Содержание
- LiveInternetLiveInternet
- «Захват Филаретом Владимирского кафедрального собора – величайшее преступление нашего времени»
- Святой Владимир: больницы, храмы, памятники
- Детская больница святого Владимира
- Храмы святого Владимира
- Мощи святого князя Владимира
- Памятники святому Владимиру
- Города в честь святого Владимира
- Морской залив святого Владимира
- Американские топонимы
- Свято-Владимирский храм, Севастополь
- О священнике из Донецка, который строит храмы не для себя
- Князь Владимир Киевский. Жизнеописание
- Крещение Руси князем Владимиром
- Князь Владимир — мудрый правитель
- Церковное почитание князя Владимира
- Тропарь и кондак святому князю Владимиру
- Библиотека Русской верыКанон святому равноапостольному князю Владимиру →
- Святой князь Владимир. Иконы
- Храмы в честь святого князя Владимира
- Памятники крестителю Руси
- Храмы, построенные в честь равноапостольного князя Владимира статья по истории ( класс) на тему
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Оксана_Лютова Кафедральный Свято-Владимирский собор в Херсонесе
Кафедральный собор Святого равноапостольного великого князя Владимира в древнем Херсонесе — уникальная всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивший принятие христианства князем Владимиром и Крещение Руси в 988 году. Собор возведен на реальном историческом месте крещения князя Владимира и поражает своим величием, необыкновенной красотой и пропорциональностью линий.
Согласно Житию Святого равноапостольного великого князя Владимира Святославовича и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира состоялось в 988 году в городе Херсонесе или Корсуне (так его называли древние славяне, ныне — Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в г. Севастополе). В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает городскую соборную церковь «посреди града, где собираются корсунцы», где князь Владимир прозрел и принял Святое Крещение.
Впервые идея увековечивания места Крещения Святого равноапостольного великого князя Владимира была высказана в 1825 году в докладной записке императору Александру I и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины трех древних христианских храмов, и среди них – остатки крестоподобной базилики в центре главной площади города.
В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич пришли к выводу, что именно это древняя базилика была тем самым храмом Рождества Божьей Матери, в котором в 988 году принял Святое Крещение Святой равноапостольный великий князь Владимир. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе Собора во имя Святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни.
Проект собора святого Владимира – памятника Крещению на территории Херсонесского монастыря был утвержден лично императором Александром II 2 июля 1859 года. 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка нового собора. Императорская чета – Александр II и Мария Александровна, сопровождаемые большой свитой, после торжественного молебна, уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь пожертвовал деньги на колокол весом 11 пудов, который был отлит из меди. А Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма, 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места. Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором. На месте купели установили плиту из темно-серого мрамора с белым крестом. Впереди купели стоял аналой для возложения святых мощей с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонесский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Купель и аналой ограждала ажурная решетка из белого мрамора.
Автором проекта выступил академик архитектуры Давид Гримм. Интересно, что Свято-Владимирский собор в Херсонесе стал первым выдающимся сооружением, которое спроектировал этот архитектор. За свою работу Д. Гримм был удостоен звания профессора и права преподавания в академии.
Строительство собора продолжалось в течение тридцати лет и было закончено только к 1891 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Это был один из самых больших соборов страны и представлял собой шедевр архитектурного искусства: высота – 36 метров, общая площадь – 1726 квадратных метров, диаметр купола –10,5 метров. Собор мог вместить до тысячи верующих.
Толщина его стен достигала метра. Поражало своим великолепием и внутреннее убранство храма: мозаичные полы, мраморные колонны. Над росписью Владимирского собора трудились известные художники — академик живописи Алексей Корзухин (один из оформителей храма Христа Спасителя в Москве), профессор Тимофей Нефф, Иван Малышев, Николай Майков. Работой руководил автор проекта Форосской церкви академик Николай Чагин.
Средства на возведение Свято-Владимирского собора собирали всей Россией по подписке. Когда срок действия ее истек, люди потребовали продлить сбор денег. Из-за дефицита средств постройка храма затянулась на три десятка лет.
Внутреннее убранство собора было очень богато. Внешний вид собора также отличался монументальностью, торжественностью и величием. В плане это была трехнефная базилика, сочетающаяся с архитектурно подчеркнутыми формами крестово-купольного храма.
Расположенный на главной площади древнего города, собор занимал почти всю ее величину и поражал своими размерами. На 36-метровой высоте отливала блеском цинковая черепица огромного купола. Основание храма подчеркивалось трехступенчатым цоколем из больших блоков светлосерого гаспринского мрамора. Замена в облицовке предусмотренного проектом порфира на плиты местного песчаника теплого желтоватого оттенка оказалась как нельзя более оправданной для зрительного восприятия здания, не допустив контраста с окружающими древними постройками.
Арки окон первого яруса верхнего храма опирались на 54 колонны темного мрамора из Карары, выделяя галерею, которая шла вдоль трех фасадов. Темный мрамор колонн подчеркивал пленительную белизну мраморных баз и капителей строгого тонкого профиля. Полы первого и второго этажей были выложены мозаикой белого, красного, желтого и черного цвета.
Эта гамма была обычной для средневековых храмов Херсонеса. Сочетание декоративного оформления с торжественным убранством храма производило сильное впечатление.
Над внутренней отделкой собора святого Владимира, поражавшей красотой, богатством убранства и величием, работали известные художники А.И. Корзухин, П.Ф. Тихобразов, В.И, Нефф, М.Ю. Арнольд, И.А. Майков, И.Т. Молокин под руководством академика Н.М. Чагина. На южной и северной стенах нижнего храма художники изобразили крещение князя Владимира и крещение в Днепре киевлян. Пол выложили мозаикой из белых, красных, желтых, черных кубиков, таких же, какие использовали в мозаичных узорах древнего Херсонеса.
Верхний храм украсили работы А.И. Корзухина «Тайная вечеря», «Крещение Господне», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий» и еще 72 иконы. В алтаре Верхнего храма находится Корсунская чудотворная икона Божьей Матери. По легенде, эту икону в Херсонес перенес сам князь Владимир.
В нижнем храме располагается самая главная святыня – исторические руины древней церкви, в которой, по преданию, крестился князь Владимир. На месте купели установлена плита из темно-серого мрамора с белым крестом, а рядом находится аналой с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонесский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Эта ценнейшая реликвия была передана в собор из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в 1859 году. Купель и аналой ограждает ажурная решетка из белого мрамора. Среди святынь собора частицы мощей 115 святых, прославленных в Православной Церкви.
Владимирский собор всегда был в центре духовной жизни, его часто посещали представители императорской семьи и царствующих домов Европы. В разное время здесь побывали принц Прусский Альберт, принц Карл Румынский, князь Сербский Милан Обренович, принц Великобритании Альфред герцог Эдинбургский.
После того, как в Крыму к власти пришли большевики, в 1924 году Владимирский собор был закрыт и передан херсонесскому музею. Все церковное имущество также перешло музею. Из собора были изъяты древние иконы, утварь и вещи, изготовленные из золота и серебра, драгоценные камни, книги и облачения священников.
После Великой Отечественной войны собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею Крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними – трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.
Фильм снят в 2005 году
Восстановление собора
Реставрация великой святыни началась трудами правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего Владыки Лазаря. Проблемами восстановления Владимирского собора занимались государственные деятели высшего уровня.
В 1992 г. в стенах храма возобновились богослужения. В 1998 году началась реставрация собора.
28 июля 2000 года в день памяти Святого равноапостольного князя Владимира на купол восстановленного Владимирского собора был водружен крест.
5 мая 2002 года в Свято-Владимирском соборе было совершено пасхальное богослужение – впервые за 77 лет.
3 апреля 2004 года состоялось торжественное освящение алтаря восстановленного Владимирского собора. Перед храмом установлена статуя святого апостола Андрея Первозванного.
Сегодня в Свято-Владимирском кафедральном соборе регулярно проводятся богослужения, совершаются Таинства Крещения и Венчания. Принятию Таинств предшествуют огласительные беседы.
