Содержание
- В семье – всё, как в Церкви
- Благословили – и поехал…
- Главная проблема глубинки
- Немного о демографии
- Одно чадо – много проблем!
- Покушение на «святой принцип»
- О возрасте и жизненном опыте
- Учиться быть родителем
- Основной вопрос воспитания
- И радости, и трудности
- Тонкие моменты
- Огранивать, но не запрещать!
- Дети и храм
- Не сотвори кумира!
- Просто – о сложных истинах
- Наказывать, но не от злости…
- Бог дал дитя, даст и на дитя?
- Учёба – не фетиш…
- Чтобы стал человеком!
- Дети в храме: что делать?
- 10 способов найти ребенку место в храме
- 1. Рычать и шипеть на него
- 2. Приучать себя вести, постоянно разъясняя правила
- 3. Приводить или приносить только к причастию
- 4. Выпроводить гулять во двор
- 5. Поиграть с ним во время службы
- 6. Создать резервацию
- 7. Не обращать внимания на детей
- 8. Занимать детей полезными делами
- 9. Не водить ребенка в храм
- 10. Поставить себя на место ребенка
В семье – всё, как в Церкви
Церковь и общество 6 ноября 2019 года в 09:05 951
У иерея Александра Астапеня, служащего настоятелем в Трёхсвятительском храме города Велижа, и его матушки Аллы многодетная даже по прежним, классическим понятиям семья – восемь детей! Старшему сыну – 18 лет, младшей дочурке нет ещё и годика. Двое сыновей и шесть дочерей. А ещё – детский сад при храме в придачу!
Согласитесь, хороший повод, чтобы встретиться с многодетным отцом и расспросить его о жизни, о принципах воспитания. Тем более что принципы эти, как выяснилось в ходе беседы, у отца Александра совершенно нетривиальные. Он их никому не навязывает, но готов поделиться ими с нашими читателями…
Благословили – и поехал…
– Отец Александр, вы и многодетный отец, и детский сад на вашем попечении…
– Православный детский сад – это заслуга уже преставившегося, к сожалению, протоиерея Иоанна Ильницкого, его трудами он и создавался. Ему, конечно, тяжело было, потому что детский сад надо прежде всего обеспечить. И тогда, да и сейчас со стороны районной власти финансовой поддержки не было и нет никакой. Его матушка много трудилась вместе с ним над созданием детского сада, она и заведующая была в нём. Так что я тут ни при чём. Когда он переводился из Велижа, ему замену найти было сложно.
Не знаю, почему тогда именно на мою кандидатуру пал выбор, когда мне предложили быть настоятелем храма Трёх Святителей с православным детским садом в попечении. Я тогда в храме Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в городе Смоленске более полугода уже служил. И вот – такое неожиданное предложение. Согласился, благословили – и поехал.
А для меня служение, какое бы оно ни было, – это от Господа. Поэтому, когда встал вопрос о переводе в Велиж, то сомнений, смогу ли, не было. Взялся с помощью Божией, получалось.
– Но сложности, наверное, с таким непростым хозяйством, как детский сад, всё-таки были…
– Иногда думалось, что всё: ещё год-два – и дольше не протянем, закроемся, не проживём. Но, милостью Божией, с прихожанами при поддержке добрых людей переделали отопление с электрического на дрова. В итоге получилась одна отдельная котельная у нас и на храм, и на детский сад. Да, бывало, что приходилось ночью самому чинить насосы, потому что днём не хватает времени…
Главная проблема глубинки
– Как я понял, своими руками многое приходится делать?
– Проблема у нас, как и везде, наверное, в российской глубинке, такая: вроде и люди есть, но они и свои-то семьи тянут с трудом. Велиж – это ведь небольшой районный центр. Работа тут есть, если ты действительно желаешь работать! Но за работу надо держаться. И ещё Москва всё вытягивает: люди в столицу на заработки уезжают. Поэтому не всегда получается найти помощника, приходится часто и самому потрудится.
Один тоже не всегда справишься. К примеру, вчера сразу после торжественной линейки в школе мы с прихожанином чистили котёл, а уже поздно вечером разбирался с водоснабжением.
Слава Богу, находятся люди, которые мне помогают, подсказывают, к примеру, как машину починить. Да и многое другое. Люди у нас действительно очень отзывчивы, и предприниматели помогают. Прихожане стараются, радеют о порядке в храме.
Немного о демографии
– А сколько сейчас ребятишек в детском садике?
– Сейчас в нём 18 человек. До 20–25 набирается за год, а потом выпуск ребят в школу – и снова набор. Набор идёт непрерывно в течение года. Всеми этими вопросами, а также финансами, хозяйством занимается заведующая садиком Нина Альбертовна Кудрявцева.
– Много нынче в Велиже детских садов? Если о демографии говорить, то как обстоят дела?
– Четыре действующих муниципальных. В школах Велижа – по два первых класса. Но спад рождаемости ощущается.
– Многие сейчас говорят: куда нам двух рожать, трёх, нам хотя бы одного потянуть. Что вы на это им отвечаете?
– Мне их жалко – тех, у кого один ребёнок. Один ребёнок в семье – это не просто. Я по своему первенцу это хорошо знаю. Многие родители, испытав эти трудности, боятся заводить второго. Но при появлении второго, а особенно третьего ребёнка понимаешь, насколько легче родителям организовать процесс воспитания. И сами дети им в этом помогают. Хотя попробуй объясни все эти семейные премудрости! Покуда их сам не пройдёшь, не поверишь.
Одно чадо – много проблем!
– К сожалению, это так… Но хочу, отче, уточнить: вы именно так и пытаетесь убеждать, когда к вам обращаются за советом по этой, семейной теме?
– Да, я так и говорю родителям, которые ко мне обращаются с этим вопросом. Пытаюсь им объяснить, что всю жизнь им придётся прожить исключительно лишь для этого ребёнка. По принципу: всё – только ему, ему, ему… А когда они состарятся и не смогут отдавать себя ему без остатка, тогда он сдаст их в дом престарелых!
Дети должны ощущать, что родители трудятся, заботясь о них, а не потакая им. А то получается, что все родительские усилия –исключительно ради одного, а он об этом даже задумываться не будет. Ему, получается, полный достаток, никаких проблем по жизни. Всё – ему. Он и Бог, и царь. И кто, простите, из такого «света в окошке» в результате вырастет?..
Покушение на «святой принцип»
– Батюшка, простите, но вы сейчас, можно сказать, покушаетесь на святой для многих принцип «всё лучшее – детям!». У нас ведь так принято не только в семьях, но и на уровне государства!
– Простите, а вы не задумывались, что «всё лучшее – детям!» должно говорить только государство, но никак не семья?
– Почему?
– Потому что действительно создать и безопасную среду, и условия для образования, и условия для охраны здоровья детей – это очень дорого. И это – ответственность государства, это только ему под силу. А в семье как было правильно на Руси испокон веков? Кого хозяйка должна была первого накормить? Отца, мужа. То есть – хозяина. А уже дети – в последнюю очередь. Именно так. И дети видели на этом каждодневном примере, от кого все блага, которые они имеют в семье, кто их кормилец.
А у нас государство как сказало в своё время, что «всё лучшее – детям!», так потихонечку это и в семьи перетекло. Но это неправильно! Потому что в результате всё с ног на голову перевернули в семейном укладе и воспитании. Тот маленький человек, который должен учиться на примере взрослых и смотреть, тихонько впитывая, их пример, выставляется вперёд, становится центром семьи. Всё и все вокруг него, как вокруг Солнца крутятся…
Даже в Церкви, присмотритесь, какая традиция раньше была веками? Причащали вначале мужчин, а потом женщин и детей. Но общество изменилось. Мы теперь причащаем вначале детей. И считаем, что это правильно. Но, скажем прямо, это, с одной стороны, и хорошо, потому что перед Царскими Вратами они как-то более спокойно себя ведут, а если в отдалении, то и шалить могут изрядно.
Знаю, что в некоторых приходах несколько иной порядок причастия: сначала – дети, потом – мужчины, а потом – женщины. Проблема-то ведь в чём ещё: мужчин у нас на приходах практически не видно. А в больших приходах они и вовсе где-то теряются…
И в остальных проявлениях жизни у нас точно так же: дети – только вперёд. Но так не должно быть! Потому что дети должны видеть: мужчина – первый! И в жизни, и в Церкви. Он – защитник, опора, кормилец. Выдвигая детей вперёд, мы вольно или невольно, но показываем, что всё – исключительно ради них. Даже в Церкви! Всё не ради ныне живущих и творящих поколений, а исключительно ради следующего поколения.
И воспитываем тем самым у них эгоизм. Воспитываем поколение, которое, получается, не должно знать, откуда и что берётся в жизни, какими трудами, каким терпением. Об уважении уж и не говорю, ибо при таком принципе, когда дети только вперёд, о воспитании у них уважения к предыдущим поколениям говорить не имеет смысла.
О возрасте и жизненном опыте
– Расскажите о вашей семье, пожалуйста…
– Ну если только кратенько… Матушка не сильно любит, чтобы рассказывал. Зовут её Алла Николаевна. Она окончила Смоленскую медицинскую академию, мы и поженились. Затем работала на кафедре госпитальной терапии. А когда мы переехали в Велиж, она стала помогать в храме на клиросе и заниматься воспитанием детей. Сам я родом из Белоруссии. И первая специальность у меня – инженер.
– А вам сколько лет было, когда поженились?
– Поженились в 2000 году. Мне было 29, ей – 24.
– Я к чему про возраст спросил… Сейчас много дискуссий идёт, что лучше – ранние семьи или когда уже есть какой-то жизненный опыт? Многие говорят, не только мужчины, что ещё не сделали карьеру…
– Это, насколько я понимаю, западное влияние. Я, когда был на православных курсах в Институте восточных церквей в Германии (отец Виктор Савик, тогдашний ректор нашей семинарии, посылал меня на них), познакомился там с одним профессором философии. Интересный человек! Ему было уже за тридцать, и он жену просил: ребёнка хочу! А она в ответ: покуда не защищусь на научную степень, не будет ребёнка, и всё! Там, на курсах, наших ребят из СНГ было много, мы общались, и все обратили внимание, что мамы там, в Германии, больше на бабушек похожи. И у всех один ребенок максимум, редко – двое…
А вообще, выводить здесь какие-то возрастные закономерности, теории – это всё пустое. Мои родители поздно создали семью, а у кого-то – рано. У кого как на сердце, понимаете… Знаю прекрасные семьи, созданные в 20–24 года. И многодетные в том числе. Совершенно не вижу в этом какой-то корреляции. Оно и так, и так хорошо. Скажу о себе: за годы после школы эгоизма поднабрал, а дети помогли с этим немножко разобраться.
Учиться быть родителем
– Вот даже как…
– Конечно! Хотя, откровенно говоря, по ночам подниматься и прочие отцовские обязанности выполнять было, с одной стороны, легко. Я изначально тренировал себя: служить – так служить! Семью, я считаю, мужчина обязан воспринимать как служение! К этому я готовил себя достаточно давно. И потому на всё был готов, не трудно было, с одной стороны. А с другой стороны, ловил себя часто на мысли, что хочется своего, личного времени. Но с первенцем – какое там личное время! Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу о возрасте создания семьи, поздно – есть свои трудности, рано – другие трудности.
Главное – учиться быть родителем. Это, пожалуй, главная трудность. Тут действительно надо предметно разбирать, анализировать каждый свой поступок, каждый день поступать так, чтобы не навредить.
Говорят же, что цыплят по осени считают. У нас любят восторгаться: «Ах, какие хорошие дети, как они любят маму и папу!» Но, пока они маленькие, ещё неизвестно, хорошие или не хорошие. Это будет известно, когда они станут на ноги, свои семьи заведут. Тогда и будет видно их отношение к родителям. Будут ли они за родителей своих молиться или родители окажутся не нужны им нисколько, даже не вспомнят о них? Вот тогда только можно будет сказать, благодарные это дети или неблагодарные.
Основной вопрос воспитания
– А что должно пониматься под благодарностью?
– Благодарность – это вовсе не то, что они будут осыпать своих родителей материальными благами. Нет, это глупость – так считать! У каждого свои условия жизни, свой достаток. У всех они разные. И как там получится в будущем, никто не знает. Никто не знает и как сложится семейная жизнь его детей. Нельзя об этом говорить заранее.
Но когда уже человек определился, когда уже ясна цель его жизни, если он будет молиться за своих родителей как благодарный сын, благодарная дочь, это будет настоящая радость для них. Будет ли он это делать – вот в чём основной вопрос воспитания.
А всё остальное – материальная и прочая поддержка взрослыми детьми своих престарелых родителей – исходит именно из этого внутреннего чувства, из этого душевного отношения к ним. Главное – сумеем ли мы воспитать их так, чтобы они искренне и тепло молились за нас так, как мы молились за них, когда они были ещё совсем беспомощными.
И радости, и трудности
– Вернёмся к вашей семье. У вас восемь деток. А возраст какой у них?
– Старший в этом году уже в институт поступил, ему 18 лет, а младшей полгодика скоро будет. Два мальчика первыми были, а остальные – девочки. Два мальчика и шесть девочек.
– И как между ними выстраиваются отношения?
– Да всё сложно, конечно. Есть свои радости, есть и свои трудности. Где-то, как обычно, за первенство могут поспорить. А где-то, наоборот, им друг без друга и скучно даже.
– Что для вас как для отца самое сложное в отношениях с детьми и что самое радостное?
– Вопрос непростой. Мне трудно на него ответить.
– Но ведь бывает, что, не дай Бог, заболел ребёнок или получил двойку…
– Конечно, молишься. Впрочем, у каждого детского возраста свои проблемы.
– А переходный возраст, когда уже подростками становятся, – вы не заметили ломки поведения, характера?
– Да как-то незаметно. Переходный возраст, может быть, отчасти и проявляется, но всё время они в общении друг с другом, поэтому все эти проблемы как-то нивелируются. У нас всё это не так жёстко, как некоторые родители рассказывают: у ребёнка переходный возраст, с ним не справляются. Бывает, что начинает кто-то своё «я» выпячивать, борьба за первенство вдруг возникает, но постепенно и весьма мягко это сходит на нет. Может быть, потому, что многодетная семья, все эти проблемы переходного возраста не так ярко выражены.
Тонкие моменты
– То есть когда детей в семье много, они отчасти друг друга воспитывают сами…
– Обязательно, конечно! Важно и то, как родители себя поставят, этому тоже надо научиться. Как супруга поможет подчеркнуть значимость супруга, а супруг – подчеркнуть значимость мамы для детей. Тут тоже очень тонкие моменты, не сразу этому научишься. Это потихонечку начинаешь понимать, тем более что мы-то с супругой – из семей небольших. Четыре человека – это небольшая семья. Полная семья, но небольшая: у неё – брат, у меня – брат. И потому особенностей многодетной семьи мы, что называется, изнутри не знали. И познаём их до сих пор, учимся.
– Помощь по дому, обязанности детей как в вашей семье выстраиваются?
– У каждого – своя чёткая область деятельности, что он должен сделать. Конечно, бывает, что им не очень хочется бросить свои любимые дела и заняться тем, что должен, – полы помыть, посуду, что-то где-то убрать. Тем не менее – трудно не трудно, сложно не сложно, где-то убеждением, а где-то и заставить надо. А кто-то, наоборот, бежит вперёд быстрее всех помогать маме по хозяйству. У всех характеры разные. Маленькие, может быть, иной раз даже и больше помогут, чем старшие. Хотя и без старших не обойдёшься никак, потому что они помогут с маленькими.
Огранивать, но не запрещать!
– Актуальна для вашей семьи проблема интернета и гаджетов?
– Конечно, актуальна. Гаджеты так или иначе, но появляются в нашей жизни. Да, есть определённые трудности, но со стороны родителей просто надо постоянное внимание, руку на пульсе держать надо и папе, и маме – это обязательно. Где-то можно и спокойно отнестись, когда, например, с помощью этих гаджетов начинают учить иностранный язык или какие-то вопросы, касающиеся учёбы, выяснять. А где-то надо и твёрдость проявить. Ограничение должно быть, безусловно. Разумное ограничение. Будешь запрещать, а в результате когда они оторвутся от тебя, станут жить самостоятельно, то даже не будут знать, что с этим прогрессом делать, как себя вести, могут потеряться в жизни. Надо терпеливо постоянно пояснять вред и пользу интернета. Это очень важный момент, чтобы дети в результате сами научились осознавать все плюсы и минусы этих технологий, когда у них будет выбор – учиться дальше или работать, что-то делать полезное и интересное или просто ерундой заниматься.
– А с какого возраста вы разрешаете пользоваться гаджетами? Что считаете разумным?
– Да ничего я не считаю разумным, тут вынужденно всё! В школе, заметьте – в начальной школе, дают задание: сделать проект. Проект! Причём сегодня дали, а завтра уже надо сдать учителю – бывают и такие ситуации. И тут старшие где-то помогут, что-то выберут им из интернета, распечатают. Либо надо бежать с ребёнком через мост на другой конец города в библиотеку и сидеть с ним несколько часов, потому что одного его не отправишь в такую даль. Конечно, вариант с помощью интернета, компьютера гораздо легче, да заодно и сам проконтролируешь учёбу. Может, какие-то акценты поможешь сразу расставить, которые ещё и в школе ему не давали. Это интересно и мне, и ребёнку тоже интересен такой момент подачи информации от отца.
– Соперничества среди ребят нет, у кого круче смартфон?
– Нам это вообще неведомо, потому что кому бабушка подарила свой старый телефон, кому – ещё кто-то. На гаджеты тратиться – это уже роскошь.
Есть семьи, где вообще этих гаджетов нет. Я даже удивляюсь, как они это всё обошли! Однозначно сказать нельзя, надо смотреть на ребёнка – насколько он ответствен. Может, без гаджетов и хорошо, а, с другой стороны, кто его знает, чем и как такой запрет в будущем для ребёнка обернётся?
Мне-то проще со всеми этими безобразными устройствами обходиться: у меня первая профессия – автоматизация управления техническими системами. Мне проще в компьютере найти и указать детям, что там может быть полезным. Хотя всё равно постоянно беспокоишься, чтоб в пропасть какую-нибудь не соскользнули. Поэтому ограничения – обязательно, но – не полный запрет. Просто показать, что хорошо, а что плохо. И научить это различать. Тогда будет и смысл, и польза.
Старшего сына, кстати, когда он спрашивал, куда пойти учиться после школы, я не стал отговаривать от его желания поступить в технический вуз. Сейчас он студент в Московском технологическом институте. Пусть учится, а дальше видно будет, как сложится…
Дети и храм
– Как ваши дети воспринимают Церковь и то, что вы служите? И как ровесники воспринимают, что они – из семьи священника?
– Проблемы, что он – из семьи священника, были главным образом у первенца. Дети делятся со мной и матушкой практически всем, но мы не слышали от них, что есть проблемы именно из-за того, что они – из семьи священника.
У старшего сына были проблемы с ребятами где-то до пятого класса. А потом как-то потихонечку это прошло. Причём это были ребята постарше, со сверстниками проблем не было, у них были нормальные отношения. У девчонок бывают со сверстниками сложности, потому что люди все разные. Но это чисто межличностные их отношения.
По поводу отношения к храму – оно у всех моих детей разное. По характеру – кому очень нравится, кому определённо надо преодолеть себя, чтобы в храме на службе помолиться, маме помочь петь на клиросе или в каких-то работах по храму.
Искушение, бывает, вдруг набегает какое-то, очень трудно идти в храм, ведь все мы люди. Иногда даже священнику надо следить за собой, чтобы ходить в храм именно служить, а не как на работу. Поэтому сказать, что всё замечательно, молитва летит, – это только у святых. А у нас всех – по-разному. Но отвержения нет ни у кого.
Есть определённый интерес к чтению Священного Писания. Бывает даже, что ребёнок капризничает – всё, на службу не пойду! И тут же через какое-то время сам берёт читать Евангелие.
То есть сложно пока по их поведению определить однозначно отношение к моему служению в Церкви. Но, я думаю, они многое понимают.
Не сотвори кумира!
– Сейчас многие убеждены, что детям надо создать максимальные материальные блага…
– Ставить во главу угла материальные блага – значит, сотворить из ребёнка кумира и испортить его донельзя. Дети должны чувствовать в чём-то определённые трудности. Обязательно должны быть у детей трудности! Жить в абсолютном материальном достатке – не очень хорошо в том плане, что развращается человек. Если будешь давать, давать, давать, то он вообще не научится даже элементарные вещи делать.
– Наверное, это не только к детям применимо…
– Совершенно верно! Я встречал таких людей, которые отказывались от больших денег, потому что это была работа, где для их души ничего не было, для их рук – ничего. Они говорили, что теряют квалификацию, и уходили с такой работы.
Хороший пример – мой отец: он ушёл из облсовпрофа в советские годы, потому что терял там квалификацию как врач. С одной стороны, работа была несложная и вполне денежная, но он год только там проработал, не смог. И сейчас такие люди есть. Не за длинным рублём гонятся, а оценивают, что от их труда полезное получается, чтобы на душе легко было.
Просто – о сложных истинах
– Как обо всех этих истинах разговаривать с детьми?
– Как со взрослыми. Они всё хорошо понимают. Я, может быть, неправильно их воспитываю, но я убеждён, что с детьми нельзя сюсюкать! Не знаю, правильно это или нет, но когда пред ними честно ставишь и проблемы, и вопросы, то нет никакого недопонимания с их стороны.
– А если проблемы им пока не по возрасту?
– Помню, что когда мой старший сын попал в летний православный лагерь, то педагог, пообщавшись с ним, стала мне выговаривать: у ребёнка проблемы не по возрасту. Мол, он ещё в начальной школе, а у него уже проблемы переходного возраста: сопротивление взрослым, упорство, нежелание признавать авторитеты. В таком случае необходимо постараться сохранить доверительное общение с ребёнком, не давить, не наказывать, а разобраться в проблеме. Это помогло избежать многих дальнейших возрастных кризисов.
Наказывать, но не от злости…
– Похоже, вы – строгий отец…
– Наверное…
– Отец должен быть строгим?
– Отец должен быть справедливым. Это важно. Чтобы он не от своей злости наказывал. Если разозлился на ребёнка, значит, нельзя тебе его наказывать. Нельзя, запомни! Лучше уйди и не накажи, нежели со злости кого-то наказать. Последствия будут большие и нехорошие. Неправильно всё будет в таком воспитании. Потом залечивать раны в общении с детьми будет очень непросто.
Наказывать можно и нужно, но не со злости, ни в коем случае! Порой – строго, если серьёзный какой-то проступок, чтоб ребёнок знал, за что его наказали, осознавал и понимал суть наказания. Когда злишься, то слабеешь, и эту твою слабость дети очень хорошо чувствуют. Поэтому лучше отойти и ничего вообще не сделать, перетерпеть. От этого гораздо больше будет пользы.
– А когда наказываете, обижаются?
– Бывает всякое, и всегда по-разному. Кто-то обижается, кто-то не обижается, всякое бывало…
Бог дал дитя, даст и на дитя?
– Среди ваших прихожан много многодетных? Или тех, у кого хотя бы двое деток?
– Есть такие, но приход наш небольшой, тем более на малой стороне города, за речкой…
– В народе говорят: Бог дал дитя, даст и на дитя… И всё-таки как с такой большой семьёй удаётся материально выживать?
– Помогают родственники, знакомые. Поэтому милостью Божией как-то справляемся.
– А огород свой у вас есть?
– У нас есть приходской дом. Куда-то ездить за город огородничать некогда просто. Прежде всего – храм! Он от дома через перекрёсток, вот там и служить. Две-три службы минимум в неделю плюс работы по храму, дому, детскому саду. Когда тут огородом заниматься?
Учёба – не фетиш…
– Многие родители озабочены учёбой детей. Она для них фетиш: жаждут, чтобы оценки хорошие были, чтобы читал ребёнок больше. А у вас в семье как?
– Читать больше – это хорошо. Оценки? Мы никогда на оценки внимания особенного не обращали. Научиться разбираться и думать так, как тебе действительно нужно, – вот главное. Надо, чтобы дети научились учиться, добывать знания, мыслить. А оценки – не главное!
Наверное, я и в этом смысле не совсем правильный отец, потому не нравится мне, как некоторые родители своих детей гоняют: и по всем предметам чтобы были пятёрки, плюс масса кружков, секций… А то ещё и с пяти лет начинают их учёбу. Жалко мне их деток, словно загнанные лошадки они у них!
Это – с одной стороны. А с другой стороны, может, на самом деле цивилизация так далеко убежала, что надо уже подхватываться с пяти лет, а то и чуть ли не с люльки, чтобы чему-то научиться?
Радуюсь, когда международные олимпиады по математике, физике, химии наши школьники выигрывают, но и понимаю, что это – тяжелейший труд.
Однако вот что меня волнует: нужны ли, чтобы стать человеком, все эти знания? Или не нужны? Тут, согласитесь, большой конфликт с той же наукой. Одно дело – наука для пользы человека, а другое дело – наука для науки и собственных достижений. Это разные, мне кажется, понятия. И соединить их, к сожалению, наверное, никогда и ни у кого не получится…
Западное направление науки и православное видение её роли в образовании и воспитании, по-моему, это достаточно разные вещи. Может, я в чём-то здесь ошибаюсь, потому что и среди священников я разные мнения слышал на эту тему.
Чтобы стал человеком!
– Хорошо, учёба – не главное. Но что тогда главное?
– Главное, чтобы каждый ребёнок прежде всего человеком стал. Чтобы нашёл себя в жизни, чтобы было у него дело по душе! Об этом беспокоюсь и молюсь.
– Отец Александр, можно попросить вас определить несколькими словами, что такое семья?
– Без меня уже сказано, что семья – это малая Церковь. Со всеми и трудностями, и проблемами, и радостями. Это – идеал. А в жизни получается, что идеал для того и дан, чтобы к нему стремиться.
Фото: из личного архива о. Александра Астапеня
Материал подготовлен при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива»
Игорь Красновский
Многие с нетерпением ждут приближения праздников — Рождества и Нового года. Думаю, каждый верующий задаёт себе вопрос: как встретить Рождество? Если с Новым годом более или менее всё понятно, то как праздновать Рождество? О том, как понимают значение Рождества и как к нему готовятся, мы поинтересовались у Журавлёвых, всей семьей принявших участие в постановке музыкального спектакля «История одной звезды».
Как получается, что каждый год ваша семья в полном составе участвует в рождественских мероприятиях? Это творческий дух или что-то ещё?
Сергей (глава семьи): Поскольку это церковная традиция, — рождественские спектакли, мюзиклы, постановки, — нам это близко, поэтому и участвуем. Не договариваясь друг с другом, в какой-то момент, мы понимаем, что опять все оказались участниками спектакля. Ирина шьёт костюмы, дети исполняют роли. Это уже глубоко укоренённая традиция в нашей семье. Начиная с 20 декабря по 7 января, мы практически всей семьёй проводим в церкви, участвуем в репетициях, всевозможных подготовках.
Лиза, ты с самых первых дней в церкви. Помнишь своё первое Рождество?
Осознанно это было в шесть лет, т. е. 12 лет назад. Когда вместе с детским хором разучивали песню к Рождеству «Яркая звёздочка», тогда, наверное, впервые задумалась о Рождестве.
«Яркая звёздочка на небе горит
Детям у ёлочки мама говорит:
«В целом мире торжество,
Наступило Рождество, наступило Рождество!»
У меня Рождество именно с этой песней ассоциируется, потому что тогда какое-то понимание пришло.
Ирина, как в вашей семье празднуется Рождество, есть семейные традиции, связанные с этим праздником?
Мы обязательно все в церкви. Традиция у нас такая — быть в церкви всей семьёй. В церкви перед Рождеством идёт подготовка у детей к детским рождественским ёлкам, у мужа репетиции хора. Дома ещё не получалось просто собраться за столом, всё в церкви проходит. На этот день даже особых планов не бывает.
Тимофей, а для тебя Рождество является особенным праздником?
Мне нравится этот праздник. Потому что в этот день мы прославляем Господа. Рождество — рождение Бога, когда родился Иисус Христос. Когда Он вырос, Он рассказывал людям о Боге, о том, что всё сотворил Господь, чтобы все веровали в Него.
А в твоём сердце родился Христос?
Думаю, да.
Ева, ты самая младшая в семье, но ты уже не первый год участвуешь в рождественских спектаклях. Тебе это нравится?
Да, мне нравится выступать. Особенно, потому что в конце каждого спектакля зрителям говорят об Иисусе Христе, и приглашают к покаянию. Иногда я играю в массовке, иногда исполняю главную роль. Например, в мюзикле «Сын Царя», я вначале играла медвежонка, а на следующий год — одну из главных ролей.
Ева, в этом году ты участвуешь в репетициях рождественского спектакля. Что за спектакль, о чём?
Спектакль называется «История одной звезды». Моя героиня — обычная девочка Влада вместе со своим братом Филиппом, которого играет Тимофей, встречают Рождество, но ничего не знают об этом празднике. В их представлении — это семейный праздник, ёлка, подарки, но они ничего не знают об Иисусе Христе. Когда моя героиня встречается со Звездой, она переносит их в то время, когда родился Иисус Христос, и они становятся свидетелями этого важного события.
Тимофей, ты встречаешь людей, которые как герои спектакля, ничего не знают о Рождестве?
Да, например, ребята в моём классе. Они что-то знают, но что-то своё добавляют в этот праздник. Для них главное — пирушки-веселушки, подарки. Праздник не для Бога, а для себя.
А что нужно делать в Рождество?
Богу поклоняться. Осознавать, что это праздник для Христа, а не для того, чтобы весело провести выходные.
Я думаю, вам нравится получать подарки в Рождество. А вы сами кому-нибудь дарите подарки?
Ева: На воскресной школе мы писали письма для женщин, которые отбывают наказание в колониях. Акция называлась «Ёлка Ангела». Многие из них давно не получали письма от своих детей, мы их поздравляли с Рождеством. Кто-то писал письма для тех, кто пожизненно сидит в тюрьме. Мы писали им о Боге, что Он любит и прощает грехи.
Тимофей: Мы поздравляли пожилых людей в домах престарелых. Своими руками делали праздничные открытки, подписывали их и затем дарили бабушкам и дедушкам.
Лиза: главное, не забыть подарок Иисусу подарить, ведь это не наш, а Его праздник, Его день рождения.
Какой Ему подарок подарите в этом году?
Лиза: «Что могу я Младенцу Христу подарить?» — поётся в песне. Я могу подарить Ему своё сердце. Когда понимаешь, что ты всем обязан Иисусу, хочется обновить отношения с Ним, посвящение. Когда мы что-то делаем, помогаем кому-то, нам мама всегда говорит: «Делайте это каждый день». Также и на Рождество. Не только раз в год вспоминать об Иисусе Христе, что Он сделал для нас, но каждый день быть благодарными Ему, строить отношения с Ним. 7 января — это лишь официальный день, но мы должны об Иисусе помнить каждый день.
Ирина: Посвятить себя Богу, всегда быть готовыми Ему служить не только в день Рождества. Да, это особенный день, но служить своей жизнью нужно каждый день, быть благодарными за Его жертву.
Сергей, ты уже двадцать лет в церкви, это твоё 20-е Рождество.
Не помню, когда мы начали праздновать Рождество в церкви, наверное, с самого начала. Мы живём в традиционном обществе, когда вспоминают о Боге несколько раз в году: на Рождество и на Пасху. Пользуясь этой хорошей традицией, мы приглашаем людей в церковь, говорим о Боге. Есть много хорошей музыки на Рождество. В копилке практически каждого исполнителя есть рождественские песни. Можно использовать это для славы Божьей. Например, приглашать на рождественский концерт и говорить людям о смысле, значении праздника. С помощью музыки мы стараемся сделать что-то яркое для людей, привлечь их внимание к Творцу. В этом году для детей пройдёт рождественский спектакль и 7 января будет традиционное хоровое пение.
Дети в храме: что делать?
На страницах портала Православие.Ru уже несколько раз поднималась тема, когда приводить маленьких детей в храм: к началу службы или только ко Причастию. Большинство родителей сталкивалось с тем, что дети определенного возраста не в состоянии сосредоточиться на Богослужении, они капризничают и своими капризами отвлекают остальных богомольцев от сосредоточенного переживания Божественной службы. Как поступить в этой ситуации: стать источником беспокойства для окружающих или ограничить время посещения храма для себя и своих детей, – на этот вопрос мы хотели бы получить и ваши ответы. Если вы – «состоявшийся родитель», т.е. смогли с детства воспитать свое, ныне подросшее чадо в православной вере, имеете живой опыт преодоления этой проблемы, пишите по адресу editor@pravoslavie.ru Лучшие заметки будут опубликованы.
***
Анна Мазур (пятеро детей): «Братья и сестры! Будем снисходительны друг к другу»
Здравствуйте! Я мама пятерых деток. Старшие – мальчики, уже большие: 11 и 14 лет. Младшие – девочки: 6 лет, 3,5 года и 11 месяцев.
Напишу о своем опыте.
Конечно, маме в ее работе по воспитанию детей невозможно оставаться без церковных служб и таинств. Дети забирают очень много сил – физических, душевных, духовных. Конечно, и радости они приносят много, но всё же нужно очень много отдавать.
Без сил мама становится раздражительной, часто впадает в уныние, а ведь ей постоянно надо проявлять деятельную любовь к детям и к мужу и еще, желательно, к остальным людям! А где же ей взять эту любовь, как не попросить у Господа?! Принести к Нему и Его Пречистой Матери свои тяжести! Попросить исцелить душу и наполнить ее любовью Христовой! Попросить вразумления, чтобы воспитывать чадо во славу Божию и на радость людям!
Как без этого? Я точно знаю, что невозможно!
Это ответ тем людям, которые спрашивают, зачем мама идет в храм и дитя с собой тащит.
Спасибо всем неравнодушным, кто считает, что чужих детей не бывает! На самом деле таких людей очень много! Они часто находят, как помочь маме, у которой уже на лице написано, что стоит она со своими малышами из последних сил, одного держа на руках, другого пытаясь утешить прикосновением руки, а третьему пытается подбадривающе улыбнуться.
Но, конечно же, надо стараться в храме сильно не шуметь, не отвлекать молящихся и не нарушать атмосферу службы. Мы стараемся приходить к Херувимской песне или даже еще позднее, к Символу веры, когда с нами совсем малыши.
Если в семье не один ребенок и даже не два, то это уже коллектив, который не может быть совсем тихим, особенно если в нем есть маленький младенец.
«Каждая мама примерно представляет, как долго именно ее семья может не сильно беспокоить молящихся, – из этого и нужно исходить».
Мне кажется, каждая мама примерно представляет, как долго именно ее семья может не сильно беспокоить молящихся, – из этого и нужно исходить.
Постепенно это время будет увеличиваться.
А периодически можно стараться все-таки находить, с кем оставить деток, и маме приходить одной – спокойно помолиться. Пусть это будет нечасто, но ничего: именно в эти моменты многое понимаешь и набираешься новых сил!
Братья и сестры! Давайте будем стараться быть снисходительны к слабостям друг друга! И стараться помогать друг другу в трудный момент, и, конечно же, стараться не мешать и не раздражать друг друга! Ведь так учил нас Христос! По-моему, это и есть любить ближнего, как самого себя…
Простите, если в чем-то не права, и за многословие!
С Любовью о Господе,
Анна Мазур
***
Наталья Черненко: «На нашем приходе был один интересный случай»
Дети в храме – это такая же тайна, как и взрослый в храме. Как каждый человек приходит к Богу, только Ему и известно. Как это случается с детьми? Точно так же.
На нашем приходе был один интересный случай.
Одного 4–5-летнего ребенка нельзя было привести в храм даже к моменту Причастия. Переступая порог храма, он устраивал вопли во всю силу своих легких.
Нет, он не плакал, он кричал – от переизбытка чувств, видимо. Его бедная бабушка, свечница в том же храме, милейший, добрейший и скромнейший, к слову, человек, очень переживала за своего внука.
Ни уговоры, ни «выведение на улицу», ни запугивания не помогали. Он мешал не только прихожанам, но и священников отвлекал.
Наш дорогой батюшка, тем не менее, благословил ребенка в храм приводить, да почаще. Видимо, так нужно было: нам, прихожанам, – потерпеть, бабушке – посмиряться, священникам – проявить любовь к несмышленому чаду. Через некоторое – не очень продолжительное – время Господь призрел на любовь и терпение нашей большой православной семьи, усмирил малыша. Теперь это один из самых благочестивых маленьких прихожан.
***
Протоиерей Владимир Гамарис: «Нельзя приучать к небрежному отношению к Литургии, говоря “онижедети”»
«Онижедети» – часто слышу я в моем родном Киеве, когда «дети» уже не просто шалят, а совершают тяжелые грехи и преступления. Для того, чтобы этого не было, обязательно детей надо приучать к храму и к богослужению.
Умный родитель постарается сделать так, чтобы посещение храма было не тяжелой обязанностью, а совместной духовной радостью.
К преподобному Серафиму Саровскому пришла молодая мама и спросила: «Батюшка, а с какого возраста надо приучать ребеночка к храму и к молитве?» – «А вашему сколько?» – «Полгода». – «Вы уже опоздали на полгода», – ответил ей святой.
Мои маленькие сыновья всегда с радостью шли со своими родителями на Литургию. С 3–4-летнего возраста выстаивали Литургию полностью, крестились на каждом прошении диакона, хорошо знали богослужение. Хотя священнослужителями не стали, а вторая их радость в жизни (после православного церковного богослужения) – скрипка – привела их в Гнесинское училище.
По опыту приходского служения знаю, что дети с самого маленького возраста вполне могут приучиться к церковной службе. Для особо подвижных и нетерпеливых деток мы сделали детские площадки и возле собора, и возле Борисоглебской («детской») церкви.
В нашей Борисоглебской церкви есть специальные скамейки, где мамы могут переодеть ребенка зимой, богослужение состоит только из Божественной Литургии. Мы сознательно не совершаем в «детской» церкви требы, панихиды, заказные молебны, чтобы не переутомлять детей. Каждое воскресенье, каждый праздник Борисоглебская церковь полна молящимися детьми и их мамами. Когда мы восстанавливали этот храм, то по благословению правящего архиерея – Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия – расписали ее радостными, светлыми, пасхальными, яркими традиционными церковными росписями. Внутри храм стал похож на сказочную шкатулку. Детям очень нравится.
Ребенок чувствует благодать Духа Святого не хуже, а иногда лучше, чем мы, грешные взрослые.
Недостатки в отношении дитяти к службе надо исправлять, но с любовью. При этом нельзя приучать к небрежному отношению к Литургию, говоря «онижедети».
Хотел бы закончить цитатами святых преподобных Оптинских старцев в помощь родителям: http://www.optina.ru/lection/13/#1.
***
Марина Леванович: «Какой радостный сегодня день – как много в храме деток!»
Хочу высказать свою точку зрения по этому вопросу, поскольку эта тема затрагивает всех верующих, бывающих в храме на службах.
Когда я только начинала ходить в храм, воцерковляться, мне запомнилась проповедь батюшки, которая была как раз этому посвящена. Была воскресная служба, как всегда, много деток, которые то пищали, то разговаривали, то плакали. То и дело раздавались детские голоса. Многие молящиеся шикали на них и их родителей, одергивали, выказывали недовольство.
Батюшка же после службы сказал следующее: «Посмотрите, какой сегодня замечательный день – как много сегодня в храме деток. Какая радость, что становится больше верующих в Господа, которые уже с детства приходят в храм. Для них это уже неотъемлемая часть их жизни, это обязательно и естественно».
Мне настолько запомнились эти слова, эта неподдельная радость, что я тоже взглянула на это под совершенно другим углом.
Поэтому когда заплакал ребенок в храме или ребятишки не могут долго стоять спокойно, я стараюсь относиться к этому по-доброму. Главное – что они в храме.
У нас в храме Покрова Богородицы в Покровском-Стрешнево на службах часто бывают казаки – воспитанники самых разных возрастов, лет от 7. И, конечно, некоторым трудно еще почти неподвижно стоять всю службу, но как больно смотреть, когда умудренные и такие правильные взрослые начинают их дергать и ругать! Ну вряд ли от этого они смогут сосредоточиться на службе, молитве. Так же, как и окружающие. Ведь Господь нас учит терпимости, смирению.
Но высказывая свою точку зрения, я, конечно же, не имею в виду тех взрослых, которые устраивают из храма детскую площадку или, видя, что ребенка не удается успокоить, не выходят с ним из храма.
Истина, на мой взгляд, как всегда, где-то посередине. Суть – в отношении родителей, приходящих с детьми.
Если родители забывают об окружающих – это, безусловно, неправильно.
«Если родители забывают об окружающих – это неправильно. Но так же неправильно чрезмерно резко реагировать на любой писк».
Так же неправильно, как и чрезмерно резко реагировать на любой писк ребенка.
Ведь это – жизнь. У детей свой темперамент, физиология. Но это не значит, что они не должны привыкать к правильной церковной жизни. Кто же тогда их научит?
Мне, например, гораздо больше мешают сосредоточиться бабушки, помогающие в храме, громко обсуждающие свои насущные проблемы и новости.
С уважением,
Марина
***
Вера Петровна Терехова: «Все, что я знаю о Православии, начинается с моей бабушки»
Давно наблюдаю за дискуссией о детях в храме, которая разворачивается на любимом мною сайте. Читаю, сравниваю с тем, что вижу в нашем храме, вспоминаю собственное детство. Начну с последнего.
В моей семье верующей была бабушка, причем она была воцерковленным человеком всю свою жизнь. А прожила она почти 96 лет, на которые пришлись события 1917 года, страшный 1918 год, гражданская война, эпоха борьбы с Православием, когда верующие ходили пешком за много километров, чтобы причаститься в чудом уцелевшем сельском храме, немецкая оккупация, послевоенная разруха, причуды земляка Хрущева и 80-е годы прошлого столетия. Умерла она на Сретение, 15 февраля 1986 года.
Перед смертью строго говела пять дней, причастилась, пришла домой после Причастия, прилегла и больше не встала. Через два дня потребовала священника, который после праздничной службы пришел только в 12 часов. Соборовалась, причастилась и через два часа отошла ко Господу.
Всё, что я знаю о Православии, начинается с моей бабушки и передается, теперь уже через меня, из поколения в поколение.
Я не помню, водила ли она в храм моих брата и сестру, но то, как ходила с ней в храм я, сформировало во мне четкие представления о том, как можно, как нельзя и как нельзя никогда.
Бабушка была неграмотная, с трудом расписывалась, никогда не читала молитвословов и Святое Евангелие. Всю жизнь молилась коротким молитвенным правилом Серафима Саровского. Хорошо понимала церковнославянский и пересказывала то, что читалось на службе.
Шла ли я на Причастие или просто на службу, независимо от моего возраста, со мной накануне велась духовная беседа
Если меня брали в храм, то об этом мне объявлялось заранее. Независимо от того, шла ли я на Причастие или просто на службу, независимо от моего возраста, со мной накануне велась духовная беседа (это теперь я так называю тот серьезный разговор).
Надо сразу заметить, что большую часть своей жизни я была невыносимо болтлива, лезла через головы взрослых и всегда вставляла свое мнение там, где этого не нужно было делать.
Разговор был всегда очень серьезный (бабушка была крутого нрава, жестким, иногда жестоким человеком). Смыслом его был Страх Божий, который она пыталась поселить во мне.
Второе чувство, которое мне прививалось, – это отношение к Дому Божиему как к Великой Святыне. До сих пор я вспоминаю то чувство, с которым я переступала порог Введенской церкви: страх перед Богом, благоговение перед Богом и еще какое-то странное чувство, прорезающееся внутри меня, – любовь к Богу, любовь, преодолевающая страх.
В храм одевалось лучшее платье, которое только находилось в моем скудном гардеробе, а вот платок на голову мне не повязывался. Бабушка говорила, что отроковицам он не обязателен, а вот когда девочка становится девушкой – вот тогда одевается косынка или шарфик. Она и своим дочерям, а было их у нее пять, и мне завязывала ленты, как когда-то завязывали ей. Все готовилось вечером: гладилось, штопалось, начищалось. Утром, после короткой молитвы, мы отправлялись в храм.
Отдельная часть беседы посвящалась тому, как в храме нужно себя вести. Категорически запрещалось разговаривать в храме. Запрет этот объяснялся просто: «Это грех». Понятие греха воспитывалось с детства, и никаких поблажек на возраст, незнание и неумение не давалось. Категорически запрещалось отходить от взрослых, сновать по храму между людьми, задавать вопросы. Моя сознательная память начинается с трехлетнего возраста, но я не могу вспомнить, когда и как меня учили осенять себя крестом. Мне кажется, что это я знала всегда.
Бабушкина крепкая рука держала меня за левое плечо, я стояла чуть впереди, рассматривала иконы и слушала, как идет служба.
Когда я уставала, в этот самый момент служба чудесным образом заканчивалась
Когда я уставала, в этот самый момент служба чудесным образом заканчивалась и начиналась подготовка к Таинству Причастия.
Я не знаю, может, мне это кажется, а может, детские воспоминания стерлись, но как-то тогда это было иначе.
Если мы не причащались, то шли в конец храма, где бабушки и больные присаживались на лавку. Они дружно двигались и выделяли местечко для Лениной внучки (мою бабушку звали Елена Яковлевна). После службы полагалось принять просфору.
Особым образом помолившись, дав обещание не потерять ни одной крупинки, я получала этот Священный Хлеб в свои детские ладошки. Ничего вкуснее в моей жизни не было и нет.
Недавно в одном из величайших храмов России, прихожанкой которого, по великой милости Божией, я состою, еще молодая бабушка протягивает просфору внучке, только что получившей Святые Дары. Внучка, лет пяти или шести, громко восклицает: «Ой, булочки!» – и начинает хлопать в ладоши. Меня действительно прошил «столбняк». На все мои попытки объяснить ребенку, что это Святая Просфора, был категоричный ответ бабушки: «Она еще маленькая».
Когда мне исполнилось десять лет, мы с бабушкой отправились на Великую Пасхальную службу. В храм меня не пустил комсомольский патруль. Бабушка после этого как-то сникла и больше не брала меня в храм. Через четыре года она выдала нам с братом (по нашей просьбе) Святое Евангелие, которое хранилось в святом углу за иконами, подробно объяснив нам, как бережно нужно относиться к этой книге, и мы его прочитали.
Своего сына я водила в храм до восьми лет. Потом наступил период, когда мы в храм не ходили. В 2010 году я начала воцерковляться, а год назад ко мне присоединился и мой сын.
Два года назад я стала прихожанкой Сергиево-Казанского кафедрального собора, который построили супруги Машнины, с колокольни которого выпал обычный отрок Прохор, а на землю приземлился Великий Святой – Серафим Саровский.
До этого я была прихожанкой другого храма – новостроя в спальном районе, в пяти минутах ходьбы от дома.
Однажды пришла в Сергиево-Казанский собор и больше не смогла расстаться с этим особенным местом, осененным стопами Пресвятой Богородицы. Опыт моих наблюдений позволяет сделать выводы, которые я попытаюсь изложить в этих заметках.
В нашем храме много детей разных возрастов, есть семьи, в которых три поколения прихожан стоят на службе, есть многодетные семьи, много молоденьких родителей с грудничками. Маленьких деток много, а вот подростков 13–14 лет можно пересчитать по пальцам. Все семьи разные, а проблемы у всех одни (как-то эта фраза похожа на Толстого, но поверьте, это действительно так).
Можно привести много примеров, но я ограничусь выводами. Часто мамочки уклоняются от необходимости одернуть свое разыгравшееся чадо, жестко взять за руку и поставить рядом с собой, запретить вести себя так, как это делает ребенок. Они перекладывают это на плечи отцов, сохраняя при этом свою безучастность. Мне, воспитавшей своего сына в одиночку, бывшей для него и мамой, и папой, это странно и непонятно. Как можно безучастно смотреть и ничего не делать?!
Все-таки без примеров не обойтись. В нашем храме есть семья, в которой двое девочек-близняшек семи лет и брат лет пяти. Между сестрами конкуренция за первенство, но они мгновенно объединяются, когда нужно побороться с братом. Героический папа приходит на утреннюю службу (в 7 часов), чтобы помолиться, а к следующей службе приводит детей. Иногда с ними приходит мама.
Лето. Двунадесятый праздник. В храме много народа, открыты окна. Папа где-то замешкался, и дети остались одни. Служба подходит к концу, и дети собрались в правом углу храма, где большую часть времени стоит Гроб Господень, на который в Страстную пятницу укладывают Плащаницу. Сестры борются друг с другом, брат, как всегда, держится в сторонке. Одна из сестер пытается с ногами взобраться на церковный подоконник. Мама безучастно наблюдает за происходящим. Стоя за ее спиной, громко говорю: «Ну правильно, еще на окнах не висели как обезьяны». После драматической паузы мама все-таки зовет дочь. Дети мгновенно преображаются и собираются вокруг нее. Скажите, почему нужно ждать реакции прихожан? Что мешало этой мамочке вмешаться в ситуацию раньше?
Рассказывать можно много, дело ведь не в этом. К этому примеру можно добавить много других, совершенно положительных. Я хочу ответить мамочке, у которой есть время писать такие обширные статьи с такими обширными рассуждениями.
В начале советы:
– любую проблему, возникающую в вашей жизни, начинайте решать с себя. Не с мужа, не с ворчливых и скандальных прихожан, а с себя драгоценной. Первый вопрос самой себе: «Что же я делаю не так, и почему возникают эти проблемы?»;
Если вы беременны – самое время начать обучать будущего ребенка духовным основам
– посмотрите вокруг, обратите внимание на своих братьев и сестер по вере и по Церкви. Среди них полно добрых и отзывчивых людей. Это и те самые бездетные девушки, которые еще не успели обрести свое семейное счастье, и бабушки, у которых собственные внуки далеко, которые с любовью смотрят на ваших деток и готовы помочь. Шагните им навстречу. Но помогать можно только тогда, когда духовные основы в детях уже заложены. Так что если вы беременны – самое время начать обучать будущего ребенка духовным основам, привлекая к этому младших детей.
Еще несколько слов о вашем отношении к людям. Время, когда ваши дети вырастут и разлетятся из родного гнезда, наступит неизбежно, и тогда вы поймете, что ничего из этой жизни нельзя забыть. Материнская память так устроена, что в ней сохраняется всё, периодически возникает и заставляет задуматься снова и снова. В далеком 1993 году священник-монах, положив руку на голову моего шестилетнего сына, сказал мне такие слова: «Держите, матушка, своего сына и учите, хотя учить уже поздно, уже вдоль лавки лежит, а учить надо, когда поперек». Только 20 лет спустя я начинаю понимать всю глубину и мудрость этого совета.
Вы не просто мамочка, вы – Матушка, жена священника, предмет внимания и заботы его прихожан. Вы сами выбрали этот путь, вас никто не заставлял. Храм – это Дом Божий, а не место работы. Проявите талант и духовную зрелость, организуйте свою жизнь и жизнь своих детей. Помогите в этом своему мужу и всей Православной Церкви. Станьте духовным ориентиром для наших детей.
С уважением и пожеланием духовной благодати –
Вера Петровна Терехова,
прихожанка Сергиево-Казанского кафедрального собора,
г. Курск
***
Татьяна (трое детей, живет в Германии): «Проблемы закончились, когда я начала воспринимать роль матери как службу Богу»
Здравствуйте! Мне хочется поделиться опытом по поводу детей в храме. У меня с третьей дочерью проблемы совмещения молитвы и внимания к ребенку закончились, когда я начала воспринимать роль матери как службу Богу.
Например: читаю вечернее правило. Ребенок заметил, что я отошла (вниманием) от нее, и начинает как-то привлекать меня обратно.
Я откладываю молитвослов и (с любовью!) обращаюсь к ней (ведь она – тоже образ Божий).
Вопросы, проблемы решаю быстро и снова возвращаюсь к молитвенному чтению (вслух).
Дочка вскоре поняла, что я не ухожу от нее, и стала воспринимать длинные молитвы как совместное таинство…
Одним словом, мне помогло понимание того, что человек – это образ Божий и молитва неотделима от делания своего дела. Вот. Простите.
***
Светлана Колосова (матушка, шестеро детей): «Почему я должна ставить свою молитву выше, чем спокойствие окружающих?»
У нас шестеро детей. Было время, когда я ходила к Причастию с тремя детьми одновременно, с четырьмя. Но помолиться и причаститься самой получалось один раз в месяц, когда приезжала моя мама и отпускала меня.
Муж у меня священник, со временем мы перешли в отдельный храм, я стала регентовать и должна была приезжать на каждую службу. Поэтому пятый и шестой ребенок родились, не отходя от клироса, часто спали в коляске рядом.
Считаю, что многодетная мама должна изыскивать возможность причаститься без детей (раз в месяц, мне кажется, это реально). Остальное время приводить детей к Причастию, чтобы не мучить их, если они не могут спокойно находиться в храме, и окружающих людей, включая клиросных, которым очень тяжело петь, если в храме шумно, и служащего священника, который должен предстоять перед Престолом Божиим, не думая о чьем-то малыше, который чувствует себя некомфортно в храме и мучает маму и всех молящихся.
Я со своими маленькими детьми «пулей» вылетала из храма, если они только начинали «пищать», и считаю это правильным: почему я должна быть такой эгоистичной и ставить свою молитву «любой ценой» выше, чем спокойствие окружающих?
***
Дарья Лапшина (сын Георгий, 6 лет): «Дети не должны стать помехой в духовной жизни взрослых»
Точно помню этот день – это было Вербное воскресенье (я очень люблю этот праздник – особенный, светлый, яркий, наполненный счастьем и светом, духом Святым). Мы пришли на Литургию с сыном. Я – купаясь в этом внутреннем солнце предстоящего Причастия, а сын – с красивым пушистым букетом вербы. На тот момент ему было без малого 6, тот возраст, когда дети, как я считаю, уже могут осознано понимать, что и как происходит в Церкви, как идет служба и вообще зачем туда ходят люди.
И вот в тот самый день, в Вербное воскресенье, стоя со мной в очереди на исповедь, он вдруг САМ решил, что тоже пойдет на исповедь. Хотя не должен, мал еще.
Но он сам пошел, что-то говорил, отец Владимир пытался скрыть в окладистой бороде добрую улыбку…
Как так вышло? Я была невероятно обрадована, но отнюдь не удивлена таким поворотом событий. Я думаю, что это вполне закономерно, если есть семья – «единая чаша».
Ведь невозможно, например, чтобы родители постились, а ребенок даже не знал, что это такое. Или не знал, имя какого святого он носит и чем этот святой известен.
(Естественно, что в свои теперь уже полные 6 лет он постится – это однозначно решение уже взрослого человека.)
Дети ни в коем случае не должны стать досадной помехой в духовной жизни взрослых.
Они непременно должны быть вовлечены в духовную жизнь родителей. Таким образом, они – по примеру взрослых – раньше начнут формировать и собственный путь внутреннего развития, а это ох как поможет в будущем…
И дом, обращенный в малую Церковь, обращенный к Церкви «великой», станет местом христианского образования всех членов семьи…
Мы объясняли ребенку какие-то моменты очень постепенно – примерно с 4 лет. Раньше, думаю, это бессмысленно: до четырех лет храм для него – это где красиво горят свечки (разные по размеру, что важно), вкусно пахнет ладаном, крестятся, плачут и так далее, но смысл в общем и целом – не ясен. Хочется побегать, пошалить, заняться, наконец, этими свечками. Ох, как же они манили моего сына…
Весьма важным я бы назвала в этом случае принцип наглядности: ребенок берет пример с взрослого.
И ему нужно всё объяснять – и в храме (шепотом), и дома, конечно же.
Еще очень важен и внешний вид дома – иконы, например.
Никогда не забуду, как радовался ребенок, когда я подарила большую, ручной работы икону Георгия Победоносца – он ни одной машинке так не радовался, как этому подарку.
Нелегко привлечь внимание ребенка к «душеполезным» беседам, но поразительная вещь: если родители обсуждают что-то между собой, то дети ловят каждое слово, они, как губки, всё впитывают в себя и прекрасно запоминают. Еще бы: им не надо терпеть скучные наставления – они подслушивают взрослый разговор.
И если папа с мамой обсуждают за столом страдания 40 святых мучеников Севастийских, то дети слушают так же увлеченно, как самые интересные приключения. Но для этого, конечно, требуется подготовка родителей.
С огромным уважением, для любимого портала,
Дарья
10 способов найти ребенку место в храме
1. Рычать и шипеть на него
Это, несмотря на кажущуюся абсурдность, действенный способ влиять на ребенка. Но только на чужого. Если вы – вредная грымза из приходских анекдотов, не упустите возможность повоспитывать чужое дитя шипением и угрозами. Обычно дети тушуются, замолкают и бегут к маме. Вам же этого хотелось? Тем временем подготовьтесь к ее реакции: вы можете проявить себя во всей красе, устроив грандиозный базарный скандал во время Евхаристического канона. Но иногда метод действует и обратно: мама хватает ревущего малыша и пулей выскакивает из храма. Торжество Православия.
Если же ребенок – ваш собственный, то, конечно, вы уже поняли, что угрожающее рычание не работает. Иначе все было бы слишком просто, и никто не обсуждал бы годами, на какое такое место поставить в храме этих детей, чтобы все были сыты и целы.
2. Приучать себя вести, постоянно разъясняя правила
Если у вас много терпения, доброты и сопутствующих методов поощрения – вероятно, это ваш путь. Есть нюанс – многие дети не любят одних и тех же регулярных монотонных объяснений, и перестают их слышать. Придется проявить немалую изобретательность, чтобы красочно и разнообразно повторять одни и те же правила поведения и быть снисходительным к нарушениям, давая ребенку почувствовать последствия. Поход в храм должен всегда быть исключительно позитивным событием – и целое искусство сделать его таким, ведь и сами мы в храм приходим не только в радости.
Другая крайность: за «правильное» воспитание часто выступают люди раздражительные и агрессивные. Именно от них мы слышим советы о том, как надо было еще с пеленок приучать ровно стоять, тихо молиться, складывать ручки и лишний раз не открывать рот. Им кажется, что можно одним жестким махом решить проблему, и дальше все пойдет как по маслу. Иногда это получается, но чаще – нет. И, главное, ни о какой радости тут речи не идет.
Рано или поздно у ребенка возникнет вопрос: зачем ходить в унылое место, где столько нудных правил, а он всем только мешает?
У вас готов ответ? Вероятно, такой же унылый…
Есть и третий вариант: ребенок долгое время подыгрывает родителям, что ему в храме радостно, и он с большим рвением исполняет требуемое ради маминой любви. Люди вокруг не нарадуются, родителям удобно. Пожалуй, озорство ребенка безобиднее лицемерия, но каждый воспитатель делает свой выбор.
3. Приводить или приносить только к причастию
Правильный выбор для мам младенцев, грудничков, особых детей и таких, которые не в состоянии посидеть спокойно больше 10 минут.
Также для мамы, которая устала, на ногах не стоит, негде и не с кем оставить ребенка – это отличный выход, ведь это не шаг от матери и ребенка, а наоборот, навстречу – пришла к концу службы, причастила ребенка, ушла, отдыхай, гуляй.
Фото: tatarstan-mitropolia.ru
Напряжение возникает, когда мама во что бы то ни стало свое желание быть в храме всю службу ставит во главу угла. Дети беспокойны, выдержать службу не могут, а ей надо решить в этой крайне важной вылазке кучу своих проблем: исповедоваться, взять какое-нибудь благословение на пост, пообщаться, да и в целом сказать себе – я молодец, вожу детей в храм.
Почему-то именно в это время бабушки и тетушки, умиляясь младенцу, скажут: «Правильно, води с пеленок, вот он как раз сейчас к молитве приучается». Да не приучается он!
Грудному все равно, где хотеть есть, а те, кто постарше, просто ходят в такое место, важность и красоту которого они в силу возраста оценить еще не в состоянии.
Никто не водит малышей 2-4 лет в Третьяковскую галерею и Большой театр на три часа и не требует стоять или сидеть там смирно. И, конечно же, когда скучно, дети везде ищут себе развлечение. И есть, в общем, два лагеря: за то, чтобы дети развлекались в храме, но все же пребывали там, и те, кто против этих развлечений.
4. Выпроводить гулять во двор
Развлечение, которое дает возможность детям поиграть рядом с храмом и относительно спокойно помолиться тем, кто пришел без детей. Такой поход в храм объединяет семью и позволяет детям найти новых друзей, круг общения. Дает ли это радость? Да. Воспитывает ли это в детях серьезное отношение к храму? Скорее, нет.
Очень скоро можно услышать от подрастающих детей: «А мы пойдем сегодня в храм играть? А на самокате можно?» Родители поправляют, иногда даже злятся: храм – место не для игр, а для молитвы. Но ребенок уже сделал свои выводы, и часто на призыв войти и постоять недолго в храме он уже не готов расстаться с игрой.
5. Поиграть с ним во время службы
Игра переносится в помещение храма. Не всегда можно гулять (плохая погода, отсутствие места), но можно попробовать тихо развлечь ребенка, чтобы скоротать время в ожидании конца службы – рисование, чтение, небольшие настольные игры. Как правило, молиться самостоятельно при этом трудно, если же и ребенок мается от такой игры – возникает вопрос, зачем?
6. Создать резервацию
Почему бы не объединить всех детей в группу и не назначить одного наставника, который будет следить за ними в отдельном помещении? Отношение к храму как месту развлечений не уходит, но родители смогут полноценно быть на службе.
Проблема – найти энтузиаста, готового регулярно несколько часов заниматься с такими разными детьми. Кроме того, это не вариант для малышей, которые пока не могут оставаться без мамы.
Но в целом наличие детской комнаты решает многие проблемы – мамы и сами рады побыть со своими детьми, в ней же можно и покормить, и переодеть ребенка.
7. Не обращать внимания на детей
Здесь, как и в первом пункте, все зависит от того, ваши это дети или чужие. Тренировать спокойствие и выдержку, не обращая внимания на шумящих чужих детей – христианский подвиг. Не обращая никакого внимания на поведение своего ребенка, будьте готовы к ответной реакции и повторному базарному скандалу во время причастия. Но, может, и прокатит: ребенок найдет себе занятие и будет полчаса тихо и незаметно размазывать воск по длинной юбке самой строгой бабушки прихода…
8. Занимать детей полезными делами
В некоторых приходах принято привлекать детей постарше к несложным делам, например, следить за подсвечником. По сути – то же развлечение, которое на первое время увлечет ребенка, дав почувствовать себя значимым, нужным, и в то же время дисциплинирует. Однако однообразная работа без прогресса довольно скоро надоест, и проблема вернется.
Минус в том, что нет стольких подсвечников и ответственных заданий, чтобы занять всех детей прихода, значит, для многих решения так и не будет. А еще поручения детям требуют и выдержки, и контроля со стороны взрослых – чем учить, хвалить и тайком переделывать, проще сделать все самим.
9. Не водить ребенка в храм
То есть как это – не водить? Совсем?!
Ну, конечно нет. Но наверняка в жизни каждого родителя наступает момент, когда ребенок начинает сопротивляться. Родители могут этого не замечать, объясняя плохим поведением, упрямством. Хотя ребенок чаще всего либо перенасытился и устал, либо в принципе не находит себе в церкви места и позитивного занятия. И эта ситуация тоже требует какого-то решения: настаивать, не давить, водить ненадолго, водить в другой храм, водить как угодно, но лишь бы ходил?
Есть вариант, который требует некоторого мужества и самостоятельного родительского решения: ходить в храм редко. Да, это повлечет за собой неудобную для семьи ситуацию, когда, возможно, все начнут ходить в храм не вместе. На приходе вам не преминут сделать замечание, что вы давно не появлялись, и вообще, положено ходить каждую неделю.
Вы пропустите какой-то праздник, но зато для вас праздником станет, когда через какое-то длительное время сам ребенок скажет вам: «Что-то мы в храм давно не ходили, давай сходим».
Ничего плохого не случится, и вы останетесь в Церкви, просто по-другому. Главное – не делать из лишения храма какую-то семейную драму, в которой виноват ребенок. Возможно, именно с этого момента начнется его самостоятельный путь к Богу, о сложности которого столько сейчас говорят. И он будет благодарен вам за разрешение идти самостоятельно.
10. Поставить себя на место ребенка
Часто думают, как поставить ребенка на место. Или как найти ему где-то место. Есть хороший способ – поставить себя на его место. Присядьте рядом, чтобы ваши глаза находились на его уровне. Что он видит в храме? Ноги, попы, широкие спины? Ножку подсвечника? Узорчатую стену, цветочки под иконами? Однозначно, ребенок видит не то, что взрослый, и чувствует – тоже. Как вам такой вид в течение 2-3 часов, не возникает желания перейти на другое место, сменить обстановочку?
«Сегодня такой праздник, а ты так себя безобразно ведешь!» Да, для взрослого, может быть, и праздник, но ребенка-то он почти не касается. Мы идем в храм и говорим: «Сегодня праздник». Ребенок оживляется: «А какой? А как мы будем праздновать? А подарки будут? А в кафе пойдем?» Родители напрягаются: мы же не это имеем в виду! Что-то свое, высокое и далекое. День обещает быть интересным, но к концу службы энтузиазм у ребенка угасает, ведь мы не смогли ни передать ему свое настроение, ни приблизить важный день к его пониманию, а только дергали и раздражались. А он виноват – «Ну вот, ты и мне весь праздник испортил!»
Что делать? Или искать способы по-человечески приблизить, или, если нет сил и фантазии – не обнадеживать. Дождаться, когда ребенок дорастет и сам выделит для себя важные вещи, какими бы они ни были: выбирать платочек в цвет праздника, ходить с друзьями в кафе после службы или повидаться с любимым батюшкой – все эти радости есть и во взрослой жизни прихожан, сколько бы ни говорили, что это – не главное.
Когда родители посвящают время тому, чтобы выбрать подходящую школу, кружок или компанию – мы считаем это важным и нормальным. Мы забираем детей из неподходящих мест, от нервных учителей и стараемся найти то, что им нравится, то, что соответствует их темпераменту и возрасту. Так почему бы не попробовать и тут то же самое?
Ведь, вообще, у нас есть что выбрать. И большинство родителей как-то решают проблему с пребыванием детей в храме: выбирают детские приходы, лояльных настоятелей, регулируют время и количество. Любые способы привить детям интерес и любовь к церковной жизни имеют право на существование, потому что очень разные дети, разные родители и совсем уж разные обстоятельства жизни у каждого из нас.
Иногда нужно уйти, не стесняясь, иногда – пожаловаться, где-то попросить помощи, а где-то – помочь самим. Все, как в обычной жизни.
Но не нужно бояться что-то изменить, если вам с ребенком плохо, некомфортно и уныло.