Содержание
- Значение слова клобук
- Слово клобук
- Значения слова клобук. Что такое клобук?
- ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ
- Чёрные клобуки: кто был предками донских казаков
- Кого на Руси называли «погаными»
- Кто такие черные клобуки
- Как они стали казаками
- Донские казаки о своих предках
- Кресты на клобук, скуфью
- Кресты на клубук
- Кресты на клобук – отличительный атрибут архиепископов и митрополитов
Значение слова клобук
клобук
Клобук Клобу́к («от» тюрк. «kаlраk» — «шапка») — надеваемое на голову облачение (одежда) монаха малой схимы в Православии.
клобук
м.Православный монашеский головной убор цилиндрической формы со спадающим на плечи покрывалом из ткани черного или белого цвета ( у патриархов и митрополитов ) .
клобук
м.
1) Головной убор православных монахов в виде высокой цилиндрической шапки с покрывалом.
2) Старинный головной убор в виде колпака с меховым околышем.
клобук
муж. покрывало монашествующих, сверх камилавки; в просторечии и самая камилавка. | Покрышка колпаком, клобучек, -чец на ловчих птиц, каблучек, наглазник в виде шапочки. | Верхний сноп на суслоне, распушенный шапкою, колосьями вниз. Нашел чернец клобук — не скачет, а потерял — не плачет. Дожила голова до черного клобука, как до последнего убежища. Свой клобук, куда хочу, туда поворочу. Не всяк монах, на ком клобук. Не всяк клобучник монах. Нашел черт клобуки, да боится взять. Нашел чорт клобук, да на рога не лезет! | Клобучки твер. старчикн, палочник, рогозник, болотное растен. Typha. Клобучный, клобучковый, к клобуку относящ. Клобуковатый, или клобучистый, на клобук похожий. Клобучник муж. -ница жен. кто носить клобук. Клобучить или хлобучить кого, надевать клобук; опускать шляпу низко на глаза, нахлобучивать. -ся , страд. , возвр. Клобученье ср. клобучка жен. действие по глаг. Клобучечить сокола, ястреба, каблучечить, надевать клобучек.
клобук
клоб`ук, -`а
клобук
! высокий монашеский головной убор с покрывалом клобук а также вообще монашеский головной убор, камилавка N2
клобук
(от тюрк. калпак — шапка), головной убор монахов, высокий цилиндр без полей с покрывалом; черный у простых монахов и архиереев, белый — у митрополитов и патриархов.
клобук
клобук м.
1) Головной убор православных монахов в виде высокой цилиндрической шапки с покрывалом.
2) Старинный головной убор в виде колпака с меховым околышем.
клобук клобук
клобук, -а
клобук
клубок
клобук
головной убор монахов, включающий три длинных куска ткани, спускающихся по плечам и спине покрышка колпаком на ловчих птиц, наглазник в виде шапочки
Слово клобук
Слово состоит из 6 букв: первая к, вторая л, третья о, четвёртая б, пятая у, последняя к,
Слово клобук английскими буквами(транслитом) — klobuk
- Буква б встречается 1 раз. Слова с 1 буквой б
- Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
- Буква к встречается 2 раза. Слова с 2 буквами к
- Буква у встречается 1 раз. Слова с 1 буквой у
- Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
Значения слова клобук. Что такое клобук?
Клобук
Клобук — головной убор монаха в виде цилиндра или колпака, к которому прикреплена наметка – длинный кусок ткани, покрывающий спину. У митрополитов Русской Православной Церкви клобук белого цвета, у патриархов он имеет закругленную вверху форму…
www.vidania.ru
Клобук (от тюрк.) — древнейший русский головной убор, шапка в виде волпака с меховым околышем (упоминается уже в XI в.), которую князья часто носили вместо короны в неофициальной обстановке.
Энциклопедия моды и одежды
Белый клобук Б. клобук новгородского архиепископа является предметом особой легенды, русско-византийской редакции. Подобно повести о Вавилонском царстве (см. это слово)…
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
Клобук головная одежда монахов, состоящая из камилавки (см.) и надетой на нее креповой ткани, оканчивающейся сзади тремя длинными концами (воскрилиями).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
Клобуков монастырь
Никола́евский Клобу́ков монасты́рь — действующий женский (до 1929 г. мужской) православный монастырь в городе Кашин Тверской области, расположенный на возвышенном левом берегу реки Кашинки при впадении в неё речки Вонжи.
ru.wikipedia.org
ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ
ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ — у киевлян общее прозвище племен, прикочевавших к лесостепным границам Киевской Руси после того, как Подонские степи заняли Кыпчаки-Половцы.
Казачий исторический словарь-справочник
Чёрные Клобуки
Чёрные клобуки́ (укр. Чорні Клобуки «чёрные шапки», тюрк. каракалпак — «чёрный колпак») — общее название тюркских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье, начиная с конца XI века.
ru.wikipedia.org
Чёрные Клобуки (тюрк. каракалпаки — чёрные шапки), название тюркского объединения, сложившегося около середины 12 в. в лесостепных районах Руси (в основном на р. Роси) из осевших там во 2-й половине 11 в. остатков печенегов, торков, берендеев и др.
БСЭ. — 1969—1978 Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982
Клобуков, Григорий (Злоба) Иванович
Клобуков, Григорий (Злоба) Иванович — дьяк. В 1595 г. участвовал в переговорах и в заключении мира со шведами в Тявзине; в 1598 г. участвовал в соборе, избравшем на царство Бориса Годунова.
Большая биографическая энциклопедия. — 2009
Повесть о белом клобуке
«Повесть о белом клобуке» («Повесть о новгородском белом клобуке») — памятник древнерусской литературы XV—XVI вв., сочинение о чудесном появлении на Руси белого клобука, мистического символа «Третьего Рима».
ru.wikipedia.org
Повесть о белом клобуке – легендарно-публицистическое сочинение, сохранившееся в рукописной традиции 2-й пол. XVI в. и: последующего времени. П. дошла в краткой и пространной редакциях (последняя – в двух видах); кроме того…
Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987-1989
«ПОВЕСТЬ О НОВГОРОДСКОМ БЕЛОМ КЛОБУКЕ»
«ПОВЕСТЬ О НОВГОРОДСКОМ БЕЛОМ КЛОБУКЕ» — памятник рус. литературы 15-16 вв. В основе ее лежит легенда о происхождении клобука (головного убора) новгородских архиереев, связанная с именем архиепископа Василия Калики (14 в.).
Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982
Русский язык
Клобу́к/.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ
— у киевлян общее прозвище племен, прикочевавших к лесостепным границам Киевской Руси после того, как Подонские степи заняли Кыпчаки-Половцы. Русские стали так их называть но внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Летописцы часто называют их и отдельными племенными именами, чаще всего Торкамн и Берендеями. У Константина Багрянородного это «Узы» (см). В летописях для Берендеев встречается и наименование Перендеи. Если считать, следуя русскому историку Татищеву, что имя Торков произошло от сарматского «гневливый» или от скандинавского языческого бога Тора, то можно с уверенностью признать в имени Перендий точный перевод названия этого бога. Соответственно с понятиями славянскими, Перундив, как и скандинавский Тор, бог грома и молнии. И не случайно о таинственны» Берендеях на Руси возник ряд легенд и сказок мистического содержания. Торетов вспоминают на Кавказе самые ранние греческие географы. На Днепр они пришли с давно сложившейся бытовой культурой и, без сомнения, с сильным отпечатком долгого сожительства с Казарскими Славянами. Берендеи по имени, ближе всего к Беренджерам арабских авторов. При многоразличных «разночтениях» древних рукописей, нет ничего необычайного в том, что сами Арабы пишут это имя «Баранджер», что у Армян оно обратилось в «Варанждин» и «Варачан», у персидских ге- ографов пишется, как «В. Н. НД. Р», а в русских летописях, как Берендичи, Берендея, Перендеи. Страна, горы и реки в районе Терека, где вначале проживали Беренджеры, носили их имя. Иногда в источниках оно заменяется названием Басилы, в котором не трудно узнать Базилеев древности. В стране Береаджер христианство господствовало уже в VII в. По Плинию там же когда-то жили Удзы. Все они могли быть и Туранцы и Кавказские Славяне и туранославянской смесью. Но в годы 721-37 Арабы уничтожали их во множестве, топили в реках или просто убивали. Части же их удалось скрыться на север. Во всяком случае, Ибн Фадлан в 922 г, видел в Камском Булгаре пять тысяч Баранджеров, а персидские географы того же столетия знали христиан В.Н.НД.Р. на Верхнем Дону, южнее Окских Угро — Финнов, Маджар. Как они попали на Дон, рассказывает Константин Багрянородный. Ему они были известны под общим с Торками именем Узов (см. УЗЫ). В 948 году он писал: «Пятьдесят лет назад, так называемые Узы договорились с Казарами; сообща с ними побили Печенегов в сражении и изгнали их из их собственной страны, которую так называемые Узы занимают до сих пор». О том, где до этого времени жили Печенеги, Татищев говорит: «Оные прежде жили между Дона и Волги, до Яика, а последи до Дунаяраспространился». Это же подтверждает и археология, Следовательно, после изгнания Печенегов и до прихода в наши стели Половцев (1060 год), Ч. К., Торки и Берендеи, проживали между Верхним Доном и Волгой и ниже по Дону, где персидская география (Гудуд ал Алэм) указывает В.Н.НД.Р., два племени Б. Радас (Бродников) и Казарскнх Печенегов. Все эти выходцы с Кавказа, несомненно, находились и в державе Томаторканской, где составляли кадры касажской и хазарской дружины Мстислава Храброго. После же того, как Половцы заняли наши степи, они ушли от них на запад и оказались при границах Киевской Руси. После этого Ч. К. почти два века находились в состоянии непримиримой вражды и непрерывной войны с Половцами. Поэтому видеть между ними какие-либо родственные связи немыслимо. В. Н. Татищев, ранний русский историк, составил подробный летописный свод, для которого имел возможность использовать и списки, после бесследно исчезнувшие из архивов. В летописях, по его словам, «их историки разно имянуют, яко торки, печенеги, козары, черники, клобуки и берендеи, мню, что разные смешаны были» (История России- екая, т. 1, примечание к главе 26). «И было их войско немалое, иногда козарами прозванное, иногда же поршане или поросяне от реки» (там же том П, примечание к гд, 5-й и 6-й). «Они их разно имяновали. Видно ж, что в одном месте у одного торки иди козары, у другого берендеи» у третьего черные клобуки» (там же той IV, примечание к главе 11). Наряду с туранскими именами их вождей: Моначкж, Сатмаз, Каракозь, Мнюз, Карас, Кокей, в летописях обнаруживаются и имена со звучанием алан» — скандинавским: Чекоман, Тошман, Кулдьяр, Кондувдый, Тудор. Вообще, Ч. К,. стали народом, пережившим основательную метисацию. По данным археологии: «Торки, прошедшие по южнорусским степям, были настолько смешаны с другими народами и, в частности, с Печенегами, что выделить их памятники на этой территории не представляется возможным» (С. А. Плетнева, МИА 62, стр. 165). Попав в непосредственное соседство с Киевской Русью, Ч. К. заняли положение, известное в истории под термином «федераты» (см.). Они участвовали в ее политической жизни и в княжеских междоусобиях, помогали в борьбе со степными кочевниками. По словам Татищева, их пребывание там каждый князь потому «видел за полезнейшее, что в Черных клобуках много было мужей искусных и храбрых, понеже непрестранно себя обороняя или исча прибытка, в войне пребывали». Значение их в политической жизни древней Руси было подобно тому, какое позднее выпало на долю их потомкам, Казакам, в Литве и в России. С крупными и малыми владетелями на Руси Ч. К. заключали договоры в своих собственных интересах и без всякого принуждения с их стороны. Одним ив многих примеров подобного соглашения приводит Ипатьевская летопись под годом 1159; племенные вожди Берендеев и Торков послали к Мстиславу предложение «Аще ны хощеши любити, яко же ны есть любил отец твои н по городу ны даси по девшему, то мы на тон отступим от Изяслава: Мстислав рад был речи той… и яся им по всю волю их». Они жили в отданных им на кормление городах, между Русами, но основали и несколько своих; Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и др. Ч. К. получили у Русов наименование по внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Оно возникло в народе, но так же их называли и летописцы., С развитием же русской научной мысли, составители летописных сводов не удовлетворились таким примитивным прозвищем и обратили внимание, что эти народы, как выходцы из страны Черкасии, должны называться общим именем Черкасов. Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется: «Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы». Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи. На основании всех этих летописных данных, русский историограф Н. М. Карамзин и делает свой вывод (см. Карамзин), что имя Казаков древнее Батыева нашествия (1237 г.) и принадлежало Торкай и Береадеям, которые у Русских назывались н Черкасами, т. е. так же как и Казаки в официальных актах. От XIII в. прозвище Ч. К., вообще исчезает из летописей, в хрониках и актах появляются их имена — Черкасы и Казаки.
Чёрные клобуки: кто был предками донских казаков
Историки и этнографы, исследовавшие происхождение казаков, предложили научному сообществу несколько различных теорий, но данный вопрос по-прежнему остается спорным, не выясненным до конца. Если говорить о жителях донских степей, отдельно от их запорожских, терских и других собратьев, то сами себя они считают потомками так называемых черных клобуков. Интересно, что русские еще в домонгольский период называли этих людей «свои поганые».
Кого на Руси называли «погаными»
В большинстве случаев, когда православные летописцы использовали прилагательное «поганый», речь шла о чужаках-идолопоклонниках. Исследователи считают, что это слово произошло от латинского paganus, которое в эпоху древнего Рима означало «сельский житель», а с течением времени приобрело негативный смысл – «необразованный дикарь» и «язычник».
Для византийских авторов, исповедовавших христианство, идолопоклонники были олицетворением невежества, представителями чуждого для них мировоззрения. Когда русские переняли это слово из трудов религиозных деятелей, оно уже являлось отрицательной характеристикой человека, придерживавшегося языческой веры. Таких людей летописцы именовали «погаными».
Но впоследствии данный эпитет распространился с идолопоклонников на все народы, не исповедующие православие. Так стали называть и мусульман, и иудеев, и даже католиков-христиан.
Известный религиовед, профессор Марк Батунский (1933-1997 гг.) написал трехтомник «Россия и ислам». В первом томе «Русская средневековая культура и ислам» (Москва, 2003 г.) автор отметил: «В источниках все более четко отмежевываются друг от друга термины «татарин», «турок», «араб», «перс» и др. – т.е. «свои поганые» как бы составляют категориальный вид, отличный от иного («чужие поганые», или, вернее сказать, – «поганые мусульманского стана», поскольку, как помним, в род «поганых» и «нехристей» зачислялись и такие «виды», как католики и иудеи)».
То есть, поскольку «поганых» было достаточно много, летописцам понадобилось как-то разграничить их, чтобы не запутать читателя. Отражая вопросы международной политики, русские стали уточнять, о каких именно иноверцах идет речь: своих или чужих. А своими, по мнению большинства историков и этнографов, русские изначально считали черных клобуков, с которыми соседствовали с древних времен.
Кто такие черные клобуки
Наиболее подробное описание «своих поганых» содержится в книге доктора исторических наук Светланы Плетнёвой «Половцы» (Москва, 1990 г.). По мнению автора, черные клобуки являлись союзом нескольких тюркских племен, которые с XI века охраняли южную границу Руси от половцев и других кочевников, являясь вассалами Киевского, Переяславского и Черниговского князей. Основу союза черных клобуков составляли торки, печенеги и берендеи, кроме них в состав этого объединения входили менее многочисленные коуи, турпеи, каеничи и бастии.
Примечательно, что этноним «черные клобуки» фактически является калькой с названия другого тюркского народа – каракалпаков (буквально – «черные колпаки»), проживающих на территории современного Узбекистана. Они тоже получили свое название у соседних народов благодаря шапкам черного цвета.
«Итак, за предоставленные в Поросье земли черные клобуки обязаны были киевскому князю военной службой. Годы последующего полустолетия они верой и правдой служили ему. Войны киевский князь вел с наседающими на южные границы княжества половцами и со всеми князьями, посягавшими на Киев и на «великий стол». Причем следует сказать, что они присягали не отвлеченному «киевскому князю», а вполне конкретным лицам, сидевшим на киевском столе», – написала С.А. Плетнёва.
По сути, в домонгольский период черные клобуки выполняли ту же функцию, что и впоследствии казаки. Многие исследователи отмечают, что социальная иерархия черных клобуков практически полностью совпадала с военной, а сама структура общественного устройства была милитаризированной. Мужчины либо готовились к сражениям и длительным походам, либо воевали, мальчики с детства воспитывались как воины, а на плечах женщин фактически держалось все домашнее хозяйство.
Несмотря на тесные экономические и культурные связи с русскими, активную торговлю и стратегическое партнерство, черные клобуки оставались язычниками, как минимум, до монголо-татарского нашествия. Об этом свидетельствуют многочисленные погребения, изученные археологами.
Как они стали казаками
Потомственный донской казак Георгий Губарев (1894-1994 гг.), эмигрировавший из России в 1920 году сначала в Польшу, а затем в Америку, посвятил большую часть жизни исследованию истории своего народа, написал несколько монографий, посвященных этой теме. Он составил «Казачий словарь-справочник» в трех томах, который публиковался в США с 1966 по 1970 годы.
Описывая черных клобуков, Г. В. Губарев отметил, что их этноним – просто прозвище, которое дали русские своим соседям, носившим черные войлочные шапки.
«С развитием же русской научной мысли, составители летописных сводов не удовлетворились таким примитивным прозвищем и обратили внимание, что эти народы, как выходцы из страны Черкасии, должны называться общим именем Черкасов. Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется: «Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы». Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи», – резюмирует составитель словаря-справочника.
Этих самых черкасов Г. В. Губарев считает предками донских казаков. На вопрос, как тюркоязычные кочевники превратились в современных жителей Дона, исследователь ответил в другом своем сочинении, которое называется «Книга о казаках. Материалы по истории казачьей древности» (Париж, 1957 год издания).
«Черкасы, обосновавшись оседло на границах лесного пояса, приобретали соседями с одной стороны довольно дружественных Славян, а с другой – враждебных Половцев. Отсюда выросло притяжение к миру славянскому и отталкивание от половецкой степи. В таких условиях и развился окончательный и общий казачий тип. Славянская сущность выразилась у Черных Клобуков в равнении на язык Казаров и Руси, в засильи славянских оборотов речи и грамматических форм, в то время как внешность, общественный строй и обычаи сохраняли прежнее казачье своеобразие, развившееся за много веков предшествовавшей жизни», – написал Г. В. Губарев.
С. А. Плетнёва и ряд других специалистов также считают, что этногенез казаков происходил в результате возрастающих год за годом связей черных клобуков (черкасов) с населением русских приграничных территорий.
Донские казаки о своих предках
Еще одно подтверждение выводам исследователей можно найти в книге «История или повествование о Донских казаках» (Москва, 1846 г.), автором которой является военный инженер, генерал Александр Ригельман (1714-1789 гг.). Он не только отобразил быт и нравы жителей донских степей, куда был направлен по служебным делам, но и записал народные предания, в том числе связанные с происхождением казаков.
Если запорожцы говорили генералу, что ведут свой род от казар (хазар), то среди донцов бытует иное мнение.
«Мнят будто бы они от некоих вольных людей, а более от Черкес и горских народов взялися и для того считают себя природою не от московских людей и думают заподлинно только обрусевши живучи при России, а не русскими людьми быть. И по такому их воображению никогда себя Московитами не именуют, ниже любят, кто их Москалем назовет и отвечают на то, что «я де не Москаль, но русский и то по закону и вере православной, а не по природе», – отметил А.И. Ригельман.
То есть, предками отдельных казачьих родов могли быть представители разных племен, поэтому их общее происхождение так трудно выяснить ученым. А жители донских степей сами ведут свой род от черкасов (черкесов, черных клобуков), которых когда-то русские летописцы называли «свои поганые».
Кресты на клобук, скуфью
- Кресты и панагии наперсные, цепи к ним
- Архиерейские наперсные комплекты
- Кресты без украшений
- Кресты кабинетные
- Кресты с украшениями
- Кресты-мощевики
- Панагии
- Цепи латунные и серебряные
- Церковная утварь
- Елейницы
- Иконы на митру
- Кадила
- Касты, пуговицы, запонки
- Кресты напрестольные
- Крестильные ящики
- Кресты на клобук, скуфью
- Кресты на митру
- Кропила
- Ладаницы, кадильницы
- Лампады
- Мощевики, ковчеги
- Наборы для соборования
- Наборы церковные
- Наборы для омовения рук
- Наборы для архиерейской запивки
- Подносы, кувшины
- Подсвечники, литийницы, трикирий, дикирий
- Печати для просфор и артос, высечки
- Посохи, жезлы
- Стрючицы
- Требные наборы, Евангелие, кресты требные
- Чайники для теплоты
- Евхаристические принадлежности
- Блюда для частиц
- Дароносицы
- Дарохранительницы
- Дискосы
- Звездицы
- Евхаристические наборы
- Ковшики
- Копие
- Лжицы
- Потиры, чаши
- Тарелочки
- Пошивочная продукция
- Катапетасма (занавес)
- Клобук
- Митры, футляры
- Покровцы и воздух, Орлецы
- Православные подарки
- Гребни, расчески
- Закладки для книг
- Колокольчики
- Четки
- Флешки
- Прочее
- Иконы
- Автомобильные иконы
- Иконы старинные из бронзы и меди
- Настенные иконы, киоты
- Настольные иконы
- Иконы резные
- Эксклюзивные иконы
- Ювелирные изделия
- Кресты и подвески нательные
- Подарки из кожи и серебра
- Визитницы
- Денежные талисманы
- Библия, молитвословы, псалтирь
- Ежедневники и блокноты
- История России в серебре
- Кошельки, бумажники
- Обложки для документов
- Офисные аксессуары
- Серебряные фляги
- Часы
- Штофы и графины
- Голгофы
- Храмовая мебель
- Аналои, проскинитарии
- Жертвенники
- Киоты
- Панихидные столы
- Полки для икон
- Престолы, облачение на престол
- Свечные ящики
- Седалища для храма
- Скамьи в храм
- Тумбы, комоды в храм
- Троны, стасидии
- Царские врата
- Ящики для пожертвований
Кресты на клубук
Кресты на клобук – отличительный атрибут архиепископов и митрополитов
Кресты на клобук – символ духовного совершенства. Традиционно изготавливаются из благородных металлов и украшаются вставками из камней. В дорогих изделиях используются бриллианты, в более скромных – фианиты и стразы.
Кресты на клобук в широком ассортименте
На нашем интернет-ресурсе представлены изделия высокого качества. В этом немалая заслуга ювелиров, вкладывающих в каждое произведение частицу души и сердца.
Предлагаемые символы веры создаются:
— из серебра 925-й пробы;
— латуни с позолотой;
— с инкрустацией кристаллами циркония различной огранки.
Работы по закреплению камней производятся вручную, что в единении с благородством металла способствует яркому сиянию. Для закрепления на головном уборе применяются надежные зажимы.
Кресты на клобук: богатое убранство по лояльной стоимости
Мы предлагаем купить в Украине эксклюзивную ювелирную продукцию по приемлемым ценам. Это возможно благодаря прямым поставкам непосредственно от завода-изготовителя.
Приобретенные драгоценности займут достойное место в облачении священнослужителя и прослужат продолжительное время. Для оформления покупки отправьте заказ через сайт или воспользуйтесь телефоном. Будем рады выполнить вашу заявку!