Содержание
ГЕОРГИЙ (ЛАВРОВ)
Прписп. Георгий (Лавров). 20-е годы XX века
Георгий (Лавров) (1868 — 1932), архимандрит, преподобный, исповедник
Память 21 июня, 28 сентября в день обретения мощей, в Соборах новомучеников и исповедников Российских; Воронежских, Липецких и Московских святых
В миру Лавров Герасим Дмитриевич, родился 28 февраля 1868 года деревне Касимовка Елецкого узда Орловской губернии в благочестивой, состоятельной крестьянской семье. Герасим закончил всего три класса школы. Однажды, когда ему было 12 лет, он с родителями приехал на богомолье в Оптину пустынь и подошёл под благословение к старцу Амвросию. Старец обнял его за голову, благословил и сказал, что ему следует оставаться здесь.
Но только с 1898 года, после кончины отца, Герасим стал послушником Введенской Оптиной пустыни, где в 1899 году был пострижен с именем Георгий, и в 1902 году рукоположен в иеромонаха. Известно о его разногласиях в вопросах управления скитом со скитоначальником старцем Варсонофием (Плиханковым), что вызвало в Оптиной разделение в среде монахов — событие доселе там неслыханное.
С 1915 по 1918 годы отец Георгий был настоятелем Георгиевского монастыря в город Мещовск Калужской губернии.
После закрытия монастыря в декабре 1918 года, батюшка был обвинён в «тайном заговоре» и «хранении оружия». Из Мещовской тюрьмы батюшку вместе с группой арестованных повезли в тюрьму Калуги, где их должны были расстрелять. Перед этим отцу Георгию было чудесное видение, после которого он утешил всех арестованных, сказав, что они останутся живы. И, действительно, их вагон почему-то прицепили к другому поезду, идущему в Москву. По прибытии в Москву арестованных поместили в Таганскую тюрьму Москвы. Пока производилось дознание, в 1919 году вышла амнистия и расстрел был заменён пятью годами заключения.
До 1921 года батюшка находился в одиночной камере. В тюрьме он перенёс операции. Тюремный доктор Жижиленко (будущий тайный епископ Максим) обучил его медицинским навыкам и старец был поставлен на должность санитара, благодаря чему имел доступ к самым разным людям, в том числе и в камеры смертников. Батюшка исповедовал и причащал желающих, старался всех утешить и ободрить. Иногда он со слезами уговаривал умирающих исповедаться, если видел, что человек уходит из этой жизни озлобленным.
В Таганской тюрьме он получил благословение на старчество от митрополита Кирилла (Смирнова). Из тюрьмы отец Георгий был взят «на поруки» будущим священномучеником Феодором (Поздеевским), который предоставил ему возможность проживания и служения в возглавляемом им Свято-Даниловом монастыре. Там батюшка принимал множество людей в келье при входе в Покровскую церковь. Хотя он был малообразованным, к нему шла интеллигенция, молодёжь. «Золотце, золотой мой, деточка» — так он обращался к людям. Старец имел дар различать душевные и духовные болезни. У него часто бывал Тверской архиепископ Фаддей (Успенский).
Во время разногласий, возникших из-за декларации митрополита Сергия, отец Георгий убеждал братию не вносить новых разделений в Церковь и остался на стороне Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.
В мае 1928 года батюшку арестовали во второй раз. Он был обвинён в том, что «играл роль старца в черносотенном монастыре, вёл антисоветскую пропаганду среди обслуживаемого контингента».
Батюшку приговорили к трём годам ссылки в посёлок Кара-Тюбе Уральской области (ныне Казахстан). Там он жил в тяжёлых условиях, но утешался совершением Литургии в своей хижинке. В ссылке батюшка заболел раком гортани.
Прписп. Георгий (Лавров). Средник иконы-триптиха, XXI в.
После освобождения старец поселился в Нижнем Новгороде. С трудом удалось духовным чадам найти для него комнатку.
4 июля 1932 года после причащения Святых Таин отец Георгий скончался и был погребён на местном Бугровском кладбище.
11 октября 2000 года были обретены святые мощи старца, которые перевезли в Свято-Данилов монастырь в Москве.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь, глас 2:
Издетска монашескую жизнь возжелал еси, / преподобне отче Георгие, / в нейже любовь Христову стяжав, / пастырь добрый многим людем был еси, / последи же и изгнание претерпев, / венцем исповедничества украсился еси. / И ныне, предстоя престолу Святыя Троицы, непрестанно моли // спасти и просветити души наша.
Кондак, глас 4:
Евангельским словом вооружився, / всяку скорбь жития сего тленнаго и непостояннаго претерпел еси, / утешая чад твоих любовию, яже во Христе Иисусе, / преподобне Георгие, Даниловская похвало, // моли Христа Бога спасти нас, чтущих тя.
Молитва
О преславный угодниче Божий, преподобне отче Георгие, Даниловы обители похвало и украшение! Ты от юности своея монашеское житие возжелал еси, в немже подвизався, любовь Христову стяжал еси, и был еси пастырь добрый притекающим к тебе: последи же изгнания и многи скорби претерпев, Небесное Царство наследовал еси. И ныне призри на нас, чад твоих, молящихся тебе, и управи души наша ко спасению; обитель же нашу святую миром и благочестием укрепи, да чистым житием благоугодим Богу, Емуже всякая слава подобает, честь и поклонение, во веки. Аминь.
См. также:
- Акафист прписп. Георгию Даниловскому:
Литература
Использованные материалы
- Житие с сайта Православие.ru:
- Молитвы с сайта Котловка.ru:
- Статья Православной Энциклопедии:
По другим данным — в 1867.
Свято-Данилов монастырь
Свято-Данилов монастырь — это особое место силы, куда люди со всех концов мира приезжают, чтобы поклониться мощам Даниила Московского. Считается, что каждый, прикоснувшийся с чистыми мыслями и верой в сердце, исцеляется от неизлечимых болезней и его желания исполняются.
Святой Даниил родился в 1261 году во Владимире-на Клязьме. Когда Даниилу было 11 лет, ему досталось Московское княжество, бедное по сравнению с другими, которыми управляли его старшие братья. Князь Даниил был добрым и мудрым человеком, умел сохранить мир и решить конфликтные ситуации без применения силы, если таковые возникали. Даниил Московский правил 30 лет и стал первым Московским великим князем всея Руси. В 1282 году Даниил основал первый мужской монастырь в Москве.
Святой Даниил Московский умер в 42 года и был похоронен в Даниловом монастыре, успев незадолго до этого принять монашеский постриг.
За время существования монастырь пережил много трудностей, вплоть до его закрытия, расстрела монахов и разорения. И лишь в 1988 году монашеская обитель была восстановлена.
Главной святыней монастыря считаются частицы мощей святого Даниила Московского. Это рака с частицами мощей святого, ковчег с частицами святого и две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила.
Кроме этого в монастыре находятся мощи других святых: рака с мощами преподобного Георгия Даниловского, исповедника; ковчег с мощами святого князя Александра Невского; ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца; ковчег с мощами преподобного Саввы Сторожевского. А также иконы с частицами мощей: икона преподобного Серафима Саровского; икона преподобного Сергия Радонежского; икона великомученика Пантелеймона; икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого); икона блаженной Матроны Московской; икона святителя Иоанна Суздальского.
Я пришел в монастырь, чтобы поставить свечи и написать записки о здравии родных и близких. Еще с вечера что-то внутри меня говорило, что именно завтра я должен сделать это. Прикоснувшись к мощам святого и попросив здоровья и мира близким, я вышел из монастыря и оказался на его территории, где продавали монастырские принадлежности. У меня зазвонил телефон, я взял трубку и стал разговаривать. Боковым зрением я заметил пожилую женщину, которая стаяла неподалеку от меня и держала в руках несколько пакетов. На ней было длинное платье, сверху надета теплая кофта, накинут платок, на ногах было что-то по хожее на полусапоги, но не сапоги. Ее большие глаза были кристально чисты, от нее исходила положительная энергетика. Когда я закончил говорить по телефону и собрался направиться по своим делам, женщина меня окликнула:
— Извините, молодой человек. — Подошла она ко мне, скромно подняла глаза и на меня посмотрела, помолчав несколько секунд, она спросила: — Вы не могли бы купить мне церковное масло.
— Да, конечно, — ответил я. Что-то внутри меня пере вернулось, я не знал, что это было, но что-то произошло.
— И если возможно, бутылочку святой воды, ее привозят со святого источника, — произнесла женщина, и я почувствовал ее неловкость.
— Пойдемте купим, — отозвался я. — Вы знаете, где ее продают?
— Вот в этой церковной лавке, — показала женщина рукой. Мы вошли вовнутрь, подошли к прилавку.
— Я вас слушаю, — сказала женщина-монашка и посмотрела на нас.
— Скажите, пожалуйста, у вас есть церковное масло?
— Да есть.
— Можно, пожалуйста, одну бутылочку.
— Пожалуйста, — ответила она и поставила масло на прилавок.
— А святая вода у вас есть?
— Есть.
— Будьте любезны.
— Сколько?
— Одну бутылочку, — скромно ответила женщина, держа в руках пакеты.
— Может, вам еще масло взять? — спросил я.
— Спасибо, мне пока хватит, если возможно, возьмите еще бутылочку святой воды.
— Дайте, пожалуйста, еще бутылочку воды, — обратился я к монахине.
Она достала еще один маленький пузырек, который по объему был не больше 50 мл.
— С вас 90 рублей, — обратилась монахиня ко мне.
Я залез в карман, достал деньги и расплатился. Когда мы вышли на улицу, женщина сказала:
— Спасибо вам большое! — и заплакала. — Простите, что я к вам обратилась, у меня маленькая пенсия, сына убили, теперь охотятся за моей квартирой, пытаются сделать меня сумасшедшей, запугивают меня, — произнесла она, и из ее больших красивых глаз побежали слезы.
— Прошу вас, не плачьте, — сказал я и положил ей руку на плечо, немного помолчав я продолжил: — Может быть, по пирожку возьмем и по чаю?
— Спасибо вам, мне, право, неудобно, да и к тому же мне одна женщина уже купила сегодня слойку, но я ее еще не ела, берегу.
У меня все оборвалось внутри.
— Пойдем возьмем чай и посидим на лавочке.
Мы зашли в церковный буфет, где продавались различные булочки.
— Вы с чем будете?
— Я даже и не знаю.
— Есть с рисом и грибами, с рыбой, с черносливом, с яблоком.
— А можно мне с рисом и грибами, я когда-то такой уже тут ела.
— Конечно можно, — сказал я и обратился к монахине-продавщице — Извините, пожалуйста. — Я вас слушаю.
— Нам, пожалуйста, два пирожка с рисом и грибами и два чая.
— Вам какой чай, черный или зеленый? — спросила она.
— Давайте два черных, хотя подождите минуточку, — сказал я и обратился к женщине, которая была рядом со мной: — Вы черный или зеленый будете чай?
— Давайте зеленый.
— Можно нам один черный, один зеленый?
— Минуточку, — ответила монахиня и через мгновение все нам подала. Я взял несколько пирогов с собой, так как очень люблю монастырскую выпечку, потом обратился к женщине и спросил:
— Может быть, вам какой-нибудь сладкий пирожок с собой взять?
