Содержание
Смерть Владимира Высоцкого: о чем говорили и молчали в 80-е
Казалось, что сплетни рождались гораздо быстрее произведений самого поэта. Одни говорили, что он сидел и за свои песни, и из-за проблем с законом. Другие обвиняли в том, что женился на иностранке и уехал за границу, предав тем самым родину, пишет smena.ru.
«Все мы в какой-то период нашей жизни страдаем от слухов… Несколько раз я уже похоронен, несколько раз уехал, несколько раз отсидел, причем такие сроки, что еще лет сто надо прожить… Одна девочка из Новосибирска меня спросила: «Правда, что вы умерли?» Я говорю: «Не знаю», — рассказывал артист на одном из концертов.
А ведь на самом деле Владимир Высоцкий не раз попадал в реанимацию. На его счету несколько автомобильных аварий и две клинические смерти. В гостях у актера Всеволода Абдулова 30-летний Высоцкий внезапно почувствовал себя плохо: пошла горлом кровь. Как позже написал в своем дневнике Золотухин, «Скорая приехала через час и везти не хотела: боялись, что умрет в дороге».
«…Все творческие люди это делают»
Точная причина смерти Владимира Семеновича так и не была установлена. Родственники сделали все возможное, чтобы вскрытие не производилось. По одним данным, причиной смерти послужили наркотики и алкоголь, по другим – самоудушение, запись в заключении о смерти гласит: «Причина – острая сердечно-сосудистая недостаточность».
О проблеме артиста с наркотиками писала в свое время еще его жена Марина Влади в автобиографичной повести «Владимир…». Близкий друг поэта Валерий Янклович вспоминал: «Я много говорил с Володей на эту тему. Он мне сказал: «Вот ты не был на Западе, а там все творческие люди это делают. Это ведь стимулирует творчество. Я же не злоупотребляю, а только для поддержания формы. И мне это помогает».
Многие также утверждали, что Высоцкий не справился с алкогольной зависимостью. Ведь он неоднократно предпринимал попытки побороть страшную болезнь, ложился в больницы, прибегал к различным новомодным процедурам. Но в определенный момент не выдерживал, срывался. «Несколько раз я делал «вшивку». Володя следил: сколько таблеток, на какой срок. Он привозил их из-за границы. Но потом Володя научился сам их выковыривать…», — вспоминал личный врач артиста Анатолий Федотов.
Известно, что 25 июля 1979 года Высоцкий был в состоянии клинической смерти. Тогда его спас Федотов, который, правда, так и не успел помочь артисту год спустя. Как выяснилось позже, причиной клинической смерти стало полное отсутствие сердечной деятельности, наступившее вследствие введения сильнодействующего препарата.
Последние дни
3 июля 1980 года состоялось одно из последних выступлений Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры. Несмотря на плохое самочувствие, артист отыграл двухчасовой концерт, вместо полутора запланированных часов. 18 июля он последний раз появился на сцене Театра на Таганке в одной из самых известных своих ролей – Гамлета. Говорят, что тогда артист еле доиграл спектакль.
Последние дни жизни Владимира Высоцкого. За несколько дней до смерти: 18 июля. Утром к Высоцкому зашёл сценарист Игорь Шевцов. Они обсуждали будущие съёмки на Одесской киностудии фильма «Зелёный фургон», режиссёром которого собирался стать Высоцкий. В разговоре последний обронил такую фразу о своих лечащих врачах: «Они же меня не лечат, падлы…» Чувствовал себя он нормально, вёл содержательную беседу, и ничего не предвещало беды. Но к вечеру всё резко изменилось. Перед спектаклем «Гамлет» Высоцкий был уже в очень тяжёлом состоянии. Врач скорой помощи сделал ему укол. На какое-то время актёру стало лучше. После укола врача Федотова Высоцкий доиграл свою роль в спектакле. Николай Тамразов, конферансье: «На этом спектакле был Владимир Сидорович Потов, он сказал мне: «Володя был со стеклянными глазами». Жена Владимира Сидоровича подошла к сцене, подарила ему цветы. Володя цветы взял, совершенно не понимая, от кого, хотя они были хорошо знакомы. Она рассказывала: «На сцене стоял почти невменяемый человек, взял у меня цветы. Я стою с идиотской улыбкой, жду, что он как-то отреагирует… Совершенно никакой реакции.» 19 июля. В.Высоцкий посещает ОВИР для получения визы на поездку во Францию к жене. В визе в тот день ему было отказано. К вечеру, по словам А.Федотова, поэт «ушёл в пике». Но он не только пил, а находил время для работы. «В эти последние дни, — как свидетельствует В.