во многих городах Америки и Европы. В этот день можно объедаться блинами и другими мучными изделиями. Карнавал с бесконечными танцами и плясками длиться ровно до 12 ночи. В Исландии Зиму провожают, поедая особые пирожные. В Дании устраивают всеобщее празднество прямо на улице.
Кроме главного атрибута Масленицы – блинов – во многих государствах принято проводить ритуальные проводы зимы. Так в Польше, как и у нас, делают соломенную куклу по прозвищу «Мажана». Ее украшают лентами, бусами, надевают разноцветное платье.
Горожане проносят Мажану по улицам города, а затем топят в реке, предварительно раздев ее, а одежду и украшения разбрасывают по полям. В некоторых польских селах Мажане мастерят пару – Маженяка, который символизирует пьянство. Эту куклу заносят в каждый дом, чтобы она забрала из него беду и алкоголизм. Потом кукол либо топят, либо сжигают.
В Швейцарии на проводах матушки-Зимы принято сжигать … снеговика по прозвищу Бодж. В него вставляют бенгальские огни и поджигают их. Чем быстрее Бодж растает, тем быстрее придет весна и будет жарче лето.
В Германии чучело, набитое соломой, символизирует все грехи, которые человек успел накопить за время ноябрьского карнавала. Нубеля (так зовут чучело) сжигают в последний день зимы.
Наши языческие предки верили, что масленичное чучело наделено мистическим даром. Сжигая его в последний день празднества, люди таким образом избавлялись от болезней и бед. С последней горсткой пепла уходила в прошлое зима, и наступало время обновления. Традиции и обряды проводов Масленицы дошли и до наших дней. Современная Масленица символизирует исключительно хорошее настроение и веселое времяпровождение.
Сказать спасибо автору! (1)
Правила пожарной безопасности во время сжигания чучела Масленицы
Во время сжигания чучела Масленицы необходимо соблюдать несколько простых, но очень важных правил безопасности:
– место для сжигания чучела должно находиться на расстоянии не менее 50 метров от зданий и построек;
– организаторы мероприятия должны позаботиться о том, чтобы были огнетушители, а экстренные службы при необходимости могли бы без всяких препятствий проехать;
– поджигать чучело необходимо с подветренной стороны и с помощью факела. Не используйте легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) для поджигания;
– чучело нужно устанавливать на устойчивой поверхности, при этом необходимо учесть силу и направление ветра, так как разлетающиеся искры могут вызвать возгорание стоящих рядом строений, сооружений и построек;
– место сжигания чучела должно быть огорожено от людей по всему периметру на расстоянии не ближе 10 м;
– при сжигании чучела Масленицы необходимо учитывать погодные условия: опасно пользоваться открытым огнем при сильном ветре;
– не оставляйте без присмотра горящее чучело;
– убедитесь, что его остатки потушены;
– при сжигании чучела необходимо иметь при себе первичные средства пожаротушения: должно быть не меньше двух порошковых огнетушителей объемом не менее пяти литров.
Особое внимание во время праздника уделите вопросу безопасности детей, не допускайте их самостоятельного сжигания чучела.
Сжигание чучела масленицы: что символизирует, зачем проводится
Масленица считается одним из самых древних праздников, ведь она существовала на Руси еще в языческие времена. Именно с той поры сохранились некоторые обряды, такие как выпекание блинов, сжигание чучела на масленицу и прыжки через костер.
Несмотря на то что часть ритуалов имеет некий языческий подтекст, традиции современного торжества плотно переплелись с религиозными канонами. Зачем и когда жгут масленицу, и какой смысл вкладывается в данный ритуал?
Истоки традиции
Сжигание чучела на масленицу — обряд очень важный, смысловой, напрямую относящийся к плодородию. Много веков назад верили, что через жертвоприношение можно избавиться от любых бед и невзгод. Именно поэтому само чучело изготавливалось по образу и подобию человека. К тому же, масленицу обожали обряжать в разнообразные женские платья, ассоциируя ее с уходящей зимой.
По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности?
- Люди верили, что вместе с гибелью масленичного чучела из жизни уходят все печали и невзгоды.
- Также подобный обряд был символом проводов зимы.
- У сжигания чучела было и еще одно важное назначение: улучшение плодородности земли, ведь через ритуальную смерть масленичного чучела к жизни возвращались плодоносные земли.
Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста.
Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла. Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит.
Особенности создания масленичного чучела
Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, — о том, зачем жгут чучело на масленицу. Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам:
- чучело выполнялось либо из соломы, либо из старых тряпок, поскольку эти материалы отлично горели;
- данному объекту традиционно придавались черты женского тела;
- также масленицу практически всегда обряжали в женскую одежду;
- чучело традиционно насаживали на кол или на другую большую, длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем жителям города.
Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне.
Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов.
Пепел после сожжения также закапывался в землю, а у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху, как символ полного исчезновения зимы.
У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби. Однако данный вариант протекания обряда довольно быстро канул в лету из-за своей незрелищности.