— Ну что вы, не нужно, — скромно ответила она.
— Может быть, все-таки взять? — настаивал я.
— Если можно, один с черносливом, — произнесла женщина и опустила глаза.
— Дайте, пожалуйста, еще два с черносливом с собой. Я рассчитался, и мы вышли на улицу.
— Спасибо вам, молодой человек, я никогда не забуду вашей доброты. Мне так неудобно.
— Ну что вы, прекратите, в жизни всякое бывает. Пойдемте посидим, чай попьем. Мы дошли до лавочки, сели, я откусил пирог. Женщина стала читать молитву и благодарить Бога за то, что он ей дал пищу. Я кое-как проглотил то, что откусил, и остановился, мне было неловко. Когда женщина прочитала молитву и сделала глоток чая, я продолжил кушать.
— Очень вкусно, — сказал я, — приятного вам аппетита.
— Спасибо, — ответила женщина и достала те пироги, которые я ей купил, и положила между нами, — прошу вас, берите.
— Нет, нет, нет, это я купил для вас, вы потом их съедите, а сейчас вас ждет вкусный пирог с рисом и грибами.
Женщина опустила глаза, протянула руку и скромно взяла пирог.
— Спасибо, — прошептала она.
На улице была переменная облачность. Когда женщина читала молитву, выглянуло солнце и лучами пробежалось по моему лицу. Я закрыл глаза и расслабился.
— Кушайте, приятного вам аппетита, — сказал я.
— Мне правда неловко, но сейчас я не знаю, что делать. Пока меня не было дома, у меня взломали замки, меня туда не пускают, мне некуда идти. Когда я попыталась забрать иконы, книги, которые у меня были, мне ничего не отдали. Я не знаю, что мне делать. У меня живет брат в Прибалтике, я долгое время не решалась ему сказать, у него слабое сердце, боялась, что его хватит сердечный приступ, но, когда ситуация накалилась, я поняла, что нужно сказать. Возможно, он мне поможет, а пока я молюсь, исповедуюсь, прошу Господа Бога, чтобы Он защитил меня. В ы знаете, на меня колдовали, посылали проклятья, так хотели оставить меня без всего. Мой мальчик, бедный мальчик, они убили его, — произнесла женщина, и по ее лицу снова побежали слезы.
— Прошу вас, не плачьте.
— Извините, — сказала она и вытерла слезы рукой.
— Бог все равно сильнее всех злодеев, которые делают все эти нехорошие вещи.
— Да, да, вы правы. Я молю Бога, чтобы Он защитил меня. На меня насылали такие проклятья, что люди шарахались. Я прошу Всевышнего сохранить мой рассудок и помочь мне выжить.
Солнце то пряталось за тучами, то снова появлялось и согревало своим теплом. Внутри меня происходили странные вещи. Мне было до глубины души жаль эту пожилую женщину. Мы просидели вдвоем около часа. Когда она доела пирог и допила чай, я сказал:
— Берегите себя! Мне, к сожалению, уже пора. — Я залез в кошелек и достал немного денег.
— Прошу вас, возьмите.
— Спасибо вам большое! Как вас зовут?
— Миша, — ответил я.
— Так звали моего мужа. Спасибо! Я буду молиться за вас! Дай Бог вам здоровья!
— Берегите себя! До свидания! — произнес я, надел свой рюкзак и пошел.
— До свидания! — ответила женщина.
Когда я уходил, то чувствовал, что она смотрит мне вслед, но я не смог обернуться и посмотреть на нее. В груди что-то сжалось и отпустило. Я перекрестился, вышел за территорию храма и побрел к метро. Зайдя в вагон, я достал книгу и попытался читать. Мои мысли были рассеяны, и я не улавливал сути написанного. Когда я вышел из метро и пошел в сторону дома, к горлу подступил комок, мне хотелось плакать. Через мгновение меня охватило чувство счастья, которое снова сменилось грустью. Придя домой, я зажег свечу. Видимо, именно в этот день я должен был оказаться в Даниловском монастыре.
— Прошу Тебя, Боже, помоги и сохрани эту женщину, а также всех тех, кто нуждается в помощи.
Данилов монастырь — это особенное место силы, где чувствуется мощный заряд энергии и спокойствия. Собираясь в монастырь, старайтесь сконцентрироваться на той проблеме или желании, с которым идете. Молитва святому Даниилу Московскому поможет вам. Помните, чудеса случаются, если в них верить. Все в руках каждого из нас.
Молитвы святому князю Даниилу Московскому
Молитва первая
Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение, преподобне княже Данииле! К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя. Всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа, Бога нашего, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, Неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю, теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах! К тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божия славы неусыпный. Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божия. Тихость Духа Божия, да соблюдет сердца наша. Весна покаяния д а украсит дела наша. Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости присно зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.
Молитва третья
О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искорен яя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Кроме мощей святого Даниила Московского в Даниловском монастыре находятся мощи преподобного Георгия Даниловского. Считается, что преподобный Георгий Даниловский помогает всем людям, которые обращаются к нему в молитве с верой.
Молитва преподобному Георгию Даниловскому
О преславный угодниче Божий, преподобне отче Георгие, Даниловы обители похвало и украшение! Ты от юности своея монашеское житие вожелал еси, в нем же подвизався, любовь Христову стяжал еси, и был еси пастырь добрый притекающих к тебе; последи же изгна ния и многи скорби претерпев, Небесное Царство наследовал еси.
И ныне призри на нас, чад твоих, молящихся тебе, и управи души наша ко спасению; обитель же нашу святую мир ом и благочестием утверди и в вере православней нас укрепи, да чистым жиитем благоугодим Богу, Ему же всякая слава подобает, честь и поклонение, во веки. Аминь
Кроме этого в Даниловском монастыре находятся башмачок с мощей святителя Спиридона Тримифунтского и его икона, возле которой молятся все верующие.
Святитель Спиридон является одним из самых чтимых святых не только в России, Греции, но и во всем мире. Он исцеляет неизлечимых больных и помогает всем, кто к нему обращается с чистыми помыслами и верой в сердце.
Однажды архиепископ Никифор Феотокис, который закончил свои дни в Даниловском монастыре, сказал: «Не знатность рода, потому что род его был убог; ни высокость звания, потому что он был пастух овец; ни знание света мудрости мирской, потому что он в училищах не обучался; ни другая какая вещь, кроме добродетели, возвели на такую высоту этого чудотворца и предстателя нашего Спиридона… И до нынешнего дня не поклоняются ли ему все славные и владетельные князья? Не полагаем ли мы за великую для себя честь целовать не только главу его, но и кончики сапог, которые он носил?»
Молитвы святителю Спиридону Тримифунтскому
Молитва первая
О Великий и пречудный святителю Христов и чудотворче Спиридоне, Керкирская похвало, всея вселенныя светильниче пресветлый, теплый к Богу молитвенниче и всем к тебе прибегающим и с верою молящимся скоропредстательный заступниче! Ты веру православную на Никейстем Соборе посреде отцев преславно изъяснил еси, ты единство Святыя Троицы чудесною силою показал еси и еретиков до конца посрамил еси. Услыши нас, грешных, святителю Христов, молящихся тебе, и сильным твоим предстательством у Господа избави нас от всякаго злаго обстояния: от глада, потопа, огня и смертоносныя язвы. Ты бо во временней жизни своей от всех сих бедствий избавлял еси людей твоих: от нашествия агарян и от глада страну твою сох ранил еси, царя от неисцельнаго недуга избавил и многия грешники к покаянию привел еси, мертвых преславно воскрешал еси, за святость же жития твоего ангелы невидимо в церкви поющия и сослужащия тебе имел еси. Сице убо прослави тебе, вернаго Своего раба, Владыка Христос, яко вся тайная человеческая деяния дарова тебе разумети и обличати неправедно живущия. Многим в скудости и недостаточестве живущим ты усердно помогал еси, люди убогия изобильно во время глада напитал еси и ина многа знамения силою в тебе живущаго Духа Божия сотворил еси. Сице и нас не остави, святителю Христов, поминай нас, чад своих, у Престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О всеблаженне святителю Спиридоне, великий угодниче Христов и преславный чудотворче! Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики ангел, призри милостивым оком на предстоящия зде люди и просящий сильныя твоея помощи. Умоли благоутробие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониим нашим, но да сотворит с нами по милости Своей! Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления! Избави всех верою несумненною к Богу приходящих от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов! Буди печальным утешитель, недугующим врач, в напастех помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем крепкия помощи твоея требующим вся, яже ко спасению, полезная! Яко д а твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми, достигнем в вечный покой и купно с тобою прославим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья
О преблаженне святителю Спиридоне! Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Избави нас от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие, да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да непрестанно возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков.
Экстрасенс Юлия Соловьева:
— Под Даниловским монастырем поток светлой энергии, и он выглядит очень празднично и очень хорошо влияет на настроение человека, наполняя его своим светом. Там всегда уютно, летом растет много цветов. Энергия Даниловского монастыря отличается от энергий других монастырей, она какая-то солнечная.
Возле мощей святого Даниила Московского — сильная энергетика, которая окутывает человека, помогает и дает что нужно. У любых мощей хорошо постоять, поговорить. Правда, не все мощи отвечают. Матрона тоже, если она не считает нужным отвечать на вопросы, молчит. И здесь хорошо не просто подойти, попросить, а хорошо встать неподалеку, настроиться и просто поговорить, попросить, вопросы задать, открыться. Всё это как с иконами. Мощи святого Даниила Московского помогают в болезнях, даже с онкологией можно подходить к ним, он всех поддерживает. Тем, кому нельзя помочь, он дает легкий уход, человек перестает бояться, пугаться, его мысли направляются к Богу.
У меня была история по поводу легкого ухода: однажды ко мне пришла одна женщина и сказала:
— Что мне делать, у меня мама старенькая, у нее трое детей, она сейчас болеет, у нее плохо с памятью, за ней нужен уход.
Она дала мне фото, и я вышла на нее и выяснила, что она очень сильно любит своих детей, они все уже взрослые. У пожилой женщины тогда был гражданский муж, очень буйный, и она не могла позволить себе умереть, потому что боялась, что ее этот гражданский муж навредит ее взрослым детям. Я сказала этой женщине, что этого мужика надо выгнать, тогда маме станет легче. Когда выгнали его, она начала успокаиваться, перестала страдать от приступов и вскоре легко умерла.
Почему я вспомнила этот случай? Потому что к святому Даниилу приходят безнадежные люди, от которых врачи уже отказались. Кому-то он помогает еще пожить, давая силы, а кому-то помогает наладить связь с Богом.
— Что святой Даниил хотел бы сказать людям? — спросил я.
— Он говорит: учитесь любить друг друга и будьте счастливы этим, а все остальное от Бога дастся.
— В монастыре еще есть мощи преподобного Георгия Даниловского, как он помогает людям? — спросил я.
— Преподобный Георгий Даниловский больше печется о здоровье души. Направлен на самоизлечение, на понимание своих ошибок и грехов, на их отмаливание, на понимание того, что творишь, на духовность. Георгий Даниловский помогает, но он настроен на то, чтобы люди сами менялись. Главная идея — ты смотри на то, что получится, не делай впопыхах, ты подумай, чтобы потом не надо было ходить и просить о чем-то.
Очищение души и воспитание духовности, вот что от него идет.
Главное — нужно верить в себя, укреплять свою волю. Дух, духовность, вот к чему он призывает и говорит о том, что через церковь, монастыри, святые места, паломничество, общение с такими же людьми, уединение это можно развивать. И относиться к этому как хрустальной вазе, бережно, и следить, чтобы не замутился сей сосуд.
— В Свято-Даниловском монастыре находятся икона святого Спиридона Тримифунтского и святой башмачок с его ноги. Что вы можете сказать про него? — спросил я.
— Святой Спиридон вызывает у меня ощущение борца. Он внутренне свободен, независим он настоящий воин духа. Он говорит о внутренней свободе. Будет духовность, будет свобода, тогда и человек будет процветать. Ничего нет такого, что могло бы ему помешать. Духовность нужно беречь, к ней нужно стремиться, углублять, укреплять и работать с этим.
Святой Спиридон говорит о внутренней свободе и чистоте, о независимости от каких-либо социальных ограничений, которые постоянно присутствуют в нашей жизни. Ясность мышления, глубина, чистота, внутренняя незамутненность и понимание, что является важным и ценным.
Он — воин, он сильный! Больше он ничего добавлять не желает….
— Как у вас идет взаимосвязь со святыми? — попросил объяснить я.
— Я настраиваюсь на энергетику святого и прошу разрешения поговорить, говорю спасибо. Идет голос без эмоций и без человеческой окраск и. Иногда идут слова, а иногда идут мысли, которые я перевожу в слова. Все беды идут от нежелания, неумения любить, пошла сейчас еще информация. Болеют, умирают от нелюбви друг к другу, к миру.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Преподобноисповедник Георгий Лавров
Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров).
Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
21.06/04.07 – день блаженной кончины (1932 г.)
28.09/11.10 – обретение мощей (2000 г.)
Преподобноисповедник Георгий (Лавров Герасим Дмитриевич) родился 28 февраля 1868 года в деревне Касимовка Ламской волости Елецкого уезда Орловской губернии в благочестивой состоятельной торговой семье. Когда в 12 лет он с родителями приехал на Богомолье в Оптину пустынь и подошел под благословение к преподобному Амвросию, тот обнял его за голову, благословил и сказал, что ему следует оставаться. Так в 12 лет Герасим стал послушником монастыря.
До 1914 года, более тридцати лет, подвизался в Оптиной пустыни. Напутствие поступать в Оптину он получил еще в детстве у раки преподобного Сергия: мальчик молился, чтобы Преподобный даровал ему счастье в жизни, и в ответ услышал в душе слова: «Иди в Оптину».
23 июня 1899 года он был пострижен в монашество с наречением имени Георгий (в честь святого великомученика Георгия).
24 октября 1902 года рукоположен во иеродиакона.
В монастыре исполнял в основном хозяйственные послушания. Внешние труды сочетались с духовным деланием, при всецелом, нерассуждающем послушании старцам.
2 января 1914 года иеродиакон Георгий переведен в Мещовский Георгиевский монастырь, что в Калужской губернии, и Указом Святейшего Синода от 31 октября 1915 года назначен на должность настоятеля с рукоположением в сан иеромонаха.
В 1918 году монастырь был закрыт, монастырские святыни поруганы безбожниками. Настоятеля при этом лживо обвинили в хранении пулеметов и, подвергнув аресту 9 декабря, учинили показательное судилище, на котором выступали разные лжесвидетели, среди которых даже нашелся еврей по имени Иуда. Несмотря на нелепость обвинения, 4 июня отец Георгий был приговорен к расстрелу и заключен в камеру смертников, из которой каждую ночь забирали на казнь по пять-шесть человек. В камере стоял такой холод, что замерзала вода. Узники терпели голод и вшей. Однажды днем к нему подошел тюремный сторож и сказал: «Батюшка, готовьтесь, сегодня я получил на всех вас список. Ночью уведут». Это означало расстрел.
В ночь перед расстрелом, во время молитвы, ему было видение о том, что он и шесть его соузников, также приговоренных к смерти, останутся живы. В каменной стене коридора он вдруг увидел образовавшуюся брешь. Через нее – опушку леса, а над ней, в воздухе, свою покойную мать. Она кивнула головой и сказала: «Сынок, вас не расстреляют, а через десять лет мы с тобой увидимся». Видение окончилось, и отец Георгий вновь очутился возле глухой стены, но в душе была Пасха!
Так по милости Божией и случилось. Для исполнения приговора смертников посадили в вагон. На станции Тихонова Пустынь, куда прибыл этот вагон, он должен был быть перецеплен к поезду, шедшему из Москвы в Калугу. Волею Божией поезд из Москвы пришел вовремя, а поезд, шедший с вагоном заключенных, опоздал. Конвой, не имея распоряжений, прицепил вагон к поезду, шедшему на Москву, и там заключенных препроводили в Таганскую тюрьму. Пока шло выяснение обстоятельств, была объявлена амнистия. По амнистии ВЦИК от 5 ноября 1919 года расстрел был заменен пятью годами заключения.
До 1922 года отец Георгий содержался в Таганской тюрьме в Москве.
В тюрьме был санитаром, благодаря чему имел доступ к самым разным людям, в том числе и в камеры смертников. Как милосердный самарянин, обмывал он гнойные язвы заключенным, стараясь всех утешить и ободрить, исповедуя и причащая желающих.
В Таганской тюрьме отец Георгий близко сошелся душевно с Михаилом Александровичем Жижиленко, духовным сыном священника Валентина Свенцицкого, человеком родственных ему взглядов. М.А. Жижиленко, тюремный врач-терапевт, позже, в феврале 1928 года, принял тайный постриг с именем Максим и тайно же митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Димитрием (Любимовым) в Ленинграде был поставлен во епископа Серпуховского.
В тюрьме получил отец Георгий благословение на старчество от священномученика митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова). Был взят из тюрьмы «на поруки» владыкой Феодором (Поздеевским), с которым до того вместе находился там в заключении, и принят им в число насельников Свято-Даниилова монастыря.
В 1922 году иеромонах Георгий был освобожден и был назначен на должность братского духовника Даниилова монастыря. Послушанием его было также принимать исповеди прихожан.
В детстве он не раз бывал в Данилове. Рассказывал, как однажды горько плакал здесь без всякой видимой причины. Вспоминал и о том, как прыгал по ступенькам одного из даниловских храмов, не ведая, что когда-то будет старцем и братским духовником древней обители.
Архиепископ Феодор с любовью принял отца Георгия в монастырь, хотя батюшка не принадлежал к числу ученой братии, которая собиралась вокруг настоятеля. Поселив батюшку вначале в братском корпусе, владыка Феодор вскоре предоставил ему келию в нижнем этаже древнего храма в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Напротив келии находился небольшой домовый храм святых праведных Захарии и Елизаветы. В этой крошечной церкви отец Георгий, возведенный в сан архимандрита, в будние дни принимал приходящих на исповедь и на совет. В благодатной тишине храма умягчались сердца людей, и всякая душа располагалась довериться мудрому старцу. В праздники архимандрит Георгий исповедовал в Троицком соборе в левом приделе, за ракой с мощами святого благоверного князя Даниила, к тому времени уже перенесенной из храма Святых Отцов.
Москвичи любили даниловского батюшку, почитали за дар утешения и прозорливость. Среди его духовных детей были как образованные люди, видные ученые, так и простой народ; всегда окружала старца молодежь. Ко всем отец Георгий относился по-доброму, и мягкая улыбка, шутливое, веселое слово, которыми была пересыпана его речь, ласковые обращения – «золотце», «золотой мой», «деточка» – обнаруживали в нем избыток любви.
Келию архимандрита Георгия посещали и архиереи, жившие в то время в Данилове. Одного из них, будущего священномученика Фаддея (Успенского), он называл «всеблаженным архиереем».
Многие духовные дети старца испытали гонения за верность Христу, стали мучениками и исповедниками. Среди них священномученики митрополит Серафим (Чичагов), протоиерей Владимир Амбарцумов, иеромонах Павел (Троицкий) и другие.
Старец Георгий обладал необыкновенным даром любви, доброты, милосердия, помогал людям советом, делом, молитвой. Имеются многие свидетельства его чудесной молитвенной помощи нуждающимся.
Особенно добр и ласков бывал отец Георгий с детьми. «Все ко мне идут, несут свои скорби, а вы у меня как пташечки, легкие, все у вас хорошо, и я отдыхаю с вами», – бывало, говорил он. Он подолгу беседовал с ними, участливо и серьезно интересовался их проблемами: отношениями с домашними, школьными делами, играми, а с девочками мог обсудить и фасон будущего платья. В карманах его рясы всегда имелись конфеты, пряники, другие сладости, которыми можно было одарить малышей. И малыши любили его. Не забывали они щедрых даров тепла и любви отца Георгия до конца своих дней.
До 19 мая 1928 года он подвизался в Московском Даниловском монастыре.
Его простота, вмещавшая в себя и мудрость, и крепкую волю, а главное – удивительную мягкость, терпимость, широту воззрений и безграничную любовь, привлекала к нему многих духовных чад, особенно среди людей высокообразованных и подростков. Во время возникших разногласий из-за политики митрополита Сергия он боялся новых разделений в Церкви, и без того бедствующей.
19 мая 1928 года был арестован и обвинен при аресте в том, что «играл роль «старца» в черносотенном монастыре, вел антисоветскую пропаганду среди обслуживаемого контингента».
15 июня 1928 года приговорен к трем годам ссылки.
Ссылку отбывал с 1928-го по 1932 год в поселке Кара-Тюбе Уральской области в Казахстане.
В доме ссыльного батюшки не прекращалась молитва. Домовый храм устроили в главной комнате, где жил отец Георгий. Престол был изготовлен им самим из посылочных ящиков; в антиминсе находились частицы святых мощей равноапостольных Константина и Елены.
Там, в ссылке, у него открылся рак гортани. Каждый прием пищи с этого времени становился невыносимо мучительным.
Незадолго до назначенного срока освобождения архимандрит Георгий послал в Москву, митрополиту Сергию, телеграмму: «Благий архипастырь, отец. Я заболел серьезно горлом. Пищи принимать никакой нельзя, чайную ложку глотаю трудом. Лежать, спать минуты не могу, задыхаюсь. Дальнейшее пребывание таком положении – голодная смерть. Я вновь прошу Вашего ходатайства разрешение приехать. Срок мой кончится 19 мая 1931». Ответа не последовало. Возможно, та телеграмма просто не дошла до адресата. Возможно.
Власти затягивали освобождение, долго не присылали необходимых бумаг и после истечения срока заключения. Вместо освобождения в мае 1931 года отец Георгий был вынужден остаться в степной ссылке еще на одну тяжелую зиму – вплоть до следующей весны. Спустя год он наконец был освобожден без права проживания в Москве и еще двенадцати городах с прикреплением к определенному месту в течение трех лет.
Из доступных городов отец Георгий выбрал Нижний Новгород, сказав при этом, вспоминая Минина и Пожарского: «Спасение из Нижнего».
И вскоре, 4 июля 1932 года умер в Нижнем Новгороде.
В тот день отец Георгий долго разговаривал со своим духовным сыном архимандритом Сергием (Воскресенским), впоследствии митрополитом Виленским. Отец Сергий пришел со Святыми Дарами. Старец принял Святые Дары и, с Чашей в руках, преставился ко Богу.
Он был отпет архимандритом Сергием в сослужении с многочисленным духовенством.
Был захоронен на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде, недалеко от алтаря кладбищенского старообрядческого храма.
Известны многие посмертные свидетельства того, что старец стяжал дерзновение пред Богом. Во исполнение своего обещания, он не оставлял и не оставляет ныне благодатной помощью всех, кто в молитве с верой к нему обращается.
Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.
11 октября 2000 года были обретены его честные мощи. Ныне они пребывают в Покровском храме Московского Свято-Даниилова монастыря.
Литература:
1. У Бога все живы: Воспоминания о Даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). М.: Даниловский благовестник, 1996.
2. Зеленская Г. Несокрушимые духом. Судьбы насельников московского Данилова монастыря// Памятники Отечества: Альманах. 1992. № 2-3.
3. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
4. http://www.msdm.ru
5. http://pstbi.ru
6. http://fond.centro.ru
Преподобноисповедник Георгий (Герасим Дмитриевич Лавров) родился 28 февраля 1868 года в деревне Касимовка Ламской волости Елецкого уезда Орловской губернии в крестьянской семье.
4 июля день — памяти преподобноисповедника архимандрита Георгия (Лаврова)
Из родного дома Герасим вынес глубокую веру в Бога и любовь к Святой Церкви.
До Данилова монастыря, в течение 24 лет, с 1890 по 1914 год, о. Георгий подвизался в Оптиной Пустыни. Напутствие поступать в Оптину он получил в детстве у раки преподобного Сергия: мальчик молился, чтобы преподобный даровал ему счастье в жизни, и в ответ услышал в душе слова: «Иди в Оптину».
В 1890 году Герасим пешком оправился в Оптину. Через месяц он прибыл в обитель и был принят на добровольное послушание. 10 октября 1898 года был определен в число братства монастыря, 23 июня 1899 года пострижен в монашество с наречением имени Георгий (в честь святого великомученика Георгия) и 24 октября 1902 года рукоположен во иеродиакона.
В монастыре отец Георгий исполнял, в основном, хозяйственные послушания. Внешние труды сочетались с духовным деланием, при всецелом, нерассуждающем послушании старцам.
Так возрастал будущий исповедник Христов от силы в силу (Еф. 4, 13), и к тому времени, когда настала пора покинуть стены Оптиной Пустыни, он был уже испытанным монахом, готовым к деланию на ниве Христовой.
2 января 1914 года иеродиакон Георгий был переведен в Мещовский Георгиевский монастырь и Указом Святейшего Синода от 31 октября 1915 года назначен на должность настоятеля с рукоположением в сан иеромонаха. 3 января того же года был награжден набедренником.
Иеромонах Георгий управлял Мещовской обителью в тяжелое время мировой войны и революции. В этом ему помогали практический опыт и умение рачительно хозяйствовать, приобретенные в Оптиной, доброта и мудрость в отношениях с людьми. 2 ноября 1917 года за настоятельские труды отец Георгий был награжден Святейшим Синодом наперсным крестом. В том же году Мещовскому Георгиевскому монастырю было «преподано благословение Святейшего Синода с выдачей о сем грамоты… за заслуги… обители по обстоятельствам военного времени».
9 декабря 1918 года иеромонаха Георгия арестовали, и 4 июня 1919 года он был приговорен к расстрелу. В ночь перед расстрелом, во время молитвы, ему было видение о том, что он и шесть его соузников, также приговоренных к смерти, останутся живы. Так по милости Божией и случилось. Для исполнения приговора смертников посадили в вагон.
На станции Тихонова Пустынь, куда прибыл этот вагон, его по ошибке прицепили к поезду, идущему не в Калугу, как предполагалось, а в Москву, где заключенных препроводили в Таганскую тюрьму. Пока шло выяснение обстоятельств, была объявлена амнистия, и все остались живы. По амнистии ВЦИК от 5 ноября 1919 года расстрел был заменен пятью годами заключения, которое отец Георгий отбывал в Бутырской и Таганской тюрьмах.
Находясь в тюрьме, отец Георгий исполнял должность санитара и был старцем-утешителем для многих узников. Он не щадил себя, облегчая телесные и душевные страдания заключенных.
В Таганской тюрьме в то время находились священномученик митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов, † 7 ноября 1937) и настоятель Московского Данилова монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский, † 10 октября 1937). Добродетели иеромонаха Георгия не утаились от архиереев-исповедников, и это имело большое значение для его дальнейшей жизни. Митрополит Кирилл, заметив в нем благодатный дар рассуждения и любви, благословил отца Георгия на старчество, а архиепископ Феодор в 1922 году принял в Данилов монастырь, взяв старца «на поруки».
Так в 1922 году иеромонах Георгий был освобожден и стал насельником Данилова монастыря, где был назначен на должность братского духовника. Послушанием его было также принимать исповедь прихожан.
Москвичи любили даниловского батюшку, почитали за дар утешения и прозорливость. Среди его духовных детей были как образованные люди, видные ученые, так и простой народ, всегда окружала старца молодежь. Посещали архимандрита Георгия и архиереи, жившие в то время в Данилове. Многие духовные дети старца претерпели гонения за веру. Среди них священномученики митрополит Серафим (Чичагов), протоиерей Владимир Амбарцумов, иеромонах Павел (Троицкий) и другие.
Старец Георгий обладал необыкновенным даром любви, доброты, милосердия, помогал людям советом, делом, молитвой. Имеются многие свидетельства его чудесной молитвенной помощи нуждающимся.
Исключительное внимание архимандрит Георгий уделял молодежи. «Путь человека складывается смолоду, и потом трудно его изменить», — говорил он. Многих юношей и девушек старец направил на путь веры, в те годы исповеднический.
19 мая 1928 года архимандрита Георгия арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму. 12 июня 1928 года было составлено обвинительное заключение по ст. 58/10 УК.
В одиночной камере тюрьмы источником духовной крепости была для старца молитва. На допросах он держался спокойно и мужественно.
15 июня 1928 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать архимандрита Георгия в Казахстан, в Уральск, сроком на три года. Добравшись до Уральска, он получил новое назначение в глушь — в поселок Кара-Тюбе, находящийся в 100 км от районного центра Джамбейты.
прп. Георгий исповедник Даниловский
Изгнанническую долю архимандрита Георгия разделила Татьяна Борисовна Мельникова, сопровождавшая батюшку в ссылку и бывшая с ним до последнего его часа. Спустя некоторое время в Кара-Тюбе приехала Елена Владимировна Чичерина (впоследствии монахиня Екатерина).
Время от времени старца навещали его духовные дети. В Джамбейте также поселились духовные чада отца Георгия, молодые специалисты-медики, выбравшие этот далекий край, чтобы быть рядом со своим старцем.
В Кара-Тюбе отец Георгий и его послушницы поселились в убогой фанзе (киргизском глиняном доме) на краю селения. Первое время питались в основном тем, что присылали духовные дети из Москвы. Вскоре завели корову, появилось свое молоко.
В доме ссыльного батюшки не прекращалась молитва. Домовый храм устроили в главной комнате, где жил отец Георгий. Престол был изготовлен им самим из посылочных ящиков; в антиминсе находились частицы святых мощей равноапостольных Константина и Елены. Богослужения совершались во все праздничные дни, а Великим Постом ежедневно, утром и вечером. Всегда читалось дневное житие.
За годы пребывания отца Георгия в Кара-Тюбе было несколько неприятных происшествий, по милости Божией закончившихся благополучно. После этих событий казахи уважительно говорили, объясняя их счастливый исход: «Русский мулла Богу молился».
В ссылке архимандрит Георгий тяжело заболел. Вызванная из Джамбейты врач Софья Максимовна Тарасова (впоследствии монахиня Агапита) определила рак гортани. Необходимо было возвращаться в Россию; стали ходатайствовать о поездке в Москву. Однако власти затягивали освобождение, и изнуренный болезнью старец вынужден был прожить в Казахстане еще один лишний и самый тяжелый из прожитых здесь год.
15 мая 1932 года были получены, наконец, документы об освобождении без права проживания в Москве и 12 других городах, с прикреплением к определенному месту жительства в течение трех лет. Из возможных городов отец Георгий выбрал Нижний Новгород, сказав при этом, вспоминая Минина и Пожарского: «Спасение из Нижнего».
В Нижнем Новгороде старец поселился в небольшом домике, стоявшем среди рощи любимых им белоствольных берез. Истекали последние дни исповеднической жизни старца. Из Москвы приехали близкие духовные дети. Встреча с ними оживила отца Георгия, и он сумел поговорить с каждым в отдельности.
4 июля (по новому стилю) отец Георгий долго разговаривал со своим духовным сыном архимандритом Сергием (Воскресенским, † 16 апреля 1944), будущим митрополитом, интересовался церковными делами. Утомившись беседой, он задремал. В комнате осталась только Татьяна Мельникова. Заметив, что дыхание старца изменилось, она позвала отца Сергия. Он тотчас пришел со Святыми Дарами. Старец взял Чашу, принял Святые Дары и так, с Чашей в руках, преставился к Богу.
О смерти батюшки сообщили в Москву; духовные дети, кто только мог, поехали в Нижний Новгород (тогда город Горький). Отпевание было назначено на 6 июля, день Владимирской иконы Божией Матери, особо чтимой отцом Георгием. Совершал отпевание архимандрит Сергий в сослужении многочисленного духовенства. Несмотря на то, что отец Георгий прожил в Нижнем Новгороде недолго, слух о праведнике распространился в народе, и на отпевание пришли многие верующие местные жители.
Когда катафалк въехал в ворота кладбища, ударил колокол и мерно звонил до внесения почившего в храм. Отец Георгий был похоронен недалеко от алтаря кладбищенского старообрядческого храма.
Тропарь и Кондак Георгию исповеднику Даниловскому
Известны многие посмертные свидетельства того, что старец стяжал дерзновение пред Богом. В исполнение своего обещания, он не оставлял и не оставляет ныне благодатной помощью своих духовных детей и всех, кто в молитве с верой обращается к нему.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году архимандрит Георгий был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. 11 октября 2000 года были обретены его честные мощи. Ныне они покоятся в Покровском храме Данилова монастыря.
Молитва преп. Георгию Даниловскому
О преславный угодниче Божий, преподобне отче Георгие, Даниловы обители похвало и украшение!
Ты от юности своея монашеское житие вожелал еси, в нем же подвизався,
любовь Христову стяжал еси, и был еси пастырь добрый притекающих к тебе;
последи же изгнания и многи скорби претерпев, Небесное Царство наследовал еси.
И ныне призри на нас, чад твоих, молящихся тебе, и управи души наша ко спасению;
обитель же нашу святую миром и благочестием утверди и в вере православней нас укрепи,
да чистым житием благоугодим Богу, Ему же всякая слава подобает, честь и поклонение, во веки.
Аминь