Янклович, — он ещё работал. Пишет — «Опять меня ударило в озноб». 20 июля. По этому дню нет никаких воспоминаний, очевидцев нет. Скорее всего, Высоцкий провёл его дома и провёл «бурно», судя по его самочувствию на следующее утро. 21 июля. С утра Высоцкий чувствовал себя скверно, но к вечеру ему стало лучше. Тем вечером он сыграл свой последний спектакль «Преступление и наказание». 22 июля. Елизавета Авалдуева, заведующая отделом кадров Театра на Таганке: «Володя позвонил 22 июля… — Елизавета Иннокентьевна, это Володя… — Голос совершенно непохожий… — Какой Володя? — Володя Высоцкий. — Господи, Володя, что с тобой?! —Я болен… Я, наверное, скоро умру.» 23 июля. Валерий Янклович: «Двадцать третьего ему позвонили из ОВИРа: — Владимир Семёнович, зайдите за паспортом. И вот 23 июля Володя последний раз вышел из дома. Он получил в ОВИРе заграничный паспорт и купил билет на Париж на 29 июля.» После этого он был в театре. Елизавета Авалдуева: «23 июля он приехал в театр. Бледный, нет, даже — серый, таким я его никогда не видела. Тогда он вернул Галине Николаевне Власовой старинную брошь. Он брал оценить её и, возможно, купить для Марины…» Валерий Янклович: «Двадцать третьего вечером были врачи… Они предлагали положить Володю «на аппарат»: шёл разговор, чтобы сделать это на даче… Положить с использованием какой-то новой методики — этого ещё никто в Союзе не делал. Договорились, что они заберут Володю двадцать пятого… А когда человек в больнице, всегда есть какая-то надежда — пусть иллюзорная…» Анатолий Федотов: «Хотели положить его в больницу, уговаривали. Бесполезно! Теперь-то понятно, что надо было силой увезти. 23 июля при мне приезжала бригада реаниматологов из Склифосовского. Они хотели провести его на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире — решили забрать через день, когда освобождался отдельный бокс. Я остался с Володей один — он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович. Затем начинается самое интересное. Высоцкий снова вышел из дому. Один. Без Янкловича. Зачем и почему тот отпустил его? И почему об этом он молчит? Нам неизвестно, когда и куда ушёл, точнее уехал Высоцкий. Но мы точно знаем, что около 23 часов он приехал в ресторан Всесоюзного Театрального Общества с большой суммой денег, от которых почему-то хотел избавиться. В ресторане он не пил, несмотря на постоянные приглашения со стороны посетителей ресторана. 24 июля. Валерий Янклович: «В эти дни Володя должен был выступать в Центре Управления Полётами — прямая связь с космосом. Была твёрдая договорённость, и представители ЦУПа приехали на Малую Грузинскую. А Володя уже не выходил из дома, метался по квартире… Мы с Севой Абдуловым должны были встретить этих людей и сказать, что Володя в больнице…Встретили, всё объяснили. И мы, и они ушли. С Володей осталась Нина Максимовна. Анатолий Федотов: «24 июля я работал. Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую (домой к Высоцкому). Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: — Мама, я сегодня умру… 25 числа, в день его смерти творилась полная неразбериха, почему-то уехала мама и Высоцкий остался со своим врачом, который уснул, а проснувшись, понял, что Высоцкий умер.. Официально о смерти Владимира Высоцкого было сообщено крохотной заметкой в чёрной рамке в газете «Вечерняя Москва», гласившей, что умер артист Театра на Таганке, такой-то. Но даже эту заметку руководству Театра на Таганке удалось пробить с большим трудом. Но Москва узнала печальную новость без всяких заметок утром 25 июля 1980 года (умер Высоцкий ночью), и люди стали приходить к культовому театральному подъезду Таганки с цветами. Цветы молча клали прямо на тротуар, и скоро он весь оказался устлан ими, как ковром. Такой традиции Москва прежде не знала, она образовалась именно в эти дни. Поверх цветов лежали машинописные странички с текстами стихов Высоцкого и стихов, посвящённых ему, его фотографии. Люди приходили, уходили, но на протяжении всех трёх суток до похорон безлюдно или даже малолюдно здесь не было ни минуты. В дневное время приходившие держали открытые зонтики над цветами на мостовой, чтобы уберечь их от нещадно палившего в те дни солнца. Хоронили Высоцкого 28 июля. В эти дни в Москве проходили Олимпийские игры, город был на режимном положении – закрыт для приезжих. Вряд ли кто-нибудь мог себе