Содержание
Главные цитаты из произведений Федора Достоевского
Всемирно известные цитаты Федора Достоевского
Преступление и наказание
Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.
Родион Раскольников
При неудаче всё кажется глупо!
Родион Раскольников
Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!
Родион Раскольников
У всякого свои шаги.
Родион Раскольников
Станьте солнцем, вас все и увидят.
Порфирий Петрович
Знаете ли, до какой степени одурманения может иногда полюбить женщина?
Аркадий Иванович Свидригайлов
Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово.
Родион Раскольников
Изо ста кроликов никогда не составится лошадь, изо ста подозрений никогда не составится доказательства.
Порфирий Петрович
Ко всему-то подлец-человек привыкает!
Родион Раскольников
Если б возможно было уйти куда-нибудь в эту минуту и остаться совсем одному, хотя бы на всю жизнь. То он почёл бы себя счастливым.
Родион Раскольников
А знаешь ли… что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят.
Родион Раскольников
Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести.
Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.
Русские люди вообще широкие люди.. широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности.
Аркадий Иванович Свидригайлов
Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
Петр Петрович Лужин
Подросток
— Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.
— Красиво?
— Конечно. Молчание всегда красиво, а молчаливый всегда красивее говорящего.
Андрей Петрович Версилов
Мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и дается лишь избранным; дурак всегда доволен тем, что сказал, и к тому же всегда выскажет больше, чем нужно; про запас они любят.
Андрей Петрович Версилов
Общие принципы только в головах, а в жизни одни только частные случаи.
Аркадий Макарович Долгорукий
Было то, что всегда бывает: кого больше любишь, того первого и оскорбляешь.
Аркадий Макарович Долгорукий
Пусть я не достигну ничего, пусть расчёт неверен, пусть лопну и провалюсь, все равно — я иду. Иду потому, что так хочу.
Аркадий Макарович Долгорукий
… Я с товарищами был на ты, но ни с кем почти не был товарищем, я сделал себе угол и жил в углу.
Аркадий Макарович Долгорукий
…Русские женщины дурнеют быстро, красота их только мелькнет, и, право, это не от одних только этнографических особенностей типа, а и оттого еще, что они умеют любить беззаветно. Русская женщина все разом отдает, коль полюбит, — и мгновенье, и судьбу, и настоящее, и будущее: экономничать не умеют, про запас не прячут, и красота их быстро уходит в того, кого любят.
Андрей Петрович Версилов
Вообще же, ничего не делать всего лучше; по крайней мере спокоен совестью, что ни в чем не участвовал.
Андрей Петрович Версилов
Как могло случиться, что в такое короткое время вышло такое ужасное расстояние!
Аркадий Макарович Долгорукий
Исключения, беспрерывно повторяющиеся, обращаются в общее правило.
Стебельков
Деньги, конечно, есть деспотическое могущество, но в то же время и высочайшее равенство, и в этом вся главная их сила: Деньги сравнивают все неравенства.
… Деньги — это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество.
Аркадий Макарович Долгорукий
— Ну, cher enfant, не от всякого можно обидеться. Я ценю больше всего в людях остроумие, которое видимо исчезает, а что там Александра Петровна скажет — разве может считаться?
— Как, как вы сказали? — привязался я, — не от всякого можно… именно так! Не всякий стоит, чтобы на него обращать внимание, — превосходное правило! Именно я в нем нуждаюсь. Я это запишу.
Аркадий Макарович Долгорукий князь Сокольский
Поверь, жизнь всякой женщины, что бы она там ни проповедовала, это — вечное искание, кому бы подчиниться… так сказать, жажда подчиниться. И заметь себе — без единого исключения.
князь Сокольский
…Женщины небольшие мастерицы в оценке мужских умов, если человек им нравится, и парадоксы с удовольствием принимают за строгие выводы, если те согласны с их собственными желаниями.
Аркадий Макарович Долгорукий
Братья Карамазовы
…Человек ищет не столько бога, сколько чудес.
Другой никогда не может узнать, до какой степени я страдаю, потому что он другой, а не я.
Русский весьма часто смеется там, где надо плакать.
Влюбиться — не значит любить: влюбиться можно и ненавидя.
Дмитрий Федорович Карамазов
А ты ни за что люби.
Может быть, ты будешь её вечно любить, но, может быть, не будешь с нею всегда счастлив…
Алексей Федорович Карамазов
Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.
Все настоящие русские люди — философы…
Дмитрий Федорович Карамазов
Любовью все покупается, все спасается… Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие еще грехи выкупишь.
Взять ли силою или смиренною любовью? Всегда решай — возьму смиренною любовью. Решишься так раз и навсегда и весь мир покорить возможешь.
старец Зосима
Идиот
Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье.
В последнее время и он меня мучил: всё это было натурально, люди и созданы, чтобы друг друга мучить.
Ипполит
Вы краснеете, это черта прекрасного сердца
Закон саморазрушения и закон самосохранения одинаково сильны в человечестве!
Красота спасет мир.
Заметьте себе, милый князь, что нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особых талантов и человек обыкновенный.
Гаврила Ардалионович Иволгин
Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот ещё не трус.
князь Мышкин
Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом и без сердца.
Лизавета Прокофьевна Епанчина
А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах.
князь Мышкин
Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить как с собой.
Аглая Ивановна Епанчина
Он и не ожидал, что у него с такою болью будет биться сердце.
князь Мышкин
Знаешь ли, что женщина способна замучить человека жестокостями и насмешками и ни разу угрызения совести не почувствует, потому что про себя каждый раз будет думать, смотря на тебя: «Вот теперь я его измучаю до смерти, да зато потом ему любовью моей наверстаю…»
князь Мышкин
… Что ложью началось, то ложью и должно было кончиться; это закон природы.
Евгений Павлович
Совершенство нельзя ведь любить; на совершенство можно только смотреть как на совершенство, не так ли?
… Есть люди, которых почему-то приятно видеть подле себя в иную тяжелую минуту.
Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.
князь Мышкин
Подлецы любят честных людей…
Гаврила Ардалионович Иволгин
Есть женщины, которые годятся только в любовницы и больше ни во что.
Гаврила Ардалионович Иволгин
Сострадание есть главный и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
Если б я имел власть не родиться, то наверно не принял бы существования на таких насмешливых условиях.
Ипполит Терентьев
Бесы
Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту.
Кириллов
Россия есть игра природы, а не ума.
…Не вы съели идею, а вас съела идея.
Петр Степанович Верховенский
Молчать — большой талант.
Петр Степанович Верховенский
Есть вещи, о которых не только нельзя умно говорить, но о которых и начинать-то говорить неумно.
Петр Степанович Верховенский
…Вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек.
Николай Всеволодович Ставрогин
Мысль великая, но исповедующие не всегда великаны.
Степан Трофимович Верховенский
Нельзя любить то, чего не знаешь!
Иван Павлович Шатов
Униженные и оскорблённые
Ты не понял всего. Будь счастлив с кем хочешь. Не могу же я требовать у твоего сердца больше, чем оно может мне дать…
Наташа
…Как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли… Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
Иван Петрович
Коли ты хочешь, чтобы тебя уважали, во-первых и главное — уважай сам себя.
Алёша
… В тесной квартире даже и мыслям тесно.
Иван Петрович
В основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм.
Князь
Записки из Мёртвого дома
Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.
Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что по смеху можно узнать человека, и если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей, то смело говорите, что это человек хороший.
Александр Петрович Горянчиков
Село Степанчиково и его обитатели
Хорошее время не с неба падает, а мы его делаем…
Фома Фомич Опискин
Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт.
Разное
В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно.
Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
1
4
Ода портянкам.
Нет, это не то, о чем вы подумали, а некоторые даже злорадно заухмылялись. Речь пойдет, именно о портянках, в прямом смысле этого слова, о двух прямоугольных кусках плотной хб или байковой ткани, размерами примерно 30х60 см. Впрочем, и не только о них.
Портянки имеют одну замечательную особенность: у каждой четыре угла и две стороны, то есть их можно восемь раз перемотать свежей тканью к ноге. В армии, например, баня у нас была один раз в неделю и портянки выдавались тоже раз в неделю после бани (1988-1990г.). В Российской империи и в СССР, до массового строительства благоустроенного жилья при Хрущеве, подавляющее большинство населения проживало без удобств в виде ванны или душа, и в баню традиционно ходили, также, один раз в неделю. А повседневная обувь, также у подавляющего большинства (кто мог себе их позволить) была сапоги. В сапогах ходили, и солдаты, и офицеры, и купцы, и промышленники, и крепкие крестьяне, и служащие, и даже, любимец Поклонской, император Всея Руси и пр., и пр. Николай II, на всех парадных портретах в полный рост, которые я видел, он обут в сапоги. И думаете он носки с подтяжками под сапоги надевал? Ну не было тогда технологии резинок в ткани. Портянки, их родимых, мотал, и не думаю, что от этого чувствовал себя неуютно или ущербно. В советское время была такая уже ретро загадка: «Почему Сталин ходил в сапогах, а Ленин в ботинках?». Один из вариантов большинства неправильных ответов был: «Потому что портянки наматывать не умел». Правильный ответ – по земле (по чему). На моей памяти, когда я был пацаном у бабушки в деревне, большинство мужиков, особенно старшего поколения (практически 100%) ходило в сапогах, зимой переобуваясь в валенки с калошами, но тоже с портянками.
— Деда, а тебе в сапогах не жарко? – спрашивал я летом, смотря на свои сандалики (обязательно с носочками).
— Я то, в своих сапогах, и по навозу, и по стерне, и по лужам пройду. А ты? – улыбался дед.
— Не-е, не пойду! Баба заругает! – расстраивался я. –Тоже хочу сапоги!
— Вот будешь хорошо кушать, быстро вырастешь и тебе такие же сапоги справим – притопнул ногой довольный дед. Вот такая деревенская педагогика, и замечательно работающая, между прочим.
В армии на КМБ (курс молодого бойца) сержант учил: Подмочил ноги, зашел в помещение – не торопись сразу перематываться, потерпи минут двадцать, дай сапогам чуть подсохнуть, тогда и перемотай, той частью портянки, которая была на лодыжке, и будет ногам снова сухо. Вы представьте, в армии, запасные носки в карманах носить, а после переодевания мокрые и грязные…, как-то не комильфо. По моим прикидкам, мои армейские юфтевые сапоги, выдаваемые на год, без ремонта, при тех нагрузках, и бег, и строевой шаг, практически не снимаемые (только несколько раз, когда надевалась «парадка» с ботинками), проходили 10-15 тыс. км. Какая современная обувь может таким «пробегом» похвастаться? Мать прислала шерстяные носки, лично связанные по продвинутой технологии (дополнительно заводилась капроновая нить в подошву и пятку). И что вы думаете? Протерлись нафиг, хватило, с поддетым простым носком (стирал их каждый вечер), в сапогах ровно на неделю.
Фу, скажут «эстеты», а запах то от недельных портянок? Ну да, не без этого. Но человек такая скотина – ко всему привыкает и перестает замечать. Общеизвестный факт, что в средневековых европейских городах, в частности в Париже, ночные горшки выливались из окон прямо на улицу, прохожие и домашний скот гадили там же. Дерьмо было везде, никто его не убирал, но думаю, никого эти запахи особо не напрягали, это было нормально, к этому привыкли с детства, никто с возгласом «фи» не зажимал носик и не рыгал у стеночки, и не мылись они вообще. В средневековой Японии не выращивали домашний скот и не ели мясо (вообще не ели, об этом можно прочитать в очень достойной книге Джеймса Клавелла «Сёгун», очень помогающей понять менталитет японцев). Так вот, в Японии поля удобряли человеческими экскрементами, растворяли в воде и поливали. Если какой-нибудь самурай присаживался по большому делу на улице (абсолютно нормальное явление), то рядом сразу начинал ошиваться какой-нибудь крестьянин с просьбой о разрешении подобрать по завершению. Прям, как охота наших бомжей за пустой бутылкой. Если бы средневекового жителя привезти в наш мегаполис, то он бы был очень сильно удивлен и возмущен до тошноты, до рвоты, как мы тут дышим, тут же так воняет выхлопными газами. А нам нормально, мы привыкли и уже просто не замечаем. Наверное, наше современное отношение к естественным запахам очень надуманное, наносное, привитое с детства воспитанием и отношением взрослых и других детей. Не секрет, что на некоторых женщин действует, как афродизиак, запах сильного, молодого самца, пропотевшего, нормально так, здорового мужика. Вроде запах, и резкий, и не очень приятный, но почему-то очень возбуждает, видно против матушки природы не попрешь. А что он неприятный – внушено, напето нам с экранов, в рекламе дезодорантов и пр. Маленькие дети (до года) с явным удовольствием «жамкают» ручками и размазывают свои какашки (это я вам, как отец двоих детей, заявляю), а потом включается воспитание: Нельзя, кака, фу гадость, это плохо, насколько, тут же демонстрирует, увидевший это, «счастливый» молодой отец, рыгающий в туалете. В животном мире же никаких внушений, моя собака на прогулке с удовольствием нюхает какашки других собак, а насколько я знаю, новорожденные слоны в месячном возрасте активно начинают поедать навоз родителей, чтобы создать у себя к кишечнике колонию микроорганизмов, позволяющую им переваривать грубую растительную пищу. А если завтра нам всем станут внушать, что, например, запах земли — это плохо, просто ужасно. Что надо с этим запахом бороться специальными дезодорантами и освежителями, закатать в асфальт, закрыть как можно больше поверхности. Выступят медики и ученые, расскажут про гигиену, про вред здоровью, наносимый землей. Скажут нам как это вредно видеть сырую землю, вдыхать ее запах, психологи, что это может привести к серьезным психическим заболеваниям. Мы будем ругать наших детей за землю на ботинках. Дети в садике и школе будут кричать: Фу, ты в земле измазался, уйди, от тебя воняет и т.д., глядишь, уже через пару поколений, у кого-то уже будут возникать рвотные рефлексы от запаха земли после дождя.
Есть у меня знакомый, военный, в конце девяностых попал в международную миссию ООН в одно из центрально-африканских государств, почти на экваторе. Несмотря на кучу предварительных прививок, он, как и вся миссия, постоянно мучился, то кишечными расстройствами, то кожными болячками, неизвестной ему этимологии. То сыпь, то лишай, то просто непонятное покраснение значительных участков кожи со сильнейшим зудом. Сам он по специальности военный медик, но ничего кроме антибиотиков персоналу миссии предложить не мог. Его и самого просто замучил, вроде как, тривиальный фурункулез, который в обычных условиях элементарно лечится курсом из пяти-семи уколов. Далее с его слов. Жара, высокая влажность, весь мокрый ходишь, одежда постоянно влажная, если что из продуктов не убрал сразу или не помыл, плесень махом всякая вылазит. Взял я в помощники одного из местных, помыть чего, убраться, по поручениям сбегать. Черный парень лет двадцати, очень атлетического телосложения, вполне владеющий «пиджин инглиш» (упрощенный английский). Весьма сообразительный, но страшно ленивый. Видя, как я кипячу инструменты, чтобы вскрывать себе очередной фурункул, говорит:
— Ты белый парень-человек болеешь потому, что много моешься. Я Нугу — никогда не болею, потому что моюсь только когда очень сильно грязный, а ты каждый день. Я рассказал ему старый бородатый анекдот: «Как найти негра в темноте? Достаточно просто принюхаться.». Не обиделся.
— Моя мать-женщина мне говорила, вспотеешь — не вытирайся и тем более не мойся, пусть на тебе все останется, тогда болеть не будешь. Вот Анна-женщина (полненькая, лет тридцати пяти, рыжая, довольно симпатичная ирландка) каждый день по три раза моется, а потом к тебе лечиться бегает, вся задница уже в дырках от уколов.
— А ты понятно подглядываешь? – ограждение душа было весьма символическим (удобства на улице, но воду нам в миссию, специально очищенную, привозили каждый день цистерной).
— А ей нравится! Она у себя там пальчиками водит. Только к себе близко не подпускает и трогать себя не дает – сперва заулыбался, потом погрустнел Нугу. Не стал я ему рассказывать, что позавчера, еще не рассвело, ворвалась ко мне в бунгало с диким, истерическим криком Анна. У нее на гениталиях и вокруг за ночь образовалась какая-то плесень. Красивого такого, насыщенного стального цвета с изумрудным отливом, а днем она всего лишь поговорила с Нугу и провела пальцем по одному из ритуальных шрамов на его атлетической груди.
— Я же сразу руки с мылом помыла – рыдала она.
И тут я задумался. Живут же в симбиозе с нашим организмом, в нашем кишечнике лакто и бифидо бактерии, которые подавляют другую патогенную флору, почему же такого не может быть и на нашей коже? Бактерии, к которым у нас «железобетонный» иммунитет с детства, но которые создают среду, не позволяющую развиваться другим микроорганизмам, вызывающим различные заболевания. А мы эти полезные бактерии постоянно и безжалостно смываем мылом и другими средствами. По аналогии, это как бы мы каждый день делали промывание кишечника антибактериальными средствами, а потом жаловались на непрекращающийся понос. А запах – это просто побочный эффект жизнедеятельности наших бактерий, не более того. Далее события «понеслись вскачь», он и думать забыл про этот разговор и свои мысли. Его и еще одного англичанина захватили в заложники воины враждебного правительству племени и держали больше трех недель в яме, типа зиндана, бросая туда один раз в день две пресные кукурузные лепешки и две пластиковые полторашки мутной, солоноватой воды. Естественные надобности вынуждено справляли там же в яме. С его слов, за это время он так привык, что запахи фекалий и немытых тел не вызывали уже никаких отрицательных эмоций. Потом им удалось сбежать и почти неделю по джунглям еще выбираться к «своим» (это отдельная история – как-нибудь расскажу). Самое поразительное, пока суть да дело, его фурункулез полностью прошел и не появилось ничего нового. По приезду домой, он провел ряд исследований, подумывал о диссертации и даже пытался напечатать статью в медицинском журнале. Но коллеги бактериологи только посмеялись, Hygiena semper. Ну да, скажите вы, с помощью гигиены победили многие страшные заболевания, вызывающие пандемии в прошлом. Я с вами, пожалуй, почти соглашусь, холера и дизентерия — да, но вот вопрос: Спасает ли вас от гриппа, передающегося воздушно-капельным путем, то что вы два раза в день принимаете душ и моете руки после посещения туалета и перед едой? Спасла бы гигиена кого-либо от легочной чумы, также передающейся воздушно-капельным путем, и пандемии которой в средние века практически опустошали Европу? Спасает только очень крепкий иммунитет и разумные меры предосторожности. Опять же, медики Японии забили тревогу. Выявилось резкое снижение иммунитета у детей последнего поколения. И обвиняют они в этом, в первую очередь, антибактериальные средства (гели, мыла, салфетки и т.п.), потом пищу с консервантами и пр. добавками, и только потом антибиотики. Потому что применение антибактериальных средств стало повсеместным и бесконтрольным. Как там слоган у известного средства: «Убивает все известные микробы!». А надо ли все?
Мой дед в сибирской деревне, когда ехал в лес, никогда не брал с собой воду.
— Чо я в лесу воды не найду? — и пил, отстоявшуюся воду из луж, зачастую в паре метров от пьющего коня. И хвалился при этом, что у него не разу в жизни не болел живот.
Читал недавно инструкцию для посещающих Индию. Категорически не рекомендовалось, входить в какой-либо контакт с местными вне туристических зон, не посещать трущобы, не покупать уличную еду, не купаться в пресных естественных водоемах, не употреблять и не чистить зубы водопроводной водой, не посещать массовые местные мероприятия, не ездить на местном общественном транспорте, не трогать, не помытыми предварительно руками, глаза и губи и т.д. А местные аборигены прекрасно себя чувствуют и интенсивно при этом размножаются. Вижу недавно молодую мамочку с мальчишкой лет примерно двух, гуляющих в парке. Малыш подобрал с земли небольшую веточку сирени, кем-то оброненную, тут же истерический крик: Брось немедленно! Это кака! И сразу ручки антибактериальной салфеточкой… Какая Индия? Ему скоро за МКАД выезжать будет опасно для здоровья. Я, конечно, весьма утрирую, нет, не подумайте, я никакой-то там вонючий бородач, ратующий за возвращение к «истокам». Каждый день принимаю душ и меняю белье с носками (Noblesse oblige-положение обязывает), и пахнет от меня парфюмом, а не застарелым потом, но в последнее время отчетливо понимаю, что во всем должна быть разумная мера. Ой, как не хватает нам чувства меры. Во всем…
Вернемся все-таки к нашим портянкам. Полностью осознаю, что портянка, как элемент одежды, практически умерла, но кто-то должен был ей пропеть последнюю: «Слава!».
А с сапогами, в лес ли, на рыбалку ли – я по-прежнему наматываю байковые портянки – а ничего так – комфортненько…
Прав был Достоевский: «Быть русским, значит, быть православным»
8 января 2010г. статья из раздела: Интервью Президента 1963
Предлагаем Вашему вниманию интервью Президента МФ «Золотой Витязь» Николая Петровича Бурляева бизнес-порталу K2Капитал, вышедшему в праздник Рождества Христова
В великий для всех православных день Рождества Христова K2KNews публикует интервью с известным режиссером, актером, просто верующим человеком Николаем Бурляевым. В рамках серии интервью «Религия — спасение души или спасение церковных институтов?» он заявляет, что Россия – православная страна, в православии которой не хватает радикализма. «Мудрым малым народам» в нашей стране не на что опираться.
K2KNews: Как вы пришли к вере? Почему именно к православной вере? В стране действителен»стереотип»: коли ты русский, значит, православный.
Н.Б.: К вере я еще иду. И я хочу быть православным, я крещен был во младенчестве. Мама и бабушка были женщинами верующими – они и начали приводить меня в храм. Но тогда это были тайные разовые приходы, потому что я был пионер – креста на мне не было до 18 лет. Тогда на фильме «Андрей Рублев» Андрей Тарковский надел мне на шею мой первый крест – оловянный реквизитный крестик. И с этим крестом я не только играл роль Бориски, но и жил, оправдывая это тем, что я актер – мне можно.
А дальше шаг за шагом началось познание того, что такое православная вера, наши иконы… В этом мне помогали мои друзья: и Тарковский, и покойный Савва Ямщиков — мой близкий друг, человек, организовавший в СССР первые выставки икон, древнерусской живописи. В то атеистическое время это было необыкновенно. Именно с Саввой я попал в свой первый монастырь — он туда приехал по делам — Псково-Печерский. Там подружился с наместником архимандритом Алипием, который и стал моим первым духовником. Все происходило ненавящиво, неназидательно, по-дружески. Я часто оставался там на два-три дня – жил в келье – погружался в этот особый мир покоя и веры.
Потом рука атеиста-пионера приучалась класть крестное знамение. Поначалу было очень трудно поднять руку ко лбу — будто гири висели на руках. Все было непривычно. Далее — уже более осознанные шаги и понимание того, что прав был Достоевский, который говорил «Быть русским – значит быть православным».
Я пытаюсь, я хочу быть православным и удивляюсь, когда люди говорят: я православный – а сами грешат направо и налево, пьют, блудят и прочее.
K2KNews: Есть мнение, что человек публичный не может быть верующим в истинном смысле этого слова: не грешить, не блудить, как Вы сказали.
Н.Б.: Это примитивный подход: если ты человек медийный – тебе трудно быть верующим. Если ты встаешь на осознанный путь веры и жизни по законам наших предков, то, будь ты хоть президент, -выбор сделан. Все просто: не отступаться от лица, даже на экране. И роли выбирать соответственно. До того, как я был воцерковлен, я мог играть все, что угодно, то теперь я годами отказываюсь от тех пошлостей, которые мне предлагают. Я не понимаю тех актеров, которые говорят: а как же, у нас семьи-дети, их надо кормить. У меня тоже семья и пятеро детей, но я после роли Иешуа Ганоцри в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» почти 14 лет не был на экране – отказывался ото всех практически предложений, считая их недостойными тому, чтобы я брался за них.
K2KNews: Вернемся к Достоевскому. » Быть русским – значит быть православным » – Россия многонациональная страна.
Н.Б.: У него есть еще одна фраза: «У России есть две всемирно исторические задачи – это славянство и православие». Как тут уживаться? В этом плане я консервативен: я понимаю слова Библии «Государство разделившееся в себе погибнет». На законодательном уровне наша православная вера в обществе должна быть принята, так, как произошло в Белоруссии, государствообразующей основой нашей страны.
И не нужно думать о том, как будут реагировать малые народы и малые конфессии. Если они мудры, они это примут, понимая, что православие – стержень государства. Не будет православия на Руси или рухнет оно – рухнет и государство. Поскольку вера – это последнее, что удерживает нас от полного распада. Раньше таким стержнем была коммунистическая идея. Но когда выдернули этот штырь, государство не рухнуло. Потому что в нем тайно жила вера православная – она удержала народ от распада. Нужно принимать этот закон, понимая, что речь идет о будущем государства. Всем будет хорошо.
В этом плане мне близко то, что сказали мне люди иной крови на кладбище. Я был там по грустной обязанности. Я встал в очередь — сзади были две пожилые женщины еврейской национальности. Мы очень долго находились рядом, потом одна меня тронула за руку и говорит: «Вы Бурляев? » — Я говорю: «Да». И хотя я мог ожидать всего, чего угодно, — вопроса о кинофоруме Всеславянский «Золотой Витязь», потому что удивление со стороны малых народов есть — но она мне вдруг говорит: «Спасибо Вам за то, что Вы делаете. Потому что пока есть Россия, есть все мы».
Так же я понимаю то, что говорил Иван Грозный в ответ на запрос папы римского «Допусти, Державные Владыка, строить в Руси католические храмы и отдавать в учение юношей русских». Он ответил как и положено державному Владыке, понимающему, что «государство разделившееся в себе погибнет»: «Не допущу ереси на Руси, ибо вы присели пред Господом, а мы стояли и будем стоять, и в этом наша вера». Тут вроде бы жесткое отношение, хотя я естественно допускаю, что должны быть другие церкви в том количестве, в коем они есть сейчас. Но я знаю, сколько построили в Сербии и Черногории мусульманских мечетей, и какие там проблемы. Косовские албанцы потихоньку отняли у сербов их кровную территорию. Косово – это территория сербов.
K2KNews: Россия по Конституции сейчас многонациональное светское государство, не так ли?
Н.Б.: Она мононациональная страна! Даже по этим мировым категориям: если в обществе больше примерно 60% одного народа, то это мононациональная страна. У нас 85%! Вот многоконфессиональная – это да.
K2KNews: А насколько тогда представителям другой веры комфортно в нашей стране?
Н.Б.: Очень комфортно тем, кто мудр и понимает, что православие и русский народ – это державообразующее начало.
K2KNews: Не все же настолько мудры.
Н.Б.: Не все! Очень многие мечтают о двойном гражданстве и невольно расшатывают устои государства — им все равно где жить. Но их очень мало – просто их много в СМИ. А так всего несколько процентов, но они мешают движению России в правильном направлении.
K2KNews: Есть такой феномен, как православные радикальные националисты. Они пользуются верой для манипуляции верующими…
Н.Б.: Не видел таких! Радикальности мало в православии, я бы прибавил и консервативности, и радикальности, и воинственности, как это не странно. Когда-то наши предки говорили, что православие должно быть воинственным. Дух воинов должен быть, как у Сергия Радонежского, отправившего на Куликово поле двух монахов, понимая, что речь идет о единении государства. Не надо этого бояться. Пусть будет хорошо православию в России. А мы, русские люди обо всех подумаем, как делали всегда, в ущерб себе.
K2KNews: В современном российском обществе есть такие организации, как РНЕ, которые пользуются воинствующим православием не во благо российскому народу.
Н.Б.: Наше общество не дает воли радикализму – это правильно. Это маленькая группа, появившаяся не просто так. Надо задуматься, почему подобные течения появляются.
K2KNews: Так почему, как Вы думаете?
Н.Б.: Потому что плохо русскому народу! Геноцид русского народа. Сейчас говорить, что ты русский – несколько экстремально. Почему так пригнули голову русского народа? Естественно, он будет поднимать ее то там, то тут. Нужно не допускать до этого.
K2KNews: Правомерно ли преподавание православия в школах?
Н.Б.: Те, кто принимает эти законы, ведут речь не только об основах православной культуры. Если есть другие народы, — пожалуйста, изучайте свою историю.
K2KNews: К подобному выводу пришли в итоге…
Н.Б.: Но пришли же. А поначалу отстаивали то, что необходимо вводить основы православной культуры. И не только в школе. Я поднял этот вопрос в нашей кинематографической газете «СК-новости», когда писал о 90-летии нашего дорогого ВГИКа. Как же наши режиссеры? Появится ли среди них будущий Тарковский, если они будут темными людьми среди веры, завещанной им нашими предками? Общество должно быть образованным. С православием будут прививаться правильные законы, которые не позволят увеличивать преступность, патологию, предательство и так далее. За все грехи придется платить и отвечать.
K2KNews: Все это верно. Николай Петрович, так как агентство у нас финансовое, хотелось бы поговорить с Вами немного о пожертвованиях и «денежном» аспекте конфессий. РПЦ не публикует доходы. И есть утверждения, что «неблачестивые» монахи этим пользуются.
Н.Б.: Доходов у церкви как таковых нет. Есть пожертвования. То, сколько им будут жертвовать, это внутреннее дело церкви. Ни одно духовное лицо не присваивает все эти деньги себе. Они строят на эти деньги храмы, которые останутся после их ухода людям, России. Это самая праведная экономика, не основанная на личной выгоде. Ну пожертвовали батюшке какую-то машину – и прекрасно, надо пользоваться мирскими благами. Батюшкам надо много ездить на требы. Это нормально. Ну делают сейчас такие машины.
K2KNews: А вообще традиция пожертвований в православии отличается от традиций в других религий?
Н.Б.: Я не изучал этот вопрос, но понимаю, что пожертвование в православии – это жизнь нашего народа, церкви.
K2KNews: Вы сами жертвуете?
Н.Б.: Я – да. Чем могу. Я не такой богатый, еле прокармливаю пятерых детей. Но отдаю, что могу.
K2KNews: Церкви или благотворительным организациям?
Н.Б.: В церкви, в храмы.
K2KNews: В протестантизме существует этика бизнеса. На современное российское предпринимательство как-то влияют православные догматы?
Н.Б.: Влияние это должно быть. Недаром Всемирный русский народный собор под предводительством патриарха Алексия и тогда еще митрополита Кирилла провел один из соборов именно на эту тему. Вера и бизнес. Они говорили о необходимости прививания православной этики в бизнесе. Тогда он будет чистым, достойным. Тогда одного «да», данного купцом, будет достаточно для того, чтобы ему верили.
K2KNews: А на данный момент Вы замечаете это влияние?
Н.Б.: Да, уже существует Российский клуб православных меценатов и прочие православные общественные организации бизнесменов. Они понимают, что богатства, которые они обрели, не унесут туда с собой. Все останется тут. Поэтому надо жить по заповедям.
Беседовала Динара Сетдикова
1. Откуда был родом Ф.М.Достоевский?:
а) Петербурга
б) Москвы+
в) Омска
г) Твери
2. К какому сословию принадлежал Ф.М.Достоевский?
а) к дворянству+
б) к мещанству
в) к купечеству
г) к разночинцам
3. Какое произведение из списка не было написано Ф.М.Достоевским?
а) «Неточка Незванова»
б) «Обыкновенная история»+
в) «Бесы»
г) «Идиот»
4. Где учился Ф.М.Достоевский?
а) в Петербургском университете
б) в Высшем военном инженерном училище+
в) в Царскосельском лицее
г) в Московском университете
5. Какое определение романа «Преступление и наказание» наиболее соответствует его характеру?
а) криминальный роман
б) социально-психологический, философский роман+
в) авантюрный роман
г) любовный роман
6. Какая основная тема раннего творчества Ф.М.Достоевского?
а) тема сильной личности, «сверхчеловека»
б) тема «униженных и оскорблённых»+
в) тема крепостничества
г) тема социального протеста
7. На сколько лет осудили Раскольникова?
а) на 8 лет+
б) на 10 лет
в) на 15 лет
г) на 25 лет
8. Какой роман Ф.М. Достоевский издавал вместе со своим братом в 1861 году?
а) «Современник»
б) «Отечественные записки»
в) «Москвитянин»
г) «Время»+
9. Какое имя и отчество главного героя?
а) Роман Родионович
б) Григорий Романович
в) Родион Романович+
г) Григорий Родионович
10. Укажите верный ответ. Этот роман В.Г. Белинский назвал «социально –психологическим»:
а) «Преступление и наказание»
б) «Бедные люди»+
в) «Неточка Незванова»
г) » Униженные и оскорблённые»
11. Какое сословие занимает Раскольников?
а) мещанине+
б) разночинцы
в) дворяне
г) купцы
13. Для чего главному герою убивать старуху –процентщицу?
а) он хочет достать деньги и помочь страдающим матери и сестре
б) он хочет поскорей обогатиться и поправить своё социальное положение
в) он хочет отомстить старухе за унизительное положение, в котором оказался
г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду он принадлежит(к «наполеонам» или к «материалу»)+
14. Кто был второй жертвой Раскольникова?
а) Катерина Ивановна
б) Соня Мармеладова+
в) девочка на бульваре
г) Лизавета
15. Кем должен стать главный герой произведения «Преступление и наказание» после окончания университета?
а) врач
б) юрист+
в) учитель
г) дипломат
16. Что происходит после преступления?
а) разговор двух офицеров в распивочной о бесполезной старухе-процентщице
б) встреча с Семёном Мармеладовым
в) знакомство с Соней Мармеладовой+
г) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни
17. Какова причина того, что главный герой не использует украденное?
а) в спешке забыл взять деньги
б) деньги не являлись целью преступления+
в) из-за страха быть разоблачённым
г) спрятав деньги, не смог вспомнить место тайника
18. Вину за преступление Раскольникова берет на себя:
а) Разумихин
б) маляр Миколка+
в) Соня Мармеладова
г) Аркадий Свидригайлов
19. Что воплощает в себе образ Сони Мармеладовой?
а) гордость
б) пошлость
в) христианского смирение+
г) бунтарство
20. «Преступление и наказание» наполнено библейской символикой. Какой образ передает главную идею романа?
а) убийца и блудница
б) Голгофа
в) крест
г) воскрешение Лазаря+
21. Цвет, как символ является очень важным инструментом в романе «Преступление и наказание». Какой цвет больше всего использует Ф.М. Достоевский при описании Санкт- Петербурга?
а) серый
в) чёрный
б) зелёный
г) жёлтый+
22. Какой смысл автор хочет нам донести, выбирая название своему роману?
а) преступление и наказание противопоставлены
б) несоответствие наказания совершённому преступлению
в) не всякое преступление влечёт за собой наказание
г) неотвратимость наказания за совершённое преступление+
23. Как автор разоблачает теорию главного героя произведения «Преступление и наказание»?
а) автор сам указывает на её ошибочность
б) её ошибочность доказывает один из персонажей-оппонентов Раскольникова
в) заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории
г) доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступника+
ДОСТОЕ́ВСКИЙ
Рисунок Ф. М. Достоевского на черновой рукописи романа «Преступлениеи наказание».Ф. М. Достоевский. 1876.Ф. М. Достоевский. Портрет работы К. А. Трутовского. 1847. Музей-квартира Ф. М. Достоевского (Москва).
ДОСТОЕ́ВСКИЙ Фёдор Михайлович , рус. писатель, чл.-корр. Петерб. АН (1877). Фамилия образована от названия родового села Достоево (ныне Ивановского р-на Брестской обл., Белоруссия), пожалованного минским кн. Ф. И. Ярославичем предку Д. – шляхтичу Даниле Ивановичу Ирцишчевичу (Арцишчевичу) в 1506. Отец Д., Михаил Андреевич (1789–1839), из духовного сословия, служил штаб-лекарем в московской Мариинской больнице для бедных; в 1828 получил звание потомств. дворянина. В 1831–33 приобрёл небольшие имения в Каширском у. Тульской губ. – сельцо Даровое и соседнюю дер. Черемошню (тёплые детские воспоминания о летних поездках туда отразились в худож. произведениях и публицистике писателя). Д. запомнил отца как человека независимого, но угрюмого, вспыльчивого и подозрительного, жившего в ожидании несчастий, разорения, бедности. Выйдя в отставку в 1837 после смерти жены, отец Д. поселился в Даровом; в 1839, по устному преданию и воспоминаниям родственников, был убит своими крепостными крестьянами, по документам – умер от апоплексич. удара. Мать Д., Мария Фёдоровна (из купеч. звания; урождённая Нечаева, 1800–37), была натурой поэтической и религиозной. В семье Достоевских было ещё шестеро детей: Михаил (М. М. Достоевский), Варвара (1822–93), Андрей (архитектор и мемуарист, 1825–97), Вера (1829–96), Николай (архитектор, 1831–83), Александра (1835–89). Дети росли в атмосфере строгости и благочестия, в семье царил культ рус. истории и литературы. Первыми книгами Д. стали «Сто четыре Священные истории Ветхого и Нового Завета», «История государства Российского» Н. М. Карамзина, а также произведения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. В 1833 Д. был отдан в полупансион Н. И. Драшусова; с осени 1834 по весну 1837 Д. и его старший брат Михаил посещали частный пансион Л. И. Чермака, где их кумиром стал учитель рус. словесности Н. И. Билевич: под его влиянием они стали думать о лит-ре как о профессии. Потеряв в 1837 горячо любимую мать и пережив смерть Пушкина как личную утрату, Д. вместе со старшим братом по решению отца уехал в С.-Петербург и поступил в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. С янв. 1838 Д. учился в Гл. инженерном уч-ще, однако тяготился спец. предметами – артиллерией, фортификацией и т. н. фронтом: смотрами, парадами, маршами. Дружеское общение в узком кругу (в т. ч. с воспитанником Д. В. Григоровичем и худ. К. А. Трутовским) проходило под знаком романтич. поэзии, творчества Ф. Шиллера, У. Шекспира.
Федор Достоевский
Биография
Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил Андреевич происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван. Он получил медицинское образование и работал в Бородинском пехотном полку, Московском военном госпитале, а также в Мариинской больнице для неимущих. Мать будущего прославленного писателя, Нечаева Мария Федоровна, была дочерью столичного купца.
Родители Федора не были богатыми людьми, однако они неустанно трудились, чтобы обеспечить семью и дать детям хорошее образование. Впоследствии Достоевский не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда.
Федор Достоевский в детстве
Читать мальчика научила мать, она использовала для этого книгу «104 Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Отчасти поэтому в знаменитой книге Достоевского «Братья Карамазовы» персонаж Зосима в одном из диалогов рассказывает, что в детстве научился читать именно по этой книге.
Навыки чтения юный Федор осваивал и на библейской Книге Иова, что также нашло отражение в его последующих произведениях: писатель использовал свои размышления о данной книге при создании известного романа «Подросток». Отец также вносил свою лепту в образование сына, обучая его латыни.
В общей сложности в семье Достоевских родилось семь детей. Так, у Федора был старший брат Михаил, с которым он был особенно близок, и старшая сестра Варвара. Кроме того, у него были младшие братья Андрей и Николай, а также младшие сестры Вера и Александра.
Федор Достоевский в юности
В юности Михаила и Федора обучал на дому Н.И. Драшусов, преподаватель Александровского и Екатерининского училищ. С его помощью старшие сыновья Достоевских изучали французский язык, а сыновья преподавателя, А.Н. Драшусов и В.Н. Драшусов, обучали мальчиков математике и словесности соответственно. В период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л.И. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением.
В 1837 году случилось ужасное: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки. Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Оставшись без жены, Достоевский-старший решил отправить Федора и Михаила в Санкт-Петербург, в пансион К.Ф. Костомарова. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез.
Федор Достоевский на службе
Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Шекспир, Гофман, Байрон, Гёте, Шиллер, Расин, Гомер, Лермонтов, Гоголь, Пушкин – произведения всех этих прославленных авторов он глотал взахлеб, вместо того, чтобы увлеченно постигать азы инженерной науки.
В 1838 году Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. Завершив обучение в 1843 году, он даже получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку.
Хотя семья и не одобряла решения молодого Федора, он усердно принялся корпеть над начатыми ранее произведениями и развивать идеи новых. 1944 год ознаменовался для начинающего писателя выходом его первой книги – «Бедные люди». Успех произведения превзошел все ожидания автора. Критики и литераторы высоко оценили роман Достоевского, поднятые в книге темы нашли отклик в сердцах у многих читателей. Федора Михайловича приняли в так называемый «кружок Белинского», его начали называть «новым Гоголем».
Книга “Двойник”: первое и современное издание
Успех продлился недолго. Примерно через год Достоевский представил на суд публики книгу «Двойник», однако она оказалась непонятной для большинства почитателей таланта молодого гения. Восторг и восхваление писателя сменились критикой, неудовлетворением, разочарованием и сарказмом. Впоследствии литераторы оценили новаторство этого произведения, его непохожесть на романы тех лет, но в момент выхода книги этого не прочувствовал практически никто.
Вскоре Достоевский поссорился с Тургеневым и был выдворен из «кружка Белинского», а также поссорился с Н.А. Некрасовым, редактором «Современника». Впрочем, публиковать его произведения тут же согласилось издание «Отечественные записки» под редакцией Андрея Краевского.
Федор Достоевский и Иван Тургенев
Тем не менее, феноменальная популярность, которую принесла Федору Михайловичу его первая публикация, позволила ему завести ряд интересных и полезных знакомств в литературных кругах Санкт-Петербурга. Многие его новые знакомые отчасти стали прототипами различных персонажей последующих произведений автора.
Арест и каторга
Судьбоносным для писателя стало знакомство с М.В. Петрашевским в 1846 году. Петрашевский устраивал так называемые «пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие вопросы подобного плана.
Во время встреч, так или иначе связанных с петрашевцами, Достоевский познакомился и с коммунистом Спешневым. Тот в 1848 году организовал тайное общество из 8 человек (включая его самого и Федора Михайловича), которое выступало за переворот в стране и за создание незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал «Письмо Белинского Гоголю», которое тогда было запрещено.
Михаил Петрашевский
В том же 1848 году был опубликован роман Федора Михайловича «Белые ночи», но, увы, насладиться заслуженной славой ему не удалось. Те самые связи с радикально настроенной молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев. Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого он в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости.
К счастью для русской литературы, жестокий приговор для Федора Михайловича исполнен не был. 19 ноября генерал-аудиториат счел его не соответствующим вине Достоевского, в связи с чем смертную казнь заменили на восьмилетнюю каторгу. А в конце того же месяца император Николай I еще больше смягчил наказание: писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года вместо восьми. При этом он был лишен дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был произведен в рядовые солдаты.
Федор Достоевский
Несмотря на все тяготы и лишения, которые предполагал подобный приговор, поступление в солдаты означало полное возвращение Достоевскому его гражданских прав. Это был первый подобный случай в России, поскольку обычно те люди, которых приговаривали к каторжным работам, до конца жизни теряли свои гражданские права, даже если выживали после многих лет заключения и возвращались к свободной жизни. Император Николай I пожалел молодого писателя и не захотел губить его талант.
Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге, произвели на него неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал бесконечные страдания и одиночество. Кроме того, у него ушло немало времени на то, чтобы наладить нормальное общение с другими арестантами: те долго не принимали его из-за дворянского титула.
Федор Достоевский
В 1856 году новый император Александр II даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений. И если в молодости Федор Михайлович был не определившимся в своей судьбе человеком, пытающимся найти правду и построить систему жизненных принципов, то уже в конце 1850-ых годов он стал зрелой сформировавшейся личностью. Тяжелые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, коим он оставался до самой смерти.
Расцвет творчества
В 1860 году писатель опубликовал двухтомное собрание своих сочинений, в которое вошли повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». С ними произошла примерно та же история, что и с «Двойником» — хотя впоследствии произведениям была дана очень высокая оценка, современникам они не пришлись по вкусу. Однако вернуть внимание читателей к повзрослевшему Достоевскому помогла публикация «Записок из Мертвого дома», посвященных жизни каторжников и написанных по большей части во время заключения.
Роман «Записки из мертвого дома»
Для многих жителей страны, которые не сталкивались с этим ужасом самостоятельно, произведение стало чуть ли не шоком. Многие люди были ошеломлены тем, о чем рассказывал автор, особенно с учетом того, что раньше тема каторги для русских писателей была чем-то вроде табу. После этого Герцен начал назвать Достоевского «русским Данте».
Примечательным для писателя стал и 1861 год. В этом году он, в сотрудничестве со своим старшим братом Михаилом, занялся издательством собственного литературно-политического журнала под названием «Время». В 1863 году издание было закрыто, и вместо него братья Достоевские начали печатать другой журнал – под названием «Эпоха».
Братья Достоевские
Эти журналы, во-первых, укрепили позиции братьев в литературной среде. А во-вторых – именно на их страницах были опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот» и многие другие произведения Федора Михайловича. Михаил Достоевский вскоре скончался: он ушел из жизни в 1864 году.
В 1860-ых годах писатель начал ездить за границу, находя в новых местах и знакомых вдохновение для своих новых романов. В том числе, именно в тот период у Достоевского зародилась и начала реализовываться идея произведения «Игрок».
В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». Философский подход к социальным мотивам получил широкое признание среди читателей, и роман прославил Достоевского еще при жизни.
Князь Мышкин в исполнении Евгения Миронова
Следующей великой книгой Федора Михайловича стал «Идиот», опубликованный в 1868 году. Идея изобразить прекрасного человека, который пытается осчастливить других персонажей, но не может преодолеть враждебные силы и, в итоге страдает и сам, оказалась легкой для воплощения только на словах. В действительности Достоевский называл «Идиота» одной из самых сложных для написания книгой, хотя князь Мышкин и стал его самым любимым персонажем.
Закончив работу над этим романом, автор решил написать эпопею под названием «Атеизм» или «Житие великого грешника». Реализовать свою задумку ему не удалось, однако некоторые идеи, собранные для эпопеи, легли в основу последующих трех великих книг Достоевского: романа «Бесы», написанного в 1871-1872 годах, произведения «Подросток», завершенного в 1875 году, и романа «Братья Карамазовы», работу над которым Достоевский закончил в 1879-1880 годах.
Федор Достоевский
Интересно, что «Бесы», в которых писатель изначально предполагал выразить свое неодобрительное отношение к представителям революционных течений в России, постепенно видоизменялись в ходе написания. Изначально автор не собирался сделать Ставрогина, ставшего впоследствии одним из самых известных его персонажей, ключевым героем романа. Но его образ оказался настолько мощным, что Федор Михайлович решил изменить замысел и добавить в политическое произведение настоящую драму и трагедию.
Если в «Бесах», помимо прочего, достаточно широко раскрывалась тема отцов и детей, то в следующем романе – «Подросток» — писатель вывел на первый план вопрос воспитания повзрослевшего ребенка.
Своеобразным результатом творческого пути Федора Михайловича, литературным аналогом подведения итогов, стали «Братья Кармазовы». Многие эпизоды, сюжетные линии, персонажи этого произведения были отчасти основаны на написанных ранее романах писателя, начиная с его первого опубликованного романа «Бедные люди».
Достоевский скончался 28 января 1881 года, причина смерти – хронический бронхит, туберкулез легких и эмфизема легких. Смерть настигла писателя на шестидесятом году жизни.
Могила Федора Достоевского
Проститься с писателем пришли толпы почитателей его таланта, но наибольшую известность Федор Михайлович, его вневременные романы и мудрые цитаты получили все же после смерти автора.
Личная жизнь
Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. В общей сложности брак Федора и Марии продлился порядка семи лет, до скоропостижной кончины супруги писателя в 1864 году.
Федор Достоевский и Мария Исаева
Во время одной из своих первых поездок за границу в начале 1860-ых годов Достоевского очаровала эмансипированная Аполлинария Суслова. Именно с нее была написана Полина в «Игроке», Настастья Филипповна в «Идиоте» и ряд других женских персонажей.
Федор Достоевский и Аполлинария Суслова
Хотя накануне сорокалетнего юбилея за плечами у писателя были, как минимум, продолжительные отношения с Исаевой и Сусловой, на то время его женщины еще не подарили ему такое счастье, как дети. Этот недостаток восполнила вторая жена писателя — Анна Сниткина. Она стала не только верной супругой, но и прекрасным помощником писателя: взяла на себя хлопоты по изданию романов Достоевского, рационально решала все финансовые вопросы, готовила к изданию свои воспоминания о гениальном муже. Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей.
Анна Григорьевна родила супругу четверых детей: дочерей Софью и Любовь, сыновей Федора и Алексея. Увы, Софья, которая должна была стать первым ребенком супружеской четы, скончалась через несколько месяцев после родов. Из всех детей Федора Михайловича продолжателем его писательского рода стал только сын Федор.
Цитаты Достоевского
- Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
- Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
- Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
- Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
- Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
- Мир спасёт красота.
- Человек, умеющий обнимать – хороший человек.
- Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
- Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
- Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.
- Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
- Жизнь задыхается без цели.
- Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
- Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
- Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.