При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться. Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию.
Подробный сценарий обряда сжигания
История чучела на масленицу берет свое начало еще в языческие времена, когда у данного обряда был четкий религиозный подтекст. Тогда сжигать огромную фигуру было принято рано утром в воскресенье.
- Гигантское чучело водружалось на сани, а рядом с ним садилась красивая девушка, одетая примерно так же, как и символ масленицы.
- Повозка с соломенной фигуркой и девушкой двигалась к центральной площади поселка, а за ней выстраивалась настоящая процессия. Люди ехали колонной на лошадях или шли за чучелом, попутно напевая колядки и танцуя.
- Как только чучело пребывало на место сжигания, его устанавливали, а люди принимались веселиться вокруг. Не стоит забывать, что у праздника был религиозный подтекст, а значит, жителям деревни необходимо было полностью повторить обряд, унаследованный от предков. Песни и пляски здесь символизировали религиозное погружение в транс.
- Спустя пару часов происходило поджигание фигуры. Факел к соломенному чучелу обычно подносил глава поселения, ведь миссия эта была почетной и важной. Все остальные люди продолжали петь и плясать, попутно бросая в костер оставшуюся после масленицы еду. Считалось, что блины и лепешки, оставшиеся после масленицы, должны быть уничтожены, ведь впереди людей ждал долгий пост. Такую еду обычно сжигали, но иногда раздавали беднякам и малоимущим.
- Гулянье происходило до тех пор, пока главный символ торжества не прогорал полностью. После этого жителям поселка оставалось лишь собрать пепел и сжечь его. Оставлять пепел после религиозной процедуры было дурной приметой, поскольку считалось, что тогда урожай будет плохим, а внезапные холода смогут уничтожить посевы. Зарывался такой пепел на полях, где выращивалась большая масса урожая. Вместе с пеплом также могли захоронить остатки еды и крошечные фигурки из соломы.
В некоторых губерниях существовала и традиция сжигания маленьких соломенных фигурок. Такие фигурки изготавливались в нескольких экземплярах, и каждая из них означало нечто, с чем человек желает попрощаться. Так, например, сжигая маленькие чучела, человек мог пожелать избавиться от хвори или от несчастья в любви.
Интересные обряды, связанные с масленичным чучелом
Поскольку праздник был поразительно популярным, его сценарий порой заметно видоизменялся. Так, например, в некоторых губерниях не сжигали чучело, а символом торжества становились люди, наряженные на манер соломенных фигурок. Обычно символом торжества делали красивую девушку, но могли нарядить и старуху или же местного уважаемого человека.
Повозив этого наряженного в специальный костюм человека по всей деревне, люди бросали его в снег и вываливали там в течение нескольких минут.
Также видоизменялся и обряд сжигания самого чучела. В костер бросали все подряд, начиная от маленьких фигурок и заканчивая деревянными поленьями. Что же могло отправиться в такое кострище вместе с фигурой из соломы?
- В некоторых губерниях проводили религиозное сжигание колеса из дерева, которое было символом солнца.
- Также люди могли кинуть в костер бумажки с пожеланиями и просьбами.
- Зачастую религиозному сожжению подвергались и старые вещи, например лапти или рубахи, и с их помощью люди пытались избавиться от напастей.
В Костромской губернии существовала традиция сжигания «соломенного мужика». Каждый житель деревни брал небольшой пучок соломы и кидал в общую кучу, под ноги фигуры из соломы. Когда набиралось достаточное количество легко воспламеняющего материала у ног мужика, его поджигали, символизируя таким образом проводы мороза и холода. Также в Костромской губернии многие мужики отправлялись путешествовать на повозках по городу в специальных соломенных колпаках. В наступлением вечера эти колпаки сжигались, как символ наступления весны и прощания с зимой.
Сразу же после сжигания подобного чучела люди отправлялись домой или же в церковь. С последними проблесками костра заканчивался и праздник, а значит наступало время Великого поста. Считалось, что ритуальное сожжение очищало душу каждого человека, и теперь люди могли жить в ожидании чего-то светлого и памятного.
Современный смысл традиции
Зачем сжигают масленицу сейчас — вопрос совершенно иного порядка, поскольку у современного ритуала нет абсолютно никакого религиозного подтекста. В течение целой недели люди обильно потребляют блинчики, а сжигание соломенного чучела становится скорее развлечением, нежели неким ритуалом с особым смыслом.
- Само чучело не изготавливается в первый день празднеств в каждом доме, а делается на заказ к воскресенью.
- Ритуальное сожжение происходит лишь на главных площадях да в местах, где были организованы специальные мероприятия.
- Пепел, оставшийся после соломенного чучела, не развевается по полям и не закапывается в землю.
- Также отпала традиция сжигания старой одежды или остатков праздничной еды.
Традиции празднования масленицы постоянно изменялись и трансформировались из-за того, что служители церкви выступали за отмену торжества. И Екатерина II, и Петр I ратовали за отмену праздника, но для простого народа масленица уже давно стала не символом языческих традиций, а важной частью будущих религиозных торжеств.