представить, что в этих условиях, включавших в себя еще и адскую жару, похороны Высоцкого соберут такое количество людей. Люди стали стекаться к театру с ночи, а утром очередь желающих проститься уже спускалась к реке, змеилась по набережной и, по свидетельству очевидцев, доходила до Кремля. Людьми были заполнены все окрестные крыши. Власти были в шоке, к Таганке стянули все наличные милицейские силы, в том числе конную милицию. Но до поры всё было чинно. Люди на площади стояли в абсолютной, благоговейной тишине. Когда гроб с телом Высоцкого вынесли из дверей театра, толпа, запрудившая к тому времени всю Таганскую площадь вместе с проезжей частью – это было настоящее людское море, – пришла в движение. Люди поняли, что проститься не дадут, церемония закончена, но не роптали. Все огромное пространство вдруг заполнилось песнями Высоцкого: у сотен пришедших были с собой портативные магнитофоны, допотопные «Яузы» и уже потихоньку наводнявшие Москву «Шарпы» и «Айвы» стояли на подоконниках распахнутых настежь окон окрестных домов. Где-то возникла неразбериха: испуганные мощной звуковой волной лошади прянули на толпу, кто-то подумал, что это не случайно, что отдана команда теснить людей, раздались крики: «Фашисты!» Одни принялись фотографировать возникший хаос, а милиционеры по приказу начальства – вырывать у людей фотоаппараты. Но это продолжалось недолго и было скорее эпизодом. Гроб погрузили в автобус, венки – на грузовики, процессия тронулась, и толпа, мгновенно приведя себя в порядок, расступилась, чтобы дать ей дорогу. По мере её проезда по образовавшемуся среди плотной людской массы коридору люди осыпали её цветами, которые принесли, но не сумели положить к гробу. Последняя дорога Высоцкого стала настоящей «дорогой цветов». Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа В. И. Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…» Ирина Голобородько, актриса, в 1980 году — школьница: — В день смерти Владимира Высоцкого мы с семьей и друзьями были на пляже. Солнце, Одесса, ласковое родное море, дружеское веселье… Один из друзей слушает по транзисторному радиоприемнику «Голос Америки» — и вдруг ставится белым как полотно: «Ребята, тихо! Умер Володя Высоцкий!» — кричит он. Казалось бы, в пляжной суматохе и шуме этот крик должны были услышать только находившиеся вблизи него, но его услышал весь пляж. И вокруг вдруг образовалась такая щемящая душу тишина… Был слышен только шелест волн, накатывающихся на прибрежный песок. Потом все не сговариваясь встали и так и стояли некоторое время, ошеломленные новостью. И вдруг кто-то заиграл на гитаре песню «Если друг оказался вдруг» — и весь пляж подхватил ее. Люди пели и плакали. Как говорят в Одессе, «это надо было видеть!». Так жители второго после Москвы любимого города Высоцкого отдавали последнюю дань народному любимцу — актёру, певцу, человеку! В эти дни моя тётя Наташа находилась в Москве на лечении онкозаболевания. По возвращении в Одессу она рассказала мне, как, собрав все силы, ушла из стационара на Ваганьковское кладбище…
Биография Владимира Высоцкого
Среди других киноработ: геолог Максим в мелодраме «Короткие встречи» (1967, режиссер Кира Муратова), Бродский (Воронов) в экранизации пьесы Льва Славина «Интервенция» (1968, Геннадий Полока; выход на экраны — 1987), поручик Александр Брусенцов в военной драме «Служили два товарища» (1968, Евгений Карелов), Николай фон Корен в драме «Плохой хороший человек» по повести Антона Чехова «Дуэль» (1973, Иосиф Хейфиц), Ибрагим Ганнибал в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» по мотивам исторического романа Александра Пушкина «Арап Петра Великого» (1976, Александр Митта).
Особую популярность Высоцкий завоевал, сыграв капитана милиции Глеба Жеглова в телесериале «Место встречи изменить нельзя» по роману Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия» (1979, Станислав Говорухин).
В общей сложности Высоцкий снялся в тридцати фильмах. Им было написано около 130 песен для кинолент, хотя многие из них в картины не вошли.
Последней актерской работой стала роль Дон Гуана в телефильме «Маленькие трагедии» по произведениям Александра Пушкина (1979, Михаил Швейцер).
Музыкальное и литературное творчество
Высоцкий был широко известен в качестве исполнителя собственных сочинений под русскую семиструнную гитару. Обладал уникальным тембром голоса.
В 1961 году написал первую песню — «Татуировка».
В 1963 году начал записывать музыку в студии. С середины 1960-х вел концертную деятельность — сначала в составе группы артистов Театра на Таганке, затем — сольно. Первое публичное выступление состоялось 18 января 1967 года в ленинградском клубе самодеятельной песни «Восток».
В общей сложности Высоцкий написал более 600 песен. При его жизни было выпущено всего семь миньонов (небольших грампластинок) с различными записями, а также экспортная пластинка «Владимир Высоцкий поет свои песни» (1978). Высоцкий проводил концерты во многих городах Советского Союза, в 1970-х состоялись несколько зарубежных выступлений. По оценкам исследователей, в общей сложности он дал около 1 тыс. 500 концертов.
Высоцкий написал несколько прозаических произведений. В их числе: повесть «Дельфины и психи» (1968, первая публикация в СССР — 1989), «Роман о девочках» (1977, первая публикация в СССР — 1988), киносценарий «Венские каникулы» (1979, совместно с Эдуардом Володарским) и др. Во второй половине 1970-х в соавторстве с Леонидом Мончинским работал над романом «Черная свеча» (первая публикация в РФ — 1992).
В 1975 году в литературно-художественном альманахе «День поэзии» было размещено стихотворение Высоцкого «Ожидание длилось, а проводы были недолги», ставшее его единственной прижизненной поэтической публикацией.
В 1979 году Высоцкий стал одним из авторов самиздатовского альманаха «Метрополь», в котором были напечатаны тексты 18 его песен.
22 января 1980 года прошла его единственная прижизненная съемка на Центральном телевидении Гостелерадио СССР — для передачи «Кинопанорама». Однако запись была показана в эфире под названием «Владимир Высоцкий. Монолог» лишь в 1987 году.
Первый сборник поэтических произведений Высоцкого — «Нерв» — вышел в московском издательстве «Современник» в 1981 году уже после смерти автора.
Высоцкий являлся одним из наиболее известных исполнителей Советского Союза. Его творчество получило всенародное признание.
Смерть, похороны
Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 года в Москве в возрасте 42 лет. По настоянию родственников вскрытие тела не проводилось. Вследствие этого существуют разные версии причины его смерти. Называются, в частности, сердечная недостаточность и асфиксия из-за приема большой дозы седативных препаратов.
Высоцкий умер во время проведения в Москве XX летних Олимпийских игр (19 июля — 3 августа), из-за этого информация о его кончине почти отсутствовала в печати (были опубликованы два сообщения в «Вечерней Москве» и некролог в «Советской культуре»). Однако вскоре эта новость распространилась в столице и других городах.
28 июля 1980 года в Театре на Таганке прошли гражданская панихида и прощание с Высоцким. В тот же день он был похоронен на Ваганьковском кладбище. В последний путь артиста провожали 40 тыс. человек. Очередь за траурной процессией от Театра на Таганке до кладбища растянулась на 10 км.
Семья
Владимир Высоцкий был трижды женат. Первая супруга — народная артистка РФ Изольда Жукова (род. 1937), вторая — актриса Людмила Абрамова (род. 1939), третья — французская актриса русского происхождения Марина Влади (род. 1938). От второго брака имел сыновей Аркадия (род. 1962; сценарист) и Никиту (род. 1964; актер и режиссер, директор Государственного культурного центра-музея В. С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке»).
Признание, память
Заслуженный артист РСФСР (1986; посмертно). Был отмечен Государственной премией СССР (1987, посмертно; «за создание образа капитана Глеба Георгиевича Жеглова в телесериале «Место встречи изменить нельзя» производства Одесской киностудии и исполнение авторских песен»).
В 1974 году на Фестивале наций в Таормине (Италия) Высоцкому был присужден приз «Харибда» за лучшее исполнение мужской роли (Николай фон Корен в фильме «Плохой хороший человек»).
В 1981 году за роль Глеба Жеглова Высоцкий был посмертно отмечен призом жюри XIV Всесоюзного кинофестиваля (Вильнюс, Литовская ССР, ныне — Литва), в 1998 году — премией Министерства внутренних дел РФ.
С 1996 года действует благотворительный Фонд Владимира Высоцкого. В 1997 году данная организация совместно с Министерством культуры и комитетом по культуре Москвы учредила премию «Своя колея» имени Владимира Высоцкого. Ее вручают «людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню Владимир Высоцкий; людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии».
В Москве работает Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке». В Екатеринбурге расположен музей Высоцкого, в Норильске — культурно-досуговый центр имени Высоцкого.