Содержание
- Что такое икона и зачем она нужна?
- Именные иконы – что такое, как выбрать и для чего использовать?
- Выбор имени ответственный момент в жизни
- Что такое именная икона?
- Является ли Ангел Хранитель святым покровителем?
- Суть именной иконы
- Для чего нужен святой покровитель?
- Как выбрать именную икону?
- В чем помогает?
- Чем именная икона отличается от мерной?
- Для чего христианам нужны иконы
- Особенности иконографических изображений
- О богословском смысле икон
- О поклонении и почитании
- Несколько слов о современности
- Значение слова икона
Что такое икона и зачем она нужна?
Всем известно, что при посещении христианского храма верующие ставят свечи и молятся перед иконами.
Людям, не посвященным в религию, иногда кажется, что они возносят молитвы именно образу, нарисованному на полотне, но в действительности христиане воспринимают иконы как некое воображаемое окно, помогающее заглянуть в высший мир и обратиться непосредственно к Богу. Что же такое иконы на самом деле?
Что означает слово «икона»?
Термин «икона» связывают с древнегреческим словом εἰκών, означающим «изображение, образ». Самые первые иконы появились в христианстве во II столетии нашей эры и представляли собой живописные картины с изображением святых и библейских сцен.
Уже к IV веку ими украшали стены всех христианских церквей, хотя еще долгое время появлялись отрицательные высказывания в отношении такой практики. В VIII–IX столетиях в Византии даже существовало движение иконоборцев, не приветствовавших иконы, однако в 787 году догмат об иконопочитании был принят и окончательно утвержден на Вселенском соборе.
Что такое икона?
В широком смысле слова иконой называют изображение Господа, Христа, Богоматери и праведников, обладающее священным характером. Она является культовым предметом и используется в качестве средства познания Всевышнего и пути к объединению с Ним.
Иконы обычно можно увидеть в христианских храмах, причем в католицизме чаще встречаются скульптурные изображения, а в православии – живописные. Есть они и в буддизме, но носят название «танка» и выполняются на хлопчатобумажных или шелковых тканях.
В более узком понимании православные иконы – это изображения святых на твердой поверхности (чаще – на доске из липы), дополненные особыми знаками и надписями. Изготавливаются они по определенным иконописным канонам, то есть для того, чтобы изображение на доске стало иконой, оно должно быть освящено путем молитвы и окропления святой водой.
Многие старинные иконы, наравне с живописью, представляют не только духовную, но и высокую материальную ценность.
Какие бывают иконы?
Иконы различают по сюжетам, технике исполнения, масштабности и многим другим параметрам. В частности, по размеру известны такие изображения, как листоушка, пядница, осьмерик. По технике выделяют живописные, литые, вышитые, резные и типографские иконы.
Особняком стоят так называемые сводчатые алтари, представляющие собой конструкцию из нескольких образов с различными изображениями. Кроме того, иконы рассматривают в зависимости от школы живописи или конкретных иконописцев.
Так, в России хорошо известны образы Андрея Рублева и его учеников. Встречаются среди икон и чудотворные, история которых связана с какими-либо необычными явлениями – исцелением, мироточивостью, чудесным обретением.
Что такое мироточивая икона?
Мироточивые иконы относятся к числу наиболее почитаемых. От других образов они отличаются тем, что время от времени выделяют миро – маслянистое вещество с удивительным благоуханием. Верующие воспринимают его как настоящее чудо, а в храмы, где хранятся мироточивые иконы, стекаются тысячи паломников.
В разные времена такие образы существовали во многих уголках мира. Среди современных можно упомянуть Иверско-Монреальскую икону Божьей Матери. Создана она была в 1981 году на горе Афон и мироточила с 1982 по 1997 год. Ее возили по многим храмам Европы, а верующие собирали миро на ватки и рассказывали о чудесных случаях исцеления. В 1997 году иконописец Иосиф Муньос, возивший образ по храмам, был убит в Греции, сама же икона бесследно исчезла.
Зачем нужна икона?
Большинство верующих воспринимают икону как образно выраженную молитву. Она содействует обращению к Богу и может без слов сделать более близкими такие понятия, как истинность и духовность.
В иконах христианская церковь выражает свое учение и основные религиозные догматы, демонстрирует духовный опыт святых, посвятивших свою жизнь служению Господу.
На каждой иконе изображается не столько человек или предмет, сколько сама идея, внутренний смысл изображения, то есть образ праведников призван возводить мысли молящихся к божественному архетипу и воплощать в себе слово Божье.
Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα, др.-греч. εἰκών — «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведённым с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, являющиеся объектом почитания согласно определению Седьмого Вселенского собора:
…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображённого на ней.
Энциклопедичный YouTube
Именные иконы – что такое, как выбрать и для чего использовать?
Статья об именных иконах, как выбрать, и для чего они нужны православному христианину
Статья об именных иконах, как выбрать, и для чего они нужны православному христианину
Выбор имени ответственный момент в жизни
Учёными отмечено, что если имя человека не совпадает с его этнической культурой или имеет неопределённое значение, это может отражаться на его жизни. Так же известны случаи, когда имя человека настолько ему чужое, что он принимает решение сменить его. В православии существует понятие именные иконы. Расскажем, как они связаны с человеком, и какое место занимают в жизни православного христианина.
Широкий ассортимент именных икон представлен в Свято-Покровском храме —
Что такое именная икона?
Православие – это не только религиозная конфессия, это ещё и соответствующий образ жизни христианина, которому он учится на протяжении всей своей жизни. В таинстве крещения, принято пользоваться именным указателем “Святцы”, согласно которого выбирается имя человеку. Оно обязательно связано с именем святого или святой, которые становятся покровителями нового члена Церкви. Их изображения принято приобретать или дарить православному христианину с таким же именем, какое носит человек. Именные иконы это важный инструмент веры. На первый взгляд, кажется, что уделять внимание имени человека не стоит, но это если не знать, что имя несёт в себе определённую историю и информацию.
Является ли Ангел Хранитель святым покровителем?
При таинстве крещения душа человека поручается ангелу хранителю. Их основная миссия славить Господа и выполнять Его поручения. Одно из которых, быть ближайшим “связным” христианина с духовным миром. Множество свидетельств помощи, присутствия ангелов в жизни людей, начиная со Священного Писания до обычных рассказов современных православных христиан, подтверждают факт прямой связи ангельского мира с человеком. Ангел это бестелесный дух, имеющий возможность оказывать проявленную или непроявленную помощь своему подопечному. Прочность связи верующего с ангелом хранителем зависит от того, насколько часто обращаемся к нему с молитвами, благодарим его, общаемся с ним.
Ангел хранитель помогает в руководстве духовной жизни, но в большей степени его миссия оберегать человека. В переводе слово “ангел” обозначает “вестник или посланник”. Его покровительство имеет изначально природу божественную. Икону ангела хранителя рекомендуется приобретать отдельно, она не одно и то же, с именной иконой. Имена ангелов хранителей нам неизвестны, так же как и их количество, нам неведомо. Известны, только имена восьми главных ангельских существ. Подробнее эту тему изучает наука об ангелах – ангелология.
Суть именной иконы
Суть именной иконы заключается в тезоименном имени святого или святой. Тезоименитство ещё называют кратко – именины. Сегодня возрождается традиция отмечания дня ангела и тезоименитства, это не всегда совпадает. Дней памяти святого по имени может быть не один, согласно церковному календарю. В день именин святой угодник или угодница молится за всех своих тёзок перед Престолом Божьим, а православный христианин должен молиться своему определённому святому тёзке. И в этом ему помогает именная икона.
День ангела это день крещения человека. Поскольку традиции не так давно возродились, многие крещёные не помнят, не знают день своего крещения. Определить своего святого покровителя поможет священник.
Для чего нужен святой покровитель?
Святой покровитель это человек, посвятивший свою жизнь Богу. Об этом мы узнаём из жития святого. Он достиг своими подвигами при жизни святости перед Господом и получил обещанную награду в Царствии Божьем. А значит и божественные способности помогать живым, быть ходатаями наших просьб, исцелений перед Творцом.
Самое главное святой покровитель по молитвенным обращениям помогает спасаться душе. Поэтому именные иконы это важный образ в домашнем иконостасе. Икона помогает настроиться на молитвенное общение со святым покровителем. Полезно и необходимо будет знать житие святого, ведь мы знаем, чем живут наши друзья, святой покровитель тоже друг, только с большими возможностями и ответственной миссией.
Как выбрать именную икону?
Выбор именной иконы можно сделать самостоятельно или получить в дар. Для начала определяется, кто является вашим святым покровителем. Около 20 – ти лет назад в храмах при крещении стали выдавать свидетельства о крещении с указанием места совершения таинства, имени священнослужителя и святого покровителя, в честь которого крестили человека. Но для многих христиан это неизвестно в силу различных причин. Когда возникает необходимость, человек воцерковляется, он задаётся вопросом, кто же его святой покровитель. Святых с одинаковыми именами много, как выбрать?
Нужно обратиться к батюшке за помощью. Объяснить суть вопроса, он определит согласно церковному правилу имя святого и даст благословение. А может быть, по наитию вы уже выбрали покровителя, давно молитесь ему, чувствуете связь, тогда расскажите священнику об этом, чтобы так же получить благословение.
В чем помогает?
Молитва перед именной иконой помогает наладить духовную жизнь. Если ознакомиться подробно с житием святого покровителя, несмотря, на то, что время жизни, обстоятельства в которых он или она жили, сильно отличаются от современных, видно что, суть наших молитвенных просьб мало отличается от наших верующих прародителей. Потому что потребности людей остаются практически неизменными во все времена. Святого покровителя просят:
- о духовной поддержке, развитии;
- помочь при бытовых нуждах и проблемах житейского характера;
- об исцелении;
- даже в кажущихся мелочах, например, что-то потеряли или забыли;
- о спасении для вечной жизни.
Важно, молиться со вниманием, смирением и любовью. Господь знает потребности каждого человека, нужно не забывать благодарить Бога за всё, что нам даётся в жизни. И за радости и за грусть, всё это уроки жизни, которые учат нас быть и оставаться людьми.
Чем именная икона отличается от мерной?
Есть разновидность именной иконы, которая называется мерной. На ней изображается тезоименитый святой покровитель. Главное отличие это размер и стоимость. Такую икону принято дарить на крестины ребёнку. Мерная икона должна соответствовать росту новорождённого. Она пишется на узкой доске. Исполнение такой иконы авторское написание. Ещё мерную икону, называли родимой или княжеской. Связано это с историей её возникновения. В старину эта традиция была доступна только людям высокого положения. Сегодня заказать мерную икону может любой желающий.
Именные иконы это замечательный подарок для верующего православного человека. Покровительство святого угодника является невидимой, но ощутимой поддержкой духовных сил верующего. Вместе с ангелом хранителем они оберегают своего подопечного днём и ночью. Молитва должна быть постоянной, тогда она слышна нашим небесным помощникам.
Современный мир сегодня опаснее джунглей, об этом нужно помнить православному христианину и заручаться поддержкой небожителей каждый Божий день. Поэтому именная икона необходима каждому верующему человеку. С момента крещения или как только “познакомились” со своим святым покровителем, она должна занять своё место в домашнем иконостасе, в помощь молящемуся и во Славу Божью.
Для чего христианам нужны иконы
Особенности иконографических изображений
Икона – это зрительный образ или изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, христианского святого или ангела. Часто иконы содержат изображения библейских и евангельских событий или жизнеописаний святых. Перед иконой не ставится обязательной задачи передать детальное и максимально точное изображение, хотя это важно. Суть икон в другом. Они — предметы религиозного культа, перед которыми христиане молятся. Еще в древности было сформулировано очень точное и удивительное выражение этого опыта: взирая на образ (изображение), надо умом обращаться к первообразу, то есть к тому, чей лик изображен на иконе. Икона – прежде всего помощник в молитве. Никто и никогда в христианстве не обращался с молитвой к самой иконе, к изображению.
Из сказанного следует несколько важнейших особенностей икон. Первая в том, что икона исторична. Изображать можно только тех, кто реально существовал, тех кого видели. Изображать можно то, что было на самом деле, что было видимо. К примеру, на практике христиане верят в Троицу, но указанная особенность выражается в отрицательном отношении православного богословия к изображениям Бога Отца, которого порой представляют в виде старца, держащего на коленях отрока Иисуса. Кроме этого икона не приемлет изображения разного рода фантазий. Молитва и религиозная жизнь вообще – в высшей степени серьезны и ответственны. Нельзя обращать молитву к тому, кого не было, или нравственно учиться из того, чего не произошло. Христианство исторично и не совместимо с мифами и выдумками.
Вторая особенность – это надпись, свидетельствующая о том, кто изображен. Если христианин молится перед иконой, то молитва не может быть обращена неизвестно к кому, молитва – всегда конкретное личное обращение. Очень важно знать, кого изобразил иконописец. Дело в том, что фотографические изображения появились недавно и о многих святых, да и о Господе Иисусе Христе, мы можем судить прежде всего по свидетельствам очевидцев (иногда графическим, иногда письменным), которые вполне субъективны. К тому же многие люди похожи между собой. Подходя к иконе и начиная молитву, христианин должен точно знать, на чей лик он взирает.
Третья особенность состоит в том, что на иконах изобразительными средствами стараются засвидетельствовать о святости изображенных. Еще в древности был найден прекрасный метод. Стараются в красках выразить то, что со святостью ассоциируется: свет, чистота, сияние, красота, отсутствие искажений и изъянов, поврежденностей. Всем известны нимбы – это не что иное, как попытка изобразить сияние славы Божьей, истекающей через святых. На иконах стараются изобразить человека так, как он предстает перед Богом, без каких-то увечий и недостатков. В сюжетных иконах изображения более реалистичные, но их задача несколько иная – напомнить христианам о конкретных событиях, помочь задуматься над ними.
Все остальное: стили, техники, соответствие древним образцам, — хоть и важно, но в наше время не может быть определяющим. Сама жизнь тут устранила разного рода притязания кого-либо на истинность. Мне лично гораздо ближе классические иконы византийского или древнерусского образца, но при этом очень многим людям нравятся «художественные» изображения.
О богословском смысле икон
До некоторых пор вопрос о самой возможности икон в христианской культуре не был поставлен в жесткое соответствие с вопросом о реальности воплощении Бога во Христе. Около семи столетий Церковь допускала разное отношение к иконам. Не было запретов использовать образ для проповеди и для молитвы тем, кто так получал духовную пользу, и не было понуждений к этому тех христиан, которые боялись, что языческие предрассудки в народе слишком сильны, чтобы можно было безопасно предлагать художественные изображения святых или священных событий. Однако, как только вопрос встал во всей своей категоричности, он был решен. Пользоваться иконами или нет и какими иконами пользоваться – это дело личное. Но вот отвергать иконы в принципе, отождествлять иконы и с язычеством для православных христиан недопустимо, ибо через это отвергается сама вера во Христа как Богочеловека.
Логика такова. Христиане уверены, что Бог стал человеком. Иисус Христос – истинный Человек и истинный Бог. Понятно, что Бога, как бы сейчас сказали, Самого по Себе никто не видел, ибо это невозможно в принципе. Но апостолы и многие израильтяне Иисуса Христа не только видели, но и жили с ним, путешествовали, принимали из Его рук пищу, даже целовали его (вспомним Иуду). Римские воины били Его, раздели, плевали на Него и даже распяли на кресте. Ученики Христовы похоронили учителя и стали первыми свидетелями Его воскресения из мертвых. Как подтвердить истинность этого, как явить зримо христианскую веру, даже уверенность в богочеловечестве Христа? Очень просто через изображение.
О поклонении и почитании
Что касается «поклонения» иконам, которое может входить в противоречие с заповедью о поклонении Единому Богу, то с древности существует очень точное, впрочем, и вполне очевидное для христиан богословское объяснение. Есть поклонение как всецелое служение — и оно надлежит только Богу. Это для христиан закон! Но есть поклонение как почитание, как уважительное отношение, как воздание чести — и оно вполне возможно по отношению к образам, к иконам. В современной русской богословской традиции принято говорить о почитании икон, а не о поклонении им. Употребление в отношении религиозных изображений термина «поколение» сразу выдает человека стороннего по отношению к православию.
Поясню на примере. Многие люди носят с собой фотографии своих родных, некоторые имеют на работе рамочки с изображениями близких людей. Любому человеку понятно, что наличие фотокарточек, некоторые переживания, воспоминания, с ними связанные, никак не могут предать или заменить личного отношения к тем, кто изображен на фото. Всем также понятно и вполне приемлемо, что изображения эти почитаются, им присваивается некоторая ценность. Никто не разрешит никому растоптать фотографию с изображением своей мамы или брата, хотя все признают, что фото — это не более чем бумага с красками. Примерно то же происходит и с иконами. На них изображены те, кто дорог христианам, в кого они верят, кому они доверяют, к кому обращаются с молитвой. И эти личные отношения определяют почитание икон.
Несколько слов о современности
Так сложилось, что все сказанное выше является азами православного вероучения, в котором разбирается, к сожалению, горстка православных образованных христиан и которое неведомо большинству наших сограждан. В обществе иконы воспринимаются совершенно иначе.
Можно отметить два наиболее распространенных нехристианских восприятия икон. Первое – это восприятие иконы вне религиозного контекста, чисто эстетически, в качестве некоторого элемента оформления. Второе – уверенность, что иконы сами по себе целительны или обладают защитными свойствами. И первое, и второе понимание порождены коммерцией. К примеру, календари с иконами, амулеты на шею с вклеенной иконочкой, заставки на мобильных телефонах и даже «аватары» в блогах всем нам известны.
За 20 постсоветских лет при отсутствии адекватных программ христианского просвещения российский народ воспринял уже в нескольких поколениях нехристианское понимание икон, появилась целая индустрия продукции с иконами. Научившись хранить и защищать богословие, современные православные христиане так и не нашли способов адекватного взаимодействия с обществом, не нашли адекватных форм проповеди, не нашли в себе достаточно сил противостоять всепоглощающей и профанирующей коммерции. Надо констатировать, что именно нецерковное понимание уже порой влияет на церковную жизнь, а не наоборот, как хотелось бы христианам. Что делать в такой ситуации — никто не знает. Думаю, перевоспитывать нравоучениями общество – бессмысленно, надо наводить порядок в «своих» рядах.
Когда мы входим в храм, нас со всех сторон окружают лики святых: их то суровые, а то задумчивые и печальные взоры как будто вглядываются в нас из глубины веков. Это иконы. Они обычно пишутся на деревянных, особым образом подготовленных досках разной величины.
Наименование «икона» происходит от греческого слова «эйкон», что означает: изображение, образ, подражание. Существует и особый вид живописи, который называется иконопись, — писание икон, живописное изображение бога, святых, различных библейских сюжетов.
Иконопись впервые возникла в христианстве еще в IV веке нашей эры, хотя самые первые иконы до нашего времени не сохранились. Древнейшие из икон, которые дошли до нас, — это византийские и коптские иконы VI-VII веков нашей эры. Они находятся в монастыре святой Екатерины на Синае.
Иконопись возникла не сама по себе, у нее были предшественники — например, портретная живопись. При раскопках в оазисе Фаюм в Нижнем Египте были найдены портреты (они так и стали называться «фаюмские портреты») древних людей, живших в те незапамятные времена (I-III века до нашей эры). Они были поразительно схожи с сохранившимися иконами по стилю и технике исполнения, материалам, которые при этом использовались — доски, восковые краски.
Почему же иконам поклоняются? Этому тоже есть свое объяснение. Во-первых, потому, что изображенные на иконах лики соответствуют представлениям людей о внешнем облике бога и святых, которым, как учит христианская вера, следует поклоняться. Но традиция эта имеет и другое, не религиозное, объяснение. Считается, что она возникла из обычая, распространенного в Римской империи, особенно в ее восточных провинциях, где впервые за родилось христианство, — почитания портретных изображений цезарей и прославленных полководцев.
Иконы как атрибуты религиозной обрядности существуют не во всех религиях, а только в христианстве и буддизме. На Руси первые иконы появились с введением христианства в X веке. Поскольку Древняя Русь переняла православие из Византии, то и иконы сначала были здесь греческого, византийского происхождения. Но уже с XI века вместе с греками работали и русские мастера. До нашего времени сохранились только 2 иконы XI века. Это икона «Владимирской богоматери», которая хранится в Третьяковской галерее, причем эта икона византийского происхождения, а вторая — икона апостолов Петра и Павла неизвестного автора (до XVII века иконописцы, как правило, не подписывали свои произведения) — находится в собрании Новгородского историко-художественного музея.
Значение слова икона
икона
Икона Ико́на (ср.-, — «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
икона
I ж.
1.Живописное изображение — обычно на доске — Иисуса Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного Писания и т.п., которому приписывается священное значение, которое является предметом поклонения; образ II ( в православии и католицизме ) .
2.Священные живописные изображения в ламаизме. II ж.Тот, кого боготворят, кого любят, перед кем преклоняются. III ж.Пиктограмма, обозначающая доступный пользователю объект ( файл, директорию, диск и т.п. ) ( в информатике ) .
икона
ж. Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и т.п., являющееся предметом поклонения у верующих; образ.
икона
жен. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль. Иконы не купят, а меняют ( вместо : не покупают). Икона упадет-к покойнику. Из одного дерева икона и лопата. В торговле, иконы бывают, по величине: полкомерные, маломерки, десятерик, девятерик, осьмерик, листоушки (1 — 4 вершка); по работе: живописные, цветные, чеканные, подстаринные, красные, подризные; полуборные, подфолежные; по числу ликов: одиночка или розница; людница; в четвертях (клетках); трерядница (три полосы) и пр. Иконный, к иконе относящ. Иконник, иконщик муж. кто пишет, меняет иконы (торгует ими); | иконник также полочка, полица для постановки икон: киот, кивот. Иконоборец муж. -рица жен. раскольник, не чествующий икон. Иконоборщима жен. иконоборный, икноборческий толк, к которому принадлежат духоборцы и молоканы, и вообще так называющиеся духовные христиане. Иконоборство ср. действие, состояние и верование иконоборца, того, кто иконоборствует, отвергает чествованье икон. Иконология жен. , греч. знание или ученье о живописных и начертательных памятниках древности вообще; иконография, описание их. Иконолюбец муж. иконолюбивый человек, чтитель нкон. Икономаз муж. плохой иконописец; прозвище суздальцев. Иконопасанье ср. иконопись жен. писанье нкон; живопись иконная, как искусство; род или школа этой живописи называется пошибом. Мелкая, по золоту, иконопись, Строгановского пошиба, школы. Иконописный, к иконописанью относящ. Иконописная жен. заведение, мастерская, покой, где пишут иконы. Иконописец муж. -сица жен. кто пишет иконы. Икоколоклоненье ср. чествованье икон. Иконочествованье, -чтенье , то же. Иконочт-итель, -поклонник и. -ница жен. кто чтить иконы или покланяется им. Иконостас муж. переиначенное и в иконостас, преграда, отдел между трапезой и алтарем церкви; посреди иконостаса царския двери, по сторонам местные образа и двери северные и южные. Иконостасный, к иконостасу относящ. Иконостасник, иконостасный мастер, резчик по дереву и позолотчик, золотильщик.
икона
ик`она, -ы
икона
У православных и католиков: предмет поклонения — живописное изображение бога, святого или святых, образ 2
икона
(от греч. eikon — изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме.
икона
икона ж. Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и т.п., являющееся предметом поклонения у верующих; образ.
икона икона
(от греч. eikon — изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении — произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии — живописные на дереве. В первоначальном христианстве культа И. не было, он зародился во 2 в. н. э. и расцвёл в 4 в., вопреки постановлению Эльвирского собора, запретившего иметь в храме изображения. Против культа И. выступали многие отцы церкви , догматическая правомерность поклонения И. отрицалась иконоборцами (см. Иконоборчество ). И., в отличие от идолов, рассматривается христианской церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный и потому позволяющий духовное приобщение к ‘оригиналу’ (архетипу), проникновение в мир сверхъестественный через предмет реального мира. В церковной практике культ И. нередко перерастает в идолопоклонство, предметом поклонения становится материальное выражение И. (вплоть до краски). И. как фетишу приписываются магические свойства; нередко различные И., по-разному изображающие одно и то же божество, почитаются верующими как обладающие специфическими функциями (например, И. ‘скорбящей’ богоматери якобы спасает от болезней, И. ‘неопалимой’ богоматери противодействует пожару и т. п.). Культ И. способствовал укреплению авторитета церкви и росту её богатств. И. встречаются и в некоторых других религиях (например, в ламаизме). Об И. как произведении искусства см. в ст. Иконопись .
икона
икона, -ы
икона
инока
икона
, в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) — живописное изображение на священную тему