Именно поэтому, несмотря на все усилия монархов и служителей церкви, праздник со всеми его ключевыми обрядами дошел до наших дней.
Сейчас сжигание чучела масленицы — это уже не такой важный обряд, но его продолжают повсеместно проводить в воскресенье этой праздничной недели. Для простых людей данный ритуал стал символом окончания торжеств и приближения великого поста, и без него сложно представить Масленицу.
Одним из самых популярных зимних обрядов принято считать сжигание чучела на Масленицу. Незаменимым атрибутом сего обрядового действия является масленичная кукла, масляник или как его еще называет современная молодежь Масленичное чучело. И хотя сжигание чучела языческий праздник, он популярен и по сей день.
Зачем сжигают чучело на Масленицу?
Масленица заслуженно считается одним из самых древних праздников. Все семь дней народ веселится, пекутся блины, а столы ломятся от вкуснейших яств и напитков. В эти дни все в мире друг с другом. В последний день наступает кульминационный момент — сожжение чучела Масленицы. Его везут на край деревни или на площадь. Сопровождается процессия толпами народу. Под всеобщий восторг разжигается костер и начинается один из самых впечатлительных моментов.
Зачем же сжигают чучело?! Наши далекие предки олицетворяли Масленицу с чем-то схожим на птицу Феникс: возрождение через гибель. Все невзгоды и напасти прошлого уходили вместе со жженной масленичной куклой. После процессии развеивали пепел по полям, а с новым урожаем наступало то самое возрождение.
Собственно поэтому люди так радовались кульминационному моменту, водили хороводы и пели песни. В костер бросали всякий мусор, поношенную одежду, старые и ненужные вещи, дабы все это принесло в их дом благоденствие и достаток. В этот момент каждый участник обряда находился в ожидание чего-то нового, светлого и теплого.
По сей день Масленицу сжигают для формирования успеха, избавления от напастей, для хорошего урожая. И совсем не важно, что будет выступать в качестве того самого урожая: деньги, зерно или совсем иная ценность. Сделав чучело своими руками, вы сможете убедиться в том, что столь древние традиции не предрассудки и не возникают на пустом месте.
Кукла чучело своими руками на Масленицу:
Масленица или Масленик своими руками смастерить довольно просто. Благо, вам не понадобится покупать специальные материалы, все необходимое у вас наверняка найдется дома. Ниже мы представим несколько различных вариантов Масленицы.
в детский сад, фото
В детских садиках каждый год проходит ярмарка, посвященная сему необычному празднику. На такие ярмарки родители с детьми мастерят интересные поделки. Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов того, что можно сотворить с подручных материалов и при помощи детской фантазии.
из бумаги, варианты, фото
из веника, пошагово с фото
Не менее интересно смотрятся Масленицы из веника. Для поделки своими руками приготовьте:
- веник;
- синтепон;
- детскую футболку или платье;
- детские колготки;
- атласные ленты;
- маркеры (фломастеры);
- ножницы.
Плотно набиваем чулки колготок синтепоном. Это будут руки чучела.
Перевяжите получившиеся ручки в трех местах.
В ластовице колготок сделайте небольшой разрез, в него вставьте черенок веника, зафиксируйте ниткой или проволокой.
Приступаем к голове. Верхнюю часть колготок плотно набейте синтепоном. Перемотайте сверху лентой, оставив 5-6 сантиметров.
Разрежьте на мелкие полоски свободную часть верха. Это будут волосы. Так же можно прикрепить бант или иной аксессуар.
Осталось надеть только платьице или футболку, подвязать лентой и нарисовать Масленице лицо маркерами или фломастерами.
Большое чучело Масленицы своими руками, варианты, фото
Как сделать чучело Масленицы для сжигания, пошагово с фото
Существует такая поговорка: «Пока не проводишь зиму, весны не видать!». У нас принято провожать зимушку с песнями, блинами и сожжением масленичного чучела. Однако для начала нужно сотворить то самое чучело. Существует масса вариантов самодельной Масленицы, а мы предлагаем вам сделать один из самых простых. Кроме того, все составляющие куклы просто найти и в городе. Вам понадобятся следующие материалы:
- газеты или журналы;
- два деревянных бруска;
- солома или сено (купить можно в любом магазине зоотоваров);
- отрезы ткани или старые вещи;
- светлая однотонная ткань;
- пряжа, нитки, ленты;
- ножницы;
- скотч;
- шуруп/проволока;
- краски;
- нитка с иголкой.
Сложите бруски крестом и зафиксируйте при помощи проволоки или шурупа.
Из светлой ткани сшейте мешок, набейте его сеном. Это будет голова чучела. Нарисуйте лицо. Для этого можно использовать и краски и фломастеры и маркеры, все, что есть в доме.
Приступаем к сбору чучела. Старыми газетами оберните руки и туловище будущей Масленице. На поясе при помощи скотча прикрепите газетные жгуты. Сделать это нужно так, чтобы они торчали в стороны.
Из кусков ткани собираем одежду. Вдоль складываем кусок ткани, который предназначался для рук куклы, в центре делаем надрез и надеваем на куклу, фиксируем нитками или скотчем. Затем из куска ткани делаем юбку, точно так же прикрепляем скотчем. Надеваем голову кукле и фиксируем лентами или нитками.
Для украшения можно использовать старые нитки, предварительно сделав с них косу и приклеить их к голове, после чего покрыть платком голову. Яркими лентами, например, можно украсить пояс. Чучело готово. Перед тем как его поджечь, облейте бензином.
Чучело для сада огорода, 15 вариантов, фото
Поделка на Масленицу в детский сад фото, пошагово
Делать поделки с детьми захватывающий процесс, который приносит немало удовольствия и взрослым и маленьким чадам. Необязательно продумывать все до мелочей, главное фантазия вашего ребенка и небольшая помощь с вашей стороны. Так, например, для изготовления небольшой масленичной куклы из ниток, вам понадобятся:
- ножницы;
- коктейльная трубочка, так же можно использовать любую палочку;
- нитки 2-х цветов, лучше использовать контрастные.
Делаем туловище куклы. Для этого на руку намотайте нитку 20 раз. Туго наматывать не стоит, поскольку кукла получится маленькой, кроме того, вам придется изрядно помучиться, дабы снять нитки с руки.
Снимаем нитки с руки и перевязываем короткой ниточкой аналогичного цвета.
Приступаем к созданию головы куклы. Нитью другого цвета привязываем получившееся кольцо таким образом, чтобы получилась голова.
Далее проводим ту же процедуру для рук, что и для туловища. Количество мотков уменьшаем до 15. Снимаем с руки и связываем с двух сторон контрастной ниткой, чтобы получилась «конфетка». Далее внизу туловища разрезаем нитки и откидываем часть ниток назад. Вставляем руки.
Опускаем откинутые нитки и формируем кукле талию теми же контрастными нитками, что и голову. Масленичная куколка готова.
С большим удовольствием детки работают и с бумагой. Так для изготовления бумажного солнышка, вам потребуется:
- компьютерный диск;
- клей;
- цветная бумага, желательно двухсторонняя желтого и оранжевого цвета;
- ножницы.
Бумагу нарезать полосками. Склеить концы, сформировав тем самым лучики.
Далее лучики нужно приклеить к диску в 2 ряда.
Переворачиваем диск. Вырезаем небольшой круг и приклеиваем его в центр диска. Это и будет личико солнышка. Предварительно на круге можно нарисовать интересное личико. Солнышко готово.
Как сделать поделки на Масленицу в школу фото пошагово, варианты
Детки постарше могут уже самостоятельно изготовить поделку на школьную ярмарку или же просто для украшения класса. Это могут быть и куклы, и поделки с соломы, и поделки с бумаги. Предлагаем несколько вариантов того, что может ребенок сделать своими руками для школьного праздника.
Для изготовления веселой куколки вам потребуются:
- пряжа яркого цвета 1,5 метра;
- разноцветные нитки;
- картонная заготовка 10х10 см;
- ножницы.
Размер кукол напрямую зависит от размера картонного квадрата. Если вы желаете сделать куколку побольше, то стоит изменить размер картонной заготовки. Плотно слой за слоем наматываем нитки на картон. Нитки должны плотно наложиться друг на друга, чтобы куколка получилась объемной.
Аккуратно снимите нити с картонки, после чего туго перевяжите их ниткой по центру. Концы ниток разрежьте.
Подровняйте срезы ножницами. Сложите получившуюся намотку пополам. Сформируйте куколке голову, перевяжите ниткой.
Теперь можно приступать к следующему этапу. Формируем руки куколке. Для этого на картонку намотайте нитки, точно так же, как и в первом шаге. Руки должны быть не толстыми, поэтому ниток используйте в 3 раза меньше.
Снимите нити с картонки. Проденьте через намотку пряжу яркого цвета (на нашем фото она красная), туго перевяжите.
С помощью той же нитки сформируйте небольшие кулачки.
Между половинками туловища поместите ручки, затем зафиксируйте и хорошенько перетяните ниткой. Таким образом, у вас получится талия. Затем украсьте куколку по своему усмотрению. Например, на голову куклы можно прикрепить косу, а по туловищу прикрепить различные украшения.
Для изготовления куклы Масленица из ткани необходимо подготовить следующие материалы:
- красные нитки;
- кусок ватки;
- треугольник из ткани с наибольшей стороной 12 см;
- 2 квадрата 20х20 см яркой цветной ткани;
- квадрат белой ткани 20х20 см;
- 2 квадрата белой ткани 10х10 см.
Изготавливаем голову для куклы. Для этого из ваты (синтепона, ватного диска, поролона да чего угодно), сформируем шарик и кладем его в центр белого квадрата 20х20 см, фиксируем ниткой.
Из двух квадратов белой ткани 10х10 см, скручиваем руки (схема на картинке).
