Канон, глас 2.
Память святого славного пророка Илии Фезвитянина совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. Пророку Илие молятся о даровании дождя во время засухи.
Общее начало и конец всем канонам →
Порядок чтения по уставу
Тропарь, глас 4-й
Иже во плоти Ангел, и пророком степень, вторыи предотеча пришествия Христова, Илия славныи, свыше послав Елисеови благодать, недуги отгоняти, и прокаженныя очищати, и всем его чтущим точит цельбы. (2 раза).
Слава, и ныне. Богородичен. Иже от века утаенное, и Ангелом несведомое таинство, Тобою Богородице земным явися Бог в неразмесне снятии воплощаемь. И Крест волею нас ради восприим, им же воскресив первозданнаго, и спасе от смерти душа наша.
Песнь 1. Ирмос
Поем Господеви, в мори древле люди наставльшему, и в нем фараона с вои потопльшу, песнь победную, яко прославися.
Запев: Святыи славныи пророче Илие, моли Бога о нас (поклон).
Видети желающии, Илии чудес огнедохновенную силу, огнезрачнаго и честнаго языка, духа крепость, по достоянию собрахомся.
Запев. Устне богоносе, и недоуменнаго языка, тесноту же и худогласие, действом иже в тебе Духа отверзи, и уясни к пению чудес твоих.
Слава. Даеши яже паче естества, повинувшимся слове, честным ти повелением, и покаряеши дождю двери Духом утвержаемо слово содевая.
И ныне. Богородичен. Поем Господеви, иже от Девы рожденному, и мира обновльшему, и Тоя ради нам жизнь божественую даровавшему, песнь победную, яко прославися.
Катавасия: Избави от бед рабы своя, святыи славныи пророче Илие, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего (поклон). Господи помилуй (3 раза с поклонами).
Песнь 3. Ирмос
На камени мя веры утверди, разшири уста моя на враги моя, возвеселибося дух мой воспевати, несть свята яко же Бог наш, и несть праведна паче Тебе Господи.
Запев. Яко изряден пророче кормитель, иже враном творя тебе гощение, Единыя насыщаяи всяко животно благоволения, Ему же вси зовем, Ты еси Бог наш, и несть свята паче Тебе Господи.
Запев. Благодать Благодателю и Строителю, иже вдовицу и пророка напитавшему, неизреченным промышлением, Ему же вси зовем, Ты еси Бог наш, и несть свята паче Тебе Господи.
Слава. Затворивыи тученосныя облаки одождити, пищи лишаеме Сареффе, останок брашна, непрестанно росити сотвори, ты же взываше, несть свята паче Тебе Господи.
И ныне. Богородичен. Ты Едина паче всех иже от века, великим сподобися и паче естества, Бога бо невместимаго всей твари, во чреве прияла еси, и воплотила еси, тем же Богородицу Тя вси почитаем. Катавасия.
Седален, глас 8-й. Источника чудес, пророком удобрение, вси песненно вернии восхвалим, фезвитянина Илию: с плотию бо еще сыи беземертен, яко мертв уверяет мертвых восстание. Тем же дерзновение к Богу имея, подавает исцеления верою просящим, и молится Христови прилежно, согрешением оставление подати, празднующим любовию святую память его.
Слава, и ныне. Богородичен. В напасти многоплетенныя впад, от враг видимых и невидимых, молвою содержим есмь, безмерных согрешении моих, и яко к теплому заступлению, и покрову Чистая, к пристанищу притекаю Твоея благости. Тем же Пресвятая, из Тебе Воплощеннаго без семене моли, о всех рабех Твоих, непрестанно поющих Тя, Богородице всечистая, молящи Того прилежно согрешением оставление даровати, поклоняющимся верою рожеству Твоему. (Поклон).
Песнь 4. Ирмос
Услышах Господи слух Твоего смотрения, и прославих Тя Едине Человеколюбче.
Запев. Коренесекатель убо явился еси злобе, мудре пророче, добродетели же насадитель, темже тя ублажаем.
Запев. Укоряше тя словесы вдовица, пищею смерти пророче, отрока востание уверяющи.
Запев. Назнаменова славу тройческую яве, дуновением тричисленым, матери детища жива дарова.
Слава. Коль разжжеся, паля божественым огнем, и ревностию о, пророче, царя обличая творяща беззакония.
И ныне. Богородичен. Молим Тя Чистая, яже Бога без семене заченшую, присно молитися за рабы Твоя. Катавасия.
Песнь 5. Ирмос
Света Подателю, и веком Творче Господи, во свете Твоих повелении настави нас, разве бо Тебе иного бога не знаем.
Запев. Закон отеческии тя, яко молитвеника всеистинна показа, чудодейственика, обращающа естества составом Илие, и преподобну жертву попаляюща водами.
Запев. Посрамил еси изрядно, яко истине служителю преподобне, сквернаго студа пророки, всеблаженне Илие, яве начертав тройческую силу.
Слава. Словом благодати священствуя Илие, заклал еси священники негодованныя, неповинныма си рукама, якоже огнем ревностию опаляемь.
И ныне. Богородичен. Тебе рождьшей Христа всему Содетеля, взываем, радуися Чистая, радуися яже Свет возсиявшая нам, радуися вмещшая Бога невместимаго. Катавасия.
Песнь 6. Ирмос
Бездна грехов обыде мя последняя: но якоже пророка Иону, Господи, Господи возведи от тли живот мой.
Запев. Столп благочестия и жития чистаго, садитель чистоте был еси, Ангелом же подобник, чудныи Илие богоносне.
Запев. Гнев тя пророкоубиицы жены устрашив, иже вязати и решати приимша, дождем течение, чудныи Илие отгонит.
Слава. Возвысил еси колени преклонив, ума превознесеное око, мольбою изрядною решение творя, и бразды земленыя упоил еси тучами.
И ныне. Богородичен. Купина Тя в Синаи, не опально приближьшися огню, преднаписует Матерь присно Девую, всепетая богородице Марие. Катавасия.
Слава, и ныне. Кондак, глас 2-й. Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, иже вещанием своим уставивыи водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.
Икос. Многое человеком беззаконие, Божие же многое человеколюбие, зря пророк смущашеся, Илия яряся, и словеса немилостивна, к Милостивному подвиже: прогневайся возопив, на отмещущияся Тебе ныне, Судие Праведныи. Но утробу Благаго никакоже подвиже, еже мучити Того отметающихся, присно бо покаяния всех ждет, Единыи Человеколюбец.
Песнь 7. Ирмос
Купина в горе огнем палящи, и обросима пещь халдейская, яве прописа Тя Богоневестная: божественыи бо безплотныи в плотне чреве огнь неопально прият. Тем из Тебе Рождьшагося поем, благословен Бог отец наших.
Запев. Преславно божественою ты воображеною силою облекся, пищею четыредесятодневною, Илие чудныи, долгии шествовал еси путь. Тем же в Хориве глаголаше, благословен Бог отец наших.
Запев. Хлад кроток показа и тонок, Господа тебе Илие, по Бозе ревнующу вседержители: ни дух бурен, ни трус, ни огнь страшаи. Темже Исусу кроткому пояше, благословен Бог отец наших.
Слава. Богоявления сподобися и пророчества, якоже великии Моисей пророки помазуя Духом, и царя Илие чудныи, и славы на Фаворе Христовы зритель быв, пояше, благословен Бог отец наших.
И ныне. Богородичен. Раждаеши без семене Безначальнаго и Превечнаго Господа, Отча Сына, мудрость же и силу, на последок Пречистая, паче естества плотию, на обновление земленых. Темже из Тебе Рождьшемуся зовем, благословен Бог отец наших. Катавасия.
Песнь 8. Ирмос
Устрашися отрок благочестивых, всекрасныя души несквернено тело, и прииде в воспитан в велицей вещи, не деланен огнь присноживущии. Им же увядшу пламени, вечнующее пение воспевашеся, Господа вся дела пойте, и превозносите Его во веки.
Запев. Изрядно обрете Ахаав рода благолепие, всегубительство пророка обличением, сквернаго убийства мерзско мучение. Фезвитянин же, от огнедохновенна ума, Жизнодателю песнь воспеваше: Господа вся дела пойте, и превозносите Его во веки.
Запев. Дождит тебе огнь с небесе, попаляя, Илие одержимых пятьдесяте сугубо, яко Божию изрядну служителю. Держащему же присноживотную жизнь, боголепно песнь взываше, Господа вся дела пойте, и превозносите Его во веки.
Слава. Таинника тя показа Христос, яко чистоте садителя, иже девства пребожественое прозябение, на Фаворе божественаго воплощения, Божества непостижимыи свет, во Своей плоти показав тебе зовущу, Господа вся дела пойте, и превозносите Его во веки.
И ныне. Богородичен. Всебогатна бысть утроба Божия Матере, яко приемши Слово дебельством плоти, от нея смешена земленаго зрака по составу, явися град Божии, в нем же Вышнии жити благоизволи. Ему же поем, Господа вся дела пойте, и превозносите Его во веки. Катавасия.
Песнь 9. Ирмос
Яже прежде солнца светильника Бога возсиявша, плотию к нам пришедша, из боку Девичу неизреченно вочеловечьшася, Благословеная Чистая, Тя Богородице величаем.
Запев с поклоном. Нетренное человеки шествие, на земли пожив, милотию струю Иорданскую, фезвитянин прешед, оружник воздушныи, неботечное соверши странное шествие духом.
Запев. Благочестия ревностию, фезвитянин опаляемь, на огнезрачней колеснице взимается: милоть же совлек ею же утаитися не возможе, Елисеови одеявшуся, приемлет божественую благодать.
Слава. Ужасеся Боговидец фезвитянин, с Моисеом зрит, яже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человек земленородных не взыде, воплощена Господа, на Фаворе Вседержителя.
И ныне. Богородичен. Юже немилостивнаго древняго погубления осуждение, и праматере исправление, юже роду к Богу вину присвоения, юже к Зиждителю мост, Тя Богородице величаем. Катавасия.
Задостойник: Владычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятыи.
Отпуст: Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святаго и славнаго пророка Илии, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Мы повторяем молитвы и думаем, что Бог их слушает Все выражения нашей молитвы должны стать жизненными правилами.Очень важна связь, которую мы должны установить между жизнью и молитвой сами, актом воли, который совершаем мы” — слово митрополита Антония Сурожского. Мы обращаемся к Богу в надежде, что Он сделает то, что мы должны Митрополит Антоний Сурожский Для меня радость — свидетельствовать о том, что волнует меня до глубины сердца, о том, что производит ослепительно яркое впечатление, порой мимолетно, порой — навсегда, в контексте, в ситуациях нашей жизни. Свидетельствовать о том, что видели наши очи, что осязали наши руки, что слышали наши уши (1 Ин 1:1), свидетельствовать о том, что просветило наш разум, углубило наше сердце, направило нашу волю, достигло самого тела нашего, так что оно стало более восприимчиво к благодати. Я буду говорить о молитве и о деятельности, но особенно хотел бы остановиться на молитве, или вернее, на многосложном сочетании молитвы и деятельности, которое непрерывно выражается и плодотворным размышлением, и жизнью, питаемой углубленной мыслью, и максимальной трезвостью в ситуациях нашей жизни. Я хотел бы для начала сказать несколько слов о связи молитвы с жизнью не вообще, а с более непосредственной точки зрения. Слишком часто жизнь, которую мы ведем, встает свидетельством против нашей молитвы, и только если мы сумеем привести в гармонию слова нашей молитвы и то, как мы живем, молитва наполнится силой, светом, которых мы от нее ожидаем, станет действенной. Слишком часто мы обращаемся к Богу в надежде, что Он сделает то, что мы должны были сделать в Его имя и ради Него. Слишком часто наши молитвы подобны вежливым речам, отшлифованным от долгого употребления, мы их приносим Господу изо дня в день, будто достаточно повторять Ему холодным сердцем, ленивым умом, без всякого участия нашей воли огненные слова, которые родились в пустыне, в одиночестве, в предельном человеческом страдании, в самых напряженных ситуациях, какие когда-либо знала история. Мы повторяем молитвы, которые носят имена великих духовных подвижников, и думаем, что Бог их слушает, что Он принимает во внимание их содержание, тогда как единственное, что важно для Бога, — это сердце того, кто произносит эти слова, воля говорящего, устремленная к исполнению Его воли. Мы взываем: не введи нас во искушение, и тут же бодро, полные жадного любопытства, устремляемся туда, где нас подстерегает искушение. Или мы произносим: Готово сердце мое, Боже! (Пс 56:8). К чему оно готово? Если бы Господь поставил нам этот вопрос вечером, когда перед сном мы произнесли эти слова, не пришлось бы нам порой ответить: «Дочитать главу детективного романа»? Это единственное, к чему сейчас готово наше сердце. И так часто наши молитвы — мертвая буква, более того, буквамертвящая, потому что всякий раз, как мы допускаем, чтобы молитва наша была мертва, чтобы она не живила нас, чтобы присущий ей накал не пронизал нас, мы все меньше отзываемся на ее требования, на ее воздействие и становимся все менее способны воплощать в жизнь те молитвенные слова, которые произносим. Все выражения нашей молитвы должны стать жизненными правилами Это проблема, которую каждый из нас должен разрешить в своей жизни. Все выражения нашей молитвы должны стать жизненными правилами. Если мы сказали Богу, что просим Его помощи против искушений, мы должны всем устремлением души, всеми своими силами избегать всякого случая попасть в искушение. Если мы сказали Богу, что нам надрывает сердце мысль о том, что такой-то человек в голоде, в жажде, в одиночестве, мы должны услышать, как голос Божий нам отвечает: кого Мне послать? (Ис 6:8) — и встать перед Ним и сказать: Вот я, Господи! (Ис 6:8) — и действовать немедленно. Никогда нельзя допустить, позволить, чтобы промедление, посторонняя мысль проникла в наше доброе намерение, вклинилась между указанием Божиим и нашим поступком, потому что мысль, проскользнувшая, словно змея, немедленно предложит: «Погоди!», или: «А так ли уж необходимо это сделать?», «Нет ли у Бога кого-то другого, более пригодного для этого дела?». И пока мы изворачиваемся в уловках, энергия, которую мы получили от молитвы и ответа свыше, угаснет в нас. Это очень существенно. Очень важна связь, которую мы должны установить между жизнью и молитвой сами, актом воли, который совершаем мы. Он не возникнет сам собой, но он может до глубины изменить нашу жизнь. Читайте молитвы, которые нам предлагаются молитвословом, утренние и вечерние молитвы. Выберите какую-нибудь молитву и сделайте ее программой жизни, и вы увидите, что эта молитва никогда не наскучит, никогда не потускнеет, потому что изо дня в день она будет оттачиваться, сама жизнь будет придавать ей остроту. Если вы утром попросили Господа защитить вас от такой-то нужды, такого-то искушения, такой-то проблемы и сами будете бороться как должно, изо всех своих человеческих возможностей, в меру своей человеческой слабости, исполнившись, как парус ветром, дуновением силы Божественной, то к вечеру у вас накопится многое, чем поделиться с Богом. Вы сможете благодарить Его за поданную помощь, вам придется каяться в том, как вы этой помощью распорядились, вы сможете радостно воспевать Его за то, что Он даровал вам исполнять вашими слабыми, хрупкими руками, слабыми человеческими руками Его волю, быть Его зрячим взором, Его внимательным слухом, Его присутствием, Его любовью, Его воплощенным состраданием, живым, творческим. Всего этого никто не может сделать за каждого из нас, иначе жизнь и молитва разойдутся. Какое-то время жизнь идет как шла, а молитва продолжает журчать все менее внятно, все меньше тревожит нашу совесть, ее напор слабеет. И поскольку жизнь настойчиво предъявляет свои требования, а молитва исходит от Бога — Бога кроткого, Бога любящего, Который нас зовет и никогда не навязывается насильно, — то умирает молитва. И тогда мы, чтобы утешиться, говорим, что теперь мы воплотили свою молитву в жизнь и наша деятельность теперь является нашей молитвой. Мы не так относимся к нашим друзьям, к нашим родным, к тем, кого мы любим. Разумеется, мы делаем для них все, что должны делать, но разве из этого следует, что мы забываем их сердцем, что никогда не думаем о них? Конечно же нет! И неужели только Бог удостаивается нашего служения, но никогда мы не взглянем в Его сторону, наше сердце не загорается любовью, когда мы слышим Его имя? Неужели только Богу мы служим с безразличием? Вот повод чему-то научиться и сделать какие-то выводы. Мы призваны быть живыми членами Тела Христова Есть и еще один аспект молитвы, связанной с жизнью: это включение молитвы в самую жизнь. Мы в каждую минуту сталкиваемся с ситуациями, которые превосходят наши силы. Если бы только мы подходили к этим ситуациям с молитвой, то из часа в час, изо дня в день у нас было бы более чем достаточно случаев к тому, чтобы наша молитва стала постоянной и не прекращалась. Всегда ли мы помним, что наше человеческое призвание превосходит любые человеческие силы? Ведь мы призваны быть живыми членами Тела Христова, быть в каком-то смысле, все вместе, но и каждый по отдельности, продолжением воплощенного присутствия Христа в наши дни. Мы призваны быть храмами Святого Духа. Наше призвание — быть в Единородном Сыне всецелым Христом, мы призваны стать причастниками Божественной природы (2 Пет 1:4). Вот каково наше человеческое призвание в самой своей сущности. И кроме того, это призвание охватывает все, что покрывает воля и действие Божии. Мы призваны быть присутствием Бога Живого во всем созданном Им мире. Разве мы могли бы сделать хоть что-то в этом отношении, если Сам Бог не действовал бы в нас и через нас? Разумеется, нет. Как могли бы мы стать живыми членами Тела Христова? Как мы могли бы принять Духа Святого, стать храмом, где Он обитает, и не быть опаленными этим Божественным огнем? Каким образом мы могли бы действительно приобщиться Божественной природе? И каким образом мы, грешные люди, могли бы совершать дело милосердия, дело Божественной любви, как мы к тому призваны? Неужели это не основание для постоянной молитвы? Она должна расти, становиться все более требовательной, так чтобы мы были привиты к живоносной лозе. Разве в нас есть жизнь, разве мы можем принести какой-то плод, разве мы на что-то способны? Так что очевидно: если мы хотим, чтобы наша молитва не разошлась с жизнью, чтобы наша молитва не потеряла постепенно силу под натиском трудной, жестокой жизни, под нападками князя мира сего (Ин 12:31), мы должны влить нашу молитву во все, что составляет нашу жизнь, мы должны бросить ее словно горсть дрожжей в тесто нашей жизни во всем ее объеме. Если, проснувшись утром, мы бы предстали перед Богом со словами: «Господи, благослови меня и благослови этот начинающийся день!», и потом осознали, что вступаем в новый день творения, в день, которого никогда прежде не было, в день, который расцветает как неизведанная, бесконечно глубокая возможность! Если бы с помощью Божией мы осознали, что вступаем в этот день, чтобы совершать в нем служение христиан в силе и в славе, которые подразумеваются этим званием, как уважительно, как вдумчиво, с какой трепетной радостью, и с какой надеждой, и с какой ласковой любовью мы встречали бы постепенно разворачивающийся перед нами день! Из часа в час мы принимали бы его как дар Божий, каждое встающее перед нами обстоятельство мы принимали бы как от руки Божией, ни одна встреча не была бы случайна, каждый человек на нашем пути, каждое обращение к нам было бы призывом отозваться не так, как мы порой отзываемся только на человеческом уровне, а отозваться со всей глубиной того сокровенного сердца человека (1 Пет 3:4), в самых глубинах которого — все Царство Божие и Сам Бог. И на протяжении этого дня нас не оставляло бы благоговейное чувство, что мы идем через него вместе с Господом. Каждый миг мы оказывались бы в ситуациях, где требуется мудрость, — и нам пришлось бы просить о ней, где требуется сила, — и мы обращались бы к Господу за силой, где требуется прощение свыше, — потому что мы поступили неверно, или в ситуациях, которые вызывают в нас порыв благодарности, потому что, несмотря на нашу слепоту, нашу холодность, нам было дано поступить так, как мы ни за что не могли бы поступить только собственными силами. Примеров можно бы привести множество; ясно, о чем я говорю. И тогда мы поймем, что жизнь никогда не мешает нам молиться, никогда! — потому что жизнь и есть то живое вещество, куда мы бросаем живительную горсть дрожжей — нашу молитву, наше присутствие, в той мере, в какой мы сами пребываем в Боге и Бог в нас, или, по крайней мере, стремимся к Нему и Он снисходит к нам. Надо уметь трезво, мудро давать себе отдых Очень часто мы могли бы так поступать, но нам мешают две вещи. Первое — то, что мы не привыкли к молитвенному усилию. Если не делать постоянно этого усилия, если мы не готовы постепенно делать все более неослабевающие усилия, все более постоянные, все более продолжительные, то через короткий срок наша духовная энергия, наша умственная энергия, наша способность собрать внимание, как и наша способность отзываться всем сердцем на возникающие перед нами события и людей, станет замирать. С другой стороны, в этом научении постоянной молитве, питаемой жизнью, надо действовать с трезвостью, которую нам заповедуют Отцы: надо продвигаться шаг за шагом, помнить, что наряду с подвигом усилия существует дисциплина отдыха, есть мудрое отношение к телу, к сознанию и к воле и что нельзя без перерыва и изо всех сил стремиться к одной цели. Возможно, вы помните эпизод из жизни святого Иоанна Богослова. Рассказывается, что один охотник услышал, что возлюбленный ученик Христов живет в горах близ Эфеса, и отправился в путь, чтобы посетить его. Он дошел до поляны и увидел старого человека, который на четвереньках играл среди зеленой травы с цесаркой. Охотник подошел и спросил, слышал ли старик об Иоанне и где его найти. Старик ответил: «Это я». Охотник рассмеялся ему в лицо: «Ты-то Иоанн! Не может того быть! Он, написавший такие дивные послания, станет забавляться с птичкой!». И старец сказал ему в ответ: «Я вижу, что ты охотник. Когда ты идешь по лесу, разве ты все время держишь натянутый лук и стрелу наготове на случай, что внезапно увидишь зверя?» Охотник снова рассмеялся и сказал: «Я же знал, что ты ненормальный. Кто же так ходит по лесу? Если лук держать все время натянутым, тетива лопнет в тот момент, когда она мне понадобится!» — «Так и я, — ответил Иоанн. — Если бы я непрерывно напрягал все силы души и тела, то в момент, когда Бог приблизится, я надорвался бы от усилия, которое больше не могу выдержать». Надо уметь трезво, мудро давать себе отдых, необходимый для того, чтобы действовать со всем напором, всей силой — не только собственной, но и той, что нам дается благодатью свыше. Потому что благодать посылается нам в хрупкий сосуд нашего тела, в хрупкость нашего разума, нашего сердца, нашей воли. Закрадывается сомнение: «А вдруг Он не отзовется?» Тут встают разнообразные трудности, в частности маловерие. Кто бы мы ни были, чем бы ни занимались, в нас часто возникает момент сомнения, недостаток глубокой веры. Мы говорим часто: «Заступническая молитва, просительная молитва — более низкий род молитвы. Молитва монаха, молитва христианина, который достиг какой-то зрелости, — молитва благодарения и хвалы». Разумеется, конечная цель и итог таков. После долгой жизни в духовном и телесном подвиге, когда мы настолько отрешились от всего, что готовы все принимать от руки Божией как драгоценный дар, остается только благодарить Его и петь Ему хвалу. Но достигли ли мы этого уровня? Разве не легче благодарить Господа или воспевать Его, особенно в моменты, когда наше сердце загорается от прикосновения благодати? Разве не легче благодарить Его или петь после, чем с верой просить об исполнении какого-то прошения? Очень часто люди, вполне способные воспевать и благодарить Господа, не способны совершить акт всецелой веры недвоящимся сердцем, неколеблющимся умом, волей, всецело устремленной к Нему, потому что закрадывается сомнение: «А вдруг Он не отзовется?» Не проще ли сказать: «Да будет воля Твоя!» И тогда все в порядке, потому что воля Божия будет исполнена в любом случае, и я останусь в пределах этой Божественной воли. И, однако, так часто, так постоянно от нас требуется другое, именно по отношению к деятельной жизни в том смысле, как это слово понимается на Западе, жизни, обращенной к ситуациям, которые вне нас. Болезнь поразила дорогого нам человека, голод поразил целую страну. Мы хотели бы обратиться к Богу за помощью, и очень часто мы трусливо просим этой помощи так, чтобы в случае любого исхода наша молитва могла быть отнесена к данной ситуации. Мы находим как выразиться, находим выход: в конечном итоге воля Божия совершится и мы будем удовлетворены, но проявили ли мы веру? Здесь проблема для всех тех, кто погружен в деятельность и верит в эффективность молитвы и эффективность «бездействия». Если мы хотим действовать заодно с Богом, мало предоставить Ему действовать свободно, сказав: «Господи, в любом случае Ты сделаешь по-своему, так и поступай, я не буду Тебе мешать». Надо учиться различать волю Божию, надо войти в судьбы Божии, но помнить и то, что порой судьбы Божии бывают сокровенны. Вспомните хананеянку (Мк 7:24—30). Очевидность бросалась в глаза, поражала слух: ей дан отказ, и, однако, сила ее веры и духовная чуткость уловили что-то другое, и она сумела проявить настойчивость как бы вопреки воле Божией, на самом же деле в согласии с реальной волей Спасителя. Надо уметь глядеть, надо искать незримый след Божий.
LiveInternetLiveInternet
Акафист святому пророку ИЛИИ
День памяти:2 августа (н.ст.)
Тропарь, глас 4
Во плоти Ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати, темже и почитающим его точит исцеления.
Кондак, глас 2
Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.
Кондак 1
Избранный Богом на обращение Израиля от прелести Вааловы, грозный обличителю царей законопреступных, просиявый пламенною ревностию по Бозе Вседержители, святостию жизни и чудесы, восхищенный плотию твоею на Небеса: и предъити имеяй Второму пришествию Христову, похвальная восписуем ти, пророче Божий Илие; ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас зол и обстояний молитвами твоими свобождай, благочестно тебе вопиющих: Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Икос 1
Ангел ревностию по Бозе и чистым житием твоим, сый во плоти, пророче, был еси: еще бо младенцу ти бывшу, отец твой Совах виде светлыя Ангелы, беседующия с тобою, огнем тя повивающия и пламенем питающия, еже прознаменоваше пламенную ревность твою по Бозе, силу словес твоих и житие, яко свет, непорочное. Сего ради со удивлением зовем ти таковая: Радуйся, от вечности предызбранный в служение спасению сынов Израилевых. Радуйся, от чрева матерня предуготованный в провозвестника Божественныя истины и благочестия. Радуйся, преславным, бывшим на тебе, видением родителя твоего удививый. Радуйся, девственную чистоту и безмолвие от юности возлюбивый. Радуйся, суету мира сего и вся блага его презревый, душу же твою всецело Господу посвятивый. радуйся, светом премудрости от Бога озаренный и учением благочестия издетства напоенный. Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Кондак 2
Видя нечестие и развращение во Израили, преславный пророче, зело духом твоим скорбел еси и ревностию по славе Божией воспламенялся еси; яко сынове Израилевы мерзким идолом поклонишася, от Бога же Истиннаго отступиша, Емуже вся Небесная воинства со страхом вопиют: Аллилуиа.
Икос 2
Разум свой злою волею омрачив, беззаконный царь Израильский Ахав, остави Истиннаго Бога Вседержителя и покланяшеся мерзкому идолу Ваалу, купно же и в царстве своем умножи идолопоклонение и нечестие. Ты же, пророче, исполнен сый велия ревности по Бозе, дерзновенно обличил еси царя, возвестив ему, яко в наказание ему и царства его три лета и месяц шесть не будет дождь, ни роса, и глад велий будет по всей земли. Дивящеся убо толицей ревности твоей по Бозе и велию дерзновению, с любовию зовем ти: Радуйся, небоязненный проповедниче истины и крепкий поборниче благочестия. Радуйся, ревностный нечестия обличителю. Радуйся, к наказанию некающихся грешников долготерпеливаго Бога преклонивый. Радуйся, словом твоим небо заключивый и плодоносную землю неплодну сотворивый. Радуйся, трилетный глад за нечестие людей от Господа испросивый. Радуйся, яко Всевышний Господь дарова тебе в бога Ахаву, якоже древле Моисея фараону. Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Кондак 3
Силою молитвы твоея, предивный пророче, воистину заключися небо и не одожди три лета и месяц шесть, и бысть глад велий по всей земли, да поне зноем и гладом томими, нечестивии людие покаются и обратятся ко Господу, со умилением зовуще Ему: Аллилуиа.
Икос 3
Имея велие благоволение к тебе, пророче, Господь восхоте отлучити тя от беззаконных сынов Израиля, да не с ними терпиши глад и жажду, и повеле тебе ити к потоку Хорафову, идеже вранове питаху тя, приносяще хлеб и мясо. Темже приносим тебе похвальная сия: Радуйся, постом и бдением вся земная и суетная помышления истребивый. Радуйся, молитвою и богомыслием ум твой в горняя вперивый. Радуйся, патриархов величание и пророков красото. Радуйся, девственников похвало и преподобных славо. Радуйся, святителей наставниче и мучеников крепосте. Радуйся, яко нечестием и неверием ослепленных сынов Израилевых на путь истины обратил еси. Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Кондак 4
Буря велия, разрушающая горы, предыдяше, егда приближашеся к тебе, пророче, в Хориве Господь, таже явися трус, и не в трусе Господь, и по трусе огнь, и не во огни Господь, а по огни бысть глас хлада тонка, и ту явися тебе Господь: Егоже присутствие ощутив, покрыл еси лице твое милотию, со страхом и радостию зовый Ему: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав нечестивый царь Ахав повеление твое, о еже собрати вся колена Израилева на гору Кармильскую, и привести на ню студныя пророки Вааловы, абие послав, собра вся, и сам прииде тамо. Ты же, ревнителю славы Божия, хотя конечне посрамити мерзкия идолы и прославити Истиннаго Бога, повелел еси уготовати две жертве, огня же на тыя не возгнещати, рек: «И будет Бог, Иже послушает огнем, Той есть Бог». То слышавше вси людие, реша: «Добр глагол Илиин, да будет тако». Мы же, величающе тя, зовем: Радуйся, великий посланниче Царя Небеснаго и провозвестниче святых велений Его. Радуйся, адаманте, неодолимый в ревности и непоколебимый столпе благочестия. Радуйся, сильный защитниче истины и твердый противоборниче врагов Божиих. Радуйся, нечестия искоренителю и насадителю благочестия. Радуйся, пламенный ревнителю Божественныя славы. Радуйся, яко и в последния дни мира имаши проповедывати Истиннаго Бога и обличати окаяннаго антихриста. Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Кондак 5
Боготечную тя звезду погасити мняше беззаконная царица Иезавель: исполнившися бо на тя ярости за погубление студныx ея пророков, хотяше убити тя; ожесточися бо сердце ея и не хотяше веровати чудесем твоим, пророче, и познати Истиннаго Бога, поющи Ему: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше вси людие Израилевы, по молитве твоей, огнь от Господа с небесе сшедый на жертву твою, всехвальне пророче, и всю ю пожегший, дрова же, и камень, и персть, и воду потребивый, падоша на лица своя, взывающе: «Воистину Господь Бог, Той есть Бог». И вероваша людие Богови, студныя же пророки ты заклал еси. Славяще убо всесильнаго, чудодеющаго Бога, тебе, угоднику Его, глаголем сице: Радуйся, превелие дерзновение ко Владыце всяческих стяжавый. Радуйся, знамении и чудесы Божественную Истину утвердивый. Радуйся, прелесть демонскую посрамивый, истинную же веру прославивый. Радуйся, неверныя истинным боговедением просветивый. Радуйся, трикратным лиянием на жертвенник воды, тайну Пресвятыя Троицы явивый. Радуйся, яко все естество сущих тебе повиновася, огнь же и вода тебе служаху. Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Кондак 6
Проповедник истиннаго боговедения и благочестия явился еси, пророче, не токмо во Израили, но и в стране язычестей, послан быв от Господа в Сарепту Сидонскую к жене вдовице препитатися, паче же да саму ту препитаеши в гладе: имея бо велию чудотворения благодать, умножил еси муку и елей в дому ея неоскудно, дондеже прейде гладное время, и трикратным дуновением, по молитве твоей, воскресил еси умершаго сына ея, поя чудодеющему Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияв велиею ревностию по Бозе Вседержители, зело скорбел еси, пророче, яко оставиша завет Его сынове Израилевы, олтари Его раскопаша и пророки избиша. Господь же во утешение твое возвести тебе, яко не весь Израиль отступи от Него, но имать седмь тысящ сокровенных рабов Своих, иже не преклониша колена своя Ваалу. Темже, воспоминающе ревность твою по Бозе, поем ти со благоговением сицевая: Радуйся, верный служителю и ближний друже Господень. Радуйся, образе и похвало благочестивых пастырей. Радуйся, наставниче спасения и просвещение во тьме седящих. Радуйся, защитником истины мужество внушаяй, в подвизех же и страданиих за правду их укрепляяй. Радуйся, яко серафимскою пламенною любовию к Богу горел еси. Радуйся, яко и Господь во всем послушаше тебе и по прошению твоему вся творяше. Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Кондак 7
Хотя Человеколюбец Господь явити милосердие Свое кающимся грешником, по прошествии прореченнаго гладнаго времене, низпосла по молитве твоей, пророче, и глаголом уст твоих, на жаждущую землю обильный и мирный дождь; сынове же Израилевы, сподобльшиися толикия милости, во умилении сердца благодарственно возопиша Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новое нечестивый царь Ахав к беззаконием своим приложи злодеяние, егда повеле убити неповиннаго Навуфея и восхити виноград его. Сего ради, обличая законопреступнаго царя, прорекл еси ему, пророче, яко идеже умерщвлен бысть Навуфей, тамо и его кровь свинии и пси полижут, и жену его Иезавель снедят пси, и весь дом его истребится. Ведуще убо мы сбывшееся страшное сие проречение, ужасаемся, зовуще: Радуйся, обидящих и жестокосердных грозный отмстителю. Радуйся, сирых и напаствуемых крепкий заступниче. Радуйся, непочитающих святых праздников Православныя Церкве карателю. Радуйся, продерзых хульников имене Божия низложителю. Радуйся, словом обличения, яко громом, беззаконныя поражаяй. Радуйся, будущая, яко настоящая, ведый и дальняя, яко близ сущая, прорицаяй. Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Кондак 8
Странное и преестественное показа Господь о тебе, пророче, промышление, егда повеле алчным и нечадолюбивым враном питати тя в гладе при потоце Хорафове, идеже непрестанно пребывая в молитве и богомыслии, воспевал еси Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был еси смирением велиим украшен, пророче Божий, сего ради с гордостию пришедших к тебе двух пятдесятоначальников с воины, да приведут тебе к беззаконному царю Охозии, огнем попалил еси, со смирением же пришедшаго к тебе Авдиа, иже питаше ученики пророческия, помиловал еси. Сего ради приносим ти похвальныя песни сия: Радуйся, гордых смирителю и карателю, смиренных же покрове и заступниче. Радуйся, мздоимных судей наказателю, право же судящим помощниче. Радуйся, правоверному воинству во бранех споборниче, нечестивых же супостат низложителю. Радуйся, премудростию, яко бронею, облеченный и правдою, яко щитом, огражденный. Радуйся, ревностию по Бозе, яко мечем, вооруженный и постом, яко крилами, окриленный. Радуйся, верою, яко шлемом спасения, покровенный и любовию, яко венцем пресветлым, венчанный. Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Кондак 9
Всякое человеческое естество зело удивляется, како ты, пречудный пророче, шел еси четыредесять дний, ни ядый, ни пияй, до горы Хорива, идеже сподобился еси преславнаго явления и пресладкия беседы Господа Вседержителя, поя Ему: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя недоумеют довольно разумети и изъяснити, како ты, великоимените Илие, во плоти сый человечестей и подобострастен нам быв, восхищен еси с телом твоим на небо, явльшейся тебе колеснице огненней с кони огненными. Славяще убо прославльшаго тя Господа и дивящеся восхищению твоему, благоговейно зовем ти: Радуйся, пречудным воздержанием ветхаго человека в себе умертвивый. Радуйся, огнем Божественныя ревности всякое вещественное помышление в себе попаливый. Радуйся, преложением твоим на небо род человеческий возвеселивый и жизнь вечную уверивый. Радуйся, честию и славою преестественною от Бога почтенный и паче всех древних пророков прославленный. Радуйся, от Ангельских ликов в селениих небесных радостно сретенный. Радуйся, яко имя твое во всем мире почитается, и ревность твоя по Бозе зело прославляется. Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Кондак 10
Спасти хотя Всеблагий Бог люди Израилевы от прелести Вааловы, избра тя, великий пророче, во орудие воли Своея и облече тя Божественною властию и силою, да обратиши неверныя, исправиши беззаконныя, просветиши омраченныя и научиши всех вопити Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и заступление буди нам, пресвяте пророче, мощным твоим ходатайством утоляя праведный гнев Божий, поражающий нас, грешных и непотребных, бездождием и гладом, еще же тлетворными ветры и болезньми, да избавльшеся от бед, благодарственно поем ти: Радуйся, молитвами твоими небо заключаяй и отверзаяй, плодоносие земли и неплодие от Бога посылаяй. Радуйся, предстательством твоим пред Богом дожди мирны и росу животворную на земная прозябения низводяй. Радуйся, свирепыя волны морския и страшныя бури утишаяй и громами и молниями по воле Божией управляяй. Радуйся, тлетворныя ветры и смертоносныя язвы, поражающия человеки же и скоты, укрощаяй. Радуйся, сирых и вдовиц питателю и щедродательных людей покровителю. Радуйся, яко нечестивых хульников и гонителей правыя веры поражаеши и духов злобы от рабов Божиих прогоняеши. Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Кондак 11
Пение умиленное приими от нас, пророче Божий Илие, якоже приял еси прошение Елисеево, егда проси от тебе, да будет дух, иже в тебе, сугуб в нем, и егда, восхищаяся на небо, низпустил еси ему милоть твою, юже он взем, раздели, якоже и ты прежде, Иорданския воды, и бысть наследник действовавшия в тебе Божия благодати; сице и нас покрый милотию твоея милости от всяких бед и обстояний, да со благодарением зовем Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарное светило во Израили, всехвальне пророче, был еси, сияя равноангельным житием твоим и мудростию, еще же необычною ревностию по Бозе и чудесы преславными, просвещая люди истинным боговедением и разгоняя мрак идолослужения. Темже восписуем ти похвальная, поюще: Радуйся, лучезарная звездо, сиянием своим озарившая всю вселенную. Радуйся, светоносная свеще, непрестанно горящая и во тьме седящих просвещающая. Радуйся, духом премудрости и разума озаренный, духом совета и крепости исполненный. Радуйся, духом ведения и благочестия просвещенный и духом страха Божия напоенный. Радуйся, высокими добродетельми и преславными чудесы преукрашенный. Радуйся, яко суды Божия на земли исполнял еси, пророки же и цари помазывал еси. Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Кондак 12
Благодать велия дана ти бысть от Бога, прехвальне пророче, яко в земней жизни твоей пророчествовал и совершал еси дивная чудеса, таже преестественно восхищен был еси с плотию твоею на небо, по восхищении же твоем дивно предстал еси на Фаворе преобразившемуся Господу и с Ним беседовал еси, и до днесь не престаеши чудодействовати и источати милости и исцеления усердно почитающим тя, Богу же верно вопиющим: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твою пламенную ревность по Бозе и равноангельное житие, дивная же твоя и преславная чудеса и превелие благоволение к тебе Господа, восхваляем тя, великоимените пророче Илие, обаче, не могуще достойно изобразити величие и славу твою, со умилением зовем ти сицевая: Радуйся, ковчеже Божественныя славы и всечестный храме Пресвятыя Троицы. Радуйся, светильниче невечерний Церквей и благовонный цвете рая Божественнаго. Радуйся, благочестивых пустынников руководителю, девственников же наставниче и укрепление. Радуйся, яко грешников к покаянию возбуждаеши и всему роду христианскому жизнь вечную ходатайствуеши. Радуйся, яко во светлостех святых неизреченныя славы наслаждаешися и непрестанно Господа славословиши. Радуйся, яко в конце времен велия знамения и чудеса имаши совершити на утверждение людей во истинней вере и на обличение антихриста. Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.
Кондак 13
О предивный и преславный пророче Божий Илие, превелий ревнителю по Бозе, дожди и бездождие, плодоносие на землю и неплодие от Бога посылаяй! Услыши сие малое, благоговейно приносимое тебе нами моление и твоим теплым ко Господу предстательством сохрани нас от бездождия, глада и смертоносных болезней, подаждь же нам благорастворение воздуха и плодоносие, и дух правыя веры и благочестия, да избавльшеся от вечных мук, сподобимся райскаго блаженства, поюще Богу: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).
Молитва
О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельным житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господе Бозе Вседержителе, еще же знамении и чудесы преславными, таже, по крайнему благоволению к тебе Божию, преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй Престолу Небеснаго Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе; да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православной вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси Отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.
Глава IX. Странствование по Пустыне
Прошло совсем немного времени после беспорядков в пустыне Фаран, как в еврейском стане опять поднялся ропот. На этот раз выступление было направлено в основном против священника Аарона и его сыновей – священников. Бунт возглавили Корей из колена Левиина, Дафан и Авирон – из колена Рувимова. К ним присоединились двести пятьдесят именитых людей, начальников еврейского народа. Бунтовщики вознегодовали на то, что священство предоставлено только племени Аарона, и требовали, чтобы из всех колен выбирались священники. Они собрались перед шатрами Моисея и Аарона и громко их укоряли: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3). Моисей вышел к собравшимся и, желая их успокоить, сказал Корею: «…Ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?.. Вот что сделайте: …возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом (перед Скинией. – Авт.); и кого изберет Господь, тот и будет свят» (Чис. 16:11:6–7).
На другой день к Скинии со своими кадильницами собрались все бунтари, кроме Дафана и Авирона. Эти двое возмутителей даже не нашли нужным откликнуться на приглашение Моисея и через посланных гордо заявили ему: «Не пойдем! разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами? привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед?.. глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!» (Чис. 16:12–14).
Такой ответ ясно свидетельствовал, что религиозный протест уже перешел в политический. Горько и тяжело было слушать вождю такие несправедливые упреки. И вот, когда восставшие против законных носителей священства подошли с дымящими кадильницами к храму, внезапно над Скинией явилась слава Господня. Господь хотел поразить весь народ, стоящий у Скинии, но Моисей и Аарон умолили Господа пощадить невиновных. Тогда Господь повелел Моисею, чтобы народ отошел от шатров Корея, Дафана и Авирона. Люди послушались Моисея и отошли от шатров бунтовщиков. В это время по слову Моисея земля расступилась и поглотила Корея, Дафана и Авирона со всем их имуществом, а всех остальных заговорщиков попалил огонь, ниспосланный Господом. Суровое наказание, однако, не устрашило и не вразумило людей, а напротив – вызвало еще большее возмущение. На другой день народ собрался у Скинии и стал обвинять Моисея и Аарона в гибели лучших людей Израиля. Но вдруг над храмом явилась слава Господня, и Господь стал поражать израильтян. На этот раз не помогла и пламенная молитва вождя за свой народ. Моисей, видя, что Господь не принимает его молитвы, повелел Аарону взять кадильницу и кадить между умирающими и живыми. И только благодаря этому Господь прекратил поражать людей. В этот день погибло около пятнадцати тысяч человек. Так печально закончилось восстание израильтян против своего вождя и Богом утвержденных священников. Чтобы в еврейском народе окончательно прекратился спор о том, кому на самом деле принадлежит священство, Господь повелел Моисею взять у начальников колен жезлы и положить их в Святая Святых перед Ковчегом Завета. «И кого Я изберу, – сказал Господь, – того жезл расцветет!» (Чис. 17:5). Всех жезлов было двенадцать. На жезле, принадлежащем колену Левиину, было вырезано имя первосвященника Аарона. На следующий день к храму собрался весь народ. Моисей в торжественной обстановке взял в Скинии все двенадцать жезлов и вынес их к народу. И вот тысячи израильтян явились свидетелями чуда. Жезл, который принадлежал Аарону, «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали». Это было явным подтверждением того, что Аарон и его сыновья являются Богом избранными носителями священства. С этого времени народ смирился перед волей Божией и больше не осуждал род Аарона за привилегии, данные ему Богом. По повелению Божию прозябший (проросший) жезл Аарона был положен перед Ковчегом Завета.
УРОКИ ПОКАЯНІЯ ВЪ ВЕЛИКОМЪ КАНОНѢ СВ. АНДРЕЯ КРИТСКАГО,
заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.
Уклонилася еси, душе, отъ Господа твоего, якоже Даѳанъ и Авиронъ: но пощади, воззови изъ (при видѣ) ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыетъ (Числ. 16, 32).
Во время сорокалѣтняго странствованія Евреевъ въ пустынѣ не разъ происходили возмущенія ихъ противъ вождя ихъ Моисея и Аарона. Одно изъ нихъ было произведено Кореемъ левитомъ въ сообщничествѣ съ Даѳаномъ и Авирономъ. Оба они были родные братья, принадлежавшіе къ потомкамъ Рувима, старшаго сына Іаковлева, который не сохранилъ однако своего первенства, предоставленнаго отцемъ Іудѣ. Даѳанъ и Авиронъ можетъ быть съ надеждою возвратить своему колѣну утраченное первенство, стали вмѣстѣ съ Кореемъ во главѣ движенія противъ Моисея и Аарона, оправдывая себя благовиднымъ предлогомъ. «Полно вамъ, говорили мятежники Моисею и Аарону, — все общество, всѣ святы, и среди ихъ Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ. 16, 3).
Послѣ столькихъ чудесъ, совершенныхъ чрезъ Моисея, свидѣтельствовавшихъ о его особенной близости къ Господу, о его божественномъ авторитетѣ, рѣшаться такъ дерзко нападать на власть его, оспаривать у него и Аарона права ихъ, значило возставать противъ Самого Бога, хотя заговорщики не отрекались отъ Господа. Нельзя было оставлять безнаказаннымъ такое нечестіе. Господь страшно покаралъ мятежниковъ. Одни изъ нихъ, принесшіе кадильницы предъ скинію, попалены были огнемъ, — это тѣ, которые вмѣстѣ съ Аарономъ, по приглашенію Моисея, явились предъ скинію съ кадильницами для того, чтобы узнать, кого изберетъ Господь служить Ему. Но Даѳанъ и Авиронъ, не принявшіе этого приглашенія и оста/с. 119/вавшіеся въ своихъ шатрахъ, поглощены были разверзшеюся подъ ними землею вмѣстѣ съ семействами и со всѣмъ имуществомъ ихъ. Съ ними погибъ и Корей.
Примѣръ Даѳана и Авирона, казненныхъ Господомъ за непокорность законной власти, показываетъ, какъ тяжекъ этотъ грѣхъ. Власть гражданская и церковная есть установленіе Божіе. Потому неповиновеніе той или другой власти есть неповиновеніе Самому Богу. «Нѣсть власть аще не отъ Бога, сущія же власти отъ Бога учинены суть: тѣмже противляяйся власти, Божію повелѣнію противляется» (Рим. 12, 1. 2). Это сказано о гражданской власти.
Равно и власть церковная, извѣстная подъ именемъ священноначалія, имѣетъ божественное происхожденіе. Самъ Христосъ, Глава Церкви, далъ «ей овы Апостолы, овы же пророки, овы же благовѣстники, овы же пастыри и учители, къ совершенію святыхъ, въ дѣло служенія, въ созиданіе тѣла Христова» (Ефес. 4, 11. 12). До какой степени должно быть священнымъ для вѣрующихъ послушаніе лицамъ, поставленнымъ въ Церкви учить, священнодѣйствовать и руководить ихъ, видно изъ слѣдующихъ словъ І. Христа, сказанныхъ апостоломъ и въ ихъ лицѣ преемникамъ ихъ служенія пастырямъ Церкви: «слушаяй васъ, Мене слушаетъ, а отметаяйся васъ, Мене отметается. Отметаяйсяже Мене отметается Пославшаго Мя» (Лук. 10, 16). «Елика аще свяжете на земли, будетъ связано на небеси и елика аще разрѣшите на земли, будетъ разрѣшено и на небеси» (Матѳ. 18, 18). «Аще Церковь (т. е. церковную власть) преслушаетъ братъ твой, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь» (Матѳ. 18, 17). И вопроси себя, душа христіанская, не виновна ли и ты въ грѣхѣ неуваженія къ законнымъ властямъ, гражданскимъ и церковнымъ, и если не возстаешь явно противъ нихъ, то не отвергаешь ли богоучрежденности ихъ?
Всего менѣе, впрочемъ, позволительно предполагать въ тебѣ противленіе гражданской власти, — на это рѣшаются только отребія общества, ничтожныя по количеству, — но непослушаніе Церкви, ея законамъ и властямъ не есть ли обыкновенное явленіе? Не говоримъ объ открытыхъ врагахъ Церкви, напримѣръ раскольникахъ и современныхъ безбожникахъ, — не встрѣчаемъ ли на каждомъ шагу /с. 120/ въ средѣ православнаго общества возмутительные примѣры уклоненія отъ руководства св. Церкви? Въ пастыряхъ Церкви не хотятъ признавать учителей, и не слушаютъ ихъ ученія, обижаются ихъ обличеніями. Правила Церковныя о говѣніи, о постахъ, о еженедѣльномъ посѣщеніи церковныхъ службъ, объ исполненіи эпитимій, пренебрегаются и не почитаются обязательными или по ложному мнѣнію о христіанской свободѣ, которую будто нельзя связывать правилами, или по грубому соображенію, что за пренебреженіе ихъ не полагается никакого вещественнаго штрафа.
Признайся, душа христіанская, не позволяешь ли ты себѣ относиться съ подобнымъ неуваженіемъ къ св. Церкви, которой ты обязана повиноваться со времени крещенія? Но знай, что уклоняясь отъ повиновенія ей, ты уклоняешься отъ Самого Господа, облекшаго ее въ лицѣ священноначалія властію учительства, священнодѣйствія и духовнаго руководительства, слѣдственно виновна въ грѣхѣ Даѳана и Авирона. Они въ наказаніе за возстаніе противъ законной власти поглощены были землею. Не надѣйся и ты избѣжать наказанія за преслушаніе церковной власти. Господь щадитъ въ этой жизни упорныхъ ослушниковъ, ожидая отъ нихъ покаянія. Но горе нераскаяннымъ! Имъ грозитъ по смерти вѣчная казнь въ преисподней. Пока не разверзлась предъ тобою преисподняя, поспѣши умилостивить Господа покаяніемъ, вступи на путь смиренной покорности св. Церкви, скажи Господу: пощади меня, Господи, не накажи меня, какъ наказалъ Даѳана и Авирона.
Источникъ: Епископъ Виссаріонъ. Уроки покаянія, въ Великомъ канонѣ св. Андрея Критскаго, заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1897. — С. 118-120.
Восстание Корея, Дафана и Авирона
После чего уже начинается история этого странствия, которое описывается весьма кратко. Два основных события, касающихся этого странствия описываются подробно. Первое событие — это событие, связанное с восстанием Корея (левита из рода Каафа), Дафана и Авирона, которых поддержало 250 человек. Каково было содержание их претензий? «И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? » (Числ. 16:3).
В чем здесь дело? Помимо того, что Моисей был предводителем этого народа, ведь что было совершено Моисеем по указанию Божиему? Если раньше глава рода или глава семьи был для своего рода священником и приносил жертвы, то со времен Моисея для служения в скинии были выделены только левиты, а совершение жертвоприношений было отдано только дому Ааронову. Все остальное сообщество было, таким образом, исключено из такого активного принесения жертв, и, по-видимому, это сыграло свою роль в этом восстании. Моисей предлагает этим людям сделать себе кадильницы, положить в них курения и прийти с этим курением к скинии на следующий день. Они так и сделали, за что и были поражены огнем, и после чего «сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: отделитесь от общества сего, и Я истреблю их в одно мгновение, они же пали на лица свои и сказали: Боже, духов всякая плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество? И сказал Господь Моисею: скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона » (16:20–24). И в результате заступления Моисея погибли только дома Корея, Дафана и Авирона. Причем дальше говорится, что из дома Корея погиб только сам Корей, который единственный из всех из них был левитом, а сыновья его остались живы. И, кстати, если вы обращали внимание на надписание псалмов, то там есть несколько псалмов сынов Кореевых. Кроме них погибли и те люди, которые дерзнули прийти с каждением к скинии. Из их кадильниц была сделана обшивка для жертвенника всесожжения.
Но так дело не кончилось, после того, как погибли эти люди, остальной народ стал возмущаться опять против Моисея, говорить, вот, до чего Моисей довел народ, что постоянно кто-то погибает здесь у нас. После чего опять возгорелся гнев Божий на них, и опять началось поражение в стане. Казалось бы, столько времени эти люди мучили и Моисея, и Аарона, давно бы они уже могли сказать, умрите все, наконец, и не мучайте нас. Что же происходит здесь: «И сказал Господь Моисею: отстранитесь от общества сего, Я погублю их в мгновение » (16:44–45). Уже в четвертый раз со времени выхода из Египта Пятикнижия такие слова говорит Господь Моисею. Что они делают? Опять падают на лица свои. Здесь мы можем увидеть подтверждение слов Писания, что Моисей был кротчайший из всех людей (Числ.12:3). Что такое кротость? В чем его свойство? В том, чтобы без гнева терпеливо переносить всякие оскорбления, искушения.
«И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ. Стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось » (16:46–48). Обратите внимание, как действует Аарон. Он не просто пошел, прошу заметить, ему уже за 80, этому человеку, а он побежал. Он побежал, чтобы встать между живыми и мертвыми, для того, чтобы прекратилась гибель людей, весьма враждебно по отношению к нему настроенных. Это, конечно, характеризует обоих как великих ветхозаветных праведников, причем высоко их состояние нравственное, гораздо выше того, что можно требовать от человека, жившего до Христа. Это пример пастырского служения, который являет первосвященник Аарон, поэтому не нужно поддаваться поверхностному впечатлению о свирепости этих первых вождей Израиля. Мы видим постоянно их именно заступниками и предстоятелями, несущими своё служение с величайшим самоотвержением.
Жезл Ааронов
Затем, чтобы прекратить раз и навсегда эти искушения, Господь дал знамения расцветшего жезла Ааронова, когда от всех колен было положено по жезлу. На жезле от колена Левия было написано имя Аароново, и этот жезл не просто расцвел, но и принес плоды. Этот жезл впоследствии хранился в Святом Святых, и предание говорит, что этот жезл никогда не засыхал, т. е. он так и продолжал быть процветшим.
Грех Моисея и Аарона
После этого, во время стоянки в Кадесе, умирает Мариам. В народе снова возникает ропот из-за нехватки воды, похожий на тот, что был в начале путешествия. Господь повелевает Моисею и Аарону сказать слово скале пред лицом всех, и скала изведет воду. Однако Моисей, трудно сказать по какой причине, по недостатку ли веры или по раздражению или еще почему-то вместо того, чтобы буквально исполнить повеление Божие, ударяет жезлом по этой скале, причем ударяет дважды. Кроме того, они укоряют народ не по повелению Божию, но от себя, чего ранее никогда не делали. В результате, Господь им говорит, что «за то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему » (20:12). Понятно, что и в первый раз отнюдь не силою удара, не силою жезла была изведена вода из камня, но милостью Божией. Если Господь сказал, что достаточно будет их слов, то следовало этому поверить, и Моисей и Аарон не входят, действительно в землю обетованную.
В том, что Моисей не вводит народ в землю обетованную, конечно, есть и глубокий символический смысл. Какой? Моисей в первую очередь ассоциируется с законом и является его символом. Мы говорим: закон Моисеев. Но если обетованная земля есть прообраз Царствия Небесного, то поскольку закон не может привести человека в Царство Небесное, то и Моисей приводит народ только до берега Иордана, где во главе его становится человек по имени Иисус. И уже он вводит израильтян в землю обетованную, что, конечно, является символом того, что закон и пророки — до Христа, а после этого уже благодатью спасается человек, т. е. что закон является детоводителем ко Христу.
Могу поделиться одним своим наблюдением. Вы помните, что Моисей и Илия явились Спасителю на горе Фавор, во время Преображения. Когда память пророка Илии, мы все с вами прекрасно помним, а когда память пророка Моисея? Мало кто может припомнить. Почему? Моисей, как он носил этот народ жестоковыйный и готов был даже умереть за него в пустыне, точно также и до сих пор как бы связан с Законом, и до времени второго пришествия, вместе с законом остается в тени. Хотя Господь сказал, что Моисей будет обличать иудеев на суде, т. е. реально значение его не умаляется. Господь говорит, что Моисей писал о Нем, значение Моисея Христос никак не умалял, но в таких вот педагогических целях память его несколько отошла на второй план. Повторяю, что это просто мои размышления по этому поводу, которые вам принимать совершенно не обязательно.
Продолжение странствия
Дальше описание 38-летнего странствования помещается в две главы. Затем рассказывается о том, как израильтяне подошли к земле обетованной и как им пришлось встретиться и сразиться с теми народами, которые жили вокруг Ханаана: это идумеи, потомки Исава, моавитяне, аммонитяне, аморреи, и о тех победах, которые силой Божиею одерживали израильтяне. Здесь говорится о смерти Аарона, и о том, что перед его смертью Моисей снял с него первосвященнические одежды и возложил на сына его Елеазара.
Пророчество Валаама
В связи со сражениями с этими народами и поражением их в книге Чисел описывается история пророка Валаама. Четырежды Валаам благословляет израильтян, хотя Валак, царь моавитский, всячески уговаривает его проклясть и говорит, что я тебя для чего нанимал, чтоб ты проклинал их, а ты вместо этого благословляешь, и вот четвертое благословение содержит в себе такие слова: «Вижу его, но ныне еще нет, зрю его, но не близко, восходит звезда от Иакова, и восстает жезл (т. е. символ власти) от Израиля » (Числ.24:17). Эти слова традиционно понимались, как пророчество о происхождении из потомков израильтян Христа, Мессии. Хотя мессианские черты есть и в других благословениях, например, в третий раз он сказал: «преклонился, лежит, как лев и как львица, и кто поднимет его, благословляющий тебя — благословен, и проклинающий тебя проклят » (24:9). Вы помните, что этот образ лежащего льва, которого никто не может поднять, если он этого сам не захочет, мы встречали уже в благословении Иаковом своих сыновей, и относили этот образ к воскресению Христову.
Однако, тем не менее, Валаам все-таки оказывает некоторую услугу тем, кто его нанимал. Он дал им совет научить израильтян блудодействовать с жительницами той земли, в которую они вселились. После нескольких побед, израильтяне уже жили в моавитских степях, и, как здесь говорится, начали блудодействовать с дочерьми Моава, чуть позже говорится, что эта идея была подкинута моавитянам Валаамом, за что он и погиб в последствии. Прекращается это тем, что Финеес, внук Аарона, сын Елеазара, убивает израильтянина Зимри, одного из вождей колена Симеонова, который ввел в шатер свой мадианитянку.
В этой связи можно вспомнить то, что мы говорили о различии судеб Симеонова и Левиина колен, и здесь это различие тоже проявилось. И эта ревность Финееса, которая вылилась в том, что он убил этого Зимри и мадианитянку, вменилась ему тоже в подвиг, и Господь дает Финеесу завет мира и обещает ему постоянное пребывание его потомков в священстве.
Перед захватом земли обетованной, Моисей делает новое исчисление израильтян, которое показывает, что никого уже не осталось из тех, кто вышел из Египта старше 20 лет, кроме Моисея и тех двух соглядатаев Иисуса и Халева, которым Господь обещал, что они увидят землю обетованную за их твердость и мужество.
В книге Чисел есть постановление, касающееся жизни израильтян в земле обетованной. Оно ограничивало возможности для кровной мести, которая, по-видимому, имела место. Убийца намеренный должен был быть казнен, однако человек, совершивший убийство не преднамеренно, имел возможность укрыться. Для этого выделены были 6 так называемых городов-убежищ; и в случае, если такой человек туда удалялся, никто не мог на него возложить руку, конечно, когда не была доказана преднамеренность убийства. Эти города должны были быть распределены с 2-х сторон от Иордана и растянуты с севера на юг, чтобы быть отовсюду доступными. Человек должен был пребывать в этом городе-убежище до времени смерти первосвященника, после чего он мог выйти на свободу и уже никто не имел права поднимать на него руку (Чис. 35:25). В одном ученом толковании говорится: «В городе-убежище такой убийца должен был находиться до смерти верховного жреца. Установление, смысл которого не ясен». Святоотеческая традиция, однако, говорит, что смысл этого установления очевиден. Оно имеет пророческий смысл, указывая на смерть Первосвященника Христа, которая освобождает человека от повинности греху и делает его свободным от смерти.
Поставление Иисуса Навина
После того, как Моисей уже сделал все для того, чтобы израильтяне вошли в землю обетованную, он поставляет Иисуса Навина, который был и вождем военным среди израильтян, и служителем при скинии. Причем Моисей просит Господа, чтобы после его смерти не остался этот народ, «как овцы у которых нет пастыря » (Числ. 27:17). В ответ на это Господь повелевает ему поставить Иисуса Навина, «человека, в котором есть Дух » (27:18). Через возложение рук Моисеем пред всем народом Иисус Навин ставится вождем над израильтянами. В этом еще одно подтверждение того, что Иисус Навин есть прообраз Иисуса Христа. В Евангелии сказано: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. » (Мф. 9:36), т. е. еще не уверовавшие, не принявшие Христа. Вот здесь Христос изображается Иисусом Навином.