Действуют нижний (освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы) и верхний (освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира) храмы.
Немного из истории открытия и установления исторической ценности древнего Херсонеса:
В 1827 году начались раскопки в районе, прилегающем к не так давно основанному Севастополю. Археологический дебют Херсонеса имел ярко выраженный церковно-археологический характер. Практически сразу же они стали сенсацией и получили наименование «Русской Трои». Год за годом, пласт за пластом земля отдавала людям сокрытый древний город: дома и улицы, площади и храмы. Был создан археологический музей. За годы советской власти историко-археологический заповедник стал крупнейшим научным центром, всемирной базой и для маститых ученых, и для студентов-археологов. А в последние годы здесь активно ведутся подводные исследования, приносящие просто феноменальные результаты.
Сказать, что это место очень популярное, значит не сказать ничего. Каждый год древний Херсонес, на территории которого находится Кафедральный собор святого равноапостольного великого князя Владимира, посещают десятки тысяч только официальных экскурсантов. В 2013 году весь православный мир отметил 1025-летие Крещения Руси. И словно подарок – включение Херсонеса Таврического и его хоры в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Безусловно, Херсонес – это Святое Место. Здесь Время переходит в Вечность. Здесь – граница миров. Здесь варварский мир жестоких тавров соприкоснулся с возвышенной цивилизацией древних греков и растворился в ней. Здесь языческая Русь приняла великое наследство – наследство христианской Византии, отсюда пошло Святое Крещение по Руси.
Мы все – наследники Святого равноапостольного великого князя Владимира. Сегодня наш триединый русский народ разделен на государства. Но актуальны слова преподобного Лаврентия Черниговского: «Как нельзя разделить Святую Троицу Отца и Сына и Святого Духа – это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию – это вместе – Святая Русь». Будем же стараться быть достойными такого именования!
«Захват Филаретом Владимирского кафедрального собора – величайшее преступление нашего времени»
17-й год верующие Свято-Владимирского прихода молятся в крошечном помещении напротив захваченного раскольниками кафедрального Владимирского собора.
– Первое время раскольники сюда часто захаживали, – рассказывает настоятель Владимирского прихода, что при 18-й городской больнице, протоиерей Андрей Миткалик. – Им покоя не дает наш маленький больничный храм. Ведь сюда приходят и студенты Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, и преподаватели, и врачи, и пациенты больницы. Все, кто понимает, что во Владимирском соборе нет благодати Божией, приходят к нам. Среди нашей паствы и медицинские работники, и профессора, и писатели, и пенсионеры, коренные киевляне, которые выросли под сводами Владимирского собора и уже состарились. Туда ходили их родители, деды и прадеды. А теперь эта великая святыня, величественный храм, построенный в честь 900-летия Крещения Киевской Руси исключительно на пожертвования дореволюционной паствы Российской империи, где покоятся мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария, митрополита Киевского, уже более двух десятилетий пребывает в плену раскола. Захват Филаретом в 1992 году Владимирского кафедрального собора – величайшее преступление нашего времени!
Сама история обличает раскол и задает вопросы
И в самом деле, почему ряженые раскольники во главе со своим одряхлевшим 88-летним лидером, изо дня в день поносящие все «русско-имперское» (начиная с церковно-славянского языка, который никакого отношения к современному русскому не имеет, и заканчивая постоянным обливанием грязью канонической Украинской Православной Церкви), преспокойно восседают на кафедре и в алтаре Владимирского собора?
Собора, в истории которого, увы, нет и намека на украинско-националистическую идею, с которой уже столько лет носятся филаретовцы, подхватившие знамя УАПЦэшной «липковщины», родившейся из кровавой пены революции 1917 года? Почему Филарет, в свое время называвший украинский язык «польско-еврейским диалектом» и призывавший появившихся из-за океана в начале 1990-х автокефалистов «давить танками», метивший в «патриархи Московские и всея Руси» в 1990 году (будучи тогда еще законным украинским экзархом РПЦ), силовым методом присвоил себе Владимирский кафедральный собор, строительство которого было утверждено в 1853 году Российским императором Николаем І?
Следует вспомнить также, что и архитектурный проект, и строительство, и сбор средств, а затем и роспись собора – все это осуществлялось архитекторами и художниками все той же ненавистной империи. Архитектором этого уникального собора был Иван Васильевич Штром – российский зодчий, академик архитектуры и тайный советник. Построенные по его проектам храмы и другие сооружения стали украшением городов: Санкт-Петербурга, Киева, Житомира, Острога, Тамбова, Самары, Тульской губернии, Саратова, а также за границей – Греции, Германии, Франции. Для росписи собора в 1885 году были приглашены из Санкт-Петербурга и Москвы выдающиеся художники того времени – Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель.
Владимирский собор нач. ХХ века
1 сентября (20 августа) 1896 г. в присутствии всероссийского императора Николая II и императорской семьи, сановников, высшего духовенства Свято-Владимирский собор был освящен митрополитом Киевским Иоанникием.
В 1929 году Владимирский собор был закрыт и превращен в музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института. Во время немецкой оккупации богослужение здесь возобновилось, храм стал кафедральным собором митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.
В 1992 году Владимирский собор был захвачен бывшим митрополитом Филаретом, который объявил о создании так называемой УПЦ КП, непризнанной во всем мире (в том числе и католиками), самозваным религиозным формированием.
Однако происхождение собора и его роль в истории мало волнует раскольников. Бесстыдно называя себя православными, они нарушают не только историческую преемственность, но продолжают нагло, как тати и разбойники, захватывать храмы, иллюстрируя всему миру свое настоящее лицо, которое к истинному христианству не имеет никакого отношения.
В связи с этим возникает элементарный вопрос: а что построили раскольники в Киеве за эти годы? Ответ однозначный: раскольники ничего не строят, раскольники присваивают чужое, захватывают, отбирают, обманывают.
Последний кульбит филаретовцев – сбор электронных подписей под петицией о передаче Киево-Печерской Лавры «анафеме» Михаилу Денисенко (лжепатриарху Филарету).
Несколько месяцев назад подобный сценарий разыгрывался в Тернопольской областной организации, где некий филаретовский расстрига Зинкевич в облсовете «руководил» голосованием о передаче Почаевской Лавры «для пользования другими конфессиями».
Подлог, политические интриги, клевета, рейдерские силовые захваты храмов – вот испытанное оружие раскольников.
На западной стене внутренней росписи собора изображены адские муки нераскаявшихся грешников. Среди скрежета зубов и огня неугасимого изображен летящий в преисподнюю человек в священническом облачении. Не мешало бы новым «хозевам» захваченного собора почаще останавливаться перед этим апокалиптическим сюжетом: ведь есть о чём подумать!
Свято-Владимирская община
Настоятель Свято-Владимирского прихода прот. Андрей Миткалик с сестрами милосердия
И все же Владимирская община живет, молится, оказывает милосердие, просвещает и миссионерствует. И 17-й год добивается выделения места под строительство нового Владимирского храма. Пока безрезультатно. Но это тема уже другой публикации.
Святой Владимир: больницы, храмы, памятники
Имя святого князя Владимира увековечено по всему миру от США до Австралии.
Мы собрали информацию об этих местах в небольшой рассказ и создали карту, на которой можно увидеть многие соборы, храмы, памятники и учреждения.
Детская больница святого Владимира
Детская больница святого Владимира
В 1872 году известный промышленник Павел Григорьевич фон Дервиз обратился к московскому генерал-губернатору с письмом следующего содержания: «В Москве проведены мною лучшие годы моей общественной деятельности. Посему исключительно там, и ничем иным, как устройством образцовой Детской Больницы, я желал бы почтить память всех старших детей , утраченных мною в России. На это богоугодное дело я предназначаю капитал в четыреста тысяч».
Построенная больница стала действительно образцовой, фон Дервиз пожертвовал немалую сумму на то, чтобы оставить в ней 100 мест для сирот и детей из бедных семей. Его начинание развивалось и в 20 веке, правда, советская власть нарушила обязательное условие ее строителя и переименовала больницу, лишив ее имени святого князя Владимира. Справедливость была восстановлена лишь в 1991 году. А в 1995 при ней был освящен храм.
Храмы святого Владимира
Храм при детской больнице святого Владимира
На Руси память о равноапостольном князе сохранялась в первую очередь во множестве храмов, посвященных святом Владимиру. Это и Владимирский кафедральный собор в Херсонесе, на месте предполагаемого крещения князя и Владимирский собор в Киеве – известный памятник неовизантиской архитектуры.
Князь-Владимирский собор является также одной из ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Кроме того святому князю посвящены соборы в Луганске, Иркутске и других городах.
Особо следует сказать о Владимирском соборе города Севастополя, ставшего место захоронения адмиралов и морских офицеров. Подробный список храмов в честь святого князя приведен на нашей карте.
Мощи святого князя Владимира
Саркофаг с останками святого князя Владимира находился в Десятинной церкви Киева. Во время монголо-татарского нашествия нашествия храм был разрушен. В 1635 году по указанию митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могилы) руины были разобраны и обнаружено княжеское погребение с мощами, которые были переданы в Москву. В настоящее время святыня размещена в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Памятники святому Владимиру
Памятник князю Владимиру в Киеве
На самом деле, памятники князю Владимиру разбросаны по всем миру. Есть они вЛондоне, Торонто и автралийском Брисбене. В России памятники установлены в
Новгороде, Санкт-Петербурге, Владимире и ряде других городов. Но, разумеется, самый известный и самый старый памятник князю установлен в Киеве на Владимирской горке. Он был открыт в 1853 году и стал символом города. Через сорок лет предприниматель Cемен Могилевцев организовал электрическое подсвечивание креста, превратив памятник в своеобразный символический маяк. Вот как об этом в романе «Белая Гвардия» писал Михаил
Булгаков: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь в Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил над темными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста. Один цепной, тяжкий, Николаевский, ведущий в слободку на том берегу, другой — высоченный, стреловидный, по которому прибегали поезда оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пеструю шапку, таинственная Москва».
В советские годы подсветка креста была ликвидирована и восстановлена уже в независимой Украине.
Города в честь святого Владимира
В честь Владимира еще в X веке был назван город Владимир-Волынский, расположенный в Волынской области Украины.
Есть версия, что и российский город Владимир, столица одноименной области, также получил свое имя в честь крестителя Руси. Здесь, правда, ряд историков выражает сомнение: возможно что Владимир-Залесский (как его сперваназывали) получил имя в честь другого знаменитого князя – ВладимираМономаха. Однако, крестителя Руси всегда почитали здесь с особеннымтрепетом.
«Князь Владимир: памятные места» на Яндекс.Картах
Морской залив святого Владимира
Залив святого Владимира
Именем князя Владимира назван также залив в Японском море, открытый в 1859году мореплавателем Александром Болтиным. Он расположен чуть севернее залива названного в честь другой святой, бабушки крестителя Руси, равноапостольной княгини Ольги, который за два года также открыл Болтин.Сегодня в заливе Владимира расположена база Тихоокеанского флота.
Американские топонимы
В США есть сразу несколько мест, связанных с именем крестителя Руси. В первую очередь это Свято-Владимирская духовная семинария в штате Нью-Йорк – одно из наиболее значимых православных учебных заведений в мире. Также православный храм в честь святого князя действуют в городах Хьюстон и Джэксон (штат Нью-Джерси).
Храм в честь князя Владимира есть и совсем на другом конце света – в Австралийском Сиднее.
Свято-Владимирский храм, Севастополь
-
- Туризм в Севастополе
- Отели Севастополя
- B&B/мини-отели в Севастополе
- Турпакеты в Севастополь
- Авиабилеты в Севастополь
- Рестораны Севастополя
- Развлечения Севастополя
- Форум путешественников о Севастополе
- Фото Севастополя
- Карта Севастополя
-
- Все отели Севастополя
- Спецпредложения отелей в Севастополе
- По типу отеля
- Севастополь: кемпинги
- Хостелы: Севастополь
- Севастополь: отели бизнес-класса
- Севастополь: спа-курорты
- Лучшие семейные отели Севастополя
- Отели у пляжа: Севастополь
- Романтические отели Севастополя
- Отели класса «люкс» в Севастополе
- По классу отеля
- Севастополь: 5-звездочные отели
- Севастополь: 4-звездочные отели
- Севастополь: 3-звездочные отели
- Популярные удобства
- Отели с бесплатной парковкой в Севастополе
- Oтели с бассейном в Севастополе
- Отели в Севастополе, где разрешено проживание домашних животных
- Достопримечательности поблизости
- Отели рядом — Свято-Владимирский храм
- Отели рядом — Мыс Фиолент
- Отели рядом — Графская пристань
- Отели рядом — Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.».
- Отели рядом — Памятник адмиралу Нахимову
- Отели рядом — Севастопольский аквариум
- Отели рядом — Владимирский собор
- Отели рядом — Севастопольский дельфинарий в Артбухте
- Отели рядом — Военно-исторический музей Черноморского флота
- Отели рядом — Малахов курган
- Аэропорты поблизости
- (KBP) Аэропорт Киев-Борисполь: отели поблизости
- (SIP) Международный аэропорт «Симферополь»: отели поблизости
-
- Севастополь: все рестораны
- Рестораны поблизости Свято-Владимирский храм
- Популярные блюда
- Севастополь: Мороженое лучшего качества
- Севастополь: Пончики лучшего качества
-
- Севастополь: все развлечения
- Свято-Владимирский храм: развлечения поблизости.
- Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический
- Памятник адмиралу Нахимову
- Пляж «Песочный»
- Памятник затопленным кораблям
- Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.»
- Графская пристань
- Владимирский собор
- Севастопольский театр для детей и молодежи
- Военно-исторический музей Черноморского флота
- Бронебашенная Береговая Батарея 35
- Дом вверх дном
- Покровский собор
- Мемориал Победы
- Севастопольский аквариум
- Мыс Фиолент
- Севастополь: Достопримечательности и культурные объекты
- Севастополь: Архитектурные достопримечательности
- Севастополь: Поля сражений
- Севастополь: Кладбища
- Севастополь: Священные места и религиозные достопримечательности
- Севастополь: Исторические достопримечательности
- Севастополь: Исторические места для прогулок
- Севастополь: Загадочные места
- Севастополь: Памятники и статуи
- Севастополь: Пирсы и пляжные променады
- Севастополь: Прогулки по живописной местности
- Севастополь: Фермы
- Севастополь: Культурные объекты и достопримечательности
- Севастополь: Обзорные площадки
- Севастополь: Церкви и соборы
- Популярные категории в Севастополе
- Севастополь: Туры
- Севастополь: Лодочные туры
- Севастополь: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
- Севастополь: Плавание с дельфинами
- Севастополь: Катание на водных лыжах и мотоциклах
- Севастополь: Туры с восхождением на горы
- Севастополь: Экотуры
- Севастополь: Рыболовные туры и чартеры
- Севастополь: Туры по природным и заповедным зонам
- Севастополь: Экскурсии по городу
- Севастополь: Культурные туры
- Севастополь: Туры по местам культурно-исторического наследия
- Севастополь: Ночные туры
- Севастополь: Самостоятельные туры и аренда
- Севастополь: Фототуры
- Севастополь: Стоячий серфинг с веслом
- Севастополь: Активный отдых на открытом воздухе
- Севастополь: Пляжи
- Севастополь: Зоопарки
- Севастополь: Лодочные туры
- Севастополь: Водные виды спорта
- Севастополь: Аренда снаряжения
- Севастополь: Аренда лодок
- Севастополь: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
- Севастополь: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
- Севастополь: Плавание с дельфинами
- Севастополь: Катание на водных лыжах и мотоциклах
- Севастополь: Туры с восхождением на горы
- Севастополь: Экотуры
- Севастополь: Рыболовные туры и чартеры
- Севастополь: Туры по природным и заповедным зонам
- Севастополь: Стоячий серфинг с веслом
- Севастополь: Музеи
- Севастополь: Художественные галереи
- Севастополь: Исторические музеи
- Севастополь: Военные музеи
- Севастополь: Специализированные музеи
- Севастополь: Развлечения и игры
- Севастополь: Игровые и развлекательные центры
- Севастополь: Спортивные комплексы
- Севастополь: Эскейп-квесты
- Севастополь: Другие виды игр и развлечений
- Севастополь: Художественные студии и гончарные мастерские
- Севастополь: Природа и парки
- Севастополь: Пляжи
- Севастополь: Геологические образования
- Севастополь: Природные и заповедные зоны
- Севастополь: Парки
- Севастополь: Водопады
- Севастополь: Океанариумы
- Севастополь: Зоопарки
- Севастополь: Водоемы
- Севастополь: Природа и парки – другое
- Севастополь: Лодочные туры и водные виды спорта
- Севастополь: Лодочные туры
- Севастополь: Водные виды спорта
- Севастополь: Аренда лодок
- Севастополь: Сплав на каяках и каноэ
- Севастополь: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
- Севастополь: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
- Севастополь: Плавание с дельфинами
- Севастополь: Катание на водных лыжах и мотоциклах
- Севастополь: Рыболовные туры и чартеры
- Севастополь: Стоячий серфинг с веслом
- Севастополь: Спа и оздоровление
- Севастополь: Спа
- Севастополь: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
- Севастополь: Хаммамы и турецкие бани
- Севастополь: Римские бани
- Севастополь: Йога и пилатес
- Севастополь: Ночная жизнь
- Севастополь: Бары и клубы
- Севастополь: Караоке-бары
- Севастополь: Танцевальные клубы и дискотеки
- Севастополь: Кофейни
- Севастополь: Еда и напитки
- Севастополь: Винодельни и виноградники
- Севастополь: Кулинарные мастер-классы
- Севастополь: Винные туры и дегустации
- Севастополь: Фермерские рынки
- Севастополь: Покупки
- Севастополь: Художественные галереи
- Севастополь: Торговые центры
- Севастополь: Магазины сувениров и деликатесов
- Севастополь: Фермерские рынки
- Севастополь: Зоопарки и океанариумы
- Севастополь: Океанариумы
- Севастополь: Зоопарки
- Севастополь: Концерты и представления
- Севастополь: Театры
- Севастополь: Мастер-классы и семинары
- Севастополь: Уроки и мастер-классы
- Севастополь: Кулинарные мастер-классы
- Севастополь: Художественные студии и гончарные мастерские
- Севастополь: Аквапарки и парки развлечений
- Севастополь: Аквапарки
- Севастополь: Транспорт
- Севастополь: Паромы
- Севастополь: Туры
- Что обычно ищут в Севастополе
- Скрытые жемчужины
- Приключения
- Подходит для любителей адреналина
- Место для медового месяца
- Подходит для пар
- Подходит для больших групп
- Бесплатный вход
- Недорого
- Подходит для дождливого дня
- Подходит для детей
-
- Путеводители
- Приложения
- ЭкоЛидеры
О священнике из Донецка, который строит храмы не для себя
Процесс возрождения духовности получил наибольшее развитие в Донбассе в последнее десятилетие ХХ и в первое — XXI в. В этот период стали активно строиться новые и реставрироваться старые храмы. Вновь были открыты православные монастыри. 25 лет назад в Донецкой области было около 70 приходов. Среди них только три имели типовые храмы, то есть построенные изначально как храмовые здания, остальные же располагались в приспособленных помещениях.
В настоящее время на территории Донецкой области находятся две епархии, которые имеют более 700 приходов, Лавру, 7 монастырей, построенные и вновь освященные храмы. Но все равно храмов не хватает. И образуются все новые и новые приходские общины с надеждой построить свой храм. Находятся и священники, которых Сам Бог благословляет на строительство храмов. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан в одном из интервью сказал: «Священник строит храм не для себя, а для людей. Он или умрет, или уйдет в другой приход, а храм останется». С одним из таких священников мы решили познакомить наших читателей. Наш собеседник – протоиерей Владимир Бородулин, занимающийся строительством и благоустройством уже третьего храма.
— Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о том, когда Вы познали Господа и пришли в Церковь Христову.
— Родился я 6 апреля 1975 г. в г.Донецке в семье рабочих. Я был обычным парнем, занимался спортом — бодибилдингом. Этот вид спорта позволяет развивать все группы мышц, совершенствуя тело. Спорт занимал основное место в моей жизни. После окончания средней школы я даже год работал тренером по бодибилдингу. Затем я занялся предпринимательской деятельностью.
Мои первые шаги в Церковь начались после того, когда я, как человек, занимающийся спортом, начал задумываться над тем, что кроме физической силы нужна другая сила, еще неизвестная мне. Чтобы найти ответы на возникшие вопросы, я начал читать книги по психологии, так называемую псевдодуховную литературу, но и, конечно же, православные книги. Читая книги, я узнал, что в православном христианстве множество святых. А святые – это плоды религиозного учения. Поэтому я выбрал православное вероисповедание.
В 1998 г. я начал ходить в Свято-Покровский храм п. Старомихайловки, который был недалеко от родительского дома. В этом храме я познакомился с отцом Георгием Гончаренко. Батюшка поразил меня твердостью и глубиной веры, горячей молитвой. Первое мое общение с ним было на исповеди, затем отец Георгий пригласил меня в гости к себе домой. В 2002 г. отца Георгия перевели в построенный Свято-Владимирский храм г.Донецка и я последовал за ним. Я приходил в храм, молился и даже не помышлял о том, что могу когда-то стать служителем Церкви. Мне нравились храм, богослужение, церковная жизнь. Но спустя какое-то время отец Георгий благословил меня на послушание пономаря. В то время я еще не был обвенчан со своей супругой. После Таинства Брака я вошел в алтарь и стал выполнять свое послушание. По мере моего духовного возрастания отец Георгий предложил мне оставить мою деятельность в миру и служить штатным пономарем. Затем в ходе наших духовных бесед батюшка подал мне мысль, что надо стать на стезю священства. За такое благословение я очень благодарен отцу Георгию, так как оно сыграло фундаментальную роль в моей дальнейшей жизни.
— А как Ваша семья приняла то, что Вы полностью посвятили себя служению Церкви Христовой?
— Вначале семья – мои родственники, которые не были церковными людьми, восприняли такой поворот в моей жизни эмоционально. У меня была только пробабушка верующим человеком, она пела на клиросе, но я ее даже не знал. Но потом через какое-то время в семью пришло понимание. Сейчас это им интересно, познавательно.
— Расскажите немного о Ваших детях.
— У меня трое детей – двое сыновей и дочь. Первый сын – Александр, ему 15 лет, второй – Георгий, ему 11 лет, третий ребенок – дочь София, ей 8 лет. Они учатся в общеобразовательной школе. Все дети верующие, ходят в храм на богослужения, причащаются. Старший сын мечтает стать поваром.
— Как складывался Ваш дальнейший путь в Церкви Христовой, когда Вы приняли диаконский и священнический сан?
— 18 июля 2006 г. в Свято-Георгиевском кафедральном соборе г.Макеевки совершилась моя диаконская хиротония. Меня направили на диаконское служение в Свято-Покровский храм п.Старомихайловка. 24 сентября этого же года меня рукоположили в священники в Свято-Николаевском архиерейском соборе г.Донецка. Сразу после хиротонии я был назначен настоятелем строящегося храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и одновременно клириком Свято-Владимирского храма. В этом же году по благословению владыки Илариона я поступил на заочное отделение Одесской Духовной Семинарии, которую закончил в 2010 г.
— Что Вы можете рассказать о строительстве храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи?
— В июне 2006 года была совершена закладка камня для строительства храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В начале 2007 года мы отслужили первую Литургию во временном храме площадью 6 на 8 м, расположенном рядом с местом строительства. Весной 2007 года началось возведение нового типового храма. Ктитором строительства храма был ныне покойный Семенов Виктор Владимирович, работавший генеральным директором ЧАО «Донецкий завод высоковольтных опор» и являвшийся председателем попечительского совета. Виктор Владимирович был глубоко верующим человеком, уделял большое внимание духовному возрождению жителей региона. При его содействии в Донецкой области было построено пять храмов, в том числе — храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.
За 3,5 года был возведен храм с колокольней, увенчанный пятью куполами, обустроен церковный двор, в храме установлен иконостас. В начале 2009 года в храме были освящены кресты, купола и колокола. В 2010 г. мы провели первый престольный праздник в новом храме.
— Скажите несколько слов о том, как Вам служилось в этом храме. Мы знаем, что Вас уважала и любила приходская община, Ваше имя было записано на памятной фасадной табличке храма. Что запомнилось больше всего?
— Мы очень хорошо друг друга узнали, потому что начинались наши службы с вагончика 2 на 6 м. И когда мы собирались на первые молебны, то на них присутствовало по 3-5 человек. Близкое общение, хорошее взаимопонимание остались до конца моего пребывание в этом приходе. А приход увеличился еще при мне человек до двухсот.
— Куда Вас направил владыка Иларион после этого?
— Когда храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи находился в процессе росписи, меня перевели в храм в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Этот маленький деревянный храм был построен и освящен в 2008 г. по инициативе грузин, проживающих на территории Донбасса.
На донецкой земле проживает немало представителей этого древнего народа. Поэтому, когда активисты грузинской диаспоры обратились к духовенству с предложением о строительстве нового храма, эта идея нашла отклик и в Украинской, и в Грузинской Православных Церквах. В Донецкой епархии – это первый храм, который имеет особое миссионерское значение для православных христиан Грузии.
Хотелось бы отметить, что от общения с прихожанами, представителями грузинской диаспоры у меня остались самые добрые и теплые впечатления. У православных грузин ярко выражена любовь к Богу, к ближнему, твердость веры, доброта, простота, желание оказать любую помощь. Так, прихожане-грузины помогали мне в благоустройстве храма, церковного двора. Мне довелось участвовать также в возведении церковной ограды.
Для строительства нового типового каменного храма был разработан и утвержден проект и в мае 2014 г. должно было начаться его возведение. Но из-за военных действий строительство было приостановлено. Многие инициаторы строительства храма выехали из г.Донецка, финансирование было приостановлено и, соответственно, работы по возведению храма также.
— Отец Владимир, мы слышали, что по некоторым обстоятельствам Вы не могли служить целый год. Почему такое произошло?
— Когда началась война в нашем регионе, я взял своих детей и уехал в Россию, в г.Санкт-Петербург. Мы были в России около года, я не имел возможности служить в это время. Но я не раз молился на могиле святой блаженной Ксении Петербургской и просил ее о помощи. Так как я не собирался уезжать на постоянное место жительства в Россию, мы с семьей вернулись в г.Донецк. По возвращении я пошел в епархию на прием к правящему архиерею, но владыка Иларион благословил меня молиться.
В день памяти святой блаженной Ксении Петербургской (может быть по моим молитвам к этой святой в г.Санкт-Петербурге) мне позвонил отец Георгий и сказал, что он участвовал в соборном богослужении во главе с митрополитом Иларионом и передал от владыки указание, чтобы я пришел к нему на прием. В епархии владыка дал мне указ, в котором говорилось, что с 9 февраля я назначен настоятелем строящегося храма в честь Рождества Богородицы, а пока в нем нет возможности совершать Литургии я должен служить в Свято-Владимирском храме.
— Сейчас Вы курируете строительство уже третьего храма – храма в честь Рождества Богородицы. Какие у Вас возникают трудности в этом процессе?
— Трудности в процессе строительства храма только одни – поиск денежных средств. У меня есть опыт строительства, опыт общения со строителями, но для того, чтобы наладить производственный процесс, необходимы немалые денежные средства.
История строительства этого храма такова. До войны меценатскую помощь в строительстве храма осуществляло руководство НПО «Механик». Был вырыт котлован, сделан фундамент, возведен и утеплен нижний (цокольный) этаж храма, где по проекту должен быть нижний храм. В ноябре 2013 года началось строительство основного этажа храма. Однако на этом в мае 2014 года работа была прервана в связи с военными действиями в Донецке. К сожалению, строительство этого храма не возобновилось и по сей день, т.к. прекратилось его финансирование. По состоянию на сегодняшний день выполнено всего лишь 15% запланированных работ по строительству всего храма.
Уже четвертый год прихожане молятся только в часовне. Приходская община сама осуществляет поиск средств. Так, приглашаются верующие для приобретения «именного кирпича». Человек, имя которого будет указано в документе и на кирпиче, будет поминаться в храме за Божественной Литургией.
Владыка Иларион дал такое благословение: выгнать стены храма, перекрыть их кровлей, куполами и начать богослужения в цокольном этаже. Для этого нужно самое простое – кирпич, цемент, утеплитель и др. К сожалению, к храму не подведены пока коммуникации: нет канализации, теплосети. Но можно провести газовое отопление от ближайших домов. Я подъезжал к месту возведення храма со строителями. Мы смотрели проект, прикинули, что необходимо для того, чтобы продолжить строительство.
— Как Вы считаете, какие пути нужно искать для строительства храма?
— Все пути, которые будут появляться, мы будем пробовать. Будем обращаться ко всем людям, которые будут готовы помочь строительству храма.
— Позвольте, отец Владимир, задать несколько вопросов Вам, как священнику. Что значит – познать Господа и жить с Господом?
— Познать Господа – это не обязанность, а потребность каждого живущого на земле человека. Господь дал нам возможность познавать Себя через Его Церковь, Таинства церковные. Мы начинаем нашу жизнь с Таинства Крещения, затем продолжаем в Таинстве Покаяния в силу нашего грехопадения. Перед участием в этом Таинстве нужно хорошо поразмыслить: «а что же я плохое сделал в своей жизни, что плохое есть во мне», и через Таинство Причастия соединится с Богом.
То есть, познание Господа начинается с познания себя. Когда ты видишь, что ты есть сам, и сам с этим не справляешься, ты обращаешься в Церковь. Человека, который живет за церковной оградой можно назвать блудным сыном, потому что он не живет в общении с Богом – своим Отцом Небесным, не живет полноценной жизнью, которой живут церковные люди. Какое-то общение, конечно, у него есть, и он совершает какие-то плохие или хорошие поступки, но полноту общения с Богом можно познать только через Церковь. А люди, которые заявляют, что они веруют в душе, только оправдывают свою леность в деле своего совершенствования.
Но блудным сыном можно назвать и каждого из нас. Мы своими некоторыми мыслями, словами, поступками часто отпадаем от Бога. Но Господь протягивает нам Свои руки, и через Таинство Пакаяния и Таинство Причастия мы можем возвратиться к Своему Отцу и быть в богообщении с Ним.
— Что бы Вы посоветовали людям, которые делают первые шаги в храме (освящают воду, куличи, ставят свечи)?
— Каждый человек хочет стать счастливым. Но только все выбирают для достижения этого состояния разные средства. А что такое «счастье человеческое»? С церковной точки зрения, это чувство благодати Божией, ощущение мира, радости духовной, легкости в душе. И это все возможно получить только в Церкви. Если человек хочет стать счастливым, то может обрести это счастье в ограде церковной. А что нужно делать для этого, можно узнать, общаясь в приходской общине с опытными церковными людьми, общаясь со священником.
— Отец Владимир, какое значение имеет пост в жизни христианина и, что ему нужно делать, чтобы с большой пользой для души провести это время?
— Пост является для нас средством, помогающим обуздать наши страсти и умертвить грехи. Пост – это телесное воздержание и молитва. В результате пощения мы приходим в такое состояние, когда мы уже меньше подвержены своим эмоциям, похотям, а подвержены духовным подвигам. Пост дает возможность войти нам в своего внутреннего человека, увидеть себя и свои грехи, покаяться в грехах, причаститься Святых Христовых Таин. Но это — средства. А целью поста является обретение любви к Богу и любви к ближнему. Когда в наше сердце поселится любовь к ближнему, то это значит, что мы любим Господа. А, если с ближними у нас нет понимания, общения, от ближних мы дистанцируемся, то значит и любви к Богу мы не имеем. Это значит, что нужно еще работать над собой, исправляться.
— А, что Вы хотите пожелать прихожанам Свято-Владимирского храма и приходской общине в честь Рождества Богородицы?
— Прихожанам Свято-Владимирского храма я хочу пожелать, чтобы все оставались в духовном разуме, оставались в духовном общении со своим настоятелем отцом Георгием. Настоятель этого храма является олицетворением примера настоящего священника-пастыря, священника-наставника. Людям необходимо лишь только быть в этой общине, молиться, участвовать в жизни Церкви. А все те цели, которые ставит перед собой христианин, они могут достигнуть, равняясь на своего духовного наставника, который есть в их храме.
Общине в честь Рождества Богородицы я хочу пожелать крепкой веры и горячей молитвы, потому что тот человек, который имеет крепкую веру и горячую молитву, обретет все, что захочет. Строительство храма – это богоугодное дело и, если среди нашей общины найдется хотя бы один человек с крепкой верой и горячей молитвой, то все у нас получится, все у нас будет хорошо. А, если вся община будет такой, то мы построим храм очень быстро и замечательно.
— Отец Владимир, мы благодарим Вас за беседу.
28 июля празднуется успение святого равноапостольного великого князя Владимира Киевского — самодержца Руси, нареченного во святом крещении Василия, просветившего землю Русскую святым крещением. Владимир был языческим князем, который уверовал во Христа и обратил Русь в православную веру. Это был мудрый правитель, полководец, святой, которому установлены памятники даже за рубежом.
Князь Владимир Киевский. Жизнеописание
Владимир был внуком святой равноапостольной княгини Ольги (ок. 890 —11.07. 969 гг.), сыном великого князя Святослава Игоревича (942–972 гг.). Матерью Владимира была ключница княгини Ольги Малуша (ок.940/944 г. — ?) — дочь Малка Любечанина (?–946 г.), которого многие историки отождествляют с Древлянским князем Малом.
Портрет великого князя Святослава Игоревича из Царского титулярника, XVII в.
Годом рождения Владимира Святославича принято считать 960-й. Как сообщают Никоновская и Устюжская летописи, будущий креститель Руси родился в селе Будутине (Будятине).
Великая княгиня Ольга. Строгановский иконописный лицевой подлинник. Фрагмент. Конец XVI — начало XVII вв. | Святой равноапостольный князь Владимир. Икона. Новгород, 1-ая треть XV века. Из собрания И.С. Остроухова. ГТГ |
Информации о дальнейшей судьбе Малуши, матери Владимира, не имеется. В Киеве Владимир находился под присмотром своей бабушки по отцу — княгини Ольги. Вероятно, его воспитанием занимался его дядя по матери Добрыня, поскольку на Руси было принято доверять воспитание наследника старшим дружинникам.
Добрыня Никитич с младшей сестрой — матерью князя Владимира Малушей. 1895 год. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». А. Рябушкин
Стоит заметить, что бабушка Владимира княгиня Ольга была христианкой — еще в 955 году она приняла святое крещение в Константинополе. Ольга пробовала приобщить к вере и Святослава, но тот и не думал послушать ее.
В 970 году, незадолго до своей гибели, великий князь Святослав поделил Русь между тремя своими сыновьями: Киев был отдан на княжение Ярополку (?— 11.06.978 г.), Овруч, центр Древлянской земли, — Олегу (955–977 гг.), а Новгород — Владимиру.
Князь Ярополк с Блудом (слева) и Варяжко (справа). В.П. Верещагин
В 977 году началась братская война между Ярополком и его братьями Олегом и Владимиром. Князь Олег погиб в ходе этой вражды. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему (ок.937–995 гг.). Ярополк стал править всей Русской Землей.
Смерть Олега, князя древлянского. Т.Г. Шевченко, 1836 год
Находясь в Скандинавии, Владимир с Добрыней собрали войско и в 980 году возвратились в Новгород, выгнав оттуда посадника Ярополка. Владимиру удалось захватить перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода (ок. 920 – 978 гг.), а его дочь, княжну Рогнеду (ок.960 — ок. 1000 гг.), взяв в жены. Известно, что ранее Владимир сватался к Рогнеде, но она отказалась стать его женой, назвав его «робичичем»: полоцкая княжна считала недопустимым выйти замуж за сына ключницы Малуши.
Сваты Владимира Святославича у Рогволода (слева), Рогволод беседует с Рогнедой (справа). Миниатюра Радзивилловской летописи, XV век
Затем Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, Ярополк был убит, а жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.
В Киеве Владимир вокняжился в 980 году. Летопись сообщает, что в этот период Владимир отличался жестоким языческим нравом, порочностью. Вскоре после восшествия на Киевский престол он на холме близ своего дворца поставил изваяния языческих богов. Однако в то же время Владимир являлся мудрым правителем. Скажем, он совершил несколько удачных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города» (Волынь, Холм, Белз, Броды, Перемышль, Володава, Червен и другие).
Владимир идет в поход на вятичей. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Языческая реформа — попытка создать один общий для всех пантеон богов, проводимая князем Владимиром, потерпела поражение, поскольку у каждого племени были свои боги. Вероятно, это поражение, а также пример живших рядом с ним христиан все чаще заставляли молодого князя задуматься о необходимости перемен в жизни Русского государства.
Крещение Руси князем Владимиром
Крещение Руси летопись называет результатом сознательного «выбора вер» князем Владимиром: к его двору приглашались проповедники иудаизма, ислама, западного «латинского» христианства, пока Владимир, как сообщается в летописи, после общения с «греческим философом» не остановился на христианстве византийского обряда.
Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.
Немаловажным импульсом к Крещению Руси стало требование Владимира дать ему в жены Анну — сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII, в обмен на поддержку в борьбе с захватчиком Вардой Фокой (? – 13.04.989 г). Византийские правители согласились, но в свою очередь затребовали от киевского князя креститься. Не получив невесты, разгневанный Владимир атаковал византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму и только после этого состоялся брак.
О размере русской военной мощи и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:
Тогда весь народ Рузов (руссов), бывший там (в Армении, около 1000 года) поднялся на бой; их было 6000 человек — пеших, вооруженных копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа .
Датой Крещения Руси считают 988 год. В крещении Владимир взял имя Василий. Известно, что незадолго до крещения Владимир был поражен слепотой, а сразу после того, как крестился, зрение вернулось. Известно, что в Киеве крещение народа проходило сравнительно мирно, в отличие от Новгорода, где крещением руководил Добрыня и оно сопровождалось восстаниями язычников, карательными методами со стороны крестителей. В Ростовской и Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена были не полностью подчинены политически, христиане оставались меньшинством, по-видимому, и после князя Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).
Крещение руссов. Миниатюра из среднеболгарского перевода летописи Константина Манассия. Московский перепис от 1345 г. ГИМ
Во время крещения Руси была учреждена и церковная иерархия. Русь стала Киевской митрополией Константинопольского патриархата, в Новгороде была создана епархия. После крещения Руси князь Владимир состоял в двух последовательных христианских браках: с уже упоминавшейся византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с 1018 года со второй супругой, которая упоминается как «мачеха Ярослава». У князя Владимира было 13 сыновей и 10 дочерей. Наиболее известными среди них были Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб.
Князь Владимир — мудрый правитель
Русь после Крещения продолжила активную внешнюю политику: борьба с Польшей, с белыми хорватами, война с печенегами, которая продолжалась до 990-х годов. Впоследствии на основе воспоминаний о печенежской войне слагались легенды (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и другие). Для обороны от печенегов были построены несколько крепостей по южному рубежу киевской Руси, а также частокол на земляной насыпи.
Древнерусское государство (светло-зеленым цветом) в эпоху князя Владимира
Владимиру приписывается авторство «Церковного устава», который определил компетенцию церковных судов. Кроме того, князь Владимир начал чеканку собственной монеты по византийским образцам — золотой («златников») и серебряной («сребреников»). На большинстве монет киевский князь изображен сидящим на престоле, а рядом надпись: «Владимръ на стол, а се его злато (или: сребро)»; есть также варианты с погрудным изображением.
Златник великого князя Владимира. Лицевая сторона
Сребреник великого князя Владимира. Одесский музей нумизматики
Время правления князя Владимира ознаменовано началом книжной образованности на Руси, что стало следствием крещения Руси. Детей стали брать из семей и отправлять учиться. Вот как об этом сообщает «Повесть временных лет»:
Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.
Учителями выступали не только византийцы, но чаще даже болгары, ранее учившиеся на Афоне. Уже скоро на Руси выросли замечательные риторы, знатоки литературы, такие как, например, один из первых писателей на Руси, автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати» митрополит Иларион (990–1055 гг.)
Святитель Иларион, митрополит Киевский. Древо Киево-Печерских святых. Икона. Фрагмент. 1660-е годы. Из церкви Благовещения г. Углича. Угличский музей
При киевском князе начинается активное каменное строительство на Руси, хотя известные нам первые такого рода постройки относятся уже ко времени правления сына Владимира — Ярослава Мудрого. Закладываются такие города, как Владимир на Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.).
В последние годы жизни князь Владимир, вероятно, решил нарушить принцип престолонаследия и передать власть любимому сыну Борису. Преставился киевский князь Владимир 15 июля 1015 года в Берестове.
Церковное почитание князя Владимира
Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира нет. Возможно, Владимир изначально поминался вместе со своими сыновьями святыми князьями Борисом и Глебом.
«Царь Владимир». Праздничная минея, 1619 год
Почитание князя Владимира святым и по сей день вызывает споры среди историков. Известно, что Византия отказалась признать его святым. Может быть, потому что еще не было забыто его языческое поведение, подробно описанное в летописях. Но для Руси были очевидны заслуги Владимира перед Отечеством: Владимир — креститель Руси, мудрый правитель, полководец, щедрый и милосердный человек.
Владимир I Святославич. Миниатюра из «Царского титулярника»
Еще одним препятствием для церковного почитания князя Владимира называлось отсутствие чудес, связанных с его именем. Точное время канонизации Киевского князя неизвестно. Умер Владимир в 1015 году, а самые ранние сохранившиеся письменные сведения об его официальном почитании относятся к XIV веку. Богослужебные книги отмечают днем памяти Владимира 15 июля (по старому стилю).
Мощам князя Владимира не было дано дара чудотворения, поэтому в Церкви шли споры о его святости. Однако заслуги князя Владимира перед Русским государством были значимы и велики для всех русских людей, и поэтому народное почитание князя Владимира возникло уже в XI веке. После смерти Владимира вокруг его образа сложился целый былинный цикл. Народная память сохранила представление о Владимире как о радушном, милосердном князе, «Красном Солнышко». Князя Владимира Святославича до сих пор почитают как человека, жившего для пользы и славы Отечества.
Святой равноапостольный князь Владимир. Фреска. Ферапонтов монастырь, 1502 год
Тропарь и кондак святому князю Владимиру
Тропарь, гл. 4.
Уподобивыися купцу, ищущу добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя, матере градом Богоспасеннаго Киева. И испытуя посылаше к Царскому граду, уведети Православную веру. И обрете безценнаго бисера Христа, избравшаго тя яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем ти успение, людие твои суще, моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.
Кондак, гл. 8.
Подобствовав великому во апостолех Павлу, в державных сединах всеславныи Владимире, вся яко младенческая мудрования оставль, и иже о идолех тщание. И яко муж совершен украсися, Божественнаго Крещения багряницею. И Спасителю Христу в веселии предстоя. Моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.
Библиотека Русской веры
Канон святому равноапостольному князю Владимиру →
Читать онлайн
Святой князь Владимир. Иконы
Достоверные изображения князя Владимира Святославича домонгольского периода неизвестны, что контрастирует с большим количеством сохранившихся изображений князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, с образами которых уже на ранних этапах развития почти всегда была связана иконография Владимира Святославича. В кон. XIV — 1-й пол. XV века изображения Владимира Святославича получили широкое распространение. К этому времени сформировались основные варианты иконографии Владимира Святославича и наиболее устойчивые признаки, зафиксированные позднейшими иконописными подлинниками: седины, тип прически и кудрявой раздвоенной бороды, отличный и от прижизненных изображений на монетах, и от миниатюр Радзивиловской летописи:
В ряде произведений XVI и особенно XVII вв. Владимир Святославич изображается с более широкой, лишь слегка раздвоенной бородой. Постоянными атрибутами Владимира Святославича являются меч в левой руке и крест в правой. В некоторых ранних памятниках Владимир Святославич представлен в традиционном для древнейших княжеских изображений плаще-корзне, на воздухе 1389 года он показан в накинутой на плечи шубе.
Совместные изображения Владимира Святославича, Бориса и Глеба в XV–XVI вв. послужили моделью для формирования иконографии древнерусских князей: Феодора, Давыда и Константина Ярославских, Константина, Михаила и Феодора Муромских. В большинстве таких композиций в центре стоит князь-отец, по сторонам — юные сыновья, варианты этой схемы известны на иконах XVI века. Иконы с изображением Владимира Святославича, Бориса и Глеба получили широкое распространение в XVI–XVII вв., часто в сочетании с житийным циклом Бориса и Глеба на полях. Произведения такого типа могли предназначаться как для храмов, освященных во имя святых Бориса и Глеба, так и для немногочисленных храмов и приделов во имя равноапостольного князя Владимира.
Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Москва (Ростовская традиция?), конец XV — начало XVI вв. Собрание А. Д. Липницкого
Святые Владимир, Борис, Глеб. Новгород, конец XV — начало XVI вв. Москва, Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ)
Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба. Москва, первая треть XVI в. По неподтвержденным сведениям, была обнаружена в церкви Иоанна Лествичника Московского Кремля. Находилась в собрании Г. Д. Филимонова, затем — Е. Е. Егорова. Москва, ГТГ
Святые благоверные князья Владимир, Борис и Глеб. Двусторонняя икона, оборот — «Богоматерь Владимирская». XVI в. Происходит из церкви Бориса и Глеба в Ростове. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — «Преображение». Вторая половина XVI в. Входит в серию двухсторонних икон-святцев, происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Святые Владимир, Борис и Глеб с житием равноапостольного Владимира. Вологда, середина — 3-я четверть XVI в. Из церкви кн. Владимира в Вологде (?). Позднее находилась в Богородицкой Верхнедольской церкви. Вологда, Вологодский музей
Храмы в честь святого князя Владимира
Во имя святого князя Владимира существует церковь в Москве в Старых Садех. Она была построена в 1514-16 гг. предположительно зодчим Алевизом Фрязином (Новым) на месте одноименного старого храма. Придел Кирика и Иулиты был пристроен в 1677 году. В 1670-е гг. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Второй северный придел в честь святых Бориса и Глеба был пристроен в 1689 году. Храм был закрыт в 1933 году, позже обезглавлен. Богослужения были возобновлены в 1991 году.
Церковь святого князя Владимира равноапостольного в Старых Садех в Москве
Во имя святого князя Владимира освящена церковь Кирилло-Белозерского монастыря, которая была построена в 1554 году.
Храм во имя святого князя Владимира в Кирилло-Белозерском монастыре
Также в честь святого Владимира освящен придел (между 1113 и 1125 гг.) Спасо-Преображенской церкви на Берестове в Киеве и придел (1635 г.) церкви Воскресения Словущего в селе Исаиды Рязанской области.
В п. Староуткинске Свердловской области строится храм во имя святого князя Владимира Русской Православной старообрядческой Церкви.
Строящийся храм во имя святого князя Владимира РПсЦ
Старообрядческая община во имя святого князя Владимира (часовенные, беспоповцы) также есть в п. Дерсу Приморского края.
Памятники крестителю Руси
Памятники князю Владимиру есть во Владимире, Великом Новгороде (памятник «Тысячелетие России», где слева от Рюрика изображен Владимир), Белгороде.
Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Возведен в 1862 году. Фрагмент. Владимир Креститель держит в руке крест и попирает ногой идола Перуна
Княжеская статуя расположена и в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе. Также скульптуры князя Владимира есть в Киеве, Севастополе, Коростене.
Памятник Владимиру Великому в Киеве. Установлен в 1853 году
Памятники крестителю Руси установлены в Торонто (Канада), Лондоне (Великобритания), Брисбене (Австралия).
Памятник Владимиру Великому в Торонто (Канада). Установлен в 2006 году
В 2015 году московские власти приняли решение установить на Воробьевых горах памятник князю Владимиру. Однако это заявление вызвало бурную общественную дискуссию. Появились как сторонники, так и противники этого намерения. Противники установки памятника крестителю Руси в качестве причин называли «неудобное» место для скульптуры, которое портит вид Воробьевых гор. Кто-то из представителей общественности высказывался, что из-за слишком большого веса памятник сползет в Москву-реку. Также высказывались сугубо обывательские протесты: скульптура будет мешать фотографировать главное здание МГУ, также памятник будет нарушать освещение ближайшей территории. Однако, как заявил заместитель исполнительного директора Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов: «Если бы мы задались целью собирать подписи за установку памятника, я считаю, счет шел бы на сотни тысяч и на миллионы». В итоге 4 ноября 2016 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в центре Москвы, на Боровицкой площади, прошла церемония открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру.
Памятник князю Владимиру в Москве на Боровицкой
Храмы, построенные в честь равноапостольного князя Владимира статья по истории ( класс) на тему
Ларионова Нина Валентиновна учитель ГБОУ школы-интерната № 9
И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..
(А.К. Толстой)
Храмы, построенные в честь равноапостольного князя Владимира
Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.
Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новгороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.
Именно равноапостольный князь Владимир, в святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель, Владимир Святой (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).
Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей.
Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион.
Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.
Но уже в XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.
По другой версии празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.
Святой апостол Павел заповедует нам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и… подражайте вере их (Евр.13,7).
Внимая зову святого Апостола, мы славим и ублажаем сегодня просветителя и крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира.
День Святого Владимира есть кладезь духовной силы, из которого мы черпаем живую воду, которая может оживотворить и нас, и нашу Родину.
«Широко было влияние Церкви на гражданский быт языческого общества, — пишет Платонов — Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.
Наконец, христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками».
В «Повести временных лет» рассказывается о создании Владимиром церкви пресвятой богородицы «… и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами…».
«Архитектурное дело и живопись – продолжает историк- под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства, и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Таким образом развилось национальное искусство».
Имя князя Владимира сохранено многими поколениями в произведениях культуры различных направлений: литература, живопись, скульптура, музыка, театр. В честь равноапостольного великого князя Владимира построено большое количество храмов в России и за рубежом, которые показаны на карте. Среди них:
Владимир. Князь-Владимирский храм на Старом кладбище
Храм святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Воронежско-Борисоглебская епархия, Никольское благочиние
Храм Равноапостольного князя Владимира в Старых садах. Днепропетровская и Павлоградская епархия. Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата).
Храм в честь Святого Равноапостольного великого князя Владимира в Астрахани.
Храм в честь Святого равноапостольного князя Владимира город Сартаково (Богородский район).
Нижегородская область
Кафедральный собор Святого равноапостольного князя Владимира (Астрахань)
Собор святого равноапостольного князя Владимира (г. Новочебоксарск)
Храм в честь Святого Равноапостольного Великого князя Владимира в Вернявино (Череха) (Псковский район), Псковская область.
По преданию нашей Церкви, Святой князь Владимир родился на Псковской земле там, где река Кебь впадает в реку Череха. Это рядом с Псковом, в урочище Будник (Буденник).
Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.
Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.
Владимирский собор был построен в Киеве по просьбе митрополита Киевского и Галицкого Филарета, с которой он в 1852 году обратился к императору Николаю I. Храм строился на благотворительные пожертвования по проекту архитектора Ивана Штрома.
Сбор пожертвований шел очень медленно, но когда в 1857 году проектом заинтересовался новый император Александр II, дело сдвинулось с мертвой точки. Смету переделали: храм решили строить меньшего размера и по другому проекту — архитектора Александра Беретти. Первый камень в фундамент собора заложили в 1862-ом, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира.
В 1866 году, когда здание было почти готово — оставалось установить купола, стены вдруг дали трещины. Работы заморозили и создали специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов. Из Петербурга прибыл Иван Штром, автор первоначального проекта собора. Он нашел ошибки в чертежах. В итоге строящемуся собору снова поменяли архитектора. Владимир Николаев закончил двадцатилетнее строительство в 1882 году.
Для росписей Свято-Владимирского собора пригласили Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других художников. Освятили храм в 1896 году, в присутствии императора Николая II и его семьи.
В годы советской власти собор не разрушили, но с 1929-го разместили в нем Музей антирелигиозной пропаганды. В период немецкой оккупации в Великую Отечественную войну Свято-Владимирский собор оставался действующим. Сейчас он принадлежит неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Владимирский собор в Санкт-Петербурге
В самом начале XVIII века, сразу после основания города, на этом месте построили деревянный храм на Петербургской стороне, предшественник Князь-Владимирского собора. Это была трехпрестольная мазанковая церковь. Главный престол освятили в честь Успения Богородицы; богослужения совершали в присутствии императора Петра I. По царскому указу, церковь получила статус собора.
В период раннего классицизма была сделана попытка соединить в одно целое здание церкви с колокольней. В 1741 году рядом с Успенским собором начали строить одноглавый каменный храм. Постройкой здания сооружавшегося по проекту М.Г. Земцова, первоначально руководил П.Трезини. но через пять лет, когда на престол взошла Елизаветы Петровна, строительство заморозили. Проект переделали — в 1766-ом по чертежам архитектора Ринальди начали возводить собор » о пяти главах по древнему российскому обычаю» с трехъярусной колокольней. К 1772 году строительство прервал пожар — огонь уничтожил старинный деревянный Успенский собор и повредил строящийся каменный. Лишь в 1782 году строительство было продолжено. Руководил им архитектор И.Е. Старов. Закончили строительство лишь 1 октября 1789 года. Собор освятили в честь святого равноапостольного князя Владимира. В народе до сих пор сохранилось старинное обиходное название «Успение на Мокрушах».
Несмотря на определенное смешение мотивов барокко и раннего классицизма, собор воспринимается как целое по художественному стилю сооружение, боковые столпообразные купола храма удачно согласованы, так что вся их группа удивительна едина. С ней органична слита стройная 57-метровая колонна.
Внутреннее пространство прямоугольного типа делится на три нефа. Стены декорированы пилястрами дорического ордера. Парными пилястрами украшен и центральный барабан. Выполненные в ампирном стиле иконостасы являются превосходными образцами художественной резьбы по дереву. В алтаре, на стене апсиды, расположена огромная композиция «Святая евхаристия», копия росписи В.М. Васнецова в Киевском Владимирском соборе. Там же находится запрестольный образ-витраж Спасителя.
В 1940—2001 годах в Князь-Владимирском соборе хранилась главная святыня- икона Казанской Божией Матери. Сейчас она возвращена в Казанский собор. Здесь же находится храмовый образ святого князя Владимира.
В 1888-1889 годах на месте современного Князь-Владимирского храма купцом М.П. Шаховым была возведена церковь в честь святого равноапостольного князя Владимира в память 900-летия Крещения Руси
Список использованной литературы и Интернет ресурсов