Концы рук перемотайте красной ниткой. Между складок юбки, вложите ручки, после чего зафиксируйте красной ниткой.
Далее приступаем к изготовлению юбки. Два квадрата цветной ткани сложите по диагонали, чтобы получились треугольники. Треугольники положите под прямым углом, скрутите юбку, зафиксируйте ее ниткой.
Осталось повязать платочек на голову куколке. Готово.
Как уже говорилось выше, Масленичное чучело является незаменимым атрибутом, поэтому без него попросту не обойтись, если вы желаете погрузиться в атмосферу праздника. Смастерить таковую поделку сможет и ребенок. В статье мы представили несколько вариантов изготовления чучела. Однако вы можете добавить свою изюминку. Главное не боятся экспериментировать и проявлять фантазию. Удачи!
Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками-жаворонками. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за селоего топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую «Масленицу». Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.
Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. В этот праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь все время пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь перенести его по срокам и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми.
Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер.
А вот еще один обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье. «Судаpыню-Масленицу» сажали на сани, рядом с ней ставили красивую девушку, а в сани как правило впрягались трое молодых людей и везли Масленицу по зимним улицам. За этими санями шествовал масленичный «поезд» состоящий из целой вереницы саней. За околицей главным образом устраивался большой костер. Давали обязательно чучелу Масленицы в руки блин, после чего «Сударыня-Масленица» сжигалась на костре приговаривая: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами хоронили Масленицу, принося их в жертву как символ будущего плодородия.
Ритуальное сжигание чучела Масленицы издревле тоже имело глубокий смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в злаках. Ведь по представлению наших предков, взошедшие зерна являлись воскресшими покойниками.
В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Это могли быть лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, которые были предварительно собраны детьми по всей деревне, иногда их и специально для сжигания крали. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра.
У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали такие праздники как Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи.
В центральных областях России же, к примеру «проводы масленицы» сопровождались сжиганием скоромной пищи, которая символизировала Масленицу. В кострах на масленицу иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, но зачастую просто говорили детям, что в костре сгорели вся скоромная пища.
Масленица
То, что в народе называется Масленицей, в церковном православном календаре именуется «Сырной седмицей» или «Сырной неделей перед Великим постом».
Для православных Сырная седмица или Масленица – неделя постепенной подготовки к Посту. Ведь начиная с Сырной или Масленичной недели уже нельзя есть мясо, но можно употреблять молочные продукты, яйца, масло и рыбу. Именно поэтому на Масленицу пекут блины и едят их со сметаной, творогом, икрой и красной рыбой.
Какого числа масленица в 2020 году
Масленица не имеет определенной фиксированной даты и отмечается каждый год в разные числа февраля или марта. Отсчет Масленицы принято начинать за семь недель до Пасхи, а ее продолжительность определять семью днями перед Великим постом с понедельника по воскресенье.
В 2020 году Пасху (Светлое Христово Воскресенье) будут отмечать 19 апреля 2020 года, и, соответственно, Масленичная неделя (период на который приходится Масленица) будет проходить с 24 февраля по 1 марта 2020 г:
- начинается — 24 февраля 2020 г. (понедельник);
- заканчивается — 1 марта 2020 г. (воскресенье).
Масленичная неделя подготавливает людей к посту (началу духовного и физического очищения) и заканчивается Прощёным воскресеньем.
Масленица по дням недели
Канун Масленицы – 22 февраля 2020 первая родительская суббота, день поминовения усопших родителей, который носит название Великая мясопустная суббота или Вселенская родительская (мясопустная) суббота.
День перед Масленицей – 23 февраля 2020 – называется «Мясное воскресенье». Родственники и соседи ходят друг к другу в гости, приглашая праздновать предстоящую Масленицу. Существовало поверье, что тот человек, у которого побывает 12 гостей, целый год не будет знать бедности, а удача во всех делах будет сопутствовать на протяжении года только тому человеку, который на протяжении этого дня 12 раз отведал мяса.
Масленичная неделя делится на два периода:
- Узкую Масленицу – отмечали в основном по-домашнему первые три дня: понедельник, вторник и среда. В эти дни еще можно было заниматься хозяйственными работами. Чтобы смыть с себя все тяготы и заботы прошедшего года – все мылись в бане.
- Широкую Масленицу – последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье начиналось массовое веселье. В эти дни в доме прекращались все работы, народ гулял, принимал гостей, и щедро угощали друг друга блинами.
Каждый день Масленицы имеет особое название.
Понедельник (24 февраля 2020) – Встреча. Встреча Масленицы происходила очень торжественно. Изготавливали чучело Масленицы. Начинали печь блины. Достраивались снежные горы и качели. В катаниях участвовали как взрослые, так и дети. Дети катились с горки с громкими криками: «Масленица пришла!». Если ребятня каталась на горках с утра, то молодежь – в вечернее время, с 5–6 часов до 7, пока было еще светло. Катания с горок на санках имело и магическое воздействие на будущий урожай: чем дальше скатывались с горки, тем богаче будет урожай. Девушки приходили на катания с масляными блинами. Во время песнопений эти блины съедались.
Вторник (25 февраля 2020) – Заигрыши. Второй день Масленицы считался самым подходящим днём для сватовства. Родственники парня приходили в дом понравившейся ему девушки и сватали его. Если удавалось договориться, то по окончании Великого поста, на Красную горку, наступало время свадьбы.
Парни приглашали девушек в гости на блины, покататься с горок, поиграть в снежки. Молодые люди собирались вместе, пели частушки и водили хороводы.
Среда (26 марта 2020) — Лакомка. В среду заканчивается празднование узкой Масленицы. Третий день Масленицы еще называется Скоромная середа или Знобы-бабы. В этот день продолжали ходить в гости к родственникам, навещали родню невесты – зять приходил на блины к теще. В русском языке даже есть выражение «к тёще на блины».
В тот день мать жены старалась оказывать ему особое почтение и приготовить самые вкусные блины для зятя из ржаной и пшеничной муки пополам, на молоке с яйцом, в сливочном масле – блины «для любимого зятя».
Однако с по мощью блинов теща могла, молча, не прибегая к словам, показать свое негативное отношение к зятю: достаточно было подать ему блины из ржаной муки, замешенные не на молоке, а на воде – так называемые «припечники», или блины «для нелюбимого зятя».
На Лакомку нужно было есть столько блинов, сколько душе угодно (в народе говорили «съесть столько блинов, сколько раз собака хвостом махнет»).
Четверг (27 февраля 2020) – Разгуляй, Широкий четверг, Масляная коляда. С этого дня начинается по-настоящему «широкое» празднование Масленицы. С четверга начинался разгул праздника, устраивались народные гуляния с балаганами, с взятием снежных крепостей (когда делятся на две команды – пехоту, которая защищает крепость и конницу, которая пытается её разрушить), кулачными боями (символизирующими борьбу между зимой и летом, добрым началом и злыми силами), а также катаниями на тройках с бубенцами.
Самым красивым обрядом на Масленицу было во все времена катание на санях. Молодёжь обычно каталась с самого утра, молодожёны (семейные пары, которые недавно поженились) – когда хотели, а семейные пары, и особенно богатые, – ближе к вечеру.
Картина российского художника Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица», 1919
Во время масленичных катаний на лошадях использовали выездные сани, украшенные лентами красного цвета, в гривы лошадям вплетали разноцветные ленты, на дугу вешали колокольчики, лошадей покрывали нарядной накидкой. Катались в одних санях вдвоем, по несколько человек или большой группой. Часто такие катания представляли собой состязания на скорость, «наперегонки».
Дети ходили по дворам, исполняя хором колядки (обрядовые песни) и получая за это угощение – сладости, орехи и свежеиспеченные блины.
Во время Масленицы люди старались выплеснуть всю накопившуюся за зиму негативную энергию и отметить праздник как можно лучше и веселее. «Как встретишь Масленицу, таков весь год и будет».
Пятница (28 февраля 2020) – Тещины вечерки. В пятый день Масленицы теща наносила зятю ответный визит. Зять приглашал тещу заранее, причем верили, что чем сильнее он зазывает тещу на блины, тем сильнее он ее почитает. Блины в этот день пекла дочь – жена зятя. Задачей зятя было продемонстрировать свое расположение к теще и ее близким. А тёща не только лакомилась блинами, но и поучала дочь и зятя уму-разуму, давала им добрые напутствия и полезные советы. Считалось, что такие тёщины вечерки помогают наладить отношения между поколениями в одной семье.
Суббота (29 февраля 2020) – Золовкины посиделки. В субботу на золовкины посиделки приходили женщины, новые родственницы (золовка – сестра мужа). Если невестка была новобрачной (недавно вышедшей замуж), она должна была не только угостить своих золовок, но и чем-нибудь их одарить.
Воскресенье (1 марта 2020) – Проводы (Прощеное воскресенье). Последний день Масленицы называется Проводами или Прощеным воскресеньем. В этот день прощаются с зимой, сжигая чучело на костре. После сожжения праздник считался оконченным, все расходились по домам, чтобы совершить обряд прощения.
В Прощеное воскресенье люди просят друг у друга прощение за вольные или невольные обиды, причем не обязательно соблюдать какой – либо чин или просить прощение заученными, где-то услышанными фразами «Бог простит и я прощаю». Важно, чтобы произносимые слова были искренними и шли из глубины души.
В храмах в Прощеное воскресение на вечернем богослужении совершается чин прощения, которым Церковь входит в Великий пост.
Евгения Краснова
Этот праздник к нам идёт Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома мы блины печем – Аромат чудесный! На блины друзей зовем, Встретим с шуткой, с песней. Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней – Великий пост, Время, чтоб молиться.
Чучело масленицы
На Масленицу делали куклу из соломы. Масленичная чучело изготавливалась как женская кукла (имеющая женский облик) – Масленица и как мужская (имеющая мужской облик) – Масленик.
.
В изготовлении чучела принимало участие вся деревня. Кто-то приносил солому, кто-то лоскуты ткани и старые рваные тряпки. Молодые женщины и девушки собирались вместе и вязали чучело. Брали сноп соломы, связывали его так, чтобы получилась туловище человека. Руки плели из жгутов соломы. Потом все вместе наряжали ее: на Масленицу надевали юбку с лентами, кофту, повязывали цветастый платок. На Масленика надевали рубаху, широкие штаны и шапку. Однако одежда должна быть старая и ветхая, так как зима уже уходила и должна была унести с собой всё старье.
Чучело Масленицы возили на санях и катали с гор на протяжении всей недели, вплоть до предания ее огню.
Зачем сжигают чучело
Кульминацией праздника Масленицы является сжигание соломенного чучела в последний день масленичной недели – Проводы Масленицы. На горке или холме складывали большой костер, и каждая семья бросала в него то, что уже сломалось или испортилось – старый хлам, и ветхую рухлядь: сломанные грабли, лапти, старые бочки, веники, солому.
В центре костра укрепляли длинный шест с чучелом, чтобы увидеть, как горит, можно было издалека. Вечером костер разжигали (он должен быть ярким и хорошо гореть). При этом водили хоровод с пением: «Гори, Масленица, ярче, чтобы лето было жарче!», «Уходи, зима, приходи, весна-красна».
Сжигание чучела Масленицы означало уход зимы, изгнание темных сил. Вместе с сожженным чучелом люди избавляются от всех невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом.
Так как за Масленицей следует пост, присутствующие при сожжении зачастую бросали в костер не только рухлядь, но и остатки масленичного обжорства – скоромную пищу: блины, яйца, молоко и пр.
А после, когда от чучела оставалась лишь горстка пепла, через догорающий костер начинали прыгать парни и девушки. Прыжки через костер, как считали наши предки, способствуют очищению от прегрешений и проступков. Пепел после сожжения развеивался по полям, чтобы дать жизнь новому урожаю.
С началом вечерней церковной службы и первым ударом колокола широкая Масленица круто останавливается и, на смену ей, приходит Великий пост.
Блины – символ солнца или поминок?
Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда являлись обрядовым, поминальным блюдом. В их приготовлении на Масленице проявился один из смыслов этого праздника – поминовение умерших.
Специально в память умерших накрывали стол с угощением и блинами, которые клали не только на стол, но и с наружной стороны окна и у порога. Иногда первый блин бросали через голову за спину для «кормления духов» или съедали за упокой усопших. Поминальные блины раздавали нищим, приносили на могилы, в церковь.
Гадания на Масленицу
Всю масленичную неделю молодые девушки и парни не только угощались вкусными блинами, но и пытались заглянуть в свое будущее. Гадать на Масленицу разрешалось в определенные дни, а именно, в понедельник, вторник, четверг и пятницу.
Большая часть гаданий, конечно, связана с блинами.
Сколько крупных дырочек у первого блина, столько детей будет в семье.
Если первый блин легко перевернулся и не вышел комом – это сулило замужество в скором времени. А если блин прилип к сковороде, то еще 3 года суждено оставаться незамужней.
По виду первого блина судили о здоровье и ближайшем будущем. Если блин получался румяным, пышным и красивым, это сулило прекрасное здоровье и успешное будущее, а вот бледный тонкий и плохо подошедший блин указывал на некоторые проблемы, болезни и неприятности.
Для определения пола будущего ребенка хозяйка готовила стопку блинов и ставила ее в центре стола. Если из приглашенных гостей первым возьмет блин мужчина, значит, родится мальчик, а если женщина — девочка.
Рецепты блинов
Для приготовления блинов существует великое множество рецептов: на молоке, на кефире, заварные, шоколадные, разноцветные, тонкие и толстые каждая хозяйка найдет свой полюбившийся рецепт выпечки блинов.
Но какой бы рецепт не выбрали – самое главное в выпечке блинов – хорошо прогретая сковорода с толстым дном.
Заварные блинчики на кефире
Ингредиенты:
- 1 стакан кефира,
- 150 гр муки,
- 1 яйцо,
- 1/3 ч. л. соды,
- 1 ст. л. растительного масла,
- 0,5 стакана крутого кипятка,
- 1 ст. л. сахара,
- 1/3 ч. л. соли.
Приготовление: кефир, яйца, сахар, соль и муку хорошо перемешать. В кипяток добавить соду, быстро перемешать и вылить в тесто. Все хорошо перемешать и дать постоять 5 минут. Добавить в тесто растительное масло и перемешать. Выпекать на смазанной маслом сковородке.
Ажурные блинчики. Получаются очень тонкими и нежными.
Ингредиенты:
- 1 стакан муки без горки,
- 1 ст. ложка сахарной пудры,
- 3 яйца,
- 300 мл молока,
- 100 г сливочного или растительного масла.
Приготовление: смешать муку с сахарной пудрой, добавить яйца и влить теплое молоко, замесить тесто. Оно должно получиться консистенции слегка взбитых сливок. Отдельно растопить сливочное масло (можно добавить любое растительное масло) и влить его в блинное тесто, еще раз все хорошо перемешать и оставить на 30 минут. Жарить блины на смазанной сковороде, выливая небольшое количество теста и равномерно распределяя по всей сковороде.
Чучело масленицы: сжигать или не сжигать?
На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний.
Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психологи Екатерина Бурмистрова, Лидия Сиделева, Евгения Андреева и протоиерей Максим Первозванский.
Бессмысленнее действо на грани хулиганства
Екатерина Бурмистрова, семейный психолог:
Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук
Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет — с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие.
Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни.
И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем.
Тут есть ряд и других моментов. Если дети-дошкольники делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают — это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики.
Для школьников вообще эта акция — бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджигания мусорных бачков и скамеек.
Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху.
Мотивируем агрессию?
Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала «Матроны. РУ»:
Чем отличается человек от животного? Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.
Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы.
Первоначально Масленица была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной (и «направляли» дух вверх, дабы он там «договорился» на тему плодородия), а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии.
На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением.
С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).
Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко. На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки…
Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше.
Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны.
Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем? Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти?
Более мотивирующим действием, кажется, будут только слова: «Радуйся ещё, что ты не инвалид какой-нибудь». То есть радуйся чужому горю, дружочек, факт, что кому-то плохо, должен тебя веселить и придавать жизненных сил и энергии на то, чтобы стал хорошим взрослым и мама с папой тобой гордились и при возможности уели всех соседей, чьи дети не такие прекрасные и достойные.
Допустим, мы сжигаем чучело, потому что зима уже устарела. Но почему мы тогда не сжигали ёлочку, когда кончились соответствующие праздники? Почему мы не сжигаем мусор? (К слову сказать, предки наши вместе с масленицей сжигали что-нибудь ненужное, сломавшееся, вышедшее из строя).
Если мы хотим поговорить о символах перехода, то можно найти за этим более понятную для ребёнка метафору. Та же самая ёлочка. Мы её принесли в дом, мы её украсили, вокруг неё водим хоровод, поём песни, находим подарки. Но праздники заканчиваются, и на их место приходят будни, взрослые снова ходят на работу, а детишки — в школу или детский сад. Мы с ёлочки снимаем красивые украшения, да и сама она уже стала осыпаться, поэтому мы её убираем. Она выполнила свою функцию, принесла нам радость.
Ёлочка — это вещь, она добавляет красоты празднику, и ей не больно, когда она осыпается. А вот котёнку больно, потому мы его не выгоняем, когда он напакостил. На таких примерах гораздо лучше объяснять детям о праздниках и буднях, о работе и отдыхе, об ответственности и свободе, о привязанности и расставании.
Странно было бы, если бы мы начали ёлочку рубить на мелкие кусочки или сжигать, прыгая вокруг. Это непонятно, а непонятное пугает. Как пугает и бессмысленно агрессивное. Взрослые — это те, кто создают почву под ногами, а не лишают её.
Почему же мы так хватаемся именно за этот символ? Ведь нам совершенно не нужны те значения, которые в него вкладывали наши предки.
Я вспоминаю одну историю. Моя подруга пришла устраивать в детский сад своего ребёнка, и заведующая всячески расхваливала их учреждение. Одним из плюсов она указала и тот факт, что детей знакомят с русской традицией, духовностью. «И в чём это выражается?», — настороженно спросила подруга. «Вот на Масленицу мы устраивали проводы зимы, пекли блины и сжигали чучело», — заявила заведующая детским садом. Других способов познакомить детей с традицией она не припомнила.
В самом деле, блины и чучело будут попроще, чем, например, посещение нуждающихся в тюрьмах и детских домах (или хотя бы групповое чтение прекрасной книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, где девочки поделились с голодающими своими любимыми рождественскими лакомствами).
Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом. Мы — нация, уставшая от сказки о новом мире, который придёт на смену старой, никчёмной, полной горя и притеснений действительности. Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому.
Но только при чём здесь Масленица?
Масленица в школе: рассказать, а не показать
Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО:
За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. Далеко не во всех семьях детям объясняется его суть, да и не все взрослые о ней знают.
Но при этом сжигание Масленицы — все-таки языческий обряд. Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношения, которое существует в семье.
Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом. Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной, причём более острой, чем на празднование Нового года или 8 марта.
В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия, может так думать, и в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием.
В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент.
Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь — тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим.
Если преподаватель решает все-таки участвовать с детьми в этом обряде, важно, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена.
Психологический вред ничтожен по сравнению с духовным…
Протоиерей Максим Первозванский:
Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук
Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов.
В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это — символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы — это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его — «Проводы зимы», «Сжигание зимы», — все равно это будет языческий обряд.
Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют.
Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае — что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма…