Содержание
- Крещение Господне — картинки, иконы, фрески, мозаики
- Крещение Господне: иконы и картинки
- Крещение Господне: иконы, иконография
- Сакральный смысл иконы на крещение Господне
- Молитва иконе Крещение Господне
- Иконы Крещения Господня
- Икона “Крещение Господне”
- Крещение Господне, его отображение в церковной иконографии, комментарии древних писателей церкви и древняя история праздника
- Крещение (Богоявление)
Крещение Господне — картинки, иконы, фрески, мозаики
Крещение Господне: иконы и картинки
Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя. Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, появилось еще до разделения единого чествования Богоявления на два самостоятельных торжества. Фреска, правая часть которой утрачена, обычно датируется III веком.
Фреска из римских катакомб. III в.
Так как изображен крещающийся отрок, а не взрослый муж, в научной среде существует предположение, что вся сцена представляет не Крещение Иисуса Христа во Иордане, а обряд крещения какого-то новообращенного юноши. Но в III-IV веках Христа часто изображали не средовеком, а именно юношей. Иконография Спасителя еще только разрабатывалась, окончательное установление канонического изображения произошло позже. Образ молодого безбородого Христа, совершающего чудотворения «юного Бога» был понятен воспитанному в античной культуре человеку, поскольку такая трактовка традиционно передавала идею вечности Божества.
Предполагают, что небольшой рост и детские черты лика Спасителя могут объясняться попыткой намекнуть в изображении Крещения и на события Рождества Христова. Собственно, само Рождество в III веке еще, видимо, не изображалось, а поскольку оба события праздновались в один день, то художнику вполне допустимым могло казаться изображение Христа чуть ли не Младенцем. Таким образом, верующий, глядя на один образ, вспоминает два Евангельских события.
В пользу того, что фреска представляет Крещение именно Спасителя, говорит и изображение Духа Святого в виде голубя. Рука Предтечи на главе Спасителя — деталь, заимствованная из практики совершения Таинства Крещения. В Евангелии не сказано, возлагал ли Иоанн руку на главу Господа, но, так как это один из ярких, запоминающихся богослужебных жестов, он включается в иконографическую схему.
В других раннехристианских памятниках, например, на выполненном из слоновой кости окладе Миланского Евангелия, можно наблюдать тот же различный масштаб при изображении фигур Иоанна Крестителя и Христа.
Оклад Евангелия. 2-ая половина V в. Сокровищница Дуомо, Милан, Италия. Фрагмент
Предтеча сказал о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Возможно, особенность масштаба фигур — это завуалированный способ изображения пророчества Иоанна о том, что он свою миссию исполнил: его проповедь на земле завершается, его ожидают заключение и казнь, в то время как проповедь Спасителя только начата.
В середине — второй половине V века на мозаиках сводов двух баптистериев, сохранившихся в городе Равенне, в водах реки появляется образ полуобнаженного седого старца с ветвью в руке. Это олицетворение (персонификация) реки Иордан.
Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец Vв. Равенна, Италия
В ранний период подобные изображения встречаются в искусстве наиболее эллинизированных областей империи, там, где был навык к отвлеченному восприятию таких аллегорических деталей. В восточных областях, где искусство стремилось к соблюдению принципа, который можно назвать своеобразным «историзмом» или «реализмом», несуществующие персонажи не изображались, тем более такие, которые могли вызвать ассоциации с языческой мифологией, наполненной всяческими духами стихий: наядами, дриадами, фавнами.
Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция
В искусстве византийской эпохи постепенно был достигнут определенный компромисс. Старец, символизирующий Иордан, изображался, более того: в поздневизантийский период добавилось изображение женской фигуры (иногда верхом на дельфине) — символ моря. Но обе эти фигуры сильно измельчали по сравнению с равеннскими «полнокровными» персонификациями и заняли второстепенную нижнюю зону композиции. Зачастую они едва заметны среди речных волн, поскольку написаны оттенками синего цвета. Помещенные вместе эти два персонажа иллюстрируют слова 133 псалма, в которых сокрыто пророчество о Крещении: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).
Самое раннее дошедшее до нас изображение Богоявления, выполненное на доске — сцена на крышке реликвария, найденного в римской капелле Санкта Санкторум. Это произведение было создано в конце VI века в восточной части империи, может быть, в Палестине.
Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент
Христос изображается в соответствии с Евангельским повествованием средовеком, с бородой. По сторонам от Него помещены фигуры двух ангелов, Иоанна Предтечи и апостолов Андрея и Иоанна. Над Спасителем написан Дух Святой в виде голубя, исходящий от десницы Бога Отца. Образ десницы позволяет решить сложную задачу изображения неизобразимого — Отчего гласа с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).
Для раннехристианского, а потом и византийского искусства характерно изображение Христа в сцене Крещения обнаженным. В данном случае нагота не может быть отголоском эллинистической традиции. Христос предстает нагим как в произведениях областей, имевших давние традиции изображения обнаженного тела, так и в памятниках сиро-палестинского региона, такого прошлого не имеющего, и всегда более «строгого». Христос изображается нагим, как Адам в Эдемском саду. Этим подчеркивается, что Христос — новый Адам, совершенный Богочеловек, пришедший спасти род людской от власти смерти и греха. Только произведениях XV века Христа начинают изображать в препоясании.
В произведениях средневизантийского времени усиливается повествовательный аспект изображения. Например, на мозаике собора Осиос Лукас изображены древо и секира — указание на пророчество Предтечи «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10).
Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция
Крещение Господне: иконы, иконография
Наполнение композиции второстепенными деталями делает ее несколько дробной, многословной, «шумной». Помимо двух апостолов и ангелов начинают изображаться пришедшие креститься от Иоанна люди. Некоторые снимают одежды на берегу, другие — уже плывут по реке. На многих иконах в водах плещутся не только рыбы, но и отроки.
На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан.
Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград
В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца.
Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия
Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения
Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент
Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва
Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Xв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент
Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция
Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция
Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция
Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент
Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай
Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент
Пластина царских врат. XIII — XIV в. Из городища Старая Рязань
Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г.
Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб.
Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб.
Икона. Русский Север. Конец XVI — нач.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва
Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.
Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII — нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник
Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия
Пьеро делла Франческа. Около 1450г. Национальная галерея. Лондон, Великобритания
Андреа дель Верроккио, Леонардо да Винчи. 1472 – 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Доменико Гирландайо. Фреска церкви Санта Мария Новелла. Ок. 1486-1490 г. Флоренция, Италия
Иоахим Патинир. 1515 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия
Камиль Коро. 1847 г. Церковь св.Николая в Шардонне, Париж, Франция
Сейчас эта икона неизменно присутствует в каждом храме и занимает центральное положение в алтарной композиции. Ведь сюжет иконы Крещение Господне представляет одно из наиболее знаменательных событий земного пути Спасителя: Иоанн Креститель крестит Христа в водах реки Иордан. При этом в этот знаменательный день Христос не просто принял крещение, но также проявили себя все компоненты Святой Троицы, то есть сам Христос, Всевышний Господь и Святой дух.
Равно как многие другие иконописные сюжеты, этот может иметь некоторые отличия в зависимости от времени создания иконы и других факторов. Содержание менялось в течение эпох, но, так или иначе, тут всегда присутствовало две основных фигуры:
- Иоанн Креститель;
- Святая Троица.
Именно так следует осознавать икону Крещения Господне, ведь видение только Иоанна Предтечи и Христа является немного ограниченным. На самом деле на изображении перед нами в символической форме предстает Всевышний Господь как Святая Троица:
- Христос – ипостась земная;
- голубь – символ Святого духа;
- Господь – в незримой форме.
Таким образом формируется Троица. Сам Господь не изображается, так как никто из людей не может узреть его. При этом те, кто понимает содержание иконы, понимают, знают — там присутствует и третья ипостась Троицы в незримой форме.
В композиции, как правило, Христос располагается по центру, стоящим в водах реки Иордан, которую он предварительно освятил, дабы и другие люди могли смывать с себя грехи. С одной стороны стоит Иоанн Предтеча, иногда с крестом в одной руке, а другой рукой он указывает на Христа. По другую сторону присутствуют ангелы или апостолы, ангелы тут прислуживают Святому Иоанну, как прислуживают дьяконы священникам в церкви.
В верхней части овалом символически изображается небесная твердь, откуда спускается голубь (Святой дух). Сверху по сторонам высокие горы у Иордана, которые несут символическое значение и часто выглядят похожими на лестницу – они олицетворяют собой духовное восхождение.
Сакральный смысл иконы на крещение Господне
В историческом смысле икона Богоявления констатирует факт участия Христа в обряде крещения. Как известно, Иоанн Креститель на протяжении некоторого времени пребывал в пустыне Мохерон, где крестил иудеев. Народ Израиля доверял пророку и ходил креститься для того чтобы избавиться от грехов.
Пришел к водам Иордана и сам Спаситель и просил Иоанна о крещении, но тот отверг просьбу, сказав: «Мне самому нужно креститься у тебя». Христос возразил и призвал Иоанна исполнить пророчество.
Таким образом, на глубинном уровне икона говорит о смирении Христа перед предначертанным. Господь сам укреплял его известными словами: «Ты есть сын мой возлюбленный..». Также смиряется и Иоанн, который прикасается своей правой рукой к Господу и омывает его водой, совершая обряд.
Одной из сохранившихся христианских реликвий является та самая рука Иоанна Крестителя, которой он прикоснулся к Господу. Десница Святого Иоанна осталась нетленной по сей день.
На иконе Крещение Господне запечатлевается свершение предначертанного Господом, то есть его воли, то есть истины. Соответственно, наблюдатель оказывается не только сопричастным святому таинству, но и высшей истине.
Также интересна символика двух берегов Иордана:
- там где стоит Иоанн – называется «тот» берег;
- там, где ангелы – «этот» берег.
Христос в свою очередь становится своеобразным связующим звеном между ними. Однако также икона Богоявление Господне делает таким звеном и само таинство крещения.
Там, где стоят ангелы, располагается Израиль – святая земля. Соответственно, переход через Иордан символически означает переход на Святую землю.
Безусловно, речь идет не о географических величинах, но о пути духовном, который Христос открывает для каждого.
Как видите, сакральный смысл иконы Крещение Господне глубок и многогранен, тут каждая деталь пребывает с остальными в глубоком единстве, создавая в итоге завершенную композицию, которая повествует о христианской вере. Именно поэтому данный сюжет включен в различные богослужения. Молитва перед этим образом помогает укрепиться в вере и продвинуться на духовном пути.
Молитва иконе Крещение Господне
Тропарь, глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4-й
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
Прокимен
Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.
Иконы Крещения Господня
Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.
Нажмите на изображение для просмотра галереи:
Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв. В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками; Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду. Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.
Синайский диптих из монастыря Св. Екатерины. Фрагмент
По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.
Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские; Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17); Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду. На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды…
Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе
Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.
Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.
Более поздние тексты дают описание подробнее:
“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.
XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас
Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.
Коптская икона
Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.
Коптская икона
В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.
О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем; Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне. И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г
Киево-Печерская Лавра. Фреска
Храм Христа Спасителя
Источник изображений — открытые источники
Текст — фрагменты стати прот. Николая Погребняка (ныне — епископа) «Троицы явление во Иордане бысть…». Заметка о иконографии и географии Богоявления. Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2
Икона “Крещение Господне”
Иконография праздника Крещения Господня основана на тексте Евангелия от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).
Крещение Господне. Андрей Рублев, 1405 г.
Центром иконы является фигура Господа Иисуса Христа, Который пишется препоясанным и стоящим посередине реки Иордан в момент крещения Его пророком Иоанном Предтечей.
Господь изображается в легком развороте и движении – Он делает небольшой шаг вперед. Это символическое указание на исход Христа из вод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия.
Слева от Христа изображается пророк и Креститель Господень Иоанн, который стоит на берегу реки. Правой рукой он омывает Христа водой (возлагает на Него руку), то есть совершает тайнодействие крещения.
Справа от Спасителя изображаются склоненные к Нему ангелы, которые являются свидетелями произошедшего. Два ангела используют свои одеяния как платы, готовые принять Христа от купели крещения.
Событие Богоявления на иконе отображено в тех образах, о которых сообщает Священное Писание: Бога Отца символизирует небосвод в полукруге, от которого исходит «троичный свет», Бога Духа Святого – белый голубь, а Бога Сына (как уже отмечалось) – фигура Иисуса Христа. Таким образом иконографически передается явление всех Лиц Пресвятой Троицы.
Другие материалы о празднике Крещения Господня читайте в рубрике
Крещение Господне
Крещение Господне, его отображение в церковной иконографии, комментарии древних писателей церкви и древняя история праздника
Традиция изображать важное историческое событие в жизни церкви Крещение Господа Иисуса Христа настолько древняя, насколько и само церковное искусство.
Иконография большой храмовой иконы Крещение Господне
Первые изображения уже есть на стенах Римских катакомб, которые датируются III веком. Они более просты, чем изображения, которые мы имеем сегодня, и составляют повествовательную основу современной иконографии. Так, например, в катакомбах Присциллы изображен Иоанн Предтеча, который совершает таинство Крещения над Спасителем.
На современной большой храмовой иконе праздника Крещения Господня мы видим в центре композиции Спасителя, Который стоит в водах Иордана, на одном берегу стоит Иоанн Креститель, на другом подающие одежду Ангелы, в ногах Спасителя изображены люди на рыбах.
На большой храмовой иконе Крещения Господня особо подчеркнуто умаление Спасителя, Его смирение тем, что Он изображается немного ниже Иоанна Предтечи. Царь и пророк Давид говорит об умалении Христа так: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс.8:6).
Нужно также обратить внимание на форму русла реки, которая протекает между скалами и изображает собой могилу или пещеру. Этот эффект усиливается особенно тогда, когда воды Иордана изображается в темных тонах. Так как русское слово «Крещение» созвучно слову «Крест» и происходит от того же корня, то в иконографии праздника раскрывается еще одна важная богословская деталь, которую можно увидеть в словах апостола Павла: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:3-5).
Вверху большой храмовой иконы Крещения мы также видим изображение полусферы, из которой выходил луч, он продолжается сферой с голубем и тремя лучами над главой Спасителя. Это изображение в точности указывает на историческое событие, которое описывает евангелист и апостол от 70-ти Лука: «и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лук.3:22). Так же изображалось крещение Спасителя и на древних фресках катакомб, что отличало его от других подобный, всегда изображали голубя.
Три луча, которые находятся над главой Спасителя, говорят о важном церковном догмате – о вере церкви в Триединство Божие. Кроме того, на данной иконе эти три луча указывают на торжество происходящего. Люди стали свидетелями явления всей Святой Троицы одновременно: крещение Господа, глас с неба Бога-Отца и явление Духа Святого в виде голубя.
У ног Спасителя мы видим юношу, который плывет на больших рыбах, которые похожи на дельфинов, и старца, у которого в руках кувшин. На других больших храмовых иконах Крещения можно увидеть и других существ, которые также имеют свое особое значение. По мнению исследователей, юноша и старец олицетворяют собой два притока реки. А их изображение находит отражение в библейском тексте: «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад» (Пс.113:3). Этот текст из псалма Давида рассказывает о событии, когда Израиль, выйдя из Египта, перешел через Красное море и через воды Иордана, словно по суше. Переходя Иордан, они входили в Страну обетованную, что было прообразом будущего и пророчески указывало на заключение Нового Завета с приходом Христа и на вхождение людей в церковь Христову, которая наследует новую землю и новое небо, получив очищение: «банею возрождения и обновления» (Тит.3:5).
На большой храмовой иконе также видим ангелов, руки которых накрыты тканью. Этот образ вошел в иконографию из византийской традиции. Ранее придворные императора при аудиенции должны были прикрывать свои руки тканью или скрывать их под одеждой. Это был знак почтения царственного величия. О Христе же сказано, что Он не просто Царь, а Царь царей и Господь господствующих. Ангелы, как Его служители, указывают на Его царственное величие и свою готовность служить Ему.
На более древних больших храмовых иконах Спасителя изображали полностью обнаженным, что особо подчеркивало Его чистоту и святость, в более поздний период появились изображения, где на бедрах Спасителя широкая повязка. Добавление этого элемента ни в коем случае не означает появление некоторого изменение в учении о чистоте и святости Спасителя. Скорее, наоборот, это акцентирует внимание на пророческих словах Исайи: «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (Ис.11:5).
Глава Спасителя изображается на фоне креста, который состоит из девяти линий, что означает 9 ангельских чинов, которые служат Богу, а греческие буквы в переводе на русский язык означают слово «Сущий». В этом есть великая тайна и параллель с историей Ветхого Завета. Тот Самый Бог, Который явился в горящем кусте Моисею и послал его к народу израильскому, Тот Самый Бог, Который вывел народ из Египта в землю обетованную, Он является в водах Иордана в телесном виде и заключает Новый Завет не только с еврейским народом, но со всем человечеством, искупая его на Голгофском Кресте. И на этот Голгофский подвиг Христа указывает сам крест, на фоне которого изображается голова Сына Божьего.
Праздник Крещение Господне или Богоявление является одним из двунадесятых праздников, и большая храмовая икона этого события размещается в праздничном чине церковного иконостаса.
История праздника Крещение Господне в церковной традиции
В древней церкви праздник Крещения Господня праздновался вместе с Рождество Иисуса Христа. Но со временем, начиная от Рима, к IV веку праздники уже были разделены и их почитали отдельно.
Когда День Рождества и Крещения праздновались вместе, его называли Богоявлением, а когда их разделили, то возник вопрос, какой из них нужно называть Богоявлением. Так, например, святитель Иоанн Златоуст говорил, что называть Богоявлением нужно тот день, в который Христос явил Себя как Сын Божий публично, то есть в крещении. Блаженный Иероним Стридонский также писал, что в рождество Сын Божий явил Себя миру сокровенно, а в крещении – уже совершенно.
В восточных церквах была также традиция приурочивать праздник Крещения Господня к крещению оглашенных, от чего пошла традиция освящения вод. Иоанн Златоуст пишет, что христиане имели традицию набирать освященную воду в сосуды и приносить домой. По его свидетельству, вода не портилась не только в течение года и была на вкус свежей, как от источника, но и в течение двух-трех лет.
В русском народе также закрепилась традиция окунаться в прорубь в праздник Крещения Господня, сама эта традиция не имеет отношения к Богоявлению и считается народной.
Древние православные писатели о Богоявлении
О евангельском событии, которое церковью почитается как Богоявление, мы узнаем из чтения Евангелия от Матфея 3 глава, от Марка 1 глава, от Луки 3 глава и от Иоанна 1 глава.
Все евангелисты обращают внимание на тот факт, что Иоанн Креститель говорит о важном знамении, которое указывало на Сына Божьего, это на Духа Святого, сходящего в виде голубя, а Лука добавляет в «телесном виде». Они также говорят о гласе Божьем с неба и о небесах, которые разверзлись.
У читателя может возникнуть недоумение, зачем Христу нужно было креститься, если Он не имел греха? Даже сам Иоанн Креститель это подтверждает, говоря, что ему нужно креститься от Него. Спаситель говорит Иоанну, что таким образом нужно исполнить всякую правду, а Иоанн Златоуст, толкуя эти слова, заключает, что правда есть воля Божья, которая заключается в том, чтобы все крестились. По природе будучи Человеком, Спаситель должен был показать полное повиновение Богу.
Про отверзшиеся небеса сщмч. Ипполит Римский (170 — 235) говорит, что в этот момент некогда запертые для нас врата небесные отворились и произошло примирение видимого с невидимым. А древний писатель и апологет христианской веры Тертуллиан (III в.), говоря о голубе, сравнивал его образ с голубем, который был выпущен Ноем из ковчега и который принес масличную ветвь как символ прекращения скитаний и страданий. Поэтому, как пишет этот апологет, образ голубя, а не какой-либо другой птицы, говорит о примирении, что Бог примиряет с собой мир через жертву Своего Сына.
По объяснению Святителя Григория Паламы слово «небеса», а не «небо» имеет важное уточняющее значение, чтобы читающий понимал, что все, что принадлежит горнему миру, открыто Христу и нет ничего не принадлежащего Ему.
Крещение (Богоявление)
33. Крещение (Богоявление)
1 Особенность технологии иконы — использование на фоне иконы олова.
2 По сведениям И. Н. Ларионова.
На отдельных участках живопись не сохранилась. Лики сохранились хорошо.
Иконография Крещения Господня сложилась на основе евангельских текстов о крещении — омовении Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан (Мф. 3 : 13–17; Мк. 1 : 9–11; Лк. 3 : 21–22; Ин. 1 : 29–34). Это событие в земной жизни Спасителя настолько важно, что оно описано во всех четырех Евангелиях. Как безгрешный Бог, Христос не нуждался в крещении «во оставление» грехов, но, смирив себя перед людьми, приняв на себя человеческую природу, воплощенный Логос приходит на Иордан принять Иоанново крещение, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3 : 15). Речь идет о правде Божией, которая укажет путь всем людям — в Христову Церковь можно прийти только через таинство крещения. Момент Крещения Господня, как и Сретение (Лк. 2 : 22–38), есть установление преемственной связи Ветхого и Нового Завета. Последний пророк Ветхого Завета передает полноту учительства Совершителю и Главе Завета Нового. Вхождение Христа в воды Иордана — это и победа над стихией воды, которая со времен Всемирного потопа устрашала человека. Теперь вода через освящение ее Господом несет человеку не гибель, но новое рождение. Отсюда и аллегорические изображения в нижней части иконы реки и моря в виде старца и женщины, напоминающие о спасении народа избранного при переходе через Красное море и Иордан: «Море увидело и побежало, Иордан возвратился вспять» (Пс. 113 : 3). Стих этого псалма является прогимном на утрени в праздник Богоявления — Крещения Господня 19 января. Цвет неба и фона иконы совпадает с тоном вод Иордана, что воспринимается как еще одно подтверждение освященности воды небом. Наименование праздника Богоявлением связано с тем, что Христос в этом событии явил свое божественное достоинство: голос Бога Отца с неба свидетельствовал о том, что Христос есть Сын Божий, воплощенный Логос-Премудрость, и в виде голубя на Христа сошел Святой Дух. В этом событии участвовала вся Святая Троица. Прямо на фоне неба имеется надпись, раскрывающая сюжет иконы, а ангелы в композиции олицетворяют присутствие небесных сил в данном событии. Руки ангелов закрыты мантиями — символ смирения перед величием Бога. Иконография иконы восходит к старым источникам, о чем свидетельствуют многие детали: изображение Христа обнаженным, Иоанна Предтечи — с восьмиконечным прецессионным крестом, без свитка с надписью; река Иордан вытекает из двух источников, сходящих с гор.
Литература
А. Косцова, А. Мусин
Интересные, для многих неизвестные, подробности.
Ил.1. Богоявление. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Мастер Михаил. Кон. XVI в. ГРМ, Санкт-Петербург
Четыре канонических Евангелия сообщают о том, что Иисус Христос принял крещение в водах Иордана от Иоанна Предтечи. На основе евангельского повествования сложилась иконография великого двунадесятого праздника. Любопытно, что река Иордан в изображениях Богоявления наполнилась рыбами, змеями, драконами и мифическими фигурами. Все это не единожды встречается среди художественных образов Крещения, следующих за византийским каноном, но не перекликается с евангельскими текстами. Объяснения необычных персонажей, населяющих святую реку, обнаруживаются в древнем предании, Книге Бытие и Псалтири.
«Ерминия» (старинное руководство по иконописи) дает следующие указания относительно изображения Богоявления: «Христос стоит среди Иордана неодетый. На берегу этой реки, одесную Христа, Предтеча смотрит в небо, подняв кверху левую руку, а правую держит над главою Христа. Над ними видно небо, и оттуда сходит Дух Святой; в луче написано: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. С левой стороны ангелы стоят благоговейно, простерши руки, скрытые под одеждами. Поодаль от Иоанна среди Иордана в воде лежит старик, обратясь лицом назад, и со страхом смотрит на Христа, а сам льет воду из кувшина. » . Иордан часто изображался похожим на римского речного бога, в виде старца с сосудом, откуда льется вода.
Стихи 3-5 псалма 113 упоминают также и о море, олицетворение которого часто соседствует с образом Иордана: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять/ горы взыграшася яко овни, и холми, яко агнцы овчии/ Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?» Здесь акцентируется то, как иудеи чудесным образом совершили переход через Красное море. Слова об этом событии звучат в канонах праздника Богоявления. Слова Псалтири не только отсылают к ветхозаветным событиям, но и создают переход к Новому Завету, пророчествуя о Крещении Господнем. В миниатюрах, иллюстрирующих псалмы, на изображении Богоявления рядом могли быть две символические персоны: море и река Иордан .
Ил. 2. Богоявление. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске (фрагмент)
Вполне понятны трудности «перевода» византийской иконографии при написании крещенских образов на Руси. Сложности с именами и персонажами олицетворений реки и моря в таких иконах объяснялись тем, что автор, к примеру, путал олицетворения, не зная их истории . Подобное могло случиться с иконой из Сольвычегодска мастера Михаила (конец XVI века). Здесь река Иордан – это женская фигура, а море изображено в виде мужчины (ил. 1, 2). В греческом языке слово море имеет женский род, а река – средний (в обычном случае) и мужской (если речь идет об очень большой реке). Греческо-русский словарь Нового Завета указывает на мужской род слова «река». Таков первоначальный род рассматриваемых олицетворений моря и реки .
Юноша – это третья фигура-символ водной стихии. Причина появления фигуры юноши в нижнем поле иконы Крещения трактуется неоднозначно. С одной стороны, он был воспринят как еще одна персонификация моря, вместо женской фигуры, расположенной рядом с олицетворением Иордана . В то же время существует более убедительная версия. Его изображение может толковаться как олицетворение Иордана или одного из его потоков. Согласно древнему преданию, реку, в которой крестился Иисус Христос, слагали потоки Иор и Дан, что нашло свое отражение в книжной миниатюре . Если юноша изображен в глубине вод рядом со старцем, опершимся на сосуд, то эта пара фигур – персонификация двух рек, которые слились в Иордан. Подобное олицетворение показано в иконе конца XV века из Кирилло-Белозерского монастыря (здесь юноша восседает на паре рыб, возможно, дельфинов) (ил. 3, 4).
Ил. 3. Богоявление. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Ил. 4. Богоявление. Ок. 1497 г. (фрагмент)
«Подле Христа плавают рыбы», – так завершаются указания «Ерминии» относительно изображения Крещения Господня. Рыба – древнейший символ Христа, который также обозначал и верующих во Христа. Слово «рыбки» на латыни звучало как pisciculli, а купель именовалась словом piscina, то есть садок или пруд для рыбы . Наряду с изображением в иорданских водах рыбок, соответствующих такому толкованию, встречаем любопытный случай в греческой иконе XVIII века, когда зубастые рыбки, подобно стае хищников, окружили Спасителя. Одно из этих удивительных созданий в своих очертаниях приблизилось к змеиным (ил. 5, 6).
Ил. 5. Крещение Господне (Богоявление). Греция. XVII в. Лондон. Музей Виктории и Альберта
Ил. 6. Крещение Господне (Богоявление). Греция. XVII в. Лондон. Музей Виктории и Альберта (фрагмент)
Змея и дракон также появляются в иконе Богоявления. Примечательно, что с латыни слово draco можно одновременно перевести как «дракон» и «змея». Для христиан дракон – символическое обозначение Лукавого . Змея же, которая есть и символ мудрости, в «Крещении» трактуется негативно. Изображение драконов и змей (попираемых) восходит к тексту в Книге Бытие (Бытие 3:15), равно как и псалму 73:13–14 («Ты утвердил еси силою Твоею море, Ты стерл еси главы змиев в воде») (ил. 7).
Посредством этого псалма были связаны события грехопадения и Крещения . «Главы змиев» показаны в македонской иконе Богоявления, написанной Давидом из Селеницы (ил. 8, 9).
Ил. 8. Богоявление. Из церкви Св. Димитрия, Битола. Давид из Селеницы. 1730–1739 гг. Македония. Музей Македонии, Скопье
Ил. 9. Богоявление. Из церкви Св. Димитрия, Битола (фрагмент)
Рассмотренные символические изображения, окружающие фигуру Спасителя на иконе Крещения, обнаружили свои античные, ветхозаветные, а также христианские корни и одновременно смысловое единство в прославлении праздника явления Бога миру. Красота и пророческая пронзительность ветхозаветных текстов соединились с благой вестью новозаветного повествования.
Оксана Сьомак
